Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Обереги
  • Дуга для игрушек труб своими руками. Самостоятельное изготовление детского развивающего коврика. Мастер-класс по изготовлению коврика

Дуга для игрушек труб своими руками. Самостоятельное изготовление детского развивающего коврика. Мастер-класс по изготовлению коврика

Полезные советы

Если у вас есть лишние куски тканей, используя несколько дополнительных инструментов, вы можете недорого и очень красиво сделать красивый коврик, который не только будет украшать ваш дом, но и радовать детей.

Несколько оригинальных идей ковриков для детей вы сможете найти именно здесь.

Вам всего лишь нужно приготовить определенные "ингредиенты", набраться терпения и включить воображение, и у вас получится красивый, необычный, яркий коврик для ребенка.

Коврик для детей своими руками: "Улицы и дома"

Вам понадобится:

Плотная ткань

Клейкая малярная лента (малярный скотч)

Акриловая краска

Краска для внутренних покрытий

Квадраты из фетра разных цветов

Украшения для коврика

1. Выберите плотную ткань любого размера и карандашом, а потом малярной лентой начертите схему дорог и домов - что-то симметричное и простое.

2. Приготовьте акриловую краску. Дороги - серого цвета (если у вас нет его, то смешайте черный и белый). Покрасьте дороги с помощью валика.

3. Когда краска засохнет, начертите белой краской разметки на дорогах.

4. Покрасьте разными цветами дома, оставьте краску высыхать и снимите малярный скотч.

* Некоторые дома можно вырезать из фетра разного цвета - отдельно крышу, двери, окна.

5. Добавьте к вашему коврику любимые закусочные, аттракционы, озера, зоопарк (можете нарисовать зверей или вырезать их из газет/журналов и приклеить) и другие места отдыха.

Мягкий коврик для детей до года


Вам понадобится:

Ткань разных раскрасок

Ножницы

Нитка и иголка

Плотная ткань

Наполнитель для подушки (можно использовать обыкновенную вату)

Внимательно следите за фото инструкцией, чтобы сделать данный коврик:

Как сделать коврик для ребенка. Коврик "Солнышко".

Вам понадобится:

Ткань для "лучей"

Круглый мягкий материал для солнца

Ножницы

Нитка и иголка (или швейная машинка)

Наполнитель для подушки (можно вату)

Нижеуказанная фото-инструкция поможет вам сделать этот коврик:

Развивающий коврик своими руками: "Любимый городок"

Вам понадобится:

Большие куски ткани (разных цветов)

Фетр (при желании)

Ножницы

Пуговицы разных цветов и форм

Нитка и иголка

* Коврик в данном примере имеет размер 150х200 см.

* Используйте много разных тканей: вельвет, флис, драп, атлас, плащевка, бархат и др. - ребенку будет интересно это все щупать.

* Пришивать все детали нужно очень крепко.

Дом и двор

Чтобы сделать забор вам понадобится драп, из которого нужно сделать два кармана.

В эти карманы можно класть всякие сладости и маленькие игрушки.

Рядом с домом есть дерево, у которого шелестит листва. Чтобы этого добиться нужно под ткань вложить "хрустящий" полиэтилен.

Дом имеет дверь и два окна, которые открываются и закрываются с помощью пуговицы и резинки пришитой так, чтобы она образовала петлю.

Животный и растительный мир

Петух, кот, Кузя, собака, уточка и стрекоза являются термоаппликациями. Цепь у собаки была сделана из швейной фурнитуры и пришита прочно, чтобы не оторвалась. Стрекоза - термоаппликация.

Также на коврике можно найти дерево, гриб и будку.

Радугу можно сделать из атласных ленточек.

Облака можно сделать из кружев, набитых синтепоном. Некоторые облака можно не наполнять.

У яблони пуговицы играют роль плодов. Стоит отметить, что у всех деревьев ствол сделан с использованием ткани, похожей на искусственную кожу.

Солнце является объемной аппликацией, которая шуршит.

Другие детали

Небольшие камни у берега реки сделаны из пуговиц.

В корабль с парусом можно кого-нибудь посадить, У него также отгибается парус.

Большая божья коровка является аппликацией, которую нужно набить синтепоном.

Под осенними листиками можно найти несколько маленьких божьих коровок (или других насекомых). Ткань с листиками пришивается частично, чтобы ее можно было отогнуть.

Грибочек сделан с использованием бархата. Внутри гриб набит синтепоном.

С помощью пришитой липучки можно прикреплять и отсоединять бабочку. Чтобы бабочка не потерялась к ней можно пришить резинку и соединить с ковриком.

Чтобы сделать ежика понадобится черный флис. Также к ежику пришиты 3 липучки, к которым вы можете цеплять различные детали коврика, которые вы можете сделать отдельно - маленькие яблоки, грибочки и т.д.

Если хотите пришить к коврику вот такой автомобиль, то для колес можете использовать большие пуговицы. Можете к кабине (в районе руля) пришить небольшую пищалку от старой игрушки. Кузов у автомобиля также играет роль кармана для маленьких игрушек, который можно закрыть либо на липучку, либо на молнию.

Украшайте коврик, как вам больше нравится, что-то можете добавить, что-то заменить, или придумать что-то совсем другое, что ближе вашему ребенку.

Развивающий коврик для детей: "В лесу"

Вам понадобится:

Нитка и иголка

Косая бейка

Ткань для обшивки

Карандаш или ручка с исчезающими чернилами

Животные из ткани

Выкройки животных вы можете найти .

Можно сделать как большой, так и маленький ковер.

Как сделать косую бейку своими руками

1. Вырежьте из фетра нужные детали для большого коврика.

1.1 Сначала нужен большой кусок фетра (в данном примере 45х60см), к которому будут крепится все детали.

1.2 Для неба нужен синий фетр (20х60см).

1.3. Для ближней травы - светло зеленый, а для дальней - темно-зеленый (15х60см). Травинки по 5см.

1.4 Для лисички нужен красный, белый и серый (черный) фетр.

1.5 Для дерева нужен белый и коричневый фетр (ширина 10см, высота 45см).

* Для маленького коврика размеры, естественно, будут меньше.

2. Готовим животных из тканей.

* Можете вырезать разных животных. В данном примере используются ежик, лисичка, сова и олень из фетра.

* Каждое животное имеет несколько деталей (нос, глаза, рот, уши, хвост и т.д.). Все детали нужно вырезать отдельно и пришить к туловищу.

3. Деревья

* В данном примере сделана береза. Чтобы сделать рисунок на стволе березы, нужно сложить белый кусок фетра пополам и вырезать тоненький кусочек, потом согнуть немного больше, потом немного меньше, и каждый раз вырезать по 1-2 кусочку.

* Положите белую полоску фетра поверх коричневой и пришейте одну к другой.

* Пришейте сову к верхней части дерева.

4. Сложите все вместе. Начать нужно с верхней части коврика.

4.1 Сначала пришейте небо и темно-зеленую траву.

4.3 Пришейте светло-зеленую траву.

4.4 Наконец пришейте поверх всех слоев главное дерево с совой в дупле.

5. Осталось немного подправить края коврика. При желании можете добавить к коврику косую бейку по периметру.

6. К обратной стороне ковра можно пришить прорезиненную ткань, чтобы ковер не сильно скользил.

Игровой складной коврик для детей

Вам понадобится:

2 куска джинсовой ткани (45х25см и 45х15см)

Парусина (брезент) или другая плотная ткань (45х25 см)

Серый и желтый фетр (серый размером 45x7 см, а желтый порезанный на 7 кусочков размером 2,5х0,5 см)

Белая лента (2 кусочка по 45 см)

Плотный материал (для изготовления ремней)

Липучка

Различные куски ткани для аппликаций

Белая акриловая краска и кисточка

Нитка и иголка (швейная машинка)

Булавки

1. Вырежьте нужные куски тканей. Из старых джинсов вырежьте кусок для кармашков и брезент для передней части коврика.

* Приготовьте джинсовую ткань 45х25 см и сложите ее пополам.

* Прикрепите булавками джинсовую ткань к брезенту (или другой плотной ткани, которую вы выбрали для коврика).

* Пришейте ткани между собой снизу.

* Начните делать вертикальные строчки, пришивая ткани. При желании можно сделать несколько строчек для прочности.

2. Пришейте к основной плотной ткани фетр серого цвета, который будет играть роль дороги для машинок.

* Из желтого фетра вырежьте маленькие кусочки, которые будут играть роль дорожной разметки, закрепите их булавками и пришейте к серому фетру.

* Отложите данный кусок дороги в сторону.

3. Приготовьте вторую джинсовую ткань, к которой далее пришьете аппликацию "машинка".

* Из любой ткани вырежьте образ машинки и пришейте аппликацию в нижнем углу джинсовой ткани. Когда будете собирать коврик, машинка будет украшать сложенную поделку.

* Приготовьте белую ленту и пришейте ее сверху и снизу джинсовой ткани. Можете пришить и по бокам, при желании.

* Пришейте к джинсовой ткани ремешок (ткань для изготовления ремней). Приложите ее к нижней части коврика и пришейте, оставляя примерно 1,5 см за границей коврика. При соединении джинсовой ткани с основной плотной тканью, этот кусочек ремешка будет вставлен между ними.

* Приготовьте липучку. Пришейте одну части липучки к ремешку, а другую к центру аппликации "машинка".

4. Соедините джинсовую ткань и основную плотную ткань верхними частями друг к другу и закрепите их булавками. По краям сделайте строчку, оставляя примерно 8 см не прошитыми для того, чтобы потом вывернуть коврик.

5. Выверните коврик и зашейте оставленное отверстие. Сделайте еще одну строчку по периметру коврика.

* Сложите ваш коврик пополам, прогладьте рукой, чтобы посередине образовалась складка.

* Разверните коврик и сделайте строчку посередине коврика - там, где образовалась складка. Так вам будет проще складывать коврик.

6. Приготовьте бумагу с вырезанными цифрами.

* Приложите бумагу к нижней части коврика – там, где небольшая джинсовая ткань, и нанесите несколько слоев акриловой краски, чтобы образовались цифры белого цвета.

7. Осталось наполнить кармашки машинками, сложить коврик и закрепить его липучкой. У вас получился складной, компактный коврик, который ребенок может брать с собой, раскладывать его и играть в машинки.

Коврики для детей (фото)

Напольный коврик с фотографиями (для детей)

Вам понадобится:

Большой кусок плотной ткани

Фетр разных цветов

Прозрачный винил (или любой другой плотный прозрачный материал)

Ножницы

Канцелярский нож (для вырезания окошек домов)

Маленькие фотографии

Черная ткань (для дороги)

Белая бумага и карандаш (для изображения дороги, которую, вырезав, нужно приложить к черной ткани)

Булавки

Нитка и иголка

Швейная машинка

Многих мам (и вас, я думаю, тоже) волнует вопрос: как в полной мере ребенка? Ведь о важности развития мелкой моторики говорят все кому не лень, об этом можно прочесть в любой книге и на любом форуме о детях. И это неудивительно, ведь установлено, что развитие мелкой моторики напрямую влияет на и общее развитие головного мозга ребенка.

В этой статье я хочу рассказать о замечательной игрушке, которая окажет неоценимую помощь в развитии двигательных навыков детских пальчиков, – это развивающий коврик. На коврике для малыша целое раздолье: можно трогать, мять, тянуть, расстегивать, крутить. Пальчики постоянно в работе, постоянно получают новый тактильный опыт. Здесь есть и замочки и липучки и все-все, что так интересно малышам.

Я предлагаю изготовить развивающий коврик своими руками и ниже приведу несколько причин, почему это стоит сделать. Ну а если вы уже решились сшить эту развивающую игрушку и сейчас находитесь в поиске интересных идей для ее изготовления, то эта статья точно для вас. Здесь вы найдете различные идеи для оформления, а также узнаете, какие развивающие элементы можно использовать, чтобы ребенку было интересно осваивать новые моторные навыки. Обо всех элементах я расскажу на примере развивающего коврика, который сшила для своей дочери.

В чем преимущества развивающего коврика, сделанного своими руками

  • В этом случае он будет соответствовать всем вашим пожеланиям, будет учитывать все интересы и потребности вашего ребенка.
  • Вы экономите денежные средства. Большинство деталей для коврика вы, скорее всего, сошьете из имеющихся у вас обрезков ткани, старых пуговиц и прочей фурнитуры. Но что-то, конечно, придется докупить, в основном это аппликации для украшения и недостающие мелкие детали. В любом случае такой детский развивающий коврик обойдется вам дешевле, чем приобретенный в магазине.
  • Процесс изготовления коврика, наверняка, покажется вам очень увлекательным, он задействует всю вашу фантазию.

Что вам понадобится?

Для начала нужно выбрать ткань для основы. Это должна быть плотная ткань, желательно однотонная. Хорошо подойдет флис, нетолстый драп, стеганый подкладочный материал с синтепоном, и даже детское байковое одеяло. Постарайтесь подобрать для основы натуральную ткань, ведь ребенок будет находится на коврике продолжительное время. Размер изделия будет зависеть от тех идей, которые вы задумали на нем воплотить. Для своей дочки я сшила коврик размером 1×1 метр.

Для изнаночной стороны из соображений экономии можно взять ткань попроще, это может быть даже ситец.

Будет замечательно, если вы используете наполнитель (синтепон), он придаст коврику некоторую жесткость, и когда ребенок потянет за заинтересовавший его шнурок, коврик будет держать форму и не соберется в «гармошку».

На развивающий коврик для детей можно нашить следующие элементы:

  • пуговицы разных цветов и размеров;
  • молнии;
  • липучки;
  • крючки;
  • крышки от пластиковых бутылок (вместе с горлышками);
  • ремень с пряжкой;
  • кармашки с застежками (на пуговицах или липучках) и без;
  • ленты, шнурки, тесемки, к ним можно прикрепить крупные пуговицы;
  • подушечки с разными наполнителями (крупы, фасоль, шуршащий полиэтиленовый пакет, фантики от конфет);
  • гремящие и музыкальные элементы из старых игрушек.

Идеи для оформления коврика

Малышу будет интересно поиграть с ковриком, даже если вы просто нашьете все эти аксессуары в хаотичном порядке. Но если вы все еще интересно оформите, пристрочите множество аппликаций, добавите сюрпризы, ожидающие малыша под замочками и в многочисленных кармашках, ребенка будет просто не оторвать.

Хорошо, если аппликации будут не просто хаотично нашиты на ткань, а как-то связаны между собой, объединены единым замыслом. Вот несколько идей для оформления:

Идея оформления №1 . Самый банальный сюжет (какой представлен у меня на коврике) – это небольшой пейзаж с изображением солнышка и облаков в верхней части, а в нижней – домиков, деревьев, дорог, машин и т.д.

Идея оформления №2. Вы можете сделать коврик в виде проезжей части, где будут дома, машины, светофоры, заправки, гаражи, по такому коврику будет еще и интересно машинки катать.

Идея оформления №3. Можно сделать коврик на тему «Времена года», для этого ткань-основу нужно будет условно поделить на 4 части и в каждой из них сделать соответствующие аппликации.

Идея оформления №4 . Аналогично можно раскрыть тему «Погода»: на одной части у вас пасмурно и идет дождь, на другой – светит солнышко и травка зеленеет, на третьей – все белым бело от снега.

Идея оформления №5 . Коврик также может представлять собой один большой дом или зАмок с множеством окошек и дверей.

Итак, какие же развивающие элементы вы можете нашить на коврик:

  • Солнышко. В качестве глаз и носика у солнышка пришиты пуговицы. Лучики сделаны из ленточек, которые закреплены только за один край. На некоторых ленточках надеты пуговицы. Разглядывая солнышко и ощупывая пуговки, малыш будет запоминать, где у него глазки, носик, ротик, лучики.

  • Облако №1. Внутри облака вшит шуршащий полиэтиленовый пакет. Когда мы с Таисией шуршим тучкой, то приговариваем, что раз она шумит, значит, скоро будет дождик.

  • Облако №2. В этом облаке дождь может не только собираться, но и начаться по-настоящему. Для того, чтобы увидеть дождик, малышу придется расстегнуть молнию и достать из тучки ленточки. Если захочется солнечной погоды – складываем ленточки обратно, застегиваем замочек.

  • Домик. В домике открывается окошко и дверка. Окошко запирается на пуговицу, дверь – на крючок. Если кроха справится с замочками, то увидит, кто прячется внутри. Такие сюрпризы очень привлекают малышей, мотивируют их попыхтеть с хитрыми застежками.

  • Дерево. К дереву на липучках прицепляются «яблоки». В каждом «яблоке» свой наполнитель: фасоль, рис, бумажные фантики и др. «Яблоки» можно не только срывать с дерева и вновь развешивать. Их можно еще и куда-нибудь складывать. Для этой цели рядом можно нашить кармашек в виде корзинки. Мы свои «яблоки» складываем в вагончики паровозика.

  • Машина, дорога и гора. Передвигающиеся элементы тоже очень нравятся детям. У нас по коврику передвигается машина. От домика до горы протянута тонкая черная ленточка, по которой машину можно перемещать. Таким образом, получается, что наш автомобиль отъезжает от дома, проезжает по дороге за деревом, затем заезжает за гору и скрывается там.

  • Вагончики паровоза. Вагончики представляют собой кармашки. В каждом кармашке прячется какой-нибудь персонаж. Чтобы вкладываемая игрушка не потерялась, ее желательно прикрепить к коврику при помощи ленточки.

  • Локомотив паровоза. В качестве колес локомотива вшиты крышки от пластиковых бутылок вместе с горлышками. Если использовать крышки разных размеров, будет интереснее, к тому же можно закреплять понятия «большой-маленький». Под каждой крышкой скрывается сюрприз – маленькая аппликация с изображением зверушки.

  • Мост и река. Мост через реку сделан из части ремня, на котором имеется пряжка. Благодаря такому мосту ребенок разовьет еще одно полезное умение – расстегивать и застегивать ремни. И, как обычно, на радость малыша под мостиком его ждет сюрприз – рыбка.

  • Ёлка. Если малышу захочется украсить елку гирляндами, ему нужно будет справиться со шнуровкой. А если отогнуть ветки елки, можно увидеть спрятавшегося там ежика.

После того, как основная часть работы над ковриком будет закончена, пришейте ткань с изнаночной стороны.

Всегда помните, что малыш не будет щадить ваше творение, он будет использовать его на полную мощность. Поэтому постарайтесь пришивать все элементы коврика как можно крепче, во избежание отрывания мелких деталей. Края аппликаций желательно обработать обметочным швом, чтобы они не раскрошились.

По моему опыту, развивающий коврик становится по-настоящему интересен для ребенка примерно с 1 года и очень долго не теряет своей актуальности. Элементы коврика кроха будет осваивать постепенно. Поначалу он будет только ощупывать и осматривать, с любопытством наблюдая, как вы на его глазах расстегиваете и застегиваете замочки, но вскоре поймет, что он и сам может что-то открутить и расстегнуть. Уже в возрасте до 1 года 3 месяцев ребенок, скорее всего, научится справляться с липучками, молниями. В нашем доме развивающий коврик - одна из самых «долгоиграющих» забав, это явно не та игрушка, в которую играют от силы 2 вечера. Дочь время от времени достает коврик и увлеченно играет на нем и по сей день.

Я желаю вам успехов и интересных идей в изготовлении вашего собственного развивающего коврика! И обязательно расскажите нам о своих идеях! Думаю, они будут полезны многим мамам.

Развивающий коврик появился в обиходе сравнительно недавно и уже завоевал широкую популярность: в уходе за ребенком и его воспитании в раннем возрасте он способен заменить целый набор вещей и в то же время практически не отнимает полезной площади жилья. Соответственно, цены на эти предметы явно завышены, поэтому желающих сделать с нуля развивающий коврик своими руками хоть отбавляй, тем более, что в домашних условиях это вполне возможно и не требует сколько-нибудь существенных затрат.

Однако, если просмотреть широко известные руководства по изготовлению развивающих ковриков, то они сводятся преимущественно к указаниям, какой брать материал, как кроить, вести строчку, набивать и т.п. А в остальном – что-то вроде «родители могут проявить свою фантазию и выразить индивидуальность». Свою? Но коврик-то должен помогать ребенку формировать личность, а у взрослых она уж такая, как есть. Потом, мама, скорее всего, шить уже умеет, раз смотрит сайты для рукодельниц, а не торговые каталоги. В данной публикации мы постараемся прежде всего дать читателям представление, какой развивающий коврик для детей в каком случае будет лучше и как его сделать исходя из особенностей детской психологии. Хотя и кройка с шитьем тоже не останутся в стороне.

Технологически большинство развивающих ковриков равноценны стеганому одеяльцу, хотя возможны и другие варианты исполнения, см. далее. Собственно развивающие элементы в нем – разного рода аппликации, карманы, клапаны, объемные мягкие накладки. Как свести все это в единое изделие, см. напр. мастер класс:

Видео-мастер класс: развивающий коврик своими руками


А мы попробуем разобраться, как придумать полезную для малыша и занимательную для него композицию. Точнее – каких рамок следует придерживаться, фантазируя о будущем самодельном развивающем коврике.

Примечание: при прочтении дальнейшего о композиции коврика в мастер-классе могут возникнуть вопросы, о чем мы еще поговорим.

От 0 до 7

Напомним вкратце основные стадии развития маленьких детей. Учтите только, что указанные возрастные границы условны; индивидуально они могут существенно различаться. Итак:

  • 0-6 мес. – несмышленыш. Ощущения почти полностью органические («внутренние», продиктованные состоянием организма). Формируются основы зрения: четкое видение (взгляд становится осмысленным), адаптация к освещенности. Обратная связь с внешним миром инстинктивная: крик, улыбка, нецеленаправленные движения.
  • 0,5-1 год – ползунок, учится распознавать информацию от органов чувств и распоряжаться ею, совершая пока еще неуверенные движения. Примерно от года ему уже пойдут на пользу развивающие игрушки и предметы, в т.ч. коврик, дающие тактильные и зрительные ощущения. Цветовое зрение еще несовершенно, синяя гамма воспринимается затемненной и с плохо различимыми тонкими оттенками, а красные и желтые тона – чрезмерно яркими, «полыхающими».
  • 1-3 года – ходунок, ребенок учится управлять конечностями и совершать целенаправленные движения. В зрении понемногу набирают «соку» синие тона и притухают теплые. Набирает точность «дальномер» бинокулярного зрения, но его геометрия пока искажена: предметы кажутся огромными, пухлыми. В возрасте 2-3 года ребенку нужен уже развивающий коврик с игровыми элементами. Появляется первая точная обратная связь с миром – речь.
  • 3-5 лет – важнейший «эволюционный скачок»: человек начинает мыслить, сопоставлять причины со следствиями, делать элементарные выводы о причинах происходящего и прогнозы на будущее исходя из анализа текущей обстановки. Моторика, органы чувств и речь совершенствуются, но отвлеченного мышления пока нет: мирок малыша – его вещи и ближайшие окрестности, а его центр – мама. Причинно-следственные связи осознаются простые непосредственные.
  • 5-7 лет – развивается образное мышление. Нормально развитый ребенок способен уже отслеживать 2-4 ступени причинно-следственных связей и, соответственно, совершать целенаправленные движения из стольких же фаз. Цветовое зрение – почти взрослое, и во всем прочем ребенок уже не малыш. Следуя правилу онтогенеза, это переход от первобытной дикости к цивилизации: ребенок уже понимает, что мир это не только то, что он непосредственно ощущает, а нечто огромное, но вполне познаваемое, преобразуемое и пригодное для использования. Коврик, может быть, еще сгодится, но для каких-то других целей: в развитии он свое дело сделал, в школу пора.

Примечание: правило, или принцип, онтогенеза в биологии гласит, что любой живой организм в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в какой-то степени повторяет биологическую историю своих эволюционных предков (филогенез). Правило это справедливо и для человека. Напр., у человеческого зародыша в начальных стадиях беременности на некоторое время появляются… жабры. Потом, еще в утробе матери, они исчезают и заменяются легкими.

А нужен ли он вообще?

Педагоги, педиатры и детские психологи пока не пришли к единому мнению, полезен ли безусловно ребенку развивающий коврик. Согласие есть лишь в одном: развивающий коврик для малышей благотворен, только если мать регулярно и как можно большую часть времени игровой активности ребенка занимается с ним или хотя бы внимательно присматривает. Иначе на коврике способен замкнуться весь мирок ребенка, и он может вырасти интравертом, или, еще хуже, аутистом, не умеющим органично вписаться в человеческое общество и адекватно реагировать на обстоятельства жизни. Попросту говоря: коврик маму не заменит, хотя облегчить ее заботы может значительно. Если же матушка бросит своего на коврике развиваться, как может, а сама завеется куда-то, то будет только хуже.

Какой нужен коврик

«Оторвали мишке лапу/Уронили мишку на пол/Все равно его не брошу/Потому, что он – хороший!» Всем известно, как крепко дети привязываются к любимым игрушкам. Основа этого эффекта непробиваемая: инстинкт самосохранения. Пропажа или порча привычной вещи, безопасность, надежность и польза от которой, с точки зрения маленького, проверены – сигнал о какой-то опасности. Тем более страшной, что неизвестной. Именно поэтому, а не потому, что перешивать придется, детский развивающий коврик крайне желательно делать так, чтобы он стал любимым от момента возникновения потребности в нем до его пенсионной поры – обращения в прикроватный или просто к коврик для игр. Возможна и реинкарнация, для будущих новых членов семьи. Тогда на развивающем коврике должно быть интересно играть с младшеньким и ребенку уже не маленькому.

Удачные образцы такого рода самодеятельного творчества представлены на фото. О материалах для них поговорим ниже, а пока обратим внимание на:

  1. Деталировка разнообразная, но не слишком мелкая и не очень крупная: мелочи ползунку не разглядеть как следует, а очень большие однородные поля ходунку если не покажутся явно угрожающими, то и симпатии не вызовут;
  2. Цветовая гамма не кричащая, яркие детали мелкие, чтобы и совсем крохе в сопоставлении с собой не показались большими. Элементы синих расцветок в композиции не доминируют;
  3. Для ползунковой стадии предусмотрено много деталей с разнообразными фактурами – есть все возможности оттачивать осязание;
  4. Ходункам они же дают возможность упражняться в счете. Пока еще не осознанно, но потом понять, что 1 не 2 и не 3 и что «много» можно считать сколько угодно, будет проще;
  5. Кармашки, клапаны, завязки, застежки – учимся точно двигать пальчиками;
  6. Для мыслительных стадий – зонирование, неявное слева и явное справа. Организуя порядок в своем мирке, приучаемся к нему и сами.

Примечание: еще до стадии предметного мышления можно (может быть, с помощью детского психолога) определить, каким будет темперамент ребенка. В некоторых случая это возможно и для новорожденных, напр. с помощью правил наследования темперамента. Для холериков и меланхоликов предпочтительно неявное зонирование, а для сангвиников и флегматиков – явное.

О материалах

Сделать развивающий коврик лучше всего из натуральных тканей, гипоаллергенность которых (неспособность вызывать аллергию) проверена: атласа (для гладкой, но не скользкой основы), фетра, бязи, байки, джинсовой ткани. Шерсть не годится, она аллерген. Слабый, для взрослых безопасный, но кожа детей куда чувствительнее. По той же причине (нежная кожа) не подходит шелк, он очень легко электризуется и блестит сильно поляризованным светом, см. далее.

Современные синтетические ткани для детских вещей не уступают натуральным, но – только и только с соотв. сертификатом от проверенных производителей. Если синтетика неясного происхождения вроде бы ничуть не хуже х/б, это еще ни о чем не говорит: она может быть изготовлена из дешевого пластика, полученного с применением токсичных катализаторов. Остатки катализатора из волокон ткани могут выделяться в количествах, обычным лабораторным анализом не улавливаемых, но при длительном воздействии вредных для детей.

Наполнителем лучше брать синтепон, он гипоаллергенен и практически не накапливает статическое электричество. Мебельный поролон марки от 35 не так хорош, в сухом помещении заметно электризуется. Отлично подошел бы самый обыкновенный ватин – но, увы, до первой стирки. Что касается ниток, то наилучший вариант – пропиленовые. Они прочны, стойки, не аллергенны. Сами по себе слегка электризуются, но, если весь коврик антистатический, накопления заряда на обнаруживается.

Чего не надо

Указанные выше правила построения композиции детского коврика дают широкий простор фантазии родителей, поэтому следует и очертить границы, переступать за которые нельзя. Совершенно недопустимо зеркало на развивающем коврике, поз. 1 на рис., чем, между прочим, грешит немало дорогих раскрученных в торговле изделий. Дело не в том, что ребенок может испугаться своего отражения, совсем нет. Дело в том, что отраженный от зеркала прямой свет (а как его избежать наверняка?) поляризован до 100%. Для неокрепшего зрительного аппарата это очень вредно; ставить зеркало настоятельно не рекомендуется и в детской для больших детей.

Примечание: объемные детали в данном образце просто случайность. От них худа не будет.

Следующая грубая ошибка – однообразные предметы для ощупывания, поз. 2. Тактильное чувство должно развиваться всесторонне, как и прочие. И на поз. 3 – слишком большое блестящее поле насыщенного синего. Чем оно плохо – см. выше.

Далее на рис. идут примеры ошибок уже мало-мальски простительных. На поз. 4 синее поле приглушено, на поз. 5 его площадь относительно невелика. На поз. 6 расположение холодного цвета вообще-то неудачно, сказывается т. наз. эффект доминирования верха, но бледно-голубой колер его существенно нивелирует. Здесь главная ошибка – слишком детальная и сложная композиция, рассчитанная уже на достаточно развитое образное мышление.

Примечание: совсем отказываться от синего в колористике развивающего коврика, конечно, тоже плохо. Ребенок должен учиться различать и его. Тут имеет смысл, кроме выбора мягких оттенков, согнать синеву в центр коврика, где она будет психологически нейтральна, см. напр. видео ниже.

Видео: развивающий коврик “Подводный мир”

Ошибочность коврика на поз. 7, надо полагать, ясна в свете вышеизложенного: это слишком мелкая и лишенная ясного смысла деталировка зон. Как понять эти узоры человеку, мыслящему категориями «бяка – больно», «мокро – бух»? Также и на поз. 8: коврик явно для девочки, но что тут к чему в каждом секторе? Если дети, в силу неразвитого еще образного мышления, прагматики, то девчонки прагматики вдвойне. И остаются в большинстве своем таковыми всю жизнь. Этот же огрех, неясного смысла, на поз.8: зоны подходящего размера, явно выражены, но, чисто детский вопрос: а зачем здесь что? Сумеете объяснить своему?

Правильные коврики

Коврики для девочек

Деталировка развивающего коврика для девочки может быть достаточно подробной, как, напр. в мастер-классе в начале. Но при условии, что вся композиция семантически прозрачна и ориентирована в определенном направлении. Если же круг интересов дочурки пока неясен, то зоны нужно делать крупнее, четко выраженными, а с деталями в них также не мельчить, слева на рис. Девочки вообще предпочитают круглые коврики; круг интересов для будущей хозяйки не отвлеченное понятие. Интересов для успешного ведения хозяйства требуется много разных, и в таком случае зонировать круглый коврик нужно секторами, в центре. Если же коврик прямоугольный, то в середине обязательно должно быть свободное место для повелительницы этого мирка, справа; у женщин стремление к автаркии остается на всю жизнь.

Другие спецковрики

Для ребенка-непоседы, которого так и тянет куда не надо бы, хорошо подойдет коврик с мягким барьером, слева на рис. Большой детский ковер можно дополнить отдельным барьером, в центре.Он не обязательно должен быть с наполнителем, подойдет и совсем низкий барьер из помпонов. Как сшить детский коврик из помпонов, см. ролик вниз раздела, но таким же образом можно сделать бордюр на любом развивающем коврике.

Детские развивающие коврики со специальными возможностями

Мягкий барьер и психологически мягок, в отличие от ограждения детского манежа, и удерживает ребенка в его законной оперативной зоне ненавязчиво. Вдруг чадо любимое вознамерится натворить шкоды на стороне, в его головешке мелькнет нечто вроде: «Э-э-э… М-м-м… Исходя из анализа совокупности действующих факторов, путем тривиальных умозаключений приходим к выводу, что, в принципе, несанкционированная деятельность объективно возможна, да только весьма вероятно – мама заругает».

Для девочек очень-очень хозяйственных, в хорошем смысле слова, подойдет коврик с большими глубокими карманами и клапанами, справа на рис. Быть копушей для той же будущей хозяйки и домоправительницы не такой уж грех; в жизни может пригодиться так же, как храбрость для мальчишки.

Видео: коврик из помпонов для ребенка своими руками

Об автоковриках

Развивающие автоковрики преимущественно мальчишеские, хотя в современной жизни знание ПДД и умение управлять автотранспортом необходимы всем. Поэтому узкая специализация коврика на дорожном трафике не может считаться его недостатком. В конце концов, где сказано, что любимой игрушкой должна быть только одна? Или что к автоковрику нельзя сшить еще один, общеразвивающий?

Если ребенок играет с машинками на коврике сызмальства в одиночку, делать его желательно несколько стилизованным, детализированным и фактурированным, как описано выше, слева на рис. Если же его дисциплину вождения контролирует инспектор ГИБДД в виде старшего брата, деталировка допустима более подробная и приближенная к реальности, в центре. Но в любом случае ставить светофор у каждого перехода-зебры, или оставлять все зебры без светофоров, не надо. Лучше всего изобразить светофоры у 1-2 переходов, справа там же, чтобы усвоил: зебра она и в Африке зебра, со светофором или без.

Коврики с дугами

Развивающие коврики с дугами более чем заменяют детский манеж, не предъявляя в то же время явных запретов в виде его ограждения:

  • Виртуально, но недвусмысленно определяют собственное пространство ребенка, не создавая в то же время физически непреодолимых препон; это способствует развитию самодисциплины с самого раннего возраста.
  • За дуги и подвешенные к ним игрушки куда способнее хвататься, учась ходить, чем за барьер манежа.
  • На коврике с дугами для ребенка вероятность шлепнуться с размаху навзничь (чего, между прочим, манеж не предотвращает) минимальна.
  • Будучи уже вполне квалифицированным ходунком, с помощью тех же игрушек удобно делать потягушечки-порастушечки, поз. 1 на рис.

Дуги для самодельного детского развивающего коврика можно сделать по-разному. Наиболее прочные и недорогие получаются из пластикового гимнастического обруча, обтянутого синтепоном и обшитого тканью. Нужно только решить, как сделать их складными, чтобы по миновании надобности убирать и прятать.

В промышленных изделиях такого рода дуги часто ставят накрест и снабжают скрытым шарниром, поз. 2. Сделать его своими руками, учитывая мягкую обшивку дуг, сложно, а обвязывать перекрестье шнуром (поз. 3) или бантом – ненадежно.

Проще всего будет сделать дуги касательными и стык туго стянуть тесьмой или резинкой, поз. 4 и 5. Если ноги дуг соединить полосой фанеры толщиной 3-4 мм, то шатер из них получится не менее прочным и удобным для сборки-разборки, чем шарнирный. Соединяются ноги дуг фанеркой тоже несложно: в их концы загоняют деревянные пробки, а полосу-стяжку прикрепляют к ним с испода саморезами. Далее видимые деревянные детали ошкуриваются и красятся.

В стесненных жилищных условиях или, скажем, при долговременном выезде всей семьей на дачу, может пригодиться развивающий коврик-кроватка и одной дугой. В таком случае ее ноги ставят в нашитые снаружи на боковинах карманы. Для сна ребенку, чтобы рельеф коврика не давил, кладут матрац.

О фигурках для коврика

Фигурки для развивающего коврика, как уже сказано, шьют. Выкройки нескольких видов даны на рис. Дерево, слева вверху – простая аппликация. Указанные детали нашиваются на зеленый лоскут в виде кроны. А вот столь любимый маленькими бегемотик это уже что-то вроде текстильной камеи: он 3-слойный из одинаковых по форме лоскутов разных цветов. В последующих, снизу вверх, лоскутах, прорезаются окна, через которые проглядывает предыдущий или нижний слой. Фигурки из набора справа выполняются в той или другой технике.

Итак, приступим.

Размеры коврика 1м на 1м.
1. Необходимые материалы:
- ткань-основа с детским рисунком. Бязь, 2 м
- обруч пластмассовый, диаметром 90см
- ткань однотонная, 4-х цветов (назовем ее фон), по 30 см. Идеальный вариант - плащевка на флисе.
- синтепон 1,5 м
- лента велькро (липучка) белая и черная
- шнурочки, резиночки, ленточки, ткани разной фактуры и т.д.
- шуршащие фантики от конфет:))))

2. Раскраиваем ткань -основу и однотонные ткани.

Т.е. у нас получается:

Две детали ткани-основы: 1м на 1м и 63см на 63см

Две детали однотонных тканей 21,5см на 1 м
- две детали однотонных тканей 21,5см на 63 см

Остатки однотонных тканей идут на пошив развивающих элементов.
Такой раскрой самый удобный в плане сборки коврика, поэтому в этом мастер-классе будем рассматривать именно его. Припуски я делаю с хорошим запасом - аж по полтора см, на всякий случай.

3. Нашиваем на фон развивающие элементы.
Тут есть несколько правил (ориентируемся на возраст от 3-5 месяцев):
- крупно
- контрастно
- понятно
- надежно и безопасно
- запрет на мелкие детали
Не стоит пыхтеть и перегружать коврик развивалками, ребенок в этом возрасте этого не оценит. Так же всякие замочки, молнии и прочее лучше припасти на более поздний возраст.

Учитываем, что детки любят теребить шнурочки, дергать шуршачие листики-ушки-крылышки, открывать-закрывать, находить то, что не видно сразу, трогать разные фактуры. Не забываем, что то, что мы изображаем, нужно будет назвать ребенку, рассказать что-то.
Тут, например: Домик. На окошке цветы, рядом на веревочке сушится одежда (называем ее с подросшим ребенком).

Открываем шуршащую дверцу (крепление - липучка)... А в домике, оказывается, живет девочка! Глаза мне нравится делать из черной липучки-велькро, той половины, что мягкая. Просто вырезаю и крепко пришиваю вручную. На ладошки я пришила вторую половину велькро - с крючочками, поэтому с ладошками можно поиграть в любимую детскую игру "ку-ку". Ручки у девочки - один шнурок: тянешь одну руку, другая короче становится. Волосы - накрепко пришитая пряжа.

А еще девочка может хихикать над лягушкой, которая сачком ловит бабочек))))).

И так далее. Другие примеры развивающих элементов можно посмотреть в моих сообщениях про коврики: http://happynata.blogspot.ru/2014/03 и http://happynata.blogspot.ru/2014/02

4. Собираем лицевую часть коврика из кусков.

Сначала пришиваем короткие куски к центральной части. Припуск ровно в 1,5 см выдерживать обязательно! Теперь пришиваем длинные куски. С припуском аналогично.

Все развивающие элементы должны быть направлены к центру, чтобы ребенок мог, покрутившись-повертевшись, сам выбрать себе то, что ему интересно или переползти от одного элемента к другому. Центральная часть, собственно, для этого и нужна, чтобы комфортно лежать и ползать, поэтому сюда ничего не крепим!


Примерно то, что должно получиться по окончании этого этапа:


5. Делаем дуги.

Отпиливаем от обруча две дуги длиной 125см и 132 см.

Отрезаем синтепон - два отреза по 1,5 м длиной и примерно по обхвату дуги (с запасом) шириной, т.е. около 10-15 см. Тут точность не важна.

Теперь этим синтепоном нам нужно обернуть дуги. Обматываем и хорошо укрепляем нитками:

Вот что должно получиться в итоге:

Теперь обшиваем дуги тканью.

Обручи бывают тонкие и толстые, поэтому точные размеры деталей дать не могу. Обхватываем сантиметровой лентой полученную дугу (не туго) и добавляем припуски. Это будет у нас ширина отреза ткани, длину берем 1,5 м - лишнее отрежем на месте. Отрезаем, естественно, два таких))).

Складываем ткань лицевой стороной вовнутрь, прошиваем, по ходу пришивая петельки и завязки, если нужно. Ниже напишу, как сшить хитрую штуку, благодаря которой эти завязки не нужны. Выворачиваем, вставляем туда дуги. И пока откладываем в сторону.

6. Сшиваем коврик, простегиваем синтепоном.

Пока не выворачиваем. Отрезаем синтепон 1м на 1м, накладываем его поверх. Прихватываем его в углах и по серединам сторон к коврику. Теперь он никуда не будет съезжать и сбиваться.

Выворачиваем. Зашиваем.

Простегиваем вдоль линий соединения тканей и где-нибудь еще, если не поленимся))). Главное - предварительно сметывать, потому что при шитье синтепон стопроцентно уведет ткань в сторону.

7. Крепление дуг к коврику.

Из всех вариантов, которые я рассматривала, мне понравился такой. Дуги продеваются через отверстия и крепятся с внутренней стороны на широкую липучку. Во-первых, это быстро (а когда ребенок плачет, счет идет на минуты), а во-вторых, надежно - проверено несколькими месяцами ежедневного использования.

Итак. делаем четыре прорези (насквозь) в четырех углах - недалеко от мест соединений фона и центральной части. И обшиваем, как умеем))). Я использовала косую бейку.

Пришиваем с обратной стороны липучки - около разреза, ближе к наружному углу.

Вторые половины липучек пришиваем к дугам, предварительно отрезав лишнее и подогнув. Липучки должны располагаться на передней поверхности, т.е. центральный шов дуги будет сзади. В общем, семь раз примерьте, прежде чем начать пришивать.

Вставляем дуги крест-накрест. Пришиваем к нижней дуге (та, что короче) по середине крепеж для дуг. Мне нравится использовать толстую стропу и липучку. Вот, что получается:

Итак, приступим.

Размеры коврика 1м на 1м.
1. Необходимые материалы:
- ткань-основа с детским рисунком. Бязь, 2 м
- обруч пластмассовый, диаметром 90см
- ткань однотонная, 4-х цветов (назовем ее фон), по 30 см. Идеальный вариант - плащевка на флисе.
- синтепон 1,5 м
- лента велькро (липучка) белая и черная
- шнурочки, резиночки, ленточки, ткани разной фактуры и т.д.
- шуршащие фантики от конфет:))))

2. Раскраиваем ткань -основу и однотонные ткани.

Т.е. у нас получается:

Две детали ткани-основы: 1м на 1м и 63см на 63см

Две детали однотонных тканей 21,5см на 1 м
- две детали однотонных тканей 21,5см на 63 см

Остатки однотонных тканей идут на пошив развивающих элементов.
Такой раскрой самый удобный в плане сборки коврика, поэтому в этом мастер-классе будем рассматривать именно его. Припуски я делаю с хорошим запасом - аж по полтора см, на всякий случай.

3. Нашиваем на фон развивающие элементы.
Тут есть несколько правил (ориентируемся на возраст от 3-5 месяцев):
- крупно
- контрастно
- понятно
- надежно и безопасно
- запрет на мелкие детали
Не стоит пыхтеть и перегружать коврик развивалками, ребенок в этом возрасте этого не оценит. Так же всякие замочки, молнии и прочее лучше припасти на более поздний возраст.

Учитываем, что детки любят теребить шнурочки, дергать шуршачие листики-ушки-крылышки, открывать-закрывать, находить то, что не видно сразу, трогать разные фактуры. Не забываем, что то, что мы изображаем, нужно будет назвать ребенку, рассказать что-то.
Тут, например: Домик. На окошке цветы, рядом на веревочке сушится одежда (называем ее с подросшим ребенком).

Открываем шуршащую дверцу (крепление - липучка)... А в домике, оказывается, живет девочка! Глаза мне нравится делать из черной липучки-велькро, той половины, что мягкая. Просто вырезаю и крепко пришиваю вручную. На ладошки я пришила вторую половину велькро - с крючочками, поэтому с ладошками можно поиграть в любимую детскую игру "ку-ку". Ручки у девочки - один шнурок: тянешь одну руку, другая короче становится. Волосы - накрепко пришитая пряжа.

А еще девочка может хихикать над лягушкой, которая сачком ловит бабочек))))).

4. Собираем лицевую часть коврика из кусков.

Сначала пришиваем короткие куски к центральной части. Припуск ровно в 1,5 см выдерживать обязательно! Теперь пришиваем длинные куски. С припуском аналогично.

Все развивающие элементы должны быть направлены к центру, чтобы ребенок мог, покрутившись-повертевшись, сам выбрать себе то, что ему интересно или переползти от одного элемента к другому. Центральная часть, собственно, для этого и нужна, чтобы комфортно лежать и ползать, поэтому сюда ничего не крепим!


Примерно то, что должно получиться по окончании этого этапа:


5. Делаем дуги.

Отпиливаем от обруча две дуги длиной 125см и 132 см.

Отрезаем синтепон - два отреза по 1,5 м длиной и примерно по обхвату дуги (с запасом) шириной, т.е. около 10-15 см. Тут точность не важна.

Теперь этим синтепоном нам нужно обернуть дуги. Обматываем и хорошо укрепляем нитками:

Вот что должно получиться в итоге:

Теперь обшиваем дуги тканью.

Обручи бывают тонкие и толстые, поэтому точные размеры деталей дать не могу. Обхватываем сантиметровой лентой полученную дугу (не туго) и добавляем припуски. Это будет у нас ширина отреза ткани, длину берем 1,5 м - лишнее отрежем на месте. Отрезаем, естественно, два таких))).

Складываем ткань лицевой стороной вовнутрь, прошиваем, по ходу пришивая петельки и завязки, если нужно. Ниже напишу, как сшить хитрую штуку, благодаря которой эти завязки не нужны. Выворачиваем, вставляем туда дуги. И пока откладываем в сторону.

6. Сшиваем коврик, простегиваем синтепоном.

Пока не выворачиваем. Отрезаем синтепон 1м на 1м, накладываем его поверх. Прихватываем его в углах и по серединам сторон к коврику. Теперь он никуда не будет съезжать и сбиваться.

Выворачиваем. Зашиваем.

Простегиваем вдоль линий соединения тканей и где-нибудь еще, если не поленимся))). Главное - предварительно сметывать, потому что при шитье синтепон стопроцентно уведет ткань в сторону.

7. Крепление дуг к коврику.

Из всех вариантов, которые я рассматривала, мне понравился такой. Дуги продеваются через отверстия и крепятся с внутренней стороны на широкую липучку. Во-первых, это быстро (а когда ребенок плачет, счет идет на минуты), а во-вторых, надежно - проверено несколькими месяцами ежедневного использования.

Итак. делаем четыре прорези (насквозь) в четырех углах - недалеко от мест соединений фона и центральной части. И обшиваем, как умеем))). Я использовала косую бейку.

Пришиваем с обратной стороны липучки - около разреза, ближе к наружному углу.

Вторые половины липучек пришиваем к дугам, предварительно отрезав лишнее и подогнув. Липучки должны располагаться на передней поверхности, т.е. центральный шов дуги будет сзади. В общем, семь раз примерьте, прежде чем начать пришивать.

Вставляем дуги крест-накрест. Пришиваем к нижней дуге (та, что короче) по середине крепеж для дуг. Мне нравится использовать толстую стропу и липучку. Вот, что получается:

Лучшие статьи по теме