Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания

Ориентация детей на эмоциональное состояние человека. Эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников. Что такое эмоциональный интеллект

В ходе жизнедеятельности у каждого из нас возникают те или иные эмоциональные состояния. Они определяют как уровень информационного и энергетического обмена человека, так и направленность его поведения. Эмоции способны очень сильно управлять нами. Не является исключением и их отсутствие. Ведь это такое эмоциональное состояние, которое позволяет описать поведение человека как особенное.

Теоретическая основа

Термин «эмоции» был веден в конце XIX века. Появление этого понятия связывают с именами датского медика и анатома Г. Ланге и американского психолога и философа У. Джемса. Авторы знакомы не были. Однако независимо друг от друга они пришли к одним и тем же выводам.

Согласно разработанной концепции, эмоции человека могут быть вызваны следующим:

Трансформациями двигательной сферы;
- внешними воздействиями;
- изменениями в области непроизвольных актов.

Эмоциональные состояния - это те ощущения, которые при этом возникают. Согласно теории Джемса - Ланге, мы пугаемся потому, что начинаем дрожать, а причиной печали становятся наши слезы.

Физиологом У. Кенноном была выдвинута собственная теория эмоций. Критикуя концепцию Джемса - Ланге, он обратил внимание на тот факт, что эмоциональные переживания первичны. Только после их возникновения происходят изменения физического характера. Кроме того, при прерывании нервных связей человеческого организма исчезновение эмоций не происходит. По мнению Кеннона, физиологические явления призваны настроить человека на те ситуации, которые потребуют от него больших энергозатрат.

Существуют также теории, которые объясняют возникновение эмоций когнитивными факторами. Их разработали Л. Фестингер и В. Симонов. Согласно этим концепциям, человек, сознательно или нет, сравнивает полученную им информацию о том предмете, который нужен ему для удовлетворения потребностей, с той, которая имеется у него. При этом у него возникают те или иные эмоциональные состояния.

Самочувствие

Эмоциональные состояния личности находятся в прямой зависимости от характера ее психической деятельности. При этом существует и обратная связь. Человек, находящийся в хорошем состоянии, способен активизировать свою познавательную и волевую деятельность.

Однако эмоциональные состояния личности зависят не только от рода выполняемой ею деятельности. Они соразмерны самочувствию. И здесь также можно наблюдать обратную связь. Ведь даже больной, находящийся в очень тяжелом состоянии, во время душевного подъема способен ощутить себя абсолютно здоровым.

Классификация эмоций

Все, с чем человек сталкивается в своей повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни явления или предметы способствуют появлению у него симпатии, а другие - отвращения. При этом у человека возникают самые различные реакции. Это может быть бурный порыв страсти и еле сдерживаемый гнев.

Под эмоциями подразумеваются психические процессы, которые отражают личную значимость человека и выражаются в виде переживаний. Они являются оценкой внутренних и внешних ситуаций, которые индивид дает в процессе своей жизнедеятельности. Исходя из этого, можно утверждать, что эмоции - понятие субъективное. Они представляют собой сложное психическое явление.

Существуют различные виды эмоциональных состояний по форме своего протекания. К ним относятся:

Аффекты;
- чувства;
- собственно эмоции;
- настроения;
- эмоциональный стресс.

Аффект

Это наиболее сильный вид реакции человека на то или иное событие. Под аффектом понимают бурно протекающее, интенсивное, но в то же время кратковременное эмоциональное состояние. К таким душевным вспышкам можно отнести ярость и сильный гнев, бурную радость и ужас, отчаяние и глубокое горе. Эти реакции, как правило, способны полностью охватить психику человека и определить его реакцию на ситуацию в целом.

Главная особенность аффекта состоит в том, что такое эмоциональное состояние буквально навязывает выполнение какого-либо действия. В такой ситуации люди теряют чувство реальности. Они утрачивают над собой контроль и не осознают своих действий. Данные эмоциональные процессы и состояния подвергают изменениям некоторые физиологические функции. Так, у человека снижается переключаемость внимания. В поле его восприятия попадает только тот объект, который непосредственно связан с переживаниями. Внимание на данном предмете концентрируется настолько, что переключиться на что-либо другое человек просто не в состоянии. Кроме того, в подобном эмоциональном состоянии невозможно прогнозировать последствия совершаемых поступков. Именно поэтому человек ведет себя неадекватно.

Эмоции

Их основное отличие от аффекта состоит в том, что данное явление может быть длительным. Кроме того, эмоции возникают не только как реакция на текущие события. Они появляются и во время воспоминаний.

Эмоциональные переживания имеют различную окраску. Это может быть неудовлетворение и удовольствие. Бывают ситуации, когда с одной стороны возникает ощущение напряженности, а с другой - облегчения в решении вопроса. Еще одним проявлением эмоциональных состояний является успокоение и возбуждение. Первое из них связывают со снижением активности. Возбуждение же носит, как правило, бурный характер, оно возникает при выполнении какой-либо работы или во время подготовки к ней.

Существует классификация эмоций, распределяющая их по воздействию на ту деятельность, которую ведет человек. Это две категории, включающие в себя:

1. Стенические эмоции. Их появление благотворно сказывается на деятельности человека. Стенические эмоции придают дополнительные силы и энергию. Также они способствуют появлению смелости, необходимой для совершения высказываний или поступков. Такое эмоциональное состояние человека побуждает его ко многим свершениям. Причем для выполнения задуманного он использует внутренние резервы организма.

2. Астенические эмоции. Они характерны скованностью и пассивностью.

Чувства

В перечне, который включает различные виды эмоциональных состояний, находятся и чувства. Главное их отличие от эмоций заключено в том, что они, как правило, конкретны и предметны. Иногда возникает такое явление, как «смутное чувство». В таком случае этот процесс рассматривается как переходный от эмоций. Кроме того, чувства непременно проявляются внешне. Эмоции, как правило, - явление скрытое.

Чувства отражают отношение к какому-либо конкретному объекту (реальному или воображаемому). Причем происходит это в течение длительного времени. У человека не будет чувств вообще, если они не относятся к определенному предмету. Например, нет любви, если отсутствует предмет привязанности.

Высшим проявлением чувства является страсть. Это весьма сложное эмоциональное состояние. Оно считается сплавом мотивов, эмоций и чувств, которые концентрируются вокруг определенного предмета или вида деятельности.

Настроение

Эмоциональные состояния бывают разными. Однако в них непременно находят отражения те индивидуальные особенности, которые присущи личности. Так, у меланхолика настроение чаще минорное, а у холерика - возбужденное. Однако основная масса людей, независимо от принадлежности к той или иной категории, обладает усредненными смешанными показателями активности. Эмоциональное состояние человека зависит от его самочувствия и настроения. Последний фактор придает переживаниям и деятельности людей определенную окраску. При этом настроение всегда имеет свою причину, хотя это не всегда осознается человеком. Оно может измениться под впечатлением, которое возникло в связи с различными событиями, фактами. Повлиять на настроение могут окружающие люди, природа, здоровье, выполняемая работа или учеба.

Эмоциональный стресс

Это особый вид состояния. Он характерен ярко выраженными психоэмоциональными переживаниями различных конфликтных ситуаций, несущих в себе длительное ограничение удовлетворения биологических и социальных потребностей.

Эмоциональные стрессы имеют в основном социальное происхождение. Причем их проявление учащается с развитием научно-технического прогресса. На человеке сказывается ускоренный темп жизни, информационные перегрузки, экологические проблемы и все нарастающая урбанизация. Стоит иметь в виду, что эмоциональный стресс негативно влияет на организм, вызывая в нем различные патологические изменения.

Эмоциональные состояния у детей

Нетрудно заметить, что малыши, как правило, импульсивны и непосредственны. Возникающее эмоциональное состояние ребенка носит изменчивый и неопределенный характер. Однако по мере роста малыша все меняется. Эмоции становятся более длительными, устойчивыми и сильными. Это связано с изменениями, которые претерпевает общий характер деятельности ребенка. Кроме того, немаловажную роль здесь играет все усложняющееся отношение дошкольника к окружающему миру. При этом обнаруживается определенная взаимозависимость и взаимосвязь между познавательными и эмоциональными процессами, которые представляют собой две наиболее важные стороны психического развития личности.

Эмоциям отводится существенная роль в формировании нравственного поведения личности. Но стоит иметь в виду, что любые мотивы приобретут побудительную силу только под влиянием эмоционального опыта, который ребенок может получить лишь при активном участии взрослого. Родители и педагоги должны знать о том, что отрицательные эмоциональные состояния, вызванные негативными переживаниями, способствуют появлению различных отклонений в поведении ребенка. Это необходимо учесть в процессе воспитания.

Эмоциональные состояния подростков

У детей с 13-14 лет возникает особая черта. Она характеризуется интенсивностью и остротой эмоциональных состояний. Подросток способен длительное время буквально купаться в собственном горе, чувстве вины или гневе. У детей этого возраста появляется повышенная потребность в ощущениях. Причем все переживаемые чувства должны быть не только сильными, но и новыми. Нередко это выражается в любви к громкой музыке или приводит к первому знакомству с наркотическими средствами.

То или иное эмоциональное состояние подростков характеризуется легкостью появления. Однако в процессе становления личности более сложными и многозначными становятся ее связи с окружающим миром. С все возрастающим уровнем организации человека повышается его эмоциональная чувствительность. И круг тех факторов, которые вызывали у подростка чувство возбуждения, с возрастом отнюдь не сужается, а, напротив, расширяется.

Проведение диагностики эмоциональных состояний

Различные реакции человека на те или иные явления тесно связаны с его физиологическими показателями. Именно поэтому диагностика эмоциональных состояний опирается на частоту сердечных сокращений, артериальное давление, кожно-гальванические реакции.

Разработаны и используются электромиографические способы диагностики эмоций. Они проводятся по измерению лицевой экспрессии (выражению лица).

Диагностика эмоционального состояния осуществляется и при помощи анализа речи. При этом учитывается частота тона говорящего за весь период и за выбранный отрезок; интервал, в котором изменяется частота тона; изрезанность линии тона. Анализ данных показателей позволит определить степень эмоциональной реакции человека.

Диагностика отношений личности к тем или иным событиям может быть проведена и психологическими методами. Среди них такие:

1. Опросник Шмишека (акцентуации характера).
2. Воспринимаемый человеком индекс вины.
3. Агрессивное поведение.
4. Диагностика враждебности.
5. Индекс жизненного стиля.
6. Диагностика самооценки.

Эмоциональные психические состояния определяются и при помощи многих других методик.

Саморегуляция при возбуждении

Напряженные эмоциональные состояния у всех людей приводят к изменению мимики, повышению тонуса скелетной мускулатуры и темпа речи. Человек становится суетливым, ошибается в ориентировании. У него изменяются не только дыхание и пульс, но и цвет лица.

Регуляция эмоциональных состояний позволяет успокоиться и взять под контроль свое состояние. Самым простым, но весьма эффективным способом является расслабление лицевых мышц. Такая саморегуляция эмоциональных состояний нужна для управления реакциями, возникающими в непредвиденных ситуациях.

Так, рефлекторно (автоматически) в момент гнева изменяется выражение лица, сжимаются зубы. Для устранения этого явления необходимо задать себе вопросы: «Сжаты ли мои зубы?», «Как со стороны выглядит мое лицо?». Это позволяет мимическим мышцам расслабиться.

Еще одним важным резервом саморегуляции считается совершенствование дыхания. Оно отличается в различных ситуациях. По-разному дышит человек спящий и работающий, развеселившийся и разгневанный, испугавшийся и загрустивший. Все зависит от нашего внутреннего состояния.

Влияние на дыхание считается одним из способов саморегуляции эмоционального состояния. В этом случае необходимо выполнять дыхательные упражнения, смысл которых кроется в контроле частоты, ритма и глубины вдохов и выдохов. Для этого придется с разной периодичностью задерживать дыхание.

Регулировать эмоциональное состояние можно и при помощи визуализации. Благодаря ей активизируется воображение, а также зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные ощущения. Это позволяет отвлечься от возникшей напряженной ситуации и восстановить душевное равновесие.

Ребенок уже с первых лет своей жизни встречается с многообразием объектов окружающей среды, событий, отношений, настроений, мыслей. что отражается, конечно же, на эмоциональное состояние ребенка.

Дети и окружающий мир

Контакты с окружающим миром, бесспорно, влияют на малыша положительно, расширяя его кругозор, давая первые уроки общения с природой, сверстниками, родителями и другими взрослыми.

Однако они могут содержать в себе полную опасность для физического и психического здоровья дошкольника, поскольку у него еще не сформированы механизмы регуляции и критическое отношение к действительности, нет достаточного объема представлений о хорошем и плохом, полезном и вредном, обязательном и желательном, дозволенном и запретном и тому подобное.

Жизнь и детские эмоции

К сожалению, современная жизнь вокруг ребенка насыщена именно негативными проявлениями.

Он может их почувствовать в семье, на детской площадке, в дошкольном учреждении, транспорте, магазине, других общественных местах.

Как следствие, уже в недалеком будущем это может вызвать различные нарушения нервно-психического состояния (тревожность, капризы, плаксивость, расстройства сна и аппетита, чрезмерная возбудимость или заторможенность в поведении, даже — ранние неврозы, депрессивные или агрессивные состояния), а впоследствии наложить негативный ребенка, характер его личности, мировосприятия.

Какими мы хотим видеть наших детей?

Никто из родителей не хочет, чтобы их ребенок вырос пессимистом, постоянно недовольным всем и всеми, склонным к критиканству, обвинениям, скуке и неспособным видеть светлое в жизни, вносить в бытие радость, красоту, оптимизм.

Как же научить малыша радоваться жизни и воспитать из него позитивно настроенную личность?

Готовых рецептов не существует. Хотя основное решение этой проблемы лежит в психологической плоскости, и это вовсе не означает необходимости непременно обращаться за консультациями к психологам.

Родители и сами могут ему помочь. Здесь главное — любить своего ребенка, проявлять постоянное внимание и заботу не только о его физическом, но и о психическом состоянии, своевременно замечать положительные и отрицательные изменения этих состояний и реагировать на них адекватными способами.

Эмоциональные потребности детей

Детские психологи утверждают, что в каждом ребенке от рождения заложены определенные эмоциональные потребности, и для того, чтобы ребенок был эмоционально устойчивым, выносливым, жизнерадостным, эти потребности необходимо удовлетворять.

Потребность в любви

Среди них важнейшая — потребность в любви и внимании. Когда ребенок чувствует, что его действительно любят, что он желанный, его развитие будет проходить нормально, в оптимальном темпе, в оптимальные сроки, под защитой и руководством родительской любви.

Без этой любви могут случаться тревожное эмоциональное состояние ребенка, нарушения, задержки социального развития личности, для коррекции которых иногда маловато педагогических усилий, а нужна помощь врача-психиатра, психолога.

Родительская ласка

Конечно, родители считают, что любят своих детей, но понимание родительской любви у разных людей разное. К сожалению, не всегда оно совпадает с эмоциональной потребностью самих детей.

Для них главное — ласковое слово, доверительный разговор, своевременный совет или предостережение, теплый взгляд, родительские объятия, поцелуй, а вовсе не формальное удовлетворение их физических, материальных потребностей.

Осознавая важность решения поставленной проблемы для личностного роста дошкольника, родители должны делать определенные шаги в данном направлении.

Начните с себя!

Какие бы сюрпризы не приготовила Вам жизнь, старайтесь сдерживать свои эмоции, скрывать плохое настроение, контролируйте собственные высказывания и действия в проблемных ситуациях.

Не переносите негатив своего состояния на близких людей, в первую очередь, на детей, но и не устраивайте демонстративной изоляции от мира, когда Вам плохо.

Помните: свидетелями таких сцен чаще всего становятся беззащитные дети, которые не способны адекватно оценить ситуацию, сделать правильные выводы, а тем более — Вам помочь.

Если же Вы чувствуете потребность снять напряжение, сделайте это не в присутствии ребенка и в приемлемом способе (без грубых слов, крика, табака и алкоголя).

Только родители, которые владеют собой, способны к следующему шагу.

Наблюдайте за малышом

Фиксируйте для себя эмоциональное состояние ребенка. его достижения и неудачи, изучайте особенности общения, поведенческих реакций ребенка и их причины: что именно вызывает у него недовольство, грусть, смену настроения, радость, эмоциональный подъем, чем любит заниматься, где бывать, с кем охотнее общается или избегает контактов и тому подобное.

Учитывайте эмоциональное состояние ребенка, врожденные психологические проявления нервной системы, то есть специфику его темперамента, и опирайтесь на наиболее положительные из них в воспитании жизнерадостности дошкольника.

Эмоциональное состояние ребенка — сангвиника

Легче всего с ребенком-сангвиником, которая благодаря природной уравновешенности, силе и подвижности нервных процессов отличается эмоциональной восприимчивостью, открытостью для контактов с миром людей, предметов, природы, несклонностью к длительному безделью, недовольству, веселости и тому подобное.

Поддерживайте его оптимистическую настроенность, скорректируйте детскую активность так, чтобы любая деятельность разворачивалась на мотивированном интересе, доводилась до конца и приносила удовлетворение результатами.

Поскольку такой ребенок легко поддается постороннему влиянию, избегайте чрезмерной регламентации, диктата, дайте ему возможность выразить собственную позицию, взгляд на вещи и ситуации, не лишайте его самодостаточности.

Флегматичный ребенок

Такой малыш через малоподвижность процессов возбуждения и торможения в нервной системе иногда кажется равнодушным, неэмоциональным, замкнутым и печальным. И на самом деле он активно переживает события, впечатления «внутри себя».

Пусть Вас не удивляет отсутствие открытого проявления эмоций, например, на долгожданный подарок, встреча с близким человеком, приятное предложение или оскорбление, неудачу.

Такой ребенок не будет постоянно улыбаться, прыгать от радости, на глазах у всех надрываться плачем, однако изредка способен и на такие бурные реакции.

Как понять ребенка?

Чтобы понять его настроение, душевное состояние, определить характер мировосприятия, важно на основе доверительных отношений чаще разговаривать с ним на разные темы, учить проявлять свое отношение адекватными его натуре способами (словом, рисунками, музыкой, пением и др.).

Сформировать радостную, жизнеутверждающую позицию, уверенность в собственных силах поможет ненавязчивое привлечение такого ребенка к активным видам деятельности (пляскам, подвижным, спортивным играм и упражнениям, развлечениям, труду по хозяйству, в природе и т.д.), в которых он преодолеет нерешительность, замкнутость и настроится на достижение успеха путем публичного проявления своих возможностей.

Дети холерики

Особые хлопоты причиняют дети-холерики, гиперактивные, гиперэмоциональные, «неуправляемые».

Их мировосприятию свойственен резкий перепад отношений, оценок, настроений от восхищения, возвышения до отрицания, протеста, подавленности.

Опираясь на эмоциональное состояние ребенка и врожденную склонность холериков радоваться жизни, взрослые должны удерживать стабильность положительных психических состояний у них и обучать эмоциональной регуляции поведения, деятельности.

А для этого попутно упражнять их в умении быть эмоционально уравновешенными, соответствующими ситуации или событиям, состоянию окружающих людей, сдерживать негативные эмоции.

Дети — лидеры

Помните, что дети-холерики являются лидерами, организаторами от природы и комфортно себя чувствуют, когда находятся в центре внимания и признаны окружением.

Позволяйте им самореализовываться в лидерстве, но держите под контролем взаимоотношения со сверстниками, помогайте в гармонизации этих отношений для избежания конфликтов, используйте присущую им чуткость и неравнодушие к окружающему, корректируйте их инициативы в позитивное русло.

Меланхоличные дети

Наименее жизнерадостными есть дети с меланхолическим типом нервной системы. Они склонны к длительному безделью, тревожности, пессимизму, неуверенные в себе, обидчивые, воспринимают мир как сквозь темные очки, боятся даже незначительных трудностей и неудач, опасностей.

Опираясь на уязвимость, способность таких детей глубоко переживать и понимать чувства как свои, так и других людей, родители должны окружить их особой любовью, атмосферой покоя, уюта, защищенности и наполнять их бытие положительными эмоциями, впечатлениями.

Как исправить настрой ребенка?

Например, во время прогулок обращайте внимание детей на красивые, интересные, необычные вещи, события (на клумбе расцвели оранжевые тюльпаны, а среди них несколько красных — какое красивое сочетание цветов; а вот кот охотится на воробья, но мы не дадим обидеть беззащитную птичку; поздней осенью зацвели каштаны и рябина, а среди зимы — барвинок и др.).

Эмоциональные состояния ребенка

Эмоциональные состояния ребенка второго года жизни

Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью и не успешностью. Они направлены на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребёнка и взрослого, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, злость, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия малыша еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать. Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок освоил действие и хочет получить одобрение взрослого при каждом самостоятельном поступке.

Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение этого вида деятельности. Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому можно сказать, что происходит последовательное социальное развитие эмоций. К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с действиями, но и с сюжетом. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.

Эмоциональные состояния ребенка третьего года жизни

К 3 годам переживания ребенка неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он развивает сюжет. Упала кастрюлька: "Ох! Пролилось!" - восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Эмоциональный отклик на игровые события показывает не только высоко развитость игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка. В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве. К 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного. На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.

Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении со взрослыми, а именно с воспитателями, преобладают мотивы сотрудничества. Кроме воспитательской любви, дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах. Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком - это жизненный источник формирования его чувств.

Ведь дети очень хорошо чувствуют эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение взрослых, они понимают, что что-то происходит, и отсутствие хорошего настроения у нас вселяет в детей ещё большую тревогу.

Особенности эмоционального развития в раннем возрасте

  • - эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;
  • - происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения;
  • - развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;
  • - включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.

Что поможет в развитии эмоций? Семья, ближайшее окружение и увлечения с развлечениями неоспоримо влияют на малыша и на раскрытие его эмоций. Для развития ребенка чрезвычайно важен физический контакт с родителями - ласка, объятия, беседы. Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций. Родителям важно разнообразить досуг ребенка: многочисленные прогулки, увлекательные поездки, посещение театров, цирка или музеев. Помощниками для мамы и папы выступают и детские книжки. Но всегда, когда очередная сказка дочитана, полезно обсудить с малышом сюжет или поступки героев. Взаимоотношения с другими детишками и игры также влияют на эмоциональное развитие ребенка, помогают подрастающему человечку легче осваиваться в окружающей реальности. Разнообразие ролевых игр со сказочными или необычными сюжетами дарит малышу яркие чувства и переживания. Немаловажным нюансом для обогащения эмоционального спектра является детское творчество. Рисование, занятия танцами и музыкой, лепка или оригами могут подарить подрастающему человечку множество чувств, как неприятных при неудаче, так и хороших при успешном результате. Кроме этого, например, творческая деятельность развивает и мелкую моторику. Грамотное сочетание родительского внимания, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере дошкольника развиваться полноценно и правильно.

Этапы развития эмпатии в детском возрасте по М. Хофману в таблице 1

Таблица 1

Возраст появления

Характеристики

Глобальная эмпатия

На 1-м году

Другие не воспринимаются как отличные от себя, следовательно, страдания другого смешиваются с собственными неприятными переживаниями. Ребенок, таким образом, реагирует на происшедшее с другим ребенком, так же, как бы он реагировал на происшедшее с ним.

"Эгоцентрическая эмпатия"

На 2-м году

Ребенок уже осознает, что страдает не он, в другой, но внутреннее состояние другого предполагается точно таким же, как свое.

Эмпатия на чувства другого

Между 2-м и 3-м годом

Ребенок начинает осознавать, что другие испытывают и другие чувства, и реагируют на них не эгоцентричным образом.

Эмпатия на жизненную ситуацию другого

Позднее детство

Ребенок начинает воспринимать чувства других не только как ситуативные реакции, но и как выражение более общего отношения. Эмпатически вызванная реакция сочетается с представлением общей ситуацией другого, и ребенок по-разному реагирует в случае временного и длительного страдания.

Другие не воспринимаются как отличные от себя, следовательно, страдание другого смешивается с собственными неприятными переживаниями. Ребенок, таким образом, реагирует на произошедшее с другим ребенком так же, как бы он реагировал на произошедшее с ним. Ребенок уже осознает, что страдает не он, а другой, но внутреннее состояние другого предполагается точно таким же, как свое. Ребенок начинает осознавать, что другие испытывают и другие чувства, и реагирует на них неэгоцентрическим образом

Ребенок начинает воспринимать чувства других не только как ситуативные реакции, но и как выражение более общего отношения. Эмпатически вызванная реакция сочетается с представлением общей ситуации другого, и ребенок по-разному реагирует в случае временного и длительного страдания

Необходимость эмоционального развития:

  • - физическое и сенсорное развитие ребенка, активное созревание мозговых структур и внутрикорковых связей обеспечивают основу для реализации нейрофизиологических механизмов возникновения эмоциональных реакций;
  • - активное освоение окружающего мира вызывает у ребенка различные эмоции, расширяя и усложняя их диапазон, эмоции становятся мотивом и регулятором деятельности;
  • - эмоциональный отклик на предметные действия со взрослым и игровые события служат предпосылкой формирования игры - ведущей деятельности на последующем этапе возрастного развития;
  • - с формированием эмоциональной сферы детей раннего возраста связано развитие когнитивной сферы и речи: появление познавательных эмоций стимулирует познавательную активность ребенка, произвольность деятельности;
  • - для нормального речевого развития ребенка определяющую роль играет эмоционально значимое общение, при различных эмоциональных травмах (испуг, переживания разлуки с близкими и т.д.) увеличивается риск возникновения речевых нарушений;
  • - постепенно с развитием от года до трех чувства и эмоции детей становятся более устойчивыми, рациональными, приобретают большую глубину, что обусловлено положительным отношением окружающих и успешностью процесса психологического развития ребенка;
  • - с развитием личности ребенка, появлением собственного "Я" и ранним опытом социализации связано формирование эмоций самосознания, эмпатии и социальных эмоций;
  • - от характера эмоционального отношения взрослых к ребенку, адекватности их эмоциональных реакций на поступки ребенка и зависит обретение им чувства независимости, самостоятельности, как психологического новообразования раннего возраста, его эмоциональное благополучие, и даже соматическое здоровье;
  • - обострение кризиса трех лет приводит к проявлению таких негативных эмоций как тревога, негативизм, агрессия;- и, наконец, важное направление развития эмоциональной сферы детей -это появление способности управлять своими чувствами. Эмоциональное развитие детей раннего возраста особенно необходимо в период кризиса 3-х летнего возраста. В этот период у ребенка появляются элементы бунтарского поведения, желание манипуляции родителями, ревность к младшему (старшему)ребенку, агрессия к окружающим. Все это говорит о том, что малыш меняет свое отношение, как к себе, так и к окружающим. Нужно спокойно и уважительно относиться к ребенку, его запросам, без проявления агрессии объяснять и показывать на собственном примере, как надо вести себя в сложной ситуации. Понимание взрослыми эмоциональной жизни ребенка, соучастие в ней создает основу его психологического здоровья и зрелости.

Кризис трех лет. Так называемое семизвездие симптомов кризиса обнаруживает: новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми. Л.С. Выготский И.Ю. Кулагина (1998).отмечает, что у ребенка 3 лет появляются симптомы кризисного периода в связи с тем, что взрослые не заметили, не поняли необходимости перестройки своих отношений с ребенком, который стал более самостоятельным, активным. В результате произошел "взрыв" прежней ситуации (Элъконин Д.Б., 1995). Л. С. Выготский вслед за Э. Келер описывает основные симптомы, характерные для поведения ребенка в период кризиса 3 лет, составляющие так называемое семизвездие.

1. Негативизм. Именно негативизм "вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию {Выготский Л. С, 2000, с. 985). Ребенок отказывается делать то, что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Если взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдает строгий приказ, например: "Не трогай!", "Ешь быстро!" и др. В сложных ситуациях, при резком проявлении негативизма ребенком, взаимодействие с ним может дойти до абсурда: на любое высказывание ногами. Гнев и злость может быть направлен и на "непослушный" предмет, и на взрослого, внимания которого безуспешно добивался ребенок. Взаимодействие с детьми раннего возраста будет более эффективным в том случае, если взрослые смогут учитывать индивидуально-возрастные особенности начинающего свою жизнь человека. Развитие познавательных функций малыша тесно связано с его эмоционально-волевой сферой. А поскольку доминирующая функция - восприятие - аффективно окрашена, ребенок эмоционально реагирует только на то, что находится в данный момент в поле его зрения. Взрослые, помня об этом, могут избежать многих конфликтных ситуаций и эмоциональных вспышек.

Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) взрослого ребенок отвечает наперекор: "Это холодное" - "Нет, горячее", "Иди домой" - "Не пойду" и т. д. Причем ребенок отвечает отказом на просьбу, требование взрослого даже в том случае, если минуту назад он сам страстно желал именно это сделать. Негативизм отличается от непослушания (когда ребенок не следует указаниям взрослого потому, что занят другим делом, более интересующим его в данный момент. Он противится содержанию просьбы): - социальным отношением. Негативизм носит социальный характер, он адресован человеку, а непослушание - содержанию. Если ребенку предложили на выбор другое занятие, более интересное для него, чем то, которое у него есть в данный момент, и он согласился, то речь идет не о негативизме, а о непослушании; - отношением к аффекту. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию, при непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого. И.Ю. Кулагина (1998) отмечает, что негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей, например, только мамы или папы, или только одного из воспитателей группы. С остальными окружающими он может бьпь послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребенком, - сделать не так, как просят, а наоборот.

  • 2. Упрямство - это "такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал" {Выготский Л. С, 2000, с. 986), то есть это "реакция не на предложение, а на свое собственное решение" (Ермолаева М.В., 2000, с. 127). Например, ребенка, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели. Ребенок в течение долгого времени не соглашается встать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и хочется поиграть с игрушками. Однако он заявляет: "Сказал - не встану, значит, не встану!" Зачастую родители, встав на позицию "кто - кого", тем самым усложняют, закрепляют проявления упрямства и загоняют ребенка "в угол", лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации. Л.С. Выготский отмечает, что упрямство отличается от простого не послушания: - мотивом (если ребенок продолжает настаивать и не соглашается со взрослым, когда он хочет продолжать делать что-то свое, это будет не упрямство, а непослушание. Если же он противоречит только потому, что не хочет отступать от своего слова, это будет упрямство); - отношением к себе (ребенок делает наперекор другим потому, что это он так сказал, и это он не хочет менять своих решений).
  • 3. Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет. Это "скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше" (Вы готский Л. С, 2000, с. 986). Кроме того, Л.С. Выготский (2000) заостряет внимание на том, что при авторитарном воспитании строптивость является одной из главных черт кризиса 3 лет.
  • 4. Своеволие проявляется я в том, что малыш все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом случае проявляется тенденция к самостоятельности. Следующие симптомы, описанные Л.С. Выготским (2000), относятся им к симптомам вторичного значения (2000, с. 986). 5.

Протест-бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, ка к будто "ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликт е с ними" (там же, с. 987). Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями.

  • 6. Обесценившие. В этом случае обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить в доме. В его речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное. "И все это относится к тем вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят" (там же, с. 987). Иногда дети обзывают любимых бабушек, мам грубыми словами. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги, и тогда он может бросать их, рвать, давать им негативные названия.
  • 7. Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. По словам Выготского, (2000, с. 987), ребенок хочет стать "господином положения". Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть. Таким образом, кризис трех лет - это "бунт против авторитарного воспитания, это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте" (Выготский. С, 2000, с. 987). Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) Воспитатели, родители и другие близкие ребенку люди в период кризиса испытывают трудности во взаимодействии с ним, так ка к маленький забавный малыш "вдруг" превращается в упрямое, строптивое, деспотичное создание. Самостоятельность и активность ребенка возрастают, изменяется отношение ребенка и к собственному "Я", и к другим людям, окружающим его, продолжается процесс эмансипации ребенка. Следствием проявления перечисленных симптомов кризис, а трех лет могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.). Кризис трех лет - это, прежде всего "кризис социальных отношений ребенка, он происходит по оси перестройки социальных взаимоотношений личности - ребенка и окружающих людей" (там же, с. 989). Следует отметить, что кризис трех лет протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, когда они стремятся во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, взрослых, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка (Эльконин Д.Б., 1995). Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему самостоятельность (в разумных пределах), конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут иметь временный, преходящий характер.

История изучения эмоций в российской психологии переживала периоды взлета и падения - большого интереса и фундаментальных трудов в конце 19-начале 20 в., с вязанных с такими именами И.А. Сикорского, Н.Я. Грота, Н.Н. Ланге, В.В. Зеленовского и забвения проблем внутреннего мира человека в 70-90 годах. Еще в 19 в. психиатр И.А. Сикорский писал в своей книге "Воспитание в возрасте первого детства" : " Достоверно только то, что чувства и аффекты появляются у детей значительно раньше, чем другие психологические функции (воля, рассудок), и в известную пору составляют самую выдающуюся сторону их душевной жизни. {1884. -c.28}.

Однако в 1914 г. Психолог Н.Н. Ланге называет эмоции Золушкиной психологии, считая, что они незаслуженно обойдены вниманием исследователей в пользу "сестер" - мышления и воли. В 1924 г. в книге "Психология детства" В.В. Зеньковский отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по значению в развитии ребенка: "Вопреки обычному порядку в изложении психической жизни ребенка в течение раннего детства мы ыдвинем на первый план изучение эмоциональной жизни его в это время, исходя из указанного уже принципа, что эмоциональная сфера имеет в это время центральное значение в системе психических сил"{1995.-C.123}. Психолог Л.С. Выготский писал: "Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одаренность и талантливость применительно к интеллекту. Но ведь можно не только мыслить талантливо, но и талантливо чувствовать. Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью, как и открытие дифференцированного исчисления. И здесь, и там человеческое поведение принимает исключительные и грандиозные формы". {1991.-C.115}.

На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не в силе охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Из массы окружающих объектов, предметов и явлений человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям. Любая деятельность требует определенного (положительного) эмоционального настроя, от этого будет зависеть ее эффективность. Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками.

Эмоции – важный показатель всех психических процессов, они делают их полноценными и обеспечивают основу успешной познавательной деятельности.

Важным источником развития эмоционального мира является содержание изучаемых предметов. Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать событиям и персонажам. Воспитатель должен быть полностью уверен, что малыш, верно, понимает изображаемое явление и ожидать от него соответствующих эмоциональных оценок и чувств. В группе желательно оформить уголок сказки или уголок книги. Там должны находится куклы персонажей.

Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. В процессе эволюции закрепилось понятие эмоциональных ощущений, как способа поддержки жизненного процесса в его оптимальных границах. Маленькие дети чувствуют не меньше нашего. Может быть, даже чувствуют больше. И их переживания интенсивнее и ярче. Кроме того их нельзя отвлечь от той реальности которая их беспокоит.

Когда вы наблюдаете, восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищите ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то наряду с разными формами познавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окружающему миру.

Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – разнообразные чувства и эмоции. Они зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций. В них проявляется удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции – своеобразные личностные отношения человека к окружающему его миру, действительности и к самому себе. Они не существуют вне познания и деятельности человека, возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Источником эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый для утоления жажды приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, который жажды не испытывает, то может возникнуть неудовольствие, раздражение. Своеобразие эмоций определяется потребностями, мотивами, стремлением человека, особенностями его воли и характера.

С изменением какого-либо из этих компонентов, меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности. Мир эмоций очень сложен, разнообразен. Сложность при анализе чувств, объясняется тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности, которую проявляет личность. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживание в речи.

Движение приносит радость малышам, следовательно, оказывает положительное влияние на их психическое развитие. Эмоции человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц, тела, жесты).

У искренне радующегося ребёнка округляются и блестят глаза, губы растягиваются в улыбку, руки распахиваются для объятий. Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и чувств и осуществляют сигнальную функцию. Они дополняют переживание, делают их более яркими и легко доступными восприятию других людей.

Регулирующие механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его росту. Так, например, тоска, отчаяние, горе глубоко потрясают все существо человека, они вызывают изменения, которые могут приобрести характер болезненных расстройств. Иногда эмоции достигшие, крайнего напряжения, трансформируются в безобидные процессы, такие как плач, продолжительность которого 15 минут. Этого хватает, чтобы разрядить избыточное напряжение. Вслед за этим человек испытывает расслабление или облегчение.

Эмоции и чувства взаимосвязаны. Чувства формируются и развиваются на основе эмоции. Эмоции возникают при непосредственном удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей в еде, жилище, одежде, сне.

Любое переживание – волнение. Оно близко по смыслу латинскому слову emoveo (“потрясаю, волную”) от которого произошло и само слово “эмоция”.

Волнение – неспокойное состояние. Но возникает вопрос – а, что такое спокойное состояние? Как оно осознается?

Эмоции можно разделить на стенические и астенические.

Стенические – эмоции повышающие жизненный тонус.

Астенические – эмоции снижающие жизненный тонус, т.е. являются полной противоположностью.

Поэтому мы можем сказать, если ребенок проявил известную сдержанность во внешних проявлениях или переживаниях эмоции гнева, страха, оскорбления, ярости и т.д., то само переживание этих эмоций носит менее интенсивный характер. Следовательно, сдерживание внешних проявлений эмоций приводит к известному ее ограничению в характере переживаний.

Полное подавление внешних проявлений сильного переживания может привести к тому, что это переживание окажется более длительным, более “застойным” поскольку не получило проявления в таких формах, которые приводят к разрядке и завершению переживания. Если ребенок “уходит” в свои тягостные переживания, замкнут, стремится всячески замаскировать свои чувства, то это ведет к их усилению. Полезно дать человеку “выговориться” иногда пожаловаться, поплакать чтобы изжить горе нужно дать возможность человеку пережить эмоции.

Существует тесная связь эмоций с такими познавательными процессами, как память и воображение.

Виды эмоциональных состояний

Настроение – это более или менее длительное и устойчивое состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека.

Настроение всегда имеет причину. Ею может быть окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность, состояние здоровья.

Аффективное состояние – выражается в постепенно нарастающем эмоциональном напряжении. Оно всегда имеет какое-то завершение. Это, например удовлетворение и т.д.

Стресс – это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимость самостоятельно принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведение в условиях неожиданно меняющейся обстановки.

Фрустрация – это крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающее стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать основой дезорганизации сознания и деятельности.

Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказывается затронутыми глубокие личностно-значимые отношения.

У избалованных детей, при отсутствии или ограничении чего-либо, часто возникает фрустрация. В этом состоянии человек испытывает особое сильное нервно-психическое потрясение. Оно раскрывается, как крайняя досада, озлобленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.

Актуальность проблемы изучения эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста определяется тем, что именно в этом возрасте формируется представление о мире, а также проявляются новые чувства и эмоции, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни.

Список литературы:

  1. Бреслаев Г.М.: Эмоциональные особенности формирования личности в
  2. детстве: Норма и отклонение. - М: Педагогика, 1990. – 144 с.
  3. Герман Л.Я. Психология эмоциональных отношении: Учебно метод.
    Пособие. М.: Просвещение 1987. – 125 с.
  4. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
  5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - Спб.: Питер, 2001. - 725 с.
  6. Рожина Л.Н. Развитие эмоц. мира личности: Уч. метод. Пособие. - М.:
    Университецкая, 1999. - (17 - 95)
  7. Чистяков М.И. Психогимнастика. Под ред. И.М. Буянова. – М.: Просвещение. – 1990. – 128 с.
  8. Самые маленькие в детском саду.В.Сотникова.М.:Просвящение.-2005.-148с.

Ирина Черникова
Эмоционально-психологическое состояние ребенка

Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ- одна из важнейших задач педагогического коллектива. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Ведь, хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым, улыбающимся и не обременённым непосильными для его возраста заботами. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.

Особое внимание необходимо уделить психологическому комфорту педагогов, так как у детей очень хорошо развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых . Что же такое психологический комфорт? Психологический комфорт - это состояние внутреннего спокойствия, отсутствие разлада с собой и внешним миром. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и , в частности, его речи, а также доброжелательное отношение к детям.

Создавать ребенку эмоционально -психологический комфорт - значит, обеспечить следующие условия, способствующие реализации его ин­дивидуальной программы развития :

Дать ребенку возможность быть самим собой;

Корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка ;

Предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви , уважении, игре, двигательной деятельности;

Научить ребенка понимать и принимать собственные чувства и эмоции и других людей ;

Познакомить со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения в системах «ребенок - ребенок » , «ребенок -взрослый » .

Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом. Как отмечал Л. С. Выготский, эмоции - «центральное звено» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка . Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, указывал он, с глубокими изменениями в мотивационно - волевой сфере личности ребенка . Воспитание предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и сформированность эмоционального отношения к выполняемой деятельности и окружающим людям. Эффективность воспитания и обучения детей в ДОУ, их психологическое благополучие зависят от того, какие чувства вызывает та или иная деятельность, режимный момент, ситуация, как ребенок переживает свои успехи и неудачи, отношение к себе взрослых и сверстников.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания : на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных. Для обеспечения психологического комфорта ребенка в ДОУ , его психического здоровья, необходима сбалансированность эмоций , поэтому важно, знакомить детей с эмоциональным миром человека . В настоящее время недостаточно внимания уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка , особенно по сравнению с интеллектуальным развитием. При воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций , но и не бояться отрицательных, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить какую-либо деятельность без неудач, ошибок.

Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательные окружающие, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка , внутреннему дискомфорту. И если вовремя не обратить внимания на возникшие проблемы, это может привести не только к нежеланию посещать ДОУ, но и к отклонениям в личностной сфере личности ребенка , к нарушению социальных контактов.

Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка , формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку . Этому способствует включение ребенка в праздники , спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это - важнейшее условие доверия ребенка к взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта. При построении учебно-воспитательного процесса важно учитывать индивидуальные особенности детей, возрастные возможности.

В общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П» :

Понимание - умение увидеть ребенка «изнутри» , смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка , видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

Приятие - безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».

Признание - это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он. Следование вышеназванным правилам, согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития позволят обеспечить психологический комфорт ребенка в ДОУ , а значит его полноценное развитие.

Публикации по теме:

Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье. Профилактика социального сиротства В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок,.

Арт-терапия (рисование шерстью) - как средство позитивного воздействия на психоэмоциональное состояние ребёнка во второй младшей группе.

Как с помощью рисунка определить психоэмоциональное состояние ребенка в домашних условиях Используйте рисование, чтобы диагностировать психоэмоциональное состояние ребенка. Внутреннее состояние ребенка меняется, а рисунок отображает.

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка раннего возраста Приходя в этот мир маленький человечек учится каждую минуту, каждую секунду не только языку общения, но и различать радужные отттенки эмоциональных.

Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка» Видео Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» рабочего поселка Сосновоборск Родительское.

Родительское собрание на тему: «Психологическое здоровье ребенка через совместную продуктивную деятельность». В период дошкольного возраста.

Сценарий образовательной ситуации в технологии Л. Г. Петерсон по экспериментальной деятельности «Газообразное состояние воды» Сценарий образовательной ситуации в технологии Л. Г. Петерсон по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы. «Письмо.

Тренинг для педагогов «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка» Педагог-психолог Перегримова И. П. Цель: Повышение коммуникативной компетентности воспитателей. Задачи: - Расширение опыта эмоционального.

Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние ребенка Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние ребенка. Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств, влияющих.

Воспитатель детского сада - это не профессия, а состояние души Воспитатель детского сада – это не профессия, а состояние души. Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ.

Библиотека изображений:

Лучшие статьи по теме