Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Зодиакальный гороскоп
  • Проект в старшей группе «Такой разный транспорт. Различные виды транспорта для детей: список, описание и особенности Проект на тему транспорт 7 лет

Проект в старшей группе «Такой разный транспорт. Различные виды транспорта для детей: список, описание и особенности Проект на тему транспорт 7 лет

Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Предусматривает систему работы с родителями по данному вопросу. Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирование социально адаптированной личности ребенка, задаваемое государственным стандартом, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями.

Особую тревогу вызывает слабая подготовленность детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе.

Проблема: отсутствие системы работы по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге.

Создание проекта по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге позволит достичь конкретных результатов за короткий период. Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей и педагогов.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный с элементами творчества.

Участники: дети, педагоги, родители.

Масштаб проекта: кратковременный (с 18.12.2013г. по 24.12.2013г.)

Вид проекта: групповой (средняя группа)

Основание для разработки:

Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок.

Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.

Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности.

Проблема:

Отсутствие системы работы по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге.

Актуальность:

Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Программа Н.Н.Авдеевой и Р.Б.Стеркиной «Безопасность» направлена на формирование системы знаний о безопасном поведении дома и на улице. Но в ней отсутствует система по отработке практических навыков безопасного поведения на дороге. Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями, но не всегда родители знают, как и какие знания необходимо дать детям и не уделяют этому время.

Цель:

Формирование практических навыков безопасного поведения на дорогах у всех участников педагогического процесса.

Задачи.

Образовательные области :

Познание:

1. Познакомить детей с дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными).

2. Продолжать закреплять и дополнять представления о некоторых правилах дорожного движения

3. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

4. Обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях.

Социализация:

1. Развивать игровую деятельность детей.

2. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

Безопасность

1. Передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

2. Формировать навыки безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность.

Коммуникация

1. Развивать свободное общение взрослых и детей.

Художественная литература

1. Продолжать развивать интерес детей к художественной и познаватель­ной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы, загадки.
2. Способствовать формированию эмоционального отношения к литера­турным произведениям.

Художественное творчество

1. Развивать продуктивную деятельность детей (рисование, лепку, аппликацию).

2. Развивать детское творчество.

Формы и методы работы:

Тематические занятия, б еседы, целевые прогулки, просмотр мультфильмов,

ситуации, заучивание стихов, настольные игры, наблюдения, чтение художественных произведений, ролевые, дидактические игры, рассматривание иллюстраций.

Работа с родителями:

1. Анкетирование родителей.

2. Памятка для родителей «Азбука дорожной безопасности».

3. Оформить родительский уголок по теме.

Цель для родителей:

Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах

Задачи для родителей:

Содействовать расширению представлений ребенка о транспорте, о правилах дорожного движения и культуре поведения на дороге.

Этапы реализации задач:

Организационный:

- подбор материала, изготовление игр;

Подбор и анализ литературы;

Разработка плана реализации проекта.

Деятельный:

- диагностика – уточнение представлений детей о правилах безопасности, т. е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает педагогу определить знания детей, уровень их возможностей;

- работа по перспективному планированию;

- практическая реализация – расширение первоначальных детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о правилах безопасности через занятия, беседы с детьми, заучивание рифмованных правил стихов, через чтение художественной литературы, игры-драматизации, наблюдения, экскурсии, посещение комнаты движения, создание и обыгрывание ситуаций на дороге, совместное изготовление макетов.

Заключительный:

- результаты практической деятельности – выставки детских рисунков, овладение навыками безопасного поведения на улице (правилами пешехода, знание дорожных знаков), изготовление макета для самостоятельных игр.

Ожидаемый результат:

Уточнение и дополнение о правилах дорожного движения и культуре поведения на дороге.

Закреплять представления о проезжей части, о переходе, дорожных знаках.

Иметь представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

Полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров и культуре поведения в транспорте.

Закрепить знания о видах транспорта.

Иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.

Перспективно-тематическое планирование проекта "Безопасный транспорт"

для детей среднего дошкольного возраста

Вид деятельности

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Физическая культура

Художественное творчество

Познание

Социализация

Здоровье

Коммуникация

Игровые упражнения: «Азбука пешехода», «Внимание! Дорога», «Учись быть пешеходом» «Красный, жёлтый, зелёный «Кто больше знает и назовёт дорожных знаков», «Пешеходы и водители»

«Угадай вид транспорта»;

«Водитель и пассажиры»;

Дидактические игры: «На воде, в воздухе, на земле» «Сложи картинку»; «Угадай вид транспорта»; «Как избежать неприятн-й» «Кто чем управляет» «Найди такой же знак»

«Автобус»

«Бизнес такси» (настольная игра)

«На чем я путешествую»

«Узнай по описанию

дорожный знак».

Сюжетно-ролевые игры: «Водители и пешеходы», «Волшебный светофор» «Автобус», «ГАИ», «Транспорт».

«Мы шоферы»

Театрализация:

«Нарушитель и инспектор ГАИ»

Памятка «Как обучить ребёнка правилам поведения на улице».

Консультация «Родителям о правилах дорожного движения».

Памятка родителям «Ребёнок переходит улицу».

Двигательная

Физическая культура

Здоровье

Социализация

«Автомобилисты»

П/игра: «Кто быстрее доедет

П/игра: «Как избежать неприятностей».

П/игра «Трамвай»

Дыхательная гимнастика «Поезд».

Физ. минутки: «Ракета»; «Машинист”; «Автобус»

Комплекс утренней гимнастики

Зрительная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Познавательно-исследовательская

Познание

Коммуникация

Безопасность

Наблюдения, экскурсии.

Дидактические игры
Знакомство с устройством проезжей части, опасные участки на пешеходной части улицы,

Загадывание загадок по теме проекта.
Разрешение проблемных ситуаций,

Дидактические игры («Дорожные знаки», «Угадай знак», «Цвета светофора»)

Настольно-печатные игры «Такси»

Отличие знаков по форме, размеру и цвету.

Трудовая

Конструирование

Очистка дороги от снега

Постройка из песка, снега

Изготовление светофора, макеты дорожных знаков.

Коммуникативная

Коммуникация

Здоровье

Беседы:

«Что вы знаете о правилах

безопасности?»

«На чём люди ездят»

«Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»;

«Как надо вести себя в общественном транспорте?

«Пассажирский транспорт»

«Труд водителей»;

«Зачем нужны дорожные знаки?»

«Как избежать опасных ситуаций?»

Просмотр мультфильма «Зай и Чик»

Работа в книжном уголке:

Рассматривание иллюстраций: «Виды транспорта», «Профессиональный транспорт», «Дорожные знаки» «Улица города»,

«Дорожные знаки».

рассматривание иллюстраций по ПДД,

Пополнение «словаря дорожной грамотности».

«Внимание! Переходим через улицу».

«Знаки запрещающие, предупреждающие, разрешающие»,

«Какие правила следует соблюдать при переходе дороги»,

«Какие дорожные знаки вы знаете? Для кого предназначены дорожные знаки?»,

«Что обозначают сигналы светофора».

Музыкальная

«Веселый автобус»

«Светофор»

Восприятие художественной литературы

Чтение художественной литературы

Светофор» (Житков Е.)

«Школа пешехода» (Кривич

«Автомобиль» (Носов Н.)

«Светофор» (Кожевников В.

«Пассажир» (Дорохов А)

«Дядя Степа – милиционер. Моя улица. Велосипедист»;

(Михалков С.)

«Бездельник светофор»

(Михалкова С.)

«Для чего нам светофор» (О. Тарутин)

Загадывание загадок, чтение стихов о транспорте, дорожных знаках.

Продуктивная

Художественное творчество

Выставка детских рисунков «Улица города»; «Дорожные знаки», «Транспорт на улицах города», «Придумай свой дорожный знак».

аппликация

«Светофор»

лепка «Транспорт»; «Моя улица», «Пассажирский транспорт»

создание макета «Наша улица».

Ежедневное планирование НОД по теме проекта «Безопасный транспорт»

Непосредственно-

образовательная
деятельность

Совместная деятельность

воспитателя с детьми.

Самостоятельная

деятельность детей.

Тема: «Транспорт.»

«Виды транспорта»

Цель: уточнениепредставлений детей о правилах безопасности, т. е. их личный опыт, на который можно опереться.

ИЗО-Рисование: «Транспорт наулицах города».

Цель: развитие мышления и мелкой моторики. Дать представление классификации видов транспорта.

Задачи: обогащение и активизация словаря, формирование навыка сравнения двух предметов, составление простого распространенного предложения.

Музыка: «Веселый автобус»

Цель:

Задачи:

Целевая прогулка: наблюдение за транспортом. Беседа «На чём люди ездят?»; «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»; «Какие виды транспорта им знакомы»

1. Беседа «Что видели на прогулке?», «Чем отличается один транспорт от другого?»

2. Работа по картинкам (картотека). Рассказ о видах транспорта (воздушный, сухопутный, морской и т.д)

Физ. минутка «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

На носки поднимись, а потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре - вот летит ракета ввысь.

3. Нарисовать любой вид транспорта.

2. Прослушивание песни. Беседа «О чем поется в песне», «Какие чувства вызывает эта песня»

3. Распевка.

Рассматривание иллюстраций.

С/ролевая игра «Транспорт».

Рисование «Разные машины едут по улице»

Тема: «Транспорт»

«Знакомство с транспортом»

ВХЛ: «Автомобиль»

(Носов Н.)

Цель: формирование интереса и потребности в чтении

(восприятии книг.

Задачи: развивать литературную речь, пополнение словарного запаса

(капот, бампер, шофер).


Физическая культура: «Автомобилисты» (с колечками диаметром 15-20см)

Цель:

положительного настроения от занятия физкультурой, уточнить представление детей о транспорте.

Задачи : развитие скорости, развивать чувство равновесия, координацию движений, ловкость

Оборудование: кегли, узкие дорожки, рули и кольца по кол-ву детей.

1. Беседа: «На чём люди ездят». Знакомство с писателем Носовым Н.

2. Чтение рассказа. Беседа-Почему Коля и Миша сели на капот машины? Что такое капот? Как надо вести себя? Почему мальчики испугались милиционера? К какому виду транспорта относится автомобиль? Работа над смыслом.

Физ. минутка "Машинист

Умело он ведёт машину

Ведь за рулём не первый год! Слегка шуршат тугие шины, Он нас по городу везёт.

Загадывание загадок о транспорте(картотека)

3. Дид.игра: «Угадай вид транспорта» (работа по картинкам).

1. Разминка.

Перестроение (из колонны по одному, в колонну по три в движении)

2. Ходьба с остановкой на зрительный сигнал (кегли красного, желтого, зеленого цвета). Бег со средней скоростью(40-60м) в чередовании с ходьбой (Задача: с одной стороны зала пробежать по узкой извилистой дорожке).

Индивидуальная работа с детьми, плохо освоившими материал на закрепление основных видов движения.

3.П/игра: «Кто быстрее доедет»

Рассматривание иллюстраций.

С/ ролевая игра «Мы едем, едем, едем…».

Рисование «Машины в будущем».

С/ролевая игра «Гонки

Настольная игра «Такси»

Тема: «Транспорт»

«В городском транспорте»

ПИД-познание социального мира- С/р игра «Автобус».

Цель: Упражнять детей в выполнении игровых действий, имитирующих бытовой процесс, воспитывать добрые чувства, обогащение, активизация словаря

Задача: пополнение словарного запаса

(кондуктор, неплательщик, инспектор ГАИ, пассажир, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор.)

Физическая культура: «Как избежать неприятностей»

Цель: укрепление здоровья детей, создание положительного настроения от занятия физкультурой, уточнить представление детей о транспорте.

Задачи: формирование правильной осанки; обучение бросанию мяча об пол и ловля его руками, закрепление навыков ходьбы по гимнастической скамейке с дополнительным заданием для рук; повторение навыков подлезания под дугу, не касаясь руками пола; развивать чувство равновесия, координацию движений, ловкость

Оборудование : рули или кольца по количеству детей, 2 скамейки, 2 дуги, мячи большого диаметра (20-25см), 4 кегли разного цвета.


ИЗО-лепка-

«Пассажирский транспорт»

Цель: развитие мелкой моторики, внимания, глазомера.

Оборудование: картон цветной, карандаш, трафарет, точилка, пластилин.

1 .Беседа«Какой вид транспорта?», «Как надо вести себя в общественном транспорте?»

Распределение ролей: водитель, пассажир, кондуктор, нарушитель, инспектор ГАИ, старушка)

2. Моделирование ситуации «Неплательщик». Моделирование ситуации «Помоги старушке».

Физ. минутка «Автобус»

Вот на шинах из резины подкатился странный дом.

Он гремит, дыхнёт бензином - Как конь огненный - огнём

Остановка опустела - Все у домика внутри. Ух теперь ещё полдела - По домам всех развести.

Дид. игра «На воде, в воздухе, на земле»

Индивидуальная работа с детьми, плохо освоившими материал.

1. Разминка.

Построение в шеренгу и равнение по линии с поворотом в колонну друг за другом.

Ходьба в колонне по кругу, взявшись за руки со сменой направлений по сигналу.

Бег, по кругу взявшись за руки, со сменой направлений по сигналу.

(Тише, тише не спешите

Поезд свой остановите)

2 . ОРУ с рулем или кольцом (- Что держит в руках водитель? Да, руль. Вот и мы рули возьмем и гимнастику начнем.) Дети стоят в кругу.

1. «Руль вверх». Ноги слегка расставлены, руль держать в обеих руках, внизу. Поднять руль вверх – посмотреть, затем опустить. (4-6 раз).

2 . «Наклонись». Ноги на ширине плеч, руль у груди. Поднять руль вверх; легкие наклоны вправо, влево, опустить руль. (по 3- 4 раза).

3. «Достань ножки». Сидя, ноги прямые, руль прижат к груди. Наклон к ножкам, затем вернуться в и.п. (4-6 раз).

4. «Повернись». Стоя на коленях, руль в выпрямленных руках. Повороты вправо-влево. Затем отдых, сесть на пятки, руль опустить. (по 3- 4раза).

5. Прыжки на двух ногах с рулем в руках, на каждый прыжок менять положение рук: вверх-вниз. (2 раза в чередовании с ходьбой).

Дыхат-я гимнастика « Поезд» Ходьба по залу с попеременными движениями руками и произнесением «чух-чух-чух», останавливаются.(1мин)

Индивидуальная работа с детьми, плохо освоившими материал на закрепление основных видов движений, данных на прошедшем физ. занятии;

3 . П/игра: «Как избежать неприятностей»

1 .Сюрпризный момент:

в гости пришел одинокий Автобус, надо найти ему друзей. Беседа

2. По трафарету обрисовать транспорт и по форме обклеить пластилином.

Пальчиковая гимнастика .

3. Автобус благодарит детей и прощается. Выставка работ.

Рассматривание иллюстраций.

С/ролевая игра
«Автобус».

Рисование «Моя любимая машина на которой я хотел(а) бы покататься».

Конструирование «Город из песка»

Настольная игра «Такси»

П/игра «Трамвай»

Цель : учить детей следовать правилам игры.

Задачи: развивать способность ориентироваться в пространстве, быстроту реакции на звуковой сигнал.

1. Считалочка.

2. Объяснение правила игры: дети встают вдоль стены парами в одну колонну и держатся за руки. Воспитатель отходит от детей и берет в руки три флажка красного, зеленого и желтого цветов. Воспитатель поднимает зеленый флаг и «трамвай» едет. Дети бегут и наблюдают за флажками у воспитателя. Как только зеленый флажок опускается, а вместо него поднимается желтый или красный «трамвай» останавливается и ждет сиг-нал к новому движению.

3. Игру повторяют 2 раза.

Тема:

«Дорожные знаки»

«Светофор и его сигналы»;

Коммуникация: Развитие речи - «Зачем нужны дорожные знаки»

Задачи : познакомить детей с дорожными знаками.

Учить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.


Музыка: «Светофор»

Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи: приобщать к музыкальному искусству, развивать певческие умения.

Рисование: «Придумай свой дорожный знак для группы ».

Цель: развивать воображение, фантазию, воспитывать творческую самостоятельность, умение воплотить в рисунке свой замысел.

1. Беседа «Какие дорожные знаки вы знаете? Для кого предназначены дорожные знаки?», «Что обозначают сигналы светофора», «Зачем нужны дорожные знаки».

2. Знакомство детей с дорожными знаками, используя картотеку. Показать схожие картинки с разными цветами и объяснить их назначение.

Физ. минутка «Светофор»

Зрительная гимнастика.

Беседа «Схожесть и различие дорожных знаков»

Показать детям, что знаки различают не только изображением, но и размером, формой, цветом.

Классификация знаков:

Разрешающие (указательные знаки - бывают квадратными или прямоугольными, но обязательно синего цвета. Они указывают на места стоянки автомобилей, на наличие пешеходного перехода или на остановку общественного транспорта.

Предупреждающие знаки – это треугольники белого цвета с красной каёмкой. Они предупреждают водителей, на что обратить внимание на этом участке дороги: на дорожные работы или близость школы или детского сада.

Запрещающие знаки – самые строгие среди дорожных знаков. Они вводят разные запреты и ограничения. У них круглая форма и бросающийся в глаза красный фон или красная кайма.

Знаки сервиса - указывают участникам движения расположение таких нужных объектов, как пункт медицинской помощи, пункт питания, автозаправочная станция или пост дорожно- патрульной службы.

3. Закрепляем знания.

1. Чтение стихов «Светофор»

Беседа. «Что обозначают сигналы светофора», «Познакомить с различными видами светофоров» (Светофоры с кнопками, которые включают сами пешеходы, устанавливают в тех местах, где движение транспорта очень оживлённое, и пешеходов, переходящих улицу, бывает мало.

Светофор со звуковым сигналом для людей с нарушением зрения.)

2. Прослушивание песни. Бесе-да «О чем поется в песне», «Какие чувства вызывает эта песня»

3. Распевка.


1. Беседа: «Как можно избежать опасных ситуаций», «Зачем нужны дорожные знаки», «Какие правила существуют в группе» (что запрещено, разрешено), «Какие дорожные знаки можно установить в группе?», «Как можно их изобразить?»

2. Разрешенные знаки обводим в синий цвет, а запрещенные - красным.

Физ. минутка «Дорожный знак»

Пальчиковая гимнастика.

Зрительная гимнастика.

3. Завершение работы и выставка.

«Пешеход и водитель»

Театрализация «Нарушитель и инспектор ГАИ»

Раскрашивание раскрасок на тему: «Правила дорожного движения».

Рассматривание иллюстраций о дорожных знаках.

Тема: «Безопасность на улице»

«Улица города, игры во дворе»

ВХЛ:

Просмотр мультфильма «Зай и Чик»

Цель: формирование интереса и потребности в восприятии, развитие художественного восприятия

Задачи: дать представление о целостной картине, развивать литературную речь, наглядно показать о значимости правил ДД.


Конструирование:

создание макета «Наша улица».

Цель: закрепить полученные знания, создание условий развивающей среды, учить работать по пооперационному плану, учить определять количество дета-лей, материала необходимого для изготовления изделия, вырабатывать умения оречевлять свои действия, отвечая на вопросы воспитателя.

1. Загадки.

Беседа «Безопасное поведение на улице», «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать».

2. Просмотр мультфильма.

Физ. минутка

Зрительная гимнастика.

3. Беседа по содержанию мультфильма «Почему нельзя играть на тротуаре?», «Где можно играть?», «Игры во дворе».

1. Чтение «Моя улица» (Михалков С.) Беседа «Какие правила следует соблюдать при переходе дороги», «Внимание! Переходим через улицу», «Знаки запрещающие, предупреждающие, разрешающие», «Ты живешь в городе или в деревне?»

2. Показ макета (Что такое макет?) Составляем план работы: на фанерной доске отмечаем размещение дорог, парков, домов и т. д.

Из коробок делаем здания, дома (обклеиваем бумагой и наклеиваем из цветной бумаги окна, двери)

Физ. минутка.

Пальчиковая гимнастика

Ветки деревьев клеим пластилином к доске. Солому окрашиваем гуашью.

3. Дети сами оформляют (ставят дома, общественные здания, озеленяют ее, расставляют светофоры и знаки).

Рассматривание иллюстраций: «Улица города».

С/ролевая игра «Правила дорожного движения».

«Пешеход и водитель»

Итоги проекта:

1. Дети познакомились со значениями слов: автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор…

2. Закрепили у детей представление о различных видах транспорта, о дорожных знаках, о движении транспорта.

3. Изготовили макеты дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

4. Активизировали знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.

5. Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.

Приложение:

Советы родителям дошкольников:

* Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.

* Закрепляйте знания, полученные ранее, чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним.

* Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, во дворе, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком то, что увидели.

* Почитайте ему подходящее художественное произведение и обязательно побеседуйте о том, что прочитали.

* Закрепите правила поведения на улице и в транспорте:

Ходить по тротуару следует с правой стороны;

Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться, предварительно снова посмотрев в обе стороны;

Переходить дорогу полагается только шагом;

Необходимо подчиняться сигналу светофора;

В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручень), чтобы не упасть;

Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки;

Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит;

Играть можно только во дворе.

Плакаты:

Кто знает правила,

Для тех они не ребус:

Вагон трамвая – впереди

На остановке обходи,

По переходу обходи

Автобус и троллейбус.

В жизни, в пути не однажды

Знак тебе встретится каждый.

Требуют знаки дорожные:

Будьте всегда осторожными!

Как бы ни был труден путь,

Ты в дороге вежлив будь.

Место старшим или старым

Уступить не позабудь.

Полезно знать для пешеходов

Обозначенье переходов.

Чтоб выбрать верный и прямой

Путь к школе, скверу и домой!

Где поворачивает транспорт,

Быть невнимательным опасно!

Не просто так сигнал мигает,

Он пешеходам помогает.

Проект проводится в рамках тематической недели «Транспорт»

Актуальность проекта:

Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Для повышения познавательного интереса ребенка важно показать, что окружающий его мир не всегда был таким, он все время меняется. Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая деятельность в условиях окружающей жизни. Реализуя данный проект ребенок сам постарается получить знания о прошлом машин и получит знания о современных требованиях к машинам настоящего времени и будущего. Постарается в игровой деятельности воплотить свои проекты транспорта.

Дети старшей группы «Ромашка».

Воспитатели

Родители.

Тип проекта: краткосрочный, творческий.

Цель проекта: Расширить и систематизировать знания детей о транспорте и создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей по ознакомлению с видами транспорта.

Задачи:

Обучающие:

Раскрыть значение транспорта для людей.

Закрепить правила поведения в общественном

транспорте.

Расширить представления детей об истории транспорта.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей,

обогащая представления о транспорте.

Развивать психические процессы (восприятие, мышление, речь, воображение)

Развивать коммуникативные умения и навыки.

Развивать лексико-грамматические представления, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в коллективе детей, умение дискутировать, уважать мнение друг друга. Уважительно относиться к продуктам деятельности.

Задачи по работе с родителями:

Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Этапы проекта:

    Подготовительный.

Постановка цели и задач, приемов,

Предварительная работа с детьми и родителями,

Выбор и подготовка оборудования и материалов.

    Поисково-познавательный

Поиск ответов на поставленные задачи, вопросы разными способами.

    Обобщающий (заключительный).

Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний.

Оформление книги о транспорте

Выставка работ из конструктора «Мы поедем, поплывем, полетим».

    Презентационный

Ресурсы:

Информационные: демонстрационный материал, книги, интернет ресурсы, телевидение, игры, подборка стихов о транспорте.

Интеллектуальные: знания детей, родителей и педагогов, загадки о транспорте.

Кадровые: рассказы о профессиях, связанных с работой на транспорте.

Материально-технические: фотоаппарат, компьютер, иллюстрации, книги.

План реализации проекта:

Деятельность педагога: подводит к теме, принимает участие в распределении обязанностей, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта.

Деятельность детей: анализируют, сравнивают, выбирают, изучают, формулируют, рисуют, создают, контролируют, выполняют, оформляют, участвуют в оценке проекта.

Деятельность родителей: беседы с детьми, рассказы о способах передвижения человека, прогулки по улицам нашего города с познавательной целью, помощь в создании выставки транспорта, альбомов «Транспорт».

I этап- подготовительный

Цель: Формирование мотива к предстоящей деятельности, постановка цели, задач, подбор необходимого материала по теме проекта. Подбор методической и детской литературы. Сбор информации о различных видах транспорта, информации истории его происхождения. Подбор фотоматериалов, иллюстраций, стихов, загадок, пальчиковых игр. Изготовление атрибутов, пособий.

Подбор методической и художественной литературы:

Н.Носов «Автомобиль», В. Берестов «Про машину»,

С. Фангинштейн «Наша улица». С. Михалков «Должен помнить пешеход: перекресток-переход. В.В. Маяковский "Это книжечка моя про моря и про маяк”, "Кем быть?”; В. Орлов "Электричка”; С.В. Сахарнов "Самый лучший пароход”; Е. Тараховская "Метро”; Э. Успенский "Троллейбус”; Д. Хармс "Кораблик”; Карл Арон "Человек поднялся в небо”; Карл Арон «Едем, плаваем, летаем»

Подбор дидактических игр:

- «Собери знак».

- «Мы летим, плывем, едем».

- «Чего не хватает».

- «Назови вид транспорта».

- «Подбери запасную часть».

- «Кому, что нужно».

Подбор сюжетно-ролевых игр:

- «Путешествие»

- «Пожарные»

Режиссерские игры с модельными машинками с использованием макета улиц.

Подбор подвижных игр:

- «Самолеты».

- «Гонки».

- «Водители».

- «Красный, желтый, зеленый».

- «Грузовики и легковушки».

- «Опоздавший пассажир».

Подбор настольно-печатных игр:

- «Чего не хватает».

- «Виды транспорт».

- «Ралли».

- «Большие гонки».

Выбор объектов для целевых прогулок:

Остановка Почта, перекресток.

Транспортная стоянка во дворе.

Автостоянка пожарной части

Н О Д:

Развитие речи. «Транспорт». (лексика-грамматика).

Социальное развитие. «Транспорт и его развитие».

Чтение художественной литературы Н. Носов «Автомобиль».

ХЭР. Аппликация «Трамвай», лепка «Грузовая и легковая машины»,

Конструирование «Мы поедем, поплывем, полетим».

Определение тематики проблемных вопросов и ситуаций:

- Если бы на свете не было машин?

Зачем нужны дорожные знаки?

Что бы ты придумал, если был бы знаменитым конструктором?

Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта:

Подборка материала к оформлению альбомов по теме «Транспорт»,

Составление творческих рассказов о транспорте.

Подборка стихов, загадок о транспорте.

Помощь в организации целевых прогулок.

II этап- основной, практический .

Цель: Обогащение и закрепление у детей представлений о транспорте.

Задачи: Уточнение и активизация словаря по теме «Транспорт», Уточнение понятия видов транспорта и его назначения. Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности. Вовлечение родителей в активное сотрудничество Познавательно-продуктивно-речевое развитие.

В течение всего проекта происходит интеграция образовательных областей.

дата

Образовательная деятельность с детьми

Образовательная деятельность с родителями

Беседы:

    «Какой бывает транспорт и зачем он нужен?»

НОД

    «Путешествие в прошлое автомобиля».

П/и

    «Займи место в автобусе»

Д/и

    «Собери знак», «Назови вид транспорта».

Наблюдение

    за проезжающими машинами. (грузовые, легковые).

Игры-имитации

    «Подъемный кран».

дыхательная гимнастика

    «Колесо спустило».

    «Машина»

ХЭР .

Аппликация «Трамвай».

Привлечь родителей к совместному составлению творческих рассказов

«Путешествие к бабушке».

«Как мы летели в отпуск».

«Как я отдыхал на море».

Беседа

    «На чем передвигались наши предки».

Чтение художественной литературы

Н. Носов «Автомобиль».

Беседа о прочитанном.

Д/и

    «Выложи из палочек и посчитай»,

    «Чего не хватает?»,

    «Построй машину из «Пифагора»

НОД

«Развитие транспорта»

Целевые прогулки:

К автостоянке во дворе.

Экскурсия на перекресток, остановка Почта.

Наблюдение за светофором.

П/и

    «Красный, желтый, зеленый»,

    «Провези машину, не выронив груз»,

    «Затейники».

С/р игра

    «Путешествие на транспорте»

Привлечь к созданию и оформлению выставки «Мы поедем, поплывем, полетим».

Беседа о прошлом воздушного транспорта. Познакомить с воздушным шаром.

Пальчиковые игры о транспорте.

Д/и

    «Летает, плывет, едет»,

    «Назови одним словом»

    «Подбери запасную часть».

ХЭР

Рисование. «На большом воздушном шаре»

П/и

    «Самолеты».

    «Грузовики и легковушки».

Решение проблемных вопросов:

«Если бы на свете не было машин?»,

ТРИЗ

«Транспорт - это хорошо или плохо?»

Д/и

    «На что похожа буква?»,

    «Летает – не летает»

Проблемные вопросы:

«Зачем нужны дорожные знаки?»

НОД

    «Самолет» (Интегрированное)

Целевая прогулка в ПЧ-33 :

    «Гараж спецмашин»

Создание альбома-книги о транспорте .

Создать условий для рисования

    «Служебный транспорт».

Чтение художественной литературы:

    В. Берестов «Про машину»

Привлечь родителей к подборке стихов о транспорте.

Сделать подборку загадок о машинах разного назначения.

Привлечение родителей к оказанию помощи в организации целевых прогулок.

Проблемные ситуации:

    Что бы ты придумал, если был бы знаменитым конструктором?

Конструирование различного транспорта из конструктора ЛЕГО

Организация выставки

    «Мы поедем, поплывем, полетим».

Д/и

    «Назови вид транспорта».

    «Подбери запасную часть».

    «Кому, что нужно».

Беседа-рассуждение

    «Транспорт – друг или враг?»

Игровые упражнения по теме «Транспорт»

П/и

    «Красный, желтый, зеленый».

Рассматривание книги

    «Едем, плаваем, летаем».

Беседа о правилах поведения в транспорте.

Вечер загадок

Пригласить родителей на выставку, организованную в группе «Мы поедем, поплывем, полетим».

III этап- заключительный.

Цель: Обобщение знаний и представлений детей о различных видах транспорта, его классификации и назначении.

Продукты проекта:

    Оформление альбома с разными видами транспорта.

    Составление связных рассказов.

    Изготовление поделок: «Трамвайчики».

    Коллективная работа «Мы поедем, поплывем, полетим». (конструирование) Организация выставки.

Прогнозируемые результаты:

Дети научатся различать и называть виды транспорта.

Рассказывать об отдельных видах транспорта, составлять рассказы с опорой на предметные картинки и схемы.

Научатся классифицировать наземный, водный, воздушный транспорт.

Дети будут иметь представление о разнообразии одного вида транспорта, получат знания об эволюции транспорта.

На основе проблемных ситуаций и вопросов будут иметь возможность проявить свое воображение, творчество, с опорой на полученные знания.

Родители активно примут участие в педагогическом процессе и повысят свою компетенцию по данной теме.

Перспектива дальнейшего развития: На основе полученных знаний в дальнейшем расширить представления

- о транспорте специального назначения (снегоуборочные, комбайн, поливальная машина, трактор, пожарная, полицейская),

- расширить и внедрить в активный словарь названия профессий, связанных с работой на спецтранспорте.

- Изучить более подробно подводный транспорт. (желание детей)

Используемая литература:

    Арон К.Д., Сахарнов С.В. Едем, плаваем, летаем. М.: «Детская литература», 1993

    Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001

    Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. – СПб.: «Речь», 2013

    Коломийченко Л.В.,Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию. – М.: ТЦ «Сфера», 2015

    Лобанова В.А. Учебное проектирование ДОО. Конспекты совместных практических занятий: методическое пособие для педагогов ДОО. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015

    Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2013

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 «Солнышко»

Конкурс профессионального мастерства

педагогических работников

«Методическая разработка проекта - 2015»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема: ТРАНСПОРТ

воспитатель

г. Южноуральск

2015 год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20 г. Владивостока»

Средняя группа Составили: Горошилова Е.П. Шлык Е.В. г. Владивосток 2016г.

Вид проекта: групповой.

Тип проекта: социальный.

Продолжительность проекта: среднесрочный (две недели)

Участники: дети, воспитатели группы.

Актуальность темы:

Все дети любят кататься на транспорте, знают названия многих видов транспорта, но в речи не наблюдалось слов, обобщающих названия этого транспорта. Поэтому были запланированы мероприятия на закрепление и уточнение представлений детей о видах транспорта с конкретной классификацией названий транспорта .

Цель проекта:

Расширение представлений детей о видах транспорта, как средствах передвижения.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с разными видами транспорта (водный, воздушный, наземный) .
  • Уточнить и расширить представления детей об основных видах транспорта (автомобиль, поезд, электричка, автобус, самолет, троллейбус) .
  • Расширять знания детей о профессии «водитель» : пилот, машинист, шофер.
  • Учить лепить лодку, передавая форму и характерные особенности составных частей лодки. Развивать знания о водном транспорте
  • Учить детей составлять изображение автобуса из частей.. Закрепить знание конструкции автобуса, расположение его частей. Развивать умение детей преобразовывать формы, разрезая прямоугольник на квадраты.
  • Учить детей конструировать транспорт (грузовую машину) из деталей конструктора. Развивать умение детей анализировать образец постройки. Упражнять в преобразовании конструкции.
  • Учить сравнивать виды транспорта между собой (автобус и троллейбус; самолет и вертолет; автомобили легковой и грузовой; корабль и лодка) .
  • Учить составлять описательный рассказ о видах транспорта.
  • Формировать игровые умения: объединяться для игры, распределять роли, выполнять игровые действия.

Образовательные области:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие
  • Социально-коммукативное развитие

Предполагаемый результат:

  • Знание детей обобщенных представлений о транспорте, как средстве передвижения.
  • Умение детей описывать транспорт.
  • Умение детей участвовать в беседе.
  • Активизация словаря детей: водитель, пилот, рулевой, штурвал, руль, транспорт: водный, воздушный, наземный.
  • Умение рисовать, лепить, конструировать транспорт: автобус, лодка, машина.
  • Развитие у детей интереса к различным видам игр: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные.
  • Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.

Итоговое мероприятие:

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие Незнайки»

Цель:

  • Формирование у детей игровых умений.
  • Развитие умения взаимодействовать, договариваться, связывать сюжетные действия с ролью.

Задачи:

  • Учить детей распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с игровым замыслом.
  • Формировать представление детей о профессии водитель.
  • Совершенствовать диалогическую речь: учить детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы.
  • Закрепить умение детей бегать врассыпную, ходить по кругу, взявшись за руки.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
  • Развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.

Материал: Кукла Незнайка

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам пришел?

Дети: Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте.

Дети: Здравствуй Незнайка.

Воспитатель: Дети, Незнайка хочет отправиться в путешествие, но не знает, как это сделать. Поможем Незнайке?

Воспитатель: Прежде чем отправиться в путешествие, надо решить, как мы будем путешествовать. Дети, как можно путешествовать?

Дети: Путешествовать можно пешком.

Незнайка: Как пешком?

Дети: Пешком, значит, все время идти по дороге, по тропинке.

Незнайка: Нет, я не хочу идти пешком.

Дети: Путешествовать можно на машине.

Незнайка: Я люблю на машине кататься.

Дети: Путешествовать можно на самолете, лодке, корабле.

Воспитатель: Дети, вы все правильно сказали. И сегодня мы с вами отправимся в путешествие на транспорте.

Воспитатель: Незнайка, ты знаешь, что такое транспорт?

Незнайка: Нет.

Воспитатель: А наши дети знают и сейчас тебе расскажут.

Дети: Транспорт – это разные машины, которые едут по дороге, плывут по воде, летают по воздуху.

Воспитатель: А кто управляет транспортом?

Дети: Машиной управляет шофер. Самолетом управляет пилот. Кораблем управляет рулевой.

Воспитатель: Что нужно водителю, чтобы управлять машиной.

Дети: Шоферу нужен руль. Пилоту нужен штурвал. Рулевому нужен штурвал.

Воспитатель: Каким должен быть водитель?

Дети: Умным, добрым, внимательным, умелым, смелым.

Воспитатель: Дети, пора в дорогу. Сначала мы поедем. На чем мы с вами поедем?

Дети: На машине.

Воспитатель: Хорошо. Но мы все поместимся в машине?

Дети: Нет.

Воспитатель: Что делать?

Дети: Нужна большая машина.

Дети: Автобус.

Воспитатель: Правильно, нам нужен автобус. Но у нас нет автобуса. Где нам его найти?

Дети: Построить.

Дети строят автобус из стульев.

Воспитатель: Автобус у нас есть. Что еще нам нужно?

Дети: Водитель.

Незнайка: Я буду водителем.

Воспитатель: А ты знаешь, как управлять автобусом?

Незнайка: Нет.

Воспитатель: Дети, давайте выберем водителя.

Дети с воспитателем выбирают водителя.

Воспитатель: Дети мы выбрали с вами водителя. Водитель у нас Петя. А кем мы с вами будем?

Дети: Пассажирами.

Воспитатель: Незнайка, садись в автобус.

Водитель: Двери закрываются, автобус оправляется. Следующая остановка «Парк аттракционов» .

Воспитатель: Дети, что можно увидеть, когда едешь на автобусе?

Дети: Дома, людей, машины, деревья ит. д.

Водитель: Остановка «Парк аттракционов»

Незнайка: Я хочу покататься на карусели.

Дети выходят из автобуса. Проводится подвижная игра «Карусели»

Задачи: Учить детей ходить по кругу, держась за руки. Развивать умение действовать согласованно.

Ход: Играющие держась за руки, образуют круг. Произносят слова игры.

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом кругом-кругом,
Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут.

Тише, тише, не спишите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается.

Водитель: Автобус отправляется, займите свои места.

Дети: Дети садятся в автобус.

Водитель: Остановка «Аэропорт»

Воспитатель: Дети, мы приехали в аэропорт. Незнайка, ты знаешь, на чем мы продолжим свое путешествие?

Незнайка: Нет.

Дети: На самолете.

Воспитатель: Дети, кто управляет самолетом?

Дети: Летчик, пилот.

Воспитатель: Кто у нас будет пилотом?

Дети выбирают пилота.

Воспитатель: Дети, занимаем места в самолете. Наш самолет взлетает.

Незнайка: Ой, я боюсь.

Воспитатель: Незнайка, не бойся.

Воспитатель: Дети, а вы боитесь?

Дети: Нет.

Воспитатель: Вот видишь Незнайка, какие наши дети смелые - никто не боится.

Воспитатель: Дети, что мы видим в окно самолета?

Дети: Облака, небо, птиц.

Пилот: Самолет пошел на посадку.

Воспитатель: Вот видишь Незнайка, мы приземлились. Полет прошел нормально.

Незнайка: На чем мы продолжим путешествие?

Воспитатель: Дети, перед нами море. На чем продолжим путешествие?

Дети: На корабле.

Воспитатель: Кто управляет кораблем?

Дети: Капитан.

Воспитатель: Правильно капитан, но за рулем стоит рулевой. Я кажется ошиблась. Как называется правильно руль корабля?

Дети: Штурвал.

Воспитатель: Правильно. Объявляется посадка на корабль. Занимаем свои места.

Воспитатель: Дети, что мы видим, плывя на корабле?

Дети: Море, воду, корабли, птиц, акулу и т.д.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, видите, к нам приближаются дельфины. Кто хочет с ними поплавать?

Проводится подвижная игра «Акула»

Задачи: Учить детей бегать врассыпную. Развивать умение детей действовать согласованно по сигналу.

Ход: Дети бегают врассыпную, по сигналу «акула» возвращаются на корабль.

Воспитатель: Дети, все вернулись на корабль?

Дети: Все.

Воспитатель: Наш корабль подплывает к причалу. Вот мы и дома. Наше путешествие закончено.

Воспитатель: Незнайка, тебе понравилось путешествие?

Незнайка: Да.

Воспитатель: Дети давайте напомним Незнайке, на чем мы путешествовали?

Дети: На машине, на самолете, на корабле.

Воспитатель: Ты запомнил Незнайка?

Незнайка: Да.

Воспитатель: Теперь можешь сам путешествовать. А мы с тобой прощаемся.

Дети: До свидания.

Список использованной литературы:

  • Ушакова О.С «Занятия по развитию речи» Москва 2009.
  • Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» Москва 2007.
  • Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: КН 1. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие, - 2-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 2004.

Наталья Любимова
Занятие на тему «Транспорт»

ВВЕДЕНИЕ

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

Язык – «важнейшее средство человеческого общения»

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач : воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизация словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирование разговорной речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, хотя бы и сложное. Ребенок должен научиться рассказывать : не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком – то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего.

В формирование связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем – нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно – следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами и правильно построенных предложений.

ТРАНСПОРТ .

Цель занятия :

1. развитие связной речи детей

2. тренировка в составлении описательных рассказов с опорой на предмет

3. практическое усвоение предлога НА; слов, обозначающих действия. Активизация словаря по теме : «Транспорт »

4. учить детей использовать в речи сложноподчиненные предложения

5. воспитывать у детей культуру поведения на улице. Закрепить знания о правилах дорожного движения

6. развивать воображение, наблюдательность, интерес к окружающему, учить использовать впечатления из собственного жизненного опыта

7. закрепление и обобщение знаний детей о транспорте

8. закрепить действия контроля.

9. словообразование существительных путем сложения слов

10. подбор антонимов. Усвоение глаголов с разными приставками.

Оборудование :

Магнитофон, игра «Компьютер» (У каждого ребенка, Незнайка. Сюжетные картинки, загадки, картинки – отгадки, светофор. Предметные картинки транспорта (у каждого ребенка, «веселый паровозик» . Таблички на определения места звука в слове.

Предварительная работа : экскурсия, наблюдение за транспортом во время прогулки .

Ход занятия

1. Оргмомент – на внимание.

2. Постановка цели занятия

Посмотрите, кто к нам пришел на занятие (Незнайка)

Сегодня он пришел к нам со своим сундучком. Интересно, что у него там? Но сначала посмотрим, что еще принес нам Незнайка : какую – то чудесную вещь. Что это такое, вы сможете узнать, если отгадаете загадку :

Друг от друга тянут сами

Правильно, это наш старый знакомый – магнитофон. Он сегодня будет помогать нам на занятии .

А теперь посмотрим, что же в сундучке? (логопед вынимает из сундучка и расставляет на панно предметные картинки – транспорт ). Назовем эти картинки

А как сказать одним словом что это? (транспорт )

Да, Незнайка предлагает нам сегодня поговорить о транспорте . А он будет внимательно слушать вас.

3. Дифференциация видов транспорта в зависимости от места передвижения

Посмотрите внимательно на картинки. Что это? (дорога, железная дорога, небо, море)

Подумайте, на чем можно ездить по земле, по дороге?

Как называется транспорт , на котором можно ездить по земле? (Наземный)

А на чем можно ездить по железной дороге?

Как называется транспорт , на котором можно ездить по железной дороге?

(железнодорожный)

А чем отличается железнодорожный транспорт от наземного ? (железнодорожный транспорт едет  ; только по железной дороге, где есть рельсы, шпалы, насыпь)

Подумайте, на чем можно летать?

Как называется транспорт , на котором можно лететь по воздуху? (воздушный)

Какие средства существуют для передвижения по воде? На чем можно плыть?

Как называется транспорт , на котором можно плыть по воде? (водный)

Правильно, в зависимости от места передвижения мы различаем наземный, железнодорожный, воздушный, водный транспорт .

А теперь давайте отгадаем загадки о транспорте , которые тоже оказались в Незнайкином сундучке. Вы не просто должны отгадать, о каком транспорте говорится в загадке , но и назвать, к какому виду он относится (картинки – отгадки логопед прикрепляет на рисунки)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька (автомобиль)

Давайте разделим слово автомобиль на слоги. Сколько слогов? (4 слога)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит (Поезд)

Сколько слогов в слове поезд? (2 слога)

Что за птица : песен не поет,

Гнездо не вьет,

Людей и груз везет (самолет)

Сколько слогов в слове самолет? (3 слога)

К лежебоке у реки

Притащил я две руки.

По руке к бокам приладил

И поплыл по водной глади (лодка)

Сколько слогов в слове лодка? (2 слога)

Вот так чудо! Чудеса!

Подо мной два колеса.

Я ногами их верчу

И качу, качу, качу! (велосипед)

Сколько слогов в слове велосипед? (4 слога)

Плывет белый гусь –

Брюхо деревянное,

Крыло полотняное (яхта)

Сколько слогов в слове яхта? (2 слога)

Чудо – птица,

Алый хвост.

Прилетела в стаю звезд (ракета)

Сколько слогов в слове ракета? (3 слога)

Что за чудо :

Красный дом,

Окна светлые кругом.

Носит обувь из резины,

А питается бензином (автобус)

(3 слога)

А теперь давайте условимся, что наземный, воздушный и водный транспорт мы обозначим табличками (расставим эти таблички над рисунками на доске)

А теперь поиграем в компьютеры.

Кто не знает, что изображено на его картинке, поднимет руку.

Обозначьте на линеечках, какой у вас вид транспорта .

Поднимите экран и проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Кто выполнил неверно, исправьте ошибку.

Опустите экраны на место. Расскажите, у кого какой транспорт , к какому виду он относился.

Вы назвали, на чем можно ездить по земле, летать по воздуху и плыть по воде. А можно ли ездить под землей? (на метро)

Какой это вид транспорта ? (подземный)

Да, сейчас у нас есть и такое чудо, как подземный транспорт ! Многие из вас ездили на чудесных подземных поездах – электричках, у которой двери сами закрываются. Еще есть лесенка – чудесенка. Как вы думаете как она называется? (эскалатор) .

Вывод : итак, мы вспомнили все виды транспорта в зависимости от места передвижения : наземный, железнодорожный, воздушный, водный, подземный.

4. дифференциация видов транспорта в зависимости от выполняемой работы.

Когда мы ездили на экскурсию по нашему городу, видели, сколько машин движется по улицам! Одни спешат своевременно доставить людей на работу, другие везут грузы на завод, развозят различные товары и продукты. Каждая машина выполняет свою работу. А какой вы знаете транспорт , в зависимости от работы, которую он выполняет? (пассажирский, грузовой, специальный)

Вспомните нашу экскурсию с милиционером ГАИ. В каком потоке машин мы ехали! Каких машин только не было! И хотя машин было очень много, на дороге был порядок. Кто следит за порядком на дороге? Кому подчиняются все машины? (регулировщику)

А какая у постового – регулировщика одежда? (форма, белый ремень, белые перчатки, в руках жезл)

А почему регулировщик так одет? (чтобы водители сразу увидели его)

А для чего нужен жезл? (жезл – как волшебная палочка в руках регулировщика : им он показывает, какие машины могут ехать, а какие должны остановиться)

А кому еще подчиняются водители и пешеходы? (светофору)

Где стоит светофор? (на перекрестке)

Почему он так стоит? (чтобы водители и пешеходы видели, какой приказ отдает светофор)

Что приказывает красный свет? (стой)

Желтый? (приготовиться)

Зеленый? (иди или можно ехать)

5. физкультминутка

Считалка под мяч «транспорт »

Задание для детей «Назовите тот вид транспорта , где слышим звук «С»

мы картинки называем,

с ними транспорт изучаем :

вот троллейбус и автобус,

самосвал и аэробус,

самолет и самокат,

саночки и снегокат.

6. словообразование существительных путем сложения основ.

«объясни слово»

Вот задачки мы решаем

И словечки получаем,

Части слова мы слагаем,

В играх транспорт повторяем .

Само….плюс…лет получаем (самолет) (почему так называется)

Само….плюс….кат получаем (самокат) (почему так называется)

Снего ….плюс…ход получаем (снегоход) (почему так называется)

Слова для игры : самоход, снегоход, вездеход, вертолет, аэроплан, самосвал, луноход, бензовоз, молоковоз, тепловоз.

7. подбор антонимов. Усвоение глаголов с разными приставками

Грузовик подъехал к дому, а потом ….отъехал

Грузовик въехал на горку, а потом….съехал

Грузовик заехал в гараж, а потом….выехал

Грузовик укатил, а потом…. прикатил

Грузовик уехал, а потом….приехал

Грузовик отъехал, а потом….приехал

8. специальные машины

А какие машины могут ехать на красный свет светофора? (пожарная машина,

«скорая помощь» , милицейская машина, аварийная.)

Почему эти машины мчатся, гудя на всю улицу и не останавливаясь на перекрестках?

Почему пешеходы и другие машины должны пропускать их?

Все эти машины спешат на помощь. Это нужные, полезные машины. Так они называются? (специальные)

А как вы думаете, есть ли специальный воздушный или водный транспорт ? Назовите его.

Вывод : запомните, что в зависимости от вида работы транспорт делится на пассажирский, грузовой и специальный.

9 игра на внимание

Посмотрите, какие картинки загадки привез нам сегодня Веселый Паровозик. Эти загадки смогут отгадать только самые внимательные дети.

1) посмотрите на 1-й вагончик. О какой картинке я говорю : не грузовик и не красный ….)

2) посмотрите на 2- й вагончик. Не трамвай и не синий ….)

3) посмотрите на 3-й вагончик. Не самолет и у него не черные лопати на винте, а синие….)

10. составление рассказа – описания с опорой на предметную картинку.

11. угадайте, это кто? (работа с магнитофоном)

Каждый из вас знает стихи о транспорте . Я обещала вам, что тот, кто лучше всех будет следить за своей речью, стараться произносить все звуки, будет записан на магнитофон. Сейчас мы прослушаем эту запись. Угадайте, кто был самым старательным? (стихотворение «Умные вещи» )

12 как вести себя на улице

Вы обратили внимание на последнюю строчку стихотворения? Да, с машинами надо дружить и, чтобы машины не причиняли вам зла, надо всегда помнить правило поведения пешеходов на улице. Об этих правилах мы много разговаривали. О них нам рассказал инспектор ГАИ. Давайте еще раз вспомним, где можно переходить дорогу (только по пешеходной дорожке, по «зебре» , на зеленый свет)

Никогда нельзя перебегать дорогу в неположенном месте! Запомните : машину сразу остановить водитель не может!

13 Звуковой анализ.

Логопед выставляет на доску картинку с изображением автобуса и предлагает сделать звуковой анализ

Сколько слогов в слове автобус?

Сколько гласных?

Сколько согласных?

Какой первый звук в слове?

Какой последний звук?

14 Итог занятия

Список используемой литературы :

М. А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»

О. С. Ушакова, М. Ф. Фомичева «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с ФФН»

С. А. Васильева, Н. В. Соколова «Логопедические игры для дошкольников»

Л. Н. Смирнова «Логопедия в детском саду»

Проект по теме: "Водный транспорт" в подготовительной группе


Автор. Макарова Надежда Леонидовна, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида № 30 Кипень, Ленинградской области.
Описание. Предлагаю разработку проекта по теме «Водный транспорт» для детей подготовительной группы. Данная работа будет интересна педагогам дошкольных учреждений, которые работают с детьми этой возрастной категории.
Тема проекта «Водный транспорт».
Вид проекта.
Познавательный, творческий.
Участники проекта.
Дети, родители, педагоги.
Срок проекта.
2 месяца.
Актуальность.
Современные дети будут жить в новом обществе, которое выдвигает новые требования к человеку: активность, любознательность, стремление к познанию, творчеству, умение принимать решения, готовность к переменам. В ходе проектной деятельности мы сможем поддержать детскую познавательную инициативу, расширить знания по данной теме. В процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей формируется умение рассуждать и устанавливать причинно – следственные связи, аргументировать решения. Работа над проектом позволит создать макет морских широт, придумать истории морских приключений. Мы получим возможность развивать стремление к познанию, умение работать в коллективе, высказывать и отстаивать свое мнение, быть самостоятельным, инициативным, воспитывать творческие способности, получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Предполагаемый результат.
Дети узнали историю судостроения. Расширили знания о разных видах морской техники, о назначении разных видов кораблей, о морских профессиях, о водных видах спорта.
Цель.
Расширение знаний детей о видах водного транспорта, о его назначении. Развитие у детей любознательности.
Задачи.
1. Познакомить детей с историей возникновения и развития водного транспорта.
2. Познакомить детей с различными видами водного транспорта.
3. Расширять знания детей о профессиях членов экипажа корабля: капитана, боцмана, матросов, врача, радиста, кока и др.
4. Развивать у детей навыки творческого рассказывания.
5. Развивать творческие способности в изобразительной и конструктивной деятельности.
6. Обогащать словарь за счёт слов: якорь, трап, фарватер, рында, компас, гавань, верфь, борт и др.
7. Научить создавать свои схемы судов и сооружать по ним различные виды транспорта.
8. Воспитывать культуру поведения во время отдыха на воде.
9. Воспитывать уважение к труду людей, работающих на морском транспорте.
Этапы работы.
Подготовительный этап.
Разработка плана проекта.
Подбор необходимой литературы.
Анкетирование родителей.
Опрос детей.
Подбор пособий для развивающей среды.
Основной этап.
Организованные виды деятельности.
ОНД Тема: «Водный транспорт».
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с названиями различных видов водного транспорта, выделив его среди разнообразных видов транспорта.
2. Расширять знания детей о значении транспорта в жизни человека.
3. Обогащать и активизировать словарь за счёт слов: капитан, боцман, штурман, радист, кок.
4. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова: море-моряк-морской, река-речник-речной и т.д.
5. Воспитывать уважение к труду людей, работающих на транспорте.
ОНД Тема: «История развития водного транспорта».
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения водного транспорта.
2. Расширить знания детей о том, почему человек изобрёл водный транспорт.
3. Развивать умение отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту.
4. Продолжать учить образовывать сложные слова и объяснять их значение: пароход, теплоход и т.д.
5. Обогащать словарный запас слов за счёт слов: индейских пирог, славянских ладей, галер, парусных кораблей, подводных лодок и т.д.
6. Воспитывать любознательность.
ОНД по ЭМП Тема: «Большое морское путешествие».
Задачи:
1. Закреплять знание детьми геометрических фигур: отличительные признаки треугольников, четырехугольников; сформировать обобщающее понятие «многоугольник».
2. Закреплять навыки счета, понятие числового ряда и знание порядка следования чисел в числовом ряду.
3. Совершенствовать навыки умения в решении задач.
4. Развивать приёмы умственных действий, речь, быстроту реакций, познавательный интерес.
5. Продолжать совершенствовать умение работать парами.
Чтение и пересказ рассказа С. Сахарного «Два радиста».
Задачи:
1. Учить понимать содержание рассказа.
2. Формировать оценочное отношение к героям рассказа.
3. Продолжать учить пересказывать содержательно (совместное пересказывание).
4. Воспитывать у детей умение слушать и слышать друг друга
ОНД по рисованию тема: «По волнам, по морям».
Задачи:
1. Учить изображать корабль с поднятыми парусами.
2. Развивать навыки рисования по-сырому.
3. Формировать навыки тампонирования смятой мягкой бумагой с наложением цвета на цвет.
4. Развивать чувство цвета и композиции.
5. Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Аппликация тема: «Необычный корабль».
1. Учить детей выполнять аппликацию обрыванием.
2. Развивать навыки сочетания различных техник аппликации в одной работе.
3. Развивать творчество детей.
4. Воспитывать чувство коллективизма.
Пластилинография тема: «Корабль» по замыслу ребёнка.
Задачи.
1. Учить детей размещать композицию на листе картона.
2. Продолжать учить составлять пластилин нужного оттенка путём смешивания пластилина разных цветов.
3. Развивать навыки выполнять рисунок с помощью стеки, заострённого карандаша, отпечатывания различных форм.
4. Совершенствовать умение детей работать в подгруппах.
Индивидуальная работа с детьми.
«Придумай историю, которая произошла с твоим кораблём». Цель. Составление творческого рассказа. Развитие воображения.
Дидактические игры: «Путешествие Винни». Цель. Продолжать учить составлять рассказ по серии картинок.
«Как себя вести». Цель. Развитие у детей диалогической речи.
«Составь предложение». Развитие навыка построения предложения по схеме и определения схемы для данного предложения. Упражнять в построении предложений разных типов.
«Кто больше скажет о профессии». Цель. Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы.
«Один-много» (пароход – пароходы). Цель. Продолжать учить детей образовывать существительные единственного и множественного числа.
«Мы плывём на корабле». Цель. Учить употреблять в речи прилагательные, сочетая их с существительными, обогащать словарь детей.
«Подбери слово». Цель. Упражнять в подборе синонимов и антонимов.
Игры на развитие внимания, мышления, воображения, памяти:
«Укрась слово», «Не ошибись», «Четвёртый лишний», «Да-нет», «Что изменилось».
Активизация мыслительной деятельности. «Составление схем своих судов», «Составление планов-карт».
Дидактическая игра «Собери корабль». Закреплять умение создавать различные конструкции.
Игры с разными конструкторами.
Работа в режимных моментах.
Чтение: «Это книжечка моя, про моря и про меня» В. В. Маяковский; «Акула» Л. Н. Толстой; «Техника – энциклопедия «Водный транспорт»; «Моя самая первая энциклопедия»; «На север» А. Ляпидевский; «Родной человек» В. Коржиков.
Заучивание стихотворений: «Кораблик» английская песенка; «Моряк» В. Степанов.
Беседы: «Что такое теплоходы, пароходы»; «Назначение разных видов кораблей»; «Зачем нужен семафор»; «Профессии людей, работающих на кораблях»; «Профессии людей, работающих в турагенстве»; «Разные виды водного спорта».
Загадывание загадок.
Разгадывание кроссворда.
Сочинение рассказов и оформление в книжки-самоделки на тему «Необычное путешествие».
Просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация».
Опыты с водой:
«Какие предметы могут плавать»
«Смешивание в воде – стиральный порошок, речной песок, соль, пищевые красители».
Путешествие по глобусу.
Рассматривание и изучение географических карт.
Изготовление схем, карт- путеводителей для путешествия.
Конструирование из бумаги «Кораблик».
О.Б.Ж.
«Правила поведения на воде».
«Правила поведения на корабле».
Слушание музыки: «Шум моря», «Голоса птиц», «Сигналы кораблей».
Выполнение движений под музыку Шаинского «Чунга-чанга».
Хороводная игра «Теплоход».
Подвижные игры: «Моряки и акула», «Море волнуется», игры с мячом «Поймай и назови», «Скажи какой» и т. д.
Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Найди отличия», «Сосчитай сколько», «Измерь расстояние».
Игра «Чудесные вещи» (ТРИЗ). «Корабль будущего». Игра «Да-нет».
Самостоятельная деятельность детей (создание условий).
В книжном уголке рассматривание книг, иллюстраций, рисунков, фотоальбома о службе папы одного из детей в морфлоте, панно «На чем мы любим путешествовать».
Дидактические игры: «Морской бой», «Круги на воде», «Мы пираты», «Охотники», «Сказочное путешествие».
Собирание пазлов, разрезных картинок по теме.
Сюжетно-дидактическая игры: «Морской семафор», «Юные мореплаватели».
Сюжетно-ролевые игры: «Морское путешествие», «Пароход».
Игры с макетами и игрушками водного транспорта.
Конструирование морского транспорта из разных видов конструктора, используя готовые схемы, и схемы, придуманные детьми.
Строительные игры: «На нашу пристань заходили корабли», «Военный корабль», «Морской вокзал».
Лепка кораблей.
Выкладывание морского транспорта из природного материала (шишек, желудей, ракушек, семечек и т.д.).
Рисование морской техники через кальку, копировку. Обведение разных видов кораблей по точкам, по пунктирным линиям.
Игры в физкультурном уголке. Выполнение упражнений «Сильный, смелый, ловкий». Тренировки на тренажёре.
Взаимодействие с семьёй.
Информация в родительском уголке. Тема «История развития водного транспорта». «Современный водный транспорт».
Оформление панно на тему «На чем мы любим путешествовать».
(Фотографии или рисунки родителей с детьми).
Сочинение рассказов родителями совместно с детьми на тему «А если бы я сейчас отправился в путешествие».
Рассказ папы на тему «Как я служил на флоте». Рассматривание фотоальбома о службе.
Выставка макетов водного транспорта (самодельных и производственных).
Соревнование с папами «Мы сильные и ловкие».
Создание альбома с картинками о видах водного транспорта
Познавательно-исследовательская деятельность «Опыты с водой».
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры: «Морское путешествие» - бескозырки, воротники, штурвал, якорь.
Подарок в группу детям от родителей-тренажёр «Беговая дорожка».
Заключительный этап.
«Путешествие на загадочный остров». Сюжетно-ролевая игра.
Оценочный критерий.
В результате проведённой работы уровень знаний по данной теме выглядит таким образом: до начала проекта у 78% детей низкий уровень знаний, у 22%детей средний уровень и 0%-высокий. По окончании проекта детей с низким уровнем – 0% детей, со средним уровнем – 64% детей (успешно овладели данным материалом), с высоким – 26% детей.
Вывод.
В ходе проведённой работы дети узнали историю развития водного транспорта. Узнали, что транспорт изобретён человеком для удобства перемещения; о значении транспорта в жизни современного общества. Расширили свои знания названиями современной морской техники. Узнали о профессиях кораблестроителей и членов корабля. Познакомились с работой семафора. Дети научились изобретать свои корабли и составлять схемы для конструирования своих судов. Научились составлять схемы-карты для путешествий. Проведённые опыты с водой пополнили знания о свойствах воды. Сочиняли творческие рассказы по данной теме и оформляли их в книжки-самоделки.
Провели выставку рисунков на тему «Волшебный корабль», выставку макетов водного транспорта. Дети узнали о водных видах спорта. Закрепили правила поведения на воде во время отдыха. И отправились в «Путешествие на загадочный остров».
Список литературы.
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (Москва, 2014).
2. Скоролупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста».
3. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» (Москва 2009).
4. Нищеева Н. В. «Система коррекционной работы для детей с ОНР».
5. Агранович З. А. «Сборник домашних заданий в логопедической группе».
6. Ж. «Управление ДОУ» (2009г. №1,3).
7. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности».

Лучшие статьи по теме