Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Заговоры
  • Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение. Плохая память: что делать и как улучшить

Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение. Плохая память: что делать и как улучшить

Вопрос психологу:

Добрый день, уже опустила руки, и не знаю, как с собой бороться. Мне 20 лет, я девушка завидной внешности, хорошая фигура, милое личико, но тем не менее куча комплексов. Живу в маленьком городе, где все, про всех все знают. В подростковом возрасте была цель добиться хорошей репутации, и хотелось выйти замуж девственницей. Как то раз пошла гулять с подругой, там встретила парня, которому я сразу понравилась. И вот я вся такая неприступная 18 летняя девственная красавица. Спустя неделю, этот парень меня избил, просто так. Спустя еще неделю, вытащив меня из дома, применяя силу, угрозы, шантаж- изнасиловал. После этого я полностью ушла в себя, я 4 недели не выходила из дома,(никому естественно я не рассказала) потом вышла в магазин, и боялась каждого прохожего, шла опустив глаза вниз. Встретив одноклассников вздрогнула. Спустя еще неделю подруга поняла что что то, не то. . Пришлось рассказать, она рыдала больше меня. Затем в очередной раз как я вышла на улицу, мимо проезжал тот самый парень. Он затащил меня в машину, увез за город в сторону дач. Снова пытаясь меня изнасиловать, я рыдала, орала, била, пыталась выйти из машины, в ответ меня хватали за волосы и затаскивали обратно. Он бил, но не тронул. Решил поговорить. Сказал что не бросит, просит прощения, и не тронет пока я сама не захочу. Так и было, все было хорошо. Руки, ноги целовал, но лишнего не позволял. Спустя полторы недели мы с подружками попросили его отвезти нас в другой город за вещами на 1 сентября. Все было нормально пока мы не поехали обратно. Мне написала мама смс,что уже поздно 12 часов ночи, я хотела ей ответить, а он затормозил, вытащил меня с машины и начал избивать. Девочки орали, а его друг который попытался его успокоить словами, забоялся и сел обратно в машину. Примерно после 40 ударов он посадил меня обратно. Развез всех по домам, меня увез и начал опять избивать, теряла сознание 3 раза. Спустя час, он понял что бить меня уже не куда. Попытавшись закрасить все синяки тональным кремом, он отвез меня домой. На следующий день я не могла ходить, и мы с подружками отправились в больницу. Вывих 3 шейных позвонков, сотрясение, сломанный нос, сровнявший все мое лицо, и по всему телу синяки. Он узнав что я в больнице пакеты с фруктами, лекарствами и тп приносил. Когда я вышла с больницы, просил на коленях прощения, я не простила. Спустя некоторое время я выходила с больницы с уколов, он как обычно затащил в машину, увез, и снова изнасиловал. . Спустя 3 дня еще раз. . Сказав при этом что пойдет к моим родителям и расскажет что избивал, попросит прощения. Естественно я испугалась, мои родители бы в первую очередь его прибили, а уже потом им бы стало плохо. Наообещав ему с три короба, я попала домой, и сразу же побежала в милицию, там меня направили к молодому парню, азербайджанцу. 4 часа мы с ним беседовали, он сказал что избежать того, чтобы не знали родственники не получится, всячески запугивал, сказал придти через 3 дня, хорошенько подумав. В следующую нашу встречу он пообещав что тот ко мне не подойдет, попросил не писать заявление, якобы не ломать ему, и себе жизнь. Мне было этого достаточно, и ушла. Спустя месяц, начали ходить слухи, для меня это больное место. Спустя еще неделю, мы снова встретились, опять прося прощения, наобещав всего чего угодно, лишь бы простила. Так наши отношения скажем так продлились еще пол года. Пару раз бил, но до переломов не доходило. Я стала еще больше зашуганной, но тем не менее держалась за него. И вот в очередной раз взбесившись он затащил меня на съемную квартиру, приняв какие то наркотические вещества снова бил, и насиловал. Трое суток. Меня искали с милицией. И вот когда он уснул я схватила вещи и выбежала, оделась в подъезде и бежав со всех ног как можно дальше, все в крови, я оказалась дома, где тетя, дядя, бабушка сидели с телефонами в руках, увидев меня начали орать, а я забежала в комнату и начала рыдать, тетя увидев меня, не стала подпускать бабушку, а повезла меня в больницу. Тогда уже узнали все, что бьет. Бабушка спросила изнасиловал или нет, я сказала конечно нет. На этом моя история закончилась, а чтобы она прекратилась немного раньше, нужно было не бояться за родителей, а наоборот им рассказать. Я закончила колледж, защитила диплом на 5, но ушла в себя. Об этой истории узнала моя подруга с Тюмени, она позвала к себе, я собрав чемоданы приехала, она оставила мне ключи от квартиры, а сама уехала на все лето в Крым. Я поступила на высшее, все время сидела дома. В соседнем доме жил мой одноклассник, и к нему приехал друг, который влюблен в меня с первого класса. Они приходили к нам в гости, мы к ним. Потом я решила вернуться обратно в город ехав в поезде, я задумалась, что возможно он единственный парень которому я могу хоть как то довериться. Он меня любит, он знает меня с детства такой, какая я была. Он приехал, и мы встречаемся вот уже пол года будет 12 апреля. Я работаю администратором в спортивно развлекательном комплексе, до утра, он после учебы, и подработки сразу приходит ко мне, еще ни разу не было чтобы я шла домой одна. Уезжала в декабре на сессию на месяц, он ждал. Ссор даже по пустякам не было, все ссоры которые были, из за жуткого недоверия с моей стороны, мне кажется что я ему не нужна, я накручиваю себя, ему уже обидно что не доверяю. За 5 месяцев отношений чего то более поцелуев не было. И он не требует. Но и он не знает что я не девственница. Уже друзья его смеются, всячески подкалывают, но я не могу довериться, поверить, и я жутко боюсь. Я не могу ему рассказать, он не из тех парней альфа самцов, он не сможет меня успокоить, а еще больше я боюсь его напугать. И вот сегодня мне приснился скажем так мой первый опыт, мои стеклянные, зареванные глаза, мой страх, крик, а затем я пошла к гинекологу который что то там зашивает, от того что я не могу рассказать. И меня терзают сомнения, поверит он или нет, и сидя у гинеколога я понимаю что у меня нет денег ему заплатить, и вот я запуталась, куча мыслей в голове, все плохие моменты, крик. . И я просыпаюсь и реву. . Реву уже три часа. . На минутку я захотела разойтись с ним, просто от не доверия, я запуталась, я не знаю что делать. . И зацепившись за единственную ниточку надежды в клубке моей боли и не доверия, я пишу вам. . Надеясь что вы сможете хотя бы найти ту самую зацепку, потянув за которую пропадет мой страх, боль, недоверие, и вера в жизнь. . Несколько раз хотела покончить, и вот встретив его, мой маленький шанс на нормальную жизнь, прошлая жизнь снова заставляет опустить руки. . .

На вопрос отвечает психолог Мещеряк Надежда Владимировна.

Дорогая Марина! Это чудовищно, что Вам пришлось пережить. Я сочувствую тому, что из страха рассказать о насилии родным, Вы лишились их поддержки и своевременной помощи. Я негодую на полицию, которая не исполняет свой долг, оправдывая преступников, которые должны перед лицом закона отвечать за свои дикие и ужасные преступления.

То, что Вы смогли выжить, морально и физически, после этих пыток – прекрасно. Я прошу Вас никогда не думать о самоубийстве, так как Вашей вины во всем том случившимся –НЕТ! Если кто и виноват, то это – насильник, живодер и существо, не достойное называться человеком. Вам незачем и не зачто себя наказывать.

Все то, что Вы испытали после насилия – страх выходить на улицу, замкнутость, боязнь людей и открытых пространств – нормальная реакция на случившееся, свойственная и многим другим людям, пострадавшим от физического и сексуального насилия.

Для того, чтобы жить дальше, Ваше сознание пыталось всячески вытеснить болезненную память о случившемся. А новые отношения возращают Вас к былому и к страху, так как напоминают Вам о внутренних очагах боли. В вас также живет память тела, которое боится прикосновений. Все это сформировало в Вас психотравму, с которой, однако можно бороться до полного преодоления. Вам необходима работа с психологом/ психотерапевтом, который поможет Вашей душе восстановиться и исцелиться, навсегда оставив прошлое в прошлом. Для этого есть техники и подходы в разных отраслях психологии. Все можно изменить, даже, если это – прошлое! (работа с прошлым в режиме реального времени– одна из техник гештальт-терапии).

Мне очень хочется сказать Вам, что Вы – просто умничка и у Вас все получится! Вам не придется с собой бороться, а лишь с последствиями психотравмы.

Относительно Ваших нынешних отношений. Что вы испытываете к этому парню? Является ли он для вас кем-то исключительным? Если да, то за эти отношения стоит бороться. Не печальтесь по поводу кошмаров – нам часто сниться то, о чем мы больше всего думаем, особенно перед сном, и боимся. Разберетесь с прошлым – и они, кошмары, Вас отпустят. На данном этапе отношений Вы столкнулись с тем, что молодому человеку необходимо нечто объяснить, рассказать о себе – из того, что вы, в принципе, отчаянно пытаетесь забыть. Такая реакция нормальна – это психологическая защита. Но сейчас она Вам уже начинает мешать. Я считаю, что Вам действительно необходимо поговорить с Вашим парнем. Но для начала рекомендую немного разобраться (только вместе со специалистом, в Вашем случае!!!) в себе и в том, что именно Вы готовы Вашему парню рассказать и как, во сколько этапов. Поддержка и понимание близкого человека могут произвести на Вас мощнейший позитивный эффект! Вам не придется терять память, былое Вас отпустит и воспоминания перестанут причинять боль.

Мариночка, не теряйте надежды – все в Ваших руках! Не стесняйтесь обращаться за поддержкой: чем смогу – помогу!

4.98 Rating 4.98 (25 Votes)

Бывают ситуации, когда потеря памяти кажется единственным способом избавиться от нежелательных воспоминаний. Задаваясь вопросом «Как потерять память?» помните, что это состояние радикально меняет жизнь человека и может стать причиной полного разрушения личности человека.

Виды амнезии и их причины

Независимо от причин возникновения, состояние амнезии имеет много видов, каждый из которых обладает своими особенностями.

Антероградная амнезия

В большинстве случаев причиной антероградной амнезии является черепно-мозговая травма или сильный стресс. Особенностью данного вида является сохранение воспоминаний о событиях предшествующих заболеванию. При этом вновь поступающая информация совершенно не откладывается в памяти.

Ретроградная амнезия

Признаки ретроградной амнезии полностью противоположны антероградной. При ясном восприятии действительности больной не может вспомнить события, произошедшие с ним до наступления амнезии.

Травматическая амнезия

Состояние травматической амнезии является временным и наступает вследствие различных травм головы (падение на голову тяжелого предмета, удара). Ее продолжительность зависит от силы удара.

Истерическая амнезия

Данный вид амнезии является реакцией бегства от воспоминания события, с которым мозг не в состоянии справиться. Таким толчком может стать потеря близкого человека, сексуальное насилие, техногенная катастрофа, участие в боевых действиях или террористических актах и прочее. При этом человек теряет не только воспоминания о прошлом, но и личностную идентификацию. В большинстве случаев память возвращается, но воспоминания, вызвавшие эмоциональный шок, могут быть стерты из памяти навсегда.

Как умышленно потерять память

Искусственно вызвать органическую амнезию можно, принимая ряд лекарственных средств: транквилизаторов, циклических антидепрессантов, антиадренергических и антигестагенных препаратов.

Еще один радикальный способ потерять память - травма головы. Не стоит просить об этом посторонних людей, так как за подобное действие предусмотрена уголовная ответственность.

К частичной потере памяти может привести злоупотребление алкоголем, а также прием галлюциногенных средств (белена, дурман, некоторые виды грибов, синтетические соединения).

Самым безопасным способом избавиться от нежелательных воспоминаний является курс гипноза. Опытный врач за нескольких сеансов поможет стереть с памяти неприятные моменты.

Размышляя над тем, как потерять память, не стоит испытывать на себе описанные способы. Помните, что излечиться от амнезии гораздо сложнее, чем ее приобрести.

Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память – мнение специалиста


Природа подарила человеку удивительное качество — память. Детская память острая, цепкая. С возрастом она ухудшается. Однако это правильно только в целом. В жизни все намного сложнее. У некоторых детей, живущих в семье, где никто ничем не интересуется, тоже память гораздо хуже, чем у детей, которых все время побуждают тренировать память. Иногда пожилые люди имеют завидную память.

Качество памяти связано с тем, сколько информации перерабатывается мозгом. Чем больше тренировка, тем лучше это свойство мозга. Можно провести параллель со спортом: чтобы побить рекорд в беге, надо бегать. А чтобы иметь хорошую память, надо об этом вовремя позаботиться. Иначе человек станет Иваном, не помнящим родства, его мозг вообще заснет. Но это самый грустный финал.

В качестве конкретного примера оценим роль памяти при изучении иностранного языка.
Здесь требуется хорошая память, умение ее настраивать, использовать приемы сохранения знаний на длительное время. Существуют основные закономерности в процессе развития памяти. И важно выработать в себе привычки, которые помогут это делать регулярно. Про псевдоположительные привычки можно почитать в статье, которую мы публиковали раньше

Большие трудности в иностранном языке вызывает запоминание слов. Преодолеть этот барьер помогут следующие правила и советы.

Правило 1. Новые слова воспринимаются мозгом и отправляются на первую ступень запоминания, под названием кратковременная память. Через 20 минут информация отправляется на более высокую ступень долговременной памяти. В это время нужно повторять слова. Окончательно слова запоминаются в течение ряда дней при условии их повторения.
Совет: соблюдать принцип 2-х ступеней памяти — краткосрочной и долгосрочной.

Правило 2. Для совершенствования памяти должна быть мотивация. Только тогда мозг будет стараться ее активизировать. Иначе, если вы сами себя обманываете, и, например, иностранный язык вам не очень нужен, вы не сможете получить положительный результат.
Совет: Важно сформулировать цель, ради которой надо повысить качество памяти.

Правило третье. Все усилия запомнить полученную информацию обречены на неудачу, если голова серьезно занята решением других проблем. Помехой может стать банальное чувство голода или холод в помещении.
Совет: Спокойная окружающая обстановка является важным фактором совершенствования памяти.

Правило 4. Если вы занимаетесь с педагогом, то он должен вызывать симпатию. Иначе сколько бы вы себя не уговаривали, что надо учить слова, ничего не получится.
Совет: выбор хорошего педагога экономит время для занятий и развивает память.

Правило 5. Развитие понятийной сферы мозга связано с другим качеством, необходимым для работы с информацией – вниманием. Есть люди, которые слышат себя и больше никого. Им можно что-то долго повторять одно и то же. Но человек в тот же миг все это забудет, если вообще услышит. И не имеет никакого значения его память. Он был невнимателен.
Совет: память и внимание – два фактора единого процесса запоминания.

Правило 6. Нужно воспользоваться специальными методиками по тренировке памяти. Наука психология имеет в своем арсенале самые разнообразные и интересные способы. Следует выбрать несколько понравившихся приемов и взять их на вооружение.
Совет: ускорить процесс формирования хорошей памяти с помощью специальных методов.

Правило 7. Не следует прерывать занятия. Особенно это недопустимо в самом начале процесса. Главная ошибка и причина неудач при освоении иностранного языка кроется именно в неоправданных перерывах.
Совет: работать надо систематически.

Соблюдая эти правила, можно в довольно короткий срок развить память и добиться успеха.

Лучшие статьи по теме