Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Обереги
  • Занятие про семью для детей 3 лет. Конспект занятия: "Моя дружная семья". Счет и логика

Занятие про семью для детей 3 лет. Конспект занятия: "Моя дружная семья". Счет и логика

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Социализация. Важность ИГРЫ в социализации дошкольников Подготовила: педагог – психолог МДОУ «Светлячок» с. Рыбушка С.А.Рудь

Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни, в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Понятие СОЦИАЛИЗАЦИИ

Первая ступень – дошкольный период, в котором преобладает игровая деятельность; Вторая ступень – период активного познания ребёнком окружающей жизни, её законов и требований; Третья ступень – этап завершения её формирования, - это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования. Процесс социализации личности по С. И. Гессену:

Социализация детей дошкольного возраста – фундамент их успешного вхождения в дальнейшую жизнь. Недостаточность социализации влечет за собой самые разнообразные негативные последствия для личности, преодолевать которые тем сложнее, чем больше было упущено на ранних стадиях развития. ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ранний возраст Дети до 1,5 лет усваивают основную информацию об окружающем их мире, о возможности взаимоотношений; В промежутке от года-полутора и примерно до трех лет возникает потребность в общении со сверстниками, закладываются первые навыки существования в коллективе. Основные этапы процесса социализации детей дошкольного возраста

Ребенок все полнее и активнее взаимодействует с окружающими, усваивает понятия о социальных и гендерных ролях. Средний и старший дошкольный возраст

Жизнь семьи, взаимоотношения внутри нее; отношение взрослых к детям; отношение к посторонним, демонстрируемое старшими – из этого и складывается понятие ребенка о нормах поведения и правильных отношениях. Роль семьи в социализации дошкольника

Родителям не стоит пытаться полностью изолировать ребенка от стихийной социализации, но - необходимо держать это под контролем и корректировать влияние таких факторов во избежание негативных последствий.

Задача детских дошкольных учреждений- компенсация недостаточной интенсивности социализации детей и придание ей большей гармоничности. Решением является - ненавязчиво и убедительно помочь ребенку выбрать, как именно он будет производить впечатление на окружающих: склонностью к конфликтам, дерзкими выходками или конструктивными поступками, помощью, дружелюбием, инициативностью и т.д. Роль детского сада в процессе социализации ребенка.

Решением этой задачи является - ненавязчиво и убедительно помочь ребенку выбрать, как именно он будет производить впечатление на окружающих: склонностью к конфликтам, дерзкими выходками или конструктивными поступками, помощью, дружелюбием, инициативностью и т.д.

Умения: - войти в детское общество; - действовать совместно с другими; - следовать и уступать общественным нормам; - контролировать свои желания и др. социально-личностные качества дошкольников: - интерес ребенка к себе; - интерес к сверстникам; - отношение ребенка к группе детского сада и др. Показатели успешного социального развития дошкольника в детском саду:

. « Игра-это первая школа общественного воспитания ребёнка, арифметика социальных отношений ». Л. С. Выготский

ИГРА – средство развития личности; ИГРА – средство общения; ИГРА – форма организации детского общества; ИГРА – способ обучения и самообучения; ИГРА – средство коррекции развития ребёнка; ИГРА – диагностическое средство; ИГРА – психотерапевтическое средство. Значимость игры в социализации дошкольников

Общая характеристика игры дошкольника: ИГРА самоценная деятельность для дошкольника; деятельность не обязательная, не связанная с достижением в ыгодных для ребенка целей; деятельность, доставляющая удовольствие.

ИГРА – эта центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов; ИГРА – служит средством реализации стремлений детей участвовать в жизни взрослых; ИГРА – отражение конкретной эпохи и конкретного периода развития общества; ИГРА - часть общечеловеческой культуры (обогащает опыт, развивает, обучает, воспитывает, социализирует); ИГРА - специфический фактор всего, что окружает людей в мире. ДЕТСТВО – ПЕРИОД ИГРЫ

Изучение психологических основ игровой деятельности в нашей стране в 20-е годы начал Л. С. Выготский. Его последователи: А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин. Проблемам изучения игры большое внимание уделяли К. Д. Ушинский и А. С. Макаренко. В настоящее время изучением игры, занимаются многие ученые – А. В. Запорожец, Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, С. Л. Новоселова, М. А. Васильева, А. А. Люблинская и многие другие. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ

ОСНОВНОЙ ПРЕДМЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – СЮЖЕТНО-ОБРАЗНЫЕ ИГРУШКИ УРОВНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ детей в совместных играх ОСНОВНОЙ МОМЕНТ ОРГАНИЗУЮЩЕГО ИГРОВОГО ВЗВАИМОДЕЙСТВИЯ – ПРАВИЛА РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – СОГЛАСОВАННОЕ ПОСТРОЕНИЕ СЮЖЕТА ИГРЫ

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ: ИЗ-ЗА ИГРУШЕК ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ в игровой деятельности СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ: ЧАЩЕ ИЗ-ЗА РОЛЕЙ СТАРШИЙ ВОЗРАСТ: ОСНОВНЫЕ КОНФЛИКТЫ ПО ПОВОДУ ТОГО «БЫВАЕТ ТАК ИЛИ НЕ БЫВАЕТ»

Младшая группа: Высокий – 30% Средний – 50% Низкий – 20% Средняя группа: Высокий – 37% Средний – 58% Низкий – 5% Старшая, подготовительная: Высокий – 33% Средний – 61% Низкий – 6% Уровень развития игровых умений воспитанников МДОУ «Светлячок»

« Игра с ребенком в жизни вашей семьи» Играете ли вы со своим ребенком? (да, нет) 2. Напишите, пожалуйста, игры, в которые вы играете вместе с детьми? 3 . Какие любимые игры и игрушки Вашего ребенка? С желанием ли играет с другими детьми? ___ Делится ли своими игрушками? ___ Чем вы руководствуетесь, покупая игрушки ребенку? 7. Есть ли у ребенка специальный уголок для хранения игрушек? (да, нет) Занимаетесь ли вы изготовлением игрушек-самоделок? Спасибо за сотрудничество! Анкетирование родителей МДОУ «Светлячок»

Дайте детству состояться! Дайте детству наиграться!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Предварительный просмотр:

1 слайд

Уважаемые коллеги, сегодня, в рамках темы нашего педсовета предлагаю вам поближе ознакомиться с проблемой Социализации дошкольников, и важностью игры в социализации.

Все мы работаем по Новому Федеральному Государственному стандарту, вступившему в силу 1 сентября 2013 года, и он утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями». Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности : двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. И именно важную роль игры в социализации наших воспитанников мы с вами рассмотрим поподробнее.

2 слайд

Что же такое социализация?
Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а так же в процессе воспитания (семейного, религиозного, социального). Ее сущность состоит в том, что она формирует человека, как члена того общества, к которому он принадлежит.

3 слайд
Рассмотрим процесс социализации личности по теории Сергея Иосифовича Гессена, отечественного педагога:

Как Вы видите, он рассматривал его как три ступени.

Рассмотрим, что происходит на первой ступени :

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка. Именно в игре он развивается и самореализуется, усваивая и воспроизводя культуру общества, социальные нормы и ценности того общества, к которому он принадлежит.

Во второй период активного познания ребенком мира, по мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения , учатся общению.

На третей ступени происходит формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности

4 слайд

Что же представляет собой процесс социализации дошкольников – это одна из главных составляющих успешности ребенка в дальнейшей жизни. Именно в этом возрасте закладываются ценнейшие навыки общения и основы понимания собственного места в жизни и обществе. Дети усваивают нормы и мотивы поведения, понятия ценностей, соответствующие социуму, в котором они растут. Налаживается связь между основными сферами существования детей и их психикой, влияющая и на развитие психики.

Недостаточность социализации сказывается не только на недостаточной информированности детей по поводу правильности поведения, но и грозит неверной ориентацией развития личности, проблемами в эмоциональной сфере.

5 слайд

Начало социализации личности происходит в первый год жизни, когда ребенок учится быть частью семьи, получает первые навыки существования в коллективе, навыки общения с близкими, учатся взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми, а не быть уже только объектом заботы старших . Это очень важный возраст для развития коммуникабельности и способности группового взаимодействия .

6 слайд

Ребенок все полнее и активнее взаимодействует с окружающими, пользуясь для этого полученнымиранее навыками общения и речью. Получает более серьезные навыки общения с посторонними, малознакомыми взрослыми, осваивает сценарии поведения в различных ситуациях: забота, послушание, дружба и любовь, конфликты и их разрешение, совместная деятельность, творчество и т. д.

7 слайд

Важность роли семьи в этом процессе переоценить очень сложно. Интенсивность взаимодействия старших членов семьи с малышом влияет на развитие адаптационных способностей его психики. Чем больше его привлекают к общению и деятельности в семье, тем больше навыков и понятий откладывается, тем они полнее и многограннее. Разумеется, личные особенности интеллекта и психики ребенка играют немалую роль в развитии его адаптабельности, однако, с одними и теми же исходными возможностями ребенок может оказаться неуверенным в себе, малокоммуникабельным, не умеющим решить простую поведенческую задачу, или общительным, хорошо ориентирующимся, понимающим основные правила поведения и хотя бы самые очевидные мотивы.

8 слайд

Без регулярной умеренной нагрузки на адаптационные возможности самый здоровый и ухоженный ребенок будет отставать от сверстников в способности воспринимать новое, вливаться в коллектив, взаимодействовать с другими детьми, осваивать возможности, предоставляемые школой и обществом.

9 слайд

Задачей детских дошкольных учреждений является компенсация недостаточной интенсивности социализации детей и придание ей большей гармоничности. Задача оказывается не из легких – каждый ребенок приходит в детский сад из семьи с уже сформировавшимися понятиями о том, как следует себя вести, какие отношения допустимы. А ведь каждый из детей наделен нормальным желанием самоутверждения среди сверстников и в глазах взрослых, что ведет к множеству неожиданных поступков, а порой и конфликтных ситуаций. И воспитателю нужно их решать без помех для образовательного и процесса.

10 слайд

Ребенок все больше стремится быть кем – то значимым в глазах окружающих, и важно грамотно направить это стремление в правильное русло.

11 слайд

Какие параметры говорят об успешной адаптации? Это и формирование приемлемых норм поведения и общения со сверстниками и старшими, близкими и малознакомыми людьми, и развитие самосознания, выделение и становление собственной личности ребенка среди других людей. Развитие социальных навыков в обращении с предметным миром. Особенно значимым является формирование самосознания и умения воспринимать себя как личность, познающую мир и взаимодействующую с ним, получающую опыт, извлекающую пользу.

12 слайд

По словам Антона Семеновича Макаренко: «Игра – это первая школа общественного воспитания ребенка, арифметика социальных отношений».

13 слайд
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Очень точно об игре, как о средстве коррекции написал А.Н. Леонтьев «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития». В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.

Слайд 14

Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

Слайды 15 – 16 по презентации.

Слайд 17

1.На начальном этапе - действия с определёнными предметами, направленные на партнёра по игре.

Роли есть фактически, но они не называются и определяются характером действий, а не наоборот. При ролевых разделениях функций в игре дети выполняют игровые роли автономно, не пытаясь создавать единого игрового сюжета.

Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Логика действий легко нарушается, не вызывая протеста у детей. Правила отсутствуют.

2. Последующий этап - В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному.

Роли называются, намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации связанных с нею действий.

Логика действий определяется жизненной последовательностью реальных жизненных событий. Расширяется их репертуар, выходя за пределы какого-либо одного типа действий

Нарушение действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется. Правило ещё не вычленяется, но в случае конфликта оно уже может победить непосредственное желание.

3. Игровые умения на заключительном этапе дошкольного развития - Выполнение роли и вытекающих из неё действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношения к другим участникам игры.

Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры. Появляется «ролевая речь», обращённая к партнёру по игре. Иногда отношения становятся обычными, не игровыми. Ролевые функции детей взаимосвязаны.

Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны, чётко и последовательно воссоздают реальную жизненную ситуацию. Ясно выделены действия, направленные на других участников игры.

Нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную ситуацию, но и с указанием на рациональность правил. Правила ясно сформулированы. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое.

18 – 19 слайды по презентации

Слайд 20

Играют 100% РОДИТЕЛЕЙ.

Игры родителей с детьми - Жмурки, прятки, лошадки, куклы, мягкие игрушки – 76% опрошенных.

Дидактические игры, интеллектуальные – всего 24%.

Любимые игры детей – подвижные – 63%

Дидактические, интеллектуальные – 37%

Руководство для покупки игр, игрушек – просто так, поощрение, желание ребенка 83%

Для развития ребенка – всего 17%.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ленский детский сад»

Совместный досуг с родителями

«Моя семья», посвящённого праздникам 23 февраля и 8 марта

для детей 2-3 лет

Воспитатель: Кочергина

Наталья Михайловна

Ленск, 2016

Цель: создание условий для совместной творческой деятельности воспитанников детского сада и их родителей.
Задачи:

    использовать личный пример взрослых членов семьи в воспитании детей;

    развивать координацию движений, ловкость, умение действовать по сигналу;

    развивать творческие способности в совместной деятельности с родителями;

    воспитывать любовь и уважение к маме, папе, бабушке, дедушке.

Оборудование:

    карточки с названием команд и девизом;

    сердечки с пожеланиями;

    макароны и нитки;

    разные крупы: манная, гречневая, рисовая, пшенная, геркулесовая, ячневая;

    сундучок: книга русских народных сказок; ремень; фартук; кулинарная книга; мяч; шоколад; горох; игрушка; букварь; краски; пластилин; диск с мультфильмами.

Зал празднично украшен. Под музыку, звучит песня «Моя семья»,

в зал входят родители с детьми, рассаживаются за столы.

Ведущая:

Уважаемые мамы и бабушки, папы и дедушки! Поздравляем Вас, с праздником! Сегодня у нас необычный праздниксемейный праздник. Потому что семья – то самое дорогое, что есть у всех нас. Все самые лучшие слова, которые прозвучат сегодня – для вас, наши дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!

Пусть каждый день ваш будет светлым,

Пусть ваше сердце будет щедрым,

От всей души желаем счастья,

В работе радостных побед.

Пусть обойдут вас все несчастья,

Как будто их в природе нет!

Ребёнок:

Кто на свете всех милей?

И кто в мире краше?

Самый лучший друг детей –

Это мама наша!

Ребёнок:

Мамочка моя,

Лучше всех на свете.

Радует меня

Сладкими конфетами.

Ребёнок:

Я мамуле помогаю

Сам игрушки прибираю:

То машинки раскидаю,

То весь сок пролью.

Ребёнок:

Мамочка милая, мама моя,

Пусть эта песенка будет твоя!

Исполняется песенка «Маму поздравляют малыши»

Ведущая:

Сегодня, уважаемые гости, мы с вами хотим поиграть. Давайте представим, что за каждым столом сидит команда, которая состоит из детей и родителей. Мы приготовили для каждой команды – девиз, он лежит на вашем столе. Задание для вас: прочитать название команды и девиз дружно, хором – оценивать чёткость произношения будет наше жюри: представляет жюри. Победитель будет оценён вот таким сердечком. Команда, набравшая к концу вечера наибольшее количество сердец, будет нашим победителем.

Конкурс № 1

«Представление команд»
Команда: «Малышок» -
Девиз: «Мы команда малышок, постоим за свой горшок!»
Команда: «Веснушки» -
Девиз: «Если хочешь быть в веснушках, через сито загорай!»
Команда: «Улыбка»
Девиз: «Жизнь без улыбки ошибка, да здравствует свет и улыбка!»
Команда: «Солнышко».
Девиз: «Солнышко, солнышко, мы твои лучи,
Быть людьми хорошими ты нас научи!»
Команда: «Кнопочки».
Девиз: «Куда хотим туда воткнёмся
Чего хотим, того добьёмся!»
Команда: «Радуга».
Девиз: «Будем вместе мы всегда, как у радуги цвета!»

Жюри оценивает конкурс.

Ведущая подводит итог конкурса, отдаёт сердечки.

Ведущая:

Каждый день по утрам
Делаем зарядку,
Очень нравится нам
Делать по порядку.
Чтобы нам не болеть
И не простужаться,
Мы зарядкой всегда
Будем заниматься.
Пусть не всё хорошо
Может получиться,

Не печалься, дружок,
Надо научиться.

Конкурс № 2

Зарядка «Туки-ток»

Ведущая вручает сердце самым активным участникам,

по мнению жюри.

Ведущая:

Посмотрите, какие сегодня красивые мамы! Но мы предлагаем сделать их еще наряднее! Смастерим для них бусы.

Конкурс № 3

«Подарок для мамы»

Папа с ребёнком нанизывают макароны на ниточку, за одну минуту нанизать как можно больше и подарить бусы маме.

Ведущая:

Мы с ребятками дарим нашим мамам песенку.

Исполняется песенка-игра «Пирожки»

Ведущая:

Мы продолжаем наше соревнование.
Умывайся, соня Саша!
Бабушка сварила кашу!
Каша сытная, пшеничная!
Масло сладкое, отличное!
А все съешь - с тарелки донышка,
Улыбнутся слон и солнышко.

Родители, а Вы любите каши? У нас в детском саду дети каждое утро кашу кушают, а Вы? Вот мы сейчас с ребятами проверим. Вы закроете глаза и определите, какая крупа нужна для каши. Жюри оценит, кто из родителей является знатоком каш.
Ведущая приглашает от каждой команды по одному родителю.

Конкурс № 4

«Знатоки каши»

Жюри объявляет победителя, отдаёт сердце.

Ребёнок:

У меня есть бабушка,
Она печёт оладушки,
Вяжет тёплые носки,
Знает сказки и стихи.
Бабушку свою люблю,
Ей я песню подарю!

Исполняется песенка «Поздравляем бабушку»

Ребенок:

Поздравляю бабушку

Я с большой любовью!

И желаю бабушке

Крепкого здоровья!

Конкурс № 4

«Бабушкин сундук»

Ведущая:

В этом сундучке находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения бабушки, для успешного воспитания ребёнка. Мы приглашаем по одному родителю от каждой команды, и родители поочередно будут объяснять, что из данных предметов пригодится в воспитании ребёнка, а что нет. Каждый выбирает предмет для объяснения. Для чего нужен этот предмет, как с его помощью можно воспитать ребёнка.
В сундуке находятся:

    книга русских народных сказок;

    ремень;

    фартук;

    кулинарная книга;

    мяч;

    шоколад;

    горох;

    игрушка;

    букварь;

    краски;

    пластилин;

    диск с мультфильмами.
    Жюри оценивает родителей, ведущая раздаёт сердца.

Ребёнок:

У меня есть ежик
По утрам колючий.
Я его целую –

Мой папа самый лучший!

Ребёнок:

Знают все, что я принцесса,
Значит папа - мой король.
Ты мой самый лучший папа,
Мой кумир, и мой герой.

Исполняется песенка «Машина»

Ведущая:

А сейчас самый весёлый конкурс.
Мы играли в папавоз,
В самый быстрый папавоз,
В самый лучший папавоз:
Ехал я, а папа - вёз.
Долго он не соглашался,
Не хотел пыхтеть всерьёз,
А потом как разошёлся -
И поехал, и повёз!

Приглашаем пап и детей. Пусть папа по-своему прокатит своего малыша (самолет, паровоз, лошадка и т.д.)

Конкурс № 5

«Папавоз»

Жюри оценивает пап, ведущая раздаёт сердца.

Ведущая:

Наше соревнование окончено и пока жюри подводят итоги, мы станцуем для вас.

Танец «У меня, у тебя»

Ведущая:

Сегодня замечательный вечер. Родители, Вы его весело провели, играя с Вашими детьми. И в нашей игре есть только один победитель – Ваш ребёнок, Ваше будущее. Надеемся, в Ваших семьях таких вечеров будет много. А сейчас мы с ребятами обменяем ваши заработанные сердца на добрые слова и пожелания.

Родители зачитывают слова и пожелания, которые написаны на сердцах.

Ведущая:

Мы желаем Вам, чтобы все эти пожелания сбылись!

Вечер продолжается чаепитием.

Чем старше становится ребёнок, тем меньше он начинает нуждаться в уходе за собой. После 2 лет дети намного самостоятельнее, поскольку овладевают всё большим числом навыков (в частности, самообслуживания), могут с помощью речи сообщать о своих потребностях, становятся ещё активнее и действуют увереннее.

Но это вовсе не означает, что малыш требует к себе меньше внимания. Скорее, наоборот. Ещё тщательнее нужно за ним следить и прилагать ещё больше усилий для развития личности ребёнка и направления его энергии в правильное русло. Отчего и вопрос о том, как следует воспитывать ребёнка в 2-3 года, остро стоит перед большинством родителей и стимулирует к изучению особенностей этого возраста и поиску наилучших способов взаимодействия со своим крохой.

Особенности развития детей в 2-3 года

  1. После 2 лет у большинства детей заметно совершенствуется речь, растёт словарный запас, они начинают строить простые предложения из 2-3 слов.
  2. В этом возрасте дети практически полностью овладевают навыками самообслуживания: самостоятельно ходят на горшок, моют руки, аккуратно кушают ложкой, пьют из кружки, могут одеться и раздеться.
  3. Полностью уходит кормление грудью, ребёнок кушает взрослую пищу и ещё более ярко проявляет свои кулинарные предпочтения.
  4. Большинство детей в 2-3 года начинают ходить в садик. Наиболее благоприятным периодом для начала его посещения считается достижение ребёнком возраста 3 лет, когда связь с матерью постепенно начинает ослабевать, появляется стремление к общению со сверстниками. Адаптация к детскому саду в таком случае проходит менее болезненно.
  5. Ребёнок активно исследует границы дозволенного, усваивает правила поведения и проверяет родителей на прочность. Наверняка вы замечали, что ваше чадо уже научился «хитрить», наблюдает за реакцией взрослых на свои действия, может совершенно по-разному вести себя с мамой, папой, бабушкой и другими родственниками.
  6. Малыш ещё активнее продолжает манипулировать предметами, его действия становятся более точными, улучшается координация движений.
  7. К двум годам ребёнок знает действия людей, животных, назначение предметов, например, что «птица летает», «машинка едет», «мылом моют руки» и т. д.
  8. Малыши в этом возрасте очень возбудимы. А вот успокоить их бывает подчас очень трудно.
  9. Подражание взрослым становится основным способом научения разным навыкам.
  10. Усиливается тяга малыша к самостоятельности, ведь он уже так много всего умеет! Всё чаще можно услышать от него фразу: «Я сам!», когда в очередной раз хотите ему в чём-то помочь. Поэтому воспитание ребёнка в возрасте 2-3 лет важно строить на предоставлении ему возможности выбора, поощрении инициативы и двигательной активности.
  11. Многие дети в возрасте 2-3 лет проявляют склонность к тому или иному виду деятельности: рисование, лепка из пластилина, собирание конструктора, сюжетно-ролевые игры и пр. Конечно, пока это ещё нельзя назвать устойчивыми интересами, но определённые черты личности ребёнка уже могут проявляться в ходе этих занятий.
  12. Активно развивается воображение, малыш фантазирует. Это обычно заметно в его речи, игре, рисунках.
  13. Спектр проявляемых эмоций значительно расширяется. Ребёнок может демонстрировать радость, восторг, удивление, ласку, смущение, жалость, разочарование, гнев, страх, сочувствие и др.
  14. После 2 лет появляется интерес к сверстникам, малыш хочет общаться, играть, дружить с другими детьми. При этом взаимодействие со взрослыми для него также остаётся значимым.

Психология мальчиков и девочек в 2-3 года: есть ли различия?

В этом возрасте дети могут различать между собой мальчиков и девочек по внешним признакам: по одежде и поведению.

  • Различия проявляются на уровне тенденций. Например, нельзя сказать, что у всех девочек речевое развитие протекает быстрее, чем у мальчиков. Но всё же чаще девочки овладевают речью раньше мальчиков.
  • У мальчиков быстрее развиваются зрительно-пространственные способности.
  • В большинстве случаев мальчики позже привыкают к горшку.
  • У мальчиков быстрее развивается крупная моторика, у девочек – мелкая.

Кризис 2-3 лет: почему он возникает и как его преодолеть?

Возникновение кризиса связано с несколькими факторами:

  • Ребёнок достигает значительного уровня развития и овладевает большим количеством навыков, что позволяет ему ощущать себя во многом самостоятельным. Поэтому малыш сопротивляется любым попыткам взрослых ограничить его свободу и активность.
  • Происходит формирование личности ребёнка, его характера, осознание своего «Я». Ему важно выражать свои предпочтения, он стремится чётко обозначить позицию «моё», ревностно относится к своим вещам, игрушкам и т. д.

Характерные черты в поведении ребёнка, указывающие на кризис:

  • Упрямство: малыш что-то требует и долгое время продолжает настаивать на своём, следуя первоначальному решению.
  • Сопротивление просьбам, указаниям, решениям взрослых; протест.
  • Стремление к самостоятельности.
  • Частые капризы и истерики.
  • Проявление деспотизма.

Как преодолеть кризис?

  1. Прежде всего, примите как данность то, что у ребёнка наступил кризис и вооружитесь знаниями о детской психологии и развитии в этот период.
  2. Заручитесь принципом: проявлять максимум терпения. При воспитании ребёнка после 2 лет его потребуется ещё больше.
  3. Воспринимайте сопротивление и отказы своего крохи как тренировку высказывать своё мнение. Так уж сложилось, что малыш сначала на родителях должен «отработать» разные приёмы и способы поведения и только потом перенести их в общество. Если ему не дать такой возможности, то в дальнейшем у него могут возникнуть проблемы с адаптацией в социуме.
  4. Не пытайтесь «ломать» и жёстко пресекать протест и выражение ребёнком гнева. Это только усилит дистанцию между вами и подорвёт его доверие к вам. Старайтесь «мягко направлять» и спокойно отстаивать свою позицию.
  5. Вместо «нельзя» чаще говорите, как нужно действовать и вести себя.
  6. Не кричите и не применяйте физических наказаний. Если ребёнок ведёт себя агрессивно, дайте ему понять с помощью своей мимики и интонации, что вам неприятно и он делает что-то нехорошее.
  7. Позволяйте ему действовать самостоятельно там, где это возможно. Будьте рядом, направляйте, поддерживайте.

Задачи воспитания и обучения детей:

  • благоприятно преодолеть возрастной кризис;
  • соблюсти золотую середину между запретами и излишней свободой действий;
  • развивать творческие способности;
  • способствовать речевому развитию;
  • помогать активно усваивать нормы и правила поведения в обществе;
  • развивать эмоциональную сферу, позволять открыто проявлять свои чувства;
  • прививать отзывчивость к людям, дружелюбие;
  • поощрять инициативу и желание быть самостоятельным.

Как воспитывать ребёнка после 2 лет

  1. Главный пример для ребёнка – это вы. Он наблюдает за вашим поведением, копирует его, отражает ваше эмоциональное состояние, подчас находится в том же настроении, что и вы. Поэтому сначала нужно воспитать себя, и только потом – ребёнка.
  2. Хвалите малыша за его умения и правильное поведение.
  3. Относитесь серьёзно ко всем проблемам и страхам ребёнка, даже если вам кажется, что они «ну совсем пустяковые». Для вашего крохи всё, что его беспокоит, — это важно. Позволяйте ему высказываться, внимательно слушайте, будьте рядом и поддерживайте.
  4. Активно играйте с малышом, давайте разным персонажам характеристики. С помощью игры ребёнок лучше усваивает то, как нужно себя вести.
  5. Используйте сказки (в том числе придумывайте сами), чтобы эффективнее воздействовать на ребёнка: формировать правильные установки, нормы поведения, помогать справляться со страхами.
  6. Интересуйтесь предпочтениями малыша: «Какой твой любимый цвет?», «Во что тебе нравится играть?», «Каких животных ты любишь?»
  7. Позволяйте ребёнку выражать свои чувства, называйте их, чтобы помочь ему научиться их понимать. Например: «Ты сердишься» или «Девочка плачет, тебе её жалко, да?»
  8. Просматривая мультфильмы или читая книги, комментируйте поведение героев, обсуждайте вместе с малышом, кто из них поступил хорошо, а кто – плохо. Спрашивайте у крохи, что они чувствуют, кто из них ему нравится.
  9. Способствуйте знакомству ребёнка с другими детьми: регулярно бывайте на детских площадках, в гостях. Разговаривайте с малышом о дружбе и помощи другим. Обычно хорошо сказывается на развитии посещение специального детского центра, где ребёнок одновременно находится вместе с мамой и взаимодействует со сверстниками.
  10. Активно вовлекайте своё чадо в совместные дела, давайте простые задания, поощряйте его желание вам помочь.
  11. Проявляйте гибкость и за любым непослушанием и протестом старайтесь увидеть истинные причины такого поведения, чтобы мягко его скорректировать.
  12. Всегда с помощью ласки и слов давайте ребёнку понять, что любите его, как бы он себя ни вёл.

Каким бы трудным и ответственным ни казалось воспитание ребёнка в 2-3 года, процесс этот, вместе с тем интересный и способствующий развитию самих родителей. Любовь к своему крохе и умение выбрать правильный вариант поведения по отношению к нему создадут почву для превращения из бунтаря в вашего помощника и самостоятельную инициативную личность.

Цель: Формировать представления детей о себе, своем имени, внешнем виде, членах семьи; детях в группе.
Задачи:
1. Создание положительного эмоционального настроя в группе.
2. Ввести понятия «семья», «родители», «дети».
3. Формирование простого нераспространенного предложения с указательными
словами «Вот», «Тут».
4. Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, слухового внимания,
чувства ритма.
5. Развитие мелкой, общей моторики, координации движений.

Оборудование: сюжетная картинка «Семья»; куклы – мальчик, мама, папа, дедушка, бабушка, девочка (картинки с изображением членов семьи); деревянный домик; корова игрушечная, паровоз; картинка с изображением символа звука У; выполнения артикуляционной гимнастики; разноцветные бумажные цветы.
Ход занятия.
I Организационный момент.
Логопед здоровается с родителями, детьми хлопками в ладоши (зравст-вуй-те).
Раздается плач мальчика (появляется кукла - мальчик): УУУУУ (громко).
II Основная часть
1. Введение в тему.
- Здравствуй, мальчик! (кукла «здоровается»)
- Поздороваемся с мальчиком! (хлопками)
- Как тебя зовут? (Петя)
- Почему плачешь, Петя?
- Я ушел со своего двора гулять и заблудился (ууууу… - тихо).
- Не расстраивайся! Мы с ребятами поможем найти твой дом, семью.
- Поможем, ребята?
- Будем знакомиться! («здоровается» с каждым ребенком, «подавая» руку, и знакомится: «Здравствуй! Я – Петя. Как тебя зовут?»)
2. Работа по теме.
а) Поездка к Пете:
- На чем поедем искать Петин дом? На поезде (логопед показывает картинку поезда).
- Встанем паровозиком, друг за другом, и отправимся в путь, искать Петин дом (взрослый – «паровоз», дети – «вагоны»).
- Погудим, как паровоз: У – У – У (громко и длительно); ту – ту … (дети вместе с родителями встают, держась друг за друга, двигаются по кругу под музыку):
Вот поезд наш едет, колеса стучат.
А в поезде нашем ребята сидят,
«Ту – ту – ту, ту – ту – ту» - гудит паровоз,
Далеко, далеко ребят он повез.
Вот остановка. Кто хочет слезать –
Сходите, ребята, Пойдемте гулять.
Или: Едет, едет паровоз – ТУ - ТУУУУ.
Он вагончики повез – ТУ - ТУУУУ.
- У поезда остановка. Выйдем погулять!
б) Дыхательная гимнастика «Цветы»:
- Вот и поляна. Сколько много цветов на поляне! (на полу разложены бумажные цветы)
- Давайте сорвем их, понюхаем, как пахнут (дети с родителями «собирают» цветы, делают вдох носом и на выдохе произносят: АААХ).
- Ой, кто это? (на поляне «пасется» игрушечная корова или картинка коровы)
в) Упражнение на звукоподражания.
- Мычит корова на лугу: «Му – у – му - у - молока кому?»
- Здравствуй, корова! Как тебя зовут? (Буренка)
- Ребята, как мычала корова? Буренка, мы ищем Петин дом, подскажи нам дорогу.
3. Артикуляционная гимнастика.
- Сначала поиграйте со мной, потом покажу!
а) «Корова жует траву» (жевательные движения);
б) «Прогулка язычка»:
- Язычок сидит в домике, вышел из домика, погрелся на солнышке, снова спрятался в домик (или: посмотрел вправо (в сторону) – влево (в другую сторону);
в) «Буренка»:
Ротик пошире открываем, в Буренку играем: широко откроем ротик, как голодная Буренка. Закрывать его нельзя, до пяти считаю я. А потом закроем ротик: отдыхает уж Буренка.
- Молодцы, умеете играть со своими язычками.
- Езжайте прямо и увидите Петин дом (дети двигаются дальше паровозиком: ту – ту – у - у).
4. Беседа по теме «Семья».
- Ура! Вот мой дом! (на столе стоит игрушечный домик)
- Ребята, пойдемте ко мне в гости! (около домика стоят куклы – мама, папа, девочка, дедушка, бабушка)
- Петя, познакомь нас со своей семьей!
- Это моя семья. Моя семья большая, дружная. Вот папа, мама, бабушка, дедушка, сестра.
5. Знакомство с Петиной семьей.
- Мама, папа – мои родители (Или: Вот папа. Вот мама).
- Это моя сестра. Ее зовут Таня. Таня и я – дети. Я – сын, Таня – дочка.
- Я – маленький. Папа – большой. Таня – маленькая, мама – большая.
- Это деда (дедушка). Это баба (бабушка).
- Таня и я – их внуки.
6. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
- Я хочу рассказать о своей семье пальчиками (Петя показывает).
- Давайте вместе расскажем о семье (предлагает Петя):
Этот пальчик – деда (дедушка), этот пальчик – баба (бабушка).
Этот пальчик – папа, этот пальчик – мама.
Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!
7. «Прохлопайте слова!»
- Теперь вместе с Петей прохлопаем в ладоши, скажем, кто есть в его семье (логопед показывает кукол - членов семьи).
8. Прощание с Петей.
- Спасибо, ребята, вы помогли найти мою семью. До сви-да-ни-я! (прохлопать)
- Нам, ребята, пора возвращаться домой. Вставайте паровозиком друг за другом, поехали! (дети «едут» под слова стих – я):
... Вот остановка.
Кто хочет слезать – пора, ребята, отдыхать!
- Вот мы и вернулись домой.
III Итог занятия.
- Кто приходил?
- На чем ехали к Пете? Как гудел паровоз? (У – У – У; ту – ту – ту)
- Кого видели на полянке? (или: Кто мычал? (показать)) Как мычала корова?
- Кто живет в Петиной семье? (папа, мама, Тата (сестра), дедушка, бабушка)

Конспект НОД в младшей группе по теме

«Моя дружная семья»

Описание материала : Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшей группы (3-4) на тему «Моя дружная семья». Этот конспект составлен, соблюдается интеграция образовательных областей, составлено в игровой форме для детей.

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира), «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное-эстетическое развитие» (аппликация), «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение.

Цель деятельности педагога : формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; об эмоциональном состоянии членов семьи; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие: мой дом, моя семья; вызвать у детей радость от созданного ими изображения; формировать навык аккуратной работы.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника : эмоционально-заинтересованно следит за развитием действия в играх-драматизациях (встреча зайчика), отвечает на вопросы педагога во время беседы о членах семьи, активен при создании коллективной композиции в аппликации «Красивый дом».

Материал и оборудование : картинки с изображением членов семьи, картинка с изображением всей семьи, ладошка двусторонняя с лицами грустными и весёлыми, бумажный белый дом, вырезанные из цветной бумаги разные фигурки.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то стучится. Кто же это пришёл к нам в гости? (Входит зайчик)

Зайчик: Здравствуйте, ребята! Я принёс вам письмо, тут написан ваш адрес. Вот возьмите. (Передаёт воспитателю)

Воспитатель: Здравствуй, зайчик! Большое тебе спасибо, проходи, будь наше гостем.

Зайчик: Не когда мне, у меня ещё много дел. В следующий раз обязательно погощу у вас, ребята!

Все: До свиданье, зайчик. Приходи к нам ещё.

2. Загадки. Беседа о членах семьи.

Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим, что же за письмо принёс нам зайчик. Ребята, да тут загадки. А вот послушайте загадку:

Излучает она свет,

От улыбки ямочка…

Никого дороже нет,

Чем родная…

Дети: Мамочка.

(Выставляет на фланелеграф картинку с изображением мамы).

Беседа (опрос 2-3 детей):

Как зовут твою маму?

Кто ты для мамы?

Как мама называет тебя ласково?

Воспитатель: Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку:

Угадайте, кто же это?

Добрый, сильный, ловкий, смелый.

Жду ответа я, ребята,

Молодцы! Конечно…

Дети: Папа.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!

(Выставляет картинку с изображением папы).

Беседа (опрос 2-3 детей):

Как зовут твоего папу?

Кто ты для папы?

Воспитатель: Замечательно, ребята! Читаем следующую загадку:

Всё хозяйство: лебеда,

Да хохлатка Рябушка,

Но ватрушками всегда

Нас накормит…

Дети: Бабушка.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, правильно!

(Выставляет картинку с изображением бабушки).

Беседа (опрос 2-3 детей):

Кто ты для бабушки?

Воспитатель: Молодцы! А вот ещё загадка:

Мочит в тёплом молоке

Он кусочек хлебушка,

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый…

Дети: Дедушка.

Воспитатель: Да, ребятки, правильно!

(Выставляет картинку с изображением дедушки).

Беседа (опрос 2-3 детей):

Кто ты для дедушки?

Воспитатель: Замечательно, ребята! Вы все просто умницы.

(Выставляет картинку с изображением всей семьи).

А все эти люди вместе называются одним словом – Семья. Ребята, а давайте покажем свою семью на ладошке.

3. Пальчиковая гимнастика «Семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

А этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья.

(Выставляется ладошка с грустными лицами).

Воспитатель: Ой, ребята. Что-то произошло в этой семье. Посмотрите, какие они грустные. Как вы думаете, что же могло произойти?

Дети: Они поссорились.

Воспитатель: А как вы думаете, что мы можем сделать?

Дети: Надо семью помирить.

Воспитатель: Конечно, ребята, семью надо помирить!

4. Подвижная игра «Помирились»

Плохое настроение у нас в семье с утра,

И потому в семье у нас не ладятся дела.

(голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево)

У дедушки у нашего весь день болит спина,

(наклониться вперёд, руки за спину)

У бабушки у старенькой кружится голова,

(круговые движения головой)

Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал

(стучим кулачками друг о друга)

У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал

(смотрим на раскрытые ладони)

Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.

Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся

(взяться за руки и улыбнуться друг другу)

Дружно все обнимемся и тогда помиримся!

(Семью помирили, ладошку переворачиваем, семья улыбается).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились. А как, вы думаете, где же живёт семья?

Дети: В своём доме.

(На ладошку накладывается бумажный белый дом, с окошками для каждого пальчика).

5. Аппликация «Красивый дом».

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, какой дом грустный. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы дом стал весёлым и красивым? (Дети высказывают свои предположения.) Давайте украсим его и сделаем красивым. Дети и воспитатель украшают дом.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивый и праздничный получился дом для семьи. Давайте для всех расскажем стихотворение о доме.

Дети и воспитатель:

Дома бывают разные-

Кирпичные, каркасные.

С балконами железными;

Бывают даже снежные,

Совсем как настоящие.

Но самый лучший – это мой,

Я в нём живу

С моей семьёй.

6. Рефлексия.

Ребята, кто к нам приходил в гости?

Кого, мы с вами мирили?

А для, кого мы так красиво украсили дом?

Лучшие статьи по теме