Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Заговоры
  • Библейские предания блудный сын и суд соломона. Детская Библия: Ветхий завет - Пророк Нафан, Гибель Авессалома, Мудрый царь Соломон. Соломоново решение - так мы называем справедливый, мудрый и скорый суд

Библейские предания блудный сын и суд соломона. Детская Библия: Ветхий завет - Пророк Нафан, Гибель Авессалома, Мудрый царь Соломон. Соломоново решение - так мы называем справедливый, мудрый и скорый суд

Прежде чем понять и определить значение и смысл выражения «суд Соломона», окунемся в самую древнюю историю и обратимся к Библии за помощью, чтобы узнать, кем был Соломон, и чем он так прославился. И здесь сразу необходимо отметить, что имя Соломон (Шломо) с иврита переводится как «миротворец».

Одно только высказывание о Соломоне и его суде дорогого стоит и оно звучит так: «Главное - мудрость, приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя».

Царь Соломон

Соломон был третьим иудейским царем, период правления которого датируется примерно с 967-928 год до н.э. Он был сыном и Вирсавии. Еще при рождении пророк Нафан выделил его из всех сыновей Давида, который в дальнейшем и стал самым умным и бесстрастным правителем. Именно он построил Первый на Он имел талант к предвидению и был очень чутким, поэтому с его именем связано много легенд и сказок.

Суд Соломона всегда был справедлив и мудр. Существует предание, что, когда Бог, явившись к нему во сне, пообещал исполнить любое его желание, Соломон попросил себе сердца разумного, чтобы правильно судить свой народ и уметь различать, где добро, а где зло. Соломон стал мирным царем, за сорок лет его правления не было ни одной большой войны. Он был великолепным дипломатом, торговцем и строителем, при нем появились в еврейской армии колесницы, конницы и торговый флот. Он укрепил и отстроил свой Иерусалим, который стал утопать в роскоши и богатстве. Царь Соломон сделал серебро равноценным простым камням.

Цена непослушания

Но, как и любой царь, он тоже допускал ошибки, и поэтому после смерти его государство распалось. Одной из причин стало строительство царем капищ и языческих идолов для своих многочисленных жен, которые зачастую были из разных рас и религий. Он даже присягнул участвовать лично в некоторых языческих культах.

В устной торе Мидраше описывается, что, когда царь Соломон женился на дочери египетского фараона, то с неба на землю сошел архангел Гавриил и воткнул свой шест в морскую пучину, на этом месте впоследствии был построен Рим, который в дальнейшем и завоюет Иерусалим.

В библейской «Книге царств» говорится о том, в конце жизни Бог опять явился перед Соломоном и сказал ему, что отторгнет от него его царство, так как он не выполнил Его заветов и уставов, но при жизни не сделает этого из-за его отца Давида. После смерти Соломона, его некогда крепкое и могущественное царство распалось на два слабых государства Израильское и Иудейское, которые стали воевать между собой.

Суд Соломона: значение

Есть такое крылатое в народе выражение - «Соломонов суд» или «Соломоново решение». В нем подразумевается быстрое, остроумное и в то же время неожиданное решение, которое помогает ловко выйти из какого-нибудь затруднительного и очень спорного положения. Этот фразеологизм «суд Соломона» употребляется в значении «скорый и мудрый».

Примеры мудрых решений Соломона

Однажды Соломон стал судить двух женщин, которые не могли поделить между собой младенца. Они жили в одном доме, и практически в одно время у них родилось по младенцу. Ночью одна из женщин заспала своего ребенка, и он умер. Тогда она забрала у другой живого ребенка и переложила к ней своего мертвого. Наутро возник жестокий спор между женщинами. Вот и пришли они на суд к Соломону. Он же, выслушав их рассказ, повелел разрубить ребенка пополам и раздать половинки матерям. Одна из женщин сразу решила: будет лучше, если он не достанется никому. Другая взмолилась, не убивать младенца, и сразу разрешила забрать ребенка другой женщине, лишь бы он остался живым. Определив в ней настоящую мать, царь Соломон сразу повелел отдать ребенка этой женщине.

Помощь фараона

Однажды Соломон взял себе в жены дочь фараона, когда строил Святая Святых - храм своему Господу, и как-то раз решил отправить к тестю посла с просьбой помочь ему. Фараон тут же отправил к Соломону в помощь шестьсот человек, которым по гороскопу выпадала смерть. Таким образом, он хотел испытать мудрость израильского царя. Соломон, увидев их издали, приказал сшить им саваны, а потом приставил к ним своего посла и передал тестю, что, если ему своих мертвецов не в чем погребать, то вот им одеяния и пусть он у себя их и похоронит.

Суд Соломона над тремя братьями

Умирающий отец позвал своих троих сыновей, чтобы дать свои последние распоряжения, касающиеся наследства. Они пришли к нему, и он рассказал им о том, что у него где-то в земле зарыт клад, там три сосуда, стоящих друг на друге. Верхний сосуд пусть достанется старшему, следующий - среднему, а нижний - младшему. Когда отец умер, они раскопали клад и увидели, что первый сосуд наполнен золотом, второй костями, а третий землей. Братья в ужасе стали спорить за золото и не могли его поделить. Тогда-то они решили прийти к Соломону, чтобы тот справедливо разрешил их

Суд Соломона как всегда был очень мудр, он повелел золото отдать старшему брату, скот и слуг среднему, а виноградники, хлеба и нивы младшему. И сказал им, что их отец был умным человеком, раз так грамотно разделил между ними все уже при жизни.

Обойдя старшего сына Адонию, царь Давид назначил своим преемником Соломона. Адония не смог с этим смириться и устроил заговор против Соломона, который был раскрыт. Давид, огорченный раздором между своими сыновьями, не стал наказывать Адонию, а лишь взял с него клятву, что в дальнейшем он не станет противодействовать Соломону. Соломона же Давид заставил поклясться, что он не причинит старшему брату вреда, если тот не будет претендовать на престол.

Через время Давид скончался, на престол взошел царь Соломон . Адония, казалось, смирился со своей участью. Но однажды он пришел к Вирсавии, матери Соломона, и стал просить, чтобы она помогла ему жениться на Ависаге Сунамитянке - одной из наложниц покойного царя Давида. Вирсавия не увидела в этой просьбе ничего предосудительного и передала ее Соломону. Однако Соломон, услышав о намерении брата, сильно разгневался. Дело в том, что, по обычаю, гарем покойного царя мог перейти только к его прямому наследнику, и Соломон расценил желание Адонии жениться на Ависаге как притязание на престол. По приказу Соломона Адония был убит.

В первое время своего царствования Соломона мучили сомнения: сможет ли он должным образом управлять обширным и сильным государством? Однажды во сне Соломону явился Бог и сказал: "Проси, что дать тебе". Соломон ответил: "Господи, Боже мой, Ты поставил раба твоего царем, но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа. Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ и различать, что добро, что зло".

Такое желание было угодно Богу, и Он сказал: "За то, что ты просил этого, и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтобы уметь судить, вот Я сделаю по слову твоему. Вот я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе. И то, чего ты не просил, Я даю тебе: и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои".

Вскоре Соломону представился случай испытать дарованную Богом мудрость. К нему на суд пришли две женщины с ребенком, и каждая говорила, что это ее сын. Соломон задумался, потом велел принести меч и сказал: "Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой". Одна из женщин согласилась: "Рубите. Пусть же не будет ни мне, ни тебе". А вторая воскликнула: "О, господин мой! Отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его!" Тогда Соломон сказал: "Вот настоящая мать", - и приказал отдать ребенка женщине, которая была готова отказаться от прав на своего сына, только бы сохранить ему жизнь. Мудрое правление Соломона способствовало процветанию государства и его подданых.

Один из летописцев писал, что Иудея и Израиль "жили спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницей своею во все дни царя Соломона". На четвертый год царствования Соломон решил исполнить завещание Давида и построить в Иерусалиме храм. Он заключил договор о покупке леса с царем Тира Хирамом, во владениях которого в Ливанских горах росли могучие кедры. Тридцать тысяч человек было поставлено на рубку леса. Срубленные деревья сплавляли по морю, а затем на плечах переносили в Иерусалим.

Храм строили на вершине горы Мориа. Через семь лет храм был построен, и не было ему подобного нигде в мире. Царь Соломон приготовил в новопостроенном храме жертву для Господа и вознес молитву: "Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь. Услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем". В ответ на молитву с неба сошел огонь и поглотил приготовленную жертву. А ночью во сне Соломону явился Бог и сказал: "Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня, Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни".

Коморр и Трифина. Торжество справедливости

Проснувшись на следующее утро, Коморр понял, что его жена сбежала, и, вскочив на своего коня, отправился вдогонку. Несчастная...

Ноев ковчег на горе Арарат

Тайна, которую скрыл в себе Всемирный потоп неименно связывается с именем праведника Ноя, спасшегося со своей...

Сотворение людей Энки

Прошло время с той поры, когда произошло разделение неба от земли, небожители умножились, и стали ощущать нехватку...

Пророк из Прованса

Свое имя он сделал, бесстрашного врачуя чуму и изобретая косметические средства для прекрасного пола. Но снискал бессмертие пророчествами...

Монтаж пластиковых оконных конструкций

Система металлопластиковых окон, которая стала такой популярной в последние годы может быть задействованной для создания уюта в...

Выслушав рассказ странников, Соломон предложил им за решением явиться на другой день, а сам стал придумывать, каким образом обнаружить вора, заставив его самого уличить себя. Когда странники явились на суд, Соломон обратился к ним с такими словами:

Слышал я о вас, что вы - люди просвещённые, мудрые и в делах спорных опытные, и я прошу вас рассудить дело, с которым обратился ко мне один царь.

В стране этого царя росли в соседстве юноша и девушка. Полюбили они друг друга, и сказал юноша девушке: "Поклянись мне в том, что не станешь ничьей женой, пока я не дам на то своё согласие". Девушка поклялась. Через некоторое время её обручили с другим человеком. После венца, когда молодые остались наедине, невеста заявила жениху: "Я не могу сделаться твоей женой до тех пор, пока не пойду к первому жениху моему, которому я поклялась, и не получу его согласия на это".

Придя к первому жениху, она сказала: "Возьми с меня большой выкуп серебром и золотом и разреши мне стать женой того, с кем меня повенчали". "Так как ты осталась верна клятве своей, - ответил тот, - я не возьму никакого выкупа. Иди, ты свободна". А молодому мужу, который был тут же, он сказал: "Радуйся в мире доле своей".

На обратном пути на них напали разбойники. Среди разбойников был один старик, который, не довольствуясь награбленными деньгами и украшениями, потребовал любовных ласк от молодой женщины. "Позволь мне, - взмолилась она, обращаясь к разбойнику, - рассказать об одном случае из моей жизни". И она рассказала историю своего первого сватовства и то, как поступили оба жениха её. "Подумай же, - прибавила она в заключение, - тот юноша, который имел все права на меня, преодолел свою страсть и не дотронулся до меня. Тебе, человеку старому, тем более следует обуздать себя. Оставь себе всё серебро и золото, только освободи меня с мужем моим".

Выслушав рассказ её, разбойник поднял глаза к небу и, глубоко раскаявшись в том, что он - стоящий на краю могилы - намеревался сделать, не только отпустил молодую чету на свободу, но и возвратил все отнятые у них деньги и драгоценности до последней мелочи.

Царь, - прибавил Соломон, - в стране которого произошёл этот случай, спрашивает меня, кто из замешанных в этой истории заслуживает высшей похвалы?

И вот, я вас прошу помочь мне рассудить это дело.
- Государь, - ответил один из странников, - по-моему, высшей похвалы заслуживает невеста, оставшаяся верной своей клятве.

Второй сказал:
- Высшей похвалы достоин молодой муж, который сумел удержаться от искушения и не дотронулся до неё, прежде чем первый жених не освободил её от клятвы.

Это что! - воскликнул третий из странников. - Более всего я удивляюсь разбойнику: подумайте только - мало того, что он пленницы не тронул - деньги, все деньги, которые уже были у него в руках, обратно отдал!

И сказал царь Соломон:
- Этот последний с таким восторгом говорит о деньгах, которых он и не видел даже, а только слышал о них; как же он был способен поступить с теми деньгами, которые очутились в его руках?

Суд Соломона

Начать книгу с суда праведного, краеугольного камня правосудия, сам Бог велел. О суде Соломона, как некоем эталоне мудрого, правого и скорого суда, говорят без малого три тысячи лет.

Третий царь Израильско-Иудейского государства Соломон (Шломо от евр. «мирный», «благодатный»; ок. 965-928 г. до н.э.) признается и ныне величайшим «солнцеподобным» мудрецом, творцом «золотого века» Израиля. По Библии страна в правление Соломона процветала. Только одного золота монарх получал в год 666 талантов (свыше 30 т) - для небольшого государства это фантастическое количество. Недаром «три шестерки» стали заветным числом идолопоклонников.
Царь - это законодатель, высший правитель и судья людям, и именно по его судейским делам о нем судят, как о праведном или, напротив, неправедном государе.

Чаще всего библейскую историю о двух женщинах и младенце пересказывают своими словами, но все же лучше процитировать короткий, как и сам суд, отрывок из Священного писания.

«Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним.
И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме;
на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме;
и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его;
и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди;
утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.
И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.
И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой.
И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.
И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.
И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.
И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать.
И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд».
(Третья книга Царств, гл. 3, ст. 16-28)

Какой разительный контраст суду современному, долгому, погрязшему в макулатуре дел, показаниях свидетелей и словах участников процесса, часто безучастных к выявлению истины и к судьбе осуждаемых! Недаром суд Соломона был запечатлен на фресках и в живописных полотнах Рафаэлем, Н. Пуссеном, Рубенсом, Г. Доре, К. Флавицким, Н. Ге и др., стал фольклорным сюжетом многих народов мира. В России XVI-XVII вв., например, было множество лубочных картинок и рукописных сборников нравоучительной литературы на эту тему, а в мире выражение «Соломонов суд» стало крылатым.

Соломон наглядно показал изначальный и единственный смысл суда - справедливость, для чего собственно только и пишутся в суде законы. Гладко на бумаге, а вот в жизни закон часто бывает «дышлом», отчего и возникла расхожая фраза «А судьи кто?» (А.С. Грибоедов). Вопрос непраздный, т.к. именно судья наделен в суде правами казнить или миловать - не только по прениям сторон, но и по своей совести. Собственно, с Соломона и пошло, что главной фигурой любого суда является судья, и именно он определяет качество и результат установления истины.

P.S. Не правда ли, «Соломоново решение» куда милосерднее, справедливее и изящнее, чем «Казнить нельзя помиловать»?

Рис.
Жан-Батист Жозеф Викар «Суд Соломона», 1785, Музей изящных искусств, Лилль, Франция.

Давид любил Господа и старался быть послушным Ему. Но сатана всегда следил за ним, как он следит за всяким человеком, и старался внушить Давиду зло. Однажды Давид совершил большой грех. Как-то вечером он вышел прогуляться на крышу своего дома. Оттуда он увидел женщину по имени Вирсавия, которая с первого взгляда полюбилась ему. Но Давид не мог жениться на ней, потому что у нее был муж. Сатана стал внушать Давиду нехорошие мысли, и Давид поддался на его искушения. Он послал мужа Вирсавии, Урию, на войну, где тот был убит. Тогда Давид взял Вирсавию себе в жены.
Через некоторое время Господь послал к Давиду пророка Нафана, который рассказал ему такую историю: "В одном городе жили два человека: один богатый, а другой бедный. У богатого было очень много мелкого и крупного скота. А у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела. и из его чаши пила. и на груди у него спала, и была для него. как дочь. И пришел к богатому человеку странник, и тот не пожелал взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришел к нему. а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека...". Давид, услышав этот рассказ, воскликнул в гневе: "Достоин смерти человек, сделавший это. И за овечку он должен заплатить вчетверо: и за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания".
Тогда Нафан сказал Давиду: "Ты - тот человек". Пророк сильно обличил злое дело Давида. Давид раскаялся и сказал:
"Согрешил я пред Господом". После этого покаяния Нафан сказал ему: "И Господь снял с тебя грех твой: ты не умрешь. Но так как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын". Так грех Давида был прощен, но не остался ненаказанным. Позже Давид сочинил по этому поводу скорбный псалом покаяния, где он пел: "...Омой меня, и буду белее снега... Сердце чистое сотвори во мне. Боже. и дух правый обнови внутри меня".
2 ЦАРСТВ 11:2-17: 12:1-14: ПСАЛОМ 50:9. 12

Авессалом был одним из сыновей Давида. Он был очень гордым молодым человеком, был прекрасен видом и особенно отличался длинными красивыми волосами. Но у него было злое, лживое и гордое сердце, не боящееся Бога. Авессалом не любил своего отца Давида и хотел завладеть его царским престолом. Израильтяне очень уважали и любили Авессалома, потому что он ложью, лицемерием, притворной добротой и заботой располагал их сердца к себе. Вскоре Давиду пришлось собрать войско и покинуть дворец в Иерусалиме, чтобы скрыться в пустынном городе от преследований родного сына.
Авессалом узнал, где находится его отец, и пошел против него с большим войском. Давид, узнав, что его родной сын задумал сразиться с ним, послал против него свой отряд, но приказал не причинять Авессалому зла и сохранить его жизнь. Давид продолжал любить его, несмотря на то, что сын причинил ему столько горя.
Сражение произошло в лесу. Бог помог войскам Давида, и они победили. Воины же Авессалома пытались спастись бегством. Сам Авессалом убегал на муле. Но случилось так, что проезжая мимо большого дуба, он зацепился волосами за ветви дерева. Мул побежал дальше, а Авессалом остался висеть на дереве, и его ноги не доставали до земли. Предводитель войска Давида, увидев это, пронзил стрелами сердце царского сына, и умертвил его.
Давид, узнав о случившемся, очень опечалился и долго плакал. "Сын мой. Авессалом, сын мой, сын мой, Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!" Он предпочел бы умереть сам, чем узнать о смерти родного сына. Бог поразил Авессалома в расцвете его мятежной жизни.
В Библии сказано: "Кто злословит отца своего и свою мать. того светильник погаснет среди глубокой тьмы".
2 ЦАРСТВ 14:25-26: 15:1-6; 18:2-14. 32-33
КНИГА ПРИТЧЕЙ 20:20

После смерти Давида, Господь избрал царем Израиля его сына Соломона. Однажды Бог явился Соломону во сне и сказал, что Он пошлет ему все, чего бы он ни попросил. Тогда Соломон, зная, как трудно быть хорошим и справедливым царем, попросил у Господа мудрости, чтобы управлять своим многочисленным народом. Господь ответил ему: "За то, что ты просил этого, а не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, вот, Я сделаю по слову твоему. Вот Я даю тебе сердце мудрое и разумное... И то, чего ты не просил, Я даю тебе: и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои. И если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои".
Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок ее. Чтобы узнать, кто из них лжет и кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: "Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!" Другая же закричала: "Лучше отдайте младенца другой, но только не убивайте его".
Так Соломон узнал, которая из них - настоящая мать, потому что матери скорее отдадут детей другим, лишь бы дети их остались живыми.
Если мы также, любя и слушаясь Господа, будем просить у Него мудрости, то Он пошлет ее нам. Бог сказал:
"Просите и дано будет вам".
3 ЦАРСТВ 3:5-28

Лучшие статьи по теме