Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Талисманы
  • Семья и быт краткое содержание. Семья и быт план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему. IV. Бытовые отношения

Семья и быт краткое содержание. Семья и быт план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему. IV. Бытовые отношения

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Семья и быт План: Семья как социальный институт Функции семьи Семья в современном обществе Бытовые отношения Дом, в котором мы живем В семейной жизни самый важный винт – это любовь. А.П. Чехов

2 слайд

Описание слайда:

Перечислите, кого обычно люди называют своими родственниками? Какое родство, по Вашему мнению, самое близкое? Почему Вы так считаете? Слово СЕМЬЯ часто представляют как числительное «СЕМЬ» и местоимение «Я». Как вы думаете, почему? В чем уникальность семьи? Приведите примеры взаимодействия членов семьи. Дом невелик, да лежать не велит. Где любовь да совет, там и горя нет. Как Вы понимаете смысл этих поговорок? Дети не в тягость, а в радость? Как вы думаете, какие именно знания сохраняются и передаются из поколения в поколение? Приведите примеры, опираясь на собственный опыт и знание истории. Как, по Вашему мнению, взаимная поддержка членов семьи друг друга отражается на самочувствии человека, его настроении? Приведите примеры.

3 слайд

Описание слайда:

Опираясь на личный опыт, информацию из прочитанных Вами книг, газет, просмотренных телепередач приведите свои примеры любимого семейного занятия. Как это общее дело помогает членам семьи ощущать свое единство? Какие еще семейные ценности, на Ваш взгляд, позволяют членам семьи почувствовать свое единство?

4 слайд

Описание слайда:

Чем за общее счастье без толку страдать – Лучше счастье кому-нибудь близкому дать. Омар Хайям Согласны ли вы с поэтом? Почему, на Ваш взгляд, Омар Хайям считает, что важнее заботиться о счастье близкого человека, нежели переживать за все человечество?

5 слайд

Описание слайда:

Что такое семья? Семья - общность супругов, родителей и детей. Семья - совокупность лиц, связанных между собой установленными законом правами и обязанностями, проистекающими из брака, родства или усыновления. Семья - совокупность лиц, связанных отношениями брака, родства или усыновления живущих вместе и ведущих общее домашнее хозяйство.

6 слайд

Описание слайда:

3 а Д а н и е. Прочитайте примеры и ответьте на вопрос: «Семья ли это?». 1. Петр и Ольга - супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно, нанимая квартиру в одном жилищном блоке. 2. Валентина Михайловна - вдова, она живет вместе со своей дочерью, которой 17 лет, в общежитии того предприятия, в котором она работает. 3. Ивану Михееву - 40 лет. Он никогда не вступал в брак. Иван очень любит детей. Месяц назад он усыновил трехлетнего ребенка. 4. У Марины и Владимира Ермиловых двое детей - Ирина (21 год) и Константин (14 лет). Уже два года они живут в собственной квартире в молодом районе города. 5. Сергей и Дмитрий - гомосексуалисты. Более 10 лет они живут в одном доме на бульваре Освобождения. 6. У Рубена и Жанны Хачатрян трое детей. У них нет собственного жилья, и они живут вместе с родителями Рубена. 7. Шесть месяцев назад Маргарита Долева развелась. После развода она перестала носить фамилию своего бывшего мужа. Суд присудил ей родительские права на дочь Лайму, и сейчас они вдвоем живут в однокомнатной квартире, которую нанимают.

7 слайд

Описание слайда:

З а Д а н и е. Прочитайте ст. Семейного кодекса о функциях семьи. Отметьте отношения в своей семье.

8 слайд

Описание слайда:

З а Д а н и е. Выработать список основных прав, которые должны быть определены по отношению к каждому члену семьи, чтобы отношения между ними были хорошие. Какие из указанных правил помогут вам избежать или решить конфликт в вашей семье?

9 слайд

Описание слайда:

З а Д а н и е. Работа со ст. Семейного кодекса. Определить принципы семейного права, Защита брака и семьи государством и обществом. Равноправие между мужчиной и женщиной. Добровольность и устойчивость брачного союза как основы семьи. Всесторонняя защита детей. Равенство рожденных в браке, внебрачных и усыновленных детей. Уважение личности. Забота и взаимопомощь между членами семьи. Равноправие всех граждан в семейном отношении. Законность только гражданского регистрированного в загсе брака. Допустимость только одного брака.

10 слайд

Описание слайда:

функции семьи Репродуктивная. Социализация. Семья - главный агент социализации. Экологическая функция. Передача статуса. Социальное благосостояние. Защиты. Любовь и эмоциональная поддержка.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Формы брака Моногамия - брак между одной женщиной и одним мужчиной. Полигамия: а) полигиния (многоженство); б) полиандрия (многомужество - одна женщина и более одного мужчины); в) групповой брак (несколько мужчин и женщин).

13 слайд

Описание слайда:

3 а д а н и е 1. «Брачное объявление». 1-й этап. Составить примерный текст брачного объявления о самом себе (3 мин). В этом объявлении НУЖНО указать свои основные привлекательные черты, но не только внешние. Большая часть объявления должна быть посвящена раскрытию личностных достоинств.

14 слайд

Описание слайда:

2-й этап. Обсудить объявления. Каждый зачитывает свое объявление, комментирует его то есть добавляет что-то своими словами к тому, что не успел написать, отвечает на вопросы остальных членов группы.

15 слайд

Описание слайда:

3-й этап. Провести взаимную «семейную консультацию», в ходе которой нужно помочь друг другу улучшить текст брачного объявления.

16 слайд

Описание слайда:

З а Д а н и е 2. «Консультант». Выберите по своему желанию человека, которого вы должны оценить в качестве эксперта и о котором должны высказать вслух свою оценку его человеческих качеств как будущего семьянина (мужа-жены, отца-матери). Характеристика человека как будущего семьянина может включать в себя: оценку обаяния, внешнего вида, душевности. Время на составление характеристики 3 минуты.

17 слайд

Описание слайда:

З ад а н и е 3. «Брачный контракт». Подумайте над условиями контракта. Что в нем должно быть? Какие разделы вы считаете необходимыми в нем? Например: Имущество супругов, Семейный бюджет, Домашние обязанности, Воспитание детей, Питание, Отдых, Родственники, Домашние животные, Форс-мажорные обстоятельства, Ответственность супругов, Условия пересмотра отдельных положений настоящего контракта. Какие разделы вы хотите добавить?

18 слайд

Описание слайда:

З а Д а н и е 4. «Семейный очаг». Разделиться на две подгруппы, встать лицом друг к другу. Первая группа играет роль сторонников семейного образа жизни. Ваша задача - убедить своего партнера в том, что без семьи человек не может быть счастливым и здоровым. Он не сможет нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности, такие люди чаще болеют и совершают преступления. Но чтобы убедить в этом

19 слайд

Описание слайда:

проведение диагностики и рефлексии А. Вопросы 1. Что такое семья? Из кого она может состоять? 2. В чем уникальность семьи? 3. Для чего люди создают семью? 4. Почему членам семьи важно заботиться друг о друге? Что для этого нужно делать? 5. Что обеспечивает единство семьи?

20 слайд

Описание слайда:

Б. Выполните задания 1. Как известно, в баснях используется такой прием: автор говорит о животных, но имеет в виду типичные ситуации, связанные с поведением людей. Прочитайте отрывок из басни С. Михалкова «Кукушка и скворец». «Что распелся ты так рано над крыльцом?» - Кукушка из лесу скворцу прокуковала. «Ах, если бы, Кукушечка, ты знала! – Ей отвечал Скворец. – Я нынче стал отцом! Теперь мне впору петь с рассвета до заката: В скворечнике моем пищат мои Скворчата! Я полон гордостью – растет мой скромный дом» - «Вот невидаль! Нашел же чем гордиться! – Кукушка из лесу в ответ. – Чем удивил ты белый свет! По мне, так лучше быть свободной птицей!». Чье мнение Вы разделяете? Объясните, почему? Приведите примеры.

В науке о семье существует множество подходов и критериев определения семьи как объекта изучения, что вполне согласуется с его сложностью и многокомпонентностью.

Среди семьеобразующих признаков выделяются прежде всего отношения между мужем и женой, родителями и детьми.

В зависимости от того или иного фактора существует множество определений семьи. Самое простое определение, понятное даже на уровне обыденного сознания, звучит так: семья – отношение между супругами, родителями и детьми. Члены этой конкретно-исторической системы связаны родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Понятие семьи предполагает се пространственную локализацию – жилище, совместное проживание. Экономическую основу семьи составляет собственность, совместное имущество, включая жилище, дом, доход, кооперацию домашнего труда, организацию быта и потребления.

Семья – это социально-биологическая общность, основанная на триедином отношении – супружества, родительства, родства. Однако в реальной жизни наряду с конституированными формами существуют фрагментарные семейные отношения: например, отделение взрослых детей от родительской семьи; распад полного семейного союза вследствие болезни, смерти, развода; семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством, и т.д. Семьи с триединством названных отношений считаются основным типом семьи, при этом ядром семьи является супружеская пара. Семейные объединения, не имеющие всех трех признаков, принято называть семейными группами, отличающимися фрагментарным характером.

Семейная группа – это объединение людей, проживающих совместно, ведущих домохозяйство, связанных между собой только родством, родительством или супружеством.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства.

По критерию социального положения супругов семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенные, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Для более детальной характеристики гомогенности или гетерогенности семьи учитываются национальные, возрастные, профессиональные, образовательные и другие признаки.

Большинство семей имеют брачную форму. Брак – общественная санкция, определяющая форму семьи, принятую в данном обществе. Брак отличается историческими, традиционными и национальными особенностями, обычно юридически закрепленными. Брачные установления позволяют обществу упорядочивать и санкционировать формы семейной жизни.

Реальный семейный союз может иметь внебрачную форму, незафиксированную обществом, – внебрачная семья .

В строгом смысле слова семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей. Семья в брачной и внебрачной форме является единственным социальным институтом, в котором происходит рождение новых поколений, благодаря чему формируются основные социальнодемографические процессы и происходит передача традиционной информации от родителей к детям, во все времена и у всех народов.

За последние десятилетия получила развитие этнология – социальная антропология, раскрывшая многие тайны происхождения человека и отношений между полами. Как бы ни менялись исторические времена, репродуктивная функция неизменно проходит через вековое развитие человечества, составляя фундаментальное условие его существования.

Социальные отношения на протяжении истории формируют разные формы общения между мужчинами и женщинами, разнообразие которых составляет историю семьи (напомним, что семья подразумевает реальные отношения между супругами, родителями и детьми). В истории человечества не было общества, которое не регулировало бы отношение между полами, не навязывало им определенные формы и нормы полового общения. Это обстоятельство имеет самое простое объяснение – необходимость сохранения самого общества через воспроизводство поколений, вплоть до современной демографической политики.

В научной литературе о семье не имеется обоснованных сведений происхождения слова "семья". Этимологический метод раскрытия известных всем понятий может принести много уточняющих сведений, касающихся истории семьи. В словаре С. И. Ожегова семья определяется как группа живущих вместе родственников . В толковом словаре В. И. Даля сказано, что само слово "семья" – древнерусского происхождения, обозначающее "челядь", "домочадцы". В восточно-славянских языках это слово связано с понятием территориальной общности. Несомненна связь слова "семья" с древнерусскими понятиями "семя" – "потомство и "семьиться" – "сходиться", "скопляться" .

Прямым свидетельством тесной связи семейных отношений с обществом является институт брака. Брак – это общественная санкция, определяющая социальный механизм организации отношений между полами. Он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами. Брак – законный союз мужа и жены, супружество .

По определению В. И. Даля, супружество – это сопряженные браком муж и жена . Многие задаются вопросом, почему слово "брак", означающий супружество, буквально совпадает с понятием, характеризующим недоброкачественный продукт, не соответствующий стандартам. Немецкое слово "брак" – изъян – является омонимом тождественного по звучанию, по отличного от него по смыслу слова "брак", означающего супружество.

Слово "брак" у древних восточных славян означало "празднество", "женитьба", "свадьба". Исходной формой является восточнославянское borkъ – "брать", "браться", "вступать в брак" .

Половые отношения и рождение детей возможны без брака и вне брака. Брачные отношения включают в себя половые, по никогда к ним не сводятся. Брачный союз обязательно фиксируется обществом, получая от него определенные гарантии безопасности. Внебрачные отношения полностью зависят от межличностного взаимодействия.

В последнее время в нашем обществе появилось понятие "гражданский брак", подразумевающее внебрачное сожительство. Это несуразное представление плохо объяснимо. Гражданский брак отличается от любого религиозного обряда, включая венчание, и является актом гражданского состояния, т.е. подразумевает фиксируемое супружество.

Семья – базовое условие существования общества, поэтому существует фамилистическое измерение истории.

Феноменологический подход к осмыслению семьи открывает ее противоречивую сущность, прежде всего как социобиологического сплава. Феномен единства социального и биологического начал делает семью явлением уникальным и неповторимым.

Методологическим ключом раскрытия феномена семьи является синхронно применяемый макро- и микроуровень его изучения. К феноменальным свойствам семьи относится дихотомия между малой социальной группой и социальным институтом. Семья как малая социальная группа является объектом микросоциологии, а как социальный институт – объектом макросоциологии.

Как малая социальная группа семья является автономной субстанцией общества, характеризующейся различной структурой, спецификой жизнедеятельности, трансляцией семейного опыта, ценностей, норм, традиций, ритуалов, межпоколенческой преемственностью. С другой стороны, семья как самостоятельная социальная единица входит в состав социума.

Семья как социальный институт представляет собой субсистему общества, т.е. его подсистему, взаимодействующую с другими институтами и обществом в целом. В стратификационную систему общества семья входит в соответствии со статусной и престижной принадлежностью, определяемой внутрисемейным и внесемейным социальным положением людей, включая взрослых и детей.

Каждый конкретный семейный союз связан с множеством социальных институтов. Если рассматривать это взаимодействие системно, становится очевидным, что семейная жизнедеятельность детерминируется основными сферами общественной жизни: экономической, социально- политической и духовной.

Дихотомная природа семьи определяет ее взаимодействие с такими социальными институтами, как труд, собственность, распределение, социальная структура, политическая система, образование, здравоохранение, социальное обслуживание, культура, досуговая деятельность и др.

Социокультурный феномен семьи определяет ее промежуточное положение на пересечении общественных структур, на границе макро- и микроуровней. Особенность феномена семьи как института и как группы лежит в основе ее посреднической роли между отдельной личностью и обществом.

Семья является амортизационной опорой личности по отношению к обществу. Тесное взаимодействие семьи как малой социальной группы и как социального института не исключает относительную самостоятельность ее развития, которая объективно определяется личностным характером семейных потребностей. Такая закономерность особенно рельефно проявляется в осуществлении репродуктивной функции и функции социализации. Эти функции являются определенной константой при всех изменениях, происходящих в обществе. Замечательный афоризм принадлежит Н. А. Бердяеву: "Семья родилась из необходимости, а не из свободы" .

Посредством рождения детей и их социализации, физического и социокультурного замещения поколений семья обеспечивает само существование общества и его функционирование. Таким образом, семья самостоятельно воздействует на ход исторического процесса.

Значимость семьи обусловлена не только ее уникальной ролью в воспроизводстве человеческого рода, но и важнейшей функцией в экономической сфере общества. Семья обеспечивает экономику рабочей силой и потребительским спросом, ведением домашнего хозяйства, формированием и использованием семейного бюджета.

Жизнедеятельность семьи непосредственно связана с бытовой сферой. Быт, являясь подсистемой общества, представляет собой социальный институт. Быт – это сфера непроизводственной общественной жизни, включающая в себя удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилье, поддержание здоровья, а также освоение человеком духовных благ, ценностей культуры, общение, отдых, развлечения. Быт – уклад повседневной жизни.

Там же. Т. 1. С. 122.

  • Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. С. 362.
  • Даль В. И. Указ. соч. Т. 4. С. 362.
  • Бердяев Η. Л. Смысл творчества. Эрос и личность. М., 1989. С. 86.
  • Павленок П. Д. Социология. М., 2002. С. 731.
  • В современных условиях своеобразие преобразований в системе семейно-брачных отношений заключается не только в повыше­нии духовно-нравственного потенциала семьи, но и в форми­ровании новых стереотипов сознания, поведения, межличност­ных отношений членов семьи.

    Важнейшим признаком семьи является общность быта, который складывается и изменяется под влиянием матери­ального производства, общественных отношений, уровня куль­туры и оказывает огромное влияние на другие стороны жизни людей, на формирование личности.

    Быт представляет область социальной жизни, связанной с восстановлением жизненных функций человека, его работо­способности и творческой деятельности. Основой быта явля­ется личное, семейное и общественное производство и потре­бление необходимых благ. Быт-сфера внепроизводственно экономической и социальной жизни, включающая деятельность, связанную с удовлетворением материальных потребно­стей людей в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, и деятельность, связанную с освоением духовных благ, куль­туры, с общением, отдыхом, развлечениями". Составной частью быта является домашнее хозяйство. Оно представляет сферу человеческой деятельности, при которой кустарно, на основе индивидуальных затрат труда и времени, организуется вся система производства и потребления (питание, стирка, уход за квартирой и т. д.).

    Основой материального благосостояния семьи является добросовестный труд всех ее взрослых членов на обществен­ном производстве и дома, в быту. Труд для каждой семьи явля­ется не только источником материального благополучия, но и важнейшим средством всестороннего развития личности. В пределах домашнего хозяйства выделяется домашний труд, осуществляемый преимущественно женщиной. При помощи его производятся предметы потребления и услуги, необходи­мые семье. Домашний труд служит одной из важнейших сто­рон жизни человека и обеспечивает производство предметов потребления или их доработку: приготовление пищи, ремонт обуви и т. д. Другой частью домашнего труда является оказа­ние услуг внутри семьи. Домашний труд является общественно необходимым видом труда, так как обеспечивает жизнедея­тельность человека или семьи, несмотря на его индивидуаль­ную организацию.

    Неумение наладить семейный быт, разделить обязанности, создать крепкую семейную экономику нередко ставит под угрозу само существование семьи. Организация семейной экономики в огромной степени зависит от семейного бюджета, который представляет собой баланс доходов и расходов, характеризую­щий уровень жизни семьи. Сегодня особую значимость приобре­тает проблема, как с наибольшей пользой распорядиться день­гами, и потому все более популярными становятся такие понятия как «разумные потребности» и «культура потребления». «Культура потребления»-это способность человека, семьи осознавать свои разумные потребности и находить для удовлетворения пути, наи­более эффективные в экономическом и нравственном плане.



    Культура потребления продовольственных товаров слагается из той роли, которую пища играет в жизни человека, из умения разумно и экономно хозяйствовать. С экономией в быту связан очень важный экономический и нравственный принцип, суть которого в том, чтобы обеспечить семье полноценную жизнь в тех пределах, которые соответствуют ее доходам.

    Домашний труд-самый массовый из всех видов труда, и, как правило, это монотонный, малопроизводительный и довольно тяжелый труд. По подсчетам социологов, с конца 20-х годов производительность труда возросла в промышленности в 23- 24 раза, а в домашнем хозяйстве-всего на треть, т. е. в 70 раз меньше. Женщина тратит на него 40 ч в неделю (в городе 30-35, в деревне 45-50), мужчина 15-20 ч в городе и до 30 ч в деревне. Подсчитано, что в среднем на домашнее приготовле­ние пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У жен­щин это занятие отнимает 40% времени, идущего на ведение домашнего хозяйства. Велики затраты времени на стирку белья, глажение. Сегодня эти нагрузки еще более увеличились в связи с инфляцией, сокращением службы быта, дороговизной и мно­гими другими обстоятельствами.

    И все это в основном лежит на плечах женщин. Более того, женщина, ведя хозяйство, экономит значительные суммы денег. В США подсчитали, что если платить за все, что делает жен­щина дома как прачка, уборщица, нянька, кухарка, то при­шлось бы тратить (по самым скромным подсчетам) дополни­тельно в месяц больше средней зарплаты мужа. В России рабо­тающая женщина, по данным журнала «Вопросы экономики», увеличивает совокупный семейный доход более чем в полтора раза. Поэтому отказ ее от работы в пользу семьи, ведения домаш­него хозяйства приводит к существенному его падению.

    В настоящее время домашние обязанности женщин усложни­лись. Сокращение помощи государства в воспитании и материаль­ной поддержке детей требуют большего внимания со стороны роди­телей, больших затрат времени на организацию питания детей, уход за ними. Выход следует искать в развитии общественно-бытовой сферы, но идеальным вариантом должен стать принцип сочетания общественных, и личных интересов и на этой основе решатся проблемы сокращения затрат труда и времени женщин на удовлетворение бытовых потребностей. А это возможно лишь при нормальной экономической жизни общества. Тогда экономическое преимущество общественного сервиса, по сравнению с кустарным домашним хозяйством, будет главным условием успешного реше­ния проблем домашней занятости женщин.

    Общность быта-важнейший признак семьи. И в настоящее время невозможно представить нормальное существование семьи без повседневного домашнего труда. Надежда на создание совер­шенной общественной системы бытового обслуживания населе­ния не оправдалась. Правда, большинство семей, живущих в круп­ных городах, ощущает ее помощь в виде работы службы бытового обслуживания населения, десятках видов разнообразных услуг и т. д. И все же в обозримом будущем вряд ли появится удобная для каждой семьи система бытового обслуживания. Немаловажно и то, что государственные и особенно коммерческие услуги еще очень дорого обходятся семье. Значит, перспективой является не ликвидация домашнего хозяйства, а его совершенствование и раз­умное ведение. От этого зависит и материальное благополучие семьи, и ее моральный климат, и прочее. Семьи, где достигнуты гармоничные отношения, используют несколько путей совершен­ствования ведения домашнего хозяйства: насыщение быта все­возможными электробытовыми механизмами; разумное плани­рование и четкая организация домашней работы; справедливое распределение домашних обязанностей между всеми членами семьи; творческое отношение к бытовому труду, когда каждый охотно, без принуждения выполняет свои обязанности для себя и самых близких ему людей.

    Население уже довольно сильно проявляет приверженность к традиционным формам удовлетворения бытовых нужд, хотя следует отметить, что сегодня-это не только традиция, но и вынужденная мера. В настоящее время доходы семьи зна­чительно сократились и тратить их, например, на сферу обще­ственного питания невыгодно. Значит, в современных условиях домашнее хозяйство будет существовать, играя значительную роль в системе нашего быта.

    Подробное решение Параграф § 16 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

    Вопрос 1. Почему люди живут семьями? Кто в семье голова? Что мы оставляем в наследство детям? Где границы нашего дома?

    Семья - социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:

    Союзом мужчины и женщины;

    Добровольностью вступления в брак;

    Члены семьи связаны общностью быта;

    Вступлением в брачные отношения;

    Стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

    Семье, как любому нормальному организму нужны голова и сердце. Хорошо, когда руководит семьей добрая голова отца, а греет всех в ней умное сердце матери.

    Мы оставляем в наследство своим детям только две вещи -корни и крылья.

    Вопросы и задания к документу

    В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается почти исключительно семьёй, жизнью семьи. Здесь получают свою первую пищу его склонности, здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы, здесь обозначается его характер... Но жизнь семьи, её нравы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад её, в свою очередь, являются отражением жизни всего общества.

    В семью приносятся и здесь переживаются общественные "успехи и неудачи... Здесь отец или мать срывает своё сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать... Семья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку... Но и, помимо таких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живёт в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный труд - и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей. Складывается общественная жизнь не по-человечески, а по-звериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов, причём все кругом кажутся опасными соперниками, которых надо остерегаться и делать безвредными,- и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи - ссоры и брань. Общественная распущенность всегда забирается и в семьи, понижение интересов отражается в семейном быту. Если есть семьи, на которые общественные нравы и жизнь оказывают, можно сказать, подавляющее влияние, то есть и такие, которые охраняют «святая святых» от всякого рода бурных волн житейского моря. В этих семьях живут любовь и согласие... в них верят в добро и правду... В этих семьях дети - радость... тогда как в других они - лишние рты, обуза, помеха устроиться, ими тяготятся, и дети живут в загоне и пренебрежении.

    Вопрос 1. В чём основная идея данного текста?

    Жизнь семьи, её нравы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад её, в свою очередь, являются отражением жизни всего общества.

    Вопрос 2. Какая социальная функция семьи в центре внимания А. Н. Острогорского? Чем его описание этой функции дополняет текст параграфа?

    Социальная функция семьи – семья готовит человека к вступлению (вхождению) в социум (общество).

    В семью приносятся и здесь переживаются общественные "успехи и неудачи... Здесь отец или мать срывает своё сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать... Семья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку... Но и, помимо таких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живёт в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный труд - и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей. Складывается общественная жизнь не по-человечески, а по-звериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов, причём все кругом кажутся опасными соперниками, которых надо остерегаться и делать безвредными,- и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи - ссоры и брань.

    Вопрос 4. Какие выводы из прочитанного текста можно сделать для понимания взаимосвязи семьи и общества?

    Вывод – семья это маленькая модель общества.

    Вопрос 5. Как вы думаете, почему данный текст, написанный около ста лет назад, не потерял своей актуальности?

    Потому что психология человека и его сущность, воспитуемость – не изменились.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    Вопрос 1. В чём основное назначение семьи как социального института?

    Семья - один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы. Так, от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировались социальные нормы, предписывающие правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место жительства молодой семьи. Под влиянием экономического и политического развития общества, культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи. Но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве.

    С институтом семьи тесно связан другой социальный институт - институт брака. Брак - признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.

    Каждая семья - это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определённых ценностях.

    Семья играет огромную роль в общественном прогрессе. Благодаря ей осуществляется непосредственная преемственность поколений. Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика - отца и мужа.

    Вопрос 2. Каким образом общество влияет на семью? Приведите конкретные примеры.

    Роль женщины в семье изменилась вместе с изменением положения женщины в обществе: увеличивается занятость женщин, образование, интересы. Устанавливается равноправие и взаимная ответственность супругов в семье. Для поддержки семьи вводят дополнительные отпуска в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими детьми, устанавливаются денежные пособия, особые льготы и др.

    Вопрос 3. Перечислите функции семьи. Поясните, в чём они заключаются.

    Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций, среди которых прежде всего выделяют репродуктивную, и воспитательную.

    Несколько подробнее остановимся на воспитательной функции семьи, так как общественная ценность семьи состоит прежде всего в духовном воспроизводстве жизни, т. е. в воспитании детей. Воспитание детей в семье - большой ежедневный труд, и физический (например, когда ухаживают за Малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребёнка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определённых нравственных качеств). Благодаря семье ребёнок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дому, заниматься самообслуживанием, вести себя по определённым правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.

    Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребёнка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами. Сохраняются ли в семье память, реликвии, традиции? Знают ли молодые люди историю своего рода, свои корни? Какими дорогами идут родители и дети: параллельными или пересекающимися? Сколько точек пересечения у этих дорог? Каково отношение взрослых к людям, к жизни? Что проявляется чаще: цинизм или гуманность, оптимизм или пессимизм, эгоизм или внимание к окружающим, трудолюбие или стремление вести праздный образ жизни? Что царит в семье: окрик, придирчивость, материальное вознаграждение за каждый шаг ребёнка, чрезмерные поблажки или ограничение свободы, а может быть, любовь, внимание и забота, авторитет родителей, нравственная оценка поступков?

    Жизнь каждой семьи даёт ответы на такого рода вопросы. И она определяет развитие привычек и нравственных качеств ребёнка, как положительных, так и отрицательных. Они составляют «социальное наследство», которое родители передают детям: стиль поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненные ценности. Здоровье нового поколения, как духовное, так и физическое, тем крепче, чем больше в семье супружеской и родительской любви.

    К другим функциям семьи относят хозяйственную (ведение домашнего хозяйства), экономическую (материальное обеспечение семьи), эмоциональную (обеспечение взаимной психологической поддержки и защищённости каждого члена семьи), социально статусную (наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе, к которым принадлежит семья), первичного социального контроля (определение норм поведения членов семьи в различных сферах), духовного общения и досуга (проведение семейных праздников, походов, вечеров отдыха, организация семейного чтения и др.).

    В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция. Так, для молодой семьи в числе приоритетных - репродуктивная функция, для пожилой - функция эмоциональной поддержки, духовного общения.

    Вопрос 4. Почему среди социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную?

    Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Чтобы через 30 лет население страны не уменьшилось, детей в каждой семье должно быть не меньше двух. По статистике, включающей бездетные семьи и несемейных людей, для поддержания воспроизводства населения России необходимо, чтобы 50% семей имели троих детей. К сожалению, в настоящее время в значительном количестве семей имеется всего один ребёнок, и это значит, что сегодня в России не осуществляется даже простое воспроизводство населения.

    Воспитание детей в семье - большой ежедневный труд, и физический (например, когда ухаживают за Малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребёнка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определённых нравственных качеств). Благодаря семье ребёнок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дому, заниматься самообслуживанием, вести себя по определённым правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.

    Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребёнка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами.

    Вопрос 5. Какие эволюционные изменения происходят с семьёй в современном обществе?

    На мир семьи влияют другие социальные институты, а также общественные явления и процессы: право, религия, мораль, традиции, характер социальной поддержки семьи обществом и государством. Состояние семьи обусловлено общественным развитием. Поэтому не случайно семью часто представляют как ячейку общества.

    В современном обществе семья переживает качественные изменения. Они связаны с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, не свойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Традиции, нормы поведения, характер отношений между супругами, родителями и детьми проходят проверку жизнью, отметающей устаревшее и не соответствующее общественному развитию.

    Изменение положения женщины в семье связано с изменением её положения в обществе. Увеличивается профессиональная и общественная занятость женщин. Растёт их образованность, расширяются интересы. В нашей стране во всех категориях работающих более половины - женщины. При этом следует отметить, что среди специалистов с высшим и средним специальным образованием женщин свыше 60%.

    Традиционные роли, когда женщина ведёт домашнее хозяйство и воспитывает детей, а муж является хозяином, собственником и обеспечивает экономическую самостоятельность- семьи, меняются. Наблюдается тенденция к установлению равноправия, взаимной ответственности супругов в семье. Развивается семья партнёрского типа, в которой возрастает авторитет женщины как личности, матери, жены. Такая семья предполагает совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимную поддержку. Быт такой семьи организуется при участии всех её членов.

    В связи с процессами урбанизации ослабевают связи между родственниками.

    Происходит разделение институтов брака и семьи. В настоящее время единство семьи всё меньше зависит от давления общества (законов, нравов, обычаев, общественного мнения, традиций, ритуалов) и всё больше - от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак. Растёт количество фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей.

    Внимание, которое уделяется материальному обеспечению детей в семье (пищей, одеждой и т. п.), часто значительно превосходит то, что направлено на духовное развитие. Взрослые мало общаются с детьми - им некогда и далеко не всегда у них есть такое желание. Профессиональные интересы мужчин и женщин становятся серьезным конкурентом семейным интересам.

    Вопрос 6. Чем патриархальная семья отличается от семьи партнёрского типа?

    Экономическая и социальная самостоятельность женщин несовместима с авторитарными отношениями семьи старого типа - патриархальной семьи. Вспомните: в патриархальной семье власть принадлежит главе семейства - отцу. Все остальные члены семьи беспрекословно выполняют его волю. Роль женщины сводится к рождению и воспитанию детей, работе по дому без ведения денежных дел.

    Вопрос 7. Как, на ваш взгляд, взаимосвязаны семья и быт?

    Семья и быт неразрывные составляющие т. к. в каждой семье существует быт. Быт – это то, что окружает нас....обязанности по дому есть в каждой семье. Многие семьи распадаются именно потому, что заранее было не оговорена роль в семье каждого; они сталкиваются со многими проблемами связанными с бытом.

    Вопрос 8. Почему развитие сферы быта становится важной социальной задачей? Как эта задача решается?

    В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).

    На основе своего жизненного опыта вы можете привести примеры бытового общения и совместных дел соседей, молодых людей или людей пожилого возраста, живущих в одном дворе, и, конечно, членов семьи.

    Один из аспектов научного изучения быта - исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.

    Другой аспект изучения быта - обязанности супругов. Данные исследования показывают, что среди молодых супружеских пар растёт число мужей, которые готовят обед, стирают бельё, гуляют с детьми, сопровождают детей в детский сад или ясли, закупают продукты, моют посуду. Это говорит о наметившейся тенденции более активного участия мужчин в домашних делах. В то же время продолжительность домашнего труда женщин в среднем несравненно выше, чем мужчин. Каждый третий из молодых мужей и каждый пятый среди супругов среднего возраста не занимается домашними делами.

    Во многих семьях возникает проблема ответственного участия детей в домашних делах: приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п. Исследования доказывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности, усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки. Взаимопомощь в процессе бытового труда даёт членам семьи ощущение общности, чувства локтя, ответственности друг за друга и за семью в целом.

    Бытовые отношения зависят от способов ведения домашнего хозяйства. В современном обществе проявляется тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счёт применения современной бытовой техники. Это характерно и для городской, и для сельской семьи, несмотря на значительные различия быта селян и горожан. В отличие от сельской местности в городах более развиты предприятия, учреждения и организации бытового обслуживания, или, другими словами, сфера бытовых услуг. К ней можно отнести комбинаты бытового обслуживания с филиалами и приёмными пунктами, ремонтные мастерские, прокатные пункты, швейные ателье, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье.

    Сфера быта теснейшим образом переплетается со сферами торговли, здравоохранения, транспорта, досуга, социального обеспечения, коммунальных и других услуг. В современных условиях домашний быт и сфера услуг составляют взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга области. И если в узком смысле термин «быт» употребляется как синоним домашнего быта, то быт в широком смысле слова - это внепроизводственная область повседневной жизни, непосредственно связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей, воспроизводством человека, этноса, населения страны в целом.

    Когда-то из домашнего быта в производственную сферу ушло хлебопечение. Частично перекладывается на сферу общественных бытовых услуг приготовление пищи, стирка белья, уборка, пошив одежды и некоторые другие бытовые заботы. Всё более распространённой становится покупка частично приготовленной пищи - полуфабрикатов. Сегодня основные блага, используемые в быту, - результат общественного производства.

    Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха на природе, посещения театров, кино, выставок, повышения профессионального уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.

    ЗАДАНИЯ

    Вопрос 1. Можно ли утверждать, что рост материального благосостояния семьи всегда ведёт к повышению воспитанности выросших в ней детей? Свой ответ аргументируйте.

    Материальное благо это конечно хорошо, но это далеко не показатель духовности человека. Да, возможно деньги положительно повлияют на семью, но на мой взгляд, это маловероятно. Скорее всего, на нравственность это или не повлияет, или скажется отрицательно.

    Воспитание не зависит от материального состояния. Скорее рост благосостояния семьи отрицательно сказывается на нравственном воспитании. Если родители не вводят нравственных ограничений. Имея неограниченную финансовую подпитку подросток может выходить за рамки поведения.

    Вопрос 2. Смерть от болезней сердца постигает людей бессемейных в 3,5 раза чаще, чем живущих в кругу семьи. Дорожные катастрофы с первыми случаются в 5 раз чаще. Даже в сравнительно юном возрасте (20-30 лет) смертность среди холостяков на 25% выше, чем среди женатых. Какие выводы можно сделать из этой статистики?

    Раньше семья это было норма в обществе, и если ты не женат и не завёл семьи – это не приветствовалось, таковы были традиции. Ведь когда растёшь в семье и проблемы проще решать, есть кому подсказать, дать совет, помочь. А сейчас всё чаще живут гражданским браком причём большинство даже живущие в гражданском браке считают что они свободные. Всё это свидетельствует о том что когда человек живёт один ведёт распутную жизнь его некому притормозить (когда женат это как правило делает жена и все деньги он пускает в дом в развитие семьи), а тут не нужно не куда тратить только на себя, и в итоге человек больше пьёт чем ищет себе вторую половинку.

    Вопрос 3. Из каждых 10 детей, находящихся сегодня в детдомах, лишь двое не имеют родителей. О чём свидетельствуют эти цифры?

    Это говорит о низком уровне нравственности родителей, они рожают детей, хотя знают, что не смогут их воспитывать.

    Отсутствие моральных устоев, ответственности, Много стало "кукушек"-родителей, поигрались и бросили. Пусть другие думают, а им зачем проблемы.

    Государственная поддержка семьи ведется и в России: учреждены дополнительные отпуска (в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими или больными детьми и др», установлены денежные пособия (например, по yxoду за ребенком, по беременности и родам), введены особые льготы (например, перевод беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в cooтвeтствии с медицинскими требованиями на более легкую работу без уменьшения заработной платы) и др.

    БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

    В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья , уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).

    На основе cвoeгo жизненного опыта вы можете привести примеры бытового общения и совместных дел соседей,молодых людей или людей пожилого возраста, живущих в одном дворе, и, конечно, членов семьи.

    Один из аспектов научного изучения быта - исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.

    В среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У женщин это занятие отнимает 40% времени, идущего на ведение домашнегo хозяйства. Велики затраты времени на стирку белья и глажение (в среднем 58 ч в год), на покупку товаров для семьи (около 500 ч в год).

    Другой аспект изучения быта - обязанности супругов. Среди молодых супружеских пар 17% мужей готовят обед (20 лет назад этого никто из них не делал), 55% стирают белье, 35% гуляют с детьми, 16% сопровождают дeтей в детский сад или ясли, 80% закупают продукты, 58% моют посуду, 9% посещают школу и проверяют уроки у дeтей. Это говорит о наметившейся тенденции более активногo участия мужчин в домашних делах. В то же время продолжительность домашнего труда женщин в среднем нeсравненно выше, чем мужчин. 36 ч в неделю посвящают домашнему труду женщины и вceгo 13 ч - мужчины. Каждый третий из молодых мужей и каждый пятый cpeди супругов среднего возраста не занимается домашними делами. Эти цифры заставляют задуматься. Ведь справедливое распределение домашних обязанностей между супругами, взаимная помощь в быту - одна из важнейших нравственных основ существования современной семьи.

    Во многих семьях возникает проблема oтвeтcтвeннoгo участия детей в домашних делах: приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п. Исследования доказывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности , усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки. Взаимопомощь в процессе бытового труда дает членам семьи ощущение общности, «чувство локтя», ответственности друг за друга и за семью в целом.

    Бытовые отношения зависят от способов ведения дoмашнего хозяйства. В современном обществе наметилась тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счет применения coвpeмен ной бытовой техники. Это характерно и для городской, и для сельской семьи, несмотря на значительные различия быта селян и горожан. В отличие от сельской местности в городах более развиты предприятия, учреждения и организации бытового обслуживания, или, другими словами, сфера бытовых услуг. К ней можно отнести комбинаты бытовoгo обслуживания с филиалами и приемными пунктами, различные павильоны бытового назначения, ремонтные мaстерские, прокатные пункты, швейные ателье, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье.

    Сфера быта теснейшим образом переплетается со сферам и торговли, здравоохранения, транспорта, досуга, социального обеспечения, коммунальных и других услуг. В coвременных условиях домашний быт и сфера услуг cocтaвляют взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга области. И если в узком смысле термин «быт» употребляется как синоним домашнего быта, то быт в широком смысле слова - это внепроизводственная область повседневной жизни, непосредственно связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей, воспроизводством человека, этноса, населения страны в целом.

    Когда-то из домашнего быта в производственную сферу ушло хлебопечение. Частично перекладывается на сферу общественных бытовых услуг приготовление пищи, стирка белья, уборка, пошив одежды и некоторые другие бытовые заботы. Все более распространенной становится покупка частично приготовленной пищи - полуфабрикатов. Сегодня основные блага, используемые в быту,- peзультат общественного производства.

    Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, ocвобождает время для cовмecтнoгo отдыха на природе, посещения театров, кино, выставок, повышения профессионального уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.

    Жизнь cовpeмeннoгo человека усложнена техническим прогрессом, увеличившим ритм жизни, усилившим нepвное напряжение, умственные нагрузки. Большую часть времени человек проводит в замкнутом помещении, а это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье. Необходима более совершенная организация удовлетворения бытовых потребностей человека. Развитие сферы быта становится важной социальной задачей.

    ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

    Дом в жизни каждой семьи значит нечто большее, чем просто крыша над головой. Дом - это отношения между живущими в нем людьми. Это традиции, привычки. Это события, происшествия, встречи, расставания. Дом - это особая сфера культуры .

    Читая литературу о среде обитания человека, о eгo ближайшем социальном окружении, вы можете встретить понятие культура топоса. Словом «топос» стали обозначать место жительства. Следовательно, культура топоса означает культуру нашeго места жительства.

    Разговор о месте жительства начнем с нескольких бытовых зарисовок:

    1. Мужчина, возвращаясь с работы домой, перед cвoей дверью докуривает сигарету и бросает окурок себе под ноги. Гасит eгo ногой, открывает ключом дверь и входит в квартиру.

    2. Одна из соседок энергично сметает песок с коврика у своих дверей на середину лестничной площадки.

    3. Модно одетая девушка брезгливо переворачивает мусорное ведро и просыпает часть мусора мимо мусоросборной камеры.

    4. Несколько подростков греются зимой в одном из подъездов. Пьют пиво, шумят, оставляют после себя пустые бутылки.

    Что объединяет все эти зарисовки? Вероятно, вы уже догадались: все события происходят рядом с теми квартирами, в которых живут действующие в этих ситуациях люди. И поведение как взрослых, так и молодых людей отнюдь не выражает заботу о своем месте жительства.

    В этот же ряд можно поставить сцены из жизни coceда-алкоголика, свидетельства вандализма по отношению к детским площадкам и скамейкам во дворе, орущие мaгнитофоны, хозяева которых меньше вceгo думают о coceдях, надписи и рисунки в лифте, на стенах подъезда, отражающие нравственный облик жильцов дома.

    Всем нам приходилось наблюдать что-то из этого ряда. И вероятно, многие из нас сами если и не вели себя подобным образом, то попустительствовали тем, кто так «украшает» наш быт. Разберемся, почему это происходит.

    Быт - это сфера, наиболее скрытая от социального контроля. Чаще вceго мы отвечаем за свои поступки только перед своей совестью. Именно это обстоятельство может породить раздвоенность морали: человек по-разному ведет себя в производственном или учебном коллективе и у себя дома, в магазине, на отдыхе. И никто не заставит ocтaнoвиться, оценить свое поведение, кроме себя caмoго. (3aдyмайтесь: как вы ведете себя в быту? Сделайте выводы. Сформулируйте задание самому себе для самосовершенствования»

    Не случайно, отвечая на вопрос: «где ты живешь?», мы называем улицу, дом и только затем квартиру. Так что же является местом нашего жительства? И как мы к этому месту относимся? В каком состоянии наша улица и двор, подъезд и лифт, телефон-автомат на углу дома? Мoжет ли место, где мы живем, быть более благоустроенным, чистым, красивым, зеленым? Подумайте: что в этом благоустройстве зависит от наших собственных усилий?

    Современные архитекторы, строители решают задачу создания новоо типа жилья и новой застройки жилых районов. Они стремятся облегчить ведение домашнего xoзяйства и обеспечить культурно-бытовое обслуживание людей. Многие трудоемкие хозяйственные функции кoнцeнтрируются в блоках обслуживания и других помещениях, находящихся в непосредственной близости от жилого дома. Понятие «квартира» с ее функциональным многообразием как бы расширяется. Отдельные функции квартиры начинают выполнять оборудованные дворовые площадки, сквeры. Но никто, кроме нас самих, не в силах обеспечить бережное отношение к тому месту, где мы живем. Только мы сами сможем придать красоту нашему большому дому и научить этому наших детей.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

    В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается почти исключительно семьей, жизнью семьи. Здесь получают свою первую пищу eгo склонности, здесь зарождаются eгo симпатии, потребности, интересы, здесь обозначается eгo характер... Но жизнь семьи, ее нpaвы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад ее, в свою очередь, являются отражением жизни всeго общества.

    В семью приносятся и здесь переживаются общественные успехи и неудачи... Здесь отец или мать срывает свое сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать... Ceмья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку, всегда содержат рассказ о глубоких следах, ocтaвленных в них пережитыми впечатлениями. Но и, помимо тaких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живет в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный труд - и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей.

    Складывается общественная жизнь не по-человечески, а позвериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов, причем все кpyгoм кажутся опасными соперниками, которых надо остерегаться и делать безвредными, - и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи - ссоры и брань. Общественная распущенность всегда забирается и в семьи, понижение интересов отражается в ceмейном быту. Вместо литературных, эстетических,общественных разговоров слышатся речи о картах, домашнем хозяйстве, проделках прислуги, наживе, костюмах и пр.

    Лучшие статьи по теме