Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Обереги
  • Оформление уголка дорожного движения. Игровой макет по пдд для детского сада своими руками. Фотогалерея: консультации для родителей

Оформление уголка дорожного движения. Игровой макет по пдд для детского сада своими руками. Фотогалерея: консультации для родителей

На чтение 7 мин. Просмотров 4.8k.

Что мы имеем в виду, когда говорим о нравственном воспитании?

Нравственное воспитание — это воспитание в детях высоких духовных и моральных принципов, чувства патриотизма к Родине, специальное регулирование способов мышления и поведения, принятых в гражданском обществе.

Первый опыт работы над структурой поведения и над формированием нравственных принципов начинается с детского сада, когда взрослые дают первые уроки дошкольникам. Воспитатель детского сада с ранних лет прививает детям любовь к Родине, бережливость и уважение к человеческому труду, доброжелательность в отношениях, учит активности и инициативности, самостоятельности в действиях, взаимопомощи и взаимовыручке, бескорыстности.
Исследовательская работа учёных по изучению психологии и возможностей дошкольников показывает, что у детей дошкольного возраста большой потенциал в вопросах воспитания их нравственности. Детское сознание способно управлять своими поведенческими способностями, такими как активность поведения, самостоятельность в своих действиях и выборе, проявление определённого интереса к окружению.

Старшие дошкольники способны к коллективизации, где уже в их совместных действиях проявляются и товарищества. Чем больше ребёнок видит правильных действий и поступков, а также чаще слышит положительного, тем выше его нравственное воспитание – это и есть основная задача воспитателей.

У ребёнка должны развиваться положительные привычки и мотивы нравственного поведения.

Всё, что ребёнок видит и слышит, несущее негативный характер и отрицательные действия, также откладывается в детском сознании и вредит его нравственности.

Детям нравится общаться со взрослыми, у них при частом общении возникает чувство любви и привязанности, дети с радостью выполняют поручения, стараются понравиться и сделать что-то приятное для взрослых.

Дошкольникам свойственно проявлять эмоциональную отзывчивость в отношении реакции взрослых на хорошие и плохие детские поступки. Когда детей ругают, они волнуются и огорчаются, когда хвалят – улыбаются и радуются. Такая отзывчивость является основой формирования нравственных чувств ребёнка.

Дошкольники, в силу своего возраста, испытывают радостные или грустные чувства не только за себя, но и за сверстников. Они способны радоваться и грустить за товарищей из чувства солидарности, что приводит к действенным поступкам по оказанию моральной поддержки. Дошкольники не умеют хитрить или лукавить, их чувства искренни и не подложны.

В детском саду можно наблюдать картину, когда один из детей поранился или ударился, и возле него скапливаются сверстники и с грустью жалеют его.

Нравственные чувства приобретают свою сознательность ближе к среднему возрасту, они способны оценить труд других людей, способны проявлять чувства любви к родному дому и краю.

К шести годам у детей начинается формирование чувства собственного достоинства, чувство долга, они распознают справедливость поступков, проявляются чувства уважения по отношению к другим людям. Дети этого возраста начинают с полной ответственностью подходить к заданиям и поручениям.

Задачей воспитателей детского сада не упустить время, когда у детей проявляются способности к воспитанию нравственных чувств, привить к детям любовь к родному краю и стране, в которой дети родились и живут, также научить их уважать людей других национальностей и их культуру.

Одной из детских особенностей является подражание, но дети не распознают и не понимают нравственности совершаемых ими действий, и это может зафиксироваться в сознании отрицательным жизненным опытом.

В связи с этим появляется задача перед родителями и воспитателями оградить дошкольников от объектов и ситуаций подражания, несущих безнравственность чувств и поведения и от такого жизненного опыта.

Очень важно научить ребёнка простым вещам, таким как: доброжелательность — уважать взрослых, поддерживать хорошие отношения со сверстниками, бережливости, вежливости, приветливости, культурному поведению.

При полученных первоначальных навыках, ребёнок ближе к старшему дошкольному возрасту, научится осмысливать свои поступки и поведение, нравственное поведение станет нормой жизни дошкольника и станет его спутником в дальнейшем развитии.

Значение нравственных принципов в сознании ребенка

Чтобы нравственные принципы прочнее закреплялись в сознании ребёнка, воспитатель в детском саду должен учить дошкольников на конкретных примерах, а чтобы ребёнок проявлял интерес к процессу обучения – шире использовать возможности игрового поля, применять игры, сцены, сказки, мультфильмы и т.п.

Наиболее широко распространена была работа в данном направлении в детских садах Советского Союза. В современной России на целые десятилетия эта работа была пущена на самотёк, и сейчас снова к людям пришло осознание того, что пора возобновлять образовательные процессы и пора снова начать учить людей нравственности.

Вопросы нравственности должны содержаться в программах детского сада на протяжении всего образовательного процесса. Нравственное воспитание должно отражаться и находить место даже в занятиях творчеством: тематические рисунки, песни, лепка и так далее.

В первую очередь должен быть налажен соответствующий контакт между воспитателем, ребёнком и родителями, их цели и задачи должны быть едины.

Коллектив это самое действенное средство воспитания и поэтому не стоит детей до школы держать затворником дома на попечении бабушки или сиделки – детский сад является самой подходящей сферой для проведения воспитательных занятий.

В коллективе ребёнок способен к проявлению своих знаний, делиться ими с товарищами, перенимать положительный опыт у сверстников.

В детском саду дети понимают, что коллективно и сообща можно добиться общей цели и выполнить большее количество задач, чем в одиночку. К примеру, слепить снеговика одному ребёнку не под силу, а сплочённой и дружной группой это займёт всего около часа, а то и меньше.

Бойкие дети в группе становятся более смиренные, застенчивые более общительными. В своей деятельности воспитатель должен быть требовательным, но не грубым, уметь подбирать компромиссы в спорах – это тоже часть нравственного воспитания и пример для подражания.

Дисциплина в детском саду не должна подавлять инициативу и положительные эмоции. Воспитатель может себе это позволить, если сам будет сдержанным и терпеливым по отношению к детям. Ребёнок должен чувствовать и видеть на лице воспитателя только положительные эмоции.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в детском саду направлено на воспитание нравственных качеств в различных формах деятельности. При этом большое внимание педагогами уделяется личностному развитию детей.

В детском саду часто проводят различные тематические мероприятия, во время которых дети учатся моральным и нравственным сторонам поведения в группе сверстников и со взрослыми.

Нравственные беседы с детьми, как в детском саду, так и в семейной обстановке помогают осознать малышам, почему нужно вести себя тем или иным образом.

Хорошим средством нравственного воспитания дошкольников является сказка. Поступки сказочных героев подскажут дошкольникам, что может их ждать в случае безнравственного поведения.

Нравственное воспитание дошкольников в детском саду и его роль в развитии личности

Нравственное воспитание, охватывает всеобщее развитие личности ребёнка, оно направлено и на формирование особых чувств дошкольника, и на его сознание, и на регулирование поведенческих привычек.

Как и все виды воспитания здесь применяется та же самая форма — от лёгких заданий, к более сложным.

Кроме того воспитатель должен учитывать тот факт, что ребёнок не должен воспринимать его как диктатора или командира, к каждому из детей надо находить такой подход, чтобы у них в сознании само формировалось представление о нравственности, иначе у детей сформируется неправильное представление о нравственности, они научатся либо подчиняться, либо приспосабливаться.

Воспитатель должен более тесно налаживать связи с родителями детей своей группы для более эффективного протекания процесса воспитания.

Деятельность воспитателя завит не только от прямых контактов с детьми, но и от решения общей задачи, разработки рекомендаций родителям с общими принципами нравственного воспитания дошкольников.

В решении данных вопросов должна проводиться и политика индивидуального воспитания дошкольников, для этого надо знать индивидуальные способности и навыки каждого воспитанника, его психофизиологические особенности.

У каждого ребёнка индивидуально выражены достоинства и недостатки, по-разному выражена психоэмоциональная сфера.

На примере можно увидеть, что один ребёнок проявляет жадность и неуступчивость, другой ведомый и скрывает собственное мнение, не умея его отстаивать, третий слишком дерзкий. Над всеми этими качествами требуется индивидуальная работа.

Хорошим помощником в некоторых проблемах с коллективизацией и социальной адаптации в обществе является трудовое обучение, решающее многие задачи нравственного поведения дошкольников. Выполнять роль воспитателя достоин только тот человек, который сам обладает высокими моральными принципами.

виктория прошкина
Духовно-нравственное воспитание детей в детском саду

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ .

Сл1 Россия,Родина,родной край….До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время,полное противоречий и тревог,когда привычными словами стали «насилие» , «безнравственность» , «бездуховность » ,мы всерьез задумываемся о том,какими вырастут нынешние дошкольники. Засилье иностранных слов,песен,фильмов,игр способствуют спаду интереса к истории своей страны,традициям и обычаям,национальной культуре. Не получаем ли мы в лице современных дошкольников «потеренное поколение» ,не имеющее никаких нравственных ценностей?

Дошкольное детство -это важный период в жизни ребенка,когда формируются ощущения собственных возможностей,потребность в самостоятельной деятельности,основные представления об окружающем мире,добре и зле в нем,представления о семейном укладе и родной земле.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым,нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка зависит прежде всего от родителей, педагогов и окружающих его взрослых,от того,как они его воспитывают ,какими впечатлениями обоготят. сл2

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,

в которых воплощается Родина.

В. А. Сухомлинский

Детство -время развития всех сил человека, как душевных,так и телесных,приобритения знаний об окружающем мире,образования нравственных качеств и привычек.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. сл3

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ :

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно -нравственной личности ребенка,содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта ,основанного на традициях русского Провославия.

Учитывая возростные особенности детей дошкольного возраста,в качестве приоритетных задач мы выделили следующие :

Приобщение детей к традиционным для православной России духовно -нравственным ценностям.

Формирования гражданского самосознания,любви к Родине и русскому народу.

Формирование первоночальных представлений о духовно -нравственных ценностях (честь,семья. любовь,добро,верность)

Формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей,быть послушными,приветливыми,вежливыми,доброжелательными)

Я работаю воспитателем в МКДОУ «Куртамышский д/сад №1 общеразвивающего вида» .сл 4-8

В своей работе использую разнообразные формы работы в разных видах деятельности :

1) Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой . Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре : как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников . В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей . Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств . По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”и т. д.) сл 9

Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании духовно -нравственных качеств дошкольника. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом : “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду ”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно этому народу. Много словесных игр используем при воспитании духовно-нравственных чувств . Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово, “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких) .

2)Продуктивная деятельность дает большие возможности для :сл 10-14

Изготовление поделок для родных и именинников (открытки для мам и бабушек к 8 Марта,ко дню матери) открытки для пап к 23 февраля,коллективная работа к дню Победы,аппликации к провославным праздникам (Вербное воскресенье,Пасха) .

Выставки детского творчества как результат художественной деятельности :рисование,аппликации,лепки.

В прошлом году для ознакомления детей с многообразием окружающего мира : совместно с детьми и их родителями собирали и оформляли коллекцию «В мире открыток» .,мини-музей «Русская изба» .сл 15 Я планирую продолжать эту работу, так как считаю, что работа по созданию мини-музеев вызывает в ребёнке интерес к созданию композиции, воспитывает чувство сопричастности к жизни коллектива, а родителей стимулирует к участию в делах детского сада .

Очень много времени и внимания я уделяю воспитанию у детей любви к Родине .

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных праздников : сл 16-23 осенью - «Ярмарка» ; зимой - «Новый год» , «Рождество» , «Святки» , «Защитники Отечества» , «Масленица» ; весной- «Наши любимые» , «Праздник птиц» , «Пасха» , «Никто не забыт и ничто не забыто» , «Именины березки» (Троица,значимые календарные даты, среди которых День Матери, День Защитника Отечества, 8 Марта и День Победы. День семьи. Провожу большую предшествующую работу к каждому празднику, это и просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы, различные выставки, приготовление подарков гостям, выставки рисунков «Моя мамочка» , «Подарим маме цветы» , фотогалерею «Вот такие наши мамы» , выставку работ «У мамы руки золотые» , «Портрет моего папы» .

3)Театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Давай помиримся» , «Как поступить герою»

Яркой особенностью работы по формированию духовно-нравственного воспитания к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к народной культуре и быту,фольклору.

Чтение народных и авторских сказок,литературных произведений о материнской любви,ее мудрости,жертвенность ради своего ребенка,учит ребенка быть внимательным к матери «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» -нанайская сказка….

-беседы : «Нет милее дружка,чем матушка» «Расскажи о своей маме»

Заучивание стихов о маме

Совместные мероприятия детей и мам .

Русская культурная традиция свято хранит образы героев-защитников Отечества. Детское сознание справляется с ними легко и естественно,т. к. это реальные исторические личности,многие черты характера. Из рассказов педагога,литературы,видеофильмов дети узнают о былинном Русском Муромце как о реальном историческом лице, о Дмитрии Донском молодом московском князе,победившем огромное войско Мамая,на Куликовом поле….

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край,культуру. что назвается «пустить корни в родную землю» .Дошкольный возраст,по утверждению психологов-лучший период для формирования любви к малой Родине.

В нашем детском саду разработан проект сл 24 по гражданско-патриатическому воспитанию «Ознакомление с родным городом,как средство патриотического воспитания в детском саду »

Цель :формировать у детей дошкольного возраста патриотическое отношение и чувство любви к своей семье,городу,природе. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа,уважение к прошлому,настоящему,будущему родного края.

В процессе реализации проекта решаем следущие задачи :

Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с городом.

-воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества

Формирование основ экологической культуры,гуманного отношения ко всему живому.

Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному,развитие творческих способностей.

Проект является долгосрочным. Срок реализации 4 года :2016-2019. И охватывает четыре возростных периода детей (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) СЛ 25

Проект разделен на четыре раздела

1. Моя семья (Семья,детский сад ,профессии)

2. Вот эта улица,вот этот дом. (Улицы,дома)

3. Частица малая России. (г. Куртамыш)

4. Наша кладовая (Богатства родного края)

В проекте имеется описание каждого раздела и тематический план по группам.

Определен ожидаемый результат реализации проекта.

Я организую целевые прогулки,экскурсии по городу. СЛ 26 27Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуе тому,что ребенок,не перегружаясь излишней информацией,получает яркие представления об объекте,об истории нашего города. Совсем недавно мы были на экскурсии в пожарной части. СЛ 28 В группе оформлен уголок «Мой любимый Куртамыш» с изображением достопримечательностей города,стенд с государственной символикой.

Важную роль в развитии духовно -нравственной сферы ребенка играет класическая музыка,слушание колокольных звонов. СЛ 29. Мы имеем возможность слушать колокольный звон,т. к. наш детский сад находится рядом с Петро-Павловским храмом.

Я считаю, что работа по нравственному воспитанию помогает создавать фундамент для формирования нравственных качеств в дальнейшем и предупреждает накопления ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения.

В группе детского сада существует три обязательных правила :

Нельзя бить и обижать людей;

Нельзя ломать и портить результаты труда других;

Нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты,в мире духовности и фонтазии . Ведь все лучшее,что начнет формироваться в детском саду ,найдут свое отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последущее и духовно -нравственные достижения человека.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее,как бы плохо ни было настоящее. И дети ждут,чтобы взрослые показали им путь,который определяет им правильную достойную жизнь.

Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

К каким перспективам развития дошкольника мы должны стремиться?СЛ 31

В заключенье я предлагаю составить «Модель воспитанника детского сада » .

уверенный в собственных силах;

любознательный, активный;

способный к волевым усилиям;

самостоятельный;

инициативный;

готовый отвечать за свои поступки;

доброжелательный, эмоционально отзывчивый

уважительно относящийся к семье и социуму;

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

коммуникативный;

овладевший предпосылками учебной деятельности.

Мы ответственны за то,чтобы детство наших детей было счастливым .

Наташа Швецова
Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста в ДОУ

Развитие основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве . Принципы развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа . Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьезных видах деятельности (учении, труде) .

Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющие высокие требования не только к восприятию , мышлению, памяти и другим психическим процессам, но и к умению организовать свое поведение.

От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей . Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов, формировать у него необходимые нравственные чувства , представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина современного российского общества.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту – ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно- и в качестве одной из задач определяет объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Одним из основных принципов дошкольного образования в настоящее время является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Нравственность - неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Они находят выражение в отношении к обществу, коллективу, отдельным людям, к труду, к самому себе и результатам труда.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Главная функция нравственного воспитания состоит в том , чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание , устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства .

Следовательно, нравственное воспитание осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста осуществляется прежде всего в процессе деятельности, в условиях коллективного образа жизни в детском саду. В играх, занятиях, в труде под руководством педагога дети постепенно приучаются выполнять правила поведения, упражняются в нравственных поступках , практически учатся устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками. Формируется ценное для нравственного развития ребенка стремление быть полезным окружающим взрослым, проявлять внимание и заботу о сверстниках.

Методы и средства нравственного воспитания детей 4-5 лет направлены на постепенное формирование элементов нравственного поведения , чувств и сознания ребенка и затрагивают разные области его взаимодействия с окружающим : отношения ребенка со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Нравственное воспитание включает в себя воспитание дружеских взаимосвязей и взаимоотношений между детьми, привычку играть и трудиться сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления совершать хорошие поступки и радовать ими окружающих. К этой же категории можно отнести воспитание уважительного отношения к окружающим людям : заботу о малышах, помощь пожилым и др.

Анализ деятельности МБДОУ «Детский сад №12» г. Чернушки по нравственному воспитанию дошкольников среднего возраста и первичная диагностика уровня нравственного воспитания средних дошкольников показали , что :

деятельность по нравственному воспитанию детей среднего дошкольного возраста ведется , но осуществляется эпизодически, бессистемно;

имеются некоторые документы для правильной организации деятельности по нравственному воспитанию дошкольников , но они существуют на уровне «для галочки» ;

созданы необходимые условия для нравственного воспитания детей , но условия в полной мере не используются;

уровень образования и квалификации педагогов позволяет реализовывать данный вид деятельности;

у испытуемых дошкольников отмечается средний уровень осознания нравственных норм , элементарные нравственные нормы сформированы в большей степени, чем другие. Также у испытуемых воспитанников на среднем уровне находятся показатели эмоционального отношения к нравственным нормам .

По итогам проведенного исследования разработан комплекс практических мероприятий, направленных на осуществление нравственного воспитания дошкольников среднего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Цель комплекса мероприятий : создание условий для нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста .

Формы работы :

цикл занятий под названием «Уроки доброты» , целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)

тематические выставки детского творчества.

знакомство детей с примерами высокой духовности и нравственности , патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

экскурсии на природу;

слушание музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших) ;

диагностика представлений о нравственных нормах .

В качестве критерия нравственной воспитанности личности дошкольника рассматриваются ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные :

отношение к обучению;

отношение к людям;

отношение к самому себе;

отношение к природе;

отношение к труду;

отношение к действительности.

Таким образом, общение с ребенком в ДОУ должно строиться на доверии, на чувстве глубокой любви, уважении его личности, прав. Такой стиль воспитания будет способствовать развитию нравственности любого ребенка .

Список литературы

1. Година Г. Н. Нравственность и воспитание . - М.: Спарк. - 2011. – 289 с.

2. Козлова С. А. Сущность нравственного воспитания дошкольников . - М,: Владос. - 2008. – 289 с.

3. Мартьянова А. И. Нравственное воспитание : содержание и формы // Начальная школа. - 2007. - №7. - С. 21-29.

4. Нравственно-духовное воспитание в детском саду . / Под ред. Буре Р. С. - М.: Наука, 2010. – 209 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Интернет-ресурс : http://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf Дата обращения :12.11.2014

Генина Оксана Владимировна

воспитатель

МАДОУ «Детский сад №86» г.Березники

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

ФГОС ДО от 17.10.2013г. четко обозначил задачи и принципы духовно – нравственного образования дошкольников:

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Учет этнокультурной ситуации развитии детей.

Задачи и принципы ФГОС ДО показывают, что духовно - нравственное воспитание, подрастающего поколения является приоритетным направлением образования на современном этапе.

Опираясь на методику Урунтаевой Г.А. «Незаконченные истории» (модифицированной Соломиной Л.Ю.), методику Лисиной М.И. «Телевизор», а также во время бесед и наблюдений за детьми старшего дошкольного возраста я пришла к выводу, что большинство детей затрудняются в дифференциации отдельных этических понятий «быть добрым», «вежливым», «милосердным», «справедливым», хотя и связывают их с общим понятием «быть хорошим». На вопрос «Что значит быть справедливым?» отвечают «Это значит быть добрым, вежливым». На вопрос «Что значит быть добрым?» отвечают: «Это не жадничать и не драться, быть хорошим». Дети знают, что нельзя обманывать, обижать маленьких и т. п., но они не всегда могут подобрать объяснение, почему ту или иную норму нужно соблюдать.

В рамках реализации примерной образовательной программы «Детство» (Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В.) для достижения цели для себя определила конкретные формы работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. В течение учебного года реализую проекты по духовно-нравственному воспитанию «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет». В рамках данных проектов проводится продуктивная деятельность, которая является лучшим способом выражения эмоций (аппликация «С другом в поход», рисование на тему «Мой родной человек»), нравственные беседы («Если вдруг пропала доброта», «Что было бы, если бы пропал друг?», «Жил-был Я» и так далее), составление рассказов совместно с детьми. Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются цикл занятий «Уроки доброты». Реализуя комплексно-тематический принцип планирования, проводятся целые недели, направленные на нравственное воспитание, такие как «Я среди людей», «Азбука общения», в рамках которых проводятся мероприятия на формирование доброжелательных отношений друг к другу, представлений о семье, правилах общения друг с другом. В процессе общения и взаимодействия, дети учатся видеть и слышать собеседника, считаться с его мнением, договариваться, уступать, работать вместе дружно, делиться чем-либо. То есть, они получают опыт совместных действий. Например, при работе в парах или в кругу, мы используем задания: назовите ласково своего соседа, посмотрите друг другу в глаза и поздоровайтесь, сказав «Доброе утро», поговорите со своим соседом и узнайте, во что он любит играть, договоритесь между собой, кто из вас будет рассказывать стихи, а кто петь.

Важное место в воспитании основ нравственности играет семья. Я считаю, что невозможно воспитать человечность, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому, дорогому человеку. Именно с воспитания любви к родителям, уважения к семейным традициям начинается любовь к людям, Родине, Отчизне. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка. Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения. В непосредственно – образовательной деятельности, экскурсиях, беседах рассказываю историю города, его достопримечательностях, знаменитых земляках. Воспитываю у детей гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше, подвожу к пониманию, что наш город это частица нашей Родины. Большое значение в своей работе уделяю ознакомлению детей с природой родного края, т.к. общение с природой облагораживает человека, позволяет ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотой родной природы, закрепляю знания о растениях, деревьях растущих в нашей местности. Формирую чувство ответственности за сохранение природы родного края. Во время экскурсии, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Воспитательный процесс, строится так, чтобы дети осваивали действия с предметами материальной и духовной культуры.

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие проходит через: развлечения и праздники, совместные мероприятия детей и родителей, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей. В течение года ведется работа по знакомству с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых их них – это Рождественские Святки, Масленица, Троица. Детям очень нравится отмечать Масленицу, которая ежегодно проводится в стенах детского сада. Пасха проходит в форме праздника-путешествия. Воспитатели готовят для детей историю праздников, сопровождая рассказ видеорядом (иллюстрации, презентации). Дети вместе с родителями оформляют фотодоклады о проведении праздников в семье, составляют «газеты рецептов», собирают «сундуки праздников». В рождественскую неделю дети рядятся в костюмы, ходят по группам и колядуют, колядки заканчиваются веселым чаепитием. Ежегодно в детском саду проводятся валеологические декадники «Овощные россыпи земли Пермской», «Яблочный спас», «Рождественский стол», которые являются одними из важных средств духовно-нравственного воспитания, где участвуют дети вместе с родителями. У детей формируется уважение к фольклору, к истокам народной культуры.

В образовательном процессе в целом и в системе повышения профессиональной компетентности педагогов провожу открытые просмотры организованной образовательной деятельности детей, которые позволяют увидеть работу по данной теме духовно-нравственного воспитания, а также провожу семинары-практикумы для молодых специалистов «Воспитание духовно-нравственной культуры дошкольника через сюжетно-ролевую игру в свете реализации ФГОС ДО»

Так как Россия – страна многонациональная и в связи с актуальностью на сегодняшний день вопроса формирования толерантного отношения подрастающего поколения, для себя в перспективе ставлю цель разработки мероприятий в данном направлении для всех участников образовательного процесса.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь все лучшее, что начнет формироваться в детстве, найдет свое отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно – нравственные достижения человека. Очень важно научить детей чувствовать себя счастливыми, радоваться жизни, удивляться. То есть, можно с уверенностью сказать, что именно умение жить в общении с другими людьми, учит ребёнка сопереживать, сострадать, радоваться вместе, делает человека человеком. Взрослые, педагоги, родители наделены правами и обязанностями, педагогическими знаниями, жизненным опытом, поэтому обязаны участвовать в духовно-нравственном воспитании ребенка.

Библиографический список

1.Буре, Р.С. Основы нравственного воспитания детей. – М.: Перспектива. –2009. – 298с.

2. Нравственно-духовное воспитание в детском саду./ Под ред. Буре Р.С. –М.,2010. – 209с.

3. Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А. – М., 2010. – 199с.

4. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. – М.: Просвещение. – 2010. – 109с.

5. Севостьянова, Е.О. Страна Добра: социализация детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 112с.

Лучшие статьи по теме