Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Гадания
  • Темы бесед проводимых с родителями новорожденных. Беседа с матерью или ухаживание за ребенком по организации режима ухода, вскармливания детей. Правильный режим сна

Темы бесед проводимых с родителями новорожденных. Беседа с матерью или ухаживание за ребенком по организации режима ухода, вскармливания детей. Правильный режим сна


План: Введение. Основные правила успешного грудного вскармливания. Соответствуют рекомендациям ВОЗ/ЮНИСЕФ Введение. Основные правила успешного грудного вскармливания. Соответствуют рекомендациям ВОЗ/ЮНИСЕФ Десять шагов успешного грудного вскармливания Десять шагов успешного грудного вскармливания Раннее прикладывание к груди в течение первого часа после рождения. Раннее прикладывание к груди в течение первого часа после рождения. Правильное положение ребенка у груди. Правильное положение ребенка у груди. Литература Литература



Введение Основные правила успешного грудного вскармливания. Соответствуют рекомендациям ВОЗ/ЮНИСЕФ В 1991 году на Совещании международной педиатрической ассоциации ВОЗ и ЮНИСЕФ была принята совместная Инициатива по созданию в больницах условий, благоприятных для грудного вскармливания. Сегодня в Украине эта Инициатива получила широкое распространение среди родовспомогательных учреждений. «Больницы, доброжелательные к ребенку» обрели заслуженную популярность среди будущих родителей. В 1991 году на Совещании международной педиатрической ассоциации ВОЗ и ЮНИСЕФ была принята совместная Инициатива по созданию в больницах условий, благоприятных для грудного вскармливания. Сегодня в Украине эта Инициатива получила широкое распространение среди родовспомогательных учреждений. «Больницы, доброжелательные к ребенку» обрели заслуженную популярность среди будущих родителей. Актуальность проблемы грудного вскармливания во всем мире очень высока. Несмотря на принимаемые усилия, распространенность исключительно грудного вскармливания, на сегодняшний день остается невысокой. Глобальный банк данных Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) располагает информацией в отношении 94 стран и 65% всех грудных детей в мире. По этим данным, лишь приблизительно 35% всех грудных детей получают исключительно грудное вскармливание в возрасте от 0 до 4 месяцев (2002 г.) Актуальность проблемы грудного вскармливания во всем мире очень высока. Несмотря на принимаемые усилия, распространенность исключительно грудного вскармливания, на сегодняшний день остается невысокой. Глобальный банк данных Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) располагает информацией в отношении 94 стран и 65% всех грудных детей в мире. По этим данным, лишь приблизительно 35% всех грудных детей получают исключительно грудное вскармливание в возрасте от 0 до 4 месяцев (2002 г.)


Поэтому, определяя политику здравоохранения в области питания и укрепления здоровья матери и ребенка в ХХI веке, ВОЗ и Детский Фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) ключевое внимание уделяют вопросам грудного вскармливания. «Вкладывать ресурсы в грудное вскармливание – значит вкладывать ресурсы в здоровье» - именно такой лозунг прозвучал в докладе Евробюро ВОЗ в 1995 году. Поэтому, определяя политику здравоохранения в области питания и укрепления здоровья матери и ребенка в ХХI веке, ВОЗ и Детский Фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) ключевое внимание уделяют вопросам грудного вскармливания. «Вкладывать ресурсы в грудное вскармливание – значит вкладывать ресурсы в здоровье» - именно такой лозунг прозвучал в докладе Евробюро ВОЗ в 1995 году. В 2002 году на 55 Всемирной Ассамблее здравоохранения были приняты основополагающие положения Глобальной стратегии по питанию младенцев и детей раннего возраста, где были сформулированы современные рекомендации по грудному вскармливанию. Глобальной стратегии предшествовали более ранние документы ВОЗ и ЮНИСЕФ, Международный свод правил сбыта заменителей грудного молока (1981) и «Инночентийская декларация об охране, поощрении и поддержке грудного вскармливания» (1990), а также Конвенция «О правах ребенка» Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (1989). В 2002 году на 55 Всемирной Ассамблее здравоохранения были приняты основополагающие положения Глобальной стратегии по питанию младенцев и детей раннего возраста, где были сформулированы современные рекомендации по грудному вскармливанию. Глобальной стратегии предшествовали более ранние документы ВОЗ и ЮНИСЕФ, Международный свод правил сбыта заменителей грудного молока (1981) и «Инночентийская декларация об охране, поощрении и поддержке грудного вскармливания» (1990), а также Конвенция «О правах ребенка» Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (1989).


Глобальная рекомендация общественного здравоохранения состоит в том, что для нормального роста, развития и здоровья детей грудного возраста необходимо: Глобальная рекомендация общественного здравоохранения состоит в том, что для нормального роста, развития и здоровья детей грудного возраста необходимо: исключительно грудное вскармливание в течение первых 6 месяцев жизни; исключительно грудное вскармливание в течение первых 6 месяцев жизни; адекватный в питательном отношении и безопасный прикорм при продолжении грудного вскармливания до двух лет или белее. адекватный в питательном отношении и безопасный прикорм при продолжении грудного вскармливания до двух лет или белее. Однако было абсолютно очевидно, что пока не будет изменена практика медицинских учреждений, попытки улучшить ситуацию в отношении грудного вскармливания вне лечебных учреждений будут безуспешными. Научными экспертами ВОЗ было доказано, что существующий во многих родильных домах Европы и Америки подход (позднее прикладывание ребенка к груди, раздельное пребывание матерей и новорожденных, реклама искусственных заменителей грудного молока медицинскими работниками и др.) в значительной мере способствует прекращению грудного вскармливания. Однако было абсолютно очевидно, что пока не будет изменена практика медицинских учреждений, попытки улучшить ситуацию в отношении грудного вскармливания вне лечебных учреждений будут безуспешными. Научными экспертами ВОЗ было доказано, что существующий во многих родильных домах Европы и Америки подход (позднее прикладывание ребенка к груди, раздельное пребывание матерей и новорожденных, реклама искусственных заменителей грудного молока медицинскими работниками и др.) в значительной мере способствует прекращению грудного вскармливания.


Поэтому, в 1991 году на Совещании международной педиатрической ассоциации ВОЗ и ЮНИСЕФ предприняли совместную Инициативу по созданию в больницах условий, благоприятных для грудного вскармливания. Для того, чтобы получить статус «Больница, доброжелательная к ребенку», каждое родовспомогательное учреждение принимает на себя обязательство осуществить «Десять шагов успешного грудного вскармливания». Они изложены в Совместной Декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ «Охрана, поддержка и поощрение грудного вскармливания: особая роль родовспомогательных служб» (1989). Поэтому, в 1991 году на Совещании международной педиатрической ассоциации ВОЗ и ЮНИСЕФ предприняли совместную Инициативу по созданию в больницах условий, благоприятных для грудного вскармливания. Для того, чтобы получить статус «Больница, доброжелательная к ребенку», каждое родовспомогательное учреждение принимает на себя обязательство осуществить «Десять шагов успешного грудного вскармливания». Они изложены в Совместной Декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ «Охрана, поддержка и поощрение грудного вскармливания: особая роль родовспомогательных служб» (1989).


Десять шагов успешного грудного вскармливания Каждому учреждению, оказывающему родовспомогательные услуги и осуществляющему уход за новорожденными детьми, следует: Каждому учреждению, оказывающему родовспомогательные услуги и осуществляющему уход за новорожденными детьми, следует: Иметь Политику в отношении практики грудного вскармливания. Это, в некотором роде, философия, в соответствии с которой работают все сотрудники данного лечебного учреждения, будь то роддом или детская поликлиника. Начиная от главного врача и заканчивая только поступившим на работу молодым лаборантом должны «исповедовать» принципы этой Политики. Иметь Политику в отношении практики грудного вскармливания. Это, в некотором роде, философия, в соответствии с которой работают все сотрудники данного лечебного учреждения, будь то роддом или детская поликлиника. Начиная от главного врача и заканчивая только поступившим на работу молодым лаборантом должны «исповедовать» принципы этой Политики. Весь персонал этого лечебного учреждения должен овладеть всеми необходимым навыкам для осуществления этой политики. Для этого постоянно проводятся тренинги и семинары по вопросам грудного вскармливания. Весь персонал этого лечебного учреждения должен овладеть всеми необходимым навыкам для осуществления этой политики. Для этого постоянно проводятся тренинги и семинары по вопросам грудного вскармливания.


Информирование беременных женщин о преимуществах и методах грудного вскармливания. Информирование беременных женщин о преимуществах и методах грудного вскармливания. Обучение матерей и помощь на самых ранних этапах начала грудного вскармливания, т.е. в течение первого получаса после родов. Обучение матерей и помощь на самых ранних этапах начала грудного вскармливания, т.е. в течение первого получаса после родов. Показывать матерям, как кормить грудью и как сохранить лактацию, даже если они должны быть отделены от своих детей. Показывать матерям, как кормить грудью и как сохранить лактацию, даже если они должны быть отделены от своих детей. Исключение любой другой пищи или питья у новорожденных, кроме грудного молока, за исключением случаев медицинских показаний. Исключение любой другой пищи или питья у новорожденных, кроме грудного молока, за исключением случаев медицинских показаний.


Практиковать круглосуточное совместное размещение матери и новорожденного – разрешать им находится в одной палате. Практиковать круглосуточное совместное размещение матери и новорожденного – разрешать им находится в одной палате. Поощрять грудное вскармливание по требованию ребенка. Поощрять грудное вскармливание по требованию ребенка. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких искусственных средств, имитирующих грудь или успокаивающих. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких искусственных средств, имитирующих грудь или успокаивающих.


Поощрять создание групп поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из больницы. Поощрять создание групп поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из больницы. Предпринятая изначально в целях поддержки грудного вскармливания в акушерских стационарах, в настоящее время Инициатива распространяется и на другие учреждения, оказывающие медицинские услуги, например перинатальные центры, центры здоровья, детские медицинские учреждения Предпринятая изначально в целях поддержки грудного вскармливания в акушерских стационарах, в настоящее время Инициатива распространяется и на другие учреждения, оказывающие медицинские услуги, например перинатальные центры, центры здоровья, детские медицинские учреждения


В настоящее время Инициатива содействия началу и продолжению исключительно грудного вскармливания в медико-санитарных учреждениях осуществляется более чем в больниц в 138 странах. В 2002 году штат Керала (Индия) был провозглашен первым в мире «штатом, создавшим условия для грудного вскармливания». в четырех странах: Малайзии, Намибии, Омане и Швеции требованиям Инициативы отвечают все родовспомогательные учреждения. В странах, которые в числе первых включились в Инициативу «Больница, доброжелательная к ребенку», наблюдается стабильный рост числа детей на исключительно грудном вскармливании. Например, в Швеции, лидере в продвижении Инициативы, уровень исключительно грудного вскармливания достиг 76%. В настоящее время Инициатива содействия началу и продолжению исключительно грудного вскармливания в медико-санитарных учреждениях осуществляется более чем в больниц в 138 странах. В 2002 году штат Керала (Индия) был провозглашен первым в мире «штатом, создавшим условия для грудного вскармливания». в четырех странах: Малайзии, Намибии, Омане и Швеции требованиям Инициативы отвечают все родовспомогательные учреждения. В странах, которые в числе первых включились в Инициативу «Больница, доброжелательная к ребенку», наблюдается стабильный рост числа детей на исключительно грудном вскармливании. Например, в Швеции, лидере в продвижении Инициативы, уровень исключительно грудного вскармливания достиг 76%.


Большое значение для изменения практики учреждений в отношении грудного вскармливания имеет обучение руководителей службы и учреждений родовспоможения, а также медицинского персонала роддомов, женских консультаций, детских поликлиник. Первым шагом к участию учреждений родовспоможения в Инициативе «Больница, доброжелательная к ребенку» было проведение 40- часового обучающего семинара «Консультирование по грудному вскармливанию» в 1999 году, на который были приглашены национальные преподаватели и эксперты из Казахстана, имеющие опыт внедрения 10 принципов ВОЗ и ЮНИСЕФ в практику своих учреждений. Большое значение для изменения практики учреждений в отношении грудного вскармливания имеет обучение руководителей службы и учреждений родовспоможения, а также медицинского персонала роддомов, женских консультаций, детских поликлиник. Первым шагом к участию учреждений родовспоможения в Инициативе «Больница, доброжелательная к ребенку» было проведение 40- часового обучающего семинара «Консультирование по грудному вскармливанию» в 1999 году, на который были приглашены национальные преподаватели и эксперты из Казахстана, имеющие опыт внедрения 10 принципов ВОЗ и ЮНИСЕФ в практику своих учреждений.


Каждая женщина должна знать, что ее молоко является наиболее полноценной пищей для ее ребенка в первые 6 месяцев, а по отдельным наблюдениям и в течение первого года жизни. Поэтому она должна выполнять правила успешного грудного вскармливания, чтобы обеспечить для своего малыша здоровье, а также лучшие условия для роста и развития его организма: Каждая женщина должна знать, что ее молоко является наиболее полноценной пищей для ее ребенка в первые 6 месяцев, а по отдельным наблюдениям и в течение первого года жизни. Поэтому она должна выполнять правила успешного грудного вскармливания, чтобы обеспечить для своего малыша здоровье, а также лучшие условия для роста и развития его организма:


Раннее прикладывание к груди в течение первого часа после рождения. Исключение догрудного кормления из бутылки или другим способом, чтобы избежать нежелательного импритинга и не сформировать у ребенка установку на любое иное кормление, кроме грудного. Исключение догрудного кормления из бутылки или другим способом, чтобы избежать нежелательного импритинга и не сформировать у ребенка установку на любое иное кормление, кроме грудного. Совместное содержание матери и ребенка в одной палате. Совместное содержание матери и ребенка в одной палате. Правильное положение ребенка у груди, которое позволяет матери избежать многих проблем и осложнений с грудью. Если мать не научили этому в роддоме, ей следует пригласить специалиста и научиться этому специально. Правильное положение ребенка у груди, которое позволяет матери избежать многих проблем и осложнений с грудью. Если мать не научили этому в роддоме, ей следует пригласить специалиста и научиться этому специально.



Кормление по требованию ребенка. Необходимо прикладывать его к груди по любому поводу, предоставив возможность сосать грудь, когда он хочет и сколько хочет. Это очень важно не только для насыщения ребенка, но и для его ощущения комфорта и защищенности. Кроме этого мать может предлагать младенцу грудь до 4 раз в час. Ничего дурного не будет в том, что малыш лишний раз приложится к груди. От этого и он, и его мать только выиграют. Кормление по требованию ребенка. Необходимо прикладывать его к груди по любому поводу, предоставив возможность сосать грудь, когда он хочет и сколько хочет. Это очень важно не только для насыщения ребенка, но и для его ощущения комфорта и защищенности. Кроме этого мать может предлагать младенцу грудь до 4 раз в час. Ничего дурного не будет в том, что малыш лишний раз приложится к груди. От этого и он, и его мать только выиграют. Продолжительность кормления регулирует ребенок. Не следует отрывать ребенка от груди раньше, чем он сам отпустит сосок. Продолжительность кормления регулирует ребенок. Не следует отрывать ребенка от груди раньше, чем он сам отпустит сосок.



Ночные кормления ребенка обеспечат устойчивую лактацию и предохранят женщину от следующей беременности. Кроме того, ночное молоко наиболее полноценно. Ночные кормления ребенка обеспечат устойчивую лактацию и предохранят женщину от следующей беременности. Кроме того, ночное молоко наиболее полноценно. Отсутствие допаивания и введения любых жидкостей. Если ребенок хочет пить, его следует чаще прикладывать к груди. Отсутствие допаивания и введения любых жидкостей. Если ребенок хочет пить, его следует чаще прикладывать к груди.


Полный отказ от сосок и бутылочного кормления. При необходимости введения докорма его следует давать только из чашки, из ложки или из пипетки. Полный отказ от сосок и бутылочного кормления. При необходимости введения докорма его следует давать только из чашки, из ложки или из пипетки. Не следует перекладывать ребенка ко второй груди раньше, чем он высосет первую грудь. Если мать поторопится предложить малышу вторую грудь, он не дополучит позднего молока, богатого жирами. Не следует перекладывать ребенка ко второй груди раньше, чем он высосет первую грудь. Если мать поторопится предложить малышу вторую грудь, он не дополучит позднего молока, богатого жирами. Исключение мытья сосков до и после кормления.. Частое мытье груди приводит к удалению защитного слоя жиров ареолы и соска, что приводит к образованию трещин. Грудь следует мыть не чаще 1 раза и день во время гигиенического душа. Если женщина принимает душ реже, то и в этом случае нет необходимости в дополнительном мытье груди. Исключение мытья сосков до и после кормления.. Частое мытье груди приводит к удалению защитного слоя жиров ареолы и соска, что приводит к образованию трещин. Грудь следует мыть не чаще 1 раза и день во время гигиенического душа. Если женщина принимает душ реже, то и в этом случае нет необходимости в дополнительном мытье груди.


Отказ от частых контрольных взвешиваний ребенка. Эта процедура не дает объективной информации о полноценности питания младенца. Она только нервирует мать, приводит к снижению лактации и необоснованному введению докорма. Отказ от частых контрольных взвешиваний ребенка. Эта процедура не дает объективной информации о полноценности питания младенца. Она только нервирует мать, приводит к снижению лактации и необоснованному введению докорма.


Исключение дополнительного сцеживания молока. При правильно организованном грудном вскармливании молока вырабатывается ровно столько, сколько нужно ребенку, поэтому необходимости в сцеживании после каждого кормления не возникает. Исключение дополнительного сцеживания молока. При правильно организованном грудном вскармливании молока вырабатывается ровно столько, сколько нужно ребенку, поэтому необходимости в сцеживании после каждого кормления не возникает.


Ребенок до 6 месяцев находится на исключительно грудном вскармливании и не нуждается в дополнительном питании и введении прикормов. По отдельным исследованиям на грудном вскармливании без ущерба для своего здоровья он может находиться вплоть до исполнения 1 года. Ребенок до 6 месяцев находится на исключительно грудном вскармливании и не нуждается в дополнительном питании и введении прикормов. По отдельным исследованиям на грудном вскармливании без ущерба для своего здоровья он может находиться вплоть до исполнения 1 года. Поддержка матерей, кормивших своих детей грудью до 1-2 лет. Общение с женщинами, имеющими положительный опыт грудного вскармливания, помогает молодой матери обрести уверенность в своих силах и получить практические советы, помогающие наладить кормление грудью. Поддержка матерей, кормивших своих детей грудью до 1-2 лет. Общение с женщинами, имеющими положительный опыт грудного вскармливания, помогает молодой матери обрести уверенность в своих силах и получить практические советы, помогающие наладить кормление грудью.


Правильное положение ребенка у груди. Первым условием успешного кормления является правильное положение ребенка у груди, что значительно облегчает кормление, обеспечивает поступление молока и помогает предотвратить воспаление и растрескивание сосков, а также нагрубание молочных желез. Первым условием успешного кормления является правильное положение ребенка у груди, что значительно облегчает кормление, обеспечивает поступление молока и помогает предотвратить воспаление и растрескивание сосков, а также нагрубание молочных желез.


Перечислим признаки правильного кормления: Перечислим признаки правильного кормления: Положение тела матери и ребенка Положение тела матери и ребенка Матери удобно, она расслаблена. Матери удобно, она расслаблена. Тело ребенка прижато к материнскому, лицом к груди. Тело ребенка прижато к материнскому, лицом к груди. Голова и тело ребенка лежат в одной плоскости Голова и тело ребенка лежат в одной плоскости Подбородок ребенка касается груди. Подбородок ребенка касается груди.


Реакция ребенка Реакция ребенка Ребенок берет грудь, когда он голоден. Ребенок берет грудь, когда он голоден. При касании груди ребенок открывает рот и стремится ее захватить. При касании груди ребенок открывает рот и стремится ее захватить. Ребенок облизывает грудь. Ребенок облизывает грудь. Ребенок не выпускает грудь. Ребенок не выпускает грудь. Эмоциональная близость Эмоциональная близость Мать спокойна, уверена. Мать спокойна, уверена. Мать смотрит на ребенка, гладит его, помимо контакта кожа к коже Мать смотрит на ребенка, гладит его, помимо контакта кожа к коже Контакт глаза в глаза Контакт глаза в глаза


Состояние груди Состояние груди Кожа выглядит здоровой. Кожа выглядит здоровой. Соски набухшие, вытянуты вперед. Соски набухшие, вытянуты вперед. Во время кормления грудь кажется круглой. Во время кормления грудь кажется круглой. После кормления грудь мягкая. После кормления грудь мягкая. Сосание Сосание Ротик ребенка широко открыт. Ротик ребенка широко открыт. Нижняя губа вывернута наружу. Нижняя губа вывернута наружу. Язык изогнут вокруг груди. Язык изогнут вокруг груди. Щеки круглые. Щеки круглые. Ареола больше видна надо ртом ребенка. Ареола больше видна надо ртом ребенка. Медленное глубокое сосание с паузами. Медленное глубокое сосание с паузами. Можно видеть или слышать глотание. Можно видеть или слышать глотание. Ребенок сам отпустил грудь. Ребенок сам отпустил грудь.


Уход за новорожденным Каждая молодая мама после приезда из роддома сталкивается с одними и теми же проблемами, задает себе одни и те же вопросы. Это происходит, когда мамы с новорожденными оказываются предоставленными сами себе, остаются один на один. С первых же дней многочисленные практические проблемы возникают одна за другой. Каждая молодая мама после приезда из роддома сталкивается с одними и теми же проблемами, задает себе одни и те же вопросы. Это происходит, когда мамы с новорожденными оказываются предоставленными сами себе, остаются один на один. С первых же дней многочисленные практические проблемы возникают одна за другой. Зачастую молодые мамы просто теряются перед нахлынувшими новыми заботами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда сама мать чувствует себя слабой и беспомощной перед этим маленьким хрупким существом, имеющим всего несколько дней от роду. Однако достаточно получить несколько правильных советов, поверить в свои способности быть матерью – и необходимый уход за ребенком будет обеспечен. Зачастую молодые мамы просто теряются перед нахлынувшими новыми заботами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда сама мать чувствует себя слабой и беспомощной перед этим маленьким хрупким существом, имеющим всего несколько дней от роду. Однако достаточно получить несколько правильных советов, поверить в свои способности быть матерью – и необходимый уход за ребенком будет обеспечен.


УХОД ЗА НОВОРОЖДЕННЫМ – КАК ДЕРЖАТЬ МАЛЫША? Новорожденного берут нежно, но уверенно, держат в горизонтальном положении, положив его головку на согнутую в локте руку. Малыша можно держать на руках и вертикально, поддерживая затылок ладонью. Держат ребенка крепко, но не сжимая, он должен чувствовать себя уютно. Разговаривайте с ребенком каждый раз, когда берете его на руки. Новорожденного берут нежно, но уверенно, держат в горизонтальном положении, положив его головку на согнутую в локте руку. Малыша можно держать на руках и вертикально, поддерживая затылок ладонью. Держат ребенка крепко, но не сжимая, он должен чувствовать себя уютно. Разговаривайте с ребенком каждый раз, когда берете его на руки.


УХОД ЗА ПУПОЧНОЙ РАНКОЙ НОВОРОЖДЕННОГО Пуповина у младенца обычно отпадает между пятым и седьмым днями жизни, т.е. при выписке из родильного дома. Однако пупочная ранка к этому времени может еще не зарубцеваться. В таких случаях потребуется ее дальнейшая обработка: двукратная ежедневная дезинфекция 5-процентным раствором марганцовокислого калия или 3-процентным раствором перекиси водорода, приготовленными в аптеке, или 1-процентным спиртовым раствором бриллиантовой зелени. Пупочная ранка должна зарубцеваться полностью: не кровоточить, не гноиться, в противном случае следует обращаться к врачу. Рубцевание обычно завершается к 15-му дню жизни. Пуповина у младенца обычно отпадает между пятым и седьмым днями жизни, т.е. при выписке из родильного дома. Однако пупочная ранка к этому времени может еще не зарубцеваться. В таких случаях потребуется ее дальнейшая обработка: двукратная ежедневная дезинфекция 5-процентным раствором марганцовокислого калия или 3-процентным раствором перекиси водорода, приготовленными в аптеке, или 1-процентным спиртовым раствором бриллиантовой зелени. Пупочная ранка должна зарубцеваться полностью: не кровоточить, не гноиться, в противном случае следует обращаться к врачу. Рубцевание обычно завершается к 15-му дню жизни.


УХОД ЗА КОЖЕЙ НОВОРОЖДЕННОГО Существует множество косметических средств для ухода за кожей детей, однако при их выборе необходимо учитывать, что малыши, как и взрослые, имеют различные типы кожи. Поэтому одним детям подходят масляные растворы, другим – присыпки. Существует множество косметических средств для ухода за кожей детей, однако при их выборе необходимо учитывать, что малыши, как и взрослые, имеют различные типы кожи. Поэтому одним детям подходят масляные растворы, другим – присыпки.


УХОД ЗА ГЛАЗАМИ И НОСОМ НОВОРОЖДЕННОГО Глаза протирают ватными тампонами, смоченными кипяченой водой, однократными движениями от наружного края к внутреннему. Нос чистят ватными фитильками. Вашему малышу это не очень понравится, но помните: новорожденные дети не умеют дышать ртом, поэтому носовые ходы обязательно должны быть чистыми. Глаза протирают ватными тампонами, смоченными кипяченой водой, однократными движениями от наружного края к внутреннему. Нос чистят ватными фитильками. Вашему малышу это не очень понравится, но помните: новорожденные дети не умеют дышать ртом, поэтому носовые ходы обязательно должны быть чистыми.


УХОД ЗА НОГТЯМИ НОВОРОЖДЕННОГО Ногти следует начинать обрезать примерно в конце третьей недели жизни специальными продезинфицированными ножницами с закругленными кончиками. Некоторые новорожденные уже при рождении имеют длинные ногти, и они могут оцарапать себя. Поэтому на ручки малыша рекомендуется надевать мягкие хлопчатобумажные варежки. Ногти следует начинать обрезать примерно в конце третьей недели жизни специальными продезинфицированными ножницами с закругленными кончиками. Некоторые новорожденные уже при рождении имеют длинные ногти, и они могут оцарапать себя. Поэтому на ручки малыша рекомендуется надевать мягкие хлопчатобумажные варежки.


КОМНАТА НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА Желательно, чтобы комната ребенка часто проветривалась, а температура в ней не превышала +20 оС. Влажность воздуха в комнате можно поддерживать увлажнителем. И конечно же, ни в коем случае нельзя курить не то что в комнате, а даже в квартире, где находится ребенок. Оформление комнаты или места новорожденного должно быть простым и функциональным. Следует убрать пыленакапливающие и малоиспользуемые предметы и вещи. Желательно, чтобы комната ребенка часто проветривалась, а температура в ней не превышала +20 оС. Влажность воздуха в комнате можно поддерживать увлажнителем. И конечно же, ни в коем случае нельзя курить не то что в комнате, а даже в квартире, где находится ребенок. Оформление комнаты или места новорожденного должно быть простым и функциональным. Следует убрать пыленакапливающие и малоиспользуемые предметы и вещи. Кроватка – основной элемент меблировки, она должна быть комфортной и безопасной Кроватка – основной элемент меблировки, она должна быть комфортной и безопасной


ЛИТЕРАТУРА. \ 1. Генрих ЛОТЦКИИ «Душа твоего ребёнка», перевод с немецкого Е. МАКСИМОВИЧА, под редакцией и с предисловием проф. П.И.КОВАЛЕВСКОГО, Москва- С.- Петербург, издательство т-ва М.О.ВОЛЬФ, 1912 г. 1. Генрих ЛОТЦКИИ «Душа твоего ребёнка», перевод с немецкого Е. МАКСИМОВИЧА, под редакцией и с предисловием проф. П.И.КОВАЛЕВСКОГО, Москва- С.- Петербург, издательство т-ва М.О.ВОЛЬФ, 1912 г. 2. Академик А.М. УГОЛЕВ «Теория адекватного питания и трофология» Санкт-Петербург, С.-Петербургское отделение издательства «Наука», 1991 год, издание Академии наук СССР в серии «Наука и технический прогресс». 2. Академик А.М. УГОЛЕВ «Теория адекватного питания и трофология» Санкт-Петербург, С.-Петербургское отделение издательства «Наука», 1991 год, издание Академии наук СССР в серии «Наука и технический прогресс». 3. «Охрана, поощрение и поддержка практики грудного вскармливания: особая роль родовспомогательных служб» Совместная декларация ВОЗ и ЮНИСЕФ. Публикация Всемирной организации здравоохранения, 1211 Женева 27, Швейцария. 3. «Охрана, поощрение и поддержка практики грудного вскармливания: особая роль родовспомогательных служб» Совместная декларация ВОЗ и ЮНИСЕФ. Публикация Всемирной организации здравоохранения, 1211 Женева 27, Швейцария. 4. «Грудное вскармливание и психологическое единство «Мать и дитя»: Учебное пособие для мед. персонала учреждений родовспоможения и детства/ Е.М. Фатеева, Ж.В. Цареградская. М.: Агар, 2000 с «Грудное вскармливание и психологическое единство «Мать и дитя»: Учебное пособие для мед. персонала учреждений родовспоможения и детства/ Е.М. Фатеева, Ж.В. Цареградская. М.: Агар, 2000 с.183



Консультирование по вопросам вскармливания и ухода за ребенком - двустороннее общение между матерью (родителями) и медицинским работником, целью которого служит предоставление ей (им) исчерпывающей и подробной информации о вскармливании и уходе за здоровым ребенком, о признаках, свидетельствующих о неблагополучии и вероятном заболевании, об уходе и чётком выполнении всех рекомендаций по лечению, если заболевший ребенок остаётся дома, а также помощь матери в принятии информированного решения.

Консультирование предполагает диалог между медицинским работником и матерью (родителями) ребенка, основная цель которого заключается в решении проблем, беспокоящих родителей, в предоставлении достоверной информации в доступной форме и в убеждении следовать данным рекомендациям.

Консультирование - это не только советы, как надо кормить грудью, но и укрепление уверенности матери в равильности того, как она ухаживает за ребенком, в том, что грудное вскармливание - лучшее, что она может дать своему ребенку. Консультирование включает также помощь в принятии матерью самостоятельного правильного решения в случае каких-либо трудностей.

Основные разделы консультирования женщины по вопросам грудного вскармливания перечислены ниже.

● Информация о значении грудного вскармливания для здоровья ребенка и матери.
● Практические советы.
● Психологическая поддержка.
● Беседа с родственниками.
● Возрождение культуры грудного вскармливания.

Консультирование подразумевает не только техническую помощь кормящей матери, но и оказание эмоциональной, психологической поддержки ей и всем членам семьи. Очень важно, чтобы рядом был добрый и понимающий человек, который мог бы общаться, а при необходимости мог бы помочь практически, не делая при этом критических замечаний. Нередко медицинский персонал, желая повысить ответственность матери за здоровье ребенка, подсознательно «запугивает» её, даёт неверные прогнозы, чаще неблагоприятные, в отношении здоровья и развития
ребенка в будущем. Женщину, только что родившую ребенка, необходимо хвалить за правильные действия, настойчиво убеждать в том, что она может кормить грудью, что у неё молоко именно такое, какое необходимо её ребенку, объяснять, что следует считать нормой, давать ей советы, когда мать в них нуждается.

Медицинскому работнику необходимо достаточное количество времени для того, чтобы установить с матерью контакт и взаимопонимание. Важно дать понять матери и членам семьи, которые могут присутствовать при консультировании, что, независимо от характера, социального положения, этнических и религиозных особенностей врач или медицинская сестра настроены по отношению к ним доброжелательно и благосклонно. Консультирование невозможно, если мать не доверяет медицинскому работнику. В течение первых недель после родов все матери более эмоциональны и чувствительны, чем обычно.

Любая информация, которую сообщает медицинский работник, должна быть последовательно изложена простым и понятным языком.

Матери, нуждающейся в консультации, следует сказать, что она всегда может попросить о встрече или связаться с врачом или медицинской сестрой. Благодаря сохранению системы дородового и послеродового патронажа акушерка, детская сестра и врач-педиатр могут осуществлять эффективное консультирование женщины в отношении грудного вскармливания на всех этапах дородовой и послеродовой медицинской помощи.

Одним из важных условий успешного консультирования по вопросам грудного вскармливания служит владение навыками установления и поддержания контакта. Прежде чем обсуждать с матерью вопросы кормления грудью, необходимо побеседовать о самой женщине, её трудностях и проблемах. Успешное кормление грудью во многом зависит от состояния матери, её самочувствия, от наличия жизненных проблем, которые, возможно, не позволяют сосредоточиться только на уходе за ребенком. Члены семьи, наравне с другими авторитетными для матери людьми, способны поддержать мать и повлиять на успешное грудное вскармливание. Для того чтобы оказывать поддержку, членов семьи должны быть проинформированы.

Подготовку к грудному вскармливанию следует начинать уже во время беременности. Женщине необходимо предоставить следующие сведения.

● Грудное молоко - самый лучший продукт питания для ребенка, который по своему качеству не зависит от конституции женщины и диеты. Грудное молоко защищает ребенка от инфекций.
● Кормление грудью положительно сказывается на состоянии здоровья самой матери.
● Размер и форма груди, сосков не влияют на процесс грудного вскармливания.
● Кормление грудью не может «испортить фигуру» женщины. Рождение ребенка всегда сопровождается изменением формы груди и телосложения, независимо от грудного кормления. Длительное и полноценное грудное вскармливание, наоборот, способствует снижению избыточной массы тела.
● Кормление грудью сопровождается появлением глубокого эмоционального единства матери и ребенка, что играет большую роль в их дальнейших взаимоотношениях.
● Не следует заранее покупать бутылочки, соски, молокоотсосы и различные приспособления для искусственного вскармливания, так как это вызывает тревогу в отношении способности к лактации.
● Необходимо до родов объяснить матери важность прикладывания ребенка к груди сразу же после рождения и последующего совместного нахождения с ребенком в палате, поскольку это будет способствовать частому прикладыванию к груди и «прибыванию» молока. Оказывая медицинскую помощь матери и ребенку, медицинский персонал не должен забывать об эмоциональном состоянии матери.
● Следует поздравить мать с рождением ребенка и спросить о первых ощущениях и переживаниях, Необходимо поинтересоваться, как она себя чувствует, и приободрить её.
● Рекомендовано убедить родившую женщину, что в первые сутки не должно быть ощущения, что «грудь полная», поскольку это не означает, что в груди нет молока. Молозиво вырабатывается в небольшом объёме, а «зрелое» молоко прибудет через несколько дней, а частое прикладывание ребенка к груди будет способствовать этому.
● Необходимо помочь приложить ребенка к груди и постараться обратить внимание матери на признаки правильного прикладывания (вывернутая нижняя губа, полный захват ареолы соска).
● Объясняют матери, что в течение первой недели после родов грудь выглядит набухшей и может беспокоить чувство «распирания» в груди. Это проходит достаточно быстро, если часто прикладывать ребенка к груди.
● Дают практические советы по кормлению.
- Здоровому ребенку достаточно только грудного молока. Не нужно давать ему воду или чай.
- Продолжительность кормления зависит от желания ребенка и ему необходимо дать возможность сосать, пока он сам не отпустит грудь.
- Необходимо дать возможность ребенку высосать одну грудь, перед тем, как дать вторую, для того, чтобы он получил достаточно «заднего» молока с высокой концентрацией жиров.
- Кормление грудью способствует сокращению матки и остановке послеродового кровотечения. Во время первых кормлений грудью мать может почувствовать болезненные сокращения матки и увеличение объёма кровянистых выделений. Это нормальный процесс, обусловленный окситоцином, который способствует выделению молока и сокращению матки.
- Перед каждым кормлением не нужно мыть соски, особенно с мылом.

Консультирование и помощь в родильном зале по вопросам грудного вскармливания сразу после рождения ребенка способствует правильному вскармливанию ребенка в последующем. От того, как быстро и правильно ребенок будет приложен к груди в родильном зале, зависит появление многих проблем с грудным вскармливанием в дальнейшем.

Мамочки, родившие первого ребенка, порой находятся в жуткой растерянности: подготовка к появлению малыша и уход за ним вызывают столько вопросов, что просто не знаешь, куда бежать и что делать. Беспокойство и отчаяние тут ни к чему, ведь поводов для переживаний у новоиспеченных родителей и так хватает. В этой статье собраны главные правила и советы по уходу за новорожденным, поэтому ее можно смело использовать как инструкцию по всем волнующим родителей вопросам.

Готовим «приданное» для ребенка

Есть суеверие, что покупать что-либо не рожденному ребенку нельзя, поэтому некоторые мамы специально не готовят «приданное» деткам. Это всего лишь предрассудки. Для будущих родителей и всех родственников настоящее удовольствие – походить по магазинам, выбирая крошечные шапочки и распашонки. Будущей маме подготовка «приданного» помогает настроиться на скорое материнство. К тому же, когда ребенок родится, будет такая суматоха, что спокойно выбирать, стирать и укладывать в стопочки вещи для малыша будет просто невозможно. Итак, что нужно приготовить к появлению крохи на свет:

  • Пеленки (В сумме их понадобится около 20-25. Соотношение тонких и теплых пеленок определяйте исходя из того, в какое время года родится малыш. Кстати, очень удобны трикотажные пеленки: они очень мягкие, хорошо тянутся и облегают тельце).
  • Кофточки или боди (Распашонки без застежки уже не актуальны, поскольку они не удобны. Лучше всего купить несколько кофточек на кнопке или завязках и несколько боди).
  • Слитный комбинезон (Утепленного комбинезона на первое время хватит одного, а тоненьких можно купить несколько).
  • Шапочки (Удобнее всего трикотажные шапочки без завязок. Достаточно 2 тоненьких и одной теплой).
  • Носочки (Мягкие трикотажные носочки пригодятся даже в теплое время года. Можно смело купить 4-5 пар).
  • Теплое шерстяное одеяло.
  • Байковое одеяло или плед.

Не которые покупки можно оставить на потом и при необходимости поручить их бабушкам. К ним относятся, например, варежки – антицарапки. Далеко не все детки сопротивляются подстриганию ноготков, поэтому варежки могут и не пригодиться. Другая покупка из этой серии – подушка. Малышам до года можно спать без подушки, используя вместо нее сложенную пеленку.

Кроме вещей, к появлению малыша нужно подготовить аптечку:

  • Детское масло для обработки складочек (можно обойтись стерильным растительным маслом), ;
  • Пипетка, перекись водорода, пузырек зеленки для обработки пупочной ранки;
  • Цинковая мазь от сыпи и опрелостей;
  • Травы для купания, марганцовка;
  • , грелка с вишневыми косточками, ветрогонные препараты ( , и др ()) на случай колик;
  • Влажные салфетки, ватные диски, стерильная вата, средство для промывания носика — для гигиенических процедур.
  • Жаропонижающее (лучше в свечах), антигистаминное (Фенистил) ().
  • Впитывающие пеленки и подгузники для новорожденных.

По ситуации можно будет докупить , присыпку.

Кое-что для мамы

После выписки из роддома маме тоже понадобятся кое-какие вещи, которые нужно купить заранее:

  • Крем Бепантен от трещин на сосках.
  • Впитывающие прокладки для груди.
  • Удобное белье для кормления.
  • Гигиенические прокладки (либо специальные послеродовые, либо обычные, но с максимальной впитываемостью).
  • Послеродовый бандаж (для лучшего восстановления мышц живота).
  • Накладки на грудь для кормления ().
  • Молокоотсос ().

Если в бытовом плане к появлению все готово – пришло время разобраться и освоить основные процедуры, которые молодой маме придется выполнять ежедневно и не по одному разу.

Утренний туалет: моем глазки, чистим носик

Утром обязательно нужно обработать пупочную ранку. Для этого чистой пипеткой капаем в ранку несколько капель перекиси водорода. Перекись начинает пениться, отделяя корочки и «вынося» их на поверхность. Эти корочки убираем чистой ватной палочкой, а затем другой палочкой наносим на ранку зеленку ().

Меняем подгузник

Большинство современных мам предпочитают пользоваться одноразовыми подгузниками. Менять одноразовый подгузник младенцу приходится около 10 раз в день: ребенок не должен находиться в одном подгузнике дольше 3-4 часов, а кроме этого, менять подгузник нужно всякий раз после того, как малыш покакал. Второй пункт, причем, нужно выполнять даже ночью, потому что каловые массы не впитываются подгузником и сильно раздражают кожу.

Перед сменой подгузника малыша надо подмыть. Если он обкакался – с мылом, если нет – теплой водой из крана (если нет возможности подмыть – протереть влажными салфетками). Если есть раздражение – можно нанести на кожу крем под подгузник, если нет – просто дать коже обсохнуть.

Обязательно нужно беречь пупочную ранку и следить за тем, чтобы застежка подгузника ее не натирала. Есть специальные подгузники для новорожденных, у которых на месте пупка выемка. Если вы пользуетесь другими – отгибайте край подгузника или прикрывайте пупок кусочком стерильного бинта.

Выходим на прогулку

Если ребенок здоров – гулять с ним можно с первого дня жизни. Относительно детских прогулок справедливо правило «у природы нет плохой погоды». Отменить прогулку можно, только если на улице сильный мороз, аномальная жара или другие экстремальные погодные условия. В плохую погоду можно вынесли люльку с малышом на балкон.

Обычно малыши спят в коляске, поэтому время для прогулки мама может выбрать на свое усмотрение. Начинать гулять лучше с 30-40 минут, плавно увеличивая время прогулки. Со временем можно гулять до 4-6 часов в день, разделив это время на 2 «захода».

После купания

После купания тоже нужно провести кое-какие процедуры:

  • Обработать пупочную ранку точно так же, как мы делали это утром.
  • Подстричь ноготки, пока они мягкие от воды.
  • Протереть все складочки маслом (в том числе область за ушками – там часто образуются корочки).

Смотрим видео как купают малыша:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Укладываемся спать

Большинство младенцев, находящихся на ГВ, засыпают именно с грудью. Можно укачать ребенка на руках, а потом аккуратно переложить его в кроватку. Опыт мам показывает, что на сон малышей лучше пеленать: так их собственные движения не доставляют им никакого беспокойства, они не пугаются собственных ручек или ножек. Кстати, новорожденному малышу лучше купить люльку, а не кроватку. Ограниченное пространство более комфортно для младенца, нежели просторная и не соразмерная его тельцу кровать.

Комнату перед сном обязательно нужно проветрить. Считается, что , где спит малыш – около 20 градусов.

Укладывать кроху спать на спину нельзя – во сне малыш может срыгнуть и захлебнуться рвотными массами. Чтобы малыш сам не переворачивался на спину, уложив его на бочок, подоприте его спинку маленькой подушечкой или свернутым одеялом. Позу спящего малыша периодически нужно менять, перекладывая его с одного бока на другой. Это нужно для того, чтобы не деформировались кости черепа.

Самые популярные вопросы, волнующие молодых мам

Трепетная молодая мама вздрагивает от каждого чиха своего малыша и впадает в растерянность перед многими незнакомыми ей явлениями. Попробуем разобраться с самыми частыми вопросами молодых мам.

Странный цвет и сухость кожи младенца

Кожа недавно рожденного крохи может иметь красноватый, желтоватый оттенок. Первое связано с очень тонким слоем подкожного жира: красный оттенок — это просвечивающие через кожу кровеносные сосуды. Желтизна () бывает следствием повышенного содержания билирубина и уходит, когда печень начинает активнее работать.

Малыш икает

Икать многие детки начинают еще в животе. Обычно икота у младенцев возникает из-за излишков воздуха, попавшего в желудок при кормлении. Лучший способ избавиться от нее – поносить малыша «столбиком» и сделать массаж животика ( ).

Ребенок срыгивает

Срыгивание – это следствие неразвитости пищеварительной системы и специальный детский механизм «борьбы» с перееданием. В качестве профилактики следите за тем, чтобы малыш (так он не наглотается лишнего воздуха), и держите его «столбиком» после кормления. В целом же срыгивание ни чуть не опасно. В норме 1 раз в день ребенок даже может срыгнуть «фонтаном». Если это случается чаще и срыгивание продолжается дольше 6 месяцев – нужно обратиться к неврологу ( ).

Ребенок чихает и кашляет

Если никаких признаков простуды при этом нет (насморк, высокая температура) – это естественные рефлексы самоочищения организма от слизи в горле и носу.

Как одевать ребенка

Организм крохи еще плохо удерживает тепло и поддерживает постоянную температуру. Это нужно учитывать и дома, и на улице. Чрезмерно кутая, ребенка легко можно перегреть, а оставляя раздетым – наоборот, переохладить. Главное правило одевания для малыша: одевать как себя + один слой одежды.

Одежда для крохи должна быть сшита из натуральных тканей, иметь удобную конструкцию и безопасные застежки. Лучше всего выбирать кофточки и комбинезоны, которые можно легко одеть, не выворачивая ребенку ручки и ножки и не пропихивая головку в узкую горловину. Вся фурнитура (кнопки, пуговицы) должна быть качественной и надежно пришитой, чтобы карапуз не мог оторвать и проглотить мелкую деталь одежды.

Как понять, тепло ли ребенку

Температура ручек и ножек в этом вопросе ни о чем не говорит, потому что они у младенцев часто прохладные из-за плохой терморегуляции. Чтобы понять, тепло ли ребенку, нужно потрогать его шейку: если она прохладная – лучше одеть малыша потеплее.

Можно ли давать ребенку соску?

Если есть планы на успешное и долгое кормление грудью – лучше не надо, во всяком случае, месяцев до 6, пока лактация полностью не установится. Соска сбивает ребенка с толку, он начинает путать мамину грудь и ее силиконовый заменитель, и может вообще отказаться от груди. Кроме того, есть мнение, что сосание соски плохо влияет на формирование прикуса. Читаем

3. Определить главную проблему.

4. Составить план действий акушерки по основной проблеме.

6. Указать критерии оценки достигнутого результата.
Эталон ответа:

Проблемы пациента - беспокойство, крепитация и болезненность в области ключицы.

Цели ухода:

Краткосрочная цель - уменьшение болезненности и гематомы.

Долгосрочная цель - нормализация состояния.

План действий медсестры:

Проблема - болезненность в области ключицы и беспокойство.

Цель - уменьшение болезненности и беспокойства.

Действия медсестры :

1. Направление на консультацию к неонатологу, невропатологу, ортопеду.

2. Организация правильного ухода и вскармливания .

- бережный уход и пеленание с использованием ортопедической укладки,

- вскармливание грудным молоком из рожка до улучшения состояния,

- бережная транспортировка ребенка (на руках) на физиотерапевтические процедуры и массаж, на обследование,

- раздача лекарственных препаратов,

- выполнение инъекций - обучение матери навыкам ухода за новорожденным ребенком с данной патологией.

Критерий оценки достигнутого результата - уменьшение болезненности при пеленании, уменьшение беспокойства.


ЗАДАЧА № 4

Главная проблема - родовая опухоль в области затылка.

Цели:

- краткосрочная - уменьшение в размере родовой опухоли,

- долгосрочная - нормализация состояния.

План действий м/с:

- консультация неонатолога,

- выполнение назначений врача,

- бережное пеленание и уход,

- холод к голове,

- кормление из рожка сцеженным грудным молоком,

- раздача лекарственных препаратов (фенобарбитал, валериана, пустырник, вит. К и т.д.),

- выполнение в/м инъекций (викасол, витамины и т.д.).

- обучить правилам подмывания, обработки кожи и слизистых,

- обучить технике пеленания,

- обучить технике сцеживания молока, обработке груди, сосков,

- обучить технике обработки рожков и сосок,

- соблюдение правил личной гигиены, диеты, режима кормящей женщины.

Критерий оценки достигнутого результата: уменьшение размеров опухоли, появление хорошего сосательного рефлекса, уменьшение утомляемости при сосании, исчезновение беспокойства.

ЗАДАЧА № 5

Вы работаете на посту послеродового отделения. У ребенка на 3-й день жизни появилось желтушное окрашивание кожи. Сосет активно. Состояние ребенка удовлетворительное. При осмотре поставлен диагноз - транзиторная желтуха новорожденных. Мама ребенка беспокоится о его состоянии.


Задания :

1. Выявить проблемы.


  1. Определить главную проблему.

  2. Определить краткосрочную и долгосрочную цели.

  3. Составить план действий м/с.
5. Дать советы матери по уходу и вскармливанию данного ребенка.

6. Указать критерии оценки достигнутого результата.


Эталон ответа:

Проблемы:

Желтушное окрашивание кожи,

Беспокойство матери.

Главная проблема - беспокойство матери.


- краткосрочная - устранение беспокойства матери,

Долгосрочная - исчезновение желтушного окрашивания кожи.

План действий м/с:

Проблема - беспокойство матери.

Цель - устранение беспокойства.

Действия м/с:

Беседа с матерью новорожденного, предоставление информации об особенностях периода новорожденности, о пограничных состояниях новорожденных,

Обучение матери навыкам ухода и вскармливания новорожденного с данным стоянием,

Контроль за объемом питания и физиологическими отправлениями.

Частое прикладывание к груди,

Достаточное введение жидкости (5% р-р глюкозы между кормлениями),

Правильный уход за кожей и слизистыми,

Соблюдение режима и диеты кормящей матери, правил личной гигиены.

Критерий оценки достигнутого результата - спокойное состояние матери, уменьшение или исчезновение желтушности кожи.


ЗАДАЧА № 6

Вы - акушерка женской консультации. На приеме беременная женщина 21 года, беременность первая, 9 недель. При опросе выявлено наличие контакта беременной женщины , больным краснухой.

Задания :

1. Выявить проблемы

2. Определить цели.

3. Составить план действий акушерки.

4. Чем опасна данная инфекция?
Эталон ответа:

Проблема - опасность инфицирования плода.

Краткосрочная цель - выяснение возможности инфицирования женщины,

Долгосрочная цель - выяснение возможности инфицирования плода.

План действий акушерки:

Сбор анамнеза у беременной (выяснение эпиданамнеза; болела ли женщина ранее

краснухой),


- направление на исследование для определения титра антител к вирусу краснухи в динамике,

При нарастании титра антител проведение беседы с женщиной об опасности данной

инфекции для плода, разъяснение необходимости аборта в данной ситуации,

Психологическая помощь беременной женщине.

Вирус краснухи при инфицировании плода в эмбриональном периоде может вызывать тяжелые полиорганные пороки развития, например триаду Грегга (поражение глаз, пороки развития сердца, глухота).
ЗАДАЧА № 7

Выполнение назначений врача,

Организация правильного ухода и вскармливания,

Обучение матери навыкам ухода и вскармливания ребенка,

Тщательный уход за кожей и слизистыми,

Кормление донорским грудным молоком из рожка,

Тщательное сцеживание матерью грудного молока, соблюдение режима и диеты кормящей матери,

Дополнительное введение жидкости ребенку (5% р-р глюкозы, р-р Рингера и т.д.),

Контроль за частотой дыхания пульса,

Контроль за физиологическими отправлениями,

Контроль за массой тела ребенка,

Помощь в проведении обследования новорожденного,

Раздача лекарств,

Помощь в проведении лечебных мероприятий.

Состояние ребенка может быть обусловлено поступлением большого количества тиреоидных гормонов от матери (больной гипертиреозом) в кровь новорожденного . Но необходимо исключить кишечную инфекцию и другую эндокринную патологию.

Критерий оценки достигнутого результата - устранение беспокойства матери и улучшение состояния ребенка.
ЗАДАЧА № 9
Новорожденный ребенок родился на сроке беременности 32 недели с массой тела 1100 г, длиной 40 см. Сосательный рефлекс отсутствует, тепло не удерживает, при крике и беспокойстве синий, состояние тяжелое.
Задания:


  1. Укажите способ вскармливания ребенка.

  2. Перечислите все известные Вам методы согревания.

  3. Выберите метод согревания данного ребенка .

Эталон ответа:

При отсутствии сосательного рефлекса у недоношенного ребенка и тяжести состояния необходимо проводить вскармливание через зонд.

Методы согревания детей:


  1. Предварительно согретое белье (пеленки, распашонки, конверт из одеяла).

  2. Лучистое тепло (лампа над кроваткой, пеленальным столиком).

  3. Обогревание палаты.

  4. Открытый кювез-кроватка (подогрев матрасика).

  5. Закрытый кювез-инкубатор.

  6. Грелки в кровать.

  7. Метод «кенгуру» - непосредственный контакт с кожей матери, выхаживание непосредственно на груди матери, лишь на непродолжительное время ребенок помещается в кроватку или инкубатор для поддерживания нормальной температуры тела. Облегчает и увеличивает продолжительность грудного вскармливания позволяет постоянно наблюдать за состоянием ребенка, снижает риск развития инфекции.
Наиболее оптимальным способом согревания недоношенного ребенка является помещение его в закрытый кювез.
ЗАДАЧА № 10
Девочка, возраст 5 дней. Масса при рождении 3500 г, масса тела во время осмотра 3300 г. Отмечается желтушное окрашивание кожи и склер, появившееся 2 дня назад. Состояние ребенка удовлетворительное, температура нормальная, сосет активно.
Задания:

  1. Выявить проблемы пациента.

  2. Определить главную проблему.

  3. Определить цели ухода.

  4. Составить план действий м/с по основной проблеме.

  5. Организуйте этапы планирования и сестринских вмешательств по решению проблемы: «Ребенок нуждается в организации питания из-за малого возраста».

Эталон ответа:

Проблемы пациента: желтушное окрашивание кожи и склер, невозможность организовать питание и уход из-за малого возраста.

Главная проблема - желтушность кожи и склер. Учитывая удовлетворительное состояние ребенка, отсутствие симптомов интоксикации, а также возраст ребенка и сроки появления желтушности кожи и склер, можно считать, что у ребенка физиологическая желтуха новорожденных, имеется убыль массы тела 6 %.

Цели ухода: помочь ребенку справиться с физиологической желтухой . Наладить адекватное вскармливание, дать основные рекомендации маме по уходу и вскармливанию.

План действий медсестры по основным предметам:

1. Организовать уход за ребенком с физиологической желтухой.

2. Организовать оптимальное питание ребенку 5 дней.

Реализация плана:

1. Выполнять назначение врача по уходу за ребенком с физиологической желтухой.

3. Обеспечить естественное вскармливание грудью матери или грудным донорским молоком.

4. Научить маму правилам и технике кормления грудью.

5. Познакомить маму с особенностями питания кормящей женщине.

Критерии достигнутых результатов:

1) желтушность кожи и склер исчезла через 5-6 дней,

2) состояние ребенка удовлетворительное,

3) ребенок начал прибавлять в весе.

В этой статье:

Наука ухода за новорожденным трудна, но необходима. Первостепенная задача медперсонала роддома и родителей – оградить дитя от всевозможных болезней и опасностей, дать ему должное внимание, заботу и защиту.

Первые минуты жизни ребенка

Сразу после рождения малыша медицинские работки производят ряд процедур, называемых первым туалетом новорожденного. Начинаются эти мероприятия с удаления из ротовой полости и носоглотки, при помощи специального отсоса, околоплодных жидкостей. Далее выполняется процесс перевязки и обработки пуповины. Происходит это в два этапа:

  1. Как только ребенок родился, его пуповину перетягивают двумя зажимами Кохера, заранее обработанными, полностью стерильными и безопасными. Расстояние между ними составляется всего лишь два сантиметра, при этом первый зажим помещается на 10 см от пупочного кольца. Пространство между зажимами подлежит обработке спиртовым раствором йода, а затем рассекается стерильными ножницами. Ребенка оборачивают в теплую пеленку и укладывают на пеленальный стол, над которым установлена специальная лампа для обогрева.
  2. На втором этапе происходит обработка пуповинного остатка. При правильном уходе за новорожденным ребенком его пуповина подвергается стерильной обработке салфеткой. Остаток пуповины медсестра крепко сжимает большим и указательным пальцами и в пространство между браншами Кохера, на расстоянии в 1 см от пупочного кольца, устанавливаются скобки Роговина. Остальная часть пуповины отсекается, а срез тщательно обрабатывается 10% раствором из марганцовокислого калия.

Предпоследним этапом первого туалета ребенка после родов является обработка кожных покровов. Марлевая салфетка, слегка смоченная в растительном или вазелиновом масле, позволяет легко и стерильно удалить с кожи ребенка первородную смазку и слизистые выделения.

Завершающим этапом проведения ухода за ребенком после родов становится проверка на заболевание глаз – профилактика гонобленореи. В глазки малыша закапывают 20% раствор альбуцида или обрабатывают конъюнктивы нижних век 1% тетрациклиновой мазью. Через 2 часа процедуру повторяют. Также на последнем этапе туалета девочкам единожды закапывают в половую щель пару капель 1% раствора нитрата серебра.

Первые процедуры после рождения

После первичного туалета медперсонал проводит антропометрический анализ ребенка. Медсестры измеряют массу и длину тела, определяют окружность головы и производят замер объема грудной клетки. После этого на запястье ребенка и матери надеваются мягкие повязки с бирками, в которых указаны ФИО матери, дата и время рождения ребенка, его пол, вес и длина. И вот уже через пару часов мать и дитя переводят в послеродовое отделение – палату для новорожденных.

Палата для матери и ребенка

За те несколько дней, проведенных в одной палате наедине с малышом, мать учится первому уходу за новорожденным, приобретает важнейшие навыки, которые в последующем пригодятся ей дома.

В послеродовой палате ребенка тщательно осматривает неонатолог и детская медсестра. Они снимают творожистое масло, остатки которого могли остаться на теле и каждое утро выполняют ряд процедур – измеряют температуру ребенка, производят взвешивание, дают оценку общему состоянию малыша и записывают все это в детскую историю развития.

Врач рассказывает матери, в чем заключаются особенности ухода за новорожденным в первые и последующие дни жизни – его необходимо подмывать каждый раз перед кормлением. Подмывают ребенка теплой проточной водой, используя при этом детское мыло. Также младенца необходимо подмывать во время пеленания. Чтобы на коже ягодиц не было опрелостей, ее смазывают специальным кремом или 1% таниновой мазью.

Утренний туалет в стационаре

Каждое утро медицинский персонал в первые дни новорожденного ухаживает за ним. Лицо и глаза аккуратно протираются смоченными в растворе фурацилина ватными тампонами. При этом каждый глаз протирается отдельным тампоном, от внешнего уголка глаза к внутренней стороне. Носик и ушки медперсонал чистит обработанными маслом ватными жгутиками.

Если у ребенка наблюдается молочница слизистой рта, то полость обрабатывают зеленкой или раствором буры в глицерине.

Наблюдаем за пупком

В особенности правильного ухода за новорожденным входит обработка остатка пуповины. По прошествии 12 часов от того момента как ребенок появился на свет, стерильную повязку с пупка снимают. Медсестра тщательно моет руки и обрабатывает остаток пуповины специальным раствором, состоящим из этилового спирта и калия перманганата. Эту процедуру повторяют каждодневно, пока мать с ребенком находится в палате, либо пока пуповина не отпадет самостоятельно. Если этого не произошло в роддоме, то медперсонал обязан провести с матерью беседу, где рассказывается о том, как ухаживать за пуповиной в домашних условиях. Также матери объясняют, как обрабатывать пупочную рану после того, как остатки пуповины отпадут.

Малыша привезли домой

Для начала нужно подготовить комнату к приезду ребенка. В помещении, где находится кроватка, нужно поддерживать чистоту – два раза в день делать влажную уборку и проветривать несколько раз, по 15 минут. При этом нужно следить за температурой воздуха в комнате, так как она должны быть постоянной, не более 22 и не менее 20 градусов. Освещение как днем от солнечного света, так и в вечернее время от ламп и светильников, должно быть умеренным. Чистота, тишина и спокойствие – главные друзья ребенка, особенно в первые месяцы жизни.

На кроватку ребенка не должны попадать прямые солнечные лучи, ее не должны продувать сквозняк и нагревать отопительные приборы – мы же не хотим, чтобы малыш заболел. Чаще всего возле кроватки ставится пеленальный столик. Это удобно, ведь сразу перед тем как лечь в люльку и после сна ребенка можно переодеть, не боясь что он замерзнет. Также на столике удобно делать упражнения для развития и массаж.

Ребенок имеет свойство находить грязь там, где ее и быть не могло, поэтому все его вещи состоят из мягких, не синтетических тканей, которые можно легко постирать и в случае нужды прокипятить. Игрушки не должны быть слишком грубыми, а все этикетки и ярлыки необходимо аккуратно удалить. Чистое белье нужно хранить отдельно от грязных вещей, стирать одежду малыша стоит отдельно от взрослого гардероба.

Аптечка для новорожденного

В аптеках специально для новорожденных продаются аптечки, содержащие необходимые препараты и приборы для диагностики и оказания первой помощи младенцу. В их состав входят:

  • Стерильная вата;
  • Соски для бутылочки из резины;
  • Термометр для тела;
  • Термометр для воды;
  • Детский крем;
  • Присыпка;
  • Перманганат калия;
  • Зеленка;
  • Фурацилин;
  • Масло вазелиновое;
  • Пара стерильных бинтов.

Помимо этого родителям нужно приобрести стеклянную банку, в которую будет помещаться вата. Крышка банки должна хорошо закрываться, во избежание попадания микробов. Также стоит приобрести кастрюлю для кипячения сосок, кастрюлю с плотно прилегающей крышкой для уже обработанных сосок и бутылочек, резиновую грелку, маленькую клизму и трубку для отвода газов.

Ухаживаем за пупком в домашних условиях

Пупочная ранка заживает полностью к концу третьей неделе, а значит уход за новорожденным в роддоме не заканчивается. Ранка каждый день обрабатывается следующим образом: с помощью левой руки раздвигают кожу сверху и снизу по краю ранки, а правой рукой обрабатывают ранку перекисью водорода, в котором смочена ватная палочка. Этой же палочкой удаляются корочки запекшейся крови. Далее по центру пупочной ранки проводят палочкой, смоченной в зеленке.

Ежедневный туалет

Ежедневный туалет начинается с самого утра, перед первым кормлением, строго в определенном порядке. Для начала лицо новорожденного умывают теплой прокипяченной водой, используя при этом ватный тампон или просто чистую руку. Глазки обрабатываются так же, направляют тампон от наружной части глаз к внутренней. Нос обрабатывают с применением ватных палочек, смоченных в вазелиновом масле. Ушки обтирают влажной салфеткой, как внутри, так и за раковиной. Затем обрабатываются места, склонные к повышенной опрелости – складки и подмышечные впадины.

По советам из книг по уходу за новорожденным, кожу младенца обрабатывают детским кремом, а ягодицы и промежности очищают с помощью детского мыла и проточной воды. При этом девочек нужно подмывать по направлению от переда к заду, чтобы не занести инфекцию в мочеполовую систему. Ребенка подмывают несколько раз на день, после мочеиспускания и дефекации.

Обрабатываем рот

У ребенка слизистая полость нежная, ее можно легко поранить. При этом обработка ее не требуется, кроме случаев, когда у малыша наблюдается молочница. При диагностике этой болезни слизистую поверхность рта смачивают раствором питьевой соды – 1 чайная ложка разбавляется в 1 стакане кипяченой воды, доведенной до комнатной температуры. Раствор наносится на ватный тампон и мать, аккуратно открывая рот ребенку, обрабатывает поверхность. Так повторяется через каждые 3 часа, непосредственно перед кормлением. Родителям рекомендуется проявлять осторожность – тщательно кипятить соски, бутылочки, а также обрабатывать пустышки.

Гигиена купания

Важная часть в вопросе о том, как ухаживают за новорожденным ребенком в домашних условиях – это купание. Купаться лучше всего перед самым последним вечерним кормлением, либо за одно кормление до него. Для этого нужна специальная ванночка. Само купание проходит 5-7 минут. До того, как пупочная ранка малыша зажила, его необходимо купать исключительно в прокипяченной воде температуры тела. Комната, где совершает омовения ребенок, не должна продуваться сквозняками и быть прогретой до тепературы не менее 23 градусов. Перед каждым купанием ванночку необходимо дезинфицировать мылом и обдавать кипятком. До того как налить воду, родители должны подготовить все что необходимо для водных процедур. Это кувшин, из которого ребенка будут обливать после купания, термометр, чтобы измерять температуру воды, а также детское мыло, в состав которого не входят красящие пигменты и жир. Ребенку понадобится мягкая рукавичка для намыливания и крем для самых маленьких.

На пеленальном столике к тому времени должно быть разложено чистое белье. В холодное время года его рекомендуют прогреть.

Как правильно купаться

Купать ребенка следует каждый день. Для ухода за пупочной ранкой и вообще для ухода за кожей новорожденного рекомендуется периодически разбавлять воду травяным сбором – это полезно как для тела ребенка, так и для его психического состояния – многие травы успокаивают не только мышцы и снимают раздражение кожи, но и помогают справиться с нервным и беспокойным состоянием.

Вытирать ребенка следует нежными, промокательными движениями, используя чистую пеленку или мягкое детское полотенце. При этом не нужно вытирать малыша в его комнате – пока вы с ним на руках дойдете из ванной, он может простудиться. Только после того, как вода будет удалена, младенца кутают и относят на пеленальный столик.

Прогулка

В летнее время года с ребенком можно гулять уже на второй день после выписки, зимой же – через 2-3 недели, смотря по погоде. В первый раз ребенок должен находиться на улице при температуре не менее минус 5 градусов. Первая прогулка длится 10 минут, вторая 20, третья 50 и т.д. Через месяц с малышом можно будет гулять не менее полутора часов. Прогулки способствуют повышению аппетита, нормализации кровообращения, а также лучшему сну, физическому и психологическому состоянию в целом.

Полезное видео об уходе за новорожденным

Лучшие статьи по теме