Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе. Тема: «День народного единства».
Цель: Приобщение детей к истории России
1. Закрепить знания русского фольклора (пословицы, поговорки)
2. Учить узнавать и называть героев России
3. Закреплять умение выразительно с соблюдением просодических единиц читать стихи
4. Воспитывать уважение к людям, прославившим Россию
5. Воспитывать нравственно - патриотические чувства к Родине
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация.
Оборудование:
1. Ватман;
3. Кисти на каждого ребенка;
4. Салфетки на каждого ребенка;
5. Силуэты семей (приготовленные заранее) на каждого ребенка;
Воспитатель - Ребята, 4 ноября вся наша страна будет отмечать День народного единства. И сегодня мы с вами узнаем, что это за праздник. Во все времена русские люди любили свою родину. Во имя родной стороны совершали подвиги, слагали о ней песни, пословицы и стихи.
Ребенок 1: Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем...
Воспитатель - Сейчас, я вас попрошу подобрать красивые нужные слова к слову Родина
… Родина у нас какая? (высказывания детей)
Воспитатель - Молодцы! Вот какая у нас с вами замечательная Родина….
Воспитатель - Но не всегда, ребята, народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории, Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод. Послушайте, что произошло 400 лет назад…. Русская земля была занята врагами - поляками. Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.
Воспитатель - Осенью в Нижнем Новгороде земской староста Кузьма Минин, ребята обратите внимание на его портрет, начал собирать войско для борьбы с врагами. - Друзья и братья! Русь святая гибнет! - говорил он. - Поможем, братья, родине святой!
Воспитатель - Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени - известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Пожарского, обратите внимание – это портрет Дмитрия Пожарского.
Воспитатель - Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой воин.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с праздником — «День народного единства», историей его возникновения.
2. Воспитывать гражданские и патриотические чувства, любовь к Родине, уважения к народным героям.
3.Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
4. Развивать сообразительность, умение устанавливать связи.
Материал и оборудование: мультимедийный проектор, ватман, на котором изображена территория России, цветная бумага, простые карандаши, ножницы, кисточки, клей, салфетки.
Предварительная работа: чтение художественной литературы; разучивание с детьми стихов о Родине, пословиц и поговорок о смелости, отваге, Родине; беседы о России, защитниках Отечества; рассматривание иллюстраций.
Ход мероприятия:
Дети входят в группу, где их встречает педагог в русском народном костюме.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
— Ребята, Вы любите праздники?
Дети: да!
Воспитатель:
А какие праздники вы знаете?
Дети: День рождения, Новый год, 8 марта, День Защитников Отечества, День матери.
Воспитатель:
— Молодцы, дети, много праздников вы назвали. Но есть еще один замечательный праздник — День народного единства. Вся наша страна отмечает его 4 ноября. Вы знакомы с этим праздником и историей его возникновения?
Дети: нет.
Воспитатель:
Я предлагаю вам послушать мой рассказ.
— Россия – великая и могучая страна. В ней проживают люди разных национальностей. На ее территории много лесов и полей, гор и равнин, рек, озер и морей. Очень часто на Россию нападали враги, чтобы завладеть ее просторами и покорить ее народы. Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину.
Много лет тому назад наша Родина была занята врагами — поляками. Они грабили, разоряли нашу землю. В то время народы и города России не были едины и, поэтому, не могли справиться с завоевателями. Казалось, что Русское государство погибло. Но русские люди не могли и не хотели с этим мириться.
И вот однажды осенью в городе Нижнем Новгороде простой гражданин Кузьма Минин обратился к народу с призывом объединиться всем вместе и собрать войско для борьбы с поляками. (Слайд 1).
Командовать войском позвали одного из лучших военачальников того времени — храброго и честного князя Дмитрия Пожарского. (Слайд 2).
Все народы и земли Российского государства объединились для борьбы против захватчиков. Начались бои за Москву. (Слайд №3). Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой воин. (Слайд 4).
И вот наступил долгожданный день: вражеское войско было побеждено (Слайд 5). Россия стала свободной, а ее народы едиными. В честь объединения всех народов и земель России и победы над врагами Минину и Пожарскому отлили памятник из меди с надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Поставили этот памятник в Москве — столице нашей Родины на Красной площади – в самом сердце России. (Слайд 6).
Воспитатель :
Ребята, вам понравился мой рассказ? Какими словами можно охарактеризовать Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского?
Дети: Да. Они герои, смелые, мужественные, храбрые, сильные, стойкие, любящие свою Родину.
Воспитатель:
Правильно, ребята.
Минин и Пожарский –
Русские герои.
Минин и Пожарский
Столицу взяли с боем.
Смогли они народы на подвиг вдохновить,
Чтоб возвратить свободу
И мир восстановить.
Эта славная победа сделала навсегда незабываемым для нас день 4 ноября. В честь этого события мы празднуем теперь День народного единства как заслуженный праздник. Этот день отмечен красным числом в календаре. Над каждым учреждением поднимается государственный флаг России. В этот праздник у всех выходной день. Люди ходят друг к другу в гости, собираются вместе, на улицах и площадях проходят праздничные мероприятия, устраиваются народные гуляния. (Слайд 7).
Давайте и мы, ребята, все вместе дружно поиграем в русскую народную игру «Защита укрепления».
(Дети играют в игру).
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю вспомнить мудрые пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине. Кто вспомнит, поднимайте руку, мы с удовольствием вас послушаем.
Дети:
Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой.
За край свой насмерть стой.
Сам погибай, а товарища выручай.
Жить — Родине служить.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Воспитатель:
— Замечательно! Много пословиц и поговорок мы сегодня услышали. Помните всегда, ребята: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать и забывать обиды.
И сегодня накануне Дня народного единства мы с вами проведем акцию «Мы — вместе!».
(Воспитатель предлагает подойти к столами, где приготовлено все необходимое). Воспитатель:
Прежде, чем приступить к работе, мы сделаем разминку для пальчиков.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику:
На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальчики соприкасаются кончиками – «крыша дома»).
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками).
Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты).
Вот душистые цветы (сделайте из ладоней «бутон»).
Окружает все забор (нарисуйте в воздухе зигзагообразную линию).
За забором чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух).
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота).
К дому быстро подбегаем (пальцы «побежали» по столу).
В дверь стучимся: тук – тук – тук (стучим кулаками по столу).
Кто – то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь).
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что – то несете).
Воспитатель:
Сейчас мы обведем свои ладошки на цветной бумаге, вырежем их силуэты и приклеим на ватмане, в центре которого изображена территория России. Вам нужно будет расположить силуэты своих ладошек рядом друг с другом, как будто мы крепко держимся за руки — это будет означать то, что мы вместе, мы едины, а значит непобедимы!
(Дети обводят ладошки и вырезают их силуэты, затем располагают и наклеивают силуэты на ватмане).
Воспитатель:
Давайте, друзья, мы за руки возьмемся,
Из песен и игр мы венок заплетем.
По нашей стране, по России пройдемся,
С друзьями большой хоровод заведем.
Итог НОД:
Воспитатель предлагает детям взять в руки флаг России и, передавая его из рук в руки, вспомнить и назвать те моменты мероприятия, которые им наиболее понравились и запомнились, и почему.
Конспект познавательной нод в средней группе
Воспитатель: Вшивцева Наталия Ивановна
Цель: формировать знания об истории праздника «День народного единства», понятие о России, как о много национальном государстве, народы которого проживают в дружбе и согласии между собой. Закрепить знания о флаге, гербе и гимне. Воспитывать любовь и уважение к Родине, проживающим народам, формировать дружеские взаимоотношения в детском коллективе. Развивать слуховое внимание и память.
Предварительная работа: с детьми проводятся беседы о дружбе, о Родине, разучиваются стихи, народные пословицы и поговорки, народные игры. Дети слушают Гимн РФ, изучают символику РФ.
Ход занятия.
Воспитатель:
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой страны такой не знаю,
Где так вольно дышит человек.
В мире есть такие государства,
Солнцем озарённые края
С пеньем птиц, с гудками на рассвете
– это наша Родина, друзья!
Воспитатель:
Ребята, как называется наша Родина (Россия).
Много народов живёт в России, а одним словом мы все россияне.
Ребята, а вы любите свою страну? (ответы) А за что? (ответы детей)
Воспитатель;
4 ноября вся Россия будет отмечать праздник - День Народного Единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями далёких времён 1612 года, когда на нашу страну напали враги.
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский подняли весь народ на борьбу с врагом.
Ведь победить врага можно только объединив народ России. И победили!
В Москве на Красной площади поставлен памятник, на котором написано
«Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия».
Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина! Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник - День Народного Единства.
Здравствуй, праздник наш Российский,
День великий, славный.
Ты и взрослый, ты и детский,
Праздник самый главный.
В день ЕДИНСТВА будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности РОСИИ
В дальних сёлах, городах!
Вместе жить, работать, строить.
Сеять хлеб, растить детей
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей.
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
Физминутка:
В нашей стране горы высокие (потягивания вверх на носочках),
Реки глубокие (присели),
Степи широкие (руки в стороны),
Леса большие (руками описываем круг),
А мы, ребята, вот такие!
Воспитатель:
У каждой страны есть свои государственные символы: герб, флаг и гимн.
У нас красивый герб, на нём изображен двуглавый орёл. Орёл-символ солнца и небесной силы, бессмертия. Внутри герба, на груди орла, расположен герб Москвы, где Георгий Победоносец пронзает копьем дракона. Дракон-это зло, которое есть на земле.
Герб-это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках; на паспортах и документах.
Герб страны - орёл двухглавый
Гордо крылья распустил,
Держит скипетр и державу,
Он Россию сохранил.
Воспитатель:
На нашем флаге - три горизонтальные полосы. Сверху белая полоса, посередине синяя, внизу красная.
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Воспитатель:
Эти цвета символизируют единство мира, земли и неба.
А сейчас мы с вами поиграем в игру « Собери флаг»
(дети разделились на три команды и собирают флаги из разрезанных деталей)
Воспитатель:
Есть у нашего государства и самая главная торжественная песня - это гимн России. Исполняется он на всех государственных праздниках и торжественных мероприятиях. Слушают гимн стоя и никогда при этом не разговаривают. Давайте и мы встанем и послушаем гимн России.
Звучит гимн России.
Воспитатель:
Россия – самая большая страна в мире! Она занимает самую большую и обширную территорию. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики. В нашей стране живет очень много разных народов. Наша Родина многонациональная. У каждого народа есть свои песни, музыка, культура, обычаи и обряды. А сколько замечательных стихотворений сложили о Родине. Их нам расскажут дети.
Страна моя родная!
Леса, луга, моря, поля,
ширь степного края,
ЭТО- РОДИНА МОЯ!
Это горы вековые
Люди - верные друзья
И дела их - трудовые
ЗДРАВСТВУЙ. РОДИНА МОЯ!
Как повезло тебе и мне!
Мы родились в такой стране,
Где люди все,- одна семья,
Куда не глянь – кругом друзья.
Показ презентации « О народах России»
Танец «Мы помирились»
Воспитатель:
Ребята мы вчера с вами начали делать плакат с поздравлением с Днем Народного Единства, сейчас мы его доделаем. Мы вырезали силуэты людей, сейчас мы их наклеим на плакат, будем наклеивать по кругу, как будто бы люди держатся за руки - это будет символизировать, то, что мы вместе, мы едины, а значит и непобедимы.
Звучит музыка, дети намазывают силуэты клеем и приклеивают их на плакат.
Воспитатель:
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица- с небом,
Как травы с лугом,
Как ветер- с морем
Поля- с дождями,
Как дружит солнце
Педагогический проект в средней группе на тему: «День народного единства»
Название проекта: «День народного единства»Автор: воспитатель средней группы детского сада «Октябрьский детский сад» Василькова Татьяна Леонидовна.
Продолжительность проекта : краткосрочный 2 недели с 20 октября по 3 ноября.
Тип проекта: познавательно, информационно, продуктивный.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Возраст детей : 3-5 лет.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Формирование у детей элементарных представлений о российских праздниках. У детей не сформировано знаний о российских героях, национальных традициях, истории возникновения российских праздников. Дети владеют небольшим запасом знаний о родине, государственной символике (герб, гимн, флаг).
Актуальность проекта: Патриотизм был и остаётся главным приоритетом в нашей стране! Ведь любовь к родине, родной природе, семье, культуре, истории страны – это важное и неотъемлемая часть каждого гражданина своей страны, от мала до велика. Приобретённые в дошкольном детстве знания о родине её истории, вызывает у детей глубокий, искренний интерес к ней, расширяет знания, способствует формирования характера и любовь к родине.
Продолжать развивать связную речь детей, умение понятно выражать свои мысли для окружающих, формировать интерес к истории России.
Цель проекта: Формировать представление детей о истории и праздниках в России.
Задачи проекта:
Образовательные:
Дать представление о празднике: «День народного единства»
Активизировать словарь детей терминами из темы проекта.
Развивающие:
Развивать мышление, память, мелкую моторику рук, связную речь.
Развивать творческие способности в продуктивной деятельности.
Развивать любознательность и интерес к народным праздникам, героям.
Воспитывающие:
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, чувство гордости за свой народ,уважение к русским воинам, национальным героям, желание им подражать.
Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе.
Способствовать формированию интереса к российским праздникам.
Для педагога:
А. Дать детям знания о российском празднике «День народного единства»
Б. Развивать любознательность, «живой »интерес.
В. Расширять знания детей о родине, России,государственной символике,российских праздниках.
Г. Развивать творческие способности детей.
Предполагаемый результат:
А.Совершенствовать уровень знаний детей о нашей стране.
Б.Формирование у детей первых чувств патриотизма.
В.Повышение уровня знаний родителей.
Г.Проявление интереса детей к событиям происходящим в стране.
Продукт проектной деятельности:
А. Выполнение коллективной работы из пластилина: «День народного единства»
Б. Рисование гуашью: «Земля наш общий дом»
В. Презентация «С чего начинается Родина»
Г. Папка-передвижка «История праздника «День народного единства»
Д. Выпуск коллективной стенгазеты «4 ноября день народного единства»
Реализация проекта:
Подготовительный этап:
А. Определить тему проекта.
Б. Сформулировать цели и задачи проекта.
В. Составить план реализации проекта.
Г.Подбор наглядного, информационного материала для реализации проекта.
Д. Подбор материала для продуктивной деятельности.
Основной этап.
А. Рассматривание карты России и глобуса.
Б. Проведение непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру: «Наша родина»
В. Проведение непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру: «4 ноября день народного единства»
Г. Проведение художественно-эстетической деятельности лепка тема: «День народного единства»
Д. Проведение художественно-эстетической деятельности рисование гуашью: «Земля наш общий дом»
Е. Проведение непосредственно образовательной деятельности по музыке с прослушиванием гимна Российской Федерации.
Ж.Просмотр презентации: «С чего начинается Родина»
З. Разучивание стихотворение: «Что мы Родиной зовём?»
«Флаг России»
И. Консультация для родителей: «История праздника «День народного единства»
Завершающий этап.
А.Выпуск коллективной стенгазеты «4 ноября день народного единства»
Б.Поход в другую группу с рассказом детей детям о празднике.
Результат.
В результате работа получилась объемной и познавательной. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания. Которые им дали родители и воспитатели. Расширяя кругозор и представления о народных праздниках. Повысился патриотизм детей. Дети овладели конкретными знаниями.Они стали делится полученной информацией с другими детьми! Родители заинтересовались полученными продуктами проекта.
В рамках проекта, работа получилась познавательной. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и воспитателей. Расширяя кругозор и представления об народных праздниках.Повысился патриотизм детей. Дети овладели конкретными знаниями. Научились делать конкретные выводы. Дети стали делиться полученной информацией из различных источников с другими детьми. Родители заинтересовались полученными продуктами проекта.