Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Порча и сглаз
  • Корона Британской империи: история создания. Короны Британской и Российской империи. Самые известные в истории короны (11 фото). Великие драгоценности великой Британии

Корона Британской империи: история создания. Короны Британской и Российской империи. Самые известные в истории короны (11 фото). Великие драгоценности великой Британии

Самая древняя корона в мире, которую обнаружили в 1961 году в пещере Нахал-Мишмар вместе с другими ценными артефактами, относится к эпохе неолита, которая датируется 4 000-35 000 до н. э. Ее раскрыли в начале этого года в Институте изучения древнего мира Нью-Йоркского университета как часть выставки «Мастера огня: искусство энеолита из Израиля».

Древняя корона - это лишь один из более 400 артефактов, которые были обнаружены в пещере Иудейской пустыни около Мертвого моря более половины столетия назад. Корона имеет форму толстого кольца. Сверху на ней изображены грифы и двери. Считается, что ее использовали во время похоронных церемоний для важных персон того времени.

Нью-Йоркский университет сообщает: «Посетителей выставки «Мастера огня» порадует встреча с объектом огромной силы и престижа, небрежно отлитая из меди корона из пещеры Нахал-Мишмар. Загадочные выступы вдоль ободка короны с грифами и строительными фасадами, квадратными отверстиями и цилиндрическая ее форма указывают на ее связь с похоронными ритуалами того времени».

Пещера Нахал-Мишмар была обнаружена археологом Пессах Бар-Адоном в природной расщелине, запрятанная в соломитовой плите с северной стороны Нахал-Мишмара. Там было найдено 442 высокоценных артефакта из меди, бронзы, слоновой кости и камня, 240 жезлов, 100 скипетров, 5 корон, пороховницы, инструменты и оружие.

Углерод-14, выделенный из камышитовой плиты, в которую были завернуты эти предметы, заставляет ученых полагать, что период их создания относится по меньшей мере к 3500 году до н. э. Именно в этот период использование меди стало повсеместным в Леванте, что подтверждается значительными технологическими разработками в регионе.

Некоторые из этих объектов не похожи ни на что ранее виденное. Округлые жезлы часто принимают за булавы, но нет никаких подтверждений, что их когда-либо использовали в бою.

Другие объекты еще более необычны и уникальны по стилю, такие, например, как бронзовый скипетр, чье изображение приведено ниже.

Объекты в пещере Нахал-Мишмар, кажется, были собраны наспех, что наводит на предположения, что эти артефакты являлись священными сокровищами, принадлежащими заброшенному храму «Эйн-Геди», который находится в 12 километрах от пещеры. Возможно, эти предметы были спрятаны в пещере во время опасной ситуации.

Даниэль Мастер, профессор археологии колледжа Уитон и член кураторской команды, сказал: «Этот период уникален взрывом инноваций, который определил технологии древнего мира на тысячи лет».

Драгоценности монархов всегда заставляли трепетать людские сердца. Ведь даже самый рядовой бриллиант, оправленный мастером в золото для венценосной особы, становится августейшей ценностью и начинает блестеть иначе. Что уж говорить об уникальных представителях мира камней, которые традиционно занимали свое место в символах монаршей власти. Корона — непреложный знак отличия правителя от простых смертных — должна была быть убедительной.

И именно поэтому владыки всех времен не жалели средств на изготовление этого особого украшения: лучшие драгоценные камни, лучшее золото, лучшие мастера ювелирного дела. Сегодня большинство этих шедевров мирно покоится на подушках в музеях, под надежной охраной. Те же короны, что еще украшают представителей «действующих» династий, не имеют уже такой власти, как прежде, и воспринимаются скорее как дань традиции. А ведь были времена, когда за возможность возложить корону на голову хотя бы на несколько дней люди готовы были заплатить жизнью, своей или чужой. Все потому, что этот драгоценный символ непреложно ассоциировался с божественной природой высшей власти и заставлял любого склониться перед его обладателем. Но правители сменяли друг друга, имена многих затерялись в лабиринтах веков, а короны, некогда венчавшие их головы, до сих пор вызывают восхищение и загадывают загадки историкам.

Знак избранных

Хорошо известно, что традиция отмечать победителя триумфальным венком пришла из античной эпохи. Первоначально, в «простые» времена, эти знаки отличия делались из живых ветвей, причем не обязательно лавровых. Венки также могли быть сплетены из дуба или оливы — это зависело от того, кто из богов выступал покровителем состязания. Собственно, латинское слово «corona» и означает «венок». Но время шло, и на смену природным материалом пришло вечное золото. В эпоху римской роскоши венцы стали украшать драгоценными камнями, и по богатству этих украшений можно было судить о статусе владельца. Варвары, разрушившие Рим, вероятно, переняли традиции украшать головы своих вождей золотым обручем. А дальше на протяжении многих веков августейшие особы европейских держав старались перещеголять друг друга роскошью корон. Для украшения использовались самые большие, самые удивительные, самые дорогие камни и реликвии. Ограничивал фантазию монархов лишь вес будущей короны, все остальное не имело значения. Так, при изготовлении короны для русской императрицы Екатерины II мастера за два месяца совершили чудо: корона из золота и серебра, на которой сверкали 4936 бриллиантов и 75 крупных жемчужин, весила чуть меньше двух килограммов.

Всегда все вопросы законности престолонаследия решала коронация — тот, на кого возложен символ монаршего достоинства, является полноправным властелином. Обратной силы этот обряд не имел.

И тогда недовольным оставалось или смириться, или составить заговор. В случае удачного переворота победитель получал все ту же корону. Святость этого символа власти не смогли пошатнуть даже революции — в большинстве случаев дело заканчивалось реставрацией монархии. В Нидерландах, например, в 1815 году было принято решение восстановить королевскую власть после 200 лет существования республики. Любопытно, что тогда же была изготовлена самая «бюджетная» европейская корона — из позолоченного серебра и шапка. Тратиться на настоящие драгоценные камни практичные голландцы тоже не стали. Впрочем, на престиже королевской фамилии это никак не отразилось.

Золото лангобардов

Едва ли не самой старой европейской короной принято считать так называемую «железную» корону лангобардов. Точное время рождения этого венца за древностью происхождения неизвестно. Традиционно считается, что эту корону сделали в VI веке для Теодолинды, королевы племени лангобардов. Правда, некоторые ученые считают, что венец был сделан раньше и его изначальная «родина» — Византия. Так или иначе, легенда утверждает, что Папа Римский подарил Теодолинде гвоздь с Креста Господня и королева велела выковать из реликвии железный обруч, которым изнутри скрепили звенья короны. Именно из-за этой детали ее стали называть «железной». Если не заглядывать на изнанку, то древний знак королевской власти состоит из узорных золотых пластин, украшенных эмалью и драгоценными камнями. Диаметр короны тоже примечателен — она слишком мала для венца, способного охватить голову. По поводу размера ученые также спорят, но «официальная версия» гласит, что две пластины были утрачены в те времена, когда королевская драгоценность была отдана в залог. Это случилось в 1248 году, когда жителям города Монца — места постоянной «прописки» короны — не хватило денег на войну. Выкупить королевский артефакт смогли только через 70 лет.

А ведь это была официальная регалия итальянского королевского двора, и ею короновались императоры! Кстати, когда Наполеон Бонапарт провозгласил себя владыкой Италии, он также символически возложил на себя «железную» корону.

Для менее торжественных случаев он приказал изготовить особую, итальянскую корону, выполненную по королевской моде XVIII века, которая была более удобна для ношения. Позже корона лангобардов еще не раз осеняла итальянских монархов, а ныне она по-прежнему пребывает в соборе Святого Иоанна Крестителя в Монце. Правда, последние научные исследования нанесли ей сокрушительный удар: оказалось, что чудесно нержавеющая полоска из Гвоздя Господня сделана из серебра, и, таким образом, легенда о королеве Теодолинде никуда не годится... С другой стороны, эта корона венчала стольких великих людей, веривших в ее мистическую силу, что никакие научные разоблачения ей не страшны — она навсегда останется «железной короной», помнящей Византию и Карла Великого.

Загадки царской шапки

Пока Европа венчала своих монархов роскошными коронами, в России на представителя верховной власти возлагали отороченную мехом шапку Мономаха. Как и положено древнему артефакту, этот знак царского достоинства, конечно же, вызывает споры. Так, летописи говорят, что драгоценный головной убор был передан в дар киевскому князю Владимиру Мономаху его дедом, византийским императором Константином IX как знак преемственности от одной православной державы другой. Но хотя версия веками считалась «единственно верной», современные историки тщательно сопоставили даты жизни обоих правителей, и версия стала весьма сомнительной. Есть также предположения, что золотая шапка осталась в царской сокровищнице со времен Золотой Орды и имеет азиатское происхождение. Но в любом случае этот древний головной убор — произведение искусства.

Верх шапки (представляет собой тюбетейку) сработан из 8 золотых пластин, покрытых узорчатой сканью (рисунком, похожим по технике на филигрань), и украшен восемью крупными драгоценными камнями — четыре рубина и четыре изумруда. Венчает шапку чеканное «яблоко», на котором установлен украшенный жемчугом крест, который, вероятно, был добавлен позднее, как и дорогой соболиный мех, сменивший золотые подвески. Первым, кто «венчался на царство» этой регалией, был Иван Грозный. И эта традиция, перейдя к остальным русским монархам, держалась вплоть до 1682 года, когда на престол возвели сразу двух наследников — Ивана и Петра. Ради такого удивительного для русской истории случая для младшего — Петра Алексеевича — была сделана «шапка второго наряда», по образу и подобию главного венца, но несколько проще. Впрочем, коронация «копией» не помешала Петру I стать одним из величайших российских монархов. Однако никогда больше шапка Мономаха не использовалась для венчания на царство — наступал век имперских корон. А золотой убор с туманным прошлым благополучно дожил до наших дней, чудом уцелев в смутные времена, хранится в Оружейной Палате Кремля и по-прежнему хранит свои тайны.

Великие драгоценности великой Британии

Казалось бы, Великобритания — оплот монархических традиций — могла бы похвастаться самыми древними венцами королей. Но увы, и этот остров не миновали революции, и большинство сокровищ короны было уничтожено или распродано в годы правления Оливера Кромвеля (1653—1658). Несколько легендарных драгоценных камней из сокровищницы королевского дома все же удалось вернуть, и ныне они украшают корону Британской Империи, восхищая каждый своей историей.

Если начинать сверху, то в крест, венчающий корону, вставлен сапфир Святого Эдуарда. При жизни монарха этот камень украшал королевский перстень. И, согласно легенде, однажды король отдал его нищему в качестве милостыни. Но спустя некоторое время двое паломников из Святой Земли принесли перстень Эдуарду. При этом они рассказали чудесную историю о старце, который вывел их из песчаной бури, а наутро принес королевскую драгоценность и попросил отдать хозяину. Вскоре король умер, а когда спустя годы его могилу вскрыли, то тело оказалось нетленным. Это признали чудом, короля канонизировали, перстень вернули в сокровищницу, а века спустя сапфир увенчал корону.

Еще один знаменитый камень — рубин Черного Принца — украшает имперский венец спереди. И хотя это совсем не рубин, а крупная благородная шпинель, камень также имеет свою историю: его получил в уплату за военную помощь другой Эдуард, прозванный «черным принцем» из-за цвета своих доспехов. Камень передавался в королевском роду и, по преданию, спас жизнь Генриха V в битве при Азенкуре.

Под «рубином» расположен «Малая Звезда Африки», также известный как Куллинан II (вес 317.4 карата). Его предок, собственно алмаз Куллинан, весил в десять раз больше и был подарен Эдуарду VII. Но камень был хоть и огромный, но имел далеко не блестящую внешность и несколько трещин. После его распилки голландскими ювелирами родилось целое семейство Куллинанов всевозможных размеров, и самый главный из них украсил королевский скипетр, а тот, что поменьше, — имперскую корону.

И наконец, последний крупный камень в этой драгоценности расположен строго напротив, на задней части венца, — это так называемый сапфир Стюартов, доставшийся в наследство от угасшей династии. Камень долго кочевал из Шотландии в Англию и обратно, пока не нашел своего места на короне объединенной Великобритании. Всего же королевский венец украшают 2868 алмазов, 273 жемчужины, 17 сапфиров, 11 изумрудов и 5 рубинов, но при этом его вес составляет всего 910 граммов. Предыдущая версия этой короны была тяжелее, что причиняло монархам заметные неудобства. Впрочем, по сравнению с короной Святого Эдуарда, которая весит больше двух килограммов и используется для официальной коронации, имперский венец выходит не таким уж обременительным. Кстати, эти британские короны не являются собственностью королевского дома, они принадлежат государству. И в «свободное от работы время» лежат в Тауэре, исполняя роль музейных экспонатов. Так что, чтобы увидеть их вблизи, вовсе не обязательно просить аудиенции у королевы.

Или верховной власти.

Короны из-вест-ны в го-су-дар-ст-вах Древ-не-го ми-ра (в Шу-ме-ре, Ак-ка-де, Древ-нем Егип-те и др.).

В начале IV века обы-чай ис-поль-зо-ва-ния короны был за-им-ст-во-ван ви-зантийским императорм Ди-ок-ле-тиа-ном у персидских ца-рей. Ви-зантийские короны пред-став-ля-ли со-бой вен-цы-диа-де-мы в ви-де бе-лой по-вяз-ки, рас-ши-той жем-чу-гом; позд-нее бе-лую лен-ту сме-ни-ла пур-пур-ная по-вяз-ка, ук-ра-шен-ная жем-чу-гом и дра-гоцен-ны-ми кам-ня-ми, за-тем - зо-ло-той об-руч с ма-тер-ча-той ша-поч-кой внут-ри, над ко-то-рой ук-ре-п-ля-лась ме-тал-лическая кре-сто-об-раз-ная дуж-ка с кре-стом в ка-че-ст-ве на-вер-шия.

Ран-не-сред-не-ве-ко-вые ев-ропейские короны из-вест-ны по ико-но-гра-фии и т. н. во-тив-ным коронам (см. Во-тив-ные пред-ме-ты). Из-вест-ны 6 зо-ло-тых во-тив-ных короны VII века из кла-да близ То-ле-до (об-на-ру-же-ны в 1858-1861 годы); зо-ло-тая во-тив-ная корона ко-ро-ле-вы лан-го-бар-дов Тео-де-лин-ды (VI век; при-ве-зе-на в Па-риж На-по-ле-о-ном I Бо-на-пар-том , впо-след-ст-вии ук-ра-де-на, её ме-сто-на-хо-ж-де-ние не-из-вест-но); во-тив-ная корона ви-зантийского императора Льва VI Муд-ро-го (Ве-не-ция, Сан-Мар-ко) и др.

Фор-му, по-доб-ную во-тив-ным коронам, име-ет т. н. Же-лез-ная ко-ро-на - корона лан-го-бард-ских ко-ро-лей, пред-став-ляю-щая со-бой зо-ло-той об-руч ши-ри-ной около 7,5 см, по-кры-тый дра-го-цен-ны-ми кам-ня-ми. Внут-ри зо-ло-то-го об-ру-ча по-ме-щён уз-кий же-лез-ный об-руч, сде-лан-ный, со-глас-но пре-да-нию IX века, из гвоз-дя от кре-ста Спа-си-те-ля (1530-1564 годы; хра-нит-ся в со-бо-ре г. Мон-ца, близ Ми-ла-на). Этой ко-ро-ной, по-ми-мо лан-го-бард-ских ко-ро-лей, ко-ро-но-ва-лось так-же боль-шин-ст-во герм. им-пе-ра-то-ров (от Кар-ла I Ве-ли-ко-го до Кар-ла V); по-сле ос-но-ва-ния Итальянского ко-ро-лев-ст-ва в 1805 году - На-по-ле-он I Бо-на-парт, в 1838 году - австрийский император Фер-ди-нанд I. Внеш-ний вид ран-не-сред-не-ве-ко-вых ев-ропейских корон вос-про-из-во-дил об-лик ви-зантийских ко-ро-национных вен-цов; короны пред-став-ля-ли со-бой диа-де-мы, ино-гда с ма-тер-ча-тым вер-хом и пе-ре-кре-щи-ваю-щи-ми-ся ду-га-ми с де-ко-ра-тив-ны-ми на-клад-ка-ми и до-пол-нит. эле-мен-та-ми. С VIII века короны ук-раша-лись 2-4 тре-уголь-ни-ка-ми-зуб-ца-ми, ино-гда увен-чан-ны-ми кре-стом.

Из-вест-ны мно-го-чис-лен-ные «ис-то-рические ко-ро-ны». Корона Кар-ла I Ве-ли-ко-го (зо-ло-то, ук-ра-ше-на 144 дра-го-цен-ны-ми кам-ня-ми и жем-чу-гом; впер-вые упо-ми-на-ет-ся в ис-точ-ни-ках в XII веке) бы-ла из-го-тов-ле-на пред-по-ло-жи-тель-но в конце X века и при-над-ле-жа-ла От-то-ну I Ве-ли-ко-му. Ею ко-ро-но-ва-лись многие германские им-пе-ра-то-ры , на-чи-ная с Кон-ра-да II (около 990-1039 годов). Вме-сте с другими ре-га-лия-ми Свя-щен-ной Римской им-пе-рии в 1424-1796 годы хра-ни-лась в Нюрн-бер-ге, вы-во-зи-лась толь-ко для ко-ро-на-ции но-во-го им-пе-ра-то-ра. Ны-не на-хо-дит-ся в Ве-не (дво-рец Хоф-бург).

Корона французских ко-ро-лей с XI века бы-ла ук-раше-на боль-шим (бо-лее 250 кар) крас-ным дра-го-цен-ным кам-нем из при-да-но-го Ан-ны Яро-слав-ны, до-че-ри ки-ев-ско-го кн. Яро-сла-ва Вла-ди-ми-ро-ви-ча и суп-ру-ги французского ко-ро-ля Ген-ри-ха I (про-па-ла в пе-ри-од Французской ре-во-лю-ции XVIII века).

Корона св. Вац-лава - корона чеш-ских (бо-гем-ских) ко-ро-лей из-го-тов-ле-на в 1347 году для ко-ро-на-ции Кар-ла IV. Сде-ла-на из вы-со-ко-проб-но-го зо-ло-та, ук-ра-ше-на 96 дра-го-цен-ны-ми кам-ня-ми и жем-чу-гом; её вес со-став-ля-ет ок. 2,5 кг, вы-со-та с кре-стом 19 см, диа-метр 19 см. Со-сто-ит из 4 объ-е-ди-нён-ных по пе-ри-мет-ру сек-ций, ка-ж-дая из ко-то-рых пред-став-ля-ет со-бой боль-шую ге-раль-дическую ли-лию. Сек-ции свя-за-ны 4 по-лу-ду-га-ми, на со-еди-не-нии ко-то-рых ус-та-нов-лен сап-фи-ро-вый крест с изо-бра-же-ни-ем рас-пя-тия. Хра-нит-ся в Праж-ском Гра-де.

Корона св. Эду-ар-да, ис-поль-зуе-мая при ко-ро-на-ции британских ко-ро-лей, из-го-тов-ле-на в 1661 году пред-по-ло-жи-тель-но с ис-поль-зо-ва-ни-ем зо-ло-та из вен-ца ко-ро-ля Эду-ар-да Ис-по-вед-ни-ка; со-сто-ит из че-ре-дую-щих-ся 4 кре-стов и 4 ге-раль-дические ли-лий, над кре-ста-ми рас-по-ло-же-ны 4 по-лу-ду-ги, увен-чан-ные сфе-рой с кре-стом; в цен-тре - бар-хат-ная шап-ка с гор-но-стае-вой опуш-кой. Корона ук-ра-ше-на 444 дра-го-цен-ны-ми кам-ня-ми (до 1911 года кам-ни ус-та-нав-ли-ва-лись толь-ко для ко-ро-на-ции, по-сле че-го де-мон-ти-ро-ва-лись), её вес со-став-ля-ет 2,155 кг. Хра-нит-ся в Тау-эре в Лон-до-не.

В 1714 году для ко-ро-на-ции Ге-ор-га I бы-ла из-го-тов-ле-на но-вая корона (в 1727 году ук-ра-ше-на брил-ли-ан-та-ми). В 1838 году она бы-ла за-ме-не-на т. н. им-пер-ской короной. Эта корона, ко-пи-рую-щая корону св. Эду-ар-да, ук-ра-ше-на 2868 ал-ма-за-ми, 273 жем-чу-жи-на-ми, 17 сап-фира-ми, 11 изум-ру-да-ми и 5 ру-би-на-ми. Сап-фир в верх-нем кре-сте ко-ро-ны из-вес-тен как «Сап-фир св. Эду-ар-да»; в пе-ред-ний крест встав-лен «Ру-бин Чёр-но-го Прин-ца» (ок. 170 кар); на фрон-то-не ус-та-нов-лен ал-маз «Кул-ли-нан-II» (т. н. Ма-лая Звез-да Аф-ри-ки; 317,4 кар), в ты-ло-вой час-ти обо-да - т. н. Сап-фир Стю-ар-та. В 1937 году Ге-орг VI был ко-ро-но-ван но-вой им-пер-ской короной - точ-ной пла-ти-но-вой ко-пи-ей короны 1838 года (име-ет мень-ший вес и бо-лее удоб-на для но-ше-ния). Корона Британской им-пе-рии хра-нит-ся в Тау-эре в Лон-до-не.

Корона па-пы Рим-ско-го (тиа-ра) при-об-ре-ла свою окон-чательную фор-му к началу XIV века. Со-сто-ит из трёх яру-сов, увен-чан-ных не-боль-шим кре-стом, име-ет сза-ди две нис-па-даю-щие лен-ты. По-след-ним па-пой, ко-то-рый ко-ро-но-вал-ся тиа-рой, был Па-вел VI (1963 год). В 2005 году Бе-не-дикт XVI уб-рал тиа-ру из пап-ско-го гер-ба.

Не-ко-то-рые мо-нар-хи име-ли соб-ст-вен-ные (лич-ные) короны. Наи-бо-лее из-вест-на корона Ру-доль-фа II Габсбурга (т. н. корона Австрийской им-пе-рии), из-го-тов-лен-ная в 1602 году в Пра-ге ан-твер-пен-ским юве-ли-ром Я. Вер-мей-е-ном. Со-сто-ит из вен-ца, вы-со-кой ду-ги и мит-ры. Хра-нит-ся во двор-це Хоф-бург, Ве-на.

На Ру-си в ка-че-ст-ве короны ве-ли-ко-го кня-зя, позд-нее ца-ря, ис-поль-зо-ва-лась Шап-ка Мо-но-ма-ха. Пер-вая корона ев-ропейского об-раз-ца (бы-ла ук-ра-ше-на боль-шим ру-би-ном - 398,72 кар; ка-мень при-об-ре-тён в 1676 году в Ки-тае, дос-тав-лен на Русь Н.Г. Спа-фа-ри-ем) из-го-тов-ле-на в 1724 году для ко-ро-на-ции Ека-те-ри-ны Алек-се-ев-ны (с 1725 года Ека-те-ри-на I). Этой же короной ко-ро-но-вал-ся Пётр II. Для ко-ро-на-ции Ан-ны Ива-нов-ны бы-ла за-ка-за-на корона то-го же об-раз-ца, но с бо́льшим чис-лом кам-ней (2605), на её ду-ге по-ме-ще-на шпи-нель, сня-тая с короны Пет-ра II. Эта корона с не-зна-чительными пе-ре-дел-ка-ми ис-поль-зо-ва-лась при ко-ро-на-ции Ели-за-ве-ты Пет-ров-ны; с 1856 года но-си-ла название «Поль-ская ко-ро-на». В 1762 году из-го-тов-ле-на Боль-шая им-пе-ра-тор-ская ко-ро-на, ко-то-рой ко-ро-но-ва-лись все российские мо-нар-хи.

2) Ге-раль-дическая фи-гу-ра (см. Ге-раль-ди-ка). В Но-вое вре-мя корона изо-бра-жа-лись на гер-бах как ти-ту-ло-ван-ной, так и не-ти-ту-ло-ван-ной зна-ти, гер-бах кол-лек-тив-ных вла-дель-цев (городской ко-ро-ны).

3) Тер-мин, упот-реб-ляю-щий-ся в государственном пра-ве не-ко-то-рых мо-нар-хических го-су-дарств для обо-зна-че-ния вла-сти (пре-ро-га-ти-вы) мо-нар-ха, а так-же на-зна-чае-мых им и дей-ст-вую-щих от его име-ни пред-ста-ви-те-лей гражданской ад-ми-ни-ст-ра-ции, воо-руженных сил и су-дов (ко-рон-ный суд, ми-ни-ст-ры ко-ро-ны и т. д.).

Иллюстрации:

Ко-ро-на им-пе-ра-то-ра Свя-щен-ной Рим-ской им-пе-рии Ру-доль-фа II Габ-сбур-га (т. н. Ко-ро-на Ав-ст-рий-ской им-пе-рии). 1602. Им-пер-ская сок-ро-вищ-ни-ца во двор-це Хоф-бург (Ве-на). Архив БРЭ.


Главной регалией, подтверждающей власть монархов, считается венец или корона. Правители, соревнуясь в великолепии и роскоши символов власти, украшали свои короны, сделанные из золота и серебра, редкими и очень дорогими камнями. В этом обзоре - самые известные короны мира, определить среди которых саму-самую не так уж просто.

Корона королей и императоров Священной Римской империи имеет несколько названий, одно из самых известных - корона Карла Великого, и изготовлена она в конце 10 века.

Корона королей и императоров Священной Римской империи.

Этот старейший ювелирный шедевр, непохожий на другие короны, оригинальной формы в виде восьмигранника, украшают 144 драгоценных камня и жемчуг. Первоначально хранившуюся в Нюрнберге, при возникновении угрозы захвата этого города войсками Наполеона, стремившегося заполучить ее для своей коронации, корону перевезли в Вену и там спрятали. В музее Вены она сейчас и хранится.


Корона Британской империи.

Знаменитая драгоценность, изготовленная в 1911 году, не является собственностью королевы, а принадлежит государству, и основным ее хранилищем является крепость-музей Тауэр, а правящая ныне королева Елизавета II надевает корону лишь по случаю церемонии ежегодного открытия Парламента или других государственных торжеств. И хотя корона имеет относительно небольшой вес, 910 грамм, королева, чтобы привыкнуть к ней и не оконфузиться на церемонии, надевает корону заранее и ходит в ней несколько часов. В эти редкие дни можно увидеть королеву с красующейся на голове великолепной короной за завтраком в домашней обстановке или за просмотром газет.


Большая Корона Российской империи.

Эта драгоценность, затмившая своим блеском и великолепием короны всех иноземных правителей, была задумана Екатериной II для своей коронации в 1762 году. Известные ювелиры, трудившиеся над ее созданием, всего за два месяца умудрились сотворить это чудо.

Ажурный каркас изящной формы в виде двух полушарий (символизирующих Восток и Запад) из золота и серебра,напоминающий восточный головной убор, изготовил главный придворный ювелир Экарт. Но подбор камней для короны и ее украшение Экарт доверил ювелиру Позье, который блистательно с этим справился. Ряды матовых жемчужин как нельзя лучше подчеркивают сверкание россыпи бриллиантов, а венчает корону настоящее сокровище – редкий минерал, ярко-красная рубиновая шнипель весом около 400 карат, привезенный еще в 16 веке из Китая. Сегодня это национальное достояние выставлено в знаменитом Алмазном фонде.


Бриллианты и жемчуга Большой короны.


Красная шпинель Большой короны.

Венцы и короны России

В то время, когда Европа венчала своих правителей роскошными коронами, в России их заменяли усыпанные самоцветами шапки-венцы, самая известная из которых - шапка Мономаха. Первым ею венчали на царствование Иван Грозного.


Знаменитая Шапка Мономаха.

Переход к императорском коронам в России произошел благодаря Петру I. Сам венчаный Шапкой Мономаха, он приказал изготовить первую русскую корону из позолоченного серебра, обладательницей которой посчастливилось стать его супруге Екатерине I.


Первая российская корона.

Императрица Анна Иоановна для своей коронации заказала новую корону, и она была выполнена в соответствии с ее вкусами и пожеланиями, многие драгоценные камни при этом были использованы из короны Екатерины I.

Корона императрицы Анны Иоановны.

Начиная с 1872 года и до падения империи, все российские императоры короновались знаменитой Большой императорской короной. А для коронации цариц было изготовлено несколько копий этой короны меньшего размера, но из них сохранилась лишь одна.


Малая императорская корона.


Николай II с супругой в императорских коронах.


Корона, ее изображение символизируют божество, Солнце, красоту; жизнь, достоинство, славу, честь, репутацию; победу, награду, гордость, монархию, империю, царственность, первичность, высокую защиту, богатство, превосходство, власть, силу, главенство. Средневековая Европа, как лоскутное одеяло, состояло из маленьких и не очень, королевств. И каждый уважающий себя король имел личную корону.

Корона из лавровых листьев. Конец 4 - начало 3 века до н. э. Золото. Длина 30 см.
Этрурия. Погребальное украшение "Корона из Кьюзи".
Британский музей Лондон.

Самой старой из известных христианских корон в Европе является железная корона Ломбардии (Корона Ферреа), хранится в Соборе в Монце около Милана, столицы Ломбардии.


Железная корона Ломбардии. Около 5 века.

Она была сделана из гвоздей, сбитых с креста и была украшена золотом и драгоценными камнями. Эту корону носили правители примерно в течение тысячи лет. Как и все другие короны христианских правителей, эту корону можно назвать диадемой, поскольку она была небольшой, круглой, без арок и покрытий. Камни и украшения крепились непосредственно к металлическому кругу, составлявшему основу короны.


Вотивная корона короля Рецесвинта. Середина 7 в.


Корона Священной Римской Империи (HRE), Светская палата сокровища, Вена. Около 960 - 980 годов.


(вид слева)
Корона Карла Великого (нем. Reichskrone) - корона королей и императоров Римской империи, которой короновались почти все германские монархи раннего Средневековья начиная с Конрада II. Была изготовлена для императора Оттона I Великого или для его сына Оттона II, как императора-соправителя во второй половине Х века, возможно, в мастерских бенедиктинского аббатства в Райхенау или в Милане, вероятнее всего в конце X века. Первое упоминание о ней появилось в XII веке.


Квадратная корона 1000 - 1400 годов.


Священная корона святого Стефана (Иштвана). Золото, сапфиры, драгоценные камни, жемчуг; перегородчатая эмаль. Национальный музей Будапешт.


"Греческая корона" - византийского происхождения, была принесена в дар Венгрии византийским императором Михаилом VII Дукой (1071 - 1078).Одна из национальных реликвий венгерского народа. Такой внешний вид она приобрела благодоря американским солдатам, что по окончании Второй мировой вывезли часть национальных реликвий Венгрии и вернулась только в семидесятых годах.


Корона Константина IX Мономаха. 11 в. Золото, эмаль. Национальный музей. Будапешт. Очень себя любил, что даже на короне сделан его лик.


Корона из декора реликвария Святой Елизаветы Тюрингской. Золото, драгоценные камни; филигрань. Государственный исторический музей. Стокгольм.
Елизавета Венгерская, Елизавета Тюрингская (1207 - 1231, Марбург) , - принцесса из венгерской династии Арпадов, дочь венгерского короля Андраша II, ландграфиня Тюрингии, католическая святая.


Корона- реликварий Святого Людовика. 13 век. Серебро, самоцветы; позолота. Лувр. Париж. Франция. Была передана Святым Людовиком льежским монахам-доминиканцам. Людовик IX Святой (1214 - 1270) - король Франции с 1226 года.


Корона святого Вацлава - королевская корона чешских (богемских)королей. Была изготовлена по заказу императора Священной Римской империи Карла IV, который также был королём Чехии (Богемии).
Корона была изготовлена в 1347 года для коронации Карла IV, императора Священной Римской империи, которую он сразу же посвятил главному святому патрону страны - Святому Вацлаву и завещал её как государственную корону для коронации будущих чешских королей, его наследников на чешском троне.


Палатинатская корона, Свадебная корона Бланш. 1370 - 1380. Золото; жемчуг, сапфиры, рубины, бриллианты; эмаль, филигрань, инкрустация.
Сокровищница Мюнхен.


Корона короля Дании Кристиана IV (1596 г).


Корона Австрийской империи была первоначально личной короной императора Рудольфа II. Поэтому она также известна как корона Рудольфа II. Венец украшен драгоценными камнями: шпинелью, цирконами и жемчугом.


Корона Рудольфа II была сделана в 1602 году в Праге Жаном Вермейеном, одним из наиболее выдающихся ювелиров того времени, которого специально вызвали из Антверпена. Корона состоит из трех частей: венца, высокой дуги, и митры.

Лучшие статьи по теме