Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Обереги
  • Творческая деятельность в речевом развитии детей. II этап. Основной. Технология обучения детей составлению сравнений

Творческая деятельность в речевом развитии детей. II этап. Основной. Технология обучения детей составлению сравнений

1

В данной статье рассмотрены проблемы развития особенности речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста. Проанализированы характерные особенности развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста. С целью выявления сформированности речевого творчества детей старшего дошкольного возраста проведено исследование для детей старшего дошкольного возраста. В исследованиях выделяются три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку: 1.структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); 2.функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения); 3.когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Теоретическое изучение проблемы развития речевого творчества и проведение опытно-экспериментальной работы выявили и обосновали, что фольклор является успешным средством развития речевого творчества детей.

особенности развития речевого творчества

фольклор

1. Алексеева, М.М., Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексева, В.И. Яшина – М.: Академия, 2006. –159 с.

2. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005. –223 с.

3. Народная педагогика и воспитание / Авт.-сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. – Барнаул: БГПУ, 2006. – 49 с.

4. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2008. –256 с.

5. Ушакова О. Развитие речи детей 4–7 лет // Дошк. воспитание. – 1995. – №1. – С.59–66.

Проблема развития речевого творчества в системе образования детей в настоящее время привлекает внимание психологов, педагогов, лингвистов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения в любых жизненных ситуациях.

Овладение детьми навыками творческой продуктивной речевой деятельности способствует развитию фантазии и воображения ребенка; памяти и внимания, развитию восприятия; активизации и обогащения словарного запаса, при этом совершенствуется структура речи и произношение; усваиваются нормы построения предложения и целого текста, а также происходит активизация мыслительной и речевой деятельности.

Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых, т. е. овладение речью напрямую зависит от его окружения речевой среды. Для этого, важно чтобы ребенок слышал правильную и грамотную речь.

Речевое творчество - самостоятельная речевая деятельность детей по построению связных высказываний, создание собственных речевых конструкций .

Данная проблема раскрыта в трудах: Выготского Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» раскрыты данные о психологической природе воображения и творчестве, механизме творческого воображения, о зоне ближайшего развития. Об особенностях речевого творчества детей - в работах Л.Р. Аносовой, В.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, О.С. Ушаковой и других.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В., Леонтьев А.А., Щерба Л.В., Пешковский А.А., Гвоздев А.Н., Виноградов В.В., Ушинский К.Д., Тихеева Е.И., Флерина Е.А., Сохин Ф.А.) и другие.

В исследованиях выделяются три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку:

1. структурное (формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического);

2. функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения);

3. когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников .

С целью выявления сформированности речевого творчества детей старшего дошкольного возраста проведено исследование в МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №82 «Мичээр» г. Якутска. В эксперименте нами были обследованы 10 детей старшего дошкольного возраста.

Были подобраны и использованы диагностические методики авторов О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной: 1. диагностика развития связной речи у старших дошкольников; 2. диагностика выявление уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста и 3. методика составь рассказ.

По результатом исследования было выявлено, что у 40 % детей низкий уровень развития речевого творчества. Ребенок молчит или дает односложные ответы, возникает необходимость в постоянной активизации речевых высказываний. Выразительность речи слабая эмоциональная окраска.

Противоположным результатом, полученным при анализе экспериментальных данных, является средний уровень развития речевого творчества, это выявлено у 50 % детей. Высказывания точны, но мало аргументированы, при интерпретации речь не развернута, ориентирована на стандарт, образец. Речь эмоционально окрашена.

Высокий уровень развития речевого творчества показало у 10 % детей. Высказывания детей точные, полные, содержательные, хорошо аргументированные. Свободная интерпретация художественных образов. Речь ребенка интонационно окрашена, подкреплена мимикой, движениями, жестами.

Для формирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста нами использовался фольклор.

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песни, потешки, пестушки. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей: обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов.

Фольклор является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» говорил о том, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи».

Для формирования разных структурных уровней системы языка детей использовали якутские загадки: «өрүүтун ургук, куруутун куттас баар уһу» (куобах), «Иһигэр былас муостаах киирбит» (Алаа Мо5ус) и другие. Дети сами придумывали собственные загадки после прослушивания якутских сказок «Куобах» и «Хабарата эмээхсин уонна Алаа Мо5ус». С их помощью речь детей стала более насыщена словами, обозначающими все части речи, дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств, начинают самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс и у них появляется умение контролировать свою речь, развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, происходит выбор точных, подходящих выражений.

Для формирования навыков владения языком в его коммуникативной функции использовали якутские народные сказки «Куобах», «Хабарата эмээхсин уонна Алаа Мо5ус». После прослушивание сказок было заметно что дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, еще они способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку, начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, соблюдая при этом его структуру.

Для формирования способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи детей использовали якутские пословицы: «Куттас онноо5ор бэйэтин кулугуттэн куттанар», «Отонноотоххо оңоойук туолар» и другие. Мы пришли к выводу, что дети способны четко произносить трудные звуки, у них совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух, развивается смысловая сторона речи.

Правильный подбор потешек, помогает установить контакт с ребенком, пробудить у него чувство симпатии. С помощью народных песен, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Ознакомление детей с фольклором и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Повторное проведение диагностики показало, что уровень сформированности речевого творчества детей старшего дошкольного возраста повысился. Высокий уровень показало 50 % , средний 40 % и низкий 10 % детей.

Таким образом, теоретическое изучение проблемы развития речевого творчества и проведение опытно-экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:

Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста это умение построить и создать собственные связные высказывания, вызванных восприятием произведений устного народного творчества, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребёнка от художественной информации;

Фольклор является успешным средством развития речевого творчества детей. В процессе формирования развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста эффективными являются использование в работе принципа обогащения мотивации речевой деятельности: специально подобрать загадки, сказки, народные игры: отбор фольклорных произведений, интересных и доступных по содержанию, применить поэтапной методики, обеспечивающей развитие художественного восприятия, освоение средств речевого творчества.

Таким образом, формирование речевого творчества детей старшего дошкольного возраста является важной педагогической проблемой в ходе исследования нами были решены три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития дошкольников.

Библиографическая ссылка

Иванова П.Е., Макарова Т.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-9.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17697 (дата обращения: 26.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Рубан Ирина Владимировна

Должность: Учитель - логопед

Развитие речевого творчества детей

на логопедических занятиях.

В последнее время чрезвычайное увлечение обучению грамоте – чтению и письму привело к тому, что взрослые стали мало внимания уделять развитию собственной речи детей. В результате речь старших дошкольников отличается скудностью словарного запаса, плохой дикцией, слабой выразительностью.

Уровни проявления речевого творчества у детей

старшего дошкольного возраста.

1. Высказывания детей.

    Высокий . Высказывания детей точные, полные, содержательные,

хорошо аргументированные. Свободная интерпретация

художественных образов.

    Средний . Высказывания точны, но мало аргументированы, при

интерпретации речь не развернута, ориентирована на

стандарт, образец, трафарет.

    Низкий . Ребенок молчит или дает односложные ответы, возни-

кает необходимость в постоянной активизации речевых

высказываний.

2. Выразительность речи.

1. Высокий . Речь ребенка интонационно окрашена, подкреплена ми-

микой, движениями, жестами.

2. Средний . Речь эмоционально окрашена.

3. Низкий . Слабая эмоциональная окраска.

Развитие речевого творчества должно стать ведущей задачей работы по развитию связной речи на логопедических занятиях. Развитие речевого

творчества немыслимо без развития воображения, которое тесно связано с развитием чувств.

В этом помогают игры – беседы , развивающие воображение ребенка,

логическое мышление, память. Помогают ребенку понять себя и других,

увидеть необычное в обычном, осознать мотивы своего поведения, воспи-тывают бережное отношение ко всему, что их окружает.

Обязательное условие – проведения игр после наблюдений, рассмат-ривания, сравнений, этических бесед. Ребенок должен достаточно точно представлять предмет, о котором идет речь. Не исключено использование наглядности, которая поможет ребенку быстрее войти в образ. Можно вместе с ребенком нарисовать «очеловеченные» предметы, предметы-символы.

Желательно, чтобы в играх присутствовал элемент психодрамы. Основой для игр должно быть волшебное сказочное перевоплощение

Так как то, что пропущено через чувства ребенка, обязательно оставляет след.

Темы игр-бесед:

    «Представь, что ты снежинка».

    «Если бы я был паучком».

    «Представь себе, что ты носовой платочек»

    «Я – осенний листочек».

    «Знаешь ли ты себя?»

    «Я – принцесса-лягушка».

    «Бантик».

«Родной язык, - писал Я. Корчак, - это не нарочно придуманные для ре-бенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа». Ребенок «дышит» воздухом творчества: он хочет рисо-вать петь, сочинять – и нужно лелеять эту способность его души. И тогда, даже в самых обычных сочинениях типа «Как мы ходили в лес за грибами»,

Ребенку захочется сказать о чем-то своем и по-своему. Только в речевой практике он поймет, что с помощью родного языка можно творить чудеса.
А вот, чтобы разбудить творческое воображение, нужны путешествия в страну «Сочиняйку».

Темы бесед:

    «Раз, два, три, четыре, пять – учись считалки сочинять».

    «Сочини сказку».

    «Словесные зарисовки».

    «Сочини загадку».

    «сказочные истории».

Для развития речевого творчества детей необходимо вести работу по повышению уровней речевой коммуникации, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практическо- го осознания элементов языка.

Игры и упражнения :

    «Кто больше назовет слов со звуком …?»

    «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук …»

    «Определи место звука в слове».

    «Определи количество согласных и гласных звуков в слове».

    «Сколько звуков в слове?»

    «Определи последовательность звуков в слове».

    «Придумай слово на заданный звук (слог)».

    «Сколько частей в слове?»

    «Волшебник-Ударение».

    Упражнения на словоизменение и словообразование.

    Придумай предложение по картинкам или с заданным словом.

    Составление схем предложений.

    Распространение предложений.

    Составление рассказа по серии сюжетных картинок

    Составление рассказов по сюжетной картинке и заданному плану.

    Подбор эпитетов к героям сказок.

    Подбор синонимов. (Д/и. «Скажи иначе».)

    Подбор антонимов. (Д/и. «Скажи по-другому».)

    Подбор паронимов.(Д/и. «Назови новое слово, изменив один звук».)

    Рассказы-сравнения.

    Пересказ рассказов и сказок.

    Рассказы-сравнения.

Приемы обучения составлению творческого рассказа.

В процессе работы по обучению рассказыванию логопед обращает внимание детей на выявление самого главного в рассказе, учит их составле-

нию сначала короткого, сжатого рассказа, затем более распространенного.

На этом этапе логопед использует ранее проработанный материал, а также создает большое количество новых игровых ситуаций, в которые ограничен- но включает тот или иной вид работы над рассказом.

1. Замена в фактическом материале одной какой-либо детали, эпизода.

2. Варьирование рассказов на одну и ту же тему дают основу для сос- тавления различных рассказов на одну и ту же тему.

3. Придумывание конца к рассказу, начатому логопедом.

4. Составление творческих рассказов по одной из серии сюжетных кар-

тинок до и после событий, показанных на картинках.

5. Творческий рассказ об игрушке – не описательный, а сюжетный.

Например, что случилось с медвежонком, который попал ночью в детский сад.

6. Составление рассказа на определенную тему, например: «Путешест-

вие в космос», «Поездка на волшебном самокате», «Рассказ бывалого капитана» и т.д.

7. Придумывание несложных сказок.

Вывод: необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развить у ребенка умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном слове.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дош-

кольного возраста /методическое пособие/. – М., Творческий

Центр, 2002.

Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. – М.,

1999.

Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.-

«Детство-Пресс» Санкт-Петербург, 2003.

Волкова Л.С. Логопедия. – М., «Просвещение», 1989.

Власова Т.М. Фонетическая ритмика. – М. «Владос», 1996.

Выгодская И.Г., Пелингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания в игро-

вых ситуациях. – М., «Просвещение», 1993.

Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников для дошкольников.

М., «Просвещение», 1999.

Калягин В.А. Если ребенок заикается. – Санкт-Петербург «ПИТЕР», 1998.

Лазаренко О.И., Ястребова А.В. Комплекс занятий по формированию у детей

5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М., «Аркти», 2001.

Резниченко Т.С. Чтобы ребенок не заикался. – М., 2000.

Селиверстов В.И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедии-

ческих занятий. – М., «Владос», 1994.

Соловьева Е.Н. Путь к преодолению заикания. Система занятий. – Санкт-Пе-

тербург. «Детство-Пресс», 2002.

Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей. – М., 2001.

Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании. – М., 2002.

Рубан Ирина Владимировна

Должность: Учитель - логопед

Полное название образовательного учреждения:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учереждение детский сад общеразвивающего вида №24 «Радуга» гю Туапсе Краснодарского края

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка.Но нельзя путать словотворчество и речетворчество детей. Речевое творчество -это проявление творчества в речевой деятельности. Как правило речевое творчество характерно для детей старшего дошкольного возраста. Для того,чтобы ребенок вырос творческой личностью, увеличился активный словарь детей, речь стала образной и грамотной необходимо продолжать развивать детское речевое творчесто.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«О детском словотворчестве и

развитии речевого творчества детей дошкольного возраста».

подготовила

Воспитатель ГБДОУ №23

Компенсирующего вида

Невского района

Г. Санкт-Петербурга

Броновская

Светлана Руфиновна

Творчество – это активный, созидательный процесс деятельности человека, направленный на познание и преобразование действительности, созидающий новые оригинальные никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т.д., в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества. Т.е. имеющие общественную значимость. Основой творчества является воображение.

Воображение - это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

От творчества взрослого детское творчество отличается субъективной новизной продукта детской творческой деятельности. Оно значимо,дорого для самого ребенка и его ближайшего окружения (семья). Лишь иногда оно может иметь общественную значимость (выставки и т.д.). Следует различать два понятия словотворчество и речетворчество.

Словотворчество -появление новых слов в речи ребенка.

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление в нашей стране изучалось многими учеными -педагогами, лингвистами,психологами (Н.А.Рыбников, А.Н.Гвоздев, Т.Н.Ушакова и др.)

Факты, собранные учеными показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества. При этом оказывается, что некоторые слова-словечки наблюдаются в речи очень многих малышей. Например, «всехний», «всамделишний» и др. Другие же встречаются только у данного конкретного ребенка.(«Мама, ты моя мояшечка») и другие примеры из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти ».

Что же представляет собой эта удивительная способность ребят создавать новые слова? Почему взрослым словотворчество так трудно, а дети радуют, смешат и удивляют нас порой необычными словами?

Потребность в словообразовании ребенка возникает прежде всего как стремление компенсировать незнание общеупотребительного слова или вследствие ситуативной потребности обозначить содержание, не имеющее в языке однословного наименования. Словотворчество позволяет ребенку на каждом из этапов речевого развития решать коммуникативные задачи при дефиците речевого опыта.

Как объяснить словотворчество, наряду с обычным усваиванием детьми речевых шаблонов? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Прежде всего, посмотрим, как проявляется словотворчество в речи малышей.

Здесь уместно будет привести некоторые наблюдения психолога Т.Н.Ушаковой.

Т.Н. Ушакова выделила три основных принципа, по которым дети образуют новые слова.

1. «Слова-осколки » - часть какого-нибудь слова используется ребенком как целое слово.

Например:

  • Мы лепили, лепили и получилась « лепь» (лепит)(3г.6м.)
  • Бабушка какой здесь «пах?» (пахнуть)
  • Собака прыгнула большим «прыгом» (прыгать).

Как получаются « слова-осколки» легко понять. Начиная говорить, ребенок как бы вырывает из слова ударный слог.

2. Прибавление к корню слова «чужого » окончания.

-«Пургинки»(снежинки).Пурга кончилась, остались только пургинки.

-«Рваность» (дыра) «Я не вижу где на кофточке рваность.»

-«Помогание» (помощь). «Буду сам одеваться без помогания.»

-«Иметель» (тот, кто имеет) «Я иметель игрушки».

- «Страшность. » «Не рассказывайте про ваши страшности.»

Прибавление к слову чужого окончания и суффикса очень распространенный способ в детском словотворчестве. Эти слова звучат особенно своеобразно – «пургинки», «добрость», «умность». Мы взрослые так не говорим. Но если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких слово - образований. Здесь, в конечном итоге, действует механизм подражания.

Например, «горькота», «бурота» и т.д. по аналогии с со словами - глухота, теснота и др.

«Умность»- «Медведи первые по умности»- по аналогии со словом глупость и т.д.

Интересно добавить, что новые глаголы дети образуют с помощью присоединения «чужих приставок» Например:

Мы говорим - налить, набрать, накидать,

А дети говорят – «набулькать», «напирожить» («Я уже полный живот напирожила!»)

3. «Синтетические слова» - способ, при котором одно слово составляется из двух.

Например:

-«Ворунишка» (вор+врунишка)

-«Бананас» (банан+ананас)

-«Вкуски»-(вкусные куски)

-«Бабезьяна»- (бабушка обезьяны)

Т.о. словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которым дети учатся от окружающих их взрослых. В словаре ребенка обязательно есть образец,по которому это слово и построено. Образец для «создания» нового слова может быть дан только - что, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть. Словотворчество – естественный путь освоения ребенком лексического богатства родного языка, наиболее эффективный способ осмысления множества грамматических форм. Активное словопроизводство свидетельствует о творческой личности ребенка. Поэтому детское словотворчество нужно стимулировать и поощрять, стимулировать придумывание детьми уникальных слов, а не считать явлением, отрицательно воздействующим на ребенка. Небрежное, невнимательное отношение родителей, взрослых к речи детей и является причиной конца любого творчества.

Речевое творчество- это проявление творчества в речевой деятельности. Это деятельность ребенка по созданию новых оригинальных речевых образцов.

Как правило, речевое творчество характерно для детей старшего дошкольного возраста.

Речевое творчество включает в себя пересказ, сочинительство, речевую импровизацию

Пересказ - творческая речевая деятельность по переработке и воспроизведению основной идеи литературного произведения.

Сочинительство - самостоятельная речевая деятельность ребенка по созданию целостного литературного текста соответствующее особенностям жанра.

Речевая импровизация - высказывания, самостоятельно построенные ребенком в новой ситуации с активным использованием активных речевых умений. Вот основные показатели высокого уровня развития речевого творчества у детей:

  • наличие интереса и потребности в данной деятельности, проявлением эмоционального переживания, сопровождающим деятельность
  • способы творческой деятельности (Стремление к преобразованию,самостоятельный поиск в решении поставленной задачи)
  • качество продукта детской творческой речевой деятельности (наличие средств выразительности)

В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи в первый месяц их перехода в старшую группу, я стала замечать, что тот запас слов, который они освоили в средней группе, мало совершенствуется и даже утрачивается. В старшем дошкольном возрасте речевая активность детей во время игр и другой самостоятельной деятельности снижается по сравнению с предыдущем этапом в 2 -3 раза.

Причину некоторые исследователи склонны искать в совершающемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю. Снижение речевой активности можно было бы не считать отрицательным явлением, если бы не то обстоятельство, что оно сопровождается уменьшением случаев объяснительной речи (почти в 2 раза). А объяснительная речь наиболее сложна в грамматическом и совершенна в лексическом отношении.

Эти изменения, изученные советскими психологами –исследователями Выготским, Люблинской, Лурией показали, что именно в этом возрасте наряду со сложностями в развитии речи детей, существуют и положительные стороны. На пятом, а еще больше на шестом году жизни дети начинают рассказывать не только о том, что видят или слышат непосредственно, но и о том, над чем думают, чего опасаются, чего ждут. Необходимо научиться анализировать детские высказывания и в зависимости от результатов анализа планировать педагогическую работу.

Свою работу по развитию детского речевого творчества я выстраивала в три этапа:

1.Обеспечение мотивации творческой речевой деятельности.

2.Накопление содержания для творческой речевой деятельности и развитие познавательных умений.

3.Развитие образно-речевых умений (знакомство со способами создания художественного образа).

Всем известна истина, что принуждение-враг творчества.

Творческое развитие ребенка возможно только при наличии положительной мотивации.

Самый мощный для ребенка мотив - игровой. Именно игра позволяет процесс выполнения заданий, решение проблемных ситуаций сделать интересным, увлекательным, побуждающим к творческому подходу.

Речевое творчество тесно взаимосвязано с восприятием литературных произведений.

Но переход от восприятия к творчеству не совершается механически.Основным фактором дающим толчок развитию речетворчества является поэтический слух.

Говоря о поэтическом слухе, нужно иметь ввиду не только поэзию (стихи).

Все литературные жанры- стихи, рассказы, сказки, загадки и т.д. являются образным отражением мира в художественном слове. Помимо общего каждый жанр имеет свою специфику. Дети должны чувствовать специфику каждого жанра, различать выразительные средства языка (в пределах возраста),воспринимать их и использовать потом при создании своих творческих сочинений.

Для развития поэтического слуха ребенка, необходимо использовать следующие методы:

  • знакомство детей с произведениями искусства (как авторскими, так и народными), которые помогут им ярче представить и почувствовать образный язык загадок,сказок,рассказов и т.д.
  • использование словесных игр-упражнений, которые будут расширять знания детей о художественном слове, его эмоциональной окраске в различных контекстах.
  • привлечение детей к творческим заданиям - придумыванию сравнений, эпитетов, подбору рифм и т.д.

Вся работа проводится в комплексе от простого к сложному. Вот несколько примеров работы по развитию речевого творчества у дошкольников. В этом процессе охотно участвуют и родители.

В работе с детьми я стараюсь постоянно придумывать что-то новое, чтобы увлечь этой темой. Использовала следующие способы:

  1. Создание игровых ситуаций. Утром, когда дети приходили в сад, их ждал какой –либо сюрприз: появлялась волшебная вещь (волшебная книга, волшебный карандаш, письмо, чудо –дерево, волшебный цветок, волшебный карандаш и др.), в котором помещалось задание для детей о придумывании слов. Например: как бы вы назвали осень и почему? Дети в течение дня придумывали слова, лучшие записывались в альбом.
  2. Введение элементов соревнований , которые обычно проводила между командами мальчиков и девочек.
  3. Использование поощрений. Тот, кто в течение дня придумывал много новых интересных слов, получал почетное звание и переходящую ленту «Лучший выдумщик». В командных соревнованиях лучшие представители команд получали звания: «Принцесса (принц) слов» с коронами.

Из «словаря ласковых слов» придуманных и собранных детьми:

Как бы вы назвали свою маму?

Мама – мамочка, мамонька, мамуленька, мамушечка, любименькая, приласкулечка, цветушечка, хорошуленька, роднулечка, милушечка, красотуленька, цветик –семицветик, развеселушка, дарюшенька и т.д.

Что для вас дом?

Дом – домик, домище, домишко, семейник, человечник, людильник, папамамаяшник и т.д.

1.Пословицы и поговорки. .

Особенность пословиц и поговорок – в смысловой многогранности при краткости изложения. У них малый текстовой объем, но большая смысловая нагрузка.

Задание для детей и родителей: найти пословицы и поговорки русские сходные по смыслу с иностранными.

Например:

Птицу можно узнать по песне (англ.)- Видно птицу по полету (русск.)

Зернышко к зернышку и будет мерка (польск.) - С миру по нитке - голому рубаха (русск.)

и т.д.

2.Загадки.

а) Простейшие загадки описательного характера.

Они закрепляют у детей знания о свойствах и качествах предметов,о различных видах взаимосвязи между назначением и описанием предмета, между назначением и материалом из которого он изготовлен и т.д.

Примерные схемы составления загадок.

Мяч

Какой? На что похож?

Круглый как шар

Прыгучий как зайчик

Звонкий как хлопок

Свеча

Что делает? На что похоже по функциям?

Светит как лампочка

Греет как солнышко

Тает как льдинка

Шарик для пинг-понга

На что похож? Чем отличается?

Как жемчуг, но крупный

Как яйцо, но не бьется

Как град, но легкий

Воспитательница

Весёлая, но не клоун,

Добрая, но не мама,

Умная, но не ученый.

2. 1 . Загадки – угадай последнее слово.

Например:

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла …

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно …….

(листопад)

2.2. Загадки-дразнилки

Способ создания: Берем предмет, уточняем для чего он служит, что им можно делать и т. д. Далее с помощью суффикса – лк - превращаем слова в дразнилки.

Например:

Бантик – украшает волосы, голову. К нему надо бережно относиться, не пачкать.

Не терялка, не пачкалка, а головуукрашалка.

Книга – источник знаний, развивает умственные способности, ее нельзя кидать, пачкать, рвать.

Не кидалка, не бросалка, а умозанималка.

3. «Объяснялки».

3.1. Работа с фразеологическими оборотами.

Забить тревогу. Витать в облаках. Все в руках горит и т.д.

Дети объясняют что, по их мнению, означают эти выражения. Воспитатель поясняет, что то или иное выражение обозначает на самом деле. Дети иллюстрируют те и другие объяснения. Так можно оформить целую книгу-самоделку, и назвать ее «Веселые фразы».

3.2.Азбука важных слов

А ДРЕС - его важно знать иначе потеряешься.

Б АБУШКА - потому что она самая добрая и ласковая.

В ОДА - потому что без нее нет жизни. и т.д. И так на все буквы алфавита.

На каждую букву дети называют множество важных- для них слов. Их опять набирается на целую книжку.

3.3 Наши имена.

Берется имя ребенка и разбирается по буквам:

Марина

Р - решительная

И – игривая

Н - нежная

А - артистичная

Т.о. набирается целый альбом «объяснялок» с именами всех детей группы.

Таких заданий можно придумать самим великое множество. Важно помнить, что огромную роль в развитии речевого творчества детей всегда будет играть то большое внимание, которое вы будете уделять каждому, даже самому незначительному сочинению любого ребенка. Записывайте их высказывания, рассказы, сказки, оформляйте книжки вместе с ними, газеты для родителей.- это значительно повысит самооценку ребенка, повысит его авторитет у сверстников, создаст атмосферу успеха, а все это даст толчок новым творческим проявлениям ребенка.


“Известно, что в современном жестоком
мире творческой личности жить не очень
легко. Как это исправить? Пусть творческих
людей станет больше, творец всегда поймет
творца. И мир изменится к лучшему”.
Л.Е.Белоусова

Создавая условия для внедрения программы “В мире прекрасного. “Росинка” Л.В. Куцаковой и С.И. Мерзляковой, выявилась проблема систематизации методов и приемов по формированию речевого общения и речевого художественного творчества дошкольников, авторы программы не выделили их отдельным разделом. Методика работы строится таким образом, что бы средствами искусства и детской художественной деятельности нацелить на организацию детской творческо-речевой деятельности.

Используя различные виды искусств, художественной деятельности, вызывать у детей чувство радости, удовольствия от удивительных открытий в мире природных явлений, желание запечатлеть свои наблюдения в художественных образах, проявляя при этом творческое мышление. Эти образы попытаться описать словами, сочинив про них маленькие сказки, песенки, подобрать музыкальные характеристики.

“Росинка” предусматривает воспитание и развитие ребенка – россиянина:

Развитого, Образованного, Самостоятельного, Инициативного, Неповторимого, Культурного, Активно-творческого

В своей работе я использую методику ТРИЗ и сказкотерапии. Использование этих методик на мой взгляд позволяет ребенку занимать позицию активного творца – на основе моделирования придумывать необычные предметы, сочинять свои сказки, зарисовывать их, психологически раскрепощаться, устраняется боязнь не правильно высказаться, вырабатывается смелость в фантазировании.

Культура речи зависит не от знания правил орфографии и пунктуации, не от силы голоса, а от того, насколько мы владеем богатством родного языка. Говорить правильно – это не значит говорить хорошо. Что бы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать стилистические возможности родного языка. Хорошая речь – это прежде всего простота, ясность, логичность и точность. Л.Н.Толстой писал: “Над напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания”. Обращаясь к детям, мы должны найти такие слова которые были бы им понятны и затрагивали мир их интересов и чувств. Сказка, как нельзя лучше, знакомит малыша с яркостью, выразительностью родного языка. Дети не только улавливают смысл сказки, но запоминают повторы, эпитеты, типичные сказочные обороты, т.е. начинают понимать красоту формы, своеобразие стиля, переносят свою речь те слова и фразы, которые запомнили. В любом художественном произведении можно найти сравнения – образные выражения основанные на сопоставлении 2 предметов: “Снег словно мед ноздреватый” С.Есенин; “Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит” Н.А.Некрасов. Не случайно сравнения считают одним из самых сильных средств изобразительности. И в то же время сравнение представляет собой простейшую форму образной речи. Почти всякое образное выражение можно свести к сравнению. Например: “Золото листьев – листья желтые как золото”. Художественная сила сравнения как выразительного средства речи находится в прямой зависимости от их неожиданности, новизны, их употребление придает речи особую выразительность, эмоциональность. Конечно же не каждый может стать поэтом, не всякому дано подняться к вершинам ораторского мастерства, но все же учиться этому самим и учить детей обогащать свой язык, находить точные, яркие слова, использовать в речи различные средства образности просто необходимо.

Технология обучения детей составлению сравнений.

Обучение составлению сравнений начинаю с 3 летнего возраста. Специально подобранные упражнения, Д/И применяю на занятиях по “Развитию речи”, в совместной и индивидуальной работе с детьми.

“Модель составления сравнений”:

  • Название объекта
  • Обозначение его признака
  • Определить значение этого признака
  • Сравнить данное значение со значением признака в другом объекте
    Например:
  • Цыпленок
  • По цвету (признак)
  • Желтый (значение этого признака)
  • Такой же желтый как солнце

В младшем дошкольном возрасте я отрабатываю модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и величины с постепенным переходом перечисления свойств и внутренних качеств предмета, его характеристики в сравнении с другими предметами. Например: мячик по форме круглый, такой же круглый как яблоко. Именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять что признак – это понятие более общее, чем значение данного признака.

Затем предлагаю детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме – солнце, колесо, тарелка и т.д.). Находясь на прогулке, предлагаю сравнить снежинки с пухом, перышком из подушки, ватой; листья по цвету – с яблоками, апельсинами, монетками; прохладный ветер по температуре, такой же, как температура в холодильнике.

На 5 году жизни задачу усложняю: в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые как цыплята); в сравнениях усиливается характеристика второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег). В этом возрасте дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному им признаку. Например: “сравните дерево с другими объектами по цвету, форме, действиям”. При этом ребенок сам выбирает значения данного признака.

Игры и творческие задания для развития умений подбирать сравнения между 2 объектами

Название, цель Методические рекомендации

Младший возраст

Скажи, какой?, Кто больше увидит и назовет?, Какой? Какое? Какая?

Цель: выделять и обозначать признаки предмета как внешние, так и внутренние

Показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия, видеть особенности предметов их качество, состояния сравнивать с другими предметами

Старший возраст

Д/И Добавь словечко

Цель: по названным определениям назвать предмет

Развивать наблюдательность, выделять признаки предметов, видеть не только внешние признаки, но и внутренние состояния
Д/И Какой это человек?

Цель: сравнивать людей с животными (по внешнему виду, движениям поступкам)

Характеризовать нравственные поступки, эмоциональное состояние людей и сравнивать их с животными

Большую ценность для расширения представлений о предметах, явлениях окружающей жизни играют загадки. Они развивают наблюдательность, учат думать, отвлеченно мыслить, подмечать характерные признаки предметов.

Загадки, потешки, скороговорки важны для формирования эмоциональной сферы ребенка, развитие образного мышления, творческого воображения.

“Что бы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления мысленно их расчленять, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир” Илларионова Ю.Г.

Простые загадки предлагаю детям с 3 летнего возраста, учитывая при этом знание детей об окружающих предметах, о которых идет речь в загадках. При этом идет опора на натуральные предметы, картинки, игрушки. Самостоятельное составление загадок – довольно трудная задача для дошкольников. Составляя загадки дети учатся четко и кратко описывать предметы, явления, находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства предметов, отбрасывая все второстепенное и малозначащее.

Предлагаю такие модели составления загадок. Модель № 1.

Например: загадка про фрукт.

Признаки Описание признака

Более сложный прием предлагает Нестеренко А.А., который развивает творческие способности детей. Модель № 2.

Какой? Что бывает таким же?

Для детей старшего возраста задание усложняется: ребенок, сравнивая один предмет с каким либо другим объектом, находит между ними общее и различное. Модель № 3.

“Загадка позволяет выявить степень наблюдательности, умственного развития, сообразительности, а так же уровень творческого мышления ребенка” Илларионова Ю. Г.

Таким образом, используя загадки, обогащаю словарь детей, расширяю представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности. Приложение №1 (загадки придуманными детьми).

Игры и творческие задания для развития словаря детей и развитие представлений о свойствах и признаках предметов, грамматического строя речи:

Название, цель Методические рекомендации

Младший возраст

Про кого я говорю? Узнай по описанию.

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на признаки описываемого предмета.

Описывать ребенка из группы называя детали одежды и внешние признаки не называя имени.
Кто больше увидеть и назовет? Какая это игрушка? Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предметов Дети рассматривают игрушку или предмет и описывают его внешний вид.
Кто больше слов скажет?

Цель: называть качества, признаки и действия животных, черты характера.

По картинке рассказать о животном, подбирая слова разных частей речи.
Кто заблудился?

Цель: учить образовывать однокоренные слова подбирать синонимы к заданным словам.

Отвечать на поставленный вопрос не однозначно, подбирая близкие по смыслу слова.
Разложи картинки.

Цель: выделять начало и конец действия, правильно их называть.

Дети называют действия персонажей, раскладывают картинки по порядку, где четко видны начало и конец действия.
Кто что умеет делать?

Цель: подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Дети по картинкам говорят что любят делать животные.

Старший возраст

Шишка. Какие бывают иголки? Кого можно гладить? Ручка-ножка. и другие.

Цель: учить заменять многозначные слова в словосочетаниях, закреплять умения, различать значения слов.

Знакомить детей с многозначными словами, заменять на сходные слова.
Кто это ползет?

Цель: подбирать слова обозначающие признаки и действия, составлять описание.

Учить описывать животных, насекомых, отражая в речи существенные признаки отличающие друг от друга, похожих по свойствам (еж – елка и т.д.)
Закончи предложение.

Цель: подбирать глаголы обозначающие окончание действий.

Ребенок заканчивает предложение начатое воспитателем.
Чего нет? Кто у кого? Где спряталась игрушка?

Цель: учить правильно согласовать сущ. и прил. в роде, числе, падеже., употреблять предлоги пространственного значения, соотносить название животных и их детенышей.

Дети без наглядности обучаются образованию форм Р.п. ед. и мн. числа сущ. и прил.

Игры и творческие задания для развития выразительности речи у детей

Название игры, цель Методические рекомендации

Младший возраст

Цепочка.

Цель: учить детей выделять признаки объектов.

Ведущий показывает картинку с изображением объекта, ребенок называет его, затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признака объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаком и не повторяться.
Угадай кто это? Угадай по описанию. Какая это игрушка?

Цель: учить детей по описанию определять объект.

Ведущий показывает картинку с изображаемым объектом только одному ребенку. Он описывает его не называя так, что бы остальные догадались о чем идет речь. Описывает объект следуя от общего к частному.

Старший возраст

Я назову признак, а вы перечислите его значения.

Цель: учить детей подбирать разные значения одному признаку.

Ведущий называет какой либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). назвать какое либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся – цвет, холодным – температура вещества).
Что (кто) делает так же?

Цель: учить детей выявлять признаки объекта (функция, части), составлять загадки по моделям “как… но, не…”.

Ведущий называет объект дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названые действия ярко выражены.

“Детям нужны сказки ибо они являются необходимой пищей для развития личности”.
Б.Беттельхайм

Сказка захватывает ребенка своим содержанием, возбуждает его воображение, фантазию, расширяет его жизненные представления, дает ему первые уроки морали, справедливости, добра и любви. Сказка таит в себе богатейшие воспитательные возможности. Она знакомит детей с яркостью, выразительностью родного языка: “Он певуч и поэтичен” Батурина Г. И. Дети не только улавливают смысл сказки, но запоминают повторы, эпитеты, типичные сказочные обороты, метафоры, сравнения, т.е. начинают понимать красоту формы, своеобразие стиля, переносят в свою речь те слова и фразы, которые они запомнили. В сказках много пословиц и поговорок, которые делают ее не заменимым средством воспитания и обучения детей.

Сказка для ребенка не просто вымысел, фантазия – это особая реальность. Сказка учит не отвечать злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять любым проявлениям несправедливости (пусть и в сказочных формах), воспитывать в себе честность, искренность, гуманизм – главные общечеловеческие ценности.

Средствами обучения сочинению сказок можно решить множество задач, таких как:

  • Обогащение словаря.
  • Развитие звуковой культуры речи.
  • Структурированности и образности речи.

Разнообразие методов и приемов используемых при обучении дошкольников сочинению сказок, позволяет варьировать задания, обогащать содержания и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Учитывая при этом как индивидуальные, так и возрастные возможности дошкольников.

Основная цель обучения детей сочинению сказок – сформулировать у них осознанное отношение к своим чувствам, к своему внутреннему миру, развивать умение управлять им.

Задачи:

  • развивать творческое воображение и наблюдательность;
  • умение чувствовать образное слово, авторскую позицию и гармоническую целостность произведения;
  • понимать внутренние психологические мотивы поведения литературных героев.

“Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы
духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю”.
Сухомлинский

Работу по формированию творческой речевой деятельности на материале сказок провожу с детьми уже с младшего возраста. Дети 3-4 лет любят слушать сказки, истории и с удовольствием придумывают новые концовки сказок, изменяют характеры героев – получая новый сюжет сказки, придумывают истории – представляют себя, в ситуациях которых никогда не были. Приложение №2 (придуманные детьми сказки).

Обращаю внимание детей на то, что происходит рядом с ними: в природе, в мире растений и животных, в мире окружающих вещей. Каждый предмет может быть обыгран как сюжетный образ, стать центром повествования. За сюжетную основу берем известные литературные ходы (например деревянный Буратино стал стеклянный, резиновый, бумажный и т.д.).

Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания:

Название игры, цель Содержание, методические рекомендации

Младший возраст

Игра Составляем сказку

Цель: на предложенный сюжет придумать предложение

Воспитатель предлагает сюжет, дети придумывают по одному предложению – коллективное творчество
Игра Перепутанница

Цель: развивать внимание детей, замечать не точности

Хорошо известную сказку рассказывает воспитатель, изменяя детали, дети исправляют ошибки
Игра Меняем сюжет

Цель: придумать новый сюжет к знакомой сказке

Изменяется существенная деталь в сказке, как будет развиваться новый сюжет? (снегурочка из дерева не будет боятся солнца, а чего будет боятся?). Придумать другое окончание сказок, что бы они заканчивались хорошо, сказки были добрыми
Игра Сказка про любимую игрушку

Цель: ввести новый персонаж в любую сказку, наделив добрыми качествами любимую игрушку малыша

Изменить сюжет хорошо знакомой сказки

Старший возраст

Игра Сказочные слова

Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку

Предлагаем детям вспомнить и сказать все заклинания которые они знают в сказках (Сим-Сим открой дверь, Сивка бурка вещая каурка и т.д.), затем перечислить все слова с которых начинается сказка (однажды в некотором царстве в некотором государстве, в стародавние времена и т.д.)
Игра В какой сказке?

Цель: находить сказочные тексты которые бы учили какому либо жизненному правилу

Воспитатель называет поговорку, пословицу или жизненное правило, дети должны вспомнить сказки которые этому учат (не имей сто рублей, а имей сто друзей)
Игра Назови героя

Цель: объединять героев по заданному признаку

Воспитатель называет какой либо образ, дети должны найти конкретных героев из других сказок (героем сказок может быть девочка, она должна быть особенной со своими конкретными свойствами и действиями)
Игра Действия героя

Цель: учить детей перечислять все возможные действия героя предложенного воспитателем, из какой либо сказки

Дети говорят только глаголы из сказки, далее им предлагается вспомнить героев, которые бы выполняли эти же действия в других сказках. При затруднении воспитатель пользуется текстом, зачитывая фрагменты сказок

“Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, что бы при минимуме затрат достичь максимального эффекта”.
Г.С.Альтшуллер

Консультация для воспитателей

«О детском словотворчестве и

развитии речевого творчества детей дошкольного возраста».

Творчество – это активный, созидательный процесс деятельности человека, направленный на познание и преобразование действительности, созидающий новые оригинальные никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т.д., в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества. Т.е. имеющие общественную значимость. Основой творчества является воображение.

Воображение - это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

От творчества взрослого детское творчество отличается субъективной новизной продукта детской творческой деятельности. Оно значимо,дорого для самого ребенка и его ближайшего окружения (семья). Лишь иногда оно может иметь общественную значимость (выставки и т.д.). Следует различать два понятия словотворчество и речетворчество.

Словотворчество -появление новых слов в речи ребенка.

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление в нашей стране изучалось многими учеными -педагогами, лингвистами,психологами (Н.А.Рыбников, А.Н.Гвоздев, Т.Н.Ушакова и др.)

Факты, собранные учеными показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества. При этом оказывается, что некоторые слова-словечки наблюдаются в речи очень многих малышей. Например, «всехний», «всамделишний» и др. Другие же встречаются только у данного конкретного ребенка.(«Мама, ты моя мояшечка») и другие примеры из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти ».

Что же представляет собой эта удивительная способность ребят создавать новые слова? Почему взрослым словотворчество так трудно, а дети радуют, смешат и удивляют нас порой необычными словами?

Потребность в словообразовании ребенка возникает прежде всего как стремление компенсировать незнание общеупотребительного слова или вследствие ситуативной потребности обозначить содержание, не имеющее в языке однословного наименования. Словотворчество позволяет ребенку на каждом из этапов речевого развития решать коммуникативные задачи при дефиците речевого опыта.

Как объяснить словотворчество, наряду с обычным усваиванием детьми речевых шаблонов? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Прежде всего, посмотрим, как проявляется словотворчество в речи малышей.

Здесь уместно будет привести некоторые наблюдения психолога Т.Н.Ушаковой.

Т.Н. Ушакова выделила три основных принципа, по которым дети образуют новые слова.

1. «Слова-осколки » - часть какого-нибудь слова используется ребенком как целое слово.

Например:

    Мы лепили, лепили и получилась « лепь» (лепит)(3г.6м.)

    Бабушка какой здесь «пах?» (пахнуть)

    Собака прыгнула большим «прыгом» (прыгать).

Как получаются « слова-осколки» легко понять. Начиная говорить, ребенок как бы вырывает из слова ударный слог.

2. Прибавление к корню слова «чужого » окончания.

-«Пургинки»(снежинки).Пурга кончилась, остались только пургинки.

-«Рваность» (дыра) «Я не вижу где на кофточке рваность.»

-«Помогание» (помощь). «Буду сам одеваться без помогания.»

-«Иметель» (тот, кто имеет) «Я иметель игрушки».

- «Страшность. » «Не рассказывайте про ваши страшности.»

Прибавление к слову чужого окончания и суффикса очень распространенный способ в детском словотворчестве. Эти слова звучат особенно своеобразно – «пургинки», «добрость», «умность». Мы взрослые так не говорим. Но если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких слово - образований. Здесь, в конечном итоге, действует механизм подражания.

Например, «горькота», «бурота» и т.д. по аналогии с со словами - глухота, теснота и др.

«Умность»- «Медведи первые по умности»- по аналогии со словом глупость и т.д.

Интересно добавить, что новые глаголы дети образуют с помощью присоединения «чужих приставок» Например:

Мы говорим - налить, набрать, накидать,

А дети говорят – «набулькать», «напирожить» («Я уже полный живот напирожила!»)

3. «Синтетические слова» - способ, при котором одно слово составляется из двух.

Например:

-«Ворунишка» (вор+врунишка)

-«Бананас» (банан+ананас)

-«Вкуски»-(вкусные куски)

-«Бабезьяна»- (бабушка обезьяны)

Т.о. словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которым дети учатся от окружающих их взрослых. В словаре ребенка обязательно есть образец,по которому это слово и построено. Образец для «создания» нового слова может быть дан только - что, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть. Словотворчество – естественный путь освоения ребенком лексического богатства родного языка, наиболее эффективный способ осмысления множества грамматических форм. Активное словопроизводство свидетельствует о творческой личности ребенка. Поэтому детское словотворчество нужно стимулировать и поощрять, стимулировать придумывание детьми уникальных слов, а не считать явлением, отрицательно воздействующим на ребенка. Небрежное, невнимательное отношение родителей, взрослых к речи детей и является причиной конца любого творчества.

Речевое творчество- это проявление творчества в речевой деятельности. Это деятельность ребенка по созданию новых оригинальных речевых образцов.

Как правило, речевое творчество характерно для детей старшего дошкольного возраста.

Речевое творчество включает в себя пересказ, сочинительство, речевую импровизацию

Пересказ - творческая речевая деятельность по переработке и воспроизведению основной идеи литературного произведения.

Сочинительство - самостоятельная речевая деятельность ребенка по созданию целостного литературного текста соответствующее особенностям жанра.

Речевая импровизация - высказывания, самостоятельно построенные ребенком в новой ситуации с активным использованием активных речевых умений. Вот основные показатели высокого уровня развития речевого творчества у детей:

    наличие интереса и потребности в данной деятельности, проявлением эмоционального переживания, сопровождающим деятельность

    способы творческой деятельности (Стремление к преобразованию,самостоятельный поиск в решении поставленной задачи)

    качество продукта детской творческой речевой деятельности (наличие средств выразительности)

В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи в первый месяц их перехода в старшую группу, я стала замечать, что тот запас слов, который они освоили в средней группе, мало совершенствуется и даже утрачивается. В старшем дошкольном возрасте речевая активность детей во время игр и другой самостоятельной деятельности снижается по сравнению с предыдущем этапом в 2 -3 раза.

Причину некоторые исследователи склонны искать в совершающемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю. Снижение речевой активности можно было бы не считать отрицательным явлением, если бы не то обстоятельство, что оно сопровождается уменьшением случаев объяснительной речи (почти в 2 раза). А объяснительная речь наиболее сложна в грамматическом и совершенна в лексическом отношении.

Эти изменения, изученные советскими психологами –исследователями Выготским, Люблинской, Лурией показали, что именно в этом возрасте наряду со сложностями в развитии речи детей, существуют и положительные стороны. На пятом, а еще больше на шестом году жизни дети начинают рассказывать не только о том, что видят или слышат непосредственно, но и о том, над чем думают, чего опасаются, чего ждут. Необходимо научиться анализировать детские высказывания и в зависимости от результатов анализа планировать педагогическую работу.

Свою работу по развитию детского речевого творчества я выстраивала в три этапа:

1.Обеспечение мотивации творческой речевой деятельности.

2.Накопление содержания для творческой речевой деятельности и развитие познавательных умений.

3.Развитие образно-речевых умений (знакомство со способами создания художественного образа).

Всем известна истина, что принуждение-враг творчества.

Творческое развитие ребенка возможно только при наличии положительной мотивации.

Самый мощный для ребенка мотив - игровой. Именно игра позволяет процесс выполнения заданий, решение проблемных ситуаций сделать интересным, увлекательным, побуждающим к творческому подходу.

Речевое творчество тесно взаимосвязано с восприятием литературных произведений.

Но переход от восприятия к творчеству не совершается механически.Основным фактором дающим толчок развитию речетворчества является поэтический слух.

Говоря о поэтическом слухе, нужно иметь ввиду не только поэзию (стихи).

Все литературные жанры- стихи, рассказы, сказки, загадки и т.д. являются образным отражением мира в художественном слове. Помимо общего каждый жанр имеет свою специфику. Дети должны чувствовать специфику каждого жанра, различать выразительные средства языка (в пределах возраста),воспринимать их и использовать потом при создании своих творческих сочинений.

Для развития поэтического слуха ребенка, необходимо использовать следующие методы:

    знакомство детей с произведениями искусства (как авторскими, так и народными), которые помогут им ярче представить и почувствовать образный язык загадок,сказок,рассказов и т.д.

    использование словесных игр-упражнений, которые будут расширять знания детей о художественном слове, его эмоциональной окраске в различных контекстах.

    привлечение детей к творческим заданиям - придумыванию сравнений, эпитетов, подбору рифм и т.д.

Вся работа проводится в комплексе от простого к сложному. Вот несколько примеров работы по развитию речевого творчества у дошкольников. В этом процессе охотно участвуют и родители.

В работе с детьми я стараюсь постоянно придумывать что-то новое, чтобы увлечь этой темой. Использовала следующие способы:

    Создание игровых ситуаций. Утром, когда дети приходили в сад, их ждал какой –либо сюрприз: появлялась волшебная вещь (волшебная книга, волшебный карандаш, письмо, чудо –дерево, волшебный цветок, волшебный карандаш и др.), в котором помещалось задание для детей о придумывании слов. Например: как бы вы назвали осень и почему? Дети в течение дня придумывали слова, лучшие записывались в альбом.

    Введение элементов соревнований , которые обычно проводила между командами мальчиков и девочек.

    Использование поощрений. Тот, кто в течение дня придумывал много новых интересных слов, получал почетное звание и переходящую ленту «Лучший выдумщик». В командных соревнованиях лучшие представители команд получали звания: «Принцесса (принц) слов» с коронами.

Из «словаря ласковых слов» придуманных и собранных детьми:

- Как бы вы назвали свою маму?

Мама – мамочка, мамонька, мамуленька, мамушечка, любименькая, приласкулечка, цветушечка, хорошуленька, роднулечка, милушечка, красотуленька, цветик –семицветик, развеселушка, дарюшенька и т.д.

Что для вас дом?

Дом – домик, домище, домишко, семейник, человечник, людильник, папамамаяшник и т.д.

1.Пословицы и поговорки. .

Особенность пословиц и поговорок – в смысловой многогранности при краткости изложения. У них малый текстовой объем, но большая смысловая нагрузка.

Задание для детей и родителей: найти пословицы и поговорки русские сходные по смыслу с иностранными.

Например:

Птицу можно узнать по песне (англ.)- Видно птицу по полету (русск.)

Зернышко к зернышку и будет мерка (польск.) - С миру по нитке - голому рубаха (русск.)

2.Загадки.

а) Простейшие загадки описательного характера.

Они закрепляют у детей знания о свойствах и качествах предметов,о различных видах взаимосвязи между назначением и описанием предмета, между назначением и материалом из которого он изготовлен и т.д.

Примерные схемы составления загадок.

Какой? На что похож?

Круглый как шар

Прыгучий как зайчик

Звонкий как хлопок

Свеча

Что делает? На что похоже по функциям?

Светит как лампочка

Греет как солнышко

Тает как льдинка

Шарик для пинг-понга

На что похож? Чем отличается?

Как жемчуг, но крупный

Как яйцо, но не бьется

Как град, но легкий

Воспитательница

Весёлая, но не клоун,

Добрая, но не мама,

Умная, но не ученый.

2. 1 .Загадки – угадай последнее слово.

Например:

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла …

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно …….

(листопад)

2.2. Загадки-дразнилки

Способ создания: Берем предмет, уточняем для чего он служит, что им можно делать и т. д. Далее с помощью суффикса – лк - превращаем слова в дразнилки.

Например:

Бантик – украшает волосы, голову. К нему надо бережно относиться, не пачкать.

Не терялка, не пачкалка, а головуукрашалка.

Книга – источник знаний, развивает умственные способности, ее нельзя кидать, пачкать, рвать.

Не кидалка, не бросалка, а умозанималка.

3. «Объяснялки».

3.1. Работа с фразеологическими оборотами.

Забить тревогу. Витать в облаках. Все в руках горит и т.д.

Дети объясняют что, по их мнению, означают эти выражения. Воспитатель поясняет, что то или иное выражение обозначает на самом деле. Дети иллюстрируют те и другие объяснения. Так можно оформить целую книгу-самоделку, и назвать ее «Веселые фразы».

3.2.Азбука важных слов

А ДРЕС - его важно знать иначе потеряешься.

Б АБУШКА - потому что она самая добрая и ласковая.

В ОДА - потому что без нее нет жизни. и т.д. И так на все буквы алфавита.

На каждую букву дети называют множество важных- для них слов. Их опять набирается на целую книжку.

3.3 Наши имена.

Берется имя ребенка и разбирается по буквам:

Р - решительная

И – игривая

Н - нежная

А - артистичная

Т.о. набирается целый альбом «объяснялок» с именами всех детей группы.

Таких заданий можно придумать самим великое множество. Важно помнить, что огромную роль в развитии речевого творчества детей всегда будет играть то большое внимание, которое вы будете уделять каждому, даже самому незначительному сочинению любого ребенка. Записывайте их высказывания, рассказы, сказки, оформляйте книжки вместе с ними, газеты для родителей.- это значительно повысит самооценку ребенка, повысит его авторитет у сверстников, создаст атмосферу успеха, а все это даст толчок новым творческим проявлениям ребенка.

Лучшие статьи по теме