Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Амулеты
  • Когда отмечается день ввс, история военной авиации, вкс рф. День воздушного флота россии

Когда отмечается день ввс, история военной авиации, вкс рф. День воздушного флота россии

Ежегодно принято отмечать День военно-воздушных сил России. Праздник был создан, чтобы почтить память погибших в боях героев авиации в честь их доблести, мужества и отваги. В этот день население страны вспоминает и чтит память о почетных подвигах во времена воинской службы.

История

Начало формирования военно-воздушных сил началось в 1910 году. В этот период Российская Империя не имела собственных самолетов и покупала их у Франции. В связи с этим были открыты две школы авиации, а позже и школа офицерского состава.

Первая авиационная часть была образована в 1912 году и находилась в составе воздухоплавания. Об этом 12 августа был издан указ. Уже в следующем году часть была распущена, но через 6 лет работа воздушного флота была возобновлена.

Установление Дня ВВС на уровне государственного праздника приходится на 1933 год. Связано это с исключительными успехами авиационной промышленности СССР. Интересным фактом остается то, что первоначально самолеты планировалось использовать только для разведки. Сегодня на военную авиацию возложены задачи по разведке, доставке грузов, штурму, истреблению и бомбардировке.

С 1980 года периодически менялась дата проведения. В итоге День ВВС получил свой официальный статус праздника в 2006 году по указу главы государства, что определило важность отрасли.

Традиции

День военно-воздушных сил с особым размахом празднуют в местах дислокации баз ВВС. По территории части проводят экскурсии, демонстрируют боевые машины, знакомят с устройством техники и даже разрешают побывать за штурвалом.

В некоторых городах в честь праздника проводят летные шоу, во время которых можно посмотреть на зрелищные трюки и оценить профессионализм ассов. Тут же показывают свое мастерство парашютисты и планеристы.

В этот день транслируют художественные и документальные фильмы про военную авиацию как современные, так и времен Советского Союза.

К могилам погибших в бою летчиков возлагают цветы и чтут память об их геройских подвигах.

Сегодня Россия имеет в своем распоряжении мощную военную авиацию, которая готова предотвратить нападение любого противника. Мобильность военно-воздушных сил способна обеспечить значительное преимущество в местах возможной агрессии врага.

День ВВС отмечается в России 12 августа, но причина, по которой празднование приходится именно на эту дату, известна не многим.

История возникновения военной авиации

Несмотря на то, что русские воздухоплаватели еще в 1904-1905 гг. принимали участие в военных действиях во время войны с Японией, возникновение военной авиации связывают с созданием 12 августа 1912 года Воздухоплавательной части Генерального штаба по указу Николая II. После этого много внимания уделялось именно развитию и техническому оснащению военного воздухоплавания. В 1913 году произошло полное отделение авиации от воздухоплавания - таким образом, была проведена первая реорганизация военного воздушного флота (ВВФ) в России.

С чего все начиналось?

Поначалу летательные аппараты использовались только в разведывательных и поисковых целях, но потом начали участвовать в воздушных боях - началась Первая мировая война. Самолетный парк России насчитывал к тому времени уже 263 аппарата. Начала оформляться бомбардировочная авиация, а к лету 1916 года - и истребительная - как отдельные виды военной авиации. Появление связывают с созданием конструктором Сикорским многомоторных самолетов: «Илья Муромец» и «Русский витязь». Эта серия била рекорды по высоте и длительности полета, а также грузоподъемности. Если в начале войны силами ВВФ осуществлялась скорее вспомогательная функция в разведке и связи, то к концу военных действий воздушный флот оформился уже как самостоятельный род войск.

В 1918 году на основе расформированного Императорского ВВФ были созданы ВВС СССР. Назывались они тогда Рабоче-крестьянским Красным воздушным флотом. Военные летчики того времени вписали много героических страниц в историю. Так, в 30-е годы именно военные летчики первыми получили звание Героев Советского Союза за спасение челюскинцев. В это время происходит и наибольшее развитие производства военной авиатехники. Но в первые же часы Великой Отечественной войны было уничтожено 1200 самолетов. Восстанавливать воздушный флот пришлось в военных условиях.

После войны в самолетостроении произошел качественный рывок: переход от поршневых авиационных двигателей к реактивным, испытания которых впервые состоялись в 1946 году. ВВС советского времени определенно переживали свой расцвет, не имея равных в мире по количеству боевой техники.

После распада были поделены между Россией и остальными 14 республиками. В итоге России досталось около 65% личного состава и 40% техники состава ВВС. С этого момента на протяжении 10 лет ВВС РФ продолжали деградировать: стремительно снижалась численность и техники, и личного состава. Тотальный процесс модернизации и капитального ремонта техники начался лишь в 2009 году. Тогда же возобновилось финансирование и продолжились разработки в области самолетостроения.

Дата празднования Дня ВВС

По ходу истории такого праздника, как День ВВС, дата его переносилась неоднократно. Во времена Императорского ВВФ, согласно указу Николая II, праздник у летчиков был 2 августа, в день святого Ильи. Понятно, что после Октябрьской революции такая дата не могла остаться прежней. В 20-е годы день авиации начали отмечать в июле, причем обычно 14 июля - в день В 1933 году празднование было перенесено на 18 августа. Это было удобно: в августе заканчивались учения и обучение в летных лагерях.

Так продолжалось вплоть до 1972 года, когда дату празднования, чтобы она не приходилась на будний день, перенесли на третье воскресенье августа, и таким образом она стала плавающей. Любопытно, что летчики вообще долгое время не имели своего профессионального праздника, Был единый праздничный день для гражданской и военной авиации - День Воздушного флота. А собственный День ВВС РФ - 12 августа - был утвержден официально приказом Президента в 1997 году. В этот же приказ в 2006 году были внесены поправки, содержание которых сводится к тому, что, хотя День ВВС остается привязан к той же дате, сам праздник и связанные с ним мероприятия допускается организовывать по-прежнему в то есть опять в третье воскресенье августа.

Праздничные мероприятия в День ВВС

Первый раз в СССР празднование Дня Воздушного флота состоялось в Москве 18 августа 1933 года. Средоточием праздничных мероприятий тогда стал Центральный аэродром им. Фрунзе. Был проведен масштабный авиапарад с целью показа новинок авиационной техники и демонстрации мастерства пилотов.

Несколько позже, а именно начиная с 1935 года, воздушные парады в День Воздушного флота традиционно начали проходить на аэродроме в Тушино. Но не обязательно днем проведения этих мероприятий было именно 18 августа. При плохих метеоусловиях праздник переносили или отменяли.

День ВФ с 1947 года и до середины 60-х продолжали организовывать в Тушино, но обычно в июле: в один из выходных дней там проводился воздушный парад. В дальнейшем авиапарады и смотр новых образцов авиатехники перенесли в Домодедово.

Сейчас День ВВС широко отмечается во многих российских городах. При этом организуются выставки военной техники и авиашоу.

Значение праздника ВВС для России

Когда-то к тому же военного, была необыкновенно романтичной и престижной, и конкуренцию ей могла составить разве что Было это в советское время, но после прекращения существования СССР, когда произошло значительное ослабление ВВС, интерес молодежи к этой профессии тоже значительно ослабел. Быть военным стало невыгодно. Поскольку, начиная с 2000-х годов, происходит возрождение и модернизация отрасли, праздник День ВВС был необходим для повышения престижа авиации как важной составляющей обороноспособности страны.

День Воздушного Флота России отмечается ежегодно в третье воскресенье августа. В 2019 году он празднуется 18 августа. В торжественных мероприятиях участвуют все сотрудники авиации: пилоты, бортпроводники, вспомогательный персонал аэропортов, ремонтные подразделения. К празднованию присоединяются работники авиационных заводов, конструкторских бюро, преподаватели, студенты и выпускники профильных учебных заведений.

Авиация перемещает людей и грузы на значительные расстояния за относительно короткое время. Самолеты проводят важные военные операции: участвуют в боевых вылетах и снабжают подразделения техникой и продовольствием. Специалистам, которые заняты в этой отрасли, посвящен профессиональный праздник.

Традиции

В День Воздушного Флота России работники авиации принимают поздравления. Руководство вручает почетные грамоты, ценные подарки отличившимся сотрудникам. Коллеги собираются за праздничными столами. Мероприятия проходят в кафе, ресторанах или на природе. Пикник сопровождается рыбалкой и купаниями в водоемах, приготовлением блюд на открытом огне. Собравшиеся произносят пожелания и тост о том, чтобы количество взлетов совпадало с числом посадок, обмениваются опытом, обсуждают технические новинки.

На телевидении и радиостанциях транслируются передачи об истории авиации. Пилоты, бортпроводники, диспетчеры рассказывают о своем трудовом пути, случаях во время полетов.

В этот день также проходят мероприятия в честь Дня Военно-воздушных сил (ВВС).

История

Первые торжества прошли в 1933 году, после издания Постановления Совета народных комиссаров СССР от 28 апреля 1933 года № 859 «О праздновании Дня Воздушного Флота Союза ССР». Документ предписывал проводить мероприятия ежегодно 18 августа.

Традиция празднования сохранилась в России после распада СССР. 28 сентября 1992 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации издал Постановление № 3564-1 «Об установлении праздника День Воздушного Флота России». Документ закрепил на официальном уровне проведение торжественных мероприятий ежегодно в третье воскресенье августа.

О профессии

Пилоты воздушного флота обеспечивают и проводят полеты. Они обязаны управлять бортами в соответствии с установленными нормами и правилами. Обслуживающий персонал устраняет неполадки оборудования, заменяет его, проверяет работоспособность.

Путь в профессию начинается с окончания профильного учебного заведения. Выпускник получает необходимые теоретические знания и практические навыки. Перед тем, как стать работником воздушного флота, необходимо пройти аттестацию.

Экипаж суден имеет право выходить на пенсию раньше установленного возраста. Это обусловлено вредностью и опасностью профессии, которые исходят не только от техники и нервных напряжений. В верхних слоях атмосферы, где пролегают трассы самолетов, уровень радиации в несколько раз выше, чем на Земле.

Первое десятилетие после распада СССР было тяжелым для военной промышленности России. Такая профессия как военный, теряла свою значимость и все меньше людей шли работать в эту сферу. Введение такого праздника как день ВВС имеет одну важную цель, возродить армейские традиции, повысить престиж воинского дела среди молодежи.

Когда отмечают праздник

День Воздушных сил России празднуют каждый год, в один и тот же день, 12 августа. Свой официальный статус праздник получил в 1997 году 29 августа , согласно постановлению президента под No949. В 2006 г. это число было еще раз подтверждено указом No549 от 31 мая и приобрело статус "памятных дат". Дата 12 августа выбрана не случайно, именно в этот день, в 1912 году был создан штат воздухоплавательного отделения при главном управлении Генштаба.

Немного истории

История российского военного флота начинается в 1910 г., именно тогда для армии были куплены во Франции самолеты. Т.к. в России на тот момент не было специалистов, обучать летному искусству наших офицеров были наняты люди из Парижа. Однако наши механики уж скоро наверстали упущенное, в 1913 г. был построен первый бомбардировщик Илья Муромец собственного производства, который стал основным самолетом нашей армии. В 1917 г. имперская воздушная флотилия прекратила свое существование, многие опытные пилоты умерли в ходе революции или эмигрировали. В 1918 г. была создана советская военно-воздушная часть. Первые боевые вылеты для ВВС СССР состоялись в 1936 г., они принимали участие в гражданской войне Испании.


К началу ВОВ, советская армия была подготовлена плохо. Малая численность, по сравнению с Германией, летательных аппаратов, давало большое преимущество противнику. Ежедневно в стране выпускалось всего 50 самолетов, уже за первый год войны, производство увеличилось вдвое, более того они были модернизированы. Заслуга ВВС в ходе второй мировой войны имеет неоценимый вклад, за период с 1941-1945 гг. погибло более 27500 летчиков, из них больше половины только за первый год.

После войны было брошено много сил и денег на модернизацию армии СССР. К концу 1980 г. количество самолетов ВВС составляло более 10000 ед., что делало Россию самой мощной державой. После распада Советского Союза, в ведомстве Российской Федерации осталось только 40% техники.

С начала XXI века, Российские ВВС активно модернизируются, постоянно ведется подготовка новых кадров, улучшение старых моделей самолетов и создание новой техники и технологий. Можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день ВВС РФ являются одними из сильнейших.


Интересные факты

1) В 1914 г., в самом начале истории ВВС, в Российской империи насчитывалось 263 самолета, самый большой показатель того времени.

2) Во время Второй мировой войны, на конвейерах нашей страны ежедневно выпускалось по 100 самолетов.

3) Во период Советского союза ежегодно в ведомство ВВС поступало до 600 единиц техники.

4) В 2009 г. Центробанком РФ было введено в обращение три монеты из серебра, номиналом 1 руб., посвященные военно-воздушным силам России.

5) В 2015 году, ВВС объединили с Воздушно-космической обороной и переименовали в Воздушно-космические силы РФ.

6) Современные зенитные установки, находящиеся в ведомстве обороны России, способны сбить цель на расстоянии до 150 км и на высоте до 40 км.

Для России войска ВВС считаются важнейшей и наиболее перспективной частью вооруженных сил. Главные задачи этого подразделения обороны - разведка и защита границ нашей страны. Если у вас есть родственники или знакомые в любом подразделении военной авиации не забудьте поздравить их в этот день. Их храбрость, умения и ум, позволяют нам спать спокойно. Ведь безопасность нашей страны в надежных руках.



Памятные даты

ЕЛИСЕЕВ Сергей Павлович - полковник в отставке, кандидат исторических наук (Москва. Е-mail: [email protected])

О двух датах празднования Дня Военно-воздушных сил Вооружённых Сил РФ и Дня Воздушного Флота СССР

К 100-летию создания отечественной авиации

12 августа 2012 года в России будет отмечаться столетие Военно-воздушных сил Вооружённых сил РФ. Какие исторические события столетней давности послужили этому причиной? Ведь известно, что первые военные лётчики в России появились уже в 1910 году, а годом позже и первые авиационные подразделения. Почему День Военно-воздушных сил ВС РФ приходится на последний месяц лета, почему выбрана именно эта дата? Ответы на эти вопросы связаны с историей развития авиации в нашей стране.

В советские времена с 1933 по 1972 год 18 августа1 отмечался День Воздушного флота СССР. О его учреждении в № 6 журнала «Вестник воздушного флота» за 1933 год сообщалось следующее:

«По представлению Начальника Военных воздушных сил РККА т. Алксниса Революционным военным советом СССР было возбуждено ходатайство перед Правительством об установлении Дня праздника Воздушного флота.

По этому поводу состоялось постановление Совета народных комиссаров СССР, согласно которому днём ежегодного праздника Воздушного флота назначен 18 августа.

Праздник приурочен к концу летнего периода боевой подготовки Военных воздушных сил, что позволяет совместить праздник с целым рядом состязаний и соревнований по авиационной технике, по технике пилотажа, огневой и тактической подготовке.

День Воздушного флота также может быть использован для широкой популяризации военной и гражданской авиации среди трудящихся масс Советского Союза. На массовом празднике авиации, в котором должны принимать участие ВВС РККА, Гражданский воздушный флот, советская авиационная промышленность и Осоавиахим, будут демонстрироваться достижения в области авиационной техники и авиационного строительства как могучего средства социалистической стройки, развития техники и укрепления воздушной обороны Советского Союза»2.

Само постановление удалось обнаружить в одном из фондов Российской государственной библиотеки3. Обращают на себя внимание лаконичность текста и отсутствие каких-либо ссылок на документы, послужившие поводом для издания данного постановления от 28 апреля 1933 года за № 859.

После обнародования этого сообщения Военно-воздушные силы РККА, Гражданский воздушный флот СССР, Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству СССР, предприятия авиационной промышленности и другие учреждения и заведения страны стали готовиться к первому празднованию Дня Воздушного флота. Самым торжественным и ответственным мероприятием, намеченным на 18 августа, было проведение авиационного праздника в Москве, на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе.

Первое празднование Дня Воздушного флота прошло на высоком организационном уровне. На аэродроме и вблизи него собрались москвичи, гости столицы, представители зарубежных государств. В ходе праздника были показаны образцы советской авиационной техники, мастерство и мужество авиаторов. На воздушном параде присутствовали члены Советского правительства и Центрального комитета ВКП(б) во главе с И.В. Сталиным. С этого дня 18 августа стал всенародным праздником, однако, несмотря на то, что был объявлен День «всего» Воздушного флота, то есть всей авиации СССР, включая авиацию ВМФ, ГВФ, Осоавиахима и др., Военно-воздушные силы РККА и по численности, и по многообразию решавшихся задач играли в этом празднике ведущую роль.

По мере же роста значения других составляющих Воздушного флота СССР появились День Гражданской авиации СССР (9 февраля), День авиации ВМФ и др.

Логично было бы предположить, что и Военно-воздушные силы, призванные решать боевые задачи на сухопутных, а также морских театрах войны (дальняя авиация), захотят иметь именно «свой» День.

Отвечая на просьбы военных авиаторов, Президент РФ своим указом от 29 августа 1997 года за № 949 объявил дату 12 августа Днём Военно-воздушных сил Вооружённых сил Российской Федерации.

Однако не всем известно, почему выбрана именно эта дата. Ведь первые военные лётчики в России появились летом 1910 года, а первые авиационные отряды в 1911 году. Первый показ возможностей авиационной техники в столице - «первая авиационная неделя» - состоялся в Петербурге в апреле 1910 года, а уже в мае началось обучение полётам русских офицеров-воздухоплавателей в только что созданном Авиационном отделе Офицерской воздухоплавательной школы в Гатчине. Авиаотдел с 1914 года стал Гатчинской военной авиационной школой.

В ноябре 1910 года близ Севастополя, на берегу р. Кача, под патронатом великого князя Александра Михайловича было создано второе авиационное учебное заведение: Севастопольская офицерская школа авиации, но она в отличие от Гатчинской функционировала на общественных началах. Поэтому самолёты для Гатчинской школы закупались за границей военным ведомством, а самолёты для Севастопольской школы приобретались там же, но на добровольные пожертвования населения.

В 1911 году Главное инженерное управление (с 1913 г. - Главное военно-техническое управление - ГВТУ) создало два первых авиаотряда при воздухоплавательных частях. Правда, полёты в них начались только в 1912 году. Таким образом, первые ростки авиации зародились в Воздухоплавательной службе, которая относилась к инженерным войскам.

Однако 30 июля (по новому стилю - 12 августа) 1912 года приказом военного министра (при одобрении Николая II) за № 397 авиационные отряды передали в ведение Главного управления Генерального штаба (ГУ ГШ)4. Это было знаменательное событие, так как авиация официально была признана в качестве самостоятельной «Авиационной службы», выполнявшей в войсках задачи разведки и связи, причём независимо от Воздухоплавательной службы.

В результате из экспериментальных авиаотрядов, приданных некоторым воздухоплавательным частям, авиация стала самостоятельным структурным образованием с соответствующим положением и штатами. Для управления авиационными и воздухоплавательными частями осенью 1912 года в ГУ ГШ был сформирован Воздухоплавательный отдел, который имел авиационное и воздухоплавательное отделения. Общее название отдела - «воздухоплавательный» не должно дезориентировать читателей, так как под понятием «воздухоплавание» подразумевали (примерно до 1920 г.) «летание по воздуху» вообще, независимо от того, на каком летательном аппарате, тяжелее или легче воздуха, оно осуществлялось.

Вскоре, в конце 1913 года, произошла децентрализация управления авиационными отрядами: их подчинили в техническом отношении ГВТУ, а в организационном (прежде всего, в плане комплектования и боевого использования) - Главному управлению Генерального штаба. В связи с этой реорганизацией у некоторых авиаторов (и у некоторых авиационных историков, в том числе и современных) сложилось мнение, что авиация снова оказалась в инженерных войсках. В действительности согласно планам русского Генштаба в случае войны авиационные отряды должны были выступить на фронт и выполнять там боевые задачи по разведке и связи, находясь в оперативном подчинении штабов корпусов и армий. С началом Первой мировой войны всё так и произошло. Поэтому авиация де-факто стала родом сухопутных войск.

Но, несмотря на это, статус Военного воздушного флота России всё-таки строго не был определён, что было одной из причин созыва весной и летом 1917 года Авиационных съездов, сначала солдатского, а затем общего, с участием офицеров.

На съездах было рекомендовано День Воздушного флота отмечать 2 августа, в День пророка Ильи. Большевики, придя к власти, называя себя «воинствующими атеистами», стали выступать против этой даты: не к лицу Рабоче-крестьянскому Красному Военному воздушному флоту отмечать свой день в религиозный праздник.

Поэтому в двадцатые годы «День авиации» стали отмечать в июле, чаще всего приурочивая его ко Дню взятия Бастилии, то есть к 14 июля.

После первого большого показа авиационной техники И.В. Сталину, а случилось это 21 мая 1931 года, вновь назначенный начальник ВВС Я.И. Алкснис поблагодарил лётчиков за отличные полёты перед вождями партии, страны и армии и впервые назвал лётчиков «сталинскими соколами». И в самом деле, с этого времени И.В. Сталин лично взял на себя шефство над советской авиацией, что и стало поводом к определению её как «сталинской».

И.В. Сталин, понимая, что могущественный Воздушный флот - это и престиж страны, и воспитание молодого поколения, поручил Я.И. Алкснису изучить вопрос о написании новой истории авиации, в которой должна была быть показана руководящая и направляющая роль партии большевиков в деле её создания. Само собой разумеется, что в этой истории не должны были упоминаться бывший председатель РВСР Л.Д. Троцкий и его роль в создании советской военной авиации. Выполняя указания И.В. Сталина, Я.И. Алкснис создал специальную историческую группу во главе с одним из организаторов Красного Воздушного флота М.П. Строевым. В эту группу вошли бывший председатель Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания А.В. Можаев, бывший член Коллегии по управлению ВФ Республики Н.Д. Анощенко и другие участники создания РККВВФ в 1917-1920 гг.

В результате работы названной комиссии в конце 1932 - начале 1933 года в «Вестнике воздушного флота» появились несколько публикаций о создании советской военной авиации в 1917-1918 гг. Кроме того, в июньском номере журнала 1933 года в разделе «Хроника СССР» было напечатано сообщение, содержание которого приведено в начале данной статьи.

В некоторых исторических документах говорится, что Реввоенсовет СССР во главе с К.Е. Ворошиловым, начальник ВВС РККА Я.И. Алкснис и руководство ВВС, объясняя выбор этой даты, исходили из того, что вторая половина августа - наиболее подходящее время для празднования Дня Воздушного флота, так как примерно в это время Военно-воздушные силы заканчивают летний период обучения в лагерях на полевых аэродромах и после совместных учений с сухопутными войсками возвращаются на постоянное место дислокации, где и проводится праздник с участием не только военных, но и гражданских властей и общественности. <…>

Лучшие статьи по теме