Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Гадания
  • Как общаться с ребенком в подростковом периоде. Возраст детского отрицания. Социальные проблемы подросткового возраста. Адаптация в социуме

Как общаться с ребенком в подростковом периоде. Возраст детского отрицания. Социальные проблемы подросткового возраста. Адаптация в социуме

Это страшное слово «подросток». Родители с ужасом ждут переходного возраста со всеми его гормонально-эмоциональными бурями. А может, мы зря боимся?

– То, как сложатся отношения с ребенком в этот непростой период , во многом зависит от сложившего стиля воспитания в семье и желания мам и пап становиться гибче, – подчеркивает психолог Елена Шамова. – Как правило, «отпускание» чада от себя острее чувствуют и тяжелее переживают в тех семьях, где отношения между партнерами уже давно существуют только как отношения родителей, а не мужчины и женщины. Взросление ребенка и его самостоятельность воспринимаются как «опустевшее гнездо», как кризис, а не как естественный процесс развития личности и трансформации семейных связей. Отсюда и растут ноги у многочисленных страхов.

Страх 1: Подросток начнет грубить

Как правило, основная причина возникновения конфликтов – чрезмерный контроль (за поведением, учебой, выбором друзей). В то же время подросток демонстрирует самостоятельность и желание отделиться от родителей. «Не заходите в мою комнату», «Не слушайте мои разговоры», «Во сколько захочу, во столько и приду» – знакомые фразы? Так взрослеющий ребенок реализует право на независимость, собственное мнение, выбор. На самом деле к полной, безоговорочной свободе ни один подросток не стремится. Напротив, владение ею может восприниматься им как отделение от семьи, как собственная ненужность.

Что делать? Если ребенок грубит, не стоит отвечать агрессией – это наихудший вариант. Можно предложить ребенку поговорить. Если нет контакта, дайте ему 20−30 минут побыть наедине с собой. В этом возрасте дети вспыльчивые, но быстро отходят. Главное, не довести ситуацию до скандала, не поссориться.

Надо учиться договариваться. Причем обсуждать с ребенком вопросы на равных, чтобы он понял: вам его мнение действительно важно. Если подросток нарушил договоренность, к примеру, не сделал домашнее задание, хотя обещал, вы вправе «включить» его ответственность. «Двойка чья? Твоя. Значит, ответственность за нее кто несет? Ты». Не стоит задавать в диалоге с сыном или дочкой вопрос «почему», поскольку так любой ситуации можно найти оправдание. «Неважно, почему это произошло. Это твоя персональная ответственность. Что будем делать?» И, конечно, под запретом оскорбления типа «тупица», «дурак», «негодяй» и пр. После спокойного разбора ситуации ребенок понимает, что мама – не плохой полицейский, а человек, желающий помочь.

И еще: взрослые, научитесь, контролировать себя! Если ребенок видит, что мама и папа друг о друге высказываются нелицеприятно, скандалят и хлопают дверьми, он будет копировать такой тип поведения. Оно вам надо?

Бывает так, что папа не участвует в процессе воспитания, не вмешивается ни во что, не интересуется жизнью ребенка. В этом случае вся грубость достается маме. С одной лишь целью – чтоб она подключила к конфликту отца: посмотри, мол, что твой сын вытворяет. И таким образом папа возвращается в систему семейных координат. Подросток действует по принципу: не обратишь на меня внимания по-хорошему, обратишь по-плохому.

Ну и, конечно, четко очерчиваем границы дозволенного. И в этом родители должны быть заодно. Любая коалиция – мама со старшим против папы с младшим, к примеру, – обесценивает авторитет родителя.

Страх 2: Потеряет интерес к учебе

Распространенная ситуация. У подростка меняются ориентиры – из-за попыток самоопредлиться, осознать новые желания и цели, понять, кто он и чего хочет. Плюс гормональные изменения. Вот вам и неустойчивое психоэмоциональное состояние, приступы агрессии или апатии, настороженность или раздражительность. Все это сказывается на качестве знаний.

Что делать? Родители должны быть всегда готовыми прийти на помощь ребенку, но не давить на него. Давайте больше самостоятельности: «Не хочешь сейчас делать уроки, скажи, когда захочешь». И помните: противостояний в разы меньше, если есть контакт между детьми и родителями. Разговоры по душам, совместное выполнение дел, причем с мальчиком чаще общается папа, а с девочкой – мама.

Важно в этот период помочь ребенку самоопределиться. Если у него есть интерес к какому-либо предмету, развивайте его: участвуйте в олимпиадах, посещайте кружки, остальным нагружайте по минимуму. Масса знаний, порой ненужных, – это прямая дорога к неврозу, а потом и психозу. И не переживайте насчет лени. Если есть настоящий интерес, лени не будет. А если есть лень, значит, ребенок еще не нашел занятие по душе.

Страх 3: Попадет в дурную компанию

Действительно, наверное, одно из самых страшных опасений родителей в период взросления подростка – это то, что он свяжется с плохой компанией или получит ранний отрицательный опыт. Опасения небеспочвенны, так как именно в этот период жизни сверстники и общение с ними выходят на первый план. Для подростка важно, чтоб его принимали на равных, считались с его мнением и разделяли его интересы, поэтому друзья становятся по-настоящему авторитетными.

Что делать? Постройте отношения так, чтобы подросток с вами, а не с друзьями делился проблемами и переживаниями. Но это не произойдет вдруг, ни с того ни с сего. Ребенок начинает открывать душу, когда родитель проявляет к нему постоянный искренний интерес. И здесь важно поручениями, беседами, занятиями подчеркивать гендерную принадлежность. Папа должен понимать, что у него есть сын, из которого надо сделать мужчину. И если он не сделает этого, за него «поработает» улица.

Лучший вариант, если вы знакомы с друзьями сына или дочки, ребята бывают у вас в гостях. Хорошо, когда есть один лучший друг, тогда процесс наблюдения упростится. Опять же не надо путать наблюдение и интерес с контролем и гиперопекой.

Если у подростка появились более взрослые товарищи, постарайтесь с ними познакомиться поближе. И если этот человек не вызвал негативных эмоций, поддерживайте эту дружбу. Если новый приятель не понравился, попробуйте переключать внимание ребенка на другого человека или приглашайте сомнительного дружка или подружку в гости, чтоб дети были у вас на глазах. Если вы открыто запретите дружить с тем, кто дорог ребенку, это вызовет бурю эмоций вплоть до ухода из дома. Так что полегче «закручивайте гайки»! Кстати, уход из дома, так же, как хулиганство или плохие компании, может быть и неосознанной попыткой подростка «соединить» родителей между собой, если семья на грани развода.

Дайте ребенку больше свободы, перестаньте бороться с ним за место под солнцем. Не надо каждую минуту с криком интересоваться у него: «Ты забыл, кто тебя кормит?» Это тепла в ваши отношения не добавит. И когда озвучиваете очередной запрет, донесите до подростка, что вами движет не желание ему навредить, а волнение за его судьбу.

Время бежит стремительно. Недавно семья привезла из роддома небольшой сверточек с безмятежно спящим малышом, прошли годы, мальчик рос и развивался. В итоге наступает момент, когда вчерашний ребеночек начинает подготовку к взрослой жизни. В статье вы узнаете, во сколько переходный возраст у мальчиков, его продолжительность, симптомы и признаки.

Когда ребенок достигает переходного возраста, он сталкивается с трудностями. Физическое состояние, сознание и мироощущение изменения. Рост организма происходит одновременно с половым созреванием. Перечисленные изменения влияют на нервную систему подростка.

Ребенок становится раздражительным и агрессивным. Родители теряются и не понимают, как вести себя с сыном. Чтобы помочь подростку, нужно знать, каким изменениям подвергается детский организм во время переходного возраста.

Переходный возраст у мальчиков проходит в возрасте 11-16 лет. На начальном этапе проявляются половые различия. К 17 годам личность мальчика полностью сформировывается.

Особенности переходного возраста

  • Переходный возраст – особый этап в жизни любого человека, сопровождающийся половым созреванием, физическим развитием и продолжением роста. В этот момент заканчивается формирование систем и внутренних органов. В организме начинается интенсивная выработка гормонов.
  • У мальчиков переходный возраст начинается немного позже, чем у девочек. Примерно в средних классах девочки начинают превращаться в девушек, а мальчики по-прежнему выглядят по-детски. Спустя буквально годик, различия исчезают.
  • Переходный возраст у мальчиков не выделяется четко выраженными границами в плане времени. У подростков особенности периода проявляются неодинаково. Каждый организм характеризуется индивидуальными ритмами. Поэтому сказать, сколько длится переходный возраст проблематично.

Внимательные и заботливые родители должны обращать внимание на признаки и симптомы переходного возраста, которые сигнализируют о его начале.

Признаки и симптомы переходного возраста у мальчиков

Во время переходного возраста меняется внешность и психика мальчика. Период сопровождается гормональной перестройкой и половым созреванием. Подросток начинает самокритично относиться к внешности и переживать.

Практика показывает, что мальчики, которые подвергаются большим физическим нагрузкам и употребляют алкогольные напитки, достигают половой зрелости позднее, нежели сверстники, занимающиеся физкультурой и не убивающие здоровье вредными привычками.

Зная признаки и симптомы переходного возраста, вы на ранних стадиях определите начало изменений и окажите ребенку поддержку.

  1. В десятилетнем возрасте у мальчика начинают увеличиваться половые органы. Годом позже над гениталиями появляется растительность и пигментация мошонки. На следующий год половые органы продолжают расти, а растительность становится более длинной и густой.
  2. В 14 лет изменяется голос. Это обусловлено увеличением голосовых связок, развитием горловых мускул и хрящей. Голос начинает грубеть. Обычно становление голоса заканчивается за 24 месяца.
  3. Начинают расти волосы на подмышках, а верхняя губа покрывается первым пушком. Со временем растительность появляется на лице, ногах и руках. Формирование телесного волосяного покрова заканчивается к концу переходного возраста.
  4. К 14 годам начинает развиваться мускулатура юноши, плечи расширяются, увеличивается рост.
  5. Практически у всех мальчиков в подростковом возрасте появляются поллюции – ночное семяизвержение. Врачи считают это явление нормальным.

Как видите, переходный период характеризуется отчетливыми признаками и симптомами.

Психология переходного возраста

Во время переходного возраста поведение и характер юноши подвергаются изменениям. Мальчика начинает сильно тревожить его внешний вид.

Он старается хорошо выглядеть, а критику воспринимает крайне агрессивно. Постоянное недовольство внешностью – закономерное проявление взросления. На этом фоне может появиться неуверенность и стыдливость, что в совокупности нередко приводит к замкнутости.

  • Взросление мальчика сопровождается кардинальным изменением поведения. Обусловлено это физиологическими факторами, в числе которых жирные волосы, угри, интенсивное потоотделение. У юноши просыпается интерес к девушкам. А конечная цель – найти вторую половинку .
  • На фоне недовольства собой появляется внезапная агрессия и высокая нервозность. Переходный возраст сопровождается проявлением грубости к людям, окружающим мальчика – родителям, педагогам, сверстникам.
  • Всплеск эмоций – неотъемлемый элемент этапа, вызванный перестройкой организма. Гормоны, отвечающие за половое созревание мальчика, называются андрогенами.
  • В этот период юноши позиционируют себя как взрослых мужчин. Они стремятся доказать окружающим самостоятельность. Под влиянием эмоций они совершают поступки, не задумываясь о последствиях.
  • Мальчики начинают активно интересоваться интимными отношениями и их сильно влечет к половой близости. Это тревожное время для родителей, поскольку ускорение полового созревания нередко сопровождается появлением нарушений в сексуальном поведении.
  • Нередко переходный возраст характеризуется проявлением сексуального внимания к другим мальчикам. Это обусловлено неосознанным половым влечением в момент стремительного развития организма. Обычно после начала «правильных» интимных отношений отклонения исчезают. В противном случае нужно отвести ребенка к психологу.
  • В этом возрасте иногда появляются мысли о суициде. Согласно статистике, количество подобных случаев среди детишек подросткового возраста стремительно растет. Суицидальное поведение считается следствием активизации защитных механизмов, данью моде, подражанием друзьям. У такого поступка разные мотивы: низкая успеваемость, физическое насилие, одиночество, месть, наркомания.

Если поведение сына изменилось, помогите ему сориентироваться в сложившейся ситуации.

Как вести себя родителям

Физиологические изменения в совокупности с психическими проблемами делают подростковый возраст у мальчиков тяжелым периодом. Чтобы помочь ребенку, потребуется приложить усилия.

Прискорбно, но нет универсального подхода, каждый случай индивидуален. Запаситесь терпением и выдержкой, двигайтесь к цели, следуя советам практикующих психологов.

  1. Дружба . В жизни мальчика существенную роль играет окружение, поэтому родителям потребуется постараться, чтобы в него войти. Сделать это непросто, поскольку сын уверен, что вы не в силах его понять. Постарайтесь ему открыться и показать, что и у вас имеются комплексы и недостатки. Став другом своему ребенку, вы получите доступ ко всему, что происходит в его жизни, и в случае необходимости поможете.
  2. Проявление интереса . Во время созревания мальчика система мировоззрения и ценностей существенно изменяется. Проявляя интерес к увлечениям ребенка, и поддерживая его, вы заслужите доверие. Регулярно разговаривайте с ним, интересуйтесь рассуждениями и жизнью, привлекайте к участию в решении семейных вопросов.
  3. Свобода . Мальчику-подростку требуется личное пространство и собственная комната. Ребенку следует предоставить свободу и право выбора. Не стоит контролировать все его действия, подслушивать разговоры и проводить ревизию вещей. Если сильно ограничивать ребенка, это повысит вероятность появления неприятностей, поскольку запретный плод слаще. Общайтесь, находите компромиссы и направляйте его в правильное русло.
  4. Отсутствие критики . Бывают ситуации, когда без критики не обойтись. В таком случае она должна носить конструктивный характер. Направляйте ее не на сына, а на его поведение, поступки и ошибки. Подростки чувствительны к замечаниям, недовольство рекомендуется высказывать мягко, а в некоторых случаях в сопровождении похвалы.
  5. Признание личности . Мальчик – полноценная личность, с определенными интересами, взглядами и личным мнением. Не пытайтесь изменить сына или навязать ему свое мнение.
  6. Похвала . Выражая мальчику слова одобрения и похвалы, вы способствуете появлению сил и желания покорять новые вершины. Если ребенок совершил небольшой хороший поступок, похвала окажется стимулом к развитию и совершенствованию. В итоге сын станет лучше .
  7. Проявление терпения . Если сынишка нагрубил, не выходите за рамки. Помните, высокая эмоциональность – последствие переходного возраста. Бурная ответная реакция приведет к скандалу. Чтобы разговор оказался более результативным, проводите его в спокойной обстановке.

Напоследок дам маленький совет. Если вы желаете облегчить переходный возраст, запишите мальчика в какую-нибудь секцию. Важно, чтобы ребенок увлекся новым занятием до наступления ответственного периода. Плавание, футбол, боевые искусства помогут поддерживать тело в отличной форме, отвлекут от нехороших мыслей и стабилизируют гормональную бурю.

Многие родители с тревогой ожидают самого трудного возрастного периода в жизни их ребенка – подросткового кризиса. Они боятся, что послушный и ласковый малыш превратится в агрессивного и ненавидящего их представителя какой-нибудь молодежной субкультуры. На самом же деле бояться нужно обратного – того, что ребенок не захочет взрослеть, останется инфантильным и несамостоятельным. Что нужно знать родителям ребенка, у которого переходный возраст?

Подростковый возраст – период в онтогенезе (индивидуальное развитие организма с момента зарождения до смерти) между детством и взрослостью. Понятие «подростковый возраст» появилось в ХІХ веке, до того его называли «отрочество». В наше время это название сохранилось, но употребляется редко.

Хронологические границы подросткового возраста точно не определены, но чаще всего его относят к периоду:

  • от 11 до 16 лет у девочек,
  • от 12 до 18 лет у мальчиков.

Некоторые ученые называют весь подростковый возраст периодом кризиса, другие же говорят о «кризисе 14 лет», так как именно в этом возрасте чаще всего наблюдается пик кризиса. Одно можно сказать точно: наверняка предсказать начало и конец трудного периода невозможно.

Изменения, происходящие с человеком в подростковом возрасте:

  1. Физиология . Подростковый возраст называют также пубертатным периодом, так как в это же время наступает этап полового созревания. Помимо появления вторичных половых признаков, интенсивно и неравномерно увеличивается рост и вес мальчиков и девочек. Тело подростка отличается некоторой непропорциональностью, так как сначала вырастают голова, ступки, кисти рук, затем сами руки и ноги и только потом туловище.
  2. Психофизиология . В организме подростка вырабатывается огромное количество половых гормонов и гормонов роста, которые влияют на психику. Последствиями буйства гормонов могут быть: повышенная возбудимость, импульсивность, раздражительность, негативизм, максимализм, необоснованная агрессия, категоричность мышления.

Подростковый возраст – время яркого проявления акцентуации характера, а также период, во время которого повышен риск возникновения психического расстройства.

  1. Психология. Не достигнув возраста 11-14 лет, дети интересуется внешним миром, знакомятся с ним и практически взаимодействуют, после – начинается познание внутреннего мира и своего «Я». В подростковом возрасте повышается самосознание и окончательно формируется Я-концепция. Подросток четко осознает свою уникальность, стремится познать себя, раскрыть свои способности и потенциал, старается определиться с выбором профессии.

Самооценка в пубертатный период очень сильно колеблется. Отношение к себе подростка неоднозначно по причине того, что он часто сравнивает себя с другими и не делать этого не может. Все потому, что ведущая, то есть определяющая развитие, деятельность в этом возрасте – общение со сверстниками.

Общение – не просто способ провести время, а возможность самоутвердиться , заслужить доверие, уважение, любовь. Чувство принадлежности к референтной (эталонной, значимой) группе сверстников играет огромную роль в развитии личности подростка.

Не всегда осознаваемое еще половое влечение рождает новые потребности, переживания, эмоции и интересы. Личность достигает того момента в своем развитии, когда все способствует возникновению особого и неповторимого чувства – первой романтической любви.

Две формы подросткового кризиса

В отличие от всех предыдущих возрастных кризисов (новорожденности, первого года жизни, кризиса трех лет, кризиса семи лет), подростковый кризис родители не могут непрерывно наблюдать и контролировать. Если малыш трех лет устраивает истерики, то всегда при родителях, подросток либо выскажет свое негодование и уединиться, либо замкнется в себе насколько, что может даже не здороваться с родителями.

Нередко трудные подростки мечтают сбежать из дома и предпринимают попытки побега. Еще более тяжелая ситуация складывается когда у ребенка есть суицидальные мысли и намерения, о которых никто не знает. Чтобы подростковый кризис не превратился в трагедию, родители должны знать об его особенностях.

К наиболее частым проявлениям кризиса подросткового возраста относится:

Хотя вопрос о неизбежности кризиса является дискуссионным, все же многие психологи именно этот кризис считают главным в жизни человека и отмечают, что для развития личности намного лучше чтобы этот кризис проявился во всей своей красе: лучше когда ребенок бунтует, чем когда он остается тихим и послушным, как в детстве.

Так как не все подростки с наступлением переходного периода превращаются в бунтарей, принято различать два возможных пути развития подросткового кризиса, две его формы :

  1. Кризис независимости . Эту «бунтарскую линию» поведения характеризуют: своеволие, упрямство, грубость, агрессивность, негативизм, строптивость, лживость, пренебрежение правилами, обесценивание авторитета родителей, эгоизм, собственничество.

Кризис независимости имеет три стадии :

  • Предкритическая. Подросток начинает отстаивать свою свободу, но несмело и осторожно.
  • Кульминационная. Стадия острого конфликта. Подросток действует не задумываясь, непредсказуемо и отчаянно. Не понимает, что своим поведением и словами ранит родителей, может нанести значительный вред и самому себе. Это время когда человек «набивает шишки» и учиться на собственных ошибках.
  • Посткритическая. У подростка складываются новые принципы, ценности, мировоззрение. Отношения к родителям и стиль общения изменяются.
  1. Кризис зависимости . Это «спокойная линия», которая нравится и устраивает родителей, но является менее продуктивной в плане развития личности подростка. Наблюдаются: примерное послушание, возврат к детским моделям поведения, интересам, играм, «детское» мышление (чрезмерное фантазирование, абстрактность, алогичность), несамостоятельность, страхи, связанные с обществом, конформизм, стремление быть «как все», неуверенность в себе, тревожность.

Зависимый от родителей подросток рискует так и не научиться быть взрослым, самостоятельно принимать решения, отвечать за свои слова и поступки, формировать личное мнение, адаптироваться к жизни в обществе, справляться с трудностями, быть активным, инициативным, целеустремленным, а значит, успешным и счастливым.

Как общаться с подростком

Нужно понимать, что для подростка не столь важна возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью, как признание за ним этого права родителями. Именно поэтому подростки бунтуют, когда обнаруживают несовпадение их прав с правами родителей.

Если подросток, к примеру, сомневается идти или не идти на вечеринку, то, получив от родителей строгий запрет на поход туда, он скорее примет решение «на зло», чем решит остаться дома. Подросток думает: «Почему я не могу принять решение сам, как это делают родители? Кто дал им право мною командовать?! Ведь они не спрашивают моего разрешения, когда куда-то отправляются!».

Подросток требует равенства со взрослыми, но при это продолжает нуждаться в их помощи, защите, любви. Сами юноши и девушки не осознают этого и не способны сами себе помочь.

Родителям подростка лучше придерживаться такой линии поведения :

  • рассказать об особенностях подросткового возраста,
  • уделить время беседе о сексе, интимной стороне жизни,
  • интересоваться жизнью подростка, но не навязчиво, без расспросов и допросов,
  • снизить контроль,
  • не прибегать к запретам, ультиматумам, шантажу и другим формам управления и манипуляции,
  • не давать навязчивых советов,
  • предоставить личное время и пространство,
  • конфликты разрешать путем обсуждения во время беседы,
  • не отвечать агрессией на агрессию,
  • спокойно реагировать на обидные слова, прощать их,
  • предоставлять самостоятельность в рамках разумного,
  • относиться к ребенку как к взрослому, не унижать его,
  • доверять, верить в него,
  • не акцентировать внимание на недостатках внешности, напротив, лучше делать комплименты,
  • не отвергать и не говорить слишком резко и негативно о друзьях подростка,
  • обращаться за советом, спрашивать мнение по поводу того, что касается быта, финансов и других семейных вопросов,
  • привлекать к обсуждению семейных проблем,
  • приходить на помощь когда подросток об этом просит,
  • показывать без слов, что в случае необходимости, готовы его выслушать и поддержать,
  • не отгораживаться и не игнорировать,
  • быть терпеливыми!

Если подростковый кризис идет по линии зависимости , родителям придется самим «отделять» подростка от себя, отучать от старых форм поведения, способствовать повышению самоконтроля и уверенности в себе, стимулировать самостоятельность и независимость.

Родителям нужно постараться быть не авторитарными, а авторитетными для своего ребенка. С детско-родительского типа отношений нужно перейти на дружбу , иначе возникнет вражда. Чтобы ребенок доверял и был открыт к общению, нужно ослабить контроль и давление и общаться с ним как со взрослым человеком.

Кризис подросткового возраста может войти в очень тяжелую стадию, когда ребенок связывается с плохой компаниям, начинает патологически врать, воровать, употреблять алкоголь, предпринимает попытки побега из дома или суицид и прочее. В таких случаях, нужно не задумываясь обращаться за помощью к психологу.

Кризис подросткового возраста, действительно, самый сложный кризис, но он является закономерным и необходимым этапом развития. Не стоит его бояться!

В помощь родителям, чьи дети переживают подростковый кризис, психологическая литература:

  1. Вадим Руденко “Переходный возраст. Разруливаем ситуации”
  2. Анна Зубова “Мама подростка. Как пережить переходный возраст”
  3. Александра Ходосова “Переходный возраст”
  4. Наталия Дмитриева “Кризисы детского возраста. Воспитание подростков”
  5. Татьяна Авдулова “Психология подросткового возраста”
  6. Мира Киршенбаум, Чарльз Фостер “Учитесь общаться с подростком. Новый взгляд на ваши отношения с детьми. Конец конфликтам!”
  7. Юлия Лемеш “Общаться с подростком. Как?”
  8. А. Пономаренко “Как наладить отношения с подростком. 100 практических советов”
  9. Адель Фабер, Элейн Мазлиш “Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили”
  10. Евгений Кащенко, Анна Котенева “Как говорить с детьми о сексе. Книга для родителей о том, что волнует подростка”

По какой линии развивается кризис подросткового возраста у вашего ребенка (или развивался у Вас лично)?

Самая большая трудность подросткового возраста – это одновременная очень мощная перестройка организма и психики ребенка. Качество взрослой жизни во многом определяется тем, насколько успешно человек прошел через подростковый кризис.

Подростковым возрастом принято называть период от 10-11 до 15-16 лет. Его называют переходным, так как в это время ребенок переходит от детской модели поведения к взрослой. Происходит изменение самооценки, восприятия себя в социуме. Появляется способность воспринимать окружающее критически, анализировать и делать собственные выводы, сознательно присваивать предлагаемые социумом те или иные моральные ценности.

Кроме того, в этот период подросток переживает серьезнейшие физиологические изменения.

Возрастные особенности подростков

  • Скрытые от глаза физиологические процессы вызывают чувство тревоги, дискомфорта, постоянного напряжения и эмоциональной усталости
  • Психологические изменения в свою очередь приводят к эмоциональному дисбалансу, внутренним и внешним конфликтам, решение которых требует энергии внутренней силы
  • К описанным проблемам подростка добавляется значительное повышение учебной нагрузки в старших классах, усиление давления со стороны родителей.
  • Все это создает у подростка чувство растерянности: старые ориентиры утрачены, новые еще не обретены
  • Естественные процессы взросления вызывают ощущения катастрофы и утраты себя в окружающем мире
  • Социальные навыки подростка еще не сформированы, личный жизненный опыт слишком мал, чтобы самостоятельно находить решения в сложных ситуациях.
  • Постоянная внутренняя дисгармония приводит к повышенной конфликтности и агрессии, что только усиливает негативное восприятие ситуации
  • В результате подросток замыкается, уходит в себя, обрастает ненужными комплексами, вместо решения проблем ищет легкие способы бегства от них
  • В худшем случае подростковые проблемы могут сломать человека как личность



Первые признаки переходного возраста

Внешне начало переходного возраста проявляется в следующем:

  • Ребенок начинает быстро расти, прибавка к росту больше 10-15 см в год
  • Развиваются вторичные половые признаки
  • Появляются подростковые угри и высыпания на коже
  • Ребенок становится чересчур ранимым, обижается на вещи, которых раньше не замечал
  • Стесняется проявлений родительской ласки на людях
  • Спорит и грубит чаще, чем обычно

Физиологические проблемы подросткового возраста.

  • Происходит серьезная перестройка эндокринной системы. Тело подростка в переходный период развивается неравномерно и непропорционально. К моменту окончания полового созревания диспропорции в большинстве случае исчезают
  • Центральная нервная система претерпевает значительные изменения, следствием которых является чрезмерная эмоциональная возбудимость подростков. Процессы, происходящие в коре головного мозга, провоцируют повышенную реакцию нервных окончаний и одновременно снижают реакцию торможения


  • В переходном возрасте происходит окончательное формирование жировых тканей и клетчатки, костей и мышечной ткани. Тело принимает законченные формы. В этот период особенно важно правильное здоровое питание и обмен веществ
  • В области желудочно-кишечного тракта в подростковом возрасте часто возникают проблемы, так как пищеварительная система очень чувствительна к физическим нагрузкам и эмоциональным перепадам
  • Физиологические изменения сердечно-сосудистой системы и органов дыхания приводят к возникновению расстройств в области сердца, легких, частой слабости, головокружениям и обморокам. Очень важно подобрать для ребенка правильный режим сна и отдыха, а также внимательно отнестись к определению допустимых нагрузок на организм



Основные особенности переходного возраста у девочек

  • Тело постепенно приобретают формы, характерные для женской фигуры: круглые бедра, выпуклые ягодицы, нижняя часть тела становится шире, чем верхняя
  • Происходит рост молочных желез, часто процесс сопровождается болезненными ощущениями и чувством дискомфорта. Грудь может расти неравномерно, молочные железы могут отличаться по размеру одна от другой, но к завершению полового созревания разница практически исчезает
  • В подростковом периоде у девочек начинают расти волосы в области лобка и подмышек, одновременно с этим сальные железы начинают работать интенсивнее, запах тела становится резче. В этом возрасте необходимо пересмотреть вопросы гигиены и выработать индивидуальный режим ухода за телом
  • Завершается формирование половых органов. Часто в этот период возможны нарушения микрофлоры и связанные с этим осложнения (раздражения, грибковые инфекции). Необходимо приучить девочку внимательно относиться к здоровью в области гинекологии и правильно ухаживать за этой частью тела



Основные особенности переходного возраста у мальчиков

  • В подростковом возрасте у мальчиков начинается интенсивный рост костей, а затем и мышечной такни, причем кости обычно растут быстрее, чем мышцы. Отсюда частая излишняя худоба у подростков-мальчиков. Иногда такое отставание мышечной ткани может вызвать болезненные ощущения и временное недомогание
  • Подростковая ломка голоса – это рост гортани, в процессе которого у мальчика появляется «адамово» яблоко, а голос понижается на несколько тонов до характерного взрослым мужчинам тембра. В этот период мальчики подвержены частым осложнениям и болезням горла, так как при росте гортани происходит довольно сильный приток крови в эту область
  • Очень тонкий и деликатный вопрос полового созревания мальчиков – это поллюции (непроизвольное, обычно ночное, семяизвержение, связанное с чрезмерным сексуальным возбуждением)
  • Изменения на лице, вызванные гормональной перестройкой: черты лица становятся более резкими и мужскими, уходит детская округлость. На лице и шее появляется растительность. Юношеские угри у мальчиков обычно выражены сильнее, чем у девочек
  • Рост волос на груди, в подмышках, в паху, изменение запаха пота. Важно приучить мальчика к ежедневной гигиене и использованию косметических средств по уходу за телом (дезодоранты, лосьоны, крема)



Перестройка гормонов. Что делать с проблемной кожей?

Угревая сыпь на лице в подростковом возрасте практически неизбежна из-за глобальной гормональной перестройки организма. Поскольку подростки очень чувствительны к своему внешнему виду и оценке своей внешности в глазах окружающих, прыщи на лице являются не только физиологической, но и психологической проблемой.

При половом созревании сальные железы ребенка начинают работать в усиленном режиме. Выделяемый ими жир создает идеальные условия для развития патогенной флоры на коже, что приводит к закупорке пор и развитию гнойничковых поражений.

При правильном ежедневном уходе можно значительно снизить уровень бактерий в порах и предотвратить излишнее количество угрей на лице.

Что необходимо учесть при лечении угревой сыпи у подростков:

  • Подростковая кожа очень чувствительна и подвержена раздражению, поэтому следует выбирать препараты деликатного действия, разработанные специально для подростков
  • «Взрослые» средства могут привести к серьезному раздражению и аллергическим высыпаниям, что только усугубит физический и психологический дискомфорт ребенка
  • Лучше подойдут средства на основе натуральных компонентов, можно при умывании протирать лицо отварами лечебных трав, обладающих антисептическим действием
  • Не используйте спиртосодержащие препараты, так как спирт пересушивает кожу, что в свою очередь вызывает еще более активную работу сальных желез и выделение жира
  • Угревая сыпь может усиливаться из-за неправильной работы пищеварения, поэтому важно придерживаться здорового и сбалансированного питания
  • Важно помнить, что чистой должна быть не только кожа, но и полотенце, постельное и нижнее белье. Приучите ребенка не прикасаться к лицу без особой необходимости, чаще мыть руки и пользоваться чистыми носовыми платками
  • Подростковая кожа подвержена загрязнениям больше, чем взрослая, поэтому необходимо умывать лицо несколько раз в сутки, как минимум утром и вечером



Социальные проблемы подросткового возраста. Адаптация в социуме

Главной мотивацией ребенка в социуме в подростковом возрасте становится обретение уважения в глазах окружающих, особенно сверстников. Мнение одноклассников начинает превалировать над мнением родителей и учителей. Подростки очень чувствительны к малейшему изменению своего положения в кругу ровесников.

Отсюда часты внезапные поступки, нехарактерные для ребенка, призванные продемонстрировать сверстникам его исключительность и неординарность: хулиганские выходки, необдуманный риск, экстравагантные детали внешности.
Замечено, что вес ребенка в глаза подростка напрямую зависит от его эмоционального благополучия и микроклимата в семье.



Психологические проблемы подросткового возраста

Главные задачи личностного роста, которые ребенок решает для себя в подростковом возрасте:

  • Умение анализировать, сравнивать, делать собственные выводы
    Самостоятельное принятие решений на основе сделанных выводов
    Осознание личной ответственности за свои решения и поступки
    Осознание себя как отдельной личности и субъекта социума
    Его статус и положение в социуме

Важный аспект для подростка – уважение себя как личности. Научившись воспринимать мир критически, дети начинают видеть в себе слишком много недостатков, особенно в сравнении с другими сверстниками. Также болезненно они воспринимают любой намек на неуважение извне.

Часто подавленное состояние подростка либо повышенная агрессивность вызваны именно дисбалансом между внутренней потребностью ребенка в уважении и его недостаточным проявлением со стороны родителей и сверстников.



Проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте

  • В плане межличностных отношений в подростковом возрасте происходит снижение значимости взрослых и высокая зависимость от мнения сверстников. То есть подросток из позиции подчиненного переходит в позицию равного по значению
  • Если в отношениях взрослый-ребенок присутствует серьезная дистанция и субординация, то в отношениях ребенок-ребенок подросток в полной мере может реализовать свои главные для этого возраста потребности: чувствовать себя взрослым и обрести уважение в глазах окружающих
  • Главными же проблемами межличностного общения подростка являются неготовность взрослых согласиться со снижением собственной значимости в глазах ребенка, и неумение подростка формировать гармоничные отношения, основанные на равноправии, поскольку навык общения в детском возрасте был основан на подчинении взрослым и выполнении их требований
  • Частые конфликты подростков друг с другом вызваны именно попытками выстраивать новые отношения на основе старых навыков. В раннем подростковом возрасте ребенок не разборчив в друзьях, его интересует общение как таковое и наработка необходимого опыта
  • К старшему подростковому возрасту, дети, как правило, уже определяются с выбором постоянных друзей по интересам, четко определяют свою роль в их компании и имеют достаточные навыки для поддержания ровных отношений на протяжении длительного времени



Проблемы обучения в подростковом возрасте. Как помочь ребенку справиться с учебой?

У большинства подростков помимо всех вышеперечисленных сложностей возникает еще одна – потеря интереса к учебе. У каждого ребенка причина может быть своя, объединяет их одно: подростковый возраст переполнен эмоциональными и физиологическими переживаниями, что неизбежно сказывается на всех аспектах жизни ребенка.

Возможные причины ухудшения успеваемости

  • В раннем подростковом возрасте ребенок переходит в среднюю школу, где организация учебной деятельности существенно отличается от начальной. Вместо одного педагога появляется много, каждый со своими требованиями и установками. Способы подачи материала становятся более академичными, акцент смещается в сторону теории и сложных понятийных конструкций. Ребенку необходима помощь родителей в том, чтобы своевременно и правильно адаптироваться в новых условиях
  • В старшей школе к сложности материала добавляются повышенные требования родителей к качеству оценок и уровню знаний, поскольку стоит вопрос о поступлении в профессиональные учебные заведения. Возрастает давление со стороны педагогов, заинтересованных в качестве сдачи ЕГЭ. Сам подросток переживает естественные страхи по поводу предстоящих экзаменов и поступления в вуз
  • Все это приводит к серьезной психологической нагрузке, которая может сказаться на качестве успеваемости. Помогите ребенку равномерно распределить нагрузку в течение рабочей недели, правильно чередовать режим отдыха и работы. Постарайтесь не нагнетать обстановку, подбодрите ребенка, помогите ему обрести чувство уверенности в себе и своих сила.
  • Конфликты с педагогами и отсутствие мотивации. Подростки очень чувствительны к критике в свой адрес, особенно к публичным ее проявлениям. Самая естественная реакция подростка – агрессия, что только усугубляет конфликт. Неуспеваемость по отдельным предметам может быть связана с негативными взаимоотношениями педагога и ребенка. Попробуйте выяснить причины конфликта и помочь ребенку выстроить контакт
  • Личные проблемы. Для подростка взаимоотношения со сверстниками гораздо важнее успеваемости. На текущий момент это его самая болевая точка. Если подросток не адаптирован в коллективе, испытывает трудности в общении, это может быть причиной общей апатии, в том числе в отношении учебы. Очень важно не отмахиваться от проблем подростка, какой бы несущественной она вам ни казалась
  • Признайте ее значимость, постарайтесь вызвать ребенка на откровенный разговор и оказать ему реальную помощь, иначе в следующий раз он вряд ли поделится проблемой. Помните, что для подростка важна самостоятельность, поэтому не пытайтесь решить его проблемы силой, не читайте нотаций его одноклассникам. Помогите подростку найти достойный выход из ситуации или поменять коллектив



Проблема конфликта в подростковом возрасте

В подростковом возрасте особенности развития психики и организма складываются так, что ребенок переживает одновременно несколько серьезных внутренних конфликтов.

  • Желание быть взрослым – отрицание ценностей окружающих взрослых
  • Ощущение себя центром вселенной – самокритика и неприятие себя как личности
  • Желание быть «как все» — глубокая потребность заявить о своей индивидуальности и исключительности
  • Половое созревание – страх и неприятие перемен, происходящих в организме
  • Влечение к противоположному полу – неумение выстраивать отношения

Подростку трудно справиться с таким наплывом эмоций, переживаний и физических ощущений, в этот период. Внутренние конфликты неизбежно находят отражение во внешней жизни.



Отношения с родителями и близкими подростка. Как себя вести старшему поколению и чего ждать?

  • В подростковом возрасте ребенок выходит из-под опеки родителей. Если в детстве он воспринимал родительские оценки и требования как правильные по определению, в подростковом возрасте ребенок начинает оценивать происходящее вокруг с точки зрения своего личного восприятия. Он осознает, что у него есть свои собственные предпочтения, симпатии и стремления, которые не всегда совпадают с мнением взрослых
  • В отношении родителей подросток в этот период стремится дистанцироваться от их опеки и покровительства, продемонстрировать свою взрослость и самостоятельность. Однако это не значит, что подросток готов отказаться от общения с родителями в целом. Просто его общение в этот период выходит на качественно новый уровень
  • Часто родителям кажется, что ребенок проявляет беспричинную агрессию и упрямство, и единственное, что им движет – сделать все назло. Но недопонимание скорее вызвано неумением ребенка в силу возраста выразить свои подлинные эмоции, и нежеланием родителей его понять. В итоге у ребенка возникает чувство одиночества, замкнутость
  • Важно понимать, что от конфликтов ребенок эмоционально страдает не меньше, чем родители. Но, не имея достаточного опыта взрослых отношений, подросток не в состоянии понять причину взаимного недовольства, не знает, что предпринять, чтобы разрешить конфликт

Также необходимо понимать, что гормональная революция подросткового организма вызывает неуправляемые всплески эмоций, которые ребенок физически не способен контролировать.



Личность подростка в период переходного возраста. Новые увлечения и взгляды на мир

Психологи разделяют подростковый период на две фазы: негативную и позитивную.

  • Негативная фаза – это отмирание старой системы ценностей и интересов, активное неприятие происходящих внутри перемен. Ребенок чувствует, что происходят изменения, но психологически к ним еще не готов, отсюда его раздражительность, апатия, постоянное беспокойство и недовольство
  • В позитивной фазе подросток готов принять и осознать происходящие перемены. У него появляются новые друзья, интересы, он способен к коммуникациям на новом качественном уровне, возникает чувство зрелости, эмоции становятся более устойчивыми

Именно в период позитивной фазы у подростка появляются устойчивые увлечения, ярко проявляются творческие таланты. Если в 10-12 лет подростки выбирают друзей по территориальному принципу (вместе учатся, рядом живут), то в старшем подростковом возрасте круг знакомых формируется на базе общих интересов и увлечений.



Когнитивное развитие подростка

Когнитивным развитием называется развитие познавательных навыков.

  • В подростковом возрасте ребенок способен усваивать абстрактные понятия, анализировать гипотезы, строить собственные предположения, обоснованно критиковать чужую точку зрения. Подросток открывает для себя логический способ изучения предметов, в дополнение к механической памяти, которой пользуются дети дошкольного и младшего школьного возраста
  • При механическом запоминании воспроизведение материала происходит в той последовательности, в которой оно было заучено: дословный пересказ текста, строго последовательное выполнение физических действий
  • Логическая память делает акцент не на форме, а на сути изучаемого предмета. Изучаемый предмет анализируется, вычленяются наиболее важные моменты, устанавливается их логическая взаимосвязь, после чего изученный материал закладывается в память
  • В раннем подростковом возрасте ребенку трудно понять, в каких случаях использовать те или иные полученные навыки. Часть школьных предметов хорошо поддается логическому способу заучивания, некоторые предметы можно изучить только при помощи механической памяти (иностранные языки, сложные формулы и определения). В возрасте 10-12 лет дети часто жалуются на ухудшение памяти и неспособность понять тот или иной материал

К старшему подростковому возрасту ребенок обычно свободно владеет приобретенными навыками и их использование не вызывает у него затруднений.



Конфликт поколений: разрешать или не разрешать?

Конфликты, возникающие у родителей с подростком, могут иметь самые разные причины, но если не пытаться управлять конфликтом, любая незначительная мелочь может привести к очень серьезным последствиям для обеих сторон. Что делать, если возник конфликт?

  1. Первый шаг – необходимо выслушать аргументы и доводы обеих сторон. Подростки не воспринимают категорических запретов, им важно понимать, что стоит за вашим «нет». Дайте ребенку возможность высказать свою точку зрения. Во-первых, он научится формулировать объяснения своим поступкам (он не всегда их понимает сам), во-вторых, вы дадите ему понять, что считаете его взрослым и уважаете его мнение. Это существенно снимет накал страстей
  2. После того, как вы взвешенно и уважительно выслушали позицию ребенка и высказали свои аргументы, постарайтесь найти общий компромисс. Обозначьте подростку границы, в которых вы готовы уступить, предложите ему отказаться от части требований. Так вы научите ребенка находить золотую середину в конфликтах с другими людьми
  3. Если вы нашли устраивающее обе стороны решение, не пытайтесь его пересмотреть под воздействием внешних обстоятельств. Будьте логичны и последовательны в своем желании говорить с ребенком с позиции взаимоуважения



Как выстроить отношения с ребенком, чтобы не навредить ему?

Родительская семья является первой и важнейшей в жизни ребенка моделью взаимоотношений между людьми.

Возможные перекосы и дисгармония в семейных отношениях наиболее остро проявляются именно в подростковом возрасте ребенка. Несколько примеров негармоничного поведения родителей и их последствия для подростка.

Недостаток внимания к подростку, его проблемам и интересам, отсутствие общения и привязанности между родителями и детьми Асоциальное поведение подростка: побеги из дома, демонстративное «ничегонеделание», эпатажные выходки и эмоциональные провокации
Чрезмерное внимание к ребенку, большое количество запретов и ограничений, отсутствие личного пространства и поля для принятия самостоятельных решений Инфантильность, неумение дать сдачи, отстоять свою территорию; протесты по отношению к родителям по защите собственного «Я»
Поощрение малейших прихотей и желаний, отсутствие требований и границ, чрезмерная любовь и обожание Неадекватная оценка себя по отношению к окружающим, чрезмерное самомнение, потребность в постоянном внимании к собственной персоне
Диктаторский, спартанский стиль воспитания, завышенные требования, отсутствие похвалы, чрезмерно жесткий стиль общения, невнимание к желаниям и интересам ребенка Либо замкнутость, уход в себя и собственный мир, отстраненность от социума, либо опускание «во все тяжкие» и демонстративное нарушение всех запретов и ограничений, установленных родителями
Завышенные требования, несоответствующие возрасту обязанности и роли в семье: выполнение родительских функций по отношению к младшим детям, возложенное на ребенка «взрослое» чувство долга и ответственности по отношению к семье, непризнание его детства как такового Затяжные депрессивные состояния, бесконтрольная агрессия, вспышки гнева по отношению к объекту ответственности



Как помочь ребенку принять себя как личность?

  • Излишняя критичность, с которой подросток анализирует ми и окружающих, в полной мере относится и к нему самому
  • Все подростки в той или иной степени недовольны собой, своей внешностью, своими достижениями и успехами в среде сверстников. Девочки подвержены низкой самооценке сильнее, чем мальчики
  • Помогите подростку увидеть свои сильные стороны, понять, в чем он привлекателен и уникален. Отмечайте его реальные успехи, постарайтесь поднять его самооценку в собственных глазах
  • Подростки испытывают очень большую потребность в общении со сверстниками. Стать своим, быть полноправным членом социальной группы, компании друзей – главная мечта любого подростка
  • Помогите ребенку выстроить отношения в коллективе. Найдите время для разговора «по душам»; расскажите ребенку о вашем подростковом возрасте, о вашем опыте первой любви, дружбы, первых ссор и ошибок. Анализируя ваши рассказы подростку будет легче принять решение в отношении собственных проблем
  • В поисках собственного «Я» подросток может начать вести себя эпатажно, одеваться в странные одежды, слушать непривычную музыку и так далее. Если поведение ребенка не несет угрозы себе и окружающим, позвольте ему «перебеситься»
  • Не высмеивайте его новые увлечения, не запрещайте самовыражаться. Дайте понять, что он по-прежнему ценен и любим независимо от его внешности
  • Позвольте подростку совершать ошибки. Это отнюдь не означает отсутствие родительского контроля. Наоборот, разрешите ребенку сделать по-своему, но предупредите о возможных, на ваш взгляд, последствиях
  • Уроки из собственного опыта усваиваются гораздо лучше, чем родительские наставления. Конечно, такие эксперименты уместны в тех вопросах, где ошибка ребенка не приведет к критическим последствиям

Видео: Проблемы подростка в переходном возрасте

(6 голосов : 4,2 из 5 )

для любого ребенка является очень важным периодом в жизни. Не становятся исключением и мальчики. В это время в организме подростка начинаются процессы, свидетельствующие о скачке в развитии. Природа запускает этот механизм в 9-14 лет. Период также называется пубертатным, в принципе, это начало полового созревания. Но мальчики переносят это не совсем так, как в подростковом возрасте. Мальчики развиваются на пару лет позже. Девочки 13 лет вполне сформированы, в отличие от мальчиков, которые в этом возрасте имеют еще детскую внешность.

Физиологические изменения

В переходном возрасте организм мальчика начинает бурно перестраиваться. У него начинается рост костей, мышечной массы, расширяются плечи. С 10 лет половой орган и размер яичек начинает увеличиваться, на лобке активизируется рост волос. Развитие вторичных половых признаков сопровождается обостренностью чувств и повышенной возбудимостью. У мальчиков просыпается первое сексуальное проявление по отношению к противоположному полу.

В возрасте 14 лет мальчик замечает у себя изменения в голосе – он становится грубее, иногда появляются звуковые перепады, которые образуются из-за развития хрящей в горле и увеличения голосовых связок. Голос формируется окончательно по прошествии двух лет после начала полового созревания. Приблизительно в 15 подросток достигает репродуктивного возраста, но это не значит, что переходный возраст завершен.

В настоящего мужчину мальчик превратится не раньше 23 лет.

С 14 до 16 лет у мальчиков наступают поллюции, то есть семяизвержение во сне. Организм устроен так, что каждое явление неслучайно. Оно естественно для периода полового созревания, поэтому пугаться или удивляться не стоит. Примечательно, что мальчики в переходном возрасте страдают от лишнего веса гораздо реже девочек. Исключением становится только полнота, спровоцированная нарушением обмена веществ или наследственными факторами.

Переходный возраст часто сопровождается таким неприятным признаком, как угревая сыпь. Ее появление связано с избыточным выделением гормонов, поэтому с окончанием полового созревания уходит обычно и эта проблема. Однако в пубертатный период угри нередко становятся причиной появления множества комплексов и психологических проблем.

Психологические проблемы

Переходный возраст у мальчиков обязательно сопровождается изменениями в характере и поведении. Оказывается, собственный внешний вид тревожит мальчиков ничуть не меньше, чем девочек. Они прилагают усилия и стараются более тщательно следить за собой, агрессивно относятся к критике по поводу созданного образа.

Недовольство всем – это закономерное проявление переходного возраста, оно вызывает стыдливость, замкнутость и неуверенность в себе.

В процессе переходного периода характер и поведение мальчика иногда меняется кардинально. Причиной могут быть и физиологические факторы: усиленное потоотделение, возникающая неожиданно угревая сыпь, постоянно жирные волосы. А ведь в это время мальчик хочет нравиться девушкам, у него просыпается интерес!

В результате недовольства собой часто возникает повышенная нервозность и внезапная агрессия. Переходный возраст сигнализирует о себе грубостью по отношению к родителям, старшим людям, учителям. Вспышка эмоций – это особенность возрастного этапа, ее причина кроется в бурной перестройке организма. Гормоны, отвечающие за половое созревание организма ребенка, называются андрогенами.

В период переходного возраста мальчик начинает позиционировать себя как взрослый мужчина. Он хочет доказать окружающим, что способен решать собственные проблемы самостоятельно. Считая себя взрослым, подросток в переходном возрасте нередко совершают «подвиги» под влиянием эмоций, не отдавая себе отчет в возможных последствиях.

Выход у взрослых один – необходимо мягко помочь подростку сориентироваться в ситуации, дать ненавязчивый, но толковый совет, подсказать, как справиться с проблемой.

Комплексы

В переходном возрасте начинается период подростково-юношеской гиперсексуальности. По сравнению со следующим периодом жизни, это время повышенного внимания и влечения к сексу. Именно этот период становится для родителей одним из самых тревожных, так как акселерация полового созревания часто сопряжена с некоторыми нарушениями в сексуальном поведении. Чаще всего, беспокойство доставляют родителям занятия онанизмом у мальчиков-подростков.

Кроме этого, переходный возраст часто характеризуется сексуальным вниманием к лицам того же пола. Причина кроется в неосознанном половом влечении в период бурного развития растущего организма. В случае, если однополое влечение или занятия онанизмом носят устойчивый характер, родителям необходимо настоять на патопсихологической диагностике у практикующего психолога, так как это сигнализирует о начале психического заболевания.

Как правильно вести себя родителям? Неокрепшая психика подростков, чаще всего, сама страдает от подобных желаний, мальчики чувствуют себя извращенцами. Иногда подросток даст понять об этом в завуалированной форме. Важно вовремя прочитать сигнал и обратить на него внимание. Открытое обсуждение этой темы нежелательно, но ребенок должен почувствовать, что родители на его стороне и эти переживания напрасны, скоро все станет на свои места.

Ни в коем случае от дорогих и близких людей не должны исходить флюиды унижения и презрения.

Актуальна в переходном возрасте и тема суицида. В последнее время резко увеличилось число случаев в среде детей и подростков. К сожалению, суицидальное поведение в последнее время стало не только следствием стрессов и включением защитных механизмов, но и данью моде, подражанию более значимым сверстникам. Мотивом может стать множество факторов: средство избежать одиночества, месть родителям, оскорбление и унижение ребенка, непонимание и невнимание. Особняком стоят наркомания, физическое насилие, как ни странно, успеваемость в школе. Дети, склонные к суициду, чувствуют себя нелюбимыми и обделенными, они тревожны и неуравновешенны, лишены веры в свои силы.

Родителям необходимо обеспокоиться, если у ребенка мало друзей, поведение вдруг резко изменилось, депрессивное состояние наблюдается в течение нескольких дней, ребенка часто преследуют неудачи. Как действовать в таких случаях?

  • Максимально исключить критику по отношению к подростку;
  • Разрешить ребенку выражать негативные чувства;
  • Вызывать подростка на разговор и не прерывать его, пока он не выскажется;
  • Дать ребенку понять о серьезном отношении к его проблемам;
  • Подчеркивать временный характер проблемы, предлагать свою помощь.

Если суицидальные наклонности подростка перекликаются с его чертами характера, то лучше обратиться к психиатру, ведь чисто воспитательные и психотерапевтические воздействия могут оказаться не совсем действенными и достаточными. В качестве профилактики суицида может быть обращение к жизнеутверждающим источникам культуры.

Родителям очень важно найти подход к подростку и сохранить доверительные отношения. Нужно помнить, что переходный возраст труден тем, что понимание жизни уже становится взрослым, а возможностей для реализации себя практически нет. В то же время присутствует высокий уровень эмоциональной чувствительности. Переходный возраст – это очень противоречивое время, пережить которое сложно всем, родителям и их детям.

Как же добиться доверительных отношений? Доверие – это отношение между двумя сторонами. Родителям, которые переживают из-за замкнутости подростка, сначала следует ответить на вопрос: доверяют ли они сами своему ребенку? Загонять в угол допросами не нужно, лучше начать рассказ о своей жизни, постепенно и сын раскроется.

Конфликтная обстановка в домашних стенах, однозначно, гонит подростка на улицу. А переходный возраст требует, чтобы с мальчиком общались на равных, ведь он уже чувствует себя мужчиной. Если рассказывать о себе, не нужно создавать идеальный образ, лучше вспомнить о своих ошибках и неудачах, порассуждать, как нужно было сделать правильно. Нравоучения лишь отталкивают подростка, ему кажется, что он не соответствует ожиданиям, а потому идет туда, где его воспринимают на равных. Чаще всего, это улица.

Родителям нужно стараться держать мальчика-подростка и его друзей поближе к дому. Особенно важно не показывать, что его приятели не слишком нравятся – в переходном возрасте это чаще всего вызывает у ребенка неконтролируемую агрессию. Отношения налаживаются, когда родители отталкиваются от интересов ребенка – слушают его любимую музыку, интересуются, что его занимает в интернете. Важно быть в курсе и не пытаться при этом навязывать свое мнение, в переходном возрасте это безрезультатно, а вот навредить может. Тонкая ниточка доверия может быть надорвана надолго.

Терпимость и поддержка – вот что нужно мальчику в переходном возрасте.

Помощь психолога

Иногда не каждые родители могут спокойно пережить переходный возраст ребенка. Многим не хватает выдержки, знаний, а зачастую, просто времени, чтобы помочь своему мальчику советом и личным примером. Идеальным выходом из этой ситуации будет обращение к психологу. Он окажет профессиональную помощь не только подростку, но и его родителям, вернет доверительные отношения. Однозначно, следует идти к психологу, если мальчик-подросток:

  • Замкнулся в себе;
  • Жалуется на постоянную усталость, отказывается от еды;
  • Регулярно требует, а не просит деньги;
  • Грубит всем членам семьи, одноклассникам и учителям;
  • Часто проявляет агрессию, равнодушен ко всему живому.

В этих случаях обращение к специалисту должно быть незамедлительным. Усугублять ситуацию просто опасно, необходимо установить контакт, но сделать это самостоятельно вряд ли получится. Хочется, чтобы переходный период в возрасте ребенка прошел незаметно и безболезненно, а потому нужно чаще вспоминать себя в этом возрасте и ставить себя на место своего мальчика. Этот период был у каждого, только проживал каждый его по-разному.

Лучшие статьи по теме