Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Порча и сглаз
  • Открытое нод с экспериментированием в старшей группе. Опыты и эксперименты (старшая группа) на тему: Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию " Знакомство с камнем и мелом". Знания, почеркнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспе

Открытое нод с экспериментированием в старшей группе. Опыты и эксперименты (старшая группа) на тему: Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию " Знакомство с камнем и мелом". Знания, почеркнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспе

Наталья Щеглова

Интеграция областей : познание, коммуникация, социализация.

Цель : Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность.

Задачи :1. Образовательные :

1. Ознакомление детей со свойствами воды :

Отсутствие цвета и запаха;

Отсутствие вкуса;

Отсутствие собственной формы;

Прозрачность;

Вода может растворять вещества,

2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

2. Воспитательные :

Развивать социальные навыки :

1. Умение работать в группе ,

учитывая мнение партнёра;

2. Отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;

3. Прививать бережное отношение к воде.

3. Развивающие :

1. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Используемые технологии : проектор, технологии личностно- ориентированного взаимодействия педагога с детьми, здоровьесберегающие технологии (физминутка) .

Предварительная работа.

1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".

3. Наблюдение за водой во время прогулок .

Материал (на каждого ребенка) : 4 пронумерованных стакана (1-молоко,3-вода,2 чайные ложки, сахар, растительное масло, полоски бумаги разных цветов, трубочки, различные емкости.

(Слайд с изображением воды)

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие : у нас гости. Давайте повернемся и поздороваемся с ними. А теперь повернитесь ко мне лицом.

Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?

Дети :

Это глобус.

Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?

Дети :

Синего, голубого.

Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?

Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?

Животным, растениям, человеку.

Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?

Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.

Молодцы.

Совершенно верно (обобщение с показом слайдов)

«Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить. Ни стирать,

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

чтобы плыли корабли,

чтоб варились кисели,

чтобы не было беды –

жить нельзя нам без воды».

Вода необходима всему живому на земле.

А сейчас давайте вспомним, какая же бывает вода. (ответ дублируется показом слайда)

1. Лежало одеяло, мягкое, белое.

Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)

2. Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

3. Мост, как синее стекло

Скользко, весело, светло. (Лед)

4. У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдет –

Гвоздь упадет. (Сосулька)

5. Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

6. Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

Утром падаю всегда,

Не дождинка, не звезда.

И сверкаю в лопухах

На опушках и лугах. (Роса) .

На дворе переполох, с неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У нее теперь ангина. (Град)

В белом бархате деревня –

И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет. (Иней)

Воспитатель : Молодцы, ребята? Давайте вспомним, в каком состоянии может быть вода.

(На экране слайд, где вода в трех состояниях)

1. Жидкое состояние.

Вода – жидкость.

Это-дождь,капелька,роса,ручеек.

2. Газообразное состояние.

Это пар, облака, туман. Туман оседает утром на траве и образуется роса. В воздухе, который мы вдыхаем, тоже есть вода. Вывод : вода бывает в газообразном состоянии.

3. Твердое состояние

Мы уже знаем, что вода это жидкость. А если мороз? Хотя бы маленький, всего минус один градус? Тогда вода будет твердой.

Вывод : Вода замерзает и превращается в твердое состояние – лед.

Физминутка

Очень всем нужна вода

Делай раз и делай два.

Звери из ручья попили,

Влево, вправо поклонились,

Вместе на носочки встали,

Тучку лапками достали.

Дождик вдруг полил с утра,

За работу нам пора.

Приглашаю вас, ребята, отправиться в лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?

Проводят опыты.


Воспитатель.

А чтобы всё получилось в лаборатории нужно соблюдать правила поведения :

1. внимательно слушать воспитателя.

2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

3. не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

Сейчас ребята мы проведем опыты с водой и узнаем некоторые ее свойства.

ОПЫТ 1- вода не имеет цвета.

А теперь обратите внимание.

Что стоит на ваших столах?

Возьмите стаканчики под номерами 1и 2.

Что налито в стаканчиках?

Что ещё на столах лежит рядом со стаканчиками?

Каким они цветом?

А теперь, выберите, пожалуйста полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока.

Молодец! Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды?

Есть у воды цвет? Как вы думаете?

Так, что мы можем сказать о воде?

Какая она, если она не имеет цвета?

Вывод : Она бесцветна. (показ слайда)

ОПЫТ 2- вода прозрачная.

У каждого из вас есть чайные ложечки. Опустите одну ложечку в стакан с водой , а другую в стакан с молоком.

Скажите, мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть ложки в стакане с молоком?

Видно ли ложку в стакане с водой ?

Значит, что мы можем сказать о воде? Какой вывод можно сделать?

Молодцы, ребята! Правильно ответили. Обратите внимание на экран, что на нем изображено? Вывод : Вода прозрачная. (показ слайда)

ОПЫТ 3- вода не имеет вкуса.

А теперь мы с вами попробуем

воду и скажем какой вкус у воды? У молока?

Правильно.

Вывод : вода не имеет вкуса (показ слайда)

ОПЫТ 4- вода не имеет запаха.

Теперь попробуем воду понюхать. Что можно сказать, чем вода пахнет?

Правильно.

Вывод : вода не имеет запаха. (показ слайда)


ОПЫТ 5- вода не имеет формы.

Ребята, у меня в руке кубик. Какую форму он имеет?

Куда бы я его не поставила, он форму не меняет.

Ребята, а мне вот интересно, какую форму имеет вода?

Перед вами формочки разной формы. Давайте попробуем налить воду во все формочки. Что мы видим?

Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы… Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится. Итак, делаем вывод- вода не имеет форму. (показ слайда)

ОПЫТ 6- вода – растворитель.

Воспитатель : Давай е посмотрим, что станет с сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите стаканчики под № 3 и 4. В один положите кусочек сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворится сахар в воде или нет?

Дети : сахар растворился в воде. Вода является растворителем для сахара.

Воспитатель : А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно также исчезнет, как сахар? Добавьте в стакан №4 с водой несколько капель масла. Идет самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает 3- 4 человека, что же произошло с маслом в воде?

Дети : Масло не растворилось в воде : оно плавает на поверхности желтыми капельками.

Воспитатель : Молодцы ребята! Проведя сейчас опыты с сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?

Вывод : Вода одни вещества может растворять, а другие нет. Для одних веществ она является растворителем, а для других нет. (показ слайда)

Молодцы ребята! Вы очень хорошо сегодня работали, давайте вспомним, с какими же сегодня свойствами воды мы познакомились (слайд со всеми свойствами воды)

Заключительный этап

Воспитатель : Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода» .(дублируется показом слайдов)

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране .

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без нее нам не прожить!

Воспитатель : Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.

Воспитатель : Молодцы ребята! Наши опыты закончены.


Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад № 1.

Конспект НОД

по экспериментированию с водой в старшей группе

тема: «Свойства воды».

подготовила:

воспитатель старшей группы

Дайбова Елена Владимировна

Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация.

Цель: Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность.

1. Образовательные:

1. Ознакомление детей со свойствами воды:

Отсутствие цвета и запаха;

Отсутствие вкуса;

Отсутствие собственной формы;

Прозрачность;

Вода может растворять вещества,

2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

2. Воспитательные:

Развивать социальные навыки:

1. Умение работать в группе, учитывая мнение партнёра;

2. Отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;

3. Прививать бережное отношение к воде.

3. Развивающие:

1. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Используемые технологии: проектор, технологии личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми, здоровьесберегающие технологии (физминутка) .

Предварительная работа.

1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".

3. Наблюдение за состоянием воды во время прогулок.

Материал (на каждого ребенка) : 4 пронумерованных стакана, 2 чайные ложки, сахар, пластилин, полоски бумаги разных цветов, различные емкости.

Что изменилось в раздевалке?

Кто ходит в таких халатах?

А хотите на время стать учёными?

Итак, мы с вами учёные. Сделали серьёзный вид и заходим в группу.

Вы тоже заметили, что мы сегодня не одни? У нас гости, да это совсем не гости, а журналисты. Что делают журналисты? (пишут статьи), но прежде чем написать статью о нас, они должны взять интервью. Сейчас они нам зададут несколько вопросов.

1. Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто я такая?
Ответ: вода

2. Можно ли пить воду океанов, морей? Почему?
Ответ: нет, потому что она соленая

3. Какая вода пригодна для питья?
Ответ: пресная

4. Как вы считаете, запасы пресной воды ограничены или безграничны?
Ответ: ограничены

5. Вода, в которой растворены моющие средства.

Ответ: мыльная

6. Вода после размораживания.

Ответ: талая

Молодцы! Вы кое – что знаете о воде, но это ещё не всё, Вода обладает многими свойствами. О которых, вы и не догадываетесь! А хотите узнать, как можно больше о воде?

Ребята, посмотрите, что это такое? слайд №3

Это глобус.

А что такое – глобус?

Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Именно такой видят нашу Землю космонавты во время полёта.

А какого цвета на глобусе больше всего?

(- Синего, голубого)

Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?

Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?

(- Животным, растениям, человеку)

Правильно, без воды нет жизни на земле.

А как в вашей семье используют воду? слайд №5

Как мама использует воду?

(- Готовит, стирает, поливает растения)

А как вы используете воду?

(-Пьём, умываемся)

Молодцы.

Совершенно верно (обобщение с показом слайдов)

«Если руки ваши в ваксе, слайд №6

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама слайд №7

Ни готовить. Ни стирать,

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

чтобы плыли корабли,

чтоб варились кисели,

чтобы не было беды –

жить нельзя нам без воды».

Вода необходима всему живому на земле. слайд №8

А сейчас давайте вспомним, какая же бывает вода

(ответ дублируется показом слайда)

1. Лежало одеяло, мягкое, белое. слайд №9

Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)

2. Мост, как синее стекло слайд №10

Скользко, весело, светло. (Лед)

3. Пушистая вата плывет куда-то. слайд №11

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

4. Течет, течет – не вытечет, слайд №12

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

5. Люди ждут меня, зовут, слайд №13

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

Молодцы, ребята! Давайте поговорим слайд№14

о трех состояниях воды.

1. Жидкое состояние.

В виде чего вода встречается в жидком состоянии?

В виде дождя, капельки, росы, ручейка.

(работа на доске)

2. Газообразное состояние.

В виде чего вода встречается в газообразном состоянии?

В виде пара, облака, тумана.

(карточки на доску)

3. Твердое состояние

Мы уже знаем, что вода - это жидкость. А если мороз? Хотя бы маленький, всего минус один градус? Что случится с водой? Она перейдёт из жидкого состояния в твёрдое.

В виде чего вода встречается в твёрдом состоянии?

(карточка на доску)

Вспомнить конкурс «Зимняя клумба». слайд №15

    Красили воду

    Заливали в форму

    Заморозили

А сейчас я предлагаю немного размяться

Физминутка (мнемотаблица) слайд №16

Что там чудится в тумане?

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, -
Надо чаще приседать. (Приседания.)

Ну а мы сейчас пройдёмся

И домой к себе вернёмся

Ну раз мы с вами сегодня учёные, скажите мне, чем же они занимаются?

слайд №17

Дети, а как вы думаете, где учёные проводят свои опыты?

А у вас есть желание, побывать в лаборатории и провести несколько опытов, чтобы больше узнать информации о воде?

Мы команда – «Любознайки»,
Наш девиз: «Хотим все знать!»
Сто вопросов нам задай-ка,
Мы готовы отвечать!

слайд №18

И так, вход в лабораторию открыт! А чтобы всё получилось в лаборатории нужно соблюдать правила:

(дети сами по мнемотаблице рассказывают правила) говорю про лист наблюдений).

1. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

2. Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.

3. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.

4. Содержи свое рабочее место в чистоте.

5. Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

А выводы я предлагаю делать в листе наблюдений. (картинку с правильным ответом обводим маркером)

А если вдруг что - то станет не понятно, что нужно сделать? (спросить)

слайд №19

А сейчас я предлагаю всем желающим пройти в нашу лабораторию. Располагайтесь поудобней, я беру стул, мне так удобно.

ОПЫТ 1: вода не имеет цвета. (молоко, вода, цветные полоски)

А теперь обратите внимание.

Что стоит на ваших столах?

Возьмите стаканчики под номерами 1и 2.

Что налито в стаканчиках?

Что ещё на столах лежит рядом со стаканчиками?

Каким они цветом?

А теперь, выберите, пожалуйста полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока.

Молодец! Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды.

Есть у воды цвет? Как вы думаете?

Так, что мы можем сказать о воде?

Какая она, если она не имеет цвета?

Вывод : вода бесцветная слайд №20

ОПЫТ 2: вода прозрачная. (то же самое и ложки)

У каждого из вас есть чайные ложечки. Опустите одну ложечку в стакан с водой, а другую в стакан с молоком.

Скажите, мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть ложки в стакане с молоком?

Видно ли ложку в стакане с водой?

Значит, что мы можем сказать о воде? Какой вывод можно сделать?

Вывод : вода прозрачная слайд №21

(Отмечаем в листе наблюдений вывод).

ОПЫТ 3: вода не имеет вкуса. (то же самое, пробуем)

А давайте, мы с вами попробуем молоко, какой у него вкус?

Какой вкус у воды?

Вывод : вода не имеет вкуса слайд №22

(Отмечаем в листе наблюдений вывод).

ОПЫТ 4: вода не имеет запаха. (то же самое, нюхаем)

Теперь попробуем воду понюхать. Что можно сказать, чем вода пахнет?

(вспомнить как пахнут цветы, апельсин)

Вывод : вода не имеет запаха слайд №23

(Отмечаем в листе наблюдений вывод).

ОПЫТ 5: вода не имеет формы. (кубик, формочки)

Ребята, что у меня в руке? Какую форму он имеет?

(Кладу его везде) - меняет форму кубик?

Ребята, а мне вот интересно, какую форму имеет вода? А вам интересно?

Перед вами формочки разной формы. Давайте попробуем налить воду во все формочки. Что мы видим?

Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится.

Вывод : вода не имеет форму слайд №24

(Отмечаем в листе наблюдений вывод).

ОПЫТ 6: вода – растворитель (№3, №4, карточка – схема)

Для этого опыта нам понадобятся стаканчики под номером 3 и 4 и карточка схема. Посмотрите внимательно на схему, там нарисована последовательность выполнения опыта. (прошу…. рассказать, что он делал)

Сахар растворился в воде. Вода является слайд №25

растворителем для сахара.

А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду положить кусочек пластилина, он также исчезнет, как сахар?

Предлагаю взять пластилин с моего стола и добавить в стакан №4. Идет самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает 3- 4 человека, что же произошло с пластилином в воде?

Пластилин не растворилось в воде: он лежит на дне стакана.

Молодцы ребята! Проведя сейчас опыты с сахаром, пластилином, с каким же новым свойством воды вы познакомились?

Вывод : вода одни вещества может растворять, а другие нет. Для одних веществ она является растворителем, а для других – нет.

(Отмечаем в листе наблюдений вывод).

Заключительный этап

Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода

Вы, слыхали о воде? слайды № 26,27,28,29,30,31

Говорят, она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране .

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Действительно, без воды, невозможно жить на земле. Мы с вами сейчас для себя сделали несколько открытий. Что вода в природе обладает какими свойствами? (прозрачная, без вкуса и запаха). Вот именно такая вода и нужна всему живому на Земле. А если вдруг она поменяла свои свойства, стала ужасно пахнуть, стала мутной, появился неприятный вкус, что случилось с водой? (загрязнили).

Пригодна она для питья?

А чтоб у нас было достаточно чистой воды, что нам нужно делать? (воду надо беречь и охранять, вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим).

Что позволило нам побольше узнать о свойствах воды?

Какой опыт для вас было самым трудным? (больше всего понравился?)

- …какие опыты с водой вы хотели бы ещё провести? (настроить на дальнейшую работу)

(хвалить каждого отдельно)

Наши опыты закончены, можете взять свои листы наблюдений, они вам могут ещё пригодиться.

И опять на нашем пути журналисты.

Вопросы журналистов. слайд №32

Давайте вспомним, с какими же сегодня свойствами воды мы познакомились, что же положим в наш сундучок знаний? (смотрят на свои листы наблюдений)

1. Назовите три состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное)

2. Расскажите нам, с какими свойствами воды вы познакомились? (не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, прозрачная, является растворителем для некоторых веществ).

3. Важно ли то, что вы сегодня узнали? Пригодится вам это в жизни?

Спасибо за интервью, мы уверены, что из вас получатся настоящие учёные, которые сделают много открытий.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, безопасность, труд, музыка, здоровье.

Цели:

— познакомить детей с некоторыми свойствами воды;

— развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы;

— развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты;

— развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.

Задачи :

— развивать внимание и наглядно – действенное мышление;

— воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру;

— развивать любознательность, речь;

— воспитывать бережное отношение к воде.

Словарная работа: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт, растворитель.

Оборудование и материалы: стаканчики, тарелочки, соломинки, ложки, клеенки по числу детей, сахар, разноцветные краски, три чайника с холодной, тёплой и горячей водой, большие ёмкости, ноутбук.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике

У нас кипит.

Она и в реченьке

Бежит, журчит. (Вода)

(чтение загадки сопровождается шумом воды)

Воспитатель: Сегодня мы с вами больше узнаем о воде; познакомимся с ней поближе. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?

Дети: Люди пьют воду;

— варят еду;

— моют грязные фрукты и овощи;

— каждый день моют руки и лицо;

— поливают растения, чтобы не засохли;

— вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;

— люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.

Воспитатель: Сегодня мы с вами превращаемся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, её свойства. Вы готовы? Тогда в путь!

Опыт №1: «Вода – жидкость».

Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

Воспитатель: Что происходит с водой?

Дети: Она льётся.

Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт №2: «У воды нет запаха».

Воспитатель предлагает детям понюхать воду.

Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.

Опыт №3 «У воды нет вкуса».

Воспитатель предлагает детям взять соломинку и попробовать воду.

Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода

Опыт №4 «Вода прозрачная».

Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.

Воспитатель: В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?

Дети: Вода прозрачная, а молоко — нет.

Воспитатель: Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.

Физкультминутка «Дождик»

Дождик песенку поёт: Дети свободно встряхивают кистями

Кап, кап…

Только кто её поймёт — Недоумённо разводят руками в

Кап, кап? стороны

Не поймем ни я, ни ты, Показывают на себя, на соседа.

Да зато поймут цветы, Изображают пальцами, как

распускаются цветы.

И весенняя листва, Удерживают руки перед собой.

И зеленая трава… Сидя на корточках, шевелят пальцами,

словно гладят траву.

Лучше всех поймет зерно: Показывают, как держат в руках зерно.

Прорастать начнет оно. Совершают змеевидные движения.

Б. Заходер

Воспитатель: Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить.

Опыт №5: «Вода – растворитель».

На столе два блюдца: в одном – обычный песок, в другом – сахарный песок. Два стакана с водой.

Опыт проводит воспитатель.

В первом стакане растворить обычный песок. Он не растворился.

Во втором стакане растворить сахарный песок. Он растворился.

Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий.

Воспитатель: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет. Значит вода растворитель.

Опыт №6: «Вода – растворитель».

На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой.

Воспитатель: А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась). Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.

Опыт №7: «Вода холодная, тёплая, горячая».

На столе три чайника, в них вода разной температуры, пустые ёмкости.

Воспитатель: Предлагает детям протянуть руки, поливает на руки поочередно из двух чайников и, вместе с детьми, определяет температуру воды. Вода бывает холодная, тёплая.

А из этого чайника (третьего) я вам на руки поливать не буду. Потрогайте чайник пальчиками, только делайте это осторожно. Какой чайник?

Дети: Горячий.

Воспитатель: Какая в нем вода?

Дети: Горячая.

Воспитатель: Верно. Дети, а как вы думаете, можно ли трогать руками горячую воду?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Можно обжечься.

Воспитатель: Верно, дети. Так какая может быть вода? (холодная, теплая, горячая)

Опыт №8: «Вода имеет вес».

Воспитатель: Вот две ёмкости. Как вы думаете, что в них? (В одном – вода, а в другом – нет ничего). Который из них тяжелее? (В котором — вода). Вода имеет вес.

Итог:

Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно, вода жидкая, не имеет вкуса и запаха, имеет вес, вода прозрачная, может растворять некоторые вещества, бывает холодной, теплой, горячей.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: А теперь предлагаю всем детям и гостям закрыть глаза и насладиться песенкой воды. (Слушаем звуки воды )

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2»

г. Нелидово Тверской область, Россия.

Конспект занятия по

опытно-экспериментальной деятельности

в старшей группе на тему

«Волшебные капельки воды»

Подготовила:

Воспитатель старшей группы

«Ягодки»

Базаева Ю.А.

Знания, почеркнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели...

Цель:

    Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды

Задачи:

    знакомить детей со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без вкуса, вода не имеет формы, в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются); со свойствами льда (прозрачный, бесцветный, холодный, гладкий, скользкий, твердый) и пара (это же вода);

    дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе.

    развивать у детей наблюдательность, любознательность, мышление в процессе экспериментирования;

    активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия

    прививать бережное отношение к природе;

    воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность

Материалы и оборудование:

В группе 4 зоны для четырех опытов с подготовленными столами, клеенки на каждый стол, музыкальный центр, аудиозапись «журчание воды», минусовка «Дорогою добра запись телефонного звонка, песня «о дружбе» из м/с «Маша и Медведь», фартуки и нарукавники на каждого ребенка.

1 стол – цифра стола, на подносе по одному стакану с молоком и с водой, 2 ложки, картинки с изображением прозрачного стакана с водой и набор бумажных полосок в розетке шести основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный), емкость с водой, 5 камешек схема (№ 1.1, 1.2.).

2 стол - на подносе куб, шар, емкость с водой, бутылка, чашка, блюдце, воронка. Схема № 1.3 , цифра стола

3 стол – на каждого ребенка по 2 прозрачных стаканы с водой, ложки, блюдце с кусочками сахара, блюдце с солью, накрытая салфеткой, чашка с растительным маслом схемы № 1.3, 1.4. , цифра стола; 3 стол - на столе салатник для льда, по одной розетке и салфетке на каждого ребенка, поднос для мусора, цифра стола, схемы №. 2.1.Чтобы лед не растаял до начала занятия, храню его в термосе и высыпаю в салатник перед самым началом занятия. 4 стол (для проведения этого опыта дети присаживаются на стулья вокруг стола). На столе термос с кипятком, зеркало , салфетка.

Группа разделена на две части: в одной части расставлены стульчики, в другой – лаборатория.

Ход занятия.

Дети проходят в группу и садятся на стульчики.

Воспитатель: Добрый день Уважаемые дети взрослые!

Давайте закроем глаза и послушаем

Включается запись «журчание воды»

Представьте себе, что в лесной глуши, на дне глубокого овражка, бьет и зимой и летом говорливый веселый (ручеек) родничок. Попить к нему прилетают птицы, сходятся звери. То прибежит зайчик - побегайчик, то прискачет ловкая белка, то придет лесной красавец - величественный лось, прильнет к воде и долго пьет живительную влагу. А то неуклюже топая косолапый Медведь.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занятия, нам надо отгадать загадку.

«Если руки ваши в ваксе, если на нос сели кляксы, кто тогда наш первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама ни готовить ни стирать, без чего мы скажем:прямо, человеку умирать? (вода )

Воспитатель: И сегодня речь пойдет о воде. Ребята кому нужна вода? (Вода нужна растениям, животным, человеку. )

А может ли человек прожить без воды? Какая человеку нужна вода? Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Без воды все живое на Земле погибнет, засохнет.

Вода - это жизнь и воду надо беречь.

Ребята, а откуда берется вода? (ответы детей)

Воспитатель : Вот откуда берется чистая вода. Родник образует ручеек, потом ручейки стекаются в озера и реки, оттуда человек направляет ее в трубы

(Запись звонит телефон) Воспитатель берет трубку, разговаривает по телефону и говорит:

Ребята к нам сейчас придет гости – сказочный герой Маша , они были такие встревоженные, может что у них что случилось?

(под песню «Дружба» из м/с «Маша и Медведь»)

Воспитатель : Что у вас случилось?

Маша говорит: Мишка проснулся после зимней спячки, захотел чаю попить, а воды в реке не оказалось! Вот и пошли мы с ним искать воду. Услышали, что у вас ручеек журчит, и приехали к вам. А вы нам водичку не дадите?

Дети: - Конечно, дадим.

Воспитатель : А я вам предлагаю остаться с нами. И поучавствовать в наших экспериментах. Присаживайтесь на стул. Наши ребята еще немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы все выясним

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Вы уже знаете, что такое лаборатория. Это где проводят опыты.

Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим

Перед началом наших экспериментов вспомним правила безопасности с водой :

Не шуметь

Внимательно следить за результатами опыта.

Закончив наблюдения сделать выводы

Аккуратно пользоваться емкостями с водой, чтобы не разбить их

Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.

Проходите к первому столу. Стол №1.

Наташа, скажи какая это цифра (1). Правильно. Значит это какой по счету стол? (первый)

Воспитатель : Перед вами ребята стоят два стаканчика, В одном стаканчике налита вода в другом – молоко. Семен выбери полоску, совпадающую с цветом молока. Максим теперь выбери полоску с цветом воды. Ты нашел такую полоску? почему? Есть у воды цвет (нет) Так что мы можем сказать о воде (она бесцветная) Саша какая вода? (бесцветная)

Ребята с каким свойством воды мы сейчас познакомились? Вода какая? (бесцветная)

Продолжим наш опыт.

Света возьми стакан с молоком и опусти туда ложку. А теперь Кирилл опусти ложку в стакан с водой. Ребята сравните их, что вы заметили. Видна ли нижняя часть ложки в стакане с молоком? А в стакане с водой? Значит, что мы сказать о воде? (прозрачная)

Давайте все вместе скажем.

Вывод: вода прозрачная жидкость, бесцветная

А еще вода умеет издавать различные звуки.

Артикуляционная гимнастика.

Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С

В кипящем чайнике мы слышим звук воды - Ш-Ш-Ш-Ш.

А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.

Когда дождик на улице - КАП-КАП-КАП-КАП. (дети произносят звуки вместе с воспитателем) .

Воспитатель : – Ребята оказывается вода умеет издавать разные звуки

2 опыт.

Ребята посмотрите на нашем столе лежат кубик и шар. Какой формы эти предметы?

Дети: Куб имеет квадратную форму, а шар - круглую.

Воспитатель : В любом случае они не меняют форму, а есть ли форма у воды? Для этого возьмем стакан с водой и перельём в узкую бутылку помощью воронки, а потом в блюдце, чашку. Рита помогай налить водичку. Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем в бутылочку? Какую форму она приняла?

Дети: форму бутылочки.

Воспитатель : А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, блюдце?

Воспитатель : Правильно, вода приняла форму того предмета, в которой её наливали. Что же нам показал опыт?

Дети: Вода не имеет собственной формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – это жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная (появляется схема №1.2)

Воспитатель : ребята давайте поиграем в игру «хорошо-плохо » Я буду читать предложения и если вы с ним согласны, то говорите слово «Хорошо», а если не согласны «плохо»

1.Вода нужна для питья, чтобы умываться и вымыть руки (хорошо)

2. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мять полы, посуду, игрушки, стирать одежду.

3. Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть

4. Горячей водой можно обжечься

5.Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде

6. В воде живут различные животные, возле воды обитают птицы

7. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть

8. Если не умеешь плавать, то можно утонуть

9. Бывают наводнения и тогда они разрушают дома

Воспитатель : Молодцы! Я предлагаю вам пройти к следующему столу. (Дети идут под музыку-минусовка «Дорогою добра»)

стол №2

3 опыт .

Воспитатель : Ребята, а теперь подойдем поближе к следующему столу. Полина, какая это цифра? (2).Какой по счету стол? (второй)

Давайте ребята понюхаем воду. Чем она пахнет ?

Дети: У воды нет запаха

На столе лежат блюдца, накрытые салфеткой. А что там лежит, узнаете, отгадав загадку. Белый камень в воде тает (сахар)

(Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли отгадали)

- В воде родится, воды боится (Соль )

(убирается салфетка со второго блюдца)

- Желтое, а не солнце, Льется а не вода, На сковороде- не пенится, Брызгает и шипит. Что это? (масло)

Воспитатель : Ребята а почему сахар и соль боятся воды?

Миша: потому что они в воде исчезают

А теперь предлагаю вам сесть за стол.(дети рассаживаются на свои места)

Воспитатель : Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы положим их в воду. Возьмите кусочек сахара и размешайте ложкой. Что получается? Растворился сахар или нет? Затем в другой стакан положите соль. Размешайте ее. Исчезла соль? Почему?

Дети : Соль растворилась в воде.

А теперь посмотрите, я налью несколько капель масла в стакан с водой. Что произошло с маслом? Оно растворилось?

Дети : масло не растворилось в воде. Оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

Воспитатель : Молодцы, ребята. Сейчас проведя опыты с водой солью, сахаром, маслом, с каким свойством воды вы познакомились?

Дети: Вода одни вещества может растворять, другие – нет.

Воспитатель : Ребята Вода – добрый друг и помощник человека. Это одно из удивительных веществ на планете. А какие свойства воды мы узнали?

Дети : Вода – бесцветная, прозрачная жидкость

Вода не имеет собственной формы

Вода может растворять одни вещества, а другие нет

ФИЗКУЛЬМИНУТКА (проводится под песню «крабик»)

Стол № 3

Сегодня по дороге в детский сад я встретила ворону, которая рассказала мне историю. Когда она летала, то увидела за окном кружечку, захотелось ей попить, но у нее ничего не получилось. Как вы думаете, почему не получилось напиться водицы? (вода замерзла, стала льдом) давайте с вами узнаем, что такое лед. А когда она еще раз прилетит, то мы ей расскажем.

Ребята эта цифра 3? Какой по счету стол? Давайте подойдем поближе и посмотрим, что у вас лежит в блюдцах?(лед) какой он? Дотроньтесь до него рукой.(лед холодный)

Как вы узнали об этом? Что почувствовали ваши ручки, какими они стали? А что еще можно сказать про лед? (твердый)

(Выставляется схема № 2.1., 2.2., 2.3)

Как вы узнали? Попробуйте сжать его, надавить на него, согнуть, постучать по нему.

Мы играли со льдом наши ручки замерзли. Давайте согреем их.

Физминутка «Ладошки вверх, ладошки вниз»

Ладошки вверх,

ладошки вниз,

Ладошки на бочок

И сжали в кулачок

Воспитатель: Ребята, что с вами будет, если пойдете или побежите по ледяной дорожке? Почему?

(можно поскользнуться и упасть) Почему?

Дети: Лед скользкий?

Проведите пальчиком скользят? Что будет если постучать молотком или уронить его?

(Расколется)

Мы сейчас это проверим. Я возьму молоточек, постучу по льду. Что произошло? Какой он? (хрупкий)

Воспитатель : Ребята, пока мы с вами играли, что у нас появилось в блюдце? (вода)

Почему наши ладошки стали мокрыми (лед в тепле растаял). Значит что такое лед? (это застывшая вода)

Вывод:

Ребята какой вывод мы можем сделать? Когда лед превращается в воду? Иди, Маша, покажи правильную схему. Давайте сделаем вывод нашего опыта: « Лед – это твердая вода» . Где мы можем увидеть замерзшую воду? (На катке, на крыше сосульки и др.)

Наша ворона не побоявшись подлетела ко льду, а вот людям нужно осторожно обращаться со льдом. Объясните почему?

Лед нельзя брать в руки, потому он …… холодный

Лед нельзя бросать потому он ………. Твердый

Нельзя ходить по замерзшему льду потому он ……. Хрупкий.

(Наташа читает стихотворение)

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает и снова в поход

Чтобы познакомиться с еще одной особенностью воды, я приглашаю вас пройти и сесть на стулья.

4 опыт . (Дети сидят на стульях вокруг низкого стола.)

Воспитатель: Кирилл, какой по счету стол? (четвертый) ребята приступаем к нашему последнему опыту. Вы знаете, что вода бывает холодной, теплой, а еще вода

может быть горячей. Сильно, сильно горячей - кипяток. Я вскипятила чайник и

налила горячую воду в термос- Это специальный сосуд, который помогает сохранить продукты разной температуры.

Давайте вспомним правило обращения с горячей водой (Ответы детей)

Воспитатель : - Как вы думаете, что мы увидим, когда я открою крышку термоса? (Ответы детей) Давайте проверим, так ли это?

Воспитатель : - Что вы видите над термосом? Интересно, откуда он появился, что это такое пар, из чего он? Тогда, давайте, аккуратно его поймаем на это стеклышко. Посмотрите, что случилось со стеклышком (оно запотело). Теперь мы сможем посмотреть, из чего состоит пар, что это такое.

Когда вода нагревается, маленькие капельки воды становятся легкими и поднимаются вверх, образуется пар. Капелькам некуда деться и они осядут на стекле. Маленькие капельки притягиваются друг к другу и соединяются в большие капли. (и показать каждому ребенку

Воспитатель предлагает потрогать салфетку (она сухая). Необходимо промокнуть стеклышко об салфетку.

Она стала мокрой. Значит, когда вода сильно нагревается, она превращается в пар

Воспитатель предлагает потрогать салфетку детям (она сухая).

Рита, промокни стеклышко об салфетку

Что вы видите на стекле? Значит, «Пар – это что? Это вода».

Катя, что такое пар? Маша, что такое пар? Скажите все вместе. Вывод: «Пар - это вода». Отмечаем еще одно свойство воды (выставляем схема 3.1) .

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Так в народе говорят». Вспомните, кто знает пословицы и поговорки о воде.

1 . В решете воду не удержишь.

2. Пролитую воду не соберешь.

3. Не зная броду, не суйся в воду.

4. Под лежачий камень и воду не течет.

5. Это вилам на воде написано.

7. Ждать воды не беда, да пришла бы вода.

8. Как с гуся вода.

9. Где солнце пригреет, там и вола примелет.

10. Воды жалеть, каши не сварить.

Давайте с вами поиграем,

Про воду кое-что узнаем – выходите из-за стола (дети проходят на свободное пространство, играют под музыку).

Вокруг себя все повернитесь
и в капельки все превратитесь.

Если я буду говорить про дождь – вы все будете прыгать, когда про пар – качать руками, а про лед – присесть.

Мимо тучка пролетала.
На землю дождиком упала.
Тут солнце вышло из-за туч.
В пар превратило много луж.
Вновь ветер тучи нам принес,
И на землю пролился дождь.
Вдруг появляется мороз,
Он льдинок целый воз привез.
Солнца луч задел все льдинки –
Превратились все в дождинки.

Вокруг себя три раза повернитесь и в детей скорее превратитесь!

Машенька - у нас для вас есть сюрприз! (Достает минеральную воду)

Воспитатель : - А что это за вода? в которых растворено много солей, называют минеральными.

Для чего пьют минеральную воду? (Ответы детей: она полезная для нашего организма)

Воспитатель: - Это минеральная вода, она очень полезна для нашего организма. Я приглашаю вас выпить стаканчик минеральной воды

Максим читает стихотворение

Вода наполняет моря, океаны,

И реки, и родники.

Растают над степью седые туманы,

Наполнят весной ручейки.

Вода улетает высоко, за тучи

И кружит всю жизнь напролет:

То станет легчайшей снежинкой летучей,

То дождиком землю польет.

Так кружится, кружится без передышки –

То капля, то иней, то снег, то ледышка

Воспитатель : Молодцы! Мы сегодня много узнали о воде, доказали, что вода – это жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса, что вода в природе может быть разной. Твердой, как лед, в виде пара и жидкой.

Воспитатель : Давайте послушаем, о чем нам хочет сказать мишк а:

Ручей засох, родник иссяк,

А мы из крана – кап-кап-кап…

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря…

А то пройдет немного лет,

И нет водицы – нет, нет, нет…

Дети, пожалуйста, не забывайте плотно закрывать кран, а несправный починить. А сейчас нам пора уходить.

Воспитатель : Давайте скажем еще раз - для чего нужна вода? Дети : Человеку для приготовления пищи, питья, для полива растений, животным, без воды все живое погибнет.

Мы сегодня с вами говорили о воде, о ее значимости, о ее необходимости в жизни человека. Без воды невозможно сделать много простых, обычных дел, вода ничем не заменима. А также узнали о свойствах воды. Вода – большая труженица и помощница человека, поэтому ее нужно беречь и охранять: не оставлять открытые краны, не засорять мусором и отходами.

(Маша и Медведь уъезжают под песню «Дружба» и м/с «Маша и Медведь»)




Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.

Интеграция областей: Познавательное развитие / здоровье и безопасность.
Тема: «Удивительная вода».

Программные задачи:
Образовательные:
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная - пар); познакомить с круговоротом воды в природе.
Формировать безопасное поведение на воде.
Развивающие:
Развивать логическое мышление; научить определять тему, осуществлять последовательно - исследовательскую деятельность, анализировать результаты.

Воспитательные:
воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и экологическую культуру.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия:
- лаборатория
- лаборант
- колба
- круговорот воды в природе
- жидкость

Материалы и оборудование: проектор, магнитная доска, пергидроль, марганец.
Раздаточный материал на каждого ребенка: 2 больших пластиковых стакана и 1 маленький, бусинка, лед, клей, цветной карандаш, салфетки, лист бумаги формата А4, розетка для картинок с изображением стакана с водой, льда, пара.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будим с вами работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем, мы сейчас узнаем. Закройте глазки и слушайте…Что это шумит? (звучит шум ручейка, когда дети отгадают, на экране появится картинка). Правильно, послушайте теперь стихотворение (стихотворение Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?»)
Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Если плавать не умеешь, тогда глубоко заходить нельзя и не в коем случае нельзя купаться без присмотра взрослых. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды.
(Воспитатель надевает халат)
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я назову.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса. Возьмите листок, он разделен на 3 части. Какой картинкой мы можем показать, что вода это жидкость, возьмите и наклейте ее в первую пустую клетку.
Опыт №2 «Вода имеет твёрдое свойство»
Воспитатель: Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит?(лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство. Берем листок и выбираем подходящую картинку. Наклейте ее в следующую клеточку.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(Присели.)
Вот и кругооборот
(Покружились вокруг себя)
Наблюдательный поймёт
(Руки в стороны) .
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт №3 «Парообразная вода - пар»
Воспитатель: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (в колбу наливается пергидроль, затем добавляется небольшое количество марганца и получается пар). Ребята что это? (пар) Где вы в жизни встречали пар? (ответы детей)
Вывод: вода может быть в парообразном состоянии. Возьмите последнюю картинку и приклейте ее в последний квадрат.
Воспитатель: Еще, ребята, я бы хотела вам рассказать одну очень интересную историю, внимание на экран. (рассказ «Круговорот воды в природе»)
Итог НОД.
Воспитатель: мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях(каких): жидком, твёрдом, парообразном. Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении.
Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Схемы заберите с собой и всем расскажите об удивительных свойствах воды. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами и я вручаю вам эмблемы.
Список литературы:
1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003. 3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2008.
2.Нуждина Т. Д. "Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду". Я.,1998.
3. Рыжова Н. А. "Волшебница-вода".М., 1997.

Лучшие статьи по теме