Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Порча и сглаз
  • Польза песочной терапии для детей дошкольного возраста. Польза детских игр в песочнице Чем полезны игры с песком

Польза песочной терапии для детей дошкольного возраста. Польза детских игр в песочнице Чем полезны игры с песком

Наступившее лето дарит детворе возможность целыми днями играть на открытом воздухе, а одним из самых любимых удовольствий конечно являются игры в песочнице . Вооружившись всеми необходимыми для игр с песком инструментами – ведерками, совочками, формочками для пасочек, малыши готовы часами возиться в , воплощая в песочных фигурах свои самые разнообразные фантазии. Да что там говорить, ведь и взрослых песок увлекает не меньше, чем детей, все мы наверняка видели настоящие произведения искусства, созданные любителями песочной скульптуры!

Почему же так привлекает игра с песком людей всех возрастов и есть ли какая либо польза от этого, мы поговорим в этой статье.

Впервые научное обоснование естейственной потребности детей играть в песке предложил известный швейцарский психоаналитик Карл Юнг, основатель направления аналитической психологии. Его исследования стали основой для широго применяегомо в наше время метода «терапии песком», известного у нас под английским названием сэндплей (Sandlay).

Прежде всего, игры с песком стабилизируют и улучшают эмоциональное состояние человека. Манипуляции с песком, даже просто пересыпание его в ладонях, завораживают человека, успокаивая при этом черезчур импульсивных и гиперактивных и раскрепощая скованных и зажатых детей.

Для усиления положительного эффекта от игр с песком также используют дополнительные элементы, это могут быть разные фигурки, шишки, камешки, палочки, игрушки. Играя в песочнице, малыш воссоздает и проигрывает различные жизненные ситуации как из собственного опыта, так и виденные им в окружающем мире или в сказках и мультфильмах, создавая при этом собственные сюжеты.

Немалую пользу игры с песком приносят физическому здоровью ребенка, ведь увлеченно возясь в песочнице, малыши находятся в постоянном движении на свежем воздухе, это отличная альтернатива столь частому в наше время просиживанию перед экранами телевизоров и мониторов. А в медицине есть даже есть отдельный раздел, называется он псаммотерапия и представляет собой прогревание песком . Когда летнее солнышко нагреет песочницу, детвора испытывает море удовольствия, закапывая в песок руки, ноги или друг друга.

Прогревание песком смело можно назвать чуть ли не универсальной терапевтической методикой, помогающей лечению и профилактике целого ряда заболеваний, назовем главное: улучшение обмена веществ, лечение рахита, аллергии, диатезов, заболеваний нервной системы, органов дыхания, суставов, хронического нефрита, последствий полиомиелита. Псаммотерапия улучшает деятельность сердца и функции почек. Конечно, следует отметить, что все хорошее полез но в меру и необходимоследить, чтобы играющий в песочнице малыш не перегревался.

Есть у песка и еще одно полезное свойство – это один из лучших массажеров для стоп! Давно известно, что на стопе у человека расположено множество массажных точек, соответствующих разным органам тела, поэтому ходьба босиком по нагретому песку невероятно полезна. А помимо массажа органов, хождение по песку еще и является профилактикой плоскостопия.

Поговорим подробнее о положительнои влиянии игр на умственное развитие ребенка

Игры с песком развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и тактильные ощущения, что непосредственно влияет на развитие речи, наблюдательности, памяти и воображения.

  • рисуем пальчиком на песке;
  • пересыпаем песок с ладошки на ладошку или из одного стаканчика в другой;
  • роем руками ямки в песке;
  • ищем в песке зарытые мелкие предметы;
  • лепим руками из мокрого песка различные фигурки, крепости, украшаем их камушками или ракушками;
  • насыпаем лопаткой песок в ведерко.

Играя с песком, ребенок дает полную волю своему воображению и развивает творческие способности, каких только крепостей и замков не напридумывали юные архитекторы!

Особо следует отметить навыки общения, приобретаемые ребенком во взаимодействии с другими детьми в песочнице, малыш приобретает опыт ориентироваться в социальной среде.

Играть в песке вместе с малышами могут и родители, совместное со взрослыми творчесто особенно полезно для ребенка, так что обязательно установите у себя на даче или во дворе дома этот простой и незаменимый предмет – песочницу.

Вы замечали, когда идете со своим ребенком мимо песочницы, он устремляет весь свой взгляд туда и его тянет к этому месту как магнитом? Это не просто прихоть малыша, а его физиологическая потребность.

На даче, учитывая, что она обычно располагается за городом, не найдешь детских площадок, где ребенок смог бы активно развиваться, играть, кататься на качелях. Поэтому оптимальным вариантом является именно песочница. Чем же она так полезна для ребенка?

Ребенок становится самостоятельным

Любой навык, который приобретает малыш – это его очередная победа.

Игры в песочнице развивают его логику, творческие способности, фантазию, а также самостоятельность. Ведь малыш сам придумывает игры, проявляет инициативу, учится делать что-то красивое посредством подручных материалов: ведерка, лопатки, формочек и т.д.

Конечно, бабушка или мама могут посодействовать ему в играх, показать как делается простой куличик, но желательно не более пары раз, потому как малыш остро выявляет потребность в собственном пространстве, а вы своим назойливым отношением можете отбить у него охоту что-либо творить самостоятельно.

Песочница способствует развитию речи у малыша

Да-да, это именно так. Сыпучая песочная масса воздействует на пока еще непослушные пальчики малыша, тренируя мелкую моторику, которая в свою очередь развивает речь ребенка. Кроха начинает раньше разговаривать, более умело составляет предложения, используют больше слов, чтобы выразить свои мысли.

Если малыш еще совсем маленький, годик или два, играйте с ним вместе. Для развития крохи существуют множество игрушек для песочницы, которые способствуют лучшему восприятию малыша. Купите на дачу специальные формочки в виде животных, лопатку, ведерки разных размеров. И вы увидите, что ваш малыш станет быстрее и интенсивнее развиваться.

Видео: Игры в песочнице. Мамина школа

Развиваем интеллект

Песочница – отличное место для проведения развивающих игр и ознакомления ребенка с природными явлениями. Возьмите с собой бутылочку воды. Полейте отдельные участки песочницы водичкой и акцентируйте на этом процессе внимание ребенка. Пусть он потрогает сухой и влажный песок.

Даже играя самостоятельно малыш поймет, что из влажного песка можно лепить различные фигурки, а сухую массу можно накладывать в ведерко или закопать свои ножки, а потом откопать.

Можно играть с ним в различные игры. Например, откопать мамины или бабушкины ручки из песка, не дотронувшись до пальчиков. Также, если оставить водичку ребенку, на свое усмотрение он сможет лепить замки или строить стены, баррикады и т.д. Благодаря играм в песочнице ребенок быстрее начинает думать, у него активно задействуется мозг.

Песочница – это кладезь знаний. Посредством игры с песком малыш совершенствует и обретает новые навыки, которые благотворно влияют не только на его личностные качества, а и на психо-эмоциональное развитие.

ПЕСОЧНЫЕ ИГРЫ

МОКРЫЕ ОТПЕЧАТКИ. Оставить следы босых ног на песчаной влажной площадке; след ноги в ведерке; в обуви разного размера.

ЗАБАВНЫЕ ЛАДОШКИ. Сделать отпечатки ладошек; палочкой дорисовать изображение.

"ЗОЛОТОИСКАТЕЛИ". Разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать, искать "золото", складывать в сито.

БРОСЬ КАМЕШЕК. В песке сделать ямки, начертить линию, у которой стоят игроки. У каждого ведерко с камешками. Бросают по три камешка. Победителей угощают песчаными тортами.

ПЕСОЧНАЯ ЧЕРЕПАХА. Сделать из влажного песка большой овальный холм - туловище, маленький холмик наверху - голова, выпуклость по бокам - ноги.

ПЕСОЧНЫЕ ЗАМКИ, Для малышей насыпать песок в кучу, сначала маленькую, затем все больше и больше. У кого хватит сил? Кто съел всю кашу?

КАРТИНЫ НА ПЕСКЕ. На ровной влажной поверхности палочкой, прутиком рисуются различные изображения животных, людей, зданий и т.п.

ОПЫТЫ С ПЕСКОМ, Задание: насыпать сухой песок в ведерки, баночки, в воронки, в формочки. Вопросы: какой песок? (Сухой, хорошо сыплется, шуршит и т.д.) Что можно вылепить из сухого песка? Попробуйте сделать домик.

Задание: полить песок из леек, кружек, баночек. Вопросы: Какой стал песок? (Потемнел, не сыплется, хорошо накладывается в формочки, ведра). Сделаем большую горку. У кого больше? Какой песок вам больше нравится: сухой или мокрый? Почему?

УГОЩЕНИЯ. Детям предлагается сделать "кашу", разложить в кастрюли, тарелки, кормить кукол, зверюшек (игрушки резиновые). Затем можно приготовить угощения для членов своей семьи.

САЖАЕМ КЛУМБУ. Несложно с помощью грабелек и лопатки сделать клумбу из веточек и травинок. Научите малыша выкапывать ямку для саженца и поливать растения.

ДЕЛАЕМ ЗООПАРК. Для этого занятия понадобятся формочки с рельефами животных.

ВСЕ ЛОМАЕМ. Если малыш хочет, пусть развалит все свои сооружения. Ведь он изрядно потрудился и под конец ему тоже нужно расслабиться. К тому же в общественной песочнице, ребенку может быть обидно, если его труды разрушит другой ребенок. А так сделаем это частью игры.

В конце хочется отметить несколько правил поведения в песочнице. Играя здесь, малыш получает первый опыт общения со своими сверстниками. В песочницу лучше брать побольше игрушек, чтобы ваш ребенок привыкал делиться с другими детьми, учился просить разрешения и благодарить, если хочет поиграть чужой игрушкой. Малыша нужно подготовить к тому, что кто-то может взять его песочный инвентарь, разрушить старательно сделанную фигурку, некоторые дети могут начать бросаться песком. Все эти нюансы непременно нужно учитывать и научить ребенка вести себя правильно.

Пришла весна, на улице стало тепло и солнечно, и ребятишки вместе со своими мамами будут проводить больше времени во дворе. Они будут кататься на велосипедах и роликовых коньках, играть в футбол и прятки, бегать и веселиться. Многие малыши с удовольствием окопаются в песочнице и будут сооружать из песка формочки и замки. А вечером смогут и дома создавать интересные картины те дети, у которых есть стол для песка.

Летом на пляже замки из песка строят уже не только дети, но и их родители, и даже бабушки с дедушками. Это занятие творческое и увлекательное, а песок поражает своими широкими возможностями и податливостью. Кроме того, людям иногда так хочется отвлечься от реальности и создать свой идеальный мир, пусть даже такой, который сможет просуществовать всего лишь несколько мгновений.

Психологическое воздействие

Многие психологи и педиатры, например, Карл Юнг и Маргарет Ловенфельд изучали потребность детей в играх с песком. Они утверждают, что песок :

  • улучшает эмоциональное состояние;
  • успокаивает;
  • завораживает;
  • раскрепощает.

Играя с песком, слишком активные дети успокоятся, найдут новый выход своей энергии, а скованные и тревожные смогу проявить себя и перестанут стесняться. Кроме того, песок прогревает различные части тела и таким образом помогает в лечении простудных и аллергических заболеваний. Если ребенок ходит босиком по песку, это будет хорошей профилактикой плоскостопия и многих других болезней.

Развитие речи и воображения

Все знают, что между мелкой моторикой пальцев и умственным развитием детей существует непосредственная связь. У малыша будет лучше развиваться речь, мышление, воображение, внимание и память, если он :

  • рисует на песке;
  • лепит формочки, домики и фигурки;
  • роет ямки;
  • пересыпает песок из одной руки в другую;
  • ищет закопанные игрушки.

Кроме того, малыш сможет проявить фантазию, создавая различные сооружения и научится общаться с другими детьми, играть с ними, делиться игрушками и договариваться.

Игры с песком будут очень полезны для каждого ребенка. Они успокаивают, завораживают и развивают. Главное проследить, чтобы песок был чистым, тогда можно проводить в песочнице много времени.

Светлана Мясникова

Середина лета, июль. Веселой гурьбой на улицу высыпали мои воспитанники из второй младшей группы детского сада. И тут же, придя на участок своей группы,первым делом милые детки с удовольствием осадили песочницу.

Вооружившись ведерками, совочками, формочками и другими песочными атрибутами маленькие Полины, Лены, Вани, Мишы копошатся в песочнице.

Вместе с детьми, мы - воспитатели,психологи,логопеды помогаем выстраивать на песке города , лепим всякие «вкусности» , или играем в игру «Секретик» . Помните,как в детстве, находили стекло любого цвета, красивые камешки, листики, цветочки, и раскопав совочком раскладывали в песок сначала композицию из найденных «сокровищ» , сверху закрывали стеклышком и засыпали песком . Затем дружной гурьбой рылись в песочнице и искали запрятаные нами же «клады» . Только теперь мы с ребятами вместо стекла используем оргстекло ,оно не травмоопасное.

А вы когда-нибудь задумывались, почему детям так нравятся игры с песком ,чем он их так завораживает? И есть ли польза для воспитанников от игр с песком и если есть , то какая?В чем же она заключается?

Сегодня игру с песком и другими сыпучими материалами используют в своей работе многие детские специалисты : психологи, психотерапевты, педагоги, логопеды, неврологи.

Специалисты утверждают :

Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка, способны улучшить его эмоциональное самочувствие,настроить на добродушный лад. Игра с песком , как с мокрым, так и с сухим - успокаивает импульсивных, чересчур активных (гиперактивных) детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных.

В целях диагностики, а также для коррекции, многие психологи используют в своей работе пескотерапию ,использование которой дает хорошие результаты.

Игры с песком полезны для физического здоровья. Очень полезно ходить по песку босиком . Вспомните,ведь мы с удовольствием бегали без обуви в детстве по песку и траве ,при этом получали прилив бодрости и сил! Всем известно, что на стопе человека расположены массажные точки, каждая из которых соответствует какому-либо органу нашего тела.

Игры с песком очень нужны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений ребенка. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.

Т. к,в наше время все острее встает проблема поздно говорящих детей, необходимо для развития речи, кроме занятия с логопедом и чтения книг с родителями а также непосредственного общения взрослого с ребенком и сверстниками :

Рисовать пальчиками на песке различные фигуры ;

Пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного стаканчика или чашки в другую чашечку ярких цветов;

Рыть ямки, погружать руки в песок;

Искать в песке зарытые мелкие игрушки (игра «Секретик» );

Лепить руками из мокрого песка заборчики , домики, пирожки и т. п., очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками, щепочками,листочками,рядом растущими растениями и пр.

Насыпать песок в ведерко лопаткой или ладошкой.

Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. Очень много чего можно вылепить из влажного песка : фигурные пироженки,тортики, домики, гаражи, города и др.

Играя в песочнице с другими детьми, ребенок приобретает навык общения, социализируется. Учится ориентироваться в конфликтных вопросах, которые обязательно возникают в игровых ситуациях. Вырабатывается навык умения договариваться, уступать, делиться или наоборот отстаивать свои права. Все это пригодится в жизни подрастающему человечку.

Вот сколько полезных свойств у песка !Убедила я вас, дорогие мои друзья и коллеги в пользе игры с песком ? Бежим с нашими ребятами из второй младшей группы в песочницу играть! Уверена, вам понравится в нашей песочнице! Предлагаю вашему вниманию наш фотоотчет.

















Публикации по теме:

Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной деятельности детей, насыщенной новыми и яркими впечатлениями. Ребенок дошкольного.

«Песочная терапия в детском саду». Знакомство с песком. Игры с песком ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проектное событие): Игры с песком.

Игры и опыты с песком. Наблюдения на прогулке. Творческие задания Игры с песком Опыт 1. Возьмём стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А.

Игры и упражнения с песком. Песочная терапия проводится для коррекции эмоциональной сферы детей. Играя, ребенок развивает и выражает свою.

Все дети получают море радости и удовольствия, играя в песке. И это не случайно. Именно игры с песком позволяют маленькому человечку открыто выражать свои эмоции: радость, восторг, удивление. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, поэтому являются прекрасным средством развития малыша. Парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Существует даже «терапия песком». Ученые убедились, что песок снимает стресс, поднимает настроение. Такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Во время игры с песком устанавливаются доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Да и, кроме того, игры в песке развивают мелкую моторику рук. Пересыпайте песок между руками, зарывайте в него руки. Пусть малыш почувствует, какой песок: теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? Шагайте пальчиками по песку, не забывайте про потешки, которые сделают вашу игру еще ярче и веселее. Делайте отпечатки ладошек: мамы и малыша. Сравните их - вот вам и понятие величины (большой, маленький). Делайте дырочки пальцем - глубокие и мелкие. Рисуйте геометрические фигуры, буквы. Все эти игры не только готовят маленькую ручку к письму, но и развивают память, мышление, внимание, воображение.

В какой песочнице играть ребенку?

В городах на детских площадках есть много песочниц, однако найти чистый песок здесь достаточно сложно. Самая чистая и безопасная песочница - своя собственная, которая будет находиться у вас на участке или на даче. Достаточно привезти речного песка и высыпать его в углу участка — этим вы доставите ребенку массу удовольствия. Однако если вы оставите песок на куче, то со временем он размоется дождями и его разметает ветром. Поэтому, если вы решили сделать для своих детей настоящую песочницу, то вам понадобится несколько деревянных кольев и досок. Решите, в каком месте будет размещена песочница, вбейте четыре деревянных кола в землю, а к ним прибейте доски. Доски должны быть гладкими и обструганными со всех сторон, их можно покрасить. Желательно песок предварительно просеять, чтобы избавиться от камешков. Еще необходимо предусмотреть деревянный щит, которым можно будет закрывать песочницу, чтобы предотвратить посещения животных.

Отпуск, море и песок

Идеальной песочницей для ребенка может стать песочный морской берег. Преимущества - ничего не надо строить, достаточно взять с собой ведерко, лопатку и парочку формочек. Вам остается выбрать чистый пляж, поставить укрытие для ребенка и разрешить малышу творить. Увидите, как морская вода и песок увлекут кроху: дети любят строить колодцы, рыть каналы, возводить башни и строить укрепления, закапывать в песке игрушки и т.д. Кроме того, на морском берегу ребенок может стать кладоискателем, ведь он будет с удовольствием искать новую ракушку или красивый камешек.

Песочный набор

Для игры в песочнице ребенку не нужны дорогие игрушки, ему достаточно купить один специальный пластмассовый набор. Или сделать его самостоятельно. Не выбрасывайте баночки от кремов и другие мелкие коробочки, все это может пригодиться ребенку для игр в песке. Будет очень хорошо, когда у малыша будут разные баночки по объему — он сможет провести эксперименты, пересыпая песок с одной формочки в другую или строя куличики разных форм. Обязательно нужно несколько лопаток ребенку. Пригодятся и машинки, которые могут перевозить грузы, а резиновые игрушки могут охранять постройки.

Совместная игра

Примерно до трех лет ребенок любит трогать песок руками, копать в нем ямки при помощи лопатки, вставлять в песок палочки и украшать горки камешками. Кроме того, любимое занятие ребенка в этом возрасте - разбрасывание песка. Так как куличики еще не получаются у малыша, то с их строительством должны помогать взрослые. Именно наблюдая за вами, ребенок будет сам стараться повторить ваши действия, строя точно такой же куличик, как у мамы. Однако до момента постройки кроха с удовольствием будет рушить ваши песочные произведения. Ведь это действительно интересно малышу: вначале ничего не было, потом из песка появилась башенка, а потом рассыпалась и опять ничего не осталось.

Покажите ребенку свойства сухого и мокрого песка. Объясните, что из влажного получаются отличные куличики, а из сухого все рассыпается. Учите ребенка работать лопаткой, насыпать песок в ведерко и утрамбовывать его там. Можно научить ребенка строить заборчики и башенки из сырого песка при помощи рук. Постройте с ребенком вместе замок. Или создавайте рисунки при помощи палочки или пальца на песке.

Уже с трехлетнего возраста дети с удовольствием играют в песочнице со сверстниками. И как только вы увидите, что ваши дети уже не бросаются песком и не сыпят друг на друга, то можете их оставлять играть в песке самостоятельно. Ведь, как правило, групповые игры очень увлекают, и забрать ребенка из песочницы бывает очень сложно.

Давайте побольше малышу возможности играть в песке. И не бойтесь за выпачканные штанишки. Главное - огонек искренней радости в глазах крохи. Да и подумайте о большой пользе этих игр.

Лучшие статьи по теме