Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Гадания
  • Выражение мать сыра земля. Мать сыра земля (или о земле сибирской). В народном христианстве

Выражение мать сыра земля. Мать сыра земля (или о земле сибирской). В народном христианстве

Мать сыра земля … Орфографический словарь-справочник

Могила, смерть, сыра земля Словарь русских синонимов. мать сыра земля сущ., кол во синонимов: 3 могила (18) … Словарь синонимов

Мать-сыра земля - традиц. фольклор. образ, встречается в текстах разной жанр. принадлежности. Его употр. в разл. контекстах сохраняет следы древнейших мифол. связей и представлений о земле как жен. производящем начале (согласно нек рым толкованиям эпитет сырой… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

мать сыра земля - ма/ть сыра/ земля/, ма/тери сыро/й земли/ … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Народн. Фольклорно поэтическое название земли, почвы. БМС 1998, 368 … Большой словарь русских поговорок

мать сыра земля - м ать сыр а земл я, м атери сыр ой земл и … Русский орфографический словарь

мать-сыра земля - … Орфографический словарь русского языка

Мать-сыра-земля - образное выражение о Земле как части Вселенной, дающей жизнь всему живому, кормящей питающей, щедро вознаграждающей, оберегающей и в конце жизни вновь забирающей в себя. У наших предков языческого времени существовал образ Великой Матери, который … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Мать сыра земля говорит нельзя. См. ВОЛЯ НЕВОЛЯ …

- (т. е. такой злодей). См. КАРА ОСЛУШАНИЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Книги

  • Мать сыра земля
  • Мать сыра земля , Ольков Николай. Повесть отмечена Дипломом и статуэткой Литературного конкурса УрФО в 2013 году. Деревенский паренек Лаврик Акимушкин с братом приехал в татарский аул и встретил девушку Лейсан. Самую…
  • Мать сыра земля. Собрание сочинений. Том 6 , Николай Максимович Ольков. Николай Ольков предложил читателям повесть неожиданную и, я бы сказал, – странную. Строгий реалист, знающий все закоулки быта, нравственности, жизни вообще, он уходит от общепринятых приемов…

Мать Сыра Земля

Мать Сыра Земля — богиня земли, плодородящая мать, супруга Неба, самый любимый и важный персонаж в славянской мифологии с древнейших времен и до наших дней.
У всех народов с незапамятных времен считалась одновременно естеством и божеством, есть понятие о Земле как о Матери - чувствующем, живом разумном существе женского рода, питающем всё живое вокруг. Из её плоти всё произрастает и в неё всё, распадаясь, уходит. Её воздухом всё дышит и в её водах всё омывается. Всех она любит, всех питает, добрым силу даёт, укрывает от опасности и спасает, злых может наказать землетрясениями и потопами, но скорбит о грешных детях своих.

Мать Сыра Земля, в славянской мифологии важный персонаж с древнейших времен.
Земля представлялась воображению наших предков, обожествлявших природу, живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники, деревья казались ему ее пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости (заметно созвучие слов «скала» и «скелет»); цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода. И, как живая женщина, она рождала существ земных, она стонала от боли в бурю, она гневалась, учиняя землетрясения, она улыбалась под солнцем, даруя людям невиданные красоты, она засыпала студеною зимой и пробуждалась по весне, она умирала, обожженная засухой и возрождалась после дождей. И, точно к истинной матери, прибегал к ней человек во всякую пору своей жизни. Помните в сказках? Припадет богатырь к сырой земле - и преисполнится новых силушек. Ударит в землю копьем - и она поглотит черную, ядовитую змееву кровь, воротив жизнь загубленным людям. Кто не почитает земли-кормилицы, тому она, по словам пахаря, не даст хлеба - не то что досыта, а и впроголодь; кто сыновьим поклоном не поклонится Матери Сырой Земле, на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем. Кто не захватит с собою в дальний путь горсти родной земли - никогда не увидит больше родины, верили наши предки.

«Мать Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота и лихого дела!» - произносится кое-где еще и теперь при первом выгоне скотины на весенний подножный корм.
Образ Матери-Земли восходит к очень глубокой древности, уже позже создали системы, где во главе божественного пантеона непременно стоит Бог-Отец, да и боги преимущественно мужского пола, но всё это произошло во времена давно утвердившегося патриархата. Однако даже сквозь такие патриархальные схемы проглядывают черты устойчивых древних представлений о космическом женском божестве, о Великой Матери Мира: будь то это Гея или Кибела, олицетворение матери-природы. В каждой мифологии обязательно найдётся такое женское божество. Однако, именно у славян почитание Матери Сырой Земли было наиболее сильным.
Наши предки неустанно благодарили её за щедрые дары, слагали и пели в честь неё песни, и она платила за любовное отношение к ней людей своей материнской заботой: леса дарили ягоды, орехи, фрукты, богат и разнообразен был животный мир, реки и моря полны рыбой.
Мать Сыра Земля всегда рядом с человеком. Она его кормилица и поилица, и к её помощи, как к помощи матери, человек всегда прибегает в трудные моменты жизни. Сменялись боги на небе, на месте одних появлялись другие, и только Мать Сыра Земля оставалась для людей вечной кормилицей, дававшей жизнь всему, что на ней обитало.
Земля считалась воплощением воспроизводящей силы природы, поэтому ее и уподобляли женщине. Оплодотворенная дождем земля давала урожаи, кормила людей, помогала продолжить род. Земля в народном сознании была символом богатства и изобилия; так, на свадьбе невесте желали быть здоровой как вода и богатой как земля.
С принятием христианства образ матери земли сблизился с образом Богородицы, постепенно сложившись в культ Богородицы-земли.
Мать Сыра Земля издавна почиталась человеком, как Мать-Богиня. Земля — Космическое Божественное Существо.
Мать-земля имеет свою собственную душу. Она не является просто мертвой Землей. Она понимает, мыслит, координирует и создает.
Считалось, что у земли есть именины, которые отмечали в Духов день. В этот день категорически запрещалось пахать, боронить и вообще заниматься какими-либо земляными работами, например, втыкать в землю колья.

В славянском фольклоре часто используется фраза «Мать-сыра земля». Казалось бы ничего странного. Сырая земля, освещаемая солнцем, поливаемая дождями (потому и «сырая») даёт людям урожай зерна, овощей и фруктов, потому и «мать». Но почему всё-таки «сырая земля» ? Земля может быть сухой, сырой, мокрой, плодородной, пахотной солончаковой, пустынной, а славяне выбрали именно «сырую» землю. Может понятие сырой земли шире чем предполагается ныне? Может Сыра Земля имеет географические координаты?
«Да, - это название конкретной территории – прародины славян, боготворящих свою покинутую родину, Сыру Землю (Сибирь, Serica, Zyriania, Syrasrene).»
Родина славян – Сибирь – это всего лишь версия.
На карте Птолемея (Рис. 1) изображена Восточная Европа и Азия, часть которой до Уральских гор называется Скифия-Scythia, а восточнее Уральских гор – Сибирь-Serica.

Рис. 1. Восточная Европа и Азия на карте Птолемея

С этой точки зрения, из всех многочисленных версий названия Сибири подходит монгольская.
«Эта версия снова языковая, но теперь с монгольскими корнями. Слово «шибир» с монгольского дословно перевести нельзя, однако его смысл обозначает болотистую местность поросшую лесом, преимущественно березовым. Если вспомнить о природе южных районов Сибири, то ассоциация напрашивается практически сразу: березовые колки перемежаются с болотами, подчас непроходимыми. Монголы пришли в Сибирские земли именно с юго-востока, так что миновать болотистые низины южной и средней Сибири они никак не могли. Созвучие слова современному названию и история заселения края говорят только в пользу этой версии.»
Но кроме болот Сибирь богата и другими водными ресурсами – реками и озёрами.
«Крупнейшие реки Сибири - Енисекй, Обь, Ангара, Иртыш, Лена, Амур. Крупнейшие озёра - Байкал, Таймыр и Убсу-Нур.» [ВП]
Да и Восточная Европа не подкачала. Крупнейшие реки Волга, Кама, Дон, Днепр, Днестр, Дунай (из Западной Европы), Неман, Черное море, Каспийское море. Вся эта могучая сеть рек, озёр, морей и болот навевает мысль, что «сыра земля» состоит на самом деле из двух отдельных компонентов: «сырая» и «земля». Но «сырая» не в смысле прилагательного к «земле», а самостоятельного существительного, название которому «река». Да, именно «СЫР» - река. По тюркски и китайски СУ- река. Произведём модификацию слова СУ.
Славянская трактовка иностранных слов производится по методу поиска славянских корней в иностранных словах (http://www.tezan.ru/metod.htm).
СУ – su > sirj – сырая (слав.)(пропуск r)
Примеры:
Сыр-Дарья – «река Дарья» (слав.)
« в) Китай
* Сунгари (кит. Сунхуацзян) - река на севере Китая, самый крупный приток Амура = СУ+НГАРИ (река)» .
Сунгари - su ngari > sirj –negro – сырая (река) –чёрная (слав.)(пропуск r)
По Колибабе получается тавтология: су (река) и нгари (река)
Исследователь Колибаба ведёт названия многих рек и, в частности, Рейна от семитского корня NGR, используя инверсию слова Rhein > Nieher, что противоречит классической лингвистике (академик Зализняк), но подтверждает мои выводы по исследованию слова.
На иврите НАХАР (НАГАР) – течь, река, поэтому Колибаба полагает в названии Реки Рейн еврейские корни.
Но дело в том, что слова на др.-евр. и иврите читается справа налево, а индоевропейское слово Рейн слева направо. В тоже время гидроним Рейн переводится по-славянски как ручей.
Рейн – rhein > ruchejnj – ручейный/речной (слав.)
В Септуагинте река называется по-гречески POTAMO, POTAMI, отсюда Месопотамия, т.е. «между потоками» (между реками Тигр и Евфрат).
Potamo – potochnj – поточный (слав.), в смысле «река», «поток».
Базируясь на корне НАХАР Колибаба делает другую ошибку. Он смешивает корнит naxar (ивр.) и negro- чёрный (лат.)
Например:
«г) Африка
Нигер (фр. Niger, англ. Niger, йоруба Niger, Oya) крупная река в Западной
Африке, длина 4180 км, НИГЕР = НАГАР (река).»
Где НИГЕР – niger > negro – чёрный/негр (лат.) и это естественно, ведь в Африке живут негры.
Другая путаница возникает от модификации nahar > nagornj – нагорный (слав.)
Поэтому река Ниагара получает тавтологию.
«д) США
Ниагара (Niagara River) - река в Северной Америке, соединяет между собой озёра Эри и Онтарио, отделяет штат Нью-Йорк от канадской провинции Онтарио, длина около 56 км, течёт преимущественно на север; в среднем течении находятся Ниагарский водопад и пороги - Niagara = НАГАР (река) или НИГЕР литься, течь, проливаться, сбрасывать вниз.»
Niagara River > Haxar (река) River (река) – тавтология.
Niagara River > nagornaj livnij/lavinj – нагорная ливень/лавина (слав.)(редукция l/r, пропуск n)
Индоевропейский корень River – ливень, лавина, ручей
Очередная тавтология Колибабы:
« а) Германия
Ангербах (Angerbach) - река, протекает по земле Северный Рейн-Вестфалия, длина 35,8 км; выделим корень - A+nger (иврит река)+bach (нем. ручей). Составное иврит-немецкое имя, характеризует незначительную реку, когда паводок – река, когда нет дождей – ручей.
Крехенбах (Krahenbach) – река, Бавария, длина реки 7 км; K который + rahen (река, прочитано наоборот - nehar) + bach (нем. ручей), см. выше.»
Все эти казусы исследователь объясняет удивительно просто и наивно «когда паводок – река, когда нет дождей – ручей.»
bach – ручей (нем.) созвучен brook – ручей (англ.)
brook > brizgi – брызги (слав.)(пропуск z, редукция g/k)
Все реки возникают из ручьёв и ручейков, ключей, родников, поэтому неудивительно, что в названии рек присутствует корень «ручей».
Славянское слово «родник» происходит не от слова «род», а от слова «недра».
родник – rodnik > nedra – недра (слав.)(инв. rodn), где –к – уменьшительный суффикс.
Другой славянский корень, который говорит о «сырости» рек - это « влага», «волглый», откуда происходит гидроним Волга.
Волга – Volga > vlaga/volglj – влага/волглый (слав.)
Тюркское название Волги - Итиль.
Итиль – Itil > litij – литие (слав.)(инв. itil), «лить» синоним ливню, лавине.
В названиях рек присутствует и другой славянский корень «дно», «донная». Отсюда название рек Дон, Днепр, Днестр, Дунай.
Есть и латинский корень – аква- akwa, например:
Москва - Mos-akwa, Oка – akwa (пропуск w), но здесь тоже проглядывает славянский корень:
akwa > wlaka > vlaga – влага (слав.)(инв. akw, пропуск l, замена v/w)
.
На карте Тацита Восточная Европа уже имеет название Сарматия, т.е. Сыра-мать (земля) аналогичная Sеrica (Сибири).
Следовательно, сарматы – это племена, обитавшие на земле близ водной системы рек Восточной Европы и Азии.

Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
БСЭ – Большая советская энциклопедия
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП - Википедия

В славянских языках, безусловно, встречаются еврейские корни, особенно в воровском жаргоне, но это не говорит о том, что иврит (во многом искусственный язык) серьёзно влияет на базовый индоевропейский словарь и особенно на славянские корни.

1. Мать Сыра Земля, http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/mat-syra-zemlja.html
2. Версии происхождения названия «Сибирь», http://xn----9sbubb4ahmf1byf.xn--p1ai/content/11
3. С. Колибаба «Рейн, Rhein - этимология»,

Рецензии

Тезан, я считаю данное крылатое выражение своеобразной "игрой слов"!
В тюркских языках слово ЗЕМЛЯ звучит, как СИР, ЖИР, ЖЕР.
Помните, как интересно переплетались слова в мифе "Гордиев узел"?
Если пойти дальше, то можно заметить, что в карельском, финском, эстонском языках слово ЗЕМЛЯ звучит, как MAA.
Вот и получается, что в выражении МАТЬ - СЫРА ЗЕМЛЯ везде "скрывается" ЗЕМЛЯ!)))

Можно взять и другие крылатые выражения!
К примеру, ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА.
ЗОЛОТО по-кыргызски СЕР.

Если и в других крылатых выражениях будут прослеживаться подобные совпадения, то думаю пора думать о том, как и почему образовалась эта закономерность!)))

(укр. Земля - свята мати ; серб. Маjка земља ) - персонифицированный образ земли в славянской мифологии. Земля считалась матерью всех живых существ и растений, средоточием плодородия. Противопоставлялась персонифицированному Небу (или богу-Громовержцу) и считалась его супругой. Небо или Громовержец оплодотворял Землю дождём, после чего она давала (рождала) урожай.

Образ Матери-Земли

Образ Матери-Земли восходит к глубокой древности - по меньшей мере к праиндоевропейской эпохе. Об этом свидетельствуют многочисленные параллели данному персонажу в мифологиях индоевропейских народов: Деметра (лингвистически прямой аналог др.-рус. Земь-матерь) в греческой, Анахита в иранской, Жемина (прямой лингвистический аналог рус. Земля ) в литовской и др.

Из Земли (глины, праха), согласно апокрифам и народным легендам, создано тело человека: душа его после смерти попадает в верхний мир, а тело - в Землю (ср. бел. поверье, что душа окончательно расстается с телом, когда на гроб упадёт первая горсть Земли).

Земля, по общеславянской традиции, является символом материнства и женского начала. Принимая в себя семена, Земля беременеет и даёт новый урожай; она всеобщая Мать и кормилица: живых питает, а мёртвых к себе принимает. В русских загадках Земля соотносится с образом «общей для всех матери». Известное в русских фольклорных текстах и фразеологии выражение «Мать - Сыра Земля» обозначает прежде всего землю, оплодотворённую небесной влагой. Соответственно, пересохшая, бесплодная Земля сравнивается в русских духовных стихах со вдовой. Перед началом сева крестьяне обращались к святым с просьбой «напоить Мать - Сыру Землю студёной росой, чтобы принесла она зерно, всколыхала его, возвратила его большим колосом» (орлов.).

В народном христианстве

Для народно-христианской традиции характерны поверья о том, что Земля закрывается в дни «бабьего лета» и справляет свои «именины», а открывается на Благовещенье. «Именинницей» называли Землю также на Симона Зилота (повсеместно), в Духов день и на Успенье (Обжинки). «На Духов день Земля потому именинница, что в этот день она сотворена» (вят.). В такие дни по отношению к Земле соблюдались многочисленные запреты: нельзя было копать, пахать, бороновать, забивать колья, бить по Земле.

По мере распространения христианства в народном сознании возник параллелизм образа Матери Земли с образом Богородицы. Так в крестьянском быту России в XIX веке образ земли, как земли-кормилицы, земли рождающей, плодоносящей, приравнивался, а иногда отождествлялся с образом Богородицы. Так же земля связывается с образом Параскевы Пятницы. «В пятницу, матушку Прасковью, грешно тревожить землю, ибо во время крестной смерти Спасителя было землетрясение».

В украинских заговорах Землю именуют Татьяной .

Лучшие статьи по теме