Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Талисманы
  • Что обозначает когда пишут. Что значит СПБ: расшифровка аббревиатуры. Зачем парень пишет мне каждый день

Что обозначает когда пишут. Что значит СПБ: расшифровка аббревиатуры. Зачем парень пишет мне каждый день


Сочинение по картине Лактионова "Письмо с фронта"

Сочинение по картине А. И. Лактионова "Письмо с фронта".
Великая Отечественная война оставила значительный след как в истории нашей страны, так и в судьбах миллионов людей. Поэтому картина Александра Ивановича Лактионова сразу же завоевала сердца зрителей на просторах необъятной страны. Замысел картины возник у Лактионова еще в 1943 году, но написана она была в 1947. За эти годы художник продумывал композицию своего произведения, делал этюды. И лишь встреча и разговор с раненным солдатом в 1945 году, когда Лактионов жил в Троице-Сергиевой лавре, окончательно определили тему создаваемого произведения.
На картине изображена семья, получившая весточку с фронта. Как ждали люди в тылу этот заветный треугольник. Читать письмо собирались все родные и соседи, чтобы потом обсудить события на фронте, посочувствовать тяжелой борьбе солдат. Чтение доверялось самому грамотному. Вот и на картине Лактионов изобразил этот счастливый момент, когда вся семья слушает чтение письма. Лица всех: и жены, и детей, и солдата, принесшего письмо - светятся радостью. Глава семьи, защитник жив-здоров, у него все хорошо. В письме, наверное, рассказывает солдат смешной случай из армейской жизни - на лицах слушателей веселые улыбки. И все заботы и тревоги отошли куда-то далеко. Есть только этот счастливый миг общения с родным человеком. Сама природа радуется за эту семью, получившую добрую весть от близкого человека. Картина наполнена светом. Вся улица озарена, яркие блики света на полу, на стенах дома, на фигурах героев картины. Свет повсюду. Это не просто свет яркого солнечного дня. Это свет радости, счастья, надежды

Сочинение по картине А.И. Лактионова "Письмо с фронта" (1947).
Картина Лактионова "Письмо с фронта" завоевала симпатии зрителей сразу же, как только увидела свет в 1947 году. На ней изображено то, что было так близко и дорого каждому русскому человеку, - ожидание победы, надежда на скорое возвращение любимых людей с фронта.
Герои картины собрались на пороге дома ради радостного события: услышать весточку с фронта - письмо, которое читает мальчик. Его окружили со всех сторон и слушают очень внимательно. На лицах всех героев картины радостная улыбка - наверное, в письме описываются успехи наших войск и подтверждаются всеобщие надежды на скорое окончание войны.
Художник показывает, что все - от мала до велика - живут одной мыслью - о скорейшей победе над фашистами. Мальчик, герой-фронтовик, девочка, молодая и пожилая женщины радуются письму совершенно одинаково. Вторит им и солнце, которое освещает фигуры и улыбки героев, как бы подтверждая их надежды. Сочувствуем и сопереживаем этим людям и мы, зрители. Кажется, будто мы находимся в этой группе, окружающей мальчика, и вместе со всеми слушаем его.
Композиция картины состоит из трех планов. На переднем плане изображена группа людей, внимание каждого из них обращено к мальчику, сидящему на стуле. Солнечный свет освещает этого героя, приковывая к нему внимание. Другие герои, в меньшей степени, но также освещены.
Второй план картины - это двор, по которому движется какой-то человек. Солнечный свет, "направленный" на картину с дальнего плана, образует светлую дорожку, которая освещает этого человека и героев картины на первом плане.
Совсем вдалеке мы видим небо и дома, образующие двор. Думаю, такой городской пейзаж с двухэтажными старыми бараками, рассохшимся деревянным полом, ветхим крыльцом можно было встретить в любом городке того времени.
Кроме этих деталей, художник мастерски подчеркнул и другие, передавая дух военного времени. Это, конечно, раненный фронтовик с перевязанной рукой и тростью. На груди у него мы видим много наград, он курит и внимательно слушает мальчика. Это и красная повязка на рукаве у молодой женщины, говорящая о том, что она член военной дружины. Это и характерная стрижка мальчика, и одежда девочки и пожилой женщины.
Кажется, будто все герои картины - члены одной большой семьи. Глядя на их лица, мы понимаем, что они близки друг другу, искренне радуются и сопереживают каждому из их небольшой группы. Что же объединяет этих людей? Художник показал удивительное единение советских людей, открытых, добрых, искренних, человечных. Конечно, они одна семья, ведь они соседи, наверное, всю жизнь знают друг друга. Кроме того, все они сблизились из-за страшной войны, что бушует на фронтах Родины. Все они в это суровое и тяжелое время мечтают об одном - о победе, о встрече с любимыми и родными людьми. Именно поэтому письмо с фронта становится для них символом, добрым знаком, позволяющим вместе порадоваться, еще больше почувствовать близость других людей, набраться сил, чтобы дождаться великого 9 мая 1945 года.

Описание картины А.И. Лактионова "Письмо с фронта".
Лактионов Александр Иванович - это известный график и живописец. Ему принадлежит множество интересных полотен.
С одной из его картин мы познакомились на уроке литературы, когда мы проходили тему Великой Отечественной войны в произведениях русских писателей. Эта картина наиболее точно отражает чувства многих героев произведений, которые писали о войне.
Даже сейчас, когда прошло уже более 60 лет после окончания Великой Отечественной войны, картина "Письмо с фронта" вызывает чувства, которые могли испытывать родные и близкие тех людей, которые ушли на боевой фронт. И каким же счастьем для них было получение долгожданной весточки от родного человека. Она давала им долгожданную надежду, которая всегда присутствовала в их сердцах. Получить весточку с фронта - это радость, которую многие сейчас не способы понять.
Картина "Письмо с фронта" является одной из самых известных картина А.И.Лактионова. Великая Отечественная война нанесла огромный удар по многим человеческим судьбам, поэтому эта картина сразу завоевала многочисленные сердца простых русских людей.
Картина была написана уже после окончания войны, хотя её задумки появились у Лактионова еще в далеком 1943 году - на самом пике войны. За это время художник написал множество этюдов, до мелочей продумывая содержания каждой детали своей картины.
Название картины "Письмо с фронта" говорит само за себя. На картине изображена семья, которая получила очень долгожданную весточку с фронта от родного человека. Для прочтения письма собрались все. И это показывает то, насколько эти люди ждали эту весточку.
На картине можно заметить солдата, который, вероятнее всего, принес семье своего сослуживца его письмо. Можно заметить, что на лице у детей и женщины присутствует улыбка, значит, новости с фронта положительные.
Таким образом, картина Лактионова "Письмо с фронта" вызывает только положительные, радостные и безмятежные чувства. Сразу появляется какая-то надежда на то, что так и не удавалось осуществить. Эта картина заставляет верить только в самое хорошее!

Наверное, мало кто из школьников СССР не писал сочинение по картине Александра Лактионова "Письмо с фронта". Но если все-таки не писал, то видел эту работу каждый. Однако мало кто знает, что у такого яркого, солнечного полотна была очень непростая история. Об этом и пойдет речь.

Нестандартный взгляд Александра Лактионова

Но сначала несколько слов об авторе. Александр Иванович Лактионов, сын кузнеца и прачки, родился в 1910 году в городе Ростове-на-Дону. С раннего детства мальчик отличался феноменальной собранностью и трудолюбием. Отец заметил талант сына к рисованию, и в надежде, что Саша уйдет от трудной рабоче-крестьянской судьбы, стал всячески поощрять его.

Лактионов блестяще закончил ростовскую художественную школу и поступил в художественную академию в Ленинграде. Его взяли, только взглянув на работы. Поскольку он и здесь был одним из лучших студентов, Лактионов стал одним из любимых учеников Исаака Бродского. А он, как известно, был главным художником страны в то время, автором "лининианы" и знаменитейшей работы "Ленин в Смольном". Ученики (Владимир Серов, Юрий Непринцев, Алексей Грицай и др.) перенимали реалистичную манеру учителя. Но больше всех в этом плане отличился Лактионов. Он был настолько точен и аккуратен в деталях, что со временем его стали критиковать за формализм. Говорили, что в картинах Лактионова нет души, персонажи плоские, без характера. Да, есть игра света и тени. Но где психологизм? Где человеческая история?

Ходили даже слухи, будто бы врачи-окулисты, светила отечественной медицины, выяснили, что у Лактионова особое устройство глаза. Он видит мир не так, как мы, а стереоскопически - то есть очень четко определяет форму, размеры и особенности предмета. И такое видение дается лишь избранным. Отсюда феноменальная точность изображенных Лактионовым предметов.

Рождение сюжета

Перейдем к самой известной работе мастера - "Письму с фронта". В начале 1944 года, после эвакуации, Лактионов с семьей и перебрался в подмосковный городок Загорск. Вскоре он заключил договор на написание картины, отсылающей нас к сюжету жизни в тылу во время Великой Отечественной войны. Даже историю придумал - люди с фронта ждут письмо, получают, радуются, читают. Несколько раз он начинал писать этот сюжет, но все не складывалось. И мастер был недоволен.

И вот однажды, выйдя на улицу, он увидел солдата, который, ковыляя, опираясь на палку, шел по улице Загорска. По всему было видно, что местность ему не знакома и пришел он сюда по какому-то поручению. Солдат, завидев Лактионова, остановился, достал бумажку с адресом, и спросил, как найти такой-то дом.

Художник предложил его провести. Пока шли, завязался разговор - о жизни на фронте, о приближающейся Победе и о том, что солдат несёт семье своего друга хорошее письмо.

Лактионов довёл чужака до ворот и увидел, как тот вошёл в дом, как сбежались родные его друга, как доставали письмо, читали, боялись пропустить даже слово.

В голове художника наконец-то родилась та самая картина. Однако, теперь ее нужно было написать. Поскольку Александр Иванович был человеком основательным, на работу над полотном ушло два года. Писал он не по памяти, а нашел людей, которые выступили моделями. У солдата, доставившего письмо, появилось лицо художника Владимира Нифонтова, друга Лактионова. Он тоже прошел войну, был десантником, и когда надевал форму, имел такой бравый вид, что грех было его не нарисовать. Правда, перебинтованная рука и палка, на которую опирается герой "Письма с фронта" - это уже художественный вымысел.

Женщина, которая держит конверт - родная тетка Лактионова, Евдокия Никифоровна. Есть на картине и дети художника. Сын Серёжа - он стал мальчиком, который читает письмо (тогда ему было семь лет), и дочка Света - девочка, которая стоит, держась за дверь и внимательно слушает брата. Самый солнечный персонаж картины - девушка с красной повязкой - соседка Лактионовых. Она с удовольствием позировала и эта ее радость передается зрителю.

Впрочем, счастья в картине хоть отбавляй. Здесь много солнца, много тепла, и, глядя на эту работу, понимаешь, что даже в самые трудные времена иногда случаются незабываемые минуты.

Вопреки ожиданиям, судьбу картины трудно назвать легкой. В 1948 году работу Лактионова привезли в Третьяковскую галерею. Поскольку работ привозили много, а на выставку должны были попасть лучшие, картины проходили жесткий отбор. Учитывалось всё: от мастерства художника, до идеологической составляющей. Споры по поводу "Письма с фронта" были - уж очень неординарный Лактионов нашел подход к теме, но тем не менее, полотно пропустили.

Однако, за несколько часов до открытия залов, в Третьяковку пожаловала комиссия из представителей власти. Они должны были ещё раз оценить политический и идеологический компонент. Смотрели работу за работой, пропускали, а вот у "Письма с фронта" остановились. И полетели вопросы: "Что это за безобразие? Почему советская семья выглядит так неприглядно? Что там за облупленные стены? Что за щели в полу? Почему люди так плохо одеты? В Третьяковку ходят иностранцы! Что они подумают о жизни советских людей?"

Вопросы сыпались, как из рога изобилия. Сотрудники музея под таким углом на "Письмо с фронта" не смотрели, поэтому ответить им было нечего. Но работа все-таки была мастерски выполненной, и руководители Третьяковки еле уговорили чиновников повесить полотно в самый дальний угол, так, чтобы особенно в глаза не бросалась.

И повесили. В крохотный зал, в самое невыгодное место - между дверью и окном. А вскоре заметили, что на островке у "Письма с фронта" стали собираться посетители выставки - иногда людей было так много, что невозможно пройти. Они смотрели на картину, рассматривали детали, иногда плакали. Война закончилась всего три года назад. У многих были свежи воспоминания, многие так и не дождались своего письма с фронта, поэтому грустили о личном и радовались за героев картины. Поскольку в работе возник такой активный интерес, экскурсоводам пришлось включиться - что-то рассказывать и о работе, и о Лактионове.

Народное голосование победило чиновничий запрет. Сам же художник, увидев, какое место отвели его выстраданному полотну, очень обиделся. Но будучи натурой сильной, и оценив интерес посетителей, решил бороться за судьбу картины. Попросил у музейных сотрудников книгу отзывов. А там - большая часть благодарностей в адрес "Письма с фронта". Тогда он решил отправить копии этих отзывов на самый верх, во все кабинеты, которые возможно, чтобы хоть где-нибудь отозвалось.

Предварительный просмотр:

Тема. Сочинение по картине Александра Ивановича Ларионова «Письмо с фронта». (2 часа)

(Урок развития речи, подготовка к сочинению-описанию картины).

Цели:

  1. Развивать умения собирать и систематизировать лексический материал для написания сочинения-описания по картине.
  2. Учить видеть и понимать произведения живописи, формировать эстетический вкус учащихся, способствовать развитию эстетического восприятия и ассоциативного мышления учащихся.
  3. Развивать письменную речь, пополнить словарный запас учащихся, Закрепить понятие об описании как типе речи.
  4. Воспитательная: развивать у учащихся чувство исторической памяти, осмысление значения Великой Победы над фашизмом.

Задачи:

  1. Научить учащихся в ходе работы над картиной соединять в своем сочинении различные типы речи.
  2. Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину.
  3. Ввести в речь учащихся слова и обороты, которые уместно употреблять в работе по описанию картины.

4. Использовать личные впечатления при описании картины.

5. Развивать языковое чутьё, учить редактированию текста.

Оборудование:

Репродукция картины, презентация, музыкальное оформление.

Х О Д У Р О К А

I. Организационный момент.

Звучит песня «В путь».

Ребята, вы слышите музыку. О чём она?

Прочитайте на доске два слова: «Письмо с фронта» . Какие чувства вызывают у вас эти слова? С чем ассоциируется у вас слово «письмо»?

А слово «фронт»?

II. Работа по теме урока.

1.Объявление темы и цели урока.

Сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине А.И.Ларионова «Письмо с фронта». В работе нам помогут специалисты в области искусства: историки искусства, искусствоведы, экскурсоводы.

2. Сообщение о художнике «историков искусства». Индивидуальное задание учащихся.

15 марта 1972 года ушел из жизни Александр Иванович Лактионов, многие годы даривший людям радость от общения с прекрасным. Не все в его творчестве было однозначно, были успехи и неудачи. Но главное, в его жизни была искренняя любовь зрителей.
Путь к успеху был для Александра Лактионова не легок. Он родился в простой рабочей семье в Ростове-на-Дону 29 (16) мая 1910 года. О своем детстве он впоследствии писал: «Отец мой был кузнец, мать – прачка. Любовь к рисованию появилась у меня рано. Эту любовь всячески поощрял и развивал мой отец». В голодной и холодной послереволюционной России мальчик с увлечением учился живописи. Его не увели в сторону всякие модные изыски в искусстве. Видимо, он в те годы особенно и не интересовался ими, так как его всегда влекла классическая живопись. Он любил рассматривать репродукции в старых дореволюционных журналах, мечтая о том времени, когда и сам сможет оживлять красками холст.
Мальчику повезло, с ним стал заниматься прекрасный художник-педагог А.С. Чиненов, который еще в 1914 году открыл в Ростове-на-Дону школу рисования и лепки, дававшую начальное художественное образование. Педагог он был от Бога, не зря Лактионов вспоминал о том времени: «Три года обучения в школе пролетели, как светлый сон». Знаний, которые Александр получил у Чиненова, хватило, чтобы в 1932 году поступить в Академию художеств, где он проучился 12 лет, так как, закончив обучение с отличием, был сразу же зачислен в аспирантуру.

Лактионов учился в интереснейшее время. Вы можете себе представить, что ректор академии, а им тогда стал прекрасный художник Исаак Бродский, разрешил студентам с любого курса снова переходить на первый, чтобы профессионально учиться живописи. Это не случайно, пришла пора от революционности и различных «измов» в живописи переходить к настоящему искусству. Именно благодаря Бродскому многие товарищи Лактионова по Академии (Алексей Грицай, Юрий Непринцев, Петр Белоусов) выросли в прекрасных мастеров, чьими полотнами уже много десятилетий восхищаются зрители.
К сожалению, в 1939 году Бродский тяжело заболел и умер. Сохранилась небольшая картина Лактионова, на которой он изобразил своего учителя за несколько недель до смерти. Вглядитесь в неё: свет лампы выхватывает из полумрака фигуру тяжело больного человека, понимающего, что конец близок, и ждущего его со спокойствием и тихой грустью. Эта картина, написанная незадолго до начала войны, работа уже не ученика, а зрелого мастера.
Войну Лактионов встретил в Ленинграде. Строил укрепления на подступах к городу, тушил «зажигалки» на крышах, рисовал антифашистские плакаты. Из блокадного Ленинграда выехал в Самарканд, куда в эвакуацию была вывезена Академия художеств.

В начале 1944 года Александр Иванович переехал в Загорск (Сергиев Посад), где приступил к работе над новыми произведениями. Любопытно, что здесь он написал «Автопортрет в рубище», выполненный в стиле старых испанских мастеров. Видимо, это была своеобразная проба кисти, так как зрители увидели его только после смерти художника. Здесь же началась работа над главной картиной живописца «Письмо с фронта».
Лактионов много работал. Но ему бы хватило и одной картины, чтобы навсегда остаться и в истории живописи, и в истории страны. Когда его полотно «Письмо с фронта» в 1947 году появилось на выставке, произошло удивительное событие, которого давно не знала русская живопись. На большую выставку многие зрители приходили ради одной картины. Ей было посвящено более половины записей в выставочной книге отзывов. Вскоре картина заняла место в Третьяковской галерее, художник получил за неё Сталинскую премию, а её репродукции разошлись по всей стране, сделав имя Лактионова широко известным.

После успеха картины «Письмо с фронта» в жизни Лактионова многое изменилось. Последовали награды и избрание в члены Академии художеств. Но главное, от него теперь ждали только талантливых работ и смотрели на них с точки зрения соответствия уровню «Письма». К сожалению, у художника бывали и неудачи, одной из них стала картина «Вновь я посетил...», посвященная Пушкину. Но затем последовала серия прекрасных портретов и пейзажей.

3. Виртуальная экскурсия в мир картин А.И.Ларионова. Индивидуальное задание учащихся-«экскурсоводов».

В мир картин Александра Ивановича Ларионова нас приглашает наш экскурсовод. Мы совершим сегодня виртуальную экскурсию.

Лактионов был художником разноплановым, ему хорошо удавались и жанровые картины, и портреты, и пейзажи. Зрителям его работы нравятся, потому что они добры и искренни.

Многим нравятся пейзажи художника. Они полны солнечного света, кажется, что в них даже струится от жары воздух. Интересно, как сам автор описывает рождение картины «Тишина», сюжет которой он подсмотрел в Паланге. «Летом 1958 года посоветовали нам друзья отправиться на берег ласкового Янтарного моря в маленький литовский городок Палангу. Приехал, поглядел кругом себя и опешил: не ожидал увидеть в миниатюрной Прибалтике такой могучей, девственной природы. Дивная зелень, дивное доброе солнце. Дома оно не всегда балует нас, грешных. Вот в этих тенистых рощах-парках я и подглядел сцену, которая меня глубоко взволновала. Вечная тема – мать и дитя. В этом пейзаже мне хотелось показать спокойную радость, счастье, тишину. Надеюсь, что эта простая тема найдет себе дорогу к сердцам, которым дороги мир на земле и счастье детей».
Лактионов не только любил и глубоко изучал картины старых мастеров, но и старался перенимать некоторые их методы живописи. Так, он часто применял сложную технику смешанного письма темперой и маслом. Сам изготавливал краски, руководствуясь старинными рецептами. Делал специальный грунт для работы пастелью, что позволяло сделать картину более долговечной.

Художник много и плодотворно работал, создав немало прекрасных картин. Несмотря на широкую известность, его жизнь не была легкой. Искусствоведы любили, да и теперь любят упрекать Лактионова в различных изобразительных грехах. Но зрителям многие его работы нравятся, потому что они добры и искренни.

4.Рассматривание репродукции картины «Письмо с фронта» .

На первый взгляд картина кажется обыкновенной. Но всмотритесь в нее! И вы откроете для себя много интересного.

5. История создания картины «Письмо с фронта». Индивидуальное задание «искусствоведов».

- Весной сорок пятого Лактионов он собирался написать картину «Встреча». Было написано несколько эскизов, но все решил случай. Художник тогда жил в подмосковном Загорске, в одной из келий Троице-Сергиева монастыря. Он очень любил гулять здесь. Однажды он встретил на прогулке солдата с перевязанной рукой и опиравшегося при ходьбе на палку. Останавливаясь, солдат доставал треугольник письма и сверялся с адресом. Заинтересованный Лактионов разговорился с солдатом, помог ему найти нужный адрес и проследил, как открылась дверь, как вспыхнуло лицо женщины, получившей заветный треугольник. Тема картины «Письмо с фронта» была окончательно определена. Оставалось придумать других героев полотна, дописать детали.

Обычно зритель видит окончательный вариант картины, но крайне интересно посмотреть эскизы и наброски, понять, как мастер подбирает типажи, выстраивает композицию, ищет световые решения. Обратите внимание на эскиз знаменитой картины. В нем уже ухвачена общая композиция, но только две фигуры заняли свои места, где и останутся практически без изменений. Задний фон тяжеловесен и давит на зрителя, явно не хватает света. Монастырский двор был раздвинут - углублён, крыльцо вдвое расширилось, на картине появилось больше солнца-воздуха, воздуха радости и ожидания победы. Много и других любопытных деталей, от которых художник впоследствии отказался или существенно их изменил. Этот эскиз дает зримое представление, в каких творческих поисках рождается талантливая картина.

Работая над «Письмом с фронта», Александр Иванович не ставил перед собой каких-то сверхзадач. Впоследствии он скажет: «В этой картине мне хотелось показать столь понятное каждому советскому человеку чувство радости от получения письма, изобразить советскую семью, горячо переживающую события на фронте и радующуюся успехам советских воинов».

6. Прообразы героев картины. Индивидуальное задание «искусствоведов».

Позировали для картины художника его близкие и знакомые. В роли солдата-письмоносца оказался художник В.И.Нифонтов. Вернувшись с фронта в армейской форме, он всем своим бравым видом просился на холст. Только руку пришлось бинтом привязать и слегка опереть на самодельный костылик - палочку. Женщина с конвертом, плечом к стенке это сестра матери Лактионова Евдокия Никифоровна. Дети - его дети. Пионер, читающий письмо, это семилетний сын художника Сережа, девочка с косами - дочурка Светлана. Девушка в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО, - это соседка. Она вся в солнце, а ее улыбка только добавляет тепла и света, наполняющих картину.

7. Викторина на внимание .

1.Сколько человек изображено на картине? (6)

2. Как распложена к зрителям девочка? (Спиной).

3. Какого цвета кепка у мальчика? (Голубого).

4. Что держит в руке женщина? (Конверт)

5. Во что обута женщина? (В тапки).

6. Кто из персонажей картины не входит в основную группу?(Солдат, идущий вдали).

7. Какая причёска у девочки? (Волосы заплетены в косы).

8. Какая рука находится на перевязи к солдата? (Правая).

9. Какого цвета кофта у девушки? (Зелёная).

10. Сколько этажей в доме на заднем плане? (Два).

11. Что держит солдат в руке?(Палку).

8.Работа над заголовком.

– Как называется картина? Почему?
– Как бы вы назвали эту картину?
9. Проверка домашнего задания. Повторение ранее изученного.

Какой стиль мы будем использовать для описания картины?

Действительно, мы будем описать изображённое на картине художественным стилем речи.

Определите, какой тип речи будет ведущим при описании картины?

Только ли описание будет присутствовать в вашем сочинении?

Где можно использовать другие типы речи? (Например, при использовании материала об истории создания картины – повествование, при рассказе о необыкновенной популярности – рассуждение).

10. Беседа по картине.

Какой эпизод запечатлел художник на картине?

Где происходит действие картины?

Что видим на передний плане картины?

Что изображено в центре картины?

На дальнем плане?

Мощным выразительным средством живописи является колорит, цвет. Великий русский художник И.Е. Репин писал: “Краски – орудие художника. Колорит должен выражать настроение картины…” Какую цветовую гамму использовал Ларионов? Какие краски преобладают? Почему?

Обратите внимание на фон картины. Какую роль в раскрытии замысла художника играет открывающийся на заднем плане вид?

Какой он? (Светлый).

Как художник показал, что стоит солнечный и тихий день?

Какие цвета использовал художник для изображения весеннего солнечного дня?

11. Определение ключевых слов и словосочетаний.

Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины.

Попробуйте описать героев, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие их.

Какие тона преобладают в изображении героев картины? Почему? (Светлыми тонами написаны герои картины, освещающее их солнце – символ радости, ожидаемого счастья после нелёгких лет войны).

Что в картине контрастирует с основным тоном? Почему? (Обстановка дома: облупившаяся штукатурка, тёмные сени, провалившийся пол - следствие долгой войны, когда не было средств и возможности отремонтировать помещение).

Почему избрал такой интерьер? (Как бы выход из тёмной войны на свет, к миру, к мирной жизни).

Каков жанр картины? (Групповой портрет в полный рост).

Почему именно групповой портрет выбирает художник?

Как расположены персонажи на картине? (Все они расположены по кругу, взгляды направлены в одном направлении: на мальчика, читающего письмо).

12. Составление плана сочинения - описания.

Составим план сочинения для соблюдения логики, последовательности высказываний.

– Как начать сочинение?
I. Вступление. (о А.И. Ларионове и одной из его самых известных картин – «Письмо с фронта», о Великой Отечественной войне и роли писем в жизни людей в этот тяжёлый период времени, об истории создания картины» Письмо с фронта»).

– О чём будем писать в основной части?
II. Основная часть.(Описание картины).

1. Описание фона картины.

2. Описание интерьера.

3. Персонажи картины.

а) облик женщины:

Поза,

Взгляд,

Одежда;

б) пионер, читающий письмо:

Поза,

Одежда,

Лицо,

Взгляд;

в) солдат-письмоносец:

Поза,

Одежда,

Взгляд;

г) девочка с косами:

Поза,

Волосы,

Одежда;

б) девушка в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО:

Поза,

Волосы,

Одежда,

Лицо,

Взгляд.

4. Круг – основа композиции картины.

5. Чувства героев.

6 . Настроение картины.

Какую мысль утверждает живописец своей картиной?

- А.И.Лактионов писал: «В этой картине мне хотелось показать столь понятное каждому советскому человеку чувство радости от получения письма, изобразить советскую семью, горячо переживающую события на фронте и радующуюся успехам советских воинов».

Она наполнена тишиной, светом, единением людей, радостью от ожидаемого конца войны, но в этой тишине нельзя не почувствовать драматизма войны – раненый солдат, бедность. Война - это зло для всех).

- Какие мысли и чувства пробудила в вас эта картина? (Чувство радости).
- О чём будем писать в заключении?

III. Заключение. (Какое настроение создаёт картина?/ Мои мысли о картине. / Моё отношение к картине. / Картина «Письмо с фронта» - гимн будущей Победе.)

13. Словарно-лексическая и стилистическая работа.

Какие средства выразительности можно использовать при описании картины? (Метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы.)

1. Работа по карточке № 1 (на столах у каждого учащегося).

– Выберите определения, характеризующие полученное известие.

Проверяем ответы.

Почему вы не использовали эпитеты: безрадостная, весёлая, горькая, грозная, грустная, дурная, злая, мрачная, неблагоприятная, неважная, недобрая, нерешительная, ошеломляющая, печальная, плачевная, плохая, поразительная, потрясающая, прискорбная, свежая, скверная, скорбная, страшная, счастливая, тревожная, тяжёлая, убийственная, удивительная, удручающая, утешительная, худая, чёрная? (Не соответствует реакции слушающих письмо: спокойное выражение лиц, улыбаются).

Почему не использовали эпитеты: благая, отрадная? (Стилистически высокие слова, не соответствуют контексту).

2. Работа по карточке № 2

- Самостоятельно выберите определения, которые вы будете использовать при описании фона картины и персонажей.


Подписи к слайдам:

Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта» Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины.

Цели: Развивать умения собирать и систематизировать лексический материал для написания сочинения-описания по картине. Учить видеть и понимать произведения живописи, формировать эстетический вкус учащихся, способствовать развитию эстетического восприятия и ассоциативного мышления учащихся. Развивать письменную речь, пополнить словарный запас учащихся, Закрепить понятие об описании как типе речи. Развивать чувство исторической памяти, осмысление значения Великой Победы над фашизмом.

Задачи урока: Научить учащихся в ходе работы над картиной соединять в своем сочинении различные типы речи. Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину. Ввести в речь учащихся слова и обороты, которые уместно употреблять в работе по описанию картины. Использовать личные впечатления при описании картины. Развивать языковое чутьё, учить редактированию текста.

«Письмо с фронта»

Лактионов Александр Иванович (1910-1972) русский художник. Родился в Ростове на Дону 16 (29) мая 1910 года в семье кузнеца. Учился в Ленинградской Академии художеств (1926-1929), а также в аспирантуре этой академии у Грабаря (1938-1944); среди его наставников особое влияние на молодого художника оказал И.И.Бродский. Автопортрет

О своем детстве он впоследствии писал: «Отец мой был кузнец, мать – прачка. Любовь к рисованию появилась у меня рано. Эту любовь всячески поощрял и развивал мой отец».

А. Лактионов. Портрет Исаака Бродского. 1938 г.

«Ночью...» (Исаак Израилевич Бродский незадолго до смерти)

«Автопортрет в рубище"

3. В галерее художника А.И. Лактионов был художником разнопла-новым, ему хорошо удавались и жанровые картины, и портреты, и пейзажи. Зрителям многие его работы нравятся, потому что они добры и искренни.

«Теплая осень»

«Тишина»

« На террасе. Абрамцево»

«За вышиванием». Картина написана пастелью

«В гостях у внуков»

«Возвращение»

5. История создания картины Весной сорок пятого Лактионов он собирался написать картину «Встреча». Было написано несколько эскизов, но все решил случай. Художник тогда жил в подмосковном Загорске, в одной из келий Троице-Сергиева монастыря. Он очень любил гулять здесь. Однажды он встретил на прогулке солдата с перевязанной рукой и опиравшегося при ходьбе на палку. Останавливаясь, солдат доставал треугольник письма и сверялся с адресом. Заинтересованный Лактионов разговорил с солдатом, помог ему найти нужный адрес и проследил, как открылась дверь, как вспыхнуло лицо женщины, получившей заветный треугольник. Тема картины «Письмо с фронта» была окончательно определена. Оставалось придумать других героев полотна, дописать детали. Монастырский двор был раздвинут -углублён, крыльцо вдвое расширилось, на картине появилось больше солнца-воздуха, воздуха радости и ожидания победы.

Эскиз к картине "Письмо с фронта"

Художник о картине Впоследствии он скажет: «В этой картине мне хотелось показать столь понятное каждому советскому человеку чувство радости от получения письма, изобразить советскую семью, горячо переживающую события на фронте и радующуюся успехам советских воинов». «Автопортрет». 1952

6. Прообразы героев картины Позировали для картины художника его близкие и знакомые. В роли солдата-письмоносца оказался художник В.И.Нифонтов. Вернувшись с фронта в армейской форме, он всем своим бравым видом просился на холст. Только руку пришлось бинтом привязать и слегка опереть на рукодельный костылик - палочку.

6. Прообразы героев картины Женщина с конвертом, плечом к стенке - это сестра матери Лактионова Евдокия Никифоровна.

6. Прообразы героев картины Дети - его дети. Пионер, читающий письмо, это семилетний сын художника Сережа, девочка с косами - дочурка Светлана.

6. Прообразы героев картины Девушка в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО, - это соседка. Она вся в солнце, а ее улыбка только добавляет тепла и света, наполняющих картину.

7. Викторина на внимание 1.Сколько человек изображено на картине? 2. Как распложена к зрителям девочка? 3. Какого цвета кепка у мальчика? 4. Что держит в руке женщина? 5. Во что обута женщина? 6. Кто из персонажей картины не входит в основную группу? 7. Какая причёска у девочки? 8. Какая рука находится на перевязи к солдата? 9. Какого цвета кофта у девушки? 10. Сколько этажей в доме на заднем плане? 11. Что держит солдат в руке?

10. Беседа по картине - Какой эпизод запечатлел художник на картине? -Где происходит действие картины? - Что видим на переднем плане картины? - Что изображено в центре картины? - На дальнем плане?

10. Беседа по картине - Мощным выразительным средством живописи является колорит, цвет. Великий русский художник И.Е. Репин писал: “Краски – орудие художника. Колорит должен выражать настроение картины…” Какую цветовую гамму использовал Ларионов? Какие краски преобладают? - Почему? - Обратите внимание на фон картины. Какую роль в раскрытии замысла художника играет открывающийся на заднем плане вид? - Какой он? - Почему автор использовал именно такой фон? - Как художник показал, что стоит солнечный и тихий день? - Какие цвета использовал художник для изображения весеннего солнечного дня?

Главные герои картины - Попробуйте описать героев, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие их. - Какие тона преобладают в изображении героев картины? Почему? - Что в картине контрастирует с основным тоном? Почему? Почему избрал такой интерьер? - Каков жанр картины? - Почему именно групповой портрет выбирает художник? - Как расположены персонажи на картине? - Почему автор использует такое расположение персонажей на картине?

12. Составление плана сочинения - описания. - Составим план сочинения для соблюдения логики, последовательности высказываний. – Как начать сочинение? I. Вступление. (о А.И. Ларионове и одной из его самых известных картин – «Письмо с фронта», о Великой Отечественной войне и роли писем в жизни людей в этот тяжёлый период времени, об истории создания картины» Письмо с фронта»).

II. Основная часть.(Описание картины). 1. Описание фона картины. 2. Описание интерьера. 3. Персонажи картины. а) облик женщины: -поза, -взгляд, -одежда;.

б) пионер, читающий письмо: -поза, -одежда, -лицо, -взгляд; в) солдат-письмоносец: -поза, -одежда, -взгляд;

г) девочка с косами: -поза, -волосы, -одежда; б) девушка в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО: -поза, -волосы, -одежда, -лицо, - взгляд.

4. Круг – основа композиции картины. 5. Чувства героев. 6 . Настроение картины. -Какую мысль утверждает живописец своей картиной? - А.И.Лактионов писал: «В этой картине мне хотелось показать столь понятное каждому советскому человеку чувство радости от получения письма, изобразить советскую семью, горячо переживающую события на фронте и радующуюся успехам советских воинов».

Какие мысли и чувства пробудила в вас эта картина? - О чём будем писать в заключении? III. Заключение. (Какое настроение создаёт картина?/ Мои мысли о картине. / Моё отношение к картине. / Картина «Письмо с фронта» - гимн будущей Победе.)

13. Словарно-лексическая и стилистическая работа – Выберите определения, характеризующие полученное известие. Карточка № 1 Весть (какая?) – безрадостная, благая, благоприятная, важная, весёлая, горькая, грозная, грустная, добрая, долгожданная, дурная, желанная, злая, мрачная, неблагоприятная, неважная, недобрая, нежданная, неожиданная, нерешительная, отрадная, ошеломляющая, печальная, плачевная, плохая, поразительная, потрясающая, прискорбная, приятная, радостная, свежая, скверная, скорбная, страшная, счастливая, тревожная, тяжёлая, убийственная, удивительная, удручающая, утешительная, хорошая, худая, чёрная.

Ответ на карточку № 1 Весть – благоприятная, важная, добрая, долгожданная, желанная, нежданная, неожиданная, приятная, радостная, хорошая. - Почему вы не использовали эпитеты: безрадостная, весёлая, горькая, грозная, грустная, дурная, злая, мрачная, неблагоприятная, неважная, недобрая, нерешительная, ошеломляющая, печальная, плачевная, плохая, поразительная, потрясающая, прискорбная, свежая, скверная, скорбная, страшная, счастливая, тревожная, тяжёлая, убийственная, удивительная, удручающая, утешительная, худая, чёрная? - Почему не использовали эпитеты: благая, отрадная?

Работа по карточке № 2 Выберите определения, которые будете использовать при описании фона картины и персонажей. День (какой?) летний, свежий, сумрачный, обыкновенный, будничный, обыденный, безветренный, безоблачный, ветреный, дождливый, душный, жаркий, знойный, мглистый, морозный, мрачный, ненастный, непогожий, неяркий, облачный, ослепительный, палящий, пасмурный, погожий, прохладный, румяный, свежий, сверкающий, светлый, солнечный, студеный, сумрачный, сухой, тихий, туманный, тусклый, удушливый, хмурый, холодный, ясный, гаснущий, минувший, молодой, новорожденный, безмятежный, безотрадный, безрадостный, волнующий, грустный, дивный, долгожданный, желанный, нелегкий, счастливый, тревожный, майский.

Работа по карточке № 3 Солнце (какое?) – неяркое, палящее, знойное, багровое, восходящее, высокое, горячее, жаркое, жгучее, желтое, закатное, заходящее, золотистое, золотисто-огненное, золотое, лучистое, малиновое, мглистое, нежаркое, нестерпимое, нещадное, низкое, огневое, огненное, ослепительное, палящее, полуденное, сверкающее, светлое, теплое, туманное, холодное, чистое, янтарное, яркое, великолепное, веселое, вялое, доброе, ласковое, ликующее, невеселое, приветливое, умытое, усталое, утомленное, зенитное, весеннее, вечернее, зимнее, июньское, летнее, майское, осеннее, предвечернее, северное, утреннее.

Описание персонажей картины - Итак, предметом дальнейшего разговора являются персонажи картины. Какого типа будет ваш текст? - Какого стиля речи будет текст? Карточка № 4 Волосы (какие?) белокурые, белоснежные, бесцветные, вороные, блестящие, выгоревшие, горчичные, выцветшие, жёлтые, золотистые, каштановые, льняные, медно-золотистые, овсяные, волнистые, вьющиеся, неприбранные, растрёпанные, тонкие, шёлковые.

Одежда персонажей - Что в одежде бросается в глаза? - Опишите одежду персонажей, не забывая о художественных средствах. Одежда женщины: чёрная юбка, белая просторная полинявшая от многочисленных стирок кофта, на голове – платок, на ногах – старые поношенные тапки; Одежда пионера, читающего письмо: рубашка с бело - розовую клетку, шорты, красный пионерский галстук, синяя кепка на голове;

Одежда персонажей Одежда солдата-письмоносца: гимнастёрка и брюки-галифе защитного цвета, сапоги, пилотка, на груди – награды, полученные на войне; Одежда девочки: белая, расшитая цветами кофта, коричневая юбка, белые носки с полосками, сандалии; Одежда девушки в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО: лёгкое жёлтое в мелкий цветочек платье, бирюзовая поношенная кофта, обута в чёрные старые тапки, на руке – красная повязка дежурного ПВО.

Работа с толковым словарём - Выяснить лексическое значение непонятных слов. ГИМНАСТЁРКА, и, ж. [от гимнаст] (нов.). Род верхней рубашки с прямым воротом, принятый в войсках, как форменная одежда… ГАЛИФЕ" [фэ], (нов). 1. в знач. неизмен. !!! прил. Об особом покрое брюк (первонач. у кавалеристов), облегающих колени и сильно расширяющихся кверху. Брюки г. 2. нескл. (сочетается с прил. во мн. ч). Самые … NB ! Обратите внимание на правильное произношение слова: буква Е в этом слове обозначает звук [Э], поэтому произносится [ГАЛ`ИФЭ]. ПИЛО"ТКА, и, ж. (нов). Форменный головной убор пилота, летчика. Суконная п…

Работа с толковым словарём ПВО - противовозду́шная оборо́на - комплекс мер по обеспечению защиты от средств воздушного нападения противника. ПВО - сокращённое наименование системы п ротиво в оздушной о бороны. ВЫПРАВКА - выправки, NB ! - мн.ч. нет, ж. 1. Действие по глаг. Выправить - выправлять (простореч.). Выправка бритвы. Выправка документов. 2. Осанка, стройность фигуры, приобретаемая физическими упражнениями (чаще у военных). Молодцеватая выправка. Военная выправка. Приобрести хорошую выправку. КРЫЛЬЦО - наружняя пристройка (часто крытая) при входе в дом, через которую осуществляется вход и выход из жилого помещения.

Работа со словарем синонимов Подбери синонимы к словам. Художник – ... живописец, мастер кисти, пейзажист. Создает – ... пишет (но не описывает и не рисует). Картина – ... полотно, репродукция. Поражает – ... удивляет, изумляет.

Подберите синонимы к глаголу смотреть. Найдите статью в «Словарике синонимов». Какие там даны синонимы к этому глаголу? Глядеть, глазеть, взирать, созерцать, воззриться, лицезреть, зрить. Какие из них могут быть использованы при описании картины? Почему? Только смотреть; глядеть, взирать, зрить, глазеть, созерцать, лицезреть – стилистически не подходят: либо высокие, книжные, либо разговорные, просторечные.

Определите различия в значении слов-синонимов. Какие из них вы используете в сочинении по картине? Прислониться – притулиться - облокотиться, идти – прогуливаться - шествовать, повседневный – обыденный - будничный, ранний – молодой - зелёный, приятная – милая - очаровательная, ласково - нежно – трепетно.

Замените данные словосочетания синонимичными по образцу: Пол из досок – дощатый пол, Пол из дерева – ..., Платье из ситца - ..., Забор из дерева - ..., Кофта с вышивкой - ... - Подберите определения-синонимы для описания интерьера. - Подберите определения-синонимы для описания пейзажа на заднем плане.

При описании персонажей картины по плану попробуйте передать их чувства, мысли. - Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение персонажей картины. Радость, восторг, волнение, любопытство, удивление, восхищение, беспокойство, гордость, испуг, грусть, интерес, нежность.

Подберите к словам антонимы. Военный человек - ..., Пасмурный день - ..., Грустное настроение - ..., Замкнутое пространство - .... - Образуйте краткую форму и сравнительную степень прилагательных. Молодой - ..., ... . Внимательный - ..., ... .

Подберите подходящее сравнение. Косы, словно... Улыбка, будто... Взгляд, точно... Платье, как... Девушка похожа на...

14. Орфографическая и пунктуационная подготовка 1. Раскройте скобки и ответьте на вопросы. Стоит (Как? и как?) Держит (Что? Где?) Одет(а) (во что? Как?) Выглядит (Какой? и какой) Облокотилась (На что? Чем?) - Обратите внимание на написание наречий, обозначающих местоположение. з десь, справ а, слев а, ряд о м, вбл и зи,вд а ли, вд а л е ке.

2. Подберите проверочные для слов с безударной проверяемой гласной. Т...рпеливо - ..., Вз...лась - ..., Гл...дит..., Д...р...вя? ый - ..., Д...щатый - ..., Д...ржалась - ..., П о л...тно - ...., ...рмейский - ..., Ч...тающий - ...

3. Запомните написание слов!!! к о нверт п ио нер с а ндалии 4. Вспомните правописание сложных прилагательных, обозначающих оттенки цветов. Светло(голубой), беловато(синий), ярко(жёлтый), бело(розовый). !!!

5. Запишите цифры словами. Есть ли разница между предложениями? Девушке примерно 17 лет. - Ей около 17. Девочке нет и 10. - Девочке примерно 10 лет Мальчику пошёл 12 год.- Мальчику нет ещё 12 лет. 6. Разберите по составу слова: полумрак, неторопливо, внимательно, натруженные, израненный, безветренный. - Какие орфограммы встретились в этих словах?

7. Замените деепричастием один из глаголов. Девушка стоит у перил и облокотилась на них. Женщина оперлась на притолоку и держит в руке конверт от письма. Солдат смотрит на мальчика и опирается на палку. Девочка левой рукой держится за притолоку, а правую закинула назад. - Как вы расставите знаки препинания в получившихся предложениях? - Ещё раз обратимся к схеме постановки знаков препинания при деепричастном обороте.

8. Редактирование предложений. Найди неточно употребленное слово и замени. Картина отсвечивает нежными красками (оттенками) белого, голубоватого, жёлтого. Полотно оставляет (создает) радостное настроение. Прекрасный художник написал прекрасную картину.

15. Подготовка к созданию письменного текста 1. Предложите возможное начало. 2. Развейте мысль. Картина названа так потому, что... На долю женщины выпала нелёгкая судьба: ... Мягкий свет от косых лучей солнца проходит по картине слева направо, от него на полу лежат лёгкие тени от.... Мягкая цветовая гамма как нельзя лучше передаёт состояние...только что...... Мальчика, сидящего на табурете в центре картины, окружают справа и слева...

Дворик, виднеющиеся вдали..., идущий через... ..., ярко-голубое..., частью срезанное краем холста, как бы продолжают изображённое пространство, расширяя границы картины. Проходящая через всю картину на втором плане горизонталь строений подчёркивает протяжённость картины в.... (ширину) Построенный таким образом передний план получает своё естественное продолжение в дальнем плане: открывающемся справа... , слева..., впереди... Таким образом, вся картина создаёт широкое представление о том, что уже вся Россия, получая с радостной надеждой..., ждёт...

Используя данные слова, словосочетания и предложения, составьте устный рассказ по картине А.И.Лактионова "Письмо с фронта". - Что бы вы могли дополнить? 16. Работа над черновиком. - Прежде чем вы приступите к работе над черновиком, вспомните, о чём нельзя забывать при работе над наброском сочинения? - Сформулируйте несколько советов для работы над черновиком. 17.Редактирование написанных черновиков. 18.Чтение наиболее удавшихся сочинений. 19. Написание сочинения - описания. 20. Подведение итога урока.

Советы к сочинению. Памятка Обратить внимание на выражение лиц героев картины, их поз, преобладание гаммы красок. Не старайтесь скрупулёзно, дотошно описывать внешность героев, лицо при перечислении всех подробностей «расплывается», пропадает, как пропадает и сам человек, с которого писали портрет. Важно передать основное в облике и характере изображаемого: это не фотография, а произведение Помнить о соотношении частей сочинения: вводной, основной и заключительной. Условие - объём 1,5 - 2 страницы. Сочинение-описание надо начинать с общего плана. Сочинение выиграет, если использовать разнообразные по цели высказывания предложения.

11. Домашнее задание. 1. Дифференцированное задание. Напишите сочинение: А) 3-я группа (воспроизводящий уровень) – описание картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта»; Б) 2-я группа (конструктивный уровень) рассказ от лица одного из героев; В) 1-я группа (творческий уровень) рассказ на основе услышанного. 2. Повторить правила постановки знаков препинания при обращении и прямой речи.

Ресурсы http://www.museum.ru/alb/image.asp?14735 http://www.art-stamps.narod.ru/gtg/page_051.htm http://www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=0&fp=2&uid=1583&idg=0&user_serie=0 http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26219/ http://kutza.ru/index.php?dn=photos&to=image&id=50 http://www.gelos.ru/sale/gallery/pchelin.html http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26219/ С.Ю.Михайлова. Сочинения по картине.


Картина Лактионова «Письмо с фронта» завоевала симпатии зрителей сразу же, как только увидела свет в 1947 году. На ней изображено то, что было так близко и дорого каждому русскому человеку, - ожидание победы, надежда на скорое возвращение любимых людей с фронта.
Герои картины собрались на пороге дома ради радостного события: услышать весточку с фронта – письмо, которое читает мальчик. Его окружили со всех сторон и слушают очень внимательно. На лицах всех героев картины радостная улыбка – наверное, в письме описываются успехи наших войск и подтверждаются всеобщие надежды на скорое окончание войны.
Художник показывает, что все – от мала до велика – живут одной мыслью – о скорейшей победе над фашистами. Мальчик, герой-фронтовик, девочка, молодая и пожилая женщины радуются письму совершенно одинаково. Вторит им и солнце, которое освещает фигуры и улыбки героев, как бы подтверждая их надежды. Сочувствуем и сопереживаем этим людям и мы, зрители. Кажется, будто мы находимся в этой группе, окружающей мальчика, и вместе со всеми слушаем его.
Композиция картины состоит из трех планов. На переднем плане изображена группа людей, внимание каждого из них обращено к мальчику, сидящему на стуле. Солнечный свет освещает этого героя, приковывая к нему внимание. Другие герои, в меньшей степени, но также освещены.
Второй план картины – это двор, по которому движется какой-то человек. Солнечный свет, «направленный» на картину с дальнего плана, образует светлую дорожку, которая освещает этого человека и героев картины на первом плане.
Совсем вдалеке мы видим небо и дома, образующие двор. Думаю, такой городской пейзаж с двухэтажными старыми бараками, рассохшимся деревянным полом, ветхим крыльцом можно было встретить в любом городке того времени.
Кроме этих деталей, художник мастерски подчеркнул и другие, передавая дух военного времени. Это, конечно, раненный фронтовик с перевязанной рукой и тростью. На груди у него мы видим много наград, он курит и внимательно слушает мальчика. Это и красная повязка на рукаве у молодой женщины, говорящая о том, что она член военной дружины. Это и характерная стрижка мальчика, и одежда девочки и пожилой женщины.
Кажется, будто все герои картины – члены одной большой семьи. Глядя на их лица, мы понимаем, что они близки друг другу, искренне радуются и сопереживают каждому из их небольшой группы. Что же объединяет этих людей? Художник показал удивительное единение советских людей, открытых, добрых, искренних, человечных. Конечно, они одна семья, ведь они соседи, наверное, всю жизнь знают друг друга. Кроме того, все они сблизились из-за страшной войны, что бушует на фронтах Родины. Все они в это суровое и тяжелое время мечтают об одном – о победе, о встрече с любимыми и родными людьми. Именно поэтому письмо с фронта становится для них символом, добрым знаком, позволяющим вместе порадоваться, еще больше почувствовать близость других людей, набраться сил, чтобы дождаться великого 9 мая 1945 года.

Лучшие статьи по теме