Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Обереги
  • Упражнения на различение фонем и развитие навыков анализа и синтеза. Различение слов, близких по звуковому составу

Упражнения на различение фонем и развитие навыков анализа и синтеза. Различение слов, близких по звуковому составу

Учебно-методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Оно включает в себя теоретические основы авторского подхода к данной теме, характеристику речевого развития детей 4-5 лет, методические рекомендации, примерное комплексно-тематическое планирование, а также планируемые результаты усвоения программы.

Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». Колесникова Е.В.

Описание учебника

ТЕМА 1
Знакомство с многообразием слов, моделированием, коротких, отрывистых линий_
Обведи только тex животных, которых Колобок встретил в лесу. Назови их. Ты назвал много слое, и все они звучат по-разному.
В Подскажи слова в конце стихотворений (авторы Н. Полякова, 6. Шуль-жик) и ответь на вопросы, Соедини прямоугольник с предметом, который назовёшь. Так мы будем обозначать слова.
Среди жирных голубей
Прыгал тощий… (воробей).
Кто прыгал среди жирных голубей? (Тощий воробей)
Уронила белка шишку,
Шишка Стукнула… (зайчишку). ‘-
Кто уронил шишку? (Белка.) Кого стукнула шишка? (Зайчишку)
Дорисуй воду из душа мышке и лягушке.
звали каждого животного? Какое животное не обвели и почему? (Белочку, потому что Колобок не встретил ее в лесу.) (Уточните, что Колобок встретил в лесу много животных и все они называются разными словами.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ИГРА С МЯЧОМ «НАЗОВИ СКОРЕЕ»
Дети стоят по кругу. Вы бросаете мяч ребенку и просите выполнить одно из перечисленных ниже упражнений; ребенок его выполняет, бросает вам мяч.
Назови, какие ты знаешь игрушки. Назови слово. (Мяч, пирамидка, неваляшка, матрешка, кубики.) Назови фрукты. Какое слово ты вспомнил? (Яблоко, груша, апельсин, мандарин, лимон.) Назови овощи. (Капуста, помидор, картошка, морковка, огурец.) (И так далее, с различными вариантами по вашему усмотрению.)
Обратите внимание детей на то, что они назвали слово, выделили его голосом, слова звучат по-разному и обозначают разные предметы.
В ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С МОДЕЛИРОВАНИЕМ Скажите детям:
Незнайка сочинил стихи, но никак не может придумать последнее слово, давайте ему поможем.
Среди жирных голубей Уронила белка шишку,
Прыгал тощий (воробей). Шишка стукнула (зайчишку).
Незнайка, как и вы, не умеет писать, поэтому под каждым предметом нарисовал прямоугольник. Так мы будем пока обозначать слова. Соедините предмет, который назвали в конце стихотворения с прямоугольником.
В ДОРИСУЙ КАРТИНКУ
Предложите детям отгадать загадку:
Этот дождик не простой, Он без туч, без облаков
Дождик теплый и густой. Целый день идти готов. (Душ.)
Назвать тех, кто на картинке моется под душем. (Лягушка, мышка, поросенок.) Скажите, что у мышки и лягушки не льется вода, а они тоже очень хотят помыться, нужно им помочь — нарисовать водичку из душа.
САМОКОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ (Индивидуальный подход)
Можно использовать два вида самоконтроля. Самоконтроль по словесной инструкции
Незнайка просит детей проверить свои рисунки. У них должны быть обведены заяц, волк, лиса и медведь (если обведены эти животные, значит все выполнено правильно). Прямоугольники надо было соединить с воробьем и зайкой (если прямоугольники соединены с этими предметами, значит все выполнено правильно). Если вода льется у всех, то дети все выполнили правильно.
Если все выполнено правильно, предложите закрасить шарик в правом нижнем уголке зеленым цветом, если есть одна-две ошибки, то желтым, если все выполнено неправильно — закрасить красным.
Скажите детям, что эти цвета такие же, как у светофора, и они обозначают: зеленый — все в порядке, можно переворачивать страничку; желтый — исправь ошибки и тоже можно перевернуть страничку; красный — постарайся выполнить все еще раз и будь внимательнее; как только исправишь ошибки, можно будет перевернуть страничку. Самоконтроль по образцу (проводится при работе с небольшой подгруппой детей) У вас имеется такая же тетрадь, как и у детей, в которой вы сами все выполняете правильно. Лист демонстрируется детям, а они должны сравнить свою работу с образцом. Самооценка проводится так же, как при словесном самоконтроле.
Знакомство с многообразием слов, моделированием,
нахождение различий в двух похожих рисунках_
Программное содержание
Способствовать пониманию детьми термина «слово» и его правильному употреблению. Продолжать знакомство с простейшим моделированием, изображая слово в виде прямоугольника.
Знакомить с разнообразием слов.
Развивать внимание и зрительные функции детей посредством нахождения различий в двух похожих рисунках. Развивать мелкую моторику.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО» Скажите детям:
Поможем Незнайке назвать каждую картинку одним словом. (Игрушки, фрукты и посуда.) Назовите предметы на первой картинке. (Юла, паровоз, заяц, матрешка, мяч.) Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Игрушки.)
Научите Незнайку рисовать по точкам прямоугольник под каждой картинкой и назовите слово, чтобы он запомнил. (Игрушки.)
Предложите по точкам нарисовать прямоугольник под картинкой с игрушками. Скажите,
что так мы обозначили слово «игрушки».
Аналогичные упражнения — со второй и третьей картинками.
Знакомство с многообразием слое, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках
Назови каждую картинку одним словом. Нарисуй по точкам прямоугольник под каждой картинкой. Так ты обозначил слова, которые назвал.
нарисуй в прямоугольнике столько кружков, сколько найдёшь различий между картинками. (Четыре.) Назови различия
Поиграй в игру «Встреча друзей». (По тексту ребёнок выполняет следующее упражнение: поочередно, начиная с мизинцев, соответственно тексту стихотворения, соединяет кончики пальцев левой и правой руки, а затем, изображая рога, выставляет вперёд мизинцы и указательные пальцы одновременно.)
Встретились два котёнка И поздоровались: «Мяу-мяу».
Встретились две лошадки И поздоровались: «И-го-го».
Встретились два тигрёнка И поздоровались: «Р-р-р».
Встретились два быка И поздоровались: «Му-у-у». Смотри, какие рога, Забодаю, забодаю!
В ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?»
Незнайка говорит, что картинки одинаковые. А как вы думаете? (Нет.) Нарисуйте в прямоугольнике столько кружков, сколько найдете различий между двумя картинками. Расскажите Незнайке, чем отличаются картинки друг от друга.
Сколько нарисовали кружков в прямоугольнике и почему? (Четыре, потому что между картинками четыре различия.)
Назовите эти различия. (На картинке справа есть ежик, а на картинке слева его нет; на картинке справа один гриб, а на картинке слева — два; на картинке справа на елке нет шишек, а на картинке слева есть; на картинке справа нет солнышка, а на картинке слева есть.)
В ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ИГРА «ВСТРЕЧА ДРУЗЕЙ»
Выучите с детьми стихотворение к игре «Встреча друзей», одновременно выполняя с ними следующее упражнение: поочередно, начиная с мизинцев, соответственно тексту стихотворения, дети соединяют кончики пальцев левой и правой руки, а затем, изображая рога, вперед выставляют мизинцы и указательные пальцы одновременно.
Сначала дети учатся выполнять это упражнение за столами, а затем — стоя в кругу.
Встретились два котенка И поздоровались: «Мяу-мяу». Встретились два щенка И поздоровались: «Гав-гав». Встретились две лошадки И поздоровались: «И-го-го». Встретились два тигренка И поздоровались: «Р-р-р». Встретились два быка И поздоровались: «Му-у-у». Смотри, какие рога, Забодаю, забодаю!
(дети соединяют мизинцы)
(дети соединяют безымянные пальцы)
(дети соединяют средние пальцы) (дети соединяют
указательные пальцы)
(дети выставляют указательные
пальцы и мизинцы, изображая быка)
САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ
См. с. 13.
Примечание. У многих детей, как правило, не получается поочередное соединение пальцев, а самым трудным для них оказывается выставление мизинца и указательного пальца вперед. Предложите детям самим оценить, у кого это получилось, а у кого нет.
Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие), моделирование, рисование иголок ежикам
Программное содержание
Знакомить с протяженностью слов (длинные и короткие). Продолжать знакомить с многообразием слов. Познакомить с тем, что слова могут звучать похоже.
Развивать умение отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
Продолжать знакомить с моделированием, обозначается слово в виде прямоугольника, формировать представление о слоге как части слова, познакомить с делением слова на слоги с помощью модели слова.
Развивать графические умения посредством рисования коротких линий (иголки ежикам). Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

«СОЕДИНИ ПРАВИЛЬНО»
У взрослого в руках мишка, а на столе много разных предметов (каштаны, желуди, шишка, гриб, матрешка). Взрослый просит назвать их и уточняет, что слова звучат по-разному. Но есть слова, которые звучат похоже. Мишка дает образец таких слов (ворона — корона, лейка -скамейка и т. д.). Далее детям нужно найти на столе предмет, название которого похоже на слово «мишка» (шишка). Мишка просит детей соединить на картинке предметы, названия которых звучат похоже, и назвать их. (Лук — жук, санки — банки.)
Сравнение слое по звучанию, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие), моделированием, рисование иголок ёжикам
рШ Соедини предметы, названия которых звучат похоже
Расскажи, что может делать жук (летать, ползать, жужжать).
Произнеси название каждого предмета по слогам Хлопни в ладоши, как только произнесёшь часть слова. Сколько раз хлопнул, столько и слогов в слове. Раздели прямоугольник под каждой картинкой на столько частей, сколько слогов в названии нарисованного предмета.
Послушай строчки из стихотворения М. Пляцковского и выполни задания.
Есть сладкое слово — конфета.
Назови «сладкие» слова. (Мороженое, торт, пирожное и т. д.)
Есть быстрое слово — ракета.
Назови «быстрые» слова. (Самолёт, поезд и т. д.)
Есть слово колючее — ёжик.
Назови «колючие» слова. (Иголка, ёлка, гвоздь и т. д.)
Есть слово пушистое — снег. Назови «пушистые» слова. (Подушка, кошка, цыпленок и т. д.)
Какое слово тебе запомнилось? Я Дорисуй ёжикам иголки.
ИГРА «ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ»
Мишка предлагает ребятам отгадать загадки, которые он для них приготовил. Как только дети отгадают загадку, они могут обвести по точкам прямоугольник, так они «напишут» название предмета.
Мы день не спим, Мордочка усатая,
Мы ночь не спим. Шубка полосатая.
И день и ночь Часто умывается,
Стучим, стучим. (Часы.) А с водой не знается. (Кошка.)
Бьют его, а он не плачет. Не будильник, а звонит, Угадайте, кто же он?
Только выше, выше скачет. (Мяч.) Не приемник — говорит. Ну конечно, (телефон).
Предложите назвать предметы, под которыми есть прямоугольники. (Мяч, часы, кошка, телефон.)
Как звучат названия этих предметов? (По-разному.) Скажите детям, что слова можно прохлопать, прошагать.
Предложите сказать слово «мяч» и хлопнуть в ладоши. Сколько раз хлопнули? (Один.) Сказать слово «часы» и хлопнуть в ладоши. Сколько раз хлопнули? (Два.)
Сказать слово «кошка» и хлопнуть в ладоши. Сколько раз хлопнули? (Два.)
Сказать слово «телефон» и хлопнуть в ладоши. Сколько раз хлопнули? (Три.)
Скажите детям, что сколько раз хлопнули в ладоши, столько и слогов в слове. Скажите, что под каждым предметом нарисован прямоугольник, — так мы обозначаем слово. Прямоугольник можно разделить на столько частей, сколько слогов в слове. Если в слове один слог, прямоугольник делить не надо.
Разделите прямоугольники под картинками с изображением кошки и часов на две части. (Очень часто дети проводят в прямоугольнике две линии. Обратите их внимание на то, что надо провести одну линию посередине прямоугольника — и в нем будет две части.) В названии какого предмета три слога? (Телефон.)
Разделите прямоугольник под телефоном на три части (скажите детям, что в прямоугольнике надо провести две линии).
Если хлопнули один раз, то это слово короткое, если хлопнули 2, 3 раза, то это длинные слова.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
См. с. 15.
ИГРА «КАКИЕ БЫВАЮТ СЛОВА?»
Скажите детям:
Послушайте строчки из стихотворения М. Пляцковского «Есть сладкое слово — конфета».
Назовите «сладкие» слова. (Мороженое, торт, пирожное, йогурт, конфета.)
«Есть быстрое слово — ракета»
Назовите «быстрые» слова. (Самолет, поезд.)
«Есть слово колючее — ежик»
Назовите «колючие» слова. (Ежик, иголка, шило, гвоздь.) «Есть слово пушистое — снег»
Назовите «пушистые» слова. (Подушка, кошка, цыпленок.) Еще раз напомните, что слов много и звучат они по-разному.
И ДОРИСУЙ ИГОЛКИ ЕЖИКАМ Скажите детям:
Мишка нарисовал ежей, но забыл нарисовать иголки. Помогите ему дорисовать иголки ежикам. САМОКОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ
Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка
Программное содержание
Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов.
Развивать слуховое восприятие детей посредством сравнения слов по звучанию (громкие, звонкие, тихие).
Вырабатывать умение слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.
Продолжать развивать графические умения посредством рисования округлых и прямых линий (солнце).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет.

Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Родители часто жалуются – у моего ребёнка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой лёгкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым шагом следует проверить физический слух ребёнка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к различным упражнениям для развития фонематического слуха.

1.Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра: «Шумящие мешочки» Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки, деревянные брусочки, бусинки. Ребёнок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра: «Волшебная палочка» Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Ребёнок должен угадать, какой предмет звучит.

Игра: «Похлопаем» Ребёнок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

2. Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.

Игра: «Три медведя» Ребёнок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребёнок сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.

3.Различение сходных по звучанию слов.

Игра: «Верно – неверно» Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

4. Различение слогов.

Игра: «Похлопаем» Взрослый объясняет ребёнку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребёнком произносит слова (па – па, ло – па – та, ба – ле – ри – на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребёнку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра: «Что лишнее»? Взрослый произносит ряды слогов «па – па – па – ба – па, фа – фа – фа – ва – фа». Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний, (другой) слог.

5. Различение звуков. Объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик звенит - з – з – з, вода шумит – с – с – с, кузнечик стрекочет – ц – ц – ц, ветер шумит – ш – ш – ш, поезд едет – ч – ч – ч, жук жужжит – ж – ж – ж, собака рычит – р – р – р. Взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает кто, (что) его издаёт.

Речевая азбука для родителей дошкольников 4-5 лет

üАртикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

üБыстрая речь неприемлема в разговоре с ребёнком. Говорите ясно, чётко, называя предметы правильно. Главные составляющие красивой речи: правильность, чёткость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

üДыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребёнка дуть тонкой струйкой на лёгкие игрушки, кораблики. Если ребёнку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития.

üЖесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребёнка, тем дольше он будет молчать. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребёнок не овладел родным языком, рано научать иностранным.

üИллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребёнка, - прекрасное пособие для развития речи. Критерии, по которым можно оценить речь ребёнка, родители должны знать. Например, нормы звукопроизношения таковы: 3 – 4 года – (с), (з), (ц) уже должны правильно произноситься; 4 – 5 лет – (ш), (щ), (ч), (ж); 5 – 6 лет – (л), (й); до 6 – 7 лет допускается замена самого сложного звука (р) более простым звуком или его отсутствие в речи.

üЛеворукость – не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию. Мелкая моторика – так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, затем игры с мелкими предметами, шнуровки, лепка, застёгивание пуговиц.

üПодражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребёнка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).

üРежим дня очень важен для маленького ребёнка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства.


Использованная литература: Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей, г. Москва, 2000г.

Подготовила учитель-логопед первой категории Платонова Таиса Александровна

Лариса Козлова
Методическая разработка «Дидактические игры для развития фонематического слуха у детей 4–5 лет»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слуходвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др., а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранять речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития.

Встречаются случаи, когда в 2 года малыши имеют абсолютно чистую в фонетическом плане речь, устойчиво различают на слух и произносят все звуки родного языка. Применительно к таким детям можно говорить об окончательной сформированности фонетико-фонематических представлений.

Однако такое явление можно принять только как частный случай. В большинстве своем дети в 4 и даже в 5 лет заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки (Ш на С, Р на Л, Ч на ТЬ, Щ на СЬ и наоборот, не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки и пр.

Приведенные факторы несомненно свидетельствуют о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия, которое продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией произношения, вплоть до окончательного завершения последней. Правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой - тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Фонематическое восприятие требует специального планомерного обучения. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной.

Работу по развитию фонематического восприятия у детей можно разделить на 6 этапов (Н. А. Чевелева):

1. узнавание неречевых звуков;

3. различение слов, близких по звуковому составу;

4. дифференциация слогов;

5. дифференциация фонем;

6. формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Задачи 1 этапа

узнавание неречевых звуков;

различение звуков окружающей среды;

определение источника, направления, акустического характера звуков

развитие слухового внимания (концентрации, устойчивости, переключения);

развитие слуховой памяти;

повторение ритмического рисунка;

различение длительности неречевых звуков.

различение длительности звуков;

соотнесение сочетания звуков с предметным изображением.

Задачи 3 этапа

дифференциация существительных, отличающихся одним звуком;

дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре;

дифференциация глаголов, сходных по звучанию;

подбор слов, похожих по звучанию.

Задачи 4 этапа

дифференциация слогов, отличающихся гласными звуками;

дифференциация слогов с фонетически далёкими согласными звуками;

дифференциация слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости – глухости;

дифференциация слогов с согласными звуками, различающимися по твердости – мягкости;

дифференциация слогов со свистящими и шипящими звуками.

Задачи 5 этапа

дифференциация гласных звуков;

дифференциация фонетически далёких согласных звуков;

дифференциация звонких и глухих согласных звуков;

дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков;

дифференциация свистящих и шипящих согласных звуков.

Задачи 6 этапа

определение количества слогов в слове;

выделение ударного слога;

определение наличия звука в слове;

выделение ударного гласного из начала слова;

выделение конечного согласного звука;

определение количества гласных в звукокомплексах.

Узнавание неречевых звуков

"Глазки закрывай, что звучит, отгадай?"

Цель. Учить детей узнавать и различать звуки, издаваемые различными предметами.

Оборудование. Ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка и т. д.

Ход. Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колоколь-чиком и т. д. и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребёнку просто сесть спиной к взрослому.

"Где звенит колокольчик?"

Цель. Учить детей определять направление звука в пространстве.

Оборудование. Колокольчик.

Ход. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт в стороне от ребёнка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4-5 раз.

"Угадай, что делать?"

Цель. Развивать слуховое внимание.

Оборудование. Два флажка, бубен.

Ход. Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырёх раз.

"Угадай, кто сказал?"

Оборудование. Картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михайлы Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки).

Ход. Ребёнка предварительно знакомят со сказкой. Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

"Далеко или близко"

Цель. Воспитание слухового восприятия (умения на слух определять различную громкость произнесения звукоподражаний).

Оборудование. Предметные картинки или игрушки.

Ход. Взрослый произносит различные звукосочетания, соотнося их с предметами или животными. Дети должны определить, что это было или кто был. Например, взрослый подражает гудку паровоза (произносит протяжно звук у: ууу., мычанию коровы (муу., крику петуха (ку-ка-ре-ку, игре на дудочке (ду-ду-ду) и т. д. При повторении игры педагог просит ребят определить, далеко или близко находится предмет или животное. Если взрослый говорит громко, то предмет (животное) находится рядом, если тихо, то далеко.

"Прогулка"

Цель. Развивать у детей умение воспринимать интонационную окраску речи.

Ход. Бумажные ёлочки, цветочки, домик, фигурки домашних животных.

Оборудование. Взрослый берёт бумажную куклу и предлагает ей дать имя (Маша). Машенька вышла из домика и пошла гулять. Идёт по полю, любуется цветами. «Ах!» /какой красивый цветок/, «О…» /как много колокольчиков/. Вдруг Машенька увидела зайчика /тоненьким голоском/: «Здравствуй, Машенька! Куда ты идёшь? – Я гуляю, цветами любуюсь». Вдруг сучья затрещали. Машенька испугалась: «Ой!» А навстречу ей медведь идёт /низким голосом/: «Здравствуй, Машенька! Куда путь держишь?» - /тоненьким голоском/: «Я гуляю, цветы собираю». Идёт лиса: «Здравствуй, Машенька! Не видала ли ты зайчика?» - Как вы думаете, ребята, что ответила ей Машенька? Перед началом игры взрослый говорит детям, чтобы они пытались узнать по голосу, когда Машенька обрадовалась, а когда испугалась.

Различение слов, близких по звуковому составу

"Так ли это звучит?"

Цель. Учить детей находить слова, сходные и различные по звучанию.

Оборудование. Три большие карточки, в верхней части которых изображены мишка, лягушка, скворчата, в нижней по три пустые клетки; маленькие карточки с изображением предметов и животных, сходных по звучанию (шишка, мышка, фишка; кукушка, катушка, хлопушка; бельчата, зайчата, волчата).

Ход. Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в пустые клетки. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Если ребёнок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчётливо произнести каждое слово.

"Соедини правильно"

Цель. Учить подбирать «слова-друзья».

Оборудование. Изображенные на листах картинки, названия которых звучат похоже (жук-лук, майка-зайка, банки-санки, карандаш.

Ход. Взрослый предлагает детям назвать изображенные картинки и соединить линией те, названия которых звучат похоже.

"Звуковые часы"

Цель. Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.

Оборудование. 1. Диск, разделенный на две половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5-7 штук). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.

2. Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске, подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью:

коза-коса

трава-дрова

катушка-кадушка

уточка-удочка

мишка-мышка

крыша-крыса

каска-маска

уточка-удочка

Ход. Взрослый помещает на фланелеграф диск с картинками (в верхней половине). Остальные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе. Предлагает детям поиграть в игру «Звуковые часы». Объясняет: «Этот диск разделён на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая – на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка».

Взрослый вызывает к доске детей. Подобрав картинку, ребёнок произносит оба названия, голосом подчёркивая их сходство и различие («коса – коза»). Затем взрослый передвигает стрелку на следующую картинку.

"Хлопни в ладоши, если я ошибусь"

Цель. Упражнять детей в различении слов, близких по звуковому составу.

Оборудование. Предметные картинки (вагон, чистый листок бумаги.

Ход. Взрослый показывает детям картинку и громко, чётко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон – вакон – фагон – вагон – факон – вагом» и т. д. Затем взрослый показывает чистый листок бумаги и называет: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака.» И т. д. Услышав неверно сказанное слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Дифференциация слогов

"Подними кружок, если я ошибусь"

Цель. Учить детей различать слоги, отличающиеся гласными звуками.

Оборудование. Сигнальные кружки красного цвета.

Ход. Взрослый произносит цепочку слогов, отличающихся гласными звуками. Например, ма-ма-ма-му. Дети определяют, что здесь лишнее (му) и поднимают сигнальные кружки.

"Какой слог лишний?"

Цель. Учить детей различать слоги, отличающиеся фонетически далёкими

согласными звуками.

Ход. Взрослый произносит цепочку слогов, отличающихся согласными звуками. Например, на-на-на-па. Дети определяют и называют лишний слог (па).

"Скажи наоборот"

Цель. Различать слоги, отличающиеся согласными звуками по твердости-мягкости.

Ход. Взрослый произносит слоги с твердыми согласными, а дети – с мягкими. Или наоборот.

Взрослый

Дифференциация фонем

Игры варьируются за счет подбора звуков.

"Чья песенка?"

Цель. Упражнять детей в дифференциации гласных звуков.

Оборудование. Предметные картинки с изображением поезда, девочки, птички.

Ход. Взрослый раздаёт детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у; девочка плачет а-а-а; птичка поёт и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у, и-и-и, а дети поднимают соответствующие картинки.

"Сломанный телевизор"

Цель. Учить различать гласные звуки.

Оборудование. Символы гласных звуков, плоский картонный экран телевизора с вырезанным окошком.

Ход. Взрослый объясняет ребенку, что телевизор сломался, у него пропал звук, осталось только изображение. Затем взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошечке телевизора, а ребенок поднимает соответствующий символ.

"Отгадай, кто или что это?"

Цель. Учить детей различать согласные звуки.

Ход. Предметные картинки с изображением коровы, дятла, барабана, самовара.

Ход. Взрослый раздает детям картинки с изображением коровы, дятла, барабана, самовара и объясняет: «Корова мычит м-м-м, дятел по дереву стучит д-д-д, барабан стучит б-б-б, самовар кипит п-п-п». Далее он произносит каждый звук (м-м-м, д-д-д, п-п-п, б-б-б, а дети поднимают соответствующие картинки.

Развитие навыков элементарного звукового анализа

"Сколько звуков я произнесла?"

Цель. Определять количество гласных в звукокомплексах.

Оборудование. Красные кружки.

Ход. Детям раздаются по несколько красных кружков. Взрослый произносит один, два или три гласных звука, например, а, ау, иау и т. п. Дети откладывают на столах столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.

"Веселые звуковички"

Цель. Учить определять количество гласных в звукокомплексах, соотносит их с символами и выкладывать в нужной последовательности.

Оборудование. Символы гласных звуков.

Ход. Взрослый произносит сочетания гласных звуков сначала по два звука: ау, уи, аи, затем по три: ауи, иау, уиа, уаи, аиу, иуа. Дети раскладывают на столах сиволы звуков в определенных сочетаниях и в нужном порядке.

"Кто первый?"

Цель. Учить выделять ударный гласный в начале слова и соотносить его с символом.

Оборудование. Символы звуков У, О, А, И, Э, предметные картинки утка, ослик, аист, иволги, эму.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку, обозначающую, слово, которое начинается с ударного гласного а, у, о, и или э. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «Удочка». Затем выбирает из символов тот, который соответствует начальному гласному в слове.

"Звук потерялся"

Цель. Учить определять последний согласный звук в слове.

Оборудование. Предметные картинки.

Ход. Взрослый показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например: «Тан, пау, вени…» и т. д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил взрослый.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

2. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1991.

3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – СПб. : КАРО, 2003.

4. Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М. : Аквариум, 1995.

5. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

6. Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения/ Ил. Т. Ляхович. – М. : Издательство Эксмо, 2005.

7. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателя дет. сада/ Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1991.

8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Т. В. Туманова и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М. : Просвещение, 2008.

9. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. Учебное пособие. – М. : Просвещение, 1989.

10. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы/Под ред. В. В Гербовой. – М. : Просвещение, 1998.

Консультация «Фонематический слух – основа правильной речи»

Описание работы: Консультация адресована учителям-логопедам, родителям, воспитателям ДОУ, помогает родителям дошкольников и младших школьников понять, что такое фонематический слух и для чего его необходимо развивать. Консультация содержит некоторые игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха. Цель игровых упражнений - научить ребёнка слушать и слышать.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемам. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений - научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Игры для развития слухового внимания

«Отгадай, что звучит»
Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы.)
«Угадай, что делать?»
Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо - держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.
«Где позвонили?»

Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышится звук и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то угадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз.
«Угадай, кто сказал»
Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайло Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.
Игры для развития фонематического слуха
«Так ли это звучит?»
Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.
Примеры: лук-луг, роса- роза, плод- плот, дрова- трава.
«Кто внимательный»
Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображениями положения губ при произнесении гласного звука.
«Звуковые песенки»
Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: «АУ» - дети кричат в лесу. Или «ИА» - как кричит ослик. Или «УА» - так плачет ребенок. Как мы удивляемся? «ОО!» И т.п. сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем - второй. Потом с помощью взрослого выкладывает схему из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» по символам составленную им схему.
«Кто первый?»
Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного «а», «о», «у», или «у». Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.
«Расколдуй слово»
Взрослый рассказывает детям сказку о злой волшебнице, которая заколдовывает слова, и поэтому они не могут выбраться из её замка. Слова не знают, из каких звуков они состоят. Дети должны определить каждый звук в заданном слове по -порядку, только тогда слово освобождается из замка волшебницы. Например, расколдовываем слово «лиса»: ль, и, с, а.
«Фокусники»
Взрослый предлагает ребёнку представить, что он фокусник и превратить одно слово в другое. «Я назову тебе слово, а ты измени в нём один звук так, чтобы получилось новое слово». Например: дом-дым, кот-кит, сон-сом-сок, дочка-точка-бочка.
Использованная литература:
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет.«Ювента»,2007.

Лучшие статьи по теме