Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Приметы и суеверия
  • Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству. Проект "чудесный мир народного творчества" по использованию фольклора в развитии дошкольников

Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству. Проект "чудесный мир народного творчества" по использованию фольклора в развитии дошкольников

Елена Кранда
Русское народное творчество в детском саду

Каждый ребёнок индивидуален, и то, что подходит одному, может быть не принято другим.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства , которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа , наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство , являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

Каждый ребёнок индивидуален, и то, что подходит одному, может быть не принято другим. Поэтому главное, на что хотелось бы обратить внимание,- это необходимость творческого размышления и поиска. Но не для формального разнообразия непосредственно образовательной деятельности! Не ради того, чтобы новшеством удивить коллег, а ради ребёнка. Именно его интересы, настроение, психическое благополучие, развитие и творчество должно быть в центре внимания воспитателя.

В нашей стране нет культуры или искусства высшего и низшего значения, а существует искусство и культура русского народа , демократические по содержанию и национальные по форме. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включить в педагогический процесс детского сада образовательную деятельность изобразительным искусством. Каждый ребёнок сможет наиболее полно проявить в нём себя без давления со стороны взрослого.

Существенным содержанием русской культуры является народное творчество , созданное на протяжении многовековой истории. Великие русские художники испытывали неповторимую силу влияния народного творчества . Мировую известность получили и чудесное искусство вологодских кружевниц, и изумительная роспись Хохломы, и народное мастерство дымковской, городецкой, филимоновской игрушки, поражающие своими яркими, сочными красками. Во всём этом мы видим проявление одарённости русского народа , его неисчерпаемых творческих сил и талантов .

Воспитание детей в России осуществляется многообразными путями и средствами, преследуя задачу вырастить молодое поколение здоровым, жизнерадостным, трудолюбивым, всесторонне развитым. Какова же роль искусства в развитии и воспитании детей? Прежде всего, это - умственное и физическое развитие, нравственное и эстетическое воспитание. Содержание дошкольного образования представляет собой совокупность образовательных областей : физическая культура, здоровье, социализация, безопасность, коммуникация, труд, познание, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество .

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребёнка в детском саду . В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства : радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления детей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.

Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом , своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа , который усваивает ребёнок, в его песнях, музыке, в играх и в игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. Воспитание патриота и гражданина, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа , освоения народной культуры . Познание и усвоение должны начинаться как можно раньше. С ясельной группы ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа , его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров . Народное искусство , как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Эффективен путь развития художественно-творческих способностей детей в интеграции различных средств и видов художественной деятельности, а также в интеграции с другими видами искусства (музыка, театрализация) .

На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые передаются ребёнку, усиливаются им и которые делаются ему близкими, почти незаменимыми. В образах, звуках, красках, в чувствованиях предстаёт перед ним Родина, и чем ярче и живее эти образы, тем большее влияние они оказывают на него.

В народном творчестве народу черты характера народа народа .

Близость детям творчества своего народа обусловлена именно тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. Если нет таких связей, многое в творчестве другого народа оказывается недоступным не только для ребёнка, но и для взрослого. Знакомый колорит облегчает восприятие произведений искусства разных народов , то есть нужно воспитывать детей на содержании мировом, общечеловеческом, но делать это на родных, национальных явлениях. Ребёнок нуждается в образах, звуках, красках, - всё это в изобилии несёт в себе народное творчество . Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ ; навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

Естественная потребность детей в ярких цветах, красочных мотивах может быть в значительной мере удовлетворена введением в обстановку детского сада произведений народного изобразительного искусства. Если по силе и яркости впечатлений на детей первое место занимают народные игрушки , то вслед за ними идут произведения изобразительного искусства.

Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Деревянная посуда из липы, расписанная мастерами из Хохломы, по красоте и убранству драгоценной посуде ровня. По всей России славились прялки из Городца, потому что были нарядно украшены народным мастером . А какие игрушки делали народные мастера на забаву и потеху ребятишкам! Сестрицы-матрёшки, чем не забава - спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная, нарядная. Богородские мастера-игрушечники вырезали свои игрушки из дерева. Красота дерева в игрушке не прячется под слоем краски, а, наоборот, проявляется благодаря специфике резьбы, а для пущей забавы фигурки из дерева мастер делал двигающимися. Дымковские глиняные игрушки тоже делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой родители не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни , где каждой вещи своё место, каждому делу свой срок, старости уважение и почёт, младости заботу и ласку.

Русское народное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приёмам. Зарождаясь в художественных ремёслах, оно подымается на уровень искусства в художественной росписи Палеха, Мстеры, составляющих наше отечественное богатство. Богатство это заключено и в хохломской, жостовской росписи, мастерстве вологодских и кукорских кружевниц, изделия которых называют «вологодским стеклом» и «русским брюсселем » ; в архангельской резьбе по кости, коре, дереву; в игрушечном мастерстве Дымкова, Городца, Загорска и во многом другом. Именно в этих простых вещах, наполняющих и украшающих наш быт, заложено начало искусства.

Изобразительное народное искусство , сильное образами, красками, смелостью замысла, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного на родном и близком. Важно выбирать из большого богатства изобразительного русского народного искусства то , что может быть наиболее легко воспринято детьми, ещё стоящими на первой ступеньке восприятия красоты окружающего их мира. Поэтому к использованию изобразительного творчества в быту и в украшении детского сада надо подходить с учётом особенностей детского восприятия . Необходим выбор подлинных произведений народного искусства , а не подделок под него. В обстановке детского сада допустимы гарнитуры детской мебели , выполненные хохломскими мастерами; шкатулки вологодской резьбы; подносы жостовской росписи; панно по мотивам дымковской игрушки.

Мотивы русского народного творчества – дымковской , городецкой, богородской игрушки могут быть положены в основу декоративной детской мозаики , назначение которой заключается в том, чтобы дать ребёнку почувствовать цвет, форму, линию орнамента.

Народная игрушка давно вошла в быт детей нашего сада и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как на продукт народного творчества . В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры или занимательных медведей-кузнецов, пильщиков, плетённую кукольную мебель? Разве только отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной раскраской – это дымковские или городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по воспоминаниям из детских лет . В народной игрушке отражён разнообразный круг детских интересов : от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающая ветвь народного искусства , имеющая свои традиции. Существует большая литература, раскрывающая народное искусство создания игрушки в его наиболее характерных формах, основанных на национальных традициях. Подходя к народной игрушке с точки зрения педагогической, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни. Традиционные для изобразительного народного искусства фигуры женщины, коня, петуха, медведя, представленные как в игрушке, так и в вышивке, резьбе, показывают органическую связь игрушки с народным искусством . В ней, как и в вышивке, эти фигуры трактуются в условном, сказочном плане. В народной игрушке ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны игрушки : ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки, клоуны.

Есть среди этих игрушек и такой тип её, в котором познавательный момент выведен ясно и отчётливо. Однако применение познавательного принципа в народной игрушке ограничено , что резко отделяет её от пособия, в то время как в фабричной игрушке это отличие зачастую стирается. Рождаясь повсеместно в виде самодельных кукол, коней из соломы, дерева, коры, игрушка постепенно становится предметом народного искусства . Известны места появления такой игрушки – Городец, Семёнов, Киров, Загорск, Бабенки, Богородск и другие, где развилось и укрепилось подлинно национальное русское искусство игрушки .

Изобразительное народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано детям : всё в ней обращено к ребёнку – её содержание, форма, окраска.

Хорошо зарекомендовали себя игрушки, которые делаются самими детьми или с помощью взрослых. Мастерство такой игрушки связано с определёнными местными традициями в выборе материала, приёмами её изготовления. В нашем саду наибольшей популярностью пользуются тряпичные куклы, куклы из соломы и тыквы, змеи летающие, «смешарики» , городки, катающиеся колёса, каталки на колёсах, лодки из древесной коры.

В практике воспитания детей наиболее широко используются токарные деревянные «бабенские» игрушки. Они обладают ценными дидактическими свойствами. Играя такой игрушкой, ребёнок учится различать цвета и их оттенки, знакомится с величиной, формой, количеством. Эти же игрушки служат хорошим средством развития речи.

Благодаря чистым, сочным, ярким окраскам, тщательной отделке поверхности, выдержанности формы эти игрушки воспитывают вкус, развивают зрение, осязание. Построены эти игрушки на принципе самоконтроля, что позволяет ребёнку не только играть, но и заниматься ими без помощи педагога. Разбирая и вновь складывая игрушки-вкладыши (чашечки, шары, яйца, ребёнок руководствуется её величиной, размером, как основным признаком, помогающим разрешить задачу. Каждый раз, когда он делает ошибку в подборе величины соответствующей чашки или яйца, эта ошибка обнаруживается им самим : следующий предмет или не помещается, или помещается слишком свободно. Снова и снова ребёнок подбирает подходящей величины вкладыши и достигает своей цели. Также любят дети нанизывать один предмет за другим на стержень. Конусы (пирамиды) одноцветные и многоцветные, цилиндры, кольца представлены среди бабенских игрушек в большом многообразии форм, величин, расцветок. Принцип самоконтроля, как с игрушками-вкладышами, ведёт по пути правильного усвоения величины, цвета.

Бирюльки – образец искуснейшей работы – представляют прекрасный педагогический материал для игр, упражняющих ребёнка в развитии мышц руки, глазомера, а также воспитывающих настойчивость в достижении поставленной цели. Ценные качества дидактических игрушек настолько многообразны, что на основе их можно организовать разнообразные, в большей или меньшей мере, дидактические игры для детей.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера , мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа , его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа . Через близкое и родное творчество своего народа дети понимают и творчество других народов , а в целом учатся чувствовать общее, человеческое. Значит, не случайным побуждением продиктовано использование народного творчества в воспитании детей . В этом творчестве , именно в его содержании, заключены реальные, воспитывающие начала. Важен выбор подлинных произведений народного искусства , а не подделок под него. Вместе с тем в жизни часто встречается как раз обратное : подлинные произведения народного искусства (вышивки, набойки) забраковываются как устарелые, а их заменяют какой-нибудь грубой аппликацией. Это недопустимо.

В детском саду есть широкие возможности заниматься различными поделками. И в этой области в народном искусстве есть много красивого, простого, что с успехом можно использовать. Эти работы воспитывают у детей трудолюбие, развивают умения, навыки, учат целесообразно использовать материал. Кроме того, такие поделки удовлетворяют запросы детского воображения . Никакие готовые игрушки не способны отразить те образы фантазии, которыми ребёнок постоянно живёт. А здесь, в простом материале, он их легко претворяет в жизнь и играет потом такой вещицей, как настоящей игрушкой. Ещё одна важнейшая потребность, которая удовлетворяется в любой художественной деятельности на материале народного искусства – потребность в общении, определяемая коллективным характером этого искусства. Нужно так организовать работу с детьми по народному искусству , чтобы они могли свободно общаться друг с другом и со взрослыми, высказывать своё мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. Во время изобразительной деятельности дети должны иметь возможность свободно подойти к доске, мольберту, столу воспитателя, чтобы лучше рассмотреть изделия народных мастеров , иллюстрации в книгах.

Искусство народа как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа, именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа. Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя – эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей , но, в отличие от детского творчества , в народном искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. Детям же предстоит ещё осознать, принять как эстетический идеал совершенно кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетания цвета в городецкой росписи, композиционные основы хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи. Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества , - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно-творческих способностей .

К

Тамбов

Русское народное творчество в детском саду

Красоту, чистоту мы у старших берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем.

В. Высоцкий

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, отказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратить к истокам поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Знакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства, мы хорошо понимаем, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, человеческий опыт, просеянный через красоту.

Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно было увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу Машу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им освоить необычные для теперешнего быта предметы (зыбку, прялку и т.д.), поэтому решили собрать предметы старинного русского быта и воссоздать обстановку русской избы. Освободив в группе место, сделали избу, печь, сделали деревянные лавки и столы. Постелили самотканые половики. На окно сшили занавески и украсили. В русской избе теперь есть чугун, самовар, деревянные ложки, расшитые полотенца, русский костюм. Все эти вещи бережно хранил местные жители. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством стали проходить в этой избе. И от каждой новой встречи дети получали радость и удовольствие.

Традиционно раз в месяц отмечали именины в русской избе. На них обязательно приглашали родителей именинников. На столе – самовар, воздаются почести праздничному караваю. Дети уже знают, как его резать, кому отдавать зачин. Обязательно в этот день приходили любимые сказочные герои. Здесь и удаль, веселые подвижные игры, пляски, хороводы. Блюда русской кухни были привычными. Детям очень полюбились пироги, плюшки, ватрушки, приготовленные нашими поварами к этому празднику. Но самое главное, дети усвоили правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами». «Чем богаты – тем и рады». «Какова хозяйка – таков и стол».

А дальше была огромная работа по изучению истоков жанров русского фольклора, народного театра, прикладного искусства, по составлению конспектов занятий, сценариев обрядовых праздников. Подбирали серию потешек, частушек, прибауток и использовали их в работе с детьми.

Очень интересно было познакомить с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками, в содержании которых есть названия предметов русского быта. Старались раскрыть смысл загадок. Термин «загадка» очень древний. Он происходит от слова «гадать», что значит – думать, рассуждать; отсюда «гадание» - мнение, умозаключение, раскрытие чего-то скрытого, и «загадка» - слово со скрытым смыслом. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир.

Так же детей знакомили с русской лирической песней, демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно-музыкального искусства, отразились жизнь русского народа, ее горести и радости.

Восприятие частушки – короткой рифмованной песенки, в большинстве случаев состоящей из четырех строк и исполняющейся полуговорком в характерной звонкой манере, доступно детям.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством. Игры – своеобразная школа ребенка, они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, внимание. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали игру более интересной, обогатили ее содержание.

В русском фольклоре к драматическим действиям относится не только обряды, игры, хороводы, но и драматические сценки, пьесы, а также кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слов, манера исполнения. Для знакомства детей с русским народным театром в «театральной комнате» есть все необходимые для русских сказок, для кукольного театра. Большая часть реквизита и декораций была сделана руками сотрудников детского сада. Есть много сценариев.

Особая роль в системе работы детского сада отводится народно-прикладному искусству. Приобщение к творчеству русских умельцев мы начали до знакомства с русским фольклором. Работаем с дымковской, городецкой, хохломской росписью. В русской избе дети знакомились со старинными предметами, расписанными хохломской росписью: ковш, чаша, деревянные ложки, тарелки и т.д.

Большую радость приносили детям русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывали яркие матрешки. Красочность игрушек, сказочность изображенных на них узоров – все это игрушки мастеров Городца! Дети с удовольствием рассматривают узоры на кухонных досках, на панно с изображением сказочных птиц. Воспитатель детям читает присказки: «Есть птица с яркими крыльями, но не летает, не поет она. И зверь есть красивый, да бегать он не может. Чтобы увидеть их, отправимся мы не за тридевять земель, не в тридесятое царство, а в край, где живет русская старина».

Дымковская глиняная игрушка, привлекает яркостью. Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение. Знакомство с дымковской игрушкой начинаем с младшей группы. Освоение отдельных элементов дымковского орнамента – посильная задача для младших. В старшей группе – лепка и роспись дымковских игрушек. Дети с удовольствием разрисовывают силуэты, лепят и расписывают бусы для кукол. Регулярно наполняется работами детей выставка декоративной лепки, оформляются группы.

С миром музыки, песен, танца, величием обрядовых песен знакомят детей музыкальные руководители.

Светлана Меттик
Русское народное творчество для дошкольников

Русское народное творчество для дошкольников

«Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования. не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитанного страной».

Р. Эмерсон

Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков соб-ственной национальной культуры.

История Руси полна драматизма. Частые набеги кочевников, монголотатарское нашествие, войны пожары, природные катаклизмы уничтожали многие произведения национальной культуры. Поэтому особенно важно бережно хранить то, что досталось нам в наследство. Культуру Руси можно сравнить с величавым деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметное количество листьев и мощные, глубоко уходящие в землю корни.

А,С. Пушкин в письме к П. Я. Чаадаеву писал : «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю кроме наших предков».

Сейчас с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре , о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа .

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой . Как жили русские люди" ? Как работали? Как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Поэтому мы, педагоги и родители нашего дошкольного учреждения , посчитали необходимым донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры , воспитывать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа , его опыт, просеянный через сито столетий, духовный мир, мысли и чувства наших предков. Поставив задачу познакомить детей с устным народным творчеством и некоторым видами народного искусства , педагоги и родители учреждения понимают, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа . На самом деле с устным народным творчеством ребенок знакомится еще в младенчестве, когда мама поет ему колыбельную песню. Подрастая, малыш слышит от взрослых потешки различные заклички, пословицы и поговорки. Но этого не достаточно, чтобы глубоко изучить русское народное творчество . Уже первые наши шаги показали, насколько велик к этому интерес у детей, да и у родителей нового поколения. Сов-местно с родителями организовали экскурсию в городской краеведческий музей. Как интересно было увидеть детям и родителям в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно.

Традиционно мы раз в месяц отмечаем именины, на них обязательно приглашаем родителей. В этот день к детям приходят сказочные герои, проводят веселые подвижные игры, пляски, хороводы. Детей подводят к пониманию того, что русский праздник - это всегда хлебосольный стол. Ребята усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ , «Не красна изба углами, а красна пирогами» , «Чем богаты, тем и рады» , «Какова хозяйка, таков и стол» .

Продолжается работа по изучению русского фольклора , народного искусства , а также по составлению конспектов занятий и сценариев обрядовых праздников. Мы стараемся соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Подбираем потешки, пестушки, прибаутки для работы с детьми в группах младшего возраста. Младших детей приучаем к интонационному строю родной речи, знакомим с колыбельными песнями. Малыши не только слушают песни, но и стараются напеть их куклам.

Интересно ребятам познакомиться с малыми жанрами - пословицами и поговорками, загадками. Особое место занимает занятие детей и родителей по составлению загадок о предметах старинного русского быта . Ребята старшего возраста знакомятся с русской народной лирической песней размышляют, как в этом виде словесно- музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости Доступно детям и восприятие частушек, но основные сведения о частушке, собирание и сочинение- это для детей старшего возраста. Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках «Святки» , встречали и прово-жали Масленицу, зазывали Весну, закликали птиц.

Народные обрядовые праздники связаны всегда с игрой. А ведь народные игры , к сожалению, почти исчезли, вот они то и являются национальным богатством, и наша задача сделать их достоянием наших детей. Работа всего педагогическо - родительского коллектива направлена на обогащение детей знаниям о фольклоре. Знакомя детей с народным фольклором , мы убеждаем детей, что пословицы и поговорки ни что иное, как народная мудрость , собранная многими поколениями. Они предостерегают нас, дают советы и учат уму разуму, они хвалят смелость, трудолюбие и доброту, и в ту же очередь высмеивают такие человеческие качества как лень и трусость, зло и эгоизм, а еще пословицы и поговорки поощряют благородство, упорство и прилежание. Основой пословицы или поговорки является пример жизненной ситуации и иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение. Руководствуясь пословицами и поговорками, вы можете быть уверены, что поступаете правильно, говорим мы детям. Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских музыкальных инструментах. В русском фольклоре к драмати-ческим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но и сценки, пьесы, а также кукольный театр.

Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству . Приобщение детей к творчеству русских умельцев мы начали с дымковской, городецкой и хохломской и сибирской росписей, народной вышивки .

Интерес вызывает яркая матрешка. Детям рассказывается о красоте и особенностях этой игрушки. Старшие знакомятся с историей ее возникновения и со сведениями о создавших ее мастерах.

Можно с полным основанием утверждать, что приобщение детей к народной культуре требует высочайшего мастерства. Практический опыт показывает, как сложно донести до понимания детей даже короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках встречается много слов давно не встречающиеся в современной речи, и даже лаконичные пояснения и комментарии взрослого могут нарушить целостность восприятия. Для этого необходимы специальные наглядные средства. Вот почему так нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образов народных промыслов , национальной одежды.

В мировом педагогическом сообществе родители признаются самыми важными партнерами педагогов в образовании и воспитании детей. Поэтому особое внимание мы уделяем общению родителей, детей, педагогов. Наша задача-помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То. что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В результате улучшения партнерских отношений с родителями в нашем дошкольном учреждении наблюдается рост культуры общения у детей.

В настоящее время многие проблемы воспитания возникают прежде всего потому, что дети отдалены от восприятия народных традиций, мало уделяется внимания приобщению ребят к народной культуре, опыт положительного воздействия которой доказан.

В данной статье хотелось бы предложить Вашему вниманию содержание работы по теме: «Детский фольклор – исток сохранения русских народных традиций». Работа носила форму исследования местного материала по использованию детского фольклора в детских дошкольных учреждениях, а также в начальном и среднем звене школы в Усть-Таркском районе. Для исследования использовался опыт работы по данному направлению воспитателей детских садов села Усть-Тарка: «Колосок» Легачёвой Евгении Александровны, «Солнышко» Зайцевой Елены Викторовны, Карпенко Оксаны Викторовны. Воспитателя детского сада «Ручеёк» села «Победа» Сидоровой Ольги Леонидовны.

Цель данного исследования – рассмотреть состояние работы по приобщению детей дошкольного и школьного возраста в некоторых сёлах Усть- Таркского района (Победа, Усть-Тарка, Еланка) к традициям русского народного творчества, применение в работе с детьми фольклорного наследия.

Задача данного исследования – не просто ближе познакомиться с устным народным творчеством и, как неотемлимой его частью, детским фольклором, но показать, что традиции русского народа продолжают жить и применяются в работе с детьми в нашем селе, в нашем районе.

Показать, что детский фольклор стал важнейшим орудием эстетического воспитания детей.

Актуальность работы заключается в том, что детский фольклор – составная часть народного творчества, форма сохранения народной традиции воспитания, общения взрослого и ребёнка.

Детский фольклор – это «поэзия пестования», т.е. произведения, созданные и исполняющиеся взрослыми фольклорные тексты, предназначенные для детей дошкольного возраста и младшего возраста, школьный фольклор в его устных и письменных формах.

Фольклор – это словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказания.

Основная масса произведений устного народного творчества возникли в глубокой древности, однако и сегодня мы используем их, зачастую даже не подозревая об этом: поём песни и частушки, читаем любимые сказки, загадываем друг другу загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки, говорим заклинания и еще многое другое.

Своё начало фольклор берёт в далекой древности. Он зарождался и возник тогда, когда подавляющее большинство человечества ещё не имело письменности.

В песне, загадке, пословице, сказке, былине, других формах фольклора люди вначале формировали свои чувства и эмоции, запечатлевали их в устном произведении, после передавали свои знания другим, и тем самым сохраняли свои мысли, опыт, чувства в умах и головах своих будущих потомков.

Особое место в фольклоре занимает детский фольклор. Именно ему посвящена данная работа.

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в работе с детьми стало широкое знакомство с фольклорным творчеством.

Основными методами исследования избраны:

– общение с детьми, организация игр, прослушивание выступлений ребят,

– интервью с воспитателями и родителями ребят,

– изучение видеозаписей выступлений на конкурсах и детских праздников,

– детских коллективов и взрослых фольклорных ансамблей («Сударушка» с.Победа)

– составление фотоальбома собственных выступлений.

Степень изученности данной темы довольно высока.

Первым к серьезному изучению детского фольклора обратился Г. С. Виноградов. Им опубликован ряд значительных работ, посвященных исследованию детского фольклора. Заслуга Г.С.Виноградова в том, что он впервые довольно точно определил понятие детского фольклора, подробно охарактеризовал его многие жанры (особенно считалки), раскрыл связь детского фольклора с народным бытом. Ему принадлежит большое количество статей и исследований, в которых поднимались общие вопросы изучения детского фольклора в тесной связи с этнографией, психологией детского творчества и традиционным творчеством взрослых. Его многолетняя собирательская и исследовательская деятельность обобщена в фундаментальном исследовании «Русский детский фольклор» (с публикацией более 500 текстов). Г.С. Виноградову принадлежат исследования различного характера, такие, как «Детская сатирическая лирика», «Народная педагогика». В них он из общего объема детского фольклора выделяет в особую область «Материнскую поэзию», или «Поэзию пестования», в то же время постоянно отмечая наличие и роль преемственности между произведениями этого пласта и поэзией детей.

Вслед за Г.С.Виноградовым и одновременно с ним исследует детский фольклор О. И. Капица. В книге «Детский фольклор» (1928) она дает характеристику многочисленных жанров детского фольклора, приводит большой фактический материал. В 1930 г. под редакцией О. И. Капицы вышел сборник «Детский фольклор и быт», в статьях которого рассматривается традиционный детский фольклор в советских условиях. В послевоенные годы исследованием детского фольклора занимаются В. П. Аникин, М. Н. Мельников, В. А. Василенко и др.

В книге В. П. Аникина «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор» (1957) большая глава посвящается детскому фольклору. В ней определяется понятие «детский фольклор», дается подробная характеристика его жанров, освещается история собирания и изучения. Особенность книги в том, что в ней отмечаются древнейшие черты ряда жанров детского фольклора, говорится об исторических изменениях этих жанров.

Среди исследователей детского фольклора особое место занимает К.И.Чуковский, ярко показавший процесс овладевания детьми народными поэтическими богатствами, разработавший теорию жанра перевертышей. Он собрал богатейший материал по детскому фольклору, вылившийся в широко известный труд «От двух до пяти».

М. Н. Мельников в книге «Русский детский фольклор», широко привлекая локальный материал, устанавливает место сибирского фольклора в общерусском фонде детского фольклора. Судьбам традиционного детского фольклора в современных условиях, а также характеристике советского детского фольклора посвящены статьи М. А. Рыбниковой «Детский фольклор и детская литература», и В. А. Василенко «Об изучении современного детского фольклора».

Структура работы – данная работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Детский фольклор – первая школа детства.

Самое большое богатство, которым гордится страна – это её народ, его традиции, культура, национальная самобытность, достижения.

Народ – прославляющий и защищающий свою Родину.

Но стало нередкостью и обратное отношение к своему прошлому, к истории своей страны, очень часто негативное.

А всё начинается с детства…

Оттого, насколько полно ребёнок получит опыт тёплого отношения к себе в раннем детстве, начнётся процесс формирования его отношения к окружающему его миру.

Первое ощущение доброты и нежности ребёнок воспринимает, слушая мамину колыбельную, как и её тёплые руки, ласковый голос, бережные прикосновения.

Добрый тон потешки, пестушки вызывает положительный отклик у малыша.

Ребёнок получает первый опыт общения с домашними, постепенно с окружающими людьми, животными.

И как важно, чтобы это общение было приятным и добрым.

У русского народа, как и других народов мира, накоплен огромный опыт воспитания подрастающего поколения, который необходимо беречь и использовать для сохранения национальной самобытности.

И именно эту задачу может решить широкое применение в работе с детьми детского фольклора – части русского народного творчества.

Слово «фольклор» произошло от соединения двух английских слов: folk –народ – и lore – мудрость. И эта мудрость народа не должна исчезнуть, а должна быть сохранена, если мы не хотим потерять свою самобытность, и, может быть, даже самостоятельность.

История фольклора уходит в глубокую древность. Начало её связано с потребностью людей осознать окружающий мир природы и своё место в нём. Детский фольклор сохраняет следы мировоззрения каждого народа в разные периоды истории.

В детском фольклоре безгранична сила доброжелательного слова, но более всего родного слова, родной речи, родного языка.

Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно.

Мама, ухаживая за малышом, очень ласково и спокойно разговаривает с ним, напевает простые, приятные для детского восприятия слова. И эта традиция пестования представлена в детском фольклоре.

1) Колыбельные песни.

Название песен, которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные - идет от основы колыбать (колыхать, качать, зыбать). Отсюда же - колыбель, коляска, в народном обиходе было и название «байка» - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять) Её назначение или цель – усыпить ребёнка. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев.

С одной из таких колыбельных песен можно познакомиться в Приложении (текст « Колыбельная»).

Старинное значение колыбельных – заговоры, против злых сил, но со временем они утратили своё обрядовое значение. С помощью заговоров зачастую просили для дитятко, здоровья, защиты от сглазу, богатой жизни.

Тематикой колыбельных песен становилось отражение все, чем жила мать, – её думы о младенце, мечты о его будущем, оберечь его и подготовить к жизни и труду. В свои песни мамы включают то, что понятно ребёнку. Это «серенький котик», «красная рубашечка», «кусок пирога да стакан молока».

В настоящее время многие мамы заняты, и, наверное, не все даже, может быть, и знают колыбельные, но мы попытались это выяснить, пообщавшись с молодыми мамами. И получили следующий результат - большинство из опрошенных пели своим детям колыбельные. (Видео « Колыбельная»).)

Процесс «забывания» закономерен. Коренным образом меняется жизнь в нашей стране. Круг интересов матери раньше был ограничен заботами о детях и муже, о поддержании порядка в домашнем хозяйстве, в наши дни женщина наравне с мужчиной участвует в общественной жизни. Художественная литература, радио, телевидение вносят свои коррективы в воспитание, но заменить материнскую любовь к ребёнку ничто не сможет.

2) Пестушки. Потешки.

Пестушки, (от слова «пестовать» – воспитывать) связаны с младенчеством. Распеленав ребенка, мама приговаривает: «Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки», или играя с малышом – «А в ножки ходунюшки, А в ручки хватунюшки», «А в роток говорок, А в голову разумок».

Стишки просты и запоминаются очень легко, любая мама хотя бы иногда использует пестушки, заботясь о своём ребёнке. Купая малыша, мать приговаривает: «С гуся вода, а с Максимки – худоба». Пестушки незаметно переходят в потешки.

Потешками принято называть особые забавы взрослых с маленькими детьми. Потешками называется и песенки – приговоры, организующие эти забавы.

Многие потешки близки колыбельным песням. Потешка забавляет ритмом – потешает, веселит. Она не всегда поётся, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребёнку необходимую информацию. При помощи потешек у детей вырабатывается потребность к игре, раскрывая её эстетическое содержание, приготовляли ребёнка к самостоятельной игре в детском коллективе. Главное назначение забавы – приготовить ребёнка к восприятию окружающего мира в процессе игры, которая станет подготовкой для обучения и воспитания.

В потешку вводят простейшие шутки, комические мотивы, для поддержания радостных эмоций добавляются жестикуляция. В потешку вводится счет, ребёнка приучают к пересчёту без цифрового обозначения счёта например – «Сорока».

Берут у ребёнка ручку, водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Сорока, сорока, сорока – белобока,

Кашку варила, на порог скакала,

Гостей созывала;

Гости не бывали, кашку не едали:

Всё своим деткам отдала!

Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:

Этому дала на блюдечке,

Это на тарелочке,

Этому на ложечке,

Этому поскрёбышки.

Останавливаясь на мезинце, добавляют:

А этому нет ничего!

А ты мал – малёнек –

За водицей не ходил,

Дров не носил,

Каши не варил!

Разводя ручки в стороны и затем быстро положив на головку, говорят:

Шу- у – у – полетели,

На головку к Маше сели!

И с первых же шагов общения мама или бабушка стараются показать, что нужно трудиться. Потешки строятся так, знания никогда почти не даётся в «чистом виде», прямо. Оно как бы скрыто, ум ребёнка должен потрудиться, чтобы добыть его. В потешках показана обязательность труда для всех, даже маленьких.

Другой не менее важной частью детского фольклора является игра.

2. Игровой фольклор – как часть детского фольклора.

Игра- наиболее доступная и понятная для ребёнка деятельность. В игре ребёнок учится трудиться, строить отношения со сверстниками и окружающими людьми. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования личности ребёнка.

Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств. Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей. Быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Понятие об игре вообще имеет разницу в понимании у разных народов. Так, у древних греков слово «игра» означало «предаваться ребячеству, у евреев слово «игра» соответствовало понятию о шутке и смехе, у римлян – радость, веселье.

Впоследствии во всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг действий человеческих – с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой – доставляющих людям веселье и удовольствие.

Отличительный характер всех русских игр и игрищ в том, что в них проглядывается исконная любовь русского человека к веселью, движениям, к удальству.

Характер народа бесспорно кладет свой заметный отпечаток на многих проявлениях общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается и на детских играх.

Игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем, и в то же время игра – наиболее сложный вид детского фольклора, в котором сочетаются элементы драматического, словесного, музыкального творчества; в него входят песни, праздники.

Неразрывно связаны с большинством народных игр считалки или жеребьевки. Считалки дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил.

1) Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий рифмованный стих.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышел зайчик погулять,

Но охотник не пришёл,

Зайчик в поле перешёл,

Даже усом не повёл,

В огород потом забрёл!

Что нам делать?

Как нам быть?

Нужно зайку изловить!

Раз, два, три, четыре, пять!

2) Жеребьевки (или "сговоры") определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. И всегда содержат вопрос:

Конь вороной

Остался под горой;

Какого коня – сивого

Или златогривого?

3. Календарный фольклор (заклички и приговорки)

1) Заклички – закликать, звать. Это обращения, выкрики детей к различным силам природы. Они обычно выкрикивались хором или нараспев. Они носят магический характер и обозначают некоторый договор с силами природы.

Играя на дворе, на улице, дети радостно окликают хором весенний дождь:

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка…

Дам и хлеба каравай –

Сколько хочешь, понужай.

2) Приговорки – обращения к живым существам или приговор на удачу.

В поисках грибов приговаривают:

Грибы на грибы,

А мой поверху!

Жили – были мужики,

Брали рыжики – грибы.

Вот далеко не весь перечень произведений детского фольклора, который используется в наше время в работе с детьми.

Время проходит – изменяется окружающий мир, меняются средства и формы получения информации. Устное общение, чтение книг заменяется компьютерными играми, телевизионными программами, что не всегда приносит положительный результат. И сам собою напрашивается вывод – нельзя заменять живое слово общения на вымышленный мир. Часто «изнеживание» ребёнка применяется, как главная форма воспитания в настоящее время. И результат получается далеко неутешительный. Применяя с раннего детства произведения детского фольклора, и родители, и воспитатели формируют у детей представление, что без труда, без старания невозможно добиться успеха. Ребёнок, воспринимая с раннего детства ненавязчивое наставление, понимает необходимость заботы об окружающих его людях, домашних животных. Игра даёт возможность утвердиться в среде сверстников, вырабатывает сдержанность, ответственность, умение соотносить свои желания с потребностью других ребят. Дети, выполняя условия игры, приучаются к определённому порядку, умению действовать по условию. Многому учат и русские народные сказки, раскрывая перед ребёнком своеобразный колорит русской жизни, русских обычаев, русской речи. В сказках много поучительного, но оно не воспринимается как нравоучение, много юмора, который не воспринимается как насмешка. Ребёнок стремится быть похожим на героев, помогающих попавшим в беду. При беседе с ребятами приятно слышать, что «мне нравится Иван- царевич, потому что он храбрый и добрый, нравится Василиса-Премудрая, она помогает найти правильное решение в трудной ситуации». Такое отношение к героям даёт ребёнку пример для подражания и правильных поступков. Использование детского фольклора в общении с детьми готовит их к жизни в обществе и, действительно, становится первой школой детства и первым ростком сохранения русской культуры.

4. Результаты исследования

В этой части работы изложены результаты, которые были получены при исследовании местного материала в процессе общения с родителями, воспитателями и детьми детских садов нашего района (с. Победа, Усть-Тарка, Еланка). Процесс общения проходил в очень доброжелательной обстановке. Все, к кому мы обратились, откликнулись на нашу просьбу с большим вниманием и участием.

Работа была построена следующим образом:

Посещение дошкольного учреждения, знакомство с детьми, беседа с ребятами.

Примерные вопросы:

– Ребята как называется ваше село?

– Как зовут ваших мам, бабушек, воспитателей?

– Какие книги вам читают родители и воспитатели?

– В какие игры вы любите играть?

– Много ли знаете стихов и песен?

Интересным является то, что многие ребята запомнили короткие потешки и считалки, многие запомнили правила несложных игр.

Интересен опыт работы, с использованием детского фольклора во всех посещённых детских садах. Но особенно показательным является творчество Легачёвой Евгении Александровны, воспитателя детского сада «Колосок». Евгения Александровна использует произведения детского фольклора в повседневной работе с детьми с младшей группы и до выпуска в школу. Она «заразила» и своих коллег, и родителей, они также увлеченно работают с фольклором. И результат не заставил себя ждать. Группа детского сада «Колосок» является призёром и победителем фольклорных конкурсов.

Воспитатели детского сада «Солнышко» тоже считают детский фольклор главным в работе с детьми. Так как только через народные традиции и опыт воспитания, накопленный народом, можно вырастить достойных людей. Елена Викторовна Зайцева, Оксана Викторовна Карпенко, Маргарита Анатольевна Семёнова создали целую коллекцию народных костюмов, уголок «Русской старины», большое количество разработок и сценариев русских забав, праздников и игр.

Воспитателями «Колоска» и «Солнышко» созданы прекрасные условия для воспитания детей в народных традициях. И в этом их поддеживают родители, которые с благодарностью отзываются о деятельности педагогов.

В садах созданы уголки народного быта, где проводится ознакомление с предметами крестьянского обихода, собрана посуда, костюмы, прялки, иконы. И самое главное – это не застывшие музейные экспонаты, а атрибуты игр, выступлений, занятий. Ребята могут попробовать «прясть», гладить чугунным утюгом, а можно и вальком, «поносить» воду на коромысле.

Дети узнают, что в переднем углу каждой избы был помещён «образ» - икона, которая оберегала дом от несчастий. Каждое дело любой семьи начиналось молитвой. И в каждом деле главным было усердие и стремление научиться.

Обучение начинается ненавязчиво. В младших группах используются потешки при выполнении с детьми гигиенических процедур, что вызывает у ребят положительные эмоции. Постепенно воспитатели разучивают с детьми заклички, считалки, скороговорки. Ребята с удовольствием играют в народные игры, что часто даёт представление об элементах быта русского народа, которые в настоящее время не используются, но являются неотъемлемой частью русской культуры.

Самое большое впечатление и знания приносит детям участие в театрализованных представлениях и выступление на фольклорных фестивалях, где они занимают призовые места. Это формирует и у ребят, и у родителей уверенность в том, что народные традиции есть кому сохранять и они сохраняются.

Огромное значение имеет и то, что ведётся работа с использованием народных костюмов, которые часто помогают создавать родители, и даже проводятся мастер классы. Очень хочется отметить тесное сотрудничество воспитателей и родителей, а ведь родителям воспитанников от 25 до 32 лет, они ещё и сами молодые люди. Но именно от них идёт положительная оценка работы с детским фольклором. Они отмечают положительный результат в том, что ребята даже в повседневной обстановке привыкают к определённому типу поведения. Каждая семья, по их мнению, должна сохранять традиции. И начало даёт именно – школа детства - народный фольклор, народная традиция заботы о детях, забота об их будущем, бережное отношение к духовному богатству своей страны. Конечно, чтобы работа была эффективной и творческой, нужны и финансовые затраты, что особенно обременительно для сельских детских учреждений. Одной инициативы в данном случае недостаточно. Но, несмотря на ограниченные материальные возможности, детское творчество поощряется и ребята, знакомясь с детским фольклором, становятся носителями народных традиций и, возможно, передадут их своим детям. Интересен такой пример: Евгения Александровна попросила родителей своей группы сделать жернова. Родителей это задание поставило в затруднительное положение: «А что это такое?» и ребята им объяснили, что раньше жерновами мололи муку. Очень интересный метод приобщения детей к сюжетам народного фольклора применяется в детсаду «Ручеёк». Иллюстрации из народных сказок украшают стены спальни, игровой комнаты, комнаты приёма детей. Ребята запоминают содержание сказки или потешки быстрее и называют, какой момент изобразили на картине. Ольга Леонидовна Сидорова работает в разновозрастной группе, это, конечно, осложняет работу, но занятия с детьми проводятся с учётом возраста детей. В младшую группу пришла бабушка, такая знакомая, как дома она ласково разговаривает, показывает, что принесла в коробочке и читает потешки – так ребятишки включаются в игру.

Людмила Владимировна и Людмила Юрьевна из еланского детского сада увлекают ребят игрой, используют книги по детскому фольклору. Они создали уголок народных инструментов. И поэтому хочется сказать огромное спасибо всем, кто понял необходимость воспитания детей в народных традициях и сбережения национальной самобытности.

Были проведены беседы с воспитателями.

Примерные вопросы:

– Почему вы используете фольклор в своей работе? Как долго вы этим занимаетесь?

– Нравится ли детям разучивать потешки, заклички, считалки?

– Считаете ли вы необходимым дальнейшее использование детского фольклора в работе с детьми?

– Одобряют ли родители обращение к фольклору и помогают ли вам?

Итогом бесед с педагогами стал вывод о том, что детский фольклор это временем проверенное средство воспитания детей с самых ранних лет. Работа с детьми дает желаемый результат. Ребята с большим желанием общаются друг с другом, не обижаются на замечания, стараются быстро и правильно выполнять условия игры, чтобы не подвести товарища. Много положительных моментов содержит и подготовка к выступлениям. Дети не только учатся отвечать за порученное дело, но и переживают за своих товарищей, получают не только знание о том, как в былые времена проводились праздники, но и какой была повседневная жизнь, какое поведение считалось правильным и как поступать нельзя.

Детский фольклор – школа, школа детства непринуждённая и доброжелательная, искренняя и доступная для каждого ребёнка, несложная для каждого родителя, бабушки и дедушки. Здесь не надо особого таланта – было бы только желание, а результат налицо. Ребёнок, ощутив с раннего детства теплоту и заботу, отдаст её позже, став взрослым, в заботе о своих детях и родителях. И эта ниточка связи поколений не должна прерываться. В наших детских учреждениях работают творческие люди, которые очень хорошо понимают необходимость занятий с детьми народным творчеством, чтобы они выросли достойными гражданами своей страны, заботливыми родителями и благодарными детьми. В Побединской школе в работе с детьми также немало уделяется времени приобщению ребят к народному творчеству. Учащиеся не раз участвовали в районных конкурсах народного творчества, занимали призовые места. Ребята занимаются в кружке при сельском доме культуры. Руководитель кружка Татьяна Александровна Грибкова составляет с ребятами сценарии праздников и народных гуляний на день Ивана Купалы, празднование «Масленицы». Девчонки и мальчишки «погружаются» в традицию празднования в народе этих праздников. Готовят костюмы, разучивают танцы, песни, необходимые атрибуты для торжества, и это даёт большой опыт приобщения к народным традициям. Кроме того, ребята, увлекаясь подготовкой, приобщают к мероприятиям и своих родителей. Отзывы односельчан о таких праздниках только положительные. Праздники, проводимые в школе, часто содержат элементы народных празднований: хороводные песни, подвижные игры, отгадывание загадок. Ребятам нравятся простые, но захватывающие народные игры «Коршун», «Горшки». Приложение (Игры). Учащиеся младшего и среднего звена участвуют в фольклорных фестивалях, выступают перед односельчанами. И эти выступления особенно нравятся. Поэтому с уверенностью можно сказать, что народные традиции продолжают жить и мы должны бережно их охранять, а детский фольклор- главное средство сохранения русской самобытности.

Заключение.

Произведения детского фольклора в жизни каждого ребёнка присутствуют и должны использоваться обязательно. Ребята дошкольного и школьного возраста в сёлах Усть – Таркского района: Победа, Усть – Тарка, Еланка – с традициями русского народного творчества начинают знакомство с раннего детства, с колыбельной мамы.

В детских учреждениях в работе с детьми широко применяется фольклорное наследие. Как показало исследование, в работе существует система: от простого и понятного (потешки, пестушки, колыбельной) к более сложному (песни, игры, забавы) и дальше к творчеству (участие в конкурсах, праздниках).

Возможно, не везде созданы одинаковые условия для данного направления работы, но с детьми работают творческие люди, и они стараются как можно чаще использовать фольклор на занятиях с ребятами. Данное исследование не просто ближе познакомило нас с устным народным творчеством, детским фольклором, но и показало, что традиции русского народа продолжают жить и применяются в работе с детьми в нашем селе, в нашем районе. Показало, что детский фольклор стал важнейшим орудием эстетического воспитания детей. И конечно, детское творчество, основанное на фольклоре, очень тесно связывает поколения. Делает понятным общение ребёнка и мамы, внуков и бабушек. Здесь нет места такому выражению: «предки», а есть естественная связь в семье, где каждый знает: старость достойна уважения, а детство – защиты.

Ребёнок, приобщённый к культуре общения в семье, переносит её и на общение с другими детьми, воспитателями, учителями, соседями, а это и есть цель народной мудрости.

Список используемых источников:

Литература:

1. «Потешки» Для чтения взрослым и детям: М., 2011 год.

2. «Русский колендарно – обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока» (песни и заговоры), Новосибирск «Наука» 1997 год; том 13, стр.139.

3. «Русское народное поэтическое творчество» хрестоматия составитель Ю.Г.Круглов, Л. «Просвещение», 1987 год; стр. 489-502.

4. «Русские народные сказки», Москва, изд. «Содействие», 1997 год, стр. 21-35.

5. Сборник «Из детских книг», Москва, «Просвещение», 1995год, часть 1, стр. 4-15.

6. Фольклор народов России составители В.И.Калугина, А.В.Копалина «Дрофа», М., 2002 г, том 1, стр. 28-34, 51-61.

7. Чуковский К.И. От двух до пяти: М., «Детская литература», 1981г., стр.267-342.

Материалы семейных архивов:

1. Видео «Колыбельная» из семейного архива Дурновой Т.В.,

2. Фотографии из семейного архива Хабибуллиной О.Н.,

3. Фотографии Легачёвой Е.А.

2. Видеоматериалы:

интервью № 1 («Колосок»), интервью № 2 («Солнышко»), интервью № 3 (Еланка), интервью № 4 («Ручеёк»); Посиделки «Как у наших у ворот» («Солнышко»); «Колыбельная»; игра «У медведя во бору» (Еланка), игра «Вью, вью капусточку» (Победа), «Потешки» (Победа).

3. Тексты.

Приложения:

Игра «Вью, вью я капусточку».

В «капустку» играли так: дети становились в цепочку, взявшись за руки. «Кочерыжка», крайний в цепочке, стоял на месте, вокруг него завивался весь хоровод. После того, как все сгрудятся в «кочашок», поднимали руки, и «кочерыжка» вытягивал за собой всю цепочку. Поют:

Вью, вью, вью я капусточку, да

Вью, вью, вью я капусточку.

Завивался виллой кочешок,

Завивался виллой кочешок.

Когда развивали, пели: «развивался виллой кочешок».

Игра «Коршун».

Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом. Коршун сидит на корточках. Дети идут вокруг коршуна и поют:

Вокруг коршуна хожу, ожерелье вяжу.

По три ниточки бисериночки,

Я снизала вороток, вокруг шеи короток.

Коршун, Коршун, что делаешь?

Ямку рою.

Почто ямка?

Иголочку ищу.

Почто иголочка

Мешочек сшить.

Почто мешочек?

Камешки сложить.

Почто камешки?

В твоих деток бросать.

Коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма.

Игра «Горшки»

Играющие становятся по кругу по двое: один торговец, перед ним на корточках горшок. Водящий-покупатель. Торговцы расхваливают свой товар. Покупатель выбирает горшок, далее сговор

По чём горшок?

По денежке

А он не с трещиной?

Попробуй.

Покупатель легко ударяет по горшку пальцем и говорит:

Крепкий, давай сговор.

Хозяин и Покупатель протягивают друг другу руки напевая:

Чинары, чинары собирайтесь гончары, по кусту, по насту, по лебедю горазду! ВОН!

Бегут в разные стороны, кто первый добежит до купленного горшка.

Потешки

Ах ты дедушка Степан,
Наизнанку твой кафтан.
Тебя деточки любили,
За тобой гурьбой ходили.
Шапка на тебе с пером,
Рукавички с серебром.
Уж ты ходиши, семенишь,
Рукавичками звенишь.
Рукавичками звенишь,
Ребятишкам говоришь.
Собирайтесь ка сюда,
Покушайте киселя.

Гуси гуси,
Га га га га.
Есть хотите?
Да да да.
Так летите!
Нет нет нет.
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой.
Ну летите как хотите.
Только крылья берегите.

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!

Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
На перинку, на простынку,
Не на край, на серединку,
Положили малыша,
Завернули крепыша!

Колыбельные

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Сашу не буди.

Баю-бай, баю-бай!
Ты, собачка, не лай…
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.

Лучшие статьи по теме