Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Мантры
  • Реформа пенсионной системы. Пенсионная реформа: страховая пенсия – новая пенсионная формула. Как все начиналось

Реформа пенсионной системы. Пенсионная реформа: страховая пенсия – новая пенсионная формула. Как все начиналось

В декабре 2013 года Государственной Думой были окончательно приняты два федеральных закона, открывающие очередную реформу пенсионного обеспечения российских граждан: «Закон о страховых пенсиях» и «Закон о накопительных пенсиях». В результате, с 1 января 2015 года изменился порядок расчёта пенсий .

История законов о страховых и накопительных пенсиях

С начала возникновения законодательства Российской Федерации, это уже третий закон, регулирующий пенсионное обеспечение. Первый из них, был принят 20 ноября 1990 года, ныне действующий закон о трудовых пенсиях - 17 декабря 2001, а новый закон вступит в силу с 1 января 2015 года.

Фактически, пенсионное законодательство меняется каждые десять лет и это обстоятельство не вселяет оптимизма. Верховный суд определил в 2004 году, что каждый гражданин вправе рассчитывать на то, что при назначении пенсии, каждый период его работы будет оцениваться по законодательству, действующему на период, когда протекала данная работа.
Это уже привело к тому, что в настоящее время пенсия рассчитывается по двум законам: за период до 31 декабря 2001 года, и за период с 1 января 2002 года. А с введением нового закона в расчёт пенсии вводится третья составляющая: за период после 2015 года.

Поэтому рядовому гражданину, выходящему на пенсию, разобраться, из каких же величин, в конечном счете, сложился тот или иной ее размер - очень и очень непросто. И это, безусловно, не вызывает никаких положительных эмоций у пока еще работающих граждан.

Главное в пенсионной реформе 2015 года

Новое наименование «страховая пенсия» отражает принципиально иной подход к пониманию пенсионной выплаты. И хотя закон определяет ее как ежемесячную выплату, компенсирующую утраченный гражданами заработок (так же как и в законе о «трудовых пенсиях»), отдельные положения закона настораживают.

Так, в преамбуле прямо указано, что страховая пенсия предоставляется на основе пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Рассмотрение такой неоднозначной категории, как «социальная значимость» до сего момента не входило в задачи пенсионного законодательства.

Законом вводится новая формула расчёта размера пенсии, которая непосредственным образом не основана ни на трудовом стаже, ни на размерах заработной платы гражданина. Это индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) и стоимость пенсионного коэффициента (СПК).

Размер первого из них только косвенно зависит от размера заработной платы, но исчисляется он не из средней заработной платы по стране (как это делается сейчас), а соотносится с максимальным размером заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы.

В 2014 году, например, эта величина составляет 52 000 рублей в месяц. Много ли граждан у нас в стране получает такую зарплату? Кроме того, эта величина ежегодно устанавливается (повышается!) Правительством. Так же ежегодно будет устанавливаться и стоимость коэффициента (СПК).

Вывод следует неутешительный в том плане, что работник, за которого уплачиваются взносы своевременно и в полном объеме, не сможет даже приблизительно оценить уровень своего будущего пенсионного обеспечения.

Существенные изменения в новом законе о пенсиях

Существенные изменения внесены в статью закона, определяющую условия назначения пенсий. Требующийся для назначения обязательный стаж работы теперь составляет 15 лет; повышается он постепенно, начиная с 2015 года- 6 лет, с 2016 - 7 лет и так далее, пока не составит величину, равную 15 (2024 год). Кроме условий по возрасту и стажу, введено еще одно дополнительное условие - величина индивидуального пенсионного коэффициента должна составлять не менее 30.

Законом изменяется порядок индексации фиксированного базового размера, устанавливаемого к страховой пенсии. Законом определена дата увеличения с 1 февраля каждого года; с 1 апреля – Правительство только «вправе» дополнительно увеличить это размер.

Вводятся повышающие коэффициенты к размеру страховой части и фиксированного базового размера, отдельно. Они предусмотрены для тех, кто при достижении возраста не обратился за назначением страховой пенсии или отказался от ее получения. Например, при назначении страховой пенсии позднее наступления права на пять лет, она увеличится на 45%. Фиксированный базовый размер будет больше на 36%.

В заключение можно отметить, что тем, кому на дату вступления нового закона в силу, пенсия уже назначена - беспокоиться не следует. При любых обстоятельствах, пенсия им будет выплачиваться в размере, не меньшем, чем прежний. То есть пенсионная реформа 2015 года никак не затронет действующих пенсионеров.

А вот в отношении тех, кто только начинает трудовую деятельность, возникают сомнения в том, что при данных условиях они смогут приобрести право на пенсию в установленном законом возрасте. Впрочем, им тоже не стоит расстраиваться. Скорее всего, через десять лет наступит время для очередной пенсионной реформы.

Пенсионная реформа 2013-2015 годов - один из этапов реформирования пенсионной системы Российской Федерации, предусматривавший введение нового порядка формирования пенсионных прав и страховой пенсии.

В частности, была введена новая формула расчёта размера пенсии , учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Граждане 1967 года рождения и младше получили право решить, продолжать ли им накапливать пенсионные средства или вернуть их в страховую часть. Для формирования пенсии самозанятых граждан предусматривалось постепенное увеличение страховых платежей, чтобы они соответствовали уровню пенсионных выплат. Был принят ряд мер по реформированию системы досрочных пенсий. Предполагалась отмена существовавшего перерасчёта пенсий работающим пенсионерам .

Условия получения права на страховую пенсию

Новая пенсионная формула

С 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» трудовая пенсия по старости назначается по новой пенсионной формуле.

Новая формула предусматривает измерение страховой пенсии в пенсионных коэффициентах, учитывающих стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию.

СП = (ФВ х КПВ1) + (ИПК х СПК х КПВ2)

СП - страховая пенсия в год назначения пенсии

ФВ - фиксированная выплата в составе пенсии в год её назначения

КПВ1 и КПВ2 - коэффициенты за выход на пенсию позже установленного пенсионного возраста (для фиксированной выплаты и для страховой пенсии);

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент (сумма всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина)

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента в год назначения пенсии .

Годовой пенсионный коэффициент

Годовой пенсионный коэффициент - это инструмент, позволяющий оценить каждый год трудовой деятельности гражданина.

Он равен отношению суммы уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10 % или 16 %, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16 %, умноженной на 10:

Годовой ПК = максимальное значение ПК (7,39 в 2015 году, 10 - в 2021 году)

Особый годовой коэффициент будет присваиваться за периоды, когда гражданин не работал из-за военной службы по призыву или из-за ухода за ребёнком, ребёнком-инвалидом, гражданином старше 80 лет .

Выбор варианта пенсионного обеспечения

Граждане 1967 года рождения и младше могли до 31 декабря 2015 года выбрать один из двух вариантов пенсионного обеспечения:

В правительстве РФ осенью 2015 года шли активные дискуссии о продлении срока выбора, однако 23 декабря вице-премьер Ольга Голодец объявила о том, что в «правительстве принято решение придерживаться действующего законодательства». После этой новости действующие на российском рынке представители негосударственных пенсионных фондов констатировали ажиотажный спрос на перевод пенсионных накоплений из государственного фонда, который превысил существовавшие у них бизнес-планы .

Формирование пенсионных прав самозанятых граждан

Меры, предложенные в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, разработанной Минтрудом России , были направлены на приведение в соответствие пенсионных прав самозанятых граждан правам наёмных работников. В частности, они предполагали постепенное повышение страховых выплат самозанятых граждан (для обеспечения приемлемой по размеру пенсии необходимы отчисления в размере 7000 - 8000 руб.). Однако, по факту, увеличение размеров страховых выплат отрицательно сказывалось на финансовом положении большого числа самозанятых работников с невысокими доходами .

Пенсионный мораторий

30 сентября 2013 года Правительство России решило, что пенсионные накопления граждан за 2014 год, поступающие в Пенсионный фонд РФ и Негосударственные Пенсионные Фонды (НПФ), будут направлены в распределительную систему . Предполагалось, что НПФ смогут работать с накоплениями после прохождения процедуры акционирования и вступления в систему страхования накоплений .

В июне 2014 года министр финансов РФ Антон Силуанов открыто признал, что денег на возврат накоплений НПФ у правительства нет, эти деньги пошли "на Крым" и принятие антикризисных мер .

В конце 2014 года был принят закон, продлевающий «пенсионный мораторий» на 2015 год , а в сентябре 2015 года - аналогичный закон на 2016 год . В марте 2016 года рассматривались варианты очередного продления пенсионного моратория ; в конце августа того же года Ольга Голодец объявила, что правительство решило продлить «заморозку пенсионных накоплений» и на 2017 год .

В декабре 2017 года Владимир Путин подписал закон о продлении пенсионного моратория до 2020 года .

Оценки

Пенсионная реформа стала одной из тем, по которой разошлись оценки между членами правительства. Представители министерств экономики, экономического развития, финансов и первый вице-премьер Игорь Шувалов неоднократно выступали за сохранение накопительной части пенсии и против «пенсионного моратория» на 2014-2015 гг. . Представители министерства труда и вице-премьер Ольга Голодец, напротив, выступали за «заморозку» пенсионных накоплений и дальнейшее формирование накопительной части пенсии только на добровольной основе .

Также разошлись мнения среди экспертов и политиков. Среди сторонников реформы активно выступали депутаты ГД Андрей Исаев и Оксана Дмитриева , среди противников - экс-министр финансов Алексей Кудрин .

Ключевым аргументом сторонников реформы является низкая доходность накопительной части пенсионной системы в РФ. Противники реформы аргументируют её необходимость сложными демографическими условиями, которые возникнут в начале 2020-х, и необходимостью наличия «длинных денег» в экономике .

См. также

Примечания

  1. Пенсионный фонд РФ (неопр.) (недоступная ссылка) . Проверено 2 июня 2014. Архивировано 2 июня 2014 года.
  2. , с. 101.
  3. Екатерина Метелица , Альберт Кошкаров . Пенсионные фонды зафиксировали ажиотажный спрос на перевод накоплений "РБК ", 25.12.2015
  4. , с. 151.
  5. Накопительную часть пенсионной системы в 2014 году приостановят на год (неопр.) . РИА Новости (30 сентября 2013).
  6. Правительство отдает ВЭБу пенсионные накопления (неопр.) . Ведомости (23 сентября 2013).
  7. Силуанов признал отсутствие средств на возврат накоплений НПФ , РБК (25 июня 2014).
  8. Совфед одобрил закон о заморозке пенсионных накоплений на 2015 год (неопр.) . Lenta.ru (26 ноября 2014).

Целью пенсионной реформы 2002 года было создание многоуровневой системы, позволяющей обеспечить достойный уровень жизни после завершения трудовой деятельности. Распределительная система была дополнена накопительной частью пенсии.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась пенсионная реформа, цель которой – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам получение достойной пенсии после окончания трудовой деятельности. Впервые в истории в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы.

Существовавшая распределительная система начисления пенсий была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений в ПФР, производимых работодателями. Это дает возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии (Пенсионный Фонд РФ).

Пенсионная реформа 2013 года

Планируется, что с 1 января 2013 года вступит в силу новая пенсионная реформа. Первая её часть, малая, уже действует с 1 октября 2011 года.

Теперь ожидается вторая, большая. Стоит отметить, что у некоторых специалистов срок введения в действие реформы вызывает большие сомнения – необходимо подготовить целый ряд новых законов. Однако приблизительный вид её уже известен.

В реформе будет несколько ключевых моментов

Первый. Появляется возможность для пенсионных накоплений использовать частично негосударственные пенсионные фонды. Для этого часть обязательных платежей в пенсионный фонд, а именно 3% от общей зарплаты, переводится негосударственному пенсионному фонду. Однако, в таком случае работник будет обязан добавить к этой сумме 2% от своей общей зарплаты из части, получаемой на руки.

В итоге, на пенсии человек будет получать два вида выплат – из государственного и негосударственного пенсионных фондов. При этом размер государственной части пенсии будет на 15% ниже обычного за счёт того, что человек отчислил в государственный пенсионный фонд меньшую сумму.

Решить, будет ли человек участвовать и в частном пенсионном фонде, он должен до 35 лет, потом это изменить будет невозможно. Люди старше 35 лет будут иметь возможность решить, какой вариант они выбирают, в течение первого полугодия 2013 года.

Второй. Расчёты показывают, что разницы в целой сумме пенсии не будет для людей с низким уровнем доходов. Выгодным вариант с использованием негосударственных пенсионных фондов будет, в первую очередь, для тех, кто получал зарплату более 23 тысяч крон в течении минимум 20 лет.

Кроме того, многие негосударственные пенсионные фонды будут давать возможность использовать всю накопленную сумму сразу по желанию после выхода на пенсию; в случае преждевременной смерти застрахованного накопленная в фонде сумма будет являться предметом наследования.

В негосударственных фондах будет возможность выбора срока пенсии – 20-летнего или пожизненного. В случае выбора второго варианта «недовыплаченные» деньги пенсионера не будут наследоваться, если он умрёт, находясь уже на пенсии. При выборе первого – оставшаяся сумма к выплате будет перечислена на счёт супруга или другого наследника.

При выборе государственного пенсионного фонда человек не имеет права передавать накопленную им сумму по наследству независимо от того, успел ли он вообще ею воспользоваться. То есть, в случае смерти вышедшего на пенсию жителя ЧР в самом начале пенсионного возраста все перечисленные им за время трудового стажа деньги уходят государству, а наследникам остаётся только вздыхать об упущенных возможностях.

Третий. В случае краха негосударственного пенсионного фонда получить накопленные деньги обратно может стать проблематичным. Все риски человек берёт на себя. Государство не выступает гарантом негосударственных пенсионных фондов. Вкладывая деньги в динамически растущий пенсионный фонд, человек получает большую амортизацию – 4-5% годовых, но, как правило, подобные компании являются и более рисковыми.

С другой стороны, в пенсионных фондах есть возможность выбора четырёх вариантов возможностей с разной процентной ставкой и разной степенью риска.

В государственном пенсионном фонде государство выступает гарантом накоплений. Однако деньги не перечисляются на личный счёт плательщика, а идут в общую казну. В случае изменения пенсионной системы будущая пенсия может оказаться намного ниже ожидаемой.

Четвёртый. Повышается пенсионный возраст. Чем моложе человек на момент реформы, тем позднее он выйдет на пенсию. Существующий на сегодняшний момент максимальный возрастной порог в 65 лет будет повышен, Люди будут уходить на пенсию в 70 лет и старше.

К тому же, на пенсионный возраст не будет влиять пол и количество рождённых детей. Зато дети будут иметь возможность добавить к накопительной части пенсии родителей, отчисляя 1% своей зарплаты в негосударственный пенсионный фонд на счёт родителя.

Так, работающие сын или дочь могут увеличить накопительную часть пенсии родителя, и тем больше, чем большую зарплату имеют. Это при условии наличия зарплаты и хороших отношений с родителями, чтобы заинтересовать родителей инвестировать в воспитание и образование детей.

Пятый. Расходы по пенсионной реформе будут компенсироваться повышением ставки налога с добавочной стоимости (НДС) на продукты, книги, энергию, лекарства, городской транспорт. То есть повышением сниженной ставки НДС. С 1 января 2012 года он вырос с 10% до 14%. С 1 января 2013 года предполагается его увеличение или до 15, или до 17,5%.

Повышение ставки НДС влечёт за собой рост цен на предметы первой необходимости. Людям с низким доходом это будет частично компенсировано за счёт работающих. В результате за пенсионную реформу заплатит, главным образом, средний класс населения, для которого она является наиболее невыгодной. Для компенсации увеличат и налоговый бонус семьям с детьми: на 150 крон в месяц на каждого ребёнка.

Для иностранцев подобная система означает, что для получения пенсии в Чехии иностранец должен минимально 20 лет участвовать в пенсионном страховании. С другой стороны, с учётом повышения пенсионного возраста, у большинства будет время на пенсионные накопления.

Для России появились и некоторые плюсы. В феврале 2012 года было подписано двустороннее соглашение между Чехией и Россией о пенсиях . Согласно нему, для расчёта базовой части пенсионной выплаты будет учитываться количество лет, отработанных в стране соглашения.

В расчёте накопительной части отчисления, сделанные в другой стране, учитываться не будут. Это соглашение действовало долгие годы, пока в 2008 году Чехия не решила прекратить его в одностороннем порядке.

Навигация по статье

В ходе реформирования системы, на фоне продолжающегося экономического кризиса, стали появляться проблемы с наполнением бюджета и возникла необходимость более глубоких изменений в пенсионном обеспечении, обсуждение которых происходит в настоящее время в Правительстве.

Если предложения Министерства финансов найдут поддержку в правительстве и будут утверждены Президентом, то нас будут ждать кардинальные изменения в пенсионном законодательстве.

Пенсия до 1 января 2015 года

До января 2015 года деятельность пенсионной системы регулировалась ФЗ № 173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях». Страховая пенсия до начала реформы носила название трудовой, состояла из двух частей , которые и формировали ее сумму - это страховой и накопительной.

При начислении трудовой пенсии учитывались пенсионные права, которые были приобретены до принятия этого закона, а так же сумма средств, поступавших в ПФР в виде .

  • При расчете страховой части трудовой пенсии применялась формула, в которой пенсионный капитал делился на количество месяцев ожидаемого периода выплаты и к полученному значению прибавлялся базовый размер, сумма которого отличалась в зависимости от категории пенсионера.
  • Накопительная часть рассчитывалась путем деления суммы пенсионных накоплений, находящихся (учтенных) на лицевом или пенсионном счете, на продолжительность ожидаемого периода выплат, исчисляемого в месяцах.

Изменение пенсионной системы в 2015 году

Методика расчета пенсий, применяемая в пенсионных системах многих государств мира, при использовании которой основной расчетной единицей является пенсионный балл , с января 2015 года стала применяться и в России.

С 2015 года были установлены следующие виды страховых пенсий :

  • направить всю сумму перечисленных средств (16%) на страховую пенсию;
  • направить 6% на накопительную, а 10% на страховую.

Расчет пенсий по новой пенсионной формуле

Порядок расчета страховой пенсии устанавливается требованиями статьи 15 ФЗ от 28.12.2013 N 400 « О страховых пенсиях«.

Новая пенсионная формула для расчета страховой пенсии выглядит так:

СП = ИПК x СПК + ФВ,

  • СП - итоговый размер страховой пенсии;
  • ИПК - сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов);
  • СПК - стоимость одного балла в текущем году;
  • ФВ - фиксированная выплата.

Фиксированная выплата устанавливается в твердом размере и индексируется на коэффициент, устанавливаемый постановлением Правительства ежегодно. Для некоторых категорий пенсионеров применяются повышающие коэффициенты к ФВ. С учетом , произведенной в 2018 году, ее размер равен 4982 рублей 90 копеек.

Страховая пенсия представляет собой произведение ИПК на его стоимость, которая также устанавливается Правительством РФ ежегодно. Установленная стоимость индивидуального пенсионного коэффициента в 2018 году составляет 81 рублей 49 копеек .

Введение в новую пенсионную формулу ИПК, по сути своей, является новым условием, которое обязывает будущих пенсионеров не просто иметь определенный , но и обеспечить отчисления в Пенсионный фонд.

Использование пенсионного коэффициента при расчете пенсий позволит повысить заинтересованность работника в своевременности и полноте уплаты, определенных законом пенсионных взносов в бюджет Фонда, а также будет способствовать переводу доходов трудоспособного населения из «серой» экономической зоны в законную.

Начиная с 2015 года, пенсионный коэффициент определяется за каждый отработанный год . Чтобы определить годовой ПК, сумма страховых взносов, поступившая на лицевой счет застрахованного лица, делится на максимальный годовой размер взносов.

Стоимость пенсионного коэффициента в 2018 году

Ежегодно постановлением Правительства определяется стоимость ПК на очередной плановый период. В 2017 году она составила в 78,58 рублей, на текущий год она была установлена в размере 81 рубль 49 копеек .

Увеличение стоимости ПК происходит дважды в год .

  • Первое увеличение проводится 1 февраля в зависимости от инфляционных процессов в экономике.
  • Второе происходит 1 апреля каждого года и зависит от наполняемости бюджета ПФР за счет взносов, перечисленных страхователями и поступлений из государственного бюджета.

Методика, по которой определяется стоимость одного ПК, установлена Правительством РФ. В 2016 году, исходя из сложного финансового положения, вызванного экономическим кризисом, апрельского повышения не проводилось . В соответствии со статьей 5 ФЗ №385 от 29.12.2015 года, который приостанавливает действие отдельных нормативных актов, корректировка стоимости ПК должна быть проведена во втором полугодии с учетом экономического положения и финансовых возможностей бюджета, сложившихся по итогам первого полугодия.

Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

При определении ИПК в страховой стаж засчитываются и, так называемые, «нестраховые периоды» деятельности граждан. К таким периодам, согласно требований статьи 11 Закона № 173 от 17. 12. 2001 года в редакции от 28.12.2013 и с изменениями от 19.11.2015 года относятся периоды деятельности , связанные с:

  • прохождением военной или приравненной к ней службы;
  • временной нетрудоспособностью;
  • уходом за ребенком до полутора лет;
  • получением пособия по безработице, участием в общественных работах или переселением, переездом по направлению службы занятости;
  • нахождением под стражей по необоснованному обвинению с последующей реабилитацией;
  • уходом за ребенком-инвалидом, престарелым (достигшим возраста 80 лет) и инвалидом 1-й группы;
  • проживанием вместе с супругом в местностях, в которых невозможно трудоустройство, во время прохождения им военной службы по контракту, но не более 5 лет;
  • проживанием за границей супругов работников дипломатических, торговых и иных представительствах при международных организациях, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 10.04.2014 года № 284 .

Проблемы реформирования пенсионной системы РФ

В ходе реформирования системы пенсионного обеспечения, начавшегося с 2015 года, возникли проблемы с наполнением бюджета Фонда, которые связаны с направлением части, перечисляемых в виде взносов, финансовых средств на в НПФ. Это привело к резкому уменьшению поступлений предназначенных для выплаты страховых пенсий и вызвало дефицит пенсионного бюджета.

В качестве меры, направленной на решение финансовых проблем в сфере пенсионного обеспечения, согласно с требованиями изложенными в Федеральном законе от 14.12.2015 года № 383 , Правительством было принято решение о продлении до конца 2016-го года.

Позже Правительство пришло к выводу, что направлять часть страховых взносов на накопления не выгодно вовсе для государственного бюджета, в следствие чего мораторий продлили до 2020 года.

Таким образом, 6% которые направлялись в негосударственные фонды, теперь пойдут на пополнение бюджета, предназначенного на выплату страховых пенсий , что должно, по мнению Правительства, стабилизировать положение в сфере пенсионного обеспечения населения.

Проект новой пенсионной реформы

В связи с углубляющимся экономическим кризисом в российской экономике, становится очевидным неэффективность действующей пенсионной системы, а реформы, начатые в 2015 году, не приносят ожидаемого результата. В Правительстве идет обсуждение предложений экономического блока, касающихся дальнейшего реформирования пенсионной системы .

В России, в настоящее время, количество пенсионеров составляет около 30% населения и на фоне разрушительных тенденций в экономике и росте безработицы, повышение пенсионного возраста становится неизбежностью.

  • С 1 января 2017 года будет ежегодно на 6 месяцев повышаться возраст выхода на пенсию для , пока не достигнет 65 лет. Несколько позже такая мера ожидает и всех остальных граждан Российской Федерации.
  • Идет обсуждение дальнейшего сокращения индексаций пенсий, а для ее отмены, если не полного, то хотя бы ФВ.
  • С 2017 года функции по сбору пенсионных отчислений переданы в ведение Федеральной налоговой службы и установления единого тарифа социального страхования с отменой максимального размера страховой базы.
  • , на формирование которой, в течение пяти лет установлен мораторий, предлагается формировать, путем прямого перечисления взносов на накопительные счета управляющих компаний и НПФ, минуя ПФР.

Заключение

Главное достоинство реформы, начатой в 2015 году, состоит в том, что новые положения пенсионного законодательства, по мнению их авторов, позволят сбалансировать бюджет Пенсионного фонда .

Сбалансированность его состоит в экономии финансовых средств госбюджета, направляемых в пенсионный бюджет для финансирования государственных пенсионных программ и произведения доплат тем пенсионерам, размер пенсии у которых оказался , установленного в регионе проживания.

В нынешних условиях, становится очевидно, что реформы не приносят ожидаемого результата и Правительство уже приняло и продолжает обсуждать ряд новых мер, которые смогут ликвидировать недостаток средств, необходимых для обеспечения работы . Никаких, документально зафиксированных решений пока еще не принято, но состояние финансово-экономической и социальной сферы, не оставляет сомнений в том, что в ближайшем будущем пенсионную систему ждут серьезные изменения.

Пенсионная реформа 2013

Планируется, что с 1 января 2013 года вступит в силу новая пенсионная реформа. Первая её часть, малая, уже действует с 1 октября 2011 года.

Теперь ожидается вторая, большая. Стоит отметить, что у некоторых специалистов срок введения в действие реформы вызывает большие сомнения – необходимо подготовить целый ряд новых законов. Однако приблизительный вид её уже известен.

В реформе будет несколько ключевых моментов.

Первый. Появляется возможность для пенсионных накоплений использовать частично негосударственные пенсионные фонды. Для этого часть обязательных платежей в пенсионный фонд, а именно 3% от общей зарплаты, переводится негосударственному пенсионному фонду. Однако, в таком случае работник будет обязан добавить к этой сумме 2% от своей общей зарплаты из части, получаемой на руки.

В итоге, на пенсии человек будет получать два вида выплат – из государственного и негосударственного пенсионных фондов. При этом размер государственной части пенсии будет на 15% ниже обычного за счёт того, что человек отчислил в государственный пенсионный фонд меньшую сумму.

Решить, будет ли человек участвовать и в частном пенсионном фонде, он должен до 35 лет, потом это изменить будет невозможно. Люди старше 35 лет будут иметь возможность решить, какой вариант они выбирают, в течение первого полугодия 2013 года.

Второй. Расчёты показывают, что разницы в целой сумме пенсии не будет для людей с низким уровнем доходов. Выгодным вариант с использованием негосударственных пенсионных фондов будет, в первую очередь, для тех, кто получал зарплату более 23 тысяч крон в течении минимум 20 лет.

Кроме того, многие негосударственные пенсионные фонды будут давать возможность использовать всю накопленную сумму сразу по желанию после выхода на пенсию; в случае преждевременной смерти застрахованного накопленная в фонде сумма будет являться предметом наследования.

В негосударственных фондах будет возможность выбора срока пенсии – 20-летнего или пожизненного. В случае выбора второго варианта «недовыплаченные» деньги пенсионера не будут наследоваться, если он умрёт, находясь уже на пенсии. При выборе первого – оставшаяся сумма к выплате будет перечислена на счёт супруга или другого наследника.

При выборе государственного пенсионного фонда человек не имеет права передавать накопленную им сумму по наследству независимо от того, успел ли он вообще ею воспользоваться. То есть, в случае смерти вышедшего на пенсию жителя ЧР в самом начале пенсионного возраста все перечисленные им за время трудового стажа деньги уходят государству, а наследникам остаётся только вздыхать об упущенных возможностях.

Третий. В случае краха негосударственного пенсионного фонда получить накопленные деньги обратно может стать проблематичным. Все риски человек берёт на себя. Государство не выступает гарантом негосударственных пенсионных фондов. Вкладывая деньги в динамически растущий пенсионный фонд, человек получает большую амортизацию – 4-5% годовых, но, как правило, подобные компании являются и более рисковыми.

С другой стороны, в пенсионных фондах есть возможность выбора четырёх вариантов возможностей с разной процентной ставкой и разной степенью риска.

В государственном пенсионном фонде государство выступает гарантом накоплений. Однако деньги не перечисляются на личный счёт плательщика, а идут в общую казну. В случае изменения пенсионной системы будущая пенсия может оказаться намного ниже ожидаемой.

Четвёртый. Повышается пенсионный возраст. Чем моложе человек на момент реформы, тем позднее он выйдет на пенсию. Существующий на сегодняшний момент максимальный возрастной порог в 65 лет будет повышен, Люди будут уходить на пенсию в 70 лет и старше.

К тому же, на пенсионный возраст не будет влиять пол и количество рождённых детей. Зато дети будут иметь возможность добавить к накопительной части пенсии родителей, отчисляя 1% своей зарплаты в негосударственный пенсионный фонд на счёт родителя.

Так, работающие сын или дочь могут увеличить накопительную часть пенсии родителя, и тем больше, чем большую зарплату имеют. Это при условии наличия зарплаты и хороших отношений с родителями, чтобы заинтересовать родителей инвестировать в воспитание и образование детей.

Пятый. Расходы по пенсионной реформе будут компенсироваться повышением ставки налога с добавочной стоимости (НДС) на продукты, книги, энергию, лекарства, городской транспорт. То есть повышением сниженной ставки НДС. С 1 января 2012 года он вырос с 10% до 14%. С 1 января 2013 года предполагается его увеличение или до 15, или до 17,5%.

Повышение ставки НДС влечёт за собой рост цен на предметы первой необходимости. Людям с низким доходом это будет частично компенсировано за счёт работающих. В результате за пенсионную реформу заплатит, главным образом, средний класс населения, для которого она является наиболее невыгодной. Для компенсации увеличат и налоговый бонус семьям с детьми: на 150 крон в месяц на каждого ребёнка.

Для иностранцев подобная система означает, что для получения пенсии в Чехии иностранец должен минимально 20 лет участвовать в пенсионном страховании. С другой стороны, с учётом повышения пенсионного возраста, у большинства будет время на пенсионные накопления.

Для России появились и некоторые плюсы. В феврале 2012 года было подписано двустороннее соглашение между Чехией и Россией о пенсиях. Согласно нему, для расчёта базовой части пенсионной выплаты будет учитываться количество лет, отработанных в стране соглашения. В расчёте накопительной части отчисления, сделанные в другой стране, учитываться не будут. Это соглашение действовало долгие годы, пока в 2008 году Чехия не решила прекратить его в одностороннем порядке.

Лучшие статьи по теме