Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Талисманы
  • Чему учат наших детей мультики союзмультфильма. Чему учили советские мультфильмы. Марина Филоненко, семейный психотерапевт

Чему учат наших детей мультики союзмультфильма. Чему учили советские мультфильмы. Марина Филоненко, семейный психотерапевт

Чему учат советские и современные мультфильмы? Мультфильм – это продукт не только медиа-среды, но и один из видов искусства, который обладает большим воспитательным потенциалом. Перед телевизором ребенок проводит достаточно много времени: до нескольких часов день. А если учесть, что дошкольники изучают мир постоянно, то такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно. Сравним воспитательный потенциал мультфильмов советского периода и современных (созданных после 1991 г.) полнометражных отечественных и зарубежных мультфильмов. Наполнение советских мультиков Советские мультфильмы в подавляющем большинстве носили морализаторский характер, эта мораль была зачастую откровенно проявлена. Современные же мультфильмы не отличаются строгой моралью. В качестве критериев оценки советских мультфильмов возьмем воспитательный потенциал по направлениям воспитания и основным задачам; направления и задачи могут быть дополнены – мы возьмем только некоторые из них. Для решения этих задач подберем соответствующие мультфильмы (см. таблицу). Советские мультфильмы по содержанию соответствуют возрасту детей, просты и понятны для восприятия, герои мультфильмов говорят на хорошем красивом языке, их поступки можно брать в качестве понятного детям примера или антипримера. Таким образом, советские мультфильмы способствуют наиболее общим задачам воспитания, а значит, могут быть активно использованы как в образовательной программе ДОУ, так и в домашних условиях. Наполнение современных мультиков Современные же мультфильмы сложно систематизировать по направлениям воспитания, поэтому возьмем следующие критерии оценки: жанровый компонент, эстетический компонент, лексика, примеры поведения, юмор и др. Сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, невозвращение долгов, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, полицейские осады, потерю рассудка, суд на преступником, любовно-эротическую составляющую. Так, например, в мультфильме «Акулья история» показывают смерть акулы и церемонию похорон: погребение, отпевание, выражение соболезнований. Или в «Планете сокровищ» происходит страшное убийство в открытом космосе. А в «Шреке3» смерть короля-жабы показана долго и весьма детально. В «Мадагаскаре» пингвины захватывают теплоход и берут в заложники капитана, звонко ударяя его по лицу. Там же бабушка остервенело бьет льва. Король в «Шреке2» нанимает киллера для убийства избранника своей дочери. А чего стоит сцена в кабаке с пьяными героями сказок и трансвеститом («Шрек3»)! В «Алеше Поповиче и Тугарином Змее» весь сюжет закручен на карточном долге, в азартные игры на деньги играют практически все, начиная от бабы Яги и заканчивая правителем – Князем. Домашние питомцы из «Сезона охоты-2» устраивают своеобразные собачьи пытки. Все эти сюжетные линии никак не вписываются в рамки жанра детского мультфильма. Эстетическая составляющая современных мультфильмов тоже находится на низком уровне: герои зачастую просто некрасивые. Тот же Шрек – разве его можно назвать симпатичным? А страшные монстры и киборги из «Планеты сокровищ», а «мутированные в дебрях канализации» страшные зеленые Нинзя? Мультфильм «Черепашки-нинзя» можно отнести к жанру «мультфильм ужасов», для этого есть классический набор наведения ужаса (ночь как основное время действия, битвы трехтысячелетней давности, проклятия, бессмертие, живые статуи с красными глазами, монстры, выходы в иные миры, бесконечные битвы, погони, драки, ограбления, убийства, прыжки с высотных домов и др.). Современные мультфильмы содержат низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Примеры грубой лексики присутствуют во многих мультфильмах: «сопляк», «тупой», «этот куст похож на толстую бабу», «не тыкай в меня своей грязной, зеленой сосиской!», «тренинг по целованию задниц», «дурак», («Шрек»), «закидать лектора какашками” («Мадагаскар») «валите отсюда!», «будь он проклят» («Тачки»), «ну что припухли, сборище трусливых вонючек?» («Сезон охоты2»). Жаргонная лексика также представлена во многих мультфильмах: «лузеры», «мне хана», «козырно», «прикольно», «шизовое местечко», («Мадагаскар»), «втюрился» («Тачки»), «офигительность» («Сезон охоты2»). Но кроме этого в современных мультфильмах часто поднимающиеся недетские темы проявляются в таких выражениях: «будем рассказывать друг другу о любовных похождениях», «хочешь обладать ею?», «высокая упругая попка», «мы сексуальны!», «я ношу женские трусики», «любвеобильная ты машина, дай ей отдохнуть!» («Шреки»), «любовнички развлекаются» («Акулья история»), «брачный ритуал», «у вас интим?» («Сезон охоты2»). А в мультфильме «Делай ноги» мудрец пингвиньей колонии по имени Ловелас заявляет, что «вынужден удалиться на свое ложе для любовных утех». Порой встречаются откровенные ошибки: в «Алеше Поповиче» произносится слово «ихняя», а сам богатырь пишет с ошибками: «сабрать». Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно эта лексика может лечь в основу культуры речи детей. Воспитательный аспект мультипликации Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели. К сожалению, в современных мультфильмах часто этот способ – агрессия. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультфильмы, наблюдается повышение жестокости и агрессивности. Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для осмысления именно типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики: Шрек («Шрек») – невоспитанный, грубый; осел («Шрек») и зебра («Мадагаскар») – назойливые, навязчивые, болтливые; лев Алекс («Мадагаскар») – самовлюбленный; Алеша Попович («Алеша Попович и Тугарин Змей») – трусливый, глуповатый; Забава («Алеша Попович и Тугарин Змей») – эгоистичная, истеричная, не уважающая старших. Эти герои становятся «друзьями» детей (и в виде игрушек в том числе), именно они становятся ориентирами для подражания и образцами поведения. Один из любимых героев детей – Шрек неоднократно истерично заявляет: «Мне все равно, что обо мне подумают люди. Буду делать, что хочу!». Князь из «Ильи-Муромца» постоянно подчеркивает свой статус: «Я князь: что хочу, то и ворочу», а также ходит по столу, засыпает лицом в тарелке. А молодая девица Забава – капризная и ленивая, ездит на шее у собственной горбатой бабушки. А ведь для детей главный герой мультфильма – безусловно положительный герой. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», ребенок еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что герой делает «хорошо», а что – «плохо». Поэтому все, что делает любимый герой, ребенок воспринимает как должное. Современные мультфильмы позиционируются как легкие, веселые юмористические. Но юмор, представленный в мультфильмах, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации. Например, с юмором показаны ситуации с причинением боли: Шрек на горке получает удар ниже пояса («Шрек»); птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из ее гнезда на завтрак («Шрек»); птичка отвлеклась и врезалась в стену («Шрек3»). Юмористически обыгрываются унизительные ситуации: поцелуй в пятую точку («Шрек»); князь, император и другие представители правительства постоянно наступают то в экскременты, то в ведро («Илья Муромец»); в «Мадагаскаре» зебра дарит жирафу ректальный термометр, который тот сначала берет в рот, потом с отвращением плюет. И все эти ситуации показаны с претензией на юмор. Смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведение: рыгание, пукание (все «Шреки»); осел скидывает одеяло с обнаженного Шрека и восклицает: «О! Прикупил бы ты себе пижамку!» («Шрек2»); женские трусики, брошенные льву восторженными поклонниками («Мадагаскар»). Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью. Таким образом, современные мультфильмы обладают сомнительным воспитательным потенциалом, или даже – антивоспитательным потенциалом, дезориентируя ребенка. Советские мультфильмы более просты и понятны детям, дошкольникам легче разобраться в них, что развивает мышление детей. Современные же мультфильмы – чересчур сложные, в них даже взрослому человеку порой трудно разобраться. Такие сложности не развивают мышление ребенка, а приводят к поверхностному бездумному восприятию. В советских мультфильмах звучит правильная, красивая речь, которая передает гамму чувств, эмоций героя. В современных мультфильмах одинаковые голоса, низкий уровень речевой культуры, бедность речи. Советские мультфильмы способствуют речевому развитию, а современные – его отставанию. Советские мультфильмы разнообразны, неповторимы, у каждого героя свой характер, эмоции, голос, в этих мультфильмах звучит авторская музыка. Современные же напоминают штамповку жанра: похожие сюжеты; похожие герои, которые говорят одинаковыми голосами, одинаково смеются, прыгают, падают; похожие звуки. В современных мультфильмах много агрессии и раздражения, причем часто они творятся положительными героями. Дети через мультфильмы получают положительные эмоции, радуются, сопереживают, плачут. Дошкольники очень впечатлительны, и не всегда могут отличать «действительность от созданий воображения». Поэтому дети начинают доверять мультфильму, принимая его как часть реальности, воспринимать те жизненные ценности и установки, которые в нем содержатся. Мультфильмы «играют важную роль в формировании представлений и мире». Для детей искусство – это форма познания и освоения мира, это старший товарищ, который показывает, «что такое хорошо, а что такое плохо», какие последствия, наказания могут последовать за неправильными действиями, какие положительные результаты – за правильными действиями. Ребенок через мультфильмы учится, узнает много нового: новые явления, названия, слова, юмористические ситуации. Дети социализируются, учась у героев мультфильмов, как себя вести. Дети изначально учатся, подражая. Поэтому, выделяя любимых мультипликационных героев, дети начинают подражать им, вести себя, как они, говорить их языком, применять знания, полученные в мультфильме. Они начинают просить у родителей вещи с изображением любимых героев, посвящают им первые школьные сочинения. Несомненно, что для эффективного воспитания ребенку нужно предоставить хорошие образцы для подражания. Мультфильмы понятны дошкольнику, поскольку они в доступной форме объясняют ребенку многие процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности. Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно. Поэтому мультфильм обладает мощнейшим воспитательным потенциалом и является одним из авторитетных и эффективных наглядным материалом. Но поскольку зачастую современные педагоги и родители к мультфильмам относятся недостаточно серьезно, недооценивая их влияние на ребенка, то складывается ситуация, когда ребенок смотрит все подряд. А ведь мультфильм может способствовать формированию личности ребенка, а может и, наоборот, препятствовать. Если мультфильм содержит антивоспитательный потенциал или же не адекватен возрасту ребенка, то влияние мультфильма все равно будет, и оно может привести совсем не к намеченным результатам. Негативные влияния средств медиа-среды на детей, которые еще не умеют критически относиться к феноменам внешнего мира, могут быть опасны. Чтобы негативные влияния нейтрализовать или же вовсе не допустить, а положительные влияния усилить, необходимо ввести мультфильмы в фактор «целенаправленных воспитателей». Для этого нужно оценить воспитательный потенциал мультфильмов и целенаправленно их использовать, введя мультфильмы как дополнительное средство формирования каких-либо качеств в программы детских учреждений, а также дать рекомендации родителям для домашнего обучения. А также выявить негативный потенциал, чтобы родители оградили ребенка от него или научились с ним работать, выявляя суть этого негативного. Если мультфильмы не перевести в разряд целенаправленных и контролируемых воспитателей, то они будут влиять на ребенка хаотично и негативно. Мультфильмы содержат воспитательный потенциал, который способствует или препятствует познавательному, эстетическому, эмоционально-образному развитию дошкольников и младших школьников. Это касается всех мультфильмов. Большинство советских мультфильмов содержат воспитательный потенциал, который можно целенаправленно использовать для обучения и воспитания, современные мультфильмы содержат чаще всего разрушающий антикультурный потенциал, не удовлетворяющий решению воспитательных задач особенно нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Статья о мультфильме, как средстве воспитания

«Сказочные истории, которые сошли к нам с экрана».

Сентемова Елена Юрьевна, МБДОУ детский сад "Жаворонок", г.Очер, педагог-психолог
Описание статьи: Значение мультфильмов, а так же их использование (метод мульттерапии) в работе педагога-психолога ДОУ. Данный метод так же подходит для использования в работе с детьми начальной школы.
Мультфильм – это ожившая сказка, где на глазах ребёнка, любимые герои начинают рассказывать свою историю. Мультфильм – это возможность порадоваться и погрустить, испугаться и удивиться, задуматься. Мультфильм – это игра, в которую можно весело поиграть вместе с друзьями, попеть и станцевать и не важно, плохо это или хорошо делается, главное, что мультфильм даёт возможность почувствовать себя героем – рыцарем на коне или прекрасной принцессой.
Мультфильм можно (и необходимо) рассматривать, как одно из средств воспитания. И это действительно возможно при условии целенаправленной работы с детьми на основе специально отобранных, «полезных» мультфильмов. Какие мультфильмы можно назвать «полезными»? Те, в которых заложен смысл. Те, которые доступны ребёнку для его понимания. Те, которые учат добру, любви, дружбе, несут моральные ценности.
Мультфильмы имеют широкий диапазон использования от простого просмотра, до создания собственной истории. Они развивают воображение, творческое мышление, снимают мышечное напряжение, помогают освоению социально-нравственных качеств.
Важно чтобы мультфильм был правильный, а рядом с ребёнком обязательно был взрослый, который бы помог ребёнку объяснить мультфильм и понять смысл, заложенный в нём.
В последнее время, к сожалению, телевидение и интернет наводнены мультфильмами, которые не несут под собой никакой смысловой нагрузки. А иногда просто вредны и опасны для психики детей. Родители, в силу своей занятости, усталости и других социальных факторов, пускают просмотр мультфильмов ребёнком на самотёк. Детям часто предоставляется самостоятельный выбор мультфильмов. И это ведёт к печальным последствиям. Особенно если ребёнок смотри Западные мультфильмы, где пропагандируется жестокость, насилие, нетрадиционные сексуальные связи и т.д.
Не будем заниматься обвинениями и предаваться кликушеству, конечно, не все иностранные мультфильмы губительны и бестолковы, но в общей своей массе, к сожалению это так. Поэтому, сейчас самое время, «оглянуться назад» и вспомнить о мультфильмах детства – старых, добрых, светлых, радостных историях. Именно эти мультфильмы сейчас так необходимы нашим детям, да и взрослым самим не помешало бы лишний раз пересмотреть их. А вы, помните свои любимые мультфильмы детства?
В своей деятельности я использую именно эти мультфильмы.
Цель данной работы: содействие эмоциональному развитию личности и повышение уровня социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Расширение представлений детей о личностной сфере человека;
2.Развитие эмоциональной сферы ребенка;
3.Воспитание социально-нравственных качеств;
4.Развитие умения понимать и транслировать свои чувства через мимику, позу,
жесты, речь;
5.Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.
Правила проведения занятий:
1. Детей необходимо хвалить, поддерживать их инициативу.
2. Места для занятия должно быть достаточно. На полу необходим ковер, на котором можно полежать, посидеть, выполнить какое-либо задание (при необходимости);
3. Мультфильм является связующим звеном между упражнениями.
4. Игровые атрибуты для занятий, видео и музыкальное сопровождение можно варьировать, заменять, упрощать.
Занятия с использованием мультфильмов проводятся один раз в неделю. Длительность таких занятий составляет:
- 25 минут дети старшей группы;
- 30 минут дети подготовительной группы.
Следует учитывать психические возможности детей.
Структура занятия:
I.Организационный момент
- ритуал – приветствия;
- введение в тему занятия.
II.Основная часть
- просмотр мультфильма с остановками;
- двигательные минутки (гимнастика для глаз, физкультминутки);
- психоэтюды (изобрази чувство, покажи настроение героя);
- упражнения направленные на развитие эмоционально – волевой сферы, социально –
нравственных качеств;
- продуктивная деятельность (рисование, аппликация, использование цветной соли,
бросового материала и т.д.)
III.Заключительная часть
- рефлексия;
- ритуал – прощания.
Детям очень нравятся такие занятия. А мне нравится смотреть в их глаза и видеть там яркие огонёчки, которые зажигаются после каждой такой волшебной истории.

Каков процент родителей, не позволяющих своему малышу смотреть мультики? Наверное, не слишком большой, очень уж хочется взрослым иногда и отдохнуть, и своими делами без «помощи» малыша заняться. Но даже те родители, которые строго дозируют количество мультяшности в жизни детей, частенько совершают одну ошибку - они не смотрят мультфильмы со своими отпрысками. Портал сайт усадил перед экраном педагога-психолога Елену Попову, чтобы вместе разобраться, чему же учат детей самые популярные сейчас мультики?

Эксперт: Елена Попова, педагог-психолог, стаж работы - 5 лет.

Как мать восьмилетнего мальчика и практикующий детский психолог, о современных мультфильмах я знаю не понаслышке. И хотя их принято ругать: дескать, они и глупые, и вредные, я скажу так - есть, конечно, мультфильмы неоднозначные, но будут они во вред или на пользу, полностью зависит от взрослого, который смотрит мультфильм вместе с ребенком, - уверена Елена Попова. - Да-да, именно так. Нельзя просто включить мультик ребенку и уйти в другую комнату. Если вы хотите знать, какие мысли и какие идеи пробуждаются в вашем ребенке во время просмотра, вы не только должны смотреть мультфильмы вместе, но и обсуждать то, что вы увидели.

Выбирая мультфильм или пытаясь скорректировать выбор ребенка, прежде всего помните, что большинство анимационных фильмов имеют четкую ориентацию на возраст аудитории. Если вы слышите повторяющиеся слова, фразы, диалоги - значит, вы точно смотрите мультфильм для самой юной аудитории. Для них характерны простые диалоги, простые сюжеты, простая и понятная анимация. И мораль, если она предусмотрена авторами, также вполне однозначна.

Вполне возможно, что вам этот мультфильм не понравится, но это нормально. Мультик должен нравиться и быть понятным трехлетнему ребенку. Именно в этом возрасте я советую начинать знакомство чада с миром мультфильмов, - отвечает Елена на извечный родительский вопрос: «Когда же можно пускать ребенка к экрану?»

Мультфильмы для самых маленьких

«Лунтик и его друзья»

  • Хронометраж : 5 минут.
  • Производство : Россия.
  • О чем мультфильм . Главный герой этого мультипликационного сериала - странное существо, лунная пчела по имени Лунтик. У Лунтика открытый добрый характер, благодаря чему у него очень много друзей. А поскольку Лунтик еще и любознательный - с ним происходят разные приключения. Он заботливый и благодарный приемный сын в семье пчел бабушки Капы и дедушки Шера.

Комментарий эксперта :

Мультфильм про Лунтика я считаю идеальным для маленьких детей. Он в равной степени позитивный и поучительный. Там нет подводных камней и многозначности, детям этого и не нужно. К примеру, если вредные гусеницы (тоже герои «Лунтика») поступают плохо - они получают оценку своему поведению и даже чему-то учатся, становятся лучше. Если же друзья по какой-то причине поссорились, то надо помириться, и так далее. В «Лунтике» все просто и понятно.

«Свинка Пеппа» / Peppa Pig

  • Хронометраж : 5 минут.
  • Производство : Великобритания.
  • О чем мультфильм . Свинка Пеппа живет в большом доме вместе со своими мамой, папой и младшим братишкой Джоржем. С ними происходят разные истории, которые, впрочем, всегда заканчиваются хорошо.

Комментарий эксперта :

В мультфильме очень простая анимация, очень простые сюжеты. Сам мультик добрый, декларирует семейные ценности: жить одной семьей, защищать малышей, не смеяться над теми, кто не похож на тебя. Всему этому учит свинка Пеппа.

Но есть в этом мультипликационном сериале и такие моменты, которые нужно объяснять и корректировать. Например, Пеппа и члены ее семьи весело похрюкивают и валяются в грязи (все-таки они свиньи и им можно), но, кроме этого, они могут не скрывать метеоризма за столом. И, конечно, это недопустимо. Поскольку дети склонны копировать поведение своих любимых героев, задача взрослого объяснить, что так делать нельзя. Объяснить: возможно, в мире, где живут свиньи, это нормально, но для людей это неприемлемо.

«Фиксики»

  • Хронометраж : 6 минут.
  • Производство : Россия.
  • О чем мультфильм . Если вы не знаете, кто такие Фиксики - это значит, что вам больше 18 лет и у вас нет детей. Потому что уж дети-то точно знают, кто эти загадочные существа и чем они знамениты. Это маленькие человечки, которые тщательно скрывают свое существование от всех, кроме одного счастливчика - мальчика по имени Дим Димыч. Фиксики обожают чинить все, что сломано, и с легкостью могут объяснить даже ребенку, как устроены разные механизмы, которых так много в каждом современном доме.

Комментарий эксперта :

Отличный познавательный мультфильм, в котором зла просто не существует: в сериале нет ни одного плохого героя. Кроме того, что маленькие зрители узнают природу вещей и явлений (ток, микроволны и прочее), они учатся ценить чужой труд, понимают, что нельзя обманывать или делать свою работу кое-как. И взрослым такой мультфильм посмотреть не помешает.

«Робокар Поли и его друзья»

  • Хронометраж : 11 минут.
  • Производство : Южная Корея.
  • О чем мультфильм . В мире, где живут обычные дети, обитают «живые» машинки-трансформеры, которые придут на помощь любому, кто окажется в беде.

Комментарий эксперта :

В фильме яркая, сочная анимация, простые сюжеты и диалоги, а также очень понятные персонажи. Фильм рассказывает о взаимовыручке, о дружбе, о смелости.

Мультфильмы для детей постарше

К 8–10 годам дети начинают хорошо различать иронию в мультфильмах. До этого возраста они воспринимают сарказм за чистую монету. Для мультипликационных сериалов, ориентированных на эту аудиторию, характерны более сложные сюжеты и графика. Ну и, конечно, другое качество юмора.

Герои мультфильмов не всегда получают желаемое, но они не унывают. Дети смеются во время просмотра мультфильмов, и это очень хорошо, поскольку юмор - это единственная вещь, которая позволяет пережить действительно тяжелые моменты. Смеясь над героями, вместе с героями дети учатся относиться к себе с самоиронией, а к жизни - позитивно.

«Время приключений» / Adventure Time with Finn & Jake

  • Хронометраж : 22 минуты.
  • Производство : США.
  • О чем мультфильм . В волшебной стране Ууу живет мальчик-подросток Финн. Его пес Джейк обладает суперспособностью менять форму и размер своего тела, кроме этого он старше да и, откровенно говоря, мудрее своего хозяина. Вдвоем Джейк и Финн сражаются с монстрами, злодеями и спасают принцесс.

Комментарий эксперта :

Мультфильм «Время приключений» хорош тем, что учит добиваться поставленных целей. Даже если что-то не получилось с первого раза, нужно набраться терпения, приложить усилие, вооружиться смелостью.

Многим взрослым, воспитанным на другой культуре и эстетике, мультфильм может показаться пугающим. Там много несимпатичных, отвратительных и мерзких персонажей. Однако современные дети не видят в этом проблемы. Рассуждая о внешности главного героя, они говорят: «Внешность - не самое главное. Да, он некрасив, зато он смелый». Этот мультик делает наших детей отважнее. Обратите внимание, что в мультике присутствуют шутки сексуального характера.

«Барбоскины»

  • Хронометраж : 5 минут.
  • Производство : Россия.
  • О чем мультфильм . Пять щенков (почему-то разных пород) живут с двумя работающими родителями и стареньким дедушкой. Старшая Роза - типичный подросток, модница и «воображуля». Двое следующих ребят, тоже подростки, мальчики Дружок и Гена. Один обожает спорт, а вот учиться, наоборот, не любит. Другой - ходячая энциклопедия, грезит о Нобелевской премии. Следующая девочка - Лиза - очень ответственная, но может ябедничать. Самый младший ребенок - Малыш, его все любят и оберегают.

Комментарий эксперта :

В мультфильме очень хорошо прописаны персонажи: каждый ребенок в этой семье является отражением своих ровесников.

Барбоскины - это очень современная семья с работающими родителями и всеми вытекающими из этого последствиями. Дети большую часть времени предоставлены себе, и поэтому с ними приключается всякое. Несмотря на то, что у детей разные интересы и характеры, когда случается настоящая неприятность, они объединяются и сообща решают проблему. Как правило, все проблемы дети успевают решить до прихода родителей. Неработающий дедушка им в этом помогает. Родители же дают оценку решениям или поступкам детей, объясняя, что сделано правильно, а что - нет. На примере Барбоскиных дети учатся быть самостоятельными и отвечать за свои поступки.

«Мои маленькие пони. Дружба - это чудо» / My Little Pony: Friendship Is Magic

  • Хронометраж : 22 минуты.
  • Производство : США, Канада.
  • О чем мультфильм . Красивая сказка о сказочном мире, в котором живут пони. У каждого жителя Понивилля свой характер, свой редкий неповторимый дар. Пинки Пай - веселая, ее дар - Элемент Гармонии Смех. Пони Эпплджек является носителем Элемента Честности, и так далее.

Комментарий эксперта :

Интересные диалоги, отменная прорисовка, харизматичные персонажи - все это делает мультфильм популярным не только у маленьких девочек. Фильм пропагандирует дружбу и взаимовыручку. У мультфильма практически нет негативных сторон.

Единственное, что можно отметить - чрезмерная эмоциональность героев. В Понивилле принято резко и категорично демонстрировать свои эмоции, отчего пони кажутся взбалмошными, капризными, порой плаксивыми. А в нашей культуре это не приветствуется. Русский ребенок, который возьмет поведение пони для копирования, сможет почувствовать болезненное несовпадение между желаемой и реальной реакцией на свою «открытость».

«Сорвиголова Кик Бутовски» / Kick Buttowski: Suburban Daredevil

  • Хронометраж : 22 минуты.
  • Производство : США.
  • О чем мультфильм . Мальчик-подросток Кик Бутовски мечтает стать лучшим в мире каскадером. И каждый свой день он совершает какие-то невероятные трюки. Мультфильм яркий, динамичный, наполнен юмором. Чему он может научить? В первую очередь целеустремленности, умению дружить, взаимовыручке и смелости.

Формирование личности детей происходит в первые 5–7 лет их жизни, и от того, какой фундамент будет заложен в эти годы, зависит их развитие. Хорошее подспорье в воспитании детей – правильные детские мультфильмы, которые расширяют кругозор, развлекают, предлагают пути решения проблем. Но есть у этой медали и обратная сторона: дети быстро привыкают к просмотру мультфильмов, и постепенно телевизор заменяет им игры, прогулки, чтение, общение с друзьями. Кроме того, детям присуща повышенная восприимчивость: зрительные образы оказывают на них сильное влияние, вызывают желание подражать любимым героям даже в плохих поступках.

Нужно ли смотреть телевизор детям до года?

До того как ребенок начнет говорить, смотреть телевизор для него означает слышать и видеть что-то, недоступное пониманию. Цвет, движение притягивают его к экрану, но кроха не получает никакой пользы. Естественно, в детской не должно быть телевизора. В присутствии грудничка не следует включать телевизор фоном, особенно если младенца кормят. «Картинка» будет отвлекать его от контакта с мамой.

Как смотреть мультфильмы детям от полутора до 3 лет?

Просмотр детских мультфильмов в раннем возрасте еще не обязателен, но если взрослые непременно хотят это сделать, то им надо находиться рядом с ребенком во время сеанса. Малыша, который смотрит мультфильм, переполняют эмоции, но ему не хватает слов, чтобы их выразить. Единственный выход для родителей – озвучить то, что он интуитивно чувствует, успокоить. Например: «Узнаешь? Это птичка летит за львенком. Она хорошая, она ему поможет». Объяснения следует давать во время просмотра, а потом надо обсудить сюжет.

Мультфильмы для детей от 3 до 5 лет: важно качество

Только к 3–4 годам ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и настоящим. Он уже знает, что мультфильм – это вымысел, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты и активно использоваться в играх. Дети любят идентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе всего. Ребенку важно «понарошку» пережить эмоции, с которыми он пока не сталкивался в жизни.

Часто родители боятся, что ребенку мало впечатлений. Но надо понимать, что для мозга важнее качество информации, а не ее количество. В детских мультфильмах информация не требует переработки, а сразу же усваивается – отчасти за счет быстрой смены кадров. За короткий промежуток мозг принимает большое количество зрительной информации и посылает сигналы о перегрузке в нервную систему, а та пытается «образумить» организм, вызывая порой нервные реакции – перевозбуждение, тики или гиперактивность. Безусловно, ребенку нужны впечатления, но не менее важно их осмыслить.

Мультфильмы, которые стоит смотреть детям

Какие детские мультфильмы лучше – отечественные или зарубежные? Однозначного ответа не существует, все зависит от качества продукции. Среди популярных диснеевских лент есть замечательные образцы – «Белоснежка», «Бэмби», «Король Лев», которые несут в себе доброе начало. Взаимоотношения матери и ребенка в животном мире («Бэмби») показаны очень трепетно и учат уважать и любить родителей. Но дети чаще смотрят проходные истории о механических монстрах, привидениях и роботах. Они напичканы драками, убийствами, то есть агрессией.

В отличие от зарубежных, в советских мультфильмах всегда есть сюжет, ясно и четко показано добро и зло. Они учат дружбе и взаимопомощи (например, мультфильмы о крокодиле Гене и Чебурашке, «38 попугаев», «Винни- Пух»). Лучшие отечественные мультфильмы – это притчи с глубоким смыслом (например, «Волшебный мешочек», «Птичка Тари» или «Самый большой друг»). Герои этих мультфильмов чем-то рискуют ради другого. И для ребенка это важный момент в познании мира: есть вещи, которые важнее собственной безопасности. Такой мультфильм может рассказать об этом, не пугая, а привлекая к таким героям.

Советские мультфильмы обычно не содержат насилия – за исключением «Ну, погоди!», в котором Волку вечно достается от Зайца и других персонажей. Вероятно, серому не везет потому, что он груб и подвержен вредным привычкам.

Однако есть кое-что, в чем советские мультфильмы нередко проигрывают зарубежным. Это красочность и форма подачи. Именно поэтому лучше показывать ребенку первыми наши мультфильмы, а не зарубежные, иначе он привыкнет воспринимать только яркую «картинку», а менее эффектные мультфильмы – считать скучными и не вникать в сюжет.

Чему учат герои мультфильмов?

Почти всю информацию ребенок воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира. Один из самых важных образов – женский. Глядя на стереотипы мультгероинь, девочки впитывают особенности женского поведения. Психологи, просмотрев множество зарубежных анимационных лент, пришли к выводу, что поведение большинства героинь сегодня таково, что образ женщины, ранее наделенный романтикой, окрашивается физиологичностью и жестокостью. Часто девушка корчит ужасные рожи, демонстрирует гнев, с удовольствием дерется. А разве можно представить наших Настеньку или Аленушку в злобе? В итоге девочки хотят быть похожими на нечто неестественное.

Но справедливости ради стоит сказать, что иногда современные американские детские мультфильмы закладывают правильные базовые ценности. Взять хотя бы Рапунцель из одноименного мультфильма. Она учит девочек тому, как важно полагаться на себя, проявлять активность, уметь за себя постоять, чтобы найти свое счастье.

Встречается в диснеевских мультфильмах и «эффект 25-го кадра». Например, в «Красавице и Чудовище» на секунду мелькает образ старой, некрасивой горожанки, на руках у которой трое вертлявых младенцев. И все на фоне идущей по городу и поющей веселую песню Белль. Мол, вот она – красивая, молодая, счастливая, но бездетная, а вот – многодетная мать, замученная бытом (вспомним молодую, красивую, добрую маму-актрису из Простоквашино).

Чему учат мультфильмы?

В американском мультфильме «Вуди и его друзья» часто повторяется сюжет: некий человек-трудяга постоянно терпит поражения от праздного дятла Вуди. В результате получается, что трудоголик, который чем -то помешал дятлу в его развлечениях, вечно в проигрыше, а дятел показывается эдаким бравым парнем, невероятно изобретательным и выставляющим всех своих «врагов» неудачниками. И если ребенок будет брать пример с этого персонажа, то вырастет асоциальной личностью.

Часто герои мультфильмов получают по голове смертельные удары разнообразными предметами, но при этом остаются здоровыми. В связи с этим в Америке участились случаи убийств животных малолетними детьми. Они бьют со всей силы молотками своих домашних питомцев, а потом удивляются, почему их любимцы не воскресают.

Таким образом, детские мультфильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. Они формируют у ребенка первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения, варианты взаимодействия в разных жизненных ситуациях. Но родителям необходимо регулировать частоту просмотров. Любимый мультфильм должен быть наградой, праздником, который бывает, как известно, не каждый день.

Мнение эксперта о влиянии мультфильмов на детей

По нормативам ВОЗ, детские мультфильмы рекомендуется начинать смотреть не ранее трехлетнего возраста и не более 15 минут в день для младших дошкольников и 30–40 минут в день для детей старшего дошкольного возраста. Постоянное превышение этого лимита влечет негативные последствия. У малыша ухудшается зрение, а из-за долгого сидения в неподвижной позе возникает нарушение осанки, замедляется обмен веществ.

Не разрешайте детям есть перед телевизором. В противном случае у ребенка почти сразу же возникает причинно-следственная связь – «Я ем, когда что-то смотрю», а следовательно, и зависимость. Да и пользы от такого сеанса мало, так как это не только вредно для пищеварения, но и восприятие информации страдает.

Начинайте с советских мультфильмов. Наши мультфильмы, такие как «Винни-Пух», «Чебурашка», «Трое из Простоквашино», идеально подходят для знакомства с анимацией. Зарубежные мультфильмы (в том числе диснеевские) рекомендуется смотреть не раньше 7 лет. Все они хоть и красочные, но однотипные по сюжету и рассчитаны на другой менталитет. Зато много драк, натурализма сцен, маскулинизированных женских образов, монстров.

Отдельная тема – мультфильмы-сериалы. С одной стороны, множество серий об одних и тех же героях – это хорошо, так как у ребенка возникает привязанность к персонажам и внимание к развивающейся истории, но с другой – малыш так увлечен, что сам не отойдет от экрана... В итоге возникает усталость и пресыщение информацией.

Контролируем детский выбор мультфильмов и поясняем сомнительные моменты в сюжете. Как ни странно, почти все мультфильмы-сериалы ориентированы, скорее, на взрослых и школьников. А 3-летние дети копируют не всегда правильное поведение Маши из мультфильма «Маша и медведь», так как критичная оценка поведения у детей возникает лишь к 5 годам. Как показала практика, не понимают младшие дошкольники и иронию Смешариков. Для малышей это просто забавные существа, с которыми что-то происходит. Мотивы поступков фей Винкс тоже часто непонятны детям, а в каждой серии присутствуют сцены расправы. Малыши после просмотра инсценируют увиденное, и часто подобные ролевые игры заканчиваются драками. Поэтому еще раз подумайте о сути тех детских мультфильмов, которые вы собираетесь показать ребенку.

Возможно, вас заинтересуют тесты

А помните ли вы то время, когда чтобы успеть на просмотр любимого мультфильма, необходимо было спешить сломя голову? Разве кто-то жалеет об этом? Конечно же, нет, ведь было так интересно ждать очередной серии «Ну погоди» или «Кота Леопольда», чтобы посмотреть, что случиться с любимым героем.

Вообще - это, наверняка, самое любимое занятие каждого ребенка, а иногда даже и взрослого. Правда стоит отдать должное, сейчас этот процесс упростился и в любой момент можно включить кабельное или компьютер, и просмотреть любой мультфильм. Особенно если учитывать, что сейчас этих самых мультфильмов такое огромное количество, что просматривать их можно 24 часа в сутки.
А смотрит ли ваш ребенок советские мультики онлайн ? Почему-то многие взрослые забывают сделать своему чаду экскурсию в собственное детство и показать все то, что смотрели они.
Да, конечно же, возможно, все те мультфильмы были не столь профессиональны, как сейчас и качество было чуток проще, но ведь они имели глубокий смысл, и именно поэтому их хотелось созерцать вновь и вновь.

Когда советский аниматор начинал создавать мультфильм, он пытался не только нарисовать красивую картинку, а максимально передать с помощью рисунка все позитивные и негативные черты героя. А в сам смысл мультика пытался вложить такие важные человеческие качества, как благородство, честность, смелость, справедливость. Не стоит отрицать, что многие современные мультфильмы также являются поучительными, но уже не с такой максимальной отдачей как раньше.

В каждом советском мультфильме, где есть добро и зло, побеждает лишь добро, а над злом высмеиваются и оставляют его в тени или помогают ему исправиться. Если это мультфильм о дружбе, то он показывает все ее стороны и рассказывает о том, как не стоит поступать с людьми, которых считаешь друзьями.

А знаете ли вы, что мультфильм, которому уже много лет вполне может стать помощником каждого родителя. Иногда, когда дети начинают задавать разнообразные вопросы, на них сложно ответить таким образом, чтобы ребенок все понял и знал, как поступать в жизни. На помощь придут именно советские мультипликации. Так «Цветик-семецветик» расскажет о том, что думать нужно не только о себе, даже когда перед ногами открывается целый мир. «Мойдодыр» покажет наглядно, что бывает с

Лучшие статьи по теме