Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Мантры
  • Творческий краеведческий проект народы пермского края. Педагогический проект в ДОУ «Животный мир Пермского края. Дальнейшее развитие проекта

Творческий краеведческий проект народы пермского края. Педагогический проект в ДОУ «Животный мир Пермского края. Дальнейшее развитие проекта

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №369» г. Перми

Проект

«Природные чудеса Пермского края».

Воспитатель

Редькина С.Л.

Пермь

2017 год

Информационная карта

Редькина Светлана Леонидовна

Руководитель проекта

Зобачева Ирина Александровна: руководитель структурного подразделения

Кадры, реализующие проект

Воспитатели, музыкальный руководитель.

Город, район

Г. Пермь, Свердловский район

Адрес организации

Г. Пермь, 614083, ул. Балхашская,203

Телефон

Тел. 241-91-84

Электронная почта

Сайт учреждения

http :// detsad369.caduk.ru/

Вид, тип проекта

Познавательно – исследовательский, краткосрочный, творческий.

Цель, направления деятельности проекта

(реки,горы,заповедники,пещеры) Пермского края.

Краткое содержание проекта

Подбор методического материала. Изготовление дидактических игр. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ.

Место проведения

МАДОУ «Детский сад № 369» г. Перми, ул. Балхашская, 203

Сроки проведения

Сентябрь, октябрь, ноябрь -2017

Количество участников

Детей-32, родители, педагоги - 3

Возраст детей

От 3 до 4 лет

Форма проведения

Познавательные беседы, просмотр видеоматериалов, творческая деятельность детей, чтение художественной литературы, рассматривание альбомов с иллюстрациями природного ландшафта Пермского края.

Продукт проекта

Проект, картотека стихов о Пермском крае; конспекты познавательных бесед, практических занятий с детьми, видео файлы, фотоматериалы. Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Лото», альбом «Мой Пермский край».

Актуальность проекта:

Изучение родного края, воспитание патриотических чувств остается всегда актуальным. Знакомясь с природными богатствами Пермского края, у детей формируется представление о горах, реках, лесах, озерах, пещерах, закладываются основные географические понятия. Проект направлен на развитие познавательно – исследовательской сферы у детей.

Проблема: Зачастую дошкольники не знают о достопримечательностях, особенностях своего родного края. Без изучения ландшафта, истории, природы Пермского края невозможно говорить о патриотическом воспитании в целом. Его основы закладываются именно в дошкольном возрасте. Поэтому так необходимо развить интерес ребенка к исследовательской деятельности, которая способствует становлению целостной картины мира и закладывает основы познания им окружающего мира, формированию представлений о родном крае.

Цель проекта:

Знакомство детей с природными ландшафтами

(реки, горы, заповедники, пещеры) Пермского края.

Задачи проекта:

    Формировать элементарные представления о ландшафте Пермского края;

    Наполнить развивающую предметно - пространственную среду группы фотоматериалами, альбомами для рассматривания, дидактическими играми, художественной литературой;

    Организовать совместную деятельность детей и родителей по реализации темы проекта;

    Воспитывать у детей уважение и интерес к своей родине.

Нормативно-правовая база:

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",

    Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года",

    Стратегия развития системы образования города Перми до 2030 года.,

    Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

    Указ Президента РФ от 05.01.2016 № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии (с изменениями на 3 сентября 2016 года)

    Указ Президента РФ от 01.08.2015 № 392 «О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий »

Возможные риски и пути их преодоления:

1.Недостаток наглядного материала.

Пути решения: приобретение необходимого материала в специализированных магазинах, на сайтах интернет;

2.Карантинные мероприятия.

Пути решения: повышенный уровень санобработки, профилактика, кварцевание, проветривание.

3Пассивность родителей.

Пути решения: использование активных форм работы с родителями – беседы, консультации.

Планирование работы по реализации проекта.

I этап – подготовительный

Задачи:

    выявить проблемы, формирования цели, задач;

    разработать проект;

    создать условия для реализации проекта, оформления группы;

    пополнить развивающую предметно-пространственную среду (альбомы, дидактические игры, художественная литература, конспекты мероприятий).

Формы работы

Дата

Результат

Ответственные

Выявление проблемы, формирование цели, задач.

Сен-тябрь

Проблема, цели, задачи проекта

Воспитатели

Разработка проекта

Сен-тябрь

Проект

Воспитатели

Поиск идей для оформления группы

Сен-тябрь

Идеи для оформления

Воспитатели

Оформление группы

Сен-тябрь

Оформление в группе

Воспитатели

Наполнение РППС

Сен-тябрь

Альбомы для рассматривания, видеоматериалы, фотоматериалы, художественная литература, дидактические игры

Воспитатели.

II этап – основной этап реализации проекта

Задачи:
  • Сформировать представление у детей о природе Пермского края;

    Развить интерес к познавательно-исследовательской деятельности у детей;

    Организовать совместную деятельность детей и родителей

Формы работы

Дата

Результат

Ответственные

Беседа о природе Пермского края с показом иллюстраций

Ок-тябрь

Конспект

беседы

Воспитатели

Беседа «Самые большие реки и озера Пермского края»

Ок-тябрь

Знание детьми названий рек Пермско-го края.

Воспитатели

ЧХЛ: Владимир Тяптин

«О, Пермский край!»,

«Кама-камушка», Струнова Дарья « О реке Чусовой».

Ок-тябрь

Усвоение содержания сказов детьми

Воспитатели

Рисование: «Река»

Ок-тябрь

Рисунки детей

Воспитатели

Беседа «Высоко в горах»

Ок-тябрь

Знание детьми названий гор Пермско-го края.

Воспитатели

ЧХЛ: «Страна малахита»

Ок-тябрь

Усвоение содержания

Воспитатели

аппликация «Гора»

Ок-тябрь

выставка

Воспитатели

Беседа «Заповедник Басеги»

Но-ябрь

Знание детьми заповедника Пермско-го края.

Воспитатели

ЧХЛ:

«Кунгурская ледяная пещера»

Но-ябрь

Усвоение

детьми содержания произведения

Воспитатели

Лепка: «Волшебный камушек из пещеры»

Но-ябрь

выставка

Воспитатели

Просмотр видеофильма «Природные чудеса Пермского края». Обсуждение просмотренного фильма.

Но-ябрь

Обобщен-ное представ-ление у детей о природ-ных ландшаф-тах Пермско-го края.

Воспитатели

III этап – Контрольно-оценочный

Формы работы

Дата

Результат

Ответственные

Оформление альбома «Пермский край»

Но-ябрь

Альбом

Воспитатели

Фотовыставка: «Мой любимый Пермский край»

Но-ябрь

Стенд

Воспитатели,родители

Итоговое мероприятие

Кунгурская Пещера Ледяная -
Одна на свете ты красавица такая!
Ты - украшение города! Ты - гордость наша!
Ты вечно молода. С годами только краше!

В Кунгурской Ледяной Пещере
Чудеса живут...
Там можно в зиму окунуться
В самую жару...

Можно каменную крысу
Увидать...
И в кромешной тьме
Желание загадать...

Сталактиты... Сталагмиты...
Столбики из льда.
И подземные озера -
Зеркало вода...

У Синюшкина колодца
Словно сказ Бажова...
Ох! Не зря зовут Пещеру
Сказкой ледяною!

Закружило голову
Волшебством...
Мы с экскурсией идем
Под землей...

Мой восторг душевный
Сложно описать...
Чтоб понять, КАК ЗДЕСЬ КРАСИВО!
Надо побывать...

Заповедник Басеги

Живописнее места, наверное, нет!
Среди горной тайги, полной тайны и неги,
Протянулся на полдень красивый хребет –
Потому-то и назван когда-то Басеги*!

Склоны гор каменисты и очень круты,
С них ручьи и речушки в низины стекают,
Серебристые воды хрустальны, чисты
И реку Чусовую собою питают.

Здесь пихтово-еловая дремлет тайга,
Заполняет ложбины, растёт у подножий;
Субальпийские, ближе к вершинам, луга,
А на склонах лес карликовый расположен.

Каменистые россыпи сказочных гор
Сплошь покрыты лишайниками или мхами.
Здесь встречаются волк, горностай, тёмный хорь,
А леса полны рябчиками, глухарями.

Росомаха, косуля, медведь и олень,
Норка, лось, колонок и лесная куница.
В речках ловится хариус или таймень,
А в горах белохвост** или беркут гнездится.

Красотой привлекает нас Средний Урал –
Вековая тайга, рек прозрачные воды!
Сотворив твердь земную, Господь Бог создал
Для людей это дивное чудо природы!

Актуальность проекта:

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В последнее время заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений: стали проводиться конкурсы на соискание гранта по организации работы по патриотическому воспитанию, конференции, появилось разнообразие методической литературы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание, включающее региональный компонент. Тем не менее, ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем, поэтому педагоги самостоятельно разрабатывают и систематизируют практический материал.

С целью обеспечения нравственно-патриотического воспитания дошкольников в нашем дошкольном учреждении проводится работа на основе регионального компонента. Деятельность педагогов по патриотическому воспитанию детей включает в себя совместную деятельность педагогов, детей и их родителей.

В организации работы по данному направлению нам помог проект «Мой любимый город».

Проблемы, на решение которых был направлен проект:

Познакомить детей с городом – как культурной столицей Прикамья;

Дать представление о достопримечательностях родного города;

Привлечь к участию родителей, способствовать формированию культурных семейных ценностей и традиций.

Использовать при реализации проекта новые формы взаимодействия с детьми и родителями. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Мой любимый город!».

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Участники проекта: дети подготовительной группы № 11 МБДОУ «ЦРР – детский сад № 415», воспитатель Острякова Марина Владимировна, родители воспитанников.

Вид проекта: групповой, краткосрочный.

Сроки реализации проекта: октябрь 2013г. - январь 2014г.

Направления проектной деятельности:

  • Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
  • Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
  • Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды

Основной раздел программы: познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Цель проекта: воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Задачи проекта:

  • Продолжать знакомить детей с родным городом, Пермским краем; дать представление о том, что город Пермь является частью Пермского края.
  • Продолжать знакомить детей с историей возникновения г.Перми, его основателем, основными культурными и историческим достопримечательностями.
  • Закрепить знания о символике г. Перми.
  • Воспитывать интерес к истории своего края, чувство любви и гордости к родному краю.

Ресурсное обеспечение:

Кадровое: педагог имеющий специальное педагогическое образование, музыкальный руководитель ДОУ.

Методическое: программа Л.В. Коломийченко «Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста», Горбацевич Н.П. , Шатрова Н.В. «Прикамье: странички далеких и близких времен», «Твое Прикамье – береги свой дом» составитель Е.А. Черных.

Информационное: видеофильм «Мой город», фотопрезентация «Пермь», буклеты, открытки о городе, энциклопедии, словари, справочники, экскурсионные программы.

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

№ п/п

Совместная деятельность педагога с детьми

Работа с родителями

Организация развивающей среды

Выставка рисунков «Любимый город с днем рождения»

Выставка рисунков в холле детского сада.

Презентация мини-проектов «Мое любимое место в городе»

Помощь в составлении презентации, фотоотчеты, информационный поиск

Подбор материалов о городе, фотоальбомы любимые места в Перми

Рассматривание буклетов и фотографий «Мой город»

Помощь в подборе материалов

Выставка буклетов и фотографий

Цикл «виртуальных» экскурсий по городу.

Центральные улицы города;

Парки и скверы Перми;

Ворота нашего города (Ж/д вокзал, речной, автовокзал, аэропорт);

Пермь театральная

Памятники и музеи города.

Исторические здания города.

Помощь в подборе материалов для экскурсий.

Фотоотчеты

Поисковая деятельность с детьми «История возникновения города» (символика, основатель)

Помощь в подборе информации.

Видео и фото презентация.

Проведение дидактических игр по краеведению «Мой город Пермь», “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Ассоциации -город»

Подбор дидактических игр по краеведению в познавательно-речевом уголке.

Экскурсии по городу

- «Мой город – Пермь» (прошлое, настоящее, будущее)

Посещение краеведческого музея

Разучивание песен, стихов о Перми

Подбор материалов

Оформление макетов «Любимое здание моего города»

Помощь в изготовлении, описании и оформлении.

Оформление выставки «Наш любимый город»

В. Степанов «Что мы Родиной зовем», «Наш дом», Н.Куртог «Сказки».

Оформление выставки книг о городе, родине, стране в книжном уголке.

Составление рассказов на тему: «Что бы я рассказал гостям своего города»

Оформление странички книги.

Оформление книги рассказов о городе.

Посещение кукольного театра.

Историческая викторина «Знатоки родного города»

III. Презентационно - завершающий

Открытое итоговое мероприятие “Моя Родина – город Пермь!”

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Необходимые условия реализации проекта:

  1. 1.интерес детей и родителей;
  2. 2.методические разработки,
  3. 3.интеграция со специалистами детского сада.

Возможные риски:

  1. 1.нежелание участвовать в проекте родителей;
  2. 2.низкое ресурсное обеспечение;
  3. 3.низкая познавательная активность участников.

Предполагаемый результат:

  1. 1.Итоговым результатом является мониторинг, где дети покажут свои знания о родном городе, его истории, культуре. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
  2. 2.Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

Мониторинг, направленный на выявление представлений у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе.

  1. 1.Как называется наш город?
  2. 2.Кто является основателем нашего города?
  3. 3.Какое животное изображено на гербе Пермского края?
  4. 4.Чем славится земля Пермская?
  5. 5.Назови свой домашний адрес?
  6. 6.Какие улицы ты еще знаешь?
  7. 7.Назови и расскажи о достопримечательностях города Перми.
  8. 8.Какие вокзалы есть в городе Перми?
  9. 9.Назови театры нашего города?

Данный мониторинг проводится в начале и конце проекта.


Смета расходов

№ п/п

Ресурсное обеспечение

Кол-во за единицу/сумма

Количество штук, сумма

Ноутбук «Packard-bell»

1/15.000

15.000

Фотоаппарат «Canon»

1/7000

7000

Экран настенный «Pro-mega office»

1/1990

1990

МФУ «Canon pizma mg2240/mg3240»

1/2890

2890

Расходные материалы (черный картридж, цветной картридж)

1/744

1/905

1649

Карта памяти к фотоаппарату

1/1700

1700

USB устройство

1/500

Магнитные держатели

1уп - 567

1134

Беспроводная мышь

Набор постеров на тему «Город Пермь» на разную тематику

1/500

4/2000

Набор видеофильмов на тему «Город Пермь»

1/200

4/800

Настенная система «durableSherpa style 5844»

1/3811

3811

Обложки пластиковые

1уп - 950

Итого: 40.014 рублей.


Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области «Познание», «Социализация».

В гостях у Деда-краеведа

Цель: способствовать формированию у детей чувства патриотизма к родному городу.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей возникновения г. Перми, основными достопримечательностями.

2. Закрепить знания о символике г. Перми.

3. Развивать связную, диалогическую речь у детей.

4. Воспитывать интерес к истории своего края, чувство любви и гордости к родному краю.

Предварительная работа:

Рассматривание буклетов, символик г. Перми (герб), поездка в цирк, экскурсия по улице г. Перми, игры «Собери картинки», составление рассказов о местах г. Перми.

Ход занятия:

Здравствуйте дети, здравствуйте гости! Я Дед-краевед – все ведаю, все знаю о своем родном крае. Услышал я, что вы изучаете историю родного края и хочу помочь вам в этом сегодня. Но сначала я проверю ваши знания. Ребята, Дед-краевед нам прислал открытки (на экране показ открыток).

Посмотрите, пожалуйста, и скажите, узнаете ли вы знакомые места?

Как называется наш край?

Еще Дед-краевед прислал игру «Собери картинку». Разделимся на три группы и быстро их соберем. Чья команда вперед? (собираем герб России, герб Перми, герб Москвы). Что за символы получились? На экране символ Перми - герб.

Что обозначают элементы этого символа?

Медведь – это сила и богатство края, крест и книга – христианство.

А, как вы думаете, ребята, нужны вам знания об истории нашей страны, нашего Пермского края? А зачем? Дед-краевед очень хочет, чтобы вы были умными и все знали, поэтому он еще прислал историческую книгу о г. Перми. Прочитав ее, я предлагаю вам узнать об возникновения г. Перми.

Желаете, послушать мой рассказ? Давным-давно, когда еще не было города Перми, на этом месте шумела тайга. Чем богат лес? По тайге протекала маленькая речка Егошиха, которая спешила встретиться с большой речкой Камой! Чем богата речка? И людям понравилось это место и стали строить они дома. Какие дома раньше были? А потом в земле люди нашли полезное ископаемое «медную руду» и построили завод. На заводе выплавляли медь – она нужна была России. Вокруг завода вырос поселок, его называли Егошиха, как и речку. Поселок разрастался. Прошло много-много лет и он превратился в город. И царица России Екатерина II издала указ назвать этот город Пермь.

Какие дома в Перми построены?

Какие улицы в Перми?

Что еще вы видели в Перми?

Посмотрите на экран (слайды г. Перми)

Каким город стал в наше время?

Какие дома построены?

Какие улицы? (широкие, длинные)

Пермь - большой и красивый город. В нем много храмов, театров, музеев, библиотек.

Ребята, а вы ездили с родителями в г. Пермь? Где вы бывали? Что повидали? Может расскажите нам?

Спасибо вам за интересные рассказы.

Ребята, а что нового узнали на занятии?

Нам надо рассказать Деду-краеведу.

Дед дед-краевед

Ты посылочку прислал

Много ты нам показал

1-2-3

Что узнал, ты расскажи!

Рефлексия:

Ребята, я предлагаю создать флаг настроения - символ нашего занятия. Посмотрите какой он у нас. Флаг получился ярким, красочным. Значит настроение от занятия у вас веселое, радостное.

Проект «Чудеса Пермского края» для детей подготовительной к школе группы

Воспитатель: Некрасова Е.С.

Цель: Формирование основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Формировать интерес к Пермскому краю;

Познакомить детей с некоторыми достопримечательностями Пермского края;

Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой родной край;

Расширять кругозор, познавательную активность;

Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.

Актуальность.

В настоящее время очень часто говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Родители мало уделяют внимания данному вопросу, современные дети недостаточно знают о своем родном крае. А ведь Родина начинается с места, где человек родился. Поэтому знакомство с родным краем надо начинать с детского сада, чтобы ребенок почувствовал себя частицей своей родины, мог гордиться и восхищаться ею.

Участники проекта: дети группы «Звездочки», воспитатели, родители.

Проект краткосрочный, познавательный – 2 месяца.

Реализация проекта.

1 неделя. Подготовительный этап.

Определение темы проекта.

Формулировка цели и задач проектной деятельности.

Ознакомление родителей воспитанников с целью и задачами проекта.

Посещение воспитателями библиотеки им. Лермонтова с целью подбора материала по теме.

Создание электронных презентаций, подборка видеороликов по теме проекта.

Основной этап.

2-3 недели. Город Кунгур и «Кунгурская ледяная пещера».

НОД «Кунгур – город заповедный».

Задачи: Рассказать детям о городе Кунгуре, познакомить с некоторыми фактами из его истории; дать представление о достопримечательностях Кунгура; познакомить детей с народными промыслами жителей Кунгура.

Познавательное занятие «Что такое пещера?».

Задачи: Дать представление о пещере как природном объекте; рассказать о том, какие бывают пещеры; познакомить с профессией спелеолог.

НОД «Кунгурская ледяная пещера».

Задачи: Дать представление о Кунгурской ледяной пещере как природной достопримечательности всесоюзного значения.

Просмотр видеофильма о Кунгурской ледяной пещере.

Задачи: Познакомить с особенностями ледяной пещеры; вызвать живой интерес к пещере и желание побывать в ней.

Опытно-экспериментальная деятельность детей и родителей: «Сталагмиты и сталактиты», «Соленые бусы». Фотоотчет о проделанной работе.

Задачи: привлечь родителей к активному участию в проекте; развивать интерес детей к экспериментальной деятельности.

Изо-деятельность «Грот Кунгурской ледяной пещеры». Выставка рисунков.

Задачи: учить выражать в рисунке свое представление о Кунгурской ледяной пещере; развивать воображение и творческие способности детей.

Передовой педагогический опыт в детском саду ДОУ

Патриотический проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с родным городом - Пермь»

Чупина В.Е., воспитатель МАДОУ №4 г.Пермь

Актуальность проекта

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям.

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Кунгуру - городу, который является Родиной моих воспитанников.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Задачи проекта:

Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Ресурсное обеспечение:

  • Иллюстрации экспонатов краеведческого музея г. Перми
  • книги,
  • журналы,
  • открытки достопримечательностей нашего города
  • художественные произведения и материалы
  • Просмотр фильма о природе Пермского края
  • Тематические папки «фото знаменитых людей г. Перми, писателей, художников, писателей, композиторов», «животный и растительный мир Пермского края», «Достопримечательности Кировского района»
  • Макет «Улица на которой я живу»
  • Презентации «достопримечательности г. Перми», «История возникновения г. Перми», «Кировский район», «пермский Краеведческий музей».

Участники проекта:

  • воспитатель;
  • дети подготовительной к школе группы;
  • родители воспитанников.

Прогнозируемый результат.

  • Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
  • Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
  • Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
  • Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
  • Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Кунгура, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Гипотеза:

Проживая в городе Перми, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Ожидаемые результаты:

  • Дети должны знать и называть свой город, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну
  • У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.

Проект: долгосрочный, групповой, творчески-поисковый.

Формы и методы реализации проекта:

Раздел программы

Виды детской деятельности

Речь и речевое развитие

1. Познавательные занятия:

- «Мой город на Каме»

- «По улицам города»

- «Урал - мой край родной»

- «Растительный мир родного края»

- «Животный мир Пермского края»

- «Предприятия родного города»

- «Река Кама»

- «Народы Прикамья»

- «Путешествие по городам Пермского края»

- «Наши защитники»

2. Творческие рассказы:

- «Город, в котором я живу»

- «Я хозяин города»

3. Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о г. Перми

4. Составление кроссвордов о птицах, растениях: «Что это?».

5. Чтение художественной литературы.

6. Конкурс пословиц и поговорок. «Делу - время, потехе - час».

7. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

8. Заучивание стихов.

Игровая деятельность

1. Оформление игротеки дидактических игр

С какого дерева лист?

Назови друзей леса.

Кто лишний.

Найди животных нашего края.

Когда это бывает.

Кто живёт в реке.

Кому, что нужно для работы.

Игры с макетом улицы Кировского района г. Перми

Народы Урала.

Д/и «собери символы г. Перми»

Что нам нужно взять в поход.

Что перепутал художник.

2. Сюжетно - ролевые игры:

Пожарные

Защитники Родины

Экскурсии по г. Перми «Достопримечательности города»

Экскурсии в детскую Библиотеку им. Крылова

Экскурсия во дворец культуры имени Кирова

Экскурсия в выставочный зал Кировского района

Экскурсия к памятнику «Труженикам тыла»

Трудовая деятельность

- «Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке)

Конкурс на лучшую кормушку для птиц

Задание на лето: собрать гербарий растений Урала

Привлечение детей родителями для труда на даче

Ручной труд:

Поделки из природного материала

Изготовление макетов зданий города

Изготовление символики города

Изобразительная деятельность

Рисование:

Животные, птицы, растения Урала

Улицы родного города

Где я отдыхал

Рисование национальных костюмов народов Пермского края

Хочу о добром рисовать

Район в котором я живу

Лепка: животных, птиц

Строительный материал: здания города.

Здоровье и физическое развитие

Беседы:

- «Полезные привычки»

- «Лечебный чай»

День здоровья.

Спортивные праздники, развлечения

Экологическое воспитание

Беседа о климатических условиях города, области.

Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания.

Мероприятия по охране окружающей среды.

Социальное развитие

Встречи с почетными людьми города

Экскурсии по родному городу

Экскурсии в лес

Экскурсия в библиотеку

Посещение выставок художников города, края

Экскурсии во дворец им. Кирова

Историческая Пермь

Музыкальная деятельность

Разучивание стихов и песен о Перми

Оформление стенда «Художники Пермского края»

Взаимодействие с родителями

- «Природа Перми» - посиделки с мамами

Фотоальбомы «Как я отдыхал на реке Каме»

Составление эко сказки о городе Перми, реке Камы.

Помощь в организации экскурсий

Участие в выставках плакатов, рисунков, фото композиций, изготовление макетов

Целью проекта является формирование познавательного интереса к родному городу у педагогов, детей и родителей с помощью инновационных интерактивных технологий – игр и мультфильмов, созданных творческими группами педагогов в компьютерных программах.

Березнева О.Н., Гилева К.В., Куликова К.В.,

воспитатели,

Колчанова Л.П.,

методист

МАДОУ «Детский сад № 238» г.Перми

ПРОЕКТ

«Знакомство с городом Пермь через инновационные технологии»

Продолжительность проекта:

Среднесрочный: 6 месяцев

Тип проекта:

Практико-ориентированный, игровой

Участники проекта:

Дети всех возрастных групп; родители; воспитатели, специалисты, администрация ДОУ.

Сроки реализации проекта:

15.03.2016 г. - 15.10.2016 г.

Цель проекта

Формирование познавательного интереса к родному городу у педагогов, детей и родителей с помощью инновационных интерактивных технологий - игр и мультфильмов, созданных творческими группами педагогов в компьютерных программах.

Задачи проекта

  1. Разработать и создать анимационный мультфильм «Зеленая линия города Перми» на основе программы PowerPoint, настольно - печатные и компьютерно - интерактивных игры по маршруту «Зеленая линия города Перми» для ДОУ.
  2. Повышение компьютерной грамотности педагогов через обучение создания анимационных мультфильмов и интерактивных игр.
  3. Формировать навыки коллективной работы педагогов через вовлечение их в совместную проектную деятельность.
  4. Формирование у детей интереса к родному городу на основе ознакомления с историей и культурой Перми, знакомством с историческими объектами с помощью инновационных интерактивных игр и мультфильмов.

Актуальность темы.

В ДОУ проводятся систематические занятия по программе "Пермячок.ru. Обучение с увлечением" на одном из модулей дети знакомятся с темами: «Как рос город Пермь», «Экскурсия по городу», «Герб города», «Музыка и театры», «Музеи города Перми», «Твоя книжка», «Пермь спортивная», «Народы Перми - одна семья», «Пермь - столица края», «Путешествие по Каме», «Ворота города Перми».

Анализируя полученные данные мониторинга, можно заметить, что требуется активизация деятельности по модулю «Pro-Пермь».

В тематическом плане разработано содержание для детей старшего и подготовительного возраста в соответствии с краеведческими, историческими, национальными особенностями региона. К сожалению модуль «Properm: Прогулки по городу» не доработан до конца: мало анимации, которая способствует повышенной заинтересованности детей при восприятии материала. Также не охвачен младший и средний дошкольный возраст. Благодаря нашим разработкам дети не только старшего и подготовительного возраста будут знакомиться с историей города, но и дети младшего и среднего возраста так же будут во влечены в процесс ознакомления с историей города. Проект направлен на формирование интереса и любознательности к родному городу на основе ознакомления с историей и культурой Перми, по средствам инновационных технологий через мультимедийные и интерактивные развивающие игры, экскурсионную деятельность.

Образовательный процесс осуществляется в игровой форме, способствует развитию основ логического и наглядно-образного мышления, формированию личностных качеств ребенка.

Реализуя проект, мы стремимся обучить педагогов создавать анимационные мультфильмы и игры при помощи смарт - доски. Дети всех возрастов ДОУ познакомятся с разработанными мультимедийными технологиями и расширят свои знания по истории города, что сформирует положительное отношение к родному краю. Мы считаем, что применение инновационных технологий таких как: анимационный мультфильм, пазлы- лего, интерактивные игры вызовут положительный эмоциональный отклик у всех участников образовательного процесса.

План реализации проекта:

  1. Проведение мониторинга знаний детей и родителей о достопримечательностях города Перми на начало проекта. Апрель 2016
  2. Создание мультимедийного мультфильма про пешеходный туристический маршрут «Зеленая линия». Апрель - май 2016
  3. Просмотр мультфильма детьми всех возрастных групп. Июнь 2016г;
  4. Создание настольно - печатной игры - лото «Зеленая линия г. Перми» для детей старшего и подготовительного возраста. Май 2016
  5. Для детей младшего и среднего возраста создание лего - пазлов по объектам пешеходного туристического маршрута «Зеленая линия». Май 2016
  6. Обучение детей правилам настольных игр. Июнь 2016
  7. Создание компьютерно - интерактивных игр с помощью инновационных технологий на смарт - доске. Май 2016
  8. Разработка плана экскурсии. Май - июль 2016
  9. Проведение для старшего и подготовительного возраста небольшой экскурсии по нескольким объектам пешеходного туристического маршрута «Зеленая линия» к Драматическому театру и скульптуре «Пермяк соленые уши». Июнь, август 2016
  10. КВН - игра «город Пермь». Для детей старших и подготовительных групп. Сентябрь 2016
  11. Мониторинг результатов завершения проекта и анализ полученных данных. Октябрь 2016

Этапы работы над проектом:

1 этап - подготовительный.

  1. Выбор темы. Обозначение проблемы.
  2. Изучение методической литературы по истории города и объектах пешеходного туристического маршрута «Зеленая линия» педагогами ДОУ.

2 этап - организация деятельности.

  1. Организация предметно - развивающей среды по проекту.
  2. Распределение обязанностей по реализации проекта между организаторами проекта:
  3. Проведение мониторинга знаний детей о достопримечательностях города Перми на начало проекта. Воспитатели.
  4. Создание настольно - печатных игр. Куликова К.В., родители
  5. Создание компьютерно - интерактивных игр. Куликова К.В., Березнева О.Н., Гилева К.В.
  6. Создание анимационного мультфильма. Березнева О.Н., Гилева К.В.
  7. Разработка плана экскурсии. Куликова К.В.
  8. Разработка КВН - игры г. Пермь. Куликова К.В., Березнева О.Н., Гилева К.В.
  9. Проведение КВН - игры. Куликова К.В., Березнева О.Н., Гилева К.В.
  10. Мониторинг результатов завершения проекта и анализ полученных данных. Куликова К.В., Березнева О.Н., Гилева К.В.
  11. Согласование положений мероприятий и сценариев, сроков проведения с административной командой.

3 этап - осуществление деятельности

Организаторам проекта:

  1. Организация и проведение мероприятий в соответствие с планом проекта.

Воспитателям:

  1. Работа в помощь организаторам в рамках реализации проекта в соответствии с планом.
  2. Организация детей и родителей на мероприятия согласно плану мероприятий.
  3. Пополнение РППС по тематике.

Работа с детьми:

  1. Беседы:

Пешеходный туристический маршрут «Зеленая линия»

Объекты «Зеленой линии»

  1. Обучение настольным играм по историческим объектам «Зеленой линии»
  2. Проведение экскурсии к Драматическому театру и скульптуре «Пермяк соленые уши»
  3. Проведение КВН - игры.

Работа с родителями:

  1. 1 . Привлечение родителей к участию в мероприятиях проекта.

2. Оформление памяток, папок-передвижек, информационных досок пешеходному туристическому маршруту «Зеленая линия».

3. Воспитание положительного отклика и заинтересованности на мероприятия ДОУ.

4 этап - итоговый .

КВН - игра для старшего и подготовительного возраста детей.

Составление аналитического отчёта по проекту. Составление медиатеки по историческим местам г. Перми.

Презентация опыта работы в рамках городских мероприятий департамента образования г. Перми.

Индикаторы и показатели достижения целей и задач проекта

  1. В реализации проекта принимают участие: воспитанники МАДОУ «Детский сад №238», ул. Советская 118; родители воспитанников; сотрудники МАДОУ «Детский сад №238».
  2. Продукты по итогам реализации проекта.
  3. Результаты мониторинга знаний на начало и конец проекта
  4. Анкетирование родителей воспитанников и сотрудников об уровне удовлетворенности проводимых мероприятий проекта.

Дальнейшее развитие проекта

  1. Создание цикла мультфильмов по историческим памятникам г. Перми и истории возникновения г. Перми.

Продукт проектной деятельности

  1. Разработка положений, сценариев мероприятий.
  2. Создание мультфильма объекты «Зеленой линии».
  3. Создание настольно - печатных игр «Зеленая линия».
  4. Создание интерактивных игр при помощи смарт - доски.
  5. Разработка плана экскурсии.
  6. Разработка КВН - игры по теме «город Пермь».

Ожидаемый результат

  1. Сформированный при помощи инновационных технологий интерес и любовь к родному городу Перми у всех участников образовательного процесса.
  2. Разработка и показ анимационного мультфильма детям на основе программы PowerPoint, настольно - печатных и компьютерно - интерактивных игр по маршруту «Зеленая линия города Перми» в ДОУ.
  3. Сформированные навыки коллективной работы педагогов через вовлечение их в совместную проектную деятельность.

Вывод

Вследствие реализации проекта у дошкольников повысится интерес к истории родного города, на основе ознакомления с историей и культурой Перми через инновационные технологии. Дети овладевают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет - г.Пермь; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, в том числе с помощью средств ИКТ, обеспечивающие социальную успешность ребенку.

Вследствие реализации проекта у детей появится интерес к самостоятельному изучению исторических памятников при помощи созданных настольно - печатных игр и компьюторно-интерактивных игр созданных при помощи ИКТ технологий.

Используемая литература

  1. Выставочный зал г. Перми // http://lines.perm.ru/img/line_4.jpg
  2. Губернский детский приют Е. И. Любимовой - Пермский филиал Уральской академии живописи, ваяния и зодчества // http://lines.perm.ru/img/line_35.jpg
  3. Дом купчихи М. М. Барановой - Земельная кадастровая палата по Пермскому краю // http://lines.perm.ru/img/line_1.jpg
  4. «Зелёная линия» - главный пешеходный маршрут Перми // http://lines.perm.ru/GreenLine.html
  5. Пермский академический театр драмы — Пермский академический «Театр-Театр» // http://lines.perm.ru/img/line_39.jpg
  6. Пермская государственная ордена «Знак Почёта» краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького // http://lines.perm.ru/img/line_38.jpg
  7. Пермская женская учительская гимназия - ДДТ «Пермячок» // http://lines.perm.ru/img/line_3.jpg
  8. Программа дополнительного образования "Пермячок.ru. Обучение с увлечением" Модуль «Properm: Прогулки по городу».
  9. Скульптура В. И. Павленко и О. Ю. Красношеиной «Легенда о пермском медведе» // http://lines.perm.ru/img/line_36.jpg
  10. Скульптура Р. Исмагилова «Пермяк - соленые уши» // http://lines.perm.ru/img/line_0.jpg
  11. Спасо-Преображенский кафедральный собор - Пермская государственная художественная галерея - Соборная площадь // http://lines.perm.ru/img/line_5.jpg
  12. Часовня святого Стефана Великопермского // http://lines.perm.ru/img/line_2.jpg
  13. Эспланада // http://lines.perm.ru/img/line_37.jpg

Приложение 1

Игры для смарт-доски

Игра «Найди пару» (5+)

Описание: Прямоугольные карточки, каждая из которых разделена на восемь сегментов. В каждом из сегментов фотография достопримечательностей города Перми. Фотографии достопримечательностей города закрыты, необходимо открыть попарно одинаковые картинки. Открывается надпись «Молодец!» когда все поля открыты и каждой фотографии есть пара.

Игра « Распредели по своим местам» (5+)

Описание: на смарт - доске перемешаны достопримечательности и простые и сказочные дома города и деревни. Достопримечательности необходимо переместить к надписи «Пермь», а дома переместить к картинке «дом».

Приложение 2

Экскурсии по объектам зеленой линия.

Первая эксурсия посещение трех достопримечаетльностей города расчитана на детей старшего и подготовительного возраста: Пермский академический театр драмы — Пермский академический «Театр-Театр», Пермская государственная ордена «Знак Почёта» краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького и эспланада города. Детям будет предложена карта маршрута экскурсии по которой необходимо будет пройти все три объекта. Путешествие будет проходить по зеленой линии, которая нарисована на асфальте.

Во время первой экскурсии будет рассказано про «Зеленую линию».

«Зелёная линия» - главный пешеходный маршрут Перми, который объединяет в себе ключевые истории, культурные и архитектурные объекты из прошлого и настоящего. Экскурсия рассчитана на полтора часа «Зелёная линия» даёт яркое эмоциональное представление о городе на различных уровнях: визуальное, аудиальное, тактильное ощущение. Можно посмотреть на красивую архитектуру, услышать звук открывающейся двери, потрогать шершавый камень старинного дома. Любой желающий без помощи экскурсовода, может ознакомиться с самыми примечательными местами Перми. В основу путеводителя положен кольцевой маршрут по центральным историческим кварталам города.

Вторая экскурсия включает себя посещение восьми объектов и рассчитана на детей подготовительно дошкольного возраста. Объекты «Зеленой линии»: скульптура Р. Исмагилова «Пермяк - соленые уши», скульптура В. И. Павленко и О. Ю. Красношеиной «Легенда о пермском медведе», дом купчихи М. М. Барановой - Земельная кадастровая палата по Пермскому краю, Часовня святого Стефана Великопермского, Пермская женская учительская гимназия - ДДТ «Пермячок», Выставочный зал г. Перми, Спасо-Преображенский кафедральный собор - Пермская государственная художественная галерея - Соборная площадь, Губернский детский приют Е. И. Любимовой - Пермский филиал Уральской академии живописи, ваяния и зодчества. Детям так же будет дана карта с маршрутом экскурсии.

Объекты первой экскурсии:

  1. Пермский академический театр драмы — Пермский академический «Театр-Театр», ул. Ленина, 53

История драматического театра в Перми началась в 1920-е годы и объединившего в своих рядах рабочую молодёжь, которая в большинстве своём не знала, что такое сцена. Свой первый спектакль «Броненосец «Потёмкин» под руководством художественного руководителя Б.М. Никитина творческая группа театра дала 14 марта 1927 года. С годами театр рабочей молодёжи вырос в академический театр драмы. В 1948 году он разместился в реконструированном особняке пароходчицы Любимовой на ул. Сибирской (сегодня это Пермский театр юного зрителя). В 1981 году театр получил новое современное здание (архитекторы В. П. Давыденко, В. И. Лютиков), где располагается по сей день. Зрительный зал имеет 1000 мест.В течение 20-го века в театре поставлено более 460 спектаклей. Некоторые из них («Доходное место», «На дне», «Три сестры», «Танго») были удостоены дипломов всероссийских, всесоюзных и международных фестивалей. В 2007 году Пермский академический театр драмы переименован в Пермский академический Театр-Театр. В 2009 году на базе малого зала создана «Сцена-Молот». Театр-Театр — обладатель Национальной театральной премии «Золотая Маска» (спектакли «Алые парусах» и «Восемь женщин», режиссер Б.Л. Мильграм).Здание театра является объектом культурного наследия регионального значения.

  1. Пермская государственная ордена «Знак Почёта» краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького, ул. Ленина, 70

История библиотеки началась в далёком 1832 году, когда в доме пермского гражданского губернатора Г.К. Селастенника на собрании чиновников и купечества был зачитан циркуляр министерства внутренних дел «Об учреждении в губернских городах публичных библиотек». От замысла до воплощения прошло 4 года. Библиотечные двери открылись 4 января 1836 года в доме училища детей канцелярских служителей (здание сохранилось до наших дней и находится на территории Пермского государственного педагогического университета). В честь открытия в книжный фонд частными лицами и организациями было пожертвовано около пятисот томов. Первыми печатными источниками, поступившими в библиотеку, были «Ведомости министерства внутренних дел», «Горный журнал», «Журнал мануфактур и торговли», «Коммерческая газета».Уже к началу 20-го века пермская библиотека стала одной из лучших в России. В 1930-е годы в ней существовали отделы татарской и еврейской литературы, специальный зал для чтения периодики. Был открыт зал литературы на иностранных языках, первоначальный фонд которого насчитывал 9 тысяч книг на немецком, французском, английском, польском, итальянском, испанском языках. В 1928 году в связи с 60-летием А.М. Горького ей присвоено его имя. В 1966 году жители областного центра получили в подарок новое современное здание, которое было построено по проекту архитектора М.И. Футлика в центральной части города и которому в дальнейшем присвоили статус объекта культурного наследия регионального значения. Современная «Горьковка», как ласково называют её пермяки, обладает сегодня отраслевыми отделами социально-экономической, патентной, технической, естественнонаучной, сельскохозяйственной литературы, литературы по искусству и литературы на иностранных языках, общим читальным залом и электронной справочной службой. В 1986 году библиотека удостоена государственной награды - ордена «Знак Почёта».

  1. ЭСПЛАНАДА

В современном облике Перми наиболее выразительное частью по праву можно считать эспланаду — уникальный объект, ставший архитектурным брендом города. Сейчас невозможно представить, что ещё в середине 20-го века площадь нынешней эспланады существовала как низина на зыбком заторфованном грунте, застроенная двухэтажными домиками, между которыми протекала речка Пермянка. С развитием города пространство расчистили от ветхих строений, сумев в дальнейшем сберечь от застройки типовыми пятиэтажными «хрущёвками». Заместитель главного архитектора города Г. М. Игошин предложил создать на этом месте просторную площадь. Его идею поддержал А.Г. Солдатов, возглавлявший Западноуральский совнархоз и принимавший решение по это этому вопросу. В 1963 году был проведён конкурс на застройку центральной части Перми, в результате которого на основе работ Ленгипрогора был создан проект детальной планировки центра города с городской эспланадой по улице Ленина. Крупномасштабная объёмно-пространственная композиция реализовывалась постепенно. По оси эспланады напротив друг друга возвели два общественных здания, получивших впоследствии статус объектов культурного наследия регионального значения, — 11-этажный Дом советов (1973 год) и драмтеатр (1981 год). С северной стороны эспланады, на Слудской горке, возникла группа жилых домов — пять 12-этажных и четыре 9-этажных, объединённых в своеобразную стену. В центре эспланады в 1985 году как дань памяти военной истории города установили монумент «Героям фронта и тыла» (скульптор В. М. Клыков; архитекторы Р. И. Серджиев, В.И. Снегирёв, конструктор Б.С. Гурвич). Эта скульптурная группа стала не просто пермским символом единства, составляющих, обусловивших победу советского нарда в схватке с фашизмом, но и ярким акцентом в композиции эспланады. Монумент также является объектом культурного наследия регионального значения. В XXI веке эспланада как архитектурно-ландшафтный объект продолжает развиваться. В 2008 году открыта Аллея Доблести и Славы, установлены плиты с именами людей, названиями событий и предприятий, прославивших город. Над эспланадой гордо реют флаги Российской Федерации, Пермского края и города Перми. С 2015 года горожан радует светомузыкальный фонтан «Театральный» — любимое место отдыха пермяков. Здесь проходят все праздничные городские мероприятия, зимой устанавливается новогодняя ель, строится ледовый городок.

Объекты второй экскурсии:

  1. Скульптура Р. Исмагилова «Пермяк - соленые уши»

«Самый странный памятник России» - по версии журнала «Русский мир». Самый веселый памятник Перми - по мнению горожан и гостей города. «Пермяк - солены уши» - это поговорка, отлитая в бронзе. Есть несколько версий о том, откуда появилась эта поговорка; одна из них связана с пельменями - национальным блюдом пермяков. Они ведь тоже напоминают своей формой ухо. Однако наиболее вероятная связана с соляными промыслами Верхнекамья. Первые варницы заработали в 15 веке и снабжали солью Россию почти 200 лет. Соль как единственный в то время консервант была величайшей драгоценностью. Мешки с солью, в каждом по 60-80 кг, на баржи грузили наемные соленосы. Они носили тяжкий груз на головах, по 11 часов в день. Соль разъедала кожу на ушах, они становились красными… И если такой человек где-нибудь снимал шапку, всем становилось понятно - «Пермяк солены уши пришел!». Эта скульптура, придуманная и воплощенная в бронзе и граните Рустамом Исмагиловым, стала настоящей достопримечательностью. И теперь фотографии с этой скульптурой можно увидеть в частных фотоальбомах жителей разных городов России и мира.

2. Скульптура В. И. Павленко и О. Ю. Красношеиной «Легенда о пермском медведе»

О том, что в Перми по улицам ходят медведи, теперь можно говорить в утвердительной форме. Ведь один медведь и вправду важно шествует в самом центре города. Так было решено одновременно воплотить в жизнь известную байку и символ города, который является частью пермского герба. Кроме Перми, еще Новгород и Яро-славль имеют в своих гербах медведя. Только те мишки - воинственные и вооруженные: один с секирой, а другой с алебардой. А наш медведь - добродушный и спокойный. Именно такого теперь и можно увидеть возле гостиницы «Урал». С ним можно за лапу поздороваться, а можно и нос ему погладить - по новой пермской примете, загаданное в этот момент желание обязательно сбудется.

3 Дом купчихи М. М. Барановой - Земельная кадастровая палата по Пермскому краю

О, сколько мечтаний, наверное, рождалось у тех, кто прогуливался мимо этого дома в конце 19 - начале 20 века! Ведь здесь располагалось множество магазинов и мастерских. Модницы присматривали обновки у скорняка Бровских, девочки заглядывались на кукол в магазине игрушек Белоглазова, лакомки ловили экзотические ароматы из «Колониальных товаров» Садриева. А самым большим арендатором было товарищество «Караван» по продаже чая и сахара. С тех пор, как россияне распробовали этот напиток, чаепитие стало любимым времяпрепровождением. Потому лавки и магазины, торговавшие чаем и кондитерскими изделиями, не жаловались на отсутствие покупателей. Но дом был известен не только оживленной торговлей. Часть комнат второго этажа сдавалась под квартиры, и в них жили, например, артисты. Владела этим разнообразно наполненным особняком купчиха Мария Михайловна Баранова. Сама она торговала на Черном рынке (сейчас на том месте Сквер уральских добровольцев), а двухэтажное каменное здание, сдавала в аренду. Ее муж, Григорий Иванович, торговал пряниками и кренделями, которые выпекались в собственном доме. В 1909 году верхний этаж дома Барановой был переоборудован под электротеатр «Модерн», тогда здесь показывали немое кино. В советское время дом снова гостеприимно принимал в своих стенах любителей почаевничать и сытно поесть - в 1925 году в нем расположились чаеуправление, столовая и квартиры. Но уже в 1926 здесь разместили почтамт, в 30-е годы его сменил клуб речников. А сейчас пермяки знают бывший купеческий дом, скорее, по названию организации, в нем расположенной, - Земельная кадастровая палата по Пермскому краю.

  1. Часовня святого Стефана Великопермского

Удивительное дело, но в действительности столь чтимый у нас Стефан Великопермский в Перми не был. Точнее, не был в тех землях, на которых располагается современный Пермский край. Его миссионерские старания привели к христианству Пермь Вычегодскую. Святителя Стефана сравнивают с Кириллом и Мефодием. Он создал зырянскую азбуку, перевел церковные книги на язык коми-зырян, возглавил вновь созданную Пермскую епархию. Без сомнения, все это послужило распространению христианства и на земли Перми Великой. Потому-то здесь и считают святого Стефана своим крестителем. Тем более что просветительские идеи его служения отражены в пермском гербе - серебряный медведь с золотым евангелием под крестом на спине. Эта краснокирпичная часовня под восьмигранным шатровым куполом была воздвигнута на средства горожан - Пермского православного святого братства св. Стефана. Ее освятили в год 500-летия начала его служения, в 1887-м. Позже в часовне размещали школу, детский сад. Сейчас в ней снова идут службы, а в пристрое работает религиозно-просветительский центр.

  1. Пермская женская учительская гимназия - ДДТ «Пермячок»

Построенный для частной жизни, этот дом стал центром жизни просветительской и общественной. В 1900 году здание приобрели купцы Гавриловы и Поповы. На втором этаже они жили, а на первом сновали приказчики, выбирали товар покупатели: купцы торговали здесь продуктами, меховыми и кожаными изделиями. Во дворе был большой каретный двор, а внизу - огромные подвалы для товаров (сейчас они засыпаны). В 1909 году здесь открылась женская учительская семинария. Она расположилась в восьми светлых комнатах и флигеле с двумя комнатами для служащих. На обучение приглашались представительницы всех сословий в возрасте от 14 до 20. В течение 4 лет воспитанниц готовили к нелегкой стезе сельской учительницы. О том, насколько важной считали всестороннюю подготовку педагогов, говорит тот факт, что девушек, которые не умели петь, в семинарию не принимали. Кстати, именно библиотека семинарии, которую создавали силами местной интеллигенции, стала основой фундаментальной библиотеки Института народного образования (сейчас Пермского педагогического института).После революции подготовка сельских учительниц перестала быть актуальной, и в этих стенах начали обучать военных комиссаров. К счастью, недолго. Вернувшаяся в мирное русло жизнь потребовала новых учителей, и здесь открылся педагогический техникум, а перед войной - один из факультетов пединститута. И школьники потом здесь постигали разные науки, и Дом пионеров приглашал в кружки и секции… А затем в старинном доме, где дух просвещения жил почти с самого начала, поселился «Пермячок» - Дом детского творчества. Симпатичное название появилось благодаря писателю Льву Давыдычеву, он когда-то хотел написать книгу о маленьком пермячке. Теперь здесь гармонично уживаются прошлое и будущее.

  1. Выставочный зал г. Перми

На этом небольшом участке Комсомольского проспекта любитель изобразительного искусства может провести несколько часов кряду. Побродить по залам Пермской художественной галереи, где представлена русская и западно-европейская живопись, заглянуть в небольшую галерею «Марис-Арт», которая, по словам искусствоведов, «ввела в городе моду на пермских художников». И, наконец, зайти в Центральный выставочный зал. Он был открыт в 1976 году и сразу стал центром художественной жизни Перми и края. На площади 500 кв. метров в нескольких залах ежегодно проводится более 30 выставок. Еще примерно 50 организуется сотрудниками выставочного зала на других площадках города и края. Пермского зрителя знакомят и с местными художниками, и с мастерами из разных городов России и зарубежья, и с представителями актуального искусства из стран Европы и Америки. Однако пермяки приходят сюда не только посмотреть на искусство, но и поговорить о нем, обрести знания и единомышленников. Выставочный зал реализует интересные культурологические проекты, представленные выставками, арт-салонами и просветительской работой с детьми и молодежью.

  1. Спасо-Преображенский кафедральный собор - Пермская государственная художественная галерея - Соборная площадь

Совсем недавно Пермь снова обрела Соборную площадь. Сначала ей вернули название, а в 2009 году провели рекон-струкцию. Она и в самом деле удивительным образом собрала все, что можно назвать знаковым для Перми. С одной стороны открывается потрясающий вид на Каму, с другой - уходит к центру города живая лента Комсомольского проспекта. На кипящий поток людей и машин смотрит святитель Николай - эту скульптуру подарило горожанам Пермское землячество в Москве. Ограничивают площадь два здания. В одном, построенном в 1831 году, когда-то размещалась Духовная семинария. Несмотря на догматизм и рутину преподавания, она выпустила много образованнейших людей, приверженцев свободолюбия и науки. Были даже попытки распространения семинаристами революционно-демократических идей. Из стен семинарии вышли изобретатель радио Александр Степанович Попов, писатели Павел Петрович Бажов, Михаил Андреевич Осоргин, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. В советское время здесь работала военная школа авиационных техников, самый известный ее выпускник - Александр Покрышкин, трижды Герой Советского Союза, в годы войны сбивший 59 фашистских самолетов. А с 1962 года в этом здании расположилось Пермское высшее военное командно-инженерное краснознаменное училище ракетных войск им. маршала Чуйкова, впоследствии Пермский военный институт ракетных войск, закрытый в 2003 году. А напротив - устремляется к небу колокольня Спасо-Преображенского собора. Его сложили из камней разобранного Пыскорского монастыря, основанного в 16 веке. Автором проекта, возможно, был знаменитый М. Казаков, построивший Петровский дворец и здание Московского университета на Моховой. Высота колокольни составляла 67 метров. Но в годы гражданской войны в нее попал снаряд, верхний этаж сгорел, а восстанавливать не стали. Стены собора - двухметровой толщины, а декоративные элементы, проработанные как будто небрежно, рассчитаны на восприятие с далекого расстояния. И в самом деле, собор долгое время был архитектурной доминантой Перми. Первое, что открывалось путешественнику, увидевшему город с правого берега, была колокольня Спасо-Преображенского собора. Сейчас здесь находится знаменитая Пермская художественная галерея, а под куполом здания размещена уникальная коллекция пермской деревянной скульптуры. Если у городов бывает сердце, то сердце Перми наверняка находится здесь, на Соборной площади.

  1. Губернский детский приют Е. И. Любимовой - Пермский филиал Уральской академии живописи, ваяния и зодчества

История этого дома тесно связана с жизнью и судьбой известной в Перми семьи Любимовых. Коммерции советник, потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии Иван Иванович Любимов был подвижником промышленности и талантливейшим предпринимателем. «Он любит индустрию, как любознательный ученый человек любит науку, или как страстный певец любит приятный музыкальный инструмент…», - писали о нем современники. Вместе с тем, супруги Любимовы были невероятно щедрыми людьми, они очень много времени, сил, энергии и средств отдали благотворительности. Богородицкий дет-ский приют - лишь одно из множества доказательств тому. Детский приют, открытый в Перми в 1850 году на собранные по подписке деньги, переехал в это здание в 1852-м. Поначалу в нем находились и мальчики и девочки. Но постепенно приют становился исключительно женским, потому что он одновременно заменял школу. Школ для мальчиков тогда уже существовало несколько, а девочки могли получить начальное образование только здесь. В 1875 году попечительницей приюта стала супруга Любимова Елизавета Ивановна. Она приложила немало усилий, чтобы сделать заботу о приюте общим делом: организовывала благотворительные вечера и лотереи, собирала денежные пожертвования. К 1900 году в приюте жили 95 девочек. Здесь принимали заявки от жителей губернии на прачек, поварих и швеек, и по достижении воспитанницами 16 лет их распределяли по заранее известным рабочим местам. Возможности образования старались расширить: круглые сироты из дворянского и духовного сословия могли в приюте окончить курс на должность сельской учительницы. Елизавете Ивановне Любимовой приют обязан и своим своевременным расширением. Она понимала, что стоимость земли в центре будет расти, и убедила попечительство купить «пустопорожние места» рядом с приютом. Деньги на покупку пожертвовала близкая родственница Елизаветы Ивановны. В результате приют преобразовался в усадьбу с жилыми помещениями, несколькими ремесленными классами, деревянными службами и баней. Здесь же работала столовая, которая славилась недорогими и вкусными обедами для всех желающих. После революции Богородицкий приют стал детским домом им. Карла Маркса. Потом в этом здании помещались школы, в Великую Отечественную войну - эвакогоспиталь. Сейчас здесь находится Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Приложение 3

Лото «Про Пермь»

Настольная игра, в которой дети знакомятся с достопримечательностями родного города. Игра увеличивает словарный запас, расширяет кругозор, развивает логическое мышление, тренерует усидчивость, наблюдательность и внимательность.

Состав:

  • Прямоугольные карточки, каждая из которых разделена на четыре сегмента. В каждом из сегментов фотография достопримечательностей города Перми.
  • Набор «фишек» — маленькие квадратные карточки, изображения на которых повторяют картинки с больших карт.
  • Инструкция

Количество игроков : 2 - 6 человек

Возраст игроков : 5+

Правила:

  • в начале игры игроки выбирают себе по одной или по две больших карты;
  • маленькие карточки переворачиваются картинками вниз и кладутся между игроками.
  • игроки по очереди тянут маленькие карточки, показывая картинки на них всем игрокам, тот, у кого окажется такая же картинка на карте, забирает «фишку» и закрывает соответствующею фотографию;
  • победителем становится тот, кто сможет быстрее остальных собрать все изображения со своей карты.

«Лего - пазлы»

Настольная игра, в которой дети знакомятся с достопримечательностями родного города с самого раннего возраста. Игра развивает мелкую моторику, логическое мышление, расширяет кругозор, тренерует усидчивость, наблюдательность и внимательность.

Состав:

  • Инструкция;
  • Образцы карточки - фотографии с достопримечательностями гор

Лучшие статьи по теме