Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Мантры
  • Роль родителей в экологическом воспитании в доу. Взаимодействие доу и семьи по экологическому воспитанию детей

Роль родителей в экологическом воспитании в доу. Взаимодействие доу и семьи по экологическому воспитанию детей

В наше время проблемы экологического воспитания детей не только не потеряли своей актуальности, а наоборот, выходят на первый план. Причиной этого является деятельность человека, который, вмешиваясь в привычный цикл природы, нарушает его экологическое равновесие, чем, сам того не подозревая, губит и без того хрупкий механизм. Такая экологически безграмотная, расточительная, пагубная для природы деятельность человека негативно влияет и на нас самих. Ведь все то, что необходимо человеку для жизни, для его существования даёт ему окружающая среда. Наша планета устроена таким образом, что даёт всё благоприятные возможности для появления и существования на ней различных форм жизни. Человек, как разновидность живых существ, также имеет возможность жить и развиваться благодаря имеющимся условиям, которая обеспечивает природа. Отсюда вывод - значение природы в жизни человека первостепенна, основополагающая, фундаментальна.

А заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

В работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников одной из важных составляющих является работа с родителями воспитанников. Ведь только опираясь на семью, только совместными усилиями, продвигаясь в едином ритме мы сможем решить главную нашу задачу – воспитать человека экологически грамотного, умеющего просто любить все живое, бережно относясь к нему и желающего сберечь и сохранить то, что подарила ему мать-природа.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Поэтому, на плечи воспитателей дошкольных учреждений ложится огромная ответственность за экологическое воспитание подрастающего поколения. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, побудить их к содействию и на личном примере, а не на словах, демонстрировать ребенку верное поведение в природе.

Что же означает это понятие «экологическая культура»? Экологическая культура – это экологические знания, практические навыки, эстетические переживания (сопереживания, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой).

Цель: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, привлечение родителей к совместной работе по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

  1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
  2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
  3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
  4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.
  5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
  6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Проектная деятельность способна систематизировать работу по экологическому воспитанию детей, задействовать различные формы работы, активно привлекать родителей. Расскажем о формах работы с родителями, которые я использовала при реализации нашего долгосрочного проекта по экологии «Экологическая тропа».

Конечно же никуда не деться без традиционных методов и форм работы, таких как родительские собрания, консультации, беседы, конференции. Но и нетрадиционные формы не уступают в своей эффективности, такие как деловые игры, игры – экскурсии, различные экологические акции, педагогические ширмы, соревнования, домашнее задание, круглый стол, работа на участке, озеленение города, совместная с детьми деятельность. еские акции логические акции ивности, такие как ю и образованию дошкольников. терес и желание ологическое ра

При выборе той или иной формы работы следует обращать внимание на контингент родителей, их интересы, деятельность, творческие способности и возможности. То есть, как и в работе по воспитанию дошкольников придерживаться индивидуального подхода. Традиционные формы работы рассчитаны на широкий круг лиц, не всегда являются эффективными и результативными. Что касается нетрадиционных форм работы – здесь при помощи дифференцированного подхода к работе с родителями, результативность и эффективность работы возрастает, при том условии, что педагог будет находить и применять верные способы взаимодействия и работы.

Еще немаловажно при общении с родителями верно выстраивать диалог. Назидания, четкие инструкции, условность, рамки, конкретика – все то, что наши родители получают ежедневно на работе, ведет к тому, что ответной положительной реакции можно ждать лишь от малой доли родителей. А нам нужен эмоциональный отклик, желание помогать и совместно работать в заданном направлении. Поэтому жесткий диктат «откладываем в дальний ящик». Привлечь же родителей к совместной деятельности, решению важных задач и нахождению общих верных решений, поможет положительный настрой, дифференцированный подход и разнообразие форм работы.

На начальной стадии проектной деятельности, в работе с родителями целесообразно провести обычное родительское собрание на тему «Воспитание экологической культуры у дошкольников». При этом, начав его с проведения игры – соревнования между командами детей и родителей. Эта игра продемонстрирует знания в области экологии обеих команд, заставит задуматься родителей об уровни своей экологической культуры. Затем, после ухода детей в другую группу, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, дать оценку и подвести итог.

Основы экологического воспитания направлены на формирование бережного, ответственного, гуманного отношения к окружающей среде.

Экологическое воспитание не может на 100% зависеть от дошкольного учреждения, ведь для детей примером для подражания являются родители, которые не должны оставаться безучастными в работе по экологическому воспитанию их детей.

После такого подведения итогов большинство родителей задумаются над уровнем своей личной экологической культуры, над своими семейными ценностями, которые они закладывают в ребенке, а главное почувствуют необходимость в оказании помощи и содействия воспитателю в работе по экологическому воспитанию их детей. Так, совместно с родителями, ставятся цель, задачи и формы совместной работы по экологическому воспитанию дошкольников посредством проектной деятельности.

Дальнейшая работа с родителями включает как традиционные, так и не традиционные формы работы. Расскажем о них подробнее.

Например, беседы и консультации мы проводим индивидуально или по подгруппам, применяя подходящие формы общения и взаимодействия. Например, с одними родителями достаточно доступно изложить информацию, других следует сначала заинтересовать, а затем приобщать. Одни бояться открыться и задать вопрос, другие с легкостью идут на контакт. А если не выстраивать такую дифференцированную систему взаимодействия, отдача и результат будут минимальными.

Также мною используются нетрадиционные формы работы с родителями, например, такие как круглый стол «Воспитание доброты к природе». В зависимости от технического оснащения дошкольного учреждения, педагог предварительно проводит работу с детьми. На камеру или магнитофон записывается рассказ детей о своих питомцах (естественно, акцент делаем на детей, которые либо равнодушны, либо жестоки к животным). Затем данный материал за круглым столом просматривается или прослушивается родителями. Далее целесообразно разделить родителей на две подгруппы для проведения дальнейших бесед(если ребенок жесток по отношению к животным- цель беседы с родителями - не навреди; для родителей, чьи дети проявляют равнодушие, цель беседы – заинтересовать и привлечь.) В ходе бесед родителям раздаются вопросники, заполнив которые они окончательно могут убедиться в поставленном их ребенку «диагнозе». Это позволяет быстро и эффективно доказать родителям необходимость проведения работы с ребенком по воспитанию любви и трепетного отношения к животным. В конце беседы воспитатель раздает родителям памятки, консультирует тех родителей, которые затрудняются в выборе форм работы, предлагает литературу, возможно даже направляет за консультацией к педагогу-психологу (При проведении круглого стола на такую тематику возможно привлечение педагога – психолога).

Еще одна нетрадиционная форма работы с родителями – участие в экологических акциях. При этом родители привлекаются не только к проведению акций, но и активно принимают участие в их подготовке и организации. Например, в рамках работы над нашим экологическим проектом «Экологическая тропа» , мы совместно с родителями организовали акцию «Защитники природы» . Родители дома вместе с детьми рисовали плакаты, изготавливали знаки, листовки, брошюры. А затем активно помогали в проведении акции, после чего все остались довольны результатом.

Совместные экскурсии в парки и скверы, работа на огороде, игры - соревнования, домашние задания, игры –развлечения, семинары – практикумы, круглые столы, озеленение города, совместная с детьми творческая деятельность все это использованные мною формы работы с родителями по формированию у дошкольников экологической культуры посредством проектной деятельности. Осветить их все в рамках данной статьи невозможно. Поэтому я решила остановиться на наиболее интересных и результативных формах работы с родителями, которыми рада с вами поделится.

Авторы: Пафнучева Лариса Владимировна, Шматкова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №173 "Детский сад присмотра и оздоровления"
Населённый пункт: город Кемерово Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей"
Дата публикации: 20.04.2017
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ №173»

Совместная работа детского сада и семьи

по экологическому воспитанию детей

(методическая

разработка)

Выполнил: Пафнучева Л.В.

г. Кемерово 2016 г.

Введение..................................................................... 3-4

1. Перспективный план проекта_.................................5-7

Заключение................................................................. 8-9

Литература.................................................................. 10

Приложение 1 Консультации для родителей...........11-15

Приложение 2 Анкета для родителей 16

Приложение 3 Проект с родителями «Прогулки по лесу» 17-20

Проект «В гости к животным» 21-23

Фотоотчет по проекту «Экологическая азбука» 24-32

Введение

Актуальность проекта

Природа является источником первых конкретных знаний и радостных

переживаний,

запоминающихся

природой пробуждает интерес к окружающему миру, формируется умение

делать открытия и удивляться им.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является

одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь

на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу –

воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый

внимания.

проблемы

актуальными?

деятельности

человека

безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная,

ведущая к нарушению экологического равновесия.

Проект «Экологическая азбука» направлен на то, чтобы активизировать

деятельность родителей в этом направлении, помочь закрепить полученные

знания детей в дошкольном учреждении.

Цель проекта : формирование начал экологической культуры, становление

осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к

людям, охраняющим ее.

Задачи проекта:

Формировать

бережное

отношение

существам, в процессе общения с ними.

Формировать

наблюдения,

экспериментирования

процессе

поисковой познавательной деятельности.

Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической

культуры.

Срок реализации проекта – долгосрочный – 1 год.

Этапы реализации проекта подготовительный, основной, заключительный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Формы реализации проекта:

Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической

компетентности.

Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме,

консультации и сообщения экологической направленности для родительского

Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах.

Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на

участке и в уголке природы.

Использование научно-популярной методической литературы по проблемам

экологического воспитания.

фотогазет,

экологических

альбомов,

плакатов,

передвижек.

Ожидаемые результаты:

Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;

Повышения

активности

родителей

организации

проведении различных экологических мероприятий;

Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города,

охране природы.

Перспективный план проекта по работе с родителями

Октябрь «Лес – наше богатство»

1. Анкетирование «Экологическое воспитание детей»

2. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию

в проекте. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием

на тему «Берегите природу».

3. Акция «Вырасти зеленого друга».

4. Семейный проект «В гости к животным!»

5. Консультации «Лечебные свойства кедра»

6. Представление семейных гербариев «Растения своего сада, участка, двора»

7. Выставка литературы для родителей.

Ноябрь «Животные наших лесов»

1. Выставка рисунков, фотографий «Животные наших лесов»

2. Оформление альбома по фотографиям «Животные России»

3. Викторина с родителями «Знатоки дикой природы»

4. Листовки «Помни правила поведения в природе!»

5. Пополнение библиотеки группы книгами о животных.

6. Презентация книги для родителей «Красная книга Кемеровской области»

Декабрь «Наши пернатые друзья»

1. Акция «Помоги птичке!» (Изготовление кормушек)

2. Заготовка корма для птиц.

3. «Клуб выходного дня» – провести совместно с родителями экологические

прогулки по Комсомольскому парку.

4. Разучивание стихотворений о птицах.

5. Консультация «Экологическое воспитание в семье»

Январь «Мусор – проблема № 1»

родителей:

информировать

взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для

переработки.

Подготовка

разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).

2. Провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по

3. Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к

сбору пластиковых отходов).

Февраль «Волшебница вода»

1. КВН «В гости к Родничку»

2. Родители совместно с детьми организовывают опытно – экспериментальную

деятельность в домашних условиях.

3. Сочинение экологических сказок о воде.

4. Консультация «Реки нашей области»

Март «Лекарственные растения»

1. Консультация «Лекарственные растения Кузбасса»

2. Составление книги – альбома «Интересные факты из жизни растений»

3. Прослушивание выступление врача – педиатра на родительском собрании

«Польза фито чая для организма»

4. Листовки «Правила сбора лекарственных растений»

5. Участие родителей в мероприятиях посвященных «Дням экологической

защиты» (март – июнь)

Апрель «Весна пришла!»

1. Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А город чистый?»

2. «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по

уборке территории детского сада.

3. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый

4. Семейный проект «Прогулки по лесу»

Май «Будь природе другом»

1. Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!».

2. Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием

родителей «Береги природу»

3. Пополнение видеотеки «Это интересно. Из жизни природы».

4. Выпуск газеты «Будь природе другом».

Заключение

В работе с родителями в рамках проекта использовались разные

направления. Работа велась параллельно как с родителями, так и с детьми.

Эффективной формой работы с родителями были педагогические ширмы, в

которых родителям давались чёткие, конкретные, практические советы по

узкой теме. Например, познакомили детей и родителей с лекарственными

растениями,

занесенными

Кузбасса,

применению лекарственных растений в период простудных заболеваний.

Такую тему проекта, как «Дикие животные нашей полосы» мы начали с акции

«Подари книгу детскому саду» - пополнили библиотеку группы книгами из

домашней библиотеки. Так в группе появилась «Красная книга Кузбасса»,

книга «Животные средней полосы России».

В течении года постоянно привлекали родителей к участию в конкурсах и

выставках. В группе заранее вывешивалось яркое, красочное сообщение о

проведении

мероприятия.

Родители

оставались

равнодушными:

совместно с детьми участвовали в конкурсах рисунков, готовили вместе с

детьми поделки из природного материала, приносили из дома фотографии для

участия в проектах.

Активное

родители

составлением

«Волшебница вода» - сочиняли совместно с детьми экологические сказки.

Хорошей традицией стала забота о зимующих птицах, ребята совместно с

родителями изготавливали кормушки, приносили из дома корм для птиц.

остается

внимания.

Взрослые

награждаются подарками, благодарственными письмами.

В помощь родителям по экологическому воспитанию оформляется папка –

передвижка,

помещаются

словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Информация на

стенде меняется каждый месяц.

Воспитатели регулярно беседовали с родителями, давали каждому

рассматривать картины и иллюстрации, знакомится с природой родного края

через средства массовой информации. Разные формы работы с детьми давали

возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у

показать,

необходимы

формирования

экологической культуры.

результате

проделанной

положительные

результаты:

– сформированы начала экологической культуры у детей;

– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям

природы, экологическое мышление;

– дети учатся практическим действиям по охране природы;

– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении

экспериментировать, анализировать, делать выводы;

появилось

общаться

природой

отражать

впечатления через различные виды деятельности.

Мы постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас

с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек -

таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети,

когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Список литературы

1. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное

планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие.

Мозаика-Синтез, 2006. - 90 с.

экология:

Программа

экологического

образования

дошкольников.

– М.: ТЦ Сфера, 2009. -80 с.

Каменева

Кондратьева

Методика

экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие.

Детство-Пресс, 2007. - 180 с.

4. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.

Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-100 с.

5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников

Учебное пособие. – М.: Академия, 2009. 120 с.

6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.

– М.: Академия, 2002.- 120 с.

Николаева

Экологическое

воспитание

дошкольников

Педагогика. 2007. - № 5. - 22-27 с.

Программа

экологического

образования

[ Те кс т ]

Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.- 150 с.

9. Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников

Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - 47-49 с.

Приложения

Приложение 1

Консультации для родителей:

«Чтобы не кашлять»

Наступил сезон простудных заболеваний. Всем знакомы их

клинические проявления – общее недомогание, насморк, кашель. Но не

все знают, что применение при острых респираторных заболеваниях

лекарственных трав существенно сокращает длительность заболевания

которые можно применить при заболеваниях органов дыхания у детей.

Отхаркивающие:

Алтей, корень,

Анис, плоды,

Душица, трава,

Малина, ягоды и листья,

Подорожник, листья,

Редька, сок,

Ромашка, цветки,

Зверобой, трава,

Календула, цветки,

Картофель, пары,

Липа, цветки,

Солодка, корень,

Сосна, почки,

Чабрец, трава,

Чеснок, луковицы и листья.

Противовоспалите

льные:

Алтей, корень,

Берёза, почки,

Душица, трава,

Калина, ягоды,

Капуста, сок,

Липа, цветки,

Лук репчатый,

Подорожник,

листья и сок,

Смородина

ягоды и листья,

Солодка, корень

Антисептические:

Анис, плоды,

Берёза, почки,

корневище,

Душица, трава,

Зверобой, трава,

Клюква, ягоды,

Лук репчатый,

Подорожник,

листья, сок,

Смородина

листья, ягоды,

Солодка, корень,

Сосна, почки,

Чеснок, луковица и

Жаропонижающие

, потогонные:

Брусника,

ц в е т к и,

В а с и л ё к

Календула, цветки,

Калина, ягоды,

Клюква, ягоды,

Липа, цветки,

М а л и н а,

Пастушья

Ромашка, цветки,

Смородина красная,

Солодка, корень,

Сосна, почки,

Петрушка, трава,

Череда, трава

Лечебные свойства кедра

У многих народов мира

считается

природных

ц е л и т е л е й.

Л е г е н д ы

лечебной силе этого могучего

растения уходят

глубокую древность.

б о л ь ш о м

к о л и ч е с т в е

поле зных

б и о л о г и ч е с к и

активных

энергетике

растения.

Считается, что кедр способен аккумулировать положительную космическую

энергию и распоряжаться ею по своему усмотрению. Он сам безошибочно

определяет кому (зверь то, или человек) требуется помощь и воздействует на

нуждающегося

биополем.

случайно

раненные

животные

отлёживаться

кедровники,

ведических

культурах

является

священным,

культовым

символом чистоты и силы духа, здоровья и долголетия.

Кедр – это настоящий лечебно-оздоровительный природный комплекс. В

лечебных целях употребляется абсолютно всё: древесина, кора, луб, смола

(живица), хвоя, шишки, семена (ядра, скорлупа, шелуха). Даже воздух вокруг

обладает

целительной

усталость,

восстанавливает жизненные силы; под его воздействием теряют активность

многие болезнетворные микроорганизмы.

Хвоя кедра

В хвое кедра содержится

витаминов

биологически

активных

компонентов.

Препараты

обладают

антисептическим, болеутоляющим действием и применяются для лечения

заболеваний,

суставных

промывании

готовят различные витаминизированные напитки и чаи, которые оказывают

стимулирующее и общеукрепляющее действие. Особенно благоприятно такие

напитки действуют в послеоперационные периоды и при сердечнососудистых

заболеваниях.

Эфирное масло кедра

Эфирное масло, получаемое из хвои и молодых веток кедра путем

дистилляции

(перегонки),

обладает

спектром

действия.

Обладая всеми вышеперечисленными свойствами кедровой хвои, эфирное

масло кедра нашло также широкое применение в косметологии для лечения,

омоложения

косметологических средств, масел для массажа и ароматических препаратов.

народной

медицине

используется

качестве

ранозаживляющего

антисептического средства. Хорошо известно также его свойство отпугивать

кровососущих насекомых.

Смола кедра (живица)

Смола, выделяемая кедром, и называемая в народе живицей обладает

уникальными ранозаживляющими свойствами. Мази и бальзамы на основе

живицы используются для лечения различных повреждений кожи – ран,

ожогов и нарывов. Грамотно приготовленные такие препараты способны

заживлять даже очень сложные раны быстрее любых медикаментов.

Кора кедра

Кора и луб кедра,

особенно

весенний

количество витаминов и микроэлементов. Отвар из коры применяется как

мочегонное, слабительное, а также противоглистное средство.

Древесина кедра

Древесина кедра также обладает

свойствами.

изготовленной из древесины кедра

заводиться

д о л ь ш е

с о х р а н я ю т с я

продукты

(особенно

кедровые

обживают

древесины

получаются

удивительные

звучанию

музыкальные

инструменты.

обладают

построенные из кедровых бревен дома. Внутри их время как бы замедляет

свой ход, наполняя атмосферу дома чистотой и спокойствием.

Семена кедра

Семена, или кедровые орехи, пожалуй, главный приз от могучего великана

всему животному миру.

Приложение 2

Анкета

родителей

«Насколько

компетентны

вопросах

экологии?»

2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?

3. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы?

4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе

нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

5. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?

6. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А

7. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические

темы в группе или для города?

8. Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с

бытовыми отходами? Какие?

Приложение 3

Семейный проект «Прогулки по лесу»

Вид проекта: творческий.

Актуальность темы:

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен

заботливо

относиться

сохраняя

ценности

богатства.

Цель: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему

живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять

заботу о сохранении природы.

Задачи проекта:

Развивать

познавательные

родителей

овладении

исследовательскими методами познания природы;

Воспитывать у детей природоохранное поведение.

Возраст: первая часть проекта выполнена воспитателями группы. Вторая

часть, являющаяся дополнением к проекту в виде совместной творческой

работы детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

Продолжительность: долгосрочный.

Посещение заповедников.

Совместная работа с родителями и детьми.

Предполагаемый

результат: Повышение

экологии

Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности

родителей по теме проекта.

Обеспечение: информационное.

собрана папка с фотографиями и

рассказами экскурсий детей и родителей.

Презентация проекта: иллюстрированное сообщение.

Семейный проект

«В гости к

животным»

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Актуальность темы: Окружающая природа - непосредственный источник,

из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребёнок впервые

сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых, растений. Общение с

природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в

нем лучшие чувства.

Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых

существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют

формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм,

трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и

умножающих природные богатства.

Цель проекта:

Научить детей правильному общению с животными.

Воспитать бережное отношение и любовь к животным, чувства

сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы

и умозаключения.

Задачи проекта:

Развивать элементарные представления о животных.

Дать представления о потребностях животных для их роста и развития

Развивать умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, вести

Развивать познавательную активность, мышление, воображение,

коммуникативные навыки;

Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки

и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие

способности;

Возраст: Первая часть проекта выполнена воспитателями группы.

Вторая часть, являющая дополнением к проекту в виде совместной

творческой работы детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

Продолжительность: месяц .

Основные формы реализации проекта:

Ожидаемые результаты:

Понимание детьми, как можно ухаживать за животными.

Привитие детям любви и бережного отношения к животным.

Желание родителей завести домашнего питомца.

Обеспечение: Информационное .

Продукт проектной деятельности: собрана папка материалов

совместной работы детей и родителей с фотографиями и рассказами.

Презентация проекта: иллюстрированное сообщение.

Фотоотчет о проделанной работе с детьми и родителями по проекту

«Экологическая азбука»

Викторина с родителями

Художественное творчество с детьми

Наши пернатые друзья

Акция «Береги воду!!!»

Выставка литературы

для родителей

Доклад «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей»

Экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем, потому что мир находится на грани экологической катастрофы . От образованных людей будет зависеть, что станет с нашей планетой, от их мудрого решения зависит судьба планеты.

Деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная, расточительная, ведет к нарушению экологического равновесия .

Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность .

Поэтому первые основы экологической культуры закладываются работниками дошкольного образовательного учреждения.

Поэтому необходимо бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, потому что, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека.

Ребенок, общаясь с природой, делает множество различных открытий.

Разнообразны природные материалы (песок, вода, снег, глина, солома, с которыми дети так любят играть, ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Огромную роль в дошкольного возраста играет практическая, исследовательская экспериментальная деятельность. Ведь в процессе детского исследования, ребенок получает конкретные познавательные навыки : учится наблюдать, рассуждать, учится экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Положительное влияние на формирование личности ребенка оказывает труд.

Он проявляет заботу ухаживая за растениями, за животными.

Знания, представления о природе помогают ребенку правильно ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому родителям и воспитателю важно С усвоением системы элементарных представлений связано развитие у детей дошкольного возраста познавательного отношения к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются.

Таким образом, природа играет существенную роль в экологическом образовании дошкольников, природа имеет огромное значение.

Потребительское отношение к природе и ухудшение экологического состояния требует формирование основ дошкольного возраста.

Экологическая ситуация , близкая к катастрофе, диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному» .

Экологическая культура – это совокупность знаний о природе, умений и навыков взаимоотношения с природой , проявление бережного отношения к ней.

Одним из условий успешного культуры является работа не только с детьми, но и с их семьями , составной частей работы дошкольного учреждения является работа с родителями.

Только совместными усилиями т с семьей , можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного .

Начало становления экологической культуры любого человека закладываются и формируются в первую очередь в семье .

Семья создает нравственную атмосферу, которая помогает воспитать бережное отношение к природе.

Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя. В переводе с греческого термин «экология » означает «наука о доме» , а чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.

Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок по отношению к объектам или явлениям природы могут отразиться на поведении ребенка. Как основы трудолюбия, навыки поведения, уважение к людям, так и любовь к природе, в .

Родителям с раннего возраста необходимо учить малыша охранять и укреплять свое здоровье, правильно взаимодействуя с природой .

Семья в сотрудничестве с детским садом должны воспитывать отзывчивость к природе, стремление сочувствовать животным, растениям, помогать им. Экологическому воспитанию также способствует совместная деятельность на приусадебных участках.

Здесь ребёнок реализует свои знания, умения и навыки разведению и уходу за растениями.

В формировании познавательных интересов, заботливого отношения к природе - огромная роль принадлежит семейному чтению.

Родители считают, что если ребёнок научился читать, то чтение вслух ему не нужно. Чтение совместно вслух произведений о природе, жизни животных и растений, дает возможность обсудить прочитанное, вовлечь ребенка в беседу, а обсуждение, обменяться мнениями и переживаниями и переживаниями. Для семейного чтения я советую родителям произведения И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, И. А. Бунина, Ф. И. Тютчева и др.

Проводят анкетирование семей по вопросам:

Что такое природа? И от кого ее надо беречь?

Нужно ли экологическое образование в ДОУ?

Как вы проводите это направление в семье?

Что вы ждете от детского сада?

Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными: родительское собрание, открытое занятие, посещение семей воспитателями, беседы с родителями, совместные дела детского и родительского коллективов, педагогические конференции в ДОУ?

Привлекаю родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: рисованию, изготовлению поделок из природного материала, пособий, совместные праздники, развлечения, на которых родители являются не просто зрителями, но и участниками. Для приобретения опыта воспитания ребенка полезна организация дней открытых дверей для родителей: это научит их наблюдать вместе с ребенком за окружающим, с последующим отражением увиденного в рисунках. Родители сидят за одним столом с ребенком и активно участвуют в занятиях, реализуя свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Для формирования отчетливости представлений о живой и неживой природе дети вместе с родителями проводят эпизодические и длительные наблюдения, результатом которых является практическая деятельность: зарисовка объекта или явления и составление рассказа о нем. При этом решаются как экологические, так и речевые задачи. Рассматривая объекты в разное время года, дети отмечают каждое заинтересовавшее их явление в природе, вместе с родителями находят причинную связь явлений, отмечают их красоту, учатся присматриваться к окружающему. Такое общение играет большую роль в развитии у ребенка чувства прекрасного, побуждает к обмену мнениями, высказываниям об увиденном. Дети учатся видеть, замечать, познавать окружающий мир, а воспитатель больше узнает о ребенке, о его чувствах, связанных с природой.

Следующей формой работы являются консультации для родителей по следующим темам:

- «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье». Цель: помочь родителям в отборе художественной литературы. Нацелить их на разные формы работы по экологическому воспитанию детей. Помочь анализировать поведение детей в общении с природой.

- «Досуг с ребенком на природе». Цель: разнообразить отдых семьи на природе. Предлагаем проведение дидактических игр: «Найди дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет?». Рисование с натуры, чтение стихов, загадывание загадок о природных явлениях, пословицы, поговорки. Бережное отношение к природе у детей будет только в том случае, если сами родители бережно относятся к природе.

- «В музей вместе с ребенком». Цель: воспитывать познавательный интерес, ориентироваться в мире природы, развивать мышление.

- «Коллекционирование в семье» (камушки, шишки, семена, мелкие игрушки).

- «Смотрим вместе с ребенком телепередачи о природе, изучаем экологические журналы («Свирель», «Муравейник», «Маленький садовник», «Воробушек» - серия книг для развивающего обучения детей в семье и детском саду)».

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

К ним относятся:

фотоальбомы: «Огород круглый год», «Посмотрите – я тружусь» и т.д.;

выставки детских работ: «Кто живёт рядом с нами», «Берегите птиц», «Вот на ветке, посмотри – прилетели снегири»;

стенды, ширмы, папки-передвижки на тему экологического воспитания дошкольников, буклеты, листовки, в которых, например, можно лаконично описать правила поведения в природе. Для эффективности данной формы можно организовать конкурс листовок на тему «Берегите природу», где участниками конкурса являются сами родители.

Еще одна из форм работы, которую часто используют педагоги - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов.

Также родители привлекаются к подготовке утренников, фольклорных праздников: «Зиму провожаем – весну встречаем!», «Русская берёзка», пишут сценарии, участвуют в конкурсах: «Бабушки у нас – мастерицы, высший класс!», в создании проектов, в акциях «Берегите птиц зимой!», «Лес – наше богатство!».

Формированию бережного отношения к окружающей среде способствуют совместные игры на природе, составление сказок и рассказов о жизни животных и растений, коллекционирование марок, открыток с изображением явлений и объектов природы.

Если родители ограничиваются только физическим питанием и пренебрегают духовным, то человек вырастает бездуховным рабом своих плотских желаний.

Совершенствование работы ДОУ и имеет большое значение в развитии ребенка дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей»

Экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем, потому что мир находится на грани экологической катастрофы . От образованных людей будет зависеть, что станет с нашей планетой, от их мудрого решения зависит судьба планеты.

Деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная, расточительная, ведет к нарушению экологического равновесия .

Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность .

Поэтому первые основы экологической культуры закладываются работниками дошкольного образовательного учреждения.

Поэтому необходимо воспитывать с ранних лет у детей бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, потому что, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека.

Ребенок, общаясь с природой, делает множество различных открытий.

Разнообразны природные материалы (песок, вода, снег, глина, солома, с которыми дети так любят играть, ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская экспериментальная деятельность. Ведь в процессе детского исследования, ребенок получает конкретные познавательные навыки : учится наблюдать, рассуждать, учится экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Положительное влияние на формирование личности ребенка оказывает труд.

Он проявляет заботу ухаживая за растениями, за животными.

Знания, представления о природе помогают ребенку правильно ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому родителям и воспитателю важно С усвоением системы элементарных представлений связано развитие у детей дошкольного возраста познавательного отношения к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются.

Таким образом, природа играет существенную роль в экологическом образовании дошкольников, природа имеет огромное значение.

Потребительское отношение к природе и ухудшение экологического состояния требует формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Экологическая ситуация , близкая к катастрофе, диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному» .

Экологическая культура – это совокупность знаний о природе, умений и навыков взаимоотношения с природой , проявление бережного отношения к ней.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является работа не только с детьми, но и с их семьями , составной частей работы дошкольного учреждения является работа с родителями.

Только совместными усилиями т с семьей , можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного .

Начало становления экологической культуры любого человека закладываются и формируются в первую очередь в семье .

Семья создает нравственную атмосферу, которая помогает воспитать бережное отношение к природе.

Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя. В переводе с греческого термин « экология » означает «наука о доме» , а чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.

Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок по отношению к объектам или явлениям природы могут отразиться на поведении ребенка. Как основы трудолюбия, навыки поведения, уважение к людям, так и любовь к природе, в семье должны воспитываться с раннего детства .

Родителям с раннего возраста необходимо учить малыша охранять и укреплять свое здоровье, правильно взаимодействуя с природой .

Семья в сотрудничестве с детским садом должны воспитывать отзывчивость к природе, стремление сочувствовать животным, растениям, помогать им. Экологическому воспитанию также способствует совместная деятельность на приусадебных участках.

Здесь ребёнок реализует свои знания, умения и навыки разведению и уходу за растениями.

В формировании познавательных интересов, заботливого отношения к природе - огромная роль принадлежит семейному чтению.

Родители считают, что если ребёнок научился читать, то чтение вслух ему не нужно. Чтение совместно вслух произведений о природе, жизни животных и растений, дает возможность обсудить прочитанное, вовлечь ребенка в беседу, а обсуждение, обменяться мнениями и переживаниями и переживаниями. Для семейного чтения я советую родителям произведения И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, И. А. Бунина, Ф. И. Тютчева и др.

Проводят анкетирование семей по вопросам:

Что такое природа? И от кого ее надо беречь?

Нужно ли экологическое образование в ДОУ?

Как вы проводите это направление в семье?

Что вы ждете от детского сада?

Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными: родительское собрание, открытое занятие, посещение семей воспитателями, беседы с родителями, совместные дела детского и родительского коллективов, педагогические конференции в ДОУ?

Привлекаю родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: рисованию, изготовлению поделок из природного материала, пособий, совместные праздники, развлечения, на которых родители являются не просто зрителями, но и участниками. Для приобретения опыта воспитания ребенка полезна организация дней открытых дверей для родителей: это научит их наблюдать вместе с ребенком за окружающим, с последующим отражением увиденного в рисунках. Родители сидят за одним столом с ребенком и активно участвуют в занятиях, реализуя свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Для формирования отчетливости представлений о живой и неживой природе дети вместе с родителями проводят эпизодические и длительные наблюдения, результатом которых является практическая деятельность: зарисовка объекта или явления и составление рассказа о нем. При этом решаются как экологические, так и речевые задачи. Рассматривая объекты в разное время года, дети отмечают каждое заинтересовавшее их явление в природе, вместе с родителями находят причинную связь явлений, отмечают их красоту, учатся присматриваться к окружающему. Такое общение играет большую роль в развитии у ребенка чувства прекрасного, побуждает к обмену мнениями, высказываниям об увиденном. Дети учатся видеть, замечать, познавать окружающий мир, а воспитатель больше узнает о ребенке, о его чувствах, связанных с природой.

Следующей формой работы являются консультации для родителей по следующим темам:

- «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье». Цель: помочь родителям в отборе художественной литературы. Нацелить их на разные формы работы по экологическому воспитанию детей. Помочь анализировать поведение детей в общении с природой.

- «Досуг с ребенком на природе». Цель: разнообразить отдых семьи на природе. Предлагаем проведение дидактических игр: «Найди дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет?». Рисование с натуры, чтение стихов, загадывание загадок о природных явлениях, пословицы, поговорки. Бережное отношение к природе у детей будет только в том случае, если сами родители бережно относятся к природе.

- «В музей вместе с ребенком». Цель: воспитывать познавательный интерес, ориентироваться в мире природы, развивать мышление.

- «Коллекционирование в семье» (камушки, шишки, семена, мелкие игрушки).

- «Смотрим вместе с ребенком телепередачи о природе, изучаем экологические журналы («Свирель», «Муравейник», «Маленький садовник», «Воробушек» - серия книг для развивающего обучения детей в семье и детском саду)».

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

К ним относятся:

фотоальбомы: «Огород круглый год», «Посмотрите – я тружусь» и т.д.;

выставки детских работ: «Кто живёт рядом с нами», «Берегите птиц», «Вот на ветке, посмотри – прилетели снегири»;

стенды, ширмы, папки-передвижки на тему экологического воспитания дошкольников, буклеты, листовки, в которых, например, можно лаконично описать правила поведения в природе. Для эффективности данной формы можно организовать конкурс листовок на тему «Берегите природу», где участниками конкурса являются сами родители.

Еще одна из форм работы, которую часто используют педагоги - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов.

Также родители привлекаются к подготовке утренников, фольклорных праздников: «Зиму провожаем – весну встречаем!», «Русская берёзка», пишут сценарии, участвуют в конкурсах: «Бабушки у нас – мастерицы, высший класс!», в создании проектов, в акциях «Берегите птиц зимой!», «Лес – наше богатство!».

Формированию бережного отношения к окружающей среде способствуют совместные игры на природе, составление сказок и рассказов о жизни животных и растений, коллекционирование марок, открыток с изображением явлений и объектов природы.

Если родители ограничиваются только физическим питанием и пренебрегают духовным, то человек вырастает бездуховным рабом своих плотских желаний.

Совершенствование работы ДОУ и семьи по экологическому воспитанию имеет большое значение в развитии ребенка дошкольного возраста.


Тема: Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию.

Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова хотя бы, потому что мал ростом. Трава ему по пояс, цветы поднимают венчики к самым его глазам, а рядом с собакой он чувствует себя так же, как мы рядом с коровой. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора из контейнера угрожающе нависают над головой…

Основы экологической культуры следует закладывать у детей с раннего возраста. Познание ими сегодняшнего мира в значительной мере будет способствовать охране природы в мире завтрашнем. При усвоении детьми экологических знаний, воспитания бережного отношения к природе существенную роль играет семья.

Особенность родителей как субъекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующиеся на потребительском отношении к окружающему миру. Любовь, настоящая забота о природе возникают у детей, лишь, когда ежедневно перед ним стоит пример отношения к природе взрослого. Можно бесконечно говорить о любви к природе, но если кто-либо из родителей, которому подражает ребенок, бездумно сломал ветку, шагнул в клумбу, то пользы от этих разговоров не будет.
Поэтому работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом.
Цели работы с родителями по экологическому воспитанию детей раннего возраста:
- повышение экологической культуры родителей;
- знакомство родителей с формами и методами работы с детьми по формированию экологических представлений в условиях семьи;
- оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию экологических представлений в условиях семьи;
- включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования экологических представлений у детей раннего возраста.

В своей работе использую следующие формы работы с родителями: консультации, беседы, родительские собрания, совместные праздники и развлечения, акции, конкурсы и выставки.

Использую в работе с родителями папку-передвижку по теме «Времена года». В содержание папки входит краткая характеристика времен года, стихотворения, загадки, пословицы. Также оформлена информационная папка для родителей: «Какие месяцы в году», «Природа Ямала».

Составляю короткие заметки-рекомендации по экологическому воспитанию, которые помещаются в информационные уголки для родителей и периодически меняются. Составила паку для родителей по экологическому воспитанию детей раннего возраста, где подобраны статьи, стихотворения, пословицы о природе.

Предлагаю родителям выполнить творческие работы на тему «Ребенок и окружающий мир», с целью обмена опыта по экологическому воспитанию детей в семье. В работу входит фотография ребенка и комментарий к ней, в виде сочинения, стихотворения. В итоге оформили папку передвижку приемной группы.

В детском саду ежегодно проходит акция «Подари цветок». Родители дарят комнатные растения в группу, в уголок природы. В уголке природы знакомим детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.

Родители активно участвуют в конкурсах детского рисунка и поделок из природного материала. В этом учебном году родители вместе с детьми участвовали на уровне детского сада в конкурсе рисунков «К Юбилею округа» и окружном конкурсе творческих работ «Мамонтенок Люба и К».

С помощью родителей составили альбомы на тему «Дикие животные», «Домашние животные».

В поездках в лес, за город предлагаю собирать с детьми природный материал. Ведь это настоящие «сокровища», которые дети охотно собирают и с большим интересом рассматривают. Но при этом нельзя ломать ветки, рвать растения, сшибать ногами грибы.

В приемной группы организована «Мини-библиотека», где помещена литература, методические пособия по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром детей раннего возраста.

Считаю, что используя формы и методы работы с родителями, у детей формируются начало экологической культуры, появляется желание общаться с природой, развиваются умственные способности (дети анализируют, делают выводы). Родители осознают важность формирования экологических представлений у детей в семье, взаимодействуя с ДОУ.

Совместная работа ДОУ С родителями помогает воспитывать любовь детей к родной природе.

Прусакова Светлана Валерьевна

Убеждение человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами - воспитывать любовь к родным, а значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в мире растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой, пейзажами родных мест. Формированию любви к родному городу, селу, краю, к родине особое внимание уделяется в детских садах. (М.В. Лучич)
Дошкольный период — очень важное время в развитии каждого ребёнка. Именно в этот период формируется личность человека, его мировоззрение и отношение к окружающей реальности. У детей нередко отмечается негативное отношение к природе, причиной которого является отсутствие знаний о растениях и животных, их потребностях и особенностях развития.
Процесс экологического образования должен быть непрерывным и начинаться как можно раньше, с дошкольного возраста.
Основной задачей экологического образования детей дошкольного возраста является получение знаний о природе и воспитание определенного отношения к ней. На основе знаний воспитывается отношение к природе. В конечном итоге формируется экологическое сознание, развиваются личностные качества. Экологическое образование детей дошкольного возраста является не только начальным этапом, но и фундаментом непрерывного экологического образования, которое продолжается в школе и других образовательных учреждениях.
Известно, что результативность педагогического процесса зависит от совместных усилий ДОУ и семьи. В семье формируются основы духовного и культурного облика человека, формируются его привычки. Ученые едины во мнении: слова и дела родителей оказывают огромное влияние на детей, именно родители формируют мораль, поведение, мир ценностей, личность детей, а семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьёй этого сделать невозможно.Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников - одна из составляющих частей работы дошкольного учреждения. Знания о природе детям системно дает педагог, но определенное отношение к природе можно воспитать только вместе с семьей ребенка. Задача педагога показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, вовлечь родителей в процесс экологического воспитания. В работе с родителями по вопросам экологического воспитания детей необходимо использовать как традиционные формы работы, так и другие виды деятельности. К традиционным формам относятся родительские собрания с определенной темой, подбираются рекомендации, которые располагаются на стендах и помогают им ориентироваться в вопросах экологического воспитания ребенка. Проводятся беседы, консультации, расширяющие знания родителей о природе и, в частности, о природе родного края. Можно провести КВН по экологической тематике, хорошо знакомой детям, и удивить родителей знаниями детей.
Заинтересованность и активное участие родителей в формировании экологической культуры дошкольников существенно дополнит разнообразные формы экологического воспитания детей в детском саду.
В своей работе по созданиюсистемы педагогического взаимодействия и повышения уровня экологических знаний родителей мы уделяем большое внимание. Проводим родительские собрания экологической направленности, консультации для родителей.
Участие в тематических выставках поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно с детьми.
В экологических акциях: «Накормите птиц зимой».
Проведение индивидуальных проектов «Интересное животное».
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
Работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье. Несмотря на то, что многие родители не имеют свободного времени, они все же с энтузиазмом откликаются на предложения принять участие в совместном субботнике, в изготовлении кормушек. Экологическое образование следует продолжать и за пределами дошкольного учреждения. На выходные дети получают задание собрать вместе с родителями экспонаты для уголка природы, сделать поделку из природного материала, нарисовать стенгазету. Связь между живым уголком и окружающей средой совершенно очевидна, нам пришлось раскрывать ее для родителей. Работа с родителями изначально представлялась нами, как самый сложный этап организации живого уголка. Итак, первый этап - это родительское собрание, на котором родителям сообщили о решении создать живой уголок. Как и ожидалось, не все родители сразу приняли эту идею. Большинство родителей отказались помогать нам в оформлении живого уголка. Конечно же это было вполне ожидаемо. Мы предоставили список растений, утвержденный для ДОУ, с учетом всех физиологических и возрастных особенностей детей. К сожалению, не все родители являются инициативными. Многие считают, что достаточно привести ребенка в детский сад, а остальное сделают воспитатели. Поэтому работу мы построили с максимальной осторожность то есть, решили постепенно вовлекать родителей в нашу работу.
Постепенно родители осознавали преимущества предложенной нами идеи, ведь многие не могут завести дома даже простейшие растения по разным причинам, но хотят, чтобы ребенок вырос гармоничной личностью, которая сможет проявить ответственность и позаботиться о том, кто слабее. Таким образом, мы смогли наладить контакт с родителями и заручиться их поддержкой в различных вопросах. После мы приступили к созданию живого уголка.
Для начала растения собирались из домашних коллекций, причем, родители не просто приносили растения из дома и оставляли их воспитателям. Родители рассказывали детям о том растении, которое они принесли: как оно называется, как оно растет, какие у него есть полезные свойства. Мало того, что дети охотно воспринимали информацию от родителей, они начинали активно проявлять к таким растениям еще больше заботы. Родители проявляли ничуть не меньшую ответственность при работе с нашим живым уголком. При помощи родительских собраний нам удалось донести до родителей насколько важно их участие в такой работе. Постепенно наш живой уголок заполнился экспонатами. Родители включились в процесс пополнения нашего живого уголка и более экзотичными растениями, участвовали в их выборе. Родительские собрания и индивидуальные беседы помогли нам наладить не просто контакт с родителями, но и привлечь их к активной работе. С помощью бесед нам удалось установить контакт даже с самыми сложными родителями, которые категорически не хотели идти на контакт, что безусловно является результатом достижения целей организации работы с детьми и их родителями. Мы предлагали таким родителям больше рассказывать о своих детях, поухаживать за растениями вместе. Когда родители наблюдали, как повышается степень их контакта с ребенком, они непременно приходили снова и снова и спрашивали чем еще можно помочь.
Живой уголок в группе помог нам привить детям чувство ответственности, любовь к живой природе, расширить кругозор и получить новые знания. Основная цель, которую мы преследовали, организовывая живой уголок —научить детей заботиться о ком-то и раскрыть у них чувство ответственности. Совместный уход за растениями в живом уголке помог заметно сплотить детей, научить их работать в команде, прислушиваться к мнению окружающих.
В целом, работа с родителя, несмотря на свою сложность, проводится комплексно и, на наш взгляд, результативно, что указывает на правильность нашего подхода к данному вопросу. В процессе работы повышается уровень знания не только детей, но и их родителей. Родители также открывают для себя что-то новое, не только в своих детях, но и в окружающей их среде.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Лучшие статьи по теме