Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Мантры
  • Цветопсихология - как цвет влияет на психику? Становление цветовосприятия в процессе филогенеза Человек цвет пространство прикладная цветопсихология

Цветопсихология - как цвет влияет на психику? Становление цветовосприятия в процессе филогенеза Человек цвет пространство прикладная цветопсихология

Цветопсихология - наука сравнительно молодая. Своим появлением она обязана швейцарскому доктору Максу Люшеру. В 40-е годы прошлого столетия он разработал специальный тест, в основу которого легли субъективные восприятия человеком различных цветов. Испытуемый должен был на основании собственных внутренних побуждений и симпатий выбрать те или иные цвета. После проверки теста человеку подробно рассказывали, как он может избежать стрессов и предотвратить те симптомы, которые к нему приводят.

Рис. Цветопсихология - как цвет влияет на психику?

В принципе, цвета связывали с психологией с древнейших времён. Поэты и музыканты мысленно придавали своим творениям различные цветовые оттенки. Разнообразная цветовая гамма играла большую роль и в архитектуре. Мастера, возводящие здания, знали, какие цветовые оттенки способствуют душевному комфорту, а какие вызывают дискомфорт и раздражение.

В наши дни известно, что с осторожностью нужно использовать красный цвет. Если он слишком сочный и перенасыщенный, то может спровоцировать агрессию. А вот яркий белый цвет способен вызвать длительную депрессию. По цвету одежды, автомобиля можно многое рассказать о характере и предпочтениях человека.

Разные цвета вызывают у людей разные ассоциации. Если говорить о синем цвете, то его связывают со стабильностью и покоем. Тот, кто любит всё синее, склонен к самопожертвованию, уединению и философскому созерцанию мира. Синему цвету дано успокаивать нервную систему, излечивать болезни, придавать организму силы. В прежние времена на маленьких девочек всегда надевали синие платья, а планету Венеру связывали именно с этим цветом.

Поговорим теперь о жёлтом цвете. Питающие к нему пристрастие по натуре авантюристы и жизнелюбы. Данный цвет и . К нему неравнодушны в Китае. В Поднебесной он ассоциируется с радостью, весельем и в то же время его связывают с болезнями и обманом. То есть он имеет много значений, причём абсолютно противоположных.

У зелёного цвета своя специфика. Это смесь жёлтого и синего. Отсюда и сочетания тех качеств, которые присущи обоим цветам. В то же время он символизирует стабильность, юность и успех. Его тёмные оттенки угнетают психику, а вот светлые тона действуют на нервную систему успокаивающе. Он улучшает работоспособность, поэтому нежелательно, чтобы в спальне присутствовали зелёные тона.

Белый ассоциируется с чистотой, невинностью, добросердечием. Свадебное платье невесты всегда белое. В то же время такого же цвета и айсберг. А это указывает на холодность, высокомерие и скрытые от чужих глаз потенциальные возможности психики, которые могут быть отнюдь не добродетельными. В Африке и Китае данный цвет является траурным. Так что он совсем не прост, многогранен, таинственен, да к тому же обладает способностью поглощать другие цвета.

В стране Восходящего солнца чёрный цвет означает праздник и радость. В западных странах он связан со смертью, скорбью и печалью. Его ассоциируют с грехом, раскаянием и таинственностью. Всё зловещее и загадочное непосредственно связано с ним. Это чёрная дыра, чёрные силы, чёрная магия. Отрицательные персонажи мистических фильмов всегда одеты во всё чёрное. Считается, что если у человека чёрные глаза, то он завистливый и жестокий. Но не надо забывать, что без этого цвета высокая мода никогда бы не смогла завоевать мир. Она существует, благодаря контрастам и умению делать фигуры зрительно стройными. А на такое способен только чёрный цвет.

Теперь скажем несколько слов о красном. Это в первую очередь агрессия и могущество. Недаром же красную планету Марс римляне считали богом войны. А вот славяне ассоциировали всё красное с красотой. Девушек на выданье они называли красными девицами, то есть красивыми. Вспомним также, что на миру и смерть красна. Это уже разговор идёт о бесстрашии и смелости. В целом надо отметить, что этому цвету отдают предпочтение мужественные и решительные люди. Если Вам не хватает смелости и уверенности, то создайте вокруг себя красный фон из предметов и вещей. Очень скоро Вы заметите, что Ваша психика становится всё более и более стрессоустойчивой.

Если же говорить о промежуточных цветах, к примеру, оранжевом или розовом, то тут нужно знать, из каких составляющих они складываются. Оранжевый - это смесь красного и жёлтого. Следовательно, его поклонник имеет черты, присущие как любителям красного, так и жёлтого. То же самое можно сказать обо всех других оттенках.

Цветопсихология была создана для того, чтобы кардинально изменить жизнь людей, испытывающих постоянные стрессы от негативных внешних воздействий. Эта наука пытается

Психологи утверждают, что сейчас набирает популярность такая тема как цветопсихология. Оказывается любимый цвет может многое рассказать о человеке и его стремлениях. Не верите? Так давайте скорее проверять.
Желтый
Этот цвет выбирают люди, у которых прекрасно развито воображение и отличных кругозор. В большинстве случаев они являются педантами, любят, чтобы все вещи находились на своих местах, а все события - происходили в четкой последовательности. Из толпы их выдаст своеобразное чувство юмора и глаза, наполненные оптимизмом.
Красный
Красный цвет обожают страстные натуры. Жизнь без перемен и приключений кажется им пресной. Эти люди крайне вспыльчивы, но, уже по истечении нескольких минут, от их гнева не остается и следа. Часто такие люди становятся «душой» компании. Они производят впечатление целеустремленных и сильных личностей.
Серый
Человек, выбравший этот цвет, является надежным во всем. На него можно положиться в любой ситуации, даже самой щекотливой и сложной. Такой человек часто является опорой не только для своего избранника, но и для всех своих родственников. Он - не любитель полемики и шумных компаний, он прекрасно себя чувствует в одиночестве.
Коричневый
Предпочтение данному цвету отдают немногие. Но, если Ваш любимый цвет именно коричневый, Вы являетесь трудолюбивым, искренним, терпеливым и глубоко порядочным человеком. Но при этом Вы - натура со сложным характером, способная тонко воспринимать действительность. Вы несколько впечатлительны и ранимы, поэтому остро реагируете на критику в Ваш адрес.
Фиолетовый
Фиолетовый цвет и все его оттенки выбирают творческие люди. Кроме того, данный цвет указывает на то, что человек не склонен к подчинению установленным канонам. Любители фиолетового цвета - хорошие товарищи, они выручат друга из любой беды, на них всегда можно рассчитывать.
Оранжевый
Данный цвет нравится жизнерадостным и активным людям, которые не только умеют разглядеть возможности, но и с блеском их реализовать. Однако эти люди иногда склонны к преувеличению пустяков и драматизации ситуаций, происходящих в их жизни. Они всегда находятся в самой пучине событий и в центре внимания окружающих.
Зеленый
Цвет спокойствия и созидания. Ему отдают предпочтение люди со сложным несговорчивым характером и твердыми жизненными позициями. Эти люди чаще всего интеллектуалы, которые любят рассуждать на философские темы. У них присутствует дух лидерства, поэтому они способны вести людей за собой.

Синий
Люди, предпочитающие синий цвет, больше всего хотят достичь в жизни гармонии. Причем это касается всех сфер - любви, бизнеса, здоровья, карьеры, финансов, личных взаимоотношений. Также эти натуры верны и требовательны не только к себе, но и к своим близким людям. Они не приемлют неискренности, лести и лицемерия. Еще одним отличительным качеством любителей синего цвета является консерватизм, им нелегко избавиться от сложившихся стереотипов. Но зато они дисциплинированны, умеют контролировать свои действия, мысли и слова.
Черный
Многие психологи уверены, что черный цвет чаще всего выбирают загадочные люди. И понять, что у них творится в душе, порой, не могут даже их самые близкие люди. Зачастую они держат дистанцию со всем своим окружением. Также выбор черного цвета говорит о великолепном вкусе и элегантности.
Белый
Символизирует чистоту, надежду и совершенство. Этот цвет предпочитают искренние люди, которые придерживаются порядка во всем, начиная от собственных мыслей, заканчивая своим внешним видом. Они смотрят на мир через призму справедливости и не могут оставаться в стороне, если кого-то незаслуженно обидели. Это люди - «воины», которые всегда будут защищать права и интересы униженных и оскорбленных.

Иногда люди не могут отдать предпочтение единственному цвету, им нравится несколько цветов одновременно. Такое явления вполне естественно, его можно легко объяснить. Дело в том, что эти натуры постоянно меняются в зависимости от конкретной ситуации, что делает их еще загадочней и притягательней для окружающих. Вот такая психология цвета в действии!

Медикам и биологам известен закон, который гласитонтогенез (индивидуальное развитие организма) повторяет филогенез (развитие всего вида). Иначе говоря, развитие любого индивидуума в миниатюре повторяет развитие всего вида, к которому он относится Однако этот закон имеет и обратное соотношениев развитии отдельного индивидуума можно увидеть, как развивался весь вид. Применим этот закон к цветовосприятию Первые ощущения ребенка, связанные с цветом, формировались на ахроматической оси Черный - Белый.

Можно предположить, что это справедливо и для процесса развития человечества: под влиянием природной смены дня и ночи у человека на бессознательном уровне свет ассоциировался с белым цветом, а ночь - с черным (СНОСКА: Важность смены дня и ночи для мироздания отражена даже в Библии - недаром Господь в первый же день Творения не только отделил свет от тьмы, но и назвал их ) Темнота, несущая опасность, неизвестность и угрозу нападения, пугала - и черный цвет стал вызывать тревогу, а белый цвет ассоциировался со светом и создавал ощущение спокойствия и уверенности.

Психологическое действие хроматических цветов сформировалось позднее и сначала оно тоже было связано с суточными ритмами: желтый цвет постепенно ассоциировался со светом дня, а синий - с тьмой ночи. Поэтому и в онтогенезе человек первыми из хроматических цветов начинает различать именно эти. А поскольку смена этих цветов имеет природную причину и не зависит от человека, то их стали называть гетерономными.

Затем человек стал определять следующие два природных цвета - красный и зеленый. Первый ассоциировался с охотой, огнем и кровью, а значит, активностью и агрессией. Второй - с зеленью природы, покоем, а значит, чувством уверенности, уравновешенности и безопасности. Человек относительно свободно мог сам формировать цветовой пейзаж вокруг себя (то есть выбирать - идти ли в лес или разжечь костер, отдыхать или охотиться), поэтому красный и зеленый - цвета были названы автономными. Эти две цветовые пары - Желтый-Синий и Красный-Зеленый и составляют с тех пор основу всего цветового восприятия человека.

Дополнительные цвета стали выделяться позже. Они сочетали в себе свойства тех основных, между которыми располагались. Фиолетовый, например, сочетает в себе ощущение силы Красного и спокойствие Синего и этим создает впечатление скрытого возбуждения, загадочности и тайны. Оранжевый сочетает в себе энергию и активность Красного с легкостью и жизнерадостностью Желтого, а Голубой - спокойствие Синего с глубиной, силой и уравновешенностью Зеленого.

Цветовые впечатления веками внедрялись в сознание и бессознательное людей и определяли цветовосприятие целых социальных групп. Обычно краски, доминирующие в окружающей обстановке, расцениваются как привычные, и люди устают от такого цветового однообразия, их начинает притягивать противоположный цвет. Например, жители сельской местности равнодушны к зеленому цвету, в то время как горожане тянутся к нему, стараясь как-то ввести его в свой быт (окраска стен, цветы, напольные покрытия и др.). По мнению знаменитого отечественного живописца К. С. Петрова-Водкина, красные рубахи русских крестьян - проявление потребности в защитном дополнительном цвете, который уравновешивал бы окружающую их природную зелень. А бирюзовые купола мечетей и стен мавзолеев городов Средней Азии отражают тягу их жителей к прозрачной воде озер и морей, которой им так не хватает.

Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех

1. Агостон Ж Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне М, 1982

2. Ашкенази Г. И. Цвет в природе и технике М., 1985


Человек - цвет - пространство: Прикладная цветопсихология / Генрих Фрилинг, Ксавер Ауэр; Сокращенный перевод с немецкого О. В. Гавалова. - Москва: Стройиздат, 1973. - 117 с., ил.

В книге систематизирована практика цветового оформления цехов, школ, больниц, ресторанов, столовых, гостиниц, жилых и других помещений на основе цветопсихологии. Показано воздействие цвета на организм человека в разных условиях. Изложены теоретические и практические достижения, на основании которых цветооформитель может решать поставленные перед ним задачи. Текст дополнен цветными иллюстрациями.

Книга предназначена для архитекторов, художников-оформителей, работников техники безопасности, руководителей производственных предприятий.

ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Книга Г. Фрилинга, К. Ауэра «Человек - цвет - пространство» представляет определенный интерес для широкого круга советских читателей. Объясняется это следующим. Цвет - древнейшая реальность человеческого бытия. Многообразие этой реальности издавна осваивалось и усваивалось теорией и практикой человеческого опыта, превращая тайны мира цвета в знание о нем.

Книга Г. Фрилинга и К. Ауэра - содержательный опыт такого освоения цветового многообразия, на сей раз отраженного в зеркале цветопсихологии.

Масштаб рассмотрения этого опыта определяется самим названием книги. Поэтому особый отклик проблематика книги может найти у тех читателей, кто средствами своей профессии преобразует существующие или создает новые цветовые конструкции, материализуя в своей практике связи: человек - цвет, человек - пространство, пространство - цвет.

Архитекторы, дизайнеры, художники, решающие комплексные задачи, связанные с цветовым климатом города, производственного и общественного интерьеров, выставочного ансамбля и т. д., познакомятся с некоторыми аспектами цветодинамики, цветопсихологии.

Отвечает ли книга на все вопросы, которые могут возникнуть при рассмотрении связей, обозначенных авторами уже в названии книги «Человек - цвет - пространство»? Нет, не отвечает.

Авторы и не берут на себя подобных обязательств, кадрируя тему подзаголовком: «Прикладная цветопсихология». И здесь следует обратить внимание читателей на основную концепцию авторов, которую можно сформулировать так: трансполяция цветовых закономерностей живой природы на природу искусственную, рукотворную.

Сама по себе концепция эта вызывает несомненный интерес, но прямое проецирование ее на проектную практику зачастую требует осторожного отношения к советам авторов по организации цветодинамической среды. И вот почему. Закрепляя за каждым цветом определенные статичные пространственные характеристики, однозначно оценивая образные возможности каждого отдельного рассматриваемого цвета (а мы редко контактируем с одним цветом, но всегда с цветовыми отношениями), авторы лишают проектирование как вид деятельности ее основного пафоса - пафоса создания новых цветовых ценностей, новых эмоциональных впечатлений, имеющих эстетические корни в само́й искусственной природе.

Это не критика авторской позиции, это сомнение в возможности решения проектных задач лишь на основе данных цветопсихологии (в чем авторы зачастую убеждены), ибо современное проектное мировоззрение ориентировано прежде всего на многообразие и многозначность среды, окружающей человека.

Согласившись с этим утверждением, мы должны согласиться с тем, что исходным моментом в формировании художественно освоенной среды является проектный замысел. Он, и только он, обеспечивает композиционную и цветовую целостность этой среды, ее визуальное содержание, в котором безусловно должны найти свое и весьма важное место данные цветопсихологии.

Не убедительна также абсолютизация символических, знаковых свойств цвета, поскольку рассматриваются они авторами вне конкретных культурно-исторических традиций, вне конкретной географии.

Несколько устаревшим представляется понимание авторами связей: материал - цвет как связей статичных, поскольку научно-техническая революция ежедневно ломает привычность устойчивых представлений о неразрывности этих связей.

Научно-техническая революция выдвигает сегодня перед проектным сознанием задачи, нередко несовместимые с устанавливаемыми авторами цветовыми закономерностями, с ориентацией авторов на цветовые ценности живой природы как на единственный источник творчества, как на единственный эталон цветообразования (где и природа выступает у авторов скорее как статичная цветовая модель).

Но для того чтобы профессиональными средствами решать эти выдвигаемые временем задачи, знание таких закономерностей необходимо, ибо нарушая закономерности, надо знать, что́ и во имя чего нарушаешь. Рассмотрению и определению этих закономерностей (а в этой части книги авторы предельно обстоятельны) в основном и посвящена их книга.

Очень привлекательно выглядит также понимание авторами роли цвета в производственной среде не только как фактора, повышающего производительность труда, но прежде всего как элемента культуры, как жизненной необходимости условий человеческого существования.

Природа всегда дарила человеку бесконечный веер цветовых переживаний. Освоить и усвоить их - насущная социокультурная задача, рассчитанная на коллективные усилия представителей разных профессий. В решении этой задачи определенное место займет и предлагаемая читателю книга Г. Фрилинга и К. Ауэра «Человек - цвет - пространство».

ПРЕДИСЛОВИЕ

В основе настоящей работы лежит экспериментальный материал Института цветопсихологии в Маркварштейне (руководитель д-р Фрилинг) и Цветового центра в Цюрихе К. Ауэра. Этот материал состоит из результатов собственных исследований психологических связей человека и цвета, а также из богатого практического опыта.

Можно надеяться, что эта книга будет полезна не только инженерам и руководителям производства, но и художникам и архитекторам.

За предоставленную возможность собрать имеющийся опыт мы в первую очередь благодарны тем промышленным предприятиям и специальным организациям, чей интерес к цветопсихологии получил отражение на практике. Мы благодарим всех, кто помог ускорить этот труд, и в первую очередь наших сотрудников Г. Бонзельса и К. Гёрсдорфа, а также Перри Мартина, Зёдертелье (Швеция).

Мы выпускаем эту работу с оговоркой, что необходимо дальнейшее исследование и обоснование выдвинутых положений.

Пусть наша книга привлечет внимание к той области, которая позволяет правильным применением цвета добиться удовлетворения требований общественной жизни, при условии, если избегать сверхмеханической рационализации.

От научного редактора. 5

Предисловие. 8

1. ЧЕЛОВЕК И ЦВЕТ.. 9

Систематизация цветов. 9

Интересные опыты... 10

Любимые цвета... 12

Восприятие цвета.. 13

Необычный банкет...14

Обзор естественных цветов... 15

Черные розы и желтый уголь.. 16

Цветовая динамика.. 17

2. СВЕТ И ЦВЕТ. 20

Воздействие цвета на организм. . . . 20

Светлое и темное... 21

Контрасты теплого и холодного.. 22

Живой круг цветов.. 23

Цветовые контрасты. 24

Цветовые рефлексы.. 25

Лучшие статьи по теме