Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Обереги
  • Как познакомить детей разновозрастной группы между собой. Характеристика старшей разновозрастной группы детского сада. поиском форм и методов обучения в группах с разновозрастным составом

Как познакомить детей разновозрастной группы между собой. Характеристика старшей разновозрастной группы детского сада. поиском форм и методов обучения в группах с разновозрастным составом

(Лекция)

  • Дипломная работа - Социальная реабилитация детей из семей алкоголиков (Дипломная работа)
  • Дипломная работа - Влияние иппотерапии на работу внутренних органов и систем детей 6-16 лет (Дипломная работа)
  • Дипломная работа - Развитие слуха у детей с помощью методов Марии Монтессори (Дипломная работа)
  • Любина Г.А. Использование элементов Монтессори-педагогики в развитии речи детей разновозрастной группы детского сада (Документ)
  • Практические занятия - конспекты занятий для дошкольников (Лабораторная работа)
  • Дипломная работа - Развитие творческих способностей ребенка (Дипломная работа)
  • Интегрированное занятие в 1 мл. группе д/с (Документ)
  • Курсовая работа - Формирование чувства сотрудничества у детей дошкольного возраста (Курсовая)
  • Дипломная работа - Коррекция осанки у детей с ЗПР 7-8 лет (Дипломная работа)
  • Курсовая работа - Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ (Курсовая)
  • Дипломная работа - Водоснабжение и водоотведение (Дипломная работа)
  • n1.doc

    Введение 3

    ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 6

    1.1 Понятие разновозрастной группы и ее особенности 6

    1.2 Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе 9

    1.3 Психолого-педагогическая характеристика разновозрастной группы 13

    ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 20

    2.1 Анализ передового опыта по проблеме взаимодействия детей разного возраста 20

    2.2 Педагогический эксперимент 25

    2.2.1 Организационный этап 25

    2.2.1 Практический этап эксперимента 27

    Заключение 48

    Список использованных источников 51

    Карта психологического изучения ребенка 57

    Анализ игровой деятельности 59

    Методика «Изучение мотивов взаимодействия со взрослыми и детьми старшего возраста» 61

    Введение

    Многочисленные советских и современных педагогов посвящены вопросам организации и планированию занятий с детьми раннего возраста (Г.М. Лямина, Э.Г. Пилюгина, Т.Г. Казакова, Г.Г. Григорьева, С.И. Якименко, Л.П. Голян).

    В дошкольной педагогике разработано значительное количество методических пособий (Аванесова, Мищенко, Шиянова, Подласый) по проблемам организации малокомплектных детских садов. Однако проблема состоит в том, что эта педагогическая литература периода 70-х-80-х годов, ориентированная на реализацию «типовой программы» обучения в детском саду. Современный же педагог оказался в затруднительном положении, при нехватке пособий и учебно-методических рекомендаций по организации работы с разновозрастными группами детей в дошкольных учреждениях, специфике работы в таких условиях, ее «сезонности». Решение воспитательно-образовательных задач, формирование основ для развития полноценной личности, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы детского сада вызывает у воспитателя значительные трудности. Этим обусловлена актуальность данного исследования.

    Анализ межличностного общения разновозрастных детей в условиях совместной деятельности может дать возможности для формирования новых подходов к воспитанию таких важнейших личностных качеств как толерантность, нравственность, способность считаться с другими и сотрудничать с непохожими людьми и пр.

    Целью настоящего исследования является определение специфических особенностей эмоционально-личностного взаимодействия детей в разновозрастной группе.

    Для достижения поставленной цели необходимо решения ряда задач :


    1. определить понятие и сущностные характеристики разновозрастной группы в дошкольном учреждении;

    2. проанализировать возможные трудности, возникающие при организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе;

    3. описать психолого-педагогические особенности разновозрастной группы;

    4. в ходе эксперимента проанализировать особенности взаимодействия дошкольников различных возрастов.
    Объектом исследования выступает процесс организации учебно-воспитательной деятельности дошкольников в разновозрастных группах.

    В качестве предмета исследования выступают особенности межличностного взаимодействия дошкольников, специфические черты их поведения в рамках учебно-познавательной деятельности.

    Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации особенностей эмоционально-личностного взаимодействия дошкольников различных возрастов и специфической организации учебно-воспитательного процесса.

    Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования на практике, при организации учебно-воспитательной деятельности дошкольников, составлении учебно-методических пособий, а также при дальнейшем написании научных работ.

    Поставленная цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, теоретической и двух теоретико-практических глав, заключения, библиографического списка и приложения.

    Во введении обусловлена актуальность исследования, приводятся цель и задачи исследования работы.

    В главе 1 рассматриваются теоретические основы взаимодействия детей в разновозрастной группе детского сада, определено понятие такого рода групп, причины их формирования, и трудности организации учебно-воспитательного процесса в таких условиях.

    Глава 2 посвящена описанию поставленного эксперимента. Здесь приводится анализ передового опыта по выбранной проблеме, пошаговое выполнение задач эксперимента.

    В заключении приводятся результаты исследования.

    Библиографический список состоит из 40 источников.

    В приложении представлены таблицы и диаграммы, иллюстрирующие результаты проведенных исследований.

    ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

    1.1 Понятие разновозрастной группы и ее особенности

    Одним из наиболее значимых направлений модернизации современного образования является формирование образовательных учреждений различных возрастных ступеней, проектируемых в соответствии с представлениями о возрастном развитии ребёнка и ведущих типах деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, Ю.В.Громыко, В.И.Слободчиков).

    Осознание того, что среднему и старшему дошкольному (В.Т.Кудрявцев, Л.А.Парамонова), возрастным этапам должны соответствовать свои уникальные дидактические и методические системы, учебные программы, принципы психологической диагностики, приводит к необходимости поиска путей построения адекватных и эффективных форм образования.

    В современном мире дошкольное образование представляет собой первую ступень общего образования, на которой закладываются основы для дальнейшего формирования полноценной личности.

    Учитывая специфичность учебно-воспитательного процесса с детьми различного возраста, при организации групп в дошкольных учреждениях существуют определенные возрастные и количественные критерии. В Республике Беларусь наполняемость групп детей одного возраста в дошкольных учреждениях должна составлять:

    Для детей возрастом до одного года – до 10 человек;

    Для детей возрастом от одного года до трех лет – до 15 человек;

    Для детей возрастом от трех лет до шести (семи) лет – до 10 человек;

    Разновозрастные группы до 15 человек;

    С кратковременным и круглосуточным пребыванием детей - до 10 человек;

    В оздоровительный период до 15 человек.

    Однако в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, в группы детского сада могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов. В практике воспитания дошкольников на протяжении многих лет существуют разновозрастные группы.

    В самом общем смысле слова разновозрастная группа – объединенная группа детей с различным уровнем физических и умственных способностей, образованная в силу сложившихся обстоятельств либо целенаправленно, с целью осуществления конкретной коррекционной работы. В качестве основных причин, обусловливающих данное явление, можно назвать следующие:

    1) трудности комплектации групп (из-за недостающего либо превышающего норму количества детей одного возраста);

    2) наличие родственных связей между воспитанниками различного возраста (как следствие, стремление родителей определить их в одну группу);

    3) недостаточность материально-технической базы для создания полнокомплектных одновозрастных групп;

    4) особенности работы дошкольного учреждения в летний период;

    5) необходимость решения определенных коррекционно-педагогических задач.

    В разновозрастных группах общеразвивающей направленности максимальная наполняемость составляет при наличии в группе детей:

    Двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) – 8 детей;

    Любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) – 10 детей;

    Любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) – 15 детей .

    Многочисленные исследования, посвященные изучению особенностей развития общения ребенка с взрослыми и сверстниками показали, что на протяжении первых семи лет жизни ребенка его общение с окружающими людьми проходит ряд качественных ступеней в своем развитии. Во время пребывания ребенка в детском саду реализуют себя две основные потребности:

    Потребность в уважительном отношении взрослого –3 года – 5 лет;

    Потребность во взаимопонимании и сопереживании – 5 лет – 7 лет .

    Общение со сверстником от момента его возникновения на третьем году жизни ребенка и до конца дошкольного детства проходит 3 этапа:

    1) практически – эмоциональное общение– 2-4 года;

    2) ситуативно-деловое общение – 4 – 6 лет;

    3) внеситуативно-деловое общение – 6 лет .

    Безусловно, изменяется и содержание потребностей в совместных забавах, в деловом сотрудничестве и признании сверстниками достоинств другого ребенка. В группах детей одного возраста все эти моменты находятся под постоянным контролем воспитателя, однако отношения между детьми в разновозрастных группах имеют свою определенную специфику и существенно отличаются от межличностных отношений в гомогенной группе.

    Соответственно, организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе значительно усложняется, она требует от педагога, прежде всего:

    Знания программ всех возрастных групп;

    Умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

    Понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом;

    Обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями и возрастными характеристиками .

    Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах как педагоги-практики, так и методисты. Организация обучения и воспитания в таких группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

    Кроме индивидуально-психологических особенностей и уровня умственного развития детей надо также учитывать половую принадлежность ребенка. Ведь даже у младенцев разного пола умственные процессы различны. Мозг мальчиков в целом более активен мозга девочек. Мальчики более ловкие относительно девочек при выполнении математических операций и в визуально-пространственном мышлении, а у девочек более, чем у мальчиков, развиты вербальные способности. Отсюда вывод: к обучению мальчиков и девочек надо подходить дифференцировано, начиная уже с 4-х лет.

    Именно поэтому педагог, подготавливаясь к занятиям, должен подбирать вместе с традиционным и специальный материал для детей разного пола, разного возраста, в соответствии с их интеллектуально-психологическими особенностями.

    Научно-методической основой педагогического процесса в малокомплектном дошкольном учебном заведении является правильное сочетание общих требований дошкольной педагогики с конкретными условиями воспитания в каждой группе детей разного возраста. В каждом конкретном случае воспитатель должен определить состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать учебно-воспитательную работу. Наиболее целесообразным является комплектование групп детьми близкого, смежного возраста.

    В таком случае лучше реализовывать принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей обеих групп, создаются благоприятные условия как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.

    Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста.

    Как свидетельствуют наши наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.

    Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.

    В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы : игра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений.

    Игра

    Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети — играя, учатся.

    В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.

    Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.

    Однако следует сказать, что хотя игра и заметно повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы, однако основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается занятие.

    Занятие

    В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.

    Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на занятиях с одной подгруппой.

    Рассмотрим четыре вида организации учебной деятельности детей на примере разновозрастной группы, средняя и младшая.

    Виды организации учебной деятельности

    I вид — ступенчатое начало занятия

    На первом этапе роботу начинают дети средней группы: изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания. На втором этапе занятия в работе задействуют детей младшей группы. С ними работает педагог, старшие дети работают в парах. На третьем этапе одновременно работают все дети, которые, например, участвуют в заключительной беседе.

    ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия

    Начало деятельности общее для всех малышей: игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент. На втором этапе дети младшей группы участвуют в общем занятии в течение 15 — 20 минут: активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе со старшими детьми.

    После этого младшие дети завершают работу. На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют детей средней группы: заключительная беседа, диалог, при этом не следует забывать, что общая продолжительность деятельности детей средней группы составляет 20 — 25 минуты.

    ІІІ вид — одновременная деятельность детей
    по разному программному содержанию

    Этот вид организации учебной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием. Например, на первом этапе организуются игровые действия детей младшей группы в специально созданной среде (подчиненной теме занятия) под присмотром помощника воспитателя или воспитателя и проводится организованное занятие для детей средней группы.

    После выполнения заданий подгруппы меняются местами.

    ІV вид — отдельная деятельность детей

    В этот вид организации учебной деятельности заложена групповая организация малышей по разным видам познавательно-развивающей деятельности с разным содержанием. Для реализации этого вида организации учебной деятельности необходимо придерживаться таких условий: возможное проведение занятий в разное время; проведение занятия предметниками или двумя воспитателями; привлечение к работе помощника воспитателя.

    Педагог, организовывая учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.

    Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания), а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.

    Следовательно, при организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты :

    1. Воспитатель, организовывая учебный процесс в разновозрастной группе, должен четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе.

    2. Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.

    3. На фронтальных занятиях лучше решать более общие учебные задачи, а более конкретные (разные) — на занятиях с одной подгруппой детей.

    4. Основной формой работы в разновозрастной группе остаются занятия (комплексные, комбинированные, общие). При проведении комплексных занятий в разновозрастной группе надо следить за тем, чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы. Общие занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.

    5. Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.

    6. Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями: под непосредственным руководством педагога; с помощью дидактичных игр и дидактичных материалов (самостоятельная работа детей).

    7. При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей дошкольного возраста.

    Использованная литература:

    1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
    2. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. пособ. – М.: Просвещение, 1978. – 368 с.
    3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособ. / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
    4. Щербакова К.И. Методика формирование элементов математики у дошкольников: Учеб. пособ. – К.: Изд-во Европ. ун-та, 2005. – 392 с.
    5. Михайлова А.І. Організація роботи з дітьми різновікових груп: Метод. посіб.– Х.: Веста: Видавництво „Ранок”, 2008. − 64 с.
    6. Різновікові групи: планування роботи, розробки занять, дидактичний матеріал/ Упоряд. Т.Ю. Демченко, О.В. Тимофієва – Х.: Вид. група „Основа”, 2008. – 159 с.
    7. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога (3-е изд.) /Серия „Справочники”. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 384 с.
    8. Поніманська Т.І. Дошкільна педагогіка: Навч. посібник для студентів вищих навчальних закладів. – К.: Академвидав, 2006. – 456 с.

    Метелица Ирина Александровна,
    Донецкая область
    г. Шахтерск

    Украина.

    Характеристика старшей разновозрастной группы детского сада

    Развитие ребёнка зависит от того, где, в каком окружении он растёт, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Окружающая среда, в которой живёт ребёнок, должна быть насыщенной, неординарной, разнообразной и меняющейся. Её правильная организация и умелое включение ребёнка в процесс активного взаимодействия с окружающим предметным миром составляют важную сторону педагогической работы в детском саду.
    При организации развивающей предметной среды в группе мы поставили цель: создать «среду обитания» ребёнка, позволяющую стимулировать развитие его познавательных способностей, делающую жизнь комфортной и интересной.
    В нашей группе воспитывается 17 детишек, из них 8 девочек и 9 мальчиков. Возраст наших детей 5-7 лет. Ребята очень дружные, мальчишки всегда уступают девчонкам. В группе всегда дружная атмосфера. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности - игровой, трудовой, изобразительной и др.

    Существует несколько видов игр, которыми дети занимаются в нашей группе:

    Дидактические;

    Сюжетно-ролевые;

    Подвижные;

    Игры-наблюдения.

    Удачное решение, позволяющее использовать ограниченное помещение групповой комнаты, наилучшим образом представлено так называемым принципом комплексирования и свободного зонирования. Иначе говоря, созданы помещения, в которых развивающая среда располагается в разных функциональных пространствах

    В группе имеется «уголок живой природы». В уголке растут комнатные растения, служащие для знакомства с различными видоизменениями частей растения. Есть аквариум с рыбками. Дети наблюдают за повадками рыб, характерными признаками внешнего вида, строения, учатся ухаживать за живыми существами. В уголке располагается также календарь погоды, в котором дети самостоятельно отмечают свои наблюдения за изменениями в природе; круговая диаграмма времён года.

    2.Я – Воспитатель ! Я горжусь этим! Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА! Случайных людей здесь не бывает, они просто не смогут жить в этом состоянии. Воспитывать детей - это большая ответственность. Перед педагогом не просто ребенок, а будущий инженер, политик, врач или просто рабочий. Каким он будет? Добрым, сильным, открытым, чувственным или замкнутым, раздражительным, агрессивным. Такие серьезные задачи решает на первый взгляд легкая, игривая профессия воспитателя .

    3. В своей профессиональной деятельности педагоги нашего доу используют следующие технологии :

    1. Технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения;

    2. Игровые технологии в ДОУ :

    3. Педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой) ;

    4. Технология ТРИЗ (Г. С. Альтшуллер, А. М. Страунинг, направленная на развитие творческих способностей;

    5. Информационно-коммуникативные технологии ;

    6. Здоровьесберегающие технологии (Н. Н. Ефименко) с целью укрепления здоровья детей;

    7. При взаимодействии с детьми используются личностно – ориентированный подход (И. С. Якиманская) .

    8. Технология проблемного обучения (Дж. Дьюи)

    9. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина)

    Педагоги нашего ДОУ, комплексно решают задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

    Богатство нашей планеты Земля (эксперимент с воздухом)

    Задачи:

    Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

    Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

    Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

    Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

    Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией.

    Материалы: Одежда для детей (шляпа учёного), целлофановые пакеты, острая палочка, банки с крышечками, воздушные шарики, стаканчики с водой, коктельные трубочки, пёрышки, баночки с различными запахами, кусок резины, резиновая игрушка, листы бумаги, трубочка и бутылочка с краской.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

    Воспитатель: Теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

    (Игра на общение)

    Станем рядышком по кругу

    Скажем здравствуйте друг другу.

    Нам здороваться не лен;

    Всем привет и добрый день!

    Если каждый улыбнётся:

    ДОБРОЕ УТРО!!!

    Воспитатель: теперь присаживайтесь на подушечки.

    Воспитатель : Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)

    Воспитатель : Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)

    Загадка:

    Через нос проходит в грудь

    И обратный держит путь.

    Он невидимый и всё же

    Без него мы жить не можем. (воздух)

    Воспитатель : Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

    Воспитатель : Ребята, вы знаете сколько человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

    Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи и одежда у нас с вами специальная. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Лаборатория).

    Воспитатель : Какие правила надо соблюдать в лаборатории: (соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно). Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

    Воспитатель : Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

    Ребёнок: Чтоб природе другом стать,

    Тайны все её узнать,

    Все загадки разгадать

    Научиться наблюдать,

    Будем вместе развивать качество - внимательность,

    А поможет всё узнать

    Наша наблюдательность.

    Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

    Воспитатель: Мы опыты начинаем

    Интересно здесь бывает

    Постарайтесь все понять

    Много нужно здесь узнать

    Воспитатель : Итак, начнем наши опыты. Коллеги, посмотрите на доску, нам предложена модель. Как вы думаете, что здесь изображено? (Рука, глаз, ухо, нос, гиря). Посмотрите на модели, как вы думаете, коллеги, на какой вопрос мы будем искать ответ? (Слайд рук)

    Эксперимент № 1 «Как можно почувствовать воздух?»

    Воспитатель : Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

    Воспитатель : Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

    Воспитатель : Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? И так мы ответили на вопрос как можно почувствовать воздух.

    Вывод: воздух можно почувствовать.

    А ещё воздух можно почувствовать другими способами, посмотрите на экран (слайд)

    Воспитатель : (слайд котёнка)

    Эксперимент № 2 «Как можно увидеть воздух?»

    Посмотрите, какими способами ещё можно увидеть воздух. (слайды)

    Воспитатель : Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

    Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

    Воспитатель : Посмотрите на следующую модель, на какой вопрос мы будем искать ответ? (Слайд Чебурашки)

    Эксперимент № 3 «Как можно услышать воздух? »

    Воспитатель : Возьмите баночку открутите крышечку, подуйте в крышечку с краю. Что вы слышите? (звук, воздух). А сейчас подуйте в баночку с краю.

    Воспитатель : А ещё у нас на столе есть шарик, надуйте его, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? (Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух), что мы слышим? Писк, воздух.С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

    Где ещё можно услышать воздух (слайды)

    Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

    Воспитатель : Посмотрите на следующую модель, на какой вопрос мы будем искать ответ? (слайд Буратино)

    Эксперимент № 4 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

    Воспитатель : Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Я вас приглашаю на ковёр, в начале мы должны подготовиться к эксперименту, для этого необходимо сделать специальное упражнение. Возьмите пёрышко, положите на ладонь. Что необходимо сделать? (Подуть) Сделайте глубокий вдох и сильно подуйте, поймайте. А что бы пёрышко улетело дальше всех, как нужно подуть? Отдайте мне ваши пёрышки. Мы сделали дыхательное упражнение, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, и значит, мы можем внимательно, сосредоточится на следующем эксперименте. Я каждому предлагаю ощутить аромат, который я предложу, и подумать какой профессии относится этот запах:

    (бензин – водитель, стиральный порошок – прачка, лак – маникюрша, приправа – повар, конфета – кондитер).

    А сейчас я предлагаю последний запах, с закрытыми глазами определите аромат. Молодцы, это апельсин.

    Воспитатель : Коллеги я снова приглашаю вас в лабораторию. Посмотрите у нас осталась одна модель, (это гиря) (слайд гири). На какой вопрос мы будем искать ответ?

    Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес? »

    Воспитатель : Это мы сейчас проверим.На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины, Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

    Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

    Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

    Ещё вес воздуха можно определить вот так способом (слайд)

    Воспитатель : Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

    Хотите попробовать? Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показ техники кляксографии: капну каплю краски на бумагу и раздуём ее при помощи трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

    Посмотрите, какие красивые рисунки можно создать техникой рисования воздухом «Кляксографией». (слайд)

    Воспитатель : Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты?(ответы детей)

    Воспитатель : Какой опыт вам показался интересным больше всего?

    Воспитатель : Что вы сегодня узнали нового о свойствах воздуха? Как называется техника рисования воздухом?

    Воздух ещё применяют в больнице для спасения людей, если человеку не хватает воздуха, дают кислородную подушку.

    Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. А ещё я для вас приготовила сюрприз. Я вас угощаю водичкой с воздухом, Вы её попробуйте, и скажите, как она называется? (лимонад). Правильно, в лимонаде тоже используется воздух, его называют газ.

    Молодцы, ребята.

    5. Главная цель воспитателя - развить даже самые крошечные задатки ребёнка, вовремя заметить «Божью искру», которая с рождения заложена в каждом ребёнке. В умении разглядеть эту искру, не дать ей погаснуть, и состоит талант педагога.

    Задача современного воспитателя: воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Нужно прогнозировать и оценивать свои результаты, развивать самостоятельность, инициативу. Создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка.

    Настоящий педагог во все времена обладает теми качествами, которые выделяют его среди остальных членов общества. Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства.

    Воспитатель - это пример. А быть им, значит много и упорно работать. Да, порой придется забывать о своей личной жизни. Но наградой этому будет благодарные дети, адаптированные к жизни в социуме.

    Работая воспитателем, я поняла, что главное в моей работе «гореть, а не тлеть», а иначе не стоит работать в детском саду. Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на тернистой дороге педагога. Избавляться от устаревших стереотипов, больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания – так я понимаю требование времени и стараюсь соответствовать этому требованию.

    Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не должен забывать доброе старое, например устное народное творчество. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир. В наш век бурного развития высоких технологий педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим временем; должен соответствовать реалиям дня: владеть компьютером.

    Современный воспитатель – это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника и т.д. Воспитатель за целый день должен перевоплощаться несколько раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат. Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя, поэтому нужно уделять большое внимание развитию творческого воображения.

    Современный воспитатель - это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.

    Воспитатель - это патриот своей Родины. Воспитатель призван быть авторитетом для детей и их родителей, вместе с семьей решать ответственные задачи воспитания. Страна доверяет им самое дорогое - свое будущее.

    Необходимые качества современного воспитателя – терпеливость, доброжелательность, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.

    5. Размышляя о своем профессиональном предназначении, задаю себе вопрос: «Я –воспитатель?» Ведь сейчас, когда перед современным дошкольным образованием стоят масштабные задачи модернизации и инновационного развития, значительно расширяется сфера действия и назначение педагога. Сегодня в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и государства в сфере образования, я, как воспитатель, осознаю, что, безусловно, должна дать детям больше, чем просто знания, сформировать намного больше, чем просто умения и навыки. Ведь от меня зависит будущее моих учеников, то, какой курс примет каждый из них в жизни, какими принципами будет руководствоваться, какие цели станут приоритетными, смогут ли они, мои сегодняшние воспитанники, стать высочайшими мастерами своего дела, патриотами своей Родины.

    Никто, наверное, не возразит, что именно детский сад– это особый этап в жизни ребенка. Образование, полученное в детском саду, служит базой, фундаментом для последующего обучения, имеет решающее значение для успешной реализации целей и во взрослой жизни моих воспитанников. И от того, смогу ли я организовать непосредственную образовательную деятельность так, чтобы вооружить каждого ребенка действенным инструментом познания, стремлюсь ли научить каждого своего воспитанника, готова ли сама учиться и повышать квалификацию, зависит очень многое.

    « У каждого человека свои звезды», - гласит пословица. Хочется, чтобы каждый воспитатель достиг новых вершин в своем творчестве и приблизился к звезде, свет которой когда-то заворожил и привел в профессию… Свои звезды должны быть и у моих воспитанников. В силах педагога помочь найти их и научиться сверять с ними собственный путь.

    Общение с детьми - каждый раз своего рода экзамен. Маленькие и мудрые педагоги и проверяют тебя на прочность, и одновременно любят тебя всепоглощающей любовью, в которой можно раствориться без остатка. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны.

    Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым.

    Я горжусь своей профессией, горжусь тем, что мои воспитанники при встрече со мной улыбаются мне своей особой улыбкой, по которой я их сразу узнаю, здороваются, делятся своими новостями и достижениями.

    Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть воспитателем – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.

    Моя мечта проста и понятна моим коллегам и родителям. Я хочу, чтобы, несмотря на превратности и резкие повороты нашей жизни, мы стремились к самосовершенствованию, чтобы дарили радость и тепло всем, кто рядом! Я не только мечтаю об этом. Я каждый день изо всех сил делаю, что могу!

    Работая воспитателем, я могу сказать - лучше моей профессии нет! Она заставляет забывать все огорчения и обиды, даёт ощущение вечной молодости. А всем тем людям, которые скажут: "Да что за профессия - воспитатель. Вечно вытирать носы и никакой благодарности!", я хочу ответить очень хорошими стихами:

    Мир детства сказочен, прекрасен,

    Как дивной флейты тонкий звук.

    Пока смеется мне ребенок,

    Я знаю, что не зря живу.

    Твердят мне каждый день подруги:

    «Найди работу ты другую».

    Но знаю я, что нет работы лучше для меня.

    Ведь я люблю своих всех ребятишек.

    Люблю их я, как собственных детей.

    И каждый день иду, как на премьеру,

    В свой детский сад.

    Иду сюда не за карьерой,

    Ведь здесь мне каждый очень рад.

    Люблю быть в гуще детских восприятий,

    И так на протяженье многих лет.

    Судьба моя – я - педагог,

    Я - воспитатель.

    И нет судьбы прекрасней для меня!

    В последнее время исследователи наблюдают рост числа разновозрастных групп. Такие группы появляются в силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения определенных коррекционно-педагогических или методических задач, как группы с особыми условиями организации и т.д. Этот «спрос» на разновозрастные группы обуславливает усиление интереса психологической и педагогической науки к многообразным проблемам разновозрастной группы. Многие исследователи оценивают разновозрастные группы и коллективы как оптимальную модель среды развития ребенка .

    Подчеркивая, что современная семья, как правило, не в состоянии обеспечить ребенку содержательной полноты общения, прообразом идеальной воспитательной среды видят крестьянскую патриархальную многопоколенную семью (Г.Г. Кравцов)

    В своих исследованиях В.Н. Бутенко выделяет два типа отношений высказываний родителей и педагогов о разновозрастной группе: позитивные и негативные. Позитивное отношение можно отнести к высказываниям: «старшие учатся быть внимательнее к младшим, помогать им», «младшие, подражая старшим, быстрее развиваются». Негативные: «старшие обижают малышей», «малыши мешают занятиям старших». Эти абсолютно разные мнения родителей отражают те межличностные отношения, которые складываются в разновозрастной группе между старшими и младшими детьми.

    Разновозрастные группы в своё время изучали Байбородова Л.В., А.Г Арушанова, В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова, Т.А. Макееой, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон и др.

    Общение и взаимодействие детей в группе можно охарактеризовать следующими психологическими механизмами:

    Изменяются механизмы, активизирующие поведение личности. Ролевое участие ребенка, как старшего или младшего, в групповой деятельности постоянно изменяется в пространстве и во времени. Если дошкольник вступает во взаимодействие с одногруппниками как младший, то чаще всего срабатывает механизм подражания, при этом ребенок как бы ориентируется на «зону ближайшего развития».Если же ребёнок во взаимодействии в группе включается как старший, то сказывается механизм «социального взросления».

    Ребёнок на примере старших одногруппников видит, чему он научится в ближайшем будущем, то, чем овладел его старший партнёр. Старший ребёнок может показать младшему образец действия. Он объясняет и следит за тем, чтобы младший ребёнок, например, играл по правилам, делала правильно задание. В этом случае, старший ребёнок перенимает на себя роль взрослого. Показывая и объясняя младшим партнёрам способы выполнения задания, старшие лучше осознают их сами.

    Но есть и минусы:

    младшие, как правило, интересуются занятиями старших и хотят играть с ними. Старшие, особенно мальчики, напротив, часто воспринимают взаимодействие с младшим безразлично и даже негативно, поскольку не нуждаются в нём;

    многие из детей старшего дошкольного возраста плохо ориентируются в потребностях и возможностях младших, поэтому неохотно идут на контакт с ними;

    значительное количество старших дошкольников, контактируя с младшими, стремятся реализовать своё преимущество, не учитывая возможности младшего партнёра, который не обладает ещё таким уровнем развития.

    Образовательный процесс в группе детского сада представляет собой систему взаимодействий и взаимовлияний основных структурных компонентов (предметно-пространственного, обучающего и социального), образующих зону реализации развивающих возможностей для его субъектов. Эта зона включает в себя педагогически организованную составляющую и спонтанную.

    Все структурные компоненты образовательного процесса разновозрастной группы имеют расширенное наполнение, которое достигается сосуществованием адекватных каждому возрасту фрагментов.

    Особенности образовательного процесса в разновозрастной группе:

    Образуется мощная зона развивающих возможностей для его субъектов;

    Специфика определяется наличием дополнительных сфер социальных взаимодействий ребенка - с детьми старше и младше себя.

    Образовательное пространство разновозрастной группы дает возможность:

    Свободы выбора деятельности;

    Построения диалоговых отношений с детьми различных возрастов;

    Свободы выбора своей «ниши» в общении.

    В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного.

    1) Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают малышу одеться, рассказывают ему сказки, защищают от обидчика, т. е. заботятся о нем.

    2) Особое значение приобретает пример старших для малышей. В силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают все положительные качества старших.

    3) Многолетние наблюдения (исследования Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой) доказывают, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми.

    4) Впервые приходя в детский сад, малыши попадают в уже организованный коллектив, легче подчиняются его правилам, подражая во всем старшим детям, которые в данном случае служат опорой воспитателя.

    5) В постоянных межвозрастных взаимодействиях у старшего ребенка появляется необходимость в самоопределении по отношению к младшему как к «другому», не похожему в объектной составляющей отношений. Если к сверстнику отношения все время балансируют между двумя полюсами как «к себе» и как «к другому», то младший ребенок - «другой» - непохожий в своих эмоциональных, поведенческих реакциях, в способностях к сотрудничеству, умениях и т.д. С определенного момента ребенок начинает осознавать себя «другим», «старшим», после чего у него появляется необходимость заполнения разрыва в представлениях о том, как относиться к отличиям «младшего» и к своим возрастным преимуществам. Отношения «младший - старший» возникают благодаря возрастным различиям, этим они схожи с отношениями «взрослый - ребенок». Для старшего ребенка актуализируется позиция взрослого, его отношение как «взрослого». В своем желании быть «старшим» ребенок стремится подражать поведению взрослого.

    Таким образом, разновозрастное детское сообщество имеет больший потенциал для возрастного, личностного развития дошкольников в отличие от одновозрастного. Разновозрастные группы являются дополнительной возможностью для нравственного развития, получения более разнообразного опыта игрового, социального взаимодействия, естественного речевого, интеллектуального развития. Разница в возрасте является лишь одним из условий, потенциальной возможностью, которая может реализоваться, а может иметь и отрицательные обратные последствия. Поэтому большое значение имеет дальнейшая работа по исследованиям отношений детей в разновозрастных группах, и влиянию такого типа групп на дошкольников.

    В отечественной и зарубежной дошкольной педагогической практике широко распространены разновозрастные группы. В отечественной педагогике изучение разновозрастных групп, как правило, сводят к рассмотрению отдельных феноменов (Давидович Е.Б., 1991; Доронова Т.Н., 1985 и др.) либо к методическим рекомендациям организации образовательных занятий по возрастным подгруппам (Гербова В.В., 2001, 2002).

    Е.А.Вовчик-Блакитная (1988) изучала взаимодействия детей разного возраста в условиях искусственно организованного периодического общения детей. Согласно ее наблюдениям характер межвозрастного взаимодействия зависит от старшего ребенка, его готовности к общению. Е.А.Вовчик-Блакитная выделяет смыслообразующий мотив общения - стремление реализовать позицию «взрослого», «старшего», «большого». При этом пользу получают не только старшие, но и младшие дети: сокращение возрастной дистанции позволяет им расти в своих глазах, так как при сравнении со старшим ребенком ему легче представить себя более старшим по возрасту, нежели сравнивая себя со взрослым. Ею были выделены типы взаимодействия старшего с младшим: активно-положительный (демократический), активно-отрицательный (авторитарный); безразличное, незаинтересованное взаимодействие. Из исследования следует, что о пользе межвозрастного взаимодействия детей можно судить только в контексте проводимой воспитательной работы, по ее направленности на формирование мотивационной компоненты как основы готовности детей к межвозрастному общению.

    Е.Н.Герасимова (2000) изучала разницу во взаимодействиях детей, имеющих опыт разновозрастного общения и не имеющих его. Согласно результатам исследования дети из разновозрастных групп чаще учитывают интересы младших при выборе совместной деятельности и демонстрируют большее разнообразие стратегий взаимодействия, чем дети, воспитывающиеся в группе сверстников. На характер взаимодействия старших детей с младшими влияет, во-первых, образец взаимодействия взрослого с детьми, а также содержание их совместной деятельности. Деятельность, ориентированная на получение предметного результата, провоцирует у старшего ребенка более «жестокие» модели взаимодействия - ограничительную и запретительную.

    В работе Т.Н. Дороновой, В.Г. Щур, Якобсон С.Г. (1985) исследовались условия для формирования отношений сотрудничества между детьми разного возраста. По мнению авторов, польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец для действия; для старшего - показ, объяснение другому способствуют лучшему осознанию предметного содержания, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется чувство ответственности, причастности к работе другого. Но на практике необходимы специальные усилия по организации подобного взаимодействия. Авторы предлагают способы выстраивания совместной деятельности, логика которой порождала бы потребность детей взаимодействовать. Через анализ составляющих совместной деятельности (соотношение общего продукта и составляющих его частей) была выделена разная степень зависимости детей при совместном творчестве, и на примере занятий по изобразительной деятельности авторы разработали программу поэтапного формирования отношений сотрудничества у детей разного возраста.

    Работа Н.Я. Михайленко., Н.Я. Кустовой (1987) посвящена изучению условий, способствующих формированию элементарных организаторских умений в процессе совместной игры по правилам. Использование настольно-печатных игр с правилами обусловлено тем, что они содержат готовые предписания, правила и наглядны благодаря игровому материалу. Важным условием является включение в игру со старшими младших детей, так как при таком разновозрастном объединении старшие вынуждено попадают в позицию организаторов. Наблюдение за игрой сверстников и детей разного возраста обнаруживает их существенное различие. Большинство старших детей в игре с младшими объясняет правила до начала игры, неоднократно напоминают их в ходе игры, резко падает число нарушений в отличие от игры детей одного возраста. В результате совместной игры у старших детей появились организаторские умения: вербальные формы регуляции взаимодействия, возрос контроль, появилась сопричастность к игре другого в форме поддержки, помощи и т.д.

    Согласно обзору Л.А. Парамоновой (2001) работ, посвященных изучению зарубежной практики разновозрастных детских объединений, во многих странах, в частности Германии, у педагогов формируют особую профессиональную установку на поощрение контактов между детьми разного возраста, пола и социального положения. Практика разновозрастных групп рассматривается как важнейшая задача социального и личностного развития детей, а также признается особая значимость подобных групп для детей из семей, имеющих одного ребенка. В целом в зарубежной педагогической практике существует неоднозначное отношение к разновозрастным группам. Отмечается, что отрицательное отношение связано с нетерпимым отношением старших по отношению к младшим; с низкой саморегуляцией поведения младших: они мешают, разрушают деятельность старших. В пользу разновозрастных групп служит возможность большей индивидуализации развития, стимуляции вербального развития, получение более богатого социального опыта, развитие нравственных качеств детей.

    В зарубежной педагогике, в частности в Германии, перед старшими детьми ставят следующие задачи: развитие эмпатии, понимание возрастных возможностей каждого, умение находить конструктивные решения в трудных ситуациях, понимание воздействия своих слов на окружающих, умение обсуждать и договариваться. От младших требуется активное участие в играх, позволяющих развивать свои возможности. Важно у младших формировать позитивный взгляд на взаимодействие со старшими, чтобы они радовались, когда у них получается то, чего они раньше не умели, и верили, что могут научиться новому, умели переживать неудачи, не отчаиваться, когда их не берут в игру.

    В обзоре был отмечен ряд феноменов, наблюдаемых в разновозрастных группах. Один из них заключается в том, что воспитатели, как правило, недооценивают возможности младших детей, вследствие чего излишне вмешиваются в их активность, опекая, лишая их собственной инициативности, интереса. Другой обнаруженный феномен отражает воздействие на детей речевых обращений взрослых. В ходе наблюдений было замечено, что дети копируют речевые обороты, обращения воспитателей, используя их при общении друг с другом. В качестве методических рекомендаций воспитателям предлагается поощрение усилий младших детей, поддержка стремления старших к сотрудничеству с младшими с помощью осознанного выстраивания собственной речи, задавания для детей образцов выхода из конфликтных ситуаций. При организации группы рекомендуется предлагать формы взаимодействия, доступные для участия всех детей, а также использовать оборудование, материалы позволяющие участвовать детям без возрастных ограничений. Очень важная рекомендация заключается в индивидуализации процесса воспитания детей, которая заключается в непрерывном наблюдении за детьми, выстраивании всех процессов жизнедеятельности детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, а также стимулирование сотрудничества детей в разных видах деятельности. Проведенные исследования показали, что в результате целенаправленных усилий по созданию такого микроклимата в группе, когда особое внимание обращается на возрастные характеристики поведения и взаимопомощь, младшие и старшие действительно начинают учиться друг у друга.

    Научные эксперименты, проводившиеся, прежде всего, в Германии, показали, что регулярные игры с младшими по возрасту способствуют включению изолированных детей в общую деятельность группы. Отмечено, что при обращении особого внимания на такого ребенка он может совсем отказаться от контактов с детьми. Воспитателю рекомендуется проводить регулярное наблюдение всех контактов детей, выявляя аутсайдеров (детей, находящиеся в стороне от основных событий), которые боятся незнакомых ситуаций, рассчитывают на чужую инициативу, страшатся зависимости от других, отвергают дружбу, чувствуют себя беспомощными и т.д.

    В Европе и США воспитатели знакомы с явлением, когда раз в год, чаще всего в конце учебного года, вся группа вдруг разделяется на противостоящие друг другу команды, причем чаще всего это противоборство старших и младших. Старшие перестают слушаться взрослых, не принимают других в свою компанию, обижают, дразнят, ругают остальных. В большинстве случаев в этой подгруппе происходит разделение ролей, создается определенная иерархия. Причины возникновения феномена «банды» усматривают в стремлении воспитателей организовать для всех детей одинаковые развлечения и занятия, в особенности если они недооценивают уровень развития старших. Рекомендуется поддерживать сложившиеся ролевые позиции, чтобы «большие» имели возможность демонстрировать «маленьким» свое реальное превосходство в силе, выносливости, знаниях.

    В обзоре приведены наблюдения того, что дети разного возраста гораздо чаще контактируют друг с другом в отсутствие взрослого. Это связывают, прежде всего, с большой регламентацией активности детей со стороны воспитателей. Воспитатели склоны ставить перед каждым ребенком задачу в соответствии с его возрастом либо давать задание всей группе, кроме того, строгий распорядок дня мешает открытым контактам детей. Скрытое наблюдение показало, что сами дети более охотно организуются в малые группы по сходству интересов, взаимной симпатии и по другим причинам. Для лучшего понимания свободных контактов между старшими и младшими детьми взрослым предлагается больше наблюдать за тем, что формируется в группе без их регламентирующего участия и более гибко реагировать на происходящее, быть готовым изменить ход работы, чтобы предоставлять детям разные возможности для взаимодействия и общения. В целом отмечается, что организацию разновозрастных групп нельзя рассматривать как альтернативу одновозрастным объединениям детей. Значение для детского развития имеет организация как тех, так и других типов групп детского сада. Основная задача заключается в понимании специфики каждого варианта объединения детей в группы. Разновозрастная группа нуждается в особом педагогическом руководстве, но и в этом случае, несмотря на все положительные моменты, остается много проблем, игнорирование которых отрицательно сказывается, по мнению авторов обзора, на развитии младших детей.

    Особое значение разновозрастное общение детей приобретает в семейном контексте. Первой и близкой возрастной группой, влияющей на развитие личности ребенка, являются его братья и сестры, образующие особую социальную группу - группу сиблингов. Независимо от разницы по ряду качеств (возрасту, полу, способностям, внешним качествам), отношения между ними дают ребенку опыт, совершенно отличный от опыта общения со взрослым.

    Изучению влияния опыта разновозрастного общения детей в практике семейного воспитания посвящено много работ как отечественных, так и зарубежных исследователей.

    Лучшие статьи по теме