Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Амулеты
  • Кто является создателем смольного института. Смольный институт: школа девичьего благонравия. Обычное меню середины XIX века в Смольном

Кто является создателем смольного института. Смольный институт: школа девичьего благонравия. Обычное меню середины XIX века в Смольном

Публикации раздела Традиции

История Смольного института

И стория женского образования в России неразрывно связана с именем императрицы Екатерины Великой. «Культура.РФ» рассказывает, как появился институт благородных девиц и как его возникновение отразилось на жизни русских женщин.

Образованные женщины и полезные члены общества

Смольный Институт. 1800-е. Фотография: pressa.tv

Смольный Институт. 1917. Фотография: petrograd1917.ru

Смольный Институт. 1940-ые. Фотография: istpravda

Европейская культура, которая начала утверждаться в нашей стране уже с конца XVIII века, привнесла в жизнь русского человека немало новшеств. При Петре I стали появляться школы для девочек. Это стало первым шагом для развития женского образования в России. Но настоящим прорывом в этой области была инициатива Екатерины Великой, при которой в Санкт-Петербурге был основан благородных девиц. Первое высшее учебное заведение для женщин в России открылось 16 мая 1764 года.

Инициировал создание института один из приближенных к императрице - Иван Бецкой, общественный деятель, просветитель, служащий государственной канцелярии. Он получил образование в Европе, поддерживал Екатерину в ее стремлении привить соотечественникам привычки западной жизни, а также высоко оценивал роль женщин в развитии общества. Бецкой считал, что «юношей обоих полов» следует воспитывать в равных условиях.

При основании Смольный институт назывался «Воспитательное общество благородных девиц». Его идея была прописана в официальном документе: «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Сама Екатерина активно участвовала в жизни заведения: вкладывала огромное количество денег, часто приезжала в институт, где вела долгие беседы с классными дамами, разговаривала с воспитанницами и переписывалась с управленцами, интересуясь всеми успехами и трудностями. Императрица хотела, чтобы выпускницы Смольного стали примером для всех женщин страны. По ее замыслу, девушкам надлежало получить хорошее образование, развиваться культурно и нравственно.

В Смольный институт принимали девушек из родовитых, но небогатых семей. Они были родом как из России, так и из других стран - дочери грузинских князей, аристократки из Швеции. Обучение длилось 12 лет. За это время ученицы не могли покинуть заведение ни по своему желанию, ни по желанию опекунов. В Смольный девочек принимали с шести лет, а программа обучения предполагала три класса - каждый из них длился четыре года. Родственники воспитанниц составляли расписку, в которой они соглашались отдать ребенка на 12 лет без возможности встреч и выездов за пределы заведения. Так императрица собиралась оградить воспитанниц от влияния среды, в которой они росли до поступления в институт.

Попасть в Смольный было нелегко: потенциальные студентки должны были сдать экзамены по русскому и французскому языкам, а также иметь хорошее религиозное воспитание. Но самый главный критерий, по которому отсеивались многие претендентки, - это происхождение.

«Отнюдь не делать из наук предметов скуки»

Урок музыки. Фотография: opeterburge.ru

Урок рисования. Фотография: opeterburge.ru

Урок рукоделия. Фотография: opeterburge.ru

В Смольном девочек обучали многим наукам. В расписание входили арифметика, грамота, три иностранных языка, религиоведение, этикет, кулинарное искусство, рисование, музыка, вокал, география, история и другие предметы. Однако многие из них девочки изучали весьма поверхностно. К примеру, на уроках кулинарии воспитанницы Смольного института учились жарить котлеты из готового фарша. Историю изучали по одному-единственному учебнику и нередко перескакивали через темы.

Основной упор в учебе делали на правила поведения в обществе и слово Божье. Считалось, что воспитанница этого заведения, то есть будущая фрейлина или служащая при дворе барышня должна уметь поддержать разговор о религии и вести себя в обществе сдержанно и грациозно.

Гимнастика. Фотография: nrfmir.ru

На катке. Фотография: birdinflight.com

Гимнастика. Фотография: birdinflight.com

Физическому состоянию девушек тоже уделялось внимание. Легкими спортивными упражнениями они занимались несколько раз в неделю. Поддерживать стройную фигуру помогал рацион: пища была скудной, а порой просто некачественной. Многие выпускницы писали в мемуарах, что еда в институте была одним из худших воспоминаний.

Температура в спальнях учениц не поднималась выше 16 градусов. Они рано ложились и вставали, спали на жестких кроватях, умывались ледяной водой из Невы. Все это должно было закалить девочек.

Спальни Смольного института. Фотография: birdinflight.com

Столовая Смольного института. Фотография: birdinflight.com

Умывальная Смольного института. Фотография: birdinflight.com

«Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души». Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности».

Правила поведения благородных девиц

Преподаватели Смольного института. Фотография: birdinflight.com

Преподаватели Смольного института и их ученицы. Фотография: birdinflight.com

В уставе института благородных девиц были подробно прописаны правила поведения. Говорилось о том, как преподавательницы должны относиться к смолянкам и как воспитанницам надлежит общаться между собой.

В институте работало более 20 преподавательниц - это были высококвалифицированные учительницы. Примечательно, что все они были незамужними дамами и, как правило, старше 40 лет. Телесные наказания в Смольном институте были строго запрещены, но учительницы не гнушались кричать на провинившихся воспитанниц. Нарушение порядка в институте считалось «дурным поведением», а непослушных девочек называли «мовешками» («mauvaise» - дурная). Существовал и другой термин - «парфетки» (искаженное французское «parfaite» - совершенная). Так дразнили учениц, которые никогда не нарушали правила и вели себя идеально.

Все «смолянки» должны были являть собой образец скромности. Они носили одинаковую одежду и прически - гладко зачесанные косы. Форменные платья были разных цветов, по ним легко определялся приблизительный возраст студентки. Самые маленькие девочки носили платья кофейного цвета, поэтому их называли «кофейницами», девочки от 9 до 12 лет - синего, от 12 до 15 лет - голубого, а самые старшие - белого цвета. Никакие модные аксессуары не допускались. Все это было обусловлено общей атмосферой в заведении, где царили простота и однообразие, а дисциплинированность и порядок ценились превыше всего.

Несмотря на строгие правила и невозможность видеться с семьей, девушек не держали взаперти круглый год. Их возили на театральные представления, художественные выставки, праздники при дворе. Смолянок учили любить прекрасное и разбираться в культурных новинках того времени.

Шифр Смольного института. Фотография: calend.ru

Знак Учреждений Ведомства Марии Федоровны. Фотография: auction-imperia.ru

Трудоустройство после окончания Смольного было практически гарантировано. Многие девушки после учебы оставались в Институте благородных девиц и работали либо преподавательницами, либо классными дамами. За многолетний труд их награждали почетными знаками: оранжевым бантом «За труды» и серебряным с эмалью «Знак Учреждений Ведомства Марии Федоровны». Некоторые воспитанницы Смольного института после выпуска могли стать гувернантками.

Смольный институт просуществовал больше чем полтора века. За это время было 85 выпусков. Многие из смолянок стали известными. Незадолго до закрытия института туда поступила возлюбленная Максима Горького - Мария Будберг. В начале ХХ века закончила институт Нина Хабиас, ставшая после поэтессой-футуристкой. В 1900 году выпустилась Мария Добролюбова - поэтесса и революционерка, сестра поэта Александра Добролюбова.

Институт благородных девиц стал большим шагом в развитии женского образования в России. На базе этого института по всей стране стали появляться другие учебные заведения для женщин.

Смольный институт благородных девиц стал первым женским образовательным учреждением в России, а его открытие положило начало эпохе реформ в области просвещения. Не последнюю роль в этом сыграл Иван Бецкой - президент Академии художеств, попечитель Смольного института и Московского воспитательного дома, руководитель Сухопутного Шляхетного корпуса. Именно по его проекту в 1764 году было создано Воспитательное общество благородных девиц, а затем по Российской Империи был разослан указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре». К указу был приложен устав и штат «сего Воспитательного Общества».

От кофейного до белого

Во многом Смольный институт был похож на современные школы. Девочек из дворянских семей принимали туда с шести лет, а обучение длилось 12 лет и было разделено на четыре «возраста» по три года. В зависимости от возраста воспитанницы- « смолянки » должны были носить форменные платья: младшие - кофейного цвета, от 9 до 12 лет - синего, от 12 до 15 лет - голубого и от 15 до 18 лет - белого цвета. Шесть лучших выпускниц удостаивались отличительного знака - золотого вензеля с инициалами императрицы.

Одновременно в институте проходили обучение около 200 девочек. В 1765 году при Смольном институте открылось учебно-воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостных), где можно было получить общеобразовательную подготовку по упрощенной программе и изучить азы домоводства.

Трудоустройство гарантировано

Девицы из благородных семей по окончании института получали службу при дворе, некоторые становились фрейлинами. На это была направлена и образовательная программа заведения, составленная при участии Ивана Бецкого. Здесь изучали Закон божий, три иностранных языка, арифметику, рисование, историю, географию, словесность, обучались танцам, музыке, светским манерам, рукоделию и домоводству. Особый упор делался на иностранные языки и Закон божий, а выпускницы обязаны были знать «правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости». В штатное расписание института входили 29 учителей: русского языка, иностранных языков, рисования, вокальной и инструментальной музыки, истории, географии, геральдики и архитектуры, два танцмейстера.

Устав института был строг - девушки жили по четкому распорядку дня, а видеться с родными могли только по выходным и праздникам и только в присутствии начальницы. Покинуть заведение до 18-летия по своему желанию или по требованию семьи девочка не имела права.

Институт располагался в монастыре до начала XIX века, пока рядом не было построено специальное здание. Фото: АиФ / Екатерина Стекольщикова

Многие выпускницы оставались в институте и работали классными дамами - для них в награду за многолетний труд были предусмотрены почетные знаки: оранжевый бант «За труды» и серебренный с эмалью «Знак Учреждений Ведомства Императрицы Марии Федоровны». Девушки, которые воспитывались в мещанском отделении института, впоследствии могли рассчитывать на должность гувернанток.

Императорская реформа

Перемены в уставе института начались после смерти Екатерины. Павел I поручил своей супруге Марии Федоровне руководство всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. Она впоследствии управляла институтом 32 года и многое изменила. При Марии Федоровне появилось почасовое расписание преподавания каждого предмета, а весь курс обучения сократился с 12 до 9 лет. «Возрастов» осталось только три, и каждый был разделен на три параллельных группы: для отличниц, «середнячков» и неуспевающих. Каждый урок в институте длился два часа. Дважды в год « смолянки» сдавали промежуточные экзамены, а в конце года им предстоял итоговый экзамен.

Девочек стали принимать в институт с более позднего возраста - в 8-9 лет, а мещанок принимали и вовсе с 11-12, поскольку их программа ограничивалась шестью годами обучения. С приходом Марии Федоровны девочек стали готовить скорее в жены, чем во фрейлины, поэтому вместо книги «О должностях человека и гражданина», которая читалась в Екатерининское время, стали читать «Отеческие советы моей дочери». Практически все нововведения Марии Федоровны просуществовали в институте вплоть до его закрытия в 1917 году.

Новая порода

Образование, безусловно, было не единственной целью Смольного института. Учреждая это заведение, Екатерина позаботилась о том, чтобы в уставе были прописаны не только профессиональные требования к преподавателям и самим « смолянкам» , но и правила поведения, обращения друг с другом. Телесные наказания в институте были категорически запрещены, а все служащие заведения обязаны были не только передавать знания воспитанницам, но и подавать им пример для подражания.

На знаменитых портретах Левицкого « смолянки» скромны и веселы - как и положено по уставу института. Фото: Creative commons

«Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души». Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности, - писала Зинаида Мордвинова в 1914 году в своем историческом очерке «Смольный институт в эпоху Екатерины II». - Что касается системы воспитания, то в уставе дается наставление самим воспитательницам, начиная с начальницы. В обращении с детьми требуются: «кротость, благопристойность, учтивость, благоразумие, справедливость и также непритворная веселость и отсутствие лишней важности в обращении».

Средством исправления провинившихся служило пристыжение перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков». Но применялась эта мера лишь в очень важных случаях, к которым относились малейшее нарушение благочиния во время молитвы или при церковном богослужении.« Очевидно, тут идет вопрос не только о светских манерах, но о выработке того культурного типа, который осуществлял бы ее государственную задачу: создать новую породу людей», - пишет Мордвинова.

Доска почета

За 153 года существования Смольного института через него прошли 85 выпусков. Разумеется, среди сотен благородных выпускниц были и те, чьи имена остались в истории. Одной из последних в институт благородных девиц в 1914 году поступила баронесса Мария Будберг - возлюбленная Максима Горького и героиня книги Нины Берберовой «Железная женщина». В 1911 году институт окончила Нина Комарова - будущая поэтесса Нина Хабиас, ученица Алексея Крученых и одна из первых футуристок.

Карл Булла в 1917 году сфотографировал последних воспитанниц Смольного института. Фото: Creative commons

В 1900 году одной из выпускниц стала Мария Добролюбова - педагог, сестра милосердия, революционер и сестра поэта Александра Добролюбова. В 26 лет она покончила с собой, не найдя в себе сил совершить теракт, организованный эсерами. В 1895 году выпускницей Смольного была Ксения Эрдели - арфистка, композитор, педагог, народная артистка СССР и основоположница советской школы исполнительства на арфе. В 1891 году институт окончила Дочь короля Николы I Черногорского и его жены Милены Вукотич принцесса Елена Черногорская, которая в браке с Виктором Эммануилом III стала королевой Италии и Албании, императрицей Эфиопии. Здесь же учились ее сестры, великие княгини Милица Николаевна, Зорка Николаевна и Анастасия Николаевна.

В 1848 году институт окончила Елена Бурман (в замужестве - Молоховец) - автор книги «Подарок молодым хозяйкам, или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве» (1861) и классик русской кулинарной литературы. Еще раньше здесь училась Елена Полтавцева - будущая жена генерала Дмитрия Скобелева и мать генерала Михаила Скобелева, начальница лазаретов во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Выпускницей Смольного была и Екатерина Керн - дочь Анны Керн, возлюбленная композитора Михаила Глинки и мать академика Юлия Шокальского.

Расположен Санкт-Петербург, Смольный проезд , дом 1 Автор проекта Дж. Кваренги Строительство 1790-е - Статус Состояние Отличное на Викискладе

Координаты : 59°56′47″ с. ш. 30°23′47″ в. д.  /  59.946389° с. ш. 30.396389° в. д. (G) 59.946389 , 30.396389

Смольный институт - здание в Петербурге , памятник истории и архитектуры, резиденция губернатора Петербурга и музей. Здание возведено в 1806 году по проекту архитектора Джакомо Кваренги .

В XIX - начале XX века в здании размещался Смольный институт благородных девиц (1764 -1917). Известен своей ролью в событиях Октябрьской революции 1917 года , после которой в здании размещался Ленинградский городской Совет депутатов трудящихся и городской комитет ВКП(б) /КПСС (вплоть до 1991). Затем резиденция мэра и, с 1996, губернатора города. Имеется ряд музейных экспозиций, отражающих всю историю здания.

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1901)

Институт благородных девиц

Воспитанницы Института благородных девиц

  • Нелидова, Екатерина Ивановна (1776 г. выпуска - 1-й выпуск)
  • Алымова, Глафира Ивановна (1776 г. выпуска)
  • Вяземская, Евдокия Григорьевна (1776 г. выпуска)
  • Борщова, Наталья Семёновна (1776 г. выпуска)
  • Левшина, Александра Петровна (1776 г. выпуска)
  • Молчанова, Екатерина Ивановна (1776 г. выпуска)
  • Ржевская, Феодосия Степановна (1779 г. выпуска)
  • Нарышкина, Мария Алексеевна (1779 г. выпуска)
  • Хованская, Екатерина Николаевна (1779 г. выпуска)
  • Хрущова, Екатерина Николаевна (1779 г. выпуска)
  • Графиня Ефимовская
  • Баронесса Черкассова (в замужестве фон Пальменбах), Елизавета Александровна (1779 г. выпуска)
  • Давыдова, Настасья Михайловна (1782 г. выпуска)
  • Полтавцева (в замужестве Скоблева), О. Н. (180- г. 23-го выпуска)
  • Бурман, Елена Ивановна (в замужестве Молоховец) (180- г. 25-го выпуска)
  • Шипова (в замужестве Леонтьева), Мария Павловна (1809 г. выпуска)
  • Энгельгардт (в замужестве Томилова), Ольга Александровра (18-г. выпуска)
  • Бельгард, В. В. (181- г. 37-го выпуска)
  • Квашнина (в замужестве Родзиянко), Екатерина Владимировна (1812 г. выпуска)
  • Белгард, М. В. (43-го выпуска)
  • Любица-Зорка, (182- г. 49-го выпуска)
  • Великая Княгиня Милица Николаевна (182- г. 50-го выпуска)
  • Великая Княгиня Анастасия Николаевна (182- г. 52-го выпуска)
  • Королева Италии Елена (183- г. 59-го выпуска)
  • Ельчанинова (в замужестве Невельская), Е. И. (1848 г. выпуска)
  • Языкова (в замужестве Дюррафур), Г. Ал. (185- г. 75-го выпуска)
  • Водовозова, Елизавета Николаевна (1844-1923)
  • Филиппова, М. (1866 г. выпуска)
  • Мертваго, София Петровна (1868 г. выпуска)
  • Кононова, В. В. (186- г. 85-го выпуска)
  • Шустова (в замужестве Гриипенберг), Александра Николаевна
  • Новикова (в замужестве Котельникова), Екатерина Ал. (1891 г. выпуска)
  • Оленина (в замужестве Розе), Мария Григорьевна (1872-1942, обучалась в 1889 г.)
  • Де Опик, Л. В. (1892 г. выпуска)
  • аф Энегельм, Екатерина Фёдоровна (в замужестве кн.Багратион-Мухранская) (1893 г.выпуска)
  • Грессер (в замужестве Баратова), В. Н. (1893 г. выпуска)
  • Петрова (в замужестве Адамова), Клавдия Андреевна (1894 г. выпуска)
  • Игельстром (в замужестве Постовская), С. Г.
  • Бибикова (в замужестве Татищева), В. М. (1895 г. выпуска)
  • Кременецкая, Е. (1898 г. выпуска)
  • Новаковская, Н. А. (1901 г. выпуска)
  • Тхоржевская (в замужестве Эрдели), Наталия Корнельевна (1905 г. выпуска)
  • Хитрово (в замужестве Эрдели), Маргарита С. (1910 г. выпуска)
  • Младенцова (в замужестве Грудзинская), Анна Дмитриевна
  • Петровская (в замужестве Мещанинова), Ал. Ал. (1905 г. выпуска)
  • Рогович, Мария Михайловна (1909 г. выпуска)
  • Перекрестова (в замужестве фон Гессе), О. С. (1911 г. выпуска)
  • Лысова (зам. Захаренко-Шульц), Мария Владимировна (1911 г. выпуска)
  • Хроновская (в замужестве Устругова), Мария Ивановна (1895-198х, 1913 г. выпуска)
  • Бао (в замужестве Лавровская), Н. К. (1914 г. выпуска)
  • Чекмарёва (в замужестве Гансон), Анна Викторовна (1914 г. выпуска)
  • Розе, Зинаида Константиновна
  • Баронесса фон Боде, София (1914 г. выпуска)
  • Кулакова (в замужестве Дормуа), Е. Д. (1915 г. выпуска)
  • Кологивова (в замужестве Брак), Н. А. (1917 г. выпуска)
  • Ухтомская, Алла Фёдоровна (1904-1976)
  • Ухтомская, Кира Фёдоровна (1906-1971)

1917 год

В 1917 году в Смольном институте находился штаб по подготовке к восстанию большевиков под руководством Троцкого

Резиденция партийного руководства

В 1925 году архитекторами В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейхом были проведены работы по благоустройству (построены пропилеи перед входом в Смольный) с целью подчеркнуть роль Смольного как колыбели революции .

В 1934 году в Смольном был убит Сергей Киров .

  • Администрация Санкт-Петербурга

См. также

  • Государственный историко-мемориальный Санкт-Петербургский музей «Смольный» .

Литература

  • Черепнин Н. П. Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк. 1764-1914. Т. 3 [Здесь списки воспитанниц]. Петроград, 1915.
  • Дмитрий Григорьевич Левицкий 1735-1822: Каталог временной выставки - Государственный русский музей . - Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1987. - 142 с.

Ссылки

  • Смольный (материал из книги В.Нестерова «Знаешь ли ты свой город?»)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Sadia
  • Samsung SDI

Смотреть что такое "Смольный институт" в других словарях:

    Смольный. Смольный. Здание бывшего Смольного института благородных девиц. Санкт Петербург. Смольный институт (Воспитательное общество благородных девиц), первый и самый привилегированный из институтов благородных девиц. Основан в 1764 по плану… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (Воспитательное общество благородных девиц), первый и самый привилегированный из институтов благородных девиц. Основан в 1764 по плану И. И. Бецкого. Размещался в Смольном монастыре, к югу от которого в 1806 08 Дж. Кваренги построил… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Благородных девиц первое в России женское привилегированное среднее общеобразовательное учебно воспитательное заведение закрытого типа для дочерей дворян (с 6 до 18 лет). Основан в 1764 при Воскресенском Смольном женском монастыре в Санкт… … Большой Энциклопедический словарь

    Благородных девиц, первое в России женское привилегированное среднее общеобразовательное учебно воспитательное заведение закрытого типа для дочерей дворян (с 6 до 18 лет). Основан в 1764 при Воскресенском Смольном женском монастыре в Санкт… … Энциклопедический словарь

    Благородных девиц, первое в России женское среднее воспитательно образовательное учреждение, положившее начало общественному женскому образованию в государстве. Основано по инициативе И. И. Бецкого (См. Бецкой) в соответствии с указом… … Большая советская энциклопедия

Трудно переоценить роль, которую сыграл Смольный институт в жизни России. Речь идет, конечно, не о его роли в дни большевистского переворота 1917 года, а о том, что он был первым в русской истории женским светским учебным заведением.

Выпускницы Смольного во многом способствовали просвещению русского общества. Именно они, создавая семьи или в силу обстоятельств вынужденные воспитывать чужих детей, прививали им любовь к культуре, уважение к истории своей страны, жажду знаний. Воспитательное общество благородных девиц положило начало женскому образованию в нашей стране, на его основе и по его подобию впоследствии создавались не только женские институты и гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии, но и женские заведения других ведомств России и даже за ее пределами.

Начало образованию женщин на государственном уровне положила Екатерина II, энергично поддержавшая инициативу И. И. Бецкого по основанию первого светского женского учебного заведения. Еще ее предшественница, императрица Елизавета Петровна (1709–1762), желая тихо закончить жизнь в монастыре, повелела архитектору Франческо Бартоломео Растрелли построить на левом берегу излучины Невы, на месте загородного Смольного дворца женский Воскресенский монастырь. В 1748 году состоялась его закладка. Шли годы, началась Семилетняя война, денег на завершение строительства не хватало. По прямому назначению монастырь так никогда и не использовали. После смерти Елизаветы именно Смольный монастырь Екатерина сделала местом пребывания Воспитательного общества благородных девиц. Согласно воле его основательницы оно было призвано осуществить высокую государственную задачу - воспитать новое поколение русских женщин и тем самым послужить делу обновления русской жизни. В указе императрицы от 5 мая 1764 года об учреждении при Смольном монастыре учебно-воспитательного заведения для 200 благородных девиц сказано, что его цель - «…дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Главным принципом первого женского института провозгласили «воспитание в красоте и радости».


Смольный создавали как узкосословное, чисто дворянское заведение. Екатерина II приказала разослать указ «по всем губерниям, провинциям и городам… дабы каждый из дворян мог, ежели пожелает, дочерей своих в молодых летах препоручить сему от Нас учрежденному воспитанию». На первых порах желающих определить своих детей в Воспитательное общество (позднее получившее название Смольный институт благородных девиц) оказалось довольно мало. Русское дворянство, совсем недавно заставленное Петром Великим жить на европейский лад и очень неохотно выпустившее своих жен и дочерей из наглухо затворенных светелок на знаменитые петровские ассамблеи, ко временам Екатерины II еще совершенно не понимало необходимости серьезного образования для женщин. В России не было ни одной школы, где учились бы девочки. Дворянок в лучшем случае учили дома при помощи иностранных гувернеров, а девочек из бедных семей, как правило, не учили вовсе.


Далеко не всем было ясно, зачем женщине, относительно недавно покинувшей терем после нескольких веков заточения в нем, познания в математике, истории, географии, геральдике и многом другом. Все это казалось ненужным и даже опасным: вдруг образованная по‑новому девица наберется «распутства», начнет «фордыбачить», «много понимать об себе» и бунтовать против мужского главенства - основы проверенного и освященного веками патриархального порядка. Очень не нравилось и категорическое требование подписки от родителей или опекунов, что до истечения положенного для обучения 12-летнего срока «девицу ни под каким видом требовать не станут». Такое условие проистекало из того, что нравы русского общества, по мнению Екатерины и ее сподвижников, оставались еще грубы даже в кругу дворянства, поэтому необходимо было оградить ребенка от такой среды.


Серьезным стимулом для того, чтобы все‑таки отдать дочь в новое учреждение, для многих становился его благотворительный характер. Это привлекало прежде всего небогатых людей. Действительно, девочки, представленные к первому приему, были почти исключительно из малообеспеченных дворянских семей. Первых смолянок было 60, из них титулованных - только семь, остальные - дочери мелких чиновников, обер-офицеров и даже низших придворных служителей. Многие учились за счет государства. Большое количество воспитанниц содержалось за счет специальных стипендий, учрежденных как самой императрицей, так и ее окружением. Мало того, в 1765 году при Смольном, несмотря на то что он был образован как закрытое привилегированное учебное заведение для дворян, открылось отделение «для мещанских девиц» (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян) - Училище для малолетних девушек.


Начиная с 1766 года Екатерина II стала помещать в Смольный своими пансионерками сирот, а также девочек, чьи отцы погибли на войне либо выделились своими заслугами. Принимали этих учениц сверх комплекта и независимо от установленного времени приема. Ближайшее окружение Екатерины последовало ее примеру. Наследник Павел Петрович за свой счет содержал шесть девиц, принятых в институт в 1773 и 1776 годах, И. И. Бецкой, стоявший во главе Воспитательного общества, обучал по десять воспитанниц с каждого приема, положив на их имя в банк особый капитал. В 1770 году гофмейстерина Е. К. Штакельберг завещала Смольному свое имение, чтобы деньги, полученные за него, пошли на воспитание малолетних девочек из неимущих дворянских семей Лифляндии и выдачу им стипендий при выпуске. Делали ежегодные взносы для содержания стипендиаток князья Орлов, Голицын, Демидов.


Следует заметить, что традиция эта сохранилась до самого конца существования Смольного института. Смолянки, обучаемые на чьи‑то частные средства, носили на шее ленточку, цвет которой выбирал благотворитель. Так, стипендиатки великого князя Павла Петровича носили голубые ленточки, Демидова - померанцевые, Бецкого - зеленые, Салтыкова - малиновые.


Сначала пансионерки (от 6 до 18 лет) были распределены на четыре «возраста», обучение продолжалось в течение 12 лет. Затем оставили три «возраста», девочки учились 9 лет. Первый, младший «возраст» носил платья кофейного или коричневого цвета, второй - голубого, третий - серого, четвертый - белого. Соответственно младших воспитанниц называли «кофейницами», средних - «голубыми», а девочек старшего «возраста» - «белыми» (хотя на уроки они приходили в зеленом, белыми были только их бальные платья).


Одежду шили из камлота, выписывавшегося из Англии. По праздничным и воскресным дням полагались шелковые платья тех же цветов. Стипендиатки императрицы носили зеленые платья с белыми передниками. Выдавали ученицам также шпильки, булавки, гребни, пудру и перчатки - три пары кожаных в год и одну пару белых лайковых на три года для ассамблей.


Первой начальницей Смольного института назначили представительницу одного из знатнейших родов княжну Анну Долгорукую. Это было сделано для того, чтобы придать заведению больше веса в глазах дворянства. Однако княжна оказалась женщиной надменной, малообразованной, суеверной и к тому же напрочь лишенной педагогических и административных способностей. Императрице очень быстро пришлось ее отставить. Следующий выбор оказался гораздо удачнее - Софья Ивановна де Лафон, вдова французского генерала на русской службе, сумела не только наладить жизнь и учебу в институте, но и завоевать любовь и доверие смолянок. Немало внимания своему детищу уделяла и сама Екатерина - часто навещала Смольный, знала по именам всех пансионерок, а с некоторыми даже переписывалась.


Поощряла императрица увлечение воспитанниц театральными постановками. Ставили краткие переводные пьесы, комические оперы, но большей частью играли спектакли на французском и немецком языках, что должно было помогать девочкам лучше их усвоить. Кроме того, Екатерина разрешила участвовать в представлениях кадетам Шляхетского корпуса, что, естественно, давало возможность многим молодым людям познакомиться.


В целом, несмотря на фривольные нравы той эпохи, порядки в институте поддерживались строгие: подъем в 6 утра, потом - 6 или 8 уроков. Время для игр очень ограничивалось. Жили ученицы в дортуарах по девять человек с приставленной к ним дамой. Кроме того, была еще классная дама, следившая за поведением на уроках.


В то же время характер преподавания в Смольном не был сухим и педантичным. Уроки превращались в беседы между учительницами и воспитанницами. Первые должны были особенно заботиться о том, чтобы последние «не привыкли излишне важничать и унылый вид являть». В преподавании предписывалось принимать во внимание особенности, свойства характера и способности каждой девочки и сообразно с этим предъявлять к ним требования. Свободное от занятий время воспитанницы посвящали чтению (преимущественно нравоучительных трактатов и книг исторического содержания) под надзором наставниц.


Программа обучения первых смолянок была довольно разносторонней. В начальных классах изучали Закон Божий, арифметику, русский язык, иностранные языки (французский и немецкий, потом добавили еще итальянский), рисование, танцы и рукоделие. Во втором «возрасте» прибавлялись история и география, в третьем вводились словесные науки, изучаемые путем чтения исторических и нравоучительных книг, архитектура, геральдика и опытная физика. В последнем классе повторяли все пройденное ранее, причем особое внимание обращалось на Закон Божий и занятия «экономией», то есть домоводством, что готовило выпускницу к семейной жизни. Девушки последнего «возраста» по очереди назначались в младший класс для практического ознакомления с приемами воспитания и обучения. Одним из самых важных событий в жизни смолянок становился публичный экзамен, на котором обычно присутствовала императорская семья. Накануне экзамена каждая ученица получала билет и старалась хорошенько подготовиться.


Первоначальная программа была хотя и многопредметной, но все же не слишком обширной. Сказалось влияние Екатерины, придававшей главное значение нравственному воспитанию и желавшей, чтобы образование, являясь как можно более качественным, не развивало бы в воспитанницах «умничания».


Сразу после смерти Екатерины Павел I поручил своей супруге императрице Марии Федоровне главноначалие над всеми благотворительными и женскими учебными заведениями, созданными по образцу Смольного. Это прежде всего Екатерининский институт в Санкт-Петербурге (открыт в 1798 году) и пансионы благородных девиц в некоторых губернских городах, а также открытые уже при Александре I Екатерининские институты в Москве (1802) и Харькове (1811).


Мария Федоровна тут же изменила учебные программы Смольного. По предложенному ею положению отменили «кофейный» класс, дети теперь принимались с 8‑9 лет и оставалась в Смольном девять лет. Каждый «возраст» делился на два отделения (класса) по 50 человек, то есть в каждом «возрасте» обучалось 100 человек. Относительно мещанских девиц императрица считала, что воспитание их должно ограничиваться «учинением их добрыми женами, добрыми матерями и добрыми хозяйками, на что вполне достаточно шести лет». Поэтому принимать в Мещанское училище она предложила с 11‑12 лет, с тем чтобы в училище обучались 100 человек. В ближайший прием Мария Федоровна предполагала принять лишь 20 мещанок. Павел I на это не согласился и утвердил комплект мещанских воспитанниц в 200 девочек.


Согласно новому плану в первом «возрасте» преподавали чтение, письмо и русскую, французскую, немецкую грамматику, географию, историю и арифметику, причем все предметы вводили постепенно. В том же «возрасте» предполагалось обучать пансионерок «танцеванию, рисованию, началам музыки и рукоделиям, женскому полу свойственным». На все эти предметы полагалось 42 часа в неделю. Продолжительность каждого урока - 2 часа.


Реформа Марии Федоровны коренным образом меняла характер Смольного. Широкие общественные задачи, поставленные Екатериной II, по существу, отпали и заменились более узкими, чисто женскими. Мария Федоровна признавала женщину «достойным и полезным членом государства» только в качестве домохозяйки. Поэтому вместо книги «О должностях человека и гражданина», которую читали при Екатерине, при Марии Федоровне стали читать и объяснять книгу «Отеческие советы моей дочери». В ней сказано: «Бог и человеческое общество хотели, чтобы женщина зависела от мужчины, чтобы она ограничила круг своей деятельности домом, чтобы она признавала свою слабость и преимущество мужа во всяком случае и снискала бы его любовь и приязнь скромностью и покорностью». Женщина должна быть «совершенная швея, ткачиха, чулочница и кухарка; должна разделять свое существование между детской и кухней, погребом, амбаром, двором и садом».


Мария Федоровна ратовала за строгое разграничение сословий, она видела «большие неудобства в смешении благородных девиц с мещанскими, ибо несомненно, что обязанности и назначение последних во многих отношениях различествуют от обязанностей и назначения благородных девиц». Сначала она отменила обучение мещанок иностранным языкам, но при приеме 1797 года выяснилось, что «из новопринятых воспитанниц многие уже изрядно обучены французскому языку мещанками, из того же Общества выпущенными». Узнав об этом, императрица повелела вновь ввести преподавание французского и немецкого языков в Мещанском училище, чтобы «тем дать его воспитанницам в будущем средства к жизни». В то же время через год отменили преподавание естественной истории. Система образования, выработанная в 1797 году, существовала во всех женских институтах почти полвека.


В XIX столетии Смольный институт становится все более замкнутым, привилегированным учебным заведением, где особое предпочтение отдавалось всему иностранному, ученицам прививались светские манеры, набожность, сентиментальность и преклонение перед императорской фамилией.


В 1859 году инспектором классов Смольного института был назначен К. Д. Ушинский. Знаменитый педагог реорганизовал процесс обучения и воспитания: ввел новый учебный план, построенный на небольшом количестве учебных предметов, предметные уроки, опыты по физике, организовал сверх обычных семи классов двухлетний педагогический класс и т. д. Но из‑за интриг и доносов он был вынужден в 1862 году уйти из Смольного, после чего его главные нововведения ликвидировали. Вплоть до 1917 года Смольный институт оставался одним из наиболее консервативных учебных заведений России.


И вот в октябре 1917‑го в Смольном обосновались мрачные товарищи из большевистского Совета Народных Комиссаров во главе с Лениным и Троцким, а Смольный институт был закрыт. И теперь главным напоминанием о прежних блистательных временах служит, пожалуй, лишь прекрасная портретная серия «Смолянки», написанная замечательным русским художником Д. Г. Левицким.



59.946389 , 30.396389
Смольный институт благородных девиц
Прежнее название Императорское воспитательное общество благородных девиц
Год основания 1764
Расположение Санкт-Петербург

В 1765 году при институте, учрежденном первоначально как закрытое привилегированное учебное заведение для дочерей дворянской знати, открылось отделение «для мещанских девиц» (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян). Здание для Мещанского училища было возведено архитектором Ю. Фельтеном .

Дальнейшая история

В 1806 году для института по проекту архитектора Джакомо Кваренги было построено специальное здание.

В 1848 году в институте открылся двухгодичный педагогический класс для подготовки учительниц, а мещанское отделение было преобразовано в Санкт-Петербургское Александровское училище (с 1891 - Александровский институт).

После 1917 года

В октябре 1917 года институт во главе с княгиней В. В. Голицыной переехал в Новочеркасск .

Последний российский выпуск состоялся в феврале 1919 года в Новочеркасске. Уже летом 1919 года институт покинул Россию и продолжил работу в Сербии .

Обучение в институте

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1889)

В Смольный институт принимали дочерей лиц чинов не ниже полковника и действительного статского советника на казённый счёт и дочерей потомственных дворян за годовую плату, и готовили их для придворной и светской жизни. В программу входило обучение русской словесности, географии , арифметике , истории , иностранным языкам, музыке , танцам, рисованию, светским манерам, различным видам домоводства и т. п.

Первоначально воспитанницы начинали учиться в возрасте 6 и заканчивали в возрасте 18 лет. Затем срок обучения был сокращён до 9 лет (с 9-летнего возраста).

В 1859-1862 годах инспектором классов института был К. Д. Ушинский , который провёл в нём ряд прогрессивных преобразований (новый семилетний учебный план с большим числом часов, отведённых на русский язык, географию, историю, естествознание и др.). После вынужденного ухода Ушинского из института все его основные преобразования были ликвидированы.

Шифр для лучших выпускниц Смольного института

Воспитанницы института были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте - кофейного, во втором - темно-синего, в третьем - голубого и в старшем возрасте - белого. Коричневый цвет символизировал близость к земле и был практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизировали возрастающую образованность и аккуратность.

На выпускном публичном экзамене смолянок присутствовал император и члены его семьи. По окончании института шесть лучших выпускниц получали «шифр» - золотой вензель в виде инициала императрицы Екатерины II, который носили на белом банте с золотыми полосками.

Некоторые воспитанницы института становились фрейлинами двора.

Учебный курс института приравнивался к курсу женских гимназий.

Начальницы института благородных девиц

  • 1764 Анна Сергеевна Долгорукая
  • 1895-1917(?) Елена Александровна Ливен

Воспитанницы Института благородных девиц

См. также

Примечания

Литература

  • Черепнин Н. П. Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк. 1764-1914. Т. 3 [Здесь списки воспитанниц]. Петроград, 1915.
  • Лядов В. Н. Исторические очерк столетней жизни Императорского Воспитательного общества благородных девиц и Санкт-петербургского Александровского училища. - СПб, 1864
  • Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России. [Т. 1-4]. - СПб., 1890-1901
  • Быкова В. П. Записки старой смолянки. Ч. 1. 1833-1878 гг . - СПб. , 1898.
  • Угличанинова М. С. Воспоминания воспитанницы Смольного монастыря сороковых годов. - [М.], 1901
  • Мордвинова 3. Е. Статс-дама М. П. Леонтьева. - СПб., 1902
  • Черепнин Н. П. Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Т. 1-3. - СПб.-Пг., 1914-1915
  • Водовозова Е. Н. На заре жизни, Т. 1 . - М ., 1964.
  • Озерская Ф. С. Женское образование // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР в XVIII - первой пол. XIX вв. - М., 1973.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Лучшие статьи по теме