Художественные проекты ознакомления дошкольников с региональными художественными ремёслами.
Проблема: Показать разнообразие художественных ремесел Симбирского края и их отличительные черты.
Цели:
1. Показать особенности лоскутной техники шитья и возможности ее использования для убранства дома, украшения интерьера.
- путем погружения в быт русского народа;
- знакомство с современной мастерицей г. Димитровграда О. Вукаловой.
2. Формирование потребности создавать изделия по мотивам работ симбирских мастериц.
Задачи:
1. Знакомство с орнаментом симбирских тканых изделий, его особенностями и функциями: эстетической, этнической, обереговой.
2. Знакомство с видами орнамента: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.
3. Дать представление о региональных особенностях народного костюма {расцветка, форма отделки и т.д.}.
Предварительная работа:
Подготовка книжек-раскрасок “Ткачество и вышивка симбирских мастериц”, “Симбирский народный костюм”, “ Симбирские головные уборы”.
- выполнение детьми под руководством взрослого отдельных элементов костюма своей местности для сюжетно-ролевых игр.
- внесение вариативных моделей.
- подготовка необходимого инструментария.
- рассматривание тканых изделий.
- чтение симбирских сказок.
1. Плетение пояса - ручной труд.
Цель: заинтересовать детей техникой плетения на примере плетения с помощью бумажных полос. Формирование потребности создавать изделие по мотивам работ симбирских мастериц.
Методика: загадывание загадок о поясах. Предложение сплести пояс, как симбирские мастерицы. Обсуждение проблемной ситуации: как можно сплести пояс из бумажных полос. Игровая мотивация: пояс для бумажной куклы. Установка на сочетание цветов и оттенков. Самостоятельная деятельность детей - плетение пояса. Рассматривание детских работ. Украшение бумажных кукол.
Обыгрывание - куклы любуются поясами.
- обсуждение с детьми значения пояса в народном костюме.
- дидактическая игра “Плетение ковра”.
- рассматривание репродукции картины Р.А.Тропинина “Пряха”, обмен впечатлениями.
2. Беседа с детьми о лоскутной мозаике.
Цель: познакомить детей с лоскутной мозаикой как старинным видом декоративно- прикладного народного искусства.
Методика: Воспитатель показывает различные образцы лоскутной мозаики: игрушки, одеяльца и другие изделия из лоскутков. Рассматривание, любование изделиями, выполненными в лоскутной технике. Рассказ воспитателя о лоскутной технике.
Взаимодействие с другими видами деятельности:
- конструирование из бросового материала - Рукотворное чудо.
- экскурсия в музей народного творчества.
3. Аппликация “Узоры симбирских мастериц”.
Цель: удивить детей красотой орнамента тканых полотенец. Познакомить с особенностями геометрического орнамента, с элементом симбирского орнамента - “перунов цветок”, его значением и способом вырезывания. Воспитывать интерес к орнаменту, желание использовать его для украшения изделий.
Методика: рассматривание тканых изделий, обсуждение понравившихся. Беседа и рассуждение с детьми об орнаменте и его функциях (украшает, защищает, выражает пожелание). Дидактическая игра “Чтение орнамента”. Рассказ воспитателя об основном элементе орнамента “перунов цветок”, предложение создать свой орнамент из этого элемента.
Показ способа вырезывания элемента - “ перунов цветок ”. Анализ вариативных моделей орнамента из этого элемента. Повторение особенности построения линейного орнамента. Самостоятельная деятельность детей над орнаментацией полотенца. Рассматривание детских работ, определение их индивидуальной выразительности.
Взаимодействие с другими видами деятельности:
- дидактическая игра “Симбирская мозаика”. Составление композиций из элемента “ перунов цветок ” на полосе, квадрате.
- книжка-раскраска “Симбирские полотенца”,
- творческое задание “Придумай свой орнамент”.
4. Изготовление дидактической игры “Симбирская мозаика”.
Цель: составление композиций из элемента “перунов цветок” на полосе, квадрате.
Методика: Рассматривание тканых изделий, вышитых геометрическим орнаментом. Предложение изготовить дидактическую игру, вырезать элементы для составления геометрического орнамента. Анализ вариативных моделей орнамента из этих элементов. Выбор понравившегося орнамента. Самостоятельная деятельность детей. Обмен конвертами с элементами орнамента. Составление орнамента на изделии. Обмен впечатлениями и чтение орнамента.
5. Рассказ детям о разнообразии русского народного костюма.
Цель: познакомить с русским народным костюмом, выделить защитную функцию орнамента в одежде - для оберега от неблагоприятных воздействий.
Методика: Предложение детям отправиться в путешествие по старине и поговорить о том, что носили, во что одевались наши предки в прежние времена. Создание проблемной ситуации - в древние времена магазинов не было. Как же одевались люди в красивые одежды в старину. Какой же была тогда одежда. Рассказ воспитателя с показом элементов народного костюма - рубаха, сарафан, налобник, кокошник, сорока и тд.
Взаимодействие с другими видами деятельности:
- беседа по прослушанному рассказу.
- разгадывание кроссворда о русских головных уборах.
6. Выступает будто пава.
Цель: познакомить с русским народным костюмом Симбирской губернии, выделить защитную функцию орнамента в одежде - для оберега от неблагоприятных воздействий. Побудить детей использовать полученные знания в собственной изобразительной деятельности.
Методика: рассматривание элементов костюма симбирских крестьянок. Определение вместе с детьми понятий “сарафан”, “кокошник”, “рубаха”. Рассказ воспитателя о русском народном костюме Симбирской губернии. Нахождение детьми в украшении костюма знакомых элементов орнамента. Предложение создать свой орнамент из знакомых элементов.
Проблемная ситуация: как можно изобразить перунов цветок с помощью карандаша. Рассматривание динамической таблицы - последовательность рисования элемента “ перунов цветок ”. Определение местонахождения и способа построения орнамента на силуэте. Самостоятельная деятельность детей.
Анализ работ.
Взаимодействие с другими видами деятельности:
- сравнение симбирского народного костюма с костюмами персонажей русских народных сказок. Изготовление бумажных кукол, придумывание им старинных имен, украшение костюма орнаментом.
7. Посещение музея народного творчества.
Цель: обобщить и закрепить у детей знания о русском народном костюме.
Методика: В музее встречает работник музея в народном костюме.
Экскурсовод: Здравствуйте, дети. Пришли вы в музей посидеть, на красоту посмотреть, про старину послушать. Ведь недаром в народе говорят: обед узнают по кушанью, а ум по слушанию. Сегодня я проведу конкурс, и мы узнаем, кто же из вас лучше знает старину. (Делит ребят на две команды).
1. Придумайте названия своим командам.
2. Закончите пословицы и поговорки:
1) Какова пряха,…… такова на ней рубаха.
2) По платью встречают, ……по уму провожают.
3) Береги платье снову,…… а честь смолоду.
4) Не поносишь старого -…….. не носить и нового.
5) Всяк портной на свой …….раскрой.
6) Умеют не от хохота, а от…….жизненного опыта.
Экскурсовод: Молодцы, дети, много знаете пословиц и поговорок. Посмотрите, сколько здесь разных костюмов. Но как мы определим, где здесь костюм Симбирской губернии?
3. Воспитатель: Давайте поиграем в игру. Дети, я буду показывать на рисунках части костюма, а вы говорите, что это за деталь. (Показывает рисунки с разными костюмами - северорусский, южнорусский, симбирский).
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и нашли симбирский костюм.
4. А теперь попробуйте превратиться в ткачей. Каждая команда должна одеть куклу в симбирский народный костюм. Будьте внимательны. А мы посмотрим, какая команда сделает это дружно, быстро и аккуратно.
5. Вопросы 1 команде:
- что в старину на Руси носили женщины? (сарафан)
- от какого корня происходило слово рубаха? (рубить)
- какой длины обычно были рубахи у мужчин?
- круг - символ……солнца.
- чем обычно украшали сарафан? (пуговицами)
Вопросы 2 команде:
- что в старину было основой мужской одежды? (рубаха)
- что означает слово «опростоволоситься»
- какой длины были рубахи у женщин?
- дерево - символ…..жизни.
- что было вышито на поясе у мужчин?
Подведение итогов. Предложение поиграть в симбирскую игру.
Игра «Челноком».
Играющие становятся в пары одна после другой: поднимают руки вверх, чтобы свободно можно было пройти между ними; последняя пара бежит между всех пар и кричит:
Челнок бежит, земля дрожит!
Пройдя все пары, становится впереди первой и тоже поднимает вверх руки. Таким же образом бежит вторая пара, третья и т.д. до последней пары, затем опять начинает бежать первая, и таким образом игра продолжается по желанию без конца.
8. “Украсим дом для куклы”.
Цель: побудить детей украсить интерьер комнаты для кукол, выбрав понравившуюся технику создания изделия по мотивам симбирских мастериц. Развивать желание создавать неповторимую работу, стремление выразить в ней свое творческое начало.
Методика: создание проблемной ситуации: необходимо обустроить дом для куклы. Обсуждение проблемы с детьми, определение объёма работы и её содержание для каждого ребёнка. Самостоятельная деятельность детей. Обыгрывание новоселья.
Взаимодействие с другими видами деятельности:
- игры с обустроенным домом,
- выставка детских работ для сотрудников ДОУ и родителей.
Мелекова Ирина Александровна, МБДОУ Центр развития ребёнка - детский сад № 60 «Незабудка», г. Ульяновск, старший воспитатель.
Чтобы скачать материал или !Лариса Пузанова
Программное содержание :
1. учить детей создавать аппликацию на листе бумаги из ткани;
2. учить детей красиво выстраивать композицию на листе;
3. учить подбирать краски, задумывать свой рисунок, развивать воображение, эстетический вкус;
4. развивать чувство композиции, фантазии и мелкую моторику;
5. приобщать детей к декоративно-прикладному творчеству.
Задачи :
1. воспитывать самостоятельность в создании композиции;
2. развивать умение работать в коллективе;
3. согласовывать свои действия друг с другом.
Интеграция образовательный областей «Познание» , «Художественно-эстетическое развитие» .
Материал : лоскутки ткани , ножницы, клей, белый картон.
Дети садятся за столы, на которых лежат лоскутки ткани в виде квадрата, ножницы, клей и белый картон.
Ход занятия
Ребята, раньше наши бабушки долгими зимними вечерами шили очень красивые вещи из лоскутов . Это старинный метод женского рукоделия. Называется «Лоскутная мозаика » .
Сначала эти лоскутки пришивали на появившиеся дырочки в одежде. Такие лоскутки назывались заплатками. Они мели разную форму и цвет.
Потом из них женщины стали шить красивые покрывала, одеяла, коврики.
Сегодня, я предлагаю сделать с вами «Чудо-коврик » из разноцветных лоскутков . Нужно квадратный лоскуток разрезать на четыре части и наклеить на бумагу.
И если каждый коврик ребенка повесить вместе друг с другом, то получится один большой красивый ковер.
Предлагаю вашему вниманию детские работы.
Различные техники лоскутного шитья, называемые общим словом пэчворк, давно стали популярны по всему миру. Изначально этот вид рукоделия появился как способ экономии и повторного использования остатков тканей. А теперь это целое направление, в технике лоскутного шитья создаются не только полезные и удобные вещи, но и целые шедевры. Множество людей в разных странах выбрали пэчворк своим хобби и вовсю совершенствуют свои навыки, охотно делясь идеями и выкройками. Как можно применить техники пэчворка дома? Необычные лоскутные идеи:
Отличным решением для новогоднего и рождественского оформления дома могут быть различные вещицы, выполненные в технике лоскутного шитья. Таким образом можно своими руками изготовить подарки для родных и друзей, а также праздничный декор. Пэчворк идеи на новогоднюю тематику включают в себя различные панно с традиционными орнаментами, всевозможные сувениры, а также новогодние чулки для подарков. Можно сшить необычную и яркую декоративную юбку для елки. Самые разные лоскутные идеи во множестве представлены в интернете, выпускаются специальные книги. Там вы найдете фото для вдохновения.
Для оформления праздничного стола тоже можно использовать пэчворк. Подставки под столовые приборы, выполненные из лоскутков, украсят застолье и придадут комнате нарядный и необычный вид. Можно изготовить также и елочные игрушки, и гирлянды, и даже звезду на макушку рождественского дерева. Ваша фантазия не ограничена ничем!
Итак, новогодние лоскутные идеи для вдохновения:
- Елочные игрушки;
- Гирлянды на елку;
- Гирлянды для оформления комнаты;
- Носки для подарков;
- Юбка под елку декоративная;
- Подставки под тарелки;
- Грелка для чайника;
- Диванные подушки;
- Одеяла и покрывала.
Идеи для детской
Более всего лоскутное шитье уместно в детской комнате. Именно там хочется видеть яркие, уютные и эмоционально теплые вещи. Выполненные своими руками вещи всегда получаются особенными, не может быть двух одинаковых. Шитье вещей для детской может стать отличным занятием для будущей мамы. Для детской комнаты лучше выбирать теплые, спокойные цвета и традиционные узоры. Также чудесно будут смотреться в детской различные лоскутные изделия с аппликациями.
Чаще всего оформление детской спальни предполагает шитье одеял в технике пэчворк или квилтинг.
Квилтинг – это стеганное лоскутное изделие, имеющее наполнитель. Чаще всего – одеяло.
Возникает ощущение, что лоскутное шитье создавали специально для оформления и украшения комнат, в которых живут дети. Именно там наиболее уместны яркие цвета и необычные фактуры. Можно своими руками сшить лоскутные вещи в стиле любимых вашим ребенком мультиков и сказок, а также выдержать общий цветовой стиль. Фото также можно почерпнуть из сети или книг.
Итак, пэчворк идеи для детской:
- Одеяла: мозаичные или же выполненные в квилте;
- Покрывала;
- Подушки;
- Игрушки;
- Занавески;
- Коврики;
- Корзинки для хранения игрушек;
- Карманы для мелочей;
- Декоративные панно;
- Мягкие бортики для кроватки.
Вы можете придумать еще множество способов применить лоскутное шитье в интерьере детской.
Лоскутные новинки
Огромное разнообразие изделий в технике лоскутного шитья можно применить почти в любом интерьере. Фото для вдохновения легко отыскать на тематических сайтах. Подарки для друзей и родных, вещицы для дома, изготовленные своими руками, различные предметы интерьера, аксессуары, даже одежда – все, что подскажет вам вдохновение.
Новинками является то, что теперь производят и продают множество специальных товаров для пэчворка. Если раньше для лоскутного шитья применяли остатки тканей от других, более крупных изделий, то теперь ткани частенько покупают специально. Впрочем, это не обязательно, тут уж как вам будет угодно.
Также для серьезных занятий лоскутным шитьем рукодельницы нередко покупают специальные швейные машинки – распошивальные, или плоскошовные. Эта техника дает больше возможностей и свободы в шитье из лоскутков. Но если возможности приобрести специальное оснащение нет, или если пэчворк пока не стал для вас настолько серьезным увлечением, обычная швейная машинка тоже вполне подойдет.
Идеи для вдохновения, вещи для дома своими руками и прочие рукодельные радости:
- Сумки, пляжные и повседневные;
- Лоскутные юбки, яркие и веселые. В модном стиле бохо шик, либо хиппи;
- Косметички;
- Органайзер в сумку;
- Пенал для ручек и карандашей;
- Карманы для хранения различных мелочей;
- Покрывала;
- Одеяла;
- Коврики;
- Накидки на диваны и кресла;
- Чехлы на стулья;
- Декоративные подушки;
- Скатерти;
- Занавески;
- Мягкие подушки на табуретки, с держателями;
- Прихватки и рукавички для кухни;
- Подставки под горячее;
- Грелки на чайник;
- Декоративные панно.
Новое в пэчворке: свежие идеи (видео)
Пэчворк – это постоянно развивающееся направление творчества. Постоянно появляются новые рисунки и орнаменты, различные техники. Выпускаются специальные ткани, появляются новые принты и фактуры. Лоскутное шитье прочно вошло в нашу жизнь. В каждом доме наверняка есть хотя бы одно лоскутное изделие. Это могут быть подаренные вам вещи, сделанные своими руками, или купленные в художественных салонах. А может быть, это какая-то вещь, передающаяся в вашей семье из поколения в поколение? Так или иначе, завораживающий калейдоскоп лоскутков не оставит равнодушным ни взрослого, ни ребенка. Традиционные орнаменты разных стран, а также новые веяния и техники и гарантируют увлекающемуся пэчворком человеку интересное занятие на долгие годы.