Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Порча и сглаз
  • Народный праздник кузьминки. Осенние Кузьминки — приметы и пословицы: особенности Осенних Кузьминок. Дети танцуют хоровод «Выходили красны девицы»

Народный праздник кузьминки. Осенние Кузьминки — приметы и пословицы: особенности Осенних Кузьминок. Дети танцуют хоровод «Выходили красны девицы»

Кузьминки. Кузьма и Демьян. Кузьминки - осени поминки, встреча зимы. По народному календарю осени отводится время от второго Спаса до Кузьминок. На Кузьминки доигрывали последние свадьбы - ковали счастье молодым. Святые Косьма и Дамиан считались как мастера и покровители семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях.
С Кузьмы и Демьяна, которые считались покровителями всех рукоделий, женщины садились за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просили помочь им не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: Батюшка Кузьма - Демьян! Сравняй меня, позднюю, с ранними.
Кузьминки были еще и девичьим праздником. В этот день девушки собирались вместе и готовили стол, а вечером приглашали в гости холостых парней. Обязательным блюдом была каша. Кузьминки продолжались «до света», а потом парни, расправившись с угощением, отправлялись воровать чужих кур.
Время забоя кур. Обычно курицу в крестьянском дворе держали два года. За этот срок она сносила почти 400 яиц – две трети своей продуктивности, назначенной ей природой на всю ее короткую, в среднем шестилетнюю жизнь. Поэтому каждую осень хозяйки старались пополнить курятник «молодками», а «перестарки» отправлялись на стол.
Начало зимы, первые морозы, Козьма - Демьян с мостом, Никола (19 декабря) с гвоздем. Если Кузьма - Демьян закуют реку, то Михайло (21 ноября) её раскуёт. Холод на Кузьму - Демьяна - тепло на Михаила. Кузьмы - Демьяна путь – не путь, а зимы перепутье. Не заковать зиме речку до сегодняшнего дня. На Кузьму и Демьяна лист на дереве - через год мороз. Если лист остается на дереве, то на другой год будет мор.

День Кузьмы и Демьяна. Обычно в этот день бывают умеренные морозы.
К вечеру мороз ослабевает - к пасмурной погоде на следующий день.
Петух стоит на одной ноге - к морозу.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Замечания.- Обычаи

Поселяне Тульской губернии полагают, что с этого дня начинаются морозы. Об этом морозе они сохранили свое наблюдение в поговорке: Козьма и Дамиан с гвоздем.
Поселянки в сей день справляют курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвою-рекою, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами. Усердные старушки после обедни служили молебны. Богатые люди рассылали кур в подарки по своим родным. В селах женщины прихаживали с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне на красное житье. Боярыни отдаривали поселянок лентами на убрусник. Такие челобитные куры содержались в почете: их кормили овсом и ячменем и никогда не убивали. Яйцы, выносимые ими, считались целебными: ими кормили больных, страждущих желчною болезнью.
В Тульской губернии к этому дню изготовлялись боярынями обетные работы. Деньги, выручаемые от продажи своих изделий, они употребляли на милостыню нищим и на свечи.
В селениях Мышкинского уезда Ярославской губернии поселяне убивают кочета в овинах. Старший в доме выбирает кочета и сам отрубает ему голову топором. Ноги кочетиные бросают на избы для того, чтобы водились куры. Самого кочета варят и за обедом съедают всей семьей.
В селениях Валдайского уезда варят козьмодемьян-ское пиво для честных гостей.
Поселяне Ярославской губернии управляются на этот день с дворовым. Так они называют домового, имеющего попечение за домашним скотом. Если в чьем дворе заведется лихой, то они берут помело, садятся на лошадь, которую не любит дворовой, и ездят на ней по двору. Во время сих разъездов они машут по воздуху помелом и кричат: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После сего остаются покойными и думают, что лихой унялся. Другие помело обмакивают в деготь с намерением: отметить на лысине дворового зазубрину. С этой зазубриной будто лихой сбегает с двора.

Ткачук Людмила Сергеевна, учитель технологий
Наумова Олеся Борисовна, учитель технологии

Проект реализовался в урочное и внеурочное время учениками 5 - 9-х классов, их родителями, учителями.

На Руси 14 ноября отмечался праздник, который именовался "Кузьма-Демьян - ремесленники, курятники". Это старый русский народный праздник, праздник урожая, праздник Рода, первый зимний праздник, начало зимы. В этот день устанавливается первый непрочный зимний путь, о чем свидетельствуют поговорки и пословицы:

  • "Демьянов путь - не путь, а только зимы перепутье",
  • "Закует Кузьма-Демьян, до весны не расковать",
  • "Демьян, окамени воды".

В народе этот день называли просто Кузьминки, да еще и приговаривали:

  • "Кузьминки - об осени поминки",
  • "Кузьминки - встреча зимы".

Праздник этот в честь святых братьев Кузьмы и Демьяна - покровителей плодородия, супружеского счастья и защитников кур.

На Руси праздник отмечался после окончания уборочных работ. Тяжелая страда позади. Хлеб убран, лен надерган. Начинаются долгие зимние посиделки, во время которых девушки не только пряли, ткали, вышивали, но и пели песни, рассказывали сказки, разгадывали мудреные загадки, иногда работа перемежалась играми и танцами.

На день Кузьмы и Демьяна устраивалась братчина. Девушки организовывали "ссыпку" и приглашали парней.

Обрядовым кушаньем являлись каша и куры. Петух и курица в представлении наших предков всегда обладали волшебной силой приносить счастье и плодородие. Поэтому Кузьминки иногда называют "куриным праздником", "курьими именинами". Недаром в народе говорят:

  • "Батюшка Кузьма-Демьян - куриный бог",
  • "Кузьминки - курьи именины, девичий праздник",
  • "На Кузьму-Демьяна - курицу на стол".

Несмотря на то, что праздник Кузьминки (14 ноября) назван в честь мужчин Кузьмы и Демьяна, считается он женским, девичьим. Эти святые братья, чьи имена давно слились воедино и обрусели, зовутся в деревнях забавно и нелогично - "матушка Кузьма-Демьян".

Многие обряды Кузьминок связаны с любопытной христианской историей. Братья, жившие в третьем веке вблизи Рима, имели от Бога дар исцелений. Они лечили, изгоняли злых духов одним лишь именем Христа. Только за веру, без платы и награды, в полном соответствии с заповедью: "Даром получили, даром давайте". Однажды братья вернули к жизни умирающую женщину, и та в знак благодарности попросила их принять три яйца. Лекари отказались. Тогда женщина пришла тайно к Дамиану и Богом заклинала его принять яйца во имя Святой Троицы.

Ради такой великой клятвы Дамиан согласился. Косьма услышал об этом, думая, что брат нарушил строгий обет, так опечалился, что завещал не погребать его вместе с Дамианом. Когда же после одновременной кончины святых от руки завистливого врача-язычника люди решали, как поступить с телами, внезапно появился верблюд, когда-то спасенный целителями от бешенства, и проговорил человеческим языком, чтобы не сомневались и похоронили братьев вместе. Мол, Дамиан виноват, так как принял три куриных яйца ради имени Божия.

Потому-то обрядовая еда на Кузьминки - куриная лапша, курятина (сердце кочета с кузьминского обеда достается в семье самому слабому). Так Кузьма-Демьян стали почитаться не только как податели плодородия, устроители браков и учителя женских работ, но и как покровители кур. Отсюда куры - непременные спутники свадебных церемоний. Курник - обрядовый пирог, который подается молодым.

Исторически повествования описывают, как в Москве в Толмачевском переулке 14 ноября собирались вокруг церкви Косьмы-Дамиана женщины с курами. В деревнях хозяйки звали священника отслужить перед курятниками молебен, окропить кур святой водой. Потом рассылали кур в подарок родным, девушки носили птиц на боярский двор с челобитьем к барыне. Такие "челобитные" куры содержались в почете. Их кормили овсом и ячменем и никогда не убивали. Яйца, которые они несли, считались целебными.

На Кузьминки девчата гадают о замужестве с помощью петуха и кур. Раскидывают по полу сплетенные золотистые колечки из соломки с вкраплением зерна, примечают, где чьи. Птицы клюют колечки именно тех девушек, которым суждено скоро выйти замуж.

Раньше родители устраивали для дочери-невесты проверку на зрелость. 14 ноября мать выдавала ей ключи от всех кладовых и позволяла брать, что захочет из съестных запасов. Дочь сама готовила для семьи кушанья и накрывала праздничный стол. По этому угодению отец и мать судили, готова ли девушка замуж идти, рачительна ли, умеет ли гостей приветить.

О доме, в котором отмечался праздник, говорила пословица: "Кто пустит матушку Кузьму-Демьяна справлять, у того в доме будет благодать".

Перед Кузьминками девушки собирали складчину ссыпчину для застолья, наряжались, ждали парней и пели:

Матушка Кузьма-Демьян
По сенечкам ходила,
Гвозди собирала,
Свадебку ковала!
Крепко-накрепко ковала,
До седой головушки,
До долгой бородушки!

По народному представлению, Кузьма и Демьян слывут мастерами кузнечного дела. Люди верят, что именно они куют плуги и цепи, раздают их тем, кто их особенно почитает.

  • "Узловать Кузьма, развязать нельзя".

По поверью куют святые и обручальные кольца.

  • "Кузьма-Демьян приходит на свадьбу к нам со святым молотом".

Брачные цепи (узы), что соединяют двоих именно 14 ноября, разорвать невозможно, так как у святых братьев легкая рука.

Большой интерес у учеников вызывают народные приметы, связанные с этим днем.

  • "Снежный день на Кузьминки - будущей весной большой разлив",
  • "Если на "Козьму и Демьяна" лист остается на дереве, то на другой год будет мороз",
  • "Кузьма закует, а Михайло (21 ноября) раскует (Михайловские оттепели)",
  • "Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь святую в ней ледяные цепи куются".

Цели проекта:

  1. Повышение социальной значимости школы и социализации детей. Школа - это такое место, куда приходят дети, их родители и учителя. Мы хотим устроить уроки так, чтобы учащиеся, их родители и учителя могли не только деятельно общаться. Но и найти каждый себе занятие по интересам в процессе изучения материала и организации праздника. Причем выбрать вид деятельности и стать организатором этой деятельности.
  2. Внедрение элементов национально-регионального компонента в учебную программу в рамках стандарта основного общего образования по технологии (обслуживающий труд) для Красноярского края.
  3. Реализация авторской программы Наумовой О.Б. и Ткачук Л. С. “Трудовое обучение и производительный труд в 5-9 классах с углубленным изучением художественноприкладных промыслов народов сибирского региона”.

Тактические цели:

  1. Реализовать идею – через познание народных традиций к восстановлению семейных устоев.
  2. Реализовать миссию – повышение социальной значимости школы как центра образовательной, досуговой деятельности, объединяющей в единый образовательный процесс деятельность учащихся, родителей и учителей-предметников (технологии, истории, литературы, музыки, риторики).
  3. Повысить значимость образовательной области “Технология” в образовательном пространстве МОУ СОШ № 91.
  4. Скоорденировать и сорганизовать все заинтересованные стороны в организации учебно-познавательного процесса, социально одобряемого и эмоционально-ценностного досуга.

Целевая группа:

  1. Учащиеся школы и их родители.
  2. Жители микрорайона.
  3. Учителя школы и района.

Литература

  1. Бабунова И.В. “Технология” 56 класс, “Поурочные планы” по учебнику под редакцией Симоненко В.Д. Волгоград, изд. “Учитель” 2003г.
  2. Барлина З.И. “Русский дом”, Нижний Новгород, 1994.
  3. Еременко Т.И. “Альбом узоров для вышивки”, Москва, “ОЛМА-ПРЕСС” 2001.
  4. Журнал “Школа и производство”,№1 2001г.,№4 1994г.
  5. Золотые россыпи. Русские народные пословицы и поговорки. Красноярск, “Красноярский производственноиздательский комбинат “Офсет”, 1993.
  6. История костюма. Учебник для учащихся лицеев, училищ, колледжей. Ростов - на Дону: “Феникс” 2001.
  7. Кайсаров А.С.,Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. “Мифы древних славян. Велесова книга”. Саратов, “Надежда”, 1993.
  8. Крупская Ю.В. “Технология” Методические рекомендации, 5 класс. Москва, “Вента-Граф” 2005г.
  9. Марченко А.В. “Настольная книга учителя технологии”, Москва, “Астрель” 2005г.
  10. Павлова М.Б. и Питт Д.”Образовательная область “Технология”. Теоретические подходы и методические рекомендации.
  11. Павлова М.Б., Питт Д., Гуревич М.И., Сасова И.А.“Технология”. Метод проектов в технологическом образовании школьников”, Москва, “Вента-Граф” 2003 г.
  12. Панкеев И.“ От крестин и до поминок. Обычаи, обряды, предания русского народа. Москва, “Эксмо”, 1997.
  13. Сасова И.А.“Технология” 5класс. Сборник проектов. Пособие для учителя. Москва. “Вента-Граф”, 2004г.
  14. Сборник нормативно-методических материалов по технологии. Москва, “Вента-Граф” 2004г.
  15. Симоненко В.Д.“Учебник “Технология” 5-9 класс. Москва, “Вента-Граф” 2001г.
  16. Сычева Л.В. “Вышивка”, Горно-Алтайск, МП “Альтернатива” ,1991.
  17. Фурлетова О.И. “Энциклопедия “Машинная вышивка”. Москва, Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”, Москва,1999.

14 ноября Православная церковь почитает память бессеребряников Космы и Дамиана, которые были родом из Малой Азии. Они были искусными врачевателями и могли силой молитвы исцелить безнадежно больного человека. Благодаря братьям многие люди обратились в христианскую веру. Косму и Дамиана пытался заставить принести жертву языческим богам римский император Карин, но, пораженный внезапной болезнью, он сам обратился к их помощи. После того, как святые исцелили его, их с честью отпустили домой.

История праздника

На Руси Косму и Дамиана (в обыденном языке Кузьму и Демьяна) почитала с древних времен. Если в канонических житиях святые представлены как врачеватели душевных и телесных недугов, то в народе их чаще представляли «рукомесленниками», которые ни с кого не брали денег за работу. Братьев-чудотворцев нередко воспринимали как одного святого и называли Кузьмодемьян (Космодемьян).

С давних пор на Руси братьев-чудотворцев почитали также устроителями супружеской жизни и покровителями ремесленников, в основном кузнецов. В народном представлении Кузьма (Косма) имел непосредственное отношение к кузнечеству. Его наделили обширными, многогранными способностями и качествами – вполне человеческими и в то же время магическими и чудесными, – какими обладали кузнецы. В глазах простых людей главное призвание христианских святых (врачевание) представлялось как своего рода перековка больного, его переделывание и закаливание.

В одноименных глаголах «куй» и «ковать» одно из древнейших и главных значений – создавать, творить, а также обрабатывать, переделывать, превращать, изменять, придавать любой вид. Кузнецы в мифологии – творцы мира, первые пахари, маги и колдуны, искусные врачеватели, имеющие дела с металлами, наделенными в обрядовой практике народов сверхъестественными способностями: с того времени, когда люди научились добывать металл (медь, железо), металлические изделия применялись как мощные талисманы, обереги и пр.

Традиции и обряды на Кузьминки осенние

Главные традиции 14 ноября - вечеринки, окончание свадебного сезона, прядение, кузнецам запрещено работать.

Святые Косма и Дамиан считались покровителями семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. По народным представлениям, святые эти сами занимались кузнечным делом, ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. В народных загадках кованую железную цепь называли Кузьмой: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». На Кузьму (Косму) и Демьяна (Дамиана) доигрывали последние свадьбы - ковали счастье молодых.

14 ноября было принято прикармливать дворового - духа, следящего за домашним скотом. Если дворовой был «лихим», обижающим животных, то проводили следующий обряд: садились верхом на самую нелюбимую дворовым лошадь, катались на ней по двору, при этом размахивая помелом и крича: «Батюшка дворовой, не разори двор и не погуби животину!» Другое помело обмакивали в деготь и размахивали им чуть ниже, надеясь попасть дворовому по лысине, с такой отметиной лихой дух сбегал со двора.

Кузьминки были крестьянским праздником завершения молотьбы. В этот день готовилась каша из зерновых нового урожая. Устраивалась братчина со всевозможными угощениями и обязательным пивом, которое варилось в этот же день с раннего утра пожилыми мужчинами и женщинами. Для проведения праздника отводилась отдельная изба, а продукты для бартчины собирались по всей деревне, причем особенностью было то, что часть продуктов должна была быть похищенной у кого-либо.

Об этом обычае знали все, поэтому хозяйки специально оставляли без присмотра на столе в избе яйца, молоко, картошку и другие продукты, чтобы «похитить» их было легче всего. На Кузьминки хозяйкой в доме становилась девушка на выданье. Она готовила для всей семьи обрядовую еду, угощала всех. По обычаю, первой едой в этот день было круто сваренное яйцо, которое, по поверьям, ограждало людей от бесплодия. Другим обязательным блюдом на столах была куриная лапша.

На Кузьму и Демьяна отмечали куриные именины. Те, кто был побогаче, отправлял своим более бедным родственникам в подарок кур. Крестьянские женщины приносили в этот день в дар боярыням (женам помещиков) кур, а те в ответ их одаривали лентами. Таких «челобитных кур» было принято содержать в почете - кормить овсом, ячменем и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными.

Кузьминки осенние, приметы

  • «Снежный день на Кузьминки — будущей весной большой разлив»,
  • «Если на «Козьму и Демьяна» лист остается на дереве, то на другой год будет мороз»,
  • «Кузьма закует, а Михайло (21 ноября) раскует (Михайловские оттепели)»,
  • «Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь святую в ней ледяные цепи куются».

Кузьминки осенние, поговорки

  • Если Кузьма - Демьян закуют реку, то Михайло (21 ноября) её раскуёт.
  • Холод на Кузьму - Демьяна - тепло на Михаила.
  • Кузьмы - Демьяна путь – не путь, а зимы перепутье.
  • Не заковать зиме речку до сегодняшнего дня.
  • На Кузьму и Демьяна лист на дереве - через год мороз.
  • Если лист остается на дереве, то на другой год будет мор.

В этот день отмечали курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитных кур» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными.

В России день Кузьмы и Демьяна считался девичьим праздником и широко отмечался. На день снималась изба, где собирались справлять кузьминскую вечеринку; девушки ходили по домам —собирали продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста — она считалась за хозяйку в доме. «Ссыпчины» эти устраивали для себя, но к вечеру приглашали парней, музыканта, и тогда начиналось веселье — совместные игры, песни, танцы, ухаживания и «жениханье».Обычно разыгрывались так называемые «поцелуйные» игры.


Обязательным блюдом такой вечеринки была куриная лапша, другие блюда из курятины, каша. В этот день резали кур, чтобы в течение года в хозяйстве велась птица. Трапезу начинали обычно молитвой: «Кузьма-Демьян — сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». Существовало поверье: если за обедом сломается куриная кость — то в следующем году вылупится уродливым цыплёнок.


В некоторых местностях существовал обычай, по которому девушка на выданье готовила для семьи разные кушанья из курятины и угощала всех приходящих в дом. В качество «почётного» угощения на такой стол подавалась куриная лапша. В некоторых деревнях для честных гостей варили козьмодемьянское пиво.


В Ярославской губернии в этот день обращались к дворовому, присматривающему за домашним скотом. Если во дворе заводился лихой дворовый, любящий по-хулиганить, то хозяин брал помело, садился на лошадь, которую не любит дворовой, ездил на ней по двору, махал метлой и кричал: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После этого обряда дворовый должен успокоиться. Иногда помело обмакивали в дёготь с намерением отметить на лысине дворового зазубрину. Считалось, что с такой отметиной лихой домовой сбегал с двора.

Елена Чеботько
«Кузьминки - по осени поминки!» Сценарий осеннего праздника для старшего дошкольного возраста

Кузьминки - по осени поминки!

Цель : Познакомить детей с традициями русского народа. Побуждать интерес к народной культуре.

Задачи : Познакомить детей с особенностями народных праздников на примере фольклорного праздника «Кузьминки»

Совершенствовать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение, игру на детских музыкальных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Ход праздника:

Зал оформлен в стиле «русская горница». Под музыку русской народной песни «Пряха» входят девочки в русских народных костюмах. Их встречает хозяйка.

Хозяйка – Мир вам гости дорогие,

Вы явились в добрый час –

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас.

1 Девочка – Хлебосольством да радушием

Знаменит родной наш край.

2 девочка – Здесь для вас обряды русские

И медовый каравай.

Хозяйка – И места гостям приметные-

Будет праздничный вам стол

Ведь сегодня радость светлая

Вместе с вами входит в дом.

3 девочка – Много мы обрядов знаем

4 девочка – А давай-ка «Кузьминки» обыграем!

Хозяйка – Тогда, детушки, живей за дело! Хлеб из печи доставать, на стол накрывать, а то сейчас и гости придут.

5 девочка – А кто к вам придет, матушка?

Под музыку вбегают мальчики, образуют круг, проводится игра.

Игра «Никонориха гусей пасла»

Дети ведут хоровод, в кругу противоходом идет водящий «козлик». Дети поют:

Никонориха гусей пасла,

Да пустила в огород козла,

Никонориха ругается,

А козел-то ухмыляется.

С окончанием пения дети разбегаются, обнимаются парами, кому пары не хватило, тот «козел»

Раз, два, три – козлик ты!

Хозяйка – Давно вас ждем – поджидаем, посиделки без вас не начинаем!

Мальчики – А зачем мы здесь собрались?

Хозяйка – А затем, что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна.

Кузьминки – начало осенних посиделок, сегодня не только работают, но и веселятся.

Мальчики – А кто же такие Кузьма и Демьян? И почему в их честь праздник?

Хозяйка - Кузьма и Демьян – святые. Они были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Кузьма и Демьян ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. Они – покровители всех мастеров и мастериц. Ведь в деревне все делали своими руками: и печь, и стол, и ложки, и плошки. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник, а еще говорят, что Кузьминки – по осени поминки.

Мальчики – Ну-ка, хватит нам трудиться, будем петь и веселиться!

1-й кузнец - Идут кузнецы из кузницы.

2-й кузнец - Несут кузнецы два молота.

3-й кузнец - Галки - вороны, собирайтесь к нам.

2-й кузнец - Варите кутью.

1-й кузнец - Поминать Кузьму.

«Кузнецы» - Хозяева, кузнецы нужны?

Девочка – А что вы умеете делать?

Кузнецы – А вот что!

Инсценировка русской народной песни «Во кузнице…», мальчики поют и играют на ложках.

Хозяйка – Садитесь, молодцы, дорогие, а всем ли место хватило?

1 мальчик – Не беспокойся хозяюшка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим!

2 мальчик – Гости – люди подневольные: где посадят, там и сидят!

3 мальчик – Дома сидеть – ничего не высидеть!

4 мальчик – Решили на людей посмотреть, да себя показать!

В это время один мальчик «лень», ложится на лавку, засыпает. Выходят две девочки, обращают внимание на «лень».

1 девочка – Не колода, лодырь, а лень! И лежит она целый день!

2 девочка – Не жнет, не косит, а обеда просит!

Игра «Лень»

Хозяйка – Я вот все смотрю и радуюсь: как много у меня гостей!

3 девочка – А много гостей – много новостей!

Хозяйка – А каких новостей?

4 девочка – Да, веселых. Вот послушай!

Дети разыгрывают потешки.

Андрейка, детка, о чем плачешь?

Об ворота ударился!

Когда это случилось?

А что же ты сейчас плачешь?

Да вчера дома никого не было!

Где ты был, брат Иван?

В горнице!

Что делал?

Петру помогал!

А что Петр делал?

Да на печи лежал!

Я медведя поймал!

Так веди его сюда!

Не идет!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

Хозяйка – Что это мы все сидим и гостей не веселим?

Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!

Обращается к мальчикам

И ребята не зевайте, от девчат не отставайте!

Частушки:

1. Я секрет румян достала

У прабабки Феклы -

Лучше всех румян заморских

Сок из нашей свеклы.

2. Почему, как человечек,

Весь в мурашках огуречик?

Он на солнышке лежит,

От чего же он дрожит?

3. Мне миленочек прислал

К празднику записку,

М Что меня он обожает,

Как салат с редиской.

4. Ухажеров нынче сто

Под моим окошком

Все желают получить

Пирожок с картошкой.

5. Мышку в клетку я поймал

И там запер крепко.

Ведь без мышки не собрать

В огороде репку.

6. Вот миленок мой рыдает,

Ведь близка разлука.

Ты, подруженька, ошиблась,

Плачет он от лука.

7. На себе всегда ловлю

Восхищенья взоры!

Красоту мне и здоровье

Дарят помидоры!

8. Если б не было пшеницы,

Не было б ватрушки.

Как сумели, так пропели

Мы для всех частушки.

Хозяйка – На Руси уж так идет

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец

И на дудочке игрец!

Дети – Пусть Ивана впустят, чтоб играл на гуслях!

1 ребенок – А ты брат, Андрейка, сыграй-ка на жалейке!

2 ребенок – А ты брат, Ермошка, сыграй-ка на ложках!

Оркестр ложкарей «Перевоз Дуня держала» русская народная

Хозяйка – В эту пору играли на посиделках, разбившись на пары, а потом весь вечер мальчик ухаживал за выбранной девочкой, охранял ее и заботился о ней.

Русская народная игра «Селезень утку догонял…», после игры слышится стук.

Домовой – Ох, устал я за печкой сидеть,

На ребят решил посмотреть.

Хозяйка – Как на голову свалился

И откуда появился?

Девочки ахают, мальчики охают.

Домовой – В этом доме я живу и за печкою сижу!

Кто меня тут потревожил?

Хозяйка – Собрались мы здесь в горнице, девицы-красавицы, да добры молодцы. Проводить осень, да зиму встретить!

Не серчай на нас, а пускайся с нами в пляс!

Дети танцуют хоровод «Выходили красны девицы»

(на мелодию песни «Ой, вставала я ранёшенько»)

1. Выходили красны девицы

Из ворот гулять на улицу.

Ой ли, ой ли да люли

Из ворот гулять на улицу.

2. Выносили красны девицы

Во белых руках по соловью.

Ой ли, ой ли да люли,

Во белых руках по соловью.

3. Соловьи-то все рассвищутся,

Красны девки разгуляются.

Ой ли, ой ли да люли,

Красны девки разгуляются.

Домовой – А какой же праздник на Руси без пышного каравая, да без сладких пирогов. Выносит каравай.

Домовой – Свети, свети месяц, нашему караваю!

Поглянь, поглянь, солнце, нашему караваю!

Хозяйка – Кушайте, кушайте, да поправляйтесь,

Крепкого здоровья набирайтесь!

Все поют - Дорогие гости, русское спасибо.

Мы для вас подносим, кланяемся низко,-

Полюбить нас просим, как велит обычай, хлеб и соль подносим.

Публикации по теме:

«Чудо-дерево». Сценарий осеннего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста Чудо-дерево Сценарий осеннего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Осень. Здравствуйте, ребята! Я в гости к.

«Праздник осени». Сценарий осеннего праздника в старшей группе «Праздник Осени» Сценарий осеннего праздника в старшей группе Цели и задачи: Способствовать развитию у детей музыкально - эстетического.

Сценарий осеннего праздника детей старшего дошкольного возраста «Нижегородская ярмарка» Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений об исторических местах города, любви к Отечеству, гордость за его культуру.

Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень России» Ведущая: Здравствуйте, родители, Здравствуйте, друзья! Праздник посмотреть хотите? Праздник начинать пора! (Дети, с веточками рябины в руках,.

Лучшие статьи по теме