Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Обереги
  • Самые романтические браки восточного гороскопа. Астрология семьи: патриархальный, романтический, равный, духовный, векторный брак. Лишь бы была любовь

Самые романтические браки восточного гороскопа. Астрология семьи: патриархальный, романтический, равный, духовный, векторный брак. Лишь бы была любовь

Что такое игровая терапия? Игры, используемые для психотерапевтического воздействия на взрослых и детей. Это понятие включает в себя различные методики. Но все они объединены признанием того, что игра способна оказать сильнейшее влияние на процессы развития личности. Ведь она является уникальным феноменом общечеловеческой культуры, стоя у ее истоков и возвышаясь на ее вершине. С самого начала существования цивилизации игра является неким контрольным мерилом наиболее важных характеристик личности. Дело в том, что ни в каком из существующих видов деятельности человек не способен продемонстрировать столько самозабвения. Причем только в игре происходит обнажение всех тех интеллектуальных ресурсов, которыми обладает индивид. Взять, например, хоккей и футбол. В этих устоявшихся игровых моделях и взрослые, и дети действуют именно так, как они сделали бы это в различных экстремальных ситуациях, находясь на пределе своих сил и возможностей при преодолении трудностей.

Терапия игрой в современной психологии пока еще относительно молодая отрасль. Основная работа в данном направлении осуществляется, как правило, с детьми.

Возникла терапия игрой в недрах психоанализа в первой половине 20 в. Но в качестве практической методики она была озвучена и воплощена в жизнь лишь в 1992 г.

Метод психологической коррекции

Терапия игрой является способом воздействия на личность, который основан на принципах динамики ее психического развития. Данный метод призван облегчить эмоциональный стресс человека при использовании разнообразных средств, дающих людям различного возраста пищу для воображения.

Подобная терапия для взрослых применяется в виде самых разнообразных заданий, упражнений и тренингов на невербальные коммуникации. Также психолог может предложить своим пациентам разыграть различные ситуации и т.д. Во время игры между ее участниками возникают близкие отношения. Это позволяет снять тревогу, напряженность и страх перед теми, кто окружает человека. При этом повышается его самооценка. Это предоставляет возможность индивиду проверить себя в тех или иных ситуациях общения и снять опасность последствий, являющихся социально значимыми.

Для ребенка игра является одним из видов самотерапии. Благодаря ей подрастающий человек учится правильно реагировать на различные неурядицы и конфликты. Очень часто терапия игрой является для ребенка единственной возможностью получения помощи. Это становится понятным при уточнении общих показаний для применения этой методики. Среди них замкнутость и инфантильность, фобические реакции и необщительность, сверхпослушание и сверхконформость, вредные привычки и нарушения поведения, а для мальчиков и неадекватная полоролевая идентификация.

Задачи терапии игрой

Какие цели преследует данный метод психологической коррекции? Среди основных задач игротерапии, которая является одним из выделяют:

  • облегчение психологических страданий ребенка;
  • развитие у маленького пациента чувства самооценки и укрепление в нем собственного «Я»;
  • восстановление доверия к сверстникам и взрослым с оптимизацией отношений с ними;
  • развитие способности к эмоциональной саморегуляции;
  • предупреждение и коррекция различных деформаций при формировании «Я-концепции»;
  • профилактика и коррекция отклонений в поведении.

Особенность игровой терапии

Психокоррекционные занятия, проводимые по данной методике, способны произвести свой положительный эффект благодаря тому, что между взрослыми и детьми в процессе их проведения устанавливается положительная эмоциональная связь. При этом учитывается такая особенность игры, как ее двуплановость, обуславливающая развивающее воздействие. Целью подобной коррекции является организация помощи в утверждении чувства собственной ценности, своего «Я».

Каждый ребенок является уникальным. Как и всякая личность, он имеет свои внутренние источники саморазвития. С помощью игры подавляются страхи и негативные эмоции, а также неуверенность в себе. При этом дети расширяют свои способности к общению и значительно увеличивают диапазон доступных им действий с предметами.

Игротерапия обладает также определенными неспецифическими эффектами, позволяющими оказать позитивное влияние на умственное развитие ребенка. Оказываются они при снятии эмоционального напряжения, что позволяет детям более адекватно и полно реализовывать имеющиеся у них способности.

При грамотно проводимых занятиях ребенок способен понять свои чувства и определиться с тем, как лучше себя вести в той или иной ситуации.

Функции игротерапии

Деятельность по коррекции психологического состояния ребенка необходима для:

  1. Диагностики. При проведении игровой терапии уточняются особенности личности маленького пациента, а также его взаимоотношений с людьми и окружающим миром. Если с ребенком попытаться просто вступить в беседу, то он, скорее всего, замкнется в себе по тем или иным причинам Это не позволит взрослому получить ответы на интересующие его вопросы. Совершенно иначе ситуация развивается при наличии неформальной обстановки. В этом случае малыш покажет все что было испытано им на сенсомоторном уровне. Производя спонтанные действия, ребенок совершенно произвольно, но при этом наиболее полно выразит себя.
  2. Обучение. Уже одно или несколько занятий метода позволят ребенку расширить свой кругозор и обрести умение перестраивать взаимоотношения. Благодаря игровой терапии малыш способен совершенно безболезненно пройти процесс социализации и реадаптации, а также узнать о той организации, которой обладает окружающий его мир.
  3. Терапевтическая функция. В раннем возрасте результат игры маленькому пациенту пока еще не интересен. Более важным для него является сам процесс, позволяющий выразить свои страхи и переживания, неловкость, испытываемую в общении с людьми, найдя при этом решение проблем и конфликтов. В результате у ребенка происходит развитие и значительное укрепление необходимых психических процессов с постепенным формированием толерантности и адекватного реагирования на то, что происходит вокруг.

Виды и формы занятий

Существует множество критериев, согласно которым производится классификация методов игротерапии. Так, в зависимости от той позиции, которую занимают во время занятий взрослые, она бывает:

  1. Директивной. Подобная игротерапия представляет собой направленный процесс. В нем взрослый для ребенка является организатором. Маленькому пациенту при этом предлагаются уже готовые варианты решений предложенной проблемы. В процессе игры ребенок самостоятельно приходит к пониманию собственных конфликтов и себя.
  2. Недирективной. Эта игровая терапия является ненаправленной. Во время ее проведения задача взрослого состоит в том, чтобы постараться не вмешиваться в занятие, создав при этом вокруг маленького пациента теплую и уютную атмосферу доверия и надежности.

Различают игротерапию и по той структуре, которой обладают материалы для ее проведения. При этом занятия бывают:

  1. Структурированными. Эти игры применяют во время работы с детьми, возраст которых находится в пределах от 4 до 12 лет. Все действия при этом являются провоцированием открытого выражения агрессии (при использовании игрушечного оружия), выражением непосредственного желания (при использовании фигурок людей), способом развития коммуникативных навыков (в форме забав с машинами, поездами и телефоном).
  2. Неструктурированными. Такая игра при терапии для дошкольников может представлять собой спортивные упражнения и подвижные занятия, работу с пластилином, глиной, водой, песком и т. д. Все это позволяет ребенку косвенно выразить свои чувства, из-за чего у малыша возникает чувство свободы.

Выделяют различные виды игротерапии и по форме, которая была применена при организации процесса. В этом перечне находятся занятия:

  • групповые;
  • индивидуальные.

Какой из видов игротерапирии лучше всего использовать психологам?

Тот, который позволит найти оптимальный путь для решения поставленных задач и достижения необходимых целей, стоящих перед специалистами.

Групповые занятия

Для того чтобы определиться с необходимым видом игротерапии, педагог в каждом конкретном случае должен проанализировать потребность детей в общении. В том случае, если она пока еще не сформирована, занятия должны быть индивидуальными. Если с этим все в порядке, то самой предпочтительной формой игротерапии явится групповая. Она позволит детям спокойно общаться друг с другом и наиболее полно раскрываться при этом.

Игра-терапия для детей, проводимая в группе, позволит дошкольнику поднять самооценку, начать осознавать себя как личность, правильно реагировать на возникновение негативных внутренних эмоций, снизить ощущение беспокойства, вины и уровень тревожности. В этом процессе малыши наблюдают друг за другом и стремятся сами испробовать какую-либо роль в игре. Цель работы специалиста при этом вовсе не вся группа, а каждый из ее участников в отдельности. Оптимальным числом играющих в этом случае является 1 взрослый и 5 детей. Дошкольники должны быть все одного возраста с разницей не более чем 1 год.

При использовании игровой терапии у каждого ребенка, входящего в группу, вырабатывается:

  • положительная «Я»-концепция;
  • ответственность за поступки;
  • навыки самоконтроля;
  • способность к принятию самостоятельных решений;
  • вера в собственное «Я».

Со временем на смену неструктурированной игровой терапии приходит структурированная. Этот вид занятий позволяет дошкольникам начать свободнее выражать свои чувства и волнения, вплоть до наиболее агрессивных. Это позволит психологу легче отслеживать и корректировать их.

Средства для занятий

Комната для проведения игротерапии должна быть оборудована столиками, имеющими деревянную столешницу. Хорошо, если в ней будут установлены горки с выдвижными ящиками, на поверхности которых можно будет рисовать, а после стирать изображения.

Также в комнате для такой терапии необходимо наличие следующих игрушек и материалов:

  1. Кукол, транспортных средств, домиков, марионеток, кассы и проч. Все они позволят передавать реальность окружающего мира.
  2. Красок с пюпитром, кубиков, воды, песка, глины. Эти материалы необходимы для ослабления эмоций и самовыражения ребенка в творчестве.
  3. Резинового ножа, солдатиков, хищных животных, ружей. Эти игрушки позволят дать возможность отреагировать на агрессию.

Рассмотрим примеры игр для занятий с дошкольниками.

Песочная терапия

Применять этот метод психологи начали в 20-х годах 20 в. Автором данного способа коррекции личности стал Дора Кальфф - юнгианский аналитик. Игры в песочной терапии применяются для работы с неблагополучными в психологическом плане детьми. Они способствуют развитию у ребенка пространственного воображения, обучают его логическому мышлению и развивают мелкую моторику. Терапия песком при игре с песком позволяет ребенку успокоиться. Именно поэтому данное направление психокоррекционной работы особенно показано дошкольникам, обладающим гиперактивностью.

Песочная терапия (игры с песком) содержит в себе гимнастику для рук, актерское мастерство, воплощение фантазий и многое другое из того, что положительно влияет на ребенка, развивает его чувствительные навыки и стимулирует познавательные процессы. Помимо этого, данное направление позволяет малышу соотносить свои действия с реальной жизнью, устранять мышечное напряжение, улучшать зрение, учить буквы, развивать слух, приобретать навыки чтения и письма.

Игры в песочной терапии вовсе не обязательно проводить в кабинете психолога. Для них прекрасно подойдет пляж, детская песочница или просто куча песка, привезенная для строительства. Ящик с этим природным материалом можно установить и в квартире. Для игр с песком при терапии песком понадобятся и символы реального мира. Это могут быть фигурки животных, сказочных героев и людей, машины и дома, природные материалы и растения и т.д. После подготовки к занятиям ребенку необходимо предоставить полную свободу творчества. Взрослые не должны мешать малышу своими советами, за исключением тех случаев, когда он попросит об этом сам.

Далее песок рекомендуется прощупать подушечками пальцев. Его можно также посыпать сверху на ладошку. При этом ребенок должен объяснить, приятно это ему или нет. Подобное упражнение призвано научить ребенка исследовать заданный объект руками и прислушиваться к собственным ощущениям. Для снятия эмоционального напряжения игры должны проводиться в спокойной обстановке. Это также позволит маленькому пациенту сконцентрировать внимание.

При необходимости можно включить в практикум по песочной терапии и игру с песком на снятие агрессии. Все действия в этом случае должны заканчиваться положительными эмоциями и победой добра над злом. Для того чтобы устранить агрессивное состояние у малыша, может быть устроен песочный ливень. Вначале пусть он будет мелким дождиком, помещаясь на одной ладошке. Далее объем песка понадобится увеличить. Его можно зачерпывать детским ведерком или двумя ладошками. Для ребенка важно ощутить, что он причастен к этому дождю. Только в этом случае он сможет успокоиться и воспринимать дальнейшее общение менее агрессивно.

Настольные игры

Занятия с детьми могут быть не только подвижными. Возможно также использование настольных игр. Как арт-терапия они способствуют развитию способностей ребенка и его личностных качеств. Помимо этого, в них игра сочетается с обучением. Именно поэтому проведение подобных занятий способно стать замечательным образовательным средством для дошкольников.

Терапия настольной игрой развивает у ребенка внимание и зрительную память, логику и сообразительность, образное мышление и воображение. Как правило, принимать участие в таких занятиях должны сразу несколько человек. В этом случае игры арт-терапии способствуют взаимодействию детей между собой. Подчиняясь предложенным правилам, дошкольники учатся правильному общению друг с другом, терпению, дожидаясь очереди сделать ход, сопереживанию своим соперникам, а также принятию с достоинством не только побед, но и поражений. Таким образом, настольные игры в арт-терапии позволяют правильно сформировать личностные качества ребенка.

Среди основных преимуществ таких занятий является отсутствие необходимости в игровых площадках и сложном инвентаре. Для них понадобится только стол и все необходимые предметы (кубики, фишки, карточки и т. д.). Такие игры имеют следующие плюсы:

  • обучают дошкольников распознавать, а после и запоминать самые различные явления и предметы, развивают внимание ребенка и расширяют словарный запас, делая это в интересной и красочной форме;
  • готовят малыша к жизни, предлагая ему те или иные проблемы, решая которые малыш развивает свои умения и навыки, приобретая жизненный опыт;
  • способствуют улучшению скорости реакции, ловкости, координации движения и глазомера.

Например, настольная игра «Шоппинг-терапия». Предназначена она для девочек. Ее целью является совершение как можно большего количества покупок при трате как можно меньших денег. В процессе игры участницам предстоит по очереди делать ходы. Это позволит им попасть в бутики торгового центра. В нем два этажа. На первом из них предлагается купить различные наряды, а также подобрать к ним аксессуары. Второй этаж является зоной развлечений. Попасть сюда можно при ходе на поле «лифт». Участница, которая оказалась на втором этаже, должна пропустить один круг. Здесь же ей при попадании на поля ресторанов и баров придется выложить определенную сумму. Тот, кому повезет, оказывается на поле удачи. Здесь можно будет выиграть определенную сумму призовых денег. Побеждает та участница, которой удалось купить больше всего товаров, потратив на них меньше денег.

Таким образом, «Шопинг-терапия» - игра, которая представляет собой интересное и захватывающее развлечение. Здесь каждая из участниц ощутит себя так, словно она попала в настоящий торговый центр, где за деньги ей предлагается купить все что хочется.

В комплектацию игры входит само игровое поле, а также 60 красных и 24 желтых жетона. К ним прилагается 4 паспорта, 60 банкнот, кубик для ходов, 72 карты, а также 20 карт «Экскурсия». Присутствуют в комплекте и правила игры

Арт-терапия и компьютер

Современный человек живет в мире новейших цифровых технологий. Именно поэтому компьютеры стали неотъемлемой частью нашей повседневности.

По мнению специалистов, современные дети взрослеют намного быстрее, чем это было, предположим, 10 лет назад. С техникой они знакомятся уже с самого раннего возраста, прекрасно управляясь с планшетами и ноутбуками лучше своих бабушек и дедушек.

Компьютер сегодня - неотъемлемая часть учебы. И это касается не только образования, получаемого в институте и в школе. Используются гаджеты и для тех детей, которые посещают ДОУ. Разработчиками создано множество компьютерных игр, способствующих развитию памяти и внимания, помогающих ребенку научиться считать и выучить буквы. Используется ПК и при психокоррекционной работе с детьми.

Например, в игре «Интенсивная терапия» ребенку предлагается помочь молодой героине Андроид, проходящей стажировку в больнице, справиться с различными трудностями, которые встречаются у нее на пути, познакомиться и подружиться с новыми людьми. Предстоит девушке и найти свою любовь. Новая работа открывает для героини неограниченные возможности общения с пациентами и коллегами. Задача игрока состоит в поиске решения в необычных ситуациях и в разговорах, от выбора которых будет в дальнейшем зависеть развитие сюжета, а также те отношения, которые сложатся у героини с другими людьми.

Введение


Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих интеллектуальных ресурсов, как в игре. И взрослые, и дети, в таких, к примеру, вечных игровых моделях, как футбол и хоккей действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях на пределе сил преодоления трудностей.

Игровая терапия является относительно молодой отраслью современной психологии, которая ориентируется преимущественно на работу с детьми. Появившись в первой половине XX века в недрах психоанализа, игровая терапия постепенно распространилась по широкому спектру направлений современной психологии, находя теоретическое обоснование разнообразию своих методов.

Так, З. Фрейд, описывая игры детей (случай Ганса, случай игры с катушкой и др.), указывал, что ребенок превращает в активность игры то, что он пережил ранее пассивно. М. Кляйн в 20-х годах прошлого века впервые начала использовать игрушки в психоанализе детей. Она считала игровую активность ребенка аналогом свободных ассоциаций, которая открывала доступ к бессознательному материалу. Она интерпретировала ребенку его игру в терминах эдипальной проблематики.

Игротерапия, как метод был озвучен и воплощен в 1992 году на спецкурсе по психологии в частном Университете для будущих преподавателей-искусствоведов. А в 1997 году с методом игротерапии были теоретически и практически ознакомлены врачи на курсах повышения квалификации на кафедре гомеопатии при Академии последипломного образования врачей Минздрава РФ.

В данной работе мы рассмотримиспользование игротерапии в психокоррекции: основные виды и формы.


1. Игротерапия в психологической коррекции

игротерапия психологический коррекция

Игровая психотерапия - это психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса с помощью разнообразных выразительных и дающих пищу воображению игровых материалов, как у взрослых, так и у детей.

Для взрослых, игра используется в групповой психотерапии в виде специальных тренингов, упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывание различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Игра для ребенка - это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы. Нередко для ребенка, игровая терапия - единственный путь помощи. Общие показания к игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.

Основные задачи игровой терапии:

) облегчение психологического страдания ребенка;

) укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;

) развитие способности эмоциональной саморегуляции;

) восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»;

) коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции;

) коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Характерная особенность игры - ее двуплановость, которая обуславливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Цель коррекции, состоит в том, чтобы помочь ему утвердить свое «Я», чувство собственной ценности. Ребенок, как и всякая личность, уникален, самоценен и обладает внутренними источниками саморазвития. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Отличительные признаки развертывания игры, - быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

Игротерапия представляет уникальный опыт для социального развития ребенка, открывая ему возможность вступить в значимую личностную связь со взрослым, справедливо подчеркивая решающее значение общения ребенка со взрослым для оптимального развития личности ребенка. Игра представляет собой деятельность, в которой ребенок может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и фрустрации повседневной жизни.

Неспецифическим эффектом игротерапии может также выступать позитивная динамика умственного развития ребенка. Достигается это за счет снятия эмоционального напряжения, позволяющего детям более полно и адекватно реализовывать свои истинные способности.

Таким образом, актуальность изучения процессов игры для использования ее как психокоррекционного средства, неоспорима. Только хорошо зная механизм воздействия игры на глубинные психофизиологические структуры человеческого мозга, можно эффективно оказать психокоррекционную поддержку. Во многих случаях игра выступает в качестве ведущего метода реконструктивного лечебно-коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера); в других случаях - в качестве вспомогательного (симптоматического) средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и степень социальной депривации (в случае умственной отсталости, аутизма, психических заболеваний и т.д.).


. Основные виды и формы игротерапии


Итак, игровая терапия - все психотерапевтические методы работы, использующие детскую игру и игрушки. Г.Л. Лэндрет выделил следующие направления игровой терапии:

родительская терапия (Б. Гуэрни, Л. Гуэрни), представляющая собой структурированную программу, в рамках которой родителей обучают навыкам, необходимых для проведения сеансов игровой терапии в домашних условиях;

игровая терапия со взрослыми; приемы игровой терапии в семейной терапии (вовлечение в игру всех членов игры способствует их активному взаимодействию и оказывает терапевтическое воздействие);

групповая игровая терапия, представляющая собой психологический и социальный прогресс, в котором дети, естественным образом взаимодействуя друг с другом, приобретают знания, как о других детях, так и о себе;

игровая терапия в больничных условиях.

А.А. Осипова выделяет следующие основные виды и формы игротерапии.

1) По теоретическим подходам:

Игротерапию в психоанализе, где коррекционные возможности игры связывают с ее символическим характером (М. Кляйн, А. Фрейд, Г. Гут-Гельмут). Возможности такого использования игры связаны с двумя ее характеристиками:

Игра ребенка представляет собой символическую деятельность, в которой находят свободное выражение подавленные и ограниченные социальным контролем бессознательные импульсы и влечения. В ролях, принимаемых на себя ребенком, в игровых действиях с игрушками кроется определенный символический смысл.

Игра является единственным видом деятельности, где ребенок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды. А значит, перед ним раскрываются широкие возможности выражения бессознательных влечений, чувств и переживаний, которые не могут быть приняты и поняты в реальных отношениях ребенка с миром.

М. Кляйн считала, что практически любое игровое действие ребенка имеет определенный символический смысл, выражает конфликты и подавленные влечения ребенка. Этот символический смысл должен быть проинтерпретирован терапевтом и доведен до сознания ребенка. Основные цели:

Установление аналитической связи, эмоционально позитивного контакта между ребенком и взрослым, позволяющего игротерапевту осуществлять функции интерпретаций и трансляций ребенку символического значения детской игры; принимать участие в игре ребенка и организовывать в игре актуализацию и проигрывание значимых для ребенка конфликтов.

Катарсис - форма эмоционального реагирования, приводящая к преодолению негативных эмоциональных переживаний и освобождению от них.

Игра предоставляет две возможности для катарсиса, свободное выражение чувств и эмоций ребенка и вербализация чувств.

Инсайт представляет собой одновременно и результат и механизм игротерапии. В качестве результата инсайт можно определить как достижение ребенком более глубокого понимания себя и своих отношений со значимыми другими. Инсайт не требует интерпретации, разъяснения со стороны игротерапевта, а достигается ребенком внезапно. В детском возрасте инсайт часто носит невербальный характер.

Исследование (тестирование) реальности. Процесс исследования и апробирования ребенком различных форм и способов взаимодействия с миром людей, межличностных отношений.

Особая атмосфера личностной безопасности и доверия, царящая на занятиях, снимает страхи и тревожность детей перед возможными неудачами и санкциями. И стимулируют их к исследованию новых способов поведения и общения как с взрослыми, так и со сверстниками.

Сублимация как перевод и отклонение энергии примитивных сексуальных влечений от их прямой цели (получения сексуального удовольствия) к социально одобряемым целям, не связанными с сексуальностью.

Сублимация как форма переключения сексуальной энергии на социально одобряемые цели рассматривается в психоанализе как высшая форма разрешения трудностей развития личности в детском возрасте.

игротерапию, центрированную на клиенте, где главное значение придается практике реальных взаимоотношений ребенка и взрослого в процессе игры (К. Роджерс, В. Экслайн).

Цель терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Игровой терапевт не пытается вырастить ребенка, а каждому создает оптимальные условия для роста и развития. Он полностью вовлечен в игру ребенка, ему интересно быть с ним, что бы тот ни делал. Он концентрирует все свое внимание и профессиональное мастерство, слышит, чувствует и понимает любые эмоциональные состояния ребенка и отражает их, т.е. раскрывает ребенку понятно и коротко эти эмоциональные состояния.

В основе игровой терапии, центрированной на ребенке, лежит представление о спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста. Вместе с тем процесс личностной реализации, саморазвития может быть нарушен или ограничен вследствие либо неблагоприятных средовых условий, либо нарушений взаимодействия и общения со значимыми другими, и в первую очередь с родителями и близкими взрослыми. Отношения, связь с другим человеком составляют необходимое условие личностного развития.

Основная задача коррекции состоит в создании или восстановлении значимых отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации личностного роста и развития. Основными показаниями выступают:

нарушение роста «Я», отражающееся в нарушениях поведения и дисгармоничности «Я-концепции»;

низкая степень самопринятия, сомнение и неуверенность в возможностях собственного личностного роста;

высокая социальная тревожность и враждебность по отношению к окружающему миру;

эмоциональная лабильность и неустойчивость.

В общем смысле цели игровой терапии, центрированной на ребенке, согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. Необходимое условие, которое часто выпускается из вида, состоит в том, чтобы обеспечить ребенку позитивный опыт роста в присутствии взрослого, который его понимает и поддерживает, с тем, чтобы ребенок мог обнаружить в себе внутренние силы.

игротерапию отреагирования - структурированная игротерапия с использованием игрушек, позволяющих отреагировать конфликтную ситуацию (Д. Леви). Д. Леви основывал свой подход в первую очередь на убеждении в том, что игра предоставляет детям возможность отреагирования.

В рамках этого подхода игротерапевт воссоздает такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки помогли ребенку восстановить тот опыт, который вызвал у него реакцию тревоги. Ребенку разрешается играть свободно, чтобы он познакомился с обстановкой комнаты и с игротерапевтом. Затем игротерапевт использует определенные игровые материалы, чтобы в нужный момент ввести в игру ребенка стрессогенную ситуацию. Воссоздание травмирующего события позволяет ребенку освободиться от боли и напряжения, вызванных этим событием. В игровой комнате возможны три формы игровой активности:

Освобождение агрессивного поведения: ребенок швыряет предметы, взрывает воздушные шары или проявляет формы инфантильного поведения (например, сосет соску).

Освобождение чувств стандартизированных ситуаций: стимулирует чувства ревности к сиблингу, прикладывая куклу к груди матери.

Освобождения чувств путем воссоздания в игре специфического стрессового опыта из жизни ребенка.

игротерапию построения отношений, в которой основное внимание уделяется лечебной силе эмоциональных отношений между психологом и ребенком (Д. Тафт и Ф. Аллен), поставив в центр внимания то, что происходит «здесь и теперь» в кабинете терапевта.

В игровой терапии отношений основное внимание уделяется лечебной силе эмоциональных отношений между терапевтом и клиентом. Не прилагается никаких усилий для того, чтобы объяснить или интерпретировать прошлый опыт. В фокусе внимания находятся, прежде всего, сиюминутные чувства и реакции. Ф. Аллен и Дж. Тафт особенно подчеркивали необходимость отношения к ребенку как к личности, обладающей внутренней силой и способной конструктивно изменить собственное поведение.

Детям предоставляется свобода выбора - играть или не играть и возможность управлять собственной деятельностью. Гипотеза состояла в том, что дети постепенно приходят к пониманию того, что они являются отдельными личностями со своими желаниями и могут существовать в системе отношений с другими людьми, обладающими своими специфическими качествами. В рамках этого подхода ребенку приходится принять на себя ответственность за процесс роста, а игротерапевт концентрирует внимание на трудностях ребенка, а не на своих собственных.

Цель проводимой в рамках терапии отношений коррекции состоит не в том, чтобы изменить ребенка, а в том, чтобы помочь ему утвердить свое «Я», чувство собственной ценности. Ребенок, как и всякая личность, уникален, самоценен и обладает внутренними источниками саморазвития. Основной механизм достижений коррекционных целей - установление отношений, связей между игротерапевтом и клиентами, с помощью которых игротерапевт демонстрирует неизменное и полное принятие ребенка, его установок и ценностей и выражает постоянную и искреннюю веру в ребенка и его способности.

Игротерапия представляет уникальный опыт для социального развития ребенка, открывая ему возможность вступить в значимую личностную связь со взрослым. Игра представляет собой деятельность, в которой ребенок может свободно выражать себя, освободиться от напряжений и фрустраций повседневной жизни.

примитивная игровую терапию. Появление в 60-х годах в США программ психологической помощи детям в начальной школе открыло путь для развития еще одного направления - применения метода игровой терапии в работе школьного психолога для того, чтобы удовлетворить потребности, возникающие в жизни любого ребенка, а не только ребенка с дефектом психического развития.

Основная цель начальной школы - помочь детям в их интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социальном развитии, предоставив им соответствующие возможности обучения. Таким образом, главная задача использования игровой терапии с детьми в начальной школе состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания наилучшим образом. Детей нельзя заставить научиться чему-либо. Даже наиболее эффективно работающие учителя не могут научить детей, которые еще не готовы учиться. В таком случае игровая терапия является дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.

игротерапию в отечественной психологической практике: использование данного метода опирается на теорию психического развития ребенка, теорию игры как ведущей деятельности, разработанной в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и продолженной в исследованиях Л. Абрамян, А.И. Захарова, А.С. Спиваковской, В.В. Столина, О.А. Карабановой и др.

К использованию игры непосредственно в коррекционных целях обращались такие отечественные исследователи-практики: Л. Абрамян, А. Варга, А. Захаров, А. Спиваковская и др. Так, по мнению А.С. Спиваковской основным принципом игровой коррекции, является воздействие на ребенка с учетом специфичности обстановки и контакта. Суть принципа: чтобы включить в действие механизм перестройки поведения робких в общении детей, следует изменить условия, т.е. вывести из той среды, в которой у них появились нежелательные формы поведения.

Л.А. Абрамян, исследуя способы преодоления негативных эмоциональных состояний средствами игры, подробно раскрывает процесс перевоплощения как важного условия перестройки эмоционально личностной сферы. В игре-драматизации ребенок испытывает двойственные переживания: он «лепит» образ, преобразуя самого себя, и, глядя на это как бы со стороны, радуется изменению в игре, вместе с тем обнаруживая определенные отношения к своему персонажу.

Целям коррекции, по мнению Б.Д. Карвасарского и А.И. Захарова, служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ. Дети наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами характера, переносят на куклу свои недостатки, которые доставляют им неприятности.

Значительный вклад в разработку методов игротерапии неврозов у детей и подростков внес А.И. Захаров. Он разработал показания и клинико-психологические критерии формирования детской психотерапевтической группы, исследовал возможности объединения семейной и групповой игротерапии, а также методику игровой психотерапии, которая является частью целого комплекса различных воздействий на ребенка-невротика, включающего и семейную психотерапию. Игра рассматривается им и как самостоятельный метод, и как составная часть, сочетающаяся с рациональной и суггестивной психотерапией. Он предлагает определенную последовательность коррекционных методик: беседа - спонтанная игра - направленная игра - внушение.

В организации терапевтического процесса Захаров выделяет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции игры. Все три связаны между собой и реализуются как в начальном этапе, в спонтанной игре, так и в направленной игре, которая обычно представляет собой импровизацию какого-либо сюжета.

2) по функция взрослого в игре:

Директивная (направленная), в которой предполагается активное участие взрослого с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их проигрывание в направлении социально приемлемых стандартов и норм. Здесь взрослый - центральное лицо в игре - берет на себя функции организатора игры, интерпретации ее символического значения.

Примером директивной терапии можно считать облегчающую психотерапию Леви, для которой характерны заранее разработанные планы игры, четкое распределение ролей, выяснение всех конфликтных ситуаций. Ребенку предлагается в готовом виде несколько возможных вариантов решения проблемы. В результате игры происходит осознание ребенком себя и своих конфликтов.

недирективная (ненаправленная), в которой используется свободная игра как средство самовыражения ребенка, позволяющее одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка; достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции; коррекция отношений в системе «ребенок - взрослый».

В ненаправленной игротерапии на передний план выходят идеи коррекции личности ребенка путем формирования адекватной системы отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстником, системы конгруэнтной коммуникации. Психотерапевт не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает самой игрой атмосферу тепла, безопасности, безусловного принятия мыслей и чувств клиента. Игровая терапия применяется для воздействия на детей с невротическими расстройствами, эмоционально напряженных, подавляющих свои чувства.

Цель игры в таком подходе - помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, трудности и успехи.

3) по форме организации:

Индивидуальная игротерапия. Если социальная потребность у ребенка отсутствует, встает особая задача формирования потребности в социальном общении, которая может быть оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии.

групповая игротерапия. В случае, если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений общения будет групповая игротерапия.

Причем в отечественной психологической практике предпочтение отдается групповой форме работы, при которой в игре есть два центра: взрослый и «идеальная форма» развития, в первую очередь здесь имеется в виду роль взрослого и общение детей друг с другом, их реальная связь (Д.Б. Эльконин).

Групповая игротерапия - это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе. Этот метод подразумевает игру как терапевтический процесс и является эффективным средством коррекции функциональных нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний и психопрофилактики.

Групповая игротерапия призвана: помочь ребенку осознать свое реальное «Я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.

Цели групповой терапии следует определять как терапевтические в широком смысле, а не индивидуализированные перспективные цели для каждого ребенка в целом. В противном случае игротерапевт неизбежно незаметно или открыто подталкивает ребенка в направлении цели, связанной с определенной проблемой, ограничивая, таким образом, возможности ребенка по управлению собственной деятельностью.

В этом смысле цели и задачи могут быть обозначены следующим образом. Групповая игротерапия призвана помочь ребенку развить более позитивную «Я-концепцию»; стать более ответственным в своих действиях и поступках; стать более самоуправляемым; в большей степени полагаться на самого себя и овладеть чувством контроля; выработать большую способность к самопринятию и самостоятельному принятию решений; развить внутренний источник оценки и обрести веру в самого себя.

4) по структуре используемого материала:

Со структированным (игрушки из реальной жизни, игрушки, помогающие отреагировать агрессию, строительные игры). К структурированным играм относятся игры в семью (людей и животных), агрессивные, с марионетками (кукольный театр), строительные, выражающие конструктивные и деструктивные намерения. Структурированный материал провоцирует выражение агрессии (огнестрельное, холодное оружие), прямое выражение желаний (человеческие фигуры), а также коммуникативных действий (игры в телефон, телеграф, поезда, машины). Предполагается, что возраст детей от 4 до 12 лет является оптимальным для применения этого метода

с неструктурированным (группа игр, принадлежащих к арттерапии (рисование пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами); двигательные игры и упражнения (прыганье, лазание), игры с водой, песком, глиной.

К неструктурированному материалу относятся вода, песок, глина, пластилин, с его помощью ребенок может косвенно выражать свои желания. Этот материал способствует также развитию сублимации. В частности, занятия с неструктурированным материалом особенно важны на ранних фазах игротерапии, когда чувства ребенка еще не выделены и не осознаны им. В частности, игры с водой, красками, глиной дают возможность выразить свои чувства в ненаправленной форме и испытать чувство достижения. Дальнейшая динамика смены игр в процессе игротерапии подводит ребенка к структурированным играм, открывающим пути для выражения чувств и переживаний ребенка, в том числе агрессивных, в прямой директивной форме социально приемлемыми способами.

Таким образом, формы и виды игровой терапии определяются особенностями конкретного ребенка или группы детей, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. При выборе форм игротерапии следует исходить из конкретных задач коррекции психического развития, которые могут быть решены именно этими средствами, а также из того, насколько стабильны показатели эффективного воздействия на ребенка, игротерапии.

Поэтому игротерапия широко применяется не только в целях коррекции, но и в профилактических и психогигиенических целях.


Заключение


Таким образом, обобщая вышесказанное отметим, что игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.

Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.

Выделяют следующие основные виды и формы игротерапии.

теоретический подход выделяет виды: игротерапию в психоанализе; игротерапию, центрированную на клиенте, игротерапию отреагирования; игротерапию построения отношений, примитивную игротерапию; игротерапию в отечественной психологической практике;

по функциям взрослого в игре различают: недирективную игротерапию; директивную игротерапию;

по форме организации деятельности различают: индивидуальную игротерапию; групповую игротерапию;

по структуре используемого в игротерапии материала: игротерапию с неструктурированным материалом; игротерапию со структурированным материалом.

Формы и виды игровой терапии определяются особенностями конкретного ребенка или группы детей, специфическими задачами работы и ее продолжительностью


Список используемой литературы


1.Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2007. - 160 с.

2.Лаврова Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие / Г.Н. Лаврова. - Челябинск: ЮУрГУ, 2005. - 90 с.

.Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие / А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 512 с.

.Психологическая коррекция: учеб. пособие / сост. Я.А. Мазуренко. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007. - 132 с.

.Слюсарева Е.С. Методы психологической коррекции: Учебно-методическое пособие / Е.С. Слюсарева, Г.Ю. Козловская. - Ставрополь: СГПУ, 2008 - 240 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» - так начинается вторая часть романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». С этого и мы откроем дверь в мир романтической любви...

Четыре главы этой части повествуют о союзах, где:

1) муж - Лошадь, Тигр, Собака, жена - Крыса, Обезьяна, Дракон;

2) муж - Петух, Змея, Бык, жена - Кот, Кабан, Коза;

3) муж - Крыса, Обезьяна, Дракон, жена - Лошадь, Тигр, Собака;

4) муж - Кот, Кабан, Коза, жена - Петух, Змея, Бык.

Любовь с первого взгляда (а обычно именно так начинаются все романтические браки) сродни ослеплению, безумству. Романтическая страсть поднимает человека над собой, поднимает силой своего чувства, романтического ореола, которым окружает его спутник жизни. Эти чувства заставляют писать стихи, дают гигантский творческий заряд, заставляют забыть, что у человека есть предел возможностей. В таком союзе на всю жизнь мужчина становится рыцарем без страха и упрека, а женщина - прекрасной незнакомкой, которую любят неземной любовью, ради которой совершаются все подвиги.

Ради романтического спутника жизни легче чем-либо жертвовать. Эти браки, может быть, единственные, для которых не страшны расстояния, разлуки. Память сердца никогда не оставит человека в покое.Но сможет ли человек соответствовать романтическому образу в глазах своего спутника, не сильно ли будет разочарование? Все эти браки достойны романов, они и есть романы по своей сути. Остается только совместить роман и обычную семейную жизнь.

Помните, что романтическое чувство сродни хрупкому цветку, его нужно беречь, ограждать от прозы бытия, от грубой реальности. Опять тот же совет: посторонним нельзя вмешиваться в такой союз, ведь «милые бранятся - только тешатся». Другой человек не заметит и не поймет чувств, которые связывают супругов. Супругам же нельзя разрушать ореол загадочности, пытаться все понять друг в друге. Не надо стремиться стать единым целым в семейном жизни или найти единство в делах. Сохранив в неприкосновенности свою личность, вы сохраните и свое чувство. Жизнь со взаимным любованием, как бы на расстоянии вытянутой руки. Ну, и конечно, цветы, признания, свидания и т. д. и т. п.

Да что мы советуем: кто живет в таких браках, просто не может обойтись без всего этого! Жить словно бы на некотором отдалении... Кажется, что при этом семьи как бы не образуется. Но это не так, романтические чувства окрыляют человека, он получает вдохновение. Супруги не заметят прозы жизни рядом друг с другом, повседневность уйдет из их жизни.

Такой брак имеет все характеристики неземного, волшебного союза, но дети - отнюдь не помеха в нем. Наоборот, в них супруги видят продолжение своих отношений, продолжение своей сказки.

РОМАНТИЧЕСКИЙ БРАК

Итак: романтическим браком может называться только тот союз, в котором разница между годами рождения кратна двум, но не кратна четырем (2, 6, 10, 14 и т. д.). Это следующие романтические сочетания: Коза - Бык, Коза - Петух, Кот - Змея, Кот - Бык, Кабан - Бык, Кабан - Петух, Кабан - Змея, Лошадь - Обезьяна, Лошадь - Дракон, Собака - Крыса, Собака - Обезьяна, Собака - Дракон, Тигр - Крыса, Тигр - Обезьяна, Тигр - Дракон. Всего 15 браков. Не вошли в заветный список 3 брака (Коза - Змея, Петух - Кот и Крыса - Лошадь), они ушли в список 12 векторных союзов, а потому, сколько бы мы ни искали в них романтизм, они остаются под гнетом всеразрушающих векторных страстей.

Никакой другой брак, кроме вышеперечисленных, сколько бы в нем ни было цветов, круизов, стихов, песен, дорогих подарков, белоснежных нарядов, цветных фотографий, песчаных пляжей, солнечных лучей, лунного света и морского прибоя, не может носить гордое название «романтический союз».

Романтический брак приобрел странную, но очень характерную для него позицию. Он как бы вне времени и вне пространства. Во все эпохи была любовь, есть сейчас и будет всегда. Всегда романтический союз вступал, вступает и будет вступать в конфликт с обществом, в конфликт с доминирующим стереотипом.

Говоря о романтическом браке, мы должны помнить, что в нем отсутствует связь не только с какой бы то ни было эпохой, а стало быть, с определенными порядками, но и вообще связь с чем бы то ни было. Точно так же с возрастной привязкой; любовь поражает молодых, но не жалеет ни зрелых, ни даже старых людей. Романтический брак воистину демократичен, ибо для него не существует мезальянсов. Любая разница в возрасте, социальном и материальном положении, цвете кожи и так далее - все допустимо, лишь бы была любовь, причем желательно с первого взгляда и навсегда.

Романтические заповеди

Идеальной ситуацией для рождения романтического союза является любовь с первого взгляда. Это наиболее надежный вариант, ибо он сразу отключает разум, создает ту самую легенду, без которой романтический союз немыслим. Обстоятельства, в которых случится пресловутый первый взгляд любви, должны быть поярче. Что-нибудь героическое, экстремальное, перехватывающее дыхание. Красота должна сквозить в каждом жесте, в каждом слове, взгляды, которыми надо обменяться, должны быть чисты и лучезарны, никакой похоти, но и никакой сдержанности, восторг, но чистый и незамутненный.

Красота - смысл и содержание романтического брака. Мужчина должен быть красив истинной мужской красотой: мощный торс, мундир, твердая рука, орлиный взор, что-нибудь военное-полувоенное. Как вариант - поэтическая мечтательность. Она должна состоять из тонких струй, гибких линий, томной неги… Другой вариант - красота необщепринятая, позволяющая безошибочно выделить ее из толпы однотипных красоток. Создав свою личную красоту, романтические влюбленные должны творить красоту вокруг себя, при этом они уподобляются солнышку, окрасившему и согревшему мир после долгой полярной ночи.

Таким образом, романтический брак без зрителей, без потребителей удивительной солнечной энергии этого союза совершенно невозможен. Артисты не дают представление в пустом зале, они горят на сцене только потому, что в зале сидят зрители, дающие энергию для этого горения. Также и в романтическом браке, уберите зрителей - и любовь умрет. Поэтому все ключевые моменты жизни надо выносить на публику. Для публики - шикарный свадебный ритуал, для зрителей - квартирный интерьер, для друзей - пухлые альбомы фотографий божественного дуэта, для всеобщего обсуждения - самые интимные подробности. Ничего в романтическом союзе не должно быть тайным, все выносится наружу. Если же из романтического брака уйдут зрители, то брак умрет. А потому что угодно - ходить в театр, в рестораны, в гости, ездить на курорты, приглашать гостей к себе. Что угодно, но только не отсутствие восторженных зрительских глаз.

Первостепенность зрителя не отрицает качества актерской игры. Играть любовь надо ярко, мощно, а главное, постоянно. Романтический брак менее всех других выдерживает изменения. Нельзя терять блеск в глазах, снижать уровень нежности, проявлять усталость от вечной любви. По крайней мере, на людях, на глазах у других. Наедине друг с другом напрягаться не стоит. Не стоит также настаивать на продолжении нежностей после ухода гостей. Только представьте себе, что артисты так заигрались, что продолжают играть пьесу после ухода публики. Абсурд.

А потому лучше наедине вообще не оставаться. Гости ушли, пора и хозяевам разъезжаться. Это идеальный вариант. Потому здесь в такой цене военные, путешественники и прочие командировочные люди. Чем реже видятся романтические супруги, чем тоньше ткань контакта, тем лучше для романтического брака. Купите вторую квартиру, теплый загородный дом, любое место, где можно спрятаться и слать воздушные поцелуи по телефону.

Разговор не является запрещенным для романтического брака, болтайте на здоровье. Однако беседа должна быть красивой и легкой. Время от времени она должна прерываться чем-то очень милым, сентиментальным и слегка глуповатым. Нормальному человеку этот птичий язык бывает освоить не легко, на деле все очень просто - надо залить все морем уменьшительно-ласкательных суффиксов, собрать все белое, пушистое и мягкое, ну и конечно же засыпать полученный компот горами сахара, тоннами мармелада и шоколада. Если же вы не сделали всего этого, то тогда хотя бы молчите, это будет разумнее, чем открыть рот и выдать что-нибудь циничное, грязное или равно-душно-обыденное.

Страх перед романтическим браком как неким генератором мировой глупости, кузницей розового инфантилизма совершенно не обоснован. Если умный человек попадет в романтический брак, то он будет только счастлив, что не надо вести умные разговоры внутри семьи. Для умных людей всегда найдется дело за пределами семейного очага. И это тем более верно, что романтический брак предполагает очень малое время контактов между супругами. За такое короткое время ну никак поглупеть не успеешь, наоборот, мозг расслабится, отдохнет. А там глядишь - новая командировка.

Истиной романтического брака является любовь. Именно романтический брак породил целый конгломерат неочевидных истин, прославляющих только те браки, в которых жива любовь. Но ужас ситуации состоит именно в том, что романтический брак, столь легко рождающий сильную любовь, сильнее других реагирует на смерть любви. Смерть любви почти всегда означает смерть романтического брака. И все же шанс есть - необходимо трансформировать умирающую страсть в трогательно-дружескую заботу друг о друге. Это сложно, ибо настоящая любовь слепа, а прозрение, как правило, демонстрирует нечто страшное, дико далекое от былых иллюзий. Как быть? Ответ прост - не форсировать образование семьи. Наиболее прочными оказываются те романтические браки, в которых фаза ухаживания вольно или невольно затягивалась надолго. Романтический брак должен остекленеть на фазе ухаживания. И тогда губительная фаза бытового общежития не нанесет своего смертельного удара.

Будьте разными. В отличие от других браков, пытающихся найти некое равенство, некую общность, романтический брак любит все противоположное. Хорошо, если существует большая разница в росте, в возрасте, в цвете волос, в интеллекте, жизненном опыте и так далее. Ну и конечно, самая большая разница - пропасть между мужским и женским началом - должна углубляться, расширяться и становиться бесконечной. Именно невыполнение этой заповеди приводит к максимальному числу романтических разводов. Как только женщина позволит себе показать свою силу, а мужчина разрешит себе дать слабину, все - пиши пропало. Даже минутная слабость мужа или минутная сила жены может стать источником страшных бед, ибо романтический брак соткан из иллюзорных заблуждений, подобен мыльному пузырю и требует неприкосновенности иллюзий.

Будьте молоды, вечно молоды. Романтический союз - бесконечный источник любви и вдохновения, породил много красоты. Можно сказать, что без этого союза мир сер. Его особая заслуга - это мировая поэзия во всех возможных смыслах.

Никогда не думайте, не анализируйте, не сопоставляйте факты и так далее. По крайней мере, по поводу своей половинки. Любое движение разума губительно. Ваш удел - иллюзии, восторженность, розовые очки, полная и окончательная слепота. Почтовый ящик сдать в металлолом, телефон отключить, Интернетом для приема корреспонденции не пользоваться никогда, наедине со сплетниками и доброжелателями пребывать только в плотно прилегающих наушниках с громко включенной музыкой. Ни один другой союз не вызывает таких наплывов грязи, таких бомбардировок мерзопакостями, как романтический. Так устроен мир - чем чище материя, тем больше риск ей быть испачканной.

Путешествуйте по миру. Романтический союз при всей своей хрупкости легко воспринимает перемену мест. Постоянство интерьера иссушает романтические эмоции. А вот ненавязчивая езда туда-сюда, походы, круизы, горы, реки, пустыни, моря - то, что надо. Разумеется, путешествовать надо не по помойкам, не обязательно с тяжелыми рюкзаками и пешком. Идеальными представляются автомобиль с открывающимся верхом, яхта, двухместный самолет. И так далее. И не забудьте прихватить фотоаппарат, пусть вас снимают почаще.

Не играйте в мужа и жену, играйте в жениха и невесту. Эту формулу надо повторять как заклинание. Никакие обстоятельства: отсутствие денег, наличие детей, внезапное постарение, долгожданное присуждение Нобелевской премии - ничто не должно лишить вас внутреннего ощущения молодости. Будьте игривы, кокетливы, сюсюкайте друг с другом, дарите каждый день подарки, крупные, мелкие, очень крупные и очень мелкие, но только каждый день. Живите с ощущением, что главный праздник - впереди! Только это ощущение дарует истинную молодость.

Из книги Ключ к теософии автора Блаватская Елена Петровна

Теософия и брак Спрашивающий. Теперь другой вопрос; должен ли человек вступать в брак или оставаться в безбрачии? Теософ. Это зависит от того, какого человека вы имеете в виду. Если речь о человеке, который намерен жить в миру и, будучи хорошим, серьезным

Из книги Жизнь. Любовь. Смех. автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Зрелость автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Сильнейшие заговоры и заклинания для любви, секса, семейных отношений автора Эстрин Анатолий Михайлович

Семья и брак На совместную жизнь Заговор читается для возникновения между влюбленными длительных, стабильных отношений, которые могут перерасти в бракУ всех своя пора есть, у всех свое отражение и свое продолжение.Будьте и вы (имя) и (имя) парой, и живите вместе долго и

Из книги Агхора. По левую руку Бога автора Свобода Роберт Е.

Брак Большинство людей не могут выбраться из рнанубандханы секса, поэтому общество и ввело институт брака. Изначально здесь в Индии не было такой системы, как брак. Люди были более примитивными, во многом напоминали пещерных. Если я, например, хотел какую-нибудь женщину, я

Из книги Практическая магия современной ведьмы. Обряды, ритуалы, пророчества автора Миронова Дарья

Заговор на брак Данный заговор дает возможность устроить свою личную жизнь. Он позволяет выйти замуж любой женщине, независимо от возраста.Как только вы начали встречаться с мужчиной (неважно, насколько он вас устраивает, хороший он или плохой), скажите про себя девять

Из книги Том 3. Домология автора Вронский Сергей Алексеевич

Как сохранить брак Итак, вы заметили, что характер мужа, его поведение и отношение к вам изменились. Он стал поздно приходить домой, да к тому же вы обнаружили в его вещах несколько визиток с женскими именами! В магии есть множество способов сохранить супружеские

Из книги Практический курс Григория Кваши. Структурный гороскоп автора Кваша Григорий Семенович

Брак Сильные планеты: Юпитер и Венера в VII поле. Доминант XII поля в хорошей конфигурации с планетой в VII поле. Доминанты I и VII полей в хорошем аспекте между собой, с Юпитером и (или) Венерой.Десцендент в хороших аспектах с Юпитером и Венерой. Неповреждённые Сатурн, Марс, Уран,

Из книги Магия для стервы. Ведьма или волшебница? автора Шацкая Евгения

Карьерный брак Разумеется, при желании можно найти человека, который сделал грандиозную карьеру, не прибегая к брачным энергиям, но, безусловно, такой случай будет редким и экзотичным. В любом случае нет смысла пренебрегать энергией, которая может кардинально изменить

Из книги Что делать, если вы потеряли самого близкого человека автора Гарифзянов Ренат Ильдарович

Любовь и брак Направление: Юго-западГлавенствующий элемент: ЗемляПитающий элемент: ОгоньЧисло сектора (триграмма): 2Цвета: розовый, красный, охра, все оттенки коричневого.Благоприятные формы: квадратная, треугольная.Талисманы: красные свечи, кристаллы, изображения гор,

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Брак - это любовь Кстати, вот еще одно слово, которое мы, люди, понимаем по-своему, а Ангелы по-своему.Это слово «брак».Для нас, людей, брак - это в первую очередь официальное оформление отношений: печать в паспорт, венчание, речь священника.Для Ангелов брак - это синоним

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Брак. Развод

Из книги Большая книга любви. Привлечь и сохранить! автора Правдина Наталия Борисовна

Братаны и брак В Средние века под братьями понималось сообщество людей, связанных друг с другом не родственными узами, а клятвой верности. Братья, братва, братаны, брательники, брателко - всё это очень древние имена. Вспомните также, что до революции дворяне-офицеры по

Из книги Верну мужа в семью автора Невский Дмитрий

Из книги Вечность в любви и пламени автора Вебер Лиза

Счастливый брак Обряд «Счастливый брак» направлен на укрепление существующего брака или существующих отношений между мужчиной и женщиной. Причиной для проведения этого обряда может быть размолвка, охлаждение отношений, раздражение и неприязнь между супругами. Обряд

Из книги автора

Алхимический брак Даосы считали путь духовной трансформации подобным тому, как из простой ртути или свинца алхимики получают золото. Хорошенько очистив их и уничтожив из него все примеси.Так и здесь, казалось бы обычные мужская и женская энергии, смешиваясь, могут

Григорий Кваша: Брачный гороскоп

Итак: романтическим браком может называться только тот союз, в котором разница между годами рождения кратна двум, но не кратна четырем (2, 6, 10, 14 и т.д.). Это следующие романтические сочетания: Коза - Бык, Коза - Петух, Кот - Змея, Кот - Бык, Кабан - Бык, Кабан - Петух, Кабан - Змея, Лошадь - Обезьяна, Лошадь - Дракон, Собака - Крыса, Собака - Обезьяна, Собака - Дракон, Тигр - Крыса, Тигр - Обезьяна, Тигр - Дракон. Всего 15 браков. Не вошли в заветный список три брака (Коза - Змея, Петух - Кот и Крыса - Лошадь), они ушли в список 12 векторных союзов, а потому, сколько бы мы не искали в них романтизм, он остается под гнетом всеразрушающих векторных страстей.

Никакой другой брак, кроме вышеперечисленных, сколько бы в нем не было цветов, круизов, стихов, песен, дорогих подарков, белоснежных нарядов, цветных фотографий, песчаных пляжей, солнечных лучей, лунного света и морского прибоя не может носить гордое название "романтический союз".

Романтический брак приобрел странную, но очень характерную для него позицию. Он как бы вне времени и вне пространства. Во все эпохи была любовь, есть сейчас, и будет всегда. Всегда романтический союз вступал, вступает и будет вступать в конфликт с обществом, в конфликт с доминирующим стереотипом.

Говоря о романтическом браке, мы должны помнить, что в нем отсутствует связь не только с какой бы то ни было эпохой, а стало быть, с определенными порядками, но и вообще связь с чем бы то ни было. Точно так же с возрастной привязкой; любовь поражает молодых, но не жалеет ни зрелых, ни даже старых людей. Романтический брак воистину демократичен, ибо для него не существует мезальянсов. Любая разница в возрасте, социальном и материальном положении, цвете кожи и т.д. - всё допустимо, лишь бы была любовь, причем желательно с первого взгляда и навсегда.

Григорий Кваша.
Структурный гороскоп: Брачные предназначения.

Лишь бы была любовь

Фото tatler.ru

Расскажите об этой странице друзьям

обновлено 17.05.2012


Семья

Лучшие статьи по теме