Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания

Подростковая любовь. Странности подростковой любви

Подростки в силу своего максимализма склонны называть любовью все. Но любовь - это зрелое чувство, основанное на реалистичных ожиданиях в отношении другой личности. Подросткам оно в принципе не свойственно.

Марина Слинькова

Семейный психолог, ведущая тренингов для подростков и их родителей

Что пугает родителей

Влюбленность - это сильное, яркое чувство, способное целиком овладевать человеком. Еще вчера ваш ребенок мог учиться, имел какие-то цели, увлечения. А теперь он закрывается в комнате, бесконечно разговаривает и переписывается с кем-то, больше времени проводит вне дома или лежит на диване и ни на что не реагирует...

Влюбленность - чувство эгоистичное. Эмоции, которые кипят в подростке, для него гораздо важнее, чем сам объект симпатии. Только за месяц может смениться несколько возлюбленных - и каждый раз будет считаться, что это всерьез и надолго. Настроение вашего мальчика или девочки в период влюбленности можно сравнить с американскими горками. Трудное время для родителей: их просто перестают слышать. К тому же вы впервые в жизни понимаете, что ваш ребенок отдельно от вас может быть совершенно счастлив. Или (в случае безответной любви) абсолютно несчастен, несмотря на всю вашу заботу. Не всем просто такое принять.

Все, что вы можете сделать для него, это быть рядом и выдерживать эмоционально его переживания, не обесценивая их. Ну и невзначай, безотносительно к его конкретной страсти, подбрасывать информацию для размышления.

Влюбленность или дружба

Бывает, у ребенка давние «парные» отношения, а он называет их «просто дружбой». А бывает наоборот: все общение сводится к отслеживанию объекта в соцсетях или сидению за одной партой, но ваш подросток рассказывает о «своей девушке» или «своем парне». Не то что вам, ему самому-то тяжело разобраться в собственных переживаниях. Давайте подойдем к вопросу чисто формально. Дружба и влюбленность - что у них общего?

Эмоциональное притяжение . Нам приятно быть в одном пространстве, видеть другого, ценить время, проведенное вместе - будь то друг или возлюбленный.

Доверие . Делиться своими мечтами, мыслями, планами, рассчитывать на ответное откровение - естественно и с друзьями, и с любимым человеком.

Уважение. Дружба и любовь предполагает, что отношения построены на взаимном уважении.

Поддержка . Мы рассчитываем на нее и ждем от друзей и любящих людей. И сами готовы ее оказать.

Чем влюбленность отличается от дружбы? Казалось бы ответ прост - секс. На самом деле существует и «секс по дружбе», и целомудренная влюбленность - об этом мы еще поговорим. Отличить друга от «моей девушки» позволяют более глубинные, психологические сюжеты:

Общие цели. Друзья делятся каждый своими планами, а вот влюбленные непременно вместе их строят и включают в них друг друга.

Время и внимание. Стремление быть вместе каждую свободную минуту и дарить внимание друг другу, этого никогда не встретить даже в самой крепкой дружбе.

Позитивные иллюзии. Влюбляясь, мы перестаем воспринимать реально своего избранника, его негативные качества будто исчезают. Если кто-то говорит о недостатках избранника, то это невыносимо слышать влюбленному.

Это важно обсуждать с вашими детьми.

Те же и секс

Если вы внезапно застали своего подростка, целующимся в подъезде, вас может охватывать паника: что же дальше? Скорее всего, ничего.

Если мы говорим о подростках 11-14 лет, то секс в этом возрасте - редкое явление. Первая эякуляция у мальчиков в норме происходит в 12-13 лет, менархе у девочек - в 11-12 лет. То есть чисто физически раньше они не способны к сексу и не заинтересованы в нем. Что, конечно, не исключает некоторых поведенческих особенностей.

Мы уже говорили , что девочки-подростки пугаются изменений, происходящих в их собственном теле. Но в то же время они стремятся заявить об этих изменениях - это выражается в нападках на мальчиков, неловком, неумелом, иногда пугающе навязчивом кокетстве. Мальчики же, еще оставаясь детьми без признаков полового созревания, сами пристают к девочкам, пытаясь прикоснуться, отпуская разнообразные шуточки, или же нарочито выстраивают очень дистантные (строго учебные или подчеркнуто дружеские) отношения. В 11-12 лет рассогласованность в общении между девочками и мальчиками достигает максимума.

А вот в 13-14 лет те и другие начинают прилагать усилия для выстраивания отношений с противоположным полом. В паре подросток учится правильно общаться: не только говорить о себе, но и интересоваться партнером, давать ему возможность рассказать о себе; искать баланс и не перегружать своими жизненными трудностями; говорить о своих чувствах, а не только о событиях и происшествиях; не набрасываться с поцелуями, а плавно переходить от беседы к поцелуям.

В 14-17 лет у подростков уже есть необходимые теоретические знания, естественное любопытство и потребность утвердиться в роли взрослых. К тому же у юношей сильное сексуальное влечение, у девушек - желание убедиться в своей женской привлекательности и силе. И совокупность этих факторов, даже без влюбленности, может подвигнуть их к сексуальному дебюту . Вы можете не одобрять это. Но делать вид, что такого не существует - глупо. Вот почему с подростками надо говорить о сексе и контрацепции еще до наступления половой зрелости.

Стадии либидо

И родителям, и подросткам надо понимать, что все перечисленные возрастные этапы соответствуют стадиям формирования либидо: романтической, эротической и сексуальной. Каждая важна по-своему.

Романтическая сопровождается удивительно яркими, острыми, ни с чем несравнимыми чувствами. Юноши в своих фантазиях совершают подвиги, чтобы привлечь внимание возлюбленной, а еще лучше - спасают ее и тем самым завоевывают. Девушки в мечтах рисуют себя желанной, нежной, трепетной, а своего героя бескорыстным, заботливым и терпеливым. Все это поднимает влечение до высоты Истинной Любви.

Эротическая стадия формирования либидо знаменуется возрастающей тягой к физическому сближению: нежные прикосновения, поцелуи, объятия. Эта фаза у юношей быстро сменяется потребностью в прямом сексуальном контакте, но важна тем, что учит замечать чувственный отклик партнерши на ласки. Для девушек очень важно пробуждение чувственного отклика: у них эмоции преобладают над процессами возбуждения, они довольно долго способны «любить без секса».

Сексуальная - завершающая стадия в формировании либидо. Если предыдущие стадии не были пройдены, то во взрослом возрасте могут возникнуть сложности в сексуальных и партнерских отношениях из-за отсутствия навыков саморегуляции, опыта наблюдения за чувственным откликом партнера - не происходит сочетания физической близости с психологической.

Что делать родителям

Первая любовь ребенка - это, пожалуй, один из самых сложных этапов в ваших отношениях. С одной стороны, вы прекрасно понимаете, что подросток и в обычной ситуации не склонен прислушиваться к родительским нотациям, а уж попытка обесценить чувства или «очернить образ» возлюбленного и вовсе подорвет ваши отношения. С другой, вы хотите уберечь от опасности… Что же делать?

А со временем вам придется обсуждать, можно ли оставлять девушку (юношу) на ночь, можно ли им на два дня уехать на турбазу. Для того чтобы получить больше свободы, подросток должен завоевать доверие родителей, то есть выполнять их требования и собственные обещания. Расширение свободы наступает как следствие вашего доверия к нему - и эту связь надо озвучивать, подчеркивать.

Подростковая любовь – это самое раннее переживание романтических чувств, вызванное изменениями гормонального фона и перестройкой социального взаимодействия. Данные ощущения самые яркие и заставляют совершать довольно рискованные поступки и не верить старшим о мимолетности ощущений. Такое происходит за счет отсутствия переживаний романтического опыта, восприятия происходящего как чего-то волшебного, вечного и единственного.

Критика к происходящему снижена, ведь у подростка отсутствуют практические навыки в переживании любовных чувств, выборе подходящего партнера и общей оценки ситуации.

Истории подростковой любви часто имеют печальный конец именно потому, что призваны предоставить определенный жизненный и душевный опыт, провести инициацию зрелости душевного мира, и только малый процент пар способен пронести зародившееся первое чувство через всю оставшуюся жизнь.

Проблемы подростковой любви возникают из-за того, что люди еще не определились в собственной личности, жизненном пути, но уже пытаются сделать окончательный выбор спутника – в итоге дорожки могут разойтись столь далеко, что можно обнаружить рядом с собой абсолютно чужого, незнакомого, а порой и неприятного человека.

Смысл подростковой влюбленности сводится к познанию своих новых физиологических реакций и погружением в мир удовольствий. Вместе с новыми возможностями, предоставляемыми половым созреванием, подростковый возраст также дарит больше свободы, а радость ночных прогулок, первых алкогольных вечеринок и самостоятельных путешествий, разделенная с кем-то усиливается во много раз. Если же подобный новый образ жизни разделяет спутник противоположного пола, то ощущение самостоятельности и взрослости переполняет.

Психология подростковой любви схожа с эпидемией, когда вслед за первой образовавшейся парой буквально за неделю появляются еще несколько, а потом и все классы и соседние дворы разбиваются на влюбленных. Связан подобный эффект с сильным стремлением к подражанию у подростков – они копируют взрослых, любимых исполнителей, героев фильмов, а если присмотреться к самим гуляющим подросткам, то можно заметить малый процент индивидуальностей, обычно вся группа выглядит и носит одно и то же.

Подростковая влюбленность является проявлением собственной привлекательности и многие только ждут, пока спадет запрет от сверстников и дружить с противоположным полом станет круто, а не зазорно. В то же время, есть пары, создающиеся по принципу нахождения в теме социальных позиций – когда человек понимает, что сейчас модно начать с кем-то встречаться просто ради поддержания своего имиджа (очень схоже с тем, как в детстве требовали игрушку, которая есть у всех).

Однако разница причин отношений или просто появления чувства влюбленности, а также вне зависимости от окончания (романтической свадьбой или несчастьем и полугодовой ), именно подростковая любовь помогает научиться многим базовым и крайне необходимым вещам. В таких отношениях развивается умение слушать партнера, замечать чужие желания и предоставлять им свободу; развиваются коммуникативные навыки, а именно возможность углублять беседу, развивать ее интерес и строить диалог, так, чтобы другой человек мог раскрыться и стать ближе.

Признаки влюбленности подростка

Весь переходный возраст является довольно кризисным периодом: изменяется поведение, вкусы, предпочтения и эмоциональные реакции. Можно понять обеспокоенность родителей происходящим и немного помочь им разобраться, с чем конкретно связаны появившиеся изменения. Возможно, не стоит сразу бить тревогу об употреблении наркотиков, когда чрезмерно прекрасное настроение вызвано повышенным уровнем эндорфинов от переживания первой любви.

Обычно, влюбившись, все стараются проводить больше времени со своей пассией, поэтому то, что меняется в поведении подростка – это время, проводимое вне дома вечером. Романтика скверов и парков с фонарями, возможность спрятаться, помогает молодым пережить смущение первых проявлений чувств и погрузиться в атмосферу, наблюдаемую ранее на романтических экранах.

Поскольку родительский контроль все еще присутствует, и у молодых людей нет возможности проводить вместе сутки напролет, то заполнить голод эмоционального общения во время домашнего пребывания они могут телефонными разговорами и переписками. Даже те, кто обычно избегал разговоров по телефону, начинают усиленно пользоваться им, ведь слышать голос любимого человека очень хочется. В ход идут видео-вызовы и постоянные переписки, то есть подросток и так проводящий много времени в гаджетах начинает зависать там еще больше, только игрушки сменяются усиленным использованием других программ.

Влюбленные подростки могут слать друг другу фотографии практически каждого своего шага и нового открытия (утренняя чашка кофе, прочитанная цитата, птичка, севшая на соседнее окно). Они начинают смотреть вместе фильмы, включая конференцию и находясь каждый у себя дома – возможности современных средств связи позволяют обходить запреты родителей, находясь в постоянном и комфортном общении со своим любимым. Единственной яркой разницей будет то, что теперь на мобильном появится блокировка, а чтобы поговорить, подросток будет уходить в другую комнату. Это не связано с криминальными тайнами или чем-то запретным, просто существует большая эмоциональная потребность сохранить интимность первого чувства.

Могут увеличиться просьбы о карманных деньгах, причем независимо от пола. Мальчики будут тратить все свои сбережения на милые подарочки, цветы, угощения, а девочки будут покупать себе новые платья и украшения, чтобы казаться еще красивее. Не всегда уместно полностью удовлетворять возрастание материальных потребностей подростка, можно показать ему способы самостоятельного зарабатывания денег.

Эксперименты и повышенное внимание к своей внешности – это внешняя потребность во внимании и желание нравиться. За счет отсутствия опыта и совпадения вкусов, подросток не всегда может осуществлять это гармонично. Безусловно, гигиена поддерживается на высоком уровне, все выглаживается и выстирывается, но и пирсинг делается чрезмерный, и волосы выкрашиваются в кислотные цвета.

Изменяется эмоциональная сфера – человек становится более ранимым, тонко чувствующим и не зависящим от окружающих факторов. Так, если отношения складываются взаимно, то счастливую никто не сможет омрачить, а вот если влюбленность без ответа, то и горю не будет предела. Легкая ранимость приводит к быстрому душевному закрытию от всех, поэтому привычная критика о том, что пассия недостойна страдающего, может вызвать не облегчение, а только отвернуть человека и заставить больше не раскрывать свои переживания.

Если родители позволяют себе рыться в вещах подростка (что вскоре всплывет и доверие будет утрачено окончательно), то они могут найти контрацептивы. Некоторых это пугает, поскольку родители оказываются не готовы к признанию таких проявлений взрослости, но это говорит о заботе и как раз логическом подходе к ситуации.

Взрослые помнят себя и свои переживания от подростковой любви, поэтому будут пытаться уберечь подростка от всех негативных проявлений, однако делать это будут не совсем качественными методами. Правда в том, что это первое чувство ничем не остановить – оно самое яркое и свежее, именно его променяют на все возможности и имеющиеся перспективы.

Влюбленным подросткам, оставшимся без поддержки в своем выборе, рекомендуется выбрать нейтральную позицию – не стоит конфликтовать, но и чрезмерно посвящать семью в свои переживания также не стоит. Нужно стараться, чтобы не страдали другие части жизни, пока вы развиваете свои отношения. То есть выделяйте время для учебы и друзей (вы можете делать это вместе), помогайте дома (например, устраивайте в субботу родительский день).

Чем больше вы сможете создать успеха в самых разнообразных частях своей жизни, тем меньше будут переживания и упреки со стороны взрослых, ведь боятся они не столько неправильности вашего выбора, сколько потерянных возможностей. Да и самим вам дальше будет легче – пока все влюбленные парочки провалят экзамены, вы поступите в выбранное заведение и заложить дальнейший фундамент для крепких отношений.

Что же касается части самого взаимодействия с партнером, то лучше всего не спешить погружаться в его мир полностью, теряя свою индивидуальность. Помните, о том, что гормональные всплески порой играют злую шутку и человек, удовлетворяющий в постели, может оказаться тем, кто подставит в других жизненных ситуациях.

Пока механизм распознавания собственных реакций не выработан, лучше немного притормаживать и давать себе время подумать. Тащите свою пассию во все места, где вам нравится, посвящайте в занятия, без которых вы не можете – если это ваш человек, то подобное времяпровождение только укрепит отношения.
И не стесняйтесь спрашивать мнение окружающих и значимых для вас людей – если уже десятый знакомый говорит об одном и том же негативном качестве, которое вы не может разглядеть в избраннике, возможно, стоит попытаться смотреть внимательнее, а не ссориться с десятым другом.

Несчастная любовь подростков

Помочь подростку пережить могут друзья, родители, и даже книги. То, как будет проходить данный этап, во многом определяет дальнейшее развитие личной жизни человека, возможность выбирать партнера, противостоять недостойному обращению и вообще готовность строить какие-либо отношения. Некоторые обжигаются настолько сильно, а потом, замыкаясь в себе, не дают выхода чувствам, что так и живут без полноценных отношений. Естественно у этих людей есть романы и возможно даже душевные привязанности, но всё проходит трагично, не принося душевной наполненности, в чем-то повторяя неудачный подростковый опыт.

Помочь пережить подростковую любовь могут именно родители – они способны предоставить поддержку и сгладить возможные негативные последствия.

Снисходительно относитесь к капризам и некоторым нарушениям принятых норм впервые дни эмоционального потрясения. Девочке вполне можно купить новое платье, если она его очень хочет – так повышается самооценка, а мальчикам можно позволить прогулять несколько уроков на спортивной площадке – так выплескивается агрессия и боль.

Родителям важно в этой ситуации быть за ребенка, за его внутренние переживания, являющиеся более важными сейчас, чем социальные условности – так сохраняется доверительный контакт. Как бы не зашкаливал уровень переживания, нельзя залезать в переписки, подслушивать разговоры и начинать следить за ребенком – лучше задавать прямые вопросы или показывать свою постоянную готовность прийти на помощь и поддержать принятое решение.

Насторожиться следует, если после несчастной подростковой любви начинают возникать суицидальные мысли и высказывания – некоторые из них только демонстративные и проявляются когда необходимо привлечь к себе внимание, другие произносятся из-за потери жизненных ориентиров на фоне яркости переживаемых эмоций. Только тихая подготовка с равнодушным отношением к окружающей реальности является тревожным сигналом и возможной помощи специалиста, все остальные варианты решаются переключением внимания и новыми впечатлениями.

Как вести себя родителям

Родителей влюбленность их ребенка пугает не меньше, чем самого юного романтика, поэтому многие пытаются все вернуть обратно, игнорируя законы развития психики. Именно тут кроется главная ошибка – непринятие. Чем больше сопротивление наступившим личностным изменениям, тем больше в итоге пропасть между родителями и подростком. Никакие запреты и игнорирование не остановят наступившее чувство влюбленности, но вот легко вырабатывают у подростка ощущение своей непонятности и одиночества. Критика и авторитарные требования, касающиеся увлечений и времяпровождения, вызывают молчание и противостояние. Если родители сильно перегнут диктаторскую линию поведения, то в итоге ребенок может даже уйти из дома, придя к выводу, что находиться среди чужих людей не имеет смысла.

Вместо осуждения и высказывания своих опасений, родителям рекомендуется задавать вопросы. О том, чем именно привлекает этот человек или что у них общего, как к нему относятся друзья, в чем его успехи и слабости. Заметив, что родители также проявляют интерес к объекту симпатии, подросток начнет активнее делиться переживаниями. Лучше, если внимание будет проявлять того же пола, что и ребенок – тут возможны различные секреты, советы и передача опыта, и возможность обойти моменты, вызывающие стеснение и стыд. Но это не является обязательным, есть немало случаев, когда за советами о выстраивании отношений, девочки шли именно к папам, а за пониманием чего же хочет возлюбленная, мальчики обращались к мамам. Главное, что должно отсутствовать – это критика объекта любви, ведь любое негативное замечание превращает высказавшего его во врага.

Приглашайте того, кто нравится вашему ребенку в гости, дайте понять, что ваш дом открыт для его присутствия. Они все равно будут встречаться, так пусть это будет лучше уютная и теплая квартира, чем темные подъезды или холодные улицы. Кроме того подобная позиция позволит установить хорошие отношения сразу со всей парой – вы сможете самостоятельно оценить пассию своего ребенка и задать интересующие вопросы, а не проводить самостоятельное расследование, изучая профили в соцсетях.

Все, что позволено родителям – это задавать нужные вопросы, заставляющие задуматься самого подростка о том, что происходит, куда это ведет и что он получает в итоге. Невозможно всех уберечь от ошибок и душевной боли, потому в ситуации, когда все идет под откос, родителям важно морально готовиться, удерживать доверительный контакт и быть в ресурсе оказать поддержку. Это опыт необходимый ребенку, а если вы силой выдернете его из этой ситуации, то только останетесь виноватым и непонимающим.

Не вмешивайтесь и не пытайтесь расстроить отношения случайно или чужими руками – подростки крайне чувствительны к таким манипуляциям и из духа противоречия могут только сильнее вцепиться в неподходящего человека. Лучше повышайте постоянно самооценку своего ребенка, чтобы этот уровень позволял выбирать достойных и не вестись на манипуляции.

Помните о том, что это еще отношения не совсем взрослых людей, и вы являетесь главным, потому предоставляйте больше свободы, например, отпуская подольше погулять, но никогда не отступайте от установленных границ. Не позволяйте сдвигать время прихода домой без предварительной договоренности. Так же вы имеете право требовать выполнения порученных домашних обязанностей и связанных с учебой заданий – это будет даваться все сложнее, но главное соблюдать границу. Сейчас вы – это единственный человек, думающий о будущем, сам подросток полностью поглощен любовью и готов бросить ради нее всю свою жизнь и планы.

В какой-то момент ваш ребенок испытает чувство первой влюбленности, будет взахлеб рассказывать вам о мальчике или девочке, самом лучшем в детсадовской группе или самой красивой на детской площадке, а свой рассказ непременно завершит словами «Я на ней (нем) женюсь!». Скорей всего, его слова вы воспримите не в серьез и решите, что это чувство и любовью-то назвать нельзя. Но это вовсе не так.

В чём особенности влюблённости в детском возрасте

Обычно первые представления о любви ребенок получает еще в раннем детстве, со . Волшебные сюжеты доступно и целомудренно рассказывают детям о самоотверженной любви Оловянного солдатика к Балерине, Аленушки и Иванушки, Русалочки (Золушки, Спящей красавицы) и Принца. Чувства героев описывают как самые прекрасные и возвышенные, влюбленные верны, готовы пойти на любой шаг и преодолеть разнообразные трудности ради любимого. Только в подростковом возрасте эти познания расширяются романами и повестями, где чувства между мужчиной и женщиной описаны в реальных условиях, а отношения их более сложные и тонкие.

В результате, сказки со своей вековой мудростью знакомят ребенка с миром, где живут представители двух разных полов : с одной стороны сила, мужественность и смелость, с другой стороны прекрасное, волшебное и загадочное. Осознание своей принадлежности к определенному полу возникает не сразу, а появляется лишь в период полового созревания. Впервые сексуально ориентируют детей родители, которые выбирают им одежду, игрушки, по-разному обращаясь с мальчиком и девочкой.

Некоторые стереотипы касательно полового поведения у ребенка появляются при наблюдении за родителями, которые выступают в роли мама и папы, а также мужа и жены. Затем эти наблюдения, формы поведения и общения они воспроизводят при игре в «доки-матери». Дети очень эмоциональны , их общение происходит на эмоциональном уровне с демонстрацией своих чувств поведением. Если вы понаблюдаете за ними, легко определите даже без их рассказов отношение детей друг к другу. Слишком ранняя влюбленность зачастую свойственна детям с эстетическим, тонким восприятием окружающего, хорошо развитым, которые очень чутко реагируют на все красивое.

Любовь у детей чиста и возникает случайно, очень часто на девочку или мальчика указывают сами родители, называя их «невестой» или «женихом» в шутку, но дети воспринимают такую установку всерьез. При этом родители, которые заботятся о будущем своего чада, часто на подсознательном уровне присматривают возможные варианты, сравнивая детей и решая, кто же подойдет их ребенку. Детская любовь неустойчива, быстро угасает и переключается на другой объект. Объясняется это эмоциональностью детей, которая только формируется, его интересы и привязанности меняются по мере роста.

Влюбляются дети не только во внешность (яркие бантики, сережки или милое личико), но и в так называемые «детские сокровища»: куклы, машинки, в занятия (например, мальчик увлечен футболом, а девочка фигурным катанием). Поскольку особенности личности в раннем детстве еще не достаточно выражены, при влюбленности дети на них не обращают внимания. Но если ребенок «влюбился» , он очень внимателен к объекту своей влюбленности, чувствителен и послушен, старается быть с ним как можно дольше, вести себя таким образом, чтобы вызвать ответные чувства.

Некоторые дети уже проявляют некоторые элементы женской или мужской позиций. Девочки становятся уступчивыми и кроткими, а вот мальчики проявляют свою «мужественность» весьма своеобразно: становятся нарочито грубыми по отношению к той, в которую влюблены, показывают напускное равнодушие. Чем сильнее им нравится девочка, тем более равнодушными и грубыми они хотят казаться, при этом мальчик никогда не ударит девочку и всегда защитит ее от обидчиков. Общим и для девочек, и для мальчиков остается смущение, они хотят с одной стороны, чтобы их заметили, а с другой стороны боятся насмешек.


Взрослые очень часто смеются над детской влюбленностью, это самая распространенная ошибка. При этом они забывают, что над чувствами их чада уже посмеялись его сверстники, для которых влюбленность, слова «жених и невеста» являются объектами насмешек. Если к числу тех, кто не понимает чувств малыша, присоединяются и родители, то он получает несколько грустных уроков:

  1. Ребенок считает, что его чувства недостойны внимания, поскольку над ними все смеются . В таком случае малыш боится своих чувств, считает их недостойными и относится к ним с недоверием. С возрастом это не сможет не отразиться на самооценке, умении строить отношения с противоположным полом.
  2. Ребенок полагает, что когда делится своими сокровенными чувствами с кем-то и в особенности с близкими, он становится беззащитным, превращается в объект для насмешек. Малыш может перестать доверять окружающим, и самым близким в том числе. Он перестанет считать, что искренность – это достоинство и наденет на себя маску непроницаемости, будет недоверчиво относиться и к чужой искренности.
  3. Когда даже самые родные (члены семьи) по мнению ребенка, могут предать, он считает, что лучше никому ничего не рассказывать. В таком случае он чувствует абсолютную беззащитность перед окружающим миром, поскольку система любви и безопасности, которую он получал от семьи, разрушилась, поэтому защиты и понимания искать ему негде.

Относиться к любви своего ребенка нужно бережно, без пренебрежения и насмешек. Не стоит «принижать» достоинство своего чада, сводить разговоры о любви на другую тему. При выборе стратегии отношений с влюбленным малышом, помните, что все зависит от степени доверия, от того насколько в семье принято говорить о чувствах, от того хочет ли и может ли говорить о чувствах ребенок. Часто дети не могут выразить свои чувства, поэтому подобрать нужные слова он сможет, например, с вашей помощью.

Подростковая влюбленность

У мальчиков половое созревание начинается позже, чем у девочек, поэтому они реже влюбляются в раннем возрасте. Компенсируется это в подростковом возрасте, когда мальчики проявляют активный интерес к разговорам на интимные темы, рассматриванию картинок эротического содержания и т.д. Во время полового созревания дети очень чувствительны к сексуальным раздражителям, любой из них воспринимается подростком как очень сильный. Любовь в этом возрасте может иметь два направления: сексуальные чувства и платоническая любовь, причем эти линии не пересекаются. Маленькие дети реагируют только на сильные раздражители, а у подростка любая незначительная деталь может вызвать целый образ.

Родители должны внимательно отнестись к первой настоящей влюбленности подростка – к объекту его желаний и к самому ребенку, поскольку часто слишком эмоциональные подростки крайне чувствительно переживают это чувство, а особенно неразделенную любовь. Официальная статистика утверждает, что ежегодно примерно 3 тысячи российских подростков совершают попытки самоубийства, третья часть из них – из-за несчастной любви. Мальчики и девочки имеют свои особенности влюбленности. Девочки мечтают о принце , роль которого играет уже не папа или папин друг, а настоящий мужчина. Принцем может быть досягаемый объект (сосед, одноклассник) или недосягаемый – кумир (певец, актер). У мальчиков любовь строится на формирующейся сексуальности, они мечтают об общении и отношениях с физиологически развитыми девушками.

Преждевременную эротизацию детей родители могут предотвратить, уделяя особое внимание тому, достаточно ли ласки дети получают дома. Ежедневное общение с ребенком должно сопровождаться любящим взглядом и ласковыми прикосновениями мамы и папы, это искренние и естественные проявления любви. Многие считают, что в ласке нуждаются только девочки, а с мальчиками, чтобы они не стали излишне изнеженными нужно обращаться жестче. Но это в корне неверно, чем больше эмоциональная удовлетворенность мальчика, чем чаще он ощущает ласку, тем мужественнее он будет.

Девочки до года получают больше физической ласки, нежели мальчики. Потребность в ласке у мальчиков со временем меняет форму своего проявления: до 7-8 лет они нуждаются в объятиях, поглаживании, затем мальчикам нужно отцовское похлопывание по плечу, шутливая потасовка или скупая похвала, чтобы он чувствовал мужскую поддержку и доверие к отцу. Девочки до 7-8 лет не так остро нуждаются в эмоциональных проявлениях, физический контакт становится важным примерно к 11 годам, в этом возрасте эмоционально насыщенный физический контакт с отцом позволяет девочке получить признание как будущей женщины. Если отец в этот период боится или не хочет проявлять нежность, то девочка вынуждена ее искать на стороне.


Советы родителям

  • Какие бы негативные чувства у вас не вызывал избранник или избранница дочери или сына, ни в коем случае не запрещайте им видеться, эффект будет противоположным.
  • Не дразните подростков различными намеками на их отношения с мальчиком/девочкой, не отпускайте фраз типа «Влюбленные голубки», «Это и есть твой парень (девушка)?», иначе дети замкнутся в своих переживаниях.
  • В случае, если отношения закончились , нужно помнить не только о вашем ребенке, но и о том, кого он(а) «бросает», ведь «на той стороне баррикад» стоит такой же чувствительный подросток. Научите своего ребенка, что заканчивать отношения нужно при разговоре, а не отправив SMS. Разрыв отношений детьми переносится очень болезненно и влияет на их самооценку.
  • Поговорите с ребенком о его чувствах, вспомните свою первую влюбленность и расскажите о ней без иронии, тогда он поймет, что вы уважаете его чувство.
  • Если ребенок обычно лирически выражает чувства, почитайте вместе рассказы или стихи о любви, без дидактических выводов, просто наслаждаясь погружением в чужие чувства и эмоции.
  • Если ребенок задает вопросы, а историю свою не рассказывает, не пытайтесь выпытать подробности, только отвечайте на его вопросы.
  • Когда ребенок относится к влюбленности как к самой сокровенной тайне, нужно уважать его позицию. Часто дети погружены в свое эмоциональное состояние настолько, что думают – если расскажу, пропадет все волшебство. В таком случае придерживайтесь принципа уважительного невмешательства.
  • Если ребенок уже умеет писать, предложите ему вести дневник . По словам психологов, простое изложение чувств на бумаге способно уберечь от депрессий и нервных срывов. Только не читайте дневник ребенка, это его личные переживания, и только он решает, делиться ими с кем-нибудь или нет.
  • Не относитесь к детской влюбленности чересчур эмоционально, ваш ребенок должен чувствовать, что вы всегда придете на помощь.

Роль родителей заключается в том, чтобы не только «не позволять» как можно дольше, но и предоставить полную информацию, помочь избежать сексуального контакта, который будет основан не на сильном чувстве и взаимном желании. Прекрасный пример, иллюстрирующий искренние и подлинные чувства – ваши отношения с мужем. Не бойтесь естественных проявлений ласки, любви, пусть жизнь ребенка с детства будет окрашена радужными эмоциональными красками.

Гормональный всплеск в подростковом возрасте, половое созревание неизбежно приводят к тому, что дети начинают проявлять интерес к противоположному полу. У одних это происходит уже в 13 лет, другие первую любовь переживают лишь в 16-летнем возрасте. В любом случае первая влюбленность очень важна для дальнейшего формирования личности человека, эмоционального созревания.

От гендерных межличностных отношений в переходном возрасте во многом зависит, какие отношения с представителями противоположного возраста будут складываться у человека в будущем. Родителям нужно знать, чем любовь подростков отличается от любви взрослых, как себя вести с влюбленными детьми, как помочь им в случае неудачного развития событий.

Особенности подростковой любви

Психологи сходятся на том, что лучше всего отношения, которые складываются между влюбленными подростками, описаны в незабвенной драме Шекспира. Современные отроки – не такие, какими были во времена Ромео и Джульетты, но когда они влюбляются – становятся похожими на них. Каковы же основные особенности подростковой любви?

  1. Подростки далеко не всегда соединяют воедино любовь и сексуальные отношения . Юноша может платонически любить одну девушку, а встречаться и иметь интимную связь с другой, при этом даже не задумываясь, что этим самым вроде как изменяет объекту своего обожания. Чувства девушек более цельные, но, тем не менее, и они могут тайно любить одного, а на свидания ходить к другому.
  2. По статистике, две трети подростков к окончанию школы уже знают вкус половой любви, многие из них начали половую жизнь с 13-15 лет и к моменту совершеннолетия успели сменить от трех до пяти партнеров, а у некоторых их было и больше. По счастью, большинство тинэйджеров осведомлено о средствах контрацепции и является сторонниками безопасного секса, хотя каждый третий хотел бы знать об этом больше.
  3. Подросток может влюбляться по несколько раз в месяц, и каждый раз уверен, что это – на всю жизнь, при этом все, кто касается объекта любви, воспринимается очень эмоционально, а равнодушие или нелюбовь избранника, измена и другие сложности в отношениях переживается крайне болезненно, так что даже могут стать причиной суицида.
  4. Подросток стесняется своих чувств,особенно перед взрослыми, но сила эмоционального переживания заставляет делиться ими с подругами или друзьями. Влюбленный подросток часто уходит из дома пообщаться со сверстниками, много разговаривает по телефону, пишет много SMS-сообщений, подолгу переписывается с товарищами в социальных сетях.

Нередко движущей силой половых отношений у подростков является любопытство. Любовь их зачастую носит экспериментальный характер. Вчерашний ребенок учится любить, общаться с противоположным полом, делиться своими чувствами, идти на компромисс. Это очень важная школа в жизни каждого, но все, что могут сделать родители, это помочь окончить эту школу с отличием.

Что делать родителям, если их ребёнок влюбился?

Паниковать, если ребенок влюбился, не стоит, даже если вам неизвестен или не нравится объект его воздыханий. Первая влюбленность – это хорошо и естественна, она готовить подростка к взрослой жизни. И чтобы этот опыт не был печальным, родителям нужно вести себя правильно.

  1. Уважайте выбор своего ребенка. Да, большинство подростков выбирают тех, кто выглядит привлекательно внешне и с кем весело, такие критерии, как надежность и хозяйственность доминировать при выборе партнера будут значительно позже. Однако критиковать выбор подростка бесполезно: ни к чему, кроме слез, истерики и отгораживания от вас это не приведет. Еще более бурную негативную реакцию вызовет запрет встречаться с избранником. Этот запрет ребенок все равно обойдет, но «тюремщика» возненавидит. Будет лучше, если вы пригласите избранника в гости, пообщаетесь с ним: возможно, вы сами измените мнение об этом человеке или сможете мягко указать на его неблаговидные поступки, которые ускользнули от влюбленного взгляда.
  2. Обсуждайте с ребенком тему любви. При разговоре на тему любви следует уделить внимание как нравственному, так и физиологическому аспекту. Будет лучше, если ребенок узнает все из разговора с родителем, а не из Интернета или от друзей. Лучше всего, чтобы беседу вел человек одного с отроком пола. Ее не стоит превращать в нравоучения. Пусть это будет разговор по душам, начатый с рассказа взрослого о его собственной первой влюбленности.
  3. Поддержите ребенка , если чувствуется, что отношения у него с объектом любви не складываются. Где-то можно просто выслушать, где-то помочь советом, где-то отвлечь или даже попытаться переключить внимание влюбленного на другой объект. Главное, не смеяться над влюбленностью подростка, не судить о них как о чем-то неважном, отвлекающем от учебы, преходящим. Относиться к первой любви своего сына или дочери нужно так же серьезно, как к чувствам зрелого человека.

Если взрослые будут действовать правильно, то о первой любви у подростка на всю жизнь останутся светлые воспоминания, даже если не всегда все складывалось гладко. Кстати, некоторым любовь, начавшуюся в раннем возрасте, удается пронести через всю жизнь.

Марина Никитина

Большинство юношей и девушек испытывают первую любовь в старшем школьном возрасте. Школьная любовь – чувство и отношение к другому человеку, имеющее все компоненты полноценной взрослой любви, но отличающееся от нее.

Возраст возникновения школьной любви между юношами и девушками – это возраст полового созревания, а также формирования образа «Я». У подростка появляется желание и потребность любить и быть любимым представителем противоположного пола и возможность реализовать это желание.

Первая любовь не похожа ни на одну последующую. Но что делает ее особенной?

Особенности школьной любви

В дошкольном и младшем школьном возрасте дети испытывают друг к другу симпатию и привязанность, которые характеризуются как дружба или дружеская любовь. Взрослые люди, отвечая на вопрос о первой любви, отшучиваются, рассказывая о такой первой детской симпатии.

Маленькие дети примерно с трехлетнего возраста и до десяти лет играют в любовь и семью, подражая взрослым. Мальчик и девочка, которые нравятся друг другу, решают создать семью, когда вырастут и верят то, что мечта сбудется. Их чувства настоящие и сильные, но платонические, без страсти и сексуального влечения.

Дети не всегда проявляют симпатию в дружелюбной форме. Мальчики часто по отношению к девочке, которая нравится, желая привлечь внимание и одновременно скрыть симпатию.

Если симпатия дополняется сексуальным влечением, возникает полноценная любовь.

Первое сильное чувство захватывает сознание подростка, он не может до конца осознать, что с ним происходит. Мысль о любимом человеке становится главенствующей и фоновой, отчего подросток забывает обо всем на свете: забрасывает учебу, изолируется от друзей и родителей. Это не просто чувство, это эмоционально-чувственный ураган, подкрепляемый гормональным всплеском.

То, насколько счастливой или несчастной будет школьная любовь, повлияет на дальнейшее , на отношение к противоположному полу и на то, как будет складываться личная жизнь в будущем.

Первая любовь может продолжиться и вне школьных стен. Такая любовь может стать единственной, продлившись на долгие годы, или очень быстро закончиться, но она никогда не забудется.

Школьная любовь подростков имеет особенности:

новые и , мысли, ощущения, опыт;
чрезмерная эмоциональность, которая проявляется как демонстративность, экзальтированность, несдержанность, импульсивность;
мечтательность и максимализм;
готовность легко меняться ради любимого человека;
тенденция к идеализации отношений и партнера;
завышенные требования и ожидания относительно чувств и отношений;
неопытность и отсутствие необходимых знаний о любви и сексе;
стеснительность, робость, стыдливость одного или обоих партнеров;
возможность стать взрослее, серьезнее, научиться отвечать за свои поступки, брать на себя обязательства и разумно пользоваться правами.

Или платонической, но при этом влюбленные или один из них испытывают сексуальное влечение к любимому человеку. При невозможности удовлетворить сексуальное желание подростки сублимируют его, занимаясь творчеством, спортом или реализуя потенциал личности в иной сфере.

Несчастная любовь может спровоцировать расстройства психики. Несчастные влюбленные страдают от депрессии, осложненной мыслями и попытками суицида. В таких тяжелых случаях, родители подростка обязаны обратиться за помощью к психологу или психиатру.

Если симпатия взаимна, юноша и девушка испытывают эйфорию и безграничное счастье от любви. Они встречаются и выстраивают отношения. В таких парах случается первый поцелуй и первый сексуальный контакт. Хорошо и правильно, когда подросток начинает вести половую жизнь, испытывая любовь.

Юридически вступать в половой контакт можно с человеком, достигшим совершеннолетия. Но многие молодые парни и девушки начитают вести половую жизнь намного раньше. Однако не только юристы, но и медики, и психологи не советуют начинать половую жизнь людям, моложе восемнадцати лет. Психологически и физиологически человек должен быть достаточно зрелым, готовым к изменениям, которые произойдут в теле и сознании после потери девственности.

Несмотря на то, что подросток самостоятельный и способный уже иметь своих детей, человек, пока ему не исполнится восемнадцать лет, у него нет прав совершеннолетнего человека. За несовершеннолетних детей родители.

Половое воспитание предполагает комплекс мероприятий по привитию ребенку парильного отношения к вопросам пола. Половое воспитание предполагает знакомство с физиологической стороной любви: подросткам рассказывают о строении половых органов мужчин и женщин, о половом акте, методах контрацепции и так далее. Психологическому аспекту любовных отношений уделяется не так много внимания.

Многие родители в лучшем случае ограничиваются беседами с подрастающими детьми о сексе и методах контрацепции. В худшем случае – угнетают и запугивают ребенка, не позволяя общаться с представителями противоположного пола, либо не контролируют и не интересуются тем, что происходит в его личной жизни.

Большинство родителей не знают, как реагировать на первую любовь ребенка. Они не понимают, как помочь ему понять, что с ним происходит. Как поддержать подростка и направить так, чтобы не вызвать реакцию протеста?

Советы родителям, которые хотят помочь ребенку благополучно пережить первую любовь:

Вспомнить свою первую любовь, свои чувства и эмоции. Не переносить свои страхи и опасения, связанные с первой любовью на чувства и отношения ребенка. Поставить себя на его место, чтобы лучше понимать и спокойнее относиться к тому, как он себя ведет и что с ним происходит.
Помнить, что ребенок взрослеет, становится мужчиной/женщиной, поэтому его чувства – естественные и нормальные. Он уже взрослый, самостоятельный человек. Невозможно запретить любить, табу на установление личных отношений неприемлемо. Запреты порождают протест подростка, стремление сделать то, что нельзя.

Те нормы и ценности, которые привиты человеку родителями в детстве – его жизненные ориентиры. Нужно заниматься воспитанием ребенка пока он не вырос, во взрослом возрасте перевоспитать человека сложно, если только он не займется самовоспитанием.

Ребенок учится любить, глядя на родителей, на их взаимоотношения и культуру общения. Личный пример – лучший метод обучения. Дети перенимают стиль поведения и отношение к противоположному полу, глядя на родителя своего пола.

Мудрые и добрые родители помогают ребенку успешно пережить всю гамму ярких эмоций и порывов первой любви.

28 марта 2014, 18:07

Лучшие статьи по теме