Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания

Ручные декоративные швы

Детали одежды соединяются в одно целое при помощи швов. Для этого используется иголка. С ее помощью на ткани или ином материале делаются ниткой стежки, их законченная совокупность образует шов.

До изобретения швейных машин все работы производились вручную. В домашних условиях и в кустарном производстве такая практика существует и сейчас. Шов ручной незаменим и на начальном этапе создания моделей одежды. Различные техники шитья используются для декоративной отделки ткани.

Принципы шитья

Шовное соединение образуется за счет переплетения одной или нескольких нитей в определенной последовательности. Отдельные элементы выкроек целесообразно на начальном этапе крепить временно. Такое соединения обычно делается вручную. После примерки и окончательной доводки шов ручной заменяется машинной строчкой.

В зависимости от конечной цели, детали одежды могут соединяться различными способами. Швы при этом будут существенно отличаться по плотности стежков, крепости и т. п.

В отдельных случаях на первое место выходит не качество соединения, а декоративные свойства укладки нитей на лицевой поверхности. Такие швы называют декоративными и служат они для отделки готового изделия.

Законченное движение иглы с ниткой образует на материале стежок. Последовательность таких действий называют строчкой. Соединение участка материала, выполненное в одну или несколько строчек, образует шов.

Вне зависимости от техники выполнения, стежки на лицевой и изнаночной стороне должны быть положены ровно, на одинаковом расстоянии друг от друга, и иметь равномерное натяжение нити.

Виды ручных соединений

Для временного соединения деталей и пометок во время примерки применяют сметочный, прокладочный и переводной шов. Так называемые силки используют для переноса линий контура с одной симметрической части изделия на другую.

Края материала обрабатывают круглым швом. Его удобно использовать для подготовки оборок, воланов и прочих деталей. Ручной шов-строчка, напоминающий машинную, называют стачным. Он применяется для постоянного крепежа деталей одежды.

Разметочный шов выполняется, как и стачной, но не с такой плотностью. Расстояние между соседними стежками делают равное половине их длины. Для предотвращения «осыпания» краев ткани их обрабатывают обметочным швом. Он может быть косым, крестообразным или петельным по технике исполнения.

Подшивочный шов применяют для обработки подвернутых краев. По технике исполнения он может быть простым (открытым), потайным или фигурным.

Стачные соединения

До изобретения швейных машин шов ручной применялся для крепления деталей одежды. Отличие сметочного соединения от стачного заключается в том, что иголка продвигается не постоянно вперед, но с каждым новым уколом возвращается назад.

Стежки при этом образуются не поочередно, то на лицевой, то на изнаночной поверхности, а перекрещиваются. Этим достигается повышенная прочность и эластичность соединения.

С лицевой стороны стежки получаются короткие, на одинаковом расстоянии друг от друга. В то же время на изнанке они в три раза длиннее, заходят друг за друга, не имеют просветов и образуют сплошную линию.

Так называемый машинный ручной шов, или «строчка», отличается особой прочностью. При качественном исполнении возникает сомнения, что он выполнен вручную. Стежки на лицевой части одного размера без просветов, на изнанке они заходят друг за друга и вдвое длиннее.

Техника выполнения стачных соединений

Эти швы еще называют «назад иголку». И это оправдано, потому что с каждым выходом на лицевую часть она возвращается на шаг назад. Расстояние может быть равное половине изнаночного стежка или его одной трети. В зависимости от целей соединения промежуток может быть от 1 до 7 мм.

Выполняется шов справа налево. Иголка вводится сверху вниз, проводится под тканью и выводится на лицевую часть с образованием с изнанки стежка необходимой длины. Затем она возвращается на шаг назад. Укол производится снова в первое отверстие, после повторяется цикл и с изнанки, и на лицевой части. В этом случае образуется ручной шов «строчка».

Если после вывода нитки на лицевую часть повторный укол делается не в первое отверстие, а посередине между входом и выходом иглы, то такой ручной стачной шов называют «за иголку». Он не образует сплошную линию стежков на лицевой части, не такой крепкий, как «строчка», но выполняется быстрее.

Отделочные швы

В отдельных случаях при монтаже деталей одежды или закреплении отдельных ее частей на поверхности образуются приятный глазу узор. Такое соединение называют отделочным.

Для подшивки трикотажа и сшивания толстых несыпучих тканей применяют ручной декоративный шов «козлик», образующий простой крестообразный узор.

Соединением «монашка» отделывают края карманов, разрезы и складки. Такой крепеж выполняется в виде Петельные стежки в виде ветвей и цепочек характерны для и соединения «елочка». Их используют для подшивания краев материала.

Такие виды отделки могут применяться и для крепления деталей одежды, и использоваться отдельно, лишь для придания готовому изделию декоративных отличительных особенностей.

Вышивание

Массовое фабричное производство одежды отодвинуло ручное шитье на дальний план. Занимаются серьезно этим ремеслом только настоящие ценители оригинальной одежды или художественной вышивки. Иногда фантазия таких портных поражает, когда появляются просто уникальные вещи с отделанными декоративным шитьем лацканами, шлицами, петлями и карманами.

Монастырская сестра и ручной шов при отделке одеяний священнослужителей - это обязательная практика. Особая тщательность и аккуратность требуется при подготовке архиерейского облачения. Рукотворные вышитые иконы - это уникальная техника, требующая одновременно и усидчивости, и особых навыков, и чистоты помыслов.

Особое место занимает золотое и шелковое шитье, а также ковровая и объемная техники. Удивительные по красоте работы, отделанные пайетками, зеркалами, бисером и золотом. Вышивка крестом известна с древности, ею украшали и рукодельные картины, и предметы декора, и одежду.

Ручной декоративный шов гладью - это серия плоских стежков на ткани. В процессе работы они полностью заполняют контур нанесенного декоративного узора. В этой технике применяют различные по исполнению швы: «владимирский», «стебельчатый», «узелок», «узкий гладьевой валик», «петля вприкреп» и другие. Различают несколько видов глади: художественную цветную, белую, атласную, китайскую, японскую, русскую александровскую и мстерскую.

Он применяется для соединения частей меховых шкурок и при их мелком ремонте. Для шитья используют иглы и нити в соответствии с толщиной мездрового слоя шкурки. Чем он толще и длиннее мех, тем диаметр нити и величина иголки больше. Для соединения тонкомездровых шкурок частота стежков должна увеличиваться.

Шов выполняется справа налево. На конце нити узел не делается, крепится она несколькими стежками в одном месте. Перед началом работы ворс нужно уложить таким образом, чтобы он не мешал шитью. Для этого шкурки складываются мехом внутрь. Отдельные волоски заправляются иголкой на лицевую сторону.

Выполняется ручной скорняжный шов движением иголки от себя. Прокалываются сразу две шкурки, нить протягивается, перебрасывается через кромку и снова вводится в то же самое отверстие. После плотного натяжения нити петля затягивается. Иголка перебрасывается снова через кромку, и процесс повторяется со вторым отверстием.

Секреты мастерства

Шов ручной начинается с втягивания в ушко иголки нитки. Чтобы она в работе была послушной, не путалась и не скручивалась, ее следует обрезать с катушки уже после вдевания.

Откусывание нитки портит зубы и выглядит совсем не профессионально. Лучше сделать аккуратный рез острыми ножницами не поперек ее, а под углом, тогда легче будет попадать в ушко.

Узелок на конце нити лучше не вязать, а закрепиться несколькими обратными стежками. Опытная мастерица знает, что любое уплотнение на ткани при проглаживании может отпечататься на поверхности или будет просвечиваться.

Шить длинной нитью (более 70 см) неудобно. В старину о мастерицах, практикующих такой способ, говорили как о ленивых девках, не желающих сделать лишнего движения.

Для того, чтобы научиться красиво и грамотно шить, нам необходимо внимательно изучить тему «ручные стежки и швы». Это основа-основ швейного мастерства, секретами которого я буду делиться с вами на страницах своего блога!

В этой статье познакомимся с ручными швами — где они применяются и как выполняются. И для начала скажу, что такое стежок, и что такое шов.

Стежок – это законченный цикл переплетения нитей между двумя проколами иглы.

Строчка – последовательный ряд стежков.

Итак, рассмотрим виды ручных швов и их применение:

Сметочный шов – служит для временного скрепления деталей изделия. Длина стежка от 0,7 до 2,5 см, в зависимости от вида ткани и вида работ. Расстояние между стежками 0,2 — 0,5 см. То есть с лицевой стороны мы видим стежки по 0,7-2,5 см, а с изнаночной по 0,2-0,5 см.

Наметочный шов – применяем для прикрепления одной детали к другой. Например: карман наметываем к фартуку. Длина стежка 1,5-3 см. Чем мельче детали, тем мельче стежки.

Заметочный шов – используем для скрепления подогнутого края изделия. Длина стежка 1-3 см, в зависимости от структуры ткани. «Непослушные» ткани заметываем тщательнее и делаем короткие и частые стежочки. Для толстых и плотных тканей длину стежка увеличиваем.

Выметочный шов – служит для скрепления предварительно обтачанных и вывернутых швом внутрь деталей. Длина стежка 1-2 см. Так же учитываем тип ткани. Чем толще ткань, тем крупнее стежок.

Копировальный шов
– необходим для переноса размеченных линий на симметричную деталь. Две детали сметываем по линии, требующей переноса, стежки при этом не затягиваем. Они должны выглядеть в виде петелек на лицевой стороне. Затем детали раздвигаем и разрезаем нитки между ними. Таким образом у нас на обеих деталях останутся торчать ниточки, по которым мы сможем смело провести меловые линии. Длина стежка 1 — 2 см, высота петель 0,3 — 0,5 см.

Наметочный шов косого стежка – служит для временного скрепления деталей при наметывании с посадкой. Например, для скрепления верхнего воротника с нижним или деталей клапана. В уголках этих деталей необходимо делать небольшую посадку из детали верха. Наметочный шов косого стежка будет очень хорошо держать посадку. Ткань не будет «съезжать» и перекашиваться. Длина стежка 0,7 — 2 см. Ширина стежка 0,4 — 0,6 см.

Выметочный шов косого стежка – служит для скрепления предварительно обтачанных и вывернутых швом внутрь деталей. И применяется в тех случаях, когда нам нужно образовать кант, рамку или закрепить швы враскол. Применяется этот шов при обработке края борта, лацканов, воротников и карманов. Длина стежка 0,7 — 1 см. Ширина стежка 0,5 — 0,7 см.

Обметочный шов косого стежка – применяем для закрепления края детали и предотвращения высыпания нитей. Может вполне заменить оверлочную строчку. Длина стежка 0,5 — 0,7 см. Ширина стежка 0,3 — 0,5 см.



Подшивочный шов
– используем для постоянного закрепления подогнутых краев изделия. Для закрепления низа рукава, низа изделия. Для прикрепления внутренних срезов подбортов. Длина стежка для закрепления подогнутых краев изделия 0,3 — 0,4 см, для подшивания подборта 1 — 1,5 см. Ширина стежка в швах с открытым срезом 0,2 — 0,3 см, с закрытым (подогнутым) срезом 0,1 см. Ширина шва для подшивания подборта 0,3 — 0,5 см.

Обметочный крестообразный шов – применяем для подшивания отлета воротника, низа женских пальто, платьев, брюк из легкоосыпающихся тканей. Так называемый «козлик» 🙂 . Выполняется слева направо. Длина стежка 0,5 — 0,9 см. Ширина стежка 0,5 — 0,7 см.

Разметочный петлеобразный шов – служит для постоянного скрепления нескольких слоев ткани, в местах где необходимо создать прочное эластичное соединение (для разметки проймы, пришивания плечевых накладок…) Длина стежка 1 — 1,5 см. Стежки делаем слева направо. По другому он называется шов «назад иголкой»

Стачивающий петлеобразный шов – используем для постоянного соединения деталей, в местах, где невозможно выполнить машинную строчку. Шов похож на разметочный петлеобразный, только стежки располагаем вплотную один к одному. На лицевой стороне шов похож на машинную строчку. Длина стежка по лицевой стороне 0,2 — 0,3 см.


Подшивочный петлеобразный шов
– применяется для постоянного закрепления подогнутых краев с закрытым срезом. И служит для подшивания подкладки, накладных карманов. Его практически не видно с лицевой стороны. Длина стежка 0,3 — 0,4 см. Ширина стежка 0,05 — 0,1 см.

Шов, закрепляющий стежки — применяем для закрепления концов строчек по выполнению ручных работ, таких как пришивание пуговиц, крючков, кнопок. А так же для выполнения закрепок на концах петель, карманов и т.д. Длина стежка 0,3 — 0,4 см.

Стегальный шов — постоянный. Применяется для скрепления основной и прокладочной тканей, например, для выстегивания лацкана мужского пиджака. Сейчас применяется крайне редко, так как прокладочные материалы выпускаются в основном на клеевой основе.Длина стежка 0,5 — 0,7 см. Ширина стежка 0,3 — 0,5 см.

Вспушной шов — применяется для постоянного скрепления и для отделки краев деталей пиджака или жакета: бортов и воротника. Длина стежка 0,3 — 0,5 см.

Друзья, это основные ручные швы, которые применяются для изготовления швейных изделий! Предлагаю вам для закрепление теории выполнить каждый шов на небольшом отдельном кусочке ткани. Если возникнут вопросы, задавайте их в комментариях или . А затем переходите к знакомству с .

© Ольга Маризина

Которые обеспечат хорошее качество, привлекательный вид и долговечность. Выбор подходящего шва для соединения деталей из материи имеет при этом большое значение. Самые распространенные швы — двойной (французский), стачной, накладной запошивочный. Заранее обдумайте, какой шов лучше подойдет для внешнего вида и цели вашего изделия.

Основные приемы сшивания

Стачной шов — самый простой и универсальный способ соединения основных деталей из ткани. Прежде чём шить на машине, всегда скалывайте и сметывайте детали. Чтобы аккуратно обработать выпуклые и вогнутые срезы и углы, обравнивайте их и обрезайте. На углах срезайте треугольник материи, а вдоль изогнутого среза делайте надрезы или зубчики.

Сколите и сметайте детали, положите на машину под иголку, прижмите лапкой. Закрепите нитку в начале шва, прошив вперед и назад около 1 см несколько раз. Шейте вдоль края рядом с линией сметывания; в конце закрепите нитку так же, как в начале шва. Удалите наметку, разутюжьте шов. Используя новый материал, сначала проверьте на небольших лоскутках, как идет шов, и отрегулируйте, если нужно, длину стежков, давление лапки, натяжение ниток, соответствие иглы и ниток данной ткани.

На углу срежьте треугольник с обрезного края ткани после соединения деталей стачным швом. Между швом и срезом оставьте расстояние около 6 мм, иначе детали могут разъехаться при выворачивании на правую сторону.

По выпуклому краю соединяемых деталей вырежьте зубчики — так ткань станет легче и не будет деформироваться. По припуску вогнутого края сделайте надрезы, чтобы ткань не морщила. Будьте внимательны, не надрезайте ткань слишком близко к шву.

Обработка обрезных краев

Обрезные края деталей должны быть заделаны для предохранения их от осыпания. Этот процесс называется обметыванием. Особенно важно обработать края изделий длительного или интенсивного пользования. Обметать края ткани можно различными способами: обметочным (обкидным), запошивочным, петельным швом, подрубочным «зигзагом», косой бейкой или просто ножницами с зубчатыми лезвиями.

Самым простым способом обметывания обрезных краев является машинная обработка зигзагом. Хороший способ — обшивка косой бейкой, которая скрывает обрезные края. Двойной французский или ложный запошивочный швы тоже позволяют скрыть необработанные края, но для последнего нужна лишняя ткань на подгибку. Когда видна обратная сторона изделия и швы, стоит применять двойной французский шов.

Установите на машину приспособление «зигзаг» и уложите необработанный край под иголку. Закрепите нитку, прострочите зигзагом как можно ближе к краю; закрепите конец нитки.

Ровными стежками прошейте край материи с изнаночной стороны на лицевую. Не стягивайте нитку, чтобы край не морщил.

Сложите край косой бейки с краем обрабатываемый ткани. Приколите, приметайте и прошейте на машине. Загните бейку через край ткани, прострочите через все слои.

Припуски на швы должны быть шириной 2,5-3 см. Обрежьте один край после соединения стачным швом до 0,5 см, наложите и подверните под него сверху широкий край. Заколите булавками, приметайте и прошейте вдоль загнутого края.

Специальные ножницы с зубчатыми лезвиями режут материю, оставляя зубчики. С их помощью можно быстро и легко обработать край, но такая обработка не очень надежна, поэтому ее нужно применять только для внутренних швов.

Двойной французский шов (запошивочный, или выворотной, шов)

Это прочный, аккуратный шов, не требующий дополнительного сметывания по лицевой стороне материи. Однако его можно применять только для стачивания прямых краев деталей; припуск на шов должен быть не менее 1,5 см. Это идеальный шов для изделий и легких, прозрачных тканей, когда видны обе их стороны.

  1. Первый шов. Соединяемые детали сложите изнаночными сторонами внутрь, сколите и сметайте. Сшейте детали простым стачным швом в 5 мм от края. Снимите ткань с машины, выдерните наметку.
  2. Подрезка. Аккуратно обрежьте острыми ножницами край до расстояния 3 мм от машинной строчки. Сложите сшитые детали лицевой стороной внутрь, обровняйте и прогладьте вдоль края.
  3. Второй шов. Сметайте детали, сложенные лицевой стороной внутрь, близко к краю. Прошейте на расстоянии 1 см от первого (теперь внутреннего) шва; обрезные края останутся внутри.
  4. Заключительная операция. Удалите наметку, разложите сшитые детали лицевой стороной вверх. Получился аккуратный шов с незаметными стежками. Разгладьте припуск на одну сторону.

Это очень простой метод, применяемый для того, чтобы подчеркнуть линию шва. Для этого нужна контрастная нитка или шов с длинными стежками. Сколите детали булавками, сметайте, соедините машинной строчкой, удалите наметку, расправьте и разутюжьте шов. С лицевой стороны проложите отделочную строчку вдоль правой или левой стороны шва.

Ложный запошивочныи шов

Ложный запошивочный шов применяют там, где нужно крепкое плоское соединение, например для обивочного и портьерного материала. Шов виден на правой стороне материала.

Ручные швы чаще всего незаменимы на первоначальной стадии изготовления изделия, например для простого соединения и закрепления деталей - это стежки временного назначения, которые чаще всего выполняются контрастными нитками, и, которые после выполнения всех необходимых операций просто удаляются.

Так же стежки могут быть постоянного назначения - использоваться для , выполнять декоративную функцию и т.д. Если углубляться в терминалогию, то самой маленькой единицей ручного шитья является стежок, который представляет из себя законченное переплетение нитей или нити между проколами ткани либо другого материала, произведенного на некотором расстоянии друг от друга иглой. Повторяющиеся на материале стежки называются строчкой, а строчка или строчки наложенные для скрепления двух или нескольких участков ткани представляют шов. Строчка при ручном шитье чаще всего и является швом, так как в таком случае большинство швов состоит из одной единственной строчки. Ниже представлены виды ручных стежков и строчки, которые они образуют.

Прямые ручные стежки

Служат в основном для временного соединения и закрепления деталей при начальной стадии подготовки изделия к примерке и корректировке, к обработке швейной машиной. Прямыми стежками выполняют следующие строчки:

Прямая сметочная строчка

Прямая сметочная строчка (шов) - для выполнения строчки (шва) параллельно тканевому срезу или просто по намеченной линии прямыми стежками.

Прямая наметочная строчка

Прямая наметочная строчка (шов) - для скрепления двух деталей, разных по величине, чаще всего нитью контрастного цвета.

Прямая заметочная строчка

Прямая заметочная строчка (шов) - для фиксирования подгибаемых краев деталей (низ изделий и тд.)

Прямая выметочная строчка

Прямая выметочная строчка (шов) - для закрепления краев отдельных деталей, которые были предварительно соединены (машинной или ручной строчкой) и вывернуты на лицевую сторону (клапаны, воротник, манжеты).

Прямая копировальная (силки)

Прямая копировальная строчка (силки) - для переноса контрольных знаков и меловых линий с одной детали на другую. Стежки при этом не затягивают, а образуют небольшие петельки - после завершения работы детали равноудаленно разводят в стороны и разрезают между ними нити. По оставшимся обрывкам нитей проводят меловые линии для создания контура.

Прямая сборкообразующая строчка

Прямая сборкообразующая строчка - для образования сборок, путем прокладывания одной, а чаще всего, двух параллельных прямых наметочных строчек с дальнейшим стягиваем ниток на желаемую величину.

Косые ручные стежки

Представляют собой более эластичные соединения, к тому же они прочнее и в связи с этим часто используются как стежки временного или постоянного назначения. Косыми стежками выполняются следующие строчки:

Косая наметочная строчка

Косая наметочная строчка (шов) - для получения устойчивого соединения деталей, с исключением возможности их сдвига при дальнейшем процессе обработки. Либо для закрепления верхней детали на нижней с посадкой (верхний воротник на нижний и тд.).

Косая выметочная строчка

Косая выметочная строчка (шов) - для временной обработки краев деталей, после выполнения обтачивания машинной строчкой. Применимо в тканях без рисунка, так как при влажно-тепловой обработке не исключается возможность искажения рисунка.

Косая обметочная строчка

Косая обметочная строчка (шов) - для закрепления по срезам деталей с целью предотвращения их от осыпания. Особенно актуально при изготовлении изделий без подкладки.

Косая стегальная строчка

Косая стегальная строчка - для скрепления деталей по поверхности в виде основной и прокладочной ткани в целях увеличения их упругости. При этом верхнюю деталь прокалывают насквозь, нижнюю - лишь на половину его толщины и материал верхней детали слегка припосаживают (лацкан, воротники и т.д.). При правильном исполнении на лицевой стороне верхней детали не должно быть следов стежков.

Косая подшивочная строчка

Косая подшивочная строчка - для закрепления подогнутого края обрабатываемой детали с открытым срезом из несыпучих или мало сыпучих материалов (в основном используется при изготовлении верхней одежды). Бывают открытые, потайные и фигурные.

Косая штуковочная строчка

Косая штуковочная строчка - для скрепления деталей встык в местах разрыва или прореза. Применяются в основном при ремонте одежды из неосыпающихся, плотных материалов. Материал прокалывается лишь на половину толщины - и с лицевой стороны такая строчка невидима.

Когда мы говорим о вышивке, первое, что приходит в голову – это вышивка крестиком. Но на свете существует огромное количество других декоративных швов и техник вышивки. Декоративные швы — вовсе не означает сложные. Зачастую вышивать ими легче, чем крестом. Многие ручные декоративные швы не требуют такого скрупулезного подсчета, как крест, «прощают» ошибки неопытных пальчиков. Есть и еще один плюс. Простыми швами можно делать вышивку не на канве, а на обычной ткани. Вышивайте сразу на уголке скатерти, или украсьте декоративными швами джинсы. Вариантов множество! И никакой канвы. Делать эффектные вышивки можно даже швом «вперед иголка». Куда уж проще? Что уж говорить о потенциале тамбурного шва или «французских узелков».

Простые швы о которых мы собираемся рассказать, станут великолепным материалом вышивки для начинающих рукодельниц.

Прямой стежок.

Это самый основной стежок. С помощью него можно вышивать что-угодно. Его можно класть в любом направлении, любой длины.

Снежинка прямыми стежками. Рисуем круг, намечаем середину. Размечаем окружность на нужное количество точек-лепестков. Выводим иглу из центра и делаем стежки, все время возвращая иглу в центр. В-А; С-А; D-A и так далее.

Шов «вперед иголку»

Пожалуй, самый известный простейший шов. Что бы его украсить можно менять длину стежков: например 2 коротких 1 длинный и т.д.

Гладь

Гладь – очень красивая самостоятельная вышивка. Особенно была распространена в середине прошлого века. Возможно, у кого-то дома сохранились бабушкины вышивки гладью– наволочки, салфетки. Можно гладь использовать как элемент для заполнения. Стежки в этой технике кладутся аккуратно параллельно друг другу вдоль всей фигуры, которую нужно заполнить.

Как шить гладью: Сначала рисуем нужную фигуру на ткани. Начинаем с края рисунка. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем в точке В, а затем выводим на лицо в точке С, рядом с точкой А. Продолжаем вышивать плотно кладя стежки один рядом с другим.

Строчка или шов «назад иголку»

Шов назад иголку используется часто: им вышивают стебли, надписи, делают обводку (например, в вышивке крестиком). Шьют вручную, когда нужно сшить крепко две детали.

Как шить швом «назад иголку»: Рисуем линию на ткани. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А.Вкалываем в точке В, она находится за точкой А. А затем выводим на лицо в точке С, она находится впереди точки А. Следующий стежок делаем вкалывая иглу в точку А и выводим впереди точки С.

Стебельчатый шов

Как и шов «назад иголку» вышивка стебельчатым швом используется для стеблей, надписей, контурных рисунков.

Как шить стебельчатым швом: Чертим линию на ткани. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А в начале линии. Делаем стежок В-С, точка С находится посередине между А и В. Следующие стежки: Д – В, Е –Ди.т.д. Нитка, при выполнении стежков должна оставаться всегда с одной стороны. При изгибе линии, стежки могут распадаться, что бы этого не происходило, стежки можно делать мельче.

Как смотрится эта строчка на готовом изделии можно увидеть, например, на Она полностью выполнена этим швом.

Шов «папоротник»

Декоративный шов. Шов «папоротник» похож на стебель с листиками. Что бы рисунок выглядел естественней, можно изменять угол наклона и длину листьев.

Как шить швом «папоротник»: Нарисуем изогнутую линию. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А на некотором удалении от начала линии. Вкалываем иглу в точке В (начало линии)) и выводим на лицо в точке С (сбоку от намеченной линии), вытягиваем нитку. Делаем стежок А – D (точка D находится по другую сторону намеченной линии), вытягиваем нитку. Далее делаем стежок А – Е по линии. Получается стволик с веточками.

Тамбурный шов

Один из самых распространенных и красивых декоративных швов. Маленькая, детская машинка «Кузнечик» шьет этим швом. Тамбурным швом начинают вышивать еще в детском саду, почему-то считается, что он очень прост. Им можно шить вдоль линии, оконтурить рисунок, вышить надпись и даже заполнить форму.

Как шить тамбурным швом: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем иглу в точке В (рядом с точкой А) и выводим на лицо в точке С, но не протягиваем нитку, пока не проведем ее под образовавшуюся петельку. Далее делаем следующую петлю: вколов иглу рядом с точкой С (внутри предыдущей петли)и выведя ее в точке Е. Опять продеваем в образовавшуюся петлю и т.д. Для того чтобы закончить шов вкалываем иглу в точку F и выводим нитку на изнаночную сторону.

Полностью тамбурным швом выполнены .

Петельный шов или краевой

Этим швом обрабатывают край изделий, обметывают в ручную петли для пуговиц. Он очень красиво смотрится и прост в изготовлении. Можно использовать в качестве декоративной строчки.

Как шить петельным швом: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем иглу в точке В и выводим на лицо в точке С, но не протягиваем нитку, пока не проведем ее под иглой.Продолжаем класть стежки слева направо. Когда ряд будет закончен, вкалываем иглу в точку D сразу за петлей. Старайтесь класть стежки на равном расстоянии друг от друга.

Можно чередовать длину ножек стежков – получится красиво.

Можно почитать подробнее про . Там прописаны варианты и различные украшательства этого шва.

Тамбурная петля (цветок)

Тамбурная петля – это вариант тамбурного шва, в котором каждая петля в цепочки вышивается отдельно. Если вокруг центральной точки вышить несколько тамбурных петель, то получится цветок. Листик выйдет из отдельной тамбурной петли

Как вышивать тамбурной петлей: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем иглу в точке В (рядом с точкой А) и выводим на лицо в точке С, но не протягиваем нитку, пока не проведем ее под образовавшуюся петельку. Далее вкалываем иглу в точку D, тем самым закрывая лепесток-петельку, и выводим в точке А. Продолжаем делать лепестки по кругу.

Открытая декоративная петля или У-петля или полупетля

Эта петля похожа на тамбурную петлю, но с открытым концом. Открытой декоративной петлей можно вышить лепестки на цветке, или лучики у солнца.

Как вышивать открытой декоративной петлей: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем иглу в точке В (в стороне от точки А) и выводим на лицо в точке С, накинем нитку под иглу и вытягиваем. Далее вкалываем иглу в точку D, тем самым закрепляя нитку. Стежок С- D можно делать разной длины.

Бархатный шов, или «козлик»

Декоративный бархатный шов, похож на серию крестиков, близко расположенных друг к другу. Выполняется по двум параллельным линиям.

Как сделать бархатный шов: Рисуем две параллельные линии. Работаем слева направо. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А в начале намеченной линии верхней линии. Делаем стежок назад на нижней линии В – С, далее стежок назад на верхней линии D- E и т.д.

Шов «ёлочка»

Шов «ёлочка» очень декоративен. Его приятно вышивать, и он прост в исполнении. Можно шить равномерно и аккуратно, тогда получиться строгий геометрический узор. А можно варьировать наклон и длину стежков, тогда узор выйдет более естественным.

Как шить шов «елочка»: Нарисуем на ткани линию. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А в начале намеченной линии. Вкалываем иглу в точке В (сбоку от точки А)) и выводим на лицо в точке С (впереди по намеченной линии), вытягиваем нитку, предварительно продев ее под иглу. Получилась полупетля. Делаем стежок D — Е (точка D находится по другую сторону намеченной линии), вытягиваем нитку, так-же продев ее под иглу. Продолжаем вышивать. В конце, для закрепления шва выводим иглу на изнанку с другой стороны петли, как в тамбурном шве.

Шов «куриный след» или «рыбий скелет»

Этим декоративным швом хорошо вышивать листики растений, он как будто специально для этого создан. Можно шить, кладя нитку плотно друг к другу. А можно вышивать свободно, получиться ажурный листок.

Как сделать шов «куриный след»: Нарисуем форму (например листочка). Выводим иглу с изнанки в углу нарисованной формы в точке А и делаем прямой стежок В-С (точка В находится на центральной оси, точка С – с краю на линии обводки). Далее делаем стежок D-E (D – с другого края на линии обводки, Е – на центральной оси), заводим нить под иглу и вытягиваем нитку. Закрепляем нитку, вводя иглу в точку F и выводим рядом с точкой С. Продолжаем вышивать пока не заполним всю форму.

Французский узелок

Французский узелок используются в вышивки как элемент. Они немного выступают над поверхностью вышивки. Часто с помощью французского узелка делают серединки цветов. Если расположить узелки близко друг к другу может получиться кудрявые волосы.

Как вышивать французский узелок: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Левой рукой два раза обводим ниткой вокруг иголки. Разворачиваем иглу перпендикулярно ткани и вкалываем в точке В (рядом с точкой А), туго натягивая обвивку. Выводим иглу на изнанку, а на лицевой стороне получился узелок.

Шов «сноп»

Этот шов назван так, потому что действительно напоминает снопы пшеницы. Шов «сноп» легко выполняется и оригинально выглядит. Он сможет украсить салфетку.

Как сделать шов «сноп»: Делаем три прямых стежка (длинной1,2 см, промежуток 0,3см)Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А, посередине между первым и вторым стежком. Дважды оборачиваем иголку с ниткой вокруг трех стежков, сильно натягивая нить. Чтобы закончить узел, вкалываем иглу в точку В.

шов «сноп»

Шов «паучок»

Красивый и оригинальный декоративный шов. Количество основных стежков должно быть нечетным. Интересно использовать в этом шве нитки разных цветов для основных стежков и для обвива. Если обвив сделать не по всей длине стежков, то получится солнышко или цветочек. Для обвива лучше использовать тупую иглу, или обвивать другой стороной иглы.

Как сделать шов «паучок»: Рисуем круг, намечаем середину. Делаем прямыми стежками снежинку. Лучиков должно быть нечетное количество. Выводим иглу с тупым концом с изнаночной стороны в точке А (ближе к центру. Обвиваем лучики, подводя иглу то под них, то над ними, чередуя. Заполняем основу по спирали наружу. Заканчиваем вышивку, протяну нить на изнаночную сторону.

Шов «настил»

Швом «настил» забавно вышивать, он в чем то похож на шов «паучок». Получается кусочек парящей ткани. Можно обвить две нити-основы – получится лепесток или листик для цветка. Из нескольких ниток-основ можно сделать большой листок. А можно поиграть с натяжением ниток-обвива — получатся разные интересные формы. Интересно брать разные цвета нитей для основы и обвива.

Как сделать шов «настил»: Прокладываем на ткани два прямых стежка, не очень удаленных один от другого. Вытаскиваем нить обвива у начала получившихся стежков и проводим иглу над первой ниткой и под второй. Иглу поворачиваем и не трогая ткань опять проводим иглу над первой ниткой и под второй. (Подсчет идет уже с другой стороны). Продолжаем, пока нити основы не будут полностью заполнены.

Узелки навивкой или рококо

Для узелка рококо нитку обвивают вокруг иголки и получается объемный стежок. Этот узел достаточно сложен в исполнении, но эффектен. Им можно вышить лепестки розы, шерсть мохнатых животных или дреды.

Как сделать узелки «рококо»: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Делаем стежок В-А (около 0,6см)Левой рукой семь раз обводим ниткой вокруг иголки. Придерживая накрученную нить на игле, проталкиваем иглу через навивку и ткань, узел при этом соскользнет к точке В. Аккуратно распределяем навивку вдоль всего стежка. Чтобы закончить узел, вкалываем иглу в точку В.

Декоративная сетка

Декоративная сетка хороша для быстрого заполнения больших пространств. Большие длинные стежки заполняют всю форму в вертикальном и горизонтальном направлении. А на пересечении ниток маленькие крестики можно сделать контрастной нитью или нитью того же цвета.

Как вышить декоративную сетку: На первом этапе заполняем всю форму прямыми вертикальными стежками от края до края на равном расстоянии друг от друга. На втором – делаем тоже самое только кладем горизонтальные стежки. И в конце, чтобы прикрепить наши нити к ткани на каждом пересечении вышиваем крестик.

Переносим рисунок на ткань.

Способ 1. Если ткань достаточно тонкая, то можно перенести рисунок стеклением . Для этого используется стол с подсветкой или обычное оконное стекло. Приклейте рисунок скотчем к стеклу, сверху положите ткань и тоже приклейте скотчем. Обведите рисунок карандашом или водорастворимым маркером.

Способ 2. На толстую или темную ткань можно рисунок перенести при помощи копирки. На ровную поверхность кладем ткань, затем копирку, цветной стороной к ткани, далее наш рисунок. Обводим рисунок шариковой ручкой. Чтобы линии не стирались рисунок на ткани желательно обвести водорастворимым маркером.

Способ 3. Печатаем нужный нам рисунок на струйном принтере. Кладем ткань на гладильную доску, сверху рисунок, напечатанной стороной вниз и проглаживаем утюгом без пара. Если рисунок получится не ярким, можно обвести его маркером. Получившиеся линии таким способом не стираются и еще: на материале ваш рисунок будет зеркальным.

Центрируем рисунок

Чтобы найти середину на прямоугольнике, нужно ткань или бумажный рисунок сложить пополам.По линии сгиба прочерчиваем линию. То же самое делаем по горизонтали. Пересечение линий и будет середина.

Если рисунок не прямоугольный: складываем его в обоих направлениях, совмещая самую широкую и самую длинную части рисунка. Прочерчиваем карандашом по линии сгибов.

Кладем ткань и бумажный рисунок на стол, совмещая горизонтальные и вертикальные линии.

Начала и концы

Использованы материалы из книги Николас Кристин «Дизайнерская вышивка. 65 новых идей для украшения дома»

Лучшие статьи по теме