Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Обереги
  • Аппликация с использованием различных материалов. Виды и способы выполнения аппликации. Техники выполнения аппликации

Аппликация с использованием различных материалов. Виды и способы выполнения аппликации. Техники выполнения аппликации

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность . Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Она важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, и, в частности, аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника.

  • Умственное воспитание . Постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
  • Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
  • Нравственное воспитание . Изобразительная деятельность () должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
  • Трудовое воспитание . Здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
  • Эстетическое воспитание. Чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности - вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

История аппликации

Аппликация как одна из изобразительных техник зародилась довольно давно. Ее с незапамятных времен использовали для украшения одежды, обуви, орудий труда, домашней утвари. Скорее всего, именно необходимость сшивать шкуры положила начало украшению одежды, а не только соединению ее деталей. Намного позже начали прикреплять к одежде кусочки войлока, меха, кожи различных цветов и оттенков. Так и появилась аппликация. Сюжетами для нее были птицы, животные, люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять и нити, металлические и чеканные пластины, бисер, бусины. После того как была изобретена бумага, люди стали выполнять бумажные аппликации. Из темной бумаги вырезали плоские силуэты, книжные иллюстрации, бытовые и батальные сцены. Этим увлекались как знатные, так и бедные люди. В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Ею занимаются люди разных возрастов.

Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Виды аппликации

  • предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
  • сюжетная, отображающая те или иные события;
  • декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

  1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
  2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
  3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
  4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Нетрадиционные техники аппликации

  • Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

  • Накладная аппликация

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

  • Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

  • Симметричная аппликация

Для симметричных изображений заготовку - квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

  • Ленточная аппликация
  • Силуэтная аппликация

Квилинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

  • Коллаж

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

  • Оригами

Орига?ми (от яп. сложенная бумага) - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

  • Аппликация

Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

  • возможность создавать шедевры без ножниц;
  • развитие мелкой моторики маленьких ручек;
  • развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
  • широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

  • Аппликация

Разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

  • Аппликация из крупы

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

В переводе с латыни слово «аппликация» означает «прикладывание». Чтобы сделать картинку в данной технике, вам нужно вырезать различные фигуры из одного материала и прикрепить их на основу, которая является фоном. Для работы можно использовать бумагу, ткань, крупу и множество других подручных средств. Разберемся более детально, какие бывают виды аппликации и в чем состоят особенности их создания.

Склеивание цветов этим способом называется флористикой. Чтобы изготовить красивый бутон, достаточно собрать немного засушенных листков, плодов, соломы, тополиного пуха. Также пригодятся разные виды ракушек, шишек, семян, косточек, травы и не только. Какой бы материал вы ни выбрали, вам нужно будет во время работы учитывать особенности его текстуры. Он должен хорошо держаться на основе и гармонично вписываться в композицию произведения.

Стандартная классификация

Существует масса типов этого хендмейда, среди которых можно выделить три основных:

Декоративная аппликация (создается по принципу объединения между собой различных элементов украшения);

Предметная (картинки, выполненные в этой технике, состоят из самостоятельных изображений - птиц, деревьев, бабочек и т.д.);

Сюжетная (изображает определенное действие или событие - снегопад, семейную прогулку, игру собаки с мячиком).

Это стандартная классификация данного рукоделия. Помимо перечисленных выше пунктов существует масса других видов таких поделок. Нетрадиционная аппликация может выполняться в следующих техниках.

Ленты и ткань

Ленточная . С помощью этого способа реально создать не одну и не две одинаковых фигурки, а любое их количество. Они могут быть связаны между собой в длинную гирлянду или отделяться друг от друга. Чтобы смастерить такую поделку, нужен большой лист бумаги. Сложите его по принципу гармошки, нарисуйте на верхнем слое контур будущей детали и вырежьте его, захватывая все уровни материала.

Тканевая . Данная аппликация принадлежит к разновидностям вышивки. Процесс работы над ней состоит в прикреплении на тканевой основе элементов из подобного материала. Фиксация деталей выполняется с помощью пришивания или приклеивания. Вязаные аппликации выполняются на таком же базовом материале. Чтобы создать подобную поделку, вы должны обладать некоторыми навыками и сноровкой. В частности, необходимо уметь аккуратно вырезать детали (дело в том, что с тканью работать сложнее, чем с бумагой). Также нужно учитывать, что края деталей могут расслаиваться и осыпаться, что усложняет процесс творчества.

Используем салфетки

Салфеточная . Эта декоративная аппликация может заинтересовать даже самых маленьких детей. Работа с данным материалом не только принесет массу удовольствия, а и сделает свой вклад в развитие ребенка. Фигурки не нужно вырезать ножницами, благодаря чему малыш не сможет травмироваться.

Виды аппликации с использованием такого материала прекрасно развивают рук и тактильное восприятие (особо полезно для этого использовать материалы с разными текстурами). И, естественно, ваше чадо будет разрабатывать фантазию и воплощать идеи в реальность.

Ищем материалы на кухне

Из крупы . Многие виды аппликации предполагают использование нестандартных материалов. К таковым, например, принадлежат крупы и макароны. Работа над поделкой чрезвычайно полезна для мелкой моторики ребенка. Ведь во время перебирания маленьких частиц он разрабатывает свои пальцы и учится делать щипковые движения.

Кроме того, если малышу уже исполнилось больше одного годика, для него очень важно видеть наглядный результат своих трудов. Потому детям очень нравится собирать картинки из крупы. Самые универсальные материалы для данного вида творчества - манка, рис и пшено. Их можно раскрасить гуашью, чтобы сделать детали более яркими и привлекательными. Необычности композиции придадут также макароны в форме спиралек, бантиков, ракушек.

Обращаемся за помощью к природе

Декоративная аппликация, сделанная из соломы . Такие поделки выглядят очень стильно: лучи солнца играют в их линиях, отливающих золотом. Дело в том, что поверхность данного материала глянцевая и идеально ровная, благодаря продольным волокнам, из которых он состоит. Эти микроскопические полоски способны по максимуму отражать свет, если разместить их в правильном положении по отношению к солнцу.

Компонуйте формы своей композиции из деталей, которые лежат под разными углами относительно источника света. В этом случае вы сможете добиться того, что каждый элемент будет красиво блестеть и переливаться. В данной технике можно изготовлять целые картины, а также украшать книжные закладки, различные шкатулки и рамки.

Из гербария. Засушенные цветы, трава и листья - очень популярный материал для создания поделок. Эти детали легко доступны для школьников и маленьких детей. Схемы аппликаций очень простые в выполнении и не требуют много труда. Но, перед тем как приступить непосредственно к процессу создания поделки, нужно прогуляться и собрать необходимые материалы. Это не только интересное и увлекательное занятие, оно также прививает детям любовь и Кроме того, такие прогулки очень полезны, ведь проходят на свежем воздухе.

Творим из обрывков

Еще один интересный вид творчества - обрывная аппликация. Она создается по принципу выкладывания мозаики. В качестве основы лучше всего подойдет картон, а материалом для работы станут листы цветной бумаги разных оттенков. Их необходимо разорвать на множество маленьких кусочков, из которых и будет формироваться картинка.

Прикреплять получившиеся «пазлы» можно клеем или Второй вариант идеально подойдет для маленьких и креативных дошкольников. Дети могут даже заранее не обрывать фрагменты бумаги. Пусть ребенок приложит нужную часть листа к скотчу и прижмет его тупой частью карандаша. Этим способом заполняется вся поверхность будущей картинки и формируется ее цветовая гамма.

Обрывная аппликация существует не только в своем классическом виде, описанном выше. Она эволюционировала, благодаря чему появилось такое ее ответвление, как хандигырим. При работе в данной технике корейцами была создана специальная бумага - ханди, ее изготовляют вручную. А когда приходит время использовать этот материал, его кусочки смачивают и отрывают по очертаниям от листа. Работая с ханди, можно создать картины, которые как будто написаны акварелью или маслом.

Создаем 3D

Например, домик можно сделать из квадрата, который пойдет на стену, треугольника - на крышу, и прямоугольников - на окна и дверь. Для создания цветка, бабочки или гусеницы понадобятся круги. Любое животное можно сложить из овалов разного размера. Простая и милая аппликация-открытка, созданная в этой технике, может стать прекрасным подарком от ребенка для кого-нибудь из родителей или друзей на любой праздник.

Цель урока: научить учащихся, выполнять аппликацию.

Задачи урока:

I. Ознакомить с техническими условиями и приёмами выполнения накладной аппликации.

II. Развивать:

  • представление о взаимосвязи практического назначения изделия, его формы, материала и цвета с украшением;
  • логическое мышление;
  • умения и навыки выполнения аппликации.

III. Совершенствовать у детей способность эстетического восприятия декоративно-прикладного искусства.

Оборудование и инструменты:

  • утюг,
  • гладильная доска,
  • ножницы,
  • швейная машина,
  • ручные иголки,
  • лоскутки ткани 15*15 см. одноцветные для фона,
  • ткани различных рисунков и расцветок для аппликации или с сюжетными рисунками,
  • нитки катушечные и мулине,
  • копировальная бумага.
Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 мин I. Организационная часть.
10 -15 мин II. Актуализация опорных знаний.

Ребята тема нашего урока “Аппликация”.

В переводе с латинского слова аппликация означает “прикладывание”.

В начальной школе вы уже занимались этим видом работы, но аппликация была из каких материалов? (Слайд 1)

Давайте построим логическую схему и посмотрим, что представляет собой аппликация

(у учащихся на партах лежат аншлаги со словами)

ппликация, по виду материала, по способу прикрепления, природный материал, растительного происхождения, ветки, листья деревьев, цветы, семена, животного происхождения, покровные ткани, мех, кожа, механические ткани, косточки рыбьи, неприродный материал, бумага, белая, цветная, бархатная, приклеивание, термическим путём, полиэтилен, клеем, ПВА, “Момент”, пришивание, ручными стежками, прямые, петельные, машинными стежками, прямые, зигзагообразные.) (Слайд 2)

-из бумаги;

Природного материала.

10-13 мин III. Формирование новых умений и навыков.

Накладное шитьё существует с давних времён. Люди украшают свою одежду и другие бытовые вещи, накладывая на них в соответствии с узором различные кусочки материала – ткань, кожу, мех – и закрепляя их нитками на ткани различными ручными стежками. (Слайд 3)

Какие ручные стежки вы знаете?

При этом стежки должны плотно прилегать друг к другу. Кроме ручных приёмов используются разнообразные декоративные строчки, выполняемые на современных швейных машинах.

В технике накладного шитья орнамент может быть самый разнообразный: геометрический, тематический. Ткань изделия, ткань аппликации и нитки, используемые для вышивки, предварительно проверяют на прочность окраски. Для аппликации удобно пользоваться несыпучими тканями. Особенно хороши ткани типа сукна, драпа, тонкой искусственной и натуральной кожи. При выполнении накладного шитья из кусочков тонких тканей – ситца, сатина, фланели, байки - проклеивают с изнаночной стороны флизилином или дублерином для предохранения от осыпания нитей по срезам.

На приготовленную, таким образом, ткань переводят рисунок для аппликации, учитывая при этом направление нитей ткани изделия и накладки: долевые нити накладки должны располагаться по долевым нитям изделия, а поперечные нити – по поперечным.

Почему это необходимо учитывать?

Перевод рисунка осуществляется с помощью копировальной бумаги, если цвет ткани или структура её не позволяет использовать копировальную бумагу, то по рисунку делают выкройки из плотной бумаги или картона, накладывают на нужную ткань и обводят цветным карандашом, или тонким кусочком сухого мыла. А также можно применить готовый сюжетный рисунок вырезав его отступив 2-3 мм. по всему краю рисунка.

Вырезанные детали узора или рисунка примётывают к основной ткани-фону нитками мулине, шелковыми или полиэстер.

Можно ли прикреплять аппликацию хлопчатобумажными нитками?

Как вы думаете, кроме ручных строчек, какие ещё можно применить при выполнении аппликации? (Слайд 4)

Ответ: прямые, петельные, тамбурные, косые, крестообразные.

Ответ: после стирки изделия, место прикрепления аппликации может стянуть, если она неверно расположена.

Ответ: Нет. Так как со временем х/б нитки выцветают.

Ответ: машинная зигзагообразная строчка.

45 мин IV. Применение полученных навыков

Практическая самостоятельная работа. Предложить работу на выбор прикрепление аппликации ручными стежками и машинной зигзагообразной строчкой.

Перед тем как приступить к выполнению аппликации, необходимо правильно организовать рабочее место, обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований при выполнении аппликации: длина стежка, цвет ниток и ткани-фона.

Вспомнить правила безопасного труда при использовании ножниц, иголок. И соблюдать эти правила во время работы.

Раздать инструкционную карту выполнения аппликации. (Слайд 5)

(Для создания творческой обстановки включить лёгкую музыку)

Текущий инструктаж. Указать на ошибки, которые могут допустить ученики во время выполнения работы, и помочь исправить их.

Выполнение практической работы по инструкционным картам.

Ножницы с сомкнутыми лезвиями должны находиться справа от работающего кольцами к нему. Передают их, сомкнув лезвиями, кольцами вперёд.

Нельзя шить ржавой и тупой иглой.

Нельзя вкалывать иголки в одежду, стол или другие предметы. Иголки надо хранить в игольнице или подушечке.

Не прикусывать нитки зубами – т.к. можно испортить эмаль зубов и поранить губы.

10 мин V. Подведение итогов урока

1. Вопросы для повторения:

Что такое аппликация?

Ответы:

В переводе с латинского слова аппликация означает “прикладывание”. Аппликация из ткани – накладное шитьё.

- Как подготовить ткань для аппликации? -Проверить на прочность окраски, и при выполнении накладного шитья из кусочков тонких тканей – проклеивают с изнаночной стороны флизилином или дублерином для предохранения от осыпания нитей по срезам.
- Какими стежками прикрепляют аппликацию? - Ручными: петельные, тамбурные, косые, крестообразные.

Машинной зигзагообразной строчкой

- Как перевести рисунок на ткань? - Перевод рисунка осуществляется с помощью копировальной бумаги, или пользуются лекалом
2.Анализ выполненной работы и оценка

оценить, каждую работу учитывая аккуратность и правильность выполнения ручных и машинных стежков пришитой аппликации.

Оформить выставку выполненных работ
Итоги: Аппликация, или накладное шитьё очень интересный, простой и нетрудоёмкий вид творческой работы
Мы видим, спектр применения аппликации неограничен, и об этом знает каждый дизайнер одежды.

C приходом в лёгкую промышленность лазеров все кардинальным образом изменилось. На приведенных ниже фотографиях виден весь процесс изготовления аппликации поэтапно. (Слайд 6)

Прежде всего, на компьютере составляется программа для лазера, а в сам лазер заправляется материал. Затем лазер вырезает запрограммированную форму аппликации. Вышивальный автомат прострачивает контур будущей аппликации, куда и накладывается вырезанный лазером материал. Вышивальный автомат заканчивает аппликацию. (Слайд 7)

2 мин Уборка рабочего места каждой девочкой.

Инструкционная карта выполнения аппликации

1. Выбрать аппликацию для работы (из предложенных учителем образцов сюжетных рисунков).

2. Выбрать ткань-фон для панно. Эта ткань должна быть больше, чем сама аппликация.

3. Выбранную аппликацию вырезают, отступая от края на 2-3 мм от контура рисунка.

4. Подклеить утюгом, с изнанки аппликации, дублерин или флизилин для предохранения нитей от осыпания.

5. Наметить место расположения аппликации на основной ткани-фона (учитывая направление долевых и поперечных нитей на основной ткани и аппликации).

6. Подобрать нитки мулине или катушечные (полиэстер, лавсановые, шёлковые) по цвету кромки аппликации.

7. Приметать аппликацию по краю к основной ткани-фону мелкими стежками швом “вперёд иголку”.

8. Пришить аппликацию по краю к основной ткани косыми, петельными, тамбурными стежками или машинной зигзагообразной строчкой.

Оформление панно

9. По краям панно выдернуть нитки – получить бахрому шириной 1 см. или приметать и пристрочить тесьму машинной строчкой.

10. Выполнить петли из тесьмы. Прикрепить их ручными стежками с изнаночной стороны к верхним углам панно.

9. Приклеить основную ткань по краю на картон такого же формата.

10. Выполнить рамку из цветной бумаги.

11. Наметить с изнаночной стороны картинки место под петельку и приклеить её.

Аппликация или накладное шитьё очень интересный, простой и нетрудоёмкий вид творческой работы. Девочки 7 класса используя аппликацию из ткани, изготовили подарок своим мамам.

В ходе уроков по аппликации школьники учатся составлять декоративные работы, сложные композиции, предметы окружающей действительности, сказочные эпизоды и т.д.

Уроки аппликации способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с различными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия.

Рассмотрим некоторые виды аппликаций.

Объёмная аппликация из лоскута

Использование текстильного лоскута в декоративно - прикладных работах, оформлении одежды и предметов быта открывает широкий простор для введения детей в мир творчества, развития у них интереса к труду, художественной фантазии и вкуса.

Создание крупных орнаментальных изделий из текстильного лоскута (одеяло, покрывало) требует длительной кропотливой работы. Часто не только дети, но и взрослые не выносят монотонного повторения однотипных операций. Тем более, что учащимся в силу их возрастных особенностей хочется быстрее увидеть результат своего труда. Этому требованию в большой мере отвечает накладное шитье (аппликация) как один из технологически несложных видов лоскутного шитья.

Под аппликацией мы понимаем создание изображения нашиванием деталей на фон (основу). Простую аппликацию можно делать из готовых форм - изображений животных, цветов, листьев и т.п., выполненных в материале. Более сложная - так называемая свободная (или пейзажная) аппликация, создается по своему эскизу или шаблону. Сложность такой аппликации заключается в создании композиции и выборе цветового решения.

Пейзажную аппликацию можно использовать не только при изготовлении панно и ковриков, но и для декоративного оформления одежды, сумок и др.

Наиболее часто в пейзажной аппликации используются следующие элементы (условные изображения): горы, силуэт леса, изображение солнца и облаков, контуры деревьев и кустарников, строений; фигуры людей и животных.

Реализация конкретного замысла (сюжета) требует внимательного подбора лоскутов ткани: по фактуре, цвету, рисунку, толщине. При этом необходимо учитывать свойства тканей: физико-механические и технологические.

Пейзажная аппликация, как правило, является многоплановой. Для большего ощущения "глубины" картины необходимо уметь правильно использовать не только зрительные иллюзии цвета ("отступающие" и "выступающие" цвета), но и зрительные ощущения, связанные с особенностями поверхности тканей (блеск, лоск, отражение, шероховатость, пушистость, мягкость, грубость и т.д.). Для большей декоративности можно использовать материалы с различными свойствами (растяжимые, драпируемые, сохраняющие жесткие складки), а также внешний эффект вспомогательных материалов (атласной ленты, кружева, тесьмы, сутажа и т.п.). Кроме этого возможно использование машинной и ручной вышивки. Машинная вышивка может выполняться параллельно с технологической обработкой элементов. Ручная вышивка (шов "вперед иголку", стебельчатый шов, петельный шов, тамбурный шов, петля вприкреп, шов навивкой, прямая и косая гладь) может быть дополнением и выполняться по окончании основных технологических работ. Возможно использование и цветной глади, но с учетом рисунка используемых тканей.

Для придания картине дополнительной рельефности можно использовать синтепон: набивать им отдельные элементы или дублировать детали переднего и среднего планов.

Прежде чем приступить к выполнению аппликации, у подобранных по цвету и рисунку лоскутов надо проверить прочность окраски. Затем разгладить их и смазать края с изнаночной стороны раствором клейстера, чтобы при вырезании они не осыпались (можно просто накрахмалить лоскуты полностью). Подсохшие лоскуты прогладить утюгом через сухой проутюжильник.

После этого делают рисунок, переводя его на основную ткань и на лист бумаги - выкройку. Нанесенный на ткань контур будет обозначать место расположения фрагментов, а выкройка разрежется на детали. При раскрое необходимо учитывать направление долевой нити: основная ткань и ткань отдельных деталей из лоскутов должны совпадать по основе и утку. Если детали будущей аппликации имеют простую форму, то их вырезают строго по контуру. Если форма сложная или деталь будет выполняться из сыпучего материала, то ее можно вообще не вырезать. В этом случае деталь приметывают и закрепляют строчкой по контуру рисунка, затем обрезают излишки ткани и только после этого срезы обрабатывают вручную или на машине.

Чтобы срезы аппликации не осыпались, прежде чем ее вырезать, нужно укрепить ткань тонкой клеевой прокладкой или накрахмалить ее края. Припусков на аппликации оставлять не нужно, но чтобы изображение не пострадало от перекрывания его контура зигзагообразной строчкой, необходимо учитывать ее ширину и соответственно планировать фрагменты изображения.

Вырезанные детали в соответствии с замыслом надо наложить на основную ткань, закрепить булавками и приметать тонкой ниткой прямыми стежками. И приметывать и обрабатывать края детали следует в направлении от середины к краю, чтобы не было морщин и перекосов.

Таким образом, порядок работы таков: закрепление детали на основе (фоне) булавками; приметывание ее; обработка края среза детали зигзагообразной строчкой.

При выполнении многоплановой пейзажной аппликации появляется некоторая особенность. Операции выполняются постепенно для каждого элемента композиции: начиная с деталей заднего плана (небо, линия горизонта и т.п.) и заканчивая деталями переднего плана. Необходимо учитывать, что каждый последующий элемент перекрывает предыдущий таким образом, что его нижний срез остается необработанным.

Нитки для настрачивания деталей подбирают в тон основных элементов или фона. Но это может осложнить работу (частая смена верхней катушки ниток). Поэтому можно поступить так: для ночных и вечерних пейзажей использовать темные нитки, для весенне-летних - зеленоватые, для осенних - желтоватые и цвета охры, для зимних пейзажей - белые или голубоватые. Чтобы подчеркнуть элементы композиции, сделать их более декоративными, лучше использовать черные нитки - хлопчатобумажные или шелковые. Нитки нужно использовать исходя из поставленных задач. Придать блеск контуру можно с помощью шелковых ниток, а сделать детали картины более естественными и приглушенными помогут хлопчатобумажные. При подборе ниток следует учитывать химический состав волокон тканей. Соответственно толщине тканей подбирается номер катушечных ниток и машинной иглы.

Настрачивают деталь на ткань основы зигзагообразной строчкой.

Рассмотрим основные способы обработки края деталей.

  • 1. Машинный способ:
    • а) с использованием клеевых прокладок для деталей из тонких тканей средней толщины с плотным переплетением;
  • 2. Ручной способ. Край детали прикрепляется:
    • а) декоративной строчкой косыми стежками;
    • б) вышивкой в технике "гладь";
    • в) крестообразными стежками;
    • г) тамбурным швом;
    • д) стебельчатым швом;
    • е) петельным швом.

Если ткани прозрачные (кружевные) и нельзя использовать плотные клеевые материалы, а подкрахмаливание края детали не дает должного эффекта, то можно поступить следующим образом:

  • 1. При использовании элемента из кружевного полотна вырезать его с припуском (1-2 ряда сеточки). Если этого не сделать, то нитки, которыми прошиты контуры узора, могут осыпаться.
  • 2. Прикрепить элемент из кружева вручную прямыми стежками по контуру рисунка на расстоянии 6 мм от края.
  • 3. В случае использования готового фрагмента;
  • б) без клеевых прокладок - для деталей из прозрачных тонких тканей с редким переплетением. кружева настрочить края аппликации прямой машинной строчкой, отступив внутрь на 6 мм.

Если фрагмент был вырезан с нарушением целостности контура узора кружева, то его настрачивают сначала узкой зигзагообразной строчкой на расстоянии 2-3 мм от края, а затем устанавливают на машине атласную гладьевую строчку и тщательно обрабатывают срез детали.

Детали аппликации могут быть приклеены. Для этого укладывают основу лицевой стороной вверх на гладильную доску, покрытую одеялом. Накладывают на нее кружочки нужного размера, вырезанные из клеевой паутинки, затем деталь аппликации и накрывают все толстой бумажной салфеткой или проутюжильником, хорошо впитывающим влагу. Приклеивают, проглаживая утюгом.

Несколько дополнительных советов по выполнению аппликации.

Если аппликация выполняется из тонкой эластичной ткани, то следует укрепить места, где нашивается деталь, флизелином или калькой. Это облегчит обметывание уголков и овальных краев аппликации.

Отстрачивая уголки, следует постепенно сужать атласную гладьевую строчку. Дойдя до уголка, повернуть основу с аппликацией под иглой и продолжить обработку, расширяя строчку. Строчка сужается до половины своей ширины.

Внутренние уголки отстрачивают так же, как внешние, сужая ширину строчки до половины, а затем расширяя ее.

Сборка деталей и закрепление аппликации из волокнистых материалов

Сборка деталей и закрепление аппликаций из волокнистых материалов осуществляются различными способами в зависимости от жесткой или мягкой основы: приклеиванием деталей, предварительным сшиванием деталей и их приклеиванием, пришиванием деталей к мягкой основе.

Для приклеивания веревок, шнуров, тесьмы к жесткой основе рекомендуем использовать клей ПВА или "Момент".

Вначале клеем смазывают основу или фон небольшими участками, затем веревку или шнур плотно прижимают к смазанной клеем поверхности.

Иногда детали изображения заготавливают отдельно, а потом уже закрепляют к фону. Для этого шнур или веревку укладывают на заготовленном эскизе или шаблоне. Все спирали укладывают, начиная с середины. Ряды уложенного шнура или веревки скалывают портновскими булавками параллельно плоскости эскиза или шаблона. Ряды сшивают швом "через край" или прокалывают иглой насквозь все ряды параллельно плоскости эскиза. Если узор идет по спирали, то булавки вкалывают в нескольких направлениях.

Булавки после соединения деталей аппликации удаляют, а готовые детали приклеивают по эскизу к жесткой основе. Та сторона, с которой осуществлялось сшивание материала, является изнаночной.

По желанию сшитые и соединенные детали могут служить как самостоятельные изделия - настенные украшения, подставки для горячей посуды и т.п.

Технология выполнения аппликации из природного материала школьниками предусматривает такие этапы работы:

подготовка материала, его выбор;

выбор рисунка для аппликации;

положение материала, создание эскиза;

выбор оборудования инструментов, вспомогательных материалов;

техника выполнения поделки различными способами.

Аппликационные работы из природных материалов могут быть сделаны из:

  • 1) Соломы - это необычно привлекательно: они отливают золотом, перламутром и они прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений. Учащиеся легко справляются с предметной аппликацией из соломы.
  • 2) Засушенных листьев, цветов - это очень оригинальные композиции из стручков акации, из соломки, крупы, веточек цветов. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Занятия с растениями способствуют воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения.
  • 3) Аппликации могут быть сделаны из семян, косточек, разных орехов, тополиного пуха, скорлупы, ракушек, камушек и т.д.

Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.

Обычно вначале дети предпочитают действовать, предварительно рассмотрев показанный взрослым образец и старательно повторив его. Например, во время изготовления аппликации из засушенных листьев детям предлагают вначале внимательно рассмотреть, из каких деталей состоит готовая работа, в каких местах к основанию должны быть прикреплены мелкие детали и каким способом. Но затем, после повтора нужных действий и дублирования способа изготовления образца, дети уже усваивают последовательность и самый ход действий, а также способы изготовления. Поэтому, когда идет усложнение задания, дети уже могут разделить процесс выполнения работы на несколько этапов и выполнить работу в повторе за взрослым или собственному замыслу. В этот момент в деятельности детей возникают элементы творчества.

Занимательность работы по выполнению аппликационных работ из природного материала способствует развитию у учащихся таких качеств как внимание, терпение, любознательность. Показательно то, что при данной работе не бывает конца совершенствованию работ, в этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. И все это происходить на фоне благоприятного эмоционального настроя детей, их радости общения во время труда, наслаждения, которое они переживают при создании аппликационной работы.

Кроме этого, выполнение аппликационных работ из природного материала воспитывает детское мастерство, сообразительность, трудолюбие, и еще это превосходная школа эстетического воспитания, базирующаяся на формировании у детей художественного взгляда на мир, на их поиски в окружающей действительности деталей прекрасного.

А приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше. Для начала следует вспомнить слова поэта Н.А. Некрасова о том, что "нет безобразья в природе". Поэтому каждого из нас волнует красота цветов, плодов различных растений, разноцветье осенних листьев и порхающий тополиный пух, необычная форма, окраска цветов. Перед тем, как сделать любой природный материал деталью своей поделки, пусть ребенок обратит внимание на его своеобразность. Ведь у каждого растения свой внешний вид - формы листьев, цвета, фактура поверхности. И при создании конкретной поделки все это учитывается.

Процесс превращения природного материала в поделку содержит в себе немалые ресурсы для "погружения" детей в мир родной природы, познания её различных сторон и, одновременно, - воспитания бережного, заботливого отношения к ней, а так же формирования первых трудовых навыков. В ходе уроков по аппликации школьники учатся составлять декоративные работы, сложные композиции, предметы окружающей действительности, сказочные эпизоды и т.д.

Тематика работ очень разнообразна, например: Волшебные превращения, Цветок, Цыпленок, Овощи, "Дерево в снегу", Павлин и т.д.

Уроки аппликации способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с природными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия.

Аппликационные работы данного вида учащиеся выполняют начиная с первого класса.

Лучшие статьи по теме