Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Мантры
  • Развитие речи. Учимся рассказывать (развиваем связную речь) Развитие речи: типичные ошибки в понимании цели

Развитие речи. Учимся рассказывать (развиваем связную речь) Развитие речи: типичные ошибки в понимании цели

Развитие речи.

– Ребята, а как называется место, где находится ваш дом, ваша школа, живут ваши родители? (Родина)

– Наша Родина – Республика Казахстан. И, как у каждого государства, у нее есть свои символы.

Учитель предлагает детям обратить внимание на герб и флаг. Сообщает, что каждое государство имеет свой гимн, герб и флаг. Предлагает вспомнить, что такое гимн (это главная песня страны, ее исполняют и слушают стоя).

Учитель обращает внимание учеников на герб РК. Герб и флаг есть у каждого государства. В флаге и гербе зашифрована очень полезная информация о нашей стране. В герб Казахстана включено изображение шанырака. У казахов есть высказывание «Пусть будет высоким твой шанырак, широкими твои стены и прочной основа твоего дома». Именно это мирное пожелание положено в основу герба. У каждого человека есть своя путеводная звезда, такая звезда должна быть и у государства. Звезда на гербе Казахстана – путеводная для каждого ее гражданина. Еще на гербе изображены небесные кони – тулпары. У коней много заслуг перед человеком. Конь в степи – первый помощник и друг.

Затем учащимся предлагается обратить внимание на флаг.

– Какого цвета флаг нашего государства?

Что изображено на нем?

Как вы думаете, почему?

Учитель предлагает информацию о флаге. По флагу, который держит человек, можно узнать, кто он и жителем какого государства является. Например, красный флаг – это знак отваги, черный – знак печали, а белый – знак смирения. Почему флаг нашего государства голубой, а не зеленый, или, например, желтый? Ведь Казахстан – это страна зеленых степей и желтых пустынь! Синий – это цвет воды. Без воды нет жизни на земле. А еще это цвет неба! Небо – как крыша дома, под которой живут миллионы людей. Оно одно на всех. Солнце – дает жизнь всему на земле. А его лучи похожи на капельки воды или зерна. Хлеб – это богатство. Есть хлеб – значит, будут сыты жители страны.

А по национальному орнаменту «кошкармуйиз» («бараньи рога») сразу можно догадаться, что это флаг Казахстана.

– А какая птица изображена на флаге? (Беркут) Как вы думаете, почему именно эту птицу поместили на флаге?

Во-первых, степной орел – одна из самых больших птиц на свете. Размах ее крыльев достигает 3 метров. Во-вторых, эта птица очень сильная, мужественная и выносливая. В-третьих, беркут всегда защищает своих птенцов, и, в-четвертых, он считается очень мудрым: летает высоко и видит больше всех.

Итог урока. Рефлексия.

    Для чего люди знакомятся?

    Как называется ваша первая учебная книга? (...)

    Чему она будет вас учить?

    Какие правила обращения с книгой вы сегодня узнали? (Использование закладки)

Если ребенок понял тему и способен применить знания и умения, он дорисовывает смайлику в прописи

улыбку, если цель достигнута частично - прямой ротик, если цель не достигнута - грустный ротик.

На шкале трудности

Дети закрашивают количество кружков, соответствующих сложности материала на уроке.

Здравствуйте! Меня зовут Валасина Ася. Я автор сайта для родителей и педагогов «Родная тропинка» и ведущая бесплатной Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру — к успеху!». Давайте познакомимся 🙂 .

  • По профессии я педагог-практик, кандидат педагогических наук.
  • Очень люблю свою профессию, твердо знаю, что это мое призвание от Бога и стараюсь работать от души, с любовью, искренностью и теплотой к каждому ребенку и каждому взрослому читателю сайта.
  • Всегда очень рада успехам наших читателей и их деток, переживаю за каждого и стараюсь поддержать.
  • Для меня очень важно качество моей работы и ее результаты, поэтому я постоянно учусь и повышаю уровень своего мастерства, изучаю новые методы, читаю научные исследования чтобы лучше понимать достижения и трудности каждого малыша, их причины и уметь лучшим способом ему помочь в раскрытии способностей и талантов и преодолении трудностей.

Почему я работаю педагогом и делюсь с вами своим опытом на этом сайте? С детства я знала, что я хочу и буду работать с маленькими детьми. Я очень любила играть с малышами, много возилась с маленькими двоюродными братьями и сестрами, еще будучи школьницей начала читать педагогическую литературу. Это не очень понимали окружающие меня взрослые. Учитель – еще понятный выбор профессии, но работа с малышами считалась совершенно несерьезным занятием для девочки, которая явно закончит школу с медалью!

Помню, как наш участковый врач – педиатр сказал мне (тогда еще ребенку), что в моей будущей профессии ничего хорошего нет, «только горшки выносить» (цитата). Но уже тогда я чувствовала, что это неправда. Еще будучи ребенком, я твердо в душе понимала, что именно в «малышовые» годы развития человека закладывается самое-самое главное, что нельзя упустить. Только это видят и понимают, увы, не все! Как говорил Януш Корчак: „Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.“

Когда я впервые осознала, что я сделала правильный выбор профессии? Я помню этот день до сих пор. Светило весеннее солнце, в нашем классе шел урок физики. А наша завуч школы и одновременно учительница физики в моем классе выставила меня с этого урока на улицу с… метлой в руке, заставив идти подметать школьный двор вместо ее урока. За что? За то, что я ей честно сказала, что решила поступать на факультет педагогики и психологии, и по ее мнению, этим могла «испортить» себе жизнь. Мне был дан шанс на «подметание и осознание неправильности своего решения». Но результат такой «воспитательной меры» был другой. Я помню, как с радостью подметала в тот день двор и была счастлива от того, что выбрала замечательную профессию. Я поняла тогда, что никто и ничто не свернет меня с этого пути. И теперь я понимаю, как я была тогда права, ведь это мое призвание. И уже тогда я его чувствовала в своей душе!

КТО Я ТЕПЕРЬ ЧЕРЕЗ 28 ЛЕТ ПОСЛЕ ТОГО «ДНЯ С МЕТЛОЙ»:
✅ кандидат педагогических наук (специальность «теория и методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста»),
✅ специалист в области развития речи детей и дошкольной педагогики, педагог – практик, победитель конкурсов профессионального мастерства «Учитель года» и «Московские мастера» (2002 год),
✅автор многих игр, сценариев курсов, популярного интернет-ресурса с посещаемостью от 5 до 10 тысяч читателей в сутки (без всякой рекламы), а также статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Современный детский сад», «Воробышек», «Карапуз», «Расти, первоклашка», «Игры и игрушки», «Игры и игрушки. Эксперт», «Детские вопрос: семейно-педагогический альманах», гость передач на «Детском радио» (передача «Только для взрослых»),
✅ и просто человек, влюбленный в свое дело, в родную речь, в родную культуру, в замечательных детей – малышей и их мам,

конечно же, еще я мама и жена, как и все мои дорогие читательницы,
✅ а еще я волшебница. Я получаю море вдохновения и радости от ведения курсов, занятий с детьми, придумывания для малышей сказок, праздников, игровых обучающих ситуаций и познавательных рассказов.

Дошкольный возраст – сензитивный период развития речи в жизни человека. «Сензитивный» означает очень значимый, особо чувствительный, период закладывания способностей. И те возможности, которые заложены в этом периоде, нужно использовать в полной мере . Наверстать упущенное бывает очень и очень сложно.

Как я стала вести этот сайт? История создания «Родной тропинки». Я никогда раньше не думала, что буду вести свой сайт. К этому меня привёл случай. Однажды в 2011 году ко мне подошла подруга – логопед по образованию и мама очаровательной двухлетней дочурки – и спросила: «Где можно найти информацию по развитию речи детей нормально развивающихся, ведь логопед – это уже когда у ребенка есть нарушения? А как их предупредить? Что могут сделать мамы «домашних детей» для полноценного речевого развития в каждый возрастной этап? На что нужно направить усилия в первую очередь, а с чем лучше не спешить? И что делать тем мамам дошкольников, чьи дети ходят в садик, увы, не лучший. И потому приходится родителям самим обучать и развивать малыша по всем направлениям. И как выстроить программу домашних занятий?». Я ей уверенно ответила: «Посмотри в Интернете». На что подруга скептически возразила: «Там этого нет. Есть разрозненные стишки, зарядки, потешки, сказки, куча отдельных приемов и всё. Профессионального сайта по этой проблеме, который дал бы систему обучения малышей , научно-обоснованные подходы, причем доступным языком, нет. А то, что есть, бессистемно и потому не даст результата. Либо есть сайты, написанные специалистом для специалистов (а потому не подходящие для семейного образования детей), либо написанные мамами для мам и поэтому бессистемные. Сайта, который бы сделал специалист — профессионал в области дошкольного образования специально для мам еще нет ». Я не поверила ей. Но, просмотрев десятки сайтов для мам, поняла: «Этого действительно почти нет в Рунете.

На тот момент в интернете действительно совсем не было специализированного сайта для мам, сделанного не мамой, а специалистом — профессионалом высокого уровня в области дошкольной педагогики, который дал бы в руки понимание закономерностей развития малышей и инструмент – как быстро, просто, играючи, но при этом качественно, грамотно, эффективно развивать речь, умственные, коммуникативные и творческие способности ребенка дома и знакомить малыша с окружающим миром». Так родилась идея сайта «Родная тропинка».

В своих статьях на сайте «Родная тропинка» я хочу дать своих читателям доступным простым и интересным языком научные представления о развитии малышей и предупредить возможные ошибки — т.к. слишком много в сети мифов об обучении детей, да и просто грубых ошибок, основанных на некомпетентности авторов, чаще всего копирайтеров или рерайтеров, а не специалистов.

Я хочу, чтобы каждая семья независимо от места проживания и уровня доходов могла получить качественную профессиональную помощь в развитии и обучении своего ребенка, могла развивать способности своих малышей с радостью и вдохновением, получая хорошие результаты.


Какие интересные мероприятия проходят на сайте «Родная тропинка»? Кроме статей в блоге, на сайте есть много интересных мероприятий. Назову здесь некоторые из них.

  1. Мастерская развивающих игр. С 2013 года «Родная тропинка» стала центром огромного значимого ежегодного события — Бесплатной Творческой Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру — к успеху!». C 2014 года в Мастерской игр ежегодно принимают участие более 5 тысяч человек из 27 стран мира и почти 20 сайтов детской тематики. Я очень рада, что у нас сложился дружный коллектив авторов, спонсоров, информационных партнеров, вместе с которыми мы можем принести еще больше пользы людям. А это для меня главное. И еще я очень рада, что у нас в Мастерской очень теплая атмосфера сотрудничества и взаимоподдержки авторов и участников, которой так не хватает в современном мире.
  2. Дистанционные курсы для родителей и педагогов по развитию речи и мышления детей, песочной терапии, развитию музыкальных способностей детей, сочинению колыбельных — оберегов для ребенка, развитию эмоционального интеллекта малышей и другие. Каждый курс «Родной тропинки» создан специально для родителей профессионалом — специалистом высшего уровня в этой области, имеющим профильное образование в данной области, авторские разработки и огромный опыт работы с детьми и родителями. Мой девиз сайта «Профессионально — о развитии ребенка».

3. Живые встречи читателей «Родной тропинки» со мной и другими авторами наших курсов в Москве: мастер-классы, беседы, игротеки. Мы уже провели несколько встреч с детской писательницей, педагогом и психологом Оксаной Стази, замечательные мастер-классы по математическим и логическим играм для малышей Татьяны Барчан. Я с удовольствием провожу игротеки и мастер-классы для взрослых «Играем в семье». Нам удалось организовать и встречу наших маленьких участников проекта — мы встретились нашим детским коллективом курсов сайта в сказочном дворце в Коломенском и провели там незабываемый день с экскурсией, творческим мастер-классом во дворце и чаепитием.

4. Библиотека бесплатных книг и курсов для родителей, которые можно получить по подписке: «50 игр и затей для развития речи детей», «Развитие речи: что важно знать и что делать. Аудиокурс для родителей с игровым приложением», «Готовимся к школе: 5 секретов успеха», «Чек-лист: развитие речи в семье», «Школа добрых помощников Деда Мороза», «Обучаем грамоте с удовольствием» и другие.

Я очень хочу, чтобы всем вам — читателям, подписчикам и гостям сайта — было на нём уютно, удобно, интересно, чтобы Вы получили не только нужную информацию, но и удовольствие. А поэтому я с удовольствием приму все Ваши пожелания, комментарии, вопросы, предложения. Желаю всем читателям сайта радости общения с детьми, творческого вдохновения, новых открытий и успехов!

Мне можно написать на почту сайта:

Приходите к нам на Мастерскую игр (она бесплатна и доступна всем), на наши курсы, на наши встречи в Москве (репортаж об одной из них Вы найдете здесь — посмотрите, какую радость приносит настоящая Игра и нашем дружном кругу единомышленников! —


Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Овладение родным языком - важнейшее приобретение детства.

Куприй Светлана Ивановна, воспитатель 1 категории, МБДОУ г. Шахты Ростовской обл. «Детский сад №70».
Описание: данный материал будет полезен педагогам и заинтересованным родителям.
Цель: активизация заинтересованности взрослых проблемой развития речи дошкольников.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию статью, посвященную развитию речи дошкольников. По моему глубокому убеждению, полноценное общение - самое главное в развитии ребенка. А полноценным оно, общение, может стать только благодаря речи.

О развитии речи детей.

«Прекрасная сама по себе детская речь
имеет, кроме того, научную ценность,
так как, исследуя ее, мы тем самым
открываем причудливые закономерности
детского мышления».
К. И. Чуковский.

Дар речи – уникальное свойство человеческого рода. Именно с помощью речи люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные труды. Речь включена во все проявления психической деятельности человека. С ее помощью передается опыт, накопленный предшествующими поколениями, как в самом языке, так и в различных других сферах человеческой жизни. В обществе всегда высоко ценят людей, обладающих грамотной, выразительной речью, умеющих говорить красиво, способных воздействовать на чувства и умы собеседников.
Однако было бы ошибочным рассматривать речь, как нечто дарованное нам в готовом виде. Наблюдая за детьми, я убеждаюсь в том, как долог и нелегок их путь от первых произнесенных звуков до осмысленных слов и выражений. И без нашей помощи, помощи педагогов им не осилить этот путь. Огорчает то, что не все взрослые свободно владеют речью. И если взрослым не можем помочь в силу тех или иных обстоятельств, то правильная, свободная речь детей - наша забота.
Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строением языка.
Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.
Детской речью интересовались с древнейших времен. Еще в работах римского оратора и педагога Квинтилиана можно обнаружить не потерявшие своего значения ценные замечания о своеобразии детской речи и выводы о том, что речь является фундаментом формирования личности ребенка.
Мыслитель, гуманист Я. А. Коменский полагал, что ребенка следует обучить трем важнейшим вещам: разуму, действию и речи – «научить дитя правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться».
Философ, писатель и педагог Ж. Ж. Руссо считал самым ответственным в жизни человека период, когда развивается его речь. Он исследовал вопрос об особенностях становления детской речи, даже о причинах задержки речевого развития, и советовал процесс обучения сделать систематическим и последовательным, состоящим из различных упражнений для выработки ясности, четкости и связности речи.
В 19 веке интерес к детской речи усиливается – ее исследуют, изучают, описывают не только известные ученые, но и писатели.
Так, создатель методики начального обучения родному языку К. Д. Ушинский отмечал: дети очень рано начинают проявлять интерес к языку, что является важным признаком интеллекта. «Родное слово – сокровищница всякого умственного развития и сокровищница всех знаний», - утверждал К. Д. Ушинский.
Что значит развивать речь ребенка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребенка речь – это учить его разговаривать. Однако как возникает и из чего складывается способность говорить – в этом-то и вся сложность. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать и быть внимательным к ним и многое другое. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого в дошкольные годы.
Речь, как таковая, не развивается вообще, безотносительно к той роли, которую она выполняет в жизни ребенка. Само по себе «овладение речью» не самостоятельная задача воспитания. И в то же самое время без овладения речью и без специальной работы, направленной на ее развитие, не может быть полноценного психического и личностного развития ребенка. Освоение речи перестраивает всю психическую жизнь дошкольника, делает возможным многие собственно человеческие формы поведения. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах.
Именно поэтому я считаю, развитие речи детей основой работы воспитателя и стараюсь уделять этому вопросу как можно больше внимания. Ведь речь – средство уникальное, универсальное и незаменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности. Развивать речь ребенка, не включая ее в ту или иную деятельность, невозможно. И своей задачей, при развитии речи детей, я считаю – не только и не столько сообщать им новые слова, требовать повтора своих рассказов, но, что гораздо важнее, по моему мнению, использовать речь, как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности – игры, конструирования, восприятия художественных произведений и т. п. Ведь развитие всех форм детской деятельности ведет к развитию их главного средства – речи. И поэтому я особое внимание в своей работе с детьми уделяю развитию их речи в повседневной жизни, ненавязчиво и без принуждения.
И особое место здесь занимают колыбельные, потешки, поговорки, скороговорки, считалки, загадки. Это обусловлено возрастными особенностями дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а так же способностью концентрировать внимание лишь на короткое время.
Например, разговаривая с Аннушкой, говорю ей: «У нас есть девочка, волосы у нее светлые, глаза серые, одета в голубое платье, белые гольфы, тапочки». Девочка задумалась, но, заметив мою улыбку, поняла, что речь идет о ней. «А теперь ты загадай мне свою загадку», - предлагаю я. «О чем?» - спрашивает Аннушка. «О чем хочешь», - отвечаю я. Девочка пытается загадать ответную загадку обо мне, но это у нее не получается. Тут ее взгляд падает на мяч, лежащий на полу, и она говорит: «Красный, круглый, большой. Им играют». «Упругий, резиновый, скачет по полу», - добавляю я.
Дети не сразу начинают понимать смысл даже простой загадки. И помочь детям понять смысл, заложенный в загадках, помогают разнообразные игры на описание самых различных предметов, находящихся в помещении и на улице. В этом мне помогают игры «Кто больше назовет», «Кто больше скажет о предмете», «Ч то из чего сделано» и т. п.. Кроме того, вместе с детьми мы придумываем и другие игры, требующие не только назвать предмет, явление, но и как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки.
Чтобы игра была интересней, я наравне с детьми по очереди описываю находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры типа: «Что бывает легким, тяжелым, узким, широким, длинным, круглым, квадратным» и т. д.
Я использую любые подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с детьми, обогатить их словарь. Например, прогуливаясь в парке, загадываю загадки: «Скатерть бела всю землю одела» или «Без рук, без топоренка построена избенка» . Я стараюсь обратить внимание детей на то, что хотя в загадке немного слов, но как точно подмечены в ней особенности предмета или явления. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносное значение слов, учат образному мышлению. Например, «Красная девица сидит в темнице, а коса на улице» . Дети, как правило, быстро находят ответ, а вот в доказательствах затрудняются. На вопрос «Почему?» обычно отвечают: «Потому, что красная». Тогда я вношу сомнение в умы детей: «Клубника тоже красная – значит, это тоже правильный ответ?» - и обращаю их внимание на другие признаки, указанные в загадке. Когда дети поймут, что «сидит в темнице» означает «растет в земле», задаю вопрос: «А не редис ли это? Ведь тоже в земле растет и тоже красный», - стараясь при этом обратить внимание на то, что «в темнице сидит» именно «она», поэтому предметы мужского рода сразу отпадают. Для меня важно чтобы дети поняли: даже незначительные на первый взгляд детали играют существенную роль в доказательстве. Затем обращаю внимание на то, что «она» растет на грядке. «Может это свекла? Ведь она тоже красная», - спрашиваю я, пусть дети порассуждают. Не лишним будет объяснить детям, что словосочетание «красная девица» имеет еще и другое значение – красивая. Так дети учатся думать, строить рассуждения, излагать свои мысли.
А как образен, лаконичен, музыкален, богат разнообразными звуковыми сочетаниями язык пословиц м поговорок : «Поспешишь – людей насмешишь», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда». Я разучиваю с детьми много потешек, поговорок, скороговорок и при удобном случае использую их в разговоре с детьми.
Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще не достаточно координировано работает речевой аппарат, некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания. Другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Поэтому для развития речи и устранения некоторых речевых проблем я активно использую задания, содержащие поговорки и скороговорки.
Незаменимыми для развития речи детей являются, по моему мнению, и считалки, из-за их особых способов рифмовки, а также частого использования в повседневной игровой деятельности. Я знакомлю детей и с литературными и с фольклорными считалками, показываю, как правильно употреблять их в каждодневной деятельности.
Трудно переоценить значение яркого образного языка стихов, сказок, рассказов для развития ребенка. Художественная проза и поэзия пробуждают в ребенке лучшие чувства, такие, как доброта, сочувствие, сопереживание, учат замечать настроение, состояние героев, вызывают протест против зла, несправедливости, желание защитить, помочь. Я много читаю детям русских народных сказок, сказок других народов, рассказов, стихов. Очень нравится детям заучивать стихи о природе.
Дошкольников недаром называют почемучками. Все их вопросы направлены на утоление жажды познания – как можно быстрее обо всем узнать, все постичь. Почему идет дождь, гремит гром, почему не падает солнышко, когда бывает завтра и т. д. и. т. п. Я никогда не отмахиваюсь от детских вопросов, хотя порой на них утомительно отвечать. Но отвечать надо, ведь не удовлетворяя детские «почему», мы глушим любознательность, не даем поводов к дальнейшему размышлению, тормозим развитие речи.
Среди всех функций речи в дошкольном возрасте самое главное, основное средство, по моему мнению – это общение с окружающими людьми. И ее развитие в этот период во многом определяется развитием общения с взрослым. В общении с взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, осваивает правила человеческой речи, узнает новые слова и словосочетания.
Я считаю, что речь детей очень зависит от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются. Ведь подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также те несовершенства и ошибки, которые встречаются в речи взрослых. А ведь культура речи ребенка, по словам Л. Д. Успенского, «тысячью нитей связана с настоящей речевой культурой его старшего окружения».
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Вслушиваясь, как говорят мои воспитанники, я замечаю в их интонациях, словоупотреблении речевые особенности близких им людей. Дети передают жесты, мимику, используют характерные и часто употребляемые близкими людьми обороты речи.
Одним из условий развития правильной речи, по моему мнению, выступает правильная образная речь взрослых, как родителей, так и воспитателей. Наша речь должна быть образцом для детей. Взрослые наносят большой вред развитию речи, если подделываются под детский лепет, часто употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово родителей должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Поэтому я стараюсь донести до сознания родителей мысль, что чем богаче их лексический запас, тем точнее и выразительнее их речь.
Я всегда советую родителям учить своих детей на лучших образцах родного языка, с раннего возраста развивать интерес и любовь к народным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Ведь все это обогащает образную речь детей, приобщает их к национальной культуре.
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной…
(П. А. Вяземский)

К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают развитие речи малыша на самотек. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, все больше за компьютером или у телевизора, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. А ведь художественная литература – это волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития.
Как жаль, что ушла в прошлое хорошая традиция старых русских интеллигентных семей – коллективное чтение вслух. Ведь именно общие переживания прочитанного объединяли семью, рождали общие интересы, воспитывали любовь к литературе.
Разговаривая с взрослым, дети не прикладывают особых усилий, чтобы их поняли, поддержали или ответили им. Взрослые и так все понимают. А сверстник не будет пытаться угадывать желания и настроения своего товарища, присматриваться, прислушиваться, вспоминать.

Составление рассказа на тему: «Что я умею делать»

Цель: продолжать учить составлять рассказ из личного опыта, развитие монологической речи.

Задачи:

  • Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта, развивать умение связно, последовательно составлять рассказ.
  • Развивать творческое воображение и память.
  • Воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарища.
  • Обогащать речь детей наречиями, обозначающими отношение к труду.
  • Продолжать учить работать с мнемотаблицами.

Предварительная работа:

Проведение бесед « Я умею делать», « Я хожу на кружок».

Рисование «Что я умею делать».

Слушание стихов. Стихотворение для мальчика Тимофея «Я умею».

Работа с родителями по изготовлению мнемотаблиц.

Заходят в группу. Поздоровались с взрослыми.

Дети - сидят полукругом игра с мячом.

Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать, что вы умеете делать и как вы это сделаете? Отвечать нужно полным ответом.

«Как?» лепить - красиво, аккуратно, правильно.

Петь- тихо, громко, плавно, красиво, вместе.

Рисовать- аккуратно, чисто.

Танцевать- медленно, плавно, быстро.

Играть в хоккей- вместе, дружно…

В это время входит Незнайка.

Незнайка- здравствуйте дети!

Воспитатель и Дети - здравствуй

Воспитатель- ребята вы узнали кто это?

Дети- да! Незнайка

Воспитатель -Незнайка а почему ты здесь оказался?

Незнайка - я только что услышал, что вы в беде не кого не бросаете. Мне в школе дали задание составить рассказ «Что я умею делать?», а я не могу сам справиться с этим заданием, т.к.я не умею составлять рассказ.

Воспитатель - поможем Незнайке составит рассказ?

Дети - да!

Воспитатель - у всех людей есть любимое дело и наши дети не исключения, они принесли фотографии чем они любят заниматься

Воспитатель- ребята возьмите свои фотографии и покажите нам.

Дети взяли в руки фотографии, которые лежали под стульчиками.

Незнайка - Катя, ты чем любишь заниматься?

Так же и других детей спрашивает, ответы детей.

Незнайка -здорово! А давайте я попробую составить рассказ о том, что я умею делать.

Дети - давай!

Незнайка - я люблю лепить.

Воспитатель- дети, правильно Незнайка составляет рассказ?

Дети - нет.

Воспитатель - а почему?

Дети- рассказ это несколько предложений связанных между собой по смыслу. У него начало и конец.

Воспитатель к Незнайке -чтобы тебе было легче составить рассказ у меня есть картинки- помощники которые помог нам. Я буду для тебя их вывешивать в правильной последовательности.

Воспитатель- ты сказал что ты любишь лепить. На первой картинке будешь нарисован ты.

Воспитатель - как называется кружок в который ты ходишь?

Незнайка - пластилинография.

Воспитатель - значит на следующей картинке будет написано название кружка. А что тебе нужно для кружка?

Незнайка - пластилин, доска для рисования.

Воспитетель -значит следующие картинки мы подберем с изображением пластилина, и доски для лепки. На третьей картинке предметы которые тебе нужны для лепке. Что или кого получается у тебя лепить лучше всего?

Незнайка- животных и птиц.

Воспитатель - значит четвертая картинка будет с изображением птички. А на последней картинки пускай будет сердечко нарисовано т к ты любишь лепить.

Незнайка - спасибо вам ребята, но я что то немного устал и хочу немножко подвигаться. Подходите ко мне не стесняйтесь, повторяйте за мной.

Мы веселые ребята

Любим бегать и скакать!

А еще мы любим, прыгать и конечно приседать(1,2,3,4,5)

Так же мамам помогаем

Мыть посуду, убирать!

А сегодня будем с вами

Мы рассказы составлять!

Воспитатель к Незнайке - у наших детей на их местах лежат картинки и они могут составить свой рассказ.

Воспитатель - ребята возьмите свои картинки и разложите их перед собой в правильной последовательности. У вас должно быть: начало, середина и конец.

Воспитатель - а теперь проверьте друг у друга правильно ли вы разложили картинки и если нет, то помогите друг другу.

Незнайка или Воспитатель -Захар, составь нам свой рассказ (отвечают 3-4 дет).

Воспитатель к Незнайке - ты теперь понял как нужно составлять рассказ?

Незнайка- да.

Воспитатель - ну тогда попробуй сам составить рассказ.

Незнайка - меня зовут Незнайка. Я хожу на кружок пластилинографика. Для кружка мне нужен пластилин и доска для лепки. Из пластилина я леплю разных птиц и животных. Мне очень нравится лепить!

Воспитатель -Миша, правильно Незнайка составил рассказ?

Миша - да, Незнайка правильно составил рассказ.

Незнайка радостно - спасибо вам ребята! Я побежал в школу, что бы составит свой рассказ учителю! А можно я возьму мнемотаблицы, что бы мне было легче?

Воспитатель- возьми.

Незнайка - до свидания ребята!

Дети - до свидания!

Воспитатель - кто не успел составить и рассказать свой рассказ не переживайте, вы составите его вечером мне и ребятам.

Воспитатель - что вам больше всего понравилось на занятиях?

С чем вам было сложнее справится?

Мы еще будем составлять рассказ?

А как бы вы хотели еще составит свой рассказ?

Ребята вы все умнички, все справились на занятии, а теперь возьмите свои карточки мнемотаблицы и уберите их до вечера в шкафчик, что бы не потерять.

Конспект урока чтения и развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Тема урока « Работа над текстом «Песенка обо всем». М. Дружинина».
Цель урока: Познакомить учащихся с рассказом « Песенка обо всем», который написала М. Дружинина.
Задачи:
1.Образовательные:
продолжать учить читать и слушать текст;
совершенствование умений и навыков выразительного чтения;
совершенствовать умение строить собственное суждение.
2. Коррекционно-развивающие:
Коррекция и развитие связной устной речи (пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса);
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы учащихся(уметь выражать свои чувства).
3. Воспитательные:
воспитывать интерес к чтению;
воспитывать умение слушать учителя.
Оборудование: портрет М. Дружининой, картинки « 5 » и « 2 » ,иллюстрации к новым словам: дождинка, чаинка. Чтение, учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Ильиной С.Ю.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Цель – взаимное приветствие, подготовка учащихся к работе на уроке.
- Здравствуйте, ребята!
- Послушайте стихотворение:
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Книга – верный друг детей,
С ней живется веселей!
-Согласны ли вы, что книга – верный друг детей? (Да)
- Я вижу, что вы готовы к уроку, можем начинать.
2. Проверка домашнего задания.
Цель – установить осознанность выполнения домашнего задания.
- Начнём с проверки домашнего задания.
- Что вам было задано на сегодня? (Прочитать стихотворение «Мостки» А. Барто)
- О чём говорится в стихотворении? (Мальчик построил мостки, чтобы людям было удобно ходить)
- Вы готовы к выразительному чтению? (Да)
(Чтение детьми стихотворения по цепочке)
- Помогут ли вам люди, если вы будете помогать другим? (Да, помогать нужно всегда)
- Как получились у мальчика мостки? (найдите в тексте и прочитайте)
-Молодцы!
3. Подготовка к новому материалу.
Цель – привлечь внимание учащихся и вызвать интерес к изучению новой темы.
- Ребята, к нам пришли Пятерка и Двойка.
- Они ищут себе друзей.
- А кого вы выберете в друзья? (Пятерку)
- Но с Пятеркой дружить сложно. Нужно так много знать и уметь!
- Пофантазируйте немного, как вы думаете, что будет, если нашим другом станет Двойка.(Мы ничего не будем знать, не сможем читать книги)
-Правильно!
4. Артикуляционная гимнастика.
Цель – развитие артикуляционного аппарата.
- Покажем Пятерке, как мы умеем делать артикуляционную гимнастику.
Упражнение «Лопаточка-иголочка»
(Язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т.е. расслабить – все выдерживать на счет 10.Упражнение «Качели»
(Дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.)

5. Сообщения нового материала.
Цель – сообщение темы урока.
- Сегодня мы знакомимся с рассказом, который называется «Песенка обо всем». Написала рассказ Марина Дружинина (учитель показывает учащимся портрет М. Дружининой).
- Марина Дружинина пишет стихи для самых маленьких – занимается непростым делом, за которое так редко берутся современные писатели.
- А наши гости - главные герои рассказа.
6. Работа над темой урока.
Цель – закрепить знания и умения по теме урока.
Словарная работа.
- Ребята, как Вы понимаете слово «чаинка», «дождинка»? (варианты ответов детей)
- ЧАИНКА – это кусочек высушенного чайного листка.
- ДОЖДИНКА – одна маленькая капелька дождя.
- Много чаинок – чай.
-Какой бывает чай? (черный, зеленый).
- Много дождинок – дождь.
- Какой бывает дождь? (Сильный, слепой, теплый).
- Молодцы! Пятерке понравились ваши ответы.
Знакомство с новым произведением.
а) Чтение произведения «Песенка обо всем» учителем.
б) Чтение произведения учащимися.
- Я буду называть ученика, который будет читать, а остальные должны будут внимательно следить.
Анализ прочитанного произведения.
- Какую песенку напевала мама? (Любимую)
- О чем песенка? (Обо всем: снежинке, дождинке)
- Какие слова для этой песенки придумал Вовка? (Найдите в тексте эти слова и прочитайте вслух).
- Найдите в тексте и прочитайте, что сказал папа?
- Как вы думаете, прав ли папа? (Прав)
- Вы узнали наших гостей в рассказе «Песенка обо всем»? (Узнали)
7.Физминутка.
"Улыбнитесь"
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали.
8. Дидактические упражнения.
- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем:
«Продолжи» (Я буду читать вам начало предложения, вы должны найти его и дочитать до конца).
«Исправь ошибки» (Я буду читать и делать ошибки, а вы должны исправить мои ошибки).
9. Физминутка для глаз.
Мы с вами много читали и наши глазки немножко устали. Давайте дадим им отдохнуть и сделаем для них гимнастику.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
10. Итог урока.
Цель – сделать вывод, подвести итог, как класс работал на уроке.
-С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Про кого этот рассказ? (Про Вовку)
- О чем задумается Вовка? (Надо учиться хорошо)
- Кто из гостей будет нашим другом? (Пятерка)
- Молодцы!
11. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
- Перед вами смайлики, поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.
12. Домашнее задание.
Откройте свои дневники и запишите домашнее задание стр. 22 (прочитать и ответить на вопросы).
Чаинка

Лучшие статьи по теме