Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Гадания
  • U-интервью с нейропсихологом. Качаем мозг: «брейнбилдинг» или гимнастика для ума. Мой личный опыт в сфере нейропсихологии

U-интервью с нейропсихологом. Качаем мозг: «брейнбилдинг» или гимнастика для ума. Мой личный опыт в сфере нейропсихологии

В последнее время неуклонно увеличивается спрос на занятия с нейропсихологом для детей. Растёт количество ребят с особенностями раннего развития: расторможенностью, барьерами при общении, дефектах на эмоциональном уровне. Это связанно с дисфункцией или незрелостью строений головного мозга. Даже ультрасовременное оборудование не в силах отобразить локализацию центра этих деформаций на практике. Поэтому родители прибегают к диагностике, которая помогает выяснить трудности, подобрать программу реабилитации.

Зарождение и основы нейропсихологии

Наука об устройстве психических процессов появилась после Великой Отечественной Войны. В то время воины нуждались в немедленном восстановлении. Учёные прибегли к новым технологиям, помогающим определить места повреждения центрального отдела нервной системы, оперативно возвращая больного в норму. Как следствие, зародилась детская нейропсихология. Она является частью раздела в медицине. Изучает источник психического функционирования. Из-за физиологической пластичности малышей, различается подходами и принципами:

  • Систематичность;
  • Опора на сохранные формы активности – развитие слабых психических качеств, опираясь на сильные стороны.

Включает в себя следующие методики:

  • Диагностика (первостепенная, обязательная);
  • Моторная коррекция;
  • Психологическая;
  • Когнитивное распознавание;
  • Проективная проверка;
  • Поэтапное семейное консультирование;
  • Мозговая гимнастика;
  • Прицельная разработка речи;
  • Поведенческая терапия;
  • Сказкотерапия;
  • Игры на выработку внимания;
  • Логические задачи, другие индивидуальные тесты.

Причины обращения к врачу

Нейропсихологический осмотр не говорит о проблемах развития ребёнка, об отсталости.

Это средство для выявления возможностей его дальнейшего развития.

В каком же случае стоит записаться на занятия со специалистом для детей дошкольного возраста? Если ваш младенец:

  • Неусидчив;
  • Несобранный;
  • Быстро утомляется;
  • Не успевает по школьной программе за одноклассниками;
  • Испытывает трудности в освоении чтения и письма;
  • Плохо ориентирован в пространстве;
  • Демонстрирует заторможенность психического, речевого развития.

Первичная диагностика особенно полезна детям от пяти до десяти лет. Сразу после консультации с нейропсихологом в Москве и других городах, вы узнаете о:

  • Доминантном полушарии мозга;
  • Типе душевной организации, темперамента;
  • Причинах трудностей при взаимодействии со сверстниками (если они есть).

Программа восстановления разрабатывается индивидуально с использованием телесно ориентированного лечения. Важно, чтобы доктор предварительно изучил медицинскую карту пациента. Это повысит ценность, продуктивность реабилитации, которая вмещает когнитивные и двигательные упражнения. Постоянная периодика – главное условие. Как следствие, оперативные перестройки психики.

Коррекция и её результаты

Наиболее продуктивным методом помощи ребятам, при наличии особенностей развития мозговых функций, выступает нейропсихологическая коррекция. Она являет собой методологический комплекс, направленный на восстановление мозговых функций, которые были нарушенными. Предназначена для детей с самого рождения до подросткового периода. Особенно полезна при аутизме и невротических расстройствах личности. Помогает побороть:

  • Понижение работоспособности, повышенную усталость;
  • Нарушение мыслительных процессов;
  • Заторможенное речевое развитие;
  • Отсутствие саморегуляции в процессе учёбы;
  • Деформацию пространственных представлений.

В её основе лежат классические нейропсихологические принципы с использованием методов лечения из других дисциплин: дефектология, педагогика, логопедия. Курс терапии в среднем составляет 25 занятий, которые проводятся еженедельно. Их продолжительность варьируется в пределах 60-80 минут, а форма определяется специалистом (индивидуальная либо групповая). Количество коррекционных практик рассчитывается с учётом результатов диагностики. Оно зависит от выраженности проблем в психическом развитии.

Коррекция предусматривает наличие развивающих игр, упражнений на выработку речи, артикуляции, простых заданий на дом. Она поделена на четыре этапа:

  1. Диагностический: предварительное консультирование. Эта ступень помогает выявить уровень развития, особенность организации мозговых структур и разработать программу коррекции;
  2. Установочный: мотивационные рычаги. Нейропсихолог налаживает эмоциональный контакт с ребёнком и родителями.
  3. Оценочный: анализ коррекционной работы. Проводится контрольное наблюдение, которое разрешает промониторить результаты. Максимальный эффект вероятно заметить не раньше, чем после 6 месяцев продуктивной работы с доктором. По итогу – заключение о функционировании головного мозга ребёнка. В документе указаны конкретные примеры и выводы.

Важно полное соблюдение рекомендаций врача. Это позволит преодолеть трудности обучения, окажет положительное влияние на формирование личности. После, у детей стабилизируется эмоциональный фон, возрастает уверенность в себе, открываются потенциальные задатки.

Занятия с нейропсихологом сегодня набирают популярность, поскольку являются качественным способом восстановления гармоничного развития ребёнка. Практики укрепляют психическое здоровье. Вместе с тем, раскрывают потенциал, подготавливают почву для школьной адаптации и самодисциплины.

1 7 455

Если ребёнок разговаривает или читает хуже сверстников, нужно разобраться, что ему мешает. Поможет в этом нейропсихологическая диагностика. Мы расскажем, как нейропсихолог выявляет проблемы и решает их. А ещё дадим несложные упражнения, которые развивают память и координируют работу полушарий. Родители могут сами делать их дома с ребёнком.

Все родители любят своих детей и считают их особенными. Иногда можно услышать, как мама защищает своего ребёнка, доказывая, что он «никому ничего не должен». Не должен начинать говорить в 1,5 года, не должен запоминать буквы и цифры в 6 лет, не должен знать, как называются цвета. Но важно помнить, что нейропсихолог тоже с любовью относится к своим пациентам. Иногда, чтобы защитить ребёнка и помочь ему быть здоровым и успешным, нужно понять, что ему мешает разговаривать, запоминать, учиться. Этим и занимается нейропсихологическая диагностика.

С её помощью проверяются:

  • память;
  • внимание;
  • восприятие (аудиальное, визуальное, кинестетическое).

В работе мы используем условное деление на 3 блока мозга, не академическое, но принятое в нейропсихологии. И для этих трёх блоков намечаем программу нейропсихологического восстановления. Возможно, представление о каждом из блоков поможет родителям лучше понять, что именно может показывать нейропсихологическая диагностика.

1. Первый блок: батарейка

Низ затылочной части отвечает за то, чтобы мозг получал достаточно крови. Проблемы с памятью и мышлением могут быть связаны с тем, что мозгу просто не хватает воды и кислорода. Он словно обесточен, как дорогой и совершенный прибор, который не может работать, если нет источника электричества. Может понадобиться и помощь психотерапевта .

При проблемах с первым блоком у ребёнка бывает много рациональных, а частично и иррациональных страхов, что на фоне нарушений может выглядеть как аутизм. Один мой пациент в 2 года 7 месяцев уже получил от районного логопеда и психиатра прогноз, который можно сравнить с приговором. «Никогда не заговорит, в школу пойти не сможет». Но уже после диагностики было понятно, что мышление у него просто блестящее. Ум, воля, характер. А вот первый блок, что называется, совсем «не тянул», сил не было. Я сразу сказала маме: «Его ждёт как минимум МГУ, ниже планку не опускайте. А речь вытащим». После 2,5 лет работы наладили артикуляцию, выправили, работали в контакте с телесно-ориентированными терапевтами, с остеопатами .

2. Второй блок: приём, переработка и хранение информации

Проблемы второго блока очень часто встречаются у детей. Например, ребёнок плохо воспринимает информацию на слух, при том что слышит хорошо. При 100% зрении не усваивает зрительную информацию. Не очень хорошо работает краткосрочная память. Тогда надо повторять-повторять-повторять, и получим результат. Бывает и наоборот: краткосрочная сильная, всё запоминает с первого раза, но назавтра не может воспроизвести. В таких случаях после диагностики составляется программа нейропсихологической коррекции. В неё входит много упражнений на дыхание, движение, мелкую и крупную моторику.

Если диагностика указывает на проблемы во втором блоке, важно определить, какое полушарие мозга слабее, левое или правое. Или, возможно, слабо работает межполушарный сигнал.

3. Третий блок: программирование и контроль

Лобные доли отвечают за контрольные функции. Можно было бы сказать, что лоб - главный в этой системе. Но что программировать, если хранилище памяти пустое? Или не работает восприятие, памяти нечего хранить, потому что система восприятия не накапливает информацию? А бывает, ребёнок настолько истощён соматически, что весь мозг никогда не работает на всю свою мощь.

Поэтому важна полноценная работа всех трёх блоков. И ещё, конечно же, потому, что это деление на три блока - условное, и все части влияют на работу друг друга.

Был в моей практике такой случай. Родители привели третьеклассницу. Основная жалоба - проблемы с учёбой, математика на двойку, репетиторы не справляются. Прошу ребёнка решить пример. Вот что получается: 48 - 15 = 64. На вопрос, как получился такой результат, девочка объясняет: «Из 4 вычитаем 1. А к 3 прибавляем 8. И вычитаем 5».
По объяснению уже понятно, что межполушарный сигнал «скачет» то влево, то вправо. Визуальное восприятие работает некорректно. Нейропсихологическая диагностика выявляет скрытое левшество - одну из самых частых причин неуспеваемости. С этой пациенткой мы занимались не математикой, а только нейропсихологическими упражнениями - и уже через 2 месяца у неё по математике была твёрдая четвёрка - без помощи репетиторов! А в четвёртом классе у неё уже были пятёрки и по русскому, и по математике.

Наш мозг устроен так, что когда мы действуем правой рукой, активно работает левое полушарие, а когда действуем левой - правое. Современная жизнь, даже учитывая особенности леворуких людей, всё же ориентирована на ведущую правую руку. Маленьким детям родители, как говорится, на автомате вкладывают в правую руку карандаш, ложку, зубную щётку. Но при этом ребёнок может быть леворуким, что впоследствии добавит ему сложностей.

Если леворукий ребёнок будет всё детство воспринимать свою правую руку как ведущую, его правое полушарие (за которое отвечает его природно ведущая левая рука) будет неактивно, при этом левое полушарие будет получать большую нагрузку, к которой оно не приспособлено. И вот ребёнок приходит в школу. Нагрузка на левое полушарие резко возрастает, и мозг не будет иметь ресурсов справляться с ней. Это может привести и к психосоматическим заболеваниям, и к проблемам в учёбе - как и получилось в случае с этой маленькой пациенткой.

Существуют и несложные упражнения, которые развивают память и помогают координировать работу полушарий. Родители могут сами делать их дома с ребёнком.

Развитие правого полушария

  • Лучше всего работу правого полушария активизируют занятия творчеством: музыкой и рисованием.
  • Когда гуляете с ребёнком, обращайте внимание на такие вещи, как расстояние и пространство: «Как далеко стоит та машина?», «А может быть, добежим до этого дерева?», «А этот магазин далеко находится от школы (садика, дома)?». Поручите ребёнку быть штурманом во время совместных прогулок или поездок. «Куда нам сейчас поворачивать?», «Наш переулок этот или следующий?», «Прямо или направо?» - поиск ответов на эти вопросы заставляет правое полушарие включаться в активную работу.
  • Можно по очереди рисовать разными руками разные фигуры. Допустим, левой рукой ребёнок рисует кубик, а правой рукой - круг, затем левой - треугольник, а правой - прямоугольник.

Не стоит спешить, утверждая, что у ребёнка плохая память по наследству. Или что он ленивый. Всё стоит проверить. И с любой проблемой можно и нужно работать.

– Как часто эти проблемы связаны с внутриутробным развитием ребенка?
– Как детский нейропсихолог, я всегда отслеживаю и изучаю перинатальный анамнез и могу сказать, что в 60-70% случаев проблемы связаны с неблагополучно протекавшей беременностью, с осложнениями во время беременности и родов. А также с не всегда благополучным ранним периодом развития ребенка, когда родители в силу своего незнания неправильно организовывают и проводят восстановительную работу с малышом.

Например, ко мне приводят ребенка с проблемами интеллектуального плана, и выясняется, что у него имеется незрелость межполушарных взаимодействий мозга. Первый уровень межполушарных взаимодействий формируется на первом году жизни ребенка. Многие родители этого не знают и не помогают сформировать этот базовый уровень, который позволяет в дальнейшем выстраивать правильные вектора в созревании мозга. И это очень важно! И приходится это делать тогда, когда родители начинают сталкиваться с проблемами и приходят к нейропсихологу. А если бы родители знали и провели эту работу раньше сами либо с помощью специалистов, то развитие было бы более эффективным. Очень часто обращаются с проблемами памяти, развития речи, ощущения пространства, координации. А источник проблем та же незрелость межполушарных связей. Хотя родители считают, что плохо запоминает – проблема с памятью, не может назвать дни недели – проблемы с речью, «сшибает все углы» – проблемы с координацией.

– Что именно нужно делать?
– Например, перекрестный шаг, ползанье. Когда у родителей спрашиваешь, как ползал ваш ребенок, они вспоминают, что он не ползал вовсе, «сидел, сидел, встал и пошел». И получается, что у такого ребенка пропущен целый этап развития, когда начинают формироваться межполушарные взаимодействия.

– А как сказывается тяжелое течение беременности?
– Достаточно часто после тяжело протекавшей беременности дети рождаются ослабленные. Чаще всего у них имеется перинатальная энцефалопатия в анамнезе, нарушения гемоликвородинамики, они входят в группу риска. Часто это дети с нормальным интеллектом, но при этом не могут долго выдерживать интеллектуальные нагрузки. Т.е., говоря научно, это дети с низким уровнем умственной работоспособности. В эмоциональном плане у этих детишек часто имеется склонность к аффективным состояниям, нарушение эмоционального контроля, что проявляется в частых перепадах настроения, «истериках». Конечно, тут очень важно, чтобы родители понимали суть процессов и правильно действовали!

– Помощь психолога может помочь выправить данную ситуацию?
– Да, конечно. Существуют различные психологические подходы в коррекции эмоциональных состояний ребенка. Я работаю в рамках гуманистической подхода, т.е. работа с маленьким ребенком через свое состояние, «через себя». Т.е. мы сами должны быть спокойны и уравновешены, если мы хотим добиться этого от ребенка. С родителями тоже приходится говорить о том, что для ребенка важно, чтобы они стали той хорошей средой, которая понимает, помогает, любит и является буфером. Т.е. родители помогают перерабатывать эти негативные эмоции и менять их накал и знак. Хотя это очень сложно! И причины разные. Бывает, что активно работающие родители сами очень устают, и им самим нужна поддержка. Бывает, что с ребенком не проводят достаточное количество времени, и чаще это общение с няней.

Важно, чтобы раннее развитие было правильным образом организованно. Многие родители считают, что раннее развитие, в первую очередь, связанно с обучением чтению и счету. Это обучение буквам, слогам с выходом на чтение. Но получается, и об этом очень активно говорят детские нейропсихологи, что это нарушает естественный ход развития ребенка. Потому что в возрасте до 3 лет должны развиваться другие процессы. И когда идет активное интеллектуальное обучение, то можно сказать, нарушается природой обусловленная последовательность созревания функциональных систем мозга. И в дальнейшем у таких детишек очень часто наблюдается заикание, тики разной сложности. Конечно, родителей можно понять и объяснить эту ситуацию «успеть все и как можно раньше» требованиями социума. Вопрос – «цена обучения». Достаточно часто дети в более старшем возрасте, перед школой, перестают выдерживать эти нагрузки, устают. Появляется сбой в виде тяжелых проблем со здоровьем, либо проблем с эмоциональным состоянием, в виде протестного поведения, аффективных состояний.

Однако, бывают ситуации, когда ранее обучение не вредит, а как раз обусловлено самой природой развития ребенка. Чтобы это понять, желательно увидеть малыша и всю семью в целом и обсудить вопросы, важные именно для вашего ребенка и вашей семьи.

– Есть проблемы в раннем периоде, которые легко корректируются психологом и семьей?
– Да, сейчас очень часто обращаются родители с эмоциональными проблемами у ребенка, а причина кроется в нарушении режима сна и бодрствования. Сегодня многие родители выстраивают режим ребенка так, как это удобно им, но не полезно для ребенка, что отражается на его психике не лучшим образом. Для эффективного восстановления нервной системы и эмоционального здоровья необходим определенный, правильно выстроенный режим дня с учетом психофизиологической конституции ребенка, его нагрузки и даже времени года. Конечно, это обсуждается индивидуально, и если родители готовы к изменениям, то тогда работа со специалистом бывает очень эффективной и проблемы с «неправильным» поведением, эмоциональными реакциями устраняются.

– Обращаются ли к вам с проблемами у детей, которые появились на свет через ЭКО?
– Да, сейчас большой поток детей 5-6 лет, появившихся на свет в результате этих операций. По мнению разных специалистов, это очень важный этап в развитии науки, но неоднозначный с точки зрения здоровья и развития детей. Практика показывает, что очень часто есть изменения и нарушения со стороны здоровья детей, рожденных таким образом. Изменения со стороны эмоционального развития, нейропсихологического и психосоматического здоровья. У меня есть пожелание, мое личное, что надо очень серьезно подумать, прежде чем идти на такого рода операции. Ведь та гормональная терапия, которую получает мама во время подготовки к ЭКО и во время беременности, воздействует и на плод. Такие дети часто рождаются с неблагополучным гормональным фоном, что ведет к эмоциональным проблемам в будущем. При готовности родителей, это можно скорректировать занятиями с психологом. Но это занимает время и силы, в первую очередь, семьи. На мой взгляд, проблема естественного зачатия не только медицинская, но и психологическая. В моей практике были такие счастливые случаи естественного зачатия после 3-5 лет «молчания».

Еще родителям нужно понимать, что большинство проблем со здоровьем у детей имеют психосоматическую природу. Для успешного развития ребенка очень важен эмоциональный комфорт, который он получает, в первую очередь, в семье, от своих близких. Причины же нарушения эмоцинального комфорта и как следствие появления функциональных, психосоматических расстройств бывают разные, и надо разбираться в каждом конкретном случае отдельно. В частности, ко мне обращаются с такими психосоматическими проблемами как ВСД (вегето-сосудистая дистония), ДЖВП (дискинезия желчевыводящих путей), бронхиальная астма в стадии ремиссии. Часто обращаются с одной проблемой, например, эмоционального плана, а после цикла занятий ребенок начинает меньше болеть простудными заболеваниями и лучше учиться. Уходят другие проблемы, которые родители не видели, но которые были видны специалисту.

– С какими проблемами детей нужно обязательно обратиться к нейропсихологу?
– Я считаю, что ребенок, с неблагополучным перинатальным анамнезом, проживающий в мегаполисе обязательно должен пройти нейропсихологическую диагностику и чем раньше, тем лучше, то есть примерно в 4 года. Важно обращаться в возрасте 5-6 лет по вопросу готовности к обучению школе, и в тех случаях, когда родители чувствуют что с ребенком что-то не так, и они не могут понять причины.

– Вы часто говорите о готовности родителей, то есть один психолог не может решить проблему ребенка?
– Нет, конечно. Обязательно должна быть работа вместе с семьей, ее активная помощь. Лично придерживаюсь позиции работать в режиме домашних заданий. Когда мы что-то делаем с ребенком в ходе индивидуальной работы, потом рассказываем это родителям, и они повторяют пройденное для закрепления эффекта. И еще это очень важно, чтобы ребенок видел, что это наше общее, семейное. Это по-другому мотивирует ребенка и дает очень хорошие результаты.

– А если родители привели ребенка к психологу и считают, что груз проблемы они с себя сняли, теперь другой человек ее решит?
– Результат будет, но кратковременный. Эффект будет на самом занятии и некоторое время после него. Для ребенка действительно важна поддержка родителей, чувство единения. И мы же знаем, что самые главные мотивы для ребенка закладываются в семье.

«Как развивать своего ребенка?»

интервью о детской нейропсихологии

и возможностях человеческого мозга

Ваш ребенок плохо говорит? Не умеет общаться со сверстниками? Отстает в учебе? А может быть, вы просто хотите раскрыть в нем новые таланты, воспитать из него гения, научить рассуждать и анализировать? Ответы на эти вопросы интересуют многих родителей. Психолог, директор Центра социально-психологической поддержки семьи и молодежи РС (Я) «ПсихологиЯ» Наталья Елисеева поделилась своим мнением с нашей газетой.

— Наталья Дмитриевна, Ваш центр уже два года работает с детьми, имеющими различные нарушения в психическом развитии и, надо сказать, Почему практикуемая Вами нейропсихология считается одним из самых эффективных методов работы психолога?

— Задержки речи, гиперативность, повышенная возбудимость детей и другие диагнозы часто являются соматическими отклонениями, к которым приводят недостатки постнатального развития, говоря простыми словами, недостаточное внимание родителя к развитию своего ребенка. Все идет из семьи и если родители вовремя не занимались со своим ребенком развитием его способностей, интереса к миру, не учили говорить, где-то упустили момент, не заметив явные нарушения, то трудности будут неизбежны. Добавьте к этому специфику нашей современности, как отсутствие у ребенка игровой деятельности, замену живого общения с родителем и сверстниками гаджетами.

Нейропсихология изучает мозговую организацию психических процессов (проще говоря, какая область мозга отвечает за ту или иную способность, психическую функцию). Детская нейропсихология исследует развитие мозга ребенка и факторы, влияющие на это развитие и препятствующие ему. И отслеживает закономерности: что за чем, в какой очередности должно развиваться, и какая психическая функция должна формироваться. Данная коррекционная программа представляет собой систему развития, включая новые адаптивные возможности, способствует дальнейшему гармоничному всестороннему развитию личности. Этот метод позволяет восполнить недостающие звенья в развитии, а значит, дает возможность ребенку быть успешным как в обучении, так и в дальнейшей жизни.

— Как я поняла, нейропсихологи могут выяснить примерные истоки проблемы неуспеваемости ребенка в различных сферах жизни.

— Да, и подобрать необходимые упражнения для ее коррекции.Нейропсихиология компенсирует пробелы воспитания родителя и особенно полезна детям с детдомов, детям, пережившим большой стресс, из-за которого в какой-то части мозга произошло блокирование каких-то его функций.

— Но знаменитый автор книги «После трех уже поздно» МасаруИбука говорил, что структуры мозга практически завершают свое становление к трем годам ребенка. Вы же обнадеживаете многих родителей, говоря о том, что пробелы в развитии ребенка можно возместить при помощи нейропсихологии.

— После трех не поздно. Человеческий мозг растет всю нашу жизнь. Предел его возможностей превышает все наши представления о структуре нашего главного органа. Что же касается теории МасаруИбука, то онаскорее говорит о личности ребенка.Задумайтесь — почему ребенок идет в школу только к 7 годам? В это время заканчивается основное физиологическоесозревание мозга ребенка. Но и это не предел — мозг продолжает развиваться и в более зрелом возрасте. Мало того – нейропсихологи работают со взрослыми людьми, реабилитируют их после инсультов, черепно-мозговых травм. Используя простые и доступные методики обучения, во многом похожие на интеллектуальные игры, специалисты помогаютбольным людям восстановить утраченные функции, преодолеть затруднения связанные с нарушением интеллекта, установить контакт с окружающим миром, справиться с депрессивным настроением.

Вторая категория взрослых клиентов в нейропсихологии встречается довольно редко. Это люди, не сумевшие перешагнуть свое так называемое «обедненное» детство. У человека в детстве был явный дефицит общения, он не играл с другими детьми, не посещал кружков, летние лагеря, в общем, не делал всего того, что развивает гибкость и пластичность мышления. Да, он может вырос в нормального с точки зрения общества человека, но он может быть очень ригидным, не имеет гибкости в различных жизненных ситуациях, излишне принципиален, думает односторонне.

Поэтому поймите – мы должны постоянно давать пищу своему мозгу! Человеком управляет психика, а высшая психическая деятельность заключена именно в мозге человека и когда человек не развивает потенциал своего мозга и свое высшее предназначение, а главное – лишает его пищи, мозг начинает вести с ним борьбу, испытывает своеобразную депрессию, деградирует. Очень ярко это проявляется, когда человек выходит на пенсию или живет только своей работой. Из этой же серии профвыгорание, хроническая усталость, которые появляются из-за рутинности работы.

Наш потенциал огромен и мы должны максимально использовать и реализовывать в жизнь свои способности и таланты, уметь не только правильно читать и считать, но и быть жадным до новых знаний, иметь свои планы, мечты, быть гибким в общении, познавать новое, расширять свое мышление за счет высших ценностей: патриотизма, свободы, созерцания, миролюбия и т.д.

— Простой пример мастерицы – за счет своего одновременно ручного и мыслительного творчества очень разносторонние и гармоничные личности. Не так ли?

— Да я с Вами наверное соглашусь. Мне кажется от большинства из них веет каким-то умиротворением, гармоничностью. Если отойти от теории к практике хочу сказать одно – мозг напрямую связан с нашими руками. Только же печатая на компьютере или погружаясь с головой в свою семью, мы делаем свое сознание туннельным. Да, будем хорошими специалистами в своем деле, знать его От и До, будем прекрасными семьянинами, но представление ожизни мы будем иметь очень узкое. Развивая же мелкую моторику пальцев и их гибкость, мы раскрываем свои горизонты, свои таланты, которых у каждого из нас очень много, познаем всю многогранность и богатство нашего мира.

— Как я поняла, мозг никогда не стареет. А можно ли предать эту молодость и на физический аспект нашего тела, так сказать, продлить ее, развивая мозг?

— Психосоматики, прямой связи между молодостью мозга и физической молодостью нет. Поэтому продление молодости тела при помощи нашего мозга происходит опосредованно. Человек, нуждающийся в ней, будет тренироваться, вести здоровый образ жизни, правильно питаться, опять-таки иметь свое хобби, развивающее его тело и дух.

— Не поэтому ли спортсмены бывают очень успешными лидерами и, порой, достигают очень больших высот в своей профессиональной сфере?

— В случаях, когда их физическое развитие идет параллельно с интеллектуальным, то да, я согласна с Вами. Хорошие тренеры прекрасно знают о таком явлении и строят свою систему тренировок соответствующим образом.

— То есть мы должны быть в вечном движении?

— Именно так. Мозг управляет телом и если человек мало двигается он не использует все свои ресурсы. Между нашими движениями и мозговой деятельностью существует обратная связь, которая активизирует мозг и если параллельно с постоянным движением мы будем решать различные задачи мозг «проснется», мы начнем думать масштабнее. Нейропсихологические упражнения выстроены именно таким образом.

— Опишите каким образом проходят эти упражнения.

— Нейропсихологические упражнения похожи на веселые и увлекательные игры. Психолог делает с ребенком физические упражнения, поет, танцует, заодно проверяя темп и пластику ребенка, параллельно они решают интересные задачки, проходят психологические тесты. Все это происходит в движении и довольно энергозатратно.

— Это все замечательно. Но у меня возник в связи с Вашим рассказом такой вопрос — а как же наши гениальные ученые, в большинстве случаев ведущие очень сидячий образ жизни? Разве они в чем-то не гармоничны?

— При сидячем образе жизни у любого человека исчезает широта, глобальность, комплексность подхода к жизни. Почему городские жители так суетливы, тревожны и мнительны? Не хватает движения. А посмотрите на жителей села – какие они размеренные и спокойные, дальновидные и мудрые. Они никогда не спешат, живут расслабленно, стабильно. И они по-настоящему стрессоустойчивы. Это одна из загадок нашего мозга.

— Это обычные люди. Но гении, согласитесь, однобоки.

— Гениальность называют даром богов, но я бы настороженно отнеслась к такому дару. Почему? В жизни всегда должен быть некий баланс и если у человека очень ярко бывает выражена одна сторона, другие, как правило, страдают. Поэтому, среди гениев очень часто встречаются тираны, люди, не приспособленные к обычной жизни или имеющие какие-то врожденные болезни. И гении в большинстве случаев очень одинокие люди. Ведь они воспринимают жизнь совершенно по-другому, нежели обычные люди.

Вы правы. Теперь представим ситуацию – мама гениального ребенка приводит его в кабинет нейропсихолога, желая вернуть его в более земное русло. Не исчезнет ли после этого шага гениальность ее ребенка?

— Пусть мама будет готова к тому, что ее ребенок поменяет свои приоритеты. Чем отличается гений от остальных людей? Он увлечен и заинтересован только одним делом. Когда же начнется некая компенсация социальных, эмоциональных, поведенческих и других аспектов жизни гения, он начнет дробить свою энергию на другие вещи, помимо своего главного увлечения, и родителям, соответственно, придется снизить свою планку. Невозможно ожидать от ребенка, чтобы он одновременно хорошо пел, танцевал и в то же время был хорошим и примерным. У человека одно тело.

— Хорошо. А возможно ли при помощи нейропсихологии, к примеру, компенсировать гуманитарию его недостаточное понимание точных наук?

— Можно, это входит в понятие успеваемости. Мы подбираем упражнения, которые развивают зоны головного мозга, отвечающие за локализацию, например, за речь, логику и т.п. Их развитие ведет за собой развитие способностей ребенка.

Но! Сразу предупреждаю – работа предстоит очень долговременная. Мозг то же тело. Мы же не ожидаем результатов от фитнеса через месяц-два, минимум через полгода, то же самое и с нашим мозгом.

— Сколько длится одно занятие нейропсихологии?

— Все зависит от возраста и состояния ребенка. Учитывается и то, что во время нейропсихологических упражнений ребенок очень устает. Поэтому — от 15-ти минут, максимум – час. Курс, как я уже сказала, довольно длительный – доходит до учебного года.

— Могут ли упражнения нейропсихологии выступить в качестве профилактики перечисленных Вами нарушений?

— Да. Современные родители очень увлечены личностным и интеллектуальным тестированием своих детей и если они хотят узнать их еще глубже, то мы рекомендуем пройти нейропсихологическое тестирование, после которого, узнав потенциал своего ребенка и части его психики, нуждающиеся в компенсации они смогут задать своему ребенку правильный вектор развития.

— Огромное Спасибо за столь познавательную и полезную беседу. Как можно записаться на нейропсихологическое тестирование?

— По телефону нашего Центра – 35-10-46. Наш нейропсихолог Матрена Сыроватская имеет опыт работы около 8-ми лет, обучалась в Московской академии практической психологии. В направлении нейропсихологии мы работаем со всеми категориями населения, но акцент делаем на детскую и подростковую аудиторию от пяти лет. Добро пожаловать!

Беседовала Анна ПОЛЯТИНСКАЯ

Адрес Центра социально-психологической поддержки семьи и молодежи РС (Я) – ул. Каландарашвили, 21

ДОСЬЕ

Елисеева Наталья Дмитриевна — кандидат психологических наук,Доцент кафедры дифференциальной психологии и психологии развития Института психологии СВФУ имени М.К. Аммосова.

Директор Центра социально-психологической поддержки семьи и молодежи РС (Я) «ПсихологиЯ»

Лучшие статьи по теме