Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Гадания
  • Отношение к ребенку в разные исторические эпохи. Определение целей воспитания в различные исторические периоды развития общества

Отношение к ребенку в разные исторические эпохи. Определение целей воспитания в различные исторические периоды развития общества

  • 10. Роль университетов как центров средневековой культуры и образования.
  • 11.Вклад гуманистов эпохи Возрождения в развитие педагогической мысли.
  • 12. Гуманистический идеал эпохи Возрождения в произведениях м. Монтеня.
  • 13. Система гуманистического воспитания ф.Рабле (по роману «Гаргантюа и Пантагрюэль»).
  • 14. Социально-педагогические идеи т.Мора (по книге «Золотая книжка или Остров Утопия») и Кампанеллы (по роману-трактату «Город солнца»).
  • 15.Социально-педагогическое воспитание в.ДаФельтре.
  • 16. Педагогика нового времени и вклад я. А. Коменского в развитие педагогической науки.
  • 17. Классно-урочная система Коменского. Дописать
  • 18. Дидактические принципы я.А. Коменского по работе «Великая Дидактика».
  • 20. Идея всеобщего обучения (пансофия) я. А. Коменского
  • 21. Джон Локк о воспитании джентльмена по работе «Мысли о воспитании»
  • 22. Проект Локка о рабочих школах
  • 23. Теория «свободного воспитания» и метод естественных последствий ж. Ж. Руссо (по работе «Эмиль или о воспитании»).
  • 24. Возрастная периодизация развития личности ж. Ж. Руссо.
  • 25.Ж. Ж. Руссо о воспитании женщины
  • 26. Теория элементарного образования Песталоцци
  • 27. Цель и задачи воспитания в педагогике Песталоцци
  • 28. Роль ф. Фребеля в создании воспитательных учреждений для дошкольников
  • 29. Педагогическая теория м. Монтессори: свобода личности, самовоспитание, самообучение
  • 30. Основные парадигмы зарубежной педагогики: традиционализм и реформаторство
  • 31. Направления традиционной педагогики: социальная, религиозная, философская.
  • 32. Направления реформаторской педагогики: («свободное воспитание», экспериментальная педагогика, прагматизм, функционализм).
  • 33. Воспитание у восточных славян в 6-9 веках. Народная педагогика.
  • 34. «Поучение Владимира Мономаха» как педагогический памятник 12 века
  • 35. Педагогическая мысль в Беларуси в 16-17 веках.
  • 36.Педагогические взгляды ф.Скорины.
  • 37. Педагогическое воззрения с.Будного.
  • 38.Педагогическая деятельность и взгляды с.Полоцкого.
  • 39. Роль братских школ в формировании самосознания белорусов.
  • 40. Педагогическая деятельность Ломоносова и его вклад в развитие науки и просвещения
  • 41. Педагогические идеи и.И. Бецкого по созданию государственной системы образования.
  • 42. Просветительская деятельность н. И. Новикова. Первый журнал для детей.
  • 43. Идеал воспитания Радищева (по работе «Беседа о том, что есть сын Отечества»)
  • 44. Прогрессивная роль в. Ф. Одоевского в создании детских приютов (по работе «Наказ лицам непосредственно заведующим детскими приютами»).
  • 45. Идея всестороннего развития личности в педагогике в. Г. Белинского (по работам «Подарок под Новый год», «о детских книгах»
  • 46. А. И. Герцен о цели воспитания. Критика Герценым теорий р. Оуэна, ж.Ж. Руссо (по произведению «Былое и думы»).
  • 47 Проблемы воспитания гражданина и патриота в теориях Чернышевского и Добролюбова (по произведениям «Что делать» и «и об авторитетах в воспитании»)
  • 48.Взгляды н.И.Пирогова на воспитание детей.
  • 49. Идея народности в педагогике Ушинского и роль родного языка в воспитании (по статье «Родное слово»)
  • 50. К. Д. Ушинский о педагогике как о науке и искусстве воспитания (по работе «о пользе педагогической литературы»)
  • 51. Учебные книги к. Д. Ушинского («Азбука» и «Детский мир») и «Азбука» л. Н. Толстого
  • 52. Вклад к. Д. Ушинского в развитие педагогической науки
  • 53. Яснополянская школа л. Н. Толстого как творческая лаборатория педагога
  • 54. Этапы педагогической деятельности л. Н. Толстого
  • 55. Лесгафт о семейном воспитании. «Теория прибавочных раздражителей»
  • 56Педагогические идеи а.С. Семонович
  • 57. Принципы воспитания в системе а. С. Макаренко
  • 58. Учение а. С. Макаренко о коллективе (организация, законы деятельности, условия создания по работе «Педагогическая поэма»)
  • 59. Макаренко о воспитании в труде и значении сознательной дисциплины
  • 60. А. С. Макаренко о семейном воспитании.
  • 61. Вклад а. С. Макаренко в педагогическую практику
  • 62. В. А. Сухомлинский как продолжатель гуманистических идей а. С. Макаренко
  • 63. Сухомлинский о целях, задачах и принципах воспитания.
  • 64. Проблема нравственного воспитания в произведения Сухомлинского («Развитие гражданина», «Как воспитать настоящего человека»)
  • 65 . С. Шацкий как организатор Первой опытной станции по народному образованию.
  • 66. П. П. Блонский о цели и задачах новой трудовой школы
  • 67. Гуманная педагогика ш. А. Амонашвили
  • 69. Актуальные проблемы педагогов-новаторов
  • 70. Роль и место журналов «Педагогика» и «Адукацыя I выхаванне» в развитии воспитания и образования
    1. История образования и педагогической мысли как учебная дисциплина

    История педагогики и образования как учебная дисциплина давно является неотъемлемой частью педагогического образования, это одна из самых старых отраслей педагогического знания, которая выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в. История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития.

    Главная задача науки – выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории.

    История педагогики и образования как часть педагогической науки выполняет следующие функции:

    а) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования;

    б) выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем;

    в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей;

    г) раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций;

    д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.

    Объектом истории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования.

    Предметом истории педагогики и образования выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур.

    Взаимосвязь истории педагогики с другими научными дисциплинами, такими как философия, история общества, культуры и психологии, теория обучения и воспитания, характеризуется тем, что содержание науки включает как исторические, так и обществоведческие знания, а также частные методики.

      Философия разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для истории педагогики и образования она является теоретической основой осмысления педагогических явлений и теорий прошлого.

      История рассматривает широкий круг педагогических и социально-культурных явлений прошлого в процессе их исторического развития и эволюции. В свою очередь, история педагогики и образования предполагает ретроспективное изучение современного состояния системы образования, соотнося его с обществом, социальным развитием, философской и научной мыслью прошлых эпох.

      Культурология изучает педагогику и образование как часть исторического процесса развития общечеловеческой культуры.

      Социология исследует педагогику и образование как часть развития социальных институтов; в исторической ретроспективе важно познание причинно-следственных связей между образованием и обществом, осознание влияния общества на образование и понимание того, что социальные изменения во многом являются следствием существующего образования.

      Педагогика включает историко-педагогические знания как необходимую и важную часть в исследовании проблем воспитания, обучения и образования. История педагогики и образования формулирует знания об истории теории и практики воспитания и обучения, исследует деятельность их создателей – талантливых, выдающихся педагогов, которые среди современников были новаторами.

    История педагогики и образования как учебная дисциплина имеет своей целью формирование системы знаний, во-первых, о ходе и результатах взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики – с другой; во-вторых, о процессах воспроизведения школой и педагогикой сообществ и цивилизации; в-третьих, о механизме закрепления в сфере воспитания и обучения приобретенных человечеством культурных ценностей; в-четвертых, о том, что школа и педагогика всегда были заметным, хотя и не единственным, двигателем культурной и общественной эволюции.

    К специфическим методам историко-педагогического исследования стоит отнести реконструкцию, описание и объяснение.

      Реконструкция решает задачи воссоздания и восстановления историко-педагогического процесса, соотносимого с конкретным местом, временем и социокультурными условиями.

      С помощью объяснения выявляются сущность и значение историко-педагогических событий, выделяется в них главное и второстепенное, причинно-следственные связи, происходит познание закономерностей функционирования и развития педагогических событий прошлого.

      Описание помогает воссоздать целостную картину развития историко-педагогического процесса с древнейших и до наших времен, на территории различных государств в соответствии с процессами эволюции человеческого общества, культуры, цивилизации и науки.

    К источникам исследования в истории педагогики и образования относятся письменные источники (законодательные и нормативные акты, документация органов управления образованием и внутришкольная документация, учебники, учебные пособия и руководства, программно-методические документы, научно-педагогическая и методическая литература, периодическая печать, статистические материалы, художественная литература и публицистика, мемуары, дневники, письма), вещественные источники (разнообразные результаты деятельности учащихся, дидактические пособия и средства воспитания), фото-, кино-, фонодокументы и др.

    2. Воспитание в условиях первобытнообщинного строя

    Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Огромное значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности.

    Концепции происхождения воспитания

    Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. Сходно в обеих теориях утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей.

    К периоду (40-35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности. Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Смысл существования предков человека был предопределен его миросозерцанием. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию. Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Поначалу воспитание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло в эпоху выделения человека из животного мира, т.е. 2-3 млн. лет назад.

    Выделение человека из животного царства сопровождалось постепенным переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Мощным средством передачи опыта собирательства и охоты стала возникшая у них речь. Воспитание как передача опыта из поколения в поколение начало приобретать черты особого вида деятельности. Прежде всего, оно являлось частью повседневной борьбы за выживание.

    Потребность поддерживать и совершенствовать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждала развивать воспитание как специфический род деятельности. Воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось тесно связанным с эволюцией форм примитивного труда . Изготовление и использование орудий труда являлись непременными условиями существования древних. Для этого была необходима передача соответствующего опыта. Без помощи старших дети таким опытом овладеть не могли. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения орудий труда и самого труда неизбежно возрастала.

    Таким образом, первобытное воспитание носило коллективный характер и готовило всех одинаково к повседневной жизни.

    Возникновение семьи. Воспитание детей в семье

    В 9-8-ом тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности, Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращается в сословно-семейное. Дети воспитывались, прежде всего, на примере родителей. В семьях элиты увеличивается срок детства и соответственно усиливается воспитательное воздействие на подрастающие поколения. Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл.

    Появление организованных форм воспитания

    Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как действовать палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение. Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках специально назначаемых для этого лиц.

    В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов. Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

    В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и рост социальных антагонизмов ужесточили воспитание. Часто стали применяться физические наказания.

    Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.

    В условиях матриархата до 7–8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин; в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. Появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины.

    Все подростки обоего пола, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, и сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек - приобретение навыков ведения домашнего хозяйства

    Традиции семейного воспитания складывались на протяжении многих веков и укреплялись в ходе исторического развития человечества. Издавна украинцы рассматривали семью и род как святыню, а воспитание детей - как святая обязанность родителей: благодаря воспитанию в семье народ продолжал себя в своих детях, генезував свой национальный дух, характер, менталитет, традиционную семейно-бытовую культуру (М. Стельмахович).

    В украинских семьях детей всегда учили, что человек неотделим от своего рода, нации. Главным хранителем порядка в семьях и общественных отношениях был обычай. Он обязывал каждого члена рода совершенстве изучать и знать свою родословную до седьмого колена. Человека, который не знал истории своего рода, считали Безродный. Уважение и любовь к своему роду, родной земли, национальных обычаев и традиций начиналась с оцененным письменных памятников, преданий, предметов быта, портретов, семейных реликвий и других материалов о жизни предков.

    Заботясь о будущем детей, родители понимали, что предпосылкой успешного воспитания является духовная связь между поколениями. Поэтому в семейной среде формировались такие качества как уважение к старшим, милосердие, доброта, искренность.

    Одной из крупнейших добродетелей была любовь и уважение к родителям. Во многих семьях был обычай "отдавать челом", то есть целовать руку родителям и родственникам. С детства приучали детей молиться за родителей и за всю свою семью. Проявлением уважительного отношения к старшим по возрасту было обращение на "вы". Здороваясь, дети имели поклоняться. В народной педагогике такое послушание и уважение базировались на убеждении, что в обществе наибольшее уважение надо проявлять к тому, кто имеет больший жизненный опыт.

    Воспитанием детей в семье опиковувалася в основном мать. Роль матери в семейном воспитании является непревзойденной. Она стояла на страже доброй, кроткой, светлой атмосферы в доме. Поэтому идеал человека, характер морали, образ жизни Украинской подчинены нормам, которые являются типичными для женщины. Отсюда и генетические черты национального характера: сердечность, доброта, искренность, гостеприимство, трудолюбие.

    Настоящей школой воспитания щедрости, душевности и отзывчивости является семья: отношение к матери, отца, дедушки, бабушки, братьев, сестер является испытанием человечности.

    Соблюдая нормы народной педагогики, родители сами развивали в себе благотворительные ценности, собственными поступками формировали то, что хотели видеть в своих детях. Ведь в народе отцовского судили о детях: "Яблоко от яблоньки далеко не катится", "Какая дом - такой забор, который отец - такой сын", "Какой куст, такая хворостина, отец, таков и ребенок".

    В основе традиционного семейного воспитания лежит совместная трудовая деятельность родителей и детей. Веками украинцы считали труд мерилом духовных и физических качеств человека. Еще во времена Древнерусского государства мальчиков готовили к трудовой деятельности, для выполнения функций кормильца семьи и ее главы. Девочек привлекали к женского труда, учили прясть, ткать, шить и тому подобное. Родители прививали ребенку не только трудовые навыки, но и любовь к труду, воспитывали сознательное отношение к ней, культуру труда, нетерпимость к праздности, лени, безделья.

    Семейная этнопедагогика обращает внимание на воспитание у детей стремление жить и творить по законам красоты. Украинцы всегда старались украсить свой быт, одухотворить труд, облагородить отношения между членами семьи. Детей учили приветливости, вежливости, воспитанности в общении с людьми. Развития эстетических чувств и вкусов способствовала поэтичность и мелодичность песен, красота танцев, обрядов, традиций, обычаев. Вырастая в этой атмосфере, дети развивали творческие силы: они учились петь, танцевать, приговаривать, вести среди людей, изготавливать предметы прикладного искусства. Все это воспитывало у подрастающего поколения высокие эстетические и нравственные идеалы, тяга к прекрасному, любовь к отчему дому, семьи, природы, своего края.

    Это свидетельствует о том, что за многовековую историю наш народ создал высокий уровень статуса семьи с ее незыблемым авторитетом, любовью к детям и преданностью долгу их воспитание.

    В течение всего XX в. семья в Украине переживала глубокие изменения, которые касались всех аспектов ее существования. С одной стороны, семья преодолела кризис патриархальности родственных отношений, а с другой, она столкнулась с новыми проблемами, в значительной мере утратила способность выполнять жизненно необходимые для человечества функции и оказалась в кризисном состоянии.

    Кризисные явления, наблюдаемые в современной семье, касаются, главным образом, ее экономических и демографических оснований. Так, приобрела тенденцию к снижению шлюбнисть (на 100 заключенных браков приходится 46 разводов) рождаемость снизилась до уровня, который не обеспечивает простого воспроизводства поколений. Неполные семьи, где нет отца, реже - матери, составляют 13%. Характерными стали такие явления, как детское сиротство, беспризорность, бродяжничество.

    Изменился семейный состав населения: если еще ЗО лет назад средняя семья насчитывала 4,0 человек, то в 1994 году - 3,0, а в 1999 году - 2,6 человек. Важным признаком современных изменений является уход от сохранения семей, состоящих из представителей многих поколений, процессы отделения молодых от родительских семей. Экономические трудности, которые переживают государство и непосредственно семьи, поставили под угрозу интеллектуальный и нравственный потенциал семьи. Основной свое время родители тратят на поиски средств для выживания (средств, продуктов питания, товаров), а не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, женщина, которая работает сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные дни - 30 минут. Общение родителей с детьми сводится преимущественно к контролю за их обучением, а сам контроль - до выяснения того, какие оценки получил.

    Существенно ограничены возможности социального окружения ребенка. Значительную роль в этом сыграли урбанизация населения, недооценка "живого" общения как в кругу семьи, так и со сверстниками. Это приводит к тому, что способ усвоения социального опыта с непосредственного превращается в опосредованный, в результате чего значительно снижается ценность приобретенного опыта и уровень и возможности мировосприятия.

    Во многих современных семьях наблюдается значительная путаница с ценностями. На первое место они выдвигают идею обогащения, стремятся воспитать у детей прагматизм, рациональность, волю к успеху. Детерминантами поведения старших отношении детей стали коммерция, манипулирования, бездушие, постоянное желание занимать преимущественно ролевую или личностную позицию. Такие крайности приводят к отчуждению детей от родителей, установления между ними формально-деловых отношений (сделай, убери, принеси, молчи) с соответствующими реакциями - санкциями за нарушение требования. Это способствует еще большему обострению вечной проблемы отцов и детей.

    Не все родители могут понять суть социального равенства между детьми и взрослыми, а потому отвергают даже саму идею. На самом деле, равенство не предполагает однообразие. Тот неоспоримый факт, что ребенок не может сравниться со взрослым ни в знаниях, ни в навыках и умениях, не отнимает у нее права на уважение и личное достоинство.

    Родители испытывают острую нехватку педагогических знаний и требуют специальной подготовки для выполнения воспитательной функции. В то же время расстояние между семьей и школой увеличилось. Обычная общеобразовательная школа, в результате многих причин стала непрестижной и малопривлекательной, почти отошла от роли помощника семьи. Новые же общественные институты хотя и появились, но не окрепли. Поэтому они пока не в состоянии оказать действенную помощь семье.

    Совокупность этих и других изменений привела к фундаментальным сдвигам в системе взаимодействия личность -семья - общество.

    Что было свойственно воспитанию детей на протяжении истории?

    Это естественно и закономерно, что принципы воспитания зависят от эпохи и исторического периода, в который оно осуществляется. Но все же есть одно правило или закон, который сохраняется во все времена – это уважение и помощь старшим. Даже в первобытно общинном строе каждый ребенок активно участвовал в процессе коллективного (на тот момент разумеющегося) труда. Девочки учились женским премудростям, а мальчики получали и укрепляли навыки мужских обязанностей. На начальном этапе развития человечества групповой и общественный труд являлся основополагающим, так как такого понятия, как «частная жизнь», на тот момент не существовало. Это было связано с ярко выраженными инстинктами самосохранения и стадности первобытных людей, недавно перешедших из состояния дикого животноподобного существа в стартовое человеческое состояние. Так же как и труд, процесс воспитания ребенка тоже было коллективным.

    Первобытнообщинный строй

    В период, когда первобытные люди объединялись в группы без учета родовой принадлежности, структура воспитания была самой незамысловатой. Только с приходом этапа родовой общности воспитание стало усложняться, так как постепенно начало вводиться трудовое формирование личности. Трудовое воспитание заключалось в ознакомлении детей с названиями животных, растений, в обучении их принципам земледелия, скотоводства и собирательства. Также старейшины знакомили молодое поколение с традициями, нравами, историей рода, подвигами предков, с родовыми врагами и практически всегда прививали детям чувство мести и ненависти по отношению к ним, объясняя это священным долгом. Много внимания в то время уделялось священному культу, в который входили обряды (танцы, песни, игры и жертвоприношения). Не проходило воспитание и мимо культурного развития детей. В обязательном порядке их обучали индивидуальным, присущим только этой местности, песням, прикладным умениям и, конечно, сказаниям.

    Когда век первобытнообщинного строя подходил к концу, в процесс воспитания стало внедряться военное дело. Когда приходило время все мальчики и девочки проходили обряд родового посвящения, включавший в себя применение публичных испытаний на силу и выносливость.

    С преобразованием общественного строя воспитательный процесс также становился все более структурированным и сложным. Появилось классовое разделение, а кроме этого общество стало делиться на социальные группы, то есть на богатых и бедных.

    Процесс воспитания ребенка в Античности. Рабовладельческий строй

    Античность является эпохой наивысшего развития рабовладельческого строя. Особенно ярко это было видно на примере таких государств как Рим и Греция. Теперь богатые обучали своих детей, как надо управлять и руководить низшими слоями общества. Рабы же наоборот ограждались от знаний. Их уделом было беспрекословное подчинение высшим сословиям и непосильный каждодневный труд на них.

    Но далеко не все рабы были согласны с таким существованием. Стараясь изменить свою жизнь, они воспитывали детей в стремлении к свободе, прививая ненависть к своим угнетателям.

    Индивидуальные особенности воспитания затрагивали не только отдельные государства, но даже разные города в пределах этого государства. Например, в Спарте (Греция), только что родившихся детей осматривали старейшины. Сильных детей они оставляли, а слабых убивали. В период до семи лет спартанских детей воспитывала семья.
    Там их учили быть неприхотливыми к пище и быту, не бояться темноты и с легкостью переносить лишения. С семи до восемнадцати лет мальчики обучались в государственных образовательных заведениях казарменного типа, где они в любую пору года спали на тростниковой подстилке на полу, ходили босыми и легко одетыми, а также питались, мягко говоря, без излишков. В 14 лет молодых людей начинали учить жесткому физическому влиянию на рабов, то есть их избиению.

    Девочкам тоже отводилась важная роль. Их также воспитывали нравственно и физически и готовили к воспроизводству сильного и здорового потомства. Кроме этого на них возлагалась ответственность за охрану города в военный период, когда мужчины уходили на поле боя, или отправлялись следить за рабами.

    Афины, по сравнению со Спартой, являлись демократической рабовладельческой республикой. Это был центр торговли. Здесь рабы принадлежали конкретным рабовладельцам, а не государству в целом. В Афинах населению даже было предоставлено хоть и ограниченное, но право по управлению государством. Также афиняне имели возможность самостоятельно, в семье, воспитывать детей. Воспитание в этом городе было разностороннее. Детям прививали нравственное, эстетическое, физическое и умственное образовали. Но оно, все же имело классовое ограничение, так как только дети рабовладельцев могли его получать. Но заметьте, что в списке всех сфер воспитания и образования отсутствовал труд, так как он был уделом только класса рабов.

    Так же как и в Спарте, все афинские дети до семи лет воспитывались в домашних условиях. Но в богатых семьях ими занимались кормилицы и няни, то есть рабы. Уже в то время дети рабовладельцев активно играли с волчками, мячами, куклами и лошадками, и конечно в детских ежедневно звучали рассказы и басни Эзопа. После семи лет мальчиков отдавали в платные школы, где процесс воспитания ребенка заключался в глубоком умственном и эстетическом развитии. А девочки вели затворнический образ жизни. Они проживали на закрытой женской половине, где их обучали чтению, письму, игре на музыкальных инструментах и правилам ведения хозяйства. Дети же рабов не имели права посещать школу.

    Термин «школа» имеет греческое происхождение и переводится как «покой» и «досуг». Термин «педагог» так же греческого происхождения и дословно переводится – «детоводитель».

    Раннее средневековье

    В раннем средневековье главенствующее место заняла католическая церковь, которая, соответственно, и стала устанавливать правила воспитания детей. В первую очередь она напрочь убрала все привитые античностью принципы гармоничного воспитания. Нечто похожее происходило и в христианстве, которое пропагандировало рождение ребенка как первородный грех, искупить который можно только воспитывая детей и живя в «страхе Божьем». В этот период широко были распространены так называемые «богоугодные» заведения, в которых проживали дети, рожденные вне брака и дети сироты. Это были закрытые и благотворительные учреждения.

    Эпоха Возрождения

    Это эпоха возрождения принципов античного воспитания. Снова на Олимп стало восходить гармоничное развитие детей. Теперь центром мироздания становится сам HomoSapiens. С этого момента развитие человечества пошло по пути гуманизма. Появившиеся гуманисты-педагоги старались взращивать разносторонне развитых и свободомыслящих людей. Они не принимали ни в какой форме метод «кнута» и пропагандировали уважительное и бережное отношение к ребенку, делая акцент на том, что он личность.

    Хотя в гуманистическом учении были и свои недостатки. Одним из главных недостатков было классовое деление, не дающее детям бедняков обучаться на уровне с детьми из богатых семей.

    Чем дальше шла история, тем большее количество детей могло получать образование. Вопросы воспитания всегда рассматривались и напрямую зависели от эпохи, сословия и особенностей личности родителей. К счастью наша современность предоставляет нам значительно больше возможностей, которыми, при желании может воспользоваться каждый. Но всегда люди, не похожие на общую массу, были гонимы.

    С течением времени и отношение к людям, а тем более к детям, с особенностями развития менялось. Постепенно их старались социализировать, но как оказалось – это довольно не простая задача и далеко не все граждане в нашем обществе готовы и способны принять таких людей. Получается так, что зачастую необходимо воспитывать не людей с физическими и психическими особенностями развития, а тех, кто их окружает.

    Все мы знаем, сколько сил требуется для процесса воспитания ребенка , а для их требуется в несколько раз больше. Но самое главное, чтобы процесс воспитания был наполнен любовью и пониманием. Именно тогда он принесет свои плоды.

    Любите и цените своих детей, не смотря ни на что!

    Историческая динамика целей воспитания.

    Человеческое общество в своей практической воспитательной деятельности всегда преследует определенные цели – даже если они не осознаются на уровне общественного сознания. Рассмотрим это на примере нескольких этапов истории человечества.

    ЭПОХА ЦЕЛЬ СРЕДСТВА
    Первобытное общество Выживание в условиях противоборства с дикой природой «Искусственный» отсев слабых – инициации; культ функцио-нальных характеристик (первобытные «Венеры»)
    Античность В Спарте – воспитание воина-захватчика. Жесткость отбора, жестокость общественного воспитания, жестокие эксперименты по выявлению лидеров
    В Афинах – идеи совершенного государства для совершенного человека Впервые (хотя и на весьма ограниченном социальном пространстве) осуществляется попытка воспитания гармо-нически развитой личности
    Средневековье Дуализм сознания приводит к распаду воспитания на религиозное и светское Два основных типа воспитания осуществляются в рамках двух не совпадающих вариантов содержания образования
    Возрождение Воспитание в соответ-ствии с новыми иде-алами общества: гармо-ничность, предприим-чивость, оптимизм Возникновение университетов. Рост интереса к уникальной личности педагога. Поощрение самообразования.
    Просвещение Воспитание гражданина , ставящего общественные интересы выше личных Просвещение максимально широких слоев населения: обеспечение всеобщей грамотности, образование женщин
    Индустриаль-ная революция Разработка разноуров-невых взаимосвязанных систем образования и воспитания Поиски адекватного для каждого уровня содержания, форм и методов. Активизация изучения психологии детства
    Социальная эволюция постиндустри-ального общества Поиски модели саморазвивающегося общества и гармоничной личности в нем Осознание неизбежной динамики целей и средств воспитания теоретиками и практиками педагогического процесса

    Интересно сравнить законодательно оформленные цели воспитания двух наиболее интенсивно развивавшихся в ХХ веке стран США и Японии. По решению Конгресса США цель воспитания в этой стране:

    - хороший гражданин,

    - хороший семьянин,

    - хороший труженик.

    Японское правительство выработало не столь чеканную, зато отвечающую важнейшим тенденциям национальной идеологии формулу:

    - Человек, открытый мировому опыту, но ориентирующийся на национальные духовные ценности.

    Анализируя взаимосвязь целей и средств воспитания и их зависимость от своеобразия исторической эпохи, мы вплотную подошли к важнейшим закономерностям воспитания.

    ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА позволяют понять сущность и взаимосвязь педагогических явлений, выявить типичные ошибки воспитания и предложить пути их преодоления.

    1. Связь воспитания и социальной системы: характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества.

    2. Процесс воспитания определяется и взаимообусловливается развитием личности. Целесообразно воздействовать на актуальные зоны развития: «не плестись в хвосте психического развития ребенка, а, забегая вперед этого развития, вести его за собой, целенаправлять, организовывать его, управлять им».(Л.С.Выготский).

    3. Связь воспитания и деятельности: воспитывать – значит включать ребенка в различные виды деятельности.

    4. Взаимосвязь деятельности воспитателя и воспитанников; в т.ч. влияние на процесс воспитания межличностного общения.

    5. Преемственность и взаимосвязь между частными процессами и субъектами воспитания в целостном педагогическом процессе.

    ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ В СВЕТЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

    1. Формирование гуманистического мировоззрения (человек, его жизнь, свобода, счастье – главная ценность и богатство)

    В решении этой задачи огромную роль играет искусство, ибо оно всегда личностно, субъективно, эмоционально. Проживая чужую жизнь, мы усваиваем ее социальный опыт, наша личность формируется под воздействием заразительных примеров, почерпнутых не только из жизни, но и из произведений искусства. перефразируя пушкинского Годунова, можно сказать, что не только науки, но и искусство «…сокращает нам опыты быстротекущей жизни».

    Важным компонентом мировоззрения являются ценностные ориентации личности. Культуру можно представить как систему ценностей. Таким образом, культурологи имеют аозможность воздействовать на весь спектр ценностных ориентаций в сфере

    социально-политических ценностей;

    Профессиональных ценностей;

    Семейно-бытовых ценностей;

    Эстетических ценностей;

    Рекреационных ценностей и т.д.

    2. Формирование социального опыта. В процессе приобретения социального опыта складываются интересы, потребности, мотивация деятельности личности.

    3. Формирование активности личности путем стимулирования ее поведения и деятельности.

    Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами :

    Принцип научности;

    Принцип природосообразности;

    Принцип культуросообразности;

    Принцип ненасилия и толерантности (при условии опоры на положительное в личности);

    Принцип связи воспитания с жизнью;

    Принцип открытости воспитательных систем;

    Принцип вариативности деятельности.

    Лучшие статьи по теме