Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Заговоры
  • 28 мая православный праздник. Православные церковные праздники мая. мая какой праздник в этот день по церковному календарю церковный, православный, религиозный

28 мая православный праздник. Православные церковные праздники мая. мая какой праздник в этот день по церковному календарю церковный, православный, религиозный

По одной из версий этот праздник изначально появился у кельтов и для них он означал начало Нового года. Хеллоуин - это как канун Нового года и назывался Самхэйн, а 1 ноября не имел ничего общего с Днем всех святых. Это был мистический праздник, когда так называемые сиды, а проще говоря злые духи спускались на землю. Ничего хорошего они в дома не несли и от них всячески старались защититься.

А вот День всех святых изначально был установлен на 13 мая папой Бонифацием Четвертым и посвящен он был всем великомученикам, которые пострадали за Христа. Но также есть версия, что этот праздник ввел Римский папа Григорий Четвертый в 835 году. Еще несколько столетий День всех святых отмечался весной, но уже в 11 веке его переносят на 1 ноября и до сегодняшнего дня все католики празднуют его именно поздней осенью. Таким образом католики хотели искоренить язычество и заменить все праздники на христианские. С течением времени и значение праздника изменилось. Теперь это день всех святых и великомучеников, в честь которых не установлен праздник в течение года.

Задушки или день поминовения усопших

Это другое название Дня поминовения усопших и отмечается на следующий день после Дня всех святых, то есть 2 ноября. Его установил Одилон Клюнийский. Изначально он был предназначен тем верующим, которые после смерти нуждаются в молитвах и находятся в чистилище.

В этот день у католиков также принято посещать кладбища и зажигать свечи об усопших. Примечательно, что у католиков в этот день нужно не просто прийти на кладбище и зажечь свечу, а по пути необходимо остановиться четыре раза и произнести молитву. Пятый раз нужно остановиться уже по возвращении из кладбища и также помолиться за усопших.

Как католики отмечают День всех святых

Как и любой религиозный праздник, День всех святых обычно начинается в храмах, поэтому 1 ноября все католики торопятся в костелы и исполняют так называемую Литанию, то есть молятся всем святым. Стоит обратить внимание на то, что Литания является самой древней молитвой у католиков.

А после костела, все торопятся на кладбище, почтить память умерших. По своему характеру, этот праздник еще можно сравнить с нашей Пасхой . Ведь его отмечают не только верующие, но и люди, которые не посещают храмы. День всех святых стал уже более народным праздником. Если же прийти на могилы родственников не удалось первого числа, то 2 ноября это также можно сделать, не зря ведь это день поминовения усопших.

Довольно часто можно услышать, что в православии почти все праздники имеют языческие корни. Что ж, католики также далеко не ушли, и этому свидетельствует праздник День всех святых. Ведь примерно в этот период, у римлян существовал другой праздник - день Фералии и на с следующий день праздник Помоны, который бы установлен для почтения усопших. Поэтому издревле в День всех святых закрепилась традиция вспоминать умерших. Стоит отметить, что Помона в древности считалась богиней древесных плодов. Возможно поэтому начало ноября еще и ассоциировался с окончанием сбора урожая и началом подготовкой к зиме.

Как День всех святых отмечают в разных странах

В мире больше известен канун Дня всех святых - Хэллоуин . Однако, стоит отметить, что во многих странах 1 ноября считается праздничным и выходным днем и отмечается с особым трепетом, с исполнением всех традиций. К таким странам относятся: Польша, Италия, Финляндия, Австрия, Бельгия, Германия, Испания, Франция, Греция, Люксембург и Португалия. И в каждой стране его отмечают по своему. Мы поговорим об обычаях праздника в некоторых из них.

День всех святых в Польше

В этот день в Польше принято раздавать монеты нищим, подкармливать бедняков. Многие хозяйки за день или два до праздника выпекают обвалки и кормят ими нищих. Считается, что таким образом люди отдают почтение и уважение своим усопшим родственникам. Кстати хлебцы выпекали по количеству умерших, о которых вспоминают. А когда их вручают беднякам, то просят, чтобы те, замолвили об их родственниках словечко в своей молитве.

Кстати, в Польше 1 ноября считается плохой приметой зажигать камин или печь в доме. Поляки верят, что души родных в эти дни поселяются в печках или каминах - дурной знак зажечь его, ведь защиту на весь грядущий год такой семье не получить.

Уже вечером в этот день в Польше вся семья собирается за праздничной трапезой и вначале молятся. После чего приступают к ужину. При этом стоит отметить, что скатерть обязательно должна быть белой, а среди угощений на столе должны быть также хлебцы, которые с утра 2 ноября будут раздавать нищим.

День всех святых в Италии

В Италии на кухне обычно оставляют еду для усопших. В разных частях страны она разная, это и вода с хлебом, может быть просто вода, а вот в некоторых регионах умершим оставляют обязательно воду и пирог «ossi da morti».

Обязательно в этот день накрывают богатый стол, на котором традиционными уже являются блюда из орехов и каштанов, а также пирог "голень мертвеца". А дети 1 и 2 ноября стараются вести себя особенно хорошо, так как уверенны, что за прилежное поведение взрослые преподнесут им подарок.

За окнами в эту ночь то и дело слышны взрывы фейерверков, а за столом каждый старается рассказать историю как можно страшнее и навести жути на своих родных. Здесь праздник больше похож на Новый год , ведь за день итальянцы стараются обойти всех своих близких и подарить им что-то. Тем более, что это выходной день и можно полностью окунуться в атмосферу праздника.

День всех святых в Германии

В некоторых землях Германии 1 ноября - государственный праздник. Для немцев в Баварии, Баден-Вюртемберге, Северной Рейн-Вестфалии, Рейнланд-Пфальце и Сааре День Всех святых - выходной.

Также как и во всех странах, в Германии в этот праздник вся семья собирается за столом. Готовят вкусный и богатый ужин. Однако перед трапезой обязательно посещают кладбище. Здесь бытует традиция подготовки могил к зиме. Их убирают, перекрашивают и даже украшают. В качестве декора обычно выступают вечнозеленые и морозостойкие растения.

Приметы на День всех святых

  • если в этот день выпал снег, то долго он не пролежит и быстро растает;
  • а вот Бабье лето стоит ожидать в том случае, если 1 ноября будет солнечно;
  • в Рождество и к Новому году будет холодно и все окоченеет, если ко Дню всех святых появился иней.

* Преподобного Пахомия Великого (ок. 348). ** Святителя Исаии, епископа Ростовского, чудотворца (1090). Преподобного Пахомия Нерехтского (1384). Преподобных Евфросина (1481) и ученика его Серапиона (1480), Псковских. ** Благоверного царевича князя Димитрия Угличского, Московского и всея России чудотворца (1591).
Святителя Ахиллия, епископа Ларисийского (ок. 330). Святой Анастасии Латрской. Преподобных Исаии, в Ближних пещерах почивающего (1115); Игнатия, Харалампия и Памфила Псковских (XV); Макария Алтайского (1847).

Пахомий Великий

Пахомий Великий жил в IV в. Назван Великим, потому что принадлежит к числу великих по своим делам для Православной Церкви. Он прославился иноческими подвигами и устроением иноческой общежительной жизни в Египте на берегах Нила, подобно Антонию Великому (память 17 января), учредителю иноческой отшельнической жизни, почему и называется основателем общежительных монастырей в Египте. Родился святой Пахомий в Египте, в Фиваиде, от язычников. Ко Христу был обращен следующим образом. Служа в войске и будучи в походе, он заметил особенно доброе отношение к воинам в местностях, где жили христиане, и спросил: «Что это за люди?» Ему отвечали: «Это христиане, верующие в единого истинного Бога; они очень добры, не мстительны, служат всем, ожидая воздаяния от своего Бога на небе». После войны святой Пахомий крестился и, придя в Фиваидскую пустыню к одному из подвижников, Палемону, просил принять его к себе. Палемон указывал ему на трудность пустыннической жизни, но Пахомий говорил: «Испытай меня». В пустыне он показал себя достойным своего учителя. Через 10 лет подвигов Господь показал Пахомию, что он сам теперь может быть руководителем других в пустыне. Однажды, придя в пустынное место на берегу Нила, называемое
Тавенны, он услышал голос Божий: «Поселись здесь и устрой обитель; к тебе соберется много иноков». Тут же явился ему ангел в виде схимника и вручил уставы иноческой жизни. С благословения своего руководителя он поселился здесь в келье. Бесы всячески соблазняли и устрашали святого, но он не страшился, а отражал их молитвой. Скоро стали собираться к нему искавшие пустыннических подвигов, и Пахомий устроил обитель. Затем число подвижников настолько возросло, что нужно было устраивать еще и еще монастыри. В каждый из монастырей он назначал настоятеля, а сам, как отец, надзирал за всеми, посещая то тот, то другой из них. Он одинаково осуждал как леность и небрежность, так и чрезмерную ревность и непосильные труды и подвиги. «Ты должен исполнять монастырское правило. Когда зовут на трапезу, ешь с братией предлагаемое; ешь же в меру, чтобы тело твое, отяжелев, не воздвигло на тебя брани, но и не очень мало, чтобы оно не ослабело от труда», говорил он одному иноку, который постился более других и в душе превозносился этим. Настоятели различных монастырей обращались к нему за советами. Даже епископы посылали к нему на суд монахов. За свою святую жизнь Пахомий удостоился дара чудотворения.
Злой дух хотел искусить Пахомия самой святостью его жизни и, приняв вид Христа, явился к нему со словами: «Радуйся, Пахомий, ты так угодил мне, что я, сам Христос, пришел к тебе!» Пахомий начал рассуждать: «Христово пришествие не таково. Оно приносит радость, а я теперь страшусь; нет, это не Христос», оградил себя крестным знамением и сказал: «Отойди от меня, дух злобы», и мгновенно призрак исчез. Пахомий скончался на 57 году своей жизни в 348 г. Во всех монастырях, подначальных ему, осталось братии после его смерти более 7 тысяч человек.

Преподобный Исайя, епископ Ростовский

Преподобный Исайя был епископом Ростовским. Родился около Киева от благочестивых родителей. В молодых летах поступил в КиевоПечерскую обитель. В 1062 г. за благочестивую жизнь свою был поставлен игуменом Дмитриева монастыря, а затем и епископом в Ростове. В его время в Ростове еще было сильно идолопоклонство, и он предпринимал частые путешествия по своей епархии: верных назидал словом спасения, убеждал быть твердыми в вере, а неверных увещевал веровать во Святую Троицу, идолов истреблял и всюду благотворил нуждающимся и тем привлекал к себе любовь и расположение. Когда настало время освящения КиевоПечерской церкви, и митрополит Иоанн не успел пригласить Исайю на освящение, то Господь Сам известил его о том через ангела, и он участвовал в торжестве. В 1090 г. он скончался, а в 1164 г. мощи его обретены нетленными и источающими чудеса. Он почивает в Ростове в соборе.

Преподобный Исайя, Печерский чудотворец , жил в конце XI начале XII вв. Мощи его почивают в Антониевой пещере.

Преподобный Евфросин

Преподобный Евфросин был епископом в Пскове. Родился в семье крестьянина Псковской губернии. Когда родители принуждали его вступить в брак, он тайно ушел от них и, постригшись в Снятном монастыре близ Пскова, служил сначала в поварне и пекарне. Когда же захотел уединиться, то поселился в непроходимом месте на берегу реки Толвы в 30 верстах от Пскова. Тут явились ему три святителя и указали место для сооружения храма их имени. Скоро к св. Евфросину стали собираться стремившиеся к иноческой жизни, и построена была церковь, а затем основана целая обитель. Св. Евфросин безвозмездно питал в своей обители бедных и странников, хотя иногда сами братья нуждались в насущном хлебе. Бог не оставлял обители святого. Однажды св. Евфросин роздал все монастырские запасы, так что братья начали роптать на него; но святой ободрил братию надеждой на Бога и вскоре псковский посадник совершенно неожиданно прислал в обитель подводы с хлебом. Св. Евфросиний скончался 95 лет от роду в 1481 г. Заступничеством св. Евфросиния обитель его не раз спасалась от литовцев, поляков и других неприятелей.

Святой благоверный царевич Димитрий Углический

28 (15) мая - память святого благоверного царевича Димитрия Углического
16 (3) июня - перенесение мощей благоверного царевича Димитрия Углического из Углича в Москву

Святой благоверный царевич Димитрий Углический, сын царя Иоанна IV Грозного от его седьмого брака с Марией Федоровной (из рода Нагих), родился 19 октября 1582 года в Москве. После смерти Иоанна Грозного на престол вступил старший брат царевича Димитрия Феодор Иоаннович. Однако фактическим правителем Русского государства в этот период был его шурин, властолюбивый боярин Борис Годунов, стремившийся утвердить себя и свой род на российском престоле. Для достижения этой цели ему было необходимо, прежде всего, избавиться от законного наследника русского трона, которым из-за бездетности царя Феодора Иоанновича был малолетний царевич Димитрий. Для осуществления своего преступного замысла Борис Годунов решил удалить царевича от московского царского двора. Вместе с матерью, вдовствующей царицей Марией Федоровной, и ее родственниками царевич Димитрий бы отправлен в свой удельный город Углич.
Стараясь избежать опасного кровопролития, Борис Годунов попытался сначала оклеветать юного наследника престола, распустив через своих приверженцев лживые слухи о мнимой незаконнорожденности царевича и запретив поминать его имя во время богослужений. Поскольку эти действия не принесли желаемого, коварный Борис прибег к распространению новых вымыслов о будто бы унаследованной от отца склонности к жестокости шестилетнего отрока. Однако и эти измышления не достигали желаемой цели.
Тогда Борис Годунов решился на крайнюю меру. Попытка отравить юного царевича с помощью Василисы Волховой, кормилицы Димитрия Иоанновича, не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Через своего сообщника Андрея Лупп-Клешнина Борис отыскал знакомого человека, дьяка Михаила Битяговского, взявшегося собственноручно умертвить царевича. Посланный в Углич со своим сыном Даниилом и племянником Никитой Качаловым будто бы для управления земскими делами и хозяйством вдовствующей царицы, Битяговский поручил Волховой вывести в назначенное время царевича во двор. В субботний день 15 мая 1591 года он был зверски убит заговорщиками ударами ножа в горло и другие части тела и сброшен с лестницы.
При виде этого страшного злодеяния пономарь соборного храма ударил в набат, созывая народ. Сбежавшиеся со всех концов города люди отомстили за невинную кровь, самочинно расправившись с жестокими заговорщиками. Впоследствии через своих людей, посланных в Углич для судебного разбирательства, Борис Годунов сумел убедить царя Феодора Иоанновича в том, что его младший брат якобы страдал падучей болезнью и умер, нечаянно упав на нож.
Царевич Димитрий был погребен в Угличе в дворцовом храме в честь Преображения Господня. Уже в царствование Бориса Годунова у гробницы благоверного царевича Димитрия стали совершаться исцеления больных. 3 июня 1606 года, в царствование Василия Шуйского, при Патриархе Ермогене, святые мощи страстотерпца были обретены нетленными и перенесены в собор во имя Архистратига Михаила в Москве митрополитом Ростовским и Ярославским Филаретом, отцом будущего царя Михаила Феодоровича Романова. Господь прославил мощи благоверного царевича Димитрия многими чудотворениями. Святитель Димитрий Ростовский составил Житие и описание чудесных исцелений по молитвам святого царевича Димитрия, из которого видно, что особенно часто исцелялись больные глазами.
В Угличе, на месте убиения святого царевича Димитрия, был построен храм его имени, который в народе получил название "церковь царевича Димитрия на крови". В этом храме хранилось рукописное Житие благоверного царевича, написанное святителем Димитрием, митрополитом Ростовским.
Во время Отечественной войны 1812 года святые мощи благоверного царевича Димитрия были спасены от поругания священником Московского Вознесенского женского монастыря Иоанном Вениминовым, который вынес их под своей одеждой из Архангельского собора и спрятал в алтаре, на хорах второго яруса соборного храма в Вознесенском монастыре. После изгнания французов святы мощи были торжественно перенесены на прежнее место - в Архангельский собор.

Перенесение святых мощей благоверного царевича Димитрия

Перенесение святых мощей благоверного царевича Димитрия, убитого 15 мая 1591 года, из Углича в Москву совершилось в 1606 году. Побуждением к этому было желание, по выражению царя Василия Шуйского, "уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей", ввиду появления самозванца, объявлявшего себя истинным царевичем Димитрием. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, "в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его". После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же 1606 году "составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год - рождение (19 октября), убиение (15 мая), перенесение мощей к Москве (3 июня)".

Реклама

День Святого Духа — особый праздник в церковном календаре, который в 2018 году нам предстоит отметить 28 мая. Когда-то именно в этот день ученикам Сына Божьего довелось стать свидетелями настоящего чуда, о котором предупреждал их Учитель.

Как и большинство религиозных праздников, День Святого Духа в православии имеет языческие корни. На Руси в это время отмечались именины земли, и в связи с этим любые сельскохозяйственные работы были под запретом.

В эом году в этот день в храмах будут проводиться литургии, посвященные великому празднику. Считается, что именно в это время Святой Дух спускается с небес и не оставляет без внимания ни одного верующего человека, а значит — любые молитвенные просьбы могут быть услышанными.

В Духов день во многих храмах над иконами вешаются фигурки голубей как символ сошествия Святого Духа. Согласно одной из традиций, после посещения храма принято отправляться на кладбище и поминать ушедших из жизни. Накануне праздника в церквях возносятся молитвы за упокоение душ усопших. Кроме того, каждый желающий может заказать молебен или сорокоуст о своих покойных близких.

Какой церковный праздник сегодня 28 мая: православные праздники сегодня

Народный праздник «Пахом Теплый» отмечается 28 мая (по старому стилю – 15 мая). Православная церковь в этот день чтит память преподобного Пахомия Великого, Египетского, Фиваидского. Другие названия праздника: «Пахом», «Пахом Бокогрей», «Травник», «Зелёный шум». Названия «Теплый» или «Бокогрей» день получил за то, что с 28 мая приходит по-настоящему теплая летняя погода.

День Святого Духа. В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим. Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он - источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца.

Также сегодня в церковном календаре:

Память преподобного Пахомия Великого;

Память святителя Исаии, епископа Ростовского, чудотворца;

Память благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского;

Память преподобного Исаии Печерского;

Память преподобного Пахомия Нерехтского;

Память преподобных Евфросина и ученика его, Серапиона, Псковских;

Память святителя Ахиллия, епископа Ларисийского;

Обретение мощей преподобного Арсения Коневского;

Кипрской; Тупичевской — икон Божией Матери.

Какой церковный праздник сегодня 28 мая: традиции и приметы этого дня

На Руси в Духов день молодые девушки проводили обряды и гадали на суженого с помощью венков из цветов и других растений. Для гадания чаще всего использовали ветки березы, из которых девушка плела венок, а затем отправлялась на речку и пускала его по течению. Если венок утонет, значит, в ближайшем году девица замуж не выйдет. Останется на плаву — вскоре она обретет семейное счастье.

Кажется, что такой день должен начинаться со служения в храме или молитвы. Однако, согласно древнему поверью, на Духов день многие старались слушать землю. Для этого еще до восхода Солнца выходили на улицу, прикладывали ухо к земле и прислушивались. Такой обряд проводили в надежде, что таким образом им откроются великие тайны. Но в то же самое время каждый тогда искренне верил, что такое может случиться только с избранными.

Как мы уже упоминали, в этот день отправлялись в лес вместе со священником, чтобы окропить святой водой березу. Однако этот обряд проводили и над колодцем. Наши предки искренне верили, что таким образом они спасают его от пересыхания, а также этот окропление колодца помогает сохранить воду чистой и свежей.

Если в праздник Святой Троицы женщины не успевали собрать лечебных трав, то в Духов день они исправляли это. Ведь, согласно поверьям, в этот праздник все травы не теряют своей особой силы, и способны также вылечить, как травы, собранные на Троицу.

ПРИМЕТЫ

Если этот праздник был дождливым, то, по приметам, последующие шесть недель тоже будут такими же.

В этот день, отправляясь набрать воды, всегда говорили "пошла по воду". Если же сказать "пошла за водой", то можно легко утонуть.

Какая погода будет на Духов день, такая же ожидается и на все лето.

А вот гроза и молния в этот день — хороший знак, ведь таким образом земля прогоняет злых духов, ведь издревле считается, что именно огнем можно от них избавиться.

Несмотря на то, что русалка — воплощение злого духа, которого нужно опасаться и боятся, все же с ней связана и хорошая примета. так, в старину верили, что где ступить нога русалки, там будет богатый урожай пшеницы и ржи.

Также раньше говорили: "Не доверяй теплу до самого Духова дня."

А вот бегать в этот день нежелательно было — можно убежать от своей судьбы. А вот, чтобы приблизить встречу с счастьем, на Духов день нужно было пройтись утром босиком по росе.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Лучшие статьи по теме