Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Мантры
  • Медико педагогический контроль физического развития детей. Методическое объединение «Организация медико-педагогического контроля в детском саду. Нормативные правовые документы и методические материалы

Медико педагогический контроль физического развития детей. Методическое объединение «Организация медико-педагогического контроля в детском саду. Нормативные правовые документы и методические материалы

Вся работа по физическому воспитанию осуществляется воспитателями при регулярном контроле со стороны медицинских ра­ботников и заведующего, старшим педагогом, специалистами по физической культуре дошкольных учреждений.

Медицинский контроль за физическим воспитанием детей в дошкольных учреждениях включает следующие важные показатели:

1. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей, которое осуществляется при углубленных осмотрах врачами дошкольных учреждений или поликлиники. При первичном обследовании дается оценка состояния здоровья, физического развития ребенка, физической подготовленности, функциональных возможностей организма и решается вопрос об индивидуальных назначениях при занятиях физическими упражнениями и различных видах закаливающих процедур. При повторных обследованиях оценивается динамика состояния здоровья и ", физического развития детей, учитывается эффективность воздействия средств физического воспитания.

2. Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организацией занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка; контроль за осуществлением системы закаливания.

3. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест про­ ведения занятий (помещение, участок), физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви.

4. Санитарно-просветительная работа по вопросам физического воспитания дошкольников среди персонала дошкольного учреж­дения и родителей.

В обязанности врача входит комплексная оценка состояния здо­ровья детей, систематический контроль за организацией всех раз­делов физического воспитания и закаливания в детском саду и проведение медико-педагогических наблюдений на физкультур­ных занятиях не менее двух раз в каждой возрастной группе в течение года.

Медицинская сестра, принимая в этой работе самое непо­средственное участие, осуществляет также контроль при проведе­нии утренней гимнастики, подвижных игр и закаливающих ме­роприятий.

В годовом плане работы дошкольного учреждения должны быть предусмотрены дни совместного посещения групп врачом, заведу­ющим, педагогом, медицинской сестрой с целью осуществления контроля за общим двигательным режимом и организацией раз­личных форм физического воспитания.

Врачебный контроль

Для более всесторонней оценки уровня физического развития необходимо учитывать не только антропометрические данные, но и физиометрические, показатели физической подготовленности и физической работоспособности, сенсомоторного развития.

Измерение мышечной силы рук проводится детским ручным динамометром. Ребенок берет динамометр в руку стрелкой к ладо­ни, рука свободно вытягивается в сторону и вниз, и производится максимальное сжатие. Измерение проводится каждой рукой 2- 3 раза, фиксируется наибольший результат.

Измерение силы мышц туловища осуществляется с помощью станового динамометра. Ребенок становится на подножку (ноги прямые), сгибается, берется руками за ручку, которая должна на­ходиться на уровне его колена, и медленно выпрямляется, подтя­гивая ручку до «отказа».

Дети дошкольного возраста должны быть предварительно обу­чены этому навыку. Обследование повторяют 2-3 раза, фиксиру­ется наибольший результат.

Начиная с 4-5 лет у детей можно определять жизненную ем­кость легких методом спирометрии. Для получения достоверных результатов нужно предварительно обучать детей глубокому вдоху и достаточному выдоху. Ребенок делает сначала свободный пол­ный вдох и выдох, затем глубокий вдох и медленный выдох до отказа в трубку спирометра.

Физическая подготовленность характеризуется развитием у де-: тей двигательных навыков и качеств. В этом возрасте определяются следующие физические качества:

    быстрота - по времени пробегания Юме ходу;

    скоростно-силовые - по времени пробегания 30 м со стар­та, по длине прыжка с места, высоте прыжка с места, по дально­сти броска набивного мяча (1 кг) из-за головы в положении стоя, дальности метания правой и левой рукой;

    выносливость - по времени бега на дистанции 90, 120, 150 м (в зависимости от возраста детей - 5, 6 и 7 лет).

Наряду с количественной оценкой проводится учет качества выполнения каждого движения;

    при беге - следует обращать внимание на положение голо­вы и туловища, согласованность движений рук и ног, легкость бега, отрыв стоп от почвы и сохранение направления бега;

    при прыжке - исходное положение, замах рук, толчок ног, сохранение равновесия при приземлении;

    при метании - исходное положение, прицеливание, замах, бросок, его направление и сохранение равновесия туловища.

Уровень развития физиометрических показателей и физичес­кой подготовленности оценивается как удовлетворительный , если средние показатели их находятся в пределах М ± 1ст, если они превышают средние значения - как хороший , если ниже их - плохой .

Полученные в динамике результаты необходимо заносить в карту развития ребенка.

Обследование развития движений проводят воспитатели групп при участии и помощи медицинской сестры 2 раза в год (сентябрь и май). Для этого физкультурные занятия строятся так, чтобы на них можно было провести оценку нескольких физических показателей.

Для определения функционального состояния организма и ре­шения вопроса об индивидуальных назначениях физических на­грузок используются пробы с дозированной мышечной нагрузкой. Эти пробы проводятся детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья (II и III группы здоровья) и после длительных заболева­ний. Проведение функциональных проб обязательно для детей, занимающихся в спортивных секциях.

Хорошим показателем считается учащение частоты сердечных сокращений не более чем на 10 уд./мин, повышение систоличес­кого давления на 5-10 мм рт.ст., диастолическое давление может не изменяться.

Эти показатели свидетельствуют о нормальной возбудимости симпатического отдела вегетативной нервной системы. Увеличе­ние частоты сердечных сокращений более чем на 10 уд./мин ука­зывает на повышенный тонус симпатического отдела. Уменьше­ние систолического и диастолического давления на 10 мм рт.ст. и более расценивается как неудовлетворительный показатель реак­тивности сердечно-сосудистой системы.

Для детей четырех - семи лет вполне доступной, легко вос­производимой является проба - 20 приседаний за 30 с (Мартинэ-Кушелевского). Эта проба широко применяется во врачебно-физ-культурной практике у взрослых и детей. Дети 3 и 4 лет (менее подготовленные) могут выполнять пробу в 10 приседаний за 15 с при помощи взрослого.

Оценка результатов пробы проводится:

а) по степени изменения частоты сердечных сокращений, ды­ хания и показателей артериального давления тотчас же после на­ грузки;

б) по времени возвращения показателей к исходным величинам. В норме после функциональной пробы отмечается учащение

частоты сердечных сокращений на 25-50 % по отношению к ис­ходной величине, дыхания - на 4-6 дыханий в 1 мин, повыше­ние систолического давления на 5-15 мм рт.ст., диастолическое не изменяется или снижается на 5-10 мм рт.ст.

Возвращение всех показателей к исходным величинам наблю­дается в течение первых 2-3 мин. Общее самочувствие ребенка остается хорошим.

Отклонением от нормальной реакции следует считать учаще­ние частоты сердечных сокращений более чем на 50%, значитель­ное учащение дыхания (видимая на глаз одышка), значительное увеличение систолического давления - более 15 мм рт.ст., увели­чение диастолического более чем на 10 мм рт.ст. Время возвраще­ния всех показателей к исходным величинам - более 3 мин.

С целью определения возрастной динамики физической ра­ботоспособности и влияния на организм детей различных средств и методов физического воспитания может быть рекомендован тест PWC 170 , при котором величина работоспособности выража­ется объемом работы при заданном ритме сердечных сокраще­ний 170 уд./мин.

Детям дошкольного возраста для оценки физической работоспо­собности может быть рекомендована проба «степ-тест» (т.е. подъем на ступеньку). Проведение данной пробы обязательно для детей, занимающихся в спортивных секциях или с повышенной физичес­кой нагрузкой, так как она позволяет дать качественную оценку реакции аппарата кровообращения при физической нагрузке

При организации физического воспитания следует учитывать и I индивидуально-типологические особенности детей.

Дети с уравновешенными нервными процессами имеют высо-S кий уровень развития скоростно-силовых качеств, обладают высо­кой способностью к длительной работе умеренной интенсивно-: сти, охотнее работают в умеренном темпе.

Дети с преобладанием процесса возбуждения также имеют вы­сокий уровень развития скоростно-силовых качеств, охотнее ра­ботают в быстром темпе. Показатели работоспособности наилуч-; шие при выполнении скоростных нагрузок. Общеразвивающие уп­ражнения они стараются выполнять в более быстром темпе, по-[ этому совершают много ошибок. Воспитателю следует обращать внимание ребенка на необходимость затормаживать ненужные дви-" жения.

Дети, отличающиеся слабостью нервных процессов, имеют бо-| лее низкий уровень развития скоростно-силовых качеств, охотнее работают в умеренном темпе, медленнее овладевают сложными двигательными навыками, имеют сравнительно более низкую ра­ботоспособность при всех видах работы. В процессе обучения нуж­даются в большем количестве повторений, в дополнительных за­нятиях. Для их успешного обучения большое значение имеет одоб­рение воспитателя.

Все дети, посещающие дошкольное учреждение, должны зани-I маться физкультурой. В зависимости от состояния здоровья, функ­ционального состояния, особенностей физической подготовлен-■ности они могут иметь временные ограничения.

С целью осуществления индивидуального подхода при назначе­нии различных средств физического воспитания выделяются 2 груп­пы детей:

I - основная группа , - не имеющая никаких медицинских и ^педагогических противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой.

II - ослабленная группа , - имеющая ограничения временного характера в величине и интенсивности физической нагрузки и объеме закаливающих мероприятий.

К ослабленной группе относятся дети II, III и IV групп здоро­вья, в основном часто болеющие («группа риска»), они реконва-лесцентны после длительных заболеваний.

Дети, отнесенные к ослабленной группе, должны иметь инди­видуальные назначения закаливающих мероприятий, в рамках всех разделов физического воспитания в детском саду получать более низкую физическую нагрузку. Для этого воспитатель при проведе­нии физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений уменьшает число повторений каждого упражнения в игре, при выполнении спортивных и беговых упражнений. С такой же нагрузки должны начинать дети, вернув­шиеся в дошкольное образовательное учреждение после болезни (ОРЗ, обострение хронического тонзиллита, хронического брон­хита и др.).

Индивидуально врач решает вопрос о необходимости освобож­дения ребенка на 1 -2 физкультурных занятия на открытом возду­хе после его длительного отсутствия в детском саду по болезни (более 1 мес) - грипп, пневмония, ангина, детские инфекции. Двигательная деятельность этих детей должна быть ограничена, однако ежедневные занятия физическими упражнениями, утрен­ней гимнастикой для них обязательны.

Заключение о функциональных возможностях этих детей и до­пустимости для них нагрузки в полном объеме решается на осно­вании изменения частоты сердечных сокращений во время физ­культурных занятий (физиологическая кривая) и времени восста­новления частоты сердечных сокращений после нагрузки. Наряду с этим учитываются показатели динамики состояния здоровья де­тей при особом внимании к частоте и длительности заболеваний за предшествующий период.

Дети ослабленной группы находятся под постоянным наблюде­нием медицинских работников и при положительных сдвиГах в состоянии здоровья без задержки переводятся на общий режим дошкольного учреждения.

Результаты врачебного обследования и индивидуальные назна­чения по вопросам общего и двигательного режима, величине физической нагрузки, методике проведения закаливающих меро­приятий заносятся в карту индивидуального развития ребенка и доводятся до сведения воспитателей групп.

Дети, отнесенные к ослабленной группе и за время пребыва­ния в детском саду не переведенные в основную, в школе занима­ются по программе физического воспитания «подготовительной» группы.

Янина Солодихина
Методическое объединение «Организация медико-педагогического контроля в детском саду»

Государсвтенное бюджетное общеобразовтельное учоеждение города Москвы

«Щкола с углубленным изучением иностранных язвков №1373»

Подразделение дошкольного образования

Методическое объединение

«Организация медико-педагогического контроля в детском саду »

Подготовила старший воспитатель

высшей квалификационной категории

– Солодихина Я. В.

Контроль является неотъемлемой составляющей процесса управления и одной из важнейших е функций. Контроль позволяет выявить заранее неблагоприятное развитие событий и скорректировать работу подчиненных с тем, чтобы обеспечить достижение цели. К. Ю. Белая предлагает рассматривать методическую деятельность с позиции управленческой деятельности, которой присущи такие функций, как : анализ деятельности, планирование, организация , регулирование, коррекция и контроль . Если мы рассмотрим методическую службу , то увидим все названные функции.

Контроль в дошкольной организации по определению К . Ю. Белой – это «система наблюдений и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, общегосударственным установкам, приказам вышестоящих органов системы образования ».

В методической деятельности различают три самые распространенные формы контроля : оперативный, тематический и итоговый.

Оперативный контроль – суть его заключается в том, что с его помощью можно устранить незначительные сбои в работе, регулировать деятельность некоторых педагогов или всего коллектива с помощью рекомендаций, советов.

Тематический контроль – главным предметом тематического контроля является система работы с детьми по одному из разделов программы. Результаты контроля тщательно изучаются , анализируются, это позволяет установить причины сложившегося положения дел.

Итоговый контроль проводится по итогам очередного периода

(года, полугодия) . Итоговый контроль направлен на изучение различных сторон образовательной деятельности.

Что представляет собой МПК и каковы его критерии.

Организация медико-педагогического контроля предусматривает совместную работу медицинской сестры , заведующего, старшего воспитателя. Основная задача МПК – создание условий (режимов) для укрепления здоровья детей, совершенствования физического и нервно-психического развития.

Благодаря организации медико-педагогического контроля можно отследить :

Санитарно-гигиенический режим : температурный режим помещений, режим проветривания, санитарное состояние помещений и участка.

- режим питания : сервировка стола, умение детей пользоваться столовыми приборами, сформированность навыка есть разнообразную пищу.

Режимные моменты в течение дня, такие как : утренняя гимнастика, прогулка, сон, закаливающие процедуры, гимнастика пробуждения. Результаты контроля заносятся в специальные карты, разработанные методистом городской службы В . Н. Зимониной.

Вот, например, как выглядит карта контроля сна , прогулки.

Так же МПК позволяет отслеживать режим двигательной активности детей. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только та двигательная активность, которая находится в допустимых пределах.

Двигательная активность может быть как самостоятельной, так и организованной . Основной организованной формой ДА детей в детском саду являются физкультурные занятия.

На физкультурном занятии проводится комплексная оценка двигательной активности ребенка по трем показателям :

продолжительность (время, объем (количество движений, интенсивность – тренирующий эффект занятия.

Продолжительность

методом индивидуального хронометража и позволяет определить общую и моторную плотность занятия (%) ;

Объем двигательной активности определяется методом шагометрии и позволяет определить количество движений, выполненных ребенком за определенный отрезок времени;

Интенсивности двигательной активности определяется методом пульсометрии и позволяет определить тренирующий эффект занятия, т. е. правильное распределение физической нагрузки и реакцию организма на эту нагрузку .

Как оценивать продолжительность занятия (время, затраченное на движения) .

Для этого нам понадобиться секундомер, с помощью которого мы оцениваем (расписываем) каждую минуту занятия по секундам с точки зрения движений ребенка, и заносим результаты в индивидуальную хронометражную карту. При заполнении карты можно пользоваться определенными знаками, например : движения ребенка обозначаем знаком «+» , объяснения и показ упражнений воспитателем «0» , простои по вине воспитателя «-» . Заполненная карта позволяет рассчитать моторную и общую плотность занятия.

Моторная плотность физкультурного занятия рассчитывается по формуле : время, затраченное на движения, делим на продолжительность занятия и х 100. МП грамотно построенного занятия находится в пределах 80-90%.

При этом нужно помнить о том, что в младших возрастных группах элемент обучения является более продолжительным, моторная плотность занятий должна быть не менее 60%.

Общая плотность физкультурного занятия – время, затраченное на обучение : и двигательная активность ребенка, и объяснения воспитателя, показ упражнений, перестроения, расстановка спортивного инвентаря, но при этом исключается время, затраченное на простой детей по вине воспитателя, на восстановление дисциплины.

Общая плотность занятий в зале должна быть не ниже 90-95%, т. е. приближаться к 100%.

Объем двигательной активности определяется методом шагометрии . Эта методика позволяет определить количество движений, выполненных ребенком за определенный отрезок времени. Эта методика удобна для массового обследования детей, она не требует много времени, а используемый в обследовании прибор достаточно прост в употреблении. Шагомер помещается в карман и крепится на поясе ребенка. Количество движений – это и есть показатель объема ДА .

Следующей характеристикой ДА ребенка на физкультурном занятии является интенсивность ДА. Интенсивность – это реакция организма ребенка на физическую нагрузку, основным методом измерения является пульсометрия.

Методика проведения : медсестра при помощи секундомера измеряет ЧСС наблюдаемого ребенка в разные периоды физкультурного занятия (когда) :

до занятия,

после вводной части,

после ОРУ,

после ОВД,

после ПИ,

после заключительной части,

в восстановительном периоде в течение 3-5 минут.

Как измеряем : подсчет пульса у дошкольников удобнее проводить, положив ладонь на область сердца. Полученные цифры ЧСС за 10 с умножают на 6 и получают данные за 1 мин.

Физиологическая кривая. Эти результаты заносятся в специальную таблицу, и на их основе строится физиологическая кривая занятия.

При правильно построенном занятии физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части. Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры. В зависимости от содержания занятия, формы организации и методики проведения можно получить кривые различного типа, с одной или несколькими вершинами.

Тренирующий эффект занятия. Чтобы определить тренирующий эффект занятия, нужно суммировать все показатели и разделить на количество измерений, исключая первый и последний пункт. ТЭ занятия достигается у детей 3-4 лет при ЧСС, равной 130-140 уд/мин., 5-7 лет при ЧСС, равной 140-160 уд/мин.

О характере физической нагрузки можно судить и по внешним признакам утомления. Так, например, при допустимой степени утомления у ребенка наблюдается небольшое покраснение лица, незначительная потливость, дыхание слегка учащенное, движения быстрые, самочувствие хорошее.

При значительной степени утомления эти признаки ярко выражены : резкое покраснение или побледнение лица, выраженная потливость, учащенное дыхание, может наблюдаться одышка и головокружение. В этом случае необходимо ограничить физическую нагрузку на ребенка, дать отдых между упражнениями высокой степени интенсивности.

Если значительные признаки утомления наблюдаются у многих детей, то воспитатель должен задуматься о соответствии физической нагрузки возрасту детей и перестроить занятие.

Медико-педагогический контроль в детском саду будет эффектным и действенным только при условии его систематического осуществления.

Материал подготовлен методистом СП ДО ОМЦ Аралиной Н.А.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН

в процессе физического воспитания

Медико-педагогический контроль проводится врачом, медицинской сестрой совместно с заведующей, старшим воспитателем.

Главное внимание необходимо уделить двигательному режиму, суммарно отражающему общую двигательную деятельность детей при свободных и орга-низованных формах деятельности. Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:

  1. Времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража.
  2. Объема двигательной деятельности детей с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности.
  3. Интенсивности двигательной деятельности детей с помощью метода пульсометрии (частота сердечных сокращений – ударов в минуту) при выполнении различных видов мышечной деятельности.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской Академии медицинских наук определило временной объем организованной двигательной деятельности за неделю:

3-4 года не менее 6 часов,

4-5 лет не менее 8 часов,

5-6 лет не менее 10-12 часов.

Объем двигательной активности по шагомеру:

Одновременно, ответственные за организацию оперативного контроля проверяют воздушный, температурный режим группы, ее санитарное состояние, а по окончании приема детей в тетради контроля делается запись готовности группы к работе.

В дошкольных образовательных учреждениях физкультурно-оздоровительного направления, с целью оказания помощи родителям, можно предложить так называемый «журнал здоровья», который заполняют родители, находясь в приемной комнате группы. Заметив дома недомогание ребенка (без температуры и насморка), родители могут для врача сделать пометку в журнале (табл. 1).

Таблица 1

Постоянного внимания требуют также некоторые вопросы питания, режима дня, двигательного режима и организации учебной нагрузки в организованных формах обучения.

Проводя контроль учебно-воспитательной работы необходимо учитывать расписание непосредственно образовательной деятельности (НОД) детей, распределение их степени трудности, как в течение дня, так и недели, количество НОД в течение дня и их длительность с учетом возрастных особенностей детей. Контроль осуществляется с учётом концептуальных положений реализуемой общеобразовательной программы и требований СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22 июля 2010 года и изменениями к СанПиН N 91 2.4.1.2791-10 от 20 декабря 2010 г. N 1.

Занятия по дополнительному образованию недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон, также за счет занятий, предусмотренных программой. Участие ребенка более чем в двух дополнительных занятий не разрешается.

В системе медико-педагогического контроля особое место занимает медицинский контроль, который осуществляется медицинскими работниками ДОУ. Далее предлагаются рекомендации к организации медицинского контроля, разработанные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН.

Медицинский контроль за физическим воспитанием детей в дошкольных учреждениях включает:

  1. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей, которое осуществляется при углубленных осмотрах врачами дошкольных учреждений или поликлиники. При первичном обследовании дается оценка состояния здоровья, физического развития ребенка, его физической подготовленности, функциональных возможностей организма, и решается вопрос об индивидуальных назначениях на занятиях физических упражнений и различных видов закаливающих процедур. При повторных обследованиях оценивается динамика состояния здоровья и физического развития детей, учитывается эффективность воздействия средств физического воспитания.
  2. Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организацией занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка; контроль за осуществлением системы закаливания.
  3. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (помещения, участок), физкультурного оборудования, спортивной одежде и обуви.
  4. Санитарно-просветительную работу по вопросам физического воспитания дошкольников среди персонала дошкольного учреждения и родителей.

При проведении всесторонней оценки физического развития детей специалисты учитывают не только антропометрические и физические данные, но и данные физической подготовленности и физической работоспособности ребенка:

  1. измерение мышечной силы рук;
  2. измерение силы мышц туловища;
  3. жизненная емкость легких

Физическую подготовленность определяют по развитию у детей двигательных навыков и физических качеств: быстрота, скорость, сила, выносливость. Наряду с количественной оценкой проводят учет качества выполнения каждого движения: при беге, прыжках, метании.

Кроме того, врачи-педиатры проводят комплексную оценку состояния здоровья детей во время профилактических осмотров. Наличие или отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре, в том числе с участием специалистов. Оценка состояния здоровья каждого ребенка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.

Существуют группы детей, временно освобожденных от занятий физкультурой. В таблице приведены примерные сроки возобновления занятий физкультурой после некоторых наиболее распространенных заболеваний:

Таблица №2

Наименование болезни

С начала посещения учреждения

Примечание

Ангина

2-4 недели

В последующий период опасаться охлаждении

Бронхит, острый катар верхних дыхательных путей

Острый отит

Пневмония

Плеврит

Грипп

1-3 недели

2-4 недели

1-2 месяца

1-2 месяца

2-4 недели

При удовлетворительных результатах функциональной сердечно-сосудис

той пробы(20 присе-

даний за 30 минут)

Острые инфекционные заболевания

Острый нефрит

Инфекционный гепатит

Аппендицит (после операции)

1-2 месяца

3 месяца

8-12 месяцев

1-2 месяца

Обязательные занятия ЛФК, начатые в период лечения.

Перелом костей конечностей

Сотрясение мозга

1-3 месяца

2 месяца и более, до года

В зависимости от тяжести состояния и характера травмы.

ПРИМЕРНАЯ СИСТЕМА МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.

I. Санитарно-гигиенический режим.

п/п

Вопросы контроля

Периодичность

Температурный режим помещений

1 раз в месяц

Заведующая, ст.воспитатель, ст.медсестра

Одежда детей и взрослых

1 раз в месяц

ст.воспитатель, ст.медсестра

Режим проветривания

1 раз в месяц

ст.медсестра,

ст.воспитатель

Мебель и оборудование

1 раз в квартал

ст.медсестра,

ст.воспитатель

Освещение

1 раз в месяц

ст.медсестра,

ст.воспитатель

Санитарное состояние помещений и участка

1 раз в месяц

Дежурный администратор

ст.медсестра,

ст.воспитатель

Фильтр во 2-ой мл. группе и группах раннего возраста

1 раз в месяц

врач,

ст. медсестра

Соблюдение личной гигиены работника-

ми детского сада

Ежедневно

Ст. медсестра, врач

Профилактический осмотр сотрудников, наличие медицинс-

кой книжки.

1 раз в квартал

Заведующая,

ст. медсестра

Соблюдение санитарно-эпидемиологических мероприятий при инфекции или эпидемии.

При возникновении неблагоприятных условий

II. Организация питания.

П/п

Вопросы контроля

Периодичность

Ответственные за контроль

Соблюдение санитарно-гигиенических норм в кладовых, пищеблоке, группах

1 раз в неделю

Заведующая, ст. медсестра, врач

Условия хранения и соблюдения сроков реализации продуктов питания.

1 раз в неделю

Заведующая, ст. медсестра, врач

Качество продуктов питания

Ежедневно

Заведующая, ст. медсестра

Выполнение финансового норматива

Ежедневно

Заведующая, бухгалтер

Выполнение натуральных норм питания

1 раз в две недели

Заведующая, ст. медсестра, врач

Нормативные показатели калорийности

1 раз в месяц

Заведующая, ст. медсестра, врач

Закладка основных продуктов

Ежедневно

Сотрудники ДОУ ответственные за это мероприятие и утвержденные приказом по ДОУ

Бракераж готовой пищи

Ежедневно

Заведующая, ст. медсестра, врач

II а. Культура питания.

п/п

Вопросы контроля

Периодичность

Ответственные

Режим питания

В течение месяца

Заведующая

ст. воспитатель

Сервировка стола

В течение месяца

Заведующая

ст. воспитатель

Подготовка к приему пищи

В разные периоды (завтрак, обед, полдник) приема пищи

Заведующая

ст. воспитатель

Формирование культуры еды

Заведующая

ст. воспитатель

Роль педагога в организации

Заведующая

ст. воспитатель

Роль помощника воспитателя в организации и проведении питания детей

Заведующая

ст. воспитатель

III. Режим дня.

П/п

Вопросы контроля

Периодичность

Ответственные

Прием детей

Ежедневно

Ст. медсестра,

ст. воспитатель, врач

Подготовка педагогов к работе текущего дня

Ежедневно

Заведующая,

ст. воспитатель

Выполнение режимных моментов в соответствии с требованиями программы,

Возраста, сезона

1 раз в неделю

Ст. воспитатель,

заведующая,

ст. медсестра

Соблюдение норм учебной нагрузки на детей

1 раз в неделю

Заведующая,

ст. воспитатель

Организация и проведение утренней гимнастики

1 раз в неделю

Заведующая,

ст. воспитатель

Прогулка, особенности ее организации и содержания в группах разного возраста.

1 раз в неделю

Заведующая,

Сон, педагогические условия организации сна.

1 раз в неделю

Психолог,

ст. воспитатель, ст. медсестра

Гимнастика пробуждения в системе физкультурно-оздоровительной работы группы

1 раз в неделю

Система закалива-

ния группы

1 раз в месяц

Ст. медсестра, ст. воспитатель

Обучение – фактор укрепления и охраны здоровье детей

1 раз в квартал

Заведующая,

ст. воспитатель, ст. медсестра

IV. Двигательный режим.

п/п

Вопросы контроля

Периодичность

Ответственные

Двигательный режим группы; формы работы, время двигательной активности в течение недели

Сентябрь

Апрель

Физкультурные занятия

1 раз в месяц

Заведующая,

ст. воспитатель,

ст. медсестра

Подвижная игра

1 раз в месяц

Заведующая,

Ст. воспитатель,

Ст. медсестра

Спортивные упражнения

1 раз в квартал

Ст. воспитатель

Спортивные игры

1 раз в квартал

Ст. воспитатель

«Школа» мяча

1 раз в квартал

Ст. воспитатель

«Школа» скакалки

1 раз в квартал

Ст. воспитатель

ЛФК

1 раз в месяц

Ст. медсестра,

Ст. воспитатель

Гимнастика после дневного сна

1 раз в месяц

Ст. медсестра,

Ст. воспитатель

Занятия в бассейне

1 раз в месяц

Ст. медсестра,

ст. воспитатель

Спортивный досуг

1 раз в месяц

Ст. воспитатель,

заведующая

Спортивный праздник

1 раз в год

Ст. воспитатель,

заведующая

Дни здоровья

1 раз в месяц

Заведующая,

ст. медсестра,

Ст. .воспитатель

Каникулы

Январь, март

ст. воспитатель

Комплексная оценка двигательной активности детей в каждой возрастной группе ДОУ (время (по режиму),

Объем двигательной активности (по шаго меру), интенсивность (пульсометрия)

1 раз в квартал

Заведующая,

ст. медсестра,

Ст. воспитатель, врач

V. Охрана жизни и здоровья детей.

П/п

Вопросы контроля

Периодичность

Ответственный за проведения контроля

Анализ заболеваемости детей

1 раз в месяц

Заведующая, ст. воспитатель,

ст. медсестра

Организация и проведение медицинского осмотра детей

2 раза в год

Заведующая,

ст. медсестра

Планирование оздоровительной работы по результатам и осмотра детей

2 раза в год

Заведующая, врач,

ст. медсестра

Эффективность назначенных мероприятий

1 раз в квартал

Заведующая, врач,

ст. медсестра

Санитарно-гигиенический режим каждой возрастной группы

2 раза в год

Заведующая, врач, ст. медсестра, ст. воспитатель

Прием детей

Ежедневно

Заведующая, врач, ст. медсест., ст. воспитатель

Создание эмоционально- благополучной сферы

Ежедневно

Воспитатель, Ст. медсестра, дежурный администратор

Соблюдение двигательного режима в группе

Ежедневно

Воспитатель,

Ст. медсестра, дежурный администратор, ст. Воспитатель

Обеспечение системы безопас-

ности пребывания детей в ДОУ

Ежедневно

Заведующая, ст. медсестра, дежурный администратор,

ст. воспитатель

При возникновении инфекционных заболеваний, эпидемии во время приема детей проводится углубленный осмотр (измеряется температура, проверяются кожные покровы и т.д.)

Предварительный просмотр:

Схема распределения детей по группам здоровья

(НИИ ГИГИЕНЫ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НЦЗД РАМН)

Группа здоровья

Критериальные показатели

Хроническая патология

Функциональное состояние основных систем и органов *

Резистенткость и реактивность

Физическое и нервно-психическое развитие

Группа I

Без отклонений

Отсутствует

Без отклонений

Заболеваемость за пери од, предшествующий

на блюдению -редкие и лег ко протекающие острые за болевания

Нормальное, соответ ствует возрасту

Группа II

Функцио-нальные

отклонения и (группа «риска»)

Отсутствует

Наличие функциональ ных отклонений. Кариес зубов - субкомпенсированная форма, аномалия прикуса. Для детей ранне го возраста - отягощен ный акушерский анамнез (токсикоз, другая патоло гия беременности, ослож ненное течение родов, мно гоплодная беременность), недоношенность без рез ких признаков незрелости, неблагополучное течение раннего неонатадьного пе риода

Заболеваемость - про должительные острые за болевания с последующим затяжным реконвалесцент-ным периодом - вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и т. д.

Нормальное физическое развитие, дефицит или из быток массы тела I степени. Нормальное или не резко выраженное отставание не рвно-психологического раз вития

Группа III

Состояние компен-сации

Наличие хронической патологии, врожденных де фектов развития органов и систем

Наличие функциональ ных отклонений и патоло гически измененной систе мы, органа без клинических проявлений, функциональ ных отклонений других ор ганов и систем. Кариес зу бов - декомпенсированная форма

Заболеваемость - ред кие, не тяжелые по харак теру течения обострения основного хронического заболевания без выражен ного ухудшения общего со стояния и самочувствия. Редкие интеркуррентные заболевания

Нормальное физическое развитие, дефицит или избы ток массы тела I или II сте пени.

Нервно-психическое

развитие нормальное или отстает, низкий рост

Группа IV

Состояние субкомпен-сации

Наличие хронической патологии, врожденных де фектов развития систем и органов

Наличие функциональ ных отклонений патологи чески измененного органа, системы и других органов и систем

Заболеваемость-частые обострения основного хро нического заболевания, ред кие и частые острые заболе вания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения или с за тяжным реконвалесцентным периодом после интеркур-рентного заболевания

Нормальное физическое развитие, дефицит или избы ток массы тела I или П сте пени, низкий рост. Нервно-психологическое развитие нормальное или отстает

Группа V

Состояние декомпен-сации

Наличие тяжелой хрони ческой патологии или тяже лого врожденного порока, предрешающих инвалид ность ребенка

Врожденные функцио нальные отклонения пато логически измененного органа, системы, других органов и систем

Заболеваемость - час тые тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые ост рые заболевания

Нормальное физическое развитие, дефицит или из быток массы тела I или II степени, низкий рост. Не рвно-психическое развитие нормальное или отстает

*Возможно наличие единичных морфологических врожденных дефектов развития (аномалия ногтей, маловыраженная де формация ушных раковин, родимое пятно и др.), которые не отражаются на функциональном состоянии и жизни деятельности организма.

** При профилактических осмотрах резистентность и реактивность (степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям) определяются по крайности острых заболеваний, перене сенных ребенком за предшествующий осмотру период, по клиническим признакам реактивности.

В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья у него может меняться в зависимости от динамики состояния здоровья.

Предварительный просмотр:

Материал подготовлен по книге В.Н. Зимониной

«Организация медико-педагогического контроля в дошкольном учреждении»

Таблицы медико-педагогического контроля в ДОУ

Учебный год________________ Карта контроля утренней гимнастики

Дата

№ группы

Ф.И.О.

Воспитателя

Место

проведения

Соблюдение гигиенических требований

Одежда детей

Руководство воспитателя

Форма

организации гимнастики

Помещение группы

Музыкальный зал

Физкультурный зал

Спортивная площадка

Влажная уборка

Проветривание

Температурные

Показатели

Спортивная

Облегченная

Подготовка педагога

Одежда педагога

Использование муз. сопровождения

Комплекс ОРУ

Подвижная игра

Ритмическая

Гимнастика

Комбинированная

Учебный год_________________ Карта контроля прогулки

Дата

Группа

Ф.И.О.

воспитателя

Педагогические требования к организации прогулки

Подготовка участка к прогулке

Выносной материал

Одежда детей

Время прогулки

Самостоятельная деятельность

детей

Подвижные игры

Трудовые поручения

Наблюдение в природе

Индивидуальная работа с детьми

Другие формы двигательной деятельности (указать какие)

Формы

общения детей на прогулке

Работа с ЧБ детьми

Кто осуществляет контроль

Приложение

Учебный год_________________ Карта контроля сна

Условия организации сна

Дата

Группа

Ф.И.О.

воспитателя

гигиенические

педагогические

Температура воздуха

в спальне

Сон с доступом

свежего воздуха

Одежда детей

Размещение

Кроватей

Состояние детей

перед сном

Индивидуальный подход

во время засыпания

Постепенный подъем

Гимнастика

пробуждения

Примечание

Учебный год ___________________ Карта контроля закаливания

Дата

Группа

Ф.и..о.

воспитателя

Дидактичекие принципы организации закаливания

Соблюдение режима

Специальное закаливание

Примечание

Температурного

Теплового

Воздушного

Воздухом

Водой

Температура в группе

Температура в спальне

Температура в умывальной комнате

В группе

На улице

Во время сна

Сквозное проветривание

Одностороннее проветривание

Контрастные воз. ванны

Гимнастика

Занятия физической культуры

Оздоровительный бег

Обширное умывание

Полоскание горла

Обливание ног

«Топтание в тазу»

утро

день

вечер

утро

день

вечер

Учебный год__________________ Карта контроля питания

Дата

Группа

Ф.И.О.

воспитателя

Выполнение режима питания

Подготовка

к приему пищи

Эстетика

Формирование культуры еды

Роль

в организации питания

Ответственный за проведение контроля

помощника воспитателя

воспитателя

Эмоциональное состояние детей

Гигиенические процедуры

Организация завтрака

Обеда

Полдника

Обстановка за столом

(эмоциональная)

Уровень умений пользоваться

столовыми приборами

Сформированный навык

Ест разнообразную пищу

Сервировка стола

Санитарно-гигиенический режим в группе

Подача нового блюда

Аппетит детей

Образец воспитателя при приеме пищи

Учет медицинских показаний

Учебный год _________________ Карта контроля занятий в бассейне

Дата

Группа

Ф.и.о

инструктора по плаванию

Гигиенические условия помещения бассейна

Подготовка детей к занятию

Организация занятий в бассейне

Примечание

Соблюдение требований

инструкций по охране жизни

Температура воды

Температура воздуха в бассейне

Система проветривания

Документация медсестры бассейна

Знакомство детей с правилами

поведения в душе, бассейне

Наличие купальных принадлежностей

Выполнение гигиенических правил

Разминка перед занятием

Осмотр медсестрой

Взаимодействие сотрудников

Длительность занятия

Форма организации занятий

Карта контроля занятий познавательного, эстетического цикла

Дата ____________группа№ ______(______________) количество детей______

Возрастная группа

Ф.И.О. педагога________________________________________________

День недели проведения занятия_________________________________

Занятие по разделу программы __________________________________

Тема занятия__________________________________________________

Начало занятия ____, окончание занятия ___, длительность занятия_______

Санитарное состояние помещения ____________________________________________

Соответствие места проведения занятия количеству детей и характеру занятия

Состояние воздуха (запах, запыленность, ощущение духоты, сухость и др.)__________

___________________________________________________________________________

Температура воздуха и его оценка _____________________________________________

Соответствие одежды детей температуре воздуха ________________________________

Соответствие размеров мебели росту детей _____________________________________

Освещенность места проведения занятия _________________________________________

Имелись ли у детей признаки переутомления, если да, то что предпринял педагог _____________________________________________________________________________

Наличие физкультпаузы в ходе занятия ___________________________________________

Учитывалось ли психолого-эмоциональное состояние детей _____________________________________________________________________________

Соблюдение мер травмобезопасности на занятии _____________________________________________________________________________

Приемы, используемые педагогом для повышения активности, работоспособности детей _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Проводил наблюдение _____________________________________

Педагогический анализ физкультурного занятия

Эксперт ____________________ Дата проведения ________________

Занятие проводит: ______________ Группа ______ Количество детей:________

Программные задачи:

Развития: _______________________________________________________________

Оздоровительные:________________________________________________________

Образовательные: _______________________________________________________

Воспитательные: ________________________________________________________

Время начала занятия: _________ Длительность занятия:________

Вводная часть:

1. Разминка:

Подготовка организма к нагрузке: вызвать интерес к занятию, целесообразность движений, их разнообразие по построению, направлению, темпу, способу выполнения, нагрузки.

Вывод: Мин. __________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основная часть:

2. Общеразвивающие упражнения:

Используемый материал __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ритмическое сопровождение: счет, бубен, грамзапись, музыкальное сопровождение. Показ: воспитателем, ребенком, смешанный. Равномерность распределения физической нагрузки на все группы мышц. Использование разных исходных положений. Контроль за дыханием. Динамичность. Темп. Нагрузка.

Вывод: Мин.__________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Основные движения.

Создать условия для многократного творческого повторения движений. Используемые методы обучения. Оценка. Четкое, краткое обращение к детям. Эмоциональное состояние.

Вывод: Мин. ___________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Подвижная игра:

Объяснение игры (с учетом возраста, новизны, правил). Использование всей площадки. Выполнение правил. Регуляция нагрузки.

Вывод: Мин. __________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключительная часть:

Восстанавливающая: не допускать резкой остановки после бега и других нагрузочных упражнений. Восстановить дыхание, начинать с ускоренной ходьбы с постепенным замедлением темпа. Дыхательные упражнения. Игра малой подвижности.

Вывод: Мин.__________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карта контроля физкультурного занятия

Эксперты: ______________________________________________

Группа:_______ Количество детей: _________ Дата:________________

Время начала занятия _______________- вводная часть ___________

основная часть_____________ заключительная часть ______________.

Программные задачи: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Соответствие содержания занятия требования программы______________________
  2. Соответствие взрасту и уровню подготовленности детей______________________
  3. Выполнение основных физиологических принципов:
  1. Динамичность физических упражнений ___________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Равномерность распределения физической нагрузки на все группы мышц -_____________________________________________________________________________
  2. Использование разных исходных положений_______________________________

_____________________________________________________________________________

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИИ ГИГИЕНЫ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ФГБУ «НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МЕДИЦИНСКИХ НАУК

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Москва – 2012
Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» разработаны НИИ гигиены и охраны здоровья детей ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН (д.м.н., проф. Сухарева Л.М., д.м.н., проф. Храмцов П.И., к.м.н. Звездина И.В., к.м.н. Березина Н.О., к.м.н. Седова А.С.) и ГБОУ СОШ № 360 г. Москвы (учитель физической культуры, к.п.н. Коданева Л.Н.) при участии Нижегородской государственной медицинской академии (д.м.н., проф. Матвеева Н.А., к.м.н. Чекалова Н.Г.), Смоленской государственной медицинской академии (д.м.н., проф. Шестакова В.Н.).
Методические рекомендации рекомендованы экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для использования в образовательном процессе общеобразовательных учреждений.
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных учреждений.
Оглавление

Нормативные правовые документы и методические материалы 5

I. МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ 6

II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ 14

III. ОЦЕНКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ 22

Нормативные правовые документы и методические материалы


        1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

        2. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

        3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 30 июня 1992 г. № 86/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».

        4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 августа 2001 г. № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физической культуры».

        5. Приказ Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской академии образования от 16 июля 2002 г. № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации».

        6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».

        7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

        8. Методические рекомендации «Организация занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе» (письмо Министерства здравоохранения СССР от 22 февраля 1980 г. № 08-14/1-14).

        9. Методические рекомендации «Врачебный контроль за нагрузкой учащихся на уроках физической культуры в общеобразовательных школах» (письмо Министерства здравоохранения СССР от 27 декабря 1984 г. № 11-14/30-7).

        10. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 г. №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».

        11. Физическое воспитание детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья, Министерство здравоохранения СССР, 1986.

        12. Организация занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, Министерство здравоохранения РСФСР, М., 1984.

Лучшие статьи по теме