Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Обереги
  • Является ведущим психическим процессом в подростковом возрасте. На тему: "Подростковый возраст. Особенности развития психики подростка". Психическое развитие ребенка в подростковом возрасте

Является ведущим психическим процессом в подростковом возрасте. На тему: "Подростковый возраст. Особенности развития психики подростка". Психическое развитие ребенка в подростковом возрасте

Подростковый возраст – это этап завершения детства, переходный период к взрослой жизни. Его диапазон располагается между 10-11 и 14-15 годами. Как правило, это период, так называемой, средней школы.

С одной стороны, это уже не дети в очевидном психологическом смысле:

  • игра перестает быть ведущим видом деятельности;
  • дети активно интересуются миром взрослым, осознают себя его частью;
  • наблюдаются физические изменения.

А с другой стороны, подростки проявляют определенную инфантильность, неспособны брать на себя ответственность, проявляют нестабильность в поведении.

Поведение подростков демонстрирует особенности и более старшего (взрослого), и более младшего возраста. Отсюда и название этого возраста – подростковый.

Подростковый период имеет ряд специфических особенностей, уходящих от привычного понимания «нормального» поведения. Однако не стоит принимать любые особенности за проявление нормы. Этот возраст нуждается в особенном контроле со стороны взрослых предмет нарушений психического развития.

Подросток по-прежнему остается школьником, но по сравнению с младшим школьным возрастом, отношение к учебной деятельности меняется. Учеба – это уже не самоцель, а способ организации общения со сверстниками.

Попробуйте «посадить» подростка «под домашний арест» по причине болезни или каких-либо проблем, и вы заметите стремление в школьное сообщество. Конечно, не школьные уроки привлекают их, а возможность общаться друг с другом.

Общение рассматривается как ведущий вид деятельности неслучайно, именно здесь происходят все новообразования подросткового возраста. Подросток экспериментирует в общении (ссорится, мирится, заводит новых друзей, разрешает конфликты). Общение – это его относительно самостоятельная жизнь. Он может здесь быть самим собой, а не таким, каким его хотят видеть родители и педагоги.

Главная потребность этого возраста – найти свое место в коллективе сверстников, быть значимым для своего сообщества.

Формы общения могут быть разнообразными: живое общение в коллективе сверстников, через интернет, в процессе игры или значимой деятельности. Подростковый период имеет уникальную возможность воспитательной функции через организацию массовой социально-значимой деятельности.

Особенности психики и поведения подростков

Психика подростка имеет переходную форму от детской к взрослой. Это оказывает влияние на особенности поведения. По-прежнему сохраняются черты, характерные для младшего возраста и проявляются черты, как кажется подростку, присущие взрослым:

  1. Реакция отказа: от выполнения обязанностей, привычных контактов, послушания.
  2. Реакция протеста: противопоставление своего поведения общим требованиям, бравада, нарушение общепринятых правил, нелепые поступки.
  3. Реакции имитации и анти-имитации: подражание кому-либо. Обычно это присуще детскому возрасту, но подростки подражают своим кумирам (актерам, певцам, кому-то из старших ребят), либо демонстрируют поведение, противоположное желаемому.
  4. Реакция компенсации и гиперкомпенсации – стремление восполнить свою несостоятельность в какой-либо области успехами в другой деятельности, либо, напротив, желание любыми путями доказать свою состоятельность.
  5. Реакция эмансипации – желание выхода из-под опеки взрослых (уехать, начать жить самостоятельно).
  6. Реакция группирования – стремление к образованию спонтанных групп по определенным интересам.
  7. Реакция увлечения – стремление к познанию себя, раскрытию своих способностей, пробы своих сил в разных областях: творчество, спорт, азартные игры, асоциальное поведение, религиозные убеждения.
  8. Реакции сексуального влечения – интерес ко всему сексуальному, ранняя половая жизнь, эротика.

Психологические новообразования подросткового возраста

Особенности психики подростка во многом обусловлены физиологическими изменениями, называемыми половым созреванием. Организм ребенка меняется в корне по направлению к взрослой структуре.

Поэтому психологическими новообразованиями можно считать целый ряд компонентов:


Об адекватности поведения подростков возрастная психология спорит постоянно. Кроме возрастных особенностей (стремление к самостоятельности, готовность к различным видам деятельности, активность) подростки зависимы от индивидуальных особенностей. Не может застенчивый ребенок стать в подростковом возрасте наглым и уверенным, хотя, справедливости ради, нужно отметить, что и это возможно.

Подростковый период – это возраст интенсивного развития личности. Большинство психологов определяют две группы условий становления личности подростка:

  • благоприятные, способствующие позитивному развитию компонентов личности подростка;
  • негативные, направленные на разрушение имеющихся позиций личности.

Важное значение в развитии личности играет подростковый кризис, который можно определить как ломку всей системы переживаний ребенка, содержания личности и структуры. Кризисный период воспринимается взрослыми как трудновоспитуемый.

Подростковый период — период через который проходит человек в своем развитии в возрасте от 11 -12 до 14-15 лет, от детства до юности. Психическое развитие в подростковом возрасте проходит через ряд особенностей: внутренние конфликты с собой, близкими или просто знакомыми людьми, через трудности, срывы и подъемы, формируя личность.

Психологические особенности подросткового возраста

В подростковом возрасте подросток стремится занять статус взрослого, что малодоступно для него, у отрока не получается обрести чувство взрослости, он скорее открывает для себя чувство своей неполноценности.

Живя в материальном мире с детства, подросток попадает под влияние вещей, и отводит предметам в своей жизни определенную значимость, и часто использует вещи для поддержания своего имиджа и статуса.

Общение с другими подростками тоже не проходит мимо мира вещей. Приобретая вещи в личное владение подросток как бы подчеркивает свою значимость, и тем самым, получает одобрение своей значимости в глазах других ребят.

Психологические особенности подросткового возраста находят свое отражение в стремлении овладеть вещами, которые по-мнению подростка придадут значимость для обладателя у сверстников.

Современный мир и подросток

Для подростка становится значимым приобретение определенного набора вещей, чтобы поддержать и сохранить свое чувство личности.

С переходом в общество потребления, подростковые аппетиты становятся огромными. Общество потребления подталкивает подростка к приобретению и обновлению вещей, которые не так уж важны на самом деле, без которых ребенок может обойтись, которые не приносят развития и не дают ни физического, ни духовного роста.

Опасность для подростка, которую таит в себе повышенный вещизм:

  • замена полноты жизни вещами, мотивация на приобретение вещей, вещи становятся смыслом жизни;
  • человек превращается в раба вещей;
  • зависимое положение от дарителей, возникновение чувства зависти и агрессии.

В современном мире подростку следует соблюдать умеренность в приобретении вещей, научиться себя контролировать.

Отношения в семье

В период отрочества подросток по-новому оценивает свои отношения с семьей. Некоторые подростки пересматривают свое отношение к семье, стремясь вырваться из семейного круга, где по их мнению, на них оказывалось влияние. Так появляется отчуждение, и зарождается негативизм.

Многие подростки стремясь психологически отделиться от семьи находят понимание в подростковых группах.

Общение со сверстниками

Другой особенностью подросткового возраста является стремление к общению со сверстниками.

Особенность общения в подростковом возрасте со сверстниками заключается в том, что подросток придает общению со сверстниками большую ценность и значимость.

Общение со сверстниками закрывает насущную потребность подростка — потребность в друге. Иметь друга и служить другу — значимая ценность в отрочестве.

Значимость дружбы

Именно через дружбу подросток понимает человеческое взаимодействие: сотрудничество, помощь друг другу, выручку. Дружба дает возможность лучше узнать другого человека и самого себя.

Почему подростки требовательны к друзьям? Именно через дружбу отрок узнает либо радость отношения и дружбы, либо как глубоко может ранить предательство и измена. Не правильно выбранный друг может изменить еще такую хрупкую личность, может оставить печальный след, последствия которого будут еще долго исправляться его носителем.

Какие качества раскрывает в человеке дружба

Дружба в подростковом возрасте не только учит прекрасным порывам и служению другому человеку, но и сложным рефлексиям.

Дружба повышает конформность в отношениях, если в семье подросток ведет себя как негативист, то в отношениях с другом не редко проявляет комфортные черты характера.

Личностные особенности в подростковом возрасте находят свое отражение в стремлении подростка изменить свою манеру поведения и общения, выработать более продуктивные формы общения со своими новыми друзьями и значимыми взрослыми.

Постепенно перестраиваясь, учитывая тот опыт, который есть в арсенале (восприятие, память, речь, особенности мышления, самостоятельность, сила воли), подросток создает себя как новую личность.

Стремление познать себя

Стремление познать себя через постоянные рефлексии не дает подростку спокойной жизни. Подростковый период — период полный волнения, огорчения и новых открытий: о себе, мире и своих друзьях. В подростковом периоде наблюдается противоположный диапазон чувств — от буйного порыва, до полной опустошенности.

Рефлексия на себя и других дает возможность подростку заглянуть в себя и других. Понимание несовершенства других людей и свое собственное, толкает подростка к началу психологического кризиса.

Эти переживания обогащают подростка такими знаниями и глубинами чувств о которых он не знал в детстве. Проходя трудный путь идентификации с собой и другими, через муки, подросток обогащает свои чувства и мышление, овладевает опытом обособления. Все это помогает подростку отстаивать свое право быть личностью.

Вопрос № 20

Особенности психического развития подростка.

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Как и любой другой, подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития.

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком - при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса.

В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверствниками. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация.

Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

    целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

    неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

    повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;

    развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

    романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

    нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;

    потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - на 13-15 лет.

Существенные изменения происходят в развитии познавательных процессов.

Внимание. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом.

Память. Подросток способен управлять своим произвольным запоминанием, использовать различные мнемические средства. Память в этом возрасте перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление.

Подростковый возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис 13 лет относится к числу острых.

Симптомы кризиса

    Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен.

Происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека).

С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

    Второй симптом кризиса – негативизм .

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

    Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Подросток недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

    Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

    Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

На этом основании можно предположить, что негативизм - следствие недостатков педагогического подхода.

Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Кризис идентичности.

В этот период происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах.

Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.

Становление нового уровня самосознания выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и своеотличие - уникальность и неповторимость. Познание себя черезотличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», - вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы. Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители.

Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое местов референтной группе .

Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников.

Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости . Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно.

Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:

Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;

Изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;

Смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;

Открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;

Познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;

Появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

Введение

Подростковый период - это время наибольшего физического, познавательного и психосоциального развития человека. В разных странах границы подросткового периода определяются различно, но без большой ошибки можно сказать, что это период с 12 до 18 лет. Верхняя возрастная граница еще в большей степени, чем нижняя, является дискуссионной, поскольку итогом подросткового периода является формирование социально и половозрелого взрослого человека .

Условно разделим здоровье подростка на психическое и физическое и далее сконцентрируем свое внимание на первом.

С точки зрения же физиологии подростковый возраст - период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердцебиении. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под их влиянием часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения. Центральным фактором физического развития в подростковом периоде является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Половое созревание в зависимости от пола ребенка происходит по-разному: у девочек - начало регулярных менструаций, у мальчиков - начало эякуляций. Вообще, пол ребенка закладывается одновременно с оплодотворением яйцеклетки сперматозоидом. Если данный сперматозоид (от здорового отца с хромосомным набором XY) несет в себе Х-хромосому (и при условии, что мать здорова и ее хромосомный набор является ХХ), то пол будущего ребенка будет женским, как у матери, с хромосомным набором ХХ. Если сперматозоид отца несет Y-хромосому, то пол будущего ребенка будет определяться хромосомным набором XY, как у отца .

Целью данной курсовой работы является изучение психосексуального развития ребенка в период полового созревания. Передо мной стоят следующие задачи:

· рассмотреть психические изменения подростков;

· определить нормы и возможные отклонения в изменениях психики и способы их предупреждения;

· рассмотреть сексуальное поведение подростков и аномалии в психосексуальном развитии.

Психическое развитие ребенка в подростковом возрасте

Изменения психики, которые считаются нормой

Не будет преувеличением сказать, что сразу после своего рождения здоровый ребенок в абсолютном большинстве случаев (имеется в виду, что оба родителя придерживаются традиционной полоролевой ориентации и сами воспитывают ребенка, а не прибегают к существенной помощи родственников и гувернеров) попадает в условия, в которых продолжается его соответствующая половая дифференцировка. Полушария головного мозга у лиц разного пола развиваются по-разному. Такой аспект, как телесная идентичность (то есть телесная принадлежность к определенному полу), к 5 - 6 годам становится необратимым, а раньше этого возраста у ребенка еще могут быть представления, что половые органы могут измениться.

Решающая роль социализации ребенка принадлежит семье. Имеется в виду весь тот комплекс информации, который он получает, наблюдая за семейными функциями матери и отца, а так же за их взаимоотношениями. Естественно, что в неполной семье (отсутствует отец или мать, отсутствуют оба родителя, а ребенком занимаются иные родственники или вообще ребенок находится в казенном учреждении) нормальное психосоциальное развитие ребенка маловероятно.

Вернемся к полноценной семье. Важно учитывать, что оптимальной является ситуация, когда родители согласно и целенаправленно развивают у своего ребенка принадлежность к тому или иному полу.

Независимо от самых разнообразных обстоятельств в 90 % случаев дети, не прикованные к одному и тому же месту из-за тяжелой болезни, узнают о различии полов и сексуальных отношениях между людьми от сверстников, а не от взрослых. Эта информация, конечно, неточная, весьма откровенная, но в обычных условиях все происходит именно таким образом. Ребенок почти обязательно знакомится с нелитературными выражениями, и, кстати, здесь от родителей в значительной степени зависит, какие выражения в дальнейшем он будет использовать в своей обычной, спокойной и эмоциональной речи.

С началом переходного периода милый, жизнерадостный ребенок превращается в очень ранимого, ершистого, нередко несчастного подростка. Он придирчиво рассматривает себя в зеркало, иногда без причины грустит и может ответить грубостью на замечания родителей. С одной стороны, ему хочется, чтобы все заметили, как он изменился, с другой - он беспокоится, что эти изменения делают его неуклюжим и некрасивым, и поэтому раздражается, когда родные уделяют ему слишком много, по его мнению, внимания. Невинная шутка по поводу его внешности может вызвать неоднозначную бурную реакцию: слезы или грубость, а иногда и то и другое. Ребенок часто чувствует себя одиноким, чужим и непонятым в собственной семье. Недовольство собой переносится на окружающий мир. Иногда мир кажется ему отвратительным и несправедливым, хотя порой он по-прежнему бывает веселым и довольным жизнью .

С быстрым развитием в переходном возрасте связано и негативное или настороженное отношение подростков к новым чертам своей внешности. Девочки, к примеру, могут стесняться быстро увеличивающихся в размерах молочных желез (особенно если раннее развитие). Но когда большинство сверстниц в этом плане оформились, отрицательные переживания могут быть связаны уже с отставанием в развитии этого признака («ничего не растет»).

Подростки крайне болезненно реагируют на свою угловатость, некрасивость. Нельзя к этим тревогам относиться иронически: обделенные физическим совершенством, они очень боятся критических взглядов, под этими взглядами сжимаются, сутулятся и действительно становятся некрасивыми. Они лишают себя многих удовольствий, не танцуют на школьных вечерах, горько плачут дома, срываются на резкий тон, постепенно отчуждаются от сверстников. И в конце концов могут развиться такие черты характера, как замкнутость, недоверие к окружающим, а иногда и озлобленность. Помочь таким подросткам понять сущность внутренней красоты, воспитать стремление к аккуратности в одежде, возбудить стремление быть привлекательными не только внешне, но и внутренне (путем умения общаться с людьми), научить доброжелательности, чуткости - задача родителей и прежде всего матери.

Хрестоматийные юношеские угри, действительно, могут отравлять существование молодого человека, особенно если, отложив все дела, только их и рассматривать. В данном вопросе помощь родителей может быть относительно проста и конкретна. Потребуется 1 - 2 визита к косметологу или дерматологу, совсем немного денег, и кожа подростка достаточно быстро улучшится. В противном случае это может тянуться до 20 и более лет .

Весьма интересным является восприятие подростком происходящих с ним перемен (у девочек - менструации, у мальчиков - эякуляции). Здесь, как никогда, имеет значение поддержка со стороны родителей. Такая психологическая подготовка не является результатом одной краткой беседы. Неоценимую роль и помощь может оказать иллюстративный материал в детской сексуальной энциклопедии. Иными словами, взрослый человек знает бесконечно больше, чем его ребенок, о возникающей у последнего новой физиологической функции. Задача заключается в том, чтобы (теоретически) самый близкий для ребенка человек поделился с ним этой информацией в доступной и приемлемой для него форме и обязательно с учетом тех психологических особенностей, которые в данный момент существуют в характере и личности подростка .

У мальчиков становление половой функции обычно происходят позже, они отстают от девочек на 1 - 2 года, именно поэтому для детей 9 - 11 лет характерно разделение по половому принципу на противоположные лагери, представители которых, фактически находясь постоянно вместе, практически не общаются друг с другом.

Процесс развития личности характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.

Кризисы подростка связаны с возникающими новообразованиями, среди которых центральное место занимают «чувство взрослости» и возникновение нового уровня самосознания .

Характерологическая особенность 10 - 15-летнего ребенка проявляется в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей. На первой стадии для детей специфично стремление получить признание факта их взросления. Причем у младших подростков оно выражается в желании лишь утвердить свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, «я могу одеваться так, как я хочу»). У других детей стремление к взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей, у третьих - в желании участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми.

Переоценкой своих возросших возможностей определяется стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие подростка все больше и больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, начинает определяться прежде всего отношением и оценками товарищей. Появляется тенденция группирования, что обуславливает склонность к образованию группировок, «братств», готовность безоглядно следовать за лидером.

Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у подростков формируется система своих требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых.

Одним из важнейших моментов в личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях .

Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании самооценки играет успешность деятельности.

Собственное «я» в этом возрасте вырастает до огромных размеров и заслоняет подростку весь остальной мир. Постоянно занимаясь самоанализом, ребенок пытается осознать, какой он, и делает вывод, что он уникален и неповторим, отличается от всех, кто его окружает, а следовательно таких, как он, больше нет. Вот и получается, что он очень, очень одинок. Из-за одиночества у подростка даже могут возникнуть мысли о суициде .

В переходном возрасте в силу различных изменений в организме у подростка возникает сенсорная жажда (жажда новых ощущений) на физиологическом уровне: желание что-либо увидеть, услышать, пощупать, попробовать на вкус, осязать что-нибудь новое. Если подростки к этому готовы психологически, то происходит формирование новых интересов, а если не готовы, то формируются патологические влечения: подростковый алкоголизм, увлечение наркотиками, сексуальная распущенность, повышенная агрессивность, лживость, жестокость, садизм и т.п. Необходимо с детства развивать у ребенка разнообразные интересы, поощрять его различные увлечения: спорт, танцы, музыка и т.д., чаще хвалить ребенка за его успехи, чтобы у ребенка возникло желание и дальше радовать любимых родителей своими успехами. Тогда велика вероятность, что и в этом непростом возрасте ребенок найдет себе новые достойные увлечения и интересы .

Подростковый возраст - это возраст, когда возникает шизофрения. Если такие реакции, как уход из дома или поджог обоснованы (то есть ребенок может объяснить кому-нибудь, не обязательно родителям, почему он это сделал), эти реакции и есть проявление сенсорной жажды, патологией их считать нельзя, хотя необходимо направить сенсорную жажду в безопасное для ребенка и окружающих русло. Но если ребенок не может обосновать свои действия, это может быть первыми признаками шизофрении .

При шизофрении у девочек может наблюдаться также половая распущенность, особенно если обстановка в семье неблагоприятна. У девочек с развивающейся шизофренией и склонных к истерии в подростковом возрасте часто начинается мания преследования и изнасилования. Они могут оговаривать (обвинять в изнасиловании) учителей-мужчин. При первых признаках шизофрении необходимо обратиться за помощью к специалисту, стараясь не травмировать психику ребенка. Итак, мы постепенно перешли отклонениям в психическом развитии подростка .

Подростковый возраст или его еще называют отрочество – это этап в индивидуальном развитии, находящийся между дет­ством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет.

Основная особенность подросткового периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны раз­вития.

У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опе­режают их и т. п. Например, девочки во многих отношени­ях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и пси­хическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее.

Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведе­нии признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную авто­номию. Все эти черты появляются в предподростковом пе­риоде развития (приблизительно 10-11 лет), но наибо­лее интенсивно развиваются в подростковом возрасте (при­мерно 11-14 лет).

Подростковый период - время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период от 11 до 15 лет характе­ризуется становлением избирательности, целенаправленнос­ти восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Наиболее важен в этом отношении период 11-12 лет - время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическо­му, от непосредственной памяти к логической.

В интеллектуальной деятельности школьников в пери­од отрочества усиливаются индивидуальные различия, свя­занные с развитием самостоятельного мышления, интеллек­туальной активности, творческого подхода к решению за­дач, что позволяет рассматривать возраст 11-14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления.

Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не о ребенке - "чувство взрослости". Подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет в ощущениях, полноценной подлинной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими. Происходит становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои воз­можности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. Отрочест­во характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формирова­нием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Проис­ходит переход от ориентации на оценку окружающих к ори­ентации на самооценку, формируется представление о Я-идеальном. Именно с подросткового возраста сопоставле­ние реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я-концепции школьника.


Одной из проблем подросткового возраста является неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. Указывают следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции.

1. Снижение самоуважения и часто как следствие - соци­альная деградация, агрессивность и преступность.

2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуа­циях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.

3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.

По мере взросления появляется более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.

Новый уровень самосознания, формируясь под влия­нием ведущих потребностей возраста, - в самоутвержде­нии и общении со сверстниками, одновременно определя­ет их и влияет на их развитие.

Лучшие статьи по теме