Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания

Активный отдых дошкольников. Активный отдых детей в детском саду. задание. Заключительная эстафета

С 2016-10-02 ПО 2017-31-05 мною была взята ТЕМА "Активный отдых детей в системе двигательного режима детского дошкольного учреждения" по самообразованию.

РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Активный отдых детей в системе

двигательного режима детского

дошкольного учреждения

Введение ……………………………………………………………………………

1. Значение организации активного отдыха детей в дошкольном учреждении.

1.1. Сущность и содержание понятия «двигательная активность» применительно к детям дошкольного возраста……………………………

1.2. Особенность планирования активного отдыха в системе двигательного режима у детей дошкольного возраста……………...............................................

1.3. Организация активного отдыха детей в системе двигательного режима дошкольного учреждения………………………………………………………….

1.4. Заключение……………………………………………………………………..

Список литературы ……………………………………………………………….

Введение

Ребенок - это человек с постоянной потребностью в движении. Действительно, невозможно представить здорового ребенка неподвижным, хотя сейчас малоподвижных детей можно все чаще и чаще встретить среди наших воспитанников. Не случайно в последние годы одной из главных тем медицинской и педагогической литературы стало изучение факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма ребенка. Одним из таких факторов является двигательная активность детей (ДА).

По мнению специалиста Руновой М.А, благоприятное воздействие на организм оказывает только ДА, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гипокинезии (сниженная ДА) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка.

Еще в исследованиях видных советских и зарубежных психологов Л.С. Выготского (1956), А.В. Запорожца (1967), Ж. Пиаже (1956), Д. Брунера (1981) показано наличие прямой корреляционной связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей разного возраста.

Известно, что в результате учебной деятельности, связанной с длительным поддержанием статической позы, у детей развивается утомление, падает активность, внимание, понижается восприятие. Выполнение физических упражнений вызывает активную работу мышц, а это в свою очередь усиливает кровообращение и тем самым повышает интенсивность работы сердца, активизирует деятельность нервной системы, повышает тонус всего организма, восстанавливает работоспособность.

Изучение специальной литературы свидетельствует о том, что эффективность учебно-воспитательного процесса в детском саду во многом зависит от правильной организации двигательного режима в детском саду. Особенно важно рационально чередовать учебную деятельность детей с активным отдыхом.

Цель работы: выявить педагогические условия, способствующие эффективному использованию физкультурных праздников, досугов, дней здоровья в развитии двигательной активности детей.

Задачи:

Изучить теоретические и методические основы проблемы исследования.

Отобрать физкультурные мероприятия: праздники, досуги, дни здоровья способствующие развитию двигательной активности и опробовать их на практике.

Для того чтобы дети росли здоровыми и жизнерадостными, чтобы были созданы благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо следить за целесообразным чередованием работы и отдыха, определенной периодичностью занятий умственного характера и физических упражнений, игр, развлечений. Многообразная деятельность детей, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми на свежем воздухе в виде развлечений, способствует физическому восстановлению детей, расслаблению организма после умственной нагрузки, укреплению их здоровья.

Двигательная активность - это естественная потребность ребенка в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Поэтому необходимо создание предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем ДА.

При разработке рационального двигательного режима в нашем дошкольном учреждении, мы старались не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Двигательная активность детей должна соответствовать их опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому мы стараемся организовать разнообразную детскую двигательную деятельность, ее разнообразие, а также выполнение основных задач и требований к ее содержанию.

Основу двигательного режима в детском саду составляют физкультурно-оздоровительные занятия: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, а также оздоровительный бег на воздухе, гимнастика после сна.

Второе место в двигательном режиме детей занимает непосредственно образовательная деятельность по физкультуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей, которые проводятся три раза в неделю.

Помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня детей в нашем детском саду, значительное место занимает самостоятельная двигательная деятельность. Здесь основным условием является правильное руководство взрослыми этим видом деятельности детей, направленное на разнообразие игр и движений, не подавляя при этом инициативы детей.

Немаловажное значение в двигательном режиме имеет активный отдых детей. Совершенно невозможно представить себе жизнь детей в нашем детском саду без веселых досугов и развлечений , шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов при проведении дней здоровья! Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

Различные виды активного отдыха развивают у детей сообразительность, смекалку, воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Проведение спортивных досугов, физкультурных праздников и дней здоровья призвано удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей.

Такая работа с детьми в детском саду ценна и тем, что создает условия для эмоционально - психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие умственных способностей, воспитание характера, воли, нравственности, создает духовный настрой пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику. Использование музыки в этих видах деятельности делает ее увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движение детей и облегчает их усвоение. При проведении спортивных праздников, организации досугов и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

Практика нашей работы убеждает, что взаимодействие коллектива детского сада и родителей делает активный отдых детей более эмоциональным, насыщенным, способствует сплочению семьи.

Опыт проведения физкультурных праздников в нашем дошкольном учреждении показал, их положительное влияние на решение широкого круга оздоровительных и воспитательных задач. Широкое использование различных игровых приемов, игровых загадок, музыки способствует

положительному эмоциональному настрою детей, активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. У чрезмерно подвижных детей развивается умение доводить задание до конца, проявляя внимательность и добиваясь точности выполнения; малоподвижные дети учатся хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом участвуют в коллективных играх, проявляя быстроту реакции, ловкость и гибкость. Совместная деятельность детей, преодоление совместно различных трудностей, достижение общего командного результата - все это сплачивает детский коллектив. Дети сопереживают друг другу, поддерживают хорошие отношения между собой, проявляют заботу к более слабым, застенчивым детям, подбадривая и поддерживая их возгласами, переживают за командные результаты, стремятся к победе

Спортивные праздники в детском саду могут проводиться в любое время года - в зале и на участке, но наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят праздники, организованные на открытом воздухе. Содержание и продолжительность праздника во многом зависит от сезона и условий, в которых он проходит. Так, при проведении зимних праздников на свежем воздухе, температура должна быть не ниже - 8 С, погода должна быть безветренная, а длительность - не превышать 40 -45 мин. При этом используются физические упражнения и игры, характерные для зимы, - игры и упражнения на санках, лыжах, элементы игры в хоккей, игры - эстафеты на снегу, ледяных дорожках и т.д. А продолжительность праздников, проводимых в зале и на свежем воздухе в летнее время - до 90

мин. Летом проводятся игры-эстафеты с бегом, прыжками, метанием в цель и на дальность, упражнения в равновесии, соревнования на велосипедах и самокатах, элементы спортивных игр (баскетбол, футбол), веселые аттракционы.

Для успешного проведения праздника, разрабатывается программа и сценарий с учетом имеющейся материальной базы и спортивного инвентаря; подбирается музыкальный материал, изготавливается атрибутика, костюмы для сказочных персонажей, приобретаются призы для поощрения участников праздника.

В подготовке праздника принимает участие практически весь коллектив детского сада. Воспитатели проводят предварительную работу с детьми: читают литературные произведения, проводят беседы на различные темы, в зависимости от содержания сценария, играют в подвижные игры, готовят эмблемы команд, атрибуты, рассматривают тематические иллюстрации в книгах, открытках, буклетах, рисуют сюжетные картины и сказочных персонажей; воспитатель по физкультуре - разрабатывает сценарий и подбирает спортивные упражнения, подвижные игры, игры - эстафеты, конкурсы, соревнования, музыкальный руководитель - подбирает музыкальный материал.

В день проведения праздника, для создания непринужденной атмосферы и веселого настроения, часть территории детского сада, где планируется проводить праздник, мы украшаем в зависимости от времени года. Открытие праздника может быть самым разнообразным. Мы начинаем его с парада участников и построения команд около таблиц с эмблемой и названием команды. Затем следует приветствие команд в виде девиза, отражающего в своем тексте название команды, представление судей. И сказка начинается…, потому что чаще всего в основе сценария лежит сказочный сюжет - то, что близко, понятно и любимо нашими детьми. Они становятся главными действующими лицами и, оказавшись в центре событий сюжета, радуются, сопереживают, активно «борются» со злом, добиваясь победы добра, получая, таким образом, не только спортивный и эмоциональный, но и нравственный заряд.

Сценарии праздников разрабатываются нами так, чтобы исключить длительное пребывание детей на одном месте. В них включены массовые разминки и развлечения, общие подвижные игры, преодоление полос препятствий, соревнования.

Программа соревнований составляется с таким расчетом, чтобы все дети, даже физически слабо подготовленные, могли участвовать в них, Забавные упражнения, игры подбираются на основе программного материала для соответствующей возрастной группы. Целью соревнований может быть приобщение детей к занятиям физической культурой, популяризация отдельных видов спорта или движений, подведение итогов учебных занятий, определение физической подготовки детей и т.д. По окончании соревнований подводятся итоги, определяется команда - победитель. Однако, мы награждаем все команды почетными грамотами в разных номинациях. Например, «за волю к победе», «самая дружная команда», «самая спортивная команда» и т.д. Призы получают все дети, участвующие в празднике, чтобы у всех ребят осталось праздничное, веселое настроение. После окончания церемонии награждения, ведущий праздника и сказочные герои прощаются с детьми до следующих соревнований. Хорошо подобранные игры, упражнения развлечения, активное участие всех детей в празднике способствуют укреплению здоровья, приучают их к активному отдыху.

Наряду с физкультурными праздниками широко используются физкультурные досуги , как организованная форма активного отдыха детей. Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на хорошо знакомом детям материале и проводится с несколькими группами, близкими по возрастному составу. Досуги проводятся во всех возрастных

группах в дни каникул и один - два раза в месяц, длительностью 30 - 50 мин. Возможны различные по содержанию и организации формы физкультурного досуга. Одни развивают сообразительность, другие - творчество и смекалку, третьи - воображение и память, но объединяет их всех общая задача - воспитание у детей потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни.

Вот несколько вариантов физкультурных досугов.

Первый вариант. Досуг строится на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Вначале детям предлагаются игры малой и средней подвижности, такие как «Море волнуется», «Сделай так», « Ровным кругом» и т.д. Эти игры развивают у детей воображение, смекалку и фантазию. Затем дети участвуют в различных аттракционах, выполняя двигательные задания в игровой форме. Содержание игр желательно подбирать с учетом уровня ДА детей. Детям с высокой ДА лучше предложить игры упражнения на равновесие, на внимание. Детям с низкой ДА - игры упражнения типа «Займи свой домик», «Удочка», « Перебежки» и т.д. Затем, после короткого отдыха детям предлагаются игры соревновательного характера: «Кто быстрее построит пирамиду», «Буксир», «Мотальщики» и т. д. В конце с детьми проводятся игры низкой степени подвижности.

Второй вариант. Физкультурный досуг может состоять из одних спортивных игр с элементами футбола, баскетбола, хоккея. Однако использование этого варианта возможно лишь в том случае, если все дети хорошо владеют элементами спортивной игры. В этом случае также необходим индивидуально - дифференцированный подход. Так, детям с высокой ДА, и хорошей физической подготовкой предлагаются более сложные элементы спортивных игр с достаточно высокой физической нагрузкой. Детям с низкой ДА, и с отставанием в развитии моторики

Третий вариант. Досуг также может быть построен на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях. Это могут быть: бег, прыжки, метание, лазание, ползание на четвереньках, езда на велосипеде, прыжки через короткую скакалку. В основу организации также должен быть положен принцип индивидуально - дифференцированного подхода. Первая подгруппа детей (с высокой ДА) выполняет упражнения, направленные на развитие внимания, точности выполнения движений. А второй подгруппе детей (с низкой ДА) предложить задания, направленные на развитие скорости, быстроты реакции.

Четвертый вариант. Физкультурный досуг «Веселые старты» строится в основном на играх - эстафетах, хорошо знакомых детям. Каждая подгруппа участвует в разных эстафетах, имеющих разное содержание и объем физических нагрузок. Для подгруппы с высокой ДА предлагаются сложные эстафеты, требующие внимания и точности выполнения. Второй подгруппе, с низкой ДА предлагаются более простые эстафеты. Игры - эстафеты могут повторяться не более 3 - 4 раз, между ними можно предложить детям отгадать загадки, вспомнить пословицы.

При проведении всех видов физкультурных досугов мы стараемся создать положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм детей, за счет введения сказочных персонажей, музыкального сопровождения, веселых аттракционов и эстафет, подвижных игр.

Большие возможности для оздоровления детей и улучшения их физического и эмоционального самочувствия дают дни здоровья , которые проводятся, как правило, 1 раз в квартал. В это время не проводятся традиционные обучающие занятия. Весь этот день посвящается деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья,

формирование привычки к здоровому образу жизни, желание заботиться о своем организме и стремление беречь его.

День здоровья проводится на свежем воздухе. Многообразная и интересная двигательная деятельность, длительное пребывание на свежем воздухе способствуют физической рекреации детей после умственной работы, укреплению здоровья, закаливанию организма, приучают их к активному отдыху. Игровая деятельность организуется в спокойной обстановке, без спешки, она должна создать жизнерадостное настроение у детей. В программу этого дня включаются подвижные игры, игровые упражнения, элементы спортивных игр и упражнений, веселые эстафеты, развлечения и забавы, преодоление разнообразных естественных природных препятствий. Основу программы составляют веселые и интересные детям физические упражнения и задания, включающие приобретенные ими двигательные навыки. Такое содержание позволяет проводить дни здоровья эмоционально, с большой двигательной активностью.

Содержание физических упражнений составляет двигательная деятельность детей, характерная для данного сезона. Например, зимой можно организовать катание на санках на ровном месте или с горы с различными заданиями на ловкость; игры с клюшкой, шайбой или мячом; метание снежков в цель, сооружение снежных скульптур, различные соревнования типа «Кто скатает самый большой снежный ком», взятие снежной крепости и т.д.

Подготовка ко дню здоровья начинается заранее. Необходимо продумать сценарий проведения этого мероприятия: начиная от приема детей и заканчивая уходом домой. А также музыкальное оформление, медицинское обслуживание.

Определение и регулирование нагрузок в этот день требуют особого внимания педагогов. Важное условие успешного управления нагрузками - их дозировка, которая осуществляется различными способами, выбор

которых зависит от педагогических задач, особенностей используемых упражнений и условий их применения. Нагрузка должна регулироваться в соответствии с возрастом детей, физической подготовленностью, состоянием здоровья. Интенсивные игры, эстафеты должны чередоваться с развлечениями, аттракционами, музыкальными номерами. Необходимо придать этому виду отдыха произвольный характер, не принуждать детей к обязательному выполнению намеченных видов игр и развлечений. Дети должны сами проявлять активность, стремиться участвовать в играх и упражнениях. Успешное проведение дня здоровья - результат слаженной и организованной работы всего коллектива детского сада.

В данной работе представлены сценарии спортивных мероприятий, которые проводились у нас в детском саду.

Заключение

Двигательная активность оказывает большое влияние на здоровье и жизнедеятельность ребенка. Без движений ребенок не может вырасти здоровым.

Активный отдых детей - это не только умение двигаться, но и веселая, здоровая атмосфера игр и развлечений. И успех в создании интересных спортивных праздников, досугов и дней здоровья определяет творчески работающий воспитатель. Только ему, «играющему режиссеру», под силу преобразовать обыденный двигательный опыт детей в проблемно- творческую деятельность.

Большое значение при планировании и разработке сценариев спортивных праздников, досугов, развлечений и дней здоровья имеет специальная педагогическая литература, опыт коллег из других дошкольных учреждений. При анализе имеющейся литературы по данной проблеме, особенно интересны мне были пособия для практических работников ДОУ: «Физкультурные праздники в детском саду» авторы Н.Луконина и Л.Чадова, «Зимние физкультурные праздники» авторы Н.Силюк, Т. Дадонова, «Спортивные праздники и развлечения» группа авторов- педагогов издательство АРКТИ, «Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят» автор Н.Н. Ермак.

Совместная работа педагогов, методистов, родителей при организации активного отдыха детей формирует ценностно - ориентационное единство, рождает традиции, улучшает организационную структуру детского коллектива, что приведет впоследствии к повышению у каждого ребенка уровня культурно - досуговой деятельности, эффективной реализации в ней воспитательно- познавательных возможностей.

Список литературы:

  1. Антонов Ю.Е, Кузнецов М.Н. Здоровый дошкольник. - М., 2008.- С.164.
  2. Баранова З.П. Пусть ребенок растет здоровым. - М.,2000. - С.92-93.
  3. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М.1983.
  4. Доскин В.А. Растем здоровыми.- М., 1983
  5. Ермак Н.Н. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят. М.,1992.
  6. Лысова В.Я. Спортивные праздники и развлечения. - М., 1980.
  7. Луконина Н. И. Физкультурные праздники в детском саду. - М., 2000.
  8. Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М., 2000
  9. Миняева С.В.Подвижные игры дома и на улице. - М., 1985.
  10. Ноткина Н.А. Влияние физических упражнений на разной направленности на формирование двигательной способности детей старшего дошкольного возраста // Автореф. канд. дисс. - Л.,1980
  11. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М.,2000.
  1. Силюк Н.А, Дадонова Т.Л. Зимние физкультурные праздники.
  2. Шишкина В.А. Движение + движение.- М.,1992
  3. Яковлев В.В.Физическое воспитание детей в семье. - М., 1992

Активный отдых как форма взаимодействия с родителями

Инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад № 24 «Звёздочка»

Хабаркова Светлана Александровна


Актуальность

Каждый родитель понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья ребенка необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье.



Цель: сплотить детский коллектив и коллектив родителей, в совместной деятельности прививать любовь к спорту, активному отдыху и здоровому образу жизни.

Задачи: развивать двигательные умения и навыки; способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости, чувства взаимопомощи и коллективизма; приобщение детей и их родителей к занятиям физической культурой.


  • Родительские собрания
  • Анкетирование
  • Консультации, стендовая информация
  • Совместные физкультурные занятия
  • Мастер-классы
  • Выставки совместных работ
  • Активный отдых

Формы активного отдыха детей

К формам активного отдыха дошкольников относятся:

  • туристические походы
  • физкультурные досуги и праздники
  • дни здоровья

Формы активного отдыха детей

Совместные физкультурные досуги

детей и родителей – это яркие и ожидаемые детьми события, в которых они любят принимать участие, соревнуясь со сверстниками и родителями, демонстрируя полученные физические навыки. Атмосфера праздника и дух соперничества вызывают множество положительных эмоций у детей, а привлечение родителей к проведению этих событий способствует сближению взрослых и детей для победы в соревнованиях.






Туристические походы

Туристические походы - одна из наиболее активных форм совместного отдыха, привлечения родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи.

Это - общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность.

Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.


  • дневные
  • Сюжетные прогулки-походы
  • походы выходного дня (пешие и лыжные)
  • к местам боевой славы.

Осенью, когда красота нашей природы привлекает внимание всех людей, старшие дошкольники с огромным желанием и радостью идут в поход с родителями и педагогами.

На свежем воздухе организуются спортивные соревнования, конкурсы,

С восторгом принимается детьми обед на природе!

Уставшие, но довольные,

с массой приятных впечатлений,

возвращаются

они домой.



Результаты

Практический опыт, полученный родителями, в ходе физкультурных досугов, туристических походов помогут

получить необходимые знания о физическом развитии;

повысить эффективность работы по оздоровлению детей; взаимопонимание детей и родителей;

сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье;

снизить «дефицит» положительных эмоций у детей,

развить интерес к занятиям физической культурой и спорту.

Активный отдых с детьми на «Тонкостях туризма»

Времена, когда семьям с детьми был доступен лишь отдых на приусадебных участках да пассивное пребывание на черноморских курортах, к счастью, остались в прошлом. Сегодня внимание родителей все чаще переключается на активный отдых с детьми, возможностей для которого, кстати сказать, не счесть.

Велотуризм и верховая езда

Только ленивый не слышал о пользе велопрогулок, а ведь велотуризм - это ещё и отличный вариант для отдыха с детьми. Для начала ребёнку, конечно, необходимо освоить велосипед и научиться хорошо на нем кататься, а потом можно отправляться в любую точку на карте, где имеются велодорожки (для путешествий с детьми это очень важно). Если ваш ребёнок слишком мал для самостоятельного катания на велосипеде, отказываться от удовольствия покрутить педали не стоит: малыш будет прекрасно себя чувствовать в детском кресле, а для ребят постарше подойдёт тандемный велосипед или специальный детский прицеп. Более самостоятельные дети предпочтут, конечно, собственный велосипед.

Для велопрогулок с детьми не забудьте приобрести велошлем и защитное снаряжение, поскольку в прокатах может не оказаться нужного размера.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография


Конные прогулки прекрасно подойдут для активного отдыха с детьми. С помощью инструкторов прокатиться верхом сможет любой желающий, даже не обладая опытом верховой езды. Конный туризм стал очень популярным в последние годы, повсюду появляются конные клубы, где детям объясняют, как преодолеть страх и сесть на лошадь, как спешиться, обучают их держаться в седле и ухаживать за животными. К обучению допускаются дети с 6 лет, но оптимальным возрастом для верховой езды считается 10-12 лет.

Отдых на воде

Некоторые родители не останавливаются на этих видах активного отдыха и идут дальше, осваивая с детьми экстремальные виды туризма, например, рафтинг или дайвинг. Для сплава по горной реке с участием юных рафтеров выбирают, разумеется, спуски первого уровня сложности. Лавируя между валунами, дети приходят в неописуемый восторг, а чтобы путешествие не показалось утомительным, на остановках ребят развлекают интересными играми и конкурсами. Обратите внимание, что к спуску по реке допускаются дети от 10 лет, которые уже умеют плавать.

Познакомиться с секретами подводного царства смогут только те дети, которым уже исполнилось 8 лет. Прежде чем состоится встреча с красочными рыбками и удивительными кораллами, ребёнка обязательно инструктируют, после чего он пробует зайти в море и пытается дышать под водой. Продемонстрировав знание правил безопасности и дайверских знаков, юный ныряльщик получает торжественное право погрузиться под воду.

Сегодня внимание родителей все чаще переключается на активный отдых с детьми - ко всеобщему, надо заметить, удовольствию.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография


Планируя активный отдых с детьми, важно заранее продумать все детали. Немаловажное значение для комфортного путешествия имеет детская одежда, - она должна быть прочной и удобной. Специальную экипировку лучше подготовить заранее, подогнать снаряжение, проследить, чтобы все было впору. Усложнять маршруты желательно постепенно, следя за реакцией ребёнка, чтобы отпуск не превратился для него в непреодолимое препятствие и принёс только приятные эмоции. Для первого путешествия подойдут несложные пешие прогулки, далее в зависимости от интересов можно предложить что-то более насыщенное.

Не забудьте провести с чадом беседу, разъясняющую правила безопасности, и никогда не оставляйте ребенка без присмотра или вне пределов слышимости.

И заранее позаботьтесь об аптечке - это непременный спутник в поездке. Несмотря на то, что механизмы теплорегуляции детского организма работают лучше взрослого, пусть у вас с собой будет полный набор лекарств на всякий, как говорится, пожарный случай.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3 Физкультурный праздник

4 Дни здоровья, каникулы

4.1 Методика проведения дня здоровья, каникулы, в разных возрастных группах дошкольных учреждений

Заключение

Список использованных источников

Введение

«Береги здоровье смолоду» - это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить здоровыми, сильными, эмоциональными - задачи каждого дошкольного учреждения.

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие- смекалку, третьи- воображение и творчество, но объединяет их общее- воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника- это не просто воспоминание каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребёнка.

Сложившаяся социально- экономическая обстановка в стране изменила отношений к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и конечно же здоровья. В то же время отсутствие эмоционально- психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребёнка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступными двигательными умениям.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Физкультурный досуг нацелен не на оттачивании техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание.

1 Формы организации активного отдыха

Работа по физическому воспитанию с дошкольниками представляет собой комплекс оздоровительно- образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, добиться хорошего здоровья и физического развития детей; обеспечить овладение дошкольниками жизненно важными двигательными навыками и элементарными знаниями о физической культуре; создать условия для разностороннего развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Существуют разные формы организации физического воспитания и в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают:

Физкультурный досуг;

Физкультурные праздники;

Дни здоровья, каникулы.

Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности, сезона, природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи. О программе и времени проведения предстоящего мероприятия дети и родители извещаются заранее, с тем, чтобы они тоже могли активного включиться в их подготовку .

2 Физкультурный досуг в детском саду

Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.

Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на хорошо знакомом детям материале и проводится с несколькими группами, близкими по возрастному составу (старшие и подготовительные группы). Такое мероприятие можно организовать 1-2 раза в месяц, длительность по 30-50 минут.

При проведении досуга необходимо участие воспитателя. Он дает команды, подводит итоги, является судьей в соревнованиях. Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя детей играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением.

Физкультурные досуги могут быть различные по содержанию и организации.

2.1 Методика проведения физкультурного досуга в разных возрастных группах дошкольных учреждений

Первая младшая группа

Физкультурные развлечения проводятся 1-2 раза в месяц, как правило, во второй половине дня. Дети привлекаются к совместным действиям в подвижных играх, выполняют физические упражнения с предметами, эмоционально откликаются на яркие впечатления. Вместе со старшими детьми они принимают участия в народных праздниках, выполняют двигательные действия в играх с взрослыми. Необходимо при этом побуждать каждого ребёнка к проявлению своих возможностей. Важно, чтобы совместная деятельность способствовала удовлетворению потребностью ребёнка в движениях, доставляла ему радость, удовольствие.

Вторая младшая группа

Физкультурный досуг проводиться во второй половине дня 2-3 раза в месяц в течение 20 минут. Содержанием его являются физические упражнения, которые имеют форму игр, забав и развлечений. Задача воспитателя привлечь детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях. При подборе содержания досуга лучше использовать занимательный сюжет «Поездка в лес», «У нас в гостях», «Петрушка».

Основное время досуга должно быть заполнено движениями. Предусматривается в основном фронтальная работа с детьми, но при этом обеспечивается смена мышечной и эмоциональной нагрузки.

Средняя группа

Физкультурный досуг проводится 1-2 раза в месяц во второй половине дня. Длительность его 20-30 минут. В «каникулы», а также в летнее время досуги могут проводиться и в первой половине дня после завтрака. Важно приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, побуждая каждого ребёнка к проявлению своих возможностей. Физкультурный досуг является как бы итогом работы за прошедший месяц.

С особо одаренными в двигательном отношении детьми разучивается спортивный танец и используется на досугах, праздниках и утренниках. Спортивный танец представляет собой комплексное использование упражнений ритмической гимнастики, которые чередуются с простейшими элементами акробатики. Длительность 2 - 2,5 минут.

Старшая группа

В старшем возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности. Этому может способствовать привлечение к участию в подготовке физкультурного досуга: дети оформляют спортивную площадку, посыпают песком дорожки, прокладывают лыжню, строят снежную горку, вал, лабиринт, расчищают каток, изготавливают цветные льдинки.

Требование ко времени физкультурного досуга такие же, как и в средней группе, длительность – 30 минут.

Содержание физкультурного досуга будет зависеть от выбора тематики, поставленных задач и условий его проведения.

3 Физкультурный праздник

Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей.

Физкультурные праздники способствуют приобщению к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.

Во время физкультурных праздников все дети должны принимать активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально- ритмических движениях. Широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Так, у чрезмерно подвижных детей развивается умение доводить задание до конца, проявляя внимательность и добиваясь точности выполнения: малоподвижные дети учатся хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом участвуют в коллективных играх, проявляя такие качества, как быстрота реакции, ловкость и гибкость.

На физкультурные праздники приглашаются школьники – бывшие воспитанники дошкольного учреждения, родители, сестры, братья.

Праздники проводятся, начиная со средней группы, 2 – 3 раза в год и один на воде (в бассейне), длительность физкультурного праздника 1 – 1 час 20 минут. В мероприятиях могут участвовать и дети из соседнего дошкольного учреждения. Темы праздников могут быть самыми разнообразные: «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимняя карусель», «Зимушка – зима», «Праздник Нептуна» и так далее.

Физкультурные праздники могут быть организованы не только на участке дошкольного учреждения, но и в близлежащем парке, лесу, на стадионе. От места проведения во многом зависят тематика и организация. При планировании и подготовке праздника необходимо:

Обозначить задачи праздника, дату, время, место его проведения;

Подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;

Выделить ответственных за подготовку и проведение праздника (желательно участие заведующей, методиста, воспитателей групп, воспитателя по физической культуре, родителей, представителей микрорайона);

Определить количество участников каждой возрастной группы детского сада, а также приглашенных гостей;

Обозначить порядок подведения итогов конкурса и соревнований, поощрение участников праздника.

Успешность проведения физкультурного праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко спланирована его программа.

При любой форме организации физкультурного праздника для дошкольников необходимо помнить следующее:

Недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых. Особенно это касается праздников с элементами состояний, организуемых по инициативе спортивных организаций;

Недопустимо отбор участников – детей, дающих только лучшие результаты. Желательно, чтобы участвовали все дети;

При подготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию. Не следует увлекаться чрезмерным количеством повторов, тренировок, отдельных заданий – выступлений, особенно игр соревновательного характера;

Необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности (с учетом уровня развития двигательной активности и физической подготовленности детей).

Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.

3.1 Методика проведения физкультурных праздников в разных возрастных группах дошкольных учреждений

Вторая младшая группа

Физкультурный праздник чаще всего дети младшего возраста приглашаются к более старшим, однако он может устаиваться и для воспитанников 2- ой младшей группы.

Необходимо в начале года спланировать физкультурный праздник, наметить его тематику. Содержание физкультурного праздника во многом зависит от сезона года и конкретных условий, в которых проводится. В зимнее время необходимо использовать упражнения, характерные для зимних условий – катание на санках, игры на снегу, в летнее время возможно включение упражнений, требующих большого пространства – игры с бегом, прыжками, метанием, упражнения в равновесии в разных условиях.

Задачи физкультурного праздника - привлечь детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных действиях, обогатить их яркими впечатлениями, доставить радость от ощущения свободы и красоты движений в играх, забавах, танцах и хороводах.

Средняя группа

Физкультурный праздник, как правило, воспитанники средних групп привлекаются к участию в праздниках, организуемых для старших дошкольников.

Однако не меньше 2 раз в год – зимой и летом – организуются для этих детей самостоятельные физкультурные праздники. Длятся они в пределах 50 минут.

В программе праздника планируются знакомые веселые игры и упражнения (аттракционы, хороводы), в которых принимают участия вся группа, а также танцевальные выступления детей и выступления – экспромты (бег вдвоем в одном обруче, прыжки через снежный вал). Созданию хорошего праздничного настроения включение в содержание праздника «сюрпризного» момента – неожиданное появление Зимы, Снегурочки, Красной Шапочки. Важно создать на празднике общее радостное настроение, вызвать у детей желание участвовать в будущих праздниках.

Старшая группа

Физкультурный праздник проводится 2 – 3 раза в год. Длительность составляет 60 минут. Целью праздника в старшем дошкольном возрасте является активное участие всего коллектива группы, посредствам чего выявляются двигательная подготовленность детей, умения проявить физические качества в необходимых условиях.

В программу праздника включаются физические упражнения, игры с элементами спорта, подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты, а также занимательные викторины и загадки. На праздниках к детям приглашаются школьники, спортсмены, активными его участниками являются родители.

Содержание праздника разнообразят спортивные танцы детей. Спортивный танец разучивается с группой детей, проявивших себя в гимнастике и акробатике. Продолжительность его 3 минуты. Основное содержание составляют упражнения комплекса ритмической гимнастики и элементов акробатики. Танец усложняется в этой группе выступлением наиболее одаренных детей в виде соло, дуэта, трио на фоне танцевальных действий остальных участников танца.

Проведение праздников возможно в разные сезоны года. С учетом этого они могут проводить в разнообразных природных условиях местности (в парке, в лесу, на лугу, берегу реки). Своеобразно содержание физкультурного праздника на воде – в бассейне, на берегу реки. В ходе его дети показывают свои умения в выполнении подготовленных к плаванию упражнений (скольжение), плавание с поддерживающими предметами и без них. При этом широко включаются разнообразные игры, аттракционы в воде и у воды.

4 Дни здоровья, каникулы

Дни здоровья и каникулы призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомления. В эти дни отменяются все учебные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной активностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на открытом воздухе по возможности удлиняется. В теплое время года - вся жизнь детей переносится на открытый воздух.

День здоровья начинается утренним приемом детей, который может проходить в занимательной, шуточной форме. Детям и родителям предлагают выполнить, различные веселые, задания, прежде чем они попадут в группу: это может быть «полоса препятствий», загадывание загадок о спорте и так далее.

Во второй половине дня может быть проведен физкультурный праздник или физкультурный досуг.

4.1 Методика проведения дня здоровья, каникул в разных возрастных группах дошкольных учреждений

Вторая младшая группа

День здоровья проводится не реже одного раза в квартал. Воспитательная работа в этот день направлена на создание условий активного отдыха детей, в связи с чем отменяются все занятия. В теплое время года желательно, чтобы дети максимально находились на открытом воздухе, в течении дня, в холодное время года – пребывание детей на воздухе по возможности увеличивается.

Средняя группа

День здоровья – день отдыха, развлечений и игр. Проводится один раз в квартал.

В этот день отменяются все учебные занятия, включая и физкультурные. Содержание Дня здоровья составляют подвижные игры, спортивные упражнения, прогулки за пределы участка детского сада, физкультурные досуги.

Старшая группа

День здоровья проводиться один раз в квартал. Содержанием его являются подвижные игры, спортивные упражнения и игры, спортивные развлечения, игры – эстафеты, пешеходные и лыжные прогулки, простейший туризм. Очень важно развить у детей интерес к организации по собственному желанию подвижных игр и простейших соревнований со своими сверстниками.

Каникулы

Проводятся в течение первой недели января и последней недели марта.

Заключение

Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку к себе и деятельности товарищей.

Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально – психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.

При проведении спортивных праздников досугов и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект: отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры, подгоняя их такими словами, как «быстрее, скорее, поторопись» или «живее, не туда, выше», так как дети без суеты, спокойно и уверенно выполняют задания.

Практика работы убеждает, что для результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная система подготовки воспитателей, тесный контакт с медицинским персоналом и семьёй.

Родители проявляют большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дня дошкольного учреждения ежедневно предусматривалась двигательная активность детей. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое общение детей и родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность: осуждение успехов спортивной жизни страны, просмотр телепередач, спортивные совместные праздники, досуг, развлечения, соревнования и аттракционы в дошкольных учреждениях и на договорных площадках.

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, уклада жизни семьи. Поэтому педагогам дошкольных учреждений необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды, вовлекать родителей в активный воспитательно – образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях, с учетом индивидуальности ребенка, с использованием разнообразных играх и упражнений, у детей развиваются определенные положительные склонности и интерес.

Список используемых источников

1. Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения. – М.: АРКТИ, 2000. С. 3 -4

2. Копухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 198 – 199

3. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 12 с

4. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольников. – Мн.: Ураджай, 2000. 275 с

5. Шебеко В.Н., Овсянкин В.А., Карманова Л.В. Физкульт- ура! – Мн.: «Просвещение», 1997. 125 с

6. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду.- М.: АРКТИ, 2000. 90 с

7. Шумилова В.А. Спортивно – развлекательные праздники в детском саду. – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2002. 70 с

8. Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. М.: 1973. 196с

9. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Организация и проведение физкультурных праздников в детском дошкольном учреждении. – М.: Издательский центр «Академия», 1987. 197 с

10. Мащенко М. В., Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? – Мн.: НМ Центр, 1998. 136 с

Лучшие статьи по теме