Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Талисманы
  • Сложные психологические состояния и проблемы подростков. Психологическое исследование склонности к невротическим состояниям у подростков Методики исследования психических состояний подростков работы

Сложные психологические состояния и проблемы подростков. Психологическое исследование склонности к невротическим состояниям у подростков Методики исследования психических состояний подростков работы

Для понимания механизмов развития психических свойств учащихся среднего школьного возраста необходимо иметь в поле зрения два основных их источника: природные данные (врожденные биологические, включая генетические) и социальные факторы (особенности семьи, воспитание, обучение и другие формы общественных отношений, формирующие личность).

Наиболее интересными в исследовании возраста вообще и подросткового возраста в частности до сих пор остаются классики отечественной психологии: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович. Значительны работы таких известных учёных как А. П. Краковского, В. А. Крутецкого, А. И. Кочетова, Д. И. Фельдштейна, Т. В. Драгуновой, Л. Ф. Обуховой, Г. А. Цукерман, С. А. Беличевой и многих других. В зарубежной психологии к изучению подросткового возраста обращались различные авторы: З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, А. Фрейд, Х. Ремшмидт, К. Левин, Э. Шпрангер, Ст. Холл и другие.

Отечественные исследования о подростках, появившиеся после 60-х годов ХХ века, условно можно разделить на работы до- и послеперестроечные. Разница между ними в том, что в последних чётко прослеживаются те две тенденции, о которых речь шла выше, а именно: определённое влияние западных теорий, с одной стороны, и нацеленность на современные изменения в обществе - с другой. Это достаточно заметно прослеживается в ряде последних публикаций, освещающих, в том числе, и подростковый возраст (работы Д.И. Фельдштейна, Л.Ф. Обуховой, Т.В. Драгуновой, Г.А. Цукерман и многих других).

Существует множество исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Большинство авторов определяют этот этап развития ребёнка как переход от детства к взрослости. Согласно Толковому словарю В. Даля, слово «подросток» обозначает «дитя на подросте». «В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него» (В. Даль, 1989).

Психологи придерживаются мнения, что любой возраст, в том числе и подростковый, не имеет чётких границ, а если они и есть, то очень условны. Это мнение продиктовано исследованиями антропологов (М. Мид, Р. Бенедикт и других), которые, изучая ряд племён, обратили внимание на кратковременность и незаметность протекания там подросткового периода. Было убедительно продемонстрировано, что подростничество - не что иное, как факт именно нашей цивилизации, что характер подросткового возраста зависит от сложности общества, от той дистанции, которую оно устанавливает между возрастными группами, от способа перехода из одной группы в другую. После работ М. Мид и целого ряда других исследований переходный возраст начинает рассматриваться не как психологическая трансформация, обусловленная половым созреванием, а как культурный процесс вхождения ребёнка в социальную жизнь взрослого.

Т.В. Драгунова, анализируя взгляды на подростковый возраст не только антропологов, но и психологов, и биологов, утверждает, что данный период развития у различных народов и культур протекает по-разному и имеет различные возрастные границы. Она считает, что границы возраста могут как сближаться, так и расширяться, увеличивая переходный период. По мнению автора, количество лет на переход от детства к взрослости значительно увеличилось в современном обществе (Т.В. Драгунова, 1972).

Эта мысль совпадает с точкой зрения Л.С. Выготского, который отмечает, что три фазы созревания у подростков в цивилизованном обществе нередко не совпадают: «Половое созревание начинается и завершается раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования» (Л.С. Выготский, 1984). Такое несовпадение фаз созревание порождает немалые трудности. Дело в том, что половое созревание опережает органическое, а то, в свою очередь - социальное, что приводит к некоторым разбалансировкам в развитии подростка. Интересной и продуктивной представляется мысль Л.С. Выготского о значении исторического времени для развития подростка. По его мнению, культурно-историческая среда и непосредственное окружение больше всего влияют именно на данный возраст. При этом влияние среды может как сузить, так и значительно расширить границы подросткового возраста. Чем в большей степени совпадают половое, органическое и социальное созревание, тем меньше во времени период перехода от детства к взрослости, а чем больше они расходятся во времени, тем более длительным становится этот период, тем продолжительней переход.

По мнению немецкого философа и психолога Э. Шпрангера, подростковый возраст - это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Но рассмотрение подросткового возраста требует чёткого видения его границ. Существует несколько определений рубежей данного жизненного отрезка. Например, Г. Грим ограничивает подростковый период возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков. По А. Геззелу, переход от детства к взрослости продолжается от 11 до 21 года. А Дж. Биррен считает, что этот период охватывает 12-17 лет. В классификации Д.Б. Брамлей данный возраст определяется 11-15 годами. На эту же продолжительность указывают авторы лонгитюдного исследования Института развития человека Калифорнийского университета. Ж. Пиаже относит к подростковому возраст 12-15 лет (И.В. Дубровина, 1987).

Представляется, что наиболее адекватно очерчены границы подросткового возраста в периодизации онтогенеза, предложенной Д.Б. Элькониным, в которой акцент делается на появление новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются между 11-15 годами (Д.Б. Эльконин, 1989).

Рассмотрим основные новообразования в подростковом возрасте. Неравномерность, противоречивость, сложность психического развития в подростковом возрасте не случайны. Развитие характеризуется теми более или менее устойчивыми психическими особенностями, которые сложились, а также новыми качествами личности и деятельности, которые впервые появляются в данном возрасте при имеющемся обучении у данного ребёнка. Эти новые качественные изменения в структуре личности, в поведении, в деятельности ребёнка Л.С. Выготский назвал психическими новообразованиями возраста (Л.С. Выготский, 1984). И в подростковом возрасте существуют психологические особенности, которые присущи младшему школьному возрасту, и новые психологические образования, характерные для данной возрастной ступени развития.

Главное новообразование переходного возраста, по Л.С. Выготскому, - то, что теперь «в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор - личность самого подростка... В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития» (Л.С. Выготский, 1984).

Как отмечают многие авторы, центральным моментом в сфере чувств подростка становится «чувство взрослости». Подросток начинает себя ощущать взрослым, стремится быть и считаться таковым. Он отвергает свою принадлежность к детям, но у него ещё нет ощущения подлинной полноценной взрослости, зато у него есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Д.Б. Эльконин важнейшими новообразованиями подросткового периода считает формирование самооценки, критического отношения к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни (Д.Б. Эльконин, 1989).

Главное новообразование этого возраста, по Шпранглеру, - открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и её свойств; появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот идёт изнутри вовне: от открытия «Я» к практическому включению в различные виды жизнедеятельности (И.С. Кон, 1989).

Многие психологи (Геззел, Левин, Эриксон, Блос) пользовались понятием «задача развития». Так Э. Эриксон пишет, что подростковый возраст строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Появляются чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном варианте - диффузное, расплывчатое «Я» (Э. Эриксон, 1996).

Главная мысль Ж. Пиаже об особенностях подростков заключается том, что у них развивается новая возрастная возможность - гипотетико-дедуктивное мышление. По мнению учёного, основным интеллектуальным новообразованием данного периода является способность к рассуждению с помощью вербально сформулированных гипотез, а не манипуляций с конкретными предметами, мышление развивается до стадии формальных операций.

Мишель Кле отмечает, что развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями: «развитием способности к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы» (М. Кле, 1991). По М. Кле, подростковый возраст также характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:

1)освобождение от родительской опёки;

2)постепенное вхождение в группу сверстников.

Многие психологи отмечают, что в подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребёнком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания. Отрочество - это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде.

Переходный возраст - это период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроения подростков (И.В. Запесоцкая, 2006).

Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов деятельности, которые связаны с мотивами. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмоции, отрицательно - наоборот.

На основании материалов, полученных в исследованиях И.С. Кона и других психологов, можно утверждать, что в период подросткового возраста уже складывается определенная, относительно устойчивая направленность личности (И.С. Кон, 1989). Она определяет нравственную сторону его личности, а также многие особенности его поведения в деятельности.

Итак, потребности лежат в основе всех других побудителей человеческого поведения, в том числе и самых высоких. Мотивы представляют собой особый ряд побудителей поведения.

Из специфических человеческих побудителей поведения особое место занимает самооценка. Ее формирование тесно связано с процессом самосознания, которое особенно интенсивно развивается в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте дети часто ориентируются на оценку окружающих, особенно интенсивно формируется чувство собственного достоинства, самоуважение.

Процесс становление самосознания и, прежде всего, такой важной ее составляющей, как самооценка, тесно коррелирует с различными психологическими состояниями подростка, в частности, такими как тревожность, страхи, неуверенность в себе и т.п. Это - своеобразные эмоциональные индикаторы развития как самооценки, так и самосознания.

Как отмечает А.И. Захаров, страхи, переживаемые подростками, в значительной мере обусловлены одним из основных противоречий этого возраста: противоречием между стремлением подростка быть самим собой, сохранить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми, т.е. принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам (А.И. Захаров, 2000). Для его разрешения у подростка есть два пути: либо уйти в себя ценой потери связей со сверстниками, либо отказаться отличной свободы, самостоятельности в суждениях и оценках и полностью подчиниться группе. Иными словами, подросток стоит перед выбором либо эгоцентризма, либо конформизма. Эта противоречивая ситуация, в которой оказывается подросток, является одним из основных источников его страхов, имеющих очевидную социальную обусловленность.

Одно из первых мест в этом ряду занимает страх не быть собой, по сути, означающий страх изменения. «Провокатором» его являются переживания подростка, обусловленные изменениями образа его тела. Поэтому подростки так боятся собственного физического и психического уродства, что парадоксальным образом выражается в их нетерпимости к такого рода недостаткам других людей или в навязчивых мыслях об уродстве своей фигуры.

Для подростков характерны и страхи нападения, пожара, заболеть, что особенно характерно для мальчиков, а также стихии и замкнутого пространства, более характерных для девочек. Все они носят характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти.

Увеличивается в этом возрасте и число страхов в области межличностных отношений, отмечавшееся в предыдущих возрастах. Одним из стимуляторов таких страхов является отсутствие эмоционально теплых отношений с родителями, равно как и конфликтные отношения с ними. Это сужает круг общения подростка и оставляет его наедине со сверстниками. Поскольку ценность общения в этом возрасте чрезвычайно велика, подросток боится потерять этот единственный канал общения.

Последствия страхов многообразны, но главные из них - это возрастающая неуверенность, как в самом себе, так и в других людях. Первая становится прочной основой настороженности, а вторая - подозрительности. В результате это оборачивается предвзятым отношением к людям, конфликтностью и обособленностью «Я». Все это А.И. Захаров квалифицирует еще и как проявление навязчивых страхов или тревожности. Навязчивый страх (тревога) воспринимается подростком как нечто чуждое, идущее непроизвольно, как какое-то наваждение. Попытки самостоятельно справиться с ним лишь способствуют его укреплению и росту тревоги.

Установлено, что в 13-14-летнем возрасте чувство тревоги существенно выше, чем в 15-16-летнем. При этом если у первых оно практически остается неизменным, то у вторых в 15 лет оно существенно снижается в сравнении с предшествующим периодом, а в 16 лет вновь резко поднимается.

И еще один интересный факт. Если в 13-14 лет (7-8 классы) отсутствуют различия в уровне тревоги у мальчиков и девочек, то в16 лет (10 класс) у девушек этот уровень выше, чем у юношей. Таким образом, тревога в 13-14-летнем возрасте - это возрастная характеристика, перекрывающая индивидуальные особенности развития, что желательно учитывать в плане профилактики психического развития подростка.

Сопоставляя динамику тревоги с динамикой самооценки, легко обнаружить тесную их взаимозависимость и особенно, в старших классах. Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверенность в себе и своих возможностях (А.М. Прихожан, 2000).

Другая особенность в становлении самосознания подростка состоит в обостренном чувстве собственного достоинства. Нередко подростку кажется, что его хотят унизить. Для него, как отмечалось выше, вообще характерна повышенная потребность в человеческой доброте. Он болезненно реагирует на фальшь, наигранность, хотя нередко сам ведет себя подобным образом (Т.В. Молодцова, 1997).

Итак, хотя у 15-16-летних подростков представлены все стороны самосознания личности, говорить о его завершенности и сформированности не приходится. Этот вывод справедлив и для периода ранней юности (16-17 лет).

Что же касается младшего подросткового возраста, то здесь трудно говорить о структурной готовности самосознания. Некоторые его компоненты только формируются.

Эмоциональное неблагополучие подростков не связано напрямую с материальным благополучием семьи и далеко не всегда имеет отношение к тем параметрам, которые принято считать значимыми в этом возрасте: учеба, общение со сверстниками. Оказывается, что подростки больше всего страдают от потери или значительного ухудшения эмоциональных контактов с родителями (какими бы «взрослыми» и независимыми от родителей они ни старались казаться себе и окружающим).

К сожалению, родители в большинстве своем занятые своими проблемами, не очень часто задумываются о том, какую цену за их занятость могут заплатить и платят их взрослеющие дети. А ведь эмоциональная угнетенность современных подростков приводит к задержке социального развития, конфликтности характера и, в итоге, дезадаптации в обществе.

Таким образом, наиболее адекватно очерчены границы подросткового возраста (между 11-15 годами) в периодизации онтогенеза, предложенной Д.Б. Элькониным, в которой акцент делается на появление новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Большинство исследователей определяют средний школьный возраст как переход от детства к взрослости (Д.Б. Эльконин, 1989).

К новообразованиям подросткового возраста следует отнести: формирование самооценки, критического отношения к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни, развитие интеллектуальной сферы. Переходный возраст - это период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, тревожности, частой смене настроения подростков.

Введение

1. Теоретические аспекты влияния телепередач на психическое состояние подростков

1.1. Психологическое состояние личности подростка

1.2. Природа и структура агрессии

1.2.1. Теория влечения (психоаналитический подход)

1.2.2. Экологический подход

1.2.3. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель)

1.2.4. Теория социального научения (бихевиоральная модель)

1.3. Культ скандалов в средствах массовой информации

2. Практическая часть анализа влияния телепередач на психологическое состояние подростков

2.1. Методика проведения опытно-экспериментальной работы

2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Заключение

Список литературы:

Введение

В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой информации на личность. Господствующее положение среди средств массовой информации на сегодняшний день занимает телевидение. Если в конце 70-х начале 80-х годов телевизор считался роскошью, то сегодня телевидение прочно вошло в быт, практически каждой семьи. Постепенно телевидение вытесняет газеты и журналы, серьёзно конкурирует с радио. Конкуренция с прессой объясняется появлением на телевидении новых технологий:

а) Цифровое телевидение

б) Телетекст

в) Компьютерные технологии

г) Спутниковое телевидение

В связи с этим заметно возросла оперативность передачи информации и как следствие затруднена возможность контроля за чистотой эфира. Получить информацию посредством телевидения оказалось значительно легче, чем каким-либо иным способом. Например, для того, что бы прочесть газету, необходимо пойти и купить её, посмотреть фильм в кинотеатре оказалось намного сложнее, чем выбрать его для просмотра из 5-12 программ телевидения, а во многих европейских регионах количество программ уже превышает 20.

Вышесказанное доказывает, что телевидение стало наиболее доступным и простым способом получения информации.

Рассмотрим влияние телевидения на психическое состояние у подростков. Для этого сначала разберёмся в психологическом состоянии подростка, уточним какую категорию людей мы будем считать подростками.

1. Теоретические аспекты влияния телепередач на психическое состояние подростков

1.1. Психологическое состояние личности подростка

Основными характеристиками отраслей возрастной психологии являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека.

Рассмотрим психологию подростка и определим, насколько сильно подвержен влиянию человек в этом возрасте. Этот период завершает подготовку к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

В результате психологических исследований установлено, что индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В различные периоды жизни человека соотношение между социальным и биологическим неоднозначно. С возрастом влияние социального фактора на психологическое развитие человека усиливается.

Разновременная последовательность биологического и социального созревания находит выражение в противоречиях, которые чаще наблюдаются в подростковом возрасте.

Вот что пишет Н. Ф. Добрынин: «Можно считать, что возрастные особенности выражаются, прежде всего, в анатомо-физиологических чертах, свойственных данному периоду роста и развития. Вместе с тем с возрастом изменяется отношение растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей действительности, изменяется значимость всего этого для данной личности. Значимость меняется потому, что изменяются потребности, интересы, убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к самому себе. Это изменение значимости определяется взаимодействием человека с окружающей общественной средой, в которой он живёт, учится и действует. Человек не только входит в данные общественные отношения, но и сам составляет часть этих отношений.

Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому выраженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что, однако не уничтожает его действенной роли».

Рост самосознания - это характерная особенность личности старшего школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.

И. С. Кон подметил: «Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у юношей связан не только с половым созреванием, как считала биогенетическая школа в психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это происходит теперь то, прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным симптомом, знаком повзросления, возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопрос: «Кто Я?»

В этот период происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация субъекта о самом себе, то есть самосознание.

Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» ещё неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляется избирательность общения, потребность в уединении.

Психологическая диагностика осуществляется профессиональным психодиагностическим инструментарием, которым работают только профессиональные психологи и интерпретируют результаты с учетом всего арсенала психологических данных о человеке.

В результате получается полный психологический портрет личности с прогнозом дальнейшего поведения и изменения себя, с целью изменения качества своей жизни, выбора и изменения своего жизненного пути.

Никакие он-лайн тесты, которые широко сейчас распространены в сети, не заменят вам профессиональной психологической диагностики, индивидуальных рекомендаций с учетом вашей личности, а так же, при желании возможности профессиональной психотерапии, психокоррекции и консультирования.

Предлагаемые направления психодиагностики:

Раннее детство (1-3 годы):

  • Диагностика моторно-двигательных мыслительных актов;
  • Диагностика-нервно-психического развития детей;
  • Комплексное исследование ребенка;

Дошкольное детство (3-6 лет):

  • Определение уровня зрелости нервных процессов;
  • Исследование памяти;
  • Изучение внимания; Исследование зрительно-моторной координации;
  • Оценка уровня восприятия;
  • Диагностика свойств личности и психических состояний в дошкольном возрасте;
  • Признаки психического напряжения и невротических тенденций;
  • Диагностика социального здоровья дошкольника;
  • Психологическая диагностика готовности к школьному обучению.

Младший школьный возраст (7-11 лет);

  • Оценка психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие);
  • Диагностика психических состояний и свойств личности в подростковом возрасте (самооценка, уровень притязаний, страхи, тревожность, агрессивность, самочувствия,оценка нервно-психического напряжения, депрессии, диагностика суицидального поведения);и др., по запросу родителей.
  • и др. моменты по запросу родителей

Подростковый возраст (12-16 лет)

  • Диагностика развития психических процессов (мышление, внимание, память);Диагностика психических состояний и свойств личности в подростковом возрасте (самооценка, уровень притязаний, страхи, тревожность, агрессивность, самочувствия,оценка нервно-психического напряжения, депрессии, диагностика суицидального поведения);и др., по запросу родителей.
  • Диагностика профессиональной направленности личности.
  • Психологическая диагностика уровня развития познавательных процессов;
  • Комплексная психологическая диагностика личности (самооценка, тревожность, страхи, тип личности, возможности, свойства нервной системы, особенности темперамента, характер и т.д).
  • Диагностика психических состояний и свойств личности;
  • Диагностика эмоциональных особенностей и риска заболеваний;
  • Диагностика нервно-психического напряжения;
  • Психологическая диагностика уровня невротизации личности;
  • и др.

Профессия

  • Направленность личности;
  • Оценка профессионально важных качеств;
  • Диагностика психических состояний и свойств личности;
  • Поведение личности в стрессовых ситуациях;
  • Оценка синдрома профессионального выгорания.
  • Мотивация личности;
  • Оценка психологической профессиональной адаптации;
  • и др.

Одной из черт образа современного подростка является привязанность к алкоголю, что породило такой социокультурный и медицинский феномен, как подростковый алкоголизм. Данное явление не новое, но в новых исторических условиях оно заявило о себе по- особенному. Не менее распространено регулярное употребление энергетических напитков. Это во многом связано с последствиями стремительного роста капиталистического производства в России 1990-х гг., вызвавшего интерес у молодых людей к новому стилю жизни, и употребление алкоголя воспринималось многими подростками как доступный способ раскрепощения и достижения свободы. К сожалению, здесь свою недобрую роль сыграла недобросовестная и безнравственная реклама, что отразилось в первую очередь на «пивной культуре», поставившей значительную часть молодых людей на путь пивного алкоголизма. Реакция государства и общества па эту проблему и изменения в законодательстве немного приостановили этот процесс.

Проблема наркомании и ранней наркомании также остается актуальной. Активизация употребления наркотических средств подростками во многом стала продолжением того, с чем столкнулись российское государство и общество в конце 1980-х гг. - с подростковой токсикоманией и повальным употреблением табачных изделий. В то же время, все булыная доступность информации о наркотических средствах, увеличение объема и способов приобретения наркотических средств, расширение ассортимента предлагаемых средств привели к новым проблемам, которые сегодня приходится решать государству и обществу.

В настоящее время деятельность специалистов по работе с молодежью и подростками развиается в нескольких общих направлениях, чтобы снизить риск приобщения к употреблению наркотических средств и алкоголя:

  • формирование у подростков четкой установки на неприятие нарокотиков и алкоголя за счет просветительской работы, распространения информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления психоактивных веществ и алкоголя, пропаганда здорового образа жизни;
  • выявление среди молодых людей групп риска и оказание им адресной социально-педагогической и психологической помощи;
  • внедрение способов организации досуга, исключающих употребление наркотических средств и алкоголя;
  • психологическая работа, направленная па формирование у молодых людей стратегической мотивации (дальних перспектив), поддержка мотивов формирования социально успешной личности и усиление защитных механизмов личности от употребления психоактивных веществ;
  • обеспечение условий для просоциалыюй активности подростков и молодежи, для участия в общественно-полезной деятельности, создание условий для профессиональной ориентации и профессиональной самореализации;
  • включение молодых людей в деятельность по поддержке других представителей группы риска, включая профилактические мероприятия и психологическую коррекцию эмоциональных проблем, решение конфликтных ситуаций;
  • формирование ценностных установок молодежи, связанных с развитием таких представлений, как ответственность, рациональность, социальная солидарность.

Подростковая преступность является чрезвычайно острой проблемой. Заметно растет число преступлений, совершенных подростками (за последние пять лет на 3,5 %), и число несовершеннолетних, принявших участие в преступлениях (за последние пять лет рост па 4,1 %). Сегодня одной из специфических особенностей преступности несовершеннолетних является ее групповой характер . Причем групповая преступность несовершеннолетних приобретает признаки организованности. Среди преступлений, совершаемых подростками, выделяются корыстные и насильственные деяния (кражи, грабеж). Например, наибольшее число преступлений зафиксировано по ст. 158 УК РФ и 161 УК РФ (по этой статье ежегодно осуждается более 15 тыс. подростков). До 85 % в составе преступных деяний несовершеннолетних составляют преступления против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой, угон транспортного средства, умышленное уничтожение или повреждение имущества). Примерно 10-12 % преступлений, совершенных подростками, - преступления против общественной безопасности и здоровья населения. К традиционным преступлениям (хулиганство, незаконные действия с наркотическими средствами, оружием и взрывчатыми веществами, насилие) с развитием современных технологий прибавилась кибер преступность, распространение незаконной информации, хакерство, интернет- и телефонный терроризм.

Исследователи часто объясняют склонности подростков к преступной деятельности обоюдным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего, где формируется агрессия, способная стать причиной склонности к нарушению норм.

Автоагрессия и суицид являются актуальными проблемами современности. Ежегодно из жизни добровольно уходят сотни тысяч людей, еще больше людей покушаются на свою жизнь. Согласно статистике ВОЗ, в возрастной группе 15-29 лет самоубийство занимает 2-3- е места в структуре основных причин смерти.

К культурным и социальным причинам автоагрессии и суицида могут быть отнесены психологические проблемы, которые возникают как результат отторжения или конфликта личности и внешней среды.

Среди главных причин выделяются следующие: распад семьи, этические страдания, низкий уровень самооценки, ощущение слабого внимания других людей, маргинализация, чувство одиночества, ощущение непонимания и недооценки, неумение справляться со сложными психическими состояниями (внешнее давление, стресс, шок), невозможность примириться с неудачами, ощущение утраты, фобии (например, неприязнь к другим людям).

Традиционно суицид считался видом патологии, требующей правового, медицинского или нравственного осуждения. Процесс де- патологизации суицида, проведенный в исследованиях ученых XIX- XX вв., сформировал представление о том, что суицид - это правомерное, осознанное решение личности, такое же, каким является неотъемлемое право личности распоряжаться собственным существованием. Например, гуманитарные подходы к феномену суицида опровергают обязательность связи психопатологических состояний и суицида (Э. Дюркгейм ), связывают суицид с «религиозной болезнью интеллекта» (У. Джеймс). Русский философ Н.А. Бердяев полагал, что самоубийство вызвано погруженностью человека в себя и является следствием плотного взаимодействия человека и Мира. В качестве главной причины добровольного желания уйти из жизни К. Ясперс и Д. Юм выделяют потерю смысла существования, возникновение экзистенциального вакуума . Большинство из приведенных выводов о причинах суицида может относиться к старшей возрастной группе, то последнее замечание связано с подростковым периодом. Это обусловлено тем, что в подростковом возрасте экзистенциальный вакуум не образуется путем вытеснения прежнего опыта и смысла жизни, а его возникновение вызвано изначальным ощущением пустоты и бессмысленности. Общество несет ответственность за процесс выработки смыслов для молодого поколения, считая его главной задачей образовательной и воспитательной деятельности, которая должна исключать неискренность, откровенную ложь и все то, что с возрастом может быть подвержено переосмыслению и отторжению.

Буллит - социально-психологический феномен, распространенный в подростковой среде, аналогичный моббингу, который выступает характеристикой негативных отношений во взрослом сообществе, проявляется в трудовых коллективах в виде травли или насилия руководства (боссинг) или сослуживцев (стаффинг). Буллииг заключается в травле сверстниками других детей и подростков в детских и образовательных учреждениях. Это длительный процесс оказания физического или психологического насилия индивида (или группы) в отношении другого индивида (или группы), который не обладает достаточными силами, чтобы противостоять причиняемому вреду. Буллинг может проявляться в формах как прямого физического насилия, так и формах психологического и эмоционального (оскорбления, унижение, игиорирование, групповой бойкот, все формы реляционной агрессии). При этом психологический буллинг по своим последствиям может быть более травмирующим, чем физический, так как заметно снижает чувство собственного достоинства и самооценку индивида, развивает у него ощущение незащищенности и беспомощности. Заметим, что физический буллинг практически всегда сопровождается психологическим.

В большинстве стран буллинг является чрезвычайно острой проблемой системы образования. Примерное число участников буллиига в разных странах - от 5 до 30 % (в отдельных местах до 40 %).

Ученые выделяют несколько причин появления и проявления буллиига:

  • психологическая установка личности на выбор позиции агрессора или жертвы («скетч-теория») ;
  • социально-экономические факторы, связанные с акцентированием роли социального неравенства, бедности, многодетности, экономических проблем семей, в которых вырастают «агрессоры», недостатки муниципальных массовых школ с большой численностью учащихся и т.п.;
  • взаимодействие трех факторов - личностных особенностей человека, характеристик среды и самого поведения (согласно теории ре- ципрокного детерминизма ). В качестве причин возникновения и закрепления буллиига в подростковом сообществе необходимо рассматривать средовые характеристики - социально-экономическое положение семьи, ситуацию в школе, личностные особенности и характеристики поведения «жертв» и «агрессоров», а также такой фактор, как «позиция школы», свидетельствующая, что выраженность и продолжительность буллинга главным образом определяются именно позицией школьной администрации ;
  • воздействие всех возможных переменных, участвующих в бул- линге (с использованием комплексного (мультифакторного) похода), в первую очередь личностных характеристик, а также двух групп средо- вых факторов - социально-психологической и экономической ситуации в семье, особенностей группового взаимодействия, феномена отверженности в группе, выделения «крайнего» (или «козла отпущения»).

Одной из наиболее важных причин неспособности подростков противостоять буллиигу является слабое владение социальными навыками, прежде всего коммуникативными. Отрицательную роль играют также отсутствие навыков разрешения конфликтных ситуаций, типичное поведение «жертвы» в ответ на вербальную или физическую агрессию, неумение постоять за себя, восприятие насилия как чего-то допустимого, «смешного» и т.п. Нередко жертвы непрерывного буллинга, не имея возможности ответить и защититься, канализируют свой гнев и обиду, терроризируя еще более слабых и беззащитных членов группы, превращаясь в «полужертв-полуобидчиков». Жертвой буллинга может стать любой человек .

Среди способов предупреждения и противодействия насилию в образовательном пространстве исследователи наиболее эффективны формирование жизнестойкости личностного ресурса и развитие различных форм социальной поддержки. В частности, социальная поддержка обеспечивает развитие способности к эффективному противодействию стрессам (в том числе социальным) за счет развития ряда специфических социально-психологических эффектов, важнейшими из которых для жертв буллинга являются :

  • «буферный эффект», создающий своего рода преграду между негативным воздействием ситуации (в нашем случае ситуации буллинга) и возможной жертвой этой ситуации. Социальная поддержка при буллинге может не только смягчить напряженность, но и нейтрализовать негативное влияние школьной травли на жертву;
  • ненаправленный эффект, возникающий при высоком уровне социальной поддержки, умении использовать ее и способствующий повышению уверенности в себе, повышению самооценки, самоприня- тия, чувства собственного достоинства.

Развитие умения находить и использовать различные формы социальной поддержки может стать важным фактором профилактики буллинга.

Подростковый возраст - это одна самых важных и основополагающих ступень развития ребенка. Именно в этот период, родителям нужно очень внимательно присмотреться к поведению ребенка. Не менее 20% подростков из года в год испытывают серьезные психологические проблемы, которые в последствии могут привести к тяжелым расстройствам и более плачевным обстоятельствам. Поэтому очень важно вовремя предпринять необходимые действия и при надобности отвести ребенка к психологу.

Подростковый возраст - это время, когда ребенок начинает становится самостоятельным, когда он пытается вести себя как взрослый человек, однако, при этом оставаясь еще ребенком. В одних моментах они могут поступать уже как зрелые люди, а в других ситуациях они еще не могут принять взрослое решение. Поэтому в этот период очень важно окружение, повсюду происходят различного рода пропаганды, детям навязываются ложные стереотипы и приоритеты. Будьте внимательны!

Но не смотря на такое положение дел, свободу ребенку все-таки давать нужно. Нельзя его все время контролировать и ставить кучу запретов, из-за этого может быть только хуже. Ребенку нужно доверять и говорить ему об этом, чтобы он чувствовал ответственность за свои поступки. Дайте возможность подростку поэкспериментировать со своей независимостью, пускай попробует поработать на летних каникулах, поедет в лагерь или в путешествие и т.д. Всегда будьте готовы прийти на помощь, дать нужный совет. Иногда дать ребенку некоторый опыт в стенах собственного дома, будет намного разумней, чем он получит его на улице, например, разрешить попробовать спиртное.

Памятка для родителей

Запомните, если у ребенка происходит подобное поведение, что приведено ниже, то поводов для беспокойства нет. Это нормально, что подросток себя так ведет, ему это необходимо:

  1. Бардак в комнате. Это наиболее частая жалоба родителей, но это не повод для беспокойства и подобное поведение не влечет за собой серьезной психологической проблемы.
  2. Мало общения. Подросток нуждается в уединении, иногда ему нужно побыть наедине с самим собой: послушать музыку, подумать, поговорить по телефону и т.д. Старайтесь не контролировать его жизнь, ограничьтесь вопросами про домашнее задание и как прошел день, не мучайте ребенка постоянными вопросами о его друзьях и проблемах.
  3. Появление идолов. Находя себе идал, ребенок пытается установить собственную идентичность.
  4. Странная одежда и прическа. Это форма протеста, которая проходит со временем. Старайтесь меньше ссорится на этой почве с ребенком и меньше заострять внимания.
  5. Изменчивость настроения. Такие колебания характерны для большинства подростков, это может быть связано с определенными событиями или отношениями со сверстниками. Если данная проблема не влияет на учебный процесс, то это не повод для беспокойства.

Если же у ребенка были замечены следующие нарушения, то вам необходимо уделить этому вопросу пристальное внимание и проконсультироваться с врачом:

  1. Потеря интереса к привычным занятиям.
  2. Отсутствие друзей и интереса к ним.
  3. Постоянная бессоница.
  4. Резкое снижение успеваемости в школе.
  5. Частые прогулы.
  6. Протест ребенка против привычных правил.
  7. Агрессивность и ненависть к людям.
  8. Курение и употребление алкоголя.
  9. Меланхолия, депрессия, мысли о суициде.
  10. Активный интерес к религии.

Лучшие статьи по теме