Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Мантры
  • Как реагируют дети на похвалу. Критикуем и хвалим ребенка по-новому. Несколько важных правил

Как реагируют дети на похвалу. Критикуем и хвалим ребенка по-новому. Несколько важных правил

Нина Анатольевна Анучина,

воспитатель гр. «Смородинка»

Похвала нужна каждому человеку, чтобы чувствовать себя более уверенно, а уж детям она просто необходима. Насколько вы щедры на похвалу, вам поможет узнать тест.

1. Если вы хотите похвалить ребёнка, то обычно используете слова:
а) «гениально», «потрясающе» — 1
б) «молодец» — 3
в) «хорошо» — 5
2. Как ваш ребёнок обычно реагирует на похвалу?
а) раздраженно отмахивается – 3
б) принимает как должное – 1
в) воодушевляется – 5
3. Вас приятно удивили успехи вашего ребёнка. К словам похвалы вы непременно добавите:
а) поцелуи и объятия – 1
б) подарок – 5
в) деньги – 3
4. В какой ситуации, на ваш взгляд, похвала необходима?
а) когда ребёнок убрал за собой игрушки – 1
б) получил «пятерку» за поведение – 3
в) по собственной инициативе помог бабушке – 5
5. Ребёнок гордо показывает вам свою поделку, которая не кажется вам удачной. Ваша реакция:
а) чтобы не огорчать, скажете, что его поделка самая лучшая – 1
б) укажете на недостатки, но и укажете достоинства – 3
в) честно покажете на те поделки, которые считаете лучшими – 5
6. Когда вы хвалите ребёнка, то обычно испытываете:
а) гордость – 5
б) нежность – 3
в) восхищение – 1
7. Выберите одно из утверждений о детской одаренности:
а) каждый ребёнок по-своему талантлив – 1
б) менее одарённый, но старательный ребёнок способен добиться больших успехов, чем талантливый, но ленивый – 3
в) любую способность можно развивать – 5
8. На спортивных соревнованиях ваш ребёнок прибежал последним. Что вы ему скажете?
а) пристыдите – 3
б) похвалите за умение идти до конца – 1
в) объясните, что проиграл, потому что неправильно рассчитал свои силы – 5
9. Ребёнок хвастается своими достижениями перед гостями. Ваша реакция:
а) будете дополнять его рассказ – 1
б) станете иронизировать по поводу его «скромности» -5
в) переведете разговор на другую тему – 3
10. Вы заметили, что вашему ребёнку очень нравится рисовать. Это повод для того, чтобы:
а) отдать его в художественную школу – 5
б) купить хорошие краски и кисти – 1
в) посещать с ним выставки и музеи – 3
11. Воспитатель нелестно отозвался об успехах вашего чада, поставив в пример другого ребёнка. Что вы скажете своему ребёнку?
а) заметите, что его успехи ниже, чем у его товарища – 5
б) станете хвалить товарища, чтобы у вашего ребёнка появилось желание выполнять так же хорошо – 3
в) предложите исправить те ошибки, которые отметил воспитатель – 1
12. Бабушка умиляется поступкам ребёнка, в которых вы не видите ничего особенного. Ваша реакция:
а) станете спорить с ней – 5
б) проигнорируете ее высказывания – 3
в) согласитесь из уважения к ней – 1
13. Ребёнок жалуется, что его дразнят дети. Как вы его успокоите?
а) «они глупые и невоспитанные!» — 1
б) «не слушай их, ты у меня самый лучший!» — 3
в) «давай подумаем, почему они к тебе так относятся» — 5
14. У ребёнка не получается работа, и он отказывается продолжать её. Как уговорить его?
а) напугать плохой оценкой работы – 3
б) выразить сочувствие – 1
в) предложить помощь – 5
15. В порыве гнева вы можете назвать своего ребёнка:
а) «бестолочь» — 5
б) «моё наказание» — 1
в) «подлец» — 3

Подводим итоги:
16-37 баллов

Ваш ребёнок не испытывает недостатка в похвале. Он уверен в том, что вы высоко цените его достижения и гордитесь им. Высокая самооценка, безусловно, поможет ему в жизни, однако, слишком часто слыша похвалу, ребёнок не имеет возможности научиться обращать внимание на свои ошибки, что рано или поздно скажется на его успехах. Разбив здравой критикой, вы поможете ему трезво оценить свои возможности.

38-59 баллов

Возможно, вы человек настроения или слишком погружены в свои проблемы. Поэтому ребёнок не всегда четко представляет себе, что в его поведении нравится родителям, а что нет. Ваша похвала часто бывает вызвана хорошим настроением, а не достижениями ребёнка. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обращайте больше внимания на мотивы поступков ребёнка и его потребности: чего он ждёт от вас, почему капризничает и проявляет негативизм. Опираясь на эмоциональное состояние, а не на собственные чувства, вы сможете легче направлять его поведение в нужное русло.

60-80 баллов

Вы требовательный родитель, поэтому не балуете ребёнка хвалебными отзывами. Ваши замечания метки, и критика предметна, но когда они преобладают над признанием и похвалой, то воспринимаются ребёнком как отвержение. Не стоит портить отношения со своим чадом из-за того, что нарисованный слон больше похож на корову. Показывая продукт своей деятельности, ребёнок стремится разделить с вами хорошее настроение и увидеть радость в ваших глазах. Ощущая вашу поддержку, он добьется гораздо больших успехов, чем тревожась из-за малейших промахов.

Азбука похвалы для ребёнка

1. Молодец!
2. Удивительно!
3. Великолепно!
4. Прекрасно!
5. Незабываемо!
6. Это трогает меня до глубины души.
7. Остроумно.
8. Талантливо!
9. Ты сегодня очень много сделал.
10. Уже лучше.
11. Потрясающе!
12. Поразительно.
13. Красота.
14. Очень ясно.
15. Очень эффектно.
16. Ты просто чудо.
17. Здорово!
18. Ты ловко это делаешь.
19. Ты меня порадовал.
20. Я горжусь тобой.
21. Мне очень важна твоя помощь.
22. Ты мне необходим.
23. Я с ума сойду, если с тобой что-нибудь случится.
24. Научи меня делать также.
25. Я знал, что тебе это по силам.
26. Никто мне тебя не заменит.
27. Я сам не мог бы сделать лучше.
28. Хорошо!
29. Гораздо лучше, чем я ожидала.
30. Лучше, чем все, кого я знала.
31. Грандиозно.
32. Именно этого мы давно ожидали.
33. Сказано здорово – просто ясно.
34. Экстра – класс.
35. Ты самый одаренный.
36. Отлично!
37. Еще лучше, чем вчера.
38. Классно.
39. Неподражаемо.
40. Как в сказке.
41. Ярко, образно.
42. Прекрасное начало.
43. Ты на верном пути.
44. Ты и в этом разобрался.
45. Это как раз то, что нужно.
46. Поздравляю.
47. Я очень счастлива.
48. Работать с тобой просто радость.
49. Для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит.
50. Для меня нет никого красивее тебя.
51. Тут мне без тебя не обойтись.
52. Ты мне нужен такой, какой ты есть.
53. Замечательно!
54. Несравненно.
55. Верю в тебя!
56. Вот это да!
57. Желаю тебе успеха!
58. Настоящий мастер!
59. Так держать!
60. Фантастика!
61. Ценю твои старания!
62. Умница!

Ольга Родионова
Родительское собрание «Наказание или поощрение, кнут или пряник?»

Наказание или поощрение , кнут или пряник ?

Цель беседы : дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей; посмотреть по-новому на использование поощрений и наказаний , переосмыслить их.

Родители и педагог сидят в кругу. Психологический приём : взяться за руки, передать тепло через рукопожатие и улыбку, положительно настроиться на беседу.

Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все, проблеме наказаний и поощрений . Наверное, всем известны противоречащие друг другу поговорки : «Пожалеешь рОзог – испортишь ребёнка» и «Доброе слово и кошке приятно» . Какой же из них следует верить? Наказывать ребёнка , чтобы его не избАловать, или всё-таки лучше ориентироваться на поощрение ? В этом главный вопрос воспитания «кнутом или пряником » . И я хотела бы вас спросить :

Как часто вы хвалите своего ребёнка?

За что вы хвалите его?

Какие поощрения вы используете ? (словесные, материальные)

Часто хвалить и захваливать ребёнка является мнением спорным и непривычным. Общепринятая точка зрения сводится к тому, что часто хвалить не следует, преувеличенно – тем более, а уж на пустом месте – это и вовсе нонсенс. Обычно родители ребёнка хвалят в меру или только за дело…

А как ваш ребёнок реагирует на похвалу? (очень радуется, счастлив, когда его хвалят)

То есть, получается, что мы, родители , знаем и видим, как ребёнок жаждет похвалы, но даём её ребёнку скупо, скудно, маленькими дозами.

Вы согласны со мной? А почему мы так делаем?

(чаще всего родители отвечают : «Захвалишь, он нос задерёт. Чего хвалить, когда хвалить не за что? Он же прекрасно знает, что это неправда.)

Давайте разберём один пример : мама с красивой, нарядной дочкой приходит в гости. Вежливые гости восклицают : «Ой, какая красавица!» Польщённая мать, тем не менее, обрывает восторги словами : «Не надо при ребёнке, это не педагогично» . Зато мама вполне педагогичным считает как можно чаще и как можно подробней указывать дочке на её недостатки прилюдно.

Как вы считаете, мама права?

Да, вы правы, прилюдная похвала ребёнка повышает его самооценку, а прилюдная критика занижает его достоинства. Да и нам, взрослым всегда хочется соответствовать не всегда справедливой похвале (лесть, а приятно) . Вы все знаете, что женщина чахнет, меркнет, увядает без комплементов. Умная жена никогда не забудет похвалить своего далеко не идеального мужа, а глупая твердит с утра до ночи о его бездарности и лени, а потом мы удивляемся, что он запил, ходит на сторону или вообще ушёл из дома. И это мы, взрослые люди, у которых уже сформировалась самооценка. Что же говорить о ребёнке? Ведь у него ещё нет или почти нет опыта самоутверждения : он не держал экзамены, не получал прибавку к зарплате за хорошую работу, к нему не обращались за советом как прекрасному специалисту. Ребёнок, не знающий пока себя и своих возможностей, в гораздо большей степени, чем взрослый, зависит от оценки окружающих. Может, поэтому дети так любят почётные грамоты, вымпелы, значки и премии? Такие знаки отличия дают им осязаемое реальное подтверждение их состоятельности, стимулируют к новым достижениям.

Скажите, пожалуйста, можно ли хвалить ребёнка на пустом месте?

Многие говорят, что это сущий вздор. Да, иногда вздор, а иногда остроумный педагогический приём. Вот, например, ваш сын – трус. Больше всего он боится ходить по тёмным улицам. Сказать ему, что он – храбрец, уж больно неправдоподобно, не поверит. Но если мама идёт со своим сыном по тёмной улице, крепко держа его за руку, и при этом говорит : «Ты знаешь, когда я с тобой, я ничего не боюсь» , - есть надежда на благие перемены.

Как вы думаете, ребёнка нужно только хвалить? А можно ли ему делать замечания?

Да, замечания делать нужно. Без этого нет воспитания. Но важны дозировка и форма. Можно сказать : «Ай-ай-ай, какой ты неряха! Опять разбросал игрушки!» А можно и по-другому : «Какой прекрасный дворец ты построил! Как настоящий архитектор! Вот если ты ещё конструктор соберёшь в коробку – я буду счастлива!»

Помните, в слове заключается не только информативный, но и эмоциональный смысл. Слово обладает магической силой. Оно творит ту или иную реальность. Общеизвестен пример : загипнотизированному говорят, что дотронуться сейчас до его спины раскалённым железом, а дотрагиваются пальцем. Но на его коже вскакивает волдырь, как от сильного ожога. Влияние родителей на ребёнка вполне сопоставимо с властью гипнотизёра. Ребёнка же, в свою очередь, можно сравнить с домом, в котором много-много окон. Какое свойство будешь выкликАть – такое и выглянет. Старайтесь почаще выкликАть доброе и не будите лишними криками дурное! И, конечно же, невозможно вырастить ребёнка без запретов и наказаний .

Часто ли вы наказываете своего ребёнка ?

За что вы его наказываете ?

Какие формы наказания вы используете ?

Действительно, настоящая родительская любовь меньше всего похожа на рассеянное умиление своим ребёнком. Практически никто не сомневается в том, что нет ничего страшнее телесных наказаний . Особенно недопустимы пощёчины – это самое унизительное, что может быть для ребёнка, да и для взрослых.

Некоторые родители считают , что в качестве наказания можно не разговаривать с ребёнком весь день. Скажите, это правильно?

Мир ребёнка – это вы, его родители , его семья, поэтому, когда вы перестаёте с ним разговаривать, он чувствует, что весь мир от него отвернулся. Это тяжёлая артиллерия, и пользоваться ей нужно в самых крайних случаях. Очень полезно наказывать лишением чего-либо , каких-то сладостей, предметов, развлечений. Но часто родители бояться лишить ребёнка самого дорогого для него, считая, что это чересчур жестоко, а потом удивляются, что наказание не действует .

Как вы думаете, почему?

Да они лишили его того, без чего он вполне может обойтись. Какое же это наказание ? Ещё принято утверждать, что родители в вопросах воспитания детей должны выступать «единым фронтом» .

Как вы понимаете выражение «единым фронтом» ?

Да, не должно быть противоречий между родителями в вопросах воспитания ребёнка. Вы считаете это правильно?

Конечно, родители должны быть едины в главном – в представлениях о добре и зле. Но если мать поставила ребёнка в угол, и он уже там постоял, прав будет тот отец, который пожалеет наказанного ребёнка . Конечно же, он не подвергнет сомнению авторитет матери, соглашаясь со справедливостью наказания , но всё равно пожалеет. Что делаем мы, поссорившись с мужем (с женой? Звоним подруге, идём «посидеть с ребятами» , просто уходим на работу. Короче говоря, у взрослых есть та или иная отдушина. А куда деваться ребёнку? Кому он пожалуется на своё страдание? Ведь он страдает, даже если знает, что наказан за дело . Несокрушимый оплот родителей невыносим . Да и наша цель вовсе не в том, чтобы помучить ребёнка! Важно лишь следить за тем, чтобы роли карающего и милующего не закреплялись. Сегодня накажет мама , а пожалеет папа. А завтра наоборот. Очень естественно, когда жалеет бабушка. И не надо её за это упрекать. Так было во все времена.

Итак, ребёнок обучается благодаря «обратной связи» с внешним миром. Если родители одобряют тот или иной его поступок, то он стремиться его повторить. Если, наоборот, порицают его действия, то он старается больше так не делать. Если же нет никакой «обратной связи» - ни похвали, порицания – то ребёнок просто не знает, как быть. У него нет стимула повторять хороший поступок или отказываться от неверных действий.

И очень хочется вам пожелать : поощряйте и восхищайтесь тем , что хотели бы видеть в ребёнке постоянно. Подчёркивайте то лучшее, что уже вложено в вашего ребёнка, чтобы создать у него самоуважение и уверенность в своих силах.

Поговорим о похвале. Она чрезвычайно важна и для взрослого человека, и для ребенка. Но очень часто родители забывают об этом, и скупятся на похвалу.

А зря. Чем больше вы хвалите ребенка, тем больше мотивируете его к совершению хороших дел. Но как правильно хвалить ребенка, чтобы похвала не переросла в гордыню?

Ребенок полностью зависит от родителей, он ловит настроение матери и чутко определяет в нем нотки позитивного и негативного. Если мама скупится на ласку и похвалу, ребенок может решить, что его попросту не любят.

Представьте себе, вы зависите от какого-либо человека, которого любите до глубины души. А этот человек вас постоянно критикует и осуждает. Какая первая мысль придет вам в голову? Скорее всего, вы решите, что вы не нужны этому человеку, потому что недостаточно хороши.

Так и ребенок, он просто не верит в любовь родителей, которые постоянно отрицательно оценивают его поступки. Даже не поступки, а его самого. Если в семье преобладает оценочное отношение, ребенок получает серьезную психологическую травму. Он становится неуверенным в себе, заранее программирует на неудачу все свои действия. Ребенок будет постоянно сравнивать себя с другими и, видя превосходство других людей, впадать в уныние.

Детей-дошкольников необходимо хвалить часто и преувеличенно. Не бойтесь укоренить в ребенке гордыню, хвалить нужно за хорошие поступки и качества. Похвала и лесть - разные вещи. Именно последней следует опасаться.

Не лишним будет поговорить с ребенком о гордыне. Гордыня - смертный грех, необходимо объяснить это ребенку. Он должен понимать, что гордыня противна Богу. Гордыня или высокомерие перекрывают пути человека к развитию. Он считает, что достиг совершенства, и перестает работать над собой. Приучайте ребенка никак не оценивать себя - ни хорошо, ни плохо. Какие мы - знает один Бог.

Хвалите и критикуйте не ребенка, а его поступки. Не ограничивайтесь стандартными «умница», «молодец». Скажите ему, что писать у него получается теперь гораздо лучше. А читать он стал намного быстрее, чем в прошлом месяце. Хвалите ребенка за его упорство и трудолюбие. Это важные личностные качества.

Исправляйте недостатки ребенка тактично, возвышайте все хорошее в нем. Возьмите это за основу воспитания. Ведь если постоянно повторять ребенку, что он все делает неправильно, он вообще перестанет что-либо делать. Никто не будет слушать человека, который вечно всем недоволен. Так и дети: они перестают слушать вечно ворчащих пап и мам.

Как привить ребенку жизненные ценности? Похвалой! Если родитель хвалит ребенка за доброту, трудолюбие, кротость, он автоматически дает ребенку ориентир. Ребенок будет знать, что такие качества, как доброта и смирение, играют важную роль в жизни человека. Что без этого существование людей невозможно.

Как развить в ребенке те качества, которыми его обделила природа? Если вашему ребенку не хватает смелости или уверенности в себе, как помочь ему их развить? И здесь нам на помощь опять приходит похвала.

Если ребенок слишком часто озорует, плохо себя ведет, то хвалите его за то, что сегодня в детском саду он вел себя очень хорошо. Похвалите ребенка перед папой, что сегодня ваш сын был спокойным и послушным, и вы гордились им. Пусть вы немного преувеличите, но ребенку это будет приятно.

А если он и от папы услышит добрые слова, то это заставит его задуматься над своим поведением и изменить его.

Часто ли Вы хвалите своего ребенка?

1. Если вы хотите похвалить ребенка, то обычно используете слова:

А) гениально, потрясающе (1) Б) молодец (3) В) хорошо (5)

2. Как ваш ребенок обычно реагирует на похвалу?

А) раздраженно отмахивается (3) Б) принимает как должное (1) В) воодушевляется (5)

3. Вас приятно удивили успехи вашего ребенка. К слова похвалы вы непременно добавите:

А) поцелуи и объятия (1) Б) подарок (5) В) деньги (3)

4. В какой ситуации, на ваш взгляд, похвала необходима?

А) когда ребенок убрал за собой игрушки (1) Б) получил пятерку (3)

В) по собственной инициативе помог бабушке (5)

5. Ребенок гордо показывает вам свою поделку, которая не кажется вам удачной. Ваша реакция:

А) чтобы не огорчать, скажете, что его поделка лучше всех (1) Б) укажете на недостатки, но отметите и достоинства (3) В) честно покажете на те поделки, которые считаете лучшими (5)

6. Когда вы хвалите ребенка, то обычно испытываете:

А) гордость (5) Б) нежность (3) В) восхищение (1)

7. Выберите одно из утверждений о детской одаренности:

А) каждый ребенок по-своему талантлив (1) Б) менее одаренный, но старательный ребенок способен добиться больших успехов, чем талантливый, но ленивый (3) В) любую способность можно развить (5)

8. На спортивных соревнованиях ваш ребенок прибежал последним. Что вы ему скажете?

А) пристыдите (3) Б) похвалите за умение идти до конца (1) В) объясните, что он проиграл, потому что неправильно рассчитал свои силы (5)

9. Ребенок хвастается своими достижениями перед гостями. Ваша реакция?

А) будете дополнять его рассказ (1) Б) станете иронизировать над его "скромностью" (5)

В) переведете разговор на другую тему (3)

10. Вы заметили, что вашему ребенку очень нравится рисовать. Это повод для того, чтобы:

А) отдать его в художественную школу (5) Б) купить хорошие краски и кисти (1)

В) посещать с ним выставки и музеи (3)

11. Учитель нелестно отозвался об успехах вашего чада, поставив в пример другого ученика. Что вы скажете своему ребенку?

А) заметите, что его успехи ниже, чем у его одноклассника (5)

Б) станете хвалить одноклассника, чтобы у вашего ребенка появилось желание учиться так же хорошо (3) В) предложите исправить те ошибки, которые отметил учитель (1)

12. Бабушка умиляется поступкам ребенка, в которых вы не видите ничего особенного. Ваша реакция?

А) станете спорить с ней (5) Б)проигнорируете ее высказывания (3) В) согласитесь из уважения к ней (1)

13. Ребенок жалуется, что его дразнят одноклассники. Как вы его успокоите?

А) "Они глупые и невоспитанные" (1) Б)"Не слушай их, ты у меня самый лучший" (3)

В) "Давай подумаем, почему они так к тебе относятся" (5)

14. У ребенка не получается задача, и он отказывается продолжать решение. Как уговорить его?

А) напугать плохой отметкой (3) Б) выразить сочувствие (1) В) предложить помощь (5)

15. Ребенок не достоин похвалы, если он:

А) помыл посуду, но разбил чашку (1) Б) сделал уроки, но перепутал номер задания (3)

В) получил пятерку, списав ответ у соседа по парте (5)

16. В порыве гнева вы можете назвать ребенка:

А) бестолочь (5) Б) мое наказание (1) В) подлец (3)

16-37 баллов Ваш ребенок не испытывает недостатка в похвале. Он уверен в том, что вы высоко цените его достижения и гордитесь им. Высокая самооценка, безусловно, поможет ему в жизни. Однако слишком часто слыша похвалу. Ребенок не имеет возможности научиться обращать внимание на свои ошибки, что рано или поздно скажется на его успехах. Развив похвалу здоровой критикой, вы поможете ему трезво оценивать свои возможности.

38-59 баллов Возможно, вы человек настроения или слишком погружены в свои проблемы. Поэтому ребенок не всегда четко представляет себе, что в его поведении нравится родителям, а что нет. Ваша похвала часто бывает вызвана хорошим настроением, а не достижениями ребенка. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обращайте больше внимания на мотивы поступков ребенка и его потребности: чего он ждет от вас, почему капризничает и проявляет негативизм? Опираясь на эмоциональное состояние ребенка, а не на собственные чувства, вы сможете легче направлять его поведения в нужное русло.

60-80 баллов. Вы требовательный родитель, поэтому не балуете ребенка хвалебными отзывами. Ваши замечания метки и критика предметна, но когда они преобладают над признанием и похвалой, то воспринимаются ребенком как отвержение. Не стоит портить отношения со своим чадом из-за того, что нарисованный слон больше похож на корову. Показывая продукты своей деятельности, ребенок стремится разделить с вами хорошее настроение и увидеть радость в ваших глазах. Ощущая вашу поддержку, он добьется гораздо больших успехов, чем тревожась из-за малейших промахов.

Доброе время суток!

Сегодня заметила то, как мой ребенок реагирует на похвалу. Ему сейчас 1,9 мес., я и раньше замечала, что он не равнодушен к моим замечанием, но именно в последнее время я стала замечать как он озаряется лучезарной улыбкой при таком простом слове: «Молодец!» А сегодня еще кивает головой в ответ)) и делает, делает еще раз, чтобы снова его похвалили. Как мило, подумала я. Но зная и понимая детскую психологию, я все же решила взять умную книжку и почитать, чтобы лучше понимать своего ребенка.

Но дабы не мучить вас своими долгими рассуждениями, на эту тему, я отыскала коротенькую статью, к сожалению автора не знаю, но в ней, на мой взгляд, есть полезнее мысли и рекомендации как правильно хвалить ребенка.

Почитайте) И поделитесь, как часто хвалите вы своих детей?

1. ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Застаньте ребенка за полезным занятием, убедитесь что он все делает правильно и поощряйте его здесь и сейчас. Делайте это незамедлительно и спонтанно. Если вы упустите эту возможность и затяните с одобрением, то влияние похвалы будет разбавленным.

2. ХВАЛИТЕ И ПООЩРЯЙТЕ РЕБЕНКА ЗА УСИЛИЯ, А НЕ ЗА ЕГО ПРИРОДНЫЙ ТАЛАНТ
Хваля ребенка за его природный талант, мы приносим ему больше вреда, чем пользы. Вместо этого, хвалите и поощряйте ребенка за его усилия и работу, которую ему удалось сделать.

3. БУДЬТЕ ИСКРЕННЫ
Будьте искренними и честными. Не преувеличивайте. Не льстите. Лесть выглядит в глазах ребенка дешево, эгоистично и мелко. Очень скоро малыш раскроет вашу неискренность, и тогда начнет относиться с подозрением к любому одобрению с вашей стороны.

4. БУДЬТЕ КОНКРЕТНЫ, ПООЩРЯЯ РЕБЕНКА
Посылать лишь общие комментарии «хорошо», «здорово», «прекрасно» легко. Использовать конкретные описания немного труднее, потому что вам придется глубже вникнуть в то, чем ребенок занят и достаточно ли хорошо он справляется с тем, чем занят. Но это стоит усилий. Описание делает похвалу искренней и неподдельной.

5. НЕ ОЖИДАЙТЕ СОВЕРШЕНСТВА
Если вас может удовлетворить лишь совершенство, вы будете весьма разочарованы. Ваши ожидания должны быть разумными. Цените малейшее улучшение в поведении ребенка. Даже в случае ошибок и неприятных аварий, хвалите его за то, что он предпринял меры предосторожности, если таковые имеются.

6. НЕ ОТНОСИТЕ ПОХВАЛУ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО К УСПЕХУ
Если мы хвалим ребенка только за его успех, мы теряем так много драгоценных моментов. Успешных событий может быть немного, поэтому хвалите и поощряйте ребенка за его усилия, независимо от результатов. Не жалейте слов одобрения за его старания, даже если что-то ему не совсем удастся.

7. НЕ СРАВНИВАЙТЕ
Хвалите ребенка за его усилия, но не за то, что он лучше, чем любой другой ребенок. Не сравнивайте его с другими детьми. У каждого ребенка свой ум, опыт и прошлое. Каждый ребенок уникален. Поощряйте детей к развитию их собственной индивидуальности.

8. НЕ СМЕШИВАЙТЕ ПОХВАЛУ И КРИТИКУ
Если вы хвалите ребенка, а затем начинаете критиковать его, объясняя, что он мог бы сделать это лучше, тем самым вы заставляете его думать, что он не был достаточно хорош. Вы смешиваете похвалу и критику. Ребенок забудет похвалу, однако критику он будет помнить.

9. ХВАЛИТЕ ПУБЛИЧНО, ЕСЛИ ВОЗМОЖНО

Всем нравится когда их хвалят прилюдно. Таким образом, одобряйте и поощряйте ребенка в присутствии окружающих, если у вас есть что-то значительное, чтобы рассказать людям об этом. Дайте детям возможность услышать, как положительно вы отзываетесь о них.

10. ИЗБЕГАЙТЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ
Не выражайте похвалу через любые негативные эмоции, как гнев, ненависть, сарказм или тому подобное. Эмоции говорят громче, чем слова. Даже если вы подберете положительные слова, но они будут наполнены отрицательными эмоциями, слова игнорируются, но эмоции оставят свой след в сознании ребенка.

11. СМЯГЧАЙТЕ ТОН ГОЛОСА
Тон вашего голоса также отражает эмоции. То, как вы говорите, является гораздо более важным, чем то, что вы говорите. Простое слово «Спасибо» может быть сказано как весьма вежливо, так и в серьезном гневе. Используйте только положительные слова ободрения и говорите их с чувством и искренностью.

12. СЛЕДИТЕ ЗА ЯЗЫКОМ ТЕЛА
Помните! Большинство ваших эмоций отражается через язык тела. Поэтому следите за языком тела. Выпрямите кожные складки на лбу, расслабьте мышцы лица, брови, и другие мышцы тела. Приблизьтесь к ребенку с улыбкой и смотрите ему в глаза. Похлопайте его по спине, обнимите или прикоснитесь к нему ласково. Это добавит большую эмоциональную ценность вашей похвале.

13. НЕ ПОВТОРЯЙТЕ ОДНО И ТО ЖЕ СОТНЮ РАЗ

Избегайте повторять одни и те же слова похвалы снова и снова. Произносите фразу один раз, но в подходящее время. Если вы произносите ее в ненадлежащем порядке, она не будет служить цели, даже если вы повторите ее еще десять раз. Напротив, повторение вызывает дискомфорт и подозрения в сердце ребенка.

14. НЕ ПЕРЕХВАЛИВАЙТЕ РЕБЕНКА
Все имеет предел. Вы потеряете силу слов, если переусердствуете. Если вы будете проявлять излишний энтузиазм, ребенок почувствует давление с вашей стороны. Он спросит себя: «А что, если я не смогу сделать это в следующий раз?» Ведите себя разумно.

15. НЕ ТЯНИТЕ ПРЕДЫДУЩИХ ОШИБОК ИЗ ПРОШЛОГО
Никогда не связывайте похвалу с любым предыдущим неприятным событием. Например, если вы говорите «Я думал, что ты сделаешь это так же плохо, как и в прошлый раз, но ты справился». Несмотря на то, что вы попытались похвалить ребенка за нынешние достижения, вы связали их с предыдущей неудачей. Напоминание о предыдущей ошибке может внести беспорядок и разброд в мыслях детей.

16. НЕ СПЕШИТЕ

Если вы всегда спешите, лишь бы побыстрее похвалить ребенка, он начинает подозревать вас в неискренности и думает, что вы делаете это машинально. Он начнет игнорировать ваши похвалы и, даже если вы будете искренны, в следующий раз он не обратит на них должного внимания.

Лучшие статьи по теме