Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Амулеты
  • Что такое естественное родительство. Естественное родительство – панацея или фанатизм? Развитие естественного развития в мире

Что такое естественное родительство. Естественное родительство – панацея или фанатизм? Развитие естественного развития в мире


Естественное родительство – популярный ныне подход к воспитанию детей первых лет жизни, основанный на традициях некоторых племен Америки, Азии и Африки. Отношение к нему (и в особенности к отдельным его методам и принципам) в обществе достаточно противоречивое. С одной стороны, его приверженцы акцентируют внимание общества на важнейших аспектах ухода за малышом (, внимание к внутреннему миру ребенка с первых дней жизни); с другой стороны, зачастую они считают себя и своих единомышленников носителями истины в последней инстанции и к тем, кто не разделяет их убеждений, относятся достаточно агрессивно, что мешает установлению конструктивного диалога.

Секрет популярности естественного родительства

Впервые интерес к незападным традициям воспитания проснулся у широких слоев населения в Европе и в Америке в 60-е годы прошлого века. Связано это было с расцветом движения хиппи, идеологи которого не без оснований рассуждали о кризисе западной цивилизации, фатальном для нашей психики отрыве от природы, игнорировании врожденных потребностей человека. На этой волне молодежь демонстрировала массовое увлечение восточной (в первую очередь буддистской и индуистской) культурой и философией, а воспитание детей – важнейший элемент культуры! В эти годы появились первые открытые пропагандисты длительного грудного вскармливания, совместного сна и сторонники отказа от прививок.

Второй посыл к развитию идеология естественного родительства получила в конце 80-ых-начале 90-ых годов. На сей раз исходил он уже, скорее, из академической среды. Связано это было, с одной стороны, с начавшейся глобализацией, благодаря которой западные ученые начали активно обмениваться опытом с азиатскими коллегами, более подробно и детально изучать их наработки и самостоятельно исследовать традиции ухода за детьми, практикующиеся в иной культурной среде. Кстати, многие их наблюдения красноречиво свидетельствовали о преимуществах азиатского воспитательного подхода.

С другой стороны, был и сильнейший внутренний импульс. Все больше социологов и психологов говорили о том, что навязываемые западным родителям принципы (отрицание потребности в тесном контакте с мамой в первые месяцы жизни, приучение к самостоятельному засыпанию малышей, чья нервная система еще не готова к этому, игнорирование плача и т.д.) не только несовершенны, но еще и опасны с точки зрения их психического здоровья и . Из уст педиатров и детских психологов все чаще звучал посыл: общество будет намного более здоровым не в том случае, если всех взрослых отправить к терапевту лечить младенческие психологические травмы, а если детям изначально создавать такие условия, при которых этих травм удастся избежать.

Таким образом, в социуме был сформирован явный “запрос” на новый воспитательный подход, и ответом на этот запрос стала идеология естественного родительства. Какими же принципами руководствуются ее сторонники?

Основы естественного родительства

Сейчас этот термин трактуется достаточно широко. С точки зрения психологии такой стиль воспитания (на Западе обычно употребляется термин attachment parenting) предполагает органичное развитие ребенка, прохождение необходимых стадий формирования самосознания без какого-либо давления извне и, таким образом, естественное и закономерное превращение существа, полностью зависимого от мамы и пребывающего с ней в симбиозе, в самостоятельную личность. С точки зрения естественное родительство – это определенный стиль ухода за ребенком и взаимодействия с ним, включающий такие компоненты, как:

  • вынашивание и роды с минимальным медицинским вмешательством (или вообще без него);
  • продолжительное кормление грудью по требованию без докармливания смесью, только после того, как ребенок будет готов к этому;
  • в с первых недель жизни (в крайнем случае использование комплектов для “естественного пеленания”, отказ от одноразовых подгузников);
  • отказ от использования “искусственных успокоителей” ребенка (пустышек и т.д.);
  • постоянный контакт мамы и малыша с первых минут его жизни (чтобы ребенок постоянно был при маме, рекомендуется использовать слинг);
  • отказ от колясок, кроваток и прочих приспособлений, созданных для того, чтобы держать в них ребенка одного;
  • совместный сон мамы и карапуза;
  • приучение ребенка к “взрослой” пище методом “;
  • отказ от вакцинации и т.д.

По сути, сторонники “естественного” родительства пытаются воспроизвести для ребенка максимально “натуральную” среду, считая, что она создаст оптимальные условия для его развития. Так ли это на самом деле, это уже следующий вопрос.

“За” и “против”

Оппоненты этого воспитательного подхода начинают обычно с критики самого термина. Они говорят о том, что тот набор методов, который носит сейчас название “естественного родительства”, – это, по сути дела, современный искусственный конструкт. Реально подходы к воспитанию грудных детей, существующие у племен разных континентов, зачастую разительно отличаются друг от друга и далеко не всегда могут быть образцом для подражания. К примеру, в популярных в прошлом веке работах антрополога Маргарет Мид встречаются такие наблюдения: в ряде африканских племен новорожденных сразу кладут в грубо сплетенные корзины, и родители идут заминаться своими делами, не обращая внимание на их плач; женщины тихоокеанских островов кормят грудью детей неохотно и т.д. Конечно, родители никаких примитивных племен не занимаются с детьми по , чем не брезгуют на Западе и самые рьяные “естественники”. Таким образом, говорят критики “естественного” родительства, не стоит чересчур идеализировать примитивные племена и слепо перенимать их опыт.

Вторая претензия – проблематичность создания всех требуемых условий в современном социуме, да и просто сомнение в целесообразности некоторых из них. К примеру, для мамы, ведущей активный образ жизни и много путешествующей вместе с ребенком, проблематичным будет регулярное высаживание карапуза. Матери-одиночке, которая сама возит ребенка в машине, туго будет без пустышки: кричащий ребенок может просто-напросто спровоцировать аварийную ситуацию. О том, насколько разумно полностью отказываться от прививок и рожать дома (особенно с учетом российской специфики родовспоможения и особенностей нашей законодательной базы), споры до сих пор ведутся “не на жизнь, а на смерть”.

Третья претензия касается, в первую очередь, “идеологов” “естественнородительского движения”. Они обвиняются в манипулировании чувствами родителей для получения собственной выгоды, в навязывании матерям, чье поведение не соответствует их эталонам, комплекса вины. В принципах работы некоторых перинатальных центров и школ для родителей, пропагандирующих естественный уход за ребенком, даже усматриваются признаки секты: закрытость, непоколебимая вера в слова “учителя”, невозможность подвергать сомнению его постулаты. При этом сам “учитель” часто не имеет никакого профильного образования, а его утверждения не выдерживают никакой критики.

Тем не менее даже самые отъявленные скептики признают и несомненную пользу естественного родительства. Это и популяризация грудного вскармливания, и развитие идеи значимости установления контакта мамы и ребенка в первый год жизни, и вообще стремление освободиться от ложных ценностей и многих ненужных, по сути, благ цивилизации и вернуться к истокам.

Само название – «позитивное родительство» внушает доверие. Это значит, никаких слёз, истерик – идеальные дети в отглаженных рубашечках. Так ли это на самом деле? «Детстрана» решила разобраться в этом вопросе досконально.

Вы замечали, что тенденции современного родительства почему-то предполагают полную жертвенность мам и пап по отношению к детям? Потакать, угождать, не запрещать, не наказывать - и всё это в ущерб интересам взрослых. А что в итоге? Перед нами люди, разочаровавшиеся в статусе «мам» и «пап», и неимоверное количество неуправляемых, эгоистичных и избалованных детей. Некоторые родители следуют принципиально иному методу воспитанию - авторитарность, физические наказания, оправдывая себя тем, что «нас так воспитывали - и ничего, выросли».

А вот позитивное родительство - это нечто совершенно иное, это конструктивное, логичное и спокойное взаимодействие с ребёнком. Итак, главные принципы позитивного родительства.

1. Ребёнок имеет право быть другим, отличаться от других

Он не обязан быть отличником, как соседский Вася, не обязан играть на скрипке, не обязан любить театр и вполне себе может быть противником путешествий. И поддаваться стереотипам, насильно ведя ребёнка на курсы английского (ведь это пригодится, это нужно), не стоит. Уважайте право даже самого маленького человека быть собой.

2. Ребёнок может совершать ошибки

Признайте за ним и это право тоже - идеальных людей не бывает. Но опять же, что считать ошибкой? Пятилетний ребёнок, разбивший дорогую вазу, не совершил ошибку - он её действительно уронил случайно, не имея злого умысла. Поэтому ругать, кричать и вообще воспринимать этот факт стоит как досадную оплошность. Если же подросток пришел домой с синяком под глазом, вместе охов и воплей «Кто виноват», задайте три вопроса:

  1. «Что случилось?» - и ребёнок рассказывает факт.
  2. «Ты сделал какие-то выводы, эта ситуация тебя чему-то научила?» - и подросток, даже если ещё никаких выводов не сделал, начнёт рассуждать на эту тему.
  3. «Как ты поступишь в следующий раз, что ты сделаешь по-другому?» - и ваш ребёнок сформирует позитивную картинку.

3. Ребёнок может выражать негативные эмоции

Он может заплакать - от обиды, усталости, из-за проблем в школе, может сказать вам, что вы, по его мнению, несправедливы. И это не хамство! Совершенно нормально давать выход эмоциям, а не копить негатив в себе. Во-первых, выход эмоций облегчает состояние, а во-вторых, это доверие - кому, как не родителям, можно продемонстрировать свою слабость?

4. Ребёнок может хотеть большего

Ребёнка, который знает, чего хочет, легче побудить к чему-либо, предоставив ему возможности для достижения целей. Если ваш ребёнок с младенчества будет жить по принципу «хотеть не вредно», то в зрелом возрасте он сможет терпеливо ждать исполнения своих желаний. Только полная, безграничная свобода «желать» позволяет ребёнку из огромного списка возможностей найти то самое своё желание, призвание и счастье.

5. Ребёнок может говорить «нет», но последнее слово остаётся за родителями

Очень важно понимать разницу между свободой, предоставляемой ребёнку, и вседозволенностью. Суть этого принципа заключается в том, что он позволяет контролировать ребёнка без запугивания, унижений и наказаний. «Я не буду надевать шапку», - заявляет вам дочь, когда на улице метель и минус 20. В своём праве на бунт она понимает, что может и не следовать вашим указаниям, но при этом осознаёт и то, что все последствия неподчинения становятся её ответственностью. Ваша задача - объяснить, чем могут быть чреваты её действия, и спросить, готова ли она к ним. Если бунт продолжается, вы можете сказать примерно следующее: «Я понимаю, что ты готова к последствиям. Но я ответственна за тебя и твоё здоровье, поэтому не могу тебе позволить так поступить».


Люди, встречающиеся на моем жизненном пути, узнав, что мы придерживаемся принципов естественного родительства, спрашивают меня: «Что это значит?» Для большей авторитетности ответа я, обычно, говорю, что это – знания и навыки воспитания и ухода за ребенком, которыми владели наши прабабушки и прапрабабушки. Чаще всего, после такого определения люди с жалостью или с укоризной вспоминают про грудных детей, оставленных старшим братьям и сестрам, которые кормили их хлебным мякишем, завернутым в тряпочку, или годовалых детей, привязанных к кровати специальными веревками, чтобы мать имела возможность уйти работать в поле. Все это было в недавней нашей истории. Конечно, описанные выше методы никак не связаны с естественным родительством. Целенаправленно, а порой из-за моды и престижа, материнское искусство, как одно из проявлений естественного родительства, было вычеркнуто из жизни цивилизованного общества.

«Естественное родительство - метод, основанный на традициях и принципах живой природы и ранних культур. Суть метода состоит в том, чтобы внимательно наблюдать за коммуникативными знаками новорожденных и стараться максимально удовлетворить их эмоциональные и физические потребности. На практике это означает, что дети находятся в близком физическом контакте со своими родителями в течение большей части суток. Днем младенца носят в слинге, ночью он спит вместе с родителями. Ребенка кормят грудью по первому требованию не менее 2-4 лет, и когда прекращать грудное вскармливание определяет сам ребенок, а совместный сон с родителями может продолжаться долгие годы» - вот, что на этот счет говорит свободная энциклопедия Википедия.

Если сказать профессиональным языком, естественное родительство – это стремление родителей удовлетворить все врожденные ожидания ребенка или, по-другому, его истинные потребности. О наличии таких ожиданий говорят: психотерапевт Ж. Ледлофф, акушер-гинеколог М. Оден, педагог и психолог-перинатолог Ж.В. Цареградская, этолог В.Р. Дольник и многие другие.

У нас есть легкие, чтобы дышать воздухом, водонепроницаемая кожа, чтобы защищаться от дождя, волосы в носу, чтобы не вдыхать пыль, и т. д. Все наше строение, как физическое, так и духовное, - это ожидание определенных условий в окружающем мире. Ребенок рождается с этими ожиданиями. Откуда природа знает, что потребуется человеку в жизни? Через опыт бесчисленных поколений предков. Ребенок ожидает встретить в мире то, с чем сталкивались его предки.

Более того, каждому ожиданию, заложенному в ребенке, соответствуют врожденные способности, которые реализуются, как только возникают ожидаемые условия. Например, как только ребенок рождается (выполненное ожидание), он начинает дышать (реализованная способность); найдя грудь матери (выполненное ожидание), ребенок начинает сосать (реализованная способность), и т. д. Если что-то, чего ожидает ребенок, не попадается ему в жизни, его способности не развиваются в полной мере. Кроме того, человек продолжает искать удовлетворения нереализованным ожиданиям и во взрослой жизни.

Все, что касается физических ожиданий и способностей, более или менее очевидно и понятно. Но в человеке заложено множество потребностей менее очевидных, но столь же насущных.

Одна из фундаментальных врожденных потребностей ребенка - это быть носимым на руках первые месяцы жизни. Девять месяцев беременности ребенок был неразрывно связан с матерью, и вдруг, рождаясь, отделяется от нее. Для того, чтобы это отделение не было травматичным, ребенку еще долго нужно постоянно быть с матерью, чувствовать ее тепло, слышать стук ее сердца, иметь возможность приложиться к ее груди. Только на руках у матери ребенок чувствует себя полностью защищенным и, двигаясь вместе с матерью, получает разнообразные впечатления, необходимые ему для правильного развития.

Рождаясь, ребенок ожидает, что взрослые покажут ему, как жить в этом мире. Дети воспитываются прежде всего на примере родителей, усваивая их образ жизни. Ребенок наилучшим образом самообучается, если имеет возможность участвовать (сначала пассивно, а затем активно) в настоящей работе взрослых. Он ожидает, что взрослые не будут уделять ему больше внимания, чем ему действительно необходимо, а его мать не будет полностью посвящать себя уходу за ним - она должна вести нормальный образ жизни взрослого деятельного человека.

Вместе с тем, в ребенке заложены и определенные ожидания того, каким этот образ жизни должен быть. Миллионы лет человек жил среди растений и животных, под лучами солнца и струями дождя и много двигался. Ребенок ожидает, что его родители будут вести именно такой образ жизни. Конечно, приспособляемость человека велика, и, в конце концов, ребенок научится жить в квартире и вести городской образ жизни, но при этом он лишится целостности и гармонии. В человеке заложено ожидание жить среди природы (эко-поселение хорошее направление с моей точки зрения), а не среди мертвых стен панельного дома.

К элементам естественного родительства также относятся естественные роды с минимальными вмешательствами, педагогический прикорм, так называемая естественная гигиена новорожденного, отказ от подгузников, естественное закаливание, отказ от прививок и воспитание с учетом потребностей ребенка в различные периоды его жизни.

Екатерина Барабанова

Тема 17. Основы поддержания и сохранения репродуктивного здоровья нации, принципы здорового родительства.

Вопросы:

1. Понятие репродуктивного здоровья.

2. Охрана репродуктивного здоровья.

3. Патологии репродукции.

4. Планирование семьи.

Понятие репродуктивного здоровья.

Одним из важнейших составляющих общего здоровья является здоровье репродуктивное (репродукция – воспроизведение). Репродукция является основополагающей функцией для любого живого организма.

По определению ВОЗ репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия репродуктивной системы, ее функций и процессов, включая воспроизводство потомства и гармонию психосексуальных отношений в семье.

Репродуктивная система – это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения).

Репродуктивные права – часть законных прав и свобод, связанных с воспроизводством и сексуальным здоровьем.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, репродуктивные права – это право мужчин и женщин на получение информации и на доступ к безопасным, эффективным, недорогим и доступным способам регулирования рождаемости, в соответствии с их выбором, а также право на доступ к надлежащим службам здравоохранения, которые могут обеспечить для женщин безопасные беременность и роды, а также создать для супружеских пар наилучшие возможности для того, чтобы иметь здорового ребенка.

Репродуктивные права могут включать все или некоторые из следующих положений: право на доступ к качественной медицине в репродуктивной сфере, а также право на образование и доступ к информации, позволяющей сделать осознанный и свободный репродуктивный выбор, право на законный и безопасный аборт, право на контроль над рождаемостью. Репродуктивные права также могут включать в себя право на получение образования о контрацепции и венерических заболеваниях, а также свободу от принудительной стерилизации, абортов и контрацепции, а также защиту от таких гендерных практик, как нанесение увечий женским гениталиям и мужским половым органам.

Вопрос репродуктивных прав стал разрабатываться как вид прав человека на Международной конференции ООН по правам человека в 1968 году. Одним из результатов конференции являлось необязательное к исполнению воззвание, согласно которому родители имеют право выбирать, сколько детей они хотят иметь, и сколь часто те должны рождаться.

Противники легализации абортов считают термин «репродуктивные права» эвфемизмом, позволяющим поколебать эмоции в пользу абортов. Организация National Right to Life назвала «репродуктивные права» выдуманным термином, зашифровывающим понятие «право на аборт».

Традиционно репродуктивное здоровье и репродуктивные права в России связываются, главным образом, с материнством и защищены законодательством и системой государственных гарантий.

Состояние репродуктивного здоровья женщины важнейшая составляющая социального и экономического развития страны. Оно отражает его уровень. Инвестиции в репродуктивное здоровье не только нравственно состоятельны, но и оправданы экономически. Инвестиции в женщин детородного возраста не только спасают жизни, но и воздаются сторицей родным и близким, всему обществу. Здоровые девушки и женщины способны продолжать учёбу, заниматься общественно-полезным трудом, лучше растить детей и быть полноценными членами общества. Когда женщина в состоянии спланировать семью, она может спланировать и всю свою жизнь.


Принцип первый
«Ты можешь быть другим»

Этот принцип выражает потребность и право детей быть особенными и любимыми, быть личностью. Если мы не понимаем и не признаем, что дети разные, они никогда не смогут получить то, что именно им необходимо, а именно отзывчивость и склонность сотрудничать со взрослыми.

Принцип второй
«Ты можешь ошибаться»

Для того чтобы дети росли уверенными в себе и сохранили здоровую и естественную потребность порадовать своих родителей, им необходимо понимать, что они имеют право на ошибки. И если ошибки не прощаются, дети прекращают прилагать усилия, либо сдаются в процессе попыток, столкнувшись с маленькими неудачами. Ребенок должен знать, что на каждую ошибку и неудачу в своей жизни он может рассчитывать на поддержку взрослых в форме сочувствия и готовности родителя взять на себя ответственность за совершенную ребенком ошибку. Пусть даже на первый взгляд кажется, что родители здесь не причем и все сделано руками ребенка. Но ощущение того, что ребенок не один отвечает за свои ошибки и есть кто-то, кто готов принять ответственность за то, что он сделал, избавляет человека от страха делать в своей жизни что-то новое. Таким образом ребенок учиться брать на себя ответственность, идти на риск и стойко переносить неудачу.

Принцип третий
«Ты можешь переживать негативные эмоции»

Этот принцип позволяет детям смело развиваться, осознавая свои внутренние переживания. Этот фактор – фактор переживания негативных эмоций важен для детей для того, чтобы не потерять тягу к покровительству родителей, их руководству и признанию.

Принцип четвертый
«Ты можешь хотеть больше»

Этот принцип открывает возможность развиться ребенку в яркую личность и осознать свои собственные желания. Детей, которые знают, что они хотят, гораздо легче побудить к чему-либо, предоставив им больше возможности для достижения своих желаний. Дети, которые в детстве имели такую возможность – следовать принципу «хотеть не вредно», став взрослыми, учатся терпеливо ждать исполнения своих желаний, даже если не могут получить желаемое сразу.
Только полная, абсолютная свобода желать позволяет человеку из большого списка возможностей найти то самое желание, тот самый вкус счастья, который соответствует его природе, его опыту и предназначению.
К сожалению, слишком часто дети слышат упреки в том, что они плохие, избалованные, эгоистичные, если они прося большего, не получиют желаемого. И это касается нашего собственного опыта, нашего детства.
До сих пор подавление желаний было важнейшим воспитательным навыком, поскольку родители не знали, как справиться с негативными эмоциями, которые появляются естественно у каждого человека, если его желание неудовлетворенно. Об этом достаточно однозначно четко говорят ведические писания. В Бхагавад Гите говорится, что если человек не удовлетворяет свои желания, возникшие в его уме, в его сердце, или принесенные из прошлых жизней, то он испытывает гнев, и, как следствие, разочарование и обиду. Отсутствие гармонии в желаниях человека с желаниями окружающих его людей, законов природы, законов собственного тела, природы собственного ума, так или иначе приводит к возникновению негативных эмоций. И одним из серьезных навыков, пока человек не пришел на достаточно высокий уровень самоосознания, является то, как правильно проявлять негативные эмоции, чтобы они не ухудшали и не отягощали жизнь окружающих людей и самого человека, не способствовали его деградации.

Принцип пятый
«Ты можешь говорить нет»

Особенностью этого принципа является то, что он напоминает нам о том, что свобода является основой позитивного воспитания детей, позитивного родительства. И этот принцип свободы касается каждого из четырех принципов, описанных выше - «ты можешь быть другим», «ты можешь ошибаться», «ты можешь переживать негативные эмоции», «ты можешь хотеть больше». И очень важно понимать разницу между вседозволенностью и свободой, которая дается ребенку. Не стоит связывать этот принцип со вседозволенностью. Суть этого принципа в том, что он позволяет осуществлять еще больший контроль над детьми без запугивания и пристыжения ребенка. Дело в том, что способность сопротивляться авторитету лежит в основе здорового осознания своего «Я», своей личности. В своем праве на бунт человек понимает, что он может не следовать вышестоящему авторитету, будь то родители или правительство, но при этом он понимает и принимает ответственность за все последствия своего неподчинения.

Руслан Нарушевич, психолог, специалист по аюрведе

Лучшие статьи по теме