Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Гадания
  • Карл фаберже - биография, информация, личная жизнь. Известный российский ювелир Карл Фаберже: биография, творчество, память. Яйца Фаберже

Карл фаберже - биография, информация, личная жизнь. Известный российский ювелир Карл Фаберже: биография, творчество, память. Яйца Фаберже

(на английском и немецком языках).

Поставщик Высочайшего двора
(о творчестве К.Г. Фаберже (1846-1920 гг.)

Петер Карл Фаберже

Его художественный талант современники сравнивали с гением Челлини. Его организаторский дар вызывал изумление не меньшее, чем размах деятельности знаменитого антрепренера "Парижских сезонов" Дягилева. За конструкторские находки и техническую виртуозность величали "Левшой Петербурга", а за неподражаемый стиль - "певцом изящных грез". Сам же Карл Фаберже именовал себя достаточно скромно и с достоинством - "Поставщик Высочайшего двора", хотя кроме российских императоров его постоянными заказчиками были все монархи и знатные семейства Европы. И даже король Сиама, чья коллекция ювелирных украшений считалась богатейшей в мире, однажды увидев изделия фирмы "Фаберже", стал ее "пожизненным" клиентом и восторженным почитателем.

Прошло более 80 лет со дня смерти великого ювелира-художника, но интерес к его творчеству не только не угасает, но, похоже, перерастает в настоящий бум. Может быть потому, что с закрытием фирмы, многие произведения осели в частных коллекциях и недоступны широкой публике, а может быть потому, что остались неразгаданными некоторые секреты мастерства мэтра, но ни один ювелир за всю историю не удостаивался такого количества написанной о нем литературы, такого беспредельного восхищения как несравненный Фаберже.

История Успеха



Основателем фирмы был отец Карла - Густав Фаберже, открывший в 1842-м году на Большой Морской в Петербурге маленькую ювелирную мастерскую. Все надежды на процветание Густав связывает со своим старшим сыном Карлом, в котором рано обнаружились художественные способности. Связав себя долговременными обязательствами, отец отправляет юношу учиться в знаменитые ювелирные мастерские Флоренции, Парижа и Саксонии. Расчет оказался верным: восприимчивый от природы Карл не только быстро постигает основы мастерства, но и точно улавливает новые веяния в искусстве конца ХIХ века. Пока ведущие ювелиры Европы отдавали дань вкусам и стилям прошлых эпох - торжественному ренессансу, затейливому рококо и несколько тяжеловесному ампиру, Фаберже начинает смело экспериментировать в новой художественной системе - модерне, с его характерными изогнутыми линиями, бледно-пастельными тонами и тягой к техническим новшествам.


Фаберже-младший неутомимо изучает все известные в ювелирном деле приемы, посещает музеи и библиотеки, не пропускает ни одной художественной выставки и повсюду знакомится с молодыми дарованиями. Его отличало редкое умение находить таланты, убеждать их в переезде в далекий и таинственный Петербург, а потом создавать условия, при которых они могли вполне раскрыться. Когда в 1870 году Фаберже становится во главе отцовской фирмы, ее штат уже насчитывает сто человек (позднее он вырастает до 500). Под своим началом он объединил мастерские крупнейших ювелиров своего времени, таких как М. Перхин, А. Хольмстрем, Э. Коллин, а также более молодых одаренных художников, камнерезов, огранщиков, конструкторов, эмальеров (многие из них происходили из Финляндии и Швеции). В период сотрудничества с фирмой эти мастера активно выставляли свои работы на различных международных выставках, получали призы, их известность росла столь же стремительно, как и слава патрона. Однако главным источником идей и окончательным судьей воплощенных замыслов всегда и при любых условиях оставался Фаберже.

"Стиль - как хрусталь: от чистоты его зависит блеск" (В. Гюго)


Из небольшой ювелирной мастерской фирма "Фаберже" быстро становится крупнейшим предприятием Петербурга с несколькими филиалами (в Москве с 1887 года, Одессе (1890), Лондоне (1903) и Киеве (1905).

Первый блистательный успех пришел в 1882 году, когда на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве продукция фирмы получает золотую медаль. Через год Фаберже получает заказы двора, и вскоре начинает именоваться "Поставщиком Высочайшего двора" с правом иметь на вывеске изображение Государственного герба.

В 1885 году на Нюрнбергской выставке изящных искусств золотой медали удостаивается один из ведущих мастеров фирмы Эрик Коллин. На Всемирной
выставке в Париже в 1900 году Карл Фаберже завоевывает "Grand Prix", а французское правительство награждает его орденом Почетного Легиона. Даже Парижская гильдия мастеров золотого дела, структура весьма замкнутая и неохотно признающая заслуги иностранцев, на этот раз не устояла и присвоила ювелиру суперпрестижное звание мэтра.

Слава фирмы росла как снежный ком. Его заказчиками становятся дворы Европы (в первую очередь Англия), восточные монархи, крупные промышленники, финансисты и другие знаменитости (в России, кроме царской фамилии, наиболее солидными клиентами Фаберже были семейства князей Юсуповых и Тенишевых, а также миллионер-золотопромышленник Келч). Ассортимент производимых изделий был широк до чрезвычайности: кроме ювелирных украшений изготавливали часы, табакерки, портсигары, сувениры, сервизы, столовое серебро, шкатулки и миниатюрные скульптурные игрушки. Все, что выходило с клеймом фирмы, будь-то предметы массовой продажи для небогатых клиентов или драгоценные безделушки для знати, - все отличалось высочайшим профессиональным мастерством, поразительной фантазией и неповторимым почерком, что позволило сформироваться даже особому понятию "стиль Фаберже", когда говорили о предметах очень изящных и оригинальных.

Сквозь магический кристалл


Одна из особенностей творческого гения Фаберже заключалась в том, что драгоценный камень в его руках никогда не становился самоцелью. "Понятно, - говорил мэтр, - если сравнить с моим делом такие фирмы, как Тиффани, Кортье или Бушерон, то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1.500.000 рублей. Но ведь это - торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что посажено много бриллиантов и жемчугов". Успех фирмы был основан на превращении ювелирного изделия в предмет искусства.


Личной же заслугой фирмы Фаберже стало широкое использование в практике отечественных поделочных камней, которые прежде считались "неювелирными". Уральские, алтайские и забайкальские самоцветы он смело сочетает с драгоценными металлами и камнями. Ломая все традиции и каноны, мастер включает в некоторые украшения олово и вороненую сталь, а прямоугольные броши из карельской березы, оправленные в бриллианты, с его легкой руки тут же входят в моду среди светских кругов.

Мастера фирмы не только возродили забытую с эпохи Возрождения технику "кватра колор", т.е. применение в декоре золота красного, желтого, зеленого и белого цветов, но и стали использовать новые оттенки этого металла - оранжевый, серый, голубой и другие. Подобный прием позволял достигать сложнейшей цветовой гаммы без привлечения каких-либо отделочных материалов.

Количество и качество бриллиантов в изделиях фирмы Фаберже всегда подчинялось художественному замыслу: они монтировались на поверхности предмета в зависимости от едва заметных оттенков. Например, камнями "чистой воды" набирался центр композиции, а по краям декор дополнялся голубоватыми и бледно-розовыми вставками.

Почувствовав вспыхнувший в обществе интерес к искусству Востока, Фаберже немедленно начинает массовое производство маленьких фигурок людей и животных из поделочных камней в духе японских нэцке (его собственная коллекция нэцке была довольно богатой и насчитывала более 500 подлинников). Особый интерес к подобным миниатюрам проявила английская королева, заказавшая мастеру 170 статуэток (безусловным шедевром в этой коллекции считается сова из серого жада и бриллиантовыми глазами и золотыми лапками).

Еще одна отличительная черта изделий фирмы Фаберже - их конструктивность, которая выражалась не столько в архитектонике, сколько в поиске всегда принципиально новых, оригинальных конструкторских решений. Например, обычный звонок превращался в маленькую нефритовую черепашку с качающейся головой-кнопкой; на часах стрелка оставалась неподвижной, а вращался только циферблат; табакерки содержали внутри и портсигар и зажигалку.

Когда мэтр ставил перед сотрудниками сложную задачу, времени не жалели: его с лихвой окупал полученный эффект. Так, например, мастер Дорофеев три
года работал над механизмом, чтобы "научить" павлина, спрятанного в пасхальном яйце, раскрывать хвост и двигать головой. Почти столько же времени ушло на создание яйца "Сосновая шишка" (по заказу Келча), где внутри находился заводной серебряный слон, умевший ходить, издавать трубные звуки и покачивать хоботом.

"Эмаль..." Как много в этом слове!..


Однако самым мощным средством выразительности изделий фирмы Фаберже, ее визитной карточкой были техника эмали "гильоше". С секретами этого старинного искусства Фаберже познакомился в Париже, и оттуда же привез специальные приспособления для гравирования узора на металле, который потом покрывался несколькими слоями полупрозрачной эмали.

Известно, что мастера фирмы могли применять в своей работе свыше 500 различных оттенков, т.е. столько, сколько не знало эмальерское дело до этого времени, ни после (сегодня, к слову, самые известные итальянские и французские фирмы имеют эмалевую палитру, не превышающую 60 цветов). Многолетняя приверженность этому технологически сложному приему не является случайностью или прихотью мэтра. Все усилия окупались фантастическим эффектом свечения предмета "изнутри". Даже самый простой, сетчатый или чешуйчатый рисунок под несколькими искусно подобранными слоями эмали переливается как муаровый шелк. Создается впечатление, будто множество искр мерцают внутри изделия, а не отражаются на его поверхности.

Всегда тесно связанный с общим развитием моды, а, порой предвосхищая ее малейшие изменения, Фаберже в течение длительного времени был ее законодателем не только у себя на родине, но и в Европе.


Марвин Росс, приводит в своей книге, посвященной творчеству ювелира, один любопытный факт. Однажды Фаберже присутствовал на ужине, устроенном польской баронессой Матильдой Кшесинской в честь известных балерин Преображенской, Карсавиной и Анны Павловой. Каждый из гостей на память о вечере бросал в специальное серебряное блюдо различные монеты. Уходя, Фаберже попросил хозяйку дать ему блюдо с содержимым на одну ночь, а утром ей принесли от мастера великолепное "заливное": под слоем розово-жемчужной эмали. После этого события блюда в технике "гильоше" с вплавленными предметами, фотографиями, цветами, бабочками и локонами волос стали необычайно популярными в домах европейской знати. Однако, как не пытались некоторые владельцы ювелирных мастерских Петербурга и Москвы внедрить у себя эту технику, их изделия рядом с клеймом "ФАБЕРЖЕ" всегда выглядели тусклыми подражаниями. Фаберже не знал себе равных.

Пасхальные яйца


Вершиной же деятельности фирмы по праву считаются пасхальные яйца-сюрпризы, выполненные из драгоценных металлов и камней. Самых придирчивых знатоков и ценителей искусства они же не перестают изумлять своими художественными и техническими совершенствами. Поистине трудно вообразить, как прикреплялось и при нагреве удерживалось на обтекаемой форме яйца пастообразная эмалевая масса: ведь на ее поверхности нет ни единого заплыва, мельчайшего пузырька или трещинки!

С 1885 года заказчиками пасхальных яиц становятся император Александр III, а позже Николай
II, который в течение 20 лет ежегодно преподносил к празднику своей супруге, Александре Федоровне яйцо с сюрпризом. Тематика изделий определялась памятными событиями в жизни государства и царской семьи. Это открытие Транссибирской магистрали - яйцо "Транссибирский поезд" (1900), яйцо с памятником Петру I (1903), "Наполеоновское" - k 100-летию разгрома французских войск, "300-летие дома Романовых" (1913) - с восемнадцатью миниатюрными портретами представителей царской семьи и другие.

Фаберже никогда не дублировал изделий, каждое яйцо являлось уникальным шедевром, попыткой превзойти предыдущее по изобретательности и элегантности. Как писал близкий друг и поклонник Карла Фаберже, глава "мирискуссников" А. Бенуа, в этих творениях "прорвались все преграды между прошлым и будущим, между мифом и реальностью". И действительно, в этот прорыв как будто хлынула вся мировая культура, все краски собранные художником с разных палитр. В яйце "Транссибирский поезд" ощутимы древнерусские мотивы, в "Яхте "Штандарт" - влияние ренессанса, в "Памяти Азова" - угадывается легкая прихотливость стиля рококо, для яйца "Наполеоновское" характерна эмблематика ампира, а "Ландыши" и "Клевер" стали хрестоматийными образами стиля модерн.

Неизвестно точное число изготовленных фирмой пасхальных яиц. Но из предполагаемых 52-54 только десять сохранились в музеях Московского Кремля, остальные же были проданы в 30-е годы советским правительством за рубеж (покупателями были американский промышленник Арманд Хаммер, жена американского посла в России Лилиан Томас Претт и многие другие "друзья" советского народа). Когда правительство прекратило распродажу предметов Фаберже, цены на эти изделия фантастически поднялись (например, на одном из недавних аукционов Сотби, пасхальное яйцо с личным клеймом мастера было продано за 3,5 млн. долларов). Известно, что 11 яиц находится в частной коллекции известного финансиста Форбса в Нью-Йорке, 16 в других американских коллекциях, 8
- в частных коллекциях Европы. Глубокой тайной окутана судьба последнего яйца, изготовленного к Пасхе 1917 г., накануне заключения императорской семьи. Говорят, что яйцо было сделано из карельской березы и ляпис-лазури и отличалось изумительной красотой, а вот кто стал его дальнейшим владельцем - до сих пор остается загадкой.

24 сентября 1920 года скончался известнейший российский ювелир и основатель династии мастеров ювелирного искусства Петер Карл Фаберже.

Биография Карла Фаберже

Карл Фаберже родился 30 мая 1846 года в Санкт-Петербурге в семье немецкого ювелира Густава Фаберже. В 1860 году семья переехала в Дрезден, а оттуда четырнадцатилетний Карл отправился в путешествие по Европе.

Некоторое время он жил во Флоренции, Париже, Франкфурте-на-Майне. В родной Петербург вернулся в 1866 году уже полноправным ювелиром. Фаберже работал с такими мастерами, как Хискиас Пендин, Август Хольмстрем и Вельгельм Раймер, которые в свое время были учениками его отца. В 1872 году Карл стал единственным владельцем фамильной мастерской.

Несмотря на большую конкуренцию со стороны столичных ювелиров, Фаберже умудрился очень быстро заполучить львиную долю императорских заказов и стать самым модным и востребованным ювелиром в Петербурге. Одной из причин популярности ювелира можно назвать его талант превращать обыденные и необходимые в быту вещи в настоящие произведения ювелирного искусства.

Мастерская Фаберже выпускала лампы, портсигары, часы, звонки и тому подобное. В своей работе Карл никогда не стоял на месте и не гнушался прислушиваться к мнению дизайнеров и мастеров, работающих в его фирме. Коньком Фаберже стало постоянное движение вперед, он всегда радовал клиентов свежими идеями, а не выжимал все из одной удачной находки.

Апогеем ювелирного мастерства Фаберже стали грандиозные празднества по случаю 300-летия правления дома Романовых. На это время пришлась самая крупная волна заказов. Мастерская Фаберже выпускала множество различных вещей с императорским гербом и датами 1613-1913. Среди прочего, к этому периоду относится знаменитое пасхальное яйцо «300-летие Дома Романовых», которое сегодня хранится в Кремле.

Закат карьеры и смерть Карла Фаберже

С началом Первой мировой войны пришел и закат карьеры Фаберже, которая, кроме всего прочего, была связана с императорской щедростью и покровительством. 6 ноября 1916 года Фаберже действовал на опережение и организовал акционерную компанию. Однако Октябрьский переворот 1917 года полностью разрушил старые устои.

Фаберже вместе со своей семьей был вынужден переехать сначала в Ригу, а оттуда - в Берлин, Гамбург и в Висбаден, где он и заболел. В июне 1920 года тяжелобольного ювелира перевезли в Лозанну, где он и умер 24 сентября 1920 года.

Согласно завещанию Карла Фаберже, его тело было кремировано и захоронено на кладбище Гран-Жас в Каннах.

В 1841 г. Фаберже-старший получил титул "Ювелирных дел мастера" и в 1842 г. основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице в доме №12. Фирма процветала, но 1860 г. Густав Фаберже отошел от дел, передав управление фирмой своим сотрудникам Х. Пендину и В. Заянчовскому.


Имя Петера Карла Фаберже ассоциируется у нас с блестяще выполненными ювелирными пасхальными яйцами. Знаменитый ювелир родился в России в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 г. Отец - Густав Фаберже был родом из г. Пярну (Эстония) и происходил из немецкой семьи, мать - Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. В 1841 г. Фаберже-старший получил титул "Ювелирных дел мастера" и в 1842 г. основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице в доме №12. Фирма процветала, но 1860 г. Густав Фаберже отошел от дел, передав управление фирмой своим сотрудникам Х. Пендину и В. Заянчовскому.

Сын Густава Фаберже Карл обучался в Дрездене, путешествовал по Европе, а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Джозефа Фридмана. Талант молодого человека был столь ярок и незауряден, что в 24 года в 1870 г. он смог взять фирму отца в свои руки. Фаберже-младший перевел ее в большее помещение на той же Большой Морской улице в дом 16/17. В 1882 г. на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия фирмы привлекли внимание императора Александра III и его жены Марии Федоровны. Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание "ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа".

Спустя несколько лет, в 1885 г. фирма получила международное признание на нюренбергской "Выставке Изящных Искусств". Золотой медали удостоились копии скифских сокровищ. Там же экспонировалось золотое яйцо, покрытое белой эмалью с золотым желтком, в котором была спрятана курица из цветного золота. Курица имела внутри "сюрприз" - миниатюрную императорскую корону и подвеску в виде рубинового яйца. Это изделие было сделано на Пасху для супруги Александра III - Марии Федоровны. Именно с этой вещи началась традиция ежегодных подарков царской семьи, которые заказывались в фирме Фаберже.

Сам Карл Фаберже, вдохновленный вниманием императора, открыл новое направление в ювелирном искусстве. Фирма стала использовать полудрагоценные камни и минералы - горный хрусталь, нефрит, топаз, яшму, лазурит и другие. Сначала изделия из камня заказывали уральским мастерам и на Петергофской гранильной фабрике, а дорабатывали полуфабрикаты сами. Позднее открыли собственные камнерезные мастерские в Петербурге. Из драгоценных камней и самоцветов создавали миниатюрные фигурки животных, людей и цветов. Они отличались живостью и удивительно приятными формами. Другим видом камнерезных работ были печатки - изделия сугубо практического назначения, но каждое из них - настоящий ювелирный шедевр.

Фирма возродила многие технические приемы обработки камня, использование прозрачных цветных эмалей и многоцветного золота. До сих пор остается не воспроизводимой знаменитая гильошированная эмаль. Техника наложения прозрачной эмали на резной фон известна была давно. Однако, мастера фирмы Фаберже достигли особого совершенства. Используя цветовую палитру, насчитывавшую более 124 цветов и оттенков, они каждый раз создавали новый декоративный эффект и особую игру света за счет узоров гильошированного фона, состоящего из вертикальных и горизонтальных полосок, "елочки", чешуек, зигзагов.

Фирма Фаберже славилась и в Европе. Многочисленные королевские и княжеские родственники Российской императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции, Болгарии получали ювелирные изделия в подарок, очень дорожили ими и передавали по наследству. Международные выставки также способствовали известности фирмы. В 1900 г. в Париже, Фаберже получил звание "Мастера Парижской Гильдии Ювелиров", а французское правительство наградило его орденом Почетного Легиона. Даже в таких отдаленных местах как Таиланд или Балтимор Фаберже был "в моде".

К сожалению, драматические события революции 1917 г., заставили фирму Фаберже закрыться в 1918 г. Сам Петер Карл Фаберже эмигрировал в Швейцарию, где скончался 24 сентября 1920 г.

Подданство:

Российская империя

Дата смерти: Отец: Мать:

Шарлотта Юнгштедт

Дети:

Евгений, Агафон, Александр, Николай

Награды и премии:

Пе́тер Карл Гу́ставович Фаберже́ (18 мая , Санкт-Петербург - 24 сентября , Лозанна) - самый известный ювелир . Основатель семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства. Является создателем яиц Фаберже , которые высоко ценятся у коллекционеров всего мира.

Биография

Петер Карл Фаберже родился в России в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года. Его отец - Густав Фаберже , происходил из немецкой семьи и был родом из Эстонии , а его мать - Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. В 1842 году Фаберже-старший основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге.

Петер Фаберже путешествовал по Европе и первоначально обучался в Дрездене , а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана. В возрасте 24 лет в 1870 году он взял фирму отца в свои руки.

В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III . Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».

Фирма Фаберже славилась в Европе. Многие родственники императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции и Болгарии получали изделия в подарок. В 1900 году в Париже , Фаберже получил звание «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров», а также его наградили орденом Почетного Легиона.

В 1899-1900 гг. в центре Санкт-Петербурга возводится главное здание фирмы Фаберже по проекту архитектора Карла Шмидта , двоюродного племянника ювелира. На первых этажах разместились магазин и мастерские. Остальную часть здания заняли жилые комнаты семьи Фаберже.

Семья

Фаберже, Евгений Карлович (29.05.1874 - 1960) - Старший сын Карла Густавовича Фаберже, талантливый художник по украшениям и портретист, учился в Петришуле с 1887 по 1892 год и на ювелирном отделении университета в Ханау в Германии, а также у С. Зайденберга и Ю. Оллилла в Хельсинки. В 1897 году работал экспертом на выставке в Стокгольме. В 1900 году за выставку в Париже награждён офицерским знаком Академии Искусств и болгарским орденом святого Александра. С 1894 года работал на фирме отца, с 1898 по 1918 годы вместе с отцом и братом Агафоном Карловичем фактический руководитель фирмы в Санкт - Петербурге. В 1923 году эмигрировал в Париж, где основал вместе с братом фирму «Фаберже и К».

Могила Агафона Фаберже на православном кладбище в Хельсинки

Фаберже, Агафон Карлович (24.01.1876 - 1951) - Сын Карла Густавовича Фаберже, учился в Петришуле с 1887 по 1892 год и на коммерческом отделении гимназии Видемана. В мае 1895 года вступил в дело отца, с 1898 года эксперт Бриллиантовой комнаты Зимнего Дворца, оценщик Ссудной кассы, оценщик Его Императорского Величества по доверенности отца. В 1900-1910-х годах вместе с отцом и братом Евгением Карловичем руководил делами фирмы. По итогам выставки 1900 года в Париже награждён золотой медалью. Был несправедливо обвинен отцом в краже денег, после чего их отношения прекратились, и он не уехал с семьей из России (только через много лет друг семьи сам признался в краже). С 1922 года был назначен уполномоченным Гохрана и оценщиком. В 1927 году вместе с женой Марией Борзовой перешел границу с Финляндией по льду Финского залива, предварительно переправив через знакомых и друзей деньги и драгоценности, которых хватило ненадолго, а многое было украдено. Оказался в крайней бедности. Поселился в купленном и перестроенном четырехэтажном доме в Хельсинки. Жил за счет продажи части своей богатейшей коллекции марок.

Фаберже, Александр Карлович (17.12.1877 - 1952) - Сын Карла Густавовича Фаберже, учился в Петришуле с 1887 по 1895 год и в училище барона Штиглица, затем у Кашо в Женеве. Руководитель и художник московского отделения фирмы, в 1919 году был назначен экспертом Наркомпроса. Эмигрировал в Париж, где работал на фирме «Фаберже и К».

Фаберже, Николай Карлович (09.05.1884 - 1939) - Сын Карла Густавовича Фаберже. Выпускник Петришуле , учился с 1894 по 1902 год. Художник по ювелирным изделиям, учился у американского художника Сэржанта в Англии. С 1906 года проживал в Англии, работал в лондонском филиале фирмы Фаберже.

Работы Фаберже

Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в г. Оно было заказано царём Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны . Так называемое «Куриное» яйцо снаружи покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, - изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятана небольшая рубиновая корона (ср. традицию складывающихся матрёшек) - позднее утраченная .

Яйцо Фаберже

Идея подобного ювелирного изделия не была оригинальной:

Пасхальное яйцо Фаберже должно было стать вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII века, 3 экземпляра которого известны и сегодня. Они находятся: в замке Розенборг (Копенгаген); в музее Истории искусств (Вена) и в частной коллекции (ранее - в художественной галерее «Зеленые своды », Дрезден). Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней - кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы .

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; изделию следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II , сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца - одно Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе - Александре Федоровне , новой императрице.

Изготовление каждого яйца занимало практически год. Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы, имена некоторых из которых сохранились (так что говорить, что автор всех из них - Карл Фаберже , не следует). Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина . Также упоминаются Август Хольстром , Генрик Вигстром , Эрик Коллин , проч

(1846-1920) русский ювелир

Его предки были французскими гугенотами. От религиозных преследований они укрылись в Германии, а оттуда в 1800 году перебрались в Эстонию, где дед Карла работал плотником. Затем семья переехала в Петербург, и здесь отец Карла, Густав Фаберже, основал ювелирную фирму.

Карл Фаберже пришел в фирму в 1866 году, когда ему исполнилось двадцать лет. В то время они выпускали только ювелирные украшения. А всего через шесть лет, в 1872 году, Карл Фаберже возглавил фирму. К этому времени он совершил поездку в Европу и познакомился с продукцией крупнейших ювелирных фирм - Массе, Кулона, Бушерона.

Однако прошло еще целых десять лет, прежде чем его фирма завоевала вначале всероссийскую, а затем и мировую известность. Наряду с ювелирными украшениями Фаберже стали выпускать и «полезные предметы» - часы, портсигары, пепельницы, лупы, светильники, лорнеты и даже предметы сервировки стола. Большая заслуга в этом принадлежит младшему брату Карла Агафону Фаберже. С его приходом в фирму перечень выпускаемых изделий расширился.

В 1882 году Карл Фаберже выполнил для Эрмитажа копии скифских драгоценностей. Эта работа привлекла внимание императора, который в 1885 году сделал первый заказ на пасхальное яйцо. Карл Фаберже получил звание «поставщика высочайшего двора», а в 1890 году был назначен «оценщиком кабинета его императорского величества». Триумфом фирмы стал 1894 год, когда Карл Фаберже исполнил жемчужное ожерелье для свадебного подарка будущей императрице Александре Федоровне.

С этого времени на всех международных выставках Фаберже неизменно получал золотые медали. Он открыл в Петербурге несколько мастерских, каждая из которых специализировалась на выполнении отдельных видов работ - камнерезных, эмальерных, по золоту и серебру. Карл Фаберже открывает магазины в Москве, Киеве, Одессе и Лондоне. Апогеем славы дома Фаберже стала Всемирная выставка 1900 года в Париже, где Карл получил звание мастера Парижской гильдии ювелиров и орден Почетного легиона.

Изделия фирмы поставлялись на Ближний Восток, в Америку, а также к датскому, испанскому, шведскому и норвежскому королевским дворам. Но особую любовь к Фаберже испытывал английский королевский дом. Королева Александра однажды даже изъявила желание познакомиться с ювелиром, но великий мастер смутился и спешно покинул Лондон.

Необходимо сказать и о тех, кому Фаберже обязан своей славой. Это прежде всего замечательные ювелиры - Михаил Перхин, Франц Бирнбаум и Генрик Вигстрем. Для него также работали крупнейшие художники и архитекторы, например Федор Шехтель и Виктор Васнецов.

Фаберже часто критиковали за то, что его изделия перенасыщены драгоценностями. Его вещи казались дорогостоящими безделушками, а не произведениями искусства. Действительно, некоторые вещи задумывались им как игрушки-солдатики или фигурки животных - из самоцветов. Но и эти вещи Фаберже превращал в подлинные шедевры. «Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга», - говорил он.

В 1902 году выставка изделий фирмы состоялась и в Петербурге, там впервые были показаны вещи, изготовленные по заказам титулованных особ. Во время Первой мировой войны в мастерских Фаберже изготовляли медные кастрюли и тарелки, а также награды для русских воинов.

Фирма была закрыта в 1918 году. К этому времени домом Фаберже было изготовлено от 120 до 150 тысяч предметов. Карл Фаберже покинул Россию и в 1920 году умер в Швейцарии. Позже его прах был перенесен во Францию и захоронен в Канне.

После революции и в 20-е годы изделия Фаберже не имели практически никакой ценности. В 30-е годы знаменитые пасхальные яйца можно было купить на аукционах всего за несколько сотен долларов. И лишь в наши дни появился новый интерес к Фаберже: в 1992 году пасхальное яйцо работы Фаберже было продано более чем за три миллиона долларов.

Лучшие статьи по теме