Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Талисманы
  • Ручной труд. Ручной и художественный труд как вид труда детей дошкольного возраста

Ручной труд. Ручной и художественный труд как вид труда детей дошкольного возраста

О рганизаци я ручного труда в детском саду

«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде», - Роден .

Художественный труд - это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и др.), исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.

Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности.

Художественный ручной труд - это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты).

Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса :

1. От простого к сложному.

2. Принцип систематичности.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

5. Принцип последовательности.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач:

Объяснительно – иллюстративный,

Репродуктивный,

Проблемного изложения,

Частично поисковый,

Рефлексивные приёмы и методы,

Игровой.

Объяснительно – иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Большое место отводится наглядности (показ педагога, пример), то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используются на занятиях и практические методы (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.

Методические приемы, применяемые в ручном труде :

Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);

Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);

Анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);

Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);

Анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).

Занятия с детьми можно проводить по следующей схеме:

1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.

3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

4. Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

6. Самостоятельное изготовление поделки.

7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.

8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ.На занятии и вне занятий педагог формирует общие способы создания поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу «научиться рассматривать поделку, читать чертеж, делать выкройку»

Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа – умение определять в предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.

Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности.

Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. Необходимо стремиться к созданию в группе и на самом занятии атмосферы взаимной эмпатии, восхищения успехами детей.

Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель раскрывает «ближайшие перспективы» - практическое применение полученных знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда

Дети, рассматривая свои поделки, не только радуются успехам в труде, но и самокритично оценивают работы.

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности.

Большое воздействие оказывают на ребят готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду; стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы. С этой целью в группе организуется выставка детских работ.

Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.

Л.В. Пантелеева, Е. Каменова подчеркивают ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

«Создание нового образа происходит путём взаимосвязи воображения, мышления, произвольности и свободной деятельности» - по словам Выготского Л.С. «Благодаря этой взаимосвязи, воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения».

Очень важно приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и т.д. (не отказывая одновременно ему в помощи с возникшими трудностями). И не маловажно воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу.

Пропущенная через сердце детская работа не имеет цены, понятно, что её название – эксклюзивная и она должна войти в историю развития малыша.

Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

v Работа с тканью, нитками:

Декоративная аппликация,

Коллажи из ткани, бисера, бус,

Плетение, ткачество;

Изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, сувениров;

v Работа с природным материалом:

Изготовление мелких и крупных скульптур – анималистика,

Изготовление декоративных коллажей из сухих растений, соломки,

Плетение из прутьев, сухой травы,

Составление декоративных букетов,

Оформление живого уголка;

v Работа с бумагой, картоном :

Аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом,

Изготовление декоративных панно, открыток;

Изготовление объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, декораций, сувениров.

v Работа с глиной, тестом, гипсом :

Создание декоративных украшений,

Создание панно для оформления интерьера,

Изготовление мелких скульптур, игрушек – сувениров, кукольной посуды;

v Работа с бросовым и искусственным материалом:

Вязание и плетение из пряжи, декоративной тесьмы, цветной проволоки,

Изготовление декоративных украшений и предметов быта,

Изготовление из различных коробочек, остатков ткани, меха.

Вместо традиционных занятий предлагается форма творческих проектов , для которых характерно следующее:

– выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждым ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;

– расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);

– вовлечение в проектную деятельность других людей - взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;

– обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;

– презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции).

Также одной из форм является создание портфолио (индивидуальных, коллективных, семейных), в этом процессе принимают участие педагоги, родители и сами дети.

Формы представления результатов продуктивной деятельности :

организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т.д.,

открытые мероприятия,

участие в смотрах, конкурсах детского сада, города, района, Российской Федерации.

Работа с родителями предполагает : папки - раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары - практикумы.

Условия успешной организации ручного труда:

    насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда

    свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними

    создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми

    использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг;

    непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми

    провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей.

Теория и практика современного нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.

Литература

    Лыкова И.А . Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.

    Григорьева Г .Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М: 2003, - 344с.

    Куцакова Л .В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М: Мозайка-Синтез, 2007.

ART 15075 УДК 372.862:373.24

Епураш Валентина Николаевна,

воспитатель МБДОУ детский сад № 14, р. п. Мухен, Хабаровский край [email protected]

Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда

Аннотация. В работе отражены проблемы трудового воспитания, стоящие перед педагогами дошкольных учреждений: каким трудовым навыкам надо обучать детей, какие давать задания на занятиях и в свободное время и как обеспечить одновременный контроль за разнообразной деятельностью всех детей и руководство ею.

Ключевые слова: ручной труд, организация педагогического процесса, дети дошкольного возраста.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что проблемы трудового воспитания неоднократно обсуждались в области на совещаниях педагогов дошкольных учреждений. Хотелось подчеркнуть, что в формировании целостной личности ребенка большое значение имеет целенаправленная, полезная трудовая деятельность. Необходимо создание благоприятных условий для развития трудовых навыков, умений и воспитания у детей интереса к труду.

Нельзя сказать, что воспитатели не стремятся разнообразить трудовую деятельность детей. Однако в трудовом воспитании не всегда есть система, последовательность в решении учебно-воспитательных задач.

Нужно отметить, что работа по ручному труду проводится эпизодически. Нет четкого представления о том, каким трудовым навыкам надо обучать, какие задания необходимо давать детям на занятиях и что они могут делать в свободное время, как при этом обеспечить одновременный контроль за разнообразной деятельностью всех детей и руководство ею.

Хотелось бы заострить внимание на развитии ручного труда детей дошкольного возраста с помощью природных материалов.

Объект исследования – ручной труд детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности организации педагогического процесса с развитием ручного труда детей дошкольного возраста.

Цель исследования – изучить влияние развития ручного труда на организацию педагогического процесса у детей дошкольного возраста.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить роль ручного труда в формировании личности ребенка.

2. Выявить особенности влияния природных материалов на развитие детей дошкольного возраста.

3. Определить процесс организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом.

4. На примерах показать, как развивать ручной труд детей дошкольного возраста.

5. Подчеркнуть роль совместной работы воспитателя и детей в формировании ручного труда.

Всестороннее развитие детей дошкольного возраста

в процессе работы с природным материалом

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отноше-

Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – ART 15075. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

ART 15075 УДК 372.862:373.24

ния к ней и формирования первых трудовых навыков. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской: забавой, заполнением свободного времени или интересным делом?

Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.

С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему – красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсорики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Большое влияние труд с природным материалом оказывает на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию характера. Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда малышу не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать шишки нужной формы для создания ослика, плюски из желудей для шапочек или соединить части игрушки определенным способом. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно формируются такие качества, как настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца .

В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте дают возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

Нужно отметить, что труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста .

Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – ART 15075. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

ART 15075 УДК 372.862:373.24

Как организовать работу по труду у детей дошкольного возраста

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности и др. Качество изготовления поделок зависит:

1) от грамотного методического руководства со стороны воспитателя;

2) уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.);

3) степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом и инструментами;

4) развития у ребенка таких качеств, как настойчивость, целеустремлённость, внимательность, старательность, любознательность, взаимопомощь и др.

Важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого надо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы в старшей группе, а также их дальнейшее расширение и изменение. Ребятам очень нравится разглядывать готовые работы, выполненные их сверстниками, каждый хочет научиться делать такие игрушки, а если пофантазировать немного, можно придумать и что-то новое, свое. Всегда пользуются успехом в группе выставки детских работ: «Уголок Самоделкина», «Умелые руки», «Природа и мы»… Важно, чтобы дети понимали, что конечный результат зависит от работы каждого.

Сначала воспитатель активно вмешивается в процесс распределения обязанностей между детьми, показывает, как это делается. Чтобы мнение взрослого не было навязано детям, ему желательно включиться в совместное изготовление поделок и, как всем участникам коллективного труда, отвечать за какое-нибудь конкретное дело .

В дальнейшем детям предоставляется возможность самим распределять обязанности между участниками работы. Работа над изготовлением игрушек из природного материала выполняется успешнее, если они имеют возможность заниматься ею

и в других видах деятельности (различные семена, скорлупки орехов, мох, желуди, их чашечки).

Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей.

Изготовлению задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа. Прежде чем приступить к ее созданию, с детьми проводятся экскурсии в природу (в лес, парк, к реке, прогулки по участку).

Беседуя с детьми, воспитатель побуждает их к наблюдениям, развивает образное восприятие, фантазию: в семенах, шишках, корягах ребята видят забавных человечков, животных, птиц, насекомых. Впечатление об увиденном на экскурсии закрепляет приобретенные знания. Затем можно перейти к изготовлению игрушек из природного материала .

Работу по изготовлению игрушек следует начинать с легких конструкций и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным поделкам.

Для создания поделок на начальном этапе рекомендуется использовать только растительный материал. Прежде чем дети приступят к работе, им предлагают проанализировать готовую поделку. Воспитатель объясняет, как это делается. В ходе анализа рассматривают части, детали поделки, характерные особенности ее формы, цвета, размеров, использованный материал и возможности его замены другим. Игрушки лег-

~ 3 ~

Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – ART 15075. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

ART 15075 УДК 372.862:373.24

кой конструкции требуют небольшого количества материала, а для соединения деталей во время анализа и работы используют пластилин. Если детали соединяются с помощью веточек, например голова ослика (желудь) с туловищем (другой желудь), делают отверстия шилом. Для этого нужен свежий материал, тогда наколы делаются легко, без усилий. На данном этапе все действия с шилом делает воспитатель. Когда дети научатся делать простые по конструкции игрушки (стрекоза, посуда, бабочка, уж, козлик, котёнок, птицы), им можно предлагать более сложные поделки, с большим количеством операций и большим разнообразием растительного материала .

Дошкольников продолжают учить анализировать будущую игрушку по ее рисунку, а затем рисунок заменяют контурным изображением поделки, так называемой моделью. С помощью модели дети выявляют характерные признаки и части игрушки, которую им предстоит сделать.

Когда дети научатся мастерить простые игрушки из растительного материала, им можно предложить более сложные поделки: оленя, вертолёт, павлина, собачку… Схема методики проведения занятий по изготовлению поделок из природного

материала примерно такова:

1. Вступительная беседа воспитателя о материале (например, о ракушках), с которым предстоит работать. Рассказ должен сопровождаться показом данного материала: детям можно разрешить потрогать, ощутить поверхность ракушки, обследовать форму, обратить внимание на цвет.

2. Сообщение темы и показ образца игрушки.

3. Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания. Воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом.

4. Изготовление игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением ими правил техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает затрудняющимся необходимую помощь, побуждает ребят к самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, ее украшения, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий.

5. Анализ готовой игрушки, в процессе которого у детей формируют умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.

6. Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов.

Хотелось бы на примере нескольких поделок показать, как практически можно использовать материал.

Цели: формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом; при изготовлении игрушки учить соизмерять ее части; развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой; продолжать учить анализу процесса работы.

Материал: желудь (желательно небольшого размера, овальной формы), листья деревьев, плоды шиповника, веточки или проволока, пластилин или клей (кисточка), салфетка.

Ход работы. На столе воспитателя расположены готовые игрушки – бабочки разных размеров и цветов. Взрослый вместе с детьми определяют, какие части и детали бабочки сделаны из определенного природного материала, обсуждают возможные варианты его замены.

Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – ART 15075. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

ART 15075 УДК 372.862:373.24

На следующем этапе детей продолжают учить анализировать последовательность изготовления игрушки: для туловища используют желудь, отделенный от шляпки; в качестве крыльев бабочки берут маленькие (для нижних) и большие (для верхних) листья любого дерева, что даст возможность сделать крылья бабочек различной формы и окраски. При этом важно научить детей соизмерять величину желудя (туловища) и крыльев (листьев).

Цели: продолжать учить детей использовать шиповник для изготовления разнообразных поделок, закреплять навыки работы с шилом, умение анализировать образец поделки и процесс ее выполнения; формировать устойчивый интерес к работе с природным материалом.

Материал и инструменты: плоды шиповника, спички без головок или веточки, сосновая хвоя, чешуйки от шишки, шило.

Ход работы. Воспитатель загадывает детям загадку о котенке, после этого приносит готовую игрушку и предлагает рассмотреть ее, выделить части, из которых она сделана. Затем показывает последовательность действий по изготовлению игрушки и просит запомнить ее. Для головы надо взять плод шиповника и насадить его на маленькую тонкую веточку или половинку спички, очищенной от серы. Шилом обвести глаза, усы сделать из сосновой хвои, а из острых чешуек еловой шишки – уши.

Для туловища котенка можно использовать два крупных плода шиповника, плотно соединив их друг с другом с помощью спички. Ноги и хвостик сделать из половинок спичек, концы которых покрасить черной краской: это подушечки лапок и кончик хвоста котенка.

При изготовлении этой игрушки шило используют минимально. Свежие плоды шиповника мягкие, и их легко накладывать на веточки или спички. Но если будут использоваться подсохшие плоды, то без шила не обойтись. Перед началом работы с шилом воспитатель напоминает детям правила техники безопасности: все операции с шилом производить на столе, при этом плод шиповника придерживать большим и указательным пальцами левой руки. Шило держать в правой руке и вводить его в плод медленно, не спеша, покачивая влево и вправо.

После анализа образца дети приступают к самостоятельному изготовлению игрушек, воспитатель контролирует работу каждого ребенка, помогает накладывать отверстия шилом.

Готовые игрушки он выставляет на свой стол, чтобы дети могли увидеть все работы, дать им оценку. В конце занятия оставшийся природный материал и инструменты убирают на место. Все вместе отмечают тех детей, кто бережно и экономно использовал материал.

Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в мастерскую детского сада, где сохранен необычный запах застывшей природы: тонко пахнут смолой шишки елки, поблескивает своим солнечным светом солома, перламутром переливаются ракушки.

Каждый природный материал, который сейчас лежит в коробочках или на полках в природной мастерской, будит воспоминания ребенка о теплой морской волне, которая набежала на берег и принесла с собой красивые ракушки, или о летней прохладе леса, или о неиссякаемом тепле и особом запахе степной пыли, смешанном с нежным запахом пшеницы в тех местах, откуда вы принесли солому.

Наша задача в том, чтобы дети не только увидели эту мастерскую, но, однажды войдя в нее, больше с ней не расставались. Как это сделать? Попытаться помочь

Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – ART 15075. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

ART 15075 УДК 372.862:373.24

оживить природу могут взрослые и детские ловкие руки, а также фантазия, которая поведет в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств – радость созидания, творчества.

1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6. – С. 66–71.

2. Бабаева Т. И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – Л., 1990.

3. Венгер Л. А. Как изменить готовность к школе // Дошкольное воспитание. – 1995. № 8. – С. 66–74.

4. Будницкая И. И., Катаева А. А. Ребенок идет в школу. – М., 1985.

5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2002.

Valentina Epurash,

Educational specialist of first qualifying category, kindergarten №14, Muhen, Khabarovsk

[email protected]

Features of pedagogical process organization for the development of manual labor

Abstract. The paper reflects the problems of labor education, which teachers of preschool institutions meet: what the necessary life skills for children are; what tasks children should do iat kindergarten and at home; how to provide simultaneous control and management of children activities.

Key words: manual labor, organization of pedagogical process, pre-school children.

1. Antonova, T., Volkova, E., Mishina, N. (1998) “Problemy i poisk sovremennyh form sotrudnichestva pedagogov detskogo sada s sem"ej rebenka”, Doshkol"noe vospitanie , № 6, pp. 66–71 (in Russian).

2. Babaeva, T. I. (1990) Sovershenstvovanie podgotovki detej k shkole v detskom sadu, Leningrad (in Russian).

3. Venger, L. A. (1995) “Kak izmenit" gotovnost" k shkole”, Doshkol"noe vospitanie , № 8, pp. 66–74 (in Russian).

4. Budnickaja, I. I. & Kataeva, A. A. (1985) Rebenok idet v shkolu , Moscow (in Russian).

5. Kozlova, S. A. & Kulikova, T. A. (2002) Doshkol"naja pedagogika , Moscow (in Russian).

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

Организация работы с дошкольниками по ручному труду.

МБДОУ «Петушок» № 27 , группа № 3 «Солнышко» г. Саянск, Иркутской обл. Воспитатель: Кузнецова Алёна Борисовна.

Художественный ручной труд - это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха).

Цель: развитие ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через художественный ручной труд.

Задачи:

  1. Формирование практических навыков работы с материалами и инструментами.
  2. Практическое освоение некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов
  3. Формирование пространственных представлений.
  4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  5. Развитие восприятия, зрительно-двигательной координации, внимания, памяти.
  6. Обогащение словарного запаса, грамматического строя речи.
  7. Появление бережного и созидательного отношения к окружающему.
  8. Умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

С какими же проблемами мы столкнулись на практике , работая с детьми логопедической группы? У детей-логопатов слабо развито произвольное внимание, память, представления о пространственных признаках и отношениях. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Практически все дети-логопаты пассивны и нуждаются в стимуляции педагога.

Поэтому, сопоставляя все вышеперечисленное и результаты диагностики развития детей группы, мы пришли к выводу, что детям с нарушениями речи необходима ручная деятельность, требующая развития ловкости и пластичности пальцев . Действуя с различными материалами, бумагой, у детей происходит более успешное преодоление недостатков в развитии.

Свою работу планируем в соответствии с задачами программы «Радуга» и дополнительной коррекционной программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» (Т.Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной), особое внимание уделяем формированию навыков устной речи через развитие мелкой моторики рук. Перспективное планирование строится в соответствии с лексическими темами, представленными логопедом.

Наша работа с детьми осуществляется по двум направлениям:

  1. проведение специально организованного обучения;
  2. создание условий для самостоятельных практиче ских действий детей.

Проведение специально организованного обучения:

Каждое педагогическое мероприятие сопровождается художественно-речевым материалом (пальчиковые игры, физкультминутки, речевые игры, скороговорки). Для поддержания интереса детей происходит частая смена деятельности. В результате, на выполнение самой поделки уходит всего 8-10 минут, а в остальное время проводится коррекционная работа. Основные разделы занятия: вводная часть, включающая в себя игровую мотивацию, объяснение и показ, работа детей и итог занятия в игровой форме.

При организации занятий по обучению детей ручному труду соблюдаются следующие условия:

  1. Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
  2. при отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми учитываем разницу в интересах мальчиков и девочек.
  3. Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение;
  1. Используется усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера.
  1. любой результат, т. е. вещь, сделанная руками ре бенка, должна положительно оцениваться взрослым, даже если участие малыша было минимальным;
  2. о результатах продуктивной деятельности ребенка рассказывается его родителям, приходящим в группу взрослым, показываем им поделки, публично выражая свое одобрение и похвалу;
  1. Занятия строится так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия.

В работе с детьми мы используем наиболее эффективные методы и приемы:

  1. Создание заинтересованности.
  2. Использование художественного слова и музыкального сопровождения.
  3. Напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами.
  4. Рассматривание схем последовательности работы.
  5. Показ с объяснением.
  6. Активизация речи детей.
  7. Динамическая пауза.
  8. Практическая деятельность детей.
  9. Уточняющие вопросы.
  10. Помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется.
  11. Анализ и самооценка деятельности детьми.

При обучении детей различным способам преобразования материалов, наиболее значительное место среди используемых методов и приемов занимает показ способов работы. На первых занятиях был полный показ с подробным объяснением своих действий с предметами, размышляя и рассуждая при детях вслух, тем самым побуждая детей думать вслух, т.е. мастерить и проговаривать свои действия, применяя подходящие при этом пословицы и поговорки.

На занятиях по ручному труду дети работают с различными материалами:

  1. Природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, бисер, гречневая, перловая, манная, рисовая крупа, пшено, семена помидора, огурца, садовых цветов,
  2. Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров и т. д.)
  3. Бумага (различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга)
  4. Ткань, проволока, вата, целлофан, поролон и т. д.

С первых занятий приучаем детей к аккуратности в работе, разъясняем, что данный вид деятельности не терпит торопливости и неряшливости.

При этом следим, чтобы технология обработки должна быть несложной, а время, затраченное на изготовление поделки минимальным, чтобы дети скорее смогли увидеть результат своего труда. Это способствует развитию интереса, стремлению к самостоятельности.

Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, бумагой, тканью, проводим беседы по ознакомлению со свойствами материалов, с практической деятельностью этих материалов, со знакомством коллекций и обучающих книг и пособий.

Так были созданы различные коллекции - «Ткань», «Фантики», «Бумага». Собраны книги и пособия - «Художественный труд», «Инструменты», «Мастерилка», подборка журналов «Детская коллекция идей», «Творчество детей с различными материалами», «Учите детей мастерить», картотеки иллюстраций, фотографий поделок.

Создание условий для самостоятельной работы детей

Для того, чтобы поддержать интерес по изготовлению поделок, мы в своей группе создали определенные условия. Создание таких условий предполагает следующее:

  1. наличие разнообразных материалов для ручного труда, с которыми дети смогут самостоятельно действовать;
  2. обеспечение свободного доступа к материалам;
  3. наличие образцов построек и поделок. Такие об разцы ребенок может воспроизводить точно или в изме ненном виде, во всяком случае, они будут способствовать появлению новых идей и целей.

Организован «Уголок ручного труда», где каждый вид материала хранится в отдельной коробке.

Процесс изготовления поделок из бумаги, природного материала, подручных средств интересен и приятен. Мы постарались сделать так, чтобы и для наших детей поделка была не просто итогом работы, а любимой игрушкой, подарком, который бы дети берегли и радовались вместе с педагогом. Постепенно у детей складывается система определенных навыков и знаний, необходимых для изготовления поделок.

Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддается обработке. Развитию мелкой моторики способствуют и такие действия с бумагой, как: сгибание, вырезание, разрывание и обрывание, склеивание. Если ребенку предлагать различные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по разному действовать. Мы предлагали различную бумагу для выполнения поделок способом сминания, разрывания. При этом ребенок узнавал не только свойства бумаги, но учился согласовывать свои действия и усилия. Работая с плотной бумагой, детям приходилось затрачивать значительно большее напряжение, что положительно сказывается на моторных функциях руки. Маленькими цветными комочками мы украшали шапочку кукле, красивую бумажную птицу или овечку. Эти работы доставляли детям большую радость, они видели результат своей работы. В подготовительной группе применяли фольгу. Она легко сминается и красива. Делали интересные игрушки для новогодней елки. Сворачивая, сминая и переплетая более крупные куски фольги, делали разнообразных животных. Учили детей сгибать лист бумаги прямоугольной формы, добиваясь, чтобы дети совмещали углы и стороны. Полученная поделка у нас превращалась в альбом, где мы наклеивали овощи, фрукты, игрушки. Мастерили журналы для сюжетно-ролевых игр.(см.фото)

Для развития у детей слухового внимания, чувствительности проводили игру «Что шуршит» (сминали сильно шуршащие сорта бумаги - калька, папиросная бумага, целлофан - и слабо шуршащие и дети по шуму определяли сорт бумаги), «Угадай на ощупь».

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, формируется познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности

При оценке детских работ, стараемся отметить оригинальность идеи, нестандартные способы развития сюжета (при этом отмечаем значимость каждого, ни в коем случае не обижая детей). Детскими работами украшаем группу, раздевалку. Они служат праздничным украшением детского сада к праздникам.

В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с взрослыми; радостные чувства объединяют детей, что очень важно для детей с нарушениями речи. Они перестают стесняться своей речи, смело идут на контакт.

Используем разные формы объединения: парами, небольшими группами, все вместе, каждый отдельно. Так были созданы общие композиции - «Яблоня», «В гостях у сказки», макет к сказке «Заюшкина избушка», «Ковер», «Торт», пластилиновая композиция «Дружба зверей», «Ферма», и т.д.

Все коллективные работы имеют целевое назначение. Подводим детей к тому, чтобы вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно для досуга, декорации к играм, книжку-ширму, иллюстрировать сказки, стихотворения, что будет являться конечным результатом творческой работы. Во время выполнения работы учим детей общаться друг с другом и с взрослым.

При выполнении коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

  1. договариваться о совместной работе, ее содержании;
  2. работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  3. планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
  4. радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.

Работа с родителями

Большое внимание уделяем работе с родителями. Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним, изготовлении сюжетно-ролевых игр и игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, инвентаря для организации трудовой деятельности, совместных творческих выставок детей и родителей. Родители с детьми показывают своё совместное творчество и с удовольствием рассматривают работы, представленные на выставке.

Мы рекомендуем обратить внимание родителей на коррекционную работу с детьми. Во-первых, говорим о том, что необходимо приучать ребенка к самостоятельности - сам придумал, сам вырезал, сам склеил, сам построил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Во-вторых, нужно научить малыша бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу.

Показатели успешной работы:

Анализируя свою работу, мы с уверенностью можем сказать, что систематическая комплексная коррекционная работа по развитию ручной умелости является непременным условием развития речи, вторичных психических процессов, творческого воображения, а также предпосылок успешного овладения учебной деятельностью, психических качеств и умений, без которых невозможно успешное обучение в школе. Она даёт очень хорошие результаты.

Свою педагогическую работу можно будет считать успешной, если к концу подготовительной группы дети смогут:

  1. приобрести устойчивый интерес к различным видам конструирования и ручного труда,
  2. свободно действовать с различными материалами и инструментами,
  3. овладеть простейшими навыками работы, приобрести вручную умелость,
  4. добиваться результатов в продуктивной деятельности и использовать их в игре и жизни,
  5. занимать себя практической деятельностью в свободное время.
  6. стремиться расширить свои знания и практические возможности, общаясь со взрослыми, сверстниками, самостоятельно экспериментируя с материалами.

Опыт работы показывает, что планомерная работа по развитию ручной умелости в детском саду и семье способствует:

  1. получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов;
  2. возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства;
  3. развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;
  4. закреплению положительных эмоций;
  5. подготовке ребенка к последующему обучению в школе.

Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий, технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволяют детям почувствовать свою успешность. У ребят уже сегодня наблюдается устойчивый интерес к продуктивной деятельности.

Однако для создания наиболее оптимальных условий по трудовому воспитанию дошкольников нами намечено:

  1. продолжить работу по обогащению предметно-развивающей среды;
  2. оптимизировать методы и приемы, формы методической работы поручному труду;
  3. обобщить и представить педагогический опыт

В пособии представлены программа и методические рекомендации для организации работы по конструированию и ручному труду с детьми 2–7 лет. В каждой возрастной группе выделены задачи и содержание воспитательно-образовательной работы, раскрыта методика с учетом возрастных особенностей детей.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также преподавателям и студентам педагогических колледжей и вузов.

    Людмила Куцакова - Конструирование и ручной труд в детском саду - Программа и методические рекомендации - Для занятий с детьми 2–7 лет 1

Людмила Куцакова
Конструирование и ручной труд в детском саду
Программа и методические рекомендации
Для занятий с детьми 2–7 лет

Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Предисловие

Конструирование и ручной труд являются обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания.

В "Программе воспитания и обучения в детском саду" ставятся задачи постепенного формирования у детей с учетом их возрастных возможностей конструктивных навыков и умений; развития фантазии и воображения, творческого мышления; воспитания самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств. Эти задачи решаются как на занятиях, так и при организации конструктивной деятельности в свободное время и в процессе игр. В каждой возрастной группе раскрываются психологические особенности детей, которые необходимо учитывать при организации методической работы; определяются виды конструирования в зависимости от используемого материала, дается содержание работы и подробные методические рекомендации по ее осуществлению.

Обеспечивая в процессе конструктивной деятельности всестороннее развитие детей, педагог формирует у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрывает и развивает потенциальные возможности, организует работу так, чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми.

Программа по конструированию и ручному труду

Первая младшая группа

Конструирование

В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.

Способствовать пониманию пространственных соотношений.

Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.п.). По окончании игры приучать убирать все на место.

Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.

Учить совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно.

В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т.п.).

К концу года дети могут

Различать основные формы деталей строительного материала.

С помощью взрослого сооружать разнообразные постройки,

используя большинство форм.

Разворачивать игру вокруг собственной постройки.

Вторая младшая группа

Конструирование

Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разных цветов. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.

Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами – кубики и др.). Учить изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).

Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.

Продолжать учить обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома – улица; стол, стул, диван – мебель для кукол.

Приучать после игры аккуратно складывать детали в коробки.

К концу года дети могут

Знать, называть и правильно использовать детали строительного материала.

Располагать кирпичики, пластины вертикально.

Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

Средняя группа

Конструирование

Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг детского сада. На прогулках, в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть форму частей и расположение по отношению к самой большой части.

Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.

Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах – стены, вверху – перекрытие, крыша; в автомобиле – кабина, кузов и т.д.).

Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции ("Построй такой же домик, но высокий").

Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения построек.

Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому – окна, двери, трубу; к автобусу – колеса; к стулу – спинку).

Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т.д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

К концу года дети могут

Использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.

Преобразовывать постройки в соответствии с заданием.

Сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.

Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника приобрела особую актуальность.

Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра.

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

В.А. Сухомлинский подчеркивал: « Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 компенсирующего вида Кировского района

Санкт-Петербурга

Статья

Ручной труд – средство всестороннего развития

личности ребенка дошкольника

Над темой работала

Воспитатель ГБДОУ д/с №2

Степанова Надежда Николаевна

Санкт-Петербург

2014 г.

Тема работы: Ручной труд – средство всестороннего развития

Личности ребенка дошкольника

Введение

Все начинается с детства – истина, не требующая доказательств, поэтому и мы педагоги и родители современных дошкольников все более озабочены проблемой эффективного развития ребенка (М.В. Крулехт, А.А.Крулехт).

Перед нами стоит центральная проблема, как воспитывать, обучать и развивать малыша, чтобы это соответствовало его природе, уникальным возрастным особенностям, индивидуальным склонностям и интересам. Начиная с дошкольного возраста нужно готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире. Для того, чтобы он творчески развивался сам, нам взрослым необходимо создать такие условия жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству и преобразованию себя.

В этом контексте, особый интерес представляет содержательная творческая деятельность, реализуемая в детском художественном ручном труде.

Актуальность

Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника приобрела особую актуальность.

Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра.

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

В.А. Сухомлинский подчеркивал: « Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд».

Ручной труд способствует решению следующих задач:

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики;

Развивающие задачи:

  1. Развитие конструктивных, изобразительных, творческих, оформительских, театральных способностей у старших дошкольников;
  2. Развитие трудовых умений и навыков в работе с инструментами;
  3. Развитие внимание, памяти, воображения, речи;
  4. Развитие сенсомоторики, мелкой моторики кистей рук;
  5. Развитие пространственного воображения, зрительного восприятия;
  6. Развитие ориентировки в пространстве и на листе бумаги, а также ЭМП.

Образовательные задачи:

  1. Учить детей создавать замысел, обдумывать и планировать процесс деятельности по его воплощению, отрабатывать варианты конструктивного решения, выбирая наиболее оригинальный и простой;
  2. Познакомить детей со свойствами различных материалов: бумаги, ткани, природного материала;
  3. Учить детей «читать» простейшие чертежи и схемы, пооперационные карты;
  4. Учить следовать устным инструкциям и последовательности действий;
  5. Обучать специальным трудовым умениям и способам: сгибать бумагу в разных направлениях, делать надрезы, соединять детали из природного материала с помощью клея и пластилина, пользоваться простейшими инструментами под контролем взрослого;
  6. Формировать элементарные математические представления дошкольников, представления об окружающей действительности;

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалам;
  2. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, формировать самооценку детей;
  3. Формировать желание участвовать в совместных творческих проектах, с построением отношений сотрудничества с их участниками;
  4. Воспитывать желание делать поделки из бумаги, ткани, ниток, природного материала, как для своего удовольствия, так и в подарок, доставляя радость друзьям, малышам, родным и близким;
  5. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, реализации художественного замысла;
  6. Воспитывать стремление к поддержанию порядка;

Теоретическая значимость работы по теме, заключается в обобщении, систематизации и расширении современных представлений об использовании различных технологий ручного труда в детском саду, для всестороннего развития дошкольников.

Практическая значимость работы по теме , определяется тем, что различные технологии ручного труда: изготовление поделок из бумаги, природного материала и ткани, позволяют решать поставленные выше задачи и развивать целый ряд умений и способностей у детей дошкольников.

Художественный ручной труд – есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, отдыха.

В программе детского сада, ручной труд включает работу с разнообразными материалами: с бумагой, природным материалом, тканью. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов, составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

Ручной труд предоставляет детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, аппликации, конструирования, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений. Занимаясь ручным трудом в детском саду, у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений.

В практической деятельности, которой является ручной труд, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданной им красивой поделке, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах, материалах и их свойствах, о различных способах и разнообразных технологиях создания предмета. Углубляются представления дошкольников об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают конструктивными, творческими, изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Наряду с этим развиваются оформительские способности, которые проявляются при оформлении открыток, композиций, помещений к празднику; театральные способности - обыгрывание сложных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.

Ручной труд развивает у детей полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше.

Кроме того, ручной труд – важнейшее средство формирования нравственно – волевых качеств: настойчивости, взаимопомощи, внимательности и других, которые необходимы в дальнейшей жизни ребенка (В.Г. Злотников).

Этот вид деятельности благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти: дети запоминают термины, приемы изготовления поделок, а также способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранные в памяти знания и умения.

Занятия ручным трудом имеют огромное значение для развития речи дошкольников, они дают возможность более точно дифференцировать пространственные связи и употреблять более конкретные словесные выражения и термины, развивают коммуникативные качества детей.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, является средством развития мелкой моторики, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук (И.Я. Базик, Э.К. Гульянц).

Еще В.А. Сухомлинский писал: « Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Таким образом, можем сделать вывод: занятия ручным трудом оказывают огромное влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка.

Опыт работы

С любовью и интересом, я занимаюсь ручным трудом с дошкольниками уже девятнадцать лет, и все это время стараюсь развивать интерес у детей к изготовлению поделок своими руками, тем самым формировать у них практические умения и навыки.

Целью непосредственной образовательной деятельности в детском саду, а именно, ручного труда, является развитие у дошкольников целого комплекса навыков. В своей работе я стремлюсь не только научить детей работать с бумагой, природным материалом, тканью, но развивать у них пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям педагога и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени.

В процессе работы над изготовлением поделок большое внимание уделяю развитию устной речи ребенка, стремлюсь сделать её красивой, грамотной, учу ребят свободному общению.

Так как, я работаю на группе, которую посещают дети с тяжелым нарушением речи, в основном с диагнозом ОНР и сама имею высшее образование по специальности «Логопедия», то развитию речи уделяю особое внимание.

Учитывая сложность диагноза, принимаю во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферы ребенка. Имеется в виду не только степень сформированности артикуляторной моторики, но и уровень развития тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук.

Ещё В.М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. Многочисленные исследования М.М. Кольцовой подтвердили данные о том, что движения руки тесно связаны с функцией речи.

Таким образом, в своей работе, для развития мелкой моторики, а также, для развития речи у детей с речевым диагнозом, я применяю методику Н.А Чевелевой, которая предлагает развивать речь ребенка в процессе ручного труда. Основа этой методики заключается в укреплении речевого механизма сначала в ситуативной речи, а затем при плавном переходе в контекстной речи. Работа осуществляется поэтапно.

1-ый - этап сопровождающей речи. На этом этапе, в процессе изготовления детьми поделки, мною задаются вопросы, требующие однословных ответов. Например: «Что ты сейчас делаешь?» Ребенок отвечает одним словом, н: «вырезаю». Здесь, в процессе работы, внимание ребенка сконцентрировано на изготовлении поделки, однако происходит активизация речи, включаются простейшие речевые механизмы.

2-ой - этап завершающей речи, осуществляется детьми по окончании работы.

На этом этапе вместе с детьми проводится обсуждение того, как делалась поделка. Для детей с тяжелыми нарушениями речи - это совсем непростая задача. Здесь, перед ребенком интегрируются многие задачи. Чтобы ребенок смог рассказать, как он делал поделку, он должен обладать многими знаниями, умениями и навыками. Например: математическими представлениями: знать геометрические фигуры, цвет, форму; уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; иметь представления об окружающей действительности: знать свойства различных материалов и способы их соединений; знать названия инструментов используемых в работе и т.д. Только после того, как дети свободно овладевают завершающей речью, мы переходим к этапу – предваряющей речи.

3-ий - этап предваряющей речи. Перед тем, как начать делать поделку, я задаю вопросы ребенку. Например: «Как ты будешь делать фигурку, расскажи?» Таким образом, перед детьми ставится еще более сложная задача, требующая умственного планирования своей будущей деятельности, а также умения формулировать свои знания и мысли и отражать их в речи, таким образом, активный словарь детей становится шире.

4-ый - этап закрепления. На этом этапе дети готовы уже сравнивать свои работы, оценивать их.

В результате практической деятельности, занимаясь ручным трудом, укрепляется речевой механизм детей и осуществляется плавный переход от ситуативной речи к контекстной. Ребенок уже может свободно рассказать, как делать поделку и оценить работу других детей.

Таким образом, занятия ручным трудом с дошкольниками направлены на развитие речи, что является первоначально для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Кроме того, занимаясь ручным трудом, мы с ребятами учимся не только создавать поделки из разнообразного материала, но и в процессе работы изучаем сказки, поем песни, играем, сочиняем истории, знакомимся с персонажами русского фольклора. Фигурки, выполненные в технике оригами, бумагопластики, из природного материала, ткани дополняют занятия, иллюстрируют их.

Для того, чтобы достичь положительных результатов в развитии детей в данной практической деятельности, передо мной стояла задача, которая заключалась в том, чтобы заинтересовать детей, вызвать у них желание самим делать чудесные поделки. Для этого я сначала сама делала и дарила детям подарки, выполненные из бумаги, ткани и природного материала. Не заставил ждать себя и вопрос детей: «А как это делать?», и просьбы научить их делать такие поделки.

Для начала, я познакомила детей с понятиями, что такое оригами, бумагопластика, киригами, где зародились эти виды искусства складывания бумаги. На первых этапах знакомила детей со свойствами бумаги, мы отрабатывали точность движений, ведь от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигурки. Занятия проходили эмоционально с интересом, в игровой форме. Тут же закреплялись и элементарные математические представления детей о геометрических фигурах и формах таких как: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, конус, цилиндр, формировались умения ориентировки в пространстве и на листе бумаги.

Только после этого мы приступили к изготовлению простейших поделок. Сначала, складывание проводилось в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление. Ассоциации мною применялись в преподавании оригами, начиная с освоения детьми базовых форм, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами. Например: есть такие базовые формы, как «книжка», «шкафчик», «мороженое» и др. Для развития интереса у детей использовались игровые ситуации типа «Загадочные превращения квадрата и прямоугольника». Складывание и изготовление поделок сопровождались пояснениями, точно определяющими действия. Важное место занимали игровые приемы, художественное слово, советы, вопросы.

Вместе с умениями у детей появилась уверенность в себе, в своих силах и желание работать дальше.

В своей работе, несомненно, учитываю опыт работы и других специалистов в этой области: М.Н. Силаевой, О.А. Сафоновой, Г.И. Долженко, И.М.Петровой и др. В литературе по ручному труду и конструированию из бумаги, объясняются международные условные знаки, с помощью которых записывается последовательность изготовления любой, даже самой сложной фигурки и наши дети имеют о них представления. Но для эффективной работы в детском саду с детьми, имеющими и моторные и речевые проблемы, мною разработаны пооперационные карты, содержащие последовательность изготовления поделки, с помощью которых, ребенок легко может разобраться, каким образом изготовить фигурку, и как грамотно её оформить.

А знакомство детей с тканью я начинала с общего разговора о тканях, рассказывала детям об их происхождении, из чего они состоят и чем они отличаются друг от друга. Знакомила детей с тем, как получается ткань – со способами её изготовления, а также с её свойствами и качествами. Конструирование из маленьких фрагментов тканей различной фактуры, состава и расцветок является очень увлекательным занятием для детей. В непосредственно образовательной деятельности, а именно в создании художественных образов из лоскутков ткани, можно легко менять уровень сложности работы и выстраивать занятие, с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки группы. Так, например дети 5-6 лет выполняют задания, следуя инструкциям, ребята постарше могут использовать лоскутки ткани для составления своих композиций. Материалы, используемые нами, самые обычные, они всегда найдутся в каждом доме: шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и искусственные ткани, к тому же они имеют весь широкую цветовую гамму, что позволяет воплощать любые, самые смелые идеи.

Эта работа дает детям возможность активнее усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. Здесь есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывая одни на другие. Конечно же, чтобы заниматься такой работой от детей потребуется терпение, аккуратность и определенные навыки работы с ножницами и клеем, что, несомненно, им пригодится в дальнейшем.

Работа с природным материалом: листьями, желудями, шишками, берестой, соломой, корой, дала мне возможность познакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Кроме того дети учились фантазировать, различать в причудливых очертаниях природного материала знакомые предметы. В процессе работы я учила детей обдумывать процесс деятельности до ее начала, подбирать заранее весь необходимый материал, основные части конструкции, продумывать процесс их соединения. Такое предварительное продумывание работы дает возможность ребенку в процессе самого труда направить силы на усложнение конструкции, тщательную её отделку, а также быстрее получить нужный результат.

Хочется отметить, что природный материал – кладовая для развития детского творчества. Изготовление поделок из природного материала – труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Для того, чтобы дети могли охотно им заниматься, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с овладением навыков придет и ловкость в работе.

С прогулки дети нам часто приносят в детский сад желуди, шишки, каштаны и др. материал, мы подолгу рассматриваем его, перебираем, ощупываем, обследуем его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.

Конечно, изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и вначале движения руки неточные, но в последствие, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Благоприятный настрой детей присутствующий у нас во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят детям замысловатые поделки.

А вот для того, чтобы интерес детей к ручному труду не остывал, мною созданы необходимые условия в группе: организован уголок художественного ручного труда, где имеются шкафы с поделками выполненными руками самих детей, стеллажи с материалами и оборудованием для работы. Организуя работу по художественному ручному труду и подбирая материал для работы, обязательно учитываю безопасность жизни и здоровья детей.

В работе с детьми я предоставляю им возможность осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Источником замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой – развивающая игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления игрушек.

Несомненно, работа приведет к большему успеху, если в работу подключить родителей. В своем учреждении я организую, выставки работ из природного материала, бумаги, ткани, в создании которых принимают участие родители со своими детьми. Для родителей провожу консультации на темы: «Значение ручного труда для формирования личности ребенка», «Ребенок мастерит с родителями», «Театр на столе». Проводится работа родителей с детьми в «Мастерской Деда Мороза». Цель таких мероприятий: заинтересовать родителей, объяснить значение и значимость ручного труда для формирования личности ребенка и подготовке его к школе.

Своевременное обучение детей воспитателями и родителями трудовым умениям вносит значительные изменения в характер творческой деятельности. Владея навыками, дети успешнее претворяют свои замыслы в жизнь. Им становится посильными более высокие требования: самим придумать, как сделать игрушку, как выполнить работу красиво, какому материалу отдать предпочтение.

Таким образом, есть все основания рассматривать ручной труд, как важный элемент содержательного воспитания детей.


Лучшие статьи по теме