Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Порча и сглаз
  • Программа из детства в отрочество дороновой. Проблема готовности к школьному обучению (Е.О. Смирнова). Анализ воспитательной работы за учебный год

Программа из детства в отрочество дороновой. Проблема готовности к школьному обучению (Е.О. Смирнова). Анализ воспитательной работы за учебный год

Автор: Т. Н. Доронова и др. Цель программы состоит в том, чтобы в семье и воспитательнообразовательном учреждении создать благоприятные условия для образования, направленного на развитие личности ребенка, его дарований и способностей как способов самостоятельного решения творческих и других задач, развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника.

Задачи по 2 направлениям: «Здоровье» - обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками детского сада вначале изучить и оценить здоровье каждого ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику для его формирования. «Развитие» - нацелено на развитие личности ребенка (компетентности, инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению) и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Особенности программы Отличительной особенностью программы является интеграция (на основе познавательно-речевой деятельности), что позволяет гармонизировать воспитательно-образовательный процесс и гибко его планировать (сужать и расширять).

Ключом педагогической технологии становится организованная, целенаправленная интеллектуально-познавательная деятельность, включающая латентное, реальное и опосредованное обучение.

Латентное обучение формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Оно обеспечивается наличием чувственного и информационного опыта, который создает базу ясных и неясных. Накопление спонтанного опыта может быть организованно через обогащенную предметную среду; специально продуманную и мотивированную самостоятельную деятельность (бытовую, трудовую, конструктивную); созидательную продуктивную деятельность; познавательное интеллектуальное общение со взрослым.

Реальное обучение, которому отводится сравнительно незначительная доля времени в общем образовательном процессе, происходит как специально организованная познавательная деятельность всей группы или отдельной подгруппы детей. Проблемнопоисковые ситуации, которые используются в реальном обучении способствуют развитию представлений на основе эвристических методов, когда понятия и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда он сам начинает понимать важнейшие закономерности.

Опосредованное обучение предполагает включение широко организованной педагогики сотрудничества, игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных видов праздников и досугов.

Авторы: Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик и др. Под редакцией Т. Н. Дороновой.
В название программы "Из детства - в отрочество" авторы вложили особый смысл, связанный с ее содержанием, целями и задачами. Общеизвестно, что детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Цель программы состоит в том, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создать благоприятные условия для формирования здоровья и развития путем профилактики и воспитания в контексте национальной самобытности, языка и традиций; образования, направленного на развитие личности ребенка, его способностей.

Программа рассчитана на детей от 2 до 7 лет. Это первая программа, в которой вопросы развития и воспитания ребенка рассматриваются в тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Для каждого возрастного этапа определяются задачи, требующие решения в условиях семьи и детского сада, по двум направлениям: «Здоровье» и «Развитие». Каждое направление имеет вводную и основную части. Вводная часть носит публицистический характер. Ее цель - привлечь родителей и педагогов. В основной части представлены задачи, которые необходимо решать в семье и ДОУ.

Авторы программы рассматривают познавательную сферу как сложное образование, которое обеспечивает человеку нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире. Они исходят из того, что на каждом возрастном этапе познание мира ребенком осуществляется своими специфическими способами. Эмоционально-чувственное постижение мира имеет первостепенное значение в развитии познавательной сферы. В дошкольном детстве ребенок не готов усваивать знания в научных системах. Он только готовится к тому, чтобы на определенном этапе своего развития приступить к их серьезному освоению. Зато отношение к нашему миру интенсивно закладывается именно в дошкольном возрасте. В основе детского отношения к миру должны лежать забота, доброта, гуманность и сострадание. Ребенок пронесет это отношение через всю свою жизнь, а приобретаемые впоследствии знания будут накладываться на это отношение.

В возрасте 4-7 лет у детей формируется первичный элементарный образ мира, дети начинают понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен. Ребенка этого возраста отличает элементарная возрастная эрудиция, проявляющаяся в умении поддерживать простые по содержанию разговоры, затрагивающие познавательные аспекты (мир природы и мир человека).

Взаимодействие педагогов детского сада и родителей выступает в программе как необходимое условие нормального развития познавательной сферы. Для усиления результативности и эффективности воздействия на ребенка педагоги и родители должны действовать по единой программе, выполнять единые задачи, но разными путями и средствами, согласовывать свои действия и помогать друг другу.

Комплексные задачи эмоционального благополучия, здоровья и полноценного личностного и интеллектуального развития ребенка определены для решения в условиях семьи и детского сада.

В программе выделен раздел «Познавательное развитие» (автор Т.И. Гризик).

Цель: развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

  • расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира;
  • развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.) в соответствии с возрастной нормой;
  • создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов, появлению самостоятельной познавательной активности детей;
  • формировать позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта.

Структурно-содержательная характеристика

Так, в ДОУ предполагается:

  • формировать представления о природе, в увлекательной форме предлагать информацию о живой природе: отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках, условиях размещения на разных территориях;
  • познакомить с характером взаимодействия растений и животных;
  • вводить в сознание элементарные представления о неживой природе: различных атмосферных явлениях, качествах и свойствах объектов неживой природы;
  • знакомить с различными планетами.

В программе предлагается:

  • знакомить детей с природными материалами, их свойствами и качествами, характером использования их человеком;
  • показать взаимосвязь живой и неживой природы: времена года, их ритмичность и цикличность, наблюдать и фиксировать сезонные изменения и их влияние на жизнь природы и человека;
  • знакомить с земным шаром, используя глобус, физическую карту мира, различными природно-климатическими зонами, природными богатствами недр, со странами и народами, некоторыми анатомическими особенностями человека в соответствии с возрастными возможностями и потребностями ребенка, формировать представления о самоценности человека (красота, сила ума, созидание, героизм и пр.);
  • дифференцировать имеющиеся представления о живой природе и социальном мире: дикая природа (дикие животные и дикорастущие растения), окультуренная природа (домашние животные и культурные растения), деятельность человека (познавательная, трудовая, художественная) и ее результаты;
  • упорядочивать накопленные и получаемые сведения о мире природы и человека посредством постижения различных связей (целевых, причинно-следственных), зависимостей, закономерностей, показать, к чему приводит нарушение связей и закономерностей;
  • приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию (с водой, песком, глиной; с пластилином, тканью, магнитом и т.д.);
  • способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными темпами развития ребенка;
  • учить анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
  • делать элементарные умозаключения;
  • уметь предвидеть возможное развитие событий и на основе этого планировать свои и чужие действия, поступки;
  • формировать эмоциональную отзывчивость к событиям и явлениям окружающей действительности, радостям и достижениям, переживаниям и проблемам других людей;
  • создавать условия, позволяющие активно проявлять собственное отношение к миру, закреплять и упражнять свой положительный опыт;
  • обращать внимание на положительные поступки и проявления детей по отношению к людям, природе;
  • формировать положительное, бережное, созидательное отношение к миру через развитие основ экологической культуры;
  • развивать экологическое сознание на принципах равноценности всего живого;
  • формировать представления о взаимоотношениях природы и человека (доступное детям постижение системы «человек - природная среда»);
  • активизировать самостоятельную деятельность детей по сохранению, улучшению и приумножению богатств окружающей природы с учетом их индивидуальных предпочтений и желаний;
  • развивать основы экологической эстетики через создание условий для эстетического восприятия природы при непосредственном ее восприятии (объекты и явления в разные времена года), показать величие природы посредством разных видов искусств: живописи, литературы, музыки.

В семье предлагается:

  • рассказывать о различных представителях живой природы (растения и животные), учить наблюдать за ними (на примере домашних животных и растений), отмечать их особенности, фиксировать изменения (внешний вид, поведение животных);
  • читать сказки о природе и детскую познавательную литературу;
  • рассказывать о неживой природе (сезонных явлениях, частях суток), связывать рассказы с реальной жизнью ребенка;
  • расширять представления о природе в летний период, делиться воспоминаниями из своего детства, связанными с домашними животными, интересными местами (море, лес, река, горы и пр.), удивительными встречами и находками (например, встретили в лесу лося, нашли на улице котенка и т.п.);
  • знакомить с трудовой деятельностью людей (в первую очередь с деятельностью членов семьи и близких); профессиональной (кто и где работал и работает), бытовой (домашние дела и их распределение между членами семьи), увлечениями и хобби (выращивание цветов, овощей, фруктов; вязание; вышивание; шитье; спорт; коллекционирование и др.);
  • закреплять полученные представления в посильной практической деятельности (домашние обязанности, трудовые поручения);
  • обращать внимание ребенка на значимость его труда для близких людей;
  • рассказывать о Родине, ее богатствах, просторах; народах, населяющих ее, и известных людях;
  • развивать познавательные способности ребенка;
  • наблюдать окружающую природу и социальный мир; отмечать происходящие в них изменения; совместно действовать в зависимости от увиденного и замеченного;
  • собственным примером демонстрировать внимательное и заботливое отношение к людям (в первую очередь близким); заинтересованное, бережное и созидательное отношение к природе;
  • посещать места, где можно встретить представителей живой природы (зоопарк, ботанический сад, цирк, выставки цветов, кошек и т.д.);
  • обсуждать с ребенком, за что вы и он любите (не любите) то или иное природное явление, время года, часть суток.

Особенности организации работы специалистов ДОУ

Программа предполагает активное включение родителей в воспитание и обучение детей. Чтобы воспитатели ДОУ могли взаимодействовать с родителями, и была создана программа «Из детства - в отрочество». Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретают опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.

Учебно-методическое обеспечение

В помощь воспитателям разработан большой пакет пособий, составляющий комплекс программно-методических материалов для каждой группы по программе «Из детства - в отрочество».

Программа имеет методические пособия по каждому разделу для воспитателей, родителей, изданы тетради для детей. Авторами разработаны примерные планы по разделам программы, методика обследования детей.

В комплекте методических пособий к программе полностью дано годовое планирование работы с детьми, но последовательность планирования педагогом материала определяется в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их здоровья, интенсивности и темпа продвижения в развитии, независимо от уровня исходной подготовленности.

Программа и комплект методических пособий прошли широкую экспериментальную апробацию в различных регионах России и получили положительную оценку со стороны родителей и педагогов.

Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М.: Сфера, 2009.

Программа адресована педагогическим коллективам образова­тельных учреждений, реализующим задачи раннего, дошкольного и на­чального общего образования, воспитателям дошкольных обра­зовательных учреждений и родителям, а также может быть ис­пользована для работы с детьми, не посещающими детский сад.

В основе программы лежит важнейший стратегический прин­цип современной системы российского образования - его непре­рывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией действий трех социальных институтов образования - семьи, детского сада и школы. Это нашло свое отражение в названии программы, которое характеризует непрерывную связь дошкольного и младшего школьного возраста.

Опираясь на концепцию дошкольного и начального общего образования, программа ориентирует взрослых на личностно - ориентированное взаимодействие с ребенком, предполагает педагогическое сотрудничество родителей как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом, участие родителей в воспитании и образовании детей в семье, детском саду, а затем в школе. На этапе дошкольного детства программа реализует идею объединения усилий родителей и педагогов для успешного решения следующих оздоровительных и воспитательно-образователь­ных задач:

Формирование здоровья путем обеспечения условий для
качественного созревания всех систем и функций организма ребенка;

Всестороннее развитие личности ребенка, его дарований и
творческих способностей, развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника;

Воспитание уважения к национальной самобытности языка и традиционным ценностям, воспитание социальных навыков, умения общаться со взрослыми и сверстниками.

В программе указываются характерные особенности различныхпериодов детства и определяются задачи, которые целесооб­разно решать в условиях семьи и детского сада по двум основнымнаправлениям - «Здоровье» и «Развитие».

Первое направление программы - «Здоровье» - обеспечива­ет охрану и укрепление физического и психического здоровья де­тей, их физическое развитие и эмоциональное благополучие. Ро­дителям предоставляется возможность вместе с педагогами и ме­дицинскими работниками детского сада вначале изучить и оце­нить здоровье ребенка, а затем выбрать индивидуальную такти­ку его оздоровления.

Второе направление программы - «Развитие» - нацелено на становление личности ребенка в целом, приобщение к культур­ным ценностям, формирование творческого воображения, разви­тие его любознательности, познавательной активности, эвристи­ческого мышления, интереса к поисковой деятельности, а также социальной компетентности.

Программа определяет ряд общих принципов успешного взаимодействия родителей и педагогов. Наиболее важными являют­ся стиль взаимоотношения взрослого с ребенком, уважение к нему и бережное отношение к продуктам детского творчества, внима­ние к его поступкам, проявлению инициативы, самостоятельно­сти, поддержание уверенности в себе.

Приложение 5

Предметно-развивающая среда

Программа «Детство»

Цели

1. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, способность
к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения.

2. Развивать познавательную активность, любознательность,
стремление к самостоятельному познанию и размышлению, умствен­ные способности и речь.

3. Стимулировать творческую активность детей, воображение,
желание включиться в деятельность.

Девиз программы: «Чувствовать - познавать - творить».

Создание среды в соответствии с содержанием образователь­ной программы «Детство» требует ориентации на концепцию цело­стного развития дошкольника как субъекта детской деятельности (М.В. Крулехт), что предполагает:

Последовательное изменение предметно-игровой среды в
соответствии с возрастом детей;

Учет половых особенностей и предпочтений детей;

Направленность на развитие ребенка в соответствии с общече­ловеческими ценностями, создание положительных отношений между
детьми;

Стимулирование творческих замыслов детей, индивидуальных творческих проявлений. Предметно-развивающая среда должна побуждать к фантазии и воображению.

Детские центры развития

ИГРОВОЙ ЦЕНТР

1. Игрушки и атрибуты для игр.

2. Оборудование для режиссерской игры:

Многофункциональные кубики;

Макеты (объемные - домики, гаражи; плоскостные - карты-схемы игрового пространства, ширмы);

Наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек не­большого размера: человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда);

Животные (сказочные, реалистичные; в старшей группе – фантастические существа);

Неоформленный игровой материал: кубики, шарики, колечки от пирамидок, бутылочки;

Символы пространства (реки, солнце, скамейки, цветы, грибы; в старшей группе – мелкие плоскостные изображения и несколько игровых полей).

ЦЕНТР ГРАМОТНОСТИ

Литературный центр

Произведения фольклора;

Сказки русские народные и народов мира;

Произведения русской и зарубежной классики;

2. Книги, любимые детьми этой группы.

3. Сезонная литература.

4. Обменный фонд (для выдачи на дом).

5. Детские журналы (старшая группа).

6. Детские рисунки.

7. Словесное творчество (альбомы загадок, рассказов, составленных детьми).

8. Увлечения детей (открытки, календарики).

В название программы «Из детства — в отрочество» авторы вложили особый смысл, связанный с ее содержанием, целями и задачами. Общеизвестно, что детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Цель программы состоит в том, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создать благоприятные условия для формирования здоровья и развития путем профилактики и воспитания в контексте национальной самобытности, языка и традиций; образования, направленного на развитие личности ребенка, его способностей.

Программа рассчитана на детей от 1 года до 7 лет. Это первая программа, в которой вопросы развития и воспитания ребенка рассматриваются в тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Для каждого возрастного этапа определяются задачи, требующие решения в условиях семьи и детского сада, по двум направлениям: «Здоровье» и «Развитие». Каждое направление имеет вводную и основную части. Вводная часть носит публицистический характер. Ее цель — привлечь родителей и педагогов. В основной части представлены задачи, которые необходимо решать в семье и ДОУ.

Авторы программы рассматривают познавательную сферу как сложное образование, которое обеспечивает человеку нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире. Они исходят из того, что на каждом возрастном этапе познание мира ребенком осуществляется своими специфическими способами. Эмоционально-чувственное постижение мира имеет первостепенное значение в развитии познавательной сферы. В дошкольном детстве ребенок не готов усваивать знания в научных системах. Он только готовится к тому, чтобы на определенном этапе своего развития приступить к их серьезному освоению. Зато отношение к нашему миру интенсивно закладывается именно в дошкольном возрасте. В основе детского отношения к миру должны лежать забота, доброта, гуманность и сострадание. Ребенок пронесет это отношение через всю свою жизнь, а приобретаемые впоследствии знания будут накладываться на это отношение.

Взаимодействие педагогов детского сада и родителей выступает в программе как необходимое условие нормального развития познавательной сферы. Для усиления результативности и эффективности воздействия на ребенка педагоги и родители должны действовать по единой программе, выполнять единые задачи, но разными путями и средствами, согласовывать свои действия и помогать друг другу.

В программе выделен раздел «Познавательное развитие» (автор Т.И. Гризик).

Цель: развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

В помощь воспитателям разработан большой пакет пособий, составляющий комплекс программно-методических материалов для каждой группы по программе «Из детства — в отрочество».

Программа имеет методические пособия по каждому разделу для воспитателей, родителей, изданы тетради для детей. Авторами разработаны примерные планы по разделам программы, методика обследования детей.

В комплекте методических пособий к программе полностью дано годовое планирование работы с детьми, но последовательность планирования педагогом материала определяется в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их здоровья, интенсивности и темпа продвижения в развитии, независимо от уровня исходной подготовленности.

Подробнее о программе можно узнать на сайтах:

Авторы: Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик и др. Под редакцией Т. Н. Дороновой.
В название программы "Из детства - в отрочество" авторы вложили особый смысл, связанный с ее содержанием, целями и задачами. Общеизвестно, что детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Цель программы состоит в том, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создать благоприятные условия для формирования здоровья и развития путем профилактики и воспитания в контексте национальной самобытности, языка и традиций; образования, направленного на развитие личности ребенка, его способностей.

Программа рассчитана на детей от 2 до 7 лет. Это первая программа, в которой вопросы развития и воспитания ребенка рассматриваются в тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Для каждого возрастного этапа определяются задачи, требующие решения в условиях семьи и детского сада, по двум направлениям: «Здоровье» и «Развитие». Каждое направление имеет вводную и основную части. Вводная часть носит публицистический характер. Ее цель - привлечь родителей и педагогов. В основной части представлены задачи, которые необходимо решать в семье и ДОУ.

Авторы программы рассматривают познавательную сферу как сложное образование, которое обеспечивает человеку нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире. Они исходят из того, что на каждом возрастном этапе познание мира ребенком осуществляется своими специфическими способами. Эмоционально-чувственное постижение мира имеет первостепенное значение в развитии познавательной сферы. В дошкольном детстве ребенок не готов усваивать знания в научных системах. Он только готовится к тому, чтобы на определенном этапе своего развития приступить к их серьезному освоению. Зато отношение к нашему миру интенсивно закладывается именно в дошкольном возрасте. В основе детского отношения к миру должны лежать забота, доброта, гуманность и сострадание. Ребенок пронесет это отношение через всю свою жизнь, а приобретаемые впоследствии знания будут накладываться на это отношение.

В возрасте 4-7 лет у детей формируется первичный элементарный образ мира, дети начинают понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен. Ребенка этого возраста отличает элементарная возрастная эрудиция, проявляющаяся в умении поддерживать простые по содержанию разговоры, затрагивающие познавательные аспекты (мир природы и мир человека).

Взаимодействие педагогов детского сада и родителей выступает в программе как необходимое условие нормального развития познавательной сферы. Для усиления результативности и эффективности воздействия на ребенка педагоги и родители должны действовать по единой программе, выполнять единые задачи, но разными путями и средствами, согласовывать свои действия и помогать друг другу.

Комплексные задачи эмоционального благополучия, здоровья и полноценного личностного и интеллектуального развития ребенка определены для решения в условиях семьи и детского сада.

В программе выделен раздел «Познавательное развитие» (автор Т.И. Гризик).

Цель: развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

  • расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира;
  • развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.) в соответствии с возрастной нормой;
  • создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов, появлению самостоятельной познавательной активности детей;
  • формировать позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта.

Структурно-содержательная характеристика

Так, в ДОУ предполагается:

  • формировать представления о природе, в увлекательной форме предлагать информацию о живой природе: отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках, условиях размещения на разных территориях;
  • познакомить с характером взаимодействия растений и животных;
  • вводить в сознание элементарные представления о неживой природе: различных атмосферных явлениях, качествах и свойствах объектов неживой природы;
  • знакомить с различными планетами.

В программе предлагается:

  • знакомить детей с природными материалами, их свойствами и качествами, характером использования их человеком;
  • показать взаимосвязь живой и неживой природы: времена года, их ритмичность и цикличность, наблюдать и фиксировать сезонные изменения и их влияние на жизнь природы и человека;
  • знакомить с земным шаром, используя глобус, физическую карту мира, различными природно-климатическими зонами, природными богатствами недр, со странами и народами, некоторыми анатомическими особенностями человека в соответствии с возрастными возможностями и потребностями ребенка, формировать представления о самоценности человека (красота, сила ума, созидание, героизм и пр.);
  • дифференцировать имеющиеся представления о живой природе и социальном мире: дикая природа (дикие животные и дикорастущие растения), окультуренная природа (домашние животные и культурные растения), деятельность человека (познавательная, трудовая, художественная) и ее результаты;
  • упорядочивать накопленные и получаемые сведения о мире природы и человека посредством постижения различных связей (целевых, причинно-следственных), зависимостей, закономерностей, показать, к чему приводит нарушение связей и закономерностей;
  • приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию (с водой, песком, глиной; с пластилином, тканью, магнитом и т.д.);
  • способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными темпами развития ребенка;
  • учить анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
  • делать элементарные умозаключения;
  • уметь предвидеть возможное развитие событий и на основе этого планировать свои и чужие действия, поступки;
  • формировать эмоциональную отзывчивость к событиям и явлениям окружающей действительности, радостям и достижениям, переживаниям и проблемам других людей;
  • создавать условия, позволяющие активно проявлять собственное отношение к миру, закреплять и упражнять свой положительный опыт;
  • обращать внимание на положительные поступки и проявления детей по отношению к людям, природе;
  • формировать положительное, бережное, созидательное отношение к миру через развитие основ экологической культуры;
  • развивать экологическое сознание на принципах равноценности всего живого;
  • формировать представления о взаимоотношениях природы и человека (доступное детям постижение системы «человек - природная среда»);
  • активизировать самостоятельную деятельность детей по сохранению, улучшению и приумножению богатств окружающей природы с учетом их индивидуальных предпочтений и желаний;
  • развивать основы экологической эстетики через создание условий для эстетического восприятия природы при непосредственном ее восприятии (объекты и явления в разные времена года), показать величие природы посредством разных видов искусств: живописи, литературы, музыки.

В семье предлагается:

  • рассказывать о различных представителях живой природы (растения и животные), учить наблюдать за ними (на примере домашних животных и растений), отмечать их особенности, фиксировать изменения (внешний вид, поведение животных);
  • читать сказки о природе и детскую познавательную литературу;
  • рассказывать о неживой природе (сезонных явлениях, частях суток), связывать рассказы с реальной жизнью ребенка;
  • расширять представления о природе в летний период, делиться воспоминаниями из своего детства, связанными с домашними животными, интересными местами (море, лес, река, горы и пр.), удивительными встречами и находками (например, встретили в лесу лося, нашли на улице котенка и т.п.);
  • знакомить с трудовой деятельностью людей (в первую очередь с деятельностью членов семьи и близких); профессиональной (кто и где работал и работает), бытовой (домашние дела и их распределение между членами семьи), увлечениями и хобби (выращивание цветов, овощей, фруктов; вязание; вышивание; шитье; спорт; коллекционирование и др.);
  • закреплять полученные представления в посильной практической деятельности (домашние обязанности, трудовые поручения);
  • обращать внимание ребенка на значимость его труда для близких людей;
  • рассказывать о Родине, ее богатствах, просторах; народах, населяющих ее, и известных людях;
  • развивать познавательные способности ребенка;
  • наблюдать окружающую природу и социальный мир; отмечать происходящие в них изменения; совместно действовать в зависимости от увиденного и замеченного;
  • собственным примером демонстрировать внимательное и заботливое отношение к людям (в первую очередь близким); заинтересованное, бережное и созидательное отношение к природе;
  • посещать места, где можно встретить представителей живой природы (зоопарк, ботанический сад, цирк, выставки цветов, кошек и т.д.);
  • обсуждать с ребенком, за что вы и он любите (не любите) то или иное природное явление, время года, часть суток.

Особенности организации работы специалистов ДОУ

Программа предполагает активное включение родителей в воспитание и обучение детей. Чтобы воспитатели ДОУ могли взаимодействовать с родителями, и была создана программа «Из детства - в отрочество». Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретают опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.

Учебно-методическое обеспечение

В помощь воспитателям разработан большой пакет пособий, составляющий комплекс программно-методических материалов для каждой группы по программе «Из детства - в отрочество».

Программа имеет методические пособия по каждому разделу для воспитателей, родителей, изданы тетради для детей. Авторами разработаны примерные планы по разделам программы, методика обследования детей.

В комплекте методических пособий к программе полностью дано годовое планирование работы с детьми, но последовательность планирования педагогом материала определяется в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их здоровья, интенсивности и темпа продвижения в развитии, независимо от уровня исходной подготовленности.

Программа и комплект методических пособий прошли широкую экспериментальную апробацию в различных регионах России и получили положительную оценку со стороны родителей и педагогов.

Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М.: Сфера, 2009.

Лучшие статьи по теме