Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Мантры
  • Экологический проект «Цветы и травы. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? Описание достигнутых образовательных результатов

Экологический проект «Цветы и травы. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? Описание достигнутых образовательных результатов

ОЛЬГА Багапова
Экологический проект «Цветы и травы»

Экологический проект «Цветы и травы»

Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Участники. Дети старшего дошкольного возраста.

Взаимодействие педагогов: воспитатели, дети гр. «Мотылёк», родители.

Срок реализации проекта : краткосрочный (1 неделя).

Руководители проекта : Багапова О. Ю., Петрова Н. И.

Актуальность проекта.

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Часто дети не обращают внимания на цветы и травы, которые растут в парках, на игровых площадках, зелёных лужайках. Не знают названия этих растений, их лечебных свойств, интересных особенностей, не умеют видеть их неброскую красоту. А потому и не возникает у детей желание их сохранить, а не растоптать. Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой, они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.

Проблема: «Какие бывают цветы и травы».

Цель : Формирование интереса к миру растений; расширение представлений о растениях, их разнообразии, строении, условия, необходимых для их роста; воспитание бережного отношения к природе.

Задачи .

1. Углублять знания детей о цветах и травах их разнообразии.

2. Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.

3. Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: садовые, луговые, лекарственные цветы и травы.

4. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

5. Учить устанавливать причинно – следственные связи между состоянием растения и необходимыми условиями окружающей среды.

6. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Ожидаемые результаты .

1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.

3. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).

Этапы проекта .

1 этап. Подготовительный (выявление проблемы).

2 этап. Основной

3 этап. Подведение итогов.

4 этап. Презентационный

Сценарий совместной деятельности по решению задач.

Подготовительный этап:

Педагог – дети:

Беседы: «Какие цветы и травы вы знаете?», «Луговые травы», «Лекарственные растения», «Садовые цветы».

Деятельность педагогов:

Обсуждение целей и задач проекта.

Составление перспективного плана

Подбор наглядного материала

Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок по теме.

Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов по теме.

Основной этап:

Педагог – дети:

Разгадывание загадок о цветах и травах.

Пальчиковые игры

Чтение х/л.

Проведение утренней гимнастики

Разучивание подвижных игр: «Добеги до цветка», «Садовник», хороводные игры «Мы на луг ходили», «Галя по садочку гуляла»,физкультминуток.

НОД рисование: «Лекарственные растения нашего края».

Д/и: «Собери цветок», «Угадай по описанию», «Выложи цветы» (мозаика)», Лото «Полевые цветы», Лабиринт «Отгадай загадку, найди отгадку», «Собери букет», «Что сначала, что потом», «Выложи из счётных палочек цветы», «Сложи картинку», «Цветочное лото», Домино – «Наш сад».

Рассматривание иллюстраций луговых, лекарственных, садовых цветов и трав, а так же альбомов «Зелёная аптека» и «Растения под охраной».

Деятельность педагогов:

Оснащение материально - технической базы,

Организация и проведение подвижных игр на прогулке;

Педагоги – дети – родители:

Сбор гербария для коллективной работы (коллаж)

Педагоги – родители :

Папка передвижка: «Лекарственные цветы и травы»

Заключительный.

Деятельность педагогов:

Подведение итогов оформления материалов проекта.

Педагог – дети:

Коллаж «Луговые цветы и травы».

Презентационный.

Деятельность педагогов:

Презентация проекта

Карта проекта.

Познавательное развитие

Вид деятельности: (Познавательный, познавательно- исследовательский, продуктивный)

Беседы: «Какие цветы и травы вы знаете?», «Луговые травы», «Лекарственные растения», «Садовые цветы».

Наблюдения за цветами и травами на участке.

Рассматривание иллюстраций луговых, лекарственных, садовых цветов и трав, а так же альбомов «Зелёная аптека» и «Растения под охраной»

Речевое развитие

Вид деятельности: (Коммуникационный)

Д/и: «Собери цветок», «Угадай по описанию», «Выложи цветы» (мозаика)», Лото «Полевые цветы», Лабиринт «Отгадай загадку, найди отгадку», «Собери букет», «Что сначала, что потом», «Выложи из счётных палочек цветы», «Сложи картинку», «Цветочное лото», Домино – «Наш сад».

Загадывание загадок о цветах и травах.

Пальчиковые игры: «Наши алые цветы», «Цветы», «Мак», «Растения».

Чтение х/л:

Стихи о цветах: Шорыгина Т. «Колокольчики и гном», Пришвин М. «Золотой луг», Дмитриев Ю. «Хоровод лепестков», Онегов А. «На лугу»; Смирнов А. «Цветок солнца»; Соколов-Микитов И. «Цвета леса»; «Легенды о цветах».

Физическое развитие

Вид деятельности: физический

Утренняя гимнастика «Волшебные цветы».

П/и «Добеги до цветка», «Садовник».

Физкультминутки: «На лугу растут цветы», «Раз цветок, два цветок».

Социально –коммуникативное развитие.

Вид деятельности: Игровой, познавательный, коммуникативный

Труд: Поливка клумб, прополка цветов, сбор семян.

Художественно- эстетическое развитие.

Вид деятельности: Творческий, художественный.

Рисование «Лекарственные растения нашего края».

Раскрашивание цветов в раскрасках.

Хороводные игры «Мы на луг ходили», «Галя по садочку гуляла».

Описание достигнутых образовательных результатов:

Дети закрепили знания о разнообразии цветов и трав, умеют отличать, сравнивать луговые, лекарственные, садовые цветы и травы. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, освоили нормы поведения в природе.

Литература

1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / Е. А. Алябьева. : - М. : Сфера, 2005. – 160 с.

2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.

3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. :. Вако, 2008. – 240 с.

4. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М. : Аргументы и факты, 1996. – 40 с.

5. Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.

6. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.

7. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004. – 320 с.

8. Шорыгина Т. А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т. А. Шорыгина. – М. : ГНОМиД, 2002. – 64 с.


Шорыгина Т.А.

Цветы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. - 64 с. (Путешествие в мир природы и развитие речи.)

В пособии содержится увлекательная и полезная информация о дикорастущих цветах. Доступная форма повествования, новые сти­хи и загадки автора помогут пробудить интерес к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе.

Книга способствует развитию речи и логического мышления, активизирует внимание и память детей.

Материал пособия может быть использован при коллективной и индивидуальной форме обучения. Адресован воспитателям, гувер­нерам, родителям.
Автор и издательство благодарят

Мастерскую-студию « СИНЕРГИЯ »

И лично Юрия Петровича Боровского

И Дмитрия Ивановича Петровского за помощь,

Оказанную в издании данной книги.

© Т.А. Шорыгина, 2001, 2007

© Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007

В пособии содержится интересная и полезная инфор­мация о цветах.

Надеемся, что данная книга привьет ребенку внима­тельное и бережное отношение к живой природе.
Основные задачи пособия


  • Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

  • Расширять у детей знания и представления об осо­бенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обита­ния.

  • Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей:

  • учить детей давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливая их к пересказу текста;

  • воспитывать умение связно и последовательно пе­ресказывать текст по плану.
учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Как хорошо на зеленом лугу! Среди буйных свежих трав пестреют яркие душистые цветы. Над ними пор­хают нарядные мотыльки и бабочки, жужжат пчелы и шмели.

Давайте получше рассмотрим полевой цветок.

У цветка есть корень, который прячется под землей. Корень добывает из почвы воду и минеральные веще­ства.

Эти вещества поднимаются вверх к цветам и листь­ям по стеблю, состоящему из маленьких клеток, похо­жих на тонкие трубочки. Такие трубочки называются капиллярами.

Когда светит солнце, листья вбирают в себя энергию солнечного света. Внутри растения она превращается в сахаристые питательные вещества, необходимые рас­тениям для роста.

Весной на зеленых стебельках раскрываются души­стые цветы. В чашечке цветка хранится сладкая кап­ля нектара 1 , за которой к цветам летят насекомые.

Та часть цветка, где находится медовый нектар, по­лучила название нектарник. Если нектарник располо­жен близко, то к цветку летят жуки и мушки, у кото­рых хоботок для сбора меда короткий.

Когда нектар запрятан глубоко, цветок опыляют пче­лы, шмели или бабочки. Они высасывают нектар длинным прозрачным хоботком, словно пьют через соломин­ку сладкий коктейль.

_______________________

1 Нектар - сладкий сок, выделяемый цветками медоносных ра­стений.

Как же насекомые находят нектарники?

В раскраске цветов есть особые метки, указываю­щие насекомым путь к нектару. Вспомним незабуд­ку. Ее голубые лепестки обрамляют ярко-желтое сер­дечко, и пчелы летят за медом прямо к нему.

Насекомые видят цветы более пестрыми и узорчаты­ми, чем мы, люди. Лучше других насекомых различа­ют окраску лепестков пчелы. Они хорошо видят жел­тые, синие и фиолетовые цветы. А вот бабочки сразу замечают красные цветы и подлетают к ним.

Когда насекомое пробирается за капелькой нектара, на его брюшко, лапки и спинку попадают мельчайшие частицы пыльцы. Для сбора пыльцы на теле насеко­мых есть особые волоски или щетинки, а у пчелы на лапках находятся специальные маленькие корзиночки.

Пыльца нужна растениям для опыления, чтобы по­явились семена и выросли новые красивые цветы.

Перелетая с цветка на цветок, насекомые переносят пыльцу и опыляют растения. Такое опыление называ­ется перекрестным.

Мелкие цветки часто собраны в соцветие, так им лег­че устоять перед непогодой, крупная капля дождя или большая градина не могут повредить цветок. Кроме того пышные соцветия хорошо заметны среди зеленых ли­стьев и трав. Их легко находят насекомые-опылители.

Соцветия бывают разной формы: в виде метелок, ки­стей, корзиночек или зонтиков.

По окраске цветка пчела легко узнает, есть в нем мед или нет. Например, нераспустившиеся бутоны медуни­цы окрашены в нежно- розовый цвет, а увядающий цветок имеет синюю окраску. В таких цветах меда нет, и пчела к ним не подлетает. Она выбирает сиреневые цве­ты медуницы, которые накопили сладкий нектар.

Цветы привлекают насекомых не только яркой ок­раской лепестков, но и ароматом.

Особенно сильно пахнут растения, которые распус­каются вечером и опыляются ночными бабочками.

Различая огромное количество ароматов, насекомые легко читают волшебную книгу запахов.

Вот и получается, что цветы «подзывают» и кормят бабочек, шмелей, пчел, мотыльков вкусной пыльцой и сладким нектаром, а те опыляют их.

Поэтому, гуляя по пестрому зеленому лугу, не рви цветы, не мни понапрасну их нежные стебельки!
Я иду по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

Наши гибкие стебли не мни!

Мы для глаз и для сердца - отрада,

Украшенье родимой земли.

После опыления цветы вянут, и вместо них на сте­бельках появляются плоды с семенами. Семена рассеи­ваются по-разному.

Сочные и сладкие плоды привлекают животных и птиц, которые разносят их по окрестностям.

Сухие стручки и коробочки после созревания лопа­ются, а семена разлетаются во все стороны. Семена не­которых цветов (одуванчика, мать-и-мачехи) снабжены воздушными парашютиками, их подхватывает и рассе­ивает ветер. У других семян, например у кислицы, есть маленький волокнистый придаток - любимое лаком­ство муравьев. Эти насекомые разносят семена кисли­цы по лесу.

Когда вновь наступит весна, семечко, попавшее на влажную хорошую почву, прорастет, и вскоре раскро­ется новый чудесный цветок.


  • Из каких частей состоит растение?

  • Как называется часть цветка, в которой находится нектар?

  • Какие насекомые опыляют цветы?

  • Зачем цветам яркая окраска и запах?

  • Почему мелкие цветки растения собраны в соцветия?

  • Что появляется после опыления и отцветания расте­ния на месте цветка?

  • Как распространяются семена цветов?

ПОДСНЕЖНИК

Чудесные белые коло­кольчики хрупкого цветка появляются ранней весной, когда в лесу еще лежит снег. Поэтому в народе его именуют подснежником.
Расколол ледок

Маленький подснежник,

И расцвел цветок

Беленький и нежный.
Удивительный цветок растет и развивается зимой, под теплым снежным покрывалом, а в начале весны появляется из-под снега его свежий светло-зеленый стебелек с бутонами. Не страшна подснежнику зимняя стужа. Сверху плотный сугроб не пропускает ни холо­да, ни ветра, в середине сугроб обычно более рыхлый, а возле земли во время февральских оттепелей уже бе­гут ручейки. Талая вода ускоряет рост растений, по­этому подснежник быстро растет.

В марте под яркими солнечными лучами сугробы тем­неют, становятся рыхлыми, оседают, они пропускают много солнечного света и вскоре «первый цветок лома­ет ледок».

Теперь ты знаешь, почему этот цветок называют под­снежником, - он растет под снегом!

Подснежники, как все ранневесенние цветы - медуницы, хохлатки, мать-и-мачеха, очень любят яркий солнечный свет. Поэтому и расцветают они, когда на деревьях еще нет листьев, затеняющих лес.

В марте семь погод на дню: то солнцем греет, то сне­гом сеет! По ночам случаются заморозки. Темные тучи порой заволакивают небо, идет дождь со снегом, дует пронизывающий ледяной ветер. А подснежнику все ни­почем! Холода он не боится, потому что в соке, его на­полняющем, содержится много сахара, а такие раство­ры во время небольших морозов не замерзают.

В ненастные пасмурные дни цветы подснежников плотно закрываются, а головки их поникают. Берегут подснежники сладкую медовую капельку, спрятанную в глубине цветка для шмелей.


  • Как выглядит подснежник?


  • Когда расцветают подснежники?

  • Почему подснежники расцветают, когда на деревьях еще нет листьев?

  • Какие насекомые опыляют цветы подснежника?

Подснежниками в разных местах называют различ­ные цветы, которые первыми выходят из-под снега. Они бывают разного цвета - то голубые, то белые, то лиловые.
Чутко дремлет тишина

В темных чащах бора,

Расплескала там весна

Синие озера.
Встрепенулся бор угрюмый,

Ожил и помолодел

И с весенней светлой думой

На подснежник поглядел.
Любуясь подснежником, вспомни, что в народе го­ворится: «Смотрит весна в небеса синими глазами под­снежников».

«На Кавказе растет подснежник галантус, очень по­хожий на светлый фонарик, раскачивающийся на тон­кой ножке.

В светлом зимнем лесу под слоем опавших листьев можно увидеть крупные зеленовато-белые цветки. На­зывают их анемонами, горицветами и подснежниками, и все неправильно. Настоящее имя цветка, первым от­крывшего весну, - морозник». (С. Красиков).

К цветам «снегуркам» относятся и перелеска благо­родная, и сон-трава, и белянка.

Немало легенд сложено о подснежнике. Послушай стихотворение, которое передает одну из них.
Лесною тропой

Шла Зима с подругами -

Стужами и Вьюгами,

Метелью и Пургой.
А навстречу ей Весна,

И румяна, и ясна,

В пестром сарафане,

С птицами, цветами.
Позавидовала Зима Весне,

Ее юности и красе,

Подула ветрами ледяными,

Закружила вьюгами злыми.
Испугались стужи цветки

И закрыли свои лепестки.
Только подснежник,

Хрупкий и нежный,

Из последних сил

Лепестки раскрыл

Капелькою белой.

Маленький, но смелый!


  • Какие цветы в народе называют подснежниками?

  • Что тебе запомнилось (понравилось) в стихотворении «Смелый подснежник»?

МАТЬ-И-МАЧЕХА
Пригрело весен­нее солнышко, и рассыпались на проталинах круг­лые золотые монет­ки.

«Весну цветов открывает сверх­ранний первенец - мать-и-мачеха. Этот золотой под­снежник растет на солнечных глинис­тых оврагах и рас­пускается раньше всех трав - до вы­ставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода». Так написал о мать-и-мачехе фенолог и писатель Дмитрий Зуев.
На проталинке - первый цветок.

Как же он беззащитен и мал!

Резкий ветер его трепал,

Пригибал стебелек к земле,

Леденил в предрассветной мгле,

Но отважный цветок устоял!

Опущусь перед ним на колени,

Прикоснусь к лепесткам рукой -

Сколько мудрости и терпения

В этой капельке золотой!
Помнишь, как выглядит цветок мать-и-мачехи?

У него невысокий стебель, покрытый мягким лег­ким пушком, защищающим цветок от холода, к сте­бельку плотно прижаты похожие на чешуйки бурые острые листики.

Настоящие крупные листья у этого растения появ­ляются позже, в середине лета, когда цветов уже нет. Листья эти крупные, темно-зеленые.

Почему же цветок получил название мать-и-мачеха?

Да потому, что нижняя часть листа покрыта густы­ми белыми волосками. Если погладишь её рукой, ощу­тишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя лас­ковая матушка. А верхняя часть листа - гладкая, холодная. Словно прикосновение суровой мачехи.

Цветы мать-и-мачехи собраны в круглое соцветие потому, что каждый цветок в отдельности слишком мал и хрупок, чтобы противостоять ненастью - сне­гу, дождю, ветру, да и насекомые скорей заметят яр­кое золотистое соцветие. Недавно проснувшиеся пос­ле долгой суровой зимы пчелы и шмели летят к цветам мать-и-мачехи за медом и, перелетая с цветка на цве­ток, опыляют их.

Когда цветочек мать-и-мачехи отцветет, он превра­тится в белую пушистую шапочку. Каждое семечко снабжено природой маленькой воздушной пушинкой - парашютиком, которая помогает семечку улететь подальше от материнского растения. Когда семечко при­земляется, парашютик отпадает.

Есть у цветов мать-и-мачехи интересная особен­ность: они открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь - берегут капельку сладкого дра­гоценного нектара.


  • Как выглядит мать-и-мачеха?

  • Почему мелкие цветки этого растения собраны в круг­лое соцветие?

  • Когда расцветает мать-и-мачеха?

  • Почему цветок получил такое название?

  • Какие насекомые опыляют цветы мать-и-мачехи?

  • Как распространяются семена мать-и-мачехи?


МЕДУНИЦА

Ранняя весна. В лесу, еще не украшен­ном свежей молодой листвой, светло, про­сторно, солнечно. Лес­ные колдобины 1 и ка­навы наполнены талой водой.

В сухой прошлогод­ней листве под деревь­ями и кустами вспых­нули сиреневые, ярко-синие и розовые искорки медуницы. На стебельке этого растения одни цветы темно-розо­вые, другие - сиреневые, третьи - ярко-синие. По­чему?

Розовую окраску имеют нераскрывшиеся бутоны и более молодые цветы, а синюю - уже отцветающие. Каждый цветок медуницы на протяжении своей жиз­ни меняет цвет, ведь разноцветные соцветия ярче вы­деляются на сером ковре листьев, и насекомые быст­рее их замечают.

1 Колдобина - рытвина, яма.

Кроме того, по окраске цветка пчелы сразу определя­ют, есть в нем мед или нет. В нераспустившихся буто­нах розового цвета меда совсем немного. Когда мед на­копится, цветок становится сиреневым, а когда увядает - синим. Пчела не подлетает к синим и розовым, а, не тратя времени даром, садится на сиреневые цветы.

Название «медуница» происходит от слова «мед», потому что цветки этого растения наполнены сладким душистым нектаром.

Медуница любит яркий солнечный свет. Потому и расцветает она, когда деревья еще не оделись листвой. А вот тепла этому цветку много не надо, даже холод­ные ночи его не пугают.

Медуницы цветут недели две-три. В одно время с ними весенние леса украшают лилово-розовые хохлатки.
Лес еще стоит раздетым,

Даль прозрачна, как стекло,

Сколько солнечного света!

Как просторно и светло!
Гнезда вьют лесные птицы,

Заливаются, звенят.

Искры синей медуницы

Под деревьями горят.
Через две-три недели после зацветания вместо цве­тов на стебле медуницы появляются плоды с семена­ми. Потом листья и стебельки желтеют и полегают на землю, а затем и вовсе засыхают. Но медуница не по­гибает! В земле сохраняются корневища с запасом по­лезных питательных веществ, которые пригодятся ра­стению следующей весной.


  • Как выглядит медуница?

  • Почему на стебельке медуницы цветы разного цвета?

  • Почему цветок получил такое название?

  • Когда расцветают медуницы?

  • Какие насекомые опыляют цветы медуницы?

ХОХЛАТКИ

Снег в лесу сошел, но кое-где в глухих чащах еще бе­леют его островки. А на сол­нечных опушках и полянах расцвели розоватые, сирене­вые и лиловые хохлатки.

Хохлатки часто растут в широколиственных 1 лесах, которые называются дубра­вами. Главное дерево в дубра­ве - могучий дуб, его окру­жают ясени, клены и липы. Весной в дубравах цветут «то­ропливые» растения - те, что торопятся вырасти, от­цвести и созреть. В науке их называют эфемероидами, а в народе - подснежника­ми, первоцветами. К ним относятся и хохлатки.

1 Широколиственные - леса, в которых преобладают листвен­ные деревья.

Хохлатка - красивый, нежный, душистый цветок, зацветающий ранней весной, когда деревья еще стоят голые, и в лесу много света. Хохлатки очень любят яр­кий солнечный свет!

У них невысокий стебелек, нежные кружевные ли­стья, а сиренево-лиловые цветы собраны в плотные соцветия, напоминающие хохолок. Поэтому и называют­ся эти цветы хохлатками.

К цветам хохлаток полакомиться сахарным нектаром летят недавно проснувшиеся шмели и пчелы.

Насекомые, прилетевшие за медом, садятся на цве­ток, забирают длинным хоботком сладкую капельку, а своей «мохнатой шубкой» захватывают пыльцу, кото­рую переносят на другой цветок, растущий рядом. Так происходит опыление. Оно называется перекрестным.
Лиловые хохлатки

Весною расцвели,

И за нектаром сладким

К цветам летят шмели.
В кувшинчики резные

Налит душистый сок,

А листья кружевные

Колышет ветерок.
И лес сегодня новый -

Покрыт ковром цветным:

То синим, то лиловым,

То нежно- голубым.
Дней через десять хохлатки отцветают и вместо цве­тов появляются плоды в виде небольших стручков. Пос­ле того как плоды созреют, стручки раскрываются, и из них высыпаются блестящие черные семена. У каж­дого семени есть небольшой белый придаток, который любят поедать муравьи. Они и переносят семена этих растений.

Когда в лесу появляются свежие густые травы, а на деревьях раскрываются зеленые листья, хохлатки жел­теют, высыхают, но под землей остается маленький клубенек, размером не больше вишни. В нем хранятся запасы крахмала и других питательных веществ. Из почки на конце клубенька весной вырастет новый сте­бель, украшенный пышными сиреневыми цветами.


  • Как выглядит хохлатка?

  • Когда расцветают хохлатки?

  • Почему цветок получил такое название?

  • Какие насекомые опыляют цветы хохлатки?

  • Кто разносит семена хохлаток по лесу?


КИСЛИЦА
Если солнечным днем с зеленого луга, покрытого пестрым разнотравьем, войти в густой еловый лес, то сразу окажешься в тени, почувствуешь прохладу и влажность. Темно-зеленые ели низко опустили мохна­тые колючие лапы. Приятно пахнет хвоей и смолой, а возле старых пней белеют звездочки кислицы.

Кислица - маленькое растение. Ее листья похожи на листочки клевера, они состоят из трех отдельных частей, потому и называют их трилистниками. Листья растения обладают кислым вкусом, который придает им щавелевая кислота, и в них содержится много витами­на С. Как и из щавеля, из листьев кислицы можно го­товить супы и салаты.
Теперь ты понимаешь, почему кислица получила та­кое название?

В народе кислицу называют заячьей капустой, ведь весной ею любят угоститься зайцы.
Сидит зайка под лозинкой,

Плетет серенький корзинку,

Он с корзинкой в лес пойдет

И капустки соберет.
А капуста не простая -

В кочаны не завитая,

Ее заячьей зовут!

И скажу я вам, ребятки,

Не растет она на грядке,

А растет в лесу густом

Возле пня и под кустом.
Хоть капуста и кисла,

Зайчикам она мила:

Любят зайки угоститься

Вкусной сочною кислицей!
Листья кислицы очень чувствительны к изменени­ям погоды: перед ненастьем они складываются вдоль и поникают, складываются они и на ночь.

В конце мая кислица зацветает. На тонких стебель­ках раскрываются белые с нежно-розовым оттенком цветы. Они, как и другие цветы, растущие в ельнике - майник, седмичник, - окрашены в белый цвет, по­тому что в зеленом полумраке под густым пологом ело­вых ветвей белый цвет хорошо заметен, и цветы легко находят насекомые-опылители. Они прилетают к цве­там за капельками сладкого нектара и переносят пыль­цу с цветка на цветок.
Забреду в смолистый ельник,

Где и в знойный полдень тень,

Вижу рыжий муравейник

И большой замшелый пень.
В сарафанчике из ситца

Вслед головкой мне кивнет

Белолицая кислица,

Что на старом пне цветет.
Кислица - теневыносливое растение, хорошо чув­ствует себя в лесу, где много тени и влаги.

К концу лета вместо белой звездочки образуется ма­ленький зеленый шарик - плод кислицы. Этот кро­хотный плод обладает удивительным свойством: он спо­собен стрелять своими семенами.

Если созревший плодик сжать пальцами, то почув­ствуется толчок, и во все стороны разлетятся мелкие золотистые семена, снабженные небольшим сочным придатком, муравьи подбирают любимый корм и раз­носят семена кислицы по лесу. Поэтому кислица часто растет возле муравейников.
Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые темные пни

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой

Тащат бревна и балки кладут.

Дело движется споро и ловко,

Будет в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встает на рассвете

Деловитый лесной муравей.

Гостеприимство * Бал * Вино * Еда * Подарок * Праздник * Рождество Рождество (Новый год) Андерсен Ганс Христиан Елка Перевод с датского Стояла в лесу этакая славненькая елочка; место у нее было хорошее: и солнышко ее пригревало, и воздуха было… … Сводная энциклопедия афоризмов

- (Cercopithecidae)* * Самое обширное семейство узконосых обезьян, включает около 13 родов и свыше 80 видов. Зубная формула мартышковых такая же, как у человекообразных обезьян и человека. Тонкотелые обезьяны представляют, как… … Жизнь животных

Основная статья: Наша Russia Содержание 1 1 сезон (2006) 2 2 сезон (2007) 3 3 сезон (2007) 4 (2007, 2009) … Википедия

Основная статья: Приключения Лунтика и его друзей Содержание 1 Количество серий 2 Список серий мультсериала Лунтик и его друзья … Википедия

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Russian Rainbow Gathering. Nezhitino, Август 2005 Хиппи (от англ. hippy или hippie; от разг. hip или hер, (в просторечье хиппари, хиппаны) «модный, стильный»; согласно Оксфордскому словарю англ.яз., происхождение hip неизвестно) молодёжная… … Википедия

крокмор - а, м. croque mort. эмигр. Факельщик, гробовщик, служащий похоронного бюро. По расписанию, не опаздывая, показался от цветной москательной лавки ожидаемый <траурный> автомобиль. С каким спокойствием.. вышли рослые крокморы и скрылись за… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Азия - (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию … Энциклопедия инвестора

- — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

Под общим названием Э. масел собирают большое количество веществ, имеющих, в сущности, общего только то, что они все образуются в растениях и обладают запахом, да и то это последнее качество надо принять с оговоркой. Некоторые Э. масла не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Лучшие статьи по теме