Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания

Воспитываем ребёнка-сангвиника: строго, но с искоркой! Если ваш малыш сангвиник. Общее описание детей-сангвиников

В общем смысле темперамент человека - это индивидуальные проявления впечатлительности, возбудимости нервных процессов, уравновешенности и скорости протекания психических процессов.

Иван Петрович Павлов подчеркивал, что основой темперамента человека является тип нервной деятельности. От сочетания силы нервных процессов, уравновешенности и подвижности зависит, какой из четырех типов нервной системы будет у ребенка.

Иван Павлов подчеркивал, что темперамент, несмотря на врожденный характер, все же поддается педагогическому влиянию. Ведь у детей особенности ВНД (высшая нервная деятельность) проявляются ярче, чем у взрослых, в силу того, что они еще не замаскированы чертами характера, не прикрыты педагогической работой и жизненными установками.
Воспитатель может судить о типе темперамента на основе анализа поведения малыша.

Темперамент ребенка проявляется еще в раннем детстве и определяет стиль поведения малыша, его манеру общения, предпочтения, отношение к игре, проблемные моменты в общении с друзьями и родителями.

Психологи выделяют четыре типа темперамента : холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический. Однако представители какого-то из направлений редко встречаются в «чистом виде», чаще у человека смешанный тип, но, тем не менее, в его поведении достаточно выразительно присутствуют особенности определенного типа темперамента.

Наверняка, вы не раз обращали внимание, как по-разному ведут себя детки , начиная с рождения: один карапуз спокойно сидит в колясочке и внимательно наблюдает за всем вокруг, а другого не удержишь на месте никакими игрушками и ограничителями, ему крайне важно вылезти и самому исследовать территорию. Причина - в темпераменте малыша , переделывать который нет смысла, а вот попытаться научиться понимать ребенка и общаться с ним, исходя из его личных качеств.

Если дошкольник сангвиник…

Сангвиники - это дети спокойного типа с уравновешенной, подвижной и сильной нервной системой. Своим поведением они напоминают холериков: так же активны, у них живая мимика, говорят громко и быстро. Но у маленького сангвиника обычно жизнерадостное, спокойное настроение, без резких перепадов.

Основная особенность сангвиников - их быстрая адаптация к новым условиям. Малыши очень быстро осваиваются в ясельной группе и детском саду. Привыкание к воспитателю и сверстниками проходит очень быстро: уже к вечеру первого дня ребенок играет с другими детьми и не плачет, вспоминая маму. Сангвиник легко засыпает и просыпается, быстро переходит от спокойных занятий к подвижным играм и наоборот. В контакт с детьми вступаю легко, причем с одинаковой простотой руководят другими и подчиняются. Соблюдение распорядка в группе не представляет сложности, охотно прислушивается ко взрослым и их указаниям.

Однако повышенная пластичность нервной системы иногда может играть плохую роль: ребенок меняет игрушки одну за другой, с той же легкостью расстается с приятелями, верных друзей практически не имеет, ничего не доводит до логического завершения. Ребенок послушен, однако слишком легко вступает в контакт с незнакомыми взрослыми и случайными прохожими. Разнообразие интересов приводит к тому, что ребенок меняет кружки, занятия, не достигая в них больших успехов.

Активный сангвиник действительно как солнышко - яркий, эмоциональный, впечатлительный. Такие малыши открыты миру, часто пребывают в хорошем настроении, улыбаются, общительны, первыми идут на контакт.

Сангвиники достаточно легко привыкают к новой обстановке , находят новых друзей , поэтому пребывание в садике или поход в школу не представляет для них проблем. Из таких малышей вырастают отличные путешественники - им очень нравится открывать для себя новые места , и пусть сначала это будет парк на другом конце города, будьте уверены, если ему там будет интересно, то поездку можно считать успешной.

А для развлечения сангвиника не стоит прикладывать особых усилий, этот ребенок с одинаковым удовольствием готов как прокатиться на велосипеде , так и просто побродить по заброшенным дорожкам в дубовой роще. Чтение, спорт, творчество - у сангвиника нет каких-либо особых предпочтений, при чем он часто успешен во многих направлениях.

Без новых впечатлений ребенок начинает скучать, поэтому часто берется за несколько дел одновременно , не всегда успевая все сделать в срок или достаточно хорошо. Но сангвиник не унывает, он соглашается с тем, что был не прав, но при этом не перестает неутомимо открывать для себя все новые и новые горизонты.

Дети-сангвиники редко капризничают , хорошо осваивают новые знания, не испытывают проблем с речью, часто становятся заводилами, но без проблем готовы уступить свое место кому-то другому, так как достаточно неконфликтны.

У малыша-сангвиника могут возникать проблемы с сосредоточенностью и внимательностью, иногда он бывает рассеянным и несерьезным при выполнении заданий. Проблема становится серьезной, если задача, над которой работает ребенок, ему не интересна. Взять себя в руки и довести начатое до конца для сангвиника достаточно проблематично, поэтому он легко может вместо решения скучного примера заняться чем-то интересным, например, болтать с соседом по парте.

Советы родителям сангвиника

Похвала и поощрение - отличные принципы в работе и воспитании сангвиника, если малыш заслужил хорошее слово, не забывайте сказать, что именно он сделал хорошо, обрадоваться, что он уделил должное внимание качеству выполненной работы. Например, если сангвинику не напомнить, что при отработке навыков письма необходимо стараться, писать он будет как «курица лапой», при чем абсолютно искренне не видя в этом проблемы.

Сангвиники очень любят учиться , поэтому в классе или группе детского сада такой ребенок чувствует себя достаточно комфортно. К тому же у него не возникает проблем в общении , взаимодействии, его часто хвалят учителя, ставя в пример детям. Сангвиники при этом не зазнаются , для них привычно быть хорошими, знающими, правильными. Но иногда они могут попадать и под отрицательное влияние . В таком случае с ребенком следует много и аргументировано разговаривать. Сангвиник - готов признать проблему и согласиться на компромисс, в том случае, если вы докажете ему, что он был не прав.

Для ребенка-сангвиника очень важен пример его семьи, а также оценка родных и близких. Если ребенок знает, что маме или папе не нравится его выбор, он будет страдать, и чаще всего выберет то, что сделает его хорошим в глазах значимых для него людей.

  • необходимо проявлять требовательность и строгость к сангвинику;
  • важно не оставлять без внимания мелкие нарушения, указывая на необходимость уборки за собой игрушек;
  • следить за тем, чтобы начатое дело было доведено до конца и, важно, с хорошим качество выполнения;
  • небрежную работу следует предложить сделать заново, затем показав конечный итог добросовестной работы;
  • воспитывать внимательное отношение к товарищам для прочных и устойчивых отношений.

Каким бы ни был темперамент малыша, главное - не пытаться его изменить, а любить его таким, какой он есть.

Именно особенностями нервной системы объясняется и сила эмоций ребенка, и то, как он переходит от сна к бодрствованию, каков он в общение с другими детьми, устойчив ли в играх (часто ли меняет игрушки, играющих) и т. д.

Чем младше ребенок, тем ярче проявляются его индивидуальные особенности. В зависимости от типа нервной деятельности одни черты характера легче формировать, другие – труднее. Требования взрослого для одного могут быть посильными, а для другого – непосильными. А непосильные требования вызывают упрямство, ведут к конфликту. Рассмотрим четыре типа высшей нервной деятельности или темперамента и рекомендации по взаимодействию с детьми.

1.Возбудимый ребенок (холерик)
Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке - реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до «наоборот», любит риск, приключения.

Бурно реагирует на все и бурно проявляет свои чувства. Легко переходит от состояния веселья к грусти. Засыпает беспокойно, долго ворочается, быстро просыпается. Вспыльчив, шумлив, говорит громко. Подвижен. Активен. Быстро сходится с детьми, но скоро, из-за неумения сдерживать свои желания, становится виновником конфликтов. Поскольку у таких детей возбуждение сильнее торможения, рекомендуется:

исключить из обстановки все, что возбуждает (громкую музыку, громкие разговоры, игры с шумными детьми, большие компании);
соблюдать установленный режим;
укреплять процессы торможения спокойными играми и занятиями

Для этого хороши:
игры с внезапной остановкой «стоп»;
занятия с конструктором, крупный и мелкий строительный материал, когда вы советуете построить что-то конкретное и занимаетесь своим делом, все таки поглядывайте, как ребенок строит, подсказывайте, советуйте;
занятия с картинками, лото;
рисование, лепка, аппликация.

Ошибки родителей:
Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за собой приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком.

Рекомендации:
Разговаривать с таким ребенком (да и между собой) надо тихо, спокойно.Тон взрослого при этом должен быть требовательным, без лишних уговоров. Не злоупотребляйте просмотром телевизора. Очень важно замечать и поощрять всякое проявление сдержанности «Как хорошо ты сегодня играл – тихо, спокойно.» Замечания же по поводу плохого поведения рекомендуется делать тогда, когда спадет возбуждение, спокойно и твердо: «Некрасиво», «Ты огорчил нас» и т. д. Самое главное, чтобы вы, родители, всегда помнили: он не виноват в том, что родился «нервным ребенком».

2. Ребенок со слабой нервной системой (меланхолик)
О нем обычно говорят – впечатлителен. В отличие от легко возбудимых - у этих детей слабы не только тормозные, но и возбудимые процессы. Это вполне полноценный ребенок, но мало активен, даже пассивен. Он нерешителен, не уверен в себе, в своих делах, даже в том, что хорошо знает. Такой ребенок тих, редко смеется, шумные дети его утомляют. Внешне не проявляет своих чувств, но они у него устойчивы, глубоки его привязанности, привычки. Долго помнит обиды, глубоко их переживает. Замкнут и медлителен, но очень отзывчив, чуток. Он остро реагирует на все новое, на незнакомых взрослых и детей, чувствителен к ласке, к тону, с которым к нему обращаются.

Ошибки родителей:
Успокоенные тихим видом замкнутого меланхолика, взрослые часто не замечают его переживаний и проблем.

Важно! Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности, воспитатели только больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности.

Рекомендации:
В общении с такими детьми рекомендуется постепенно приучать их к играм вдвоем (впоследствие увеличивать количество играющих), приглашая спокойного, нешумливого товарища, самим участвовать в игре. Надо стараться, чтобы такой ребенок поменьше оставался один и не сосредотачивался бы на своих переживаниях.

Важно приобщать его к самостоятельности. Слишком большая опека сделает его еще более неуверенным в себе, ему, наоборот, надо помочь преодолеть робость. Такой ребенок очень внушаем, и нетрудно вселить в него уверенность, что он все может, что у него все хорошо получится. Говорить с ним необходимо мягко, но уверенно, организуя его общительность со взрослыми, а затем и с детьми.

3. Медлительный ребенок (флегматик)
Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. В дошкольном возрасте играет с несколькими любимыми игрушками, не любит беготню и шум, зато любит покушать и поспать, в еде непривередлив. Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Обычно с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Именно малыш-флегматик способен тщательно и добросовестно часами отдирать кусочки обоев в гостиной, не мешая взрослым заниматься своими делами. Но он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку, и вообще он недоволен, если что-то нарушает привычный распорядок дня.

Важно! Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.

Рекомендации:
Воспитание такого ребенка требует терпеливости. Рекомендуется не торопить его, лишний раз не упрекать: «Опять последним одевался» и т. д. Он от этого еще больше затормаживается. Окрики рождают неуверенность. Так как ребенок малоподвижен, надо побуждать его к движениям: полезна гимнастика, спорт. Очень важно сделать все, чтобы не развилась лень. Постарайтесь сдружить его с активными детьми и понаблюдать при этом, чтобы они не подавляли его инициативу. Замечая проявления активности и инициативы, важно похвалить за это. Полезно для развития активности в деятельность ребенка вносить элементы соревнования: «Кто скорее?», заинтересовать, ускорить темп привлекательной для него перспективой. Например: «быстрее оденешься – не опоздаем в цирк и т. д.»

4. Спокойный ребенок (сангвиник)
Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. В детстве это ребенок-солнце. Обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым.

Сангвиники - эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: «С кем ты дружишь?» - обычно отвечают: «Со всеми».

Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.

С таким ребенком родителям легко. Быстро засыпает и легко просыпается. Умеет в играх и подчиняться, и руководить. Дружелюбен. Любознателен. Задает много вопросов, но интересы его неустойчивы так же, как и навыки. Такого типа ребенок быстро переключается с одних занятий на другие, но не доводит начатое до конца. Одинаково переходит от спокойных игр к подвижным. Помните, что он легко попадает под влияние, как положительное, так и отрицательное. Быстро устает от однообразных действий.

Ошибки родителей:
Сангвиник легко общается, жизнерадостен и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать и присматриваться к его внутреннему миру. Привычный дружелюбный и веселый тон подростка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей. Небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца, невнимательность к мелочам сильно сказываются на успеваемости, а в будущем - и на успехах в работе.

Рекомендации:
Надо помочь такому ребенку научиться делать все аккуратно, например: сложить одежду, игрушки. Если задание сделано плохо, предложить тут же переделать. Контроль за его поступками, действиями должен быть систематический, требования – строгие и постоянные.

Психологи утверждают, что индивидуальный подход на основе учета особенностей ребенка помогает раскрыть положительные стороны его натуры и сформировать положительные качества личности ребенка. Тип темперамента – основа будущего характера, а характер – это устойчивые особенности личности, которые проявляются в поступках.

Образ сангвиника практически у всех вызывает положительные эмоции. «Общительный, веселый, активный», - говорят о нем. Но у каждого вида темперамента есть свои «подводные камни». Знаете ли вы о них? Есть ли какие-то особенности в воспитании маленького сангвиника? Эти и другие вопросы предлагаю рассмотреть в нашей статье.

Ребенок-сангвиник? Вам повезло!

Впервые в детский сад! Волнуется мама, а малыш уже смело отпустил ее руку и показывает свою машинку шумным мальчишкам. И не обернулся вслед маме. И не заплакал. Он же сангвиник! Переживать некогда, еще столько нужно узнать и успеть. Правда, воспитателю придется быть начеку: спокойно сидеть на стульчике маленький сангвиник не будет.

Его любознательность, активность и отзывчивость покоряют воспитателей, а потом и учителей. Это они, дети-сангвиники, первые тянут руку на вопрос учителя. Это они участвуют во всех школьных мероприятиях. Это они всегда приветливы и улыбчивы, врожденный оптимизм не дает им унывать. Это сангвиников выбирают старостами класса, а позже, во взрослой жизни, назначают на вышестоящие должности.

Обидеть такого малыша трудно, а если и получится, долго дуться он не будет. И сам, если виноват, легко попросит прощения. Только долгого раскаяния не ждите: опять же некогда - нужно наслаждаться жизнью.

Собрались позвать гостей? Ребенок будет только рад, даже если среди них будут незнакомые. Маленький непоседа очарует всех своей непосредственностью.

Нужно приготовиться к урокам? Нет проблем: убиваем сразу несколько зайцев: слушаем аудиокнигу, делаем поделку, пока подсыхает клей или краска, решаем математику. А потом спешим к друзьям, и, спускаясь по лестнице, доучиваем стихотворение.

Отрицательные черты маленьких сангвиников

И этот же школьник-сангвиник вроде и встанет утром пораньше, а все равно опоздает на урок, потому что перед самым выходом замешкается в поисках второй рукавички. А она, рукавичка, окажется в той самой горе книг и тетрадей на письменном столе. Но ребенок совсем не виноват в таком беспорядке: столько всего навалилось, не до уборки ему!

Да, к сожалению, дезорганизованность - характерная черта больших и маленьких сангвиников. Такими они родились и винить их в этом равносильно тому, что ругать за курносый нос или длинные ноги.

Будем спасать и приучать к порядку.

Начнем с малышей. Главная проблема (и не только сангвиников) - уборка игрушек.

* С 1,5 до 5 лет учим своим примером, вместе убираем предметы и проговариваем: «Мы игрушками играли и в коробку убираем!»

* Приучаем к режиму, в котором обязательно выделено время на операцию «ЧИП» (чистота и порядок). Следуем традиции: перед прогулкой или сном складываем все по местам.

* Играем в «Индейца Джо», правила просты: «К нам едет индеец Джо! Те игрушки, которые не успели попрятаться по своим домикам, индеец берет в плен на месяц». Через назначенное время в комнате появляется Джо в лице папы (а чаще мамы) с коробкой, в которую попадают глупенькие машинки и куклы. Месяц им бедным приходится жить на балконе.

* Игру можно продолжить и предложить договор обмена: меняем одну пленную игрушку на три свободных. Так дети освободят комод от ненужных вещей.

* Когда игра в пленных надоест, можно применить гонки «Поймай сбежавшие игрушки», или поиски детективов: собирать вещи по заданному цвету, форме и др.

* Мало сказать ребенку: «Убери книги на столе». Лучше поставить перед фактом: «Нужно срочно убрать книги на столе». А потом и алгоритм действий добавить: куда, что и в какой последовательности складывать.

* У меня есть одни знакомые. Обычная семья с двумя детьми, но у них всегда порядок. И не потому, что они часто убираются. Они просто не наводят беспорядок. У каждой вещи свое определенное место, на которое они почему-то сразу ее помещают.

* Наведение порядка дети воспринимают как наказание и поэтому так не любят все это мероприятие. А вот если б они знали, что в итоге их приласкают и похвалят, может настрой был совсем другой?

* Тут есть и еще одна сторона: психологи напоминают, что дети непослушны тогда, когда ждут нашего внимания. Они, несчастные, готовы и на наш негатив, лишь бы встретить наш взгляд. Поэтому мы будем чаще хвалить своих маленьких сангвиников.

* Приучить к порядку можно закреплением за чадом определенных зон: его комнаты или, если ее нет, стола, полки, шкафа и др.

Беспорядок у сангвиника еще и в голове. Творческий, конечно. Он, как восприимчивая и эмоциональная натура, с увлечением берется за какой-нибудь проект (а то и два), но быстро остывает к нему и ищет уже другое дело. Сформировать привычку концентрироваться на работе и доводить ее до конца желательно до подросткового возраста. В помощь родителям обычный контроль качества и завершения выполняемой работы. Хорошо бы еще и участвовать в увлечениях своего чада, подогревать тем самым его интерес.

Еще одна особенность сангвиников, которая им часто мешает - излишняя эмоциональность . Дело в том, что они сначала говорят, а потом думают. Это их слово-воробей «вылетит - не поймаешь». Это они позже оправдываются: «А я передумал!» Психологи в этой ситуации советуют говорить медленнее (наверное, чтобы успевать подумать) или вообще выдержать паузу перед ответом. Но кто знает, сколько лет понадобится нашим детям, чтобы научиться контролировать свою речь.

Другая слабость ребенка сангвиника - им часто овладевает разочарование в людях, делах. Тогда ему очень нужна поддержка, сочувствие других людей. Правда, благодарности он долго испытывать к своим помощникам не будет. Также относится он и к многочисленным друзьям: забывает о них, встречает новых. Возможно, дает им какие-то обещания и не всегда сдерживает их.

Вот такой образ яркой бабочки получился: яркой, легкой и беззаботной. Только вот и дождь может пойти, и ветер подуть. Остается только подготовить маленьких сангвиников к такой непредсказуемой «погоде».

Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирождёнными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов…
Если дело идёт о природном типе нервной системы, то необходимо учитывать все те влияния, под которыми был со дня рождения и теперь находится данный организм.
И. П. Павлов.

В статье из старого журнала «Семья и школа» (1957 год) дается характеристика темперамента детей-сангвиников с примерами поведения , перечислены особенности и черты характера сангвиников , разбираются трудные моменты в их воспитании , названы педагогические приемы и рекомендации по воспитательной работе с «быстрыми» детьми. Информация, безусловно, будет полезна педагогам, воспитателям и родителям.

Хотя темперамент — наиболее устойчивое свойство личности, его черты могут изменяться под влиянием окружающей обстановки и воспитания. Известный отпечаток на темперамент накладывает возраст. Всё это затрудняет определение темперамента у того или иного ребёнка. К тому же разные темпераменты имеют некоторые сходные черты. Так, медлительные дети (флегматики) противоположны так называемым быстрым детям (сангвиникам), но и те и другие неутомимы, выносливы, то есть схожи между собой по проявлениям силы нервной системы. Отличаются же они по скорости протекания и смены психических процессов. Подвижные школьники, в противоположность медлительным, быстро отвечают на всё новое, быстро переходят от одной деятельности к другой, от сна к бодрствованию, от шалости к серьёзности. Учителя нередко говорят о таких детях, что они «всё схватывают на лету». Это, конечно, ещё не характеризует способностей, потому что можно схватить быстро, но поверхностно или неправильно. Речь идёт лишь об известной быстроте реакции и перехода от возбуждения к торможению.

Среди изучавшихся нами школьников черты сангвинического темперамента особенно характерно проявлялись у двух старшеклассниц - Вали Г. и Людмилы С. Остановлюсь на первой из них.

Сангвиник: особенности, черты характера

Показателями силы нервных процессов являются прежде всего энергичность и неутомимость Вали. В раннем детстве, по отзывам родителей, она отличалась решительностью и инициативностью. Девочка не боялась далеко отходить от матери, разговаривать с незнакомыми людьми, она без страха подходила к животным, например к собакам, гладила их. Валя смело купалась в речке, весело бегала по лужам, а её ровесница, двоюродная сестра, боялась идти по большой луже, если в ней отражалось небо. Темнота не пугала Валю.

Способность к продолжительной умственной работе Валя проявляла уже в 1-2-м классах. После школы она была способна отдохнуть в короткий срок и готовить уроки, а потом снова играла, находила себе разные дела. Ещё нагляднее это сказалось в 6-7-м классах.

Из школы приду,- рассказывает Валя,-немного отдохну и учу уроки, а потом что-нибудь читаю. Усталой я не бываю.

О силе нервной системы Вали отчасти свидетельствует легко выработанная ею привычка сосредоточиваться в различных и трудных условиях. Валя может учить уроки когда угодно и где угодно: дома, у товарищей, в школе.

Другая черта темперамента Вали - уравновешенность .

Мы не видели её капризной, порывистой,- говорят родные,- хотя она считалась бойкой. Даже будучи сердитой, дочь сделает то, что требуешь, она не бросит дела, у неё не бывает срывов.
- Эта ученица быстро загорается,-рассказывает классная руководительница,- но при этом не выходит из равновесия, баз резких эмоциональных вспышек. В спорах с подругами она не выходит из себя. Её и в других случаях не легко вывести из равновесия.

Третья черта темперамента Вали - подвижность .

Валя легко переключается от одного занятия к другому. Например, она увлечённо читает интересную книгу. Но подходит время готовить уроки - девочка быстро закрывает книгу, берёт учебник и сразу учит, как бы позабыв о прочитанном интересном месте в книге. Выучив один урок, Валя легко принимается за другой.

Её отличает лёгкость перехода от побуждения к поступкам. Различные чувства быстро сменяют друг друга . После сильного переживания - ссоры с отцом - Валя уже на следующее утро была бодрой и живой. Она и с девочками, «если ссорится, то на пять минут».

Что-нибудь я сначала очень переживаю,- говорит Валя,- но потом всё быстро забываю. Если я стою с человеком, который чем-то расстроен, то я, конечно, переживаю с ним, но, отойдя, могу снова быть весёлой.

В другой раз она сказала:

В дождь у меня бывает пасмурное настроение, но стоит выглянуть солнцу - моей пасмурности как не бывало.

Из сказанного о Вале может сложиться впечатление, что дети-сангвиники доставляют меньше хлопот взрослым, чем другие дети. В известном смысле это действительно так.

Однако было бы неправильно видеть в тех или иных особенностях темперамента готовые качества характера. Эти особенности могут привести к образованию не только положительных, но и отрицательных черт, как, например, склонности «разбрасываться» . Эта черта представляет собой отрицательное проявление одной из особенностей сангвинического темперамента - подвижности нервных процессов.

Так, у Вали и Людмилы нередко наблюдается то, что учителя образно называют «порханием по верхам». Быстрота восприятий и лёгкость, с какой они переключаются от одного на другое, порождают известную поверхностность самих восприятий. Поэтому, если не принять специальных мер, сангвиник может вырасти человеком без глубоких знаний и устойчивых интересов.

Сангвиник довольно легко может менять привычки , навыки и установившиеся отношения с окружающими. Обычно Валя систематически и в определённое время готовит уроки. Но эта привычка порой легко «расшатывается», когда родители ослабляют контроль за девочкой. Если Валя попадала в среду недисциплинированных учениц, с ней приходилось начинать всё сначала.

Сколько я слёз пролила с дочерью,- вспоминает мать Вали.- Вот она кажется уже совсем хорошей, послушной, вежливой. Проходит некоторое время. Я на Валю надеюсь, а она опять нарушает дисциплину, разговаривает и вертится на уроках, опять получает двойки.

Подвижность сангвиника порождала и другой недостаток в поведении девочек. Если новизна обстановки, новые события, как правило, стимулировали активность девочек, то сравнительно однообразная обстановка и занятия легко вызывали у них вялость, сонливость.

Сангвиники охотно берутся пусть за сложное, но новое дело . Для флегматиков, наоборот, большую трудность представляют новые, даже простые дела, а повторяющиеся, хотя и сложные, занятия они выполняют легко.

Для сангвиника характерна известная эмоциональная неустойчивость, некоторая мимолётность переживаний, что может проявиться как отрицательное качество во взаимоотношениях с другими людьми. Про Людмилу говорят, что она «не всегда выдерживает характер: вчера только возмущалась девочкой, а сегодня разговаривает с ней, как будто ничего и не было», а Валя иногда бывает «непостоянной в дружбе, без глубокого душевного общения».

В воспитании таких детей необходимо учитывать не только положительные, но и указанные отрицательные возможности их темпераментов.

Воспитание детей-сангвиников: каким должен быть подход

О том, каким должен быть подход к сангвиникам, покажем, главным образом, на примере воспитания Людмилы. Её родные вовремя обратили внимание на отрицательные возможности темперамента девочки.

Как приохотить сангвиника к будничным делам? Прежде всего, для них особенно полезен и необходим чёткий режим и определённый ритм работы . Режим формирует усидчивость, выдержку и терпение, воспитывает серьёзное отношение к своим обязанностям и умение доводить дело до конца. А это особенно трудно даётся детям-сангвиникам.

Родители Людмилы строго следили за тем, чтобы дочь своевременно выполняла домашние поручения: ежедневно мыла посуду, вытирала пыль, поливала цветы.

Энергичность сангвиника в однообразных условиях может быть также вызвана примером других (подруг, старших в семье). В детстве Людмила любила вместе с бабушкой поддерживать порядок в доме, работать на огороде, во дворе.

Если я в огороде копала,- рассказывает бабушка,- то и Людмила просила дать ей маленькую лопаточку. Она окучивала со мной картофель, полола морковь, старалась не отставать от меня. Посуду мыть, постель убирать внучка начала с пяти лет. Помню, она с трудом натягивала покрывало на кровать, даже залезала на неё, пыхтя. Я хвалила: «Молодец! Замечательно!».

Несмотря на то, что сангвиники легко справляются с поручениями, важно не снижать требовательности к ним . Людмила, например, охотно начала утренние занятия по гимнастике, но отец постоянно проверял, как она их выполняет. Однажды Людмила поленилась делать зарядку: причёсываясь перед зеркалом, она переступала с ноги на ногу, делая вид, будто выполняет упражнения. Отец пристыдил её. С тех пор девочка свой день начинала с зарядки. После отъезда отца в командировку привычка к утренней гимнастике поколебалась. Но отец часто звонил домой, спрашивал обо всём, и Людмила не решалась нарушать его требования. Бабушка любила внучку, но была не менее требовательна к ней.

Большое внимание родители Людмилы обращали на нравственное воспитание дочери, особенно на то, чтобы делаемые внушения оставляли более глубокий и прочный след в девочке. Желая предупредить быструю изменчивость в привязанностях дочери, родители внушали ей:

Люся, недопустимо так легко бросаться друзьями. Где твоё уважение к ним и к себе?

Людмила снова налаживала прервавшиеся было отношения с подругой, приучала себя к выдержанности и постоянству, правильно выражала свои чувства по поводу тех или иных явлений. Родители старались продлить её переживания, чтобы они оставляли в ней более глубокий след. Таким подходом родители Людмилы добились того, что она избавилась от многих недостатков, находивших почву в её темпераменте.

Нередко трудности в воспитании детей-сангвиников вызываются смешением особенностей их темперамента с характером и моральными качествами. Так, живость и общительность сангвиника одни оценивают как отзывчивость, чуткость, а другие - как легкомыслие, непостоянство, как стремление показать себя. Это порождает, порой, недоразумения и конфликты.

Подруга Вали пишет: «При первом знакомстве с ней мне показалось, что она очень ветреная, но постепенно я отошла от этой мысли. Однако то, что многим людям она доверяла так же, как мне, часто заставляло настороженно относиться к ней и даже не доверять ей».

Валя о своих отношениях с подругой, с которой дружит более трёх лет, отзывается так: «Она меня считает непостоянной в дружбе. На самом деле это не так. Я, по-моему, сильно привязываюсь к человеку, но быть всё время с одним и тем же не могу. Когда я нахожусь в обществе, то иногда разговариваю не со Светой, что, наверное, кажется ей оскорбительным».

Как видим, сангвиники сами замечают неправильную оценку их поведения. Часто они обижаются на это и действительно отходят от своих друзей. Лишь некоторые понимают, что причина недоразумения в особенностях их темперамента, и тактично стараются устранить недоразумения. Вот почему так важно взрослым понимать особенности ребенка-сангвиника и воспитать у него самого правильное отношение к этим особенностям.

Познать себя очень важно для самовоспитания, играющего большую роль в моральном развитии подростка и юноши. Неумение разобраться в неправильных оценках своих особенностей приводит нередко к отрицательному внушению. Валя, которую подруга упрекала в непостоянстве и легкомыслии, признавалась, что ей самой очень трудно было преодолеть взгляд на себя как на человека «несерьёзного».

Она не всегда могла противостоять этому взгляду, и это наложило определённый отпечаток на её поведение. Она порой и сама не решалась положиться на себя, боясь своего «легкомыслия», часто не верила в свои силы.

Таковы некоторые особенности воспитательной работы с «быстрыми» детьми. Умение учитывать темперамент детей - постоянное и важное условие успеха воспитателя. Знание каждого темперамента и умелый подход к нему обеспечат формирование правильных форм поведения и полноценного характера .

Л. Ильина, журнал «Семья и школа», 1957 год

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Лучшие статьи по теме