Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Порча и сглаз
  • "умелые руки не знают скуки". «Умелые руки не знают скуки». Хозяйственно-бытовой труд

"умелые руки не знают скуки". «Умелые руки не знают скуки». Хозяйственно-бытовой труд

Ольга Бычкова

Цель: расширить представление детей о хозяйственно-бытовом труде.

Образовательные:

Закреплять и совершенствовать умения, приобретённые ранее в трудовой деятельности: мыть игрушки, стирать салфетки: намыливать, полоскать, отжимать, развешивать

Формировать культуру труда и знания детей о последовательности трудового процесса (какое оборудование необходимо для работы, как его расположить).

Закреплять умение работать рационально, дружно, помогая друг другу.

Развивающие:

Развивать мелкую и общую моторику, зрительное и слуховое внимание, грамматический строй речи и связанную речь, продолжать вводить в словарь детей антонимы.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, исполнительность, старательность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело, взаимовыручку, чувство удовлетворения от реализации трудового замысла.

Материалы и оборудование: 4 стола, тазики,ведра с водой, мыло с мыльницей, губки, полотенца, тряпочки, фартуки клеенчатые, бейджики, баночки с карандашами, тарелки для мусора, точилки, кубики.

Участник и: дети, воспитатель.

Предварительная работа: беседа с детьми о «маминых помощниках» (стиральной машине, беседа о том, как заботится о своем внешнем виде, чтение стихотворения «Мойдодыр», целевое наблюдение «Мы в прачечной». Беседа о хозяйственно –бытовом труде в детском саду.

1. Организационный момент.

Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня.

Давайте поздороваемся с ними.

А теперь садитесь поудобнее, выпрямите спины, руки положите на колени, поднимите все глазки на меня.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о труде, и покажем нашим гостям, как мы умеем трудиться.

Во все времена на Руси, ценили людей умелых и трудолюбивых.

Недаром народная мудрость гласит: «Человек трудом славен»

Дети всегда помогали взрослым. Были им во всем хорошими помощниками. Про них говорили; «Маленький, да удаленький»

Ребята, а вы умеете трудиться? Как вы помогаете взрослым? (ответы детей)

Молодцы ребята. Я вижу, вы умеете трудиться. А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

1. Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.

2. Труд человека кормит, а лень портит.

3. Кто любит труд- того люди чтут.

4. Хочешь есть калачи. Не сиди на печи.

5. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

6. Землю красит солнце, а человека труд.

7. Не откладывай на завтра, то, что можно сделать сегодня.

Молодцы ребята. Вы много знаете пословиц и поговорок.

2. Основная часть: Ребята, я хочу вам напомнить ещё одну пословицу, которая подойдет к нашему труду. «Умелые руки, не знают скуки». Что она означает? (ответы детей).

Ребята, у нас с вами сегодня 4 вида труда.

1 постирать тряпочки для аппликации,

2 поточить карандаши,

3 вымыть и протереть кубики,

4 убрать в книжном уголке.

Нам с вами сейчас необходимо определить, какой вид трудовой деятельности вы будете выполнять. Я предлагаю вам надеть фартуки (дети одевают).

Посмотрите, у каждого из вас есть бейджики. На них нарисован вид трудовой деятельности. У кого нарисованы карандаши, эти дети т. е подгруппа детей будут точить карандаши.

У кого нарисована книга-эта подгруппа детей будут наводить порядок в книжном уголке.

У кого нарисованы кубики-эти дети будут мыть, протирать кубики строительного материала.


И у кого нарисован тазик водой - эти дети будут стирать тряпочки для аппликации.


Я предлагаю вам занять свои рабочие места (дети подходят к своим рабочим местам)

Ребята, посмотрите, для труда вам нужно что-нибудь ещё? Правильно, не хватает воды. Сейчас я, и И. О. (няни) нальем в ваши тазики воды. Как вы думаете, какую мы будем наливать воду? (теплую). А почему не горячую? (чтоб не обжечь руки). А почему не холодную? (можно заболеть).Правильно. Мы наливаем вам теплую воду. Вот теперь все готово!

Ребята, я предлагаю вам распределить между собой обязанности и приступать к работе. У кого будут трудности в распределении обязанностей, я помогу.

Дети работают (звучит легкая музыка).

Во время работы вспомнить правила работы. Как надо трудиться? (аккуратно, дружно, спокойно, не отвлекаться, помогать друг другу).

3. Заключительная часть: Ребята, а теперь я попрошу вас, навести порядок на своих местах. Какое правило мы знаем? «Каждой вещи - своё место!» Правильно. Пополощите тряпочки, вытрите тазики. Столы, вытрите полотенцем руки, снимите фартуки, и займите свои рабочие места. (Дети с воспитателем оценивают свою работу и работу товарищей).

Ребята, что мы сделали для того, чтобы у нас в группе был порядок и чистота?

Справились ли мы с заданиями?

Почему у нас все получилось? Молодцы!

Дети, пройдите к своим стульчикам. Ребята, сегодня каждый из вас сделал своё маленькое дело, а все вместе вы сделали большое общее дело. И теперь можно сказать: «Сделал дело – гуляй смело». Ребята, как вы можете объяснить эту пословицу? Да, выполнил (закончил) работу. Можно и отдохнуть. А какой отдых без хорошей песни. Дети поют песню: «Все на свете можешь ты».


Ребята, вы меня сегодня порадовали, и я приготовила для вас сладкий сюрприз. Но сначала давайте скажем нашим гостям спасибо, за то что пришли к нам в гости и до свидания. А вам ребята спасибо!

Публикации по теме:

Проблема трудового воспитания актуальны для детей, потому что у них происходит формирование личностных качеств, и стремления к труду. Задачи.

Хозяйственно-бытовой труд «Маленькие помощники» (средняя группа) Хозяйственно – бытовой труд «Маленькие помощники» средняя группа Форма организации: Подгрупповое поручение Задача: 1. Умение ставить.

«Умелые руки не знают скуки»Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи демонстрируют результаты совместной деятельности родителей.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни, а впереди - взросление и самостоятельная жизнь. С помощью представленных занятий,.

Классный час "Умелые руки не знают скуки"

Автор: Куява Антонина Тимофеевна, воспитатель, ОГСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа города Бодайбо.Предлагаю Вам конспект классного часа для обучающихся 3 классов (10-11 лет) по теме «Умелые руки не знают скуки». Данный материал будет полезен учителям и воспитателям коррекционных школ. Данный материал направлен на привитие у обучающихся и воспитанников интереса к творческому труду.

Конспект классного часа «Умелые руки не знают скуки»

Цель: совершенствовать умения работать самостоятельно и в коллективе.
Задачи:
Образовательные: Расширять представление детей о труде, в том числе о творческом труде, о его значении в жизни людей.
Воспитательные: Воспитание трудолюбия, желание приносить людям радость и счастье своим трудом. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Коррекционные: Коррекция зрительного внимания, развитие мелкой моторики.
Оформление: Мультимедиа, компьютер, картины, цветы.
Оборудование: Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, засушенные листья и цветы, кисточки.
Ход классного часа.
Звучит музыка, все заходят в класс.
- Здравствуйте дорогие наши гости: учителя, родители и вы, ребята. Мы собрались сегодня в этом классе на очень интересное занятие. Как же оно называется? Давайте угадаем.
Коррекционное упражнение: На слайде зашифровано название классного часа, дети разгадывают. Ответ: «Умелые руки не знают скуки».
- Вся жизнь человека наполнена трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. О труде сложено очень много пословиц. Давайте некоторые из них угадаем.
Коррекционное упражнение: Найди вторую часть пословицы.


Славен человек не словами, потехе час.
Делу время - а человека труд.
Делано наспех - не знают скуки.
Землю красит солнце, - гуляй смело.
Умелые руки - сделано на смех.
Кончил дело- а славен делами.
- Ни одно живое существо не обходится без труда. Трудятся птицы, звери, муравьи, пчелы и т.д. Ваши родители каждое утро уходят на работу, вы спешите в школу т.к. учеба - ваш основной труд в данное время.
Очень полезно трудиться на свежем воздухе. Ваши легкие дышат, они получают чистый воздух богатый кислородом, затем он поступает в кровь и разносится по всему организму и мы с вами получаем здоровье, которое нам дарят не лекарства, а сама природа.
- На сегодняшнем классном часе мы будем говорить о труде, которым занимаются для души.(Труд –хобби –увлечение). О своих увлечениях немного расскажу я, ваши родители, а затем Даниил Лебедев покажет мастер-класс и вы тоже поучаствуете в интересной работе.

Ошибана – пресованная флористика. Флора – растения. Значит для своего творчества я использую необычный материал – это цветы, листья, травы, ветки, кора деревьев, засушенных под прессом так искусно, что они сохраняют цвет и форму.

Когда начинаешь работать с природным материалом, то каждый раз испытываешь чувство творческой радости, ведь у цветов, даже засушенных, прекрасная аура. Цветы приучают видеть прекрасное в обыденном. Помните у Пушкина (достаю из книги засохший цветок).
«Цветок, засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя…».
Каждый из вас не раз засушивал цветы или листочки в книге и я думаю каждому понятны слова поэта.

А картинке показаны, некоторые работы, сделанные ранее. Готовясь к уроку, я немного потрудилась и вот такие у меня получились работы: «Хоровод фиалок», «Прощай лето», «Осенний поцелуй». Материал для работы готовится летом и осенью, а зимой, когда за окном мороз 30 градусов, работая с цветами, душа наша оттаивает, согревается и хочется творить, делать добрые дела.

Своем увлечении нам расскажет мама Артема Манжуева – Надежда Сергеевна. У нее тоже умелые руки.

Полина Клеофастова гордится своей мамой. Она всегда с увлечением рассказывает о том, как вкусно готовит ее мама. Сейчас мы послушаем - Елену Геннадьевну (выступление родителя).
У мамы Данила Максимова – Аксиньи Федоровны, увлечения связаны с народными традициями, это выделка шкур, шитье унтов и их украшение бисером, кожей. Это довольно трудный и кропотливый труд.

У нас в классе тоже есть творческие ребята. Еще во 2 классе Данил Лебедев получил звание: Мастер «Золотые руки». И вот сегодня, ребята, Данил проведет для нас Мастер класс. Он научит вас, как сделать цветок из бумаги.
Но прежде проведем физминутку.
Физминутка: Разогреть ладони энергичным потиранием. Приложить к щекам (3 раза). Растереть ушные раковины, мочки тянуть вниз (3 раза), гимнастика для глаз: вращение – вправо –влево(3 раза), вверх –вниз (3 раза), круговые движения, посмотреть вдаль – на кончик носа (3раза). Глубокий вдох через нос, выдох через рот (3 раза).
Данил проводит Мастер класс.
- Ваша задача, используя цветок, который вы сделаете и засушенные растения, создать свою композицию, которую подарите маме на 8 Марта.

Посмотрите какие композиции создал Данил.

Техника безопасности: Как правильно работать с ножницами?
Вам нравятся творческие идеи нашего занятия? Тогда поспешите начать и пусть ваши мечты никому не покажутся странными. Удачи всем.
На фоне музыки практическая часть: Дети из бумаги делают цветок, а затем, используя засушенные листья и цветы, создают свою композицию. Родители помогают детям.
Индивидуальная работа: Для отдельных детей приготовлены трафареты, дана картинка, задание – склеить цветок по образцу.
Итог: Выставка работ учащихся и гостей.
- Дорогие ребята, сегодня вы убедили всех в том, что умеете трудиться. И это прекрасно. Ведь без труда не проживешь, а для умелых рук всегда найдется дело по душе. На кружке «Мир цветов» мы продолжим эту интересную работу и, надеюсь, научимся творить чудеса своими руками.
-Дети читают стихотворение.
Умелые руки, умелые руки
Они никогда не страдают от скуки.
Им в день выходной не бывает покоя,
Знакомо тяжелое им и большое.
Золотые руки – руки не из золота.
Золотые руки не боятся холода.
В ссадинах, мозолях руки эти –
Самые лучшие руки на свете!
Рефлексия: Вам понравилось творить своими руками?
Чему научились?
Как вы сегодня трудились? (Дружно!).
У меня настроение после классного часа, как у солнышка – яркое, лучистое. А какое у вас настроение? Если плохое – ставите тучку, если не очень хорошее – ставите солнышко с тучкой, а если как у меня яркое и лучистое – то ставите солнышко, гости тоже могут участвовать.
Звучит песня «Всегда найдется дело для умелых рук».
Заключение: В заключении мне хочется пожелать вам следующее: Чтобы вы и ваши родители были счастливы, нужно соблюдать правила безопасного поведения! Приближается весна, скоро на крышах появятся сосульки. Какую они представляют опасность? Как избежать этой опасности?
Вывод: «Если хочешь быть счастливым,
Честным будь и терпеливым,
Полюби добро и труд,
Глянешь, счастье тут как тут».
Г. Дробиз.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Школа № 103 с углубленным изучением иностранного языка"

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Тема: « Умелые руки не знают скуки »

Разработала: учитель технологии

Калинина О.М.

г. Уфа-2017 г.

    Цели и задачи.

Цели:

    Повышение мастерства учащихся, развитие творческой инициативы.

    Воспитание уважения к людям труда, потребности трудиться и хорошо учиться.

    Воспитание чувства ответственности, коллективизма.

Задачи:

    Вызвать положительные эмоции.

    Дать детям возможность самовыражения.

    Развить творческий потенциал личности.

    Мероприятие может быть показано для учащихся 5-8 классов.

    Оснащение мероприятия.

    Выставка детского творчества.

    Реквизиты для спектакля:

    Кастрюля,

    Ложка,

    Веник,

    Две шали (большую и маленькую),

    Таз,

    2 фартука,

    Утюг,

    Швейная машина.

    Для конкурса:

    Посуду и столовые приборы для сервировки стола.

    Салфетки.

    Сценарий мероприятия.

Ведущая:

Бабушка:

Ведущая:

Даша:

Ведущая:

Даша:

Ведущая:

Даша:

Ведущая:

Бабушка:

Даша:

Бабушка:

Даша:

Бабушка:

Даша:

Бабушка:

Даша:

Бабушка:

Даша:

Бабушка:

Даша:

Бабушка:

Ведущая:

Бабушка:

Ведущая:

Маша:

Ведущая:

Бабушка:

Даша:

Маша:

Ведущая:

Маша:

Ведущая:

Пословицы:

Ведущая:

Ведущая:

Ведущая:

Ведущая:

Мы хотим ребята, чтобы сегодняшний праздник вам запомнился надолго. Потому что: «Душу вложишь – все сможешь», «Без терпения – нет умения», «С мастерством люди не родятся, а добрым мастерством гордятся», «Воля и труд человека дивные дива творят».

Я расскажу Вам одну поучительную историю.

В одной деревне жила была бабушка, и не просто бабушка, а

бабушка очень умная.

Однажды приехали к ней внучки Маша и Даша.

Захотела бабушка узнать чему ее внучки научились в городе и

вот задала им задачку, да не простую, а со смекалкой. Позвала она девочек к себе и говорит:

«Сегодня, Даша, ты остаешься дома домовничать, а мы с Машей пойдем в лес за грибами да за ягодами. Вернемся к вечеру, а ты пока в доме прибери, приготовь ужин, постирай».

Только бабушка с Машей за дверь, Даша решила за дела приниматься: полы подмела, да так подмела, что пыль столбом, потом взялась за стирку. Первой ей на глаза попалась скатерть. На скатерти было два небольших пятна. Она их намылила, но они не отстирались. И тут ее осенило, что можно очистить пятно жидкостью для снятия лака. Даша не пожалела жидкости, и в итоге, скатерть превратилась в решето. Испугавшись, что бабушка будет ее ругать, Даша выкинула ее в окно. Потом она увидела бабушкину шаль, ну думает шаль уж я точно не испорчу и взяла ее постирать.

Засунула в горячую воду, а сама пошла ужин готовить.

Что бы такое быстренько сварить? Конечно же макароны. Взяла кастрюлю, налила холодной воды, положила 2 столовые ложки соли и сразу же запустила макароны. Пошла Даша посмотреть, что там с шалью. Достаёт, а шаль стала маленькая премаленькая. Но Даша не расстроилась, повесила шаль и говорит:

«Повесит, станет стекать вода, она и вытянется».

Но шаль ведь не может сама по себе вытянуться, да ещё после

такого кипятка. Ладно оставим пока шаль и вернемся к макаронам. Пока Даша туда сюда ходила макароны все разварились и получилась каша.

Ну и ладно. Голодные придут, всё съедят. И что за неудачный день сегодня? Пойду хоть бабуле фартук починю, а то он у неё совсем разорвался.

Достала ткань, нитки, иголку, ножницы. Разрезала ткань вкривь и вкось, вдела нитку в иголку длинную предлинную, запуталась вся, еле-еле шила, да все узелки разматывала. В народе про таких людей говорят: «Длинная нитка, ленивая швея». Фартук стал похож на сплошную заплатку. Вскоре вернулись бабушка с Машей. Бабушка очень удивилась увидев скатерть на грядке, ничего не сказав, она ее подняла и они отправились в дом.

Ну, Даша, как твои дела? Показывай, чем ты тут занималась.

Да, я бабушка кушать сварила, полы подмела, постирала.

Да уж мы видели, как ты постирала скатерть, вон вся в дырках, шаль села. Что ж ты с ними делала, внученька?

Да, я бабуль решила пятнышки почистить.

И как же ты их чистила?

Как, как, взяла жидкость для снятия лака, да и почистила, а она расползлась. Шаль я положила в горячую воду.

Э-эх! Внученька, кто ж чистит ацетатный шелк ацетоном? Ведь ацетон растворяет такую ткань, и разве ты не знаешь, что в кипятке шерсть садится?

Не знала бабушка.

Ладно, показывай, что еще сделала?

Да вот, еще полы подмела.

Да видно уж, что мусор по всем углам. А кушать ты хоть сварила?

А как же, и посолить не забыла.

Ну неси скорее, а то есть уж очень хочется.

Принесла Даша кастрюлю, а там вместо макарон, макаронная каша. Попробовали бабушка и Маша такие макароны, да есть им расхотелось. Так и остались голодные. А потом Даша еще показала, как она фартук отремонтировала. Бабушке стало совсем плохо. От ее любимого фартука остались только завязочки. Вздохнула бабушка, развела руками и говорит: «Кроить – не шить, после не распорешь». «Не игла шьет, а руки».

На следующий день Маша осталась хозяйничать дома. Она вытерла пыль, помыла полы и при этом напевала песенку (на мелодию песни «Все сумею сделать»)

Встану рано поутру, поутру

Все я в доме приберу, приберу,

Я полы подмету, вымою посуду,

И белье постирать я не позабуду,

В тесто сахара подбавлю,

Пироги я печь поставлю,

Все успею, все сумею,

Все успею сделать.

На пятерки я учусь, я учусь,

И работы не боюсь, не боюсь,

Я умею вязать, шить себе одежду,

«Технология» предмет научила прежде.

Хоть машины не имею,

Без нее везде поспею,

Все успею, все сумею,

Все успею сделать.

Маша сварила борщ, постирала белье, скроила и сшила новый фартук. Возвращаются бабушка и Даша к обеду, а у Маши уже все готово: в доме чисто, борщ сварен, белье сушится, а самое главное висит красивый новый фартук. Бабушка в восторге. «Вот какая у нас Маша молодец! Про таких людей говорят: «Душу вложишь, все сможешь», «Для умелой руки все работы легки», «Золотые руки у того, кто обучился хорошо».

Да, я теперь тоже буду ходить на уроки технологии и слушать внимательно, и записывать что нужно. Я буду стараться изо всех сил и думаю, что у меня все получится.

« Конечно все получится!»

И поет песню (на мотив песни «Чему учат в школе)

Буквы разные писать

Тонким перышком в тетрадь

Вышивать, кроить, вязать,

Борщ варить и платье шить

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Когда инсценировка закончена, на сцену выходят 2 команды. Им заранее нужно придумать название и девиз.

Понравилась Вам эта история? Вот что значит умелые руки. Недаром в народе говорят: «Дело мастера боится». И вот для Вас первое задание: перечислить пословицы, которые звучали в этой истории. Кто больше назовёт, тому и больше баллов.

    «Душу вложишь - всё сможешь».

    «Без терпенья - нет уменья».

    «С мастерством люди не родятся, а добрым мастерством гордятся».

    «Воля и труд человека дивные дива творят».

    «Кроить – не шить, после не распорешь».

    «Не игла шьет, а руки».

    «Длинная нитка, ленивая швея».

    «Для умелой руки все работы легки».

    «Золотые руки у того, кто обучился хорошо».

Второе задание: «Сервировка стола».

Пока команды сервируют стол, давайте с Вами немного поиграем:

    Узнайте пословицу по ее концу:

    всё перетрут. (Терпенье и труд все перетрут.)

    то и пожнешь. (Что посеешь, то и пожнешь.)

    не знают скуки. (Умелые руки не знают скуки.)

    потехе –час. (Делу – время, потехе – час.)

    Какими пословицами можно выразить смысл следующих предложений?

    Береги время. (Делу – время, потехе – час.)

    Не торопись, делай все аккуратно. (Делано наспех – сделано наспех.)

    Закончите пословицы со словом «ОДИН».

    Один за (всех, все за одного).

    Один в (поле не воин).

Третье задание: нужно угадать загадки.

Загадки.

    Тонконогая Ненила

Всех одела, нарядила

На самой – бедняжке,

Даже нет рубашки.

(Игла.)

    На пальце одном

Ведерко вверх дном.

(Наперсток.)

    Весь день они ныряли в петельки

И вот- он шарф для Петеньки.

(Спицы.)

    На полянке шерстяной

Пляшет тонконожка

Из под туфельки стальной

Выползает стежка.

(Швейная машина.)

    Инструмент бывалый

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижет.

(Ножницы.)

    Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

(Нож.)

Четвертое задание: тест. Для будущих прекрасных дам.

    Какой звук издает мода?

    Рык;

    Хрип;

    Визг;

    Писк.

    Как называют манекенщицу суперкласса?

    Топ-модель ;

    Поп-модель;

    Рок-модель;

    Рэп-модель.

    Назовите настоящее имя Коко Шанель.

    Мари;

    Габриель;

    Брижит;

    Анжелика.

    Кто из этих Кутюрье родился в Италии?

    Кристиан Диор;

    Юбер де Живанши;

    Ив Сен-Лоран;

    Джанни Версаче.

    Как называется небольшой магазин, торгующий одеждой суперкласса?

    Батик;

    Батник;

    Бутик;

    Битник.

    Какой из этих международных размеров одежды самый маленький?

(Small- маленький.)

    Какая латинская буква не используется в международной маркировке размеров одежды?

(S - small , то есть маленький; L - large , то есть большой; Х-

extra , то есть сверх, дополнительно.)

    Какая одежда бывает спасательной?

    Майка;

    Жилет;

    Юбка;

    Носки.

    Как называется женский шарф из перьев?

    Пуховик;

    Боа;

    Палантин;

    Кашне.

    Что отсутствует в традиционном японском кимоно?

    Рукава;

    Пуговицы;

    Пояс;

    Воротник.

Пятое задание: нужно прочитать стихи о труде.

Странное дело.

Странное дело,

А может быть нет.

Жил-был на свете

Когда-то

Сапожник

Был он сапожником

Сорок пять лет

Но про него

Говорили:

Художник

Странное дело

А может быть нет

Жил-был на свете

Когда-то

Художник

Был он художником

Семьдесят лет

Но про него

Говорили: сапожник

Странное дело

А может быть нет.

Р. Сеф

Незнакомые друзья.

Человек, что мне построил дом,

Был чужим,

Он не был мне знаком.

Но, присев устало на крыльце,

Думал он о будущем жильце.

Был не друг и вовсе не родня

Тот, кто шил рубашку для меня.

Но и он, орудуя иглой,

Обо мне подумывал порой.

Никогда нигде я не встречал

И того, кто туфли мне тачал.

А ведь он с собой наедине

Размышлял частенько обо мне.

Сколько их, друзей, в моей стране,

Что все время помнят обо мне!

Г. Граубин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Королёв Московской области

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ № 15

Т.Ю.Мальгинова _______________

Приказ № _____________

«_____»_________________ 2017 г.

Рабочая программа

кружка «Умелые руки»

2 «В» класс

Составитель:

Кондратьева Светлана Витальевна

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.

Занятия в кружке «Умелые руки» позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью – это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно - прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая часть состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены

Курс “Умелые руки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Цель и задачи программы

Цель:

Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.

Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи :

Образовательные:

    Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

    Познакомить со свойствами материалов и инструментами.

    Научить применять инструменты и приспособления.

    Познакомить с правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами.

    Обучить приемам художественного моделирования из бумаги.

    Обучить выполнению швов «через край», «петельный»

    Познакомить с технологией изготовления мягкой игрушки и коврика из лоскутков ткани.

    Изучить технику конструирования поделок из природного и бросового материала, пластилина.

Развивающие:

    Расширять художественный кругозор.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Развивать внимание, память

Воспитательные:

    Воспитывать усидчивость, аккуратность.

    Адаптировать детей к школе.

    Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

    патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего края, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

    ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

    ценностного отношения к природе, окружающей среде;

    ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

формирование информационной грамотности современного школьника;

развитие коммуникативной компетентности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа. коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты, презентации.

Условия реализации программы

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 - 11 лет, на 3 года обучения: 68 часа в год, 2 раза в неделю. Рекомендуемое количество учащихся в группе 8-10 человек.

Планируемые результаты освоения учащимися программы

курса «Умелые ручки».

1 год обучения

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

    интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

    познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

    адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

    внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

    выраженной познавательной мотивации;

    устойчивого интереса к новым способам познания.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающийся научится:

    планировать свои действия;

    осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

    адекватно воспринимать оценку учителя;

    различать способ и результат действия.

    проявлять познавательную инициативу;

    самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные

Учащиеся смогут:

    допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

    учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

    формулировать собственное мнение и позицию;

    договариваться, приходить к общему решению;

    соблюдать корректность в высказываниях;

    задавать вопросы по существу;

    контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

    учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

    владеть монологической и диалогической формой речи;

    осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные

Обучающийся научится:

    осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

    высказываться в устной и письменной форме;

    анализировать объекты, выделять главное;

    осуществлять синтез (целое из частей);

    проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

    устанавливать причинно-следственные связи;

    строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

    осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

    осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

    использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия ученики под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

1.Введение

Теория. Введение в образовательную программу I года обучения. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. «Из истории происхождения ножниц». Беседа.

Практика. Экскурсия в Дом творчества.

2.Работа с бумагой и картоном

Теория. Рассказ «Из истории бумаги». «Оригами».Беседа «История создания ножниц».

Практика . Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно - оригами «Лесные мотивы». Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу «Лесная сказка», «У озера», «Веселые лягушата», «Полянка». Изготовление поздравительных открыток.

3.Работа с тканью

Теория. Прием выполнения швов « через край», «петельный». Беседа + слайдовая презентация «Чудесная иголка».

Практика. Тренировочные упражнения по выполнению швов. Изготовление салфетки с бахромой. Лоскутная техника.

4.Работа с природным и бросовым материалом

Теория . Беседа «Будь природе другом». Экскурсия в музей.

Практика. Конструирование дома для сказочных героев. Конструирование игрушек из прямоугольных коробок («Автомобиль», «Робот»). Игрушки из пластмассовых бутылок («Ракета», «Фонарик», «Карусель»).

5.Работа с пластилином

Теория . Рассказ о глине и пластилине.

Практика . Лепка простых по форме овощей, фруктов. Пластилиновая аппликация на картоне «Зоопарк». Лепка по замыслу детей.

6.Итоговое занятие

Теория . Рефлексия, анкетирование.

Практика . Выставка творческих работ.

Учебно-тематический план 1 года обучения

п/п

Наименование раздела

Теория

Практика

Всего часов

Введение

Работа с бумагой и картоном

Работа с тканью

Работа с природным и бросовым материалом.

Работа с пластилином.

Итоговое занятие

Итого:

Календарно – тематическое планирование кружка «Умелые руки».

1 год обучения.

п/п

Название темы

Теория

Практика

Дата проведения

Введение

Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Экскурсия в Дом творчества.

Работа с бумагой и картоном

Рассказ «Из истории бумаги». Рассказ «Оригами».

Беседа «История создания ножниц». Художественное моделирование из бумаги путем складывания.

Знакомство с аппликацией. Панно - оригами «Лесные мотивы».

Изготовление аппликаций по образцу «Лесная сказка», «У озера»

Изготовление аппликаций по образцу «Веселые лягушата»

Изготовление аппликаций по образцу «Полянка».

Изготовление карнавальных масок.

Изготовление карнавальных масок.

Изготовление поздравительных открыток.

Работа с тканью

Прием выполнения швов «через край», «петельный». Беседа + слайдовая презентация «Чудесная иголка».

Тренировочные упражнения по выполнению швов. Изготовление салфетки с бахромой.

Изготовление салфетки с бахромой.

Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Мышка».

Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Мышка».

Лоскутная техника.

Лоскутная техника.

Шитье коврика из лоскутков различной ткани.

Шитье коврика из лоскутков различной ткани.

Работа с природным и бросовым материалом

Беседа «Будь природе другом». Экскурсия в музей.

Конструирование дома для сказочных героев.

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок «Робот»

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок «Автомобиль»

Игрушки из пластмассовых бутылок «Ракета»

Игрушки из пластмассовых бутылок «Фонарик»

Игрушки из пластмассовых бутылок «Карусель»

Работа с пластилином

Рассказ о глине и пластилине. Лепка простых по форме овощей, фруктов.

Лепка простых по форме овощей, фруктов.

Пластилиновая аппликация на картоне «Зоопарк».

Лепка по замыслу детей.

Итоговое занятие

Рефлексия, анкетирование.

Выставка творческих работ.

Итого:

Предполагаемые результаты

К концу 1 года обучения учащиеся должны

знать:

    название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

    название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

    правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

уметь :

    правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

    соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

    анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

    экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие пособия:

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.

Лучшие статьи по теме