Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Нумерология
  • Духовный путь развития человека. Духовное развитие человека. Нравственное и духовное развитие личности

Духовный путь развития человека. Духовное развитие человека. Нравственное и духовное развитие личности

Есть множество трактовок того, что такое духовное саморазвитие. В этой статье дано определение данного термина, а также способы духовного развития человека. Тому, кто считает себя атеистом, будет сложно стать на путь самосознания и выстраивать правильные связи с высшими силами. Это личный выбор каждого, если вы готовы начать, прочтите статью до конца.


Что такое духовное развитие

Духовное саморазвитие в обыденном смысле - слишком широкое понятие, которое нужно для начала конкретизировать. Многие путают развитие такого плана с другими терминами - культурные или нравственные. Люди по ошибке считают, что посещение музеев, театров и выставок, а также чтение литературы помогает духовному развитию. Но это культурное, эстетическое развитие. В результате такого массового заблуждения человек длительное время делает то, что, по его мнению, помогает ему духовно прогрессировать. На самом деле духовное развитие - это различные действия, направленные на постижение духовных законов, мироздания, бога.

Для этого посещают храмы, читают Священные Писания, уходят в паломничество и совершают иные действия. Если эти аспекты в жизни человека отсутствуют, значит, он не развивается духовно. Культурно, нравственно, эстетически - может быть, но только не духовно. Обычно, на путь духовного самосовершенствования человек приходит после того, как в его жизни случаются трудности или тяжёлые моменты. Нехватка денег, ссоры и расставания с близкими людьми, проблемы в трудовой деятельности, борьба с серьёзным заболеванием - всё это подталкивает человек задуматься и начать вести осознанную жизнь, саморазвиваться.

Главная цель духовного саморазвития

Соответственно, главная цель духовного саморазвития - это осознание человеком своей духовной природы , налаживание ранее утраченной взаимосвязи с высшими силами (чаще всего - с Богом). Это долгий процесс, требующий, чтобы человек поставил перед собой главную цель, несущую глубокий смысл.

Человеку, решившему стать на этот путь, потребуется:

  • Заниматься духовной практикой - молитвами, мантрами, медитацией.
  • Внимательно изучать и осмыслять Священные писания.
  • Общаться с просвещёнными людьми на глубокие духовные темы.

Всё это должно помочь человеку понять, как именно нужно строить взаимосвязь с Богом и что требуется для этого делать.

Считается, что все религиозные традиции должны привести к одному, Единому Богу. Одна религия не может быть выше другой. У всех имеется общая цель - познать Бога , установить с ним правильные связи и отношения. Именно это является главным стимулом для духовного прогресса. Все материальные блага даются человеку по воле Бога. Если человек преследует корыстные и эгоистичные цели, и обращается к высшим силам ради расширения своего материального Богатства, то Господу это не нравится, и он скрывается от обращений таких людей.

Следовательно, не стоит заниматься духовным развитием с целью получения материальных благ. В итоге человек запутается в материальных потребностях и сойдёт с духовного пути. Человек, чтобы успешно установить связь с Богом, должен сначала очистить сердце и душу от корысти и грехов. Именно духовная практика помогает человеку изменить свой характер, побороть негативные качества и взрастить позитивные, плюс - очистить разум и чувства от доминирования материальных желаний. Это главная цель саморазвития, позволяющего прогрессировать в духовном плане.

Что происходит в результате этого развития

Занимаясь духовным саморазвитием, человек постепенно лишается иллюзий о материальных ценностях. При этом не отказывается от культурного, эстетического и нравственного развития, и продолжает заниматься своей трудовой деятельностью. Просто главный фокус смещается именно на налаживание связей с Богом и самосознание, происходит постепенная переоценка ценностей. Разум человека находится в поиске того, как правильно выстроить взаимоотношение с Господом, а характер человека перестраивается.

С чего начать духовное развитие

Человек, искренне решивший заняться духовным саморазвитием, должен действовать в рамках нескольких направлений:

  1. Для начала, он должен выбрать ту религию, которая ему близка и понятна. Это его свободный выбор - иначе человек не будет искренним в своих действиях или намерениях. Обычно, это та религиозная традиция, к которой он уже культурно приобщён, которая доминирует в его окружении.
  2. Выбрав религию, нужно наладить контакт с возвышенными людьми - теми, кто является сведущим в данной религиозной традиции . С ними необходимо регулярно общаться на духовные темы, просить разъяснений по интересующим вопросам.
  3. С первого же дня человек должен заняться духовной практикой, то есть молиться, изучать соответствующую литературу. Особое внимание нужно уделить изучению Священных Писаний, действующих в данной религии.

В первые несколько лет человеку хватит следовать этим рекомендациям. Все эти действия нужно регулярно воспроизводить в жизни. Позже, он придёт к другим вещам, которые необходимы для дальнейшего духовного обогащения.

Итак, человек определился с приобщением к какой-то религиозной традиции. Люди разные, и поэтому определённая религия может понравиться одному человеку, но не подойдёт другому. Но это не должно вести к соперничеству между людьми - это действия фанатиков, которые не приводят ни к чему хорошему.

Будучи взрослым и самостоятельным, человек может поменять духовную традицию. Выбирая религию, нужно ориентироваться на следующие критерии:

  1. Религиозная традиция должна вести к Единому Богу.
  2. Её положения должны основываться на древних Священных Писаниях. В рамках данной религии должно быть множество личностей, признанных Святыми. Обычно это те, кто при жизни вёл себя согласно положениям религии и совершал богоугодные поступки.
  3. У данной традиции должно быть много последователей, которые смогли достигнуть важных результатов, измениться духовно. К примеру, человек отказывается от вредных привычек, поборет разврат и безнравственность, тягу к насилию и тому подобное.
  4. В выбранной религии должны существовать духовные практики, которыми занимаются её последователи . Речь идёт, прежде всего, о молитвах, призывах к высшим силам.
  5. Человеку должно быть комфортно в рамках данной религиозной традиции. Не должно быть неприятных ощущений, сомнений. Желательно, чтобы на начальном этапе обычаи и правила этой религии его устраивали. Позже они станут ему намного ближе.

Это лишь основные критерии, которые нужно учитывать при выборе духовной традиции в самом начале. Если человек ни готов или не желает развиваться духовно в рамках религии, он может сделать, это, не приобщаясь ни к одной из них. Поскольку все религиозные течения проистекают из одного начала (то есть веры в Единого Бога и правил взаимосвязи с ним), то человек не обязан привязываться к одной религии. Главное - приобщиться к Богу.

Искренние последователи какой-либо религии не претендуют на истинность того течения, к которому они приобщены, и не отторгают иные течения. Во главе угла стоит представление о том, что во всём есть проявление Бога, каждый может прийти к Всевышнему по своему пути, сделав выбор в пользу определённой религиозной традиции.

Именно любовь к Богу и всему живому, искренняя и бескорыстная, должна быть высшей ценностью, преследуемой человеком . Именно это является религией, остальное - лишь дополнением. Любое истинное течение опирается на четыре положения:

  • Чистота. Касается внешнего вида, мыслей и речи, а также поступков, совершаемых человеком.
  • Аскетизм. От человека не требуется быть отшельником - нужно лишь жить просто, не брать сверх того, что нужно. Это разумный, здоровый образ жизни, исключающий вредные привычки и излишества.
  • Милосердие ко всему живому. Речь идёт о ненасилии над живыми существами.
  • Стремление к правде. Прежде всего, нужно правдиво признаться себе в том, какие грехи были совершены, и искренне раскаяться в этих поступках. Человек не должен заниматься самообманом, оправдывать неправильные поступки. Нельзя оправдывать такие действия внутренней слабостью - наоборот, нужно побороть такие проявления.

Если человек самостоятельно развивается во всех четырёх направления, то он будет духовно прогрессировать. Религия же, по сути, является лишь инструментом, который помогает человеку прийти к Богу. Важна регулярная духовная практика.

В рамках каждой религии дан определённый узкий путь, ряд рекомендаций, помогающих человеку постигнуть Абсолютную Истину. В них также есть множество предрассудков и ограничений.

Во всех течениях есть свои пути. Бог же находится выше религии - они появились благодаря ему, значит, каждая традиция тоже принадлежит ему. Следовательно, взаимоотношения человеческой души и Всевышнего не могут ограничиваться положениями одной парадигмы. Для начала, человеку нужно правильно настроить своё подсознание. Необходимо ежедневно признаваться в любви к Богу и живым существам. Это можно сделать, просто ежедневно записывая в тетрадку главные цели в жизни и благодарность Всевышнему.

Помимо этого, нужно бескорыстно служить Богу и всему живому , не требуя взамен ни вознаграждения, ни славы, ни благодарности и похвалы. Нельзя никому рассказывать о таких поступках - это хвастовство, проявление корысти.

Человеку сложно сразу стать бескорыстным, это то умение, которое развивается постепенно. Сделать это можно только служа кому-либо. Со временем сердце станет чище, придёт настоящее бескорыстие.

Осуждать и критиковать людей за их убеждения также нельзя. Проявления осуждения, презрения и ненависти к последователям и установках других религий также отбрасывают человека назад, мешая ему развиваться духовно. Каждый должен жить так, как он хочет.

Однако человеку всё равно нужно общаться с религиозными людьми, независимо от отношения к какой-либо религии. Они также стараются прийти к Богу, следовательно - являются его единомышленниками. Главное - чтобы эти люди были адекватны, не являлись фанатиками, мирно относились к другим религиям и их представителям. Сам человек также должен идти своим путём, но не осуждать выбор других. Плюс - не относиться к своей жизни слишком категорично - всё имеет свойство меняться, и никто не знает, как именно изменится его путь со временем.

Способы духовного развития

Ниже даны несколько способов того, как стимулировать духовный рост.

Самосознание

Речь идёт об изучении себя. Человек должен давать себе отчёт о своём характере, поведении, потребностях, реакции на определённые ситуации. В том числе в негативных сторонах своего характера. Нужно быть честным и открытым перед самим собой, воспринимать себя как многогранного человека, со своими достоинствами и недостатками . Это первый шаг на пути к тому, чтобы безоценочно относиться к другим людям, не ожидать от них больше, чем они могут сделать на самом деле.

Всё это поможет достигнуть внутренней гармонии, баланса и свободы. Человек начинает воспринимать реальность такой, какой она на самом деле является. Без лишних иллюзий, фантазии и ожиданий. Он понимает, что все люди и мир не являются совершенными. К нему приходит осознание того, что он должен сделать. Появляется умение спрогнозировать и объяснить собственную реакцию на то или иное событие и явление, поскольку человек уже знает своё мироощущение.

Изучение литературы

Речь идёт, прежде всего, об изучении Священных Писаний, существующих в рамках каждой религии. Прежде всего, это:

  • Тора.
  • Коран.
  • Бхагавад-гита и иные.

В них сосредоточена мудрость и духовные знания, накопленные в каждом течении. Их обязательно нужно изучить, чтобы прогрессировать духовно. Полезно обратиться к другим источникам. Если человек смог понять хотя бы часть мыслей, заложенных в Священном Писании, то он становится богаче духовно . Необходимо общаться с приверженцами своей веры. Нужно найти места, где они собираются вместе, и регулярно обсуждать с ними на духовные и нравственные темы. Каждый из них имеет свои знания и опыт, поэтому у каждого есть своя точка зрения на различные проблемы. Выслушивая аргументы и позицию каждого, человек духовно обогащается.

Можно слушать лекции и записи известных лекторов, представителей какой-либо религии. Они несут определённый посыл, помогают человеку проникнуться иным представлением, взглянуть на привычные явления по-другому. Всё это также помогает духовному прогрессу. Лучше будет посетить такое мероприятие вживую - это намного более эффективный способ общения и усвоения информации.

Молитвы и медитация

Молитвенная практика является обязательным условием духовного прогресса. У народов мира существуют свои молитвы.

Важно, чтобы выбранная практика была человеку наиболее близка. Это является потребностью, которую нужно удовлетворять для дальнейшего духовного развития.

Если в религии нет необходимости заниматься молитвенной практикой, а человеку достаточно только быть последователем, чтобы развиваться духовно - это ложная традиция.

Полезно регулярно медитировать. Это помогает сконцентрироваться на важном, сосредоточиться на правильном состоянии и позитивном настрое, определиться со своими чувствами в данный момент.



Окружение

Важное требование, необходимое для духовного прогресса человека. Его окружение должно, как минимум не критиковать и осуждать его за его взгляды. Ещё лучше - чтобы они имели схожий взгляд. Это даст дополнительные силы и мотивацию для занятия самосовершенствованием. В трудные моменты такое окружения поможет человеку справиться с проблемами и продолжить своё развитие.

Лучше найти духовного наставника - человека, который находится на более высоком уровне духовного богатства. Он поможет человеку, укажет на его ошибки, даст полезные рекомендации по саморазвитию.

Наставником может быть любой человек, к которому готовы прислушиваться и относиться смиренно. Наставлять на верный путь может и ситуация, из которой человек может вынести определённые уроки. Но истинный наставник - это тот, кто может давать правильные советы и помогать человеку. Для этого он сам должен долгие годы вести возвышенный образ жизни.

«… Кто Я? … Зачем я здесь и почему? … Что вокруг меня?… Что будет после? …»

Если вы читаете эту статью, значит, как и я, вы ищете ответы. Ответы на вопросы, которые задаёте себе. Вопросы не частые, оттого что частота превращает важное в обыденное. Вопросы не только разума, но и души. Они звучат негромко, как эхо колокольного звона, но эффект полученного ответа может заглушить пушечный выстрел.

Может у вас другая формулировка, но если задумывались над чем-то подобным, знайте – это начало вашего роста. Вас ждёт, пожалуй, самое захватывающее приключение. Вы готовы познавать себя и мир вокруг вас. Впереди – ваше духовное развитие.

Что же такое духовное развитие человека? На сегодня однозначного, исчерпывающего и окончательного определения этому понятию не существует. Причин тому множество – от религиозных противоречий до экономических различий не только стран, но и каждого из нас в отдельности, от исторического пути общества вчера до конкретной ситуации сегодня, от традиций до предрассудков. Воспользуемся одним из определений: духовное развитие личности – показатель качеств человека, связанных с его нравственностью, внутренним миром, этикой; осмысление предназначения своей жизни, своей миссии. Духовное развитие человека также возможно определить как осознание собственной ответственности за происходящие события и абсолютной причастности к ним; степень понимания целостности личности и мироздания. И конечно – стремление к постоянному совершенствованию.

Вы здесь, это значит – вы понимаете, что за словами «духовный поиск и развитие» есть что-то большее, чем просто фраза. Это значит, вы ищите пути духовного развития. И это правильно. В конечном счёте - это может оказаться единственным, на что стоило тратить время, силы и деньги.

С чего же начать духовное развитие? Пожалуй, с принятия того, что это не результат, это не черта, которую нужно пересечь. Духовное развитие – это путь, это процесс. Причём, процесс постоянный, безостановочный. Если процесс останавливается, если замирает духовное развитие, человек обречён. Потому что в этом процессе невозможно взять паузу и постоять на месте, можно либо расти, либо деградировать.

Любой процесс имеет свои характеристики. Как минимум, это направление и скорость протекания, величина изменений. То же самое и с духовным развитием. Улучшить можно только то, что можно измерить, это значит, можно не только отслеживать динамику духовного развития человека, но и повышать уровни духовного развития. Можно двигаться от меньшего к большему, повышая уровень духовного развития своей личности. А как же ориентироваться в направлении? Просто. Смотрите на результат. Если то, что вы практикуете, делает вашу жизнь легче, лучше, ярче, интереснее, если вы становитесь терпимее, добрее, если внутри вас присутствуют умиротворение и гармония – вы на правильном пути. Если вы испытываете воодушевление, подъем, радость от того, что ваша личность становится более зрелой, растёт ваша нравственность, повышается способность видеть суть вещей – ваш путь также выбран верно. Если вас наполняет благодарность и любовь, значит, вы делаете то, что нужно.

К счастью, в сегодняшнем обществе существуют различные направления и пути духовного развития, как традиционные, так и альтернативные. Это могут быть привычные нам образование, культурное развитие, общественная деятельность. Может быть литература – от Библии до Корана; возможно духовные практики – от ментальных медитаций до обрядов и физических упражнений; а может посещение святынь – от Мекки или Ватикана, до «мест Силы» и «мест Покоя и Уединения». Только вы решаете, когда и с чего начать. Духовное развитие не имеет каких бы то ни было ограничений. Возможно, вы прочтёте несколько классических книг или началом будет, например, йога. Духовное развитие не требует старта с чего-то определённого. Пути духовного развития индивидуальны, например, духовное развитие женщины отличается от мужского. Загляните в собственную душу, к чему тянется ваше сердце?

Небольшое замечание: как жизнь показывает, наивно было бы надеяться на то, что духовным поиском и духовным развитием можно назвать именно внешние воздействия на личность или волю, на разум или тело, на эмоции или чувства человека. Это всего лишь наружные обстоятельства. Настоящее же духовное развитие зарождается изнутри. И только потом, при достижении соответствующего уровня, становятся заметны его внешние проявления.

Любой процесс подчиняется определённым законам. Также существуют законы духовного развития. Если развитие процесса, например, ядерного или электрического подчиняется законам физики, то законы духовного развития – это общечеловеческие ценности.

И ещё, если вы не одиноки, обязательно обсуждайте духовное развитие в паре со своим партнёром. Возможно, случилось так, что ваша половина пока не разделяет ваших устремлений. Ничего страшного. Не спешите. Просто покажите пример. Вы сами удивитесь тому, как проходя этапы духовного развития, вырастет ваша личность изнутри. Конечно же, этот рост и изменения проявятся и во внешней жизни. Повышая собственные уровни духовного развития, вы станете интереснее, привлекательнее как человек, а масштаб вашей личности увеличится до такой степени, что вы перестанете нуждаться в чьей-либо поддержке. Вы сможете сами поддерживать других. Рядом с вами люди будут чувствовать себя комфортно и уверенно.

Духовное развитие личности сегодня из модного тренда превращается в необходимость. Каждый человек, желающий добиться успеха, осознает важность постоянного саморазвития.

Что такое духовное и нравственное воспитание?

Рассматриваемое нами понятие не имеет четкого определения. Но исходя из его содержания, можно сказать, что духовное развитие человека - это сфера нетелесного воспитания, ежедневная работа, направленная на приобретение знаний, умений, веры, чувства прекрасного. Результат такого развития может быть как материальным (художественные произведения искусства), так и нематериальным (музыка, философия, религия).

Нравственное воспитание предполагает развитие в личности моральных ценностей человечества.

Духовно-нравственное развитие принимает следующие формы:

  • политика;

  • философия;

    искусство;

Религиозное воспитание

Когда человек слышит понятие “духовное развитие”, то первым делом он думает о религии. Это естественно, так как с детства человеку прививают догму о том, что дух - Божье творение. И религиозное воспитание полностью опирается на священные писания. Несмотря на различия в истории, формах поклонения, традициях и обычаях, все три монотеистические религии проповедуют одно и то же - принцип единобожия и следование Божьему слову.

Религиозное духовное развитие начинается с личного примера родителей - если взрослые следуют религиозным догмам, то и ребенок будет брать с них пример. Но иногда ребёнку этого недостаточно, и он требует объяснений. Тогда можно рассказать ему, что то или иное действие разрешено или запрещено Богом, и за хорошие, угодные Ему дела Он вознаграждает, а за плохие - наказывает. Кроме объяснения помогут и такие средства религиозного воспитания:

    совместное чтение и обсуждение религиозной литературы;

    посещение мест поклонения;

    соблюдение поста и священных дней;

    празднование религиозных праздников.

Если ребёнок ходит в школу, то на помощь родителям приходят обычная и религиозная школы. В обычной преподают предмет “Основы религиозных культур и светской этики”, который разделен на 6 направлений:

    светская этика;

    православие;

Главной особенностью религиозного воспитания является то, что родители могут сами выбрать, в каком направлении воспитывать ребёнка, так как курс был разработан группой учёных разных конфессий.

В религиозной, кроме основ, можно изучить Священные Писания и лучше узнать свою религию.

Моральное воспитание

Идеи, принципы, законы, нормы и правила поведения в обществе являются составляющими морального воспитания. Если говорить вкратце, его основу составляют воспитание следующих качеств:

    чувства доброты;

    помощь ближнему;

    чувства сочувствия;

    потребность следовать человеческой морали.

Для этого нужно приучать ребёнка к моральным нормам, формировать его позитивной моральный опыт, направлять его поведение, чувства и сознание на реализацию моральных ценностей и сформировать моральный облик личности.

В таком случае ребёнок, подросток или взрослый - объекты морального воспитания, а воздействуют на него семья, школа и другие общественные организации. Но возможно и сознательное самовоспитание, когда человек сам формирует деятельность, направленную на совершенствование моральных качеств и формирование привычек и поведения согласно принятым в обществе идеалам. В таком случае применяются такие приемы, как самооценка, самоприказ, самовнушение, самокорректировка, саморегулирование, самоодобрение и самонаказание.

Политическое воспитание

Политические воспитание - целенаправленное и систематическое воздействие на сознание индивида с одной целью - сформировать определенные политические качества.

Его основными задачами являются:

    укоренение в сознании и поведении принятых в данном обществе ценностей, норм, ориентаций и образцов;

    распространения определенного типа политической культуры.

    Рациональный компонент - передачи основной политической информации, формирования системы знаний о политической системе. Рациональный компонент реализуется через школьное и вузовское образование и СМИ, контролируемое правительством.

    Эмоциональный компонент - это формирование определенного отношения к политическим объектам и явлениям. Он тесно связан с устойчивым предпочтением определенного человека в политике. Эмоциональный компонент реализуется через такие средства, как торжественные парады, демонстрации, шествия, чествования, вручение паспортов, партбилетов и наград.

    Правовое воспитание

    Смежным с политическим воспитанием является правовое, под которым понимают целенаправленную деятельность госорганов и социума, воздействующую на правовое сознание, культуру и поведение людей для следования закону и его норм.

    Благодаря правовому воспитанию у граждан формируется уверенность и самостоятельность в правовой сфере. Это стимулирует правовую активность отдельных граждан, предполагающую осознанное, инициативное, социальное, нравственное и ответственное поведение.

    Правовое воспитание включает следующие элементы:

    • юридический опыт общества;

      педагого-психологические приемы воздействия на граждан (личный пример, убеждение, поощрение, наказание, принуждение);

      формы воспитания - внешнюю и поведенческую стороны взаимоотношений государства и населения.

    Правовое воспитание проводится с участием школы, вуза, СМИ, правового просвещения и самовоспитания.

    Философское воспитание

    Несмотря на то что философия - наука сложная для детского понимания, все же именно первые серьёзные вопросы о бытие, мироздании и смысле жизни задаёт именно ребёнок. Это связано с тем, что малыш ещё не связан стереотипами и не знает философских понятий, а взрослый - в силу своего знания - стесняется или боится задавать какие-то вопросы. Ребёнок из-за чистоты сознания избавлен от стеснения и страха.

    Ребёнку, а позже и подростку нужно объяснять простым языком такие философские категории, как материя, движение, пространство, сознание, время, свобода, идеал, истина, добро, справедливость, мораль, разум.

    Воспитание чувства прекрасного

    При словах "духовное развитие" наравне с религией явную ассоциацию вызывает и искусство. Процесс формирования можно условно разделить на 4 этапа:

      впечатления;

      чувственно-эмоциональный опыт;

    Эти же критерии составляют основное содержание чувства прекрасного.

    Впечатления можно получить через чтение художественной литературы, просмотры кинофильмов, прослушивание концертов, посещение выставок и музеев. Искусство состоит не только из прекрасного, но из других категорий эстетики - безобразности, возвышенности, низменности, трагичности и комичности. Комплексное восприятие всех категорий эстетики позволяет сформировать чувство красоты.

    После просмотра важно комментировать увиденное, причем не только с позиции "нравится - не нравится", но и обосновывать, почему, какие чувства вызывает тот или иной объект. Эти действия позволят накопить чувственно-эмоциональный опыт и чутко воспринимать действительность.

    Со временем у человека появляются любимые произведения искусства, направления и авторы. Их изучение позволит аргументированно оценивать увиденное. Этот этап называется накоплением знаний.

    Следующий этап развития - анализ. Умение анализировать можно сформировать при помощи рецензий профессиональных критиков в журналах, теле- и радиопередачах. При этом нужно сопоставлять различные точки зрения, соглашаться или опровергать их. Со временем выработается своя точка зрения.

    Полезно также обсуждение с друзьями.

    Умственное воспитание

    Умственное воспитание - это формирование системы знаний на базе основ наук. Система включает в себя следующие категории:

      логическая мышление;

    • внимание;

      воображение;

      способности;

      развитие склонности и дарования;

      желания постоянно узнавать новое и совершенствовать имеющиеся общеобразовательные и специальные знания, умения и навыки.

    Получение этих знаний достигается за счёт:

      систематическое обучение в школе, вузе и другом образовательном учреждении;

      внеклассная, внеаудиторная и самостоятельная работа.

    Содержание умственного воспитания зависит от образовательной программы, профиля профподготовки и познавательных интересов, что предполагает знание конкретного учебного материала, фактов, терминологии, символов, имен, названий, дат, понятий разного вида, связей и зависимостей между ними, а также методов их использования и понимание места их применения в системе наук.

    Как происходит развитие личности?

    Духовное развитие ребенка берет начало в семье со свойственной ей стилем воспитания, который зависит от требований общества. На каждом этапе духовное развитие должно соответствовать этим требованиям.

      Младенчество - формируется базовое доверие к миру в лице матери.

      Возраст от 1 до 2 лет. Ребенок становится независимым, так как самостоятельно ходит, контролирует свои потребности и может выразить свои желания.

      Возраст от 2 до 5 лет. Важный период в жизни малыша, который влияет на духовно-нравственное развитие и воспитание. В этом возрасте главное положение в жизни занимает игра, через которую ребенок учится общаться с миром, знакомится с азами некоторых форм духовно-нравственного развития - религиозного, умственного, морального. Поэтому важно уделить игре особое внимание.

      Школьный возраст. На помощь семейному развитию приходит школьное, где ребенок получает новые знания и навыки. В этот же период он может столкнуться с неудачами в школе, что может привести к неуверенности. Поэтому важно поддержать его в этот период и объяснить, что неудачи - это всего лишь повод стать лучше.

      Средняя и старшая школа. Это период самоопределения, когда подросток ищет себя и свое место в мире. В это время начинается его философское, политическое и правовое развитие, формирование чувства прекрасного переходит на чувственно-эмоциональный этап.

      Период, когда духовное развитие человека достигло своей полноты, и он сформировал необходимый багаж, с которым дальше будет идти по жизни.

      Накопленные знания помогают найти близкого по духовно-нравственному развитию спутника жизни, работу и заботиться о семье и детях.

      Период после 50 лет, когда человек завершает духовное/нравственное развитие и переосмысливает свою жизнь через приобретенный духовный опыт. В итоге он понимает, что его жизнь неповторима, осознает и принимает логический исход жизни.

    Развитие общества

    Духовное развитие общества непрерывно. Его можно разделить на духовный и материальный прогресс, т. е. развитие от низшего к высшему, и регресс - развитие от высшего к низшему.

    Критерии прогресса:

      духовно-нравственный рост личности и общества;

      слабая конфронтация между людьми;

      улучшение взаимоотношений между людьми;

      наличие свободы, которую общество предоставляет индивиду.

    Развитие общества может принимать следующие формы:

      эволюция - постепенное и плавное изменение в духовной жизни человека и общества;

      революция - коренные, быстрые и практически противоположные изменения, которые могут затронуть как одну, так и несколько сторон духовно-нравственной жизни;

    • реформа - комплексные мероприятия, способствующие изменениям одной или несколько сторон общественной жизни.

    Развитие духовной культуры в этом случае - приоритетная задача не только общества, но и государства в целом.

Духовность – одно из наиболее сложных понятий на Земле. О ней написано и сказано очень много, но, исчерпывающего, убедительного определения пока еще никто не дал и не достаточно ясно, для чего она практически необходима человеку, что существенно снижает возможности ее развития. Сформировать цельное понимание духовности не позволяет множество стереотипов и противоречий, поэтому рассмотрим первичные вопросы духовности: ее понятие, значение, развитие и основные ошибки.

Понимание духовности

Духовность – это реализованные в человеке знания о Боге, Добре и Зле, о нашем обществе, своей судьбе и обо всем, что касается взаимодействия человека с высшими силами, самим собой и окружающим миром. Эти знания определяют большую часть основных проявлений человека (мышление, психо-эмоциональную сферу, поведение, образ жизни), его индивидуальные особенности, отношение к нему других людей, способность или неспособность к каким-либо значимым достижениям и многое другое.

Наиболее важные цели духовного развития: достижение совершенства (внутренней силы, позитивности), познание и реализация своего предназначения. Истинно духовные знания делают жизнь человека радостной и счастливой, позволяют получить власть над собой и своей судьбой, приближают его к Богу. Псевдодуховность, различные заблуждения делают человека слабым и злым, ведут к страданиям и несчастью, противопоставляют его воле высших сил.

Внутренняя сила – способность достижения каких-либо значимых целей и преодоления жизненных преград. Она свойственна немногим, они с ней рождаются или сами формируют себя, получая соответствующее воспитание, они четко знают, что хотят, имеют огромное стремление к цели, непоколебимую уверенность в себе и своих силах. Они не надеются на случай и убеждены, что все в этом мире необходимо заслужить своим профессионализмом, развитием и деятельностью, они активно действуют и достигают цели, уважения и признания окружающих. «Ничто меня не остановит» – их девиз.

Слабость – бесцельное существование, отсутствие достоинства, уважения окружающих и каких-либо значимых достижений, бесконечные сомнения, неуверенность, уязвимость и т.д. Таких людей большинство, преграды их останавливают, неудачи ломают, а они только оправдываются: «Что я могу сделать?».

В эзотерике внутренняя сила имеет множество четко определенных уровней (этапов развития), которые описывают логику и последовательность изменения всех основных составляющих человека: от его убеждений до внешних проявлений. Понимание этих уровней крайне необходимо людям, так как позволяет определить направленность эволюции человека, ступени его духовного развития, оценить себя, свои силы и найти свое место в общей иерархии существ, чтобы ставить более сложные, но реальные цели и задачи, и ответить на множество других вопросов.

Получение силы подчинено универсальным законам, но она может быть светлой или темной, что определяется реализуемыми целями и методами. Различение Добра и Зла – один из ключевых вопросов всех мировых религий и большинства духовных школ, именно он определяет выбор пути развития. Светлый путь – путь Любви, Добра, Справедливости, служения Богу и обществу. Темный путь – совершенствование во Зле, путь насилия, страха, разрушения, борьбы с Богом, обществом и т.д.

Доброта, позитивность – чистота мыслей и мотивов, отсутствие каких-либо негативных эмоций, способность сохранять доброжелательность, удовлетворенность в любых, самых неприятных ситуациях, способность любить и верить, видеть в каждом человеке творение высших сил и желать ему счастья. Все это достигается соответствующими духовными практиками, ведет к просветлению и другим возвышенным состояниям. Зло, негативность (в той или иной мере свойственны почти каждому человеку) – обман, желание зла, злость, зависть, страхи, несвобода, насилие, агрессивность, неверие в Бога или целенаправленное служение злу, преступления и любые другие нарушения духовных законов, воли высших сил.

Значение духовности

Значение духовности трудно переоценить. Она позволяет человеку подняться над миром животных, шаг за шагом, по мере своей эволюции, познавать волю высших сил и приближаться к божественному совершенству. Осознавая значимость духовного развития для Бога, человека и общества, совершая великий подвиг, в различные эпохи приходили свои миссии (существа высокого уровня: божества, боги), чтобы передать людям духовные знания, основать религии и учения. Именно они во многом определили историю и культуру множества народов.

Основное предназначение человека перед высшими силами, о котором говорят все религии и позитивные учения – стать помощником Творца в реализации его замыслов, служить Богу. Путь реализации предназначения – развитие – достижение духовного совершенства и раскрытие всех, заложенных в человеке способностей. Жизнь на Земле – это уникальная возможность для наслаждения, добрых дел и развития, большой учебный класс. Когда обучение закончено, можно уйти в более высокие миры, «выйти из колеса сансары», «родиться в мире богов» (по буддизму).

Власть над собой – один из наиболее значимых результатов духовного развития. Эта власть означает, что в человеке живут только те чувства, желания и эмоции, которые он считает правильными, которые его усиливают, т.е. он свободен от раздражения, обиды, злости и т.д., спокойствие, доброжелательность и удовлетворенность стали его природой. Для такого человека нет принципиальных преград к каким-либо внутренним изменениям, он способен реализовать в себе любые знания, качества и состояния, которые ему необходимы.

Получив силу, власть над собой, человек способен получить и власть над своей судьбой. Все основные жизненные цели: работа, личная жизнь, формирование окружения – становятся достижимыми, т.к. духовный человек знает, каким образом «вещи происходят», как влияют на судьбу духовные законы, кармические задачи, прошлое, где человек свободен в своем выборе, а где обязан действовать только определенным образом. Такой человек способен принимать наилучшие решения и наилучшим образом воплощать их в жизнь, приближаясь к своей цели.

Наше общество может стать совершеннее, только если совершеннее станут его граждане, если люди сумеют избавиться от состояния потерянности и озлобления, обретут смысл жизни и получат силу для ее изменения. Духовное развитие пробуждает в человеке стремление к позитивной деятельности и помощи людям, к служению обществу, поиску своего места в нем и устранению его основных проблем: невежества, бездуховности, бесцельности, нелюбви, преступности, насилия, наркомании, нищеты, экологических бедствий…

Развитие духовности

Несмотря на то, что понятие духовности достаточно широко известно, большая часть людей, все же, не понимает его истинного значения и слова Кришны, сказанные тысячи лет назад, к сожалению, остаются справедливыми до сих пор: «Из тысячи людей, едва ли, один стремится к совершенству, а из тысячи стремящихся и достигших, едва ли, один воистину меня разумеет». Если же человек, действительно, стремится к духовному совершенству, то, прежде всего, он должен принять ответственное решение и выбрать соответствующую систему развития.

Ответственное решение имеет ряд принципиальных отличий от разнообразных псевдорешений (благих пожеланий, всевозможных оправданий и т.д.). Оно основано на четком понимании значения духовного развития для себя, своей судьбы, Бога и общества, причем доведенном до такой степени, что человек может о себе сказать: «Я все преодолею, все смогу». Это соответствует максимально возможной силе стремлений и предполагает избавление от всего противоположного, от любых сомнений в необходимости развития.

Путь духовного развития не усыпан розами, он предполагает избавление от недостатков, изменение многих привычек и, казавшихся незыблемыми, убеждений, преодоление множества преград, что никогда не дается легко, без борьбы. Ответственное решение основано на том, что человек это понимает и готов к выполнению всех условий, необходимых для достижения поставленной цели. Это готовность взять на себя роль ученика, признав, что он находится в самом начале пути и с уважением относиться к мнению тех, кто стоит на ступень выше.

Выбор системы развития – в идеале должен быть таким, чтобы человек об этом никогда не пожалел. Это сложная и важная задача. Любая нормальная система развития, по сравнению с самообразованием, имеет ряд неоспоримых преимуществ: четко проработанную, проверенную временем программу и методику, дающую положительные результаты, возможность контроля адекватности развития и получения необходимых консультаций, круг единомышленников, которые готовы прийти на помощь.

В подавляющем большинстве случаев, самообразование в духовной сфере, также бесперспективно, как и попытки самостоятельно научиться играть на скрипке, управлять современным самолетом и т.п. Безсистемное изучение духовной литературы часто порождает внутренние противоречия, с которыми человек не может справиться, что блокирует его дальнейшее развитие. Первичное назначение духовной литературы – пробудить интерес к этой сфере знаний и стремление к совершенству, вывести на путь развития.

Основные ошибки

Чем сложнее область знаний, тем выше в ней вероятность ошибок и в духовной сфере их более чем достаточно. Первой глобальной ошибкой, свойственной духовным школам, является игнорирование, противопоставление или отторжение второй составляющей комплексного развития – развития энергетического (совершенствование тела, управление энергией, раскрытие экстрасенсорных способностей, др.). Объяснение такого отношения может быть каким угодно, но имеет всего две причины – элементарное непонимание или желание удержать аудиторию, убив интерес к другим вопросам.

Комплексное развитие ускоряет достижение и духовного и энергетического совершенства. Духовное развитие позволяет очистить сознание, убрать запреты высших сил, получить право на раскрытие способностей. Энергетическое развитие делает человека энергетически сильнее: повышает работоспособность, увеличивает скорость внутренних преобразований и принятия решений, при раскрытии видения, позволяет войти в контакт с тонким миром и своей душой, на практике проверить большую часть духовных положений.

«Наука начинается там, где начинаются измерения». Второй глобальной ошибкой многих духовных школ является отсутствие четко определенных критериев развития: уровней (ступеней внутренней силы) и позитивности (различение Добра и Зла). В этом случае, оно лишается конкретных целей и этапов, становится неэффективным и недоступным для анализа, часто превращается во времяпрепровождение. Наличие критериев позволяет не нарушать логику развития, вкладывать усилия в доступные задачи, дающие наибольшую отдачу.

Следующую ошибку с первого раза различить не очень просто – это фанатизм – искажение преданности, путь к катастрофе. Преданность – необходимое условие развития, способность не изменять выбранному пути, преодолевать все трудности и соблазны. Это предполагает соблюдение системой кодекса чести иерархии Света, способность видеть свои ошибки, недостатки и, по возможности, их устранять. Фанатизм – слепая вера, это оправдание любых глупостей и злодеяний, если они соответствуют догматам или спущены сверху, неспособность к критическому анализу происходящего.

Распространенной ошибкой, также, является негативное отношение к другим школам и направлениям. Чуть раньше или позже, но, все позитивные силы объединятся в единую иерархию Света на Земле, сейчас каждая из систем реализует свою кармическую задачу. Силы Света не должны бороться друг с другом, для этого есть достаточное число других противников: внутренние проблемы, болезни общества и другие проявления Зла. При выборе пути развития желательно проверить, чтобы соответствующая система была свободна, по крайней мере, от указанных ошибок.

Миание М.Ю.
доктор философии, профессор,
основатель и научный руководитель
Центра Развитие Человека

Лучшие статьи по теме